Составление рассказов по иллюстрациям. «Составление описательных рассказов о профессиях с опорой на план — схему». НОД по развитию связной речи у детей
Консультация для воспитателей, логопедов и родителей, раскрывающая методы и приемы составления описательных рассказов в процессе игр-выставок. Представлена нетрадиционная и интересная форма работы, позволяющая добиваться высоких результатов в составлении описательных рассказов.
Совершенствование связной речи детей — это одна из ведущих задач развития в дошкольном возрасте.
На пятом году жизни, появляется сложная форма связной речи — «сообщение в виде монолога, рассказа о пережитом и увиденном». (Д,Б.Эльконин). Именно в этом возрасте необходимо уделять внимание обучению рассказыванию.
Для полноценного речевого общения с окружающими одинаково важны все виды рассказов-монологов. Легче всего начинать работу с описания игрушек, предметов, иными словами, с формирования умения характеризовать единичный объект. Умение точно, экономно и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления человека, облегчает процесс обмена информацией в различных видах деятельности.
«Несомненно, что слово играет решающую роль уже в наглядно-действенном мышлении и что только отражение в речи определенных предметов дает возможность ребенку составить о них дифференцированные представления и оперировать этими представлениями в умственном плане или в плане воображения». (А. Запорожец).
Опыт моей работы, анализ литературы, наблюдения, беседы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Навыки приобретенные при описании одной родственной группы предметов (например, посуды), дети не всегда переносят в деятельность описания иной группы предметов (например одежды, мебели). Легче усваивается совместная деятельность по составлению плана описания, совместное составление с педагогом. А вот самостоятельное составление рассказов детьми — утомительно для детей. Снижается устойчивость внимания в случаях, когда рассказывают сверстники. Логопеду необходимо все время искать приемы, чтобы активизировать их внимание.
При сообщении цели непосредственной деятельности и игрового упражнения не стоит забывать о мотивах. Ведь именно мотивы побуждают человека к деятельности. Необходимо мотивировать детей. Можно включать в работу деловой мотив: «Ты сможешь купить игрушку, если сочинишь рассказ о ней». Постановка познавательной задачи еще не достаточна, чтобы активизировать умственную деятельность. Необходимо, чтобы задача была не только принята, но и затронула его интересы. Также необходимо учитывать следующие моменты: желание детей рассказывать и слушать рассказы сверстников, количество и качество сочиненных рассказов.
Я решила провести эксперимент в процессе игры: » Срочно необходим ваш совет». Вниманию детей предложила пять бокалов и объяснила: «завхозу надо купить малышам новые бокалы. В магазине предложили образцы, которые сейчас есть в магазине. Помогите выбрать нужные бокалы, только учтите бокал для малыша должен быть легким и конечно, красивым. Иметь удобную ручку. Прежде чем вы будите высказывать свое мнение, нет ли у вас ко мне вопросов.»
Вопросы оказались:
Вы действительно выберите те чашки, которые мы выберем? (Конечно, иначе зачем бы мы затеяли этот разговор?).
Заданные вопросы уже свидетельствовали о том, что дети заинтересовались. Позже, оценивая эту работу, дети высказывали удовлетворение тем, что им доверили настоящее дело, радовались деловому сотрудничеству со взрослым.
Как же проходила игра? Объяснение задания, включая цель, мотив деятельности, план описания чашки заняло 7 минут, количество заслушенных рассказов — 9 минут. Радовал тот факт, что дети размышляли, приступая к описанию. (мне понравился вот этот бокал, но я еще не проверил, годится ли он малышам.) Легче, чем обычно, начинали рассказывать. И первая фраза не была стереотипной, как зачастую бывает при составлении описательных рассказов по плану.
Обучая ребенка речи, необходимо создавать ему такие условия, однотипные с естественными, чтобы его речевые высказывания приближались к тем, которые существуют в жизни, когда удовлетворяется потребность в коммуникации.
При работе по составлению описательных рассказов необходимо искоренить главный недостаток: дети больше слушают, нежели говорят . В деловом содружестве со взрослыми и сверстниками, ребенок уже не удовлетворяется активностью других, претендует на активную роль. Необходимо выстраивать процесс игры таким образом, чтобы процесс обучения в достаточной мере удовлетворял любознательность ребенка и потребность в мыслительной деятельности. Необходимо поддерживать атмосферу непринужденного речевого общения. Надо стараться, чтобы не было ни молчащих детей, ни тех, которым нечего сказать.
Работу по составлению описательных рассказов можно также проводить в процессе игр «Выставок». Интерес к играм- выставкам, так велик, что они играют в выставки на прогулке, дома, требуя, чтобы родители не только слушали, но и задавали вопросы.
Как же в играх-выставках решается ведущая задача — составление описательного рассказа? С этой целью я анализировала рассказы — результат речевой деятельности старших дошкольников, по традиционной методики и в игре-выставке. В основном я ориентировалась на два параметра:
- употребление сложных предложений,
- употребление наречий и прилагательных.
Монологи в процессе игры «Выставки» оказались объемнее, описывая экспонат дети чаще использовали сложные предложения, особенно сложноподчиненные, употребляли самые разнообразные наречия и прилагательные. В их рассказах прилагательные составляли 21% от числа всех используемых слов, 6 % — наречий. Когда при описании подобных объектов вне выставочной ситуации эти же дети употребляли лишь 14% прилагательных и 3% наречий. Информативность, ведущий признак текста, выступил отчетливее. В рассказах детей экскурсоводов четче проявлялись и такие признаки текста как целенаправленность, связь между частями описания и между предложениями.
Что еще положительно характеризуется в процессе игр-выставок:
- Воспроизводят ситуации, в которых высказывания детей и их поведение максимально приближены к жизненным.
- Отвечают потребностям старших дошкольников в активном деловом содружестве с окружающими.
- Учат культуре общения. Ребенок помнит о взятой на себя роли и действует в соответствии с ней.
- Поведение детей подтверждает положение Л.С.Ввыготского о том, что в игре ребенок становится как бы на голову выше самого себя и может решать более трудные задачи.
- Внимание детей поддерживается за счет чередования монологов (моментов более утомительных) и диалогов (моментов оживления).
- Возможность задавать вопросы, возможность сформулировать вопрос поинтереснее необычайно активизирует мысль и речь ребенка.
Во время подготовительной работы к выставкам вопросы и ответы детей в массе своей просты и стереотипны. Однако в процессе игры звучат высказывания, вызывающие радость.
Наблюдения показывают, что после закрытия выставок интерес к экспонатам сохраняется в течении 6-8 минут, а в случае, когда экспонируются заводные игрушки, интерес не угасает в течении 10-15 минут.
Выставки можно проводить, используя разные игрушки и предметы. Это позволяет определенным образом решать проблему межпредметных связей. Так выставки решают интегративные задачи. Помогают уточнить представления детей об окружающем.
В старшей группе успешно проходят описания таких выставочных экземпляров, как чайная и столовая посуда, куклы в национальных костюмах, различные автомобили, подносы, книги.
В подготовительной группе дети с увлечением характеризуют изделия хохломы, дымковской игрушки.
Игры-выставки помогают достичь высокий результат, строятся с опорой на мотивированную деятельность, эмоционально-волевую сферу личности ребенка и его творческое воображение.
Рассказы детей, записанные при традиционной методике.
Игры-выставки (2).
Наташа Т., 5 лет 7 месяцев.
1. Летний костюм мальчика.
Это костюм для лета. Рубашка красная, на плечах широкие синие полоски. Есть карман, еще карман. И брюки. Костюм сшит из мягкой ткани. (Дальше молчит, затрудняется. Ждет наводящих вопросов). Рубашка сшита с воротником.
2. Летнее платье девочки.
Это платье для лета. Девочке купили, чтобы носить в жару. У платья беленький воротничок и золотые пуговки. Рукава короткие. На платье есть поясок, а на пояске пряжка. Платье ситцевое. Очень красивое.
Денис Ш., 5 лет 6 месяцев.
1. Хохломская тарелка
Это тарелка, она черная. А внутри золотая. Вот тут проходит узор, ягодки и три листочка. Опять ягодки и опять три листочка. А вверху какие-то листочки. Тарелка небольшая.
2. Хохломская тарелка.
Это большая красивая тарелка для салата. Внутри она, как многие хохломские тарелки золотая, а снаружи черная. Нарисован красивый золотой узор, который состоит из веток и ягод, похожих на рябину. А над листьями — цветы. У тарелки обычная форма. Круглая. Есть красный ободок. Очень красивый.
1. Игрушечный пылесос.
Это пылесос. Сделан он серой пластмассы. Вверх непрозрачный, а низ прозрачный. Видно желтые шарики. Это, наверное, мусор. Еще есть шланг и щеточка. Есть кнопка. На нее нажмешь, и пылесос включается.
Авторы:
Соломонова Анна Николаевна, Юськаева Элеонора Васильевна
Должность:
воспитатель, воспитатель
Учебное заведение:
МДОУ "Детский сад № 22 комбинированного вида"
Населённый пункт:
Город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
"Составление описательного рассказа по картине с опорой на мнемотаблицу в старшей группе"
Дата публикации:
24.04.2017
Раздел:
дошкольное образование
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК
ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №22 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Конспект открытого занятия по образовательной области
в старшей группе на тему:
«Составление описательного рассказа по картине с
использованием ИКТ»
Подготовила и провела: воспитатель
Соломонова Анна Николаевна,
первой квалификационной
Саранск, 2017
Цель: дать детям представления об особенностях изображения весны на
Образовательные:
продолжать
формировать
отгадывать
загадки, аргументируя свой ответ, совершенствовать навыки рассматривать
картину, выделяя в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя);
составлять
целостный
сюжетной
пользуясь
разными видами предложений, используя план - схему по картинкам.
Развивающие:
развивать
вариантов,
придумывания названия рассказа, в подборе родственных слов, определений
к заданным словам. Развивать восприятие, память, внимание.
Воспитательные:
воспитывать
выслушивать
перебивать во время выполнения задания. Воспитывать бережное отношение
и любовь к живой природе.
Интеграция образовательных областей.
«Социально
коммуникативное
развитие»
Формировать
нравственные человеческие качества, уважительное, бережное отношение к
природе родного края. Расширить представление о весенних особенностях в
«Познавательное
развитие»:
продолжать
знакомить
особенностями составления описательного рассказа по картине.
наблюдать
описывать,
углублять
уточнять
весенних
особенностях в природе.
«Физическое
развитие»:
формировать
правильную
умение осознанно выполнять движения при физминутке. Способствовать к
самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
4. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: развивать предпосылки
ценностно-смысловому
восприятию
пониманию
произведений
изобразительного
искусства
становление
эстетического
отношения к окружающему миру.
Методические
приемы:
организационный
художественное
слово, сюрпризный видео-момент, вопросно-ответная беседа, дидактическая
«Подбирай.
Запоминай»,
объяснение,
слайдовый
пояснение,
напоминание,
физкультминутка
(перевод: «Весна,
приди…»)»,
продуктивная
деятельность
составление описательного рассказа по картине «Весна пришла»,
рефлексия.
Используемые формы организации познавательной деятельности
детей: на занятии используется групповая форма организации деятельности
фронтальная
приводит
повышению
умственной
активности,
побуждает
самовыражению.
Индивидуально-
дифференцированный
осуществляется
испытывающим
трудности при составлении рассказа.
Предварительная работа по образовательным областям:
1. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: проведение занятий по
продуктивным видам деятельности по лексической теме «Ранняя весна»,
изготовление
дидактических
Слушание
произведений
мордовских
композиторов
Сураева-Королева
Тялонесь»,
Аверкина «Пробуждение природы».
2. ОО «Социально - коммуникативное развитие»: пополнение Центра
речевого развития: альбомами, настольно печатными играми «Времена года»,
мнемотаблицами «Времена года».
3. ОО «Познавательное развитие»: рассматривание картины «Весенние
рассматривание
альбомов,
весенними
явлениями
4. ОО «Речевое развитие»: активизация словаря: капель, проталины,
пробуждение природы, чтение художественной литературы И. Емильянов
«Подснежник», В. Лунин «Весна», А. Прокофьев «Звенит капель», Е. Эрато
«Весенние певцы», русская народная сказка «Как весна зиму поборола», Г.
Скребицкий «Сказка о Весне».
5. ОО «Физическое развитие» проведение подвижных игр: «Перелет
птиц», «Скворечники», «Речка-берег».
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: Слайдовая презентация. Музыкальная композиция
Ген. Сураева-Королева «Катк паксеть, Тялонесь», видеоролик «Пробуждение
природы», мнемотаблица «Весна». Корзина, солнце.
Раздаточный: иллюстрация подснежника на каждого ребенка, лучики
Словарная работа: капель, проталины, пробуждение природы
Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное
сопереживание, дифференцированный подход к детям.
Место проведения: групповое помещение.
Ход занятия:
(1 СЛАЙД)
Воспитатель
(воспитатель
организовывает
взявшись
руки):
обратили
внимание
прекрасный
просыпается
настроение
улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.
Здравствуйте, ребята. Я люблю, когда при
встречи, мы знакомы и родным, добрый день и добрый вечер все при встречи
Посмотрите,
поздоровайтесь с ними.
Дети : Здравствуйте.
(Дети проходят на стульчики в цент группы).
Воспитатель: Ребята! Прислушайтесь. Вы ничего не слышали? Кто это
так тихо прошагал за окном? (2 СЛАЙД )
(Воспитатель предлагает детям отгадать загадку):
«Кто пришёл так тихо - тихо?
Ну конечно не слониха,
И, конечно, бегемот тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы, как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит - тише всех пришла весна!»
Воспитатель :
Правильно.
признаки
услышали
Дети : В загадке говорится о том, что листок из почки вышел, что
зеленые травинки, сняв зеленые ботинки, вышли из земли, что появились
первые цветы – подснежники. (3 СЛАЙД)
Воспитатель: Вспомните, как называются 3 весенних месяца?
Дети : Три весенних месяца март, апрель, май.
Воспитатель : А какой сейчас у нас месяц идет?
Дети : Сейчас идет месяц апрель.
Воспитатель : А как будет называться следующий месяц, после апреля?
Дети : После апреля следует май. (4 СЛАЙД)
Воспитатель: (5
СЛАЙД)
корзинкой, в которой лежат первые весенние цветы – подснежники. Кому я
подарю подснежник, тот подберет определение к слову, а остальные дети
будут добавлять.
(Дети называют прилагательные и получают цветочки)
Дидактическая игра: «Подбирай, называй, запоминай».
Весна (какая?) - (тёплая, красивая, ранняя, поздняя, долгожданная);
Солнце (какое)? - (ласковое, лучистое, яркое, теплое).
Трава (какая?) - (зелёная, сочная, маленькая).
Цветы (какие?) - (красивые, разноцветные, душистые).
перелетные).
Воспитатель: Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов о весне
мы вспомнили. (6 СЛАЙД)
Воспитатель : Ребята, издавна было принято зиму провожать, а весну
зазывать, поэтому взрослые и дети собирались вместе, шли на луга и поля и
пели песни и заклички. Я предлагаю вам встать в кружочек и произнести
закличку для весны, чтобы весеннее солнышко каждый день озаряло своими
теплыми лучами нашу группу.
проговаривают
мордовскую
закличку
исполнением
движений.
композитора Ген.
Королева «Катк паксеть, Тялонесь»).
Физкультурная минутка
сак,сак! Весна, весна приди!
кантт! Теплый дождь нам принеси!
Сери сёрот макст, макст! Высокую пшеницу вырасти!
(Деть проходят на места)
(7 СЛАЙД)
Воспитатель :
Проходите, ребята к доске и присаживайтесь на свои
Воспитатель : Посмотрите, что перед вами?
Дети : Перед нами на слайде представлена картина.
Воспитатель : Ребята! Сегодня мы будем составлять рассказ по картине.
составить
красивый
рассмотреть
Посмотрите
внимательно на картину. Какое время года изображено на ней? Почему вы так
Дети : На картине представлено время года весна. На ней показано, что
с ней растаял, его стало меньше, появились первые проталины. Пробивается
Воспитатель : Ребята, всмотритесь в картину и скажите какие краски и
тона преобладают в ней?
Дети : На картине присутствует голубой, белый, светло-коричневый,
зеленоватый цвет.
Воспитатель : Какое светит солнце?
Дети : На картине показано желтое, теплое, яркое, лучистое солнце.
Воспитатель : Какими словами можно описать небо.
Дети : Небо высокое, по-весеннему голубое.
Воспитатель : Что происходит со снегом на картине?
Дети : На картине показано, что снега стало мало, от растаявшего снега
побежали ручьи, появились проталины, с крыш домов
сползают остатки
снега, от теплого солнца началась капель.
Воспитатель : Обратите внимание, как одеты дети?
Дети : Дети одеты в облегченную одежду.
Воспитатель : Что делают дети на улице?
Дети : Дети пришли с корабликами к ручью. Они пускают кораблики в
Воспитатель : Кто летает в воздухе?
Дети : Прилетели грачи, они строят на деревьях гнезда, для выводка
будущего потомства.
Воспитатель : Какие деревья вы видите на переднем плане картине?
Дети : На переднем плане изображены березы.
Воспитатель : Как они изображены на картине?
Дети : Березы на картине высокие, стройные, голые, на них только
набухают почки.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, о чем нам хотел рассказать
художник на этой картине?
Дети :
Художник
рассказать
Природа пробуждается, все возвращается к жизни.
Воспитатель : Как мы можем назвать нашу картину?
Дети : Картину можно назвать «Весна пришла», «Апрель».
Воспитатель : Чтобы вам легче было рассказывать рассказ, я предлагаю
вам план. Это маленькие картинки (показываю). Они разложены по порядку и
будут подсказывать, в какой последовательности составить рассказ.
Воспитатель :
послушайте,
использованием представленного плана.
Воспитатель : На картине изображена ранняя весна. Солнышко своими
яркими, теплыми лучами стало пригревать сильнее. Тает снежок и на земле
появились
проталины.
переоделись
облегченную
Мальчики пускают кораблики в ручье. Лиственные деревья стоят пока еще
Прилетели
деревьях
будущего потомства.
пробуждается,
возвращается
зимнего сна.
Воспитатель : А сейчас я хочу послушать ваши рассказы.
(4-5 рассказов детей).
Воспитатель : Молодцы!
Рефлексия (8 СЛАЙД)
Воспитатель : Чем занимались на занятии? Чей рассказ вам больше
всего понравился? А вы рады приходу весны? Улыбнитесь, покажите, как вы
рады весне. Молодцы! Ребята, посмотрите, у меня есть солнышко, а у вас
есть лучики жёлтого цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку и сказать,
что вам сегодня понравилось на занятии? (Прикрепляю свой лучик к солнцу).
Мне также понравилось с вами работать на занятии, все старались, работали
активно, дружно, были внимательными. А сейчас мы пойдем на прогулку и
постараемся найти все приметы весны на участке.
Воспитатель : Спасибо за занятие, можете быть свободны.
Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.
Воздушный шарик.
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ
1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Воздушный шарик».
Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.
Домик для гусеницы.
1. Ответить на вопросы:
Про кого будем составлять рассказ?
Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
Чем гусеница занималась летом?
Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
Что гусеница сделала с яблоком?
Почему гусеница решила остаться в яблоке?
Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Домик для гусеницы».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Жила - поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик
Новогодние приготовления.
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
1. Ответить на вопросы:
Какой приближался праздник?
Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
Расскажи, какая была ёлка.
Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
Чем дети украсили ёлку?
Для чего в комнату принесли лестницу?
Что прикрепила к макушке ели девочка?
Куда дети посадили игрушечного деда мороза?
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Новогодние приготовления».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечным дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.
Неудачная прогулка.
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
1. Ответить на вопросы:
Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.
Где гулял мальчик со своей собакой
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Неудачная прогулка».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.
Как мышонок забор красил.
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
1. Ответить на вопросы:
Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.
Чем решил заняться в выходной день мышонок?
Что мышонок купил в магазине?
Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах
Какой краской мышонок стал красить забор?
Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?
Придумай продолжение этого рассказа.
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Как мышонок забор красил».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом — оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор
Утёнок и цыплёнок.
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
1. Ответить на вопросы:
Придумай клички утёнку и цыплёнку.
Какое время года изображено на картинках?
Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?
Расскажи, как друзья переправлялись через реку:
Почему цыплёнок не пошёл в воду?
Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?
Чем закончилась эта история?
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.
Удачная рыбалка.
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
1. Ответить на вопросы:
Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
Что взяли с собой друзья?
Где друзья устроились для ловли рыбы?
Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?
Куда кот кинул пойманную рыбку?
Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Удачная рыбалка».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.
Находчивый мышонок.
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
1. Ответить на вопросы:
Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.
Расскажи, кто жил в доме у девочки.
Что девочка налила в кошачью миску?
Что сделала кошка?
Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?
Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?
Чему удивилась кошка, когда проснулась?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Находчивый мышонок».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.
Как ворона горох вырастила.
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
1. Ответить на вопросы:
Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю?
Что петушок нёс домой?
Кто заметил петушка?
Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?
Почему ворона не съела весь горох?
Как птица посеяла семена гороха в землю?
Что показалось из земли после дождя?
Когда на растениях появились стручки гороха?
Чему радовалась ворона?
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Как ворона горох вырастила».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом.
Петушка заметила ворона. Она ткнула клювом в мешок и оторвала заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворона стала лакомиться сладкими горошинками, а когда наелась, решила вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворона поглядывала на свои растения и радовалась богатому урожаю гороха, который ей удалось вырастить.
Горячкина Екатерниа Владимировна
МАДОУ № 8 "Огонёк"
Учитель-логопед.
Краткая аннотация
В статье рассматривается методика обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи. Предложена разработка занятия по составлению описательных рассказов с использованием опорных схем. Также приводятся методические рекомендации родителям для работы с детьми в домашних условиях.
Составление описательных рассказов по опорным схемам
для детей старшего дошкольного возраста
Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. В дошкольном возрасте в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные процессы, восприятие, наблюдательность. Учить ребёнка рассказывать - это значит формировать его связную речь (1).
Развитие связной речи является очень важным условием обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные рассуждения, воспроизводить содержание текстов (2).
Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя и начинает развиваться уже с раннего возраста, когда ребёнок не научился правильно произносить все звуки, владеет небольшим объемом слов и не освоил сложные синтаксические конструкции (4).
Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений — это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить (3).
Особым видом связной монологической речи является высказывание-описание, его коммуникативная задача состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определённой последовательности.
Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное сообщение.
При обучении старших дошкольников описанию предметов (одушевлённых и неодушевлённых) или описанию по предметным картинкам ставятся следующие задачи:
Формирование умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
Развитие обобщённых представлений о построении рассказа-описания предмета;
Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа;
Подготовительные упражнения к описанию предметов;
Формирование первоначальных навыков составления самостоятельного описания;
Описание предметов по основным признакам;
Закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий;
Усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
Структура таких занятий включает:
Организационный момент;
Введение в тему (рассказ педагога, лексико-грамматические задания (подбор признаков и действий к предметам, отгадывание загадок описаний, дополнение предложений однородными членами и др.)
Знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всеми её символами);
Составление рассказа описания педагогом;
Подготовка детей к составлению рассказов;
Составление рассказов-описаний детьми;
Анализ и оценка детских рассказов.
Одним из приёмов, который значительно облегчает ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем, где опорные схемы выступают в роли плана-подсказки.
Работу по опорным схемам необходимо проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, картинным материалом подобранных в соответствии с лексической темой.
Организация фронтальных занятий по составлению описательных рассказов с использованием опорных схем
1. Организационный момент.
Цель: Предполагает организацию детей, введение в тему занятия, побуждение интереса к нему, создание эмоционального настроя.
Организационный момент можно проводить в разных вариантах.
Например, занятие на основе сюжета "В огороде" начинается с беседы: "Какое время года наступило? Как называется 2-ой месяц осени? Какой сегодня день недели? Что бывает перед осенью? Сколько месяцев осенью?" или с загадки: "Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь)", " Сто одежек - и все без застежек. (капуста)", " Без окон, без дверей, полная хата людей. (огурец)" или чтения стихотворения.
"В огороде много гряд.
Есть редиска и салат.
Тут и свёкла, и горох.
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
2. Введение в тему или сообщение темы.
Выставляются игрушки, картинный материал.
Например, тема занятия сообщается следующим образом: "Чтобы нам совершить путешествие в огород и узнать всё об овощах, важно сначала подружить слова".
Игра "Подружи слова".
Выросли, огород, в овощи.
Грядка, на, лук, вырос.
Капуста, мы, срезать.
Бабушка, из, морковка, тянуть, земля.
Мама, в горох, собирать, корзинка.
или "Будем учиться составлять рассказ об овощах, но сначала отгадайте загадки..." или детям необходимо самим подбирать слова-признаки, например: "А Чипполино предлагает нам поиграть в игру “В овощном магазине”. Чтобы купить овощи, нужно назвать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос: “какой?” или “какая?”. Например: “Я хочу купить зелёный, длинный, вкусный, свежий огурец.”".
или можно предложить детям объяснить смысл пословицы " Каждому овощу свое время", "Не смейся, горох, не лучше бобов: размокнешь, и сам лопнешь".
3. Физминутка
Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.
Основные задачи физминутки:
Снятие усталости, напряжения;
Совершенствование общей моторики;
Закрепление чётких, точных, координированных движений во взаимосвязи с речью
Повышение эмоционального заряда.
Формы проведения физминуток могут быть различными:
Подвижная игра;
Имитация трудовых движений;
Произнесение чистоговорок, сопровождающихся действиями;
Использование психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных;
Использование в игровой форме артикуляционной гимнастики.
4. Знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всеми её символами).
Например: "Составить рассказ об овоще нам поможет домик (схема). В домике есть окошки. Заглядывая в каждое окошко мы будем знакомиться с "символом - условным знаком", который поможет нам составить рассказ".
С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений необходимо провести следующие игровые упражнения.
"Расшифруй знаки-символы". Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок самостоятельно объясняет содержание символов.
"Исправь ошибку". Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме и последовательно объясняет содержание условных изображений, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание ее условного обозначения.
"Покажи правильный символ". Взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Например, "Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве". Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.
5. Составление рассказа-описания педагогом.
Педагог даёт детям образец описательного рассказа. Описывая предмет, педагог последовательно показывает на схеме клеточки.
При составлении описательных рассказов по опорным схемам, педагогу необходимо обращать особое внимание на:
Полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания;
Логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);
Связность текста (правильность согласования слов в предложении);
Образность (использование средств лексической выразительности);
В некоторых случаях необходимо проведение подготовительных игровых речевых упражнений.
"Укрась слово". Подобрать к предмету слова - эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отражали бы субъективное отношение ребёнка к нему. Например: "Кот - ласковый, пушистый, весёлый, красивый, игривый".
"Какой, какая, какое?" Подобрать описательные слова признаки к предмету.
Например: "Яблоко" - красное, круглое, сочное, сладкое, полезное.
"На какую фигуру похож?"
Например: "морковка похожа на треугольник, арбуз похож на круг, картошка похожа на овал" (2).
Важно, на протяжении всего учебного года учить детей составлять рассказы по единой схеме (таб. 1).
Например: Овощ - морковка.
Таблица 1. План составления рассказа
5. Подготовка детей к составлению рассказов (разбор схемы плана по наводящим вопросам).
6. Составление рассказов-описаний детьми.
Составление предложений по цепочке;
Объединение в рассказ;
Повторение рассказа детьми (вначале более сильный ребёнок, а потом остальные).
После того, как дети научаться свободно оперировать моделью описания отдельных предметов и явлений, им можно предложить составить сравнительное описание двух объектов одной лексической темы.
7. Подведение итогов и оценка детских рассказов. По итогам занятия педагог даёт только положительную оценку, отмечая активность каждого ребёнка.
"План для составления описательного рассказа"
Памятка для родителей
Родителям необходимо дома закреплять знания полученные на занятиях. Поэтому, родителям важно знать, как правильно составить описательный рассказ. В этом вам поможет план для составления описательного рассказа.
1. Если предмет неодушевлённый.
Что это?
Строение, части, детали.
Из какого материала сделан?
Цвет, форма.
Для чего нужен?
2. Если предмет одушевлённый.
Кто это? Обобщающее понятие.
Строение, цвет, чем покрыто тело?
Чем питается?
Польза, вред для человека.
3. Методика составления рассказа.
Рассмотреть объект.
Ответить на вопросы.
Повторить план рассказа.
Составить рассказ.
"Как сравнить в рассказе два предмета?"
Памятка для родителей
После того, как ребёнок научился составлять описательный рассказ, вы можете предложить составить описательный рассказ в котором будите сравнивать два предмета. Сначала идёт сравнение того, чем не похожи предметы. Это легче. Предложения при этом нужно строить на противопоставлении: "Медведь не похож на ежа тем, что медведь большой, а ёж маленький" и т. д. по всем признакам: строение, цвет, размер, образ жизни.
Затем сравнивается предметы по схожести - это труднее, опять сравнение идёт по тем же признакам, и предложения строятся по тому же типу: "Медведь и ёж похожи тем, что оба дикие животные и т. д."
Это автобус и самолёт (пассажирский).
Автобус и самолёт непохожи тем, что:
У самолёта есть крылья и он летает, а у автобуса нет крыльев и он ездит по дороге;
У самолёта есть носовая часть и хвост, а у автобуса есть капот и багажник;
У самолёта есть иллюминаторы - маленькие окна со шторками, а у автобуса окна большие;
У самолёта есть шасси (6 колёс), а у автобуса четыре колёса;
У самолёта четыре двигателя на крыльях, а у автобуса один;
Самолётом управляет лётчик, а автобусом водитель;
Автобус и самолёт похожи тем, что:
Самолёты и автобусы делают из железа и они большие;
Это пассажирский транспорт, он перевозит людей;
Список литературы:
1. , Яшина развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М., 2000.
2. Волкова: Опорные схемы для составления описательных рассказов Издательство: Сфера Год: 2010.
3. , Коноваленко связной речи и развитие логического мышления. М., 2003.
4. . Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. М.,1979.
Книга представляет собой практическое пособие по развитию речи младших школьников. На цветной вклейке подобраны тематические картинки, по которым разработаны занятия с детьми.
В пособие есть необходимые методические рекомендации для педагогов и родителей, а также кратко изложены основные теоретические вопросы, связанные с работой по развитию устной и письменной речи учащихся начальной школы. Практическая часть содержит подготовительные упражнения к рассказу-сочинению, планы сочинений, опорные слова и словосочетания (так называемые речевые заготовки), а также образцы сочинений по предложенным картинкам.
В книге предложены сочинения-описания (отдельного предмета, явлений природы, описания, составленные по сюжетной картинке) и сочинения-повествования (по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок).
Книга поможет педагогам и родителям в работе по развитию речи учащихся начальной школы.
Предлагаемое пособие поможет вам в занятиях по развитию речи ваших детей.
От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Речевое — это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. К сожалению, устная речь младших школьников зачастую бедна и однообразна, ограничена очень скудным словарным запасом, поэтому создание даже небольшого письменного текста вызывает у детей серьёзные трудности.
Как правило, созданный учеником текст состоит из коротких и однотипных предложений. В нём часто нарушена логическая последовательность, неправильно определены границы предложений, необоснованно повторяются одни и те же слова. Задача родителей и учителей - постоянно развивать устную и письменную речь детей. Учить ребёнка составлять связный рассказ, писать сочинения - это значит учить грамотно, последовательно и красиво излагать свои мысли.
Работа по развитию речи очень трудоёмкая, требующая большого количества времени. Проще и эффективнее всего начинать обучение, используя наглядный материал. В нашем пособии вы найдёте цветную вкладку с картинками, по которым разработаны занятия с младшими школьниками.
Те заботливые родители, которые обеспокоены проблемой развития грамотной речи у своих детей, найдут в этой книге все необходимые рекомендации.
В пособии кратко изложены основные теоретические вопросы: типы текстов, виды сочинений по картинке, работы над ними.
Практическая часть содержит подготовительные упражнения и планы сочинений, опорные слова и словосочетания (так называемые речевые заготовки), а также образцы сочинений по предложенным картинкам.
В пособии рассматриваются только тексты-описания и тексты-повествования. Не забывайте, что в основном в начальной школе работа направлена на создание смешанных текстов (текстов-повествований с элементами описания или с элементами рассуждения). Здесь представлены следующие виды сочинений по картинке:
1) сочинение-описание отдельного предмета;
2) сочинение-описание явления природы;
3) сочинение-описание по серии сюжетных картинок;
4) сочинение-повествование по сюжетной картинке;
5) сочинение-повествование по серии сюжетных картинок.
Сначала можно ограничиться устным рассказом по картинке,
а затем перейти к написанию текста. Занятия не должны проводиться от случая к случаю. Только систематические занятия дадут положительный результат.
Желаем успехов!
ТЕКСТ
Текст - это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст посвящен определённой теме и имеет основную мысль.
Тема текста - то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста - то, в чём автор хочет убедить читателя.
У каждого текста есть название - заголовок. Чтобы озаглавить текст, необходимо кратко назвать его тему или основную мысль.
Обычно текст состоит из трёх частей.
1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
Различают три типа текстов: описание, повествование, рассуждение.
Описание - текст, в котором описываются предметы, люди, животные, растения или явления природы. Цель описания - дать наиболее полные, точные сведения о предмете.
К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое?
Текст-описание насыщен именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями.
План текста-описания.
1. Вступление (предмет описания).
2. Основная часть (характерные признаки предмета).
3. Заключение (оценка).
Повествование - текст, в котором рассказывается о каком-либо событии, случае.
К тексту-повествованию можно поставить вопрос что делает?
В тексте-повествовании используются глаголы.
План текста-повествования.
1. Вступление (завязка действия).
Как ты думаешь, зачем ёжику столько яблок?
2. Выбери наиболее удачный заголовок.
«Запасливый ёжик»
«Как ёж унёс урожай яблок»
3. Составь план сочинения-повествования.
6. Прочитай предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ.
Зверёк залез на дерево.
Ёжик побежал домой.
Все я накололись на иголки.
Ёжик собрал урожай яблок.
Он спрыгнул с ветки иголками вниз.
7. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.
II. План.
1. Вступление.
Большой урожай яблок.
2. Основная часть.
Необычный способ сбора урожая.
3. Заключение.
Вкусное лакомство.
Созреть, плоды, собрать, большой урожай яблок, замечательная идея залезть на ветку, спрыгнуть с дерева, наколоться, лакомиться.
IV. Образец сочинения.
Как ёж унёс урожай яблок.
Наступила осень. На яблонях созрели сочные плоды. Ёжик целый день трудился и собрал большой урожай аппетитных яблок. Зверёк задумался, как одному унести столько яблок. И тут ему в голову пришла замечательная идея!
Ёжик залез на ветку, которая была как раз над собранными яблоками. Он спрыгнул с дерева и упал иголками на я . Все плоды накололись на иголки ежа. Ни одного яблока не осталось. Довольный ёжик побежал домой.
Теперь до зимы запасливый зверёк будет лакомиться вкусными плодами.
ЗОНТ-ГНЕЗДО
I. Подготовительная работа.
2. Ответь на вопросы.
Кто изображён на картинке?
Какая была погода?
Что случилось с зонтом?
Как ворона приспособила зонт?
«Как зонт превратился в гнездо»
«Зонт-гнездо»
«Необычное гнездо для воронят»
5. Замени слова девочка, соорудить, превратиться близкими по смыслу словами.
6. Подбери как можно больше имён прилагательных к словампогода, ветер, гнездо, птенцы.
7. Составь из слов каждой строчки предложения.
Налетел, выхватил, из, зонт, рук, девочки, ветер, вдруг, и
Лапами, за, уцепилась, него, птица
Смастерила, из, уютное, ворона, зонтика, гнёздышко
8. Скажи по-другому.
Стояла дождливая погода.
Зонтик стал новым домиком для ворон.
II. План.
1. Вступление.
Прогулка под дождём.
2. Основная часть.
Разбойник-ветер унёс зонт.
Счастливая находка вороны.
Появление птенцов.
3. Заключение.
Новый домик для счастливого семейства.
III. Опорные слова и словосочетания.
Дождливая погода, ветер, уцепиться лапами, уютное гнёздышко, горластые воронята, новый домик.
IV. Образец сочинения.
Как зонт превратился в гнездо.
Стояла дождливая пасмурная погода. Ксюше не сиделось дома. Она взяла большой зонт и вышла прогуляться.
Погода ухудшилась. Дождь полил ещё сильнее. Вдруг налетел ветер, выхватил из рук девочки зонт и помчал его ввысь. Ксюша так и не смогла догнать зонт.
Мимо пролетала ворона. Она увидела зонт, который кружился в воздухе. Птица уцепилась за него лапами и втащила на дерево.
Ворона натаскала в зонтик солому, веточки, мох, и у неё получилось уютное гнёздышко. Весной в нём вывелись замечательные горластые воронята. Они всё время хотели есть. Ворона не успевала приносить птенцам червячков.
Вот так зонтик стал новым домиком для счастливого семейства.
ДРУЗЬЯ помогли
I. Подготовительная работа.
1. Восстанови последовательность событий.
2. Ответь на вопросы.
Какое время года изображено на картинке?
Во что играли ребята?
Куда побежал самый младший из ребят?
Что с ним случилось?
Каким является поступок малыша?
Как ребята спасли маленького друга?
3. Подходит ли пословица «Друзья познаются в беде» к этому рассказу?
4. Выбери наиболее удачный заголовок. «Малыш в беде»
«Друзья помогли» «Зимние забавы»
6. Замени слова ребята, играть, бежать, ледяной близкими по смыслу словами.
7. Скажи по-другому. Тонкий лёд дал трещину.
Ребята помогли малышу вылезти из воды.
8. Составь из слов каждой строчки предложения.
По, скользить, малыш, гладкому, стал, льду
Крепость, строила, снежную, детвора
Длинную, протянул, мальчик, другу, палку
Воду, закричал, ледяную, малыш, в, упал, и Прочитай предложения в таком порядке, чтобы
получился рассказ.
9. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.
II. План.
1. Вступление.
Дети играют.
2. Основная часть.
Малыш побежал на пруд.
Мальчик провалился под лёд.
Ребята спасли своего маленького друга.
3. Заключение.
Друзья познаются в беде.
III. Опорные слова и словосочетания.
Зимний денёк, крепость из снега, скользить, провалиться, оказаться в воде, помчаться, ухватиться, вытащить, друзья.
IV. Образец сочинения.
Друзья помогли.
Стоял ясный зимний денёк. Ребята играли в снежки, строили снежную крепость.
Илюша, самый маленький, побежал один на пруд. Он выбежал на лёд и стал скользить по нему. Вдруг тонкий лёд затрещал. В одно мгновение мальчик провалился и оказался в воде. От страха и холода он закричал. Ребята услышали крик и помчались к пруду. Ваня не растерялся и протянул другу длинную палку. Илюша ухватился за неё. Мальчики вытащили малыша из воды.
Недаром говорят: «Друзья познаются в беде».
ПОЛЁТ НА МАРС
I. Подготовительная работа.
1. Что ты представляешь, когда слышишь слово космос?
2. Придумай рифмованные строчки с данными словами.
Полёт - звездолёт
Марсианин - инопланетянин
3. Ответь на вопросы.
Как ты думаешь, на картинках изображены реальные события или выдуманные? Почему?
Как мальчик собирался в полёт? Пофантазируй. Что юный космонавт мог увидеть в иллюминаторе ракеты?
О чём говорят землянин и марсианин?
4. Выбери наиболее удачный заголовок. «Необычное путешествие» «Разговор с марсианином»
«Полёт на Марс»
5. Составь план сочинения-повествования.
6. Замени слова ракета, марсианин, рассказать близкими по смыслу словами.
7. Составь предложения, используя данные слова.
Космонавт, путешествие
Приземлиться, планета
Встреча, марсианин
Друзья, Марс
8. Скажи по-другому.
Юный космонавт умело управлял ракетой.
9. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.
II. План.
1. Вступление.
Подготовка к полёту.
2. Основная часть.
Удачный полёт.
Встреча с марсианином.
3. Заключение.
Незабываемое путешествие.
III. Опорные слова и словосочетания.
Путешествие на Марс, юный космонавт, инопланетянин, рассказать жителям планеты, новые друзья.
IV. Образец сочинения.
Полёт на Марс.
Петя - ученик космической школы. Он так старательно изучал все предметы, что был награждён путешествием на Марс. Мальчик тщательно готовился к полёту. Наконец долгожданный день настал!
Ракета стартовала, и через несколько секунд Петя уже был далеко от Земли. Во время полёта юный космонавт смотрел в иллюминатор и любовался яркими
звёздами, спутниками, большими и малыми планетами. Он умело управлял современной машиной, поэтому смог быстро и аккуратно приземлиться на Марс.
На планете Петю встретил марсианин. Инопланетянин оказался очень забавным: с рожками на голове, большим носом и толстым животиком. Мальчик узнал, что марсиане трудолюбивые, добрые и общительные. Петя рассказал жителям планеты о Земле, о людях и пригласил марсиан в гости.
Юному космонавту понравилось путешествие на Марс. Теперь у него появились друзья и на другой планете.
ПОЧЕМУ У ЛУНЫ НЕТ ПЛАТЬЯ
I. Подготовительная работа.
1. Отгадай загадку.
То полна, а то стройна, По ночам не спит она.
2. Что ты представляешь, когда слышишь слово Луна?
3. Ответь на вопросы.
С какой просьбой обратилась Луна к портному?
Как менялся вид Луны?
Как менялось настроение портного? Почему?
Почему у Луны нет платья?
4. Объясни, как ты понимаешь выражение многоликая Луна?
5. Выбери наиболее удачный заголовок.
«Многоликая Луна»
«Почему у Луны нет платья»
«Как портной шил Луне платье»
6. Задай главный вопрос к каждой картинке. У тебя получился план сочинения.
7. Как менялся внешний вид Луны? Прочитай слова в нужной последовательности.
Месяц, полная Луна, Серп, Полумесяц
8. Как менялось настроение портного? Прочитай слова и словосочетания в нужной последовательности.
Расстроился, разгневался не на шутку, с радостью встретил, чуть не заплакал от досады
9. Продолжи предложения.
Луну называют многоликой, потому что...
Портной отказался шить Луне платье, потому что...
10. Из слов каждой строчки составь предложения.
Вдвое, за, Полумесяц, дней, сделался, несколько, больше
Месяц, время, полной, стал, некоторое, Луной,
11. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.
II. План.
1. Вступление.
О чём Полумесяц попросил портного?
2. Основная часть.
Что произошло с заказчиком через несколько дней?
Как развивались события?
Как отреагировал портной, увидев тоненький
3. Заключение.
Почему у Луны нет платья?
III. Опорные слова и словосочетания.
Попросить сшить платье, снять мерку, пригласить
на примерку, сделаться вдвое больше, расстроиться, чуть не заплакать от досады, отказаться шить платье, многоликая.
IV. Образец сочинения.
Почему у Луны нет платья.
Однажды Полумесяц заглянул к портному и попросил сшить нарядное платье. Портной снял с Полумесяца мерки и пригласил на примерку.
За несколько дней Полумесяц сделался вдвое больше. И в плечах, и в груди платье оказалось тесным. Портной очень расстроился. Пришлось снимать новые мерки.
Через некоторое время Месяц стал полной Луной. Портной был изумлён и чуть не заплакал от досады. Он снова снял мерки с заказчика.
И вот перед портным уже не Луна, а тоненький Серп. Портной разгневался не на шутку и отказался шить Луне платье.
У Луны до сих пор нет платья, потому что она многолика: всё время меняет свой внешний вид.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ
I. Подготовительная работа.
1. Восстанови последовательность событий.
2. Ответь на вопросы.
Что необычного ты видишь на картинках?
Чем отличается от рассказа?
Что на картинках сказочное, а что - реальное?
Почему Баба Яга превратилась в добрую старушку?
3. Выбери наиболее удачный заголовок.
«Путешествие Вани в сказку»
«Волшебное превращение Бабы Яги»
«Сказочное приключение»
«На добрый привет добрый ответ»
4. Придумай заголовок к каждой картинке. У тебя получился план сочинения.
5. Назови как можно больше «сказочных» слов и выражений.
Жили-были...
6. Продолжи предложения.
Подул ветер...
Ваня собрал свои вещи...
Мышка рассказала Ване, что...
7. Подбери как можно больше имён прилагательных к словам Ваня, Баба Яга, старушка.
8. Определи границы предложений.
Жили-были мальчик Ваня и его мама жили они дружно мама занималась хозяйством, а сынок ей помогал.
9. Составь сказочный текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.
II. План.
1. Вступление (зачин).
Ваня и мама.
2. Основная часть.
Ветер уносит маму.
Мальчик ищет маму.
Герой встречает мышку.
В избушке у Бабы Яги.
3. Заключение (концовка).
III. Опорные слова и словосочетания.
Жить дружно, заниматься хозяйством, сильный ветер, распахнуть окно, за тридевять земель, долго ли, коротко ли, волшебный клубок, расплакаться, пожаловаться, скучно, одиноко, обогреть, накормить, превратиться, жить-поживать, добра наживать.
IV. Образец сочинения.
На добрый привет добрый ответ.
Жили-были мальчик Ваня и его мама. Жили они дружно. Мама занималась хозяйством, а сынок ей помогал.
Однажды подул сильный ветер, распахнул окно, подхватил маму и унёс.
Ваня, долго не раздумывая, собрал свои вещи и отправился искать маму за тридевять земель.
Долго ли, коротко ли шёл мальчик. Повстречал он мышку. Она рассказала, что мама Вани находится у Бабы Яги, и дала мальчику волшебный клубок, который поможет найти избушку старой ведьмы.
Отыскав Бабу Ягу, Ваня потребовал вернуть маму. А Баба Яга вдруг расплакалась и пожаловалась, что ей скучно и одиноко в глухом лесу.
Пожалели мама и сын бедную старушку. Они взяли Бабу Ягу к себе, обогрели и накормили. От доброты и ласки превратилась Баба Яга в милую и заботливую бабушку. Стали они втроём жить-поживать да добра наживать.
СЛОВАРИК синонимов
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Дети, ребята, детвора. Друг, приятель, товарищ. Помидор, томат. Праздник, торжество. Разв , забава, потеха. Холод, мороз, стужа. Шалун, проказник, озорник, баловник. Школьник, ученик.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Благородный, великодушный, рыцарский. Верный, преданный, постоянный, надёжный. Вкусный, аппетитный.
Красивый, прекрасный, прелестный, восхитительный. Нарядный, праздничный. Смелый, храбрый, бесстрашный, отважный. Хороший, неплохой, отличный, отменный, славный.
Чудесный, дивный, волшебный, сказочный, фантастический.
Яркий, ослепительный, красочный, насыщенный.
ГЛАГОЛ
Бежать, мчаться, нестись. Видеть, наблюдать, замечать. Говорить, сообщать, произносить, высказывать. Делать, совершать, изготовлять, мастерить, сооружать, создавать.
Играть, веселиться, резвиться. Идти, шагать, ступать, шествовать. Находить, отыскивать, обнаруживать. Появляться, показываться. Праздновать, отмечать. Располагаться, быть, находиться. Сверкать, блестеть, сиять, гореть.
Издательство: Литера, 2010 г.