В какой день нельзя работать в православии. Можно ли работать в церковные праздники
14 января – праздник . Он был установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и Ему было наречено имя – Иисус (Спаситель). так говорил, объясняя смысл праздника: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».
Но для кого-то суть праздника – в том, что в этот день нельзя стирать, стричься, да и работать не желательно. Как объяснять таким людям, что все эти приметы не имеют к празднику никакого отношения? Стоит ли говорить, если тебя не спрашивают? А если спрашивают – как правильно отвечать? Советуют священники.
Без непрошеных замечаний
, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее, декан миссионерского факультета ПСТГУ:
– Специально подходить и начинать вразумлять, когда тебя не спрашивают, не стоит. Есть вещи, которые можно постичь, придя в Церковь, читая Священное Писание, изнутри узнавая веру, а не заглядывая со стороны. От наших непрошеных замечаний и назиданий человек точно сразу не начнет воцерковляться.
«За питье и еду никто не сидит в аду», – говорил один священник. Каждому нужно следить за собой, показывать пример – каким следует , – это и будет миссией. Возможно, к нему потом и захочется подойти с вопросами. А вот влезать с советами и объяснениями, когда нас не просят – это может дать абсолютно противоположный эффект.
Да, люди не понимают смысл праздников, не стирают, не убираются, волосы не заплетают, лезут купаться – это их личное дело. Что же, Господь их за это накажет? Хуже, когда люди всё понимают, знают, но злобятся и осуждают.
Если же человек сам подошел с вопросом, то важно отвечать не свысока, что вот, ты давно в Церкви, всё понимаешь, а он – такой «необразованный». Услышан может быть только доброжелательный ответ, с любовью.
Если чувствуешь, что не сможешь доходчиво объяснить и рассказать, лучше направить человека к священнику.
Не просто «транслировать»
Наместник Никольского мужского монастыря Омской епархии
Игумен Зосима (Балин)
– Прежде чем начинать рассказ о празднике или церковном событии, стоит мысленно испросить помощи Божией и мобилизовать весь свой внутренний потенциал доброжелательности и человеколюбия. Без этих двух составляющих все ваши усилия будут тщетны.
Успех половины дела (как минимум) зависит от того, с каким настроем вы «миссионерствуете». Нужно быть готовым к тому, что ваш собеседник вовсе не жаждет погрузиться в пучину высокого богословия. Начните разговор на бытовом уровне, о свечках и к какой иконе их поставить. А уж затем поведайте о содержании праздника и его глубинном смысле.
Остерегитесь «вываливать» на собеседника весь свой духовно-интеллектуальный багаж.
Не надо просто транслировать, нужно видеть и чувствовать реакцию человека. Протяните связующие нити к вещам, ему знакомым, например, расскажите, в каком храме вашей местности есть икона, о которой зашел разговор. Предложите, быть может, заехать помолиться и поставить свечу, когда появится свободная минута.
Не стесняйтесь сами себе задавать почаще вопрос: «А как бы я построил рассказ о празднике церковном, или чтимом образе, или житии угодника Божия?»
И, главное, помните, что результат всегда зависит от Господа и Его всеблагой воли, дабы не расстраиваться, если ваше сеяние не приносит плодов сиюминутно.
Первый шаг, второй, третий…
Протоиерей Игорь Гагарин , настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:
Протоиерей Игорь Гагарин
– Дать один ответ на этот вопрос, посоветовать рецепт на все случаи жизни невозможно. Нужно иметь чувство такта. Иногда надо сказать, объяснить, а иногда – промолчать. Всё зависит от конкретной ситуации, от собеседника, от того, насколько он готов услышать.
С одной стороны, мы, конечно, должны свидетельствовать о своей вере и по возможности говорить людям о ней то, что считаем необходимым. Но делать это нужно разумно.
Все знают выражение «не мечите бисер перед свиньями» (Мф. 7:6). Оно вовсе не означает, что я на всех людей должен смотреть как на свиней. Но я должен трезво оценивать ситуацию и видеть, есть ли тут та почва, упав на которую, мои слова принесут должные плоды.
Люди в большинстве случаев не любят, когда их учат жить, раздражаются, когда их начинаешь поправлять, что-то им указывать. Нам точно не нужна такая реакция.
Пытаться подтолкнуть человека к вере – это лучший способ оттолкнуть от нее.
Поэтому подталкивать не надо. А вот если ты видишь, что сам человек ищет ответы на какие-то вопросы, с благодарностью примет то, что услышит от тебя, если ты видишь, что он сам тянется узнать, а не ты его подталкиваешь, – это совсем другое дело.
Говорить о вере нужно, но делать это очень осторожно, тактично, доброжелательно, с любовью. И только в том случае, если, повторяю, у меня есть основания предполагать, что буду услышан, что человек примет мои слова не как попытку навязать ему что-то.
А насчет «глупых» вопросов… Не стоит торопиться считать их глупыми. В вопросе по поводу веры, обращенному к нам, каким бы глупым этот вопрос ни казался, есть всегда что-то правильное и здоровое.
Ведь если человек подошел и просит, например, посоветовать икону «для удачи в работе», на ситуацию можно посмотреть с двух сторон. С одной стороны, налицо какой-то магический подход. Человек думает, что вот нужно сделать то-то, то-то и то-то, и результат должен быть положительным. Нам сразу хочется осудить.
Но, с другой стороны, можно посмотреть иначе: человек понимает – своих сил у него недостаточно, ему нужна помощь свыше. Вот он и обращается за этой помощью. Но, поскольку у него нет никакого церковного опыта, он может делать это неуклюже и, на первый взгляд, даже глупо.
Отнесись к этому с уважением, скажи: «Очень правильно и хорошо, что вы пришли и понимаете – нужно обращаться за помощью к Богу и к Церкви, что вы ищете доброе, Божие, ищите святого, который поможет вам в этом обращении». Ну а дальше важно постараться доброжелательно объяснить ему, что дело не в том, перед какой иконой о чем молиться…
Важно не только то, что мы говорим, а еще – как мы говорим. Когда мы это делаем с терпением, доброжелательно, выражая, может быть, одобрение человеку, то есть шанс, что нас услышат и поймут правильно.
Доброжелательность, приветливость – это непременные условия для успешного миссионерства.
Мне кажется, об этом мы всё время должны помнить в нашем общении с людьми, которые делают только первый шаг в Церкви, чтобы общение с нами пробудило в них желание сделать и второй, и третий…
Без безграмотной демагогии
, настоятель Троицкого собора в городе Яхрома Дмитровского района Московской области:
– С библейско-евангельских времен бытовое часто приобретало назидательный характер. Миссионерское свидетельство вне контекста личного опыта легко уклоняется в демагогию, чаще всего безграмотную. Выровнять эту ситуацию может только «бытовая» проповедь людей, богословски грамотных и имеющих личный опыт применения данных истин в личной жизни, сопоставленный с опытом Христовой Церкви.
Общинность является противовесом персонифицированности и гарантом того, что личное свидетельство – лишь ключ к двери, за которой открывается опыт христианской жизни. Жизни евхаристической общины как единой семьи, глава которой Христос.
Если человек пока не готов войти в общину, то есть другой путь – самообразования. Условия для этого созданы идеальные – масса литературы, различные СМИ, дело за малым – желанием человека услышать слово проповеди, но и этот опыт необходимо сопоставить с опытом людей, которые составляют Церковь.
В отношении же вопроса личной проповеди, думаю, он возможен только в ситуации, когда вас хотят слышать. Ответы должны быть предельно честными, нелицемерными и не расходиться с вашими жизненными принципами. Только в этом случае можно достигнуть главной цели христианской, пусть даже и «бытовой» миссии – пробудить личное доверие ко Христу, к Церкви, пробудить в человеке произволение ко спасению.
Преподаватель православной культуры Галина Колесниченко рассказала «АиФ-Юг» о том, когда и, главное, как правильно отмечать церковные праздники. А также развеяла общепринятые заблуждения о том, что нужно и нельзя делать в эти дни.
В Пасху на кладбище не ходят
Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресение (1 апреля) . Народ Иерусалима встречает этот праздник очень торжественно. Вербу срезают заранее и в субботу, освящают в церкви. Раньше на Руси устраивались торжественные шествия, имитирующие вход Иисуса в Иерусалим.
«Важно помнить, что Вербу, которую вы освятили в Храме, ни в коем случае нельзя выкидывать. Освященную Святой водой веточку, как и все остальное, освященное в храме, и даже шелуху от пасхальных освященных яиц, и обертку от куличей, купленных в магазине и освященных, следует сжигать. Кстати, считается, что освященная веточка вербы охраняет дом от пожара»
Благовещенье Пресвятой Богородицы (7 апреля) . По преданию, в этот день Пресвятая и непорочная Дева Мария получила весть о том, что ей суждено стать матерью Богомладенца. Празднование Благовещения заключается в посещении в этот день храма и прослушивания Литургии.«После окончания Литургии, по древнему русскому обычаю, верующие выпускают на волю птиц. Этим обрядом символизируется, что птицы не заперты в клетке, а на свободе, в поиске Божественной Церкви. В этот праздник, кстати, птиц массово скупают, чтобы выпустить».
Пасха или Воскресение Христово (8 апреля). Считается самым важным христианским праздником. Сейчас, как и прежде, в этот день щедро накрываются столы. Среди блюд главным символом считаются крашеные яйца, пасхальные куличи, душистые творожные пасхи. В субботу в ночь все это несут на торжественную службу в церковь, где батюшка их святит. И в воскресенье с утра за накрытым столом собирается семья.
«Однако есть устоявшееся заблуждение, что еду с праздничного стола, оставшуюся невостребованной, следует везти на кладбище. Нельзя. Во-первых, посещать кладбище стоит на Радоницу. Во-вторых, оставлять еду, а еще хуже, стопку или сигарету, как это зачастую делает народ, ни в коем случае нельзя».
Вознесение Господне (17 мая) . Празднование «восшествия Иисуса Христа на небо во плоти». Считается, событие произошло на Елеонской горе - с этого дня начинается полный расцвет весны, как бы ее окончание и переход к лету.
«Накануне праздника, служится всенощная и выполняется обряд отдания Пасхи. В четверг проводится торжественная литургия. Нужно идти в храм на исповедь и причастие. В этот день пекут прямоугольные пироги с луком, украшают их перекладинами в виде символической лесенки - пути Христа на небеса. Также принято поминать умерших предков блинами, вареными яйцами. А вот делать работу по дому, например, уборку - нельзя. Любая другая трудоемкая, «черная» работа также под запретом. И кстати, в этот день нельзя произносить фразу «Христос Воскрес», поскольку в Вознесение из храмов выносят Плащаницу».
«Делитесь с обездоленными»
Троица (27 мая) . Как отдельный, самостоятельный праздник ее утвердила церковь в память «о дне, когда собравшимся апостолам снизошел Дух, наполнив их светом, благодатью. Для христианства у Бога три лица: отец, сын и дух святой». Поэтому в троицу прихожане также собираются внутри храмов, где священники молятся, чтобы им явился дух, как основа жизни, ее наполнение, источник света, благодати.
«На Троицу освещают цветы и зеленые веточки, украшают квартиры и дома, в храме зеленой травой покрывают полы, словно ковром. В этот день нельзя заниматься полевыми работами, шить, купаться в море или реке».
Преображение Господне или Яблочный спас (19 августа) . Как сказано в Священном Писании, в этот день Иисус со своими учениками молились на вершине горы Фавор. «Во время молитвы лицо Иисуса посветлело, а одежды сделались белее снега…. Вскоре их окружило облако, из которого ученики услышали голос отца Небесного, сказавшего: «Это мой сын возлюбленный. Его слушайтесь». На этом видение закончилось, облако исчезло».«Это праздник благодарения за дары природы. Считается, что до Яблочного Спаса должен быть полностью убран весь урожай зерновых, поскольку после 19-го августа любой дождь погубит весь урожай. Также в этот день принято делиться яблочным урожаем с семьей и с обездоленными».
Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) .Праздник посвящен воспоминанию об Успении (смерти) Пресвятой Богородицы. По писанию, в этот день Апостолы, находящиеся в разных странах, встретились в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.
«В этот день нельзя работать, шить, стирать, мыть полы, работать в огороде. Нужно идти в храм, молиться и совершать добрые дела».
Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) . Идет в летоисчислении первым, т.к. ранее год начинался с 1 сентября. Ну, и вторая причина - именно с рождением Пресвятой девы Марии последовательно начали строиться другие праздники.
«Нельзя творить зло, нужно стараться делать как можно дел. Важна помощь людям в эти дни, посещение бедных, больных, обездоленных. Двунадесятые праздники - очень важные, поэтому требования, к ним применимые, одинаковы».
Защита на весь год
Воздвижение креста Господня (27 сентября) . Праздник установлен в честь Обретения Креста Господня (326 год, Иерусалим, в непосредственной близости от Голгофы). Крест Иисуса Христа был определен тогда, когда больная женщина, на которую поочередно возлагали три креста, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения.
«Воздвижение тоже относится к двунадесятым праздникам - в эти дни важна усиленная молитва, посещение храма, «гигиена своей души».
Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) . В этот день храм обычно украшен в нежно-голубом цвете (любимый цвет Марии) - в этот день престарелые родители Марии, Иоаким и Анна, посвятили свою единственную трехлетнюю дочь Богу. Существует сказание, в котором описывается, как трехлетняя малышка самостоятельно поднимается по высоким ступеням в стены Иерусалимского храма. Также этот день показывает огромную любовь к Богу. Иоаким и Анна были людьми крайне состоятельными и добрыми, но вот ребенка родить долго у них не получалось. После пятидесяти лет совместной жизни, отчаявшийся Иоаким удалился в пустыню, где провел 40 дней и ночей. Анна продолжала молиться дома. И «молитва была услышана.
«В этот день желательно причаститься, надеть в Храм одежду со светло-голубым оттенком. Если исповедоваться и причаститься в этот день, Богородица будет защищать весь год».
Рождество Господне (7 января) . В этот праздник православные люди разговляются (вкушают скоромную пищу после поста). Считается, это самый светлый праздник - рождение Иисуса Христа, сына Бога. Непорочное зачатие и сверхъестественное рождение делают этот праздник еще более ярким и почитаемым. Перед Рождеством идет пост, длиной 40 дней.«Желательно отстоять в храме всенощное бдение. 7 января лучше всего ходить в гости и принимать гостей. Немаловажно, что общаться надо на Рождество лучше только с теми людьми, которые могут принести счастье вам. Как правило, в Рождество преподносят съестные подарки. Обязательно несут кутью, конфеты, варенье и соленья. Можно подарить и игрушку, если это ребенок».
Крещение Господне (19 января) . В этот день вспоминают, как пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Крещение было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики.
«Надо помнить, что окунаться в прорубь в этот день могут только физически здоровые люди. Этот момент отображается не как очищение от всех грехов (в совокупности с очищением души молитвой, исповедью и причастием). Но часто ежегодный обряд отмечают по типу «вчера Крещение праздновали, выпили. Поспорили, кто из нас в прорубь окунуться сможет. От грехов очистились. Безгрешные теперь…». Так нельзя».
Самое важное в любой православный праздник, да и без него - это гигиена души.
Сретение (15 февраля) . Встреча человечества с Богом. Человечество здесь олицетворяет старец Симеон, которому сам Бог, воплотившийся в Духа Святого, пообещал жизнь на земле до тех пор, пока он не увидит Иисуса Христа.
«На сретение в церквях освящают свечи, в народе эти свечи называются громницы. Существет поверье, что такие свечи способны отгонять гром и молнии, а также бесов и нечистую силу. Кроме того, в этот же день брали в церкви освященную воду, она считалась целебной».
Работающий по необходимости не подлежит осуждению
Можно ли работать в праздники и воскресные дни? Как ни странно, этот простой, не требующий глубоких богословских познаний вопрос волнует многих православных христиан. Чаще всего, это волнение вызвано формулировкой четвертой заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в седьмой день – суббота Господу, Богу твоему » (Исх. 20:8). Из Ветхого Завета мы знаем, что нарушителей этой заповеди ожидало всеобщее осуждение и суровое наказание.
При поверхностном осмыслении вопроса, вывод, действительно, кажется очевидным: Бог сказал не работай, значит, работать нельзя. Будешь работать – будешь наказан. В то же время высказываются и недоумения: а как быть с тем, что мы празднуем не субботу, а воскресение, которое, согласно церковному преданию, является восьмым днем, а не седьмым? Как быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев и поездов, летчики, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники и общие выходные свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но ведь мы пользуемся продуктами их труда, услугами, товарами, произведенными «во грехе», – разве это не лицемерие с нашей стороны? Не перекладываем ли мы вину на плечи других людей? И потом, разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели трудиться с пользой для себя и близких?
Так, не хотя или не умея найти ответ, мы часто доходим до ситуации, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд во благо – грехом.
Доводя жизнь до абсурда, мы забываем, что четвертая заповедь была дана народу, который практически окончательно забыл о Боге. Вспомним: когда Моисей взошел на Синай, тут же, не выдержав и сорока дней, народ Израиля уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены такие чудеса, о которых сегодня можно только мечтать. Так что в ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильтян четвертая заповедь была более чем уместна. Ибо без нее евреи вскоре и вовсе могли забыть о том, к чему их приготовил Господь.
В этом смысле оправданы и суровые наказания за нарушения заповедей: только страх возмездия являлся тем стимулом, который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере, точно так же, как страх наказания удерживает и наших детей от непослушания и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают на них те или иные запреты, они еще не способны совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон способен научить их различать, что такое грех, а что добродетель.
Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу » (Гал. 3:24). И именно в этом контексте следует понимать его слова: «Законом познается грех » (Рим. 3:19-20).
Но все это касается исключительно ветхого, неокрепшего душой человека. У христиан все по-другому. Еще в Книге пророка Иеремии написано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его …» (Иер. 31:31-34). И сегодня мы видим, что, согласно этому Завету, мы, христиане, уже вошли в вечную субботу, которая для нас – Христос! Именно Он есть Господин и субботы (Рим. 10:4, Лк. 6:5). Он Сам сделался для нас субботой, т.е. покоем (Евр. 4:1-11, Мф. 11:28-30).
Поэтому в Новом Завете идет речь о том, что «никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу » (Кол. 2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает » (Рим. 14:6). А далее следует вывод, кардинально меняющий вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно в субботы делать добро » (Мф. 12:12).
Странно, но современные христиане почему-то забыли, что теперь Господь всегда с нами! Теперь мы ходим в церковь не под страхом наказания, не потому, что Бог обязал нас это делать, а потому, что ощущаем в этом острую необходимость. Ощущаем необходимость быть в Его Теле, жить Его Жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение». И это «богослужение» должно включать в себя не только посещение храма, не только частную молитву (которая, по заповеди апостола Павла, должна стать непрестанной), но и труд на благо близких, ибо: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1 Тим. 5:8).
Любой труд ВО БЛАГО есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен. Поэтому святые отцы, кроме участия в богослужении, всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т.д. Забота о ближних должна быть насущной потребностью для каждого христианина. И поэтому все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не совершают греха, но, более того – творят угодное Богу!
В этом смысле Церковь никогда не запрещала необходимо-полезный труд. Так, например, свт. Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь в воскресные дни, добавляет: «…Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого » (Добротолюбие, т. 5).
Еще красноречивее на все вышесказанное указывает 29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа ».
Все толкователи соборных постановлений Церкви единогласны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению . Так, епископ Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом «предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по-христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут, т.e., как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».
Кончено же, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные правила стали причиной (точнее, отговоркой) для того, чтобы не присутствовать на богослужении. Но все же весь опыт Церкви четко указывает на то, что созидательный труд есть благо , на то, что человек (тем более, христианин) должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий мир (свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну, наконец).
Глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, тяжело представить, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну, своих ближних… От этого взгляда приходят на память слова апостола Иоанна: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви » (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа Новый Закон, закон любви, должен быть начертан в наших сердцах, ибо: «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).
И разве этот закон может оправдывать лень и безделье?
Иеродиакон ИОАНН (Ампелокипиотис)
Газета «Одигитрия»
Просмотрено (12393) раз
В воскресенье и в православные праздники, задаются вопросом верующие люди, которые строго придерживаются церковных канонов, регулярно посещают службы, отмечают религиозные события и не хотят брать на себя грех.
Откуда появился этот запрет? Дело в том, что убраться, делать любую уборку – это значит заниматься физическим трудом, который требует много сил. В выходные и праздники нужно посвящать себя отдыху и чтению молитв. Нередко можно услышать, что церковь не рекомендует стирать в воскресенье и мыть посуду. Убраться можно и в другой день, поэтому лучше делать это заранее, чтобы в воскресенье было чисто.
Что православные люди в дни святых праздников не делают
Согласно сложившимся традициям, в православные праздники и в воскресенье верующие люди посвящают себя молитвам и духовным заботам. В эти дни нужно отвлечься от мирских проблем, забыть об обидах и недоразумениях. Будет полезно позаботиться о родных, оказать помощь бедным и больным людям.
В православные праздники нельзя заниматься любой работой по дому, не рекомендуется шить, вышивать, вязать, работать в саду и огороде. Также считается грехом предаваться чревоугодию. Кроме этого, верующие люди должны отказаться от просмотра развлекательных передач, сериалов и различных фильмов.
Смысл этих запретов заключается в том, что по воскресеньям и в дни религиозных праздников следует думать о Боге, а не засорять свой разум бытовыми проблемами.
Не занимаются рукоделием
Почему верующим нельзя творить и рукодельничать по воскресеньям? Если внимательно изучить Библию, то в ней говорится о том, что некоторыми делами запрещено заниматься в шестой день недели – в субботу. Дело в том, что в прежние времена суббота завершала неделю, тогда как сейчас это делает воскресенье. Поэтому традиции постепенно поменялись.
Что касается рукоделия, то священнослужители ничего не имеют против творческого времяпрепровождения в этот день, но в старину для женщины это была тяжелая работа.
Не работают в огороде
Работа в огороде в воскресенье и в религиозные праздники также подпадает под запрет, поскольку является нелегким трудом. Это отнимает много сил и времени, заставляет думать о мирских заботах, в то время как нужно думать о Боге. Садовые работы можно отложить на другой день.
Не моются
В давние времена для того, чтобы помыться, нужно было хорошо подготовиться – наколоть дрова, затопить печь в бане, принести побольше воды. С тех пор пошел запрет на мытье в воскресенье и в православные праздники. Тогда не было возможности принять душ в комфортных условиях или понежиться в ванне. Сегодня этот запрет не является строгим, однако глубоко верующие люди стараются его не нарушать. Они предпочитают мыться накануне.
Не прибираются
Самый главный вопрос, который интересует верующих: почему нельзя убираться в воскресенье. Существует несколько разных версий происхождения этого запрета. Православные христиане утверждают, что когда Бог решил сотворить мир, то делал это каждый день, а в последний день недели решил отдохнуть. Отсюда и пришло это поверье, и с тех пор верующие стараются не заниматься домашними делами в выходной.
В воскресенье нельзя убираться еще и потому, что в этот день все верующие ходят в храм и проводят там много времени. Уборка может подождать, ведь для этого существует другое время. Но что делать, если и в будни заниматься этим некогда: жить в грязи или убирать? Если люди прибираются в воскресенье или во время праздника, то обязательно нужно попросить Божьего прощения.
Не стирают
Почему нельзя стирать по воскресеньям? Много лет назад не существовало машин-автоматов, и люди были вынуждены стирать руками. Сейчас все гораздо проще, и многие священники не запрещают пользоваться стиральной машиной в выходные и праздничные дни. Кто-то советует вечером стирать в воскресенье. Однако остаются и те, кто считает, что это большой грех. Некоторые люди отдыхают только в воскресенье, и постирать в будни им не удается. Поэтому у них не возникает вопрос о том, можно ли стирать в воскресенье.
Не ругаются
Ругаться плохо в любой день, но особенно не рекомендуется делать это в дни православных праздников. Таким образом выражается неуважение к Богу. Наоборот, это светлое время нужно провести в заботе о ближних. Православные верующие должны учиться терпению и желать окружающим добра.
Откуда появился данный запрет
Откуда и отчего взялся запрет, почему нельзя убираться, стирать по воскресеньям и в праздничные дни? Большое количество рекомендаций относительно запретов какой-либо деятельности основано на многовековых православных традициях.
Обычаи соблюдались на протяжении многих веков, поэтому люди до сих пор придерживаются их. В древности считалось, что только заблудшие души на совершение греха способны.
Приметы
Церковных запретов существует не так много, как примет, которые религия не одобряет. Например, считается, что нельзя убираться в воскресенье, потому что можно вымести из дома деньги. В результате семья будет голодать. В некоторые православные праздники запрещено купаться, заплетать косы, пользоваться острыми предметами.
Все эти приметы, грехи и подобные запреты не имеют никакого отношения к религии и не должны восприниматься всерьез. Убирать, делать домашние дела можно, если это не доставляет больших затруднений.
Как провести воскресный день?
Воскресенье – это лучший день, когда можно провести его вместе с семьей. Чаще всего случается так, что всю неделю делами занимаешься, конечно, но стараешься воскресенье освободить для уборки и других домашних дел. Лучше вместо этого сходить погулять с детьми, пообщаться с мужем или навестить родителей. Это принесет всем гораздо больше пользы, чем беготня с тряпкой в руках по дому.
Некоторые женщины считают так, что наступили праздники, поэтому уборка должна быть организована в первую очередь. Этого быть не должно.
В день приятного времяпрепровождения с семьей можно задуматься о духовном саморазвитии и посещении служб в церкви по утрам. Выходной день верующие предпочитают провести в молитвах и других важных делах. Такая практика очищает сознание и настраивает на грядущую неделю. Что касается остальных занятий, то выбрать полезные не так уж сложно.
Если раньше на воскресенье только домашние задачи выпадали, то теперь нужно разнообразить свой досуг. Можно почитать полезные советы по ремонту и заняться им в будние дни, изучить кулинарные рецепты и порадовать близких на следующий православный праздник. А если женщина решила, что хочу и могу – уберу, и в доме чисто будет, то она имеет на это право.
Главное, не утруждать себя, занимаясь другими делами. Их лучше всего делать постепенно.
Священнослужители идут в ногу со временем и не зацикливаются на запретах, которые были распространены много лет назад. Церковь утверждает, что никто не запрещает мыться или заниматься рукоделием. Воздерживаться следует лишь от тяжелой работы. Также во время церковных праздников рекомендуется посещение храма. Воскресенье лучше посвящать Богу и семье.
Сравнение с другими странами
В других странах люди придерживаются различных религий, в которых тоже имеются свои запреты.
В Европе и Америке большинство людей предпочитают провести утро в воскресенье на службе в церкви. Истинные верующие не обращают внимания на приметы, а придерживаются традиций – чтение молитв, благодарность Богу, еженедельное посещение церковных собраний и празднование религиозных событий.
Делаем окончательный вывод
Любая религиозная тема не всегда до конца понятна даже верующим людям, поскольку существует много условностей.
Заниматься уборкой в воскресенье и праздничные дни строго не запрещается, поэтому данный запрет можно назвать условным.
Существуют более строгие правила и заповеди, которые нужно соблюдать. Если есть какие-то сомнения по поводу воскресного труда, то в таком случае рекомендуется перенести все дела на будние дни, а последний день недели можно посвятить полноценному отдыху.
Согласно устоявшейся народной традиции часто можно услышать следующую фразу: «Сегодня большой праздник, делать ничего нельзя». Действительно ли это так? Является грехом что-то делать дома, работать в церковные праздники? С таким вопросом корреспондент «ПСГ» обратилась к настоятелю прихода храма святителя Николая Чудотворца в г. Мозыре, священнику Сергию Шевченко.
«Хотелось бы вообще сказать об отношении Церкви к любому празднику церковного календаря, в том числе, и к Воскресному дню, - начал нашу беседу настоятель Сергий. - Действительно, есть заповедь, которая записана в Священном Писании: «День седьмой посвящать Господу». И поэтому в этот день человек максимально приближается к Богу, забывая про свои обычные дела, которыми он занят в течение всей недели. Но отношение христианства к седьмому дню и отношение иудеев к субботе, как седьмому дню, разное. В иудейскую субботу сводом правил в этот день было запрещено в своем доме зажигать огонь и даже готовить пищу. В христианстве же доминирует, прежде всего, заповедь о любви к Богу и ближнему. А мы знаем, что любовь превосходит всякий закон.
Люди часто спрашивают: «Что можно, а чего нельзя делать в праздники?» Или некоторые говорят: «Вот воскресный день, сегодня нельзя работать». У меня сразу возникает другой вопрос: «А что вы позволяете себе делать в воскресный или в праздничный день?» Если вы в эти дни позволяете себе сидеть у телевизора или шумно отмечать тот или иной праздник, то, конечно же, это не христианское отношение. Лучше бы вы тогда работали в этот день, чем вели себя таким образом.
Христианское отношение к празднику говорит о том, что этот день нужно отдать Богу и ближнему (в данном случае мы можем, прежде всего, говорить о своей семье, а потом и о других людях). Но не оставим же мы в праздник своих близких без обеда только потому, что не смогли сварить еду накануне, не уволимся с работы, так как ее график не позволяет в церковный праздник придти в храм. И если человек нуждается в нашей сиюминутной помощи, смеем ли мы сказать «Приди завтра, мне сегодня нельзя». Судите сами – что лучше: провести праздничный день за некой полезной работой, или провести его с пультом от телевизора на диване или еще каким-нибудь бессмысленным образом.
И второй момент. Хотелось бы указать на самое главное. Зачастую такие вопросы задают люди, которые далеки от Церкви. Для человека верующего такого вопроса существовать просто не может. Я повторюсь: если сегодня праздник, и встанет вопрос, пойти в магазин, поработать в огороде, а другого дня для этого не существует, то каждый христианин с уверенностью ответит: я должен это сделать. Заповедь о любви превосходит все заповеди. И когда вопрос стоит: помочь ребенку, постирать ему одежду, приготовить обед, то здесь не должно появляться вопроса: должен я это делать в праздник или нет? Я должен, потому что я его люблю. И могу это делать, в этом греха никакого нет.
У меня же, прежде всего, возникает вопрос, о нашем христианстве. Если в течение всей своей жизни человек исполняет все другие заповеди, если для него воскресный день – это не «повод», а уже сложившаяся традиция придти в храм, провести время со своей семьей, то тогда человек вправе задавать такой вопрос. Но когда мы не исполняем другие христианские заповеди и не живем христианской жизнью бессмысленно задавать подобные вопросы.
В Германии, к примеру, в воскресный день ни одного магазина не работает, рынки работают только в субботу. Продукты в воскресенье вы можете купить только в магазине на заправке по завышенным ценам. Многие люди идут в храм. В некоторых других православных странах такие же традиции. Но в нашей «православной» стране в воскресенье люди идут на рынок, к сожалению. Вот это наша традиция.
Я снова повторюсь: для того, чтобы задавать такой вопрос о том, как проводить воскресный либо праздничный день, нужно задать вопрос о своем христианстве.
Большая беда в том, что таким понятиям учит телевизор. Иногда слышишь: сегодня у православных праздник, называется «Головосек». Нет такого праздника. Есть Усекновение главы Иоанна Предтечи. Но никак не «Головосек». Дальше говорят: «Сегодня нельзя шинковать капусту, резать морковь». Никогда не было такого, чтобы Церковь запрещала именно в этот день резать какие-то овощи. Можно и нарезать капусту, и приготовить суп. В этом греха никакого нет. Но если есть возможность для православного человека отказаться от своих повседневных дел, и посвятить именно этот день Богу и семье или ближнему, то это правильно, и в этом исполнение заповеди о почитании седьмого дня. Главное, чтобы воскресенье либо праздничный день не превращались в очередной «повод».
Записала Екатерина ЮРЧЕНКО
АНОНС: Дорогие читатели, вы также можете задать свой вопрос о вере, церкви и православии священнику Сергию Шевченко. В новой рубрике «ПСГ» «БЕСЕДЫ О ПРАВОСЛАВИИ» мы расскажем обо всем, что вас интересует. Высылайте ваши письма по адресу: ул. Котловца, 37 а, комн. 17 или на электронную почту [email protected].