Скорочтение и развитие интеллекта. Скорочтение – как способ повысить степень своего развития. Лучшие техники для быстрого чтения
Ваш ребенок медленно читает и плохо усваивает материал? На него постоянно жалуются учителя? Помогут исправить ситуацию и повысить скорочтение упражнения для детей, которые можно разработать самостоятельно либо воспользоваться уже готовыми примерами.
Первый вопрос, с которым сталкиваются родители, решившие привить своему ребенку навык быстрого чтения, - в каком возрасте начинать обучение. Здесь мнения специалистов несколько расходятся. Одни утверждают, что начинать тренировки необходимо с раннего дошкольного возраста. Другие же яростно настаивают, что научить ребенка правильно читать невозможно до 14 лет.
На самом деле практиковать скорочтение в домашних условиях можно примерно в середине этого цикла, когда ребенок уже умеет воспринимать текст «правильно». «Зачем так усложнять?» - спросите вы. Ответ состоит в самой сути скорочтения. Его основа строится на четырех китах, таких как:
- умение различать буквы, составлять из них слоги и слова;
- навык правильного восприятия прочитанного;
- способность опускать лишнее;
- правильное запоминание и восприятие прочитанного материала.
Читайте также:
- Кубики Зайцева: методика обучения
А чтобы все четыре компонента гармонично сочетались между собой, ваш ребенок уже должен более-менее работать с текстом. Исходя из этого, логично было бы предположить, что оптимальный возраст для изучения техники составляет от 7 до 10 лет. Конечно, при этом стоит учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, его интересы, усидчивость и прочее.
Часто допускаемые ошибки в обучении
Необходимо отметить, что при обучении скорочтению дома многие родители, воодушевившись идеей, допускают элементарные ошибки. А ведь сама техника подразумевает соблюдение определенных правил. Поэтому обратите внимание на следующие аспекты:
- Ваш ребенок запомнит только лишь внешний вид и название буквы, но никак не ее произношение. Например, если вы скажите что буква «Б» это «БЭ», то так и будет воспринято. В результате вместо слова «баба», он будет читать «БЭЭААБЭЭАА».
- Сразу учите правильно сочетать несколько букв и образовывать слоги. Недопустимо, чтобы ребенок читал слово, произнося по отдельности каждую букву, например Б-А-Б-А. Правильно будет, если он прочитает так: Баааа-бааа.
- Старайтесь пресекать все попытки артикуляции или шевеления губами во время чтения текста «про себя». Специалисты считают, что так дети слишком долго задерживаются на одном месте, упуская при этом суть предложения.
И главное в технике скорочтения - желание научиться быстро и качественно воспринимать напечатанный текст. Вы как родитель не должны заставлять ребенка заниматься «из-под палки», лучше пусть ваше чадо читает меньше, но делает это с удовольствием. Педагоги выяснили, что три занятия по 5 минут принесут гораздо больше пользы, нежели упражнения, на выполнение которых ребенок затратит до 20 минут свободного времени.
Тренировка для мозга в примерах
Упражнения скорочтения для детей можно придумать самостоятельно, основываясь на ранее изученных техниках, или же воспользуйтесь специально разработанными примерами педагогов. Важно все время придерживаться выбранной методики, а не менять ее каждый день. Так ваш ребенок лучше освоит пройденный материал. Предлагаем вам несколько удачных примеров для тренировки мозга.
«Найди пару»
Это упражнение можно вводить в обучение начиная с раннего возраста, но при условии, что ребенок уже знаком с буквами, звуками и слогами. Суть задания такова:
- Перед малышом разложены небольшие карточки, на которых напечатаны слоги.
- Взрослый объясняет ребенку задание: нужно разложить карточки в таком порядке, чтобы в итоге из них получилось коротенькое слово, например, во-да, ма-ма, не-бо.
- По мере успешности обучения задание усложняется: добавляются новые карточки и слова, состоящие из трех или более слогов.
Важно, чтобы ваш ребенок уже видел ранее или был знаком с предложенными к составлению словами. Ведь сам принцип упражнения построен на том, чтобы вспомнить, где то или иное сочетание встречалось ранее.
«Минутка чтения»
Это задание станет отличной мотивацией к дальнейшему обучению, а чтобы увидеть результат, нет необходимости ждать недели или месяцы - все успехи будут замены сразу же:
- Выберите небольшой отрывок из книги, которую вы не изучали.
- Засеките время и предложите ребенку внятно прочитать несколько предложений в течение 1 минуты.
- По сигналу таймера чтение останавливается, а конечный результат помечается карандашом.
- Затем время вновь засекается, и ребенок начинает читать с начала текста. Наверняка со второй попытки количество прочитанных слов будет немного больше.
И помните: всякий раз, когда ваше чадо достигает успеха, его нужно обязательно похвалить, а иногда можно и поощрить вкусной конфеткой.
«Слова-анаграммы»
Этот вид упражнения стимулирует зрительную память и мышление, учит анализировать правильность составления слова, быстро находить допущенные в тексте ошибки и исправлять их:
- Напечатайте на листе бумаги небольшой отрывок из текста, намеренно переставив в словах буквы или пропустив несколько гласных.
- Предложите ребенку найти ошибки в словах и исправить их, читая предложение вслух.
- При необходимости чтение одного предложения можно повторить несколько раз.
Как вариант, в предложении можно менять местами не сами буквы, а целые слова. Например: «Мама за хлебом Олю в магазин послала», «На торт день рождения вкусный был» или «Переходи дорогу зеленый на свет».
«Зрительный диктант»
В завершение можно провести небольшой визуальный диктант. Вот как это делается:
- Вам понадобится лист плотной бумаги и напечатанный в книге текст.
- Прикройте тест так, чтобы ребенок видел лишь первое предложение.
- Засеките на часах 8-10 секунд, чтобы ваш ребенок прочитал написанное, а затем закройте все буквы чистым листом.
- Попросите ребенка дословно написать то, что он перед этим увидел, а потом переходите к новой строчке.
Здесь важно, чтобы обучающийся четко понял суть задания и не спутал диктант с написанием изложения.
Каждый из нас читает по-своему. Кто-то не торопясь, растягивая удовольствие, проговаривая слова про себя. Кто-то запоем, ненасытно, практически «глотая» книжки и постоянно обновляя свою библиотеку. Скорость чтения человека определяется многими факторами — от активности психических процессов и характера до особенностей мышления.
Но не все знают, что эту скорость вполне можно повысить в 2-3 раза.
Мы расскажем — как это сделать.
Как определить начальную скорость чтения – тест
Чаще всего для определения скорости чтения пользуются следующей формулой:
Q (кол-во знаков в тексте, без пробелов) разделить на T (кол-во минут, потраченных на чтение) и умножить на K (коэффициент понимания, то есть, усвоение прочтенного текста) = V (знаков/мин).
Время чтения, конечно, замеряется с помощью секундомера.
А что касается осмысленности чтения, этот коэффициент определяется через анализ ответов, полученных на 10 вопросов по тексту. При всех 10-ти правильных ответах К равен 1, при 8 правильных ответах К=0, и пр.
Например , на чтение текста из 3000 знаков вы потратили 4 минуты, а правильных ответов дали только 6. В этом случае, ваша скорость чтения будет вычисляться по следующей формуле:
V = (3000: 4)х0,6 = 450 зн/мин. Или около 75 слов/мин., учитывая, что среднее кол-во букв в слове равно 6-ти.
Нормативы скорости:
- Менее 900 зн/мин : низкая скорость.
- 1500 зн/мин: средняя скорость.
- 3300 зн/мин: высокая скорость.
- Более 3300 зн/мин: очень высокая.
Согласно исследованиям, самая высокая скорость, позволяющая полноценно усвоить текст — 6000 зн/мин.
Более высокая скорость возможна, но лишь при чтении-«сканировании», без понимания и усвоения прочитанного.
Как еще проще проверить свою скорость «книгоглотания»?
Обойдемся без формул! Копируем текст любой выбранной статьи, выделяем ту его часть, что состоит из 500 слов, включаем секундомер и… поехали! Правда, читаем не «наперегонки», а вдумчиво и в обычном режиме.
Прочитали? Теперь смотрим на секундомер и изучаем показатели:
- Менее 200 сл/мин: низкая скорость. Скорее всего, вы сопровождаете чтение мысленным проговариванием каждого слова. И вы, наверное, даже не замечаете, как движутся ваши губы. Страшного в этом ничего нет. За исключением того, что вы тратите на чтение немало времени.
- 200-300 сл/мин: средняя скорость.
- 300-450 сл/мин: высокая скорость. Вы читаете быстро (и, вероятно, много), не проговаривая мысленно слова, и даже успевая обдумать прочитанное. Отличный результат.
- Более 450-ти сл/мин: ваш показатель «отрегулирован». То есть, при чтении вы сознательно (а может бессознательно) применяете техники либо приемы для увеличения скорости чтения.
Подготовка к упражнениям для увеличения скорости чтения – что понадобится?
Улучшив свою скорость чтения с помощью определенных методик, вы не только повысите эффективность чтения, но и улучшите свои показатели памяти.
А прежде чем перейти непосредственно к изучению техники, следует максимально тщательно подготовиться к упражнениям.
- Подготовьте ручку, секундомер и любую книжку с кол-вом страниц более 200-т.
- Позаботьтесь, чтобы вас не отвлекали в течение 20 минут тренировки.
- Позаботьтесь о держателях для книги .
7 упражнений для увеличения скорости чтения
Человеческой жизни не хватит, чтобы осилить все шедевры мировой литературы. Но попытаться-то можно?
Вниманию всех книгоглотателей, которым не хватает времени в сутках — лучшие упражнения для совершенствования техники чтения!
Метод 1-й. Руки — ваши помощники!
Физическое участие в процессе чтения, как ни странно, тоже помогает увеличить скорость.
Как и почему?
Мозг человека запрограммирован на фиксирование движений. Используя при чтении руку или даже обычную карточку-разделитель, вы создаете движение на книжной странице и автоматически усиливаете концентрацию внимания.
- Палец-указка. Данной «указкой» вы легко и непринужденно, исключительно вертикально ведете по книжной странице со скоростью, немного превышающей движение глаз. Темп указки менять нельзя — он должен быть постоянным и стабильным, без возвращения пальца на уже прочитанный текст и без остановок. Где именно вести «указкой» — не имеет особого значения. Хоть по центру текста, хоть по боковому полю.
- Карточка-разделитель. Либо чистый листок бумаги, для удобства сложенный вдвое. Размер — около 7,5х13 см. Главное, чтобы лист был однотонным, и вам удобно было его держать и двигать одной рукой. Разместите карточку над читаемой строкой. Именно сверху, а не снизу! Таким способом вы повышаете внимательность, исключая возможность для возврата к прочитанным строчкам.
Метод 2-й. Развиваем периферическое зрение
Ваш главный инструмент (или один из) в скорочтении — это ваше боковое зрение. С его помощью вместо нескольких букв вы способны прочесть слово или даже целую строку. Тренировка бокового зрения осуществляется посредством работы с известной таблицей Шульте.
Что она собой представляет, и как тренироваться?
Таблица — это поле из 25-ти квадратов, в каждом из которых — цифра. Все цифры (прим. — от 1 до 25) расположены в случайном порядке.
Задача: глядя только на центральный квадрат, найти все эти цифры по убыванию (либо же по возрастанию).
Как тренироваться? Таблицу можно распечатать для себя на бумаге и использовать таймер. А можно тренироваться в интернете (это гораздо проще) — в Сети достаточно подобных сервисов.
Освоив диахромную таблицу «5 на 5», переходите на усложненные версии с цветными полями и далее.
Метод 3-й. Отучаемся от субвокализации
Это один из ключевых принципов скорочтения. Под «субвокализацией» подразумеваются движения губ/языка и мысленное проговаривание слов в процессе чтения.
Почему она мешает чтению?
Среднее количество слов, произносимое человек за минуту — 180. При повышении скорости чтения произношение слов становится затруднительным, и субвокализация становится препятствием в освоении нового навыка.
Как перестать проговаривать про себя слова?
Для этого в процессе чтения…
- Зажимаем зубами кончик карандаша (или иного предмета).
- Прижимаем язык к небу.
- Прикладываем к губам палец свободной руки.
- Считаем про себя от 0 до 10.
- Проговариваем мысленно стихи или скороговорки.
- Ставим тихую музыку фоном и выстукиваем карандашом мелодию.
Метод 4-й. Назад пути нет!
Возврат к уже прочитанному тексту (прим. — регрессия) и перечитывание уже пройденных строк увеличивают время прочтения текста на 30 процентов.
Это может происходить невольно, автоматически — например, если вас отвлек посторонний звук, и вы не успели усвоить несколько слов. Или же для повторного чтения слишком информативной фразы, которую вы не поняли (или не успели понять из-за высокой скорости чтения).
Как отучиться от регрессий?
- Пользуйтесь карточкой, закрывая доступ к прочитанному материалу.
- Используйте соответствующие программы в Сети (например, Best Reader).
- Используйте палец-указку.
- Тренируйте силу воли и чаще вспоминайте о том, что ниже по тексту вы, скорее всего, восполните все информационные пробелы, допущенные вами ранее.
Метод 5-й. Концентрируемся
Понятно, что при высоких скоростях качество усвоения материала заметно снижается. Но, во-первых, это лишь на первых порах, пока вы не освоили технику скорочтения, а во-вторых, можно и на первых порах набирать скорость, не теряя качества чтения.
В этом помогут специальные упражнения:
- Разноцветными фломастерами напишите на листке в хаотичном порядке названия цветов. Слово «красный» напишите желтым цветом, «зеленый» — черным, и т.д. Уберите лист в стол на денек. Потом достаньте и, останавливая палец на том или ином слове, быстро называйте цвет чернил.
- Берем лист и бумагу. Сосредотачиваемся на каком-либо предмете. Например, на том фикусе в горшке. И не отвлекаемся на посторонние мысли хотя бы в течение 3-4 минут. То есть, думаем только об этом фикусе! Если посторонняя мысль все-таки закралась — ставим «зарубку» на листе и снова сосредотачиваемся на фикусе. Тренируемся до тех пор, пока у вас не останется чистый лист после упражнения.
- Считаем, читая. Как? Просто. Во время чтения считаем каждое слово в тексте. Конечно, только мысленно и без различных «помогалочек» в виде постукивания ногой, загибания пальцев и пр. На упражнение — 3-4 минуты. Закончив его, обязательно проверьте себя — просто посчитайте слова, не пытаясь их прочесть.
Тренируйтесь до тех пор, пока не сравняется количество слов, полученное в процессе чтения и имеющееся на самом деле.
Метод 6-й. Учимся распознавать «ключевые» слова и отметать лишние
Рассматривая картину, вы не спрашиваете себя — что пытался сказать художник. Вы просто смотрите и все понимаете. Причем, ваш взгляд охватывает сразу всю картину, а не отдельные детали.
Похожая «схема» используется и здесь. Вы должны научиться выхватывать сигнальные, ключевые слова из строки и отсекать все лишние. Каждое слово, не несущее особого значения, используемое «для красоты» или связки фраз в тексте — отсекаем, пропускаем, игнорируем.
Основное внимание — на ключевые слова , несущие основную информативную нагрузку.
Метод 7-й. Определяем темы абзацев
Как тренироваться?
Возьмите любую книжку, прочтите один из абзацев и попытайтесь быстро определить тему. Далее засеките 5 минут и определите темы максимального количества абзацев за этот короткий период. Минимальное число определяемых тем в минуту — 5.
И еще пара советов «на посошок»:
- Сократите длительность остановки на каждой строчке.
- Тренируйте навыки по отдельности. Не пытайтесь охватить все техники сразу.
- Отучайтесь бегать глазами по строчке — охватывайте взглядом всю строку сразу.
Контрольная проверка скорости чтения – уже идеал, или надо тренироваться ещё?
Вы уже неделю (или даже месяц) работаете над собой. Пора проверить — достигли ли вы той скорости, на которую рассчитывали, или нужно тренироваться дальше.
Ставим таймер на 1 минуту и начинаем чтение на максимальной скорости, которая возможна теперь без потери качества усвоения информации. Записываем результат и сравниваем с самым первым.
Если вы не «филонили» при тренировках, то результат вас удивит.
Безусловно есть. Но главным остается качество усвоенной информации. Что толку глотать книги, если после прочтения в вашей памяти не остается ничего, кроме цифр с секундомера.
Для дальнейших тренировок можно использовать, как уже изученные техники, так и новые. Благо, недостатка в них сегодня нет. Достаточно заглянуть в поисковик и ввести соответствующий запрос.
Тренируйтесь на разных видах текста:
- На разорванных и вращающихся текстах.
- На текстах, в которых отсутствуют гласные буквы.
- На чтении снизу и вверх и задом наперед.
- На деконцентрации и расширении угла зрения.
- На чтении сначала второго слова, потом первого. Далее четвертого, потом третьего.
- На чтении «по диагонали». Этой техникой могут владеть только самые упорные.
- На чтении первого слова в его естественном виде, а второго — наоборот.
- На чтении только 2-й половины слов в строке при полном игнорировании 1-й и определении данной границы на глаз.
- На чтении «зашумленных» текстов. То есть, текстов, которые сложно прочесть по причине наличия на них рисунков, пересекающихся букв, линий, штриховки и пр.
- На чтении перевернутых «вниз головой» текстов.
- На чтении «через слово». То есть, перескакивая через одно слово.
- На чтении слов, которые остаются видимыми при накладывании на страницу какого-то либо трафарета. Например, пирамиды или елочки. Прочитав все, что не смогла скрыть пирамида, следует перечитать текст и выяснить — правильно ли вы поняли смысл.
- На чтении только тех 2-3-х слов, что стоят в середине строки. Остальные слова (справа и слева) считываем боковым зрением.
Практикуйтесь ежедневно. Даже 15 минут практики в день помогут вам значительно нарастить темп чтения.
Правда, потом вам придется учиться скидывать этот темп, когда захочется спокойно пошуршать страницами любимой книжки, лежа в гамаке.
Но это — уже совсем другая история…
Использовали ли вы упражнения для повышения скорости чтения? Пригодилось ли умение читать быстро в дальнейшей жизни? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже!
Техника быстрого чтения сегодня пользуется огромным спросом. Ведь с ее помощью можно не только лучше понимать текст, но и тратить на это меньше времени.
Быстрое чтение фактически оказывается не столько обучением читать быстро, сколько развитием навыка быстрого поиска и анализа информации. Для того чтобы успешно овладеть этой техникой, необходимо иметь в виду основные принципы быстрого чтения . Ведь идея скорочтения не только в быстром заглатывании текста, но и в том, чтобы быстрее и грамотнее читать текст. Скорочтение задействует много познавательных процессов, что крайне полезно для читающего, будь он учащимся накануне экзамена или бизнесменом, вчитывающимся в условия предложенной сделки. Развить навыки скорочтения можно дома самостоятельно, ежедневно повторяя упражнения.
Первое упражнение
Оно нацелено именно на развитие скорости чтения как таковой. Выберите рассказ и прочитайте его от начала до конца. Следующим шагом прочитайте текст наоборот, с конца. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока текст не будет читаться одинаково легко в обе стороны, и пока не увеличится скорость. Постепенно усложняйте задачу и берите более крупные тексты, даже целые книги. Постепенно вы заметите, что скорость чтения действительно увеличилась.
Второе упражнение
Это упражнение выполняется на многих тренингах по скорочтению. Но вы можете сделать его и дома. Оно называется "Пирамида", по внешнему облику таблички, которая служит для тренировки и которая действительно напоминает пирамиду.
Суть упражнения в том, чтобы прочитать цифры на "склонах" пирамиды, при этом не отрывая взгляда от чисел, расположившихся вдоль центральной оси. Это упражнение помогает научиться сразу двум важным навыкам: концентрации и чтению целыми строками, когда взгляд не скользит по строке, а выхватывает ее всю из текста. При таком чтении глаза движутся не горизонтально, а вертикально, и скорость чтения значительно растет. Проверьте себя, посмотрите, сколько цифр можете прочитать вы.
Третье упражнение
С его помощью вы натренируете скорость поиска слов, что не менее важно для скорочтения. Одним из его принципов является ориентировка по опорным словам. Ведь очень во многих текстах информативность оказывается достаточно низкой, а самую важную информацию приходится долгое время искать.
Для выполнения этого упражнения вам потребуется кто-то из круга вашего общения. Выберите толстую книжку, которую вы не читали, и пусть ваш помощник найдет предложение, прочитает его вам и запомнит для себя где оно было (страницу и примерную строчку). Далее возьмите эту книжку сами и как можно быстрее найдите это предложение. Повторяйте до тех пор, пока предложения не начнут находиться с заметно возросшей скоростью. Периодически меняйте книгу. Вы также постепенно будете тренировать свою память: ведь постепенно вы начнете ориентироваться в книге, запоминая, что и на какой странице находится. Это может быть еще одним упражнением для развития памяти .
Четвертое упражнение
Это упражнение нацелено на вычленение важной информации из текста. Загадайте себе слово, существительное, прилагательное или глагол, и по всему тексту от начала до конца найдите его. Можете подчеркивать нужные слова, а впоследствии перепроверить себя и посмотреть, сколько слов вы упустили.
Пятое упражнение
Работает все с той же целью: фильтрация информации. Очень удобно заниматься этим тем, кто владеет иностранным языком, но если вы понимаете только свой родной язык, оно тоже будет действовать. Возьмите газетную статью. Можно небольшую для первого раза, и пробегите ее глазами, находя иностранные слова, значение которых вы понимаете смутно либо совсем не понимаете. Таким образом вы учитесь находить новую информацию, которая и является важной. Слова, значение которых вы не знаете, выпишите и посмотрите в словаре. Фактически вы убиваете сразу двух зайцев: учитесь быстро читать и пополняете словарный запас.
При упоминании о техники быстрого чтения у большинства возникают следующие вопросы: за счет чего происходит увеличение скорости чтения?
Но все они основаны на нескольких основных правилах. Итак:
Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст — как легкий, так и трудный, как бы для верности. Области таких повторных фиксаций глаз, возникающие при традиционном чтении, иногда очень велики.
Как показали наши исследования, при медленном чтении регрессии — довольно частое явление, и количество их составляет обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения.
Основная цель реципаций — более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.
При чтении текста с регрессиями глаза совершают движение назад, например, из точки 2 в точку 3, хотя никакой необходимости в этом нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то, очевидно, что читатель дважды прочитывает весь текст.
Именно такого рода регрессии и считается одним из основных недостатков традиционного медленного чтения. Наряду с регрессиями при медленном чтении замечены и возвратные движения глаз, вызванные кажущимися трудностями текста.
Эти возвраты — также недостаток чтения. Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными. Какова же природа регрессии?
Первая причина — сила привычки . Фиксируйте причины повторного чтения: действительно сложный текст или отсутствие внимания?
Помните: отказ от регрессий повышает скорость чтения в два раза и качество понимания прочитанного в три раза.
2. ЧИТАТЬ БЕЗ АРТИКУЛЯЦИИ
Артикуляция — это непроизвольные движения губ, языка, элементов гортани при чтении текста про себя. Движения органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, на самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении.
Интенсивность этих микродвижений зависит, прежде всего, от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция.
Многие говорят, что у них нет артикуляции или они не знают, что это такое. А другие, напротив, заявляют, что постоянно слышат, как кто-то бубнит рядом, когда читает текст.
Даже если читатель заявляет, что артикуляции у него нет, специальными измерениями удается ее обнаружить. Рентгеносъемка глоточных модуляций в процессе чтения показала наличие внутриполостной артикуляции даже у людей, читающих сравнительно быстро.
Действительно, исключение внутреннего проговаривания слов — это самый главный источник увеличения скорочтения.
Причем даже если вам кажется, что вы не проговариваете слова, то это не так, методика обучению чтению, вбиваемая нам в голову с начальной школы — т. е. чтение вслух — дает себя знать и, как известно, переучиваться гораздо тяжелее, чем учится.
Дефект проговаривания читаемых слов можно разделить на следующие составляющие:
1. Когда проговаривание сопровождается механическими движениями: шевеление губ, перемещение языка, или, что еще хуже — аудио — механическими эффектами — бубнение и т. д. Бороться с этим довольно просто — держать что — либо в зубах, а еще лучше держать свой язык зубами — как ни смешно, но по изменению болевых ощущений (степень сжатия зубами), вы сможете контролировать весь процесс искоренения этого тормозящего фактора.
2. Наиболее трудноискоренимым является проговаривание слов в мозгу — т. е. речевом центре. Здесь используется метод — клин клином вышибают. Центр, контролирующий движение, находится где-то рядом с речевым и можно попытаться подавлять речевой центр двигательным — бороться с этим супер сложно — держать что — либо в зубах уже не спасет, но можно попробовать следующее. Записываете на кассету, какой-нибудь ритм (но только не музыку) — например, метроном. Причем записей должны быть несколько с разной частотой ударов и комбинированные с изменяемой частотой ударов. Читать надо под этот стук (ритм) и при чтении делать движения.
Главное в проблеме быстрого чтения — не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получения значимой информации благодаря правильному выбору программы смыслового восприятия текста.
Читатели, как правило, не задумываются над тем, как читать тот или иной текст. В результате ее читается одинаково медленно.
Та или иная скорость и техника чтения подчиняется, прежде всего, тем целям, задачам и установкам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ, умение гибко использовать каждую из них в нужный момент и определяют способность читать быстро.
Как правило, при традиционном чтении используется малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.
При традиционном чтении, когда воспринимаются в лучшем случае 2-3 слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок).
Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, а в итоге чтение становится эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не 2-3 слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац.
Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения скорости: оно способствует и более глубокому пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взглядом вызывает наглядно-образные представления, ярко проясняющие смысл текста.
Значительно снижает скорость чтения и непродуктивный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т. е. холостых движений глаз, на которые расходуется; не только время, но и силы.
При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз по центру страницы.
5. ВСЕГДА ВЫДЕЛЯТЬ ДОМИНАНТУ — ОСНОВНОЕ СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕКСТА
Проблема понимания текста достаточно давно и плодотворно исследуется психологами. Что же такое понимание? Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.
При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием — мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями.
Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс.
Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. При необходимости запомнить текст человек вначале старается лучше понять его и применяет для этого различные приемы.
Чаще всего читатели используют два основных приема: выделение смысловых опорных пунктов и антиципацию .
Выделение опорных смысловых пунктов состоит в следующем. Деление текста на части, их смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала.
Психологи выяснили, что опорой понимания может быть все, с чем связываем мы, то, что запоминается или что само «всплывает» как связанное с ним. Это могут быть какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, определения и т. п.
Любая ассоциация может быть в этом смысле опорой. Смысловой опорный пункт есть нечто краткое, сжатое, но в то же время, служащее основой какого-то более широкого содержания. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц.
Прием выделения смысловых опорных пунктов представляет собой как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери основы.
Другой прием, используемый для дальнейшего осмысления читаемого текста, называется антиципацией или предвосхищением, т. е. смысловой догадкой. Что же такое антиципация? Это психологический процесс ориентации на предвидимое будущее.
Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.
Явление антиципации возможно только в том случае, когда мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное — это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.
Таким образом, при обучении быстрому чтению способность антиципировать является основным фактором формирования своеобразного чутья к фразовым стереотипам и накопления достаточного словаря текстовых штампов. Выявление фразовых стереотипов — одна из первых предпосылок выработки автоматизма смысловой обработки текста.
6. ПОСТОЯННО РАЗВИВАТЬ СВОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ
Что такое внимание? Внимание — это избирательная направленность сознания при выполнении определенной работы. Быстрое чтение требует повышенного внимания. К сожалению, мы не всегда организованны, не умеем управлять своим вниманием при чтении.
Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания.
Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Человек, читающий быстро, способен управлять своим вниманием.
Умение концентрироваться на проблеме — одна из составляющих успешного умственного труда. Попробуйте тренировать способность концентрироваться при помощи мысленного чтения слов задом на перед.
Когда вы мысленно читаете слово задом наперед, вы должны представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Например — «слово» — «оволс», «дорога» — «агород». Если ваше сознание отвлеклось на сторонний предмет, то мгновенно теряется нить и вам приходится выполнять упражнение заново. Таким образом, вы можете тренировать свое внимание.
Это упражнение можно делать в общественном транспорте и тем самым использовать бесполезно теряемое время себе на пользу. Начните с простых слов, состоящих из четырех букв. Постепенно пытайтесь оперировать с более длинными словами.
7. ВЫПОЛНЯТЬ ЕЖЕДНЕВНО ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ НОРМУ:
читать две газеты, один журнал (научно-технический или научно-популярный) и 50-100 страниц любой книги. Освоение техники быстрого чтения действительно представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятельности человека.
Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройка сознания, ломаются сложившиеся стереотипы мышления. Есть неплохие книги по обучению скорочтению. Например, книга Андреева О. А. и Хромова Л. Н. «Учимся быстро читать».
Но наиболее эффективный вариант обучения быстрому чтению — это специальные тренинги и занятия в группах.
Главное, помнить, что скорочтение — не удел избранных. Важно усердие и постоянство тренировок.
Современные дети плохо читают. Это сказывается на успеваемости, объеме усваиваемого материла на уроках, скорости выполнения домашних заданий. Решить проблему помогают специальные упражнения для скорочтения для детей.
Это уникальная методика. Ее используют в школах дополнительного образования, для занятий дома с родителями. В чем ее особенность и как научить ребенка читать быстро, узнаете из нашей статьи.
Из этой статьи вы узнаете
В каком возрасте начинать
Есть несколько мнений о том, в каком возрасте нужно начинать обучать ребенка читать бегло и осмысленно:
По методике Зайцева, Домана, Монтессори
Оптимальным считается период с 3 до 7 лет. Мозг дошкольника — первоклассника запоминает информацию быстро, прочно.
По Вальдорфской школе
Для прочного усвоения навыка дети должны дорасти до 10–12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы хорошо воспринимают информацию, которая произносится в обычном темпе речи. К среднему звену возможность понимать быстрые потоки фонем усовершенствуется. Технику чтения ускоряют.
Объединив и проанализировав оба мнения, точно можно сказать, что заниматься скорочтением с первоклашками и дошкольниками упорно, из-под палки не стоит. Лучше отложить это на более поздний период, когда ребенок дозреет. В начальной школе используйте подготовительные упражнения для развития памяти, внимания, артикуляции. Эти занятия полезны увеличением темпа усвоения текста в будущем.
Важно! Для раннего обучения азбуке и слогам воспользуйтесь кубиками Зайцева. Их можно использовать с 6-месячного возраста для знакомства с буквами в игровой форме.
Не совершайте эти ошибки
Зачастую даже способные дети обнаруживают слабую подготовленность к чтению из-за методических ошибок на начальном этапе обучения слогосложению. Сказываются самостоятельные занятия в домашних условиях. Родители совершают следующие типичные нарушения:
Называют малышу букву, а не звук
Заучивание букв с призвуком приведет к проблемам с чтением. Ребенок складывает слоги так: «пэа-пэа» вместо «па-па». Короткое и четкое звукопроизношение — главное условие быстрого темпа чтения.
Складывают слоги из отдельных букв
Задание: смотри, «б» и «о», получается «бо» — методически неверно. Учите детей сразу протягивать гласную, без паузы между звуками: «бо-о-о-о». Не допускайте прочтения слов по буквам. Детям так легче, но на анализ слов по составным частям уходит время, теряется смысл фраз.
Долго читают тексты
Проводите занятия часто, тратьте на одно 5–7 минут. Лучше прочитать короткий отрывок, пару предложений с хорошей скоростью, чем держать школьника за столом полчаса и заставлять учиться. Короткие уроки эффективнее. Не забывайте делать между упражнениями перерывы, около 2–3 часов.
Важно! Учитывайте психические особенности ребенка: объем памяти, срок максимальной концентрации внимания. Если подросток может сосредотачиваться и заниматься 15–20 минут, это не утомительно, увеличивайте продолжительность урока, но сокращайте их количество в день до одного-двух.
От простого к сложному
Тренировка скорочтения базируется на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. На начальном этапе используйте короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем малыш не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет. В этом заключается смысл техники быстрочтения.
Подготовка к уроку: напишите простейшие слова на листе бумаги, по одному. Показывайте их друг за другом. Постепенно увеличивайте темп смены слов. Трехбуквенные лексемы заменяйте на слова из четырех–пяти–семи букв после прочного усвоения пройденного материала.
Слова («дом», «лес») заменяются на сложные («дерево», «машина»), затем словосочетания и фразы. Предложения составляйте из знакомой ученикам лексики. Например, он умеет отдельно читать «кто» и «дом». Предложите фразу: «Кто в доме», потом прибавьте к этому «живет». Получится предложение.
Приступать к прочтению небольших текстов можно тогда, когда школьник усвоил быстрое чтение фраз и словосочетаний. Темп закрепления навыка у всех детей разный. Не торопите, если школьник замешкался. Иногда нужно возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение, настроит на успех.
Важно! В качестве первых книг используйте яркую литературу, с картинками, интересным сюжетом. Скучная учебная программа не подойдет.
Упражнения для первоклашек
Первый класс – самый сложный психологически, но очень интересный период жизни. За первые месяцы в школе малыш адаптируется к новому коллективу, учителю, учится дисциплине и узнает много нового. Начинать занятия по беглому чтению в первом полугодии не рекомендуется. У первоклассника просто не хватит сил и эмоций для дополнительной нагрузки дома.
Если вы чувствуете, что ребенок может и хочет стать первым по технике чтения среди одноклассников, то проводите уроки в форме игры, не заставляя подолгу сидеть за книгой.
По мнению профессора И.Т. Федоренко – автора собственного метода обучения чтению, эффективность занятий зависит не от количества потраченного времени на урок, а от его качества. Организуйте четкую схему: два-три раза в день делайте простые упражнения по 5-6 минут. Если школьник не в духе, устал, отложите урок на пару часов, пусть отдохнет и настроится на работу.
Важно! Под отдыхом подразумевается прогулка, активные игры, обед или дополнительный полдник. Не разрешайте сидеть около телевизора, компьютера. Просмотр мультиков или онлайн-игры в Сети не разгружают школьника психологически.
Если вы решили заниматься с первоклассником дома, без помощи профессионалов, используйте следующие упражнения:
Автоматизированное чтение слогов
Скачайте в Сети бесплатно или составьте сами слоговую таблицу. Например, такую:
С ней первоклассник может знакомиться в процессе изучения алфавита.
Слоговая таблица используется на каждом уроке. Первоклассник прочитывает одну–три строки за одно занятие, постепенно ускоряя темп. Если обучение идет в коллективе, сначала строчки произносят хором, потом индивидуально.
Благодаря слоговой таблице школьник легко понимает строение слов, учится читать слова быстрее — на автомате. Буквосочетания произносят по вертикали и горизонтали. На ознакомительном занятии лучше тщательно отработать одну строчку с одинаковой гласной: ГА, ДА и т.д. Слоги читайте протяжно, не разделяя на звуки.
Польза слоговой таблицы неоценима на логопедических занятиях: тренируется артикуляционный аппарат, происходит постановка проблемных звуков. Одновременно с улучшением речи ребенок приобретает орфографические навыки, нейтрализует склонность к дизорфографии.
Хоровое чтение
Используется как разминка в начале урока. Малыши получают листки бумаги с текстом, лучше стихотворным, или поговорками. Материал прочитывается хором в среднем темпе. Затем каждый ученик проговаривает выбранную скороговорку шепотом или громко. Это тренирует артикуляцию.
Комплекс заданий
Включает в себя следующие упражнения:
- многократное чтение на скорость и время;
Детям предлагается текст. Они читают его самостоятельно, тихо. Педагог засекает 1 минуту. После остановки дети отмечают карандашом место, на котором остановились. Отдыхают 3–5 минут. В это время можно проговаривать скороговорки. Делать артикуляционную гимнастику.
- чтение в хорошем темпе;
Берем знакомый текст в руки, опять читаем в течение минуты. Сравниваем первый и второй результат. Чаще дети читают знакомый отрывок быстрее, совершая меньше ошибок. Успех создает положительный настрой. Переходим к новому материалу.
- знакомство с новым текстом и чтение его с выражением;
Для уроков лучше брать такие тексты, которые невозможно бегло прочитать за минуту. У детей должен оставаться кусочек нового материала для тренировки быстрочтения. Незнакомую часть текста читайте хором, быстро, но с выражением.
Комплекс упражнений используйте на каждом уроке в течение 1-2 недель.
Задание «Буксир»
Лексический материал прочитывается вместе с родителем. Взрослый выбирает такой темп, чтобы ребенку не было тяжело или слишком легко. Хором читают два-три предложения, родитель замолкает, продолжая читать молча.
Малыш тоже не останавливается, читает про себя, стараясь сохранить заданную скорость. Через одно-два предложения взрослый начинает произносить текст вслух. Если школьник не замедлился, то будет читать с родителем одно и то же.
Это упражнение можно делать в парах. Дети распределяют роли. Сильный ученик играет роль буксира, а слабый подтягивается за ним. Для первых занятий по такой схеме используйте подсказку: водите пальцем по тексту в момент молчаливого чтения. Ученик, который следует за сильным, будет продолжать чтение вслух, ориентируясь на подсказку партнера и его скорость.
Прыжок-остановка
Упражнение напоминает игру. Развивает внимание, зрительную память, ориентацию в тексте.
Задание выполняется следующим образом. Ребенок сидит за столом, перед ним текст. По команде взрослого начинает чтение в скоростном ритме. Когда звучит приказ остановиться, ребенок закрывает глаза и отдыхает 10–15 секунд. Затем преподаватель дает команду читать. Первокласснику нужно быстро найти в тексте место остановки и продолжить чтение. Это легкий способ улучшить внимание и зрительную память.
Важно! Не нужно помогать искать место остановки в книге. Прием основан на принципе полной самостоятельности.
Половинка
Подготовьте дидактический материал. Напишите слова из двух-трех слогов на листе формата А4, крупно. Например, «кошка», «ложка», «девочка». Потом разрежьте листы так, чтобы слова можно было сложить из двух половинок. Перемешайте карточки.
Предложите в игровой форме найти и сложить слитно части слов на скорость. Но быстрота здесь не самое главное.
Правильно проведенный урок развивает фантазию, память.
Для справки! Интересным методом обучения детей чтению с пеленок являются карточки Домана – Маниченко. Это картинки со словами. Их показывают ребенку быстро, 2-3 секунды. По четыре–десять в день. Через 5 дней малыш будет называть слова, которые написаны на карточке. Метод основан на фотопамяти.
А вот еще один интересный способ, который очень прост и в тоже время эффективен.
Для детей старше 8 лет
Улучшать темп чтения продолжайте во втором классе. Дети в восемь лет самостоятельные и быстрые. Они переросли задания для первоклассников, поэтому предложите им другие интересные упражнения и игры:
Ищем слово, строчку
Смысл игры: школьник находит все слова в тексте, начинающиеся на одну букву. Поиск целой фразы — усложненный вариант задания.
Упражнение приучает к внимательности, развивает левое полушарие мозга — языковое.
Вставляем буквы
Второкласснику предлагается текст с пропущенными буквами. Чтобы прочитать его и понять, нужно домыслить окончания, приставки. Это ускоряет темп восприятия текста в будущем, помогает объединить буквы в целые слова.
Исправляем ошибку
Педагог читает текст, дети следят. Учитель намеренно делает ошибку в окончании слова, корне и т.д. Задача воспитанника — исправить неточность.
Читаем на скорость
Второклассник самостоятельно проводит замеры по технике чтения, засекая минуту, ведет дневник успехов. В норме ко второму классу дети читают не менее 70 слов, в третьем – 100 слов, в четвертом – 120.
Играем в «Спрятанные слова»
Игра похожа на чтение анаграмм. Дети находят слова в поле с буквами. Выглядит это так:
Слова можно подбирать на одну тему или произвольно. Ученикам начальных классов лучше предоставлять список слов, которые нужно найти, оставляя задачу – вычленить их на поле.
И еще один вариант, который вы можете распечатать и использовать со своим ребенком.
Читаем и считаем
Второклассник читает текст и считает заданные звуки. Например, в следующем стихотворении выяснить количество звуков «о».
Мячик по дорожке скачет,
Не догнать нам быстрый мячик.
Развивается навык многозадачности, концентрация внимания.
Особенные упражнения
Расширение поля зрения
- Таблица Шульге.
Необходима для увеличения угла зрительного обзора. Для второклассников используйте такой вариант таблицы:
Ребенок глазами ищет цифры по порядку: от 1 до 25, например только черного или только красного цвета. Засекайте время, ограничивайте его постепенно. Поиск цифр в таблице увеличит темп речи, поскольку школьник будет видеть боковым зрением больше слов, то есть подсознательно прочитывать их заранее.
- Клиновидные таблицы.
Школьнику нужно концентрировать взгляд на верхних цифрах, постепенно спускаясь вниз. Числа проговариваются вслух. После нескольких упражнений школьник будет видеть одновременно все знаки слева и справа. Методический материал из букв и цифр скачайте в Сети.
Подавление регрессии
Возврат взгляда на уже прочитанную строчку – регрессия – сильно замедляет темп чтения. Для избавления от нежелательного эффекта используйте следующие тренировочные упражнения:
- Указывайте направление чтения.
Возьмите указку или карандаш, ведите ей по строчкам только вперед. Ребенок интуитивно следует за указателем, не возвращая взгляд назад.
- Закрывайте прочитанный текст.
Подготовьте для ученика специальную закладку. Пусть второклассник положит ее наверх текста, постепенно двигая вниз по мере чтения. Так прочитанный отрывок будет скрыт от глаз. Вернуться к нему невозможно.
- Проверяйте скорость постоянно.
Замеряйте технику чтения каждый день. Для улучшения результата придется всегда двигаться вперед, не оглядываясь.
Подавление артикуляции
- музыкальное сопровождение;
Читаем под музыку без слов, потом с включенной песней. Обращайте внимание на понимание смысла текста.
- «Шмель»;
Попросите учеников жужжать во время чтения. Это сложный, но эффективный метод.
- ритм;
Читайте и барабаньте пальцами, карандашом по столу. Темп постепенно увеличивайте.
- замок;
Зажимаем плотно губы, прикрываем рот ладошкой. Читаем про себя с максимально высокой скоростью.
Важно! После прочтения задайте ученику вопросы по тексту для проверки понимания прочитанного.
Упражнения на корректировку внимания и концентрации
- Составляем слова.
Возьмите длинное слово. Например, «представительство». Из него составляются короткие слова: «лес», «вал», «тост», «вред» и другие.
- Находим отличия.
В парах: «конь – лень», «сон – тон», «киса – лиса» ищутся отличия. Необходимо объяснить подробно, чем они похожи и отличаются.
- Меняем шрифты.
Наберите на ПК тексты разными шрифтами. Предложите ребенку почитать. Нужно постепенно повышать скорость прочтения таких текстов, чтобы внимание на размере и виде шрифта не заострялось.
- Путаем слова.
Напишите на листе предложения с переставленным в неправильном порядке словами: «бычок на ходу идет вздыхает качается». Задача состоит в том, чтобы найти каждому слову место.
- Отмечаем главное.
После прочтения текста нужно карандашом подчеркнуть спорные моменты, выделить основные мысли.
- Включаем в работу оба полушария.
Читаем левым и правым глазом попеременно. Этот прием используйте как домашнее задание и разминку в классе.
- Загадываем загадки.
Вопросы с подвохом, хитрые загадки хорошо развивают внимание.
- Называем цвета.
Используйте такое поле:
Задача: не читая слова, назвать цвет, которым окрашены буквы.
Развитие анципации
Этот навык хорошо развит у взрослых. Отгадывание слова по смыслу текста, не видя окончания предложения, развивается при выполнении следующих заданий:
- текст вверх тормашками;
Сначала текст читается в обычном виде, затем разворачивается на 90° или вверх тормашками. Прорабатывается.
- линейка;
Кладите широкую линейку по бокам текста. Начало и конец предложения будут не видны. Ребенку придется догадываться, какие слова там написаны по смыслу.
- половинки;
Теперь линейкой закрываем верхние половинки букв на одной строчке. Ребенок читает.
Тренировка памяти
- визуальный диктант;
Ребенку дают текст для прочтения. Затем закрывают от глаз все фразы, кроме первого предложения. На запоминание отводят 7–8 секунд, ребенок записывает по памяти. Таким образом поэтапно текст перерабатывается полностью.
- цепочка;
Читаем слова на одну тему. Например, лес – дерево – шишка – медведь и т.д. Школьник слушает и воспроизводит цепочку устно, письменно. Начинать нужно с трех–пяти слов, постепенно увеличивая до десяти–двенадцати.
- ремонт слов;
Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Их нужно отгадывать при чтении. Плюс методики: ученик держит в голове смысл текста, расширяет словарный запас.
Чтение в паре со взрослым
Навязывание скорости чтения – эффективная методика обучения. Используйте следующие системы совместных заданий:
- чтение одновременно с родителем;
Взрослый читает вслух, малыш про себя. Скорость постоянно меняется. Задача школьника: не сбиться.
- эстафета;
Взрослый и ребенок постоянно меняются ролями. Сначала один читает, другой следит, потом наоборот.
- хвостик;
Учитель читает текст первым, ученик подхватывает чуть позже, отставая на три-четыре слова. У параллельного воспроизведения вслух есть минус: голоса мешают друг другу. Читать нужно шепотом или вполголоса.
Книги по скорочтению для детей
Если вы не знаете, как научить ребенка быстро читать, но хотите сделать это самостоятельно, обратите внимание на следующие авторские материалы:
Самоучитель представляет собой сборник увлекательных заданий для увеличения темпа чтения, развития памяти, внимания. Упражнения сопровождаются подробной инструкцией.
Последние страницы книги представляют собой дневник успехов. В него заносятся данные школьника, итоги проверок техники. Это мотивирует, делает образование эффективным.
Пособие представляет собой сборник упражнений для развития темпа чтения у детей от 6 до 17 лет. В книгу включен теоретический блок. Здесь можно найти ответы на вопросы: почему ребенок плохо читает, как привить любовь к художественным произведениям и так далее.
Это комплект пособий. В него входят рабочие тетради, дневники успехов, программы работы, карточки. Материал позволяет проводить занятия по скорочтению, развитию памяти и внимания. По отзывам родителей, за 10 дней работы по этой программе скорость чтения у детей увеличивается в полтора – два раза.
Благодаря небольшим усилиям со стороны родителей дети научатся читать быстро за пару месяцев. Помните, что занятия по скорочтению окажут положительное влияние на интеллект, успеваемость ребенка, успех в жизни.
ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво