Как в воскресной школе празднуют пасху. Сценарий праздника пасхи в воскресной школе. учитель начальных классов
Конспект урока для воскресной школы
Светлый праздник Пасха
Оценка за ведение занятия:/____________/
Руководитель: Янина.Н.В/__________/
Провела занятие: Улыбышева.А
2016 г
Цель урока:
Формирование понятия, что Пасха - главный праздник православных христиан, смысл их веры
Развитие интереса к традициям и обычаям празднования Пасхи
Воспитание уважительного отношения к русской культуре
Задачи урока:
Обучающая: узнать о событиях, связанных со словами « воскресенье», «Пасха», «Спаситель»
Развивающая: усвоить значение поста, как приготовления христиан к празднованию Пасхи
Воспитывающая: осознать, почему пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше всех других радостей в жизни
Оборудование: презентация, видеоролики.
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о светлом празднике- Пасха.
Почему этот праздник называется Пасха?
Название «Пасха» произошло от греческого πάσχα. Есть это слово в латинском языке, а образовалось от еврейского «песах», что в переводе значит «прошел мимо» или «избавление».
Считалось, что в этот день ангел-губитель не тронул жителей, так как в их домах косяки окон и дверей были намазаны кровью ягненка. Эту жертву и именовали Пасхой. Праздник отмечали иудеи еще до Рождества Христова.
Пасха - самый большой и светлый праздник христианской церкви. К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель), в эти дни нельзя кушать мясо, молоко, яйца. Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках - хороших и плохих, о своих делах - добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это.
Что происходит до Пасхи?
Вовремя поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб. Пасха - праздник Светлого Христова воскресения.
Давно ли появился этот праздник?
Первую Пасху праздновали древние иудеи за 1500 лет до Рождества Христова в связи с исходом израильтян из Египта под водительством пророка Моисея. Ветхозаветная Пасха знаменовала избавление еврейского народа от египетского рабства, а слово «пасха» по-древнееврейски означает «исход», «избавление». Новозаветная, христианская Пасха была установлена апостолами вскоре после крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа и наполнилась новым смыслом. Это - праздник победы над смертью.
В России Святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей, поскольку с ней были связаны представления о вечном обновлении жизни, о возрождении и очищении человеческой души. Праздники, и особенно такие светлые, как Пасха, объединяли людей в едином чувстве, настроении и состоянии души. Такие праздники духовно сплачивали разобщенных людей. Они объединяли семьи. Члены семьи, пусть на короткое время, собирались вместе, объединенные общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством, веселым застольем.
А как думаете почему этот праздник собирал всю семью вместе?
Вот и сейчас Пасха, а с ней и те обряды, обычаи, что складывались веками, возвращаются на русскую землю.
Какие обычии или обряды вы знаете?
С давних времен хранится в Православной Церкви обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой Марии Магдалины, когда она, после Вознесения Христа, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: "Христос Воскресе!" , начиная таким образом свою проповедь. По примеру святой Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресение Господа - два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо служит знаком воскресения мертвых. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, восстал Христос, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.Яйцо - это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни. Чтобы новый дом получился красивым, нарядным, крепким, а жизнь в новом доме была счастливой, в фундамент дома закладывали яйцо. Прежде, чем приступить к весеннему севу, яйцо крошили и рассыпали по свежим бороздам в земле. Тогда будет хороший урожай. Когда рождался жеребенок, то хозяин проводил яйцом по спине жеребенка, чтобы он не болел, и вырос в крепкого коня.Издавна в день Пасхи люди одаривали друг друга крашеными яйцами, собирались за праздничным столом, чтобы отведать пасхальные кушанья: кулич и пасху.
Как думаете, празднуют ли Пасху в других странах?
По разному празднуют этот праздник в других странах.
В Болгарии сотни изготовленных перед пасхой больших и маленьких глиняных горшков разукрашенных добрыми пожеланиями сбрасываются с верхних этажей в ознаменование пасхальной победы над злом. Любой прохожий может взять черепок от разбитого горшка на счастье.
В России и Сербии пасхальными яйцами «христосуются» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки. Дети устраивают «покатушки» — у кого яйцо дальше укатится.
В некоторых странах Европы и Северной Америки существует обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети проснувшись утром, тут же начинают обыскивать весь дом в поисках яиц. В результате поисков малыши обнаруживают «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства стал символом Пасхи в Германии с XVI века и с тех пор распространился по всему миру. В виде зайчиков делают игрушки и сладости, а также сувениры, составляющие порой целые семейства или разные профессии.
В Австралии: особенно популярны пасхальные яйца различных размеров из шоколада или сахара. Еще в этой стране пасхальные фигурки любят делать в виде кролика или исконных животных австралийского континента. Оказывается, что редкостный зверёк Библии, проживающий исключительно в Австралии, даже вскоре может стать пасхальным символом государства. Так австралийские ученые пытаются предотвратить исчезновение этого вида, привлекая широкое внимание общественности к этой немаловажной экологической проблеме. Традиционное пасхальное меню австралийцев состоит из жареной баранины, говядины или цыпленка с изобилием овощей (картофель, морковь, тыква, фасоль, горох или брокколи). На десерт чаще всего подаётся сладкое австралийское пасхальное блюдо — это торт из безе, украшенный фруктами, киви, земляникой, ананасами, и мандаринами. Большую популярность имеют сладкие горячие булочки, которые австралийцы едят на завтрак в пасхальное утро перед обязательным посещением церкви. На Пасху в Австралии множество семейств выезжают на природу (на побережье, или в горы), поскольку, где у нас весна — у них конец лета и начало осени.
Понравились ли вам обычаи других стран на Пасху?
Давайте посмотрим видео об этом светлом празднике и узнаем поподробнее о нем.
Молодцы!
Ребята, как вы думаете, в чем сила благодарности?
(10 слайд)Вслушайтесь внимательно в само слово “Благодарю” - “Благо Дарю ”. Т.е. так вы говорите, что вы искреннее желаете дарить добро другим. А согласно закону Притяжения, если в Мир посылается добро, оно непременно возвращается, как бумеранг. Возвращается все, что мы отдаем другим. Благодаря другого, мы становимся счастливее.
Наше занятие подходит к концу. (включаем «Дорогою добра»). Ребята, в моей корзиночке сердечки. Вы можете взять столько, скольким людям вы хотели бы сказать слова благодарности. Откроем сердечки. Напишем только два слова: адресата и слово «благодарю». (Мама, благодарю… или Бабушка, благодарю…)
Спасибо за внимание
Дочка благодарит маму за то, что она дала ей жизнь, воспитала.
Ученики благодарят учителя за то, что он дает знания.
Мальчик благодарит дедушку за мирную жизнь.
Собака благодарит спасателя за то, что он спас ему жизнь.
Люди благодарят врача за сохранение здоровья.
В мультфильме говориться о дружбе и благодарности в помощи друг друга.
Правильно. Потому что нужно выручать друзей в беде.
Гамрекелидзе Анжела Леонтьевна МБОУ СОШ №6 Краснодарский край, г Туапсе, учитель Музыки и ОРКСЭ.
модуль «Основы православной культуры».
Тема урока : Православный календарь. Пасха.
Цель урока :- сформировать понимание что такое – Пасха.
Развить интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи
Воспитать уважительное отношение к русской культуре.
Задачи урока : -познакомить учащихся с историей празднования Светлого Христова Воскресенья
Познакомить с пасхальными традициями, обычаями, играми.
Тип урока : комбинированный
Оборудование : компьютер, проектор, цветные карандаши, фломастеры.
- Организационный момент.
Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.
Сердца свободны от страстей…
Так чудодейственно влияют
Слова святые на людей!..
Христос воскрес!..
О миг священный!..
О чудо, выше всех чудес,
Какие были во вселенной!..
Христос воскрес!
Христос воскрес!
Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»
(ответы детей)
Верно – это Пасха. (слайд 2)
2.Подготовка к новой теме.
А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)
3. Работа над новой темой.
Вы все верно сказали. Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.
Слово «Пасха» еврейское.Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать « прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.
На Руси праздник Пасхи празднуется с Х века. (слайд 3)
Что означают слова – воскресение, Пасха, Иисус? (возможные ответы детей)
Воскресение - день возобновления жизни;
Пасха - « переход», « избавление», «освобождение»;
Иисус - «Бог спасает», «Спаситель»
А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.
Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. (слайд 4)
А что же предшествует празднику Пасхи? (возможные ответы детей)
За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.
А что такое пост? (ответы детей)
(слайд 5)
Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.
За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.
Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье .(слайд 6)
Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви. (слайд 7)
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа.
Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются.
Кто знает, что значит разговляться?(возможные ответы детей) (слайд 8)
Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасха, яйца (слайд 9)
После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.
А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости,а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.
У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо .
Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.
Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них.
(слайд 10)
Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница. (слайд 11)
Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. (слайд 12)
Ежегодно накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня возгорается Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня паломники потом доставляют в особых лампадах в разные страны и города . (слайд 13)
В зарубежных странах есть свои символы Пасхального празднования .
Пасхальный кролик – символ плодородия и процветания. (слайд 14)
Ягненок – символизирует Агнца Божьего, то есть Христа, им украшают праздничный стол. (слайд 15)
Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире. (слайд 16)
Пасхальные букеты – символ всепобеждающей жизни на Земле .(Слайд 17)
Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает.
Правильно – пасхальное яйцо. (слайд 18)
Кто знает почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? (возможные ответы детей)
Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.
(слайд 19)
На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»
В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.
С давних времен к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это – «писанки» и «крашенки».
«Крашенки» - это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей (луковой шелухой, листьями березы, дуба, крапивы, еловых шишек) (слайд 20)
« Писанки» - яйца, которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков, узоров,орнаментов .(слайд 21)
Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в гости,а так же помогают больным, немощным и обездоленным.
(слайд 22)
Любимые игры –игры с пасхальными яйцами: катание яиц, битье яиц, крутись яйцо и другие) (слайд 23)
Были и другие забавы - подвижные игры (эстафета с яйцом). Неотъемлемой частью праздничных забав было катание на качелях. (слайд 24)
На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола. Сейчас устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона. (слайд 25)
Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки, устраивали веселые гуляния.
(слайд 26)
В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику. Помогают печь куличи, замешивать пасху, красить яйца, рисуют пасхальные поздравительные открытки.
(слайд 27-28)
Народ слагал о Пасхе пословицы и поговорки.
4. Творческая работа учащихся.
Вот давайте и вы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца.
(раздаточный материал для самостоятельной работы) (слайд 29)
В конце урока организовывается выставка работ учащихся.
Пришла весна – пора чудес
Журчит родник – Христос Воскрес! (слайд 30)
Светлее в мире нет Словес-
Воистину Христос Воскрес.
5.Подведение итога урока.
О чем узнали на уроке?
Что было нового для вас?
На какие вопросы получили ответ?
Какие новые слова и термины узнали? (пост, разговляться, христосоваться)
Что для вас осталось непонятным?
6. Домашнее задание.
Изготовить и оформить дома праздничную пасхальную открытку.
рассказать детям о Воскресении Христовом
Задачи:
- кратко познакомить детей с евангельскими событиями Воскресения Христова
- объяснить, кто такие жены-мироносицы
- объяснить, почему на Пасху празднуется победа над смертью
- выучить пасхальное приветствие
Использованная литература:
- Шполянский М., свящ. Будем жить с Богом. – М.: Послушник, 2011. Глава «Бог любит нас».
- Горбова С.Н. Евангелие для самых маленьких. – Минск, 2005. Главы «Воскресение Христово», «Христос воскресе!».
- Жукова В.В., Волкова Т.Г. Я иду на урок в Воскресную школу. Закон Божий и уроки детского творчества. – М., 2010. Урок 26 «Пасха».
Дополнительная литература:
- Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1. Глава 51 «Воскресение Христово».
- Куломзина С.С. Закон Божий для самых маленьких. – М., 2012. Урок 17 «Воскресение Христово», урок 29 «Пасха. Воскресение Христово».
Ключевые понятия:
- Воскресение Христово
- Пасха
Словарь урока:
- Спаситель
- Победа над смертью
Содержание занятия (открыть )
Иллюстрации:
Проверочные вопросы:
Ход урока. Вариант 1:
Рассказ учителя по новой теме.
Просмотр телепередачи.
1) Воскресение Христово
После Распятия тело Спасителя сняли с Креста, оплакали и положили во гроб. Тяжелым камнем заложили вход в пещеру. И приставили к пещере стражу. Был вечер пятницы.
А через три дня, ранним воскресным утром сделалось великое землетрясение. Господь Иисус Христос во славе восстал из гроба. Ангел Господень сошёл с небес, отвалил камень от входа в гроб и сел на нём. Сторожа сначала от страха упали на землю, а потом разбежались.
На рассвете женщины, слушавшие Слово Спасителя и плакавшие о Нем в эти дни, поспешили ко гробу, приготовив благовония, чтобы помазать ими тело Учителя. Церковь называет этих женщин – жены-мироносицы.
– Кто отвалит нам тяжелый камень? – говорили они между собой по дороге.
Подойдя ближе, они увидели, что камень лежит у открытого гроба и на нём сидит Ангел в блистающей одежде и с лицом, сверкающим как молния.
– Не бойтесь, – сказал он. – Я знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его здесь нет. Он воскрес, как Он говорил ученикам, в третий день после смерти. Посмотрите, где лежало тело Его, и скажите об этом ученикам Его.
Жены-мироносицы с радостью пошли в Иерусалим, чтобы возвестить другим ученикам о случившемся.
3) Явления воскресшего Христа ученикам
Вечером в тот же день ученики собрались все вместе. Двери были заперты. Вдруг они видят: Иисус Христос стоит посреди них и говорит: «Мир вам!» Он показал им Свои руки и ноги, и они увидели на них следы гвоздей, которыми Он был пригвождён ко кресту. Но они от радости ещё не верили, что видят перед собой Спасителя, и дивились. Он сказал: «Есть ли у вас здесь какая-нибудь пища?» Они подали Ему рыбу и мёд, и Он ел при них. Потом Иисус сказал им: «Исполнилось то, что было назначено Богом: Христос пострадал, умер и в третий день воскрес из мёртвых. И вы видели всё это. Пойдите же, научите все народы и крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Научите людей исполнять всё, что я повелел вам».
После Воскресения Господь много раз являлся Своим ученикам. Ужас и отчаяние, которое они пережили при распятии Господа, сменились радостью и ликованием, когда они узнали, что Господь оказался сильней самой смерти.
4) Пасха – праздников праздник
День, когда Иисус Христос воскрес, назвали Пасхой. Пасха – самый большой праздник в году. Господь Иисус Христос был распят и умер в пятницу. На другой день была суббота. А на третий день Христос воскрес из мёртвых. С тех пор всегда этот день называется «воскресение», а в день Пасхи – «Светлое Воскресение». На Пасху мы радостно приветствуем друг друга: «Христос воскресе!» и отвечаем: «Воистину воскресе!»
5) Победа Спасителя над смертью
Почему Бог добровольно отдал Себя на смерть? Потому, что Он нас любит, жалеет и хочет спасти. Спасение наше в том, чтобы жить вечно с Богом в Царствии Небесном. Но чтобы жить вечно, надо победить зло и смерть. Ведь на земле все люди рано или поздно умирают. А победить смерть может только Бог. Знаешь, когда тонет корабль, то сотни людей попадают в воду и остаются наедине с бурными волнами. Как уж тут ни барахтайся, все равно в конце концов гибель неизбежна. Чтобы спасти их, нужно, чтобы рядом был кто‑то, кто сильнее волн и выше воды. Для всех людей этот кто‑то – Спаситель – Иисус Христос. На кресте Он Сам вошел в смерть, как в бурное море – и победил ее. Христос три дня боролся со смертью – и ожил, воскрес из мертвых! Так Он открыл нам путь ко спасению – сломал двери темницы смерти. И с тех пор смерть уже не страшна, кончилась ее власть. Теперь каждый может пойти за Христом, может воскреснуть, может жить вечно – но только с Воскресшим Христом, только веря в Него, любя Его, только выполняя Его заповеди. И все добрые люди, все христиане, дети Христовы, в самый светлый и радостный праздник года – на Пасху – поют о том, что Христос победил смерть, воскрес из мертвых и подарил нам вечную жизнь.
6) Стихотворение « Христос Воскрес!». Алексей Плещеев
Всюду благовест гудит.
Из церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля...
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
7) Стихотворение « Дивные звуки ». Лидия Чарская
Земля и солнце,
Поля и лес –
Все славят Бога:
Христос воскрес!
В улыбке синих
Живых небес
Всё та же радость:
Христос воскрес!
Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы
Христос воскрес!
Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос воскрес!
Земля и солнце,
Поля и лес –
Все славят Бога:
Христос воскрес!
8) Стихотворение «Христос Воскрес!». Иван Бунин
Христос воскрес! Опять с зарёю
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажёгся над землёю
Для новой жизни новый день.
Ещё чернеют чащи бора;
Ещё в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озёра
И дышат свежестью ночной;
Ещё в синеющих долинах
Плывут туманы... Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют,
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов, и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!
Проверочные вопросы:
- Что случилось со сторожившими гроб Христов воинами?
- Как узнали о воскресении Христовом жены-мироносицы?
- Как называется главный христианский праздник?
- Почему христиане в храме на Пасху такие радостные?
- Как приветствуют друг друга люди в пасхальные дни?
«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»
1 Кор. 15, 55.
Пасха – это самый великий праздник христианства. Слово «Пасха» (по-еврейски «Песах») – означает «прохождение мимо». Когда Израильский народ был в Египте, и фараон, царь Египетский, не отпускал его, тогда Господь через Моисея навёл на него казни. И последней из этих казней была истребление первенцев. А чтобы первенцы Израильские не погибли вместе с Египетскими, Бог повелел Израильтянам помазать косяки дверей своих домов кровью агнца. «И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую», Исх. 12, 13. «И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в этот день праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его», Исх. 12, 14.
И мы теперь тоже празднуем этот праздник, но для нас он имеет более глубокое значение, чем для Израильского народа. Ведь всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, (1 Кор. 10, 11). Кровь агнца была прообразом Голгофской жертвы Христа, Его святой Крови, как написано в 1 Кор. 5, 7: «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас», то есть за наши грехи. И мы знаем, что это совершилось на Голгофе. Но со страданиями Христа и Его крестной смертью связано ещё одно великое событие – это Его воскресение из мёртвых, которое имеет великое значение для всех истинных последователей Христа.
Но теперь давайте вкратце посмотрим, что дали нам страдания Христа, Его крестная смерть и Его воскресение.
В Слове Божием написаны такие слова: «Ибо через Него (т.е. через Христа) создано всё, что на Небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли – всё через Него и для Него создано»*, Кол. 1, 16. И ещё сказано «…Которого поставил наследником всего, чрез Которого и вселенную сотворил», Евр. 1, 2.
Из этих слов мы видим, что Бог сотворил вселенную для Своего Сына, чтобы царствовать над ней через Него. Ему поклоняются даже Ангелы Божии (Евр. 1, 6). И вдруг мы видим, что диавол, когда искушал Христа, показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и при этом гордо заявил, что власть над всеми этими царствами и слава их принадлежит ему, и он, кому хочет, тому даёт её (Лк. 4, 5-6). Как же могло случиться, что вселенная, которую сотворил Бог, оказалась под властью сатаны? Ответ на этот вопрос, дорогие детки, вы, наверное, уже знаете – это случилось по вине самих людей, которые, по внушению сатаны, сделали грех, и через это стали рабами, во власти греха, болезни и смерти. Но поступок Адама и Евы имел пагубные последствия не только для них одних, но и для всех людей, которые от них произошли. Об этом Слово Божие говорит так: «Поэтому, как через одного человека грех вошел в мир, и через грех вошла смерть, так и смерть перешла во всех людей, потому что в нём (т.е. в Адаме) все согрешили»*, Рим. 5, 12. Слова «В Адаме все согрешили» говорят нам о том, что все люди, происшедшие от Адама, стали рождаться с греховными наклонностями, которые передались им от него.
Таким образом, через грехопадение первых людей сатана утвердил своё царство на земле. Где совершается грех, там и его царство, там и его власть. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола», 1 Ин. 3, 8. Но чтобы разрушить дела диавола, необходимо было, во-первых, победить грех, чего никто из людей до этого сделать не мог. «Ибо нет человека, который не грешил бы», 3 Цар. 8, 46. И, во-вторых, нужно было искупить человечество, подпавшее под власть сатаны. А это мог сделать только безгрешный Сын Божий..
Ведь о Нём сказано, что Он был искушён во всём, кроме греха (Евр.4-15). Это значит, что Он победил грех. Хотя искушения приходили, но Он не согласился ни с одним из них.
Когда Иисус стал призывать людей к покаянию, совершая многие чудеса и исцеляя людей, тогда сатана пришёл в сильную ярость и возбудил книжников и фарисеев убить Иисуса, он надеялся, что таким образом люди навсегда останутся под его властью.
Но что совершилось на Голгофе?
Когда Христа распяли на кресте, и Он должен был страдать, то Он страдал не за Свои грехи, которых у Него не было. Он страдал за грехи всего мира, за грехи всех людей, всех времён, в том числе и за наши с вами. И поскольку Он пострадал вместо нас, то через это Он получил право прощать грехи. Своими страданиями Он принёс жертву умилостивления перед Богом за грехи всех людей, и ею искупил человечество.
Этим и была разрушена власть сатаны. «Князь мира сего побеждён»*, Ин. 16, 11. И теперь каждый, кто искренно кается в своих грехах, получает прощение грехов, и переходит из-под власти сатаны под власть и защиту Христа. Но это должен каждый решить сам, своей свободной волей, кому служить – Богу или диаволу. И что человек избирает, то он и получает.
Когда Христос умер на кресте и Его положили во гроб, тогда диавол и все силы ада торжествовали. Они думали, что на этом всё кончится. «Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его», Деян. 2, 24. У Иисуса не было ни одного греха, поэтому сатана не мог удержать Его, ведь сатана имеет власть над человеком только через грех.
Таким образом, страданиями Христа на Голгофе был побеждён сатана. Смертью Христа на кресте была побеждена смерть, как написано: «…дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола», Евр. 2, 14.
Воскресением Иисуса Христа была явлена «жизнь и нетление» (2 Тим. 1, 10). Когда Христос воскрес, то Его тело было уже «нетленное», то есть – духовное. Он мог свободно проходить через стены и являться ученикам. (Лк. 24, 36). Такие же тела получат и те, которые воскреснут в пришествие Христа: «…ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными», 1 Кор. 15, 52. Но в пришествие Христа воскреснут только святые, которые умерли для греха и жили для Бога (Откр. 20, 4-6).
Но у вас может возникнуть такой вопрос: почему Христос победил смерть, а люди всё равно продолжают умирать?
Да, Христос победил смерть, но не сказано, что Он её уничтожил. Он только вырвал её жало, как написано: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех…», 1 Кор. 15, 55-56. Через то, что Христос победил грех, Он «обезоружил смерть»* (2 Тим. 1, 10), и она потеряла над Ним власть. «Зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха…», Рим. 6, 9-10.
Другими словами, Христос победил духовную смерть. Ведь Он сказал: «…всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек», Ин. 11, 26.
Но ведь все Его ученики физически умерли. Значит, Христос имел в виду не физическую смерть, а духовную. А физическая смерть пока ещё продолжает действовать. Но и она будет уничтожена, как написано в 1 Кор. 15, 26: «Последний же враг истребится – смерть». «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло», Откр. 21, 4. Ведь Бог не создавал смерти. В книге Премудрости Соломона сказано так: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих», Прем. 1, 13. И ещё сказано, что Бог создал человека для нетления (то есть для вечной жизни), но завистью диавола вошла в мир смерть. (Прем. 2, 23-24).
Поэтому, когда всё человечество будет освобождено от греха, тогда истребится и смерть.
Но даже теперь те люди, которые живут праведной и благочестивой жизнью, после смерти идут на Небо, так что смерть для них не страшна. Например, в притче «о богаче и Лазаре» мы читаем такие слова: «Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово, умер и богач, и похоронили его», Лк. 16, 22. Каждому же ясно, что Лазаря тоже похоронили, но Христос об этом даже не упоминает, а говорит, что как только он умер, то сразу был отнесён Ангелами на лоно Авраамово.
Это говорит о том, что для Лазаря смерть явилась лишь светлым переходом в вечную жизнь. Ещё сказано, что Христос был предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего. (Рим. 4, 25). Он воскрес для того, чтобы ходатайствовать за нас перед Лицом Божиим. (Евр. 9, 24).
Когда мы сделаем какой-нибудь плохой поступок, то совесть начинает нас мучить. А совесть – это ведь голос Божий в человеческом сердце. И когда мы каемся и просим у Христа прощение, тогда Христос в этот момент стоит пред Небесным Отцом и просит для нас милости. И тогда Отец, ради страданий Сына, прощает нам грехи, и совесть наша успокаивается. В наше сердце приходит мир. Поэтому Христос в Слове Божием назван Ходатаем (1 Ин. 2, 1), Посредником (1 Тим. 2, 5), Примирителем (Быт. 49, 10), Искупителем (Ис. 59, 20), Спасителем (1 Ин. 4, 14), Избавителем (Рим. 11, 26). Все эти имена Он получил после Своей крестной смерти и воскресения, благодаря этой великой победе, которую Он одержал над смертью и адом.
«Я Первый и Последний, и Живой; и был мёртв, и вот, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти», Откр. 1, 17-18.
«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего», Евр. 4, 14. Аминь.
1. Каким образом вселенная попала под власть сатаны?
2. Почему Христос должен был страдать за человечество?
3. Над кем одержал победу Христос?
4. Почему смерть не могла удержать Христа?
5. Для чего воскрес Христос?
Олег КОСТРОВ
К предыдущему >>>
Пасха / Мф. 27:38-66; Мф. 28:1-10
Тема: Иисус умер и воскрес.
Истина: Иисус умер и воскрес, чтобы мы жили вечно.
Цель: Показать, что Иисус умер за наши плохие поступки, но Бог воскресил Его, чтобы и мы жили вечно с Ним. Учить благодарить Бога за спасение.
Догматика: Иисус был распят, погребен и воскрес.
Заинтересованность:
1 вариант:
Итог: «Мы делились хорошими новостями, которые были у каждого из нас, но знаете ли вы хорошую новость, которая принадлежит всем народам?» Эта новость является самой лучшей новостью для всех! Распространилась она очень быстро и передается она из века в век – «Христос воскрес!»
2 вариант:
Ребята, вы хотели бы жить вечно с Иисусом на небе? А как туда попасть? Учитель показывает сложенную из бумаги ракету. Можно на небо улететь на ракете? На Луну – можно. Но луна – не небо.
Учитель из ракеты делает крест. Что это? Сегодня я расскажу вам, почему крест поможет нам попасть на небо.
Библейская история:
- Злые люди.
- Иисуса распяли на кресте.
- Иисус просит Отца Небесного простить грехи людям.
- Женщины плачут у креста.
- Иисус умер за наши плохие поступки.
- Иосиф положил тело в гроб.
- Стража у гроба, камень отвален.
- Ангел, а потом Иисус являются женщинам.
- Иисус воскрес, чтобы мы жили вечно.
Библейская история рассказывается с помощью макета горы Голгофы с поднимающимися 3-мя крестами (кресты сделаны из картона, лежат на горе, нижний край приклеен к горе, поднимаются за ниточку, привязанную за верхний край), сада с гробом и фигурок людей или картинок.
Применение:
Благодарственная молитва. Дети молятся по цепочке, благодаря Бога за спасение.
Золотой стих:
«Веруем, что Иисус умер и воскрес» 1 Фес.4:14
Игра на запоминание: «Эхо».
Кто знает, что такое эхо? (Если в горах крикнуть громко: «Катя!». Еще долго будет повторять эхо: «Катя, Катя, Катя…»). Весть о том, что Иисус умер и воскрес, пронеслась по миру быстро, как эхо.
Дети с учителем встают в круг, взявшись за руки. Учитель говорит по одному слову из золотого стиха, незаметно сжимая руку ребенку то слева, то справа от себя. Ребенок, которому пожали руку, повторяет это слово, затем следующий и так до учителя. Таким образом, дети повторяют эхом каждое слово из золотого стиха, а затем весь золотой стих.
Поделка «Иисус жив». С её помощью повторяется библейская история.
Домашнее задание: стихи наизусть «Радость», «Наш Господь»
Оборудование:
– ракета из бумаги
– ножницы
– заготовки к поделкам
– наглядность к Библейской истории
– стихотворения «Радость», «Наш Господь»
– гимн: «Подарил нам…»
РАДОСТЬ
Разлилась потоком радость воскресения:
Ближним и далёким Бог даёт спасение.
Золотое солнце озарило дали,
Новая поётся песня без печали.
НАШ ГОСПОДЬ
– Кто был распят, как злодей,
Для спасения людей?
– Наш Господь. Он за людей
Был отвергнут, как злодей.
– Кто разрушил силы тьмы,
Чтоб во свете жили мы?
– Победивший смерть Христос.
Он нам счастие принёс!
– Кто вернётся в мир опять,
Чтоб спасённых в небо взять?
– Наш прославленный Христос
Верных восхитит от слёз.
Подарил нам
Детский хор поёт об Иисусе Христе,
Что воскрес Господь, возвещаем мы всем.