Понятие предметно-развивающей среды в доу. Предметно-пространственная развивающая среда в доу
При обустройстве детской комнаты необходимо позаботиться о создании развивающей среды для ребенка, ведь первое познание окружающего мира происходит именно здесь, когда новорожденный, ещё лежа в люльке, рассматривает игрушки, следит глазами за погремушками, затем, когда начинает ползать, делать первые шаги и так далее. В детской происходит эмоциональное насыщение малыша, и было бы крайне неосмотрительно не использовать это помещение для эффективного развития ребенка.
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос и развивался полноценно, а каждый прожитый день приносил ему радость нового познания и интерес к предстоящим открытиям. Поэтому все родители с момента появления малыша в семье должны постараться обустроить для ребенка развивающее пространство в детской комнате.
Правила организации предметно-развивающего пространства
Споры о необходимости развивающих компонентов в окружающей среде ребенка не утихают. Мамочки делятся личным опытом, критикуют разные методики раннего развития, но продолжают записывать ребенка на групповые занятия.
Иногда взрослые забывают о том, что ребенок словно чистый лист, все надписи на котором зависят от желания родителя сделать эту запись. Человек рождается с комплексом задатков, которые можно развить в способности, а в некоторых случаях возможно говорить о таланте.
Маленькие дети одинаково готовы , играть на фортепиано, различать палитру цветов или разбираться с математическими формулами. Эта особенность напрямую связана с особенностями развития и роста головного мозга. Ученые выяснили, что наиболее интенсивный период развития умственных, творческих и личностных задатков ребенка приходится на интенсивный рост головного мозга, который значительно замедляется к трем годам.
Развитие ребенка не обязательно выстраивать на методических постулатах мастеров педагогики. Обустраивая детскую комнату как естественную развивающую среду для малыша, достаточно следовать особенностям возрастного развития ребенка и учитывать его личностные потребности.
При организации предметно развивающего пространства следует помнить естественности и ненавязчивости. Не хватайтесь за все и сразу, выделите для себя несколько образовательных областей, в рамках которых вы бы хотели развивать способности своего ребенка, добавьте к ним физическое воспитание и эмоциональный комфорт пространства. Исходя из этого, планируйте дальнейшее обустройство детской комнаты.
Особенности предметно-развивающей среды для детей различны для каждого возраста, но существует ряд общих правил, ниже перечислены основные из них.
- При обустройстве детской комнаты помните о физиологических потребностях малыша. Выбирайте нетоксичные материалы, безопасные предметы и лояльные к психике цвета. Например, нельзя, чтобы в детской комнате доминировал черный или красный цвет: в первом случае у ребенка может развиться страх, а во втором вы рискуете столкнуться с перевозбуждением нервной системы.
- При оформлении развивающей среды а детской комнате учитывайте пожелания вашего ребенка. Реализуйте обучающий компонент через привычные предметы или любимые мотивы в интерьере, знакомом вашему малышу.
- Особое внимание уделяйте здоровьесберегающему фактору окружающей ребенка развивающей среды. Правильно распределяйте освещение в комнате. Выделяйте рабочую зону и зону для релаксации, подбирайте в спортивный уголок безопасные снаряды.
- Во избежание аллергических явлений используйте в декоре детской комнаты простые предметы. Чем меньше пыли соберется в коврах, гобеленах и мебели, тем здоровее будет дыхательная система у малыша.
- Задумав организовать предметно-развивающую среду для ребенка, если вы не уверены в том, что через пару месяцев ваш интерес к развитию малыша сохранится, лучше не начинайте изображать в комнате деятельность. Дети очень тонко чувствуют желания и эмоции взрослых. Так как развивающая компонента в рамках дома проводится в тесном общении родитель - ребенок, то без вашей заинтересованности в занятиях интерес к ним пропадет и у малыша.
- Даже если вы до рождения ребенка были уверены в том, что будете заниматься с ним по программам раннего обучения, не спешите. Еще до начала первого занятия вы сможете понять потребности вашего ребенка и адаптировать любую теорию под его особенности.
- Организуя развивающую среду в доме для ребенка от рождения и до двух лет, не забывайте следовать основным этапам взросления ребенка. Делайте упор на потребности возраста, а не на указания «знающих людей».
- Интерьер детской комнаты для маленького ребенка должен обладать мобильностью, должен меняться настолько быстро, насколько стремительно растет ребенок.
- Наглядность - первый необходимый компонент в деле развития маленького ребенка. Творчество помогает не просто украсить детскую комнату, но и привлечь к работе ребенка, заинтересовать его конечным результатом.
- Не спешите выбрасывать поломанные предметы: подумайте, как их можно починить или переделать под запросы развивающего пространства здесь и сейчас.
Как создать развивающую среду с учетом возраста ребенка
Чтобы создавать развивающую среду так, как советуют психологи, нужно учитывать возраст ребенка. Наверное, каждая мама задолго до рождения первенца представляет себе, как будет выглядеть его комната, какие игрушки она поставит на полку у колыбели, в какие игры будет играть с малышом, как радостен и счастлив будет их совместный досуг. Мечтает каждая. Реализуют мечты далеко не все.
Узнав о долгожданной беременности, предстоящих родах и о хлопотах первых дней материнства, женщина может начать заботиться о детской комнате для ребенка. Забудьте о предрассудках, которые навязывают нам бабушки и мамы. От того, что вы все подготовите, ничего плохого случиться не может, а вот если покупку «приданого» и оформление детской вы доверите мужу в те несколько дней, что будете в роддоме с малышом, вы рискуете потратить нервы и средства для восстановления желаемой гармонии в душе и в детской.
Не откладывайте в долгий ящик вопрос с организацией предметно-развивающей среды дома, вы можете разработать дизайн-проект как самостоятельно, так и с дизайнером, но не забывайте о нескольких правилах: никаких ярких цветов на большие поверхности. На стенах должны преобладать спокойные тона; красивые картинки и яркие фигурки можно расположить у изголовья колыбели. Это, с одной стороны, внесет разнообразие в комнату, с другой - станет неплохим тренажером в развитии зрения новорожденного.
В комнате новорожденного должна быть хорошая вентиляция и теплый пол, настольная лампа-ночник и музыкальная подвеска на кроватку. Можно подобрать к кровати комплект мебели: комод, пеленальный стол, а можно позаботиться о регуляции света в помещении.
Когда ребенок идет в сад, детская комната снова претерпевает изменения. Теперь пришла пора обратить внимание на : нужны и спортивные тренажеры, и маты, и мячи.
Надо помнить о прикладных видах искусства и выделять в домашней развивающей среде место для лепки, рисования, конструирования и других увлечений малыша. Дети любят играть. Игра становится основным видом деятельности к трем годам и уступает свои позиции только к середине начальной школы. В обустройстве детской комнаты дошкольника особое внимание следует уделить игровым компонентам: покупке готовых игровых комплектов или созданию собственного игрового пространства.
В третий раз о перестройке домашней предметно-развивающей среды родители задумываются, когда их ребенок поступает в первый класс. Тут на лидирующие позиции выходит образование, обучение, организация рабочего пространства и зоны отдыха.
Следуя правилам организации развивающего пространства для детей с учетом возраста, родителям остается только подогревать свой интерес в развитии ребенка организацией совместных игр, творческих мастерских или читального зала.
При создании развивающей среды дома следует избегать нарочитой праздничности. Не перегружайте пространство картинками с буквами, мозаикой с цифрами или карточками с изображением предметов. Помните, что все в детской комнате должно легко включаться в игру. Ваша задача - превратить познавательную деятельность в часть увлекательного игрового процесса в рамках привычной среды родного дома.
Это не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Со временем родители сами получают кучу положительных эмоций от успехов детей и от собственной включенности в жизнь чада.
Цветовое оформление развивающей предметно-пространственной среды
Приступая к оформлению предметно-развивающей среды, родители сталкиваются с ремонтом. На этом этапе важно убедиться в том, что выбранные материалы не токсичны, быстро сохнут и не оставляют на мебели несмываемых следов.
Психологи рекомендуют в обустройстве детской комнаты использовать несколько цветовых решений. Например, фиолетовый цвет активизирует работу мозга, способствуя познавательной активности ребенка, - его лучше использовать в рабочей зоне развивающего пространства детской комнаты или в зонах активного отдыха.
Зеленый цвет несет расслабление и успокоение после длительного дня, все оттенки светло-зеленого, салатного цветов рекомендуется использовать в зоне для сна. Белый цвет - нейтральный компонент, который вместе с предметами декора носит роль выделителя. На белых стенах отлично смотрятся цветные буквы и цифры, разноцветные картины и всевозможные обучающие наглядные пособия.
Обязательно при оформлении развивающей среды в домашних условиях наличие желтых оттенков в интерьере. Желтый цвет - цвет радости, внутренней гармонии. Он ассоциируется с утром, солнцем и хорошим настроением. Покрасьте противоположную от окна стену детской в желтый цвет, и вы получите яркое продолжение рассвета в доме.
Правильное создание предметно-развивающей среды в домашних условиях
Но не только цвет играет определяющую роль в правильно подобранном интерьере детской развивающей комнаты. Для маленького ребенка очень важны тактильные ощущения, которые облегчают познание окружающего мира, открывают перед малышом загадочный мир формы, текстуры и плотности игрушек, предметов интерьера, окружающей действительности. Вот почему при выборе в комнату обоев с рисунком необходимо позаботиться об их текстурной компоненте.
Например, выступающая клубника, или фигуры цыплят, или лепестки цветов или деревья. Главное, чтобы этот рисунок был доступен ребенку, т.е. находился внизу стены.
А вот для развития остроты зрения при правильном создании предметно-развивающей среды в домашних условиях рекомендуется использовать обои с множественным рисунком. Такой материал может совмещать в себе две компоненты: с одной стороны, ребенок может раскрашивать понравившиеся элементы рисунка, с другой - тренирует зрение.
На пол в детской комнате обычно советуют стелить ламинат или паркетную доску. В качестве подложки используйте пробку, она поможет повысить шумоизоляцию и спасет ваши отношения с соседями нижнего этажа.
В детской можно и нужно использовать разнообразные коврики. Их ценность - в массажном эффекте и в сохранении тепла в холодное время года. Яркие тематические рисунки на ковриках могут также сыграть свою роль в обустройстве развивающей среды. Единственное, о чем придется позаботиться при выборе ковра в детскую: проверить качество материала, из которого он сделан.
Не гонитесь за ценой. Не всегда ковры из стопроцентной шерсти подойдут в детскую вашего ребенка, так как шерсть легко заполняется пылью и может спровоцировать приступ аллергии у ребенка. Также с осторожностью нужно выбирать ковер из искусственных материалов: иногда производитель может использовать токсичные краски или чрезмерно жесткое полотно.
Хорошо дополнит развивающий интерьер комнаты вашего ребенка коврик, сплетенный из ткани или созданный из пеноблоков. Во втором случае он может заменить мат в спортивном уголке, например.
Важнейшим компонентом правильной организации развивающей среды в детской комнате является ее освещение. Если комната расположена окнами на восток, то естественное освещение будет интенсивно в утренние часы, а если окна смотрят на запад или юг - весь естественный свет придется ждать до вечера. При таких раскладах комната с окном на восток потребует меньших затрат на освещение, чем комната с окнами на другую сторону, но стоит учитывать освещение рабочей зоны, зоны игр.
Например, в рабочей зоне свет должен падать с противоположной стороны от рабочей руки ребенка. Если ваш ребенок - правша, то лампу следует располагать слева. Если ребенок левша, то лампу нужно поставить с правой стороны. При освещении альбома, тетради или книги тень не должна заслонять поле деятельности.
В игровой зоне можно устроить точечное освещение: например, повесить несколько эркерныхламп с поворотным механизмом, позволяющим корректировать поток света в зависимости от нужд игры. Если это театр теней, то направить свет на ширму, если это игра с машинками на ковре, то повернуть лампы так, чтобы максимально осветить игровое пространство.
Запомните, в полумраке ребенок может находиться только перед сном, в своей постели. Неяркий свет ночника дает успокаивающий эффект. Во все остальное время глаза ребенка не должны подвергаться неоправданной нагрузке.
При создании развивающей среды для ребенка дома с осторожностью нужно относиться к наличию в детской комнате техники. В современном обществе невозможно представить дом без компьютера, большого телевизора или игровой приставки, но не обязательно нагружать этими предметами пространство детской комнаты.
Если без компьютера в детской развивающей среде не обойтись - или без телевизора, например, - то постарайтесь выбрать для них правильное место. Располагайте монитор так, чтобы угол обзора для ребенка был ниже уровня его глаз. А вешая телевизор на стену, позаботьтесь о том, чтобы ребенок не задирал голову для его просмотра.
В идеале, при наличии в детской комнате одного бытового прибора площадь для одного человека должна составлять не меньше 2,5 метров квадратных. А вентиляция в комнате обязана сглаживать чрезмерное нагревание воздуха.
Говоря о физиологическом комфорте предметно-развивающей среды для ребенка дома, нельзя не упомянуть о мебели в ней. Для малышей следует покупать низкие тумбы без острых углов либо позаботиться о специальных насадках на утлы. Цвет мебели не должен выделяться из общей цветовой гаммы, но здесь можно использовать более яркие, насыщенные цвета. Так, дверцы у платяного шкафа могут быть яркого красного цвета, а полки и стенки этой мебели выполняются в спокойных цветах.
Отдельная тема - выбор ортопедического матраца в кровать ребенка. С одной стороны, он должен быть удобен для ребенка, с другой - максимально корректировать недостатки позвоночника и снимать напряжение прошедшего дня. На матраце экономить нельзя, так как это один из ключевых факторов сохранения правильной осанки и здоровой спины у вашего ребенка.
Развивающая среда в комнате для детей раннего возраста
Обнаружив, что ребенок развивается стремительно, родители задаются вопросом, как помочь ему в этом развитии. Первое, о чем следует помнить при организации развивающей среды: в раннем возрасте дети больше узнают, пощупав или попробовав на вкус интересный предмет. Все погремушки, игрушки и развивающие пособия не должны иметь мелких деталей, а также должны быть выполнены из нетоксичных материалов.
Начиная с шести месяцев к активному росту всего организма к наличию познавательного интереса прибавляется этап появления первых зубов. У каждого ребенка этот период проходит индивидуально. Одни родители не заметят изменений в поведении ребенка, разве что интенсивное слюноотделение будет сигнализировать о росте зубов. Для других появление у малыша первого зубика может быть связано с ночными истериками, желанием ребенка все попробовать на зуб, с отказом от приема пищи.
Чтобы облегчить себе и ребенку этот непростой период, попробуйте разнообразить его игровую деятельность. Подберите игрушки таким образом, чтобы их поверхность была текстурного характера, удобна для покусывания и посасывания. С другой стороны, позаботьтесь о специальных водяных эспандерах: их можно сначала положить на несколько минут в холодильник и тем самым охладить воду внутри, а потом уже дать ребенку.
Первый зуб прорежется, но желание тянуть все в роту ребенка останется еще надолго. С развитием умения ползать малыш начинает познавать окружающий мир. Наступает время массажных развивающих ковриков на пол. Можно купить готовые варианты из отдельных разноцветных частей, можно изготовить такой массажный трек самостоятельно.
Для этого вам потребуется большой отрез ткани, синтепон в качестве наполнителя, швейная машинка и желание творчески мыслить. Массажный коврик необходимо дополнить игрушками из натуральных материалов. Из личного опыта могу сказать, что мой ребенок с большей радостью гремел бутылкой с карандашом внутри, чем заводской погремушкой.
Как только ваш ребенок пополз, активизировалось развитие его тактильного восприятия, а это значит - развивается мелкая моторика пальцев рук. Перебирая пальчиками бусинки в массажном коврике или исследуя рельеф новой погремушки, малыш развивает руку, активизируя познавательные процессы в головном мозге. На данном этапе важно, чтобы вокруг ребенка было много предметов к познанию. Не всегда это игрушки.
Вы когда-нибудь замечали, как радуется малыш, если «находит» муку на кухне, мамины украшения в спальне? Все это можно пощупать, почувствовать, а важнейшим стимулом к развитию годовалого малыша является его тактильное познание мира окружающего.
Отсюда и потребность все пощупать, попробовать на вкус, отсюда тяга не рассмотреть, но изучить вручную. В детской комнате годовалого ребенка должно быть много игрушек и предметов, игрушки заменяющих. Не нужно относиться со скепсисом к бытовым предметам, переделанным под игровой инвентарь.
Это не говорит о том, что развивать зрение и слух, например, у годовалого ребенка не нужно.
Наоборот, при оформлении развивающей предметно-пространственной среды для эффективного развития ребенка все яркие картины теперь следует располагать на уровне глаз малыша. Можно и нужно задумываться о занятиях по расширению словарного запаса. Ошибочно мнение о том, что ребенок до трех лет самостоятельно усваивает слова, которые слышит. Усваивать-то он усваивает, но для этого с ним необходимо проговаривать все увиденное. Например, рассматриваете с ним фото на стене - озвучивайте, кто на фото; изучаете книгу с яркими картинками - проговаривайте четко, но не по слогам предметы, которые там нарисованы.
Еще одним универсальным предметом развивающей среды для годовалого ребенка выступают книги. Купите большую многофункциональную книжку в магазине.
С ребенком, недавно научившимся ходить, читать книги надо простые. На первом этапе достаточно яркой картинки, веселого оформления, шершавого материала или поющей игрушки в книге, чтобы пробудить интерес малыша. Тексты в таких книгах не могут быть большими.
Для ребенка от года до трех вся литература должна строиться на смысловых повторах. Помните, как в «Колобке» или в «Теремке»? С каждым новым витком сюжета идет повтор пройденного.
Если вы умеете шить, вязать или хотите этому научиться, то создание первой книги для вашего малыша может стать хорошим стартом к дальнейшему творчеству.
Как сделать кукольный театр при создании развивающей среды
Первое, что приходит в голову при создании кукольного театра в предметно-развивающей среде в домашних условиях – это мягкие игрушки, ширма для представления и освещение в комнате. Но если вы решите обойтись без громоздких реквизитов, то реализация кукольного театра в рамках детской комнаты может стать забавной игрой и развивающим элементом в жизни ребенка и его родителя.
Например, для ширмы, за которой будут прятаться актеры, не обязательно сооружать целую установку из дерева. Достаточно использовать дверной проем, а для пальчикового театра и того проще - картонную коробку на уровне глаз зрителя.
Куклы в театре могут быть тоже разные. Для пальчикового тетра марионеток можно связать, можно выполнить в технике квиллинг, можно сшить из старой перчатки, для ростового театра подойдут маски и плащи.
А как сделать в развивающей среде детской комнаты теневой кукольный театр? Для создания тетра теней придется немного потрудиться. Первое, что важно в этом виде театра, - освещенный экран. Если экран можно сделать из печатной белой бумаги, закрепленной в проеме картонного листа, то для освещения следует использовать лампу с дневным светом, выставляя поток освещения так, чтобы на экране отражались персонажи, но никак не актеры этого театра.
Отдельно необходимо сказать про персонажей для театра теней. Они вырезаются из плотной бумаги. На экране отражаются их силуэты, поэтому точность передачи деталей зависит от умения актера правильно фиксировать свет на своей «сцене».
Вообще, кукольный театр в более широком понимании этого слова вы можете устраивать без всяких сцен, экранов и ширм. Достаточно разыграть перед ребенком сценку двумя-тремя любимыми игрушками - это уже развивающий элемент театрального представления. А если малыш вместе с куклами-актерами включится в игру и станет придумывать продолжение истории, то можно говорить об успехе.
Статья прочитана 4 229 раз(a).
Всё, что окружает ребёнка, является для него источником знаний, формирует социальный опыт малыша и способствует развитию его психики. Особенно если речь идёт о детях средней группы (4–5 лет), которые делают всё более уверенные шаги на пути взаимодействия с окружающим миром. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги с особой тщательностью занимаются организацией пространства, в котором малыш находится и контактирует с другими ребятами и воспитателем на протяжении своего пребывания в детском саду.
Определение понятия: цели и задачи
Термин предметно-развивающая среда обозначает методически грамотно организованную систему вещественных объектов, задействованных в деятельности ребёнка и стимулирующих всестороннее развитие его личности. Другими словами, это условия, способствующие полноценному психофизиологическому развитию малыша. Целями организации предметно-развивающей среды является:
- помощь в определении личностных интересов ребёнка (в 4–5 лет дети уже вполне осознанно отдают предпочтение тому или иному виду деятельности, например, продуктивному - рисованию, или игровому - ролевым забавам);
- развитие способности искать и находить пути взаимодействия с педагогом и другими детьми (если в младших группах ребята всё больше играли сами с собой, то в среднем дошкольном возрасте происходит «всплеск» желания взаимодействия с другими, а также тенденция творчески отражать полученные впечатления, например, в рисунках, лепке);
- формирование навыка оценивания своих и чужих поступков, чувств (так, у малышей в 4–5 лет, если и происходят ссоры на почве обид из-за игрушек, то обе стороны могут аргументировано объяснить суть конфликта, чего не наблюдалось в раннем дошкольном возрасте, когда любое недоразумение решалось либо слезами, либо потасовками, а чаще и тем, и другим).
Дети 4–5 лет всё больше предпочитают играть большими компаниями, а не по одному, как это было раньше
Задачами оформления окружающего детей пространства является:
- наличие в предметно-развивающей среде достаточного количества игрушек для сюжетно-ролевых игр, связанных с тем опытом, который уже есть у ребят (игры в магазин, семью, цирк и т.д.), а также бросового материала (коробок, ваты, лоскутов ткани, палочек и пр.) для реализации задуманных сюжетов;
- обеспечение достаточного количества предметов и материалов, познание которых осуществляется через разные органы чувств - калейдоскопы, шумовые коробочки, книги и пр. (так малышам средней группы будет проще найти на волнующие их в 4–5 лет вопросы «что это», «почему» и «для чего»);
- включение в предметно-развивающую среду игр на счёт, сравнение предметов по дифференцированным признакам (цвету, форме, назначению), сборку целого из частей (пазлы, головоломки);
- введение в работу средств, необходимых для проведения опытов (забав с песком, глиной, красками, светом и пр.);
- расширение набора книг, рабочих тетрадей (с заданиями для подготовки руки к письму), справочной литературы, а также по возможности технических средств обучения (фильмоскоп, мультимедийный проектор, компьютер).
Большая песочница будет настоящей находкой в зимнее время года
Это интересно. В предметно-развивающей среде для средней группы около 20% игр предназначаются для ребят старшего дошкольного возраста, чтобы опережающим в развитии сверстников малышам можно было двигаться дальше, а не останавливаться на достигнутом.
Принципы организации предметно-развивающего пространства
Подбор средств, задействованных для всестороннего психофизического развития каждого ребёнка в группе, должен отвечать определённым принципам.
Насыщенность
Средства обучения и воспитания подбираются, во-первых, в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Например, если дошкольное учреждение использует программу ЗОЖ и практикует закаливание, то в игровой зоне для средней группы должны быть резиновые игрушки, мисочки для забав с водой, пупсы и маленькие полотенца, чтобы ребята могли имитировать процедуры обливания водой.
Во-вторых, материалы для предметно-развивающей среды должны быть по возрасту воспитанникам. Например, для средней группы занятия экспериментальной деятельностью новы, поэтому в распоряжении детей должен быть календарь природы, в котором малыши выбирают символы текущей погоды (солнце, тучки, дождь, снег и т.д.) и/или зарисовывают их, приклеивают на двусторонний скотч, вставляют подходящий символ в нужный кармашек.
Даже на небольшой площади можно разместить все необходимые материалы, организовав их в подходящие тары и места
Трансформируемость и полифункциональность
Иными словами, в зависимости от задачи образования на конкретном этапе и часто изменяющихся интересов детей, средства предметно-развивающей среды могут переставляться, заменяться. Так, например, куклы из игрового пространства могут использоваться в познавательном для того, чтобы продолжать обучать малышей одеваться и раздеваться самостоятельно. Кроме того, как уже отмечалось, в пространстве группы должны быть предметы, которые не имеют жёстко закреплённого назначения, бросовый материал, применимый в разных видах активности.
Вариативность
Это требование предполагает зонирование среды, то есть наличие места для игр (спокойных и активных), исследований, творчества. При этом уголки сгруппированы по уровню активности вида деятельности. Например, игровой, театральный на одной стороне, а экспериментальный, книжный - на другой.
Доступность
Всем детям, в том числе и малышам с ограниченными физическими возможностями в рамках программы инклюзивного образования, должен быть обеспечен одинаковый доступ ко всем материалам. Так, например, аквариум должен стоять на таком уровне, чтобы ребята 4–5 лет могли не только наблюдать за рыбками, но и давать им корм.
Очень удобно, когда под центры организуется мебель для детей
Безопасность
Элементы предметно-развивающего пространства должны быть безопасны в использовании (без острых или мелких деталей, отсутствие стеклянных игрушек и т.д.). Кроме того, материалы должны быть исправны.
Поскольку окружающее пространство призвано сопровождать любую активность малышей, то оно включает необходимое количество материалов и оборудования для обеспечения всех основных видов деятельности конкретной возрастной группы:
- познавательно-исследовательской;
- игровой;
- продуктивной.
Это интересно. Насыщенность центров предполагает определённые финансовые затраты, поэтому в описании ниже дан усреднённый вариант.
Не все пособия нужно покупать, многие можно сделать совместно с родителями и детьми своими руками
Учебный центр
Самое полифункциональное пространство, состоящее из лёгких столов и стульев, с помощью которых можно менять численность детей в той или иной деятельности: в четвёрках, в парах (именно в средней группе активно вводится приём работы по двое). Учебный центр ребята используют в качестве:
- базы для занятий продуктивной деятельностью (рисуют, лепят, вырезают, клеят);
- лаборатории (для опытной деятельности, например, распределение карточек с изображением животных на диких и домашних);
- места для самостоятельной работы (складывания пазлов, забав с конструктором, рисования и пр.).
Столы в группе должны быть трансформируемые
Центр хранения материалов
В пространстве это место обычно ограничивается шкафом с выдвижными ящиками, в которых находятся тары с:
- песком;
- камешками;
- ракушками;
- мукой;
- крупами;
- бобами.
Центр для ролевых игр
Основой этого пространства является детская мебель для ролевых игр, отображающая привычный взрослый быт (кухня, гладильная доска, кукольный домик, гараж с инструментами).
А также в зоне должны быть куклы и все необходимые атрибуты кукольного «быта»: комплекты одежды, коляски, игрушечные тележки для покупок в супермаркете, посуда. Кроме того, стоит обзавестись и атрибутами для переодевания самих детей: фартуками, косынками для работы на игрушечной кухне, например.
В центре для ролевых игр должны быть и атрибуты для самих детей, не только для кукол
Центр творчества
Для этой зоны определяется шкаф или полка, а также стена для выставки детских работ и картинной галереи с репродукциями картин известных художников (для средней группы интересны сюжеты картин Шишкина «Утро в сосновом лесу», пейзажи, Левитана «Золотая осень», Поленова «Русская деревня»). Работы малышей: рисунки и аппликации - размещаются на стене с помощью декоративных шнуров. Кроме того, в творческой зоне нужно разместить рулон белых обоев, чтобы дети могли выполнять на них коллективные работы (например, составление целого рисунка из отпечатков ладошек), доску для создания рисунков мелом и небольшие мольберты для индивидуальной работы.
Уголок творчества обязательно должен включать выставку работ самих малышей
Экспериментально-экологический центр
Эта зона располагается на стеллажах. На одноцветных кашпо размещены комнатные растения, а на полочках - всё необходимое для ухода за цветами (лейки, грабли), корм для рыбок. В экоцентре также ставят аквариум и вешают календарь наблюдений за природой.
В уголке природы должно быть много комнатных растений
Центр спорта
Зона, способствующая физическому становлению детей, располагается в нише стены, а также предполагает наличие вешалки с крючками для обручей, скакалок, кольцебросов, мешка с мячами разных размеров (в том числе и массажных), кеглями, развешанных мишеней и свёрнутых в рулоны ребристые коврики.
Раскладывание спортивного инвентаря по местам - это хороший способ дисциплинировать малышей
Центр театра
В средней группе с тенденцией к переодеваниям, имитации действий взрослых, эта зона имеет ключевое значение. Её оснащение должно быть максимально полным и включать:
- большую и маленькую ширмы;
- фланелеграф;
- стойку или вешалку с костюмами;
- маски;
- пальчиковый театр;
- кукол бибабо;
- декорации для разыгрывания сказок (нужно постараться найти универсальные варианты, например, дерево для инсценировки «У Лукоморья дуб…» подойдёт и для антуража леса в сказке «Красная Шапочка»);
- куклы и игрушки;
- театральный грим, парики, зеркало (опционные атрибуты).
В театральном уголке обязательно должен быть хотя бы минимальный набор декораций, а если в каждой группе сделать это обязательным требованием, то появится возможность обмениваться подходящим антуражем
Центр математики
С помощью средств этой зоны ребята учатся складывать целое из частей, производить простые действия с цифрами, решать логические задачки. Материалы располагаются на полке или тумбе. В уголке можно найти:
- головоломки;
- наборы цифр и математических знаков;
- комплект геометрических фигур плоский из картона или объёмный из пластика (треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, ромб, куб);
- счётные палочки;
- детский компьютер (опционная позиция).
В уголке математики должны быть пособия с цифрами, геометрическими формами, головоломками
Книжный центр
Его расположение несложно предсказать - книжный шкаф. На полках представлены книги по программе: сказки, рассказы, сборники скороговорок и чистоговорок. Последнее особенно актуально для малышей 4–5 лет, у которых уже могут быть ярко выражены дефекты речи, требующие коррекции. А также в центре книги есть справочная литература (по истории родного края, географии). Правда, относительно последней есть одно строгое условие: так среди детей средней группы читающих всего единицы, книги должны содержать цветные и крупные иллюстрации.
Кроме того, книжная зона может быть дополнена открытой витриной с книгами, столом и стульчиками, за которыми дети могли бы рассматривать печатные издания.
Литература по программе и по интересам детей может быть систематизирована в рамках музея любимой книги
Центр музыки
Открытые полки в шкафу - подходящее место для размещения звучащих предметов (например, шумовых коробочек, наполненных разным материалом - песком, крупой, камешками - дети угадывают, содержимое по звуку, который оно издаёт). В нарушение принципа доступности, но в соблюдение требования безопасности диски, аудиокассеты лучше располагать выше роста малышей.
Даже игрушечные инструменты дают малышам представления о принципах звукоизвлечения
Центр уединения
Эта зона, кроме мягкого кресла в углу и полупрозрачной шторы, которая крепится на стенах, никакого другого оборудования не требует. Зато располагать его необходимо чуть в отдалении от остальных центров, чтобы никакие шумы не мешали малышу расслабиться, полистать понравившуюся книжку.
Это интересно. Некоторые методисты очень скептически настроены относительно организации зоны уединения в младших и средней группе, аргументируя это тем, что в младшем и среднем дошкольном возрасте не все ребята понимают назначение этого центра. Да и педагоги чаще всего используют кресло или стул в качестве места отбывания наказания для нарушителей дисциплины. Правда, что касается последнего, то такой подход к использованию пространства от возраста детей не зависит и с одинаковым успехом может наблюдаться и в старших группах, где воспитанники обладают уже более очерченным темпераментом, а значит, некоторым из них и правда необходимо уединение после шумных игр.
Чем оригинальнее оформлен уголок уединения, тем меньше вероятности использовать его не по назначению
Центр патриотического воспитания
По установке ФГОС эта зона организуется в средней группе со второго полугодия. Обязательными элементами оформления должны быть:
- плакат с изображением государственного герба;
- фотография президента;
- книги с рассказами, стихотворениями о родине.
Дополнить центр патриотического воспитания можно учебниками (например, «Моя Родина - Россия: учебник для малышей» В.А. Степанова), проектами об истории семей воспитанников (выполненными совместно с родителями), а также комплектом фотографий видов и достопримечательностей родного края.
Уголок патриотического воспитания можно совместить с картинками красивых местных пейзажей из центра экологии
Приёмы, обыгрывающие предметно-развивающую среду
Всё, что можно увидеть и пощупать, идеально подходит для группы наглядных приёмов. В среднем дошкольном возрасте малыши всё ещё опираются на наглядно-образный тип восприятия, то есть любая информация должна сопровождаться чем-то материальным.
Наглядные приёмы
Самые продуктивные способы взаимодействия с дошкольниками и младшими школьниками. Но если у последних доминантный наглядно-образный тип восприятия определён индивидуальными особенностями личности, то у дошколят такой способ познания мира является возрастным, то есть для многих из них временным.
Наблюдение
Исходя из принципа трансформируемости и полифункциональности для наблюдений, а именно для экспериментальной деятельности в рамках этого вида наглядности, может быть использована практически любая зона.
Процесс наблюдения просто очаровывает детей, особенно если этот вид наглядности сопровождается занимательным рассказом
Это интересно. В 99% экспериментов задействованы столы и стулья учебного центра.
Таблица: использование разных центров для проведения опытов
Зона | Название опыта | Задача | Оборудование и материалы | Описание | Вывод |
Творческая (частично театральная). | Радужные шарики. | С помощью смешивания основных оттенков палитры получить новые цвета (зелёный, оранжевый, голубой, фиолетовый). | Гуашь синего, красного, жёлтого, белого цветов, палитра, вода, салфетки, листы с контурами шариков (4–5 на каждого воспитанника), половинки кругов исходных тонов и целые для искомых, фланелеграф. | Забежавший в гости зайка жалуется, что никак не может найти свои любимые цвета красок, но слышал, как их можно сделать из того, что есть. Дети соглашаются помочь. Берут целый круг, крепят его на фленелеграфе, затем на листе смешивают две краски. Если получается правильный оттенок, половинками кругов показывают решение. | Жёлтая и красная краски - оранжевый цвет, синяя и жёлтая - зелёный, красная и синяя - фиолетовый, синяя и белая - голубой. |
Музыкальный, театральный. | Почему рождается звук. | Помочь детям понять, что звук является результатом колебаний предметов. | Бубен, стакан из стекла, гитара, линейка (деревянная), газета. | Педагог просит вспомнить, какие звуки издают шмель, муха, комар. Затем предлагает извлечь звуки из представленных предметов. Когда звучание прекращается? Когда мы перестаём воздействовать на предмет. | Звук появляется в результате быстрых колебаний в одну и в другую сторону. Прекращаются колебания - заканчивается звук. |
Центр материалов. | Из чего птицы делают гнёзда | Определить ряд особенностей жизни пернатых весной. | Кусочки ваты, меха, нитки, лоскутки ткани, тонкие ветки, камешки. | Оставляем материал рядом со строящимся гнездом (или оставшимся с прошлого года), наблюдаем несколько дней, какие материалы птице пригодились. | Приклеиваем на лист бумаги использованные пернатыми материалы, рядом изображаем гнездо. |
Это интересно. В средней группе дети начинают знакомство с долгосрочными опытами, в то время как у ребят младших групп эксперименты были только краткосрочными.
Демонстрация
В рамках темы или для использования в любых других целях взрослый знакомит детей с материалами в центре через демонстрацию. Так, например, при изучении темы «Сказка А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» на развитии речи воспитатель показывает всех героев сказки, взяв их из игрового и театрального центра. При этом, возможно, ранее малыши не встречали игрушку кенгуру, то есть она не была в доступе.
Причём поскольку личный пример - самый сильный способ донести информацию до ребёнка, то прежде чем распределять реквизит для ролей в постановке, воспитатель сам надевает (или прикладывает к себе) костюмы, маски - как бы знакомит ребят с образами.
Даже такой знакомый вид театрализованной деятельности как пальчиковый театр нуждается в том, чтобы напомнить детям принцип его работы
Словесные приёмы (беседа, загадки, стихотворения)
Слово сопровождает каждый шаг педагога и детей. То есть неважно, показываем, рассматриваем мы что-то, нужно комментировать каждый шаг. Так что наглядность без словесных приёмов реализуется сложно и малоэффективно.
Такая обычная, привычная форма работы как беседа, станет куда более интересной, если она будет вестись от лица игрушки из игрового центра или от имени художника, написавшего картину из творческой зоны. А животные - это просто непременные «загадыватели» загадок и «слушатели» выученных наизусть стихотворений.
Сказки и рассказы
Объёмные повествования сопровождаются демонстрацией картинок или игрушек с героями текста. Некоторые отрывки (или даже целые произведения) могут иллюстрироваться постановками с использованием реквизита театрального центра. Так, к примеру, при изучении темы «Огород», в гости на занятие могут прийти герои-овощи в виде пальчикового театра.
Чем больше взрослые разговаривают с детьми, тем заметнее обогащается словарный запас малышей
Игровые приёмы
Не зря же целый центр выделен под забавы. Причём и для подвижных, и для спокойных всё необходимое найдётся.
Таблица: примеры подвижных игр в игровом центре
Название игры | Задачи | Описание | Варианты |
Самолёты | Закреплять навык строится в колонну, работать над развитием умения ориентироваться на местности. | Малыши («лётчики») строятся в 2–3 колонны в разных местах, отмеченных флажками. По сигналу педагога «Готовимся к полёту!» дети сгибают руки в локтях и выполняют круговые движения кистями, заводя мотор. По команде «Летите!» дети расставляют руки и «летают». А реакцией на слова «На посадку» должно быть быстрое построение в свою колонну, отмеченную флажком. | Взрослый может менять расположение флажков в течение игры. |
Ищу пару | Тренировать умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться по двое, распознавать цвета и практиковать бег. Развивать смекалку, инициативность. | Нечётное количество детей стоит у стены, каждый держит флажок определённого цвета. По команде педагога малыши разбегаются, а на слова «Найди себе пару» должны быстро найти флажок такого же цвета и принять с партнёром какой-то образ (например, героев сказки «Лисица и журавель»). | Если флажков нет, можно использовать корпусы от использованных фломастеров. Чтобы немного усложнить задачу, можно попросить образовавшуюся пару перепрыгнуть для начала через «ручей». |
Таблица: примеры дидактических игр в игровом центре
Название игры | Задачи | Описание |
Кто/что бывает? | Тренировать внимание, память, закреплять знания о животных, птицах и насекомых. | Ведущий называет любое животное (насекомого, птицу), поднимает руки вверх и говорит: «Летит». Если это правильно, то все малыши тоже поднимают руки. Если неправильно, то держат по швам. Кто ошибся - выбывает. |
Бывает - не бывает (игра с мячом) | Работать над развитием внимания, памяти, быстроты реакции и мышления. | Воспитатель кидает мяч малышу, который должен быстро сообразить, бывает такое или нет. Например, «Снег летом… не бывает!», «Капель весной… бывает!» и т.д. Дети могут стоять по кругу, а могут произвольно. |
Как оформить развивающие центры в группе
Начиная со средней группы, воспитатель оформляет предметно-развивающую среду вместе с детьми, то есть советуется относительно расположения центров, вариантов их сочетания. Тем самым давая понять малышам их значимость, то есть опираясь на самую главную мотивацию ребёнка 4–5 лет: во всём быть похожим на взрослых.
Центры могут не иметь жёстко закреплённых уголков, а быть организованы более гибко. Для этого нужно найти оптимальное сочетание компонентов-центров по содержанию и эстетическому оформлению.
Фотогалерея: пример организации предметно-развивающей среды без строгих границ
С раннего возраста дети повторяют правило о том, что брать следующую настольную игру можно тогда, когда предыдущая будет возвращена на место
Уголок книги и правда может размещаться в углу, только мебель для этого должна быть подходящая
Уголок патриотического воспитания выделяется во втором полугодии
Коробку с природными материалами можно хранить в уголке природы, а не в центре материалов
Мягкие конструкторы могут использоваться как снаряды на спортивных занятиях, поэтому и хранить их можно в спортивной зоне
Игрушечная мебель для игрового центра - обязательный элемент комплектации
В центре творчества обычно столов и стульев для детей нет, мебель используется из учебной зоны
В уголке уединения может быть организован музей, например, с моделями разного вида транспорта
В статье приведены фотографии предметно-развивающей среды территории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска.
Тема организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в современных условиях особо актуальна. Это связано с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период играет развивающая предметная среда на территории детского сада , так как большую часть времени дети проводят на воздухе. Развивающая предметно-пространственная среда на территории нашего дошкольного учреждения организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Мы всегда помним, что окружающая детей среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. На нашей небольшой территории мы попытались организовать все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей, учитывая ведущую роль игровой деятельности. Практически вся территория детского сада становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.
Нашим ноу-хау стали тематические прогулочные веранды . Здесь сконцентрировались и игра, и познавательное развитие, и социализация, и безопасность. Неизменный интерес у детей вызывает тематическая веранда, на которой оборудованы сразу несколько игровых зон («Мини-маркет», «Медицинский кабинет», «Квартира»).
Мини-маркет.
Медицинский кабинет.
Квартира.
Здесь дети учатся самостоятельности, правильному общению, на деле узнают, как нужно себя вести в той или иной жизненной ситуации, знакомятся с бытовыми премудростями, что способствует ранней социализации дошкольников.
На одном из прогулочных участков есть у нас импровизированная метеостанция с градусником, барометром, солнечными часами и даже дозиметром.
Метеостанция.
Там же расположена тематическая веранда «Заповедный уголок», иллюстрирующая своеобразие растительного и животного мира Курского края.
Заповедный уголок.
Прогулочная веранда «Деревенская горница» позволяет в игровой форме знакомить дошкольников с историей, культурой и бытом наших предков.
Тематическая веранда.
Каждый год веранды модернизируются, их содержание корректируется в соответствии с возрастом, интересами и потребностями детей.
Общими усилиями сотрудников детского сада и родителей воспитанников на территории ДОУ была создана познавательно-игровая зона, где на лесной опушке можно увидеть фигуры диких животных Курской области в натуральную величину, поиграть на «Поляне насекомых», прогуляться по берегу импровизированного пруда.
«На лесной опушке».
«Поляна насекомых».
Есть на территории ДОУ и автогородок с пешеходными переходами, знаками дорожного движения и светофором.
Автогородок.
Пост ГИБДД.
Уголок экологической полиции.
Сказочный уголок «В гостях у Маши и Медведя».
Домик творчества.
«Сельское подворье».
«Пляжная фотостудия».
Шахматный уголок.
Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды территории детского сада. Нестандартное оформление участков и прилегающей территории, оригинальное оформление клумб радует всех многоцветием и разнообразием.
То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Наблюдения с детьми за эстетически оформленными композициями из природных и бросовых материалов, за растениями и цветами позволяют педагогам решать задачи по формированию представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, воспитанию уважения к труду взрослых.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, дает возможность одновременного включения в активную коммуникативно-речевую, познавательно-творческую и двигательную деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. На решение этой задачи направлены совместные усилия педагогов и родителей нашего дошкольного учреждения.
- Бодрова М.А., заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска;
- Третьякова Л.Л., заместитель заведующего по УВР.
НА ЗАМЕТКУ. Развивающие игры и игрушки по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru
МБОУ ЦО № 18 учебный корпус «Росток»
Проект на тему:
Развивающая предметно-пространственная среда
Подготовила: воспитатель Куликова Ю.В.
г. Тула, 2017 г.
1. Цель проекта
2. Задачи проекта
3. Актуальность проекта
4. Характеристика противоречий
5. Теоретические основы проекта
6. Принципы методической разработки
7. Участники реализации проекта
8. Характеристика деятельности педагогов и родителей детей в созданной предметно-развивающей среде
9. Новизна проекта
11. План-схема группы (помещения)
12. Планируемые результаты и перспективы совершенствования
“Следя за детьми, в конечном счете, мы видим,
что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды...”
Л.С.Выготский
1. Цель проекта
Целью проекта является организация и обновление развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС ДО, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
2. Задачи проекта
Задачами проекта являются:
проанализировать современные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, изучив психолого-педагогическую литературу и методические рекомендации;
внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, с учетом возрастных особенностей детей;
приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы.
3. Актуальность проекта
Актуальность проекта:знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития.
Вопрос преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально . Это связано с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, введении в дошкольное образование ФГОС ДО с 01.01.2014 года.
В связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации уделяют особое внимание к организации и обновлению развивающей среды ребенка.
Для гармоничного развития детей дошкольного возраста, необходимо изменить традиционные способы организации развивающей предметно-пространственной среды, которая способна обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития, построить предметную среду с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком , при этом необходимо, чтобы она выглядела эстетично.
4. Характеристика противоречий
Необходимо помнить, что развивающая среда не может быть построена окончательно, «завтра» она уже перестанет стимулировать развитие, а «послезавтра» – тормозить его. Таким образом окружение ребенка требует постоянных изменений, среда должна «расти» вместе с ребенком; более того, обстановку должен менять сам ребенок, подстраивая ее под себя.
Некоторые центры развития расположены стационарно, другие рассредоточены по группе. Более сконцентрирован игровой центр, хотя игровая деятельность может осуществляться и в других центрах.
5. Теоретические основы проекта
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения – часть целостной образовательной среды дошкольной организации, которая рассматривается как система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, для овладения культурными способами деятельности, с ориентацией на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
В соответствии с ФГОС ДО и Основной образовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда (РППС) группы создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, его позитивной социализации, всестороннего личностного развития ребенка, развития инициативы и творческих способностей.
Для выполнения этих задач РППС должна быть:
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
6. Принципы методической разработки
При построении развивающей предметно – пространственной среды группы должны учитываться следующие принципы:
1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. принцип стабильности, динамичности;
4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. принцип открытости – закрытости;
8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов (концепция В.А. Петровского) дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности, учёта его склонностей, уровня креативности.
Принципы оснащения РППС адресуют те основные виды деятельности, на которые направлено приобретение опыта детьми в пяти образовательных областях, и в том числе типы и виды средств оснащения, позволяя таким образом адаптировать РППС под конкретные задачи ДОО. Виды игровых средств, входящих в состав перечня, разнообразны и создают необходимые условия для деятельности, общения, взаимодействия и сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, обеспечивающие успешное решение развивающих задач для всех образовательных областей: коммуникативно-личностного развития, познавательного, речевого развития, художественно-эстетического и физического развития.
Направление образовательных областей с учетом взаимодополнения и с учётом требований ФГОС ДО
Социально-коммуника-тивное развитие | Познава-тельное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей | Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания | Развитие словаря | Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы | Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности |
Воспитание звуковой культуры | Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира |
|||
Знакомство с социальным миром | Развитие связной речи | Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере |
||
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи | Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства |
|||
Развитие трудовой деятельности | Развитие элементарных математических представлений | Формирование грамматического строя речи | Становление ценностей здорового образа жизни |
|
Патриотическое воспитание | Воспитание любви и интереса к художественному слову | Художественная и изобразительная деятельность |
При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:
1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
2. Организация центров активности на основе интеграции содержания и видов деятельности по пяти областям ФГОС ДО.
3. Реализации принципа активности через создание пространственной среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
7. Участники реализации проекта
Участниками реализации проекта являются педагоги, дети и родители.
8. Характеристика деятельности педагогов и родителей детей в созданной предметно-развивающей среде
Обновление содержания предметной среды в группе влечет за собой расширение и разнообразие деятельности педагогов и детей . Продуманный интерьер групповой комнаты, выдержанный по цветовой гамме, положительно влияет на настроение и детей и взрослых. Воспитанники с интересом знакомятся с новым оборудованием, пробуют свои силы в той или иной деятельности . Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность . Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью , реализуя тем самым потенциал развития , а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем..
При организации РППС педагог активно взаимодействовала с родителями воспитанников, используя информационно-коммуникационную форму работы сними. Были проведены собрания и консультации с родителями, где педагог периодически общалась с родителями, обсуждались различные вопросы, касающиеся организации РППС.
И, как результат проделанной работы , педагог отмечает, что у родителей появился интерес к жизни детского сада, они активно откликаются на предложения воспитателя в создании условий для развития детей.
9. Новизна проекта
Новизна проектазаключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентно способным на рынке образовательных услуг.
Группа состоит из следующих помещений:
I – приемная;
II – групповая;
III – спальная комната.
«Социально-коммуникативное» |
||
Центры (№ на схеме) | Наполнение | Задачи по ФГОС |
Приемная группы |
||
«Уголок именинника» № 1 | Картинки с временами года и именами детей, у которых будет день рождение именно в этот период. | Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества |
«Уголок информации» № 2 | Стенд для информации, папка передвижка по временам года, эстетично оформленные папки («Паспорт группы», «Медицинская информация», «Консультации для родителей»). |
|
Стена творчества «Солнечные фантазии» № 3 | На стене подставки для размещения детских художественных работ, трехуровневая подставка для детских поделок. |
Групповое пространство |
||
Центр «Сюжетно-ролевых игр» № 4 | Игровой материал помещен в коробки с картинками обозначающими, что в них (посудка, одежда для кукол). Парикмахерская, кухня, диванчик, куклы. В центре закреплена полка с тематическими куклами (повар, стюардесса, врач, строитель), оформленная. Рядом с каждой куклой флажок, с картинкой данной куклы и стихами о данной профессии. Также на полке расположен макет кукольной комнаты. По краю полки ажурная занавеска в сочетании со скатертью на маленьком столике. | Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания |
Центр «Безопасности» № 5 | Безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарная безопасность. Шкаф с машинками, с фуражкой, жилеткой и жезлом полицейского, макет с разметкой улиц и дорог. В углу полки с информацией о безопасности, буклет с дорожными знаками, макет дороги со светофорами, дидактические игры. |
|
«Уголок ряженья и уединения» № 6 | Шкаф с тематическими костюмами, коробка с тряпочками. На стене композиция из разноцветных тряпочек, которые дети могут перебирать. Подушка (ребенок может прилечь на коврик отдохнуть). |
|
«Уголок настроения» № 7 | На стене «Автобус» с фотографиями детей, картинки солнышек, выражающие разные эмоции. Макет пешеходного перехода «Детям знать положено» с героями из мультфильмов. |
Направление образовательной области «Речевое развитие» |
||||||||
Центр «Мир книги» № 8 | Полка, на ней книги с художественными произведениями детских писателей, сказками, столик и два стульчика для чтения, дидактические игры по развитию речи, серии картинок и иллюстраций для установления последовательности событий и т.д. | Овладение речью как средством общения и культуры Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Обогащение активного словаря Развитие речевого творчества |
||||||
«Центр театрализованных игр» № 9 | Различные виды театра (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, зеркало на стене, яркий театральный занавес. |
|||||||
Направление образовательной области «Познавательное развитие» |
||||||||
Центр «Экологии» № 10 | Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Природный материал: шишки, ракушки, муляжи овощей и фруктов, насекомых и т. д. Коробка с животными. Важным составляющим уголка природы является календарь природы с картинками «Времена года». Оформлены макеты (лес и ферма). | Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов в окружающем мире, материале, пространстве и времени и др. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов |
||||||
«Уголок опытно-экспериментальной деятельности» № 11 | В пластиковых контейнерах коллекция различных материалов (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). Материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д. Книги и буклеты про опыты. |
|||||||
«Нравственно-патриотический уголок» № 12 | На стене помещена государственная символика родного города и России, президент и гимн. В нем находятся пособия и иллюстрационный материалы, отражающие многонациональность нашей Родины, карта нашей страны. Макет русской избы, тряпичная кукла, информация о тряпичных куклах, самовар, тульские пряники, конфеты и наборы открыток «Тульские музеи». |
|||||||
«Строительный» (конструктивный) центр» № 13 | Конструкторы различного вида крупные и мелкие (пластмассовые и деревянные). Каски строителя, набор для ремонтных работ, буклет с образцами построек. Игровой материал помещен в коробки с картинками обозначающими, что в них. Коробка с игрушками заместителями. |
|||||||
«Уголок информационно-образовательных технологий» № 14 | Мини-бук, который используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, Подобрана гимнастика для глаз, во время занятий. |
|||||||
Направление образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» |
||||||||
«Центр творческой активности» № 15 | Материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, тематические альбомы «Народные промыслы», краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Столик со стульчиками, чтобы детям удобно было работать. | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобразительного) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и пр.) Становление эстетического отношения к окружающему миру |
||||||
«Музыкальный уголок» № 16 | Пианино, магнитофон, музыкальные инструменты (барабан, трещотки, гармошки, дудочки, металлофон и т.д.). Подобрана картотека музыкально-дидактических игр, расслабляющей музыки, сказок, веселой музыки для зарядки. |
|||||||
«Мини-музеи «Филимоновская игрушка»» № 17 | Мини-музей «Филимоновская игрушка» (глиняные фигурки и свистульки, книги, информация, фотографии, раскраски и трафареты) |
|||||||
Направление образовательной области «Физическое развитие» (Приложение №6) |
||||||||
Центр «Если хочешь быть здоров!» № 18 | Спортивное оборудование: гимнастическая лестница и кольца, маты, скакалки, обручи, флажки, мячи, кегли, боулинг, разноцветные мешочки с крупой (носить на голове). На стене игра-метание дротиков, картинки с информацией, какие бывают виды спорта. | Развитие различных физических качеств Правильное выполнение основных движений Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни |
12. Планируемые результаты реализации проекта и перспективы совершенствования
Планируемые результаты реализации проекта:
повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования и использования развивающей предметно-пространственной среды;
преобразование пространства группы в соответствии с возрастными особенностями и требованиями ФГОС ДО и с внедрением новых подходов к организации среды группы;
позитивное отношение родителей к вопросам создания развивающей предметно-пространственной среды в группе;
обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;
создаст творческую атмосферу в работе педагогов;
будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Перспективы совершенствования РППС: поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Считаю, что представленную модель можно усовершенствовать за счет включения в образовательное пространство группы интерактивного оборудования. Например, интерактивный стол, интерактивная доска, набор игровых планшетов или интерактивная песочница значительно расширили бы возможности включения детей в различные виды деятельности.
Введение.
В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив.
Развивающая предметно-пространственная среда - это естественная комфортная, уютная обстановка. Рационально – организационная и насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязь предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.
Ребенок - это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.
Предназначение педагога - дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас. Чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.
Предметно-развивающая среда в ДОУ.
Исследователи доказывают, что среда это окружающие социально - бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Л.С. Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования с материальной действительностью. В процессе развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа». Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. В настоящее время появилось понятие «образовательная среда».
Образовательная среда дошкольного учреждения - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Из положений А.И.Леонтьева, А.В.Запоржца, вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно - пространственной среды детского сада при условии:
содержательности и эстетической значимости этой среды;
целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;
активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.
Особенности развития ребенка - дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. Как компонент образовательной среды ДОУ предметная среда включает все, что доступно его непосредственному восприятию и использованию в практической деятельности.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития Понятие предметно - развивающая среда рассматривается в педагогике как фактор стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность, любознательность и т.д.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей в организованном пространстве креативного поля. Предметно-развивающая среда должна быть наполнена достижениями в знаниях открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития , а так же тем, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению.
Требования к организации предметно - развивающей среды в ДОУ
При создании среды развития необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности детей, которые находятся в этой среде: антропометрических, физиологических и психологических особенностей.
Р.Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.). Личность развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с людьми разного возраста, представителями разных профессий, семьи.
В игровую предметно - развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, атрибутика разного рода, материалы, необходимые для деятельности детей в течение дня. Все эти средства находятся не в каком-то абстрактном пространстве, а в групповой комнате. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности. Организация «Предметно-развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.
В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разно уровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В центре уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.
Организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
Принципы построения окружающей среды в ДОУ:
Принцип открытости;
Гибкого зонирования;
Стабильности-динамичности развивающей среды;
Полифункциональности;
Принцип открытости.
Кроме уголков природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах оборудованы уголки экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят рыб, черепах. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег), то в старшем, происходит его усложнение. Немаловажно чтобы в дизайн интерьера детского сада были включены элементы культуры – живописи, музыки, литературы, театра.
Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:
Необходимо создать принцип открытости обществу, для этого в группах оформлены выставки фотографий «Наша жизнь в саду». Немаловажна и гибкость зонирования, организация различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".
Развивающая среда всегда меняется постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, музыкального и физкультурного залов, и более динамичной – при оформлении зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки.
Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. Организуя предметно-пространственную среду в детском саду необходимо высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Развивающая среда, построенная на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых должна предоставлять каждому ребенку равные стартовые возможности, в рамках которых осуществляется систематическое развитие его личности. Однако, равные возможности не значит одинаковые. Развивающая среда с начала ее создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. При этом педагог должен учитывать особенности группы, знать как группу в целом, так и индивидуальные особенности каждого ребенка, их интересы, способности, желания. Требования к предметно - развивающей среде. Среда должна быть: обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка; побуждающей детей к деятельности; способствующей развитию самостоятельности и творчества; обеспечивающей развитие субъектной позиции ребенка. Предметно-пространственная среда должна быть разнообразной и постоянно меняющейся. Нет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров, утвержденных перечней оборудования. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. И это здорово! Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.
Окружающая предметная среда - это один из факторов, влияющих на развитие детей. Ребенок постоянно находится в мире предметов. Одни привлекают его, а другие остаются без внимания. Роль предметов особенно велика для еще не читающих детей, которым надо организовать свою деятельность. Если школьник может уже самостоятельно заниматься самообразованием, используя книги и учебники, то у дошкольника такой возможности нет. Его деятельность целиком зависит от обустройства предметного пространства вокруг него, окружающих его игрушек и предметов. Воспитатель должен знать, какие материалы нужны для того или иного вида деятельности, в том или ином возрасте. Тогда из множества окружающих детей материалов и игрового оборудования он сможет выбрать те, которые могут создать обстановку, имеющую свои специфические и отличительные для каждого возраста признаки. В связи с этим при определении содержания предметной среды и особенностей его размещения необходимо выделить приоритетные задачи для каждого возрастного этапа, решение которых должно привести к динамическому развитию психических и познавательных процессов у дошкольников.
Заключение
Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.
Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Если в среде рядом оказались дети с достаточно высоким уровнем культурно-познавательного развития, то они смогут создать интересные модели, образы, развернув их в творческую импровизацию или, наоборот, если в ней оказались дети с низким уровнем развития сенсорного опыта, то заложенные в среде поэлементные образцы также позволяют им получить успешный результат.
Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Способность наших детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.
Список литературы.
1. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среде: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. /Н.Т. Гринявичене. - М., 2006.
2. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды. /Р. Кирьянова. - Спб.: КАРО, 2007.
3. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. /Н.В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
4. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. /В.А.Петровский. - М, Новая школа, 1993.
5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.