Толщина велосипедной спицы. Что нужно знать о велосипедных спицах? Получение исходных данных для расчета длины спиц
Спицы - это важная деталь велосипеда, которая позволяет соединить втулку колеса с ободом и при этом отцентрировать её. Кроме этого, спицы выполняют амортизационные функции благодаря своей упругости и работе не только на сжатие, но растяжение. Несмотря на существование литых дисковых колес для велосипеда, велосипедные колеса со спицами все же предпочтительнее именно благодаря свойству амортизации. Литые велосипедные диски так же значительно тяжелее, чем колеса со спицами. В данной статье мы рассмотрим - из чего изготавливают спицы, какая бывает резьба, длина и размеры. Так же разберем, какие бывают конструктивные особенности у различных спиц.
Материалы и способы изготовления спиц
Самым популярным материалом для производства спиц является сталь. Лучшими спицами считаются из высоколегированной стали. Более дешевыми и соответственно менее надежными считаются спицы из хромированной и оцинкованной стали. На профессиональных велосипедах спицы могут быть из алюминия или титана. Эти материалы позволяют уменьшать общий вес велосипеда. Но стоит иметь ввиду, что титановые спицы могут устанавливаться только с бронзовыми ниппелями, что сводит на нет все экономию веса.
По способу изготовления спицы делятся на катаные , тянутые и кованные . Катаные спицы самые простые в производстве и имеют постоянный диаметр по всей длине. Тянутые спицы имеют переменный диаметр. Чаще всего тянутые спицы имеют меньший диаметр в центре и больший по краям. Так как основная нагрузка на спицу действует в местах креплений, то пониженный диаметр в центре спицы не влияет на её надежность, но зато позволят снизить общий вес. Кроме того тянутые спицы более упругие, что улучшает амортизационные свойства.
Кроме всех перечисленных спиц бывают еще и аэродинамические с эллиптической и лезвиеобразной центральной частью. Такие спицы обладают более высокими техническими характеристиками, чем все остальные.
Конструкция спицы, резьба, размеры и длина
Резьба на спице бывает двух типов - нарезанная и накатанная . Спицы с накатанной резьбой значительно крепче, так как место соединения спицы и обода наиболее уязвимо. Но такие спицы и дороже потому, что накатать резьбу более трудоемко, чем нарезать. На более дешевые велосипеды и велосипеды не подвергающиеся большим нагрузкам устанавливают спицы с нарезанной резьбой. Диаметр спицы в том месте, где резьба накатана немного больше диаметра всей спицы.
По размерам спицы отличаются диаметром и длиной . Оба параметра подбираются индивидуально под конкретное колесо. Чаще всего применяются спицы диаметром от 1.6 до 2.3 мм. А длина спицы зависит от диаметра всего колеса.
Ниппеля предназначены для крепления спицы к ободу велосипеда и представляют собой грибовидные гайки с прорезями под отвертку и грани под спицевой ключ. Для производства ниппелей используют сталь, бронзу и алюминий. Самыми дешевыми и наиболее популярными являются стальные ниппеля . Бронзовые применяются совместно с титановыми спицами, а алюминиевые предназначены для снижения веса велосипеда. Единственный недостаток алюминиевых ниппелей это невозможность использования их в алюминиевых пистонах пистонированных ободьев. Алюминиевые детали могут вступить в химическую реакцию и произойдет их сварка.
Спицевой набор и типы спицовки велосипедных колес
Спицевание колеса велосипеда отличается направлением спиц относительно радиуса колеса. Угол между спицей и радиусом может достигать до 90 градусов. Чем больше угол, тем больше крестов образуется в спицах. Кроме того, чем больше угол, тем меньше действие силы на спицу. Чем меньше угол, тем короче спица, а соответственно и легче. Так же спицы расположенные без угла имеют наибольшую поперечную жесткость.
Количество спиц в колесе велосипеда зависит от предназначения велобайка. На горных и дорожных велосипедах обычно 32 или 36 спиц. На шоссейные скоростные велосипеды устанавливают 32, 28 или 24 спицы. Максимальное количество спиц 40 и даже 48 делают на тандемах.
Для сборки колеса очень важно подобрать правильную длину спиц. Если возьмёте слишком длинные спицы, то скорее всего они будут выпирать из обода и прокалывать вашу камеру. Если возьмёте слишком короткие, то они будут обламываться и собрать колесо не получится.
В статье будут рассмотрены следующие вопросы:
Если вы просто хотите заменить сломанную спицу на вашем колесе, то это идеальный вариант. Банально берёте линейку и измеряете длину целой спицы, а затем заказываете новую максимально соответствующей длины.
А вот если вы собираете колесо с нуля, то задача может оказаться вовсе не тривиальной. Лет 10 назад, подбор спиц мог оказаться настоящим адом. Люди лезли на форумы, просили советов от профи, взамен получая какие-то сложные формулы для расчёта длины и в итоге плевали на это дело и покупали уже собранные колёса. Сейчас же всё проще чуточку проще, а про основные аспекты, на которые стоит обратить внимание мы сейчас расскажем.
Количество крестов
Сначала нужно решить в какое количество «крестов» вы будете спицевать колёса. Что же это значит? А вот что:
Повальное большинство современных колёс спицуется в 3 креста, так достигается оптимальное соотношение жесткости колеса в поперечном (боковом) сечении и сопротивлению скручиванию (когда вы тормозите дисковым тормозом или разгоняетесь). Но если у вас нет возможности купить спицы необходимой длинны для спицовки в 3 креста, то можно попробовать заспицевать колесо в 4 креста. Это чуть сложнее, зато вы не останетесь без колеса.
Как измеряется длина спиц?
Обращаем ваше внимание, что длина спиц измеряется именно так, как показано на рисунке:
Если вы измерите общую длину спицы, то её может не хватить для нормального накручивания ниппеля.
А если нет такой длинны, какую показал калькулятор?
Если калькулятор показывает вам условные 255,5мм и вы не можете найти такую спицу, то не стоит волноваться. Спицы обычно идут с шагом в 1 или 2мм, так что вы можете взять как спицу 254мм, так и 256мм (мы рекомендуем брать чуть длиннее).
Размер ниппеля
Посадочная ширина у всех ниппелей одинаковая, а вот высота самого ниппеля бывает разной, 14мм или 16мм для латунных или 12мм для алюминиевых.
Материал ниппеля
У латуни и алюминия есть свои плюсы и минусы, давайте их рассмотрим.
Латунные ниппели :
Крепкие
Не подвергаются коррозии
Никелевое покрытие действует как смазка при сборке
Тяжелые
Нет разнообразия цветов
Алюминиевые ниппели :
Цветные
Легко мнутся
Подвержены коррозии
Если вы скажете, что выбор латунных ниппелей очевиден, то смеем с вами не согласиться. Несмотря на то, что они очень прочные, иногда это может сыграть злую шутку. Там, где мог сломаться ниппель, сломается спица. Согласитесь, ниппель поменять проще, чем спицу, особенно если она установлена со стороны звёзд на заднем колесе.
При сборке колёс на алюминиевых ниппелях вам понадобятся качественные ключи и предельная внимательность, чтобы не переусердствовать и не свернуть их. И не забывайте, что алюминий подвержен коррозии. Если вы часто катаетесь в грязных условиях, то ниппели запросто могут закиснуть на спицах и убрать восьмерку без замены спицы уже не получится.
Калькулятор
Существуют калькуляторы, в которых можно выбрать множество моделей втулок и ободов, например, как этот :
В принципе, все обозначения понятны и видно, что от вас хотят узнать. Но если у вас большие проблемы с иностранными языками, то советуем вам этот калькулятор от Sapim . Он на русском, так что вы точно поймёте что от вас хотят.
Разная длина спиц
Часто люди пугаются, когда калькулятор выдаёт им разные длины спиц для каждой стороны. Не удивляйтесь, возможно у вас разного размера фланцы, или для компенсации смещения зонта (так называют переплёт спиц) вам нужно воспользоваться более короткими спицами с одной стороны.
Если фланцы одинаковые, а длины спиц всё равно разные, это тоже не ошибка. Из-за наличия на втулке крепления под дисковый тормоз или барабана для кассеты её центр тоже может смещаться и для ровного зонта нужна разная длина спиц.
Если вы в таком случае будете использовать одинаковую длину спиц, то колесо проблематично будет отцентровать. С одной стороны спицы будут либо слишком сильно торчать из ниппелей, или находиться на недостаточной глубине.
О том, как самостоятельно заспицевать колесо мы поговорим в следующей статье.
В 99% случаев колесо состоит из втулки (с подшипниками и осью), обода и спиц. Когда вы начинаете крутить педали, то энергия передаётся через трансмиссию на втулку, спицы и обод, и колесо крутится. Спицы позволяют сделать колесо легким и прочным, о них мы сегодня и поговорим.
История
Более 30 лет назад у большинства велосипедов было 36 спиц на каждом колесе. Например, британский стандарт был 40 спиц сзади и 32 спицы на переднем колесе. Только гоночные велосипеды использовали 32 спицы на колесо. В других странах велосипеды обычно имели по 35 спиц на каждое колесо.
И вот у кого-то возникла идея: «Давайте сделаем колёса с 32 спицами. Они будут легче, мы потратим меньше материала, а, следовательно, и производство станет дешевле. Тем более, гонщики используют такие колёса, простому люду уж точно понравится!» В результате колёса правда получились легче, но на конечной цене для покупателя это не сказалось. Так что все остались в плюсе (но производители колёс в чуть большем).
Эта идея продолжает жить и поныне. То там, то тут появляются новые колёса, в которых 28/26/24 или ещё меньше спиц, а основным аргументом их покупки озвучивают меньший вес, при такой же прочности.
Однако, чтобы спица и обод выдерживали увеличенную нагрузку в одном месте, где в классическом колесе нагрузка распределяется между двумя спицами, их приходится делать из высококачественных материалов. Вот почему колёса с меньшим количеством спиц не такие лёгкие, как может показаться изначально.
Особенности использования колёс с меньшим количеством спиц
Потеря одной спицы на классическом колесе на 36 спиц - грозит лишь небольшой восьмеркой, которую вы сможете поправить даже, не меняя спицу. А вот если спиц в колесе меньше, чем 32, то лишившись одной спицы вы можете даже не доехать до дома. А учитывая то, что спицы в таких колёсах, зачастую весьма специфичны, то каждая сломанная спица - это реальная проблема.
Поэтому цена на колёса с меньшим количеством спиц порой на порядок больше, чем на классические модели с 32 спицами. Стоят ли этого выигранные граммы - это каждый решает для себя сам.
Виды спиц и ниппелей
Велосипедные спицы бывают прямыми и непрямыми . Прямые спицы очень прочные, но требуют специальных втулок. В колёсах с количеством спиц меньше 32-х обычно используются именно прямые спицы, и наоборот.
Спицы отличаются методом изготовления :
- Катаные спицы;
- Плоские спицы;
- Тянутые спицы.
Катаные спицы - самый распространённый из трёх видов, из-за того, что они относительно просты и дёшевы в производстве. Делаются из стального прута подходящего диаметра.
Плоские спицы - практически то же самое, что и катаные спицы, только плоской формы. Это добавляет прочности и немножко аэродинамичности.
Тянутые спицы - самые качественные и самые дорогие. Тянутся (отсюда и название) из цельного куска стали.
Обратите внимание на способ нанесения резьбы на спицу. Спицы с накатанной резьбой гораздо прочнее, чем нарезные. Мы рекомендуем использовать именно их. Отличить их легко, спицы с накатанной резьбой толще в месте нанесения резьбы.
Ниппели обычно используются для соединения спицы с ободом. Материал ниппеля - сталь, латунь или алюминий. В основном ниппели выглядят как небольшая головка, которая накручивается на спицу, однако встречаются и всевозможные вариации, вплоть до самых невероятных - как у Mavic, с их внешней резьбой для вкручивания в бескамерный обод или Crank Brothers, где ниппели крепят спицы к втулке, а не к ободу.
Так какие спицы выбрать?
Если вы уже купили велосипед и планируете просто заменить сломанную спицу, то берите такую же, благо они продаются поштучно. Если вы только планируете собирать колесо, то здесь стоит учитывать то, как колёса будут заспицованы, какая у вас втулки и какой обод. О том, как самостоятельно заспицевать колесо мы поговорим в следующей статье.
Многие любители активного отдыха при покупке не смотрят на них. Хотя от них зависит очень многое. Чем качественнее велоспицы, тем лучше и приятнее езда.
Они обеспечивают колёсам прочность и жёсткость, дополняют . Для правильного распределения разгрузки правильно подобранные спицы должны немного пружинить. Важно определиться, для чего требуется двухколёсная машина, до того как выбрать спицы для велосипеда.
Материалы для изготовления
Чаще всего применяются:
- нержавеющая сталь (хромомолибден);
- титановые сплавы;
- конструкционные стали с никелевым напылением.
От типа резьбы зависит прочность изделий. Её делают нарезанной или накатанной. Лучшими являются элементы с накатанной резьбой, но они и стоят дороже из-за сложности изготовления.
Виды
Спицы по геометрии делятся:
- на аэро, плоские;
- с постоянной толщиной, цилиндрические;
- с баттингом, цилиндрические
Аэро (плоские)
Имеют правильную аэродинамическую форму для снижения сопротивления воздушного потока. К недостаткам относится частая настройка втулки, что ослабевает крепление и требует больше времени.
С баттингом
Применяется для любителей . Они способны поглощать удары и равномерно распределять нагрузку за счёт своих конструкционных особенностей. Имеют переменную толщину и, благодаря технологии холодной ковки, они способны растягиваться без ущерба для молекулярной структуры материала.
С баттингом бывают:
- на одно утолщение;
- два утолщения;
- тройной баттинг.
Наибольшее распространение получили элементы с двойным утолщением, подходящие для шоссе и МТБ. Для электровелосипедов, даунхилла и тандемов рекомендуются спицы с тройным утолщением.
Цилиндрические с одинаковой толщиной
Они применяются на преобладающем большинстве велосипедов. К недостаткам относится эластичность, масса и быстрая усталость материала, что требует частой замены.
Расчёт длины спиц для велосипеда
Некоторые велогонщики задумываются над расчётом длины . Профессионалы заявляют: «Не слушайте никакие вести. От вида и качества этих деталей многое зависит, конечно, но если решили заменить спицы на велосипеде, то лучше менять на аналогичные».
Не пытайтесь переделать горный велосипед в гоночный либо наоборот. Над велосипедом работали инженеры, затратившие все свои навыки и использовавшие лучшие материалы для тех целей, для которых он предназначен.
Если в колесе стоит 36 плоских спиц аэро из алюминия, то ставьте такие же. Не рекомендуется его переделывать под другие нужды, так как если вы сделаете замену, то никак не сможете изменить конструкцию рамы.
В результате поставив на велосипед для велотрека спицы с баттингом и прокатившись на нём по бездорожью, приведёте к разрушению всей конструкции своего «коня». Поэтому, чтобы заменить спицу, снимите старую и поменяйте её на аналогичную.
Вывод
Для того чтобы сделать правильный подбор спиц для велосипеда, необходимо выяснить, для каких целей предназначен ваш и, исходя из вышеизложенного, произвести их замену.
Вязание – это один из древнейших видов искусства. При этом вязание не теряет своей популярности и в наши дни. Даже напротив: если в древности вязанием занимались только избранные, то сейчас его может освоить любой человек.
Какие знания нужны, чтобы вязать? Строго говоря, только три момента: как вывязываются те или иные петли, как читать схемы и какие спицы выбрать для вязания. Именно вопросу о спицах мы посвятим сегодняшнюю статью.
Какие бывают спицы для вязания?
Начнём с того, что спицы для вязания разделяются на четыре главных типа.
Прямые спицы - используются только для вязания прямого полотна. Это парные спицы с ограничителями на концах.
Круговые спицы - используются для кругового вязания, нередко также для прямого полотна. Это две коротких прямых спицы, соединённых гибким шнуром или леской.
Предназначены для вязания чулок (носков) по кругу. Это короткие спицы, в наборе их обычно четыре или пять.
Используются для вывязывания деталей (вход в карман, большой палец на перчатке) или сложных орнаментов («косы»). Это короткие спицы, нередко фигурные.
Выбор спиц для вязания
Из предыдущего пункта напрашивается вывод: для каждого отдельно взятого изделия нужен свой вид спиц.
Как выбрать спицы для вязания начинающим мастерицам? Универсального совета здесь нет: вы можете воспользоваться своей интуицией, либо же (что проще) опытом профессионалов. Итак, вы уже решили, что будете вязать?
Обычно начинающим вязальщицам рекомендуют начинать с чего-нибудь простенького. Вначале свяжите шарф или снуд, потом шапку, а потом уже можно приниматься за носки, перчатки или даже джемпер! Как раз у вас будет возможность опробовать все разновидности спиц!
Какие спицы выбрать для вязания снуда или шарфа? Всё зависит от того, какую модель вы выберите. Если вы вяжете простой шарф, который затем замкнёте в круг, вам понадобятся обычные прямые спицы. Желаете попробовать круговое вязание? Выбирайте круговые спицы с длиной шнура 80-100 см.
Какие спицы выбрать для вязания шапки? Здесь тоже будут удобны круговые спицы. Но длина шнура уже должна быть меньше: 40-60 см.
Как выбрать спицы для вязания носков? Для носков подходят чулочные спицы. Более распространён способ вязания с помощью пяти спиц.
Какие спицы лучше всего выбрать для вязания больших изделий: джемперов, платьев, юбок? Здесь, может быть, вам понадобится целый арсенал спиц! Иногда можно обойтись только лишь прямыми спицами, но некоторые модели требуют также и круговых спиц (для вязания рукавов и ворота) и вспомогательных (для вывязывания деталей и узоров).
Как выбрать размер спиц для вязания?
Итак, с разновидностями спиц мы определились. Но этого недостаточно. Очень важно понимать, как подобрать размер спиц под пряжу. Ведь если спицы будут слишком толстыми, вязание получится рыхлым, нечётким. А слишком тонкие спицы сделают вязку чрезмерно плотной, тугой. В том и другом случае красиво не выйдет - спицы должны соответствовать пряже по номеру.
Как определить номер спиц для вязания? По их толщине. Толщина спицы - это и есть её номер. Например, спицы №2 имеют толщину 2 мм.
Не менее важно правильно выбрать спицы по длине. Если полотно довольно широкое, на коротких спицах его вязать будет неудобно. А если вы отложите работу, оно и вовсе может соскочить со спиц. Чем шире полотно, тем более длинные спицы вам нужны. Не обязательно вязание на спице должно помещаться целиком, словно простыня на верёвочке - достаточно, чтобы оно улеглось на спице хотя бы лёгкими складочками.
И всё же, как правильно подобрать спицы к пряже? Довольно просто. Толщина спиц (то есть, их размер по номеру) должен быть на 1 больше, чем толщина пряжи. То есть, спицы №2 прекрасно подходят для вязания пряжи толщиной 1 мм. Нюанс: если пряжа сложная (ворсовая, пуховая, с пайетками) то лучше взять спицы на 2-3 мм толще пряжи без учёта ворса. В этом случае вязание получится более нарядным.
А что делать, если пряжу вы выбираете в нашем магазине? Ведь на расстоянии измерить толщину пряжи не получится. В этом случае вам пригодится таблица соответствия спиц и пряжи:
Как подобрать спицы к пряже по материалу?
И ещё один важный вопрос: спицы из какого материала выбрать? Спицы ведь бывают разными, но удобно ли ими вязать? Материал спиц подбирают в зависимости от состава и фактуры пряжи.
Металлические спицы отлично подходят для вязания из шерсти и акрила. Они довольно скользкие, и рыхлая, мягкая нить продвигается очень хорошо по их поверхности. Металлические спицы - вечные. Их не так-то легко сломать.