История и традиции праздника пасха. Пасха: традиции и обычаи в России
Долгий и строгий Великий пост предшествовал ему. Каждый, в меру сил, старался исправить свою жизнь, покаяться в грехах, исцелиться от страстей, чтобы с чистым сердцем встретить Воскресшего Спасителя мира.
И теперь он настал, «праздников праздник и торжество есть торжеств, воньже благословим Христа во веки» (тропарь 8-й песни Пасхального Канона). И в нашей жизни изменилось все, ведь Пасха - это особое время.
Изменился строй богослужения. До Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) перестает читаться молитва «Царю Небесный». Молитвы о усопших не читаются до дня Радоницы. Теперь можно читать акафисты (во дни Великого Поста читать акафисты не полагается). А каждое богослужение и домашняя молитва начинаются с пения пасхального тропаря: «Христос Воскресе из мертвых...». До конца Светлой Седмицы вместо утренних и вечерних молитв читаются Пасхальные часы. Пост на всю Светлую Седмицу отменяется.
Изменения происходят не только в богослужении , но и в нашей повседневной жизни.
Вместо «Здравствуйте!», которое мы говорим обычно при встрече, со дня Пасхи и до Пятидесятницы мы приветствуем всех словами: «Христос Воскресе!».
Всю Светлую Седмицу стараются провести с радостью о Воскресшем Спасителе, торжественно отмечают праздник дома, приходят на Пасхальные богослужения в храм, ходят в гости, посещают больных и нуждающихся.
Очень важно провести эти дни, не забыв самого праздника, не согрешив, не оскорбив Господа своим поведением.
Со святым праздником Пасхи связано множество традиций и обычаев. Один из них - крашение яиц.
Чудо Марии Магдалины
После праздничной службы мы всегда поздравляем с праздником, начинаем христосоваться.
Христос Воскресе! - говорим мы друг другу.
Воистину Воскресе! - слышим мы в ответ.
И каждый протягивает в дар крашеное яйцо. Откуда возник этот обычай? Чем он так важен для нас?
В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте и хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуни), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: "Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения".
Чем же связана Мария Магдалина с этим пасхальным обычаем?
Святая равноапостольная Мария Магдалина была в числе жен-мироносиц, которые всегда следовали за Христом, служа Ему и святым апостолам «от имений своих» (Лк. VIII, 3). Была она свидетельницей великих чудес и исцелений, которые сотворил Господь, видела она и Его крестные страдания и смерть, ей же, одной из самых первых, явился Воскресший Спаситель. По Вознесении Господнем святая Мария Магдалина долгое время оставалась с Пресвятой Богородицей и апостолами в Иерусалиме , а затем отправилась сама проповедовать Слово Божие. Путь ее пролегал по территории современной Италии. Многих людей обратила она ко Христу своей проповедью. А однажды не побоялась прийти с Благой Вестью даже к самому императору Тиверию (Тиберию).
Христос Воскрес! - обратилась она с пасхальным приветствием к правителю Римской Империи и протянула в дар простое куриное яйцо. Она рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Император усомнился в чуде Воскресения и попросил доказательств. Тогда она взяла яйцо, и, подавая его императору, сказала: «Христос Воскрес!» При этих словах белое яйцо в руках императора стало ярко-красным.
Предание говорит нам, что Тиверий уверовал во Христа, сослал Пилата из Иудеи в Галлию и царским указом пригрозил наказывать всякого, кто осмелился бы оскорблять христиан.
С тех пор и мы, приветствуя друг друга на Пасху, обмениваемся крашеными яйцами, вспоминая великое чудо, произошедшее с Марией Магдалиной и императором Тиверием.
Яйцо - это символ Гроба Господня, но оно же и символ Воскресения. Красный же цвет, в который чаще всего оно окрашивается, это напоминание о том, что победа над смертью, возрождение рода человеческого были куплены дорогой ценой – Кровью Господа Иисуса Христа. И это не только простое воспоминание о крестном подвиге Спасителя, это и призыв к нам: «Ибо вы куплены дорогой ценой. Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших...» (1 Кор. VI, 20).
Крашеные яйца
Готовиться к покраске яиц начинали загодя. Собирали луковую шелуху -основной природный краситель, использующийся при окрашивании яиц. Использовали и другие. Из природных красителей использовали, например, крапиву - она давала яйцу приятный зеленоватый цвет, клюква же наоборот придавала насыщенный пурпурный.
Бережно хранили снесенные курицами яйца. А затем, обычно в Великий Четверг, всей семьей приступали к окраске. Такие яйца называют обычно крашенками.
В западных областях больше распространены писанки - яйца, расписанные разнообразными геометрическими узорами. Писанки были очень трудны в исполнении, много времени проводилось в работе над каждым яйцом. Крашенки тоже не всегда были просто окрашенными яйцами. Иногда к ним прикладывали листочки, травы, и на яйце оставался неокрашенный отпечаток. Были и другие разнообразные методики...
Игры с яйцами
Много игр было связано с крашеными яйцами. Проходили они весело, играли и стар, и млад.
Одной из главных затей была игра «в битки». Играли в «битье» яиц или в «яичные бои» все от мала до велика.
Готовились к этим игрищам заранее. Выбирали яйца с толстой, крепкой скорлупой.
Цель игры состояла в том, чтобы ударить по яйцу соперника своим яйцом, и ударить так, чтобы яйцо соперника треснуло. Сначала шел своеобразный торг, который может быть довольно длинным. Порой эти шутливые препирательства «кому бить первым» были гораздо интереснее самой игры. И вот развязка - один бьёт первым.
И тот, чьё яйцо треснуло, отдаёт «биток» победителю.
Были и те, кто хотел играть нечестно. Например, внутрь яйца заливали смолу, либо воск, кто-то же вообще вытачивал яйцо из дерева и красил как настоящее. Таких нерадивых игроков не любил никто, да и наказывали их очень строго.
Так же любили играть в прятанье яиц. Чем-то эта игра напоминала жмурки. Называлась она «слепаком ходить», «в защурю» или «в тёмную». Одному из участников завязывали глаза и отводили от лежавшего яйца на некоторое расстояние. Он должен был идти к яйцу, пока сам не решит, что подошел довольно близко. После этого он снимал повязку и пытался взять яйцо, не делая ни шагу ни назад, ни вперед. Ложиться на землю при этом запрещалось. Если это ему удавалось, он забирал яйцо себе, если же нет, то отдавал свое.
И конечно нельзя не упомянуть о катании яиц. Для этой весьма интересной и зрелищной забавы требовался особый реквизит - желоб, по которому будут катать яйца. Делался он из трех сбитых вместе дощечек, либо куска коры. Порой желоб специально вырезали из ствола небольшого дерева. Длинна его начиналась от полуметра, а иногда достигала и двух и более метров.
Специально для игры подготавливали и площадку. Вырывали траву, утрамбовывали землю, чтобы ничего не могло помешать игрокам. Чтобы яйца не выкатывались за пределы площадки, ее ограничивали либо веревкой, либо из земли делали небольшую насыпь. Внутри все игровое поле посыпалось песком.
Затем на игровое поле (называли его «коном» или «катищем») выкладывали в определенном порядке яйца. Каждый игрок добавлял в общую кучу свое яйцо. Порой получались из них довольно причудливые узоры. Смысл игры заключался в том, чтобы попасть в разложенные на игровом поле яйца противников. Кто попадал - забирал выбитые яйца себе.
Пасхальный стол
Крашеные яйца - это не единственное особое блюдо пасхального стола. Вместе с ними рачительные хозяйки пекут куличи, делают творожные пасхи. Многие пекут из теста фигурка барашка - пасхальный агнец. Все эти блюда приносятся в храм в Великую Субботу. Там священник читает молитву на их освящение и кропит их святой водой. В молитве священник просит у Господа благословить «...млеко огустевшее, с ним же и яйца, и нас соблюди во благости Твоей, яко да причащающеся их, Твоих независтноподательных даров исполнимся и неизглаголанныя Твоея благости...» (Молитва благословения сыра и яиц). Вкушать освященные блюда можно только после Пасхальной службы.
Куличи являются еще одним неизменным блюдом пасхального стола. Их всегда делают из дрожжевого теста, которое символизирует дыхание вечной жизни. А сдобу кулича сравнивают со сладостью райской жизни. Хорошо приготовленный кулич не черствеет в течение 40 дней после Пасхи, до дня Светлого Вознесения. Пасхи. Что же это за «млеко огустевшее», о котором говорится в молитве? Может быть это вообще не молочные продукты? Не все, но один - творожная пасха. Это блюдо одно из самых любимых детворой, но и одно из самых сложных в приготовлении. Пасху принято делать конусообразной формы, которая символизирует гроб Господень. Готовое творожное блюдо традиционно принято украшать буквами «ХВ», означающими «Христос воскресе!», а также изображениями креста, копья, трости - символами страдания и воскресения Христа.
В Светлую Субботу после Литургии режется и раздается всем верующим артос. Это особый освященный хлеб, который выносится к царским вратам храма после Пасхальной службы. Священник читает над ним молитву и кропит его святой водой. В молитве он испрашивает у Господа: «...нас же сего приносящих, и того лобызающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подававая...» (Молитва на освящение артоса).
В течение Светлой седмицы, по монастырскому уставу, артос приносится на трапезу вместо панагии. Панагия (по-гречески - «Всесвятая») - это богородичная просфора , которую по особому чину (соблюдающемуся у нас только в монастырях) приносят после Литургии на трапезу и вкушают уже после ее окончания (хотя мы привыкли есть просфоры только натощак, но здесь таким образом подчеркивается, что трапеза является фактически продолжением богослужения, если предваряется молитвой, сопровождается духовным чтением, а пища вкушается с благодарением Богу и приготовившим ее собратьям).
Этот чин на самом деле происходит из глубокой древности. По преданию, еще апостолы после Вознесения Господа перед трапезой откладывали в честь Него частицу хлеба, а в конце поднимали ее вверх с молитвой. А после Успения Божией Матери частица стала подниматься в ее честь, это и продолжается по сей день в чине о панагии.
Но на Светлой седмице мы сугубо чувствуем присутствие Господа с нами, и поэтому чин о панагии заменяется чином артоса, который в течении всей Светлой седмицы выносится на Крестный ход и в отличие от панагии, не вкушается, но относится обратно в храм с пением девятой песни пасхального канона.
Этот благословенный хлеб благочестивые православные христиане приносят домой, дробят (разрезают) на небольшие кусочки и благоговейно хранят в подобающем месте. Употребляют его натощак вместе со святой водой. Считается, что кусочек артоса, принятый с верой в Бога, может исцелить от многих болезней.
Колокольный звон
Светлая Седмица - это единственное время в году, когда колокольный звон не регламентируется. Более того, только в эти дни каждый мирянин, по благословению настоятеля, может подняться на колокольню и сам звонить во все колокола .
В старину именно так и отбирали будущих звонарей. Следили и за тем, чтобы был слух, но и чтобы звон был красивым, «брал за душу».
«Солнечные заигрыши»
Есть и еще один красивый пасхальный обычай, уже, к сожалению, порядком подзабытый. Вот как о нем пишет писатель, поэт и этнограф А.А. Коринфский:
«Дошло до наших забывчивых дней старинное преданье, гласящее, что красное солнышко, всплывая... над обновленной воскресением Христа землею, радостно играет-пляшет своими лучами. Эта слава-молва о «солнечных заигрышах» распространена повсеместно во всех уголках славянского мира, некогда жившего одною духовной жизнью с народом русским. В великорусских губерниях раным-рано на первый день Светлого Праздника выходит деревенский люд на пригорки, ребята же малые взлезают на крыши - смотреть-любоваться игрою солнышка красного».
Неделя о Фоме. Красная горка
Первый воскресный день после Пасхи называется Фоминой неделей, так как вспоминается уверение апостола Фомы . В народе этот день получил наименование Красной горки. Отмечалась Красная горка очень широко. Играли первые после Великого поста свадьбы.
Молодежь играла крашеными яйцами и в другие игры. Вечером водили хороводы...
Радоница
Много обычаев есть у нашего народа, связанных с Пасхой. Многие из них уже почти забыты. Другие снова возрождаются. Появляются новые, и далеко не всегда они соответствуют учению Церкви. Один из главных таких обычаев - обычай ходить на пасхальной седмице на кладбище. «Всему свое время, - говорит нам Священное Писание. - Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать...(Еккл. Ill, 1,4). Пасха - это величайший праздник, праздник, в котором нет места горю и печали. Каждый, кто приходит в храм на пасхальные службы, может заметить, что в этих торжественных, красивых, радостных службах не произносятся молитвы о усопших. Даже отпевание умершего на Светлой Седмице человека происходит по особому чину (в день Пасхи отпевание не совершается, а переносится на другой день). Благочестивое народное поверие считает, что умерший на Пасху и в Светлую Седмицу человек минует мытарства.
Всю светлую седмицу мы не посещаем кладбища, для этого есть особый день - Радоница. В этот день мы приходим в храм и молимся там о усопших, а затем идем на могилы своих родственников с радостной вестью. «Христос Воскресе!» - обращаемся мы к своим почившим сродникам. «Воистину Воскресе!» - неслышно для нашего уха отвечают они нам.
Священник Александр Сорокин
Газета Пушкинского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви «Православное Пушкино», Пасхальный выпуск 2014 г.
Есть среди всех праздников один особенный - Пасха Господня. И нет человека на нашей Святой Руси, хоть раз в жизни не пережившего трепетную радость возрождения, слыша, как плывет над землей колокольный благовест, а все живущие в едином порыве славят Воскресшего Спасителя. Время стирало города и страны, слава самых известных вельмож превращалась в прах, и только весть о Воскресении Христа каждый год так же трепетно и радостно переживается верующим сердцем, как и много веков назад.
Что же о Пасхе говорит нам народная традиция?
Чистый четверг: традиции, обычаи и верования Заканчивается Великий пост. Еще несколько дней и пасхальный благовест возвестит по всей земле, что воскрес Христос. Всю неделю в храмах и монастырях Святой Руси не будут умолкать колокола. Праздников Праздник - "да радуются небеса, да веселятся людие". Вряд ли есть в жизни минута, важнее той, когда в храме запоют "Христос воскресе!".
Душа русского человека жаждет наступления этого Великого дня. Поэтому приготовления к нему начинаются задолго до Страстной седмицы. Но основные заботы ложатся на хозяек в Великий четверг.
Главная традиция Страстного Четверга - быть на службе в храме. Святая Церковь в этот день вспоминает события Тайной Вечери, когда Господь показал пример любви и смирения омыванием ног ученикам. В память об этом даже те, кто придерживается практики редкого причащения, стараются принять Святые Дары.
Канонические традиции на Чистый Четверг
В некоторых Кафедральных соборах и монастырях сохранился обычай "Умовения ног" во время Литургии Великого Четверга. Настоятель омывает ноги двенадцати священникам. В этот день Предстоятелями поместных Церквей освящается миро. Традиция берет начало в первые годы христианства - крестить оглашенных в Великую субботу. Во многих храмах совершается общее елеосвящение.
Народные обряды и приметы на Чистый Четверг В Древней Руси Великим днем называли первое воскресенье нового солнечного года, наступающее после равноденствия. С приходом христианства праздник обрел более глубинную сущность, но народная обрядовость осталась. Вот почему Чистый Четверг, как никакой другой день года, имеет много традиций, берущих начало в языческие времена.
На самом деле, эти обряды - пережиток древних верований, не имеющих ничего общего с православными традициями Великого Четверга. Они не имеют под собой особого смысла, но Церковью не запрещены.
Считается, что наряду с душой нужно очистить и тело. Нет ничего плохого в том, что люди, особенно больные, хотят встать пораньше и умыть тело чистой водой. Если только действие это не совмещено с каким-либо магическим и оккультным ритуалом. Говорили, что в этот день "даже ворона вороненка в луже моет".
В четверг достигает своего эпогея уборка дома. К празднику он должен, буквально, блестеть. Наши бабушки говорили: "Если убирать в Чистый Четверг, то целый год в чистоте проживешь".
Народ заметил, что холодный Чистый четверг предсказывает прохладную весну, а дождливый - мокрую.
Псевдохристианские обряды на Чистый Четверг
Бывает, что православными русскими традициями называют то, с чем Церковь боролась веками. Одно из множества суеверий, относящихся к дохристианской мифологии, - обычай готовить "четверговую (черную) соль". О нем в последние годы говорят все чаще.
Люди, поклоняясь божествам природы, верили, что "черная соль" исцеляет многие недуги людей и животных. Считали, что именно ее нужно подавать к главной трапезе, добавлять в тесто и в воду для умывания. Существовала традиция больному человеку десять дней подряд есть булочки, испеченные на черной соли. Часто для "освящения" брали соль с трех домов. Потом кристаллы растворяли в настойках душистых трав или квасной гуще, иногда смешивали ее с густой овсянкой. Ставили для кристаллизации в печь, пока не пойдет дым. Соль темнела, приобретая черный цвет.
В Церкви есть "Молитва над солию", одна из самых древних. Ведь этот продукт, в духовном смысле означающий спасительное учение Христово, - необходимейший для человека. Соль можно приносить в храм для освящения, но нет необходимости делать это в определенный день и готовить ее особым способом. Церковь не может освящать своим авторитетом суеверия. Со времени Стоглавого Собора (1551 года) это строго запрещено. Если когда-либо имели место уступки народным верованиям, это не значит, что они были христианизированными.
Подготовка к празднику начинается за несколько дней до него. Больше всего обрядов и традиций связано с четвергом. Его называют Чистым. Хозяйки в этот день пекут куличи. В это время в доме не должно быть чужих. Но приступать к выпечке без очищения помыслов нельзя - кулич не удастся.
Считается, что вода в этот день исцеляет от всех болезней души и тела. Поэтому до восхода солнца нужно искупаться, подготовив, таким образом, свое тело к празднику.
Издавна в селах существовала традиция после обеда разводить большие костры и сжигать в них весь собравшийся мусор. Огонь должен быть высоким, чтобы изгнать из земли всю нечисть и чтоб урожай был щедрым.
Страстная Пятница
Вечером в четверг в храмах начинается служба страстям Христовым. Свечу, зажженную в церкви, стараются донести домой и освятить ею жилище. Она защищает дом от пожара, а живущих в нем - от болезней. До выноса плащаницы вечером пятницы уже ничего делать нельзя. Господь страдает на кресте, и молчит на земле всяк человек.
Великая Суббота
Воцарилась на земле тишина, утихла боль, а в сердце оживает огонек надежды. В этот день сходит на Гроб Господень в Иерусалиме Благодатный Огонь, как знамение того, что отпущен человечеству еще один год для покаяния.
У хозяек в этот день - горячая пора. Нужно успеть приготовить пасхальную трапезу. Начинают приготовления с окрашивания яиц. Ближе к вечеру собирают пасхальную корзину, в которую кладут кулич, яйца, сырную паску, масло, колечко колбасы, соль, а на Украине - еще и кусочек сала.
Светлая Пасхальная Литургия
Еще задолго до полуночи храм наполняется людьми. Священнослужители облачаются в светлейшие одежды и на протяжении всего богослужения меняют их несколько раз. Свечи возжигают ближе к заветной минуте и в полной тишине из алтаря раздается: "Христос воскрес!". Эти же слова слышали святые жены-мироносицы, когда, по обычаю, пришли ко гробу Господню помазать тело миром.
После этого все, кто собрался на богослужение, с зажженными свечами трижды обходят вокруг церкви, против часовой стрелки, навстречу Воскресшему Христу.
Дверь в храм в это время затворена, а когда после крестного хода отворяется, то первым в нее входит священник, по образу самого Христа, первым вошедшего в рай.
После окончания Литургии происходит освящение куличей, пасок, яиц и мяса для праздничной трапезы верующих.
Тишина этой Святой ночи наполняется благовестом колоколов.
В сознании людей Пасха всегда ассоциировалась с возрождением для новой жизни. На богослужение в храм одевались самые лучшие, сшитые для этого случая, одежды. Но, в первую очередь, заботились о душе. Старались забыть зло, простить обиды, отбросить в сторону все недоброе. Всю неделю не стихал над землей колокольный благовест. Поистине велик был праздник Светлого Христова Воскресения на Святой Руси.
Дела милосердия
Горюшкин - Сорокопудов. Раздача милостыни в Святую ночь в старой Руси
В старину люди старались освятить праздник делами благотворения. Они верили, что в эти дни Сам Господь вместе с апостолами ходит по земле в нищенских одеждах, благословляет тех, кто проявляет милосердие и наказывает жестокосердых. Подражая своими поступками Спасителю, благочестивые вельможи отворяли темницы, прощая заключенных. Двери домов простых христиан были отворены для всех страждущих, бедных и голодных.
Пасхальный кулич
Кулич с древности является традиционной едой. И хотя в разных местностях его называют по-другому (например, на Украине - паской), смысл остается тем же: это - хлеб радости и отражение нашего ликования. Это - продолжение древней агипи - вечери любви, когда после праздника христиане собирались за столом и вкушали пищу веселия. А освящать кулич нужно для того, чтобы Божие благословение пребывало и на пище, и на нас.
Православные христиане всю праздничную неделю за трапезой вкушали куличи - обрядовый хлеб, освященный на Пасхальной утрени. Существовала традиция угощать им всех приходящих в дом, поэтому и пекли их много. Освящать кулич в храм нес хозяин, а когда все возвращались домой, то касался им голов детей, чтоб те скорее подрастали. Если по какой-то причине кто-то из семьи оказывался далеко от дома, то хозяйка отрезала большой ломоть кулича, вместе с тремя яйцами заворачивала его в полотенце и ставила в Красном углу.
Почему красят яйца на Пасху: Первое пасхальное яйцо Мария Магдалина вручила императору Тиверию, сообщив жестокому вельможе, что воскрес Христос. Весть эта испугала Тиверия, он возразил, что это невозможно. Но в этот момент в его руках покраснело подаренное яйцо. Так появилась первая крашенка. Для православных христиан она является символом воскресения Спасителя.
На Руси существовала традиция окрашивать яйца луковой шелухой. Назывались они крашенками. Но если на общем фоне изображались полоски, точки и извилинки, то это были крапинками. Расписанные орнаментальным узором яйца получили название писанок.
Кондитеры готовили к празднику сахарные и шоколадные яйца, а ювелиры создавали настоящие шедевры из камня, костей и фарфора, украшенные позолотой. Каждый год в канун праздника к Царскому двору поставлялось огромное количество пасхальных яиц. На Пасху Государь одаривал ими своих подданных.
Пасхальная трапеза
По возвращении из храма начиналась праздничная трапеза. К столу подавались скоромные блюда. Рыбу, как правило, на Пасху не ели. Обязательно, в дань евангельской традиции, на кулич клали сахарного, а на сырную паску - масляного барашка. Для их изготовления существовали специальные формы. Хозяин дома с миской крашенок и освященным куличом обходил вокруг стола, останавливался перед иконами, разрезал несколько освященных яиц, раздавал их собравшимся и говорил: "Дай, Боже, и через год дождаться Пасхи в здоровье и счастье".
Во многих местах был обычай после разговления умываться водой, в которую клали крашенки и медную монету. Остатки пищи от пасхальной трапезы в Юрьев день разбрасывали по полю, или закапывали на меже.
Обычай христосования
В конце пасхальной утрени священник призывает собравшихся обнять друг друга, а ненавидящих и обижающих простить воскресением. Люди приветствуют и близких, и совершенно незнакомых словами "Христос воскрес!", те в ответ произносят "Воистину воскрес!" и одаривают друг друга пасхальными яйцами.
В эту светозарную и дивную ночь нужно бодрствовать, славя Христа. Все дни, до Вознесения принято вместо обычного приветствия христосоваться, как бы продолжая апостольскую традицию возвещения миру радостной вести о Воскресении Христа.
Светлая седмица
Существует благочестивый обычай в первую неделю после праздника Пасхи не пропускать ни одной церковной службы. Но современному человеку осуществить это бывает трудно. А вот сотворить добро иногда очень легко. На то и даны эти светлые дни, чтобы помочь нуждающимся и утешить страждущих. Нужно также проведать родных, знакомых и тех, кого некому поздравить. В монастырях всю Пасхальную неделю не умолкает колокольный звон. Причем, звонарями по очереди становятся все желающие.
Радоница
После Светлой седмицы, хоть уже и не так торжественно, но праздник продолжается еще 32 дня - до Вознесения. Девятым днем по Пасхе, посещают могилки родственников, чтобы вместе с умершими разделить радость Воскресения Спасителя в надежде на всеобщее воскресение. На кладбище приносят яйца, куличи, сладости и раздают их стареньким, бедным или детям.
В душе каждого человека Господь воскресает каждый раз после искреннего покаяния. Пасха - главный праздник года, заставляющий еще раз задуматься о том, для чего мы пришли в этот мир.
Народные поверья и обряды
Издавна крестьяне на Руси верили, что в этот день отверсто Небо и у Господа можно испросить все. В чудесное исполнение желания все верили беспрекословно. Старались запомнить, что первым бросится в глаза, как только выйдешь на улицу после пасхального стола. Это считалось указанием на то, что принесет успех в делах. Люди подкарауливали как "солнце играет", считая, что сам Христос, таким образом, приветствует верующих в Него. Кланялись в пояс и говорили: "Слава Тебе, Господи, за личико Твое!". На второй день праздника женщины оставались дома, а мужчины отправлялись христосоваться к родным и друзьям. Дети, как на Рождество, ходили от дома к дому, славя воскресшего Христа. Их одаривали пасхальными яйцами и сладостями. С этого дня начинались гулянья парней и девушек, это, также, было лучшее время для смотрин.
По окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться (добежать или доехать) до дома, чтобы в течение года опережать остальных во всех делах. Впрочем, часто, не заходя домой, направлялись на кладбище известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними.
Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято.
Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый день Пасхи священник и причт, а также домочадцы “молили паску”, то есть обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части. Обычай делиться с ближними пасхальным яйцом получил символические истолкования: например, чтобы найти дорогу домой заблудившемуся в лесу человеку достаточно было вспомнить, с кем он делил пасхальное яйцо.
Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также остаткам других пасхальных блюд, например костям поросенка. С пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали яйцо в огонь, надеясь, что оно поможет остановить пожар; с пасхальными яйцами искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо; кости поросенка также закапывали в посевы, чтобы уберечь их от града.
В течение всей недели, начиная с первого дня Пасхи, священники в сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение.
С вечера пасхального воскресенья по домам ходили группы мужчин, называемых “волочебники” или “христованники”, которые поздравляли хозяев с праздником. Они исполняли под окнами специальные величально-поздравительные песни, описывающие хозяйственную деятельность крестьянина и его богатство; а припев этих песен включал традиционное пасхальное приветствие: “Христос воскрес, сыне Божий!”.
Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, прежде всего - катание яиц по земле или со специальных лотков, а также “битки” - битье крашеными яйцами.
.
Из других пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы, в которых обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года. Обязательными для пасхальных праздников были взаимные посещения близких родственников. На пасхальной или следующей за ней Фоминой неделях имело место массовое поминовение умерших.В славянском народном календаре время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. Охотники при возгласе священника “Христос Воскресе!” стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки вместо ответа “Воистину воскресе!” говорили: “А у меня рыба есть!”, чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой послать им женихов.
Проспать пасхальную службу было непростительным грехом. Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, в течение года грозили неудачи. По народным поверьям, в пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: придя в церковь в новой одежде - увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю; принеся в церковь специальным образом приготовленный творог или сыр - узнать среди прихожан ведьм по небольшим хвостикам. На Пасху, как и в Страстной четверг , поднявшись на чердак или колокольню со свечой, горящей еще с заутрени, можно было увидеть домового. Пасхальная ночь была временем, когда на земле появлялись умершие. Спрятавшись во время крестного хода в церкви, за алтарем, можно было наблюдать, как покойники молятся и христосуются между собой. Верили, однако, что человек, выдавший свое присутствие в церкви, мог поплатиться за это жизнью.
У восточных славян в течение всей пасхальной недели любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название “Звонильной”. Звоны и наигрыши, исполнявшиеся на Пасху, были далеки от традиционных богослужебных звонов, в них широко использовались народные мелодии и свободная импровизация. У русских девушки в течение всей пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали и, конечно, звонили в колокола. Бытовало убеждение, что тот, кто, разговевшись пасхальным хлебом, первым ударит в колокола, будет жить до следующего Светлого Воскресенья.
Сегодня к Пасхе готовятся заранее. Обратите внимание, что уже за месяц до праздника магазины переполняются пасхальными товарами. Это и украшение для стола, и всевозможные вкусности.
Но как это происходило на Руси, когда не было возможности купить куличи и другие лакомства в магазине?
Как и сейчас, к Пасхе начинали готовиться с Чистого четверга. Красили яйца и пекли куличи. На Руси яйца красили луковой шелухой и фуксином. Украшали их шелковыми ленточками и выкладывали на зелень пшеницы или овса. Также пекли медовые пряники в форме барашков, быков, зайчиков.
На Пасху на Руси готовили пасхальное гнездо. Сырые яйца прокалывали с двух сторон, а содержимое выдували. Внутренность тщательно промывали и заполняли неким желе. Оставляли яйца на холоде. Когда наступал праздник, их чистили и ели вкусное лакомство.
Традиции в приготовлении праздничного стола на Руси в Пасху
К Пасхе на Руси готовили первым делом овсяной кисель. Его нужно было хорошенько настоять и выпить перед тем, как съесть кулич. Считалось, что если выпить такой кисель, то весь год будет урожайным. Пятница перед Пасхой считалась скорбной. В этот день вспоминают усопших, посещают кладбище. В этот день ничего нельзя было употреблять в пищу, кроме хлеба и воды.
С полуночи в субботу люди начинали поздравлять друг друга. Сначала люди трижды целовались в щеку и «христосовались». Утром все шли в храм и приносили туда куличи и яйца, чтобы освятить. Важная традиция в этот день обмениваться крашеными яйцами и говорить «Христос воскресе».
История накрывания стола на Пасху на Руси
После строгого поста утром в день празднования было принято накрывать большой стол, за которым собиралась вся семья. На столе обязательно присутствовал ржаной хлеб, свежие нарезанные овощи. Если к моменту Пасхи успевала взойти свежая зелень, то ее выкладывали на больше блюдо. Из творога готовилась сладкая Пасха. Она готовится довольно просто, но ее необходимо довольно долго настаивать. Также на столе присутствовали отварные крупы, а также натертый хрен и соленые овощи.
Из этой статьи вы узнаете, что наши предки на Руси готовили на священный праздник Пасху. Вы научитесь готовить вкусные блюда по старинным рецептам.
Все рецепты блюд на Пасху читайте в каталоге нашего сайта.
Пасху называют «торжеством торжеств» - это главный христианский праздник. Для верующего христианина Пасха наделена огромным сакральным смыслом. Это и свидетельство всемогущества Бога, восставшего из мертвых, это и напоминание о безграничной любви к человеку Бога, отправившего на крестную смерть своего сына для спасения людей. Но традиция празднования Пасхи дольше, чем история христианства. Она богата интересными деталями, отличающимися в разных странах и культурах.
Происхождение праздника берёт начало еще в ветхозаветные времена. Пасха напоминала евреям о дне освобождения от египетского рабства. Само слово «Пасха» переводится как «проходить мимо» или «миновать».
Согласно Библии, Бог за отказ освободить евреев наказал египтян десятью жестокими казнями. Последним наказанием было умерщвлением всех первенцев в государстве, за исключением еврейских. Сын правителя Египта тоже погиб, поэтому фараон, и без того измученный несчастьями Египта, поспешно отпустил евреев. Перед ночью казни первенцев Бог повелел иудеям отметить двери своего жилища условным знаком - кровью жертвенного агнца. В эти двери ангел смерти не вошел в ту ночь.
С тех пор и по сегодняшний день существует еврейский праздник в память о тех событиях - Песах. Каждый год в это время иудеи вспоминают ветхозаветные события, следуя своим традициям.
Так, например, перед праздником в доме уничтожается все квасное: хлеб, печенье, макароны, суповые смеси, - и в пищу употребляют только опресноки. Эта традиция служит напоминанием о том, что во время исхода из Египта тесто не успело закваситься.
Новое значение праздника в Новом Завете
С древних времен богослужение на Пасху проводится ночью. Эту традицию также начали еще израильтяне, вспоминая о том, как они бодрствовали в ночь избавления от египетского рабства. Тайная вечеря - событие, которое столь почитает христианская вера, происходила именно во время пасхального ужина. На это указывают многие детали в рассказе о тайной вечере.
В те времена в еврейской среде еще существовала традиция на Пасху приносить в жертву агнца. Но на столе в этот вечер нет убитого ягненка. Иисус Христос заменяет самим собой жертву, тем самым символически указывая, что он и есть та самая невинная жертва, принесенная для очищения и спасения человечества. Таким образом, изначальное значение Пасхи получило новый смысл.
Вкушение хлеба и вина, символизирующих тело Христа, принесённого в жертву, получило название Евхаристия. Такое новое смысловое наполнение пасхальной трапезы указано самим Христом: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая».
Утверждение даты празднования Пасхи
После ухода Христа Пасха стала главным праздником его последователей - ранних христиан. Но в христианских общинах возникли серьезные разногласия по поводу даты празднования Воскресения Христова. Некоторые общины праздновали Пасху каждую неделю. Многие общины Малой Азии праздновали Пасху раз в год в тот же день, что и иудеи. На Западе же, где влияние иудаизма было значительно менее выраженным, было принято праздновать на неделю позже.
Попытки договориться об общей дате праздника не привели к успеху. Римский Папа Виктор I даже отлучил христиан Малой Азии от церкви, когда они не согласились праздновать Пасху по римскому обычаю. Позже в результате споров ему пришлось снять отлучение.
Вопрос о дате празднования Пасхи был вынесен на Первый Вселенский собор Церкви. И собор постановил определять день праздника согласно трем факторам: полнолуние, равноденствие, воскресенье. С этих пор и появился обычай празднования Пасхи в первый воскресный день после полнолуния от весеннего равноденствия.
Однако пасхалии множились и продолжают отличаться в разных церквях по сей день. В XVI веке Римский Папа Григорий направил Восточному патриарху посольство с предложением принять новую пасхалию и новый, григорианский календарь, но предложение было отвергнуто, а все последователи нового календаря восточной церковью преданы анафеме. До сих пор многие церкви, даже принявшие григорианский календарь, продолжают праздновать Пасху по старой Пасхалии. Из православных церквей только христианская церковь Финляндии перешла на григорианскую пасхалию.
Разделение церквей по этому вопросу связано с переходом на новоюлианский календарь. Часть церквей перешла на новые даты, но некоторые оставили существующие традиции, чтобы избежать волнений в народе. Среди них и Русская православная церковь, которая по-прежнему использует юлианский календарь, считающийся освященным веками церковной практики.
Попытки создать общую, единую дату празднования для всего христианского мира не увенчались успехом.
История возникновения традиции красить яйца
Знаменитый ритуальный символ праздника - пасхальное яйцо, тоже возник еще в древности. Яйцо - символ гроба и при этом символ воскресения. Толкование объясняет: внешне яйцо выглядит безжизненным, но внутри него спрятана новая жизнь, которая готовится выйти из него. Так же и Христос восстанет из гроба и укажет человеку путь к новой жизни.
Откуда пошла традиция использовать пасхальные яйца, неизвестно с достоверностью.
Версия | Происхождение традиции |
Православная традиция рассказывает следующую историю. | Мария Магдалина подарила яйцо императору Тиберию и обратилась к нему со словами: «Христос Воскрес». Когда император возразил, что так же белое яйцо не может стать красным, так и мертвый не может стать живым, - яйцо сразу покраснело. |
Другой вариант этого предания. | Мария Магдалина пришла к императору, принеся в качестве дара яйцо по причине своей бедности. Чтобы как-то украсить подарок, она окрасила его красным. |
Предлагается и более научная версия. | Согласно ей традиция дарить яйца пришла в христианство из языческой мифологии, где оно символизировало творящую силу природы. |
История возникновения обычая дарить яйца на пасху теряется в веках. Но сейчас эта яркая традиция прочно ассоциируется с пасхальным торжеством.
Пасха на Руси
Православие на Руси было унаследовано от Византии, откуда и были переняты традиции празднования Христовой Пасхи. Каждый день так называемой Страстной недели до самого Воскресения имел свой сакральный смысл.
Россия имела некоторые собственные традиции празднования. Например, священник во время пасхального богослужения несколько раз менял облачения. Эта традиция зародилась в Москве и до сих пор иногда встречается в некоторых храмах. Связано это с тем, что на Руси, когда умирал кто-то из богатой семьи, родственники покойного покупали красивую и дорогую парчу и обращались к священнику с просьбой послужить Пасху в их облачении. Чтобы не отказывать никому из обратившихся состоятельных покровителей храма, священники и нашли хитрый выход - они начали переоблачаться несколько раз за службу.
Позднее под этот обычай было подведено символическое объяснение: поскольку Пасха - праздник праздников, то и служить ее нужно в разных облачениях. Ведь каждый цвет в христианстве имеет свой символический смысл.
На Руси к дням Страстной недели было приурочено много обычаев.
- Так, например, в четверг, день очищения, было принято принимать не только духовное очищение, но и физическое. Отсюда пошёл обычай купаться в проруби, реке или озере, очищать дом.
- Пасхальный стол должен быть богатым. Богатство стола символизирует небесную радость, ведь в Библии неоднократно Царство Божие уподобляется пиру.
- Некоторые пасхальные обычаи были связаны с урожаем. Одно яйцо из освящённых в церкви оставляли до начала посевных работ. Чтобы получить богатый урожай на весь год, его брали в поле на первую высадку.
Чтобы получить хороший урожай, в поле закапывали остатки освящённых в церкви куличей и яиц. С этой же целью яйцо прятали в зерно, приготовленное для посева.
Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. Этот день является центром всей традиции, истории и философии православия. Символизирует победу жизни над смертью в самом широком смысле.
Дата празднования вычисляется каждый год по лунному календарю. Существуют Григорианская и Александрийская пасхалии – сложные астрономические системы расчета точной даты. Русская православная церковь придерживается Александрийской пасхалии и использует Юлианский календарь. Иногда эти системы выдают одну дату, тогда католики отмечают Пасху вместе с православными. Во всех календарях и традициях, дата Пасхи всегда приходится на воскресенье. Этот день недели получил свое название благодаря празднику.
Название праздника
Согласно четырем Евангелиям, Воскресение Иисуса Христа пришлось на еврейский праздник Песах. В этот день иудеи отмечали исход из Египта. В Ветхом Завете говорится, что последней «Египетской казнью», окончательно склонившей фараона к решению отпустить евреев, было убийство ангелом всех первенцев. Ангел не тронул только тех, кто заклал агнца и измазал его кровью свои двери. Таким образом, кровь агнца спасла людей от смерти. В Новом Завете в роли Агнца, спасающего людей, выступил Христос.
Постепенно еврейское слово «пейсах» трансформировалось в русское «Пасха». И люди стали чаще использовать сокращенное название праздника вместо полного.
История празднования Пасхи
Первые христиане считали, что живут в скончании веков и каждый год ожидали Второго Пришествия. В память о жертве Иисуса они начали совершать литургию, вспоминая все события – от Тайной Вечери до Воскрешения. Каждая пятница превратилась в день траура, а воскресенье – в день радости. Эти горечь и радость достигали апогея в день еврейского пейсах. Так и родилась Пасха в нашем современном понимании.
Пасха на Руси
В наши края праздник пришел вместе с христианством. После того как святой князь Владимир крестил Русь, Пасха стала важнейшим государственным событием. Торжества с тех пор длятся не менее трех дней. Иногда русские князья, после удачных походов или рождения наследника, растягивали празднование на целую неделю.
День Воскресенья предварял Великий пост, продолжавшийся не менее сорока дней. Этот период времени наши предки использовали для духовного очищения. Большой популярностью пользовалось паломничество в монастыри. Простые крестьяне отправлялись пешком за много километров, чтобы прибыть в обитель еще во время поста. Там они исповедовались и встречали Пасху уже очищенными.
Празднования в Новое Время
Во все времена, вплоть до конца первой четверти XX века, Пасха оставалась не только главным весенним праздником, но и самым центральным событием в календаре. Так было до начала двадцатых годов, когда атеизм превратился в государственную политику. Власти запрещали пасхальные литургии, противопоставляя Воскресенью Христовому свой аналог – День солидарности трудящихся.
Но уже в начале девяностых годов прошлого века все запреты были сняты и в календаре опять появилось сразу несколько красных дней весной. Как и в старину, Пасха занимает главенствующее место среди всех религиозных событий. Даже глава государства в этот день посещает богослужение в Храме Христа Спасителя, в Москве.
Народные обычаи и традиции
Так как до Пасхи христиане длительное время воздерживаются от скоромной еды, множество пасхальных традиций имеет кулинарный характер.
Кулич или Паска
Главным блюдом праздника выступает сдобный кулич, который сейчас принято называть «паской». Куличи пекут заранее и за день до праздника освещают в церкви. Наши предки паской называли совсем другое блюдо – сырную бабу. Для его приготовления использовали много куриных яиц и отборный творог. Отдельно пекли куличи. Паска имела форму пирамиды, что символизировало собой гору Голгофу, где похоронили Иисуса Христа. Поедание пасхи символизировало победу Христа над смертью.
Куличи принято нести в церковь в плетеных корзинках, из лозы или другого материала. В некоторых приходах паски освящают вечером перед Пасхой, в других – уже в воскресенье.
Отдельная традиция – украшение корзинок. Сейчас к нам пришло много западных атрибутов, ранее несвойственных православной традиции. К таким символам стоит отнести кроликов, желтые цветы и кондитерские изделия, выполненные в форме сердца.
Крашеные яйца
Вместе с куличами в корзинку принято класть яйца, окрашенные в ярко-красный цвет или покрытые замысловатым узором. Они тоже призваны символизировать победу жизни над смертью. Есть версия, что эта традиция продиктовано формой яйца – под мертвой оболочкой находится жизнь.
После начала пасхальной трапезы дети берут яйца в руки и пытаются разбить яйцо своего товарища. Эта игра получила название «Христосование», так как при ударе яйца обычно произносилось пасхальное приветствие: «Христос Воскресе».
Церковное богослужение – Пасхальная Литургия
Богослужение в православных церквях начинается еще вечером предыдущего дня и продолжается всю ночь. Хотя большинство верующих приходит только под утро, чтобы попасть на главную часть действа – Святую Литургию. В древние времена в этот день было принято крестить оглашенных. Тогда, чтобы стать христианином, нужно было в течение длительного периода доказать свое благочестие. Таких кандидатов называли оглашенными, им не разрешалось присутствовать в церкви во время совершения таинств.
Во время Великого поста священники одевают либо страстные облачения красного цвета, либо траурные – фиолетового. В таких одеждах они и начинают пасхальное богослужение. Но как только прозвучит радостное «Христос Воскресе», они переоблачаются в самые красивые наряды, сшитые из белой ткани с обилием золота.
Сразу же после окончания праздничной литургии, начинаются народные гулянья. В этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлениях радости. Молодые парни взрывают шутихи и запускают фейерверки, открываются большие ярмарки, на которых не только продаются товары, но и проводятся разнообразные конкурсы. Например, на главной площади ставиться столб, к верхушке которого привязывается ценный предмет. Чтобы победить в конкурсе, нужно долезть до верха столба и снять этот предмет, получив его в качестве приза.
Испокон веков ремесленники использовали народные гуляния, чтобы показать свою лучшую продукцию. Например, булочники в этот день пекли кулич гигантского размера прямо на площади и делили его между всеми желающими.
Воскресенье Христово также считалось отличным поводом для благотворительности. В этот день императорская чета могла посетить приют для сирот или бедных. В домах богатых людей принимали бедняков или выносили им еду на улицу.
Под вечер, ближе к концу гуляний, принято жечь пасхальный огонь. На главной площади населенного пункта выкладывали костер довольного большого размера и поджигали его с наступлением темноты. Сейчас, по понятным причинам, эта традиция подзабыта. Хотя в некоторых селах костры жгут, но не на главной площади, а возле церкви.