Когда первый новый год. Праздник Новый год: история, традиции, празднование нового года. Новый год в России
Не со дня сотворения мира, а Рождества Богочеловека, ссылаясь на европейские народы. Запрещено было отмечать 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бай возвестил народу на Красной площади (из уст царского дьяка) о том, что в знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было "по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря (т. е. января) по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять
с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет".
В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружий "учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет". С 1-го по 7 января "по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы".
Первым пустил ракету царь Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование "и по всей Белокаменной".
В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка
. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки
. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
Был он человеком решительным и одним махом разрешил все календарные неудобства. К началу царствования Петра Великого в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе 1699 (от Рождества Христова).
Россия начинала устанавливать связи с Европой и такая "разница во времени" очень мешала. Но с этим было покончено.
Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года
стало носить светский (нецерковный) характер. Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре.
Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями
, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами, санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом
, подарками...
Надо сказать, что новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро, потому что раньше в ту пору был другой праздник святки. И многие старые обряды веселые карнавалы
, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки - хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.
И хоть морозно было в эту пору, но не страшил людей холод. Как вы знаете, жгли они на улицах костры, исполняли вокруг них танцы, призывая солнце (которое испокон веков обожествляли) согреть скованную снегами и морозами землю.
В разных странах его празднуют в соответствии с местными, национальными традициями, но главными символами практически везде остаются — наряженная елка, огни гирлянд, бой часов, шампанское, подарки и конечно же веселое настроение и надежда на что-то новое и хорошее в наступающем году.
Люди издревле отмечают этот светлый и красочный праздник, но мало кто знает историю его происхождения.
Самый древний праздник
Новый год — самый древний праздник, и в разных странах его отмечали и продолжают отмечать в разное время. Самые ранние документальные свидетельства восходят к третьему тысячелетию до нашей эры, но историки полагают, что праздник еще древнее.
Обычай праздновать Новый год впервые появился в Древней Месопотамии. В Вавилоне его праздновали в день весеннего равноденствия, когда природа начинала пробуждаться от зимнего сна. Его установили в честь верховного бога Мардука-покровителя города.
Эта традиция была связана с тем, что все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. Это событие праздновали в течение 12 дней шествиями, карнавалами и маскарадами. Во время праздника запрещалось работать и вершить суды.
Эту праздничную традицию со временем переняли греки и египтяне, затем она перешла к римлянам и так далее.
© REUTERS / Omar Sanadiki
Новый год в Древней Греции наступал в день летнего солнцестояния — 22 июня, его посвятили богу виноделия Дионису. Свое летоисчисление греки вели от знаменитых Олимпийских игр.
В Древнем Египте на протяжении веков праздновали разлив реки Нил (в период с июля по сентябрь), который знаменовал собой начало нового посевного сезона и был жизненно важным событием. Это было священное время для Египта, ведь засуха поставила бы под угрозу само существование этого земледельческого государства.
При праздновании Нового года у египтян существовал обычай наполнять специальные сосуды "святой водой" из разливающегося Нила, вода которого в это время считалась чудодейственной.
Уже тогда было принято устраивать ночные празднования с танцами и музыкой, дарить друг другу подарки. Египтяне верили, что воды Нила смывают все старое.
Еврейский новый год — Рош Ха-Шана (глава года) отмечают спустя 163 дня после Песаха (не раньше 5 сентября и не позже 5 октября). В этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния. Считается, что в Рош Ха-Шана решается судьба человека на год вперед.
Солнечное летоисчисление
Древнеперсидский праздник Навруз, который означал начало весны и посевного периода, отмечали на весеннее равноденствие 20 или 21 марта. Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл.
Празднование Навруза связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама.
Слово "навруз" переводится с персидского как "новый день". Это первый день месяца "фарвадин" по иранскому календарю.
За несколько недель до этой даты семена пшеницы или ячменя клали в блюдо, чтобы они проросли. К Новому году семена давали ростки, что символизировало приход весны и начало нового года жизни.
Китайский Новый год
Китайский или же восточный Новый год — это грандиозное событие, длящееся в старину целый месяц. Дата наступления Нового года рассчитывается в соответствии с лунным календарем и обычно выпадает в промежутке от 17 января до 19 февраля. В 2017 году жители Китая отметят пришествие 4715 Нового года — Огненного Петуха 28 января.
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Во время праздничной процессии, которая проходит по улицам Китая в новогоднюю ночь, люди зажигают множество фонарей. Это делается для того, чтобы осветить себе путь в Новый год. В отличие от европейцев, встречающих Новый год с елкой, китайцы предпочитают мандарины и апельсины.
Юлианский календарь
Впервые календарь, в котором год начинался с 1 января, ввел римский император Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры. До этого в Древнем Риме Новый год также праздновали в начале марта.
Новый календарь, которым затем стали пользоваться все страны, входящие в Римскую империю, естественно, стали называть юлианским. Счет по новому календарю начался с 1 января 45 года до нашей эры. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния.
Однако во всем мире Новый год еще много столетий отмечали либо в начале весны, либо в конце осени — в соответствии с сельскохозяйственными циклами.
Первый месяц года "январь" свое название получил в честь римского бога двуликого Януса. Римляне в этот день приносили жертвы двуликому богу Янусу, в честь которого был назван первый месяц года, который считался покровителем начинаний, и к этому дню приурочивали важные мероприятия, считая его особо благоприятным.
В Древнем Риме также была традиция дарить новогодние подарки. Считается, что первыми подарками были ветви лавра, которые предвещали счастье и удачу в наступающем году.
Славянский Новый год
У славян языческий Новый год связывался с божеством Колядой и праздновался в День зимнего солнцестояния. Главной символикой был огонь костра, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше.
Кроме того, он связывался с плодородием. По славянскому календарю сейчас наступает 7525 год — год Крадущейся Лисицы.
Но в 1699 году царь Петр I своим указом перенес начало года на 1 января и повелел отмечать этот праздник елкой и фейерверками.
Традиции
Новый год — поистине интернациональный праздник, но в разных странах его празднуют по-своему. Итальянцы выкидывают из окон старые утюги и стулья со всей южной страстью, жители Панамы стараются как можно громче шуметь, для чего включают сирены своих машин, свистят и кричат.
На Эквадоре особое значение придают нижнему белью, которое приносит любовь и деньги, в Болгарии выключают свет, потому что первые минуты Нового года — это время новогодних поцелуев.
© REUTERS / Ints Kalnins
В Японии вместо 12 звучит 108 ударов колокола, а лучшим новогодним аксессуаром считаются грабли — чтобы загребать счастье.
Очень интересная новогодняя традиция существует в Мьянме. В этот день каждый встречный поливает другого холодной водой. Это связано с тем, что Новый Год в Мьянме приходится на наиболее жаркое время года. На местном языке этот день называется "фестивалем воды".
В Бразилии принято в новогоднюю ночь отгонять злых духов. Для этого все облачаются в белую одежду. Некоторые совершают прыжки в океанские волны на пляже и бросают цветы в море.
© AFP / Michal Cizek
В Дании, чтобы пожелать любви и процветания себе или своим друзьям принято бить посуду под их окнами.
В полночь чилийцы съедают ложку чечевицы и кладут деньги в обувь. Считается, что это принесет процветание и богатство в течении года. Более смелые могут провести новогоднюю ночь на кладбище с умершими близкими людьми.
В традиции стран постсоветского пространства была следующая традиция — записать свое желание на листке бумаги, сжечь его и высыпать пепел в бокал шампанского, смешать и выпить. Всю эту процедуру следовало проделать за промежуток времени, пока часы двенадцать бьют.
© AFP / VINCENZO PINTO
В Испании существует традиция — в полночь быстро съесть 12 виноградин, причем каждая виноградинка съедется с каждым новым боем часов. Каждая из виноградинок должна принести удачу в каждом месяце наступающего года. Жители страны собираются на площадях Барселоны и Мадрида, чтобы успеть съесть виноградины. Традиции съедать виноград уже более ста лет.
В Шотландии, перед наступлением Нового года, члены всей семьи садятся около зажженного камина, а с первым боем часов глава семьи должен открыть входную дверь, причем молча. Такой ритуал призван проводить старый год и впустить Новый Год в свое жилище. Шотландцы верят, что войдет ли в дом удача или неудача, зависит от того, кто в новом году первым переступит их порог.
© AFP / Niklas HALLE"N
В Новогоднюю ночь жители Греции, как и жители многих других стран, ходят в гости друг к другу с подарками. Однако есть некоторая особенность — помимо подарков они несут хозяевам камень, причем, чем больше, тем лучше. В Греции считают, что чем тяжелее камень, тем более тяжелым будет кошелек у одариваемых в наступающем году.
По другой греческой традиции, старший член семьи должен разбить во дворе своего дома плод граната. Если гранатовые зернышки рассыпались по двору, то его семью в наступающем году ожидает счастливая жизнь.
Очень необычная новогодняя традиция есть в Панаме. Здесь принято сжигать чучела политиков, спортсменов и других известных людей. Однако зла жители Панамы никому не желают, просто все эти чучела символизируют все неприятности уходящего года.
© Sputnik / Levan Avlabreli
Причем чучело должна сжечь каждая семья. Видимо с этим связана еще одна панамская традиция. В полночь на улицах панамских городов начинают звонить колокола всех пожарных вышек. Кроме того, сигналят клаксоны автомобилей, все кричат. Подобный шум призван угрожать наступающему году.
Материал подготовлен на основе открытых источников.
Редакция сайт поздравляет вас с наступающим Новым Годом и предлагает для ознакомления отрывок из статьи "Какая страна, такая и ёлка" про историю празднования Нового Года в СССР из журнала "Огонёк".
После 1917-го
Россия перешла с юлианского на григорианский календарь, принятый в большинстве западных стран. Разница между старым и новым стилями «переместила» новогодний праздник на разгар православного рождественского поста. Это было на руку большевистским богоборцам.
Вскоре одним из лозунгов становления социалистической культуры стал клич партии: «Все на борьбу с религиозным дурманом!» Новогодний праздник попадает под молот антирождественской агитации. Вот одна из стихотворных агиток тех лет:
«Скоро будет рождество --
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку».
1928 год
Война против праздничной елки продолжается. Поводом для очередной вспышки негодования послужило размещенное в «Правде» объявление Универпочты о рассылке наборов елочных украшений. В редакции рабоче-крестьянских газет посыпались письма возмущенных читателей: «Меня, как безбожника, ведущего антирелигиозную пропаганду среди учащихся и рабочих, удивляет, почему газета «Правда» в своих объявлениях на весь СССР публикует, что Универпочта предлагает ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ... Предлагаю Универпочте поставить на вид за то, что она способствует старому быту, рассылая всякую мишуру и разную дребедень для украшения елок».
1935 год
В середине 30-х годов идеологи сменили тактику и стали трактовать елку как атрибут не рождественского, а новогоднего праздника. Звездным часом зеленой гостьи стал 1935 год, когда, впервые за время большевистского правления, по инициативе члена Президиума ЦИК СССР П. Постышева в Харькове был организован детский новогодний утренник. Спустя 11 месяцев секретариат ВЦСПС вынес решение: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить».
1937 год
Новый год отмечается широко и помпезно. В Москве в ЦПКиО имени Горького и на Манежной площади установлены две самые большие елки. Первого января в Доме Союзов состоялся бал-карнавал отличников учебы. С этого времени берет начало традиция специально оформлять детские новогодние праздники в помещении бывшего Дворянского собрания.
1938 год
Идея подразделения елок на главные и не главные вождю не понравилась. Когда в октябре 1937 года Каганович спросил у Сталина: «Где будем ставить главную елку?», тот ответил: «У нас все елки главные». Эти слова были поняты буквально и расценены как приказ. Из числа парашютистов агитэскадрилий в срочном порядке стали формироваться отряды Дедов Морозов, чтобы забросить новогодние подарки в самые недоступные уголки страны. Данная акция, по мнению ее организаторов, наглядно пропагандировала возможности советской авиации и парашютистов-десантников. В прочие населенные пункты в канун 1938 года выехали агитпоезда, агитавтомобили и аэросани, вылетели гражданские самолеты, отправились лыжники и даже спецкурьеры на оленьих упряжках.
Но Елка в Доме Союзов была вне конкуренции. Чудеса ожидали с первого шага. На верхней площадке лестницы, оформленной в виде сказочной горы, стоял краснозвездный самолет. Тогда весь народ следил за покорением Арктики, а имена летчиков-полярников были известны каждому советскому ребенку. Зал Арктики, специально оборудованный в Доме Союзов на время елочных представлений, был постоянно переполнен. Самым привлекательным экспонатом оказалась огромная модель строящегося ледокола. Впрочем, дети не скучали и в других залах: в одном они разглядывали диковинных зверей, привезенных из зоопарка, в другом встречались с героями народных сказок и популярных советских детских книг, в третьем их ожидали аттракционы на любой вкус. Но центром праздника была красавица-елка, на которой сверкали в лучах прожекторов десять тысяч елочных украшений с рабоче-крестьянской и коммунистической символикой.
1945 год
Радостным и ярким по тем временам выдался новогодний праздник в 1945 году. В центре Колонного зала высилась 26-метровая елка. Роль Деда Мороза исполнял популярный в то время артист Мосэстрады С. Преображенский. Он многие годы бессменно играл эту роль. На главной лестнице юных гостей встречали ряженые, игравшие на музыкальных инструментах. Особенно нравился ребятам заячий оркестр. «Зайцы» вместо труб играли на морковках. В фойе работали аттракционы: качели, «чертово колесо», карусель. Перед «волшебной комнатой» играл кукольный джаз под руководством дирижера Гуталина Гуталиновича...
1947 год
23 декабря 1947 года указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января объявлен «праздником и нерабочим днем». По существу, с этого времени словосочетание «Главная елка страны» обрело официальный статус.
1953 год
Сценарии для детских новогодних представлений в Доме Союзов писали лауреаты Сталинских премий Лев Кассиль и Сергей Михалков. Разумеется, ни один спектакль не обходился без славословий в адрес «великого вождя». Так, в финале интермедии встречи 1953 года раздвигались кулисы и перед детьми открывался портрет отца народов во всю сцену, а Дед Мороз со Снегурочкой распевали:
«В дружный круг у елки встанем
И споем со всей страной:
«Славься, наш великий Сталин!
Славься, Сталин наш родной!»
1954 год
После смерти Сталина новогодние елки получили «право на вход» в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Впервые Кремль открылся перед счастливчиками, получившими новогодние приглашения. Одним из них был 14-летний отличник Марк Орловский, отец которого пал смертью храбрых на фронте. Вспоминая то время, Марк Михайлович говорит, что ходил по сказочному дворцу, ошалев от счастья. Он, коренной москвич, выросший в коммуналке, и представить себе не мог, что в его городе есть такие роскошные залы. Сама возможность войти в запретную сталинскую цитадель казалась невероятной. Ни новогоднее представление, ни шикарный подарок не могли столь ошеломить мальчика, как сама возможность свободно гулять по Кремлю...
Всегда ли в советское время в нашей стране Новый Год был праздником?
Самый лучший праздник
Праздников у нас теперь много - и религиозных, и светских, и личных. Но единственный общий праздник для всех - это Новый год. К встрече Нового года готовятся практически все. Мужчины обстоятельно «инспектируют» ёлочные базары, выбирая самую-самую пушистую ёлочку и, с видом триумфатора, приносят «лесную красавицу» домой. Женщины закупают столько продуктов, что хватило бы на скромную свадьбу, а деток можно призвать к порядку только сказав, что Дед Мороз непослушным детям подарков не дарит. И вся эта предпраздничная суета наполнена предчувствием счастья, чуда, веселья. Телефон не умолкает, из кухни доносятся упоительные ароматы какого-то «фирменного» блюда, готовящегося только один раз в году, шампанское охлаждается на балконе, мирно соседствуя с «тазиком» оливье и мандаринами в пакете. А ещё - обновки, причёски, припрятанные до времени подарки, конфеты, бенгальские огни. И надо всё успеть приготовить до одиннадцати вечера, чтобы проводить старый год.
А с первым боем Курантов, краем уха дослушав поздравления Первого лица страны, открыть Советское шампанское и с последним ударом выпить, успев загадать самое сокровенное желание. И уже можно не суетиться, обмениваться подарками, провозглашать гениальные тосты и быть совершенно уверенными в том, что всё неприятное осталось в прошлом, а будущее - светло и радостно, что всё будет так, как мы себе пожелали. Сверкает огоньками ёлка, стол ломится от яств, с голубого экрана нас поздравляют знаменитости, и этот праздник будет продолжаться ещё не один день. К такому празднованию Нового года все давно привыкли, этот сценарий из нашего советского прошлого.
История празднования Нового года в России начинается, пожалуй, со времени царствования Петра Алексеевича, большого любителя реформ и приверженца западноевропейского образа жизни. Царь Пётр I своим указом повелел отмечать новый 1700 год и новый век 1 января, украшая жилища ветвями и деревьями сосны, ели и можжевельника. Так, 7208 год от сотворения мира сменился 1700 годом от Рождества Христова. В царской России было принято украшать ёлки только в дворянских, помещичьих домах. Крестьяне Новый год не праздновали, только Рождество и последующие до Крещения святки.
Русский Новый год - праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед - привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января..
Языческое эхо
До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна - в марте, с первым весенним равноденствием.
Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.
Колядование дошло до нас из языческих времен. Фото: Commons.wikimedia.org
С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника - он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник - с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе - «Первый день во году».
Зима близко
Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось - хотелось того веселья, что он видел за границей.20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».
Фрагмент указа Петра I от 1699 года. Фото: Commons.wikimedia.org
Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.
На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.
Пугающая перемена
1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено - волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.
Для простого народа это все было так же непонятно, как в свое время для бояр - необходимость брить бороды и одеваться на западный манер. Переполох, который случился поначалу, описал в историческом романе «Петр I» Алексей Толстой:«Звона такого давно не слышали на Москве. Говорили: патриарх Адриан, ни в чем не смея перечить царю, отпустил пономарям на звон тысячу рублев и пятьдесят бочек крепкого патриаршего полпива. Вприсядку отзванивали колокола на звонницах и колокольнях. Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей… Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивая штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу. Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, - в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами, - объезжал знатные дома. Пьяные и сытые по горло, - все равно налетали, как саранча, - не столько ели, сколько раскидывали, орали духовные песни, мочились под столы. Напаивали хозяев до изумления и - айда дальше. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Москву обходили с веселием из конца в конец, поздравляли с пришествием нового года и столетнего века. Посадские люди, тихие и богобоязненные, жили эти дни в тоске, боялись и высунуться со двора. Непонятно было - к чему такое неистовство? Черт, что ли, нашептывал царю мутить народ, ломать старый обычай - становой хребет, чем жили... Хоть тесно жили, да честно, берегли копейку, знали, что это так, а это не так. Все оказалось дурно, все не по нему. Не признававшие крыжа и щепоти собирались в подпольях на всенощные бдения. Опять зашептали, что дожить только до масленой: с субботы на воскресенье вострубит труба Страшного суда...»
6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.
Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания - их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука - рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими.
Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.