Развития ребенка в утробе мамы. Воспитание в утробе матери
Жизнь естественным образом зарождается в утробе матери. Эта простая истина известна всем, если упустить достижения науки и технологий, как бы инновационно это не звучало. Приставка «in» в латинском «novatio» означает «в направлении изменений». Само понятие «инновация», возникшее в XIX веке, получило новое применение в начале XX века в результате исследований в сфере экономических отношений.
Нужны ли какие-либо изменения и инновации в отношениях между мужчиной и женщиной при рождении их ребенка - вопрос широко обсуждаемый и все более спорный. Но самой главной задачей будущих родителей всегда было и остается создание наилучших условий для того, чтобы рождающемуся человечку всегда было хорошо. Поэтому они вместе со всеми, кто их окружает, часто задают себе вопрос – что чувствует ребенок в утробе матери.
Зарождение жизни
В начале разговора об этом сразу хотелось бы заметить, что применять медицинские термины «плод» или «эмбрион» не очень хочется. Вряд ли будущая мамочка размышляет о том, что у нее внутри соединяются и растут какие-то клетки, она всегда думает о своем ребенке.
Жизнь малыша, как чаще всего принято считать, начинается с момента его появления на свет. Поздравления с его первым Днем рождения он принимает через 12 месяцев. Но в действительности, как считают, к примеру, в Китае, на этот момент он прожил уже 21 месяц. 9 месяцев в утробе матери – это тоже его жизнь. К такому мнению присоединяются и эмбриологи, гинекологи, психологи и, конечно, родители ребенка. Чего только стоят эмоции мамы от толчков малыша в ее животе! Она никак не может назвать скоплением неких клеток то крошечное создание, которое уже четыре недели спустя после зачатия являет собой организм с маленьким, самостоятельно бьющимся сердечком.
Я маленький человечек!
Двенадцать недель спустя у малыша в утробе матери уже есть крохотные ручки с осязательными клетками на кончике каждого пальчика, а черты лица становятся индивидуальными. Малыш с этого времени способен выразить всю палитру человеческих чувств на своем трогательном смышленом личике. Особенно хорошо это можно наблюдать у младенцев, родившихся преждевременно (на 25-й неделе). Они стонут и морщат лобик при их обследовании, но получают удовольствие на груди у матери, что сопровождается их улыбкой. Любое соприкосновение с телом мамы – это поиск защиты. В тревожных ситуациях малыш прислоняется головкой даже к кроватке - это напоминает ему привычную обстановку в утробе матери, где его окружали материнские тазобедренные кости.
Обратите внимание! Очень важны прикосновения и поглаживание живота беременной женщины, в том числе, если это исходит от отца ребенка.
Матка женщины – то самое защитное убежище, в котором малыш ощущает наибольшую связь с матерью, когда он участвует в ее жизни, в то же время, не находясь в изоляции от окружающего мира. Малыш реагирует на происходящее вокруг мамы, чувствует ее настроение, слышит разные шумы при работе всех органов ее тела – сердца, желудка, кишечника, пульсации кровеносных сосудов. Замечено, что процедура УЗИ не очень приятна младенцу в утробе, поэтому ее проводят обязательно согласно плану.
Звуки играют особую роль в развитии малыша. Чтобы понять, как он воспринимает звуки в утробе, нам достаточно окунуться с головой под воду. В таком приглушенном виде и воспринимаются им любые звуки. На 25-й неделе органы слуха ребенка уже полноценно развиты.
Обратите внимание! Очень важно уделять внимание общению с ребенком в форме тихой и эмоционально положительной беседы. Сказки и колыбельные песенки ребенок воспринимает уже в материнской утробе.
Такое общение для женщины всегда увлекательное и захватывающее. Мамочка задает себе вопросы – слышит ли ее малыш, понимает ли ее беспокойства и тревоги, ее усталость? Как сделать, чтобы ему было комфортно?
Дискомфорт ребенок испытывает при громкой музыке, особенно тяжелом роке, который сопровождается частыми шумными ударами. Он активно реагирует на ссоры родителей, на резкие движения тела матери, на громкий звонок мобильного телефона, на длительную работу миксера, на громкий удар дверцы автомобиля, на слезы матери. Агрессия между родителями наносит больший вред еще нерожденному малышу, чем алкоголь или курение, и часто приводит к выкидышу.
Обратите внимание! Младенец любит классическую, спокойную музыку, на более поздних сроках беременности матери хорошо воспринимает низкую тональность разговора отца.
Формирование личности
В утробе матери младенец уже проявляет эмоции, активно реагирует на все происходящее вокруг него, особенно на настроение мамы. Поэтому она должна размышлять только о позитивном и заниматься только приятными делами, не забывая о физических упражнениях. Существует мнение о том, что будущее психическое развитие ребенка зависит от нервозности и стресса матери во время беременности. Тем не менее, немецкие ученые поспешили всех успокоить, опровергнув эту точку зрения. Дело в том, что младенец лишь на короткие периоды времени (мгновенно) реагирует на события, затем быстро переключает свое внимание и забывает о предыдущем.
Обратите внимание! Влияние на будущую психику ребенка оказывает только длительный стресс беременной матери. Материнское неприятие нежеланного ребенка приводит к нелюбви младенца к самому себе, а, значит, ребенок с трудом адаптируется в обществе.
Хочу кушать!
Младенец в утробе безмолвно сообщает о том, что проголодался, различными шевелениями и толчками. Его питание происходит через плаценту, куда поступают питательные вещества от продуктов, потребленных мамой. Околоплодная жидкость становиться горьковатой от крепкого чая, никотина сигарет, острых пищевых приправ и специй. Поэтому крайне важно, чем питается беременная женщина. Если мамочка взволнована или испугана, происходит зажим в ее теле, а, значит, плацента недополучает необходимое питание и кислород.
Любовь и защищенность, сытость и покой – вот те составляющие успешности маленького человека. Пожелаем ему приятного аппетита на радость всем.
Видео
Узнайте, как происходит внутриутробное развитие малыша:
Удивительные сенсорные способности плодаЭмоциональный след
Сходство между периодом внутриутробного развития и процессом гальванопластики
Запись информации на клеточном уровнеВлияние морфогенетических полейСознательное, положительное отношение к плоду во время беременности
Послесловие специалиста
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Очень часто родители в сердцах восклицают: «Ну откуда взялось это в ребенке? Почему он такой?..» Сегодня, наконец, у каждого из нас появилась возможность разобраться в истоках. Уже не вызывает сомнения, что многие черты характера будущего человека формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев , которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития.
Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность. как и многие другие свойства личности, воспитываются в человеке с момента его зачатия.
Мать- это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.
Организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, питание, отсутствие или наличие вредных привычек (прием алкоголя, курение, злоупотребление лекарственными препаратами и пр.) закладывают основу здоровья плода.
Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния, многочисленные аллергические недуги, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.
Здесь скептически настроенный читатель может усмотреть неразрешимость ситуации: действительно, можно ли избавить мать и дитя от влияний исковерканной окружающей среды, социальных и экономических потрясений, общественных эмоций, пожирающих душу и тело? Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, для которой неисчерпаемую вселенскую энергию дает ее любовь.
Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку- один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.
Несмотря на занятость, родители всегда могут найти время для «свидания» со своим будущим ребенком и для разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему о том, с каким нетерпениемждут они его появления на свет и каким здоровым и красивым, великодушным и сильным они хотят его видеть.
Природа отблагодарит родителей за их сознательные усилия, и одной из форм этой благодарности будет здоровый и крепкий малыш.
Издательство «Жизнь» искренне благодарит автора лекции - президента Французской национальной ассоциации пренатального воспитания (ANEP ), профессионального педагога мадам Андрэ Бертин за любезно предоставленное разрешение на публикацию материалов в русском переводе.
При переводе мы попытались максимально сохранить своеобразие изложения материала и стиль автора, чтобы не исказить смысл некоторых абсолютно оригинальных идей и положений, которые на первый взгляд могут показаться неосведомленному читателю чем-то вроде из области фантастики.
Санкт-Петербург, май1991г .
Приводя своего очередного ребенка в детский сад и беседуя с воспитателем или заведующей, которых матери знают уже много лет, они как правило сообщают им сведения, касающиеся младенчества, родов или беременности. Я часто отмечала взаимосвязь между определенными событиями, происходившими во время беременности, или самочувствием матери в этот период и какими-то отклонениями, чем-то необычным, по их собственному мнению, в характере или поведении ребенка.
Результаты исследований, проведенных в последнее десятилетие учеными различных специальностей, подтверждают наличие этой взаимосвязи и указывают на ее важность.
В1982г ., оставив основную работу, я установила тесный контакт с врачами и медсестрами педиатрических отделений, акушерами, преподавателями учебных заведений различного уровня, а также с родителями, наблюдавшими указанную взаимосвязь в процессе профессиональной деятельности или непосредственно в рамках семьи. Обобщив кое-какие результаты, мы пришли к выводу о необходимости создания Национальной ассоциации пренатального (дородовый,внутриутробный. (Здесь и далее - прим. переводчика. )воспитания(ANEP), которая должна была стать мостиком между проводимыми исследованиями и супружескими парами и матерями.
Было заявлено, что ассоциация берет на себя распространение соответствующей информации (и несет за нее всю ответственность) путем организации конференций и симпозиумов, целью которых является ознакомление с ней специалистов, работающих с будущими родителями, молодых людей или лиц, не получивших знаний подобного характера в процессе обучения.
Кое у кого разговор о пренатальном воспитании может вызвать чувство удивления и даже тревоги: неужели дело дошло до того, что устанавливаются какие-то нормативы и разрабатываются программы, регламентирующие развитие эмбриона и плода? Конечно, нет. Нормативы и программы имеют отношение к обучению, а не к воспитанию.
Воспитание можно определить как предоставление подходящих условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие человека. Действительно, мы воспитываем живое существо, подразумевая под этим его формирование и развитие в процессе развертывания жизни внутри него самого. Это происходит благодаря тому физическому, эмоциональному и ментальному (психическому ) «материалу», который оно получает извне, то есть из окружающей среды.
После рождения ребенка процесс его воспитания характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и, вероятно, подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и, как мы увидим далее, протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.
Мы не можем отрицать важность воспитания ребенка, особенно в первые годы жизни, равно как и эффективность самовоспитания, когда взрослый человек берет на себя ответственность за собственное развитие путем упорной работы над собой. Однако мы уверенно заявляем, что ни первое, ни второе не оказывают того фундаментального воздействия, которое присуще пренатальному воспитанию.
Ведь новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития!
Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.
Нам часто задают один и тот же вопрос: для кого важнее результат воспитания – для матери или для ребенка? Ответ прост: он важен для обоих. Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать- это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения.
Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.
Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитивно ощущала его важность. Это все больше начинают понимать и отцы. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития.
Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой.
Современные научные исследования, проводимые специалистами четырех различных направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в воспитании плода еще в утробе матери. К ним относятся:
Сенсорные (от лат. sensus -чувство, ощущение. ) способности плода (изучаются специалистами разного профиля);
эмоциональный след (обнаружен и изучается психологами и психоаналитиками);
способность элементарных частиц, составляющих атомы, молекулы и живые клетки, «записывать» информацию (область интересов физиков);
действие морфогенетических полей (Морфогенетические поле- поле, в котором формируется тело человека ), (выдвинуто в качестве гипотезы одним из английских биолоюв).
УДИВИТЕЛЬНЫЕ СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЛОДА
Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Напомним, что органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями.
Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери.
Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения.
Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости(околоплодные воды ). Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства(!), являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая характерна для региона проживания родителей.
Приведем пример, когда малютка-индианка была удочерена супругами из Парижа в возрасте трех месяцев. Начав получать твердую пищу, она упорно отказывалась от риса, приготовленного по различным рецептам европейской кухни, однако с удовольствием ела рисовое блюдо, потреблявшееся ее матерью во время беременности.
На сегодняшний день наиболее детально изучены чувствительность и слух.
Говоря о чувствительности, мы имеем в виду кожный покров. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матери- ее матки и брюшной стенки. Франц Вельдман, врач из Дании, разработал метод установления связи с плодом на эмоциональном уровне. Гаптономия(контакт через прикосновение ) дает возможность поддерживать глубокий контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку.
Что касается слуха, имевшего, по мнению наших предшественников, тесную связь с мудростью, поскольку в его основе лежит только восприятие, то здесь есть много моментов, способных вызвать неподдельное изумление.
Внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг, формируется в конце шестого месяца беременности. Однако Жану Фейжу удалось получить выраженные моторные реакции в ответ на раздражитель у плода в возрасте пяти месяцев. Доктор Томатис описывает случай с Одилью, маленькой итальянской девочкой, страдавшей аутизмом(погружение в мир личных переживаний ). Ему удалось снять развившееся нарушение психики путем использования английского языка в проводимых беседах.
Дело в том, что мать девочки, работавшая в начале беременности в фирме по импорту-экспорту, использовала для общения исключительно английский язык. Вполне возможно, что плод воспринимает вибрации всеми своими клетками непосредственно с момента зачатия, сохраняя информацию в памяти этих клеток.
Мари-Луиза Аучер, певица, ставшая впоследствии преподавателем, пришла к исключительно интересному выводу после наблюдения за семьями профессиональных вокалистов, постоянно упражнявшихся дома.
Матери, имевшие сопрано, рожали детей с хорошо развитой верхней частью тела. Они без труда могли поставить пальцы в положение, которое наблюдается при щипке (большой палец находится напротив всех остальных). Это свидетельствовало о раннем развитии сенсомоторной координации.
Напротив, дети отцов с глубоким басом появлялись на свет с хорошо развитой нижней частью тела. Они рано начинали ходить. Однако гораздо более интересным фактом, нежели это до некоторой степени эфемерное свидетельство раннего развития, является то, что и впоследствии такие дети оставались неутомимыми ходоками.
Пытаясь понять данный феномен, Мари-Луиза Аучер организовала проведение работ в ряде университетов и больниц Парижа, в которых приняли участие известные специалисты. Они были поражены влиянием звуков, составляющих гамму, и их соотнесенностью с определенными участками основного энергетического меридиана, хорошо известного специалистам в области акупунктуры.
Бесспорным фактом является существование вибрационного резонанса между звуком и определенным позвонком, а также парой симпатических и парасимпатических ганглиев (симпатические, парасимпатические -разновидности узлов нервной системы ).
При стимуляции одной из энергетических точек одного из нервных центров данный процесс распространяется также и на области, которые они иннервируют. Это приводит к динамизации всей центральной нервной системы, включая мозг.
На основании своих наблюдений Мари-Луиза Аучер пришла к выводу о важной роли звука. Работая в так называемом «поющем» родильном доме Мишеля Одена, она проводила занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы, матери, а также их дети, если они у родителей уже были.
Аучер считает, что «хоровое пение» улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных ребятишек, способных быстро и легко адаптироваться в самых различных ситуациях. Последнее – признак устойчивого психического равновесия, качество огромной важности для мира, в котором они будут существовать.
Если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.
Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.
Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку.
Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он
упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.
Это доказывает существование процессов непрерывной регистрации и запоминания. О подобном феномене рассказывали Рубинштейн и Менухин. Если бы только мы смогли спросить об этом Моцарта!
Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что мать, часто слушавшая музыку или много игравшая на каком-то музыкальном инструменте во время беременности, обязательно произведет на свет композитора, музыканта-виртуоза или певца. Несомненно одно – он будет восприимчив к музыке и к различным звукам. Кроме возможного формирования определенных способностей мать безусловно привьет ребенку вкус к музыке, что значительно обогатит всю его последующую жизнь.
Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛЕД
Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора- качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.
Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показателей. У них чаще наблюдались различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта и нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни. К сожалению, у ученых еще не дошли руки до изучения их реакций в возрасте полового созревания и в период зрелости.
Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития являются собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения.
В июле1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто, организовал проведение Первого американского конгресса по пре- и перинатальному(послеродовому ) воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, проходивших с матерью во время беременности.
Рассмотрим в качестве примера случай с мужчиной, который испытывал внезапное появление жара, сопровождавшееся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и «прокрутил» в обратном порядке всю его предыдущую жизнь.
Вспоминая девятый, восьмой месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя абсолютно нормально. Когда подошла очередь седьмого месяца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жара. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. С тех пор прошло30 лет, мать забыла о трудных временах. Однако клеточная память сына сохранила не только чрезмерное ощущение жара, но и мысль о смерти, которая присутствовала в сознании матери. Именно это и явилось причиной страданий уже взрослого человека.
Для того чтобы понять сущность подобных феноменов, обратимся к исследованиям, проведенным доктором Левиным, специалистом в области хирургической стоматологии из Манчестера. В течение ряда лет он собирал молочные зубы, которые затем изучались с помощью электронного микроскопа.
Зубы – это архив нашего организма. Подобно геологу, определяющему возраст пласта, мы можем точно датировать временную принадлежность каждого слоя эмали. Доктор Левин был первым специалистом, обратившим внимание на сероватую линию, которую он назвал неонатальной. По его мнению, она является отражением родовой травмы. Отсутствие неонатальной линии в ряде случаев свидетельствует о том, что рождение происходило в самых благоприятных условиях. Однако, к сожалению, это лишь исключение, а не правило.
Слои эмали, расположенные ниже этой линии, отражают период, предшествовавший рождению. Доктору Левину удалось выявить некоторые часто встречающиеся аномалии, а иногда и четко видимые пустоты. Что же мешало процессу формирования молочных зубов и, возможно, мягких тканей и органов в течение более или менее продолжительного периода?
Доктор Левин пригласил для совместной работы психолога, в обязанности которого входило проведение беседы с матерями маленьких пациентов. Итогом исследований стал вывод о существовании четкой взаимосвязи между указанными аномалиями и сильным стрессом, пережитым матерями во время беременности.
При стрессе организм, в частности надпочечники, начинает вырабатывать так называемые стрессовые гормоны (катехоламины), которые помогают справиться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают через плацентарный барьер и оказывают воздействие на плод, формируя физиологическое состояние, отражающее состояние матери. Однако у плода оно гораздо сильнее и имеет большую значимость, поскольку у взрослого человека за время его жизни развиваются защитные реакции, отсутствующие у плода.
И все же беременным женщинам не следует испытывать особую тревогу по этому поводу, поскольку речь идет об очень сильных стрессах. Мы не берем в расчет быстро проходящее чувство тревоги, например, из-за вмятины на крыле автомобиля. Ребенок подвержен воздействию только сильного стресса, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можно отнести плохие отношения между супругами, которые, повторяясь, превращаются в застывшую модель общения. Кроме того, следует помнить, что будущие матери обладают тем, что доктор Верни называет защитным щитом, предохраняющим ребенка: любовью к нему. Она способна защитить плод от вредного воздействия даже в очень тяжелых, экстремальных ситуациях.
В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны радости» (эндорфины). Они способны сообщать ощущения покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно, определенным образом окрашивают характер будущего мужчины или женщины.
На конгрессе в Торонто была также рассмотрена проблема обратного действия плода на мать. Например, считается, что беременность при диабете характеризуется определенной степенью риска. Однако в ряде случаев наблюдалось улучшение самочувствия женщин, что было обусловлено секрецией инсулина из поджелудочной железы плода. Специалисты в области гомеопатии отмечают влияние беременности на общее состояние здоровья матери. Наблюдения за ребенком после рождения свидетельствуют о наличии тесной взаимосвязи между этим фактором и состоянием плода. Это подтверждается восстановлением естественных реакций у матери после родов.
Имеет ли место обратное действие на психологическом уровне? Определенные факты позволяют дать утвердительный ответ на этот вопрос. Можно привести (как в качестве развлечения, так и в качестве информации к размышлению) случай с матерью Наполеона. Только во время именно этой беременности у нее появилась страсть к военному делу, посещению полей сражения, интерес к военным стратегическим планам. Сразу же после рождения будущего императора все это немедленно прошло. Я не рискую комментировать этот факт, а просто сообщаю о нем так, как он описан историками.
СХОДСТВО МЕЖДУ ПЕРИОДОМ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОЦЕССОМ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ
Период внутриутробного развития подчиняется основным законам любого динамического процесса:
формирования, воспитания, роста, обмена (информацией) и коммуникаций. Во всех этих случаях происходит перенос материи или энергии с «излучателя» на «приемник» через проводящую среду. Это отчетливо видно на примере гальванопластики (рис.1).
Предположим, что мы хотим нанести покрытие на печатную схему для компьютера. Мы укрепляем ее на катоде («минус»), который является принимающим полюсом нашей условной батареи. На аноде («плюс») – излучающемполюсе – устанавливается
пластина из золотой фольги. После этого катод и анод погружаются в раствор соли золота. Под воздействием тока, генерируемого источником питания, происходит высвобождение ионов золота из раствора, которые оседают на схеме. Регенерация раствора осуществляется за счет пластины из золотой фольги. Таким образом осуществляется перенос ионов золота с фольги («плюс») на печатную схему («минус») через раствор.
Точно такие же процессы протекают и во время беременности (рис.2).
Вашему вниманию предлагается еще один рисунок (рис.3), который стал эмблемой Национальной ассоциации пренатального воспитания. На всех трех рисунках мы находим одни и те же элементы:
принимающий полюс (плод и генетические факторы);
излучающий полюс (мать – ее организм, чувства, мысли, духовность);
проводящая среда (кровь матери и ее энергетическое поле, которые передаются плоду);
источник энергии, питающий все эти элементы (солнце – универсальная батарея, без которой жизнь на земле невозможна).
Таким образом, мы можем сказать, что работа идет на всех уровнях:1) организм ребенка полностью формируется из материалов, которые поставляет ему организм матери (будущие его свойства обусловлены составляющими этого материала);2) эмоции матери передаются плоду посредством гормонов и по энергетическим каналам, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на психику. Работы специалистов в области теоретической медицины, объясняющие пути записи информации на клеточном уровне, позволяют также предположить, что психологическая среда матери влияет на внутренние свойства клеток ребенка.
Запись информации на клеточном уровне
Жан Шарон, французский физик, считает, что элементарные частицы, составляющие атомы, молекулы и живые клетки, подчиняются как законам физики, так и основным законам физиологии. Они способны хранить в своей памяти информацию об окружающей среде, а также воспроизводить ее по собственному желанию и передавать какие-то сведения другим частицам.
Запись информации, запоминание и передача – свойства психики. Жан Шарон утверждает, что каждая элементарная частица имеет своего «психического двойника». Следовательно, информация, носителем которой этот двойник является, определяет вибрационные характеристики элементарной частицы.
Дэвид Бом, работавший в Англии с Эйнштейном, Джеффри Чью и Фритджоф из США, а также многие другие ученые доказывают справедливость этого вывода с помощью математических расчетов. Информация о психике, мыслях и чувствах матери, получаемая формирующимся существом, определяет вибрационные свойства его клеток. Таким образом, все, через что мы проходим, записано в хромосомах (скопление генов, передающих признаки по наследству )клеток. В частности, это касается половых клеток, составляющих генетический капитал ребенка.
ВЛИЯНИЕ МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ
Дальнейший свет на происходящее проливают исследования Руперта Шелдрейка, английского биолога, работающего в содружестве с различными специалистами. Он отметил, что изучаемые физиками разновидности полей не могут объяснить причины появления и постоянства форм как живой, так и неживой материи. Согласно теории формативной причинности существует еще одно поле, которое Шелдрейк называет морфогенетическим. Именно оно генерирует волны, определяющие общее поле объекта.
Существующие формы имеют устойчивую взаимосвязь с соответствующей энергетической компонентой указанного поля, характеризующейся определенной вибрацией. По мнению Шелдрейка, мысли и чувства – это энергетические формы, находящиеся и постоянном резонансе с волной соответствующей длины, которая является одной из составляющих космического поля, пронизывающего каждого из нас.
Таким образом, любой поступок, любая мысль или чувство связаны с волной вполне конкретной формы. Энергетический обмен осуществляется по «бороздкам» поля, называющимся креодами. При неоднократном повторе этого обмена бороздки как бы углубляются и придают определенную устойчивость как полю, так и состоянию сознания, постепенно моделируя психику и даже физическую структуру.
СОЗНАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЛОДУ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
Все сказанное выше свидетельствует о том, что беременная женщина, как никто другой, является средоточием различных энергий, структурирующих материю.
Она носит в себе проект нового существа. Поступки, мысли и чувства женщины являются причиной образования или притяжения вполне определенных типов энергии. Она может либо отмахнуться от этого факта, либо принять решение приложить, по возможности, все силы, чтобы направить свою психическую или физическую энергию по наиболее удобному для ребенка руслу. К этому решению оказываются так или иначе причастны все окружающие люди: как члены семьи, так и все общество в целом.
Внутриутробный период развития подобен, как отмечалось выше, процессу гальванопластики. Если будущая мать знает об этом, и старается исключить из своей жизни все негативные моменты, то она как бы привносит в свое тело, сердце и сознание частицы «золотой фольги». А затем в дальнейшем предоставляет формирующемуся ребенку наилучший физический материал и самую качественную информацию, существующую на сенсорном, эмоциональном и ментальном уровнях. При тесном содружестве с природой женщина становится еще одним сознательным создателем ребенка, которому она предоставляет наилучшие шансы из всех существующих.
Не слишком ли честолюбивые устремления? Да – если рассматривать проблему с точки зрения цели, и нет – если иметь в виду простоту и легкость средств ее достижения. Здесь нет четко разработанных и обязательных методов, поскольку это противоречило бысамой сути воспитания, которое можно рассматривать как пробуждение. Будущая мать просто источает любовь, проявляя свой творческий потенциал. Здесь нет также и готового перечня рецептов. Мы просто пытаемся дать почувствовать дух, атмосферу, которая может быть создана, и выдвигаем несколько предложений, касающихся физического, эмоционального и ментального уровней.
Физический уровень. Рассмотрим идею сознательного отношения к питанию. Мы все знаем о важности выбора здоровой, полезной пищи и сбалансированного меню. Однако механический прием пищи ведет к потреблению лишь химических элементов, которые поступают (всасываются) через желудок и пищеварительную систему. Однако в летнее время фрукты, овощи и злаки накапливают значительное количество солнечной энергии, которая может быть утилизирована при тщательном и медленном пережевывании. Об этом говорят все специалисты по диетическому питанию. Многие сами наверняка не раз убеждались в эффективности подобного «технологического процесса» потребления пищи. Когда вы немного устали, попробуйте съесть какой-нибудь даже не очень сладкий фрукт, например яблоко, и к вам вернутся силы.
Пищевые продукты требуют обязательного переваривания, только тогда содержащиеся в них вещества попадут в ваши клетки. Солнечная же энергия, проникающая «через рот» и передающаяся непосредственно нервной системе, приносит вам чувство облегчения немедленно. Глубокое дыхание поможет удержать и распределить эту энергию.
Наконец, если будущая мать испытывает в процессе еды радость, чувство благодарности к природе за ее бесценные дары, то она приносит тем самым огромную пользу ребенку как в эмоциональном, так и в физическом плане. Кроме того, она воспитывает в нем соответствующее, в данном случае положительное, отношение к пище.
Эмоциональный уровень. Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль, вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения. Радость же заставляет наше сердце «петь». Например, когда мы влюблены, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросли крылья, нас переполняет энергия, мы готовы обнять весь мир.
Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, который зафиксирует в своих клетках это ощущение неизбывной радости. Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают достигнуть такого внутреннего состояния и воспитывают в ребенке чувство прекрасного. Здесь важную роль начинает играть и отец. Отношение к жене, к ее беременности и к ожидаемому ребенку- важнейшие факторы, формирующие у этого ребенка ощущение счастья и силы, которое передается ему через уверенную в себе и спокойную мать.
Однако жизнь подчас нарушает эту идиллическую картину, поскольку неизбежны самые неожиданные стрессы (автомобильная катастрофа, утрата близких, увольнение с работы отца). Что же следует делать в этих трудных обстоятельствах? Самое разумное- попытаться справиться с возникшей напастью. Матери обладают тем, что доктор Верни назвал защитным щитом ребенка: любовью к н
В этой статье:
Как происходит развитие ребенка в утробе матери и нужно ли на определенных этапах этого процесса принимать в нем участие? На какие периоды делится беременность и сколько длится? Обо всем этом ниже.
Начало беременности - зарождение жизни
Средний срок вынашивания малыша составляет 38-40 недель, которые необходимы ему для формирования в утробе матери. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы ребенок был готов к появлению на свет здоровым и полноценно развитым. Чтобы понимать,что происходит с малышом и на каких этапах, будущим мамам стоит отслеживать изменения, подстраивая под новое положение свой образ жизни и привычки.
Итак, беременность принято разделять три основных периода, которые медики называют триместрами. В каждом таком периоде по три месяца. Самый важный - это первый триместр . В этот период начинается формирование внутренних систем организма малыша. Будущая мама именно в это время особенно остро ощущает перемены в своем организме, связанные в первую очередь с изменениями гормонального фона. Практически все системы организма находятся в стадии перестройки, включая половые органы будущей роженицы.
Новая жизнь внутри утробы женщины рождается из одной маленькой клетки, которая спустя положенные 9 месяцев вырастет в полноценный человеческий организм, полностью зависимый от матери до момента рождения.
Как правило, процесс оплодотворения осуществляется в середине цикла. В результате объединения активного
мужского сперматозоида с яйцеклеткой образуется одна большая клетка с полным набором хромосом - 46 штук от матери и отца будущего ребенка. Именно с этого момента процесс развития плода внутри утробы можно считать открытым.
Организм женщины устроен таким образом, что после слияния яйцеклетки со сперматозоидом начинается активное деление клетки, еще до того, как она попадет в матку. Уже на этом этапе образуются сотни клеток, каждая из которых будет отвечать за определенные функции.
Путь по маточной трубе длится примерно неделю после момента зачатия. Затем яйцеклетка попадает в матку и надежно закрепляется в ней. Длина зародыша к этому моменту составляет около 0,15 мм, то есть примерно с крупную песчинку или булавочную головку.
Первый триместр: как все происходит
Как только клетка закрепляется на маточной стенке, процесс деления начинает ускоряться. Частично клетки преобразуются в желточный мешок, хорион и плодные оболочки. Остальная же часть - это начало жизни нового человеческого организма.
Примерно на 5-й неделе беременности можно наблюдать серьезный прогресс в развитии малыша в утробе матери. У него появляется сердце, которое начинает биться.
Параллельно с этим формируется нервная система и ряд органов, ответственных за кроветворение.
Спустя неделю у зародыша уже начинает формироваться головной мозг, пока что визуально напоминающий расширение нервной трубки. На этом же этапе образуются зачатки конечностей и зрительные пузырьки с пигментными дисками. К этому времени масса малыша составляет до 1,3 грамма, а длина увеличивается до 5 мм.
На 8-й неделе беременности будущие мамы особенно благодарны медикам за возможность послушать, как бьется сердце ребенка. Качественные УЗИ-аппараты позволяют на этом сроке услышать ритмичное постукивание маленького сердечка.
И пусть пока внутренние органы крохи практически незаметны при ультразвуковом обследовании, но они уже есть:
закладывается пищеварительная и сердечно-сосудистая система, начинается процесс формирования бронхов.
В первом триместре активно развивается не только сам эмбрион, но и плацента, которая возьмет на себя функции по жизнеобеспечению плода в утробе матери. Именно она будет отвечать за поддержание нормального гормонального фона, процесс газообмена и питание малыша.
На 11-й неделе развития эмбрион уже можно назвать плодом, в первую очередь потому, что он начинает приобретать все большее сходство с человеком. Его нервная система уже
умеет проводить импульсы, хотя пока они и не воздействуют на внутренние органы.
В этот период беременная женщина чувствует тошноту, страдает запорами, у нее учащается сердцебиение и даже появляется изжога. Все это симптомы первого триместра беременности, которые ко второму ее периоду у большинства женщин проходят.
Именно поэтому будущие мамы с таким нетерпением ждут наступления второго триместра - для того чтобы почувствовать себя лучше и наконец-то успокоиться, помня ведь вероятность срыва беременности к этому времени существенно снижается.
Что происходит во втором триместре?
Начиная с 12 недели развитие ребенка в утробе матери происходит в ускоренном темпе. Именно в это время формируется скелет малыша и органы брюшной полости, заканчивается формирование пищеварительной системы, о
чем свидетельствует наполненность кишечника меконием.
Головной мозг малыша развивается так же активно, как скелет и внутренние органы, на нем появляются бороздки и извилины. Будущей маме очень важно в этот период больше времени проводить на свежем воздухе, чтобы мозг малыша получал достаточное количество кислорода.
Будущие роженицы особенно нежно и с трепетом вспоминают пятый месяц беременности, во время которого у них был установлен первый физически ощутимый контакт с малышом. Примерно на 18-й неделе кроха радует будущих родителей шевелениями, характер которых мама может определять по их частоте и силе.
Ребенок реагирует на эмоции мамы, о чем дает знать активными движениями в утробе. Для беременной женщины толчки - лучшее доказательство того, что малыш развивается нормально. Если шевеления прекратились и в течение долго времени не появляются, необходимо срочно обследоваться у врача.
На втором триместре начинается формирование эндокринной системы малыша, а к середине этого периода у плода уже работают:
- надпочечники;
- щитовидка;
- поджелудочная;
- гипофиз;
- половые железы.
Примерно к концу 24-й недели малыш уже пробует имитировать дыхательные движения, хотя в легких его еще находится жидкость и воздух в них не поступает. Репетиция дыхания помогает малышу после рождения сделать первый вдох и наградить маму пронзительны криком, свидетельствующим о начале новой жизни.
На втором триместре беременности будущей маме нужно стараться меньше нервничать, больше гулять, отдыхать и соблюдать режим сна, так как малейшие стрессы могут негативным образом сказаться на умственном и физическом развитии малыша.
В конце второго триместра вес ребенка составляет уже почти 700 грамм, а длина его достигает 35 см. На снимках УЗИ можно увидеть, как кроха сосет палец руки.
Завершающая стадия формирования новой жизни - третий триместр
На последнем этапе развитие ребенка в утробе матери заключается в основном в увеличении размеров малыша. Живот у будущей мамы становится заметно больше: формирование плода подходит к концу. Кора головного мозга к этому времени уже практически сформирована, и малыш
способен различать звуки внешнего мира. Он прислушивается к голосу мамы и папы, реагирует на поглаживания животика, замирает или, наоборот, начинает активно двигаться при звуках музыки.
В утробе матери малыш на протяжении всего срока формирования слышит биение ее сердца, которое внушает ему ощущение полной безопасности. Именно поэтому после рождения кроху первым делом прикладывают к груди мамы, чтобы он почувствовал: родное сердце по-прежнему рядом и связь с мамой такая же крепкая, как и была.
В течение трех последних месяцев беременности большую часть времени малыш готовится к появлению на свет. У крохи открываются глаза, оттачивается рефлекс моргания, он активно набирает массу за счет увеличения слоя жировой клетчатки, которая затем убережет его от переохлаждения во
внешнем мире.
В середине последнего триместра длина малыша составляет около 40 см, а вес близится к 2 кг. Внутри мамы ему становится тесно, поэтому интенсивность и продолжительность шевелений к этому моменту заметно уменьшается. Примерно на 35-й неделе развитие ребенка в утробе матери переходит на стадию непосредственной подготовки к родам. Малыш принимает правильное положение (головой вниз) и терпеливо ждет ответственного момента.
На последнем, девятом, месяце беременности масса малыша уже близится к 3 кг, причем каждую неделю он прибавляет по 200 г и к моменту появления на свет может весить более 4 кг. Жизненные системы и органы полностью сформированы, кожа младенца разглаживается, легкие готовятся к первому вдоху. Будущим мамам на этом этапе беременности нужно быть особенно осторожными, чтобы не вызвать преждевременные роды.
Нужно ли развивать младенца в утробе?
Как происходит развитие ребенка в утробе матери, вы теперь знаете – остается поговорить о том, как вести себя с еще не родившимся ребенком, нужно ли с ним общаться, приучать его к музыке и что все это даст для его развития.
Не все будущие мамы знают, что кроха в утробе начинает не только слышать, но и чувствовать маму, переживать вместе с ней ее же эмоции. Именно поэтому врачи настаивают на том, чтобы в период беременности будущие мамы уделяли особое внимание общению с крохой, стараясь окружать себя исключительно позитивными эмоциями.
Доказано, что ребенок в утробе прислушивается к внешним звукам, среди которых самым важным для него является мамин голос. Когда малыш особенно активен, успокоить его под силу только маме или папе простыми поглаживаниями по животику и нежными фразами.
Для того чтобы вы отдавали себе отчет об умственных способностях малыша, ниже приведены данные его развития по неделям.
Будущая мама во время беременности, даже не отдавая себе в этом отчет, начинает больше говорить с малышом, часто у нее открываются новые творческие способности, меняются музыкальные пристрастия. Все это происходит потому, что малышу важно задействовать как можно больше клеток мозга для того, чтобы не допустить их потери.
Начиная с 6-го месяца беременности можно пробовать обучать малыша некоторым словам, которые он будет ассоциировать с ощущениями. Например, можно научить ребенка понимать слова «темно» или «светло», включая и выключая свет. К концу третьего триместра известные малышу слова можно группировать в простые фразы, кроме того, самое время приступить к приобщению крохи к миру музыки, включая ему колыбельные, классическую музыку или детские песни.
Не стоит забывать также и о том, что у малыша на последнем триместре беременности развиты все органы чувств, поэтому он может реагировать на холодное и горячее, если коснуться этими предметами живота, на голоса, на яркий свет, на прикосновения и даже на вкус околоплодной жидкости, который меняется в зависимости от того, что ела мама. Осознавая все это, можно заниматься развитием малыша в утробе, чтобы наладить с ним контакт и еще больше укрепить эмоциональную связь.
Когда ребенок появляется на свет, он делает первый вдох и кричит от боли. Для него этот первый вдох - большой прорыв в развитии, выход на новый уровень. Однако было бы неправильно полагать, что до своего рождения живой и активный малыш в мамином животике не дышит, ведь без кислорода он бы просто погиб. Если вы хотите узнать, как и чем дышит ребенок в утробе матери, ознакомьтесь с этой статьей.
О дыхании
Все живущие на планете люди во время вдоха набирают в легкие воздух. В организме остается кислород, а углекислый газ выходит наружу вместе с выдохом. Таково простейшее описание газообмена человека.
Кислород необходим всем без исключения органам и системам человека (для нормального функционирования). Он необходим головному мозгу, чтобы поддерживать жизнедеятельность всего большого и сложного организма.
Ничуть не меньше (а порой и значительно больше) в кислороде нуждается еще не родившийся ребенок, ведь в утробе матери он проходит все стадии развития, наглядно иллюстрирующие весь долгий и сложный путь эволюции.
Утверждения о том, что мама в период беременности дышит за двоих, в корне неверно. Ведь объем ее легких практически не меняется, да и частота вдохов и выдохов остается прежней.
Ребенок с первых дней своего существования внутри мамы дышит самостоятельно. Только это не привычные вдохи и выдохи. Такие движения невозможны, ведь находится ребенок в водной среде, его со всех сторон окружают околоплодные воды. Его газообмен происходит через плаценту. По этой причине такой способ дыхания называется плацентарным.
Плацентарное
Плацента для крохи - это весь мир. Она не только позволяет ему дышать, но и обеспечивает питанием, выполняет функцию отведения продуктов жизнедеятельности малыша. Плацента оберегает кроху от смешения его крови с кровью матери и попадания многих вредных веществ от нее в детский организм.
Плацента начинает формироваться тогда, когда оплодотворенная яйцеклетка опускается в полость матки. Место ее прикрепления к маточной стенке и станет местом, где начнет расти плацента.
Пуповина как связующее звено осуществляет токи в двух направлениях: от мамы к малышу идет кислород, который есть у нее в крови, а от малыша в обратном направлении одновременно движется углекислый газ, а также некоторые другие метаболические продукты распада.
Этот углекислый газ (и все, что пришло от ребенка) мама выдыхает привычным для нее механическим выдохом. Так мама не дышит за двоих, а выдыхает за двоих.
Механически этот процесс выглядит так. В пуповине есть сосуды - вена и две артерии. По артерии к крохе подходит кровь, насыщенная кислородом, а по вене в обратный путь движется углекислый газ.
Угрозы
Понятно, что женщина, которая сама получает мало кислорода, которая мало гуляет на свежем воздухе, курит во время беременности, употребляет алкоголь и наркотики, работает на вредном производстве, связанном с вдыханием токсических веществ, газов, загазованностью и дымом, сможет меньше дать своему ребенку столь важного для него кислорода.
В этом случае возникает такое неприятное и опасное состояние, как хроническая гипоксия плода. Малыш страдает от дефицита кислорода. При этом сначала его организм будет компенсировать эту нехватку всеми силами, малыши в утробе мамы обладают удивительной способностью накапливать кислород в своих тканях в количестве, которое превышает их сиюминутные потребности. Так они создают себе некий запас «на черный день».
Кроме того, при нехватке кислорода у ребенка начинают вырабатываться особые гормоны, которые стабилизируют его артериальное давление и несколько «замедляют» все органы и системы, ребенок как бы «переключается» на энергосберегающий режим.
В таком состоянии, к сожалению, кроха не может прожить весь срок пребывания в мамином животе.
Компенсаторные способности ослабевают, при длительной гипоксии запасы кислорода у ребенка заканчиваются, и наступает критическое состояние, которое может привести к внутриутробной смерти, если маме и малышу не будет оказана срочная медицинская помощь.
На развитие кислородного голодания малыша оказывают непосредственное влияние:
- курение мамы;
- постоянный сильный стресс, которому подвержена женщина;
- прием некоторых лекарственных препаратов.
Этапы развития ребенка в материнской утробе называются триместрами, каждый из которых отмечается интенсивными преобразованиями в теле плода и его строении. Длительность триместра составляет от 90 дней. За это время ребенок успевает выйти на новый уровень развития. Рассмотрим развитие ребёнка в утробе матери и их ключевые особенности по неделям.
Развитие ребенка в утробе на примере манекена
Развитие ребенка в первом триместре
Первый триместр беременности начинается с момента зачатия и длится в среднем до 15 недели.
1 неделя. Происходит подготовка организма к будущему материнству. Организм активно создает условия для максимально комфортного зачатия, а уже чуть позже – и развития ребенка в утробе его матери. В ближайшие две недели организму нужно будет сформировать прообраз будущего ребёнка.
Строение половых органов и зачатие ребенка
Советы: по возможности отказаться от приема лекарств, за исключением тех, что прописал врач и постепенно приучать себя к здоровому образу жизни – с регулярными прогулками, умеренной физической активностью, правильному питанию.
От курения, алкоголя и кофе начиная с этого периода необходимо отказаться. Дополнительно, для предупреждения развития пороков плода, беременным рекомендуется регулярно пить фолиевую кислоту.
Первая неделя после зачатия
2 неделя. Изменения в репродуктивных органах женщины становятся более очевидными, в нижней части живота может появиться небольшая тянущая боль. Гормональный фон начинает меняться под влиянием развивающегося желтого тела. Яйцеклетка по-прежнему готовится к оплодотворению.
Советы: период с конца второй недели до начала третьей идеален для последующего зачатия.
Фазы менструального цикла, благоприятные для зачатия
Для того чтобы вероятность беременности была выше, за несколько дней до начала овуляции лучше всего сделать небольшой перерыв в половой жизни – это позволит сперматозоидам накопиться.
3 неделя. В этот период происходит само зачатие. Изменения, затрагивающие организм будущей матери, становятся еще более явными.
Советы: для безопасности ребенка к этим неделям лучше всего свести к минимуму контакт с агрессивными химическими веществами, источниками электромагнитного воздействия. Избегать рентгенологического исследования органов брюшной полости.
4 неделя. В этот период происходит имплантация. У женщины также прекращаются месячные. Тело ребенка еще не имеет внятных очертаний и напоминает скорее диск из трех слоев тканей, из которых впоследствии будут развиваться кожа, скелет, внутренние органы и т.д.
5 недель - фото и УЗИ
Советы: в этот период как нельзя важно беречь себя от перегрева. Повышение температуры может крайне негативно сказаться на состоянии здоровья будущего ребенка.
5 неделя. Развитие эмбриона происходит интенсивно, благодаря чему у ребенка формируются очертания тела, хорошо заметные конечности, выделяется голова. Закладываются основы будущей нервной системы.
Советы: для лучшего развития нервной системы ребенка, матери рекомендовано принимать фолиевую кислоту.
Фолиевая кислота снижает риск выкидыша
Также, в этот период беременные как никогда нуждаются в здоровом сне и отдыхе – из-за продолжающейся гормональной перестройки она может начать ощущать такие симптомы, как повышенная утомляемость и раздражительность.
6 неделя. Головной мозг ребенка совершенствуется; он начинает постепенно координировать работу сердца и скелетных мышц. В печени начинают формироваться кровяные клетки. У ребенка уже есть зачатки большинства внутренних органов. Плацента растет, обеспечивая ребенка необходимыми для роста и развития питательными веществами.
Советы: в этот период головокружение и токсикоз могут усилиться. Для того, чтобы неприятные симптомы не так беспокоили женщину, рекомендовано всегда иметь при себе немного соленых крекеров и воды или сока (это позволит снять тошноту).
7 неделя. Черты лица ребенка становятся более различимыми – у него уже хорошо заметны ушные раковины, челюсти, веки, дающие ребенку возможность самостоятельно открывать и закрывать глаза. Ребенок совершает движения, пока еще не ощутимые матерью, но довольно заметные. Сердце ребенка уже делится на 4 камеры, образуются самые крупные кровеносные сосуды.
7 неделя - начало формирования тела
Советы: для полноценного развития ребенка женщине рекомендовано употреблять в пищу продукты, богатые витаминами группы В. Справляться с токсикозом можно, питаясь часто и небольшими порциями.
8 неделя. Внутренние органы ребёнка функционируют достаточно активно – у него бьется сердце, активно работают желудок и почки. Головной мозг эффективно организует деятельность систем органов, уровень развития нервной системы уже дает ребенку возможность реагировать на внешние условия их при помощи мимики. Совершенствуется скелет – становятся отчётливо различимы пальцы и суставы. Становится ясен резус-фактор ребенка.
Советы: необходимо беречь себя от повышенных нагрузок – причем, как умственных, так и физических. Для того, чтобы лучше контролировать течение беременности, желательно также найти врача, который будет сопровождать женщину до родов и давать ей ценные указания.
9 неделя. Эта неделя отличается интенсивным развитием головного мозга, особенно – мозжечка, отвечающего за координацию движений. Глаза ребенка сформированы уже неплохо, но покрыты мембраной, не позволяющей им видеть происходящее вокруг. Конечности укрепляются. Пальцы рук уже неплохо различимы, но связаны между собой мембраной.
9 неделя - появляются пальчики
Советы: начиная с этой недели нужно подобрать белье, обеспечивающее телу должную поддержку. Нагрузку на мышцы живота лучше всего снизить. Во избежание ослабевания вен можно принимать препараты, содержащие витамины С и Р.
10 неделя. В этот период наиболее активно формируется половая система ребёнка. Остальные жизненноважные органы развиты уже достаточно хорошо.
10 неделя - тело сформировано полностью
Советы: в этот период мать нуждается в продуктах, богатых кальцием – это позволит защитить кости и зубы от разрушения.
11 неделя. В это время головной мозг развивается наиболее активно и интенсивно: за счет этого голова ребенка значительно превосходит по размерам туловище. Начинают работать кишечник и почки.
11 неделя - ребенок начинает двигаться
Советы: в это время желательно начинать откладывать деньги на предстоящий декретный отпуск. Это позволит избежать многих проблем в будущем.
Отдельную заботу нужно проявлять о коже – она может стать более сухой и начнет требовать более интенсивного увлажнения.
Продукты, богатые кальцием, способствуют правильному развитию скелета малыша
12 неделя. Ребенок уже достаточно энергичен – он активно взаимодействует с окружающим миром и реагирует на внешние раздражители – свет, звук (например, может закрыть глаза ладонью, или прикрыть руками уши). Довольно неплохой уровень развития мозжечка и вестибулярного аппарата позволяет ему неплохо ориентироваться в пространстве. Движения становятся разнообразнее: ребенок уже умеет совершать простые движения пальцами, делать повороты головы.
13 неделя - активно развивается мозгСоветы: по возможности необходимо избегать пищевых отравлений, а также состояний, провоцирующих состояние гипоксии (интенсивных физических нагрузок, походов в горы и т.д.).
15 неделя - ребенок на УЗИ
Развитие ребенка во втором триместре
Выделяя временные промежутки в развитии отметим, что этапы развития маленького ребенка в утробе его матери довольно сложно разграничить по неделям, либо месяцам. Тем не менее, примерно с 16 недели начинается второй триместр беременности, имеющий свои отличительные особенности.
16 недель - фото
16 неделя. У ребёнка формируются сосательный и глотательные рефлексы. У него уже хорошо заметны ресницы и брови, он учится улыбаться. Плацента, связывающая мать и ребенка, функционирует уже довольно активно. Рост уже составляет 16-18 сантиметров, вес – не менее 150 г.
Советы: пройти обследование на предмет возможных пороков развития ребенка (рекомендован анализ крови на альфа-протеин, гормон ХГЧ и неконьюгированный эстриол). Для улучшения общего состояния организма можно заняться плаванием.
20 неделя - первый портрет малыша
20 неделя. Сердцебиение ребенка уже отчетливо прослушивается при помощи стетоскопа. На пальцах формируется ногти. Благодаря хорошему развитию опорно-двигательной системы ребенок уже может активно перемещаться внутри матки и женщина уже ощущает его движения внутри себя. Реакции ребёнка на свет или звук становятся более разнообразными.
Плавание очень полезно для беременных
Советы: очень важно беречь спину от излишних нагрузок. Помочь избавиться от неприятных ощущений могут йога, массаж, лечебная физкультура.
21 неделя - мама уже чувствует движения плода24 неделя. У ребенка активно развиваются легкие, начинают работать потовые и сальные железы. кожа имеет слегка красноватый оттенок; от механических повреждений ее защищают околоплодные воды. Поведение ребёнка также приобретает новые черты – он может сердиться и выражать свое недовольство, может плакать. Периоды бодрствования чередуются с периодами сна, причем во время последних ребенок начинает видеть сны.
Поддерживающее белье позволит избежать растяжек
Советы: из-за ослабевания волокон коллагена в коже на животе и на груди могут сформироваться растяжки. Для того чтобы избежать этого необходимо пользоваться специальным интенсивно увлажняющим кремом.
Развитие ребенка в третьем триместре
Развития ребенка в утробе его матери в третьем триместре отличается тем, что у него сформированы практически все жизненноважные органы и в дальнейшем им предстоит активно развиваться.
28 неделя. Все органы чувств ребёнка развиты уже довольно неплохо. Он начинает самостоятельно дышать, кожа уплотняется. Вес приближается к одному килограмму. Он начинает различать голоса людей и выделять среди них голос мамы.
28 неделя - ребенок полностью сформирован
Если рассматривать развитие ребенка в утробе матери ребенка по месяцам, к этому времени плод достигает 7-месячного срока. В случае если в этот период у матери начинаются роды, он может выжить благодаря усилиям врачей и собственным ресурсам, обеспечивающим его жизнеобеспечение.
Советы: в этот период посещать врача нужно чаще, чем раньше. В частности, к числу необходимым анализам относятся уровень железа в крови и толерантность к глюкозе.
Недоношенный ребенок может родиться с весом до 1 кг
В случае если оба партнера отличаются положительными резус-факторами, потребуется еще один анализ – на антитела.
32 неделя. Благодаря тому, что организм матери активно передает ребенку иммуноглобулины, у него начинает формироваться иммунитет, в будущем способный защитить его от многих проблем со здоровьем. Благодаря уже хорошо сформировавшемуся слою подкожной жировой клетчатки тело ребенка приобретает новые очертания. Околоплодные воды, которые окружают ребенка, обновляются каждые три часа.
Гимнастика для беременных - подготовка к родам
Советы: из-за того что ребенок часто упирается ногами в ребра у женщины могут возникать боли в грудине. Избежать этого можно, стараясь держать спину ровно при ходьбе и сидя.
34 неделя. Легкие ребёнка раскрываются, и он может уже дышать самостоятельно. При росте 40 сантиметров его вес оставляет около 1700 – 2000 граммов, причем он продолжает набирать вес и эту динамику можно отчетливо рассмотреть по неделям. Из-за этого ему уже тесно в матке и он часто принимает наиболее удобное положение для родов – головой вниз.
Советы: в этот период довольно частыми становятся так называемые схватки Брэкстона-Хикса, которые часто путают с предродовыми. Для того, чтобы четко отличать их друг от друга, необходимо регулярно консультироваться с врачом.
Различие между ложными и истинными схватками
В случае отхождения вод нужно немедленно вызвать врача!
38 неделя. Печень ребенка интенсивно накапливает железо, которое в дальнейшем будет активно способствовать кроветворной функции. Он быстро растет, набирая не менее 14 граммов в день. Положение ребенка определяется окончательно. Развитие в утробе матери подходит к своему логическому завершению и мать сосредотачивается на появлении ребенка на свет. Он готов к рождению и до момента родов остаются считанные дни.
38 неделя - малыш готовится к родам
Советы: необходимо обращать внимание на предвестники родов – боли в области седалищного нерва и схватки.
Новорожденный ребенок - обрезание пуповины
Зная особенности, которым подчиняется развитие ребенка в утробе женщины по неделям и на каждом этапе, можно подготовиться к каждому периоду беременности, обеспечив себя и ребёнка всем необходимым. А заодно – создать ему оптимальные условия для здорового роста и развития.