Конспекты занятий педагога-психолога в детском саду. Конспект занятия по психологии «Скажи себе сам
Конспект открытого занятия педагога-психолога в детском саду «В гости к принцессе Смешинке»
Описание. Конспект для детей старшего дошкольного возраста: 5-7 лет, преимущественно с проблемами в развитии эмоциональной сферы (застенчивость, повышенная тревожность и пр.)Материал будет полезен для педагогов-психологов и воспитателей
Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка.
Задачи:
Установить положительный эмоциональный настрой в группе.
Способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, снятию мышечного и эмоционального напряжения, сплочению детской группы.
Развивать чувство эмпатии, умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Карта путешествия», листы формата А3 (один на двоих), иллюстрации с изображениями разных эмоциональных состояний разрезанные на 3 части, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, самоклеющаяся бумага, пайетки, блески, клей, штампы, воздушный шарик.
Ход занятия:
Психолог:Здравствуйте ребята! Сегодня почтальон принес мне письмо, давайте посмотрим, что в нем? Смотрите, адресовано оно детям детского сада «Амурчонок» от короля и королевы Страны Эмоций. В конверте красивая открытка. Давайте, почитаем, что же там написано.
«Дорогие дети, король и королева страны Эмоций имеют честь пригласить вас на празднование ежегодного летнего бала в честь дня рождения принцессы Смешинки.
С уважением, Король Фантазер и Королева Радость».
Психолог:
Ребята, примем приглашение от короля и королевы? Но чтобы отправиться в путешествие, нам нужно взять с собой самые необходимые вещи. Скажите, что нам может понадобиться в пути? Только давайте мы будем собирать не вещи, а эмоции и чувства, вот я думаю, что для успешного путешествия нам обязательно понадобиться храбрость, вы согласны? Как вы считаете, что еще нам может понадобиться в путешествии?
Игра «Собери рюкзачок»
Выбирается «рюкзак» (кто-то из детей с повышенной тревожностью), в него “накладывается” все необходимое (остальные дети).
Психолог:
Ну что же, ребята, к путешествию мы готовы.
В страну настроений направляемся мы,
Где будем смеяться, грустить, удивляться.
С героями этой волшебной страны
На каждом занятии будем встречаться.
Нас ждут приключения, сказки, игра,
Задания разные нового друга.
Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!
Психолог:
Вот мы с вами и в стране Эмоций, а куда нам идти дальше подскажет карта. Посмотрите ребята, что здесь нарисовано? На карте указатели к месту (музыкальный зал – избушка»).
Звучит спокойная музыка, дети подходят к избушке.
Психолог:
Ребята, посмотрите, что я нашла? Читает записку
Для добрых и умных, скажу вам друзья
Не вызовет трудностей загадка сия
Вы мне соберите эмоций букет
Сложите все части, вам будет ответ
Психолог: Ребята, посмотрите, как много эмоций собрано здесь, какие это эмоции?
Игра "Собери эмоцию"
Ход: Детям раздаются разрезные картинки с изображением эмоций, которые они должны собрать.
Психолог:
Смотрите ребята, появилось направление на карте, куда нам стоит идти дальше. (Направление в сторону шкафов. На столах стоят тарелки с разноцветной манкой и фасолью. Лежит записка)
Психолог:
Смотрите ребята, еще одна записка, наверное, это очередное задание.
В песочной стране чудеса да и только
В гости к песочку прибежали фасольки
Попрятались детки, попробуй, найди
И тут же получишь помощь в пути
Но легким заданье не будет, учти
Ты глазки закрой и так поищи
Игра «Фасольки в Песочной стране»
Ход: Дети с закрытыми глазами находят фасольки и складывают их в чашу.
Психолог:
Как хорошо мы справились с этим заданием, вот и новое направление. Вперед! Направление в сторону зеркал.
На поручне висит воздушный шарик, на нем прикреплена записка.
Психолог:
Смотрите, ребята опять записка! Ох, какой нелегкий путь у нас.
Читает записку.
Для радости и счастья причины не ищи
Играй и веселись, прыгай и кричи
Если ты сможешь меня рассмешить
То я покажу, как дальше вам быть
Психолог: Ребята, а как можно рассмешить кого-то? (ответы детей)
Я предлагаю вам сыграть в игру-забаву «Веселые мартышки»
Ход: Дети выполняют движения по тексту.
Мы веселые мартышки!
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем!
Мы ногами топаем!
Надуваем щечки,
Скачем на носочках!
Рукой в небо укажем,
Друг другу языки покажем,
Дружно прыгнем к потолку,
Палец поднесем к виску,
Оттопырим ушки,
Возьмемся за макушку,
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру «3»
Все с гримасами замри.
1,2,3!
Психолог:
Как славно мы повеселились, думаю, рассмешили нашего таинственного помощника. Идем дальше.
На карте изображение в середину зала. Расставлены столы, разложены листы формата А3 (один на двоих). Лежит записка.
Психолог:
Давайте прочитаем, какое задание нам еще дадут.
На праздник идете с пустыми руками?
Подарок ребятки, сделайте сами
Нет лучше подарка от самого сердца
Подарок, которым можно согреться
Психолог:
И правда ребята, про подарок принцессе то мы и забыли. Но что же имелось ввиду в записке? Подарок, которым можно согреться? Что это может быть? (ответы детей). Ребята, а я думаю, что подарок, который согревает, это любой подарок, который подарен искренне и от всего сердца.
Давайте каждый из вас придумает свой подарок и нарисует его, а рисовать мы будем необычными способами, а волшебными, а помогут нам в этом наши гости.
(Приглашаем к столам молодых специалистов, они помогают детям выбрать материал для работы, выполняют работу совместно с детьми).
Психолог:
Какие красивые подарки у нас получились, думаю, принцесса будет очень рада. Ребята, а вы не устали путешествовать? Давайте немного отдохнем и развеемся.
Физминутка «Начинаем отдыхать»
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Психолог:
Ну что, ребята, отдохнули пора отправляться дальше. Куда же нам идти? На карте появляется изображение главной стены. Появляется принцесса.
Принцесса:
Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на своем празднике.
Психолог:
Здравствуй, принцесса! А мы пришли к тебе не с пустыми руками, у нас для тебя подарки! Ребята, давайте подарим нашей принцессе подарки.
Принцесса:
Спасибо вам большое! Приглашаю вас на бал, проходите, давайте танцевать!
Танец «Полька»
Психолог:
Ну что же ребята, вот и подошло к концу наше путешествие
Подошло к концу наше приключение.
Королева Эмоций дает вам наставление:
Быть добрым, без капризов
И дарит вам сюрпризы.
(Детям раздаются подарки).
Пора нам возвращаться
Осталось попрощаться!
Дети пожимают друг другу руки по кругу.
М.Ю. Буслаева
Вопросы агрессии и агрессивного поведения являются актуальными в научной литературе и рассматриваются с точки зрения философии, педагогики и психологии. До начала Х1Х века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий.
Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности
А.С. Микерина
Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что современное общество нуждается в гражданах, которых отличают целеустремленность, наблюдательность, эрудированность, умение находить выход из трудной ситуации, мобильность. В связи с этим образование направлено на формирование у детей самостоятельности, активности в познании окружающего мира, субъектной позиции в деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость развития самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, познавательно исследовательской и т.д.
Просветительская деятельность в дошкольной образовательной организации
И.Ю. Иванова
Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является формирование родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это отражено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания названо одной из стратегических целей. Однако, несмотря на усиление внимания государства к решению данной проблемы, в обществе наблюдается тенденция снижения духовности и культурного уровня взрослых и детей, распад системы семейных ценностей воспитания детей.
Подготовка родителей к продуктивной коммуникации с детьми старшего дошкольного возраста
Л.И. Савва
Семья и, в первую очередь, родители, их поведение и жизненные ценности являются основным источником передачи ребенку социального опыта, а также знаний, умений и навыков, необходимых для конструирования социальных контактов и взаимоотношений между людьми. Через систему внутрисемейных отношений ребенок дошкольного возраста вырабатывает свои собственные взгляды, установки, идеи, осваивает моральные нормы и учится разбираться в социальных ситуациях.
Теоретико-методологические основания личностного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной коммуникативной деятельности
О.Г. Филиппова
Существующие преобразования в стране привели к изменению современных целей и ценностей образования. Информационно-коммуникационная эпоха сегодняшнего мира позволила определить необходимость стремления каждой языковой личности к коммуникативно-творческому становлению и личностному развитию. Начиная с дошкольного возраста, важно формировать у детей умения устанавливать позитивные взаимоотношения между людьми, адекватно воспринимать и оценивать происходящие взаимосвязи и события, а также познавать себя и другого в общении через собственные речевые действия и осознание своей роли и места в поликультурном окружающем пространстве.
Цели:
- способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; самовыражению, совершенствовать умение выступать перед группой;
- учить детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества;
- развивать самосознание;
- развивать вербальное и невербальное общение;
- развивать творческие навыки, логическое мышление, внимание, память;
- тренировать мелкую моторику рук;
- формировать отношения доверия, умения сотрудничать;
- снять телесное и эмоциональное напряжение.
Материалы:
- музыкальное сопровождение “Волшебная дорога”, “Таинственный сон”;
- цветной песок;
- белая бумага формата А3 (по количеству детей);
- декоративные элементы: бусины, камушки, пуговицы, ракушки;
- цветные карандаши и фломастеры;
- бумага (по количеству детей);
- волшебный стул.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Игра – приветствие “Я сегодня вот такой...”
(источник – Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс “Игры-приветствия для хорошего настроения”. - СПБ.: Речь, 2011)
Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: “Здравствуйте. Я сегодня вот такой” – и показывает невербально свое состояние. Остальные слушатели говорят: “Здравствуй, - называют имя водящего. Затем все вместе повторяют имя приветствующего их игрока и говорят: “Игорь сегодня вот такой” – при этом, стараясь копировать его жесты, мимику как можно точнее. Игра продолжается, пока в ней не примут участие все слушатели. В заключении все берутся за руки и хором говорят: “Здравствуйте ВСЕ!”.
Задание “Мое необыкновенное имя”
Педагог-психолог: Ребята, у каждого из нас есть имя, оно то и отличает нас от других людей. Давайте мы сейчас с вами произнесем наши имена, но не просто так, а необыкновенно... Я передам вам мячик, а вы по кругу, передавая его друг другу, будете произносить свои имена... Дети произносят свои имена, передавая друг другу мячик. Молодцы! Ребята, а бывает и такое, что мы встречаем человека с таким же именем как у нас и это не удивительно... Что делать в этом случае? Ответы детей. Конечно, самое главное, не расстраиваться. Мы же можем себе в этом помочь... А как? Ответы детей. Правильно, сделать свое имя необычным. Для начала, мы с вами попробуем видоизменить наши имена, например, можно сократить свое имя, или сделать его ласковым, или даже назвать себя каким-то другим приятным словом...Я передам вам мячик, а вы по кругу, передавая его друг другу, будете произносить свои видоизмененные имена... Дети произносят свои придуманные видоизмененные имена, передавая друг другу мячик. Молодцы!
А сейчас мы попробуем нарисовать наши имена и сделать их самыми необычными...
Упражнение-игра “Рисование цветным песком своего необыкновенного имя”
Педагог-психолог: Ребята, а Вы любите рисовать? Ответы детей. Я вам предлагаю рисовать необычным способом: на цветном песке пальцами, руками. Давайте нарисуем наши красивые и необыкновенные имена на песке, а потом их украсим их волшебными предметами: бусинами, камушками, пуговицами, ракушками. Вы согласны? Ответы детей. Придумайте свой образ вашего имени. Дети рисуют под музыкальное сопровождение “Волшебная дорога” свои имена на бумаге формата А3 цветным песком и украшают декоративными элементами. Замечательно! Какие у вас получились красивые и необычные имена! Посмотрите на имена своих друзей, вам нравятся они? Ответы детей. Мне очень нравятся! Вы молодцы!
А сейчас мы с вами поиграем в одну очень интересную и волшебную игру...
Игра “Волшебный стул”
На “волшебный стул” приглашается один из детей: как только он садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными все его достоинства; остальные ребята рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой); говорят о внешних достоинствах (например: красивые волосы, глаза).
На стуле должен посидеть каждый ребенок. Дети
играют в игру. После того, как все дети посидят на
“волшебном стуле”, обсудить с ними:
Пальчиковая гимнастика “Мои веселые пальчики”
Мои пальчики расскажут, (Поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь
Все умеют, все покажут. и наружу, затем хлопать в ладоши).
Пять их на моей руке.
Все делать могут,
Всегда помогут.
Они на дудочке играют, (Далее подражать движениям, соответствующим
Мячик бросают, содержанию текста).
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке.
Визуализация “Волшебный цветок”
(источник - Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова “Цветик-семицветик”. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 - 6 лет. - СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2011)
Педагог-психолог: Ребята, я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазий, во время которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения. Итак, начнем...
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Дети под музыкальное сопровождение “Таинственный сон” удобно устраиваются на мягком диване, мягких креслах или ковре. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
А теперь представьте себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выбери какое-нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся... Внимательно рассмотри его, его листья, цветы и еще не распустившееся бутоны...
Представьте теперь, что вы - один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотрите на плотную оболочку вокруг вас, постарайтесь почувствовать, как вам хочется чтобы эта оболочка раскрылась и вы бы потянулись навстречу теплому солнечному свету...
А теперь вы можете представить себе, как ваши бутоны постепенно раскрываются. Постарайтесь почувствовать аромат этого цветка... Рассмотрите цвет его лепестков... Посмотрите, как ярко они сияют... Если хотите, можете понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются такими прекрасными цветами... Слышите, они говорят: “Какой красивый цветок! Он так нравится мне! Восхищайтесь и вы этим цветком, повторяя про себя: “Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой”. Вы чувствуете, как приятно смотреть на этот цветок? Возьмите это приятное чувство и поместите в какую-нибудь часть своего тела. Например, вы можете вдохнуть это чувство и поместить его в район солнечного сплетения....
А теперь потянитесь, расслабьтесь, откройте глаза и вернитесь ко мне в кабинет бодрыми и отдохнувшими.
Ребята, вы запомнили свои красивые и необыкновенные цветы? Ответы детей. Тогда я вам предлагаю нарисовать их.
Упражнение “Рисование волшебного дерева”
Педагог-психолог: Давайте нарисуем волшебные и необыкновенные деревья, на которых и будут расти все те прекрасные цветы и бутоны, которыми вы были. Вы согласны? Ответы детей. Тогда начнем... Дети рисуют цветными карандашами и фломастерами под музыкальное сопровождение “Таинственный сон”. Замечательно! Какие у вас получились необыкновенный деревья и цветы! Посмотрите на рисунки своих друзей, вам нравятся они? Ответы детей. Мне очень нравятся! Вы молодцы!
Упражнение “Необычное прощание”
Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить в центр круга, и прощаться с нами каким-нибудь необычным способом. Все мы будем повторять его действия, прощаясь с ним.
Список использованной литературы
1. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. “Цветик-семицветик”. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. - СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2011.
2. Монина Г.Б., Е.К. Лютова-Робертс Е.К. “Игры-приветствия для хорошего настроения”. - СПБ.: Речь, 2011.
татьяна ткачук
Конспект открытого занятия педагога-психолога в детском саду «Путешествие в страну настроения»
Цель :
Развитие эмоциональной сферы ребенка.
Задачи :
Закрепить у детей знания об основных эмоциях; радость, удивление, злость, грусть.
Формировать умение подбирать цвет для выражения своего настроения .
Установить положительный эмоциональный настрой .
Методы и приёмы, используемые в работе :
Беседы, направленные на развитие самосознания детей;
Групповое обсуждения эмоций и чувств;
Психогимнастика , физ. минутка.
Структура занятия :
Вводная часть (приветствие) .
Основная часть (игры, упражнения, беседы) .
Заключительная часть (психогимнастика ) .
Количество детей – 4 человека.
Используемое оборудование :
1. Воздушно - пузырьковая колонна
2. Фибероптическое «Солнышко»
3. Набор «Дары Фребеля»
Продолжительность занятия – 25- 30 минут
Ход занятия:
Вводная часть
Ритуал начала занятия . Приветствие
Психолог : Дети, сколько у нас гостей! Давайте поздороваемся с ними : - Здравствуйте!
Сегодня я – Фея из страны настроений . Я очень рада вас видеть!
(1 слайд – «Путешествие в страну настроений » )
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
1. Основная часть
Беседа : Настроение , его сравнение.
Ребята скажите, пожалуйста, какая бывает погода? (ответы детей)
Ребята расскажите, какое у вас сейчас настроение ? (ответы детей)
Как вы думаете, можно ли сравнить ваше настроение с погодой ? (ответы детей)
Говорят что, погода внутри вас – это и есть ваше настроение .
(2 слайд - Солнце)
Ребята, посмотрите на экран, какая здесь погода? (ответы детей) С каким настроением можно сравнить солнечную погоду? (ответы детей)
(3 слайд - Дождь)
А здесь ребята посмотрите, какая погода? (ответы детей) С каким настроением можно сравнить пасмурную погоду? (ответы детей)
Да, действительно наше настроение может иногда зависеть от погоды.
А еще наше настроение можно сравнить с цветом. Вот перед вами волшебная колонна. В ней плавают рыбки, вода «кипит» пузырьками, а цвет воды все время меняется. Посмотрите на эти цвета.
Ребята, каким цветом можно выразить радостное настроение , грустное настроение (ответы детей)
2. «Домик настроений » .
Посмотрите, какой красивый домик мне оставили жители сказочной страны . Это домик настроений , он расскажет нам какие эмоции, бывают у жителей этой страны . Присаживайтесь дети вокруг домика как вам удобно, и по очереди посмотрим, что там находится. (работа с пиктограммами радость, удивление, злость, грусть. Последовательно дети выбирают по одной пиктограмме из домика и задаются следующие вопросы. Какая эмоция изображена на шаре) Видите ребята, какие здесь разные жители и они испытывают разные эмоции.
3. Физ. минутка (4 слайд – бабочки, релакс. музыка) А теперь ребята мы представим что мы гуляем по сказочной поляне :
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки летают
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились
4. Упр. «Удивительная картина»
Ребята, посмотрите, что это за чудо – картина? Кого вы здесь видите? (ответы детей) Картине чего - то не хватает, как вы думаете чего? (ответы детей)
Я предлагаю вам дополнить удивительную картину, которую оставили для вас жители страны настроения разными цветами . (работа с дидактическим материалам «Дары Фрёбеля» )
5. Психогимнастика «Чудесное солнышко» .
(слайд 5 - солнце релакс. музыка)
В стране настроения есть удивительное солнце. Я приглашаю вас к «Чудесному солнышку»
(психогимнастика с фибероптическим солнышком)
Посмотрите, какие чудесные лучики. Прикоснитесь к ним, поиграйте с ними. Видите, лучики радуются вам и становятся разноцветными. Ребята, а солнышко какое (ответы? Что оно вам дарит (ответы?
Наше путешествие по стране настроения подошло к концу .
И я надеюсь, что у вас всегда будет хорошее, веселое настроение .
Публикации по теме:
Сценарий выпускного в детском саду «Путешествие в страну знаний» Вед Дорогие. Дети! Сегодня особенный день вы прощаетесь с детским садом, а мы с гордостью выпускаем вас в большую жизнь и желаем счастливого.
«Путешествие в страну знаний». Конспект открытого занятия по математике Конспект открытого занятия по математике «Путешествие в страну знаний» Воспитатель: Брицына О. М. Цель: 1. Повторить с детьми счет в.
Конспект итогового занятия педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Знаний» Цель: обобщить и систематизировать знания дошкольников. Задачи: Снятие телесного и эмоционального напряжения. Создание эмоционально.
Конспект НОД «Путешествие в страну настроения» Тема ОС «Путешествие в страну настроения» Форма проведения занятия Игра- путешествие Цель Создание условий для развития эмоциональной сферы.
Конспект открытого занятия педагога-психолога «Чувства и эмоции людей» Конспект открытого занятия педагога-психолога МБДОУ № 11 "Родничок" г. Тихорецка Витковой Татьяны Анатольевны в подготовительной группе.
Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка. Задачи:.
Елена Решеткина
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
педагога-психолога МБДОУ №1 «Ласточка» города Зеленодольска
Решёткиной Е. А.,
Тема : Путешествие .
Цель занятия : Формирование общности с другими детьми и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров, через преодоление застенчивости, нерешительности, замкнутости.
Задачи : 1. Преодоление застенчивости, нерешительности, замкнутости;
2. Развитие самосознания и индивидуальности детей;
3. Развитие навыков совместной деятельности;
4. Воспитание способности к согласованному взаимодействию, доброжелательного отношения друг к другу.
5. Снижение психоэмоционального напряжения.
Материалы : Цветные карандаши, набор картинок «Животные» , вырезанные из бумаги рукавички с орнаментом, нарисованные персонажи сказки «Репка» .
1. Приветствие.
Психолог собирает детей вокруг себя : «Давайте сейчас сядем на стульчики, но так, чтобы каждый из вас видел всех ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас ». (Единственным верным решением здесь является создание круга.) Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит : «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». (Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми , он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.)
2. Основная часть. Игра «Путешествие » .
Психолог : «Представим, что мы сели в поезд и отправились в путешествие . В пути поезд будет делать остановки на станциях «Лесная» , «Игровая» , «Творческая» . Название станции подскажет, чем мы будем заниматься во время остановки».
Дети встают друг за другом, положив руки на плечи стоящего впереди. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, «колеса» работают четко в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. «Машинист» на станциях меняется.
А) Психолог : «Приехали! Станция «Лесная» . Давайте прогуляемся по воображаемому лесу. Послушаем пение птиц, полюбуемся цветами и деревьями, посмотрим на лесных обитателей. А теперь, присядем на полянку и немножко отдохнем.
Упражнение «Божья коровка»
Психолог собирает детей вокруг себя и говорит : «Давайте представим, что мы поймали божью коровку. Вот она у меня в руках. Хотите посмотреть? Я могу передать ее своему соседу, а он – своему. Но это – не простая божья коровка, а волшебная. Каждый раз, когда ее передают другому, она увеличивается в размерах в два раза. Так что, когда мы передадим ее по кругу, она будет во – о – от такая. (Показывает) . Будьте очень осторожны с ней, погладьте ее по крылышкам, приласкайте ее, старайтесь не сделать ей больно, но помните, что с каждым разом она становится все больше и больше, все тяжелее и тяжелее». Психолог держит в руках воображаемую божью коровку, поглаживает ее, показывает остальным детям, затем передает ее соседу. Божья коровка передается по кругу, взрослый все время напоминает детям о том, что она увеличивается. После того, как божья коровка попадает в руки последнему ребенку, взрослый подходит вместе с детьми к окну и «выпускает» ее на улицу.
Сказка «Репка»
Дети берут по одной карточки, где нарисовано по одному из персонажей сказки.
Психолог : «Я сейчас буду рассказывать сказку, которую вы все хорошо знаете. Ваша задача : Когда услышите, что я говорю о персонаже, который нарисован на вашей карточке, вы встаете, обходите свой стульчик, ничего при этом, не говоря, и снова садитесь. Поняли? Хорошо. И так, я начинаю, а вы будьте, очень внимательными. (Работа детей) .
Психолог : «А теперь сядем в поезд и продолжим наше путешествие .
Б) Психолог : «Станция «Игровая» ! Приехали, выходите». Проводится совместная подвижная игра.
Игра «Дотронься до…» .
Все играющие одеты по-разному.
Ведущий выкрикивает : «Дотронься до… синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.
Замечание Психолог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Игра «Выбери себе партнера» .
Дети стоят в кругу. Психолог говорит : «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Каждый из вас должен выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером была Алина, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет три, подбегайте к своему партнеру и возьмите его за руку». Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз. Психолог следит за тем, чтобы дети менялись парами.
Игра «Зоопарк» . (Совместная игра со взрослыми) .
Дети и взрослые выбирают самостоятельно карточки, на которых нарисованы различные животные. (Например : лиса, медведь, волк, мышь, еж, олень, белка, заяц.)
Психолог : «Вы должны превратиться в тех животных, которые нарисованы на ваших карточках. А теперь, когда все знают, кто в какое животное превратился, изобразите его и найдите себе соответствующую пару».
Этюд «Согласованные действия» .
Участники разбиваются на пары : Ребенок – взрослый.
Психолог : «Вы должны показать парные действия :
Пилка дров;
Гребля в лодке;
Перемотка ниток;
Перетягивание каната;
Передача хрустального стакана;
Парный танец;
Делаем зарядку;
Делаем макияж;
В) Психолог : «Садимся в поезд. Едим дальше. Станция «Творческая!» .
Игра «Рукавички» .
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар участников равно количеству пар вырезанных рукавичек. Рукавички разбросаны по помещению.
Психолог : «Вы должны найти «свою пару» и раскрасить рукавички». (Работа детей в парах)
Психолог : «Молодцы! Сумели договориться и поэтому быстро выполнили задание» .
Психолог : «А теперь садимся в поезд. Нам пора возвращаться в детский сад. Поехали! Приехали! Вам понравилось наше путешествие ? Что больше всего понравилось? Какое настроение у вас? Что больше запомнилось»? (Ответы детей.)
3. Прощание. Собрать детей вокруг себя. Психолог : «Наше занятие закончено . Давайте попрощаемся» . Психолог вытягивает руки, а дети подходят к нему и кладут свои ладони на ладони взрослого, образуя круг.
Психолог : «Вы подарили мне свое тепло, а я дарю вам свое тепло, которое идет от наших ладоней. На этом наше занятие закончено . До свидания».