Во сколько лет выходят на пенсию каменщики. Стаж каменщика на льготную пенсию. Ульяновский областной суд
Ответ от 21.11.2012 22:18
Действующим пенсионным законодательством предусмотрено назначение пенсий отдельным категориям граждан ранее общеустановленного пенсионного возраста. Одной из таких категорий являются работники строительных организаций.
Право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с разделом XXVII Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, предоставляется работникам организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, реставрацию и ремонт зданий, сооружений, оборудования и других объектов.
При этом не имеет значения, какие организации осуществляют указанные работы. Это могут быть общестроительные организации, осуществляющие весь цикл строительно-монтажных работ, а также организации, выполняющие отдельные виды строительно-монтажных работ.
К таким организациям, как правило, относятся строительные, ремонтные, монтажные организации.
В случаях, когда из наименования организации невозможно установить характер выполняемых работ, во внимание принимаются уставные документы, в которых отражено предназначение организации.
Следует отметить, что досрочные пенсии назначаются работникам, занятым не только на новом строительстве, но и на техническом перевооружении, реконструкции, реставрации зданий, сооружений и других объектов и оборудования.
Что касается профессий, пользующихся правом на досрочное пенсионное обеспечение, то к ним относятся: изолировщики, каменщики, кровельщики, машинисты копров, монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций, электромонтеры - линейщики по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети, электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи и др.
При этом не всегда право на досрочное пенсионное обеспечение дает работа в той или иной профессии, предусмотренной Списком № 2. В отношении вышеперечисленных профессий досрочные пенсии назначаются при условии выполнения следующих работ:
Для изолировщиков – на гидроизоляции либо на термоизоляции;
Для кровельщиков – по рулонным кровлям или кровлям из штучных материалов, выполнение работ с применением мастик и грунтовок;
Для электромонтеров по ремонту воздушных линий электропередачи – на высоте свыше 5 метров и на линиях напряжением 35 кВ и выше.
Наиболее распространенной профессией в строительстве является профессия «каменщик». Однако Списком № 2 предусмотрены не все каменщики, а только те каменщики, которые постоянно работают в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад. Ранее им право на досрочное пенсионное обеспечение не предоставлялось, поэтому зачастую возникают трудности при подтверждении их права на досрочное пенсионное обеспечение.
Как правило, основным документом, подтверждающим занятость каменщиков в бригаде (специализированно звене) каменщиков, является приказ о создании бригады каменщиков (специализированного звена) и факт зачисления в бригаду (звено) каменщиков. При отсутствии таких документов могут быть использованы и другие косвенные документы, подтверждающие выполнение работ бригадным способом.
Руководители и инженерно-технические работники строительных организаций правом на досрочное пенсионное не пользуются, за исключением мастеров строительных и монтажных работ и производителей работ (прорабов). Старшие прорабы Списком № 2 не предусмотрены и правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются.
Для приобретения права на досрочную пенсию необходимо отработать в должностях и профессиях, предусмотренных разделом XXVII Списка № 2, не менее 12 лет 6 месяцев (для мужчин) и 10 лет (для женщин). При наличии полного стажа по Списку № 2 право выхода на пенсию по старости возникает на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).
Следует отметить, что если стаж по Списку № 2 выработан неполностью (но не менее половины, т.е. не менее 6 лет 3 месяцев для мужчин и 5 лет для женщин), пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60, 55 лет) на один год за каждые полные 2 года 6 месяцев такой работы для мужчин и за каждые полные 2 года такой работы для женщин.
К периодам работы, предусмотренным разделом XXVII Списка № 2, при определении продолжительности стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, приравниваются другие виды работ с особыми условиями труда, например, по Списку № 1, по Списку № 2, работы в отдельных профессиях и должностях на железнодорожном транспорте и др.
В соответствии с действующим законодательством в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в определенных условиях труда не менее 80 % рабочего времени.
Если работник в отдельные периоды выполнял работы, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение, неполный рабочий день (менее 80 %), то периоды такой работы не засчитываются в специальный стаж.
Не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ различные отвлечения от работ по Списку № 2, например, прогулы, простои, отпуска без сохранении заработной платы и т.д.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору (до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования) является трудовая книжка установленного образца.
В тех случаях, когда в трудовой книжке нет всех необходимых сведений, которыми определяется право на льготное пенсионное обеспечение, администрация предприятия выдает уточняющую справку со ссылкой на документы за соответствующий период работы конкретного работника.
Периоды работы после регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Такие сведения (с указанием особого характера работы) персонально на каждого работника ежегодно предоставляются страхователем (работодателем) в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
если в пфр вам откажут по суду при наличии указанных вами документов можно доказать ваше право на льготную пенсию..
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ставропольский край
Красногвардейский районный суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Самойловой Т.В.
при секретаре Михайловой А.А.,
с участием истца Прасолова С.В. ,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края Рындиной В.В., действующей на основании доверенности №1 от 11.01.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Прасолова С.В. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края о признании незаконным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, и признании права на досрочную трудовую пенсию,
установил:
Прасолов С.В., обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края (далее – Управление) о признании незаконным решения государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и признании права на досрочную трудовую пенсию, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением - Управлением Пенсионного Фонда РФ по Красногвардейскому району принято решение об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии о чем, ему «Протокол решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости» за номером 7 от ДД.ММ.ГГГГ.
Пенсионный Фонд отказывает ему в назначении досрочной трудовой пенсии, указав в «Протоколе об отказе в назначении трудовой пенсии» следующие доводы.
1) Не включение периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 г. 3 м. 27 д.) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 лет 26 д.) в качестве каменщика в Ладбалковском МПМК пенсионный фонд обосновывает отсутствием в его трудовой книжке, а также в справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной архивным отделом Красногвардейского муниципального района данных о переводе на работу каменщиком с ДД.ММ.ГГГГ так как, в документах указано только присвоение квалификации каменщика 3-го разряда.
2) Отсутствуют данные «о работе каменщиком в бригаде каменщиков или специализированном звене каменщиков комплексной бригады» за вышеуказанные периоды работы.
3) не включение периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве каменщика в ООО «Полет» в виду отсутствия данных:
О работе каменщиком в бригаде каменщиков или специализированном звене каменщиков комплексной бригады;
В индивидуальном лицевом счете за отчетные периоды 2002 г., 2003 г. и 2004 г. не указан код особых условий труда, соответствующий профессии «каменщик»;
Как следует из протокола - пенсионный фонд, на основании отсутствия данных (или сведений), приходит к выводу о том, у него полностью отсутствует трудовой стаж каменщика.
Считает решение Пенсионного фонда незаконным, основанным на формальном подходе к проверке специфики его трудовой деятельности, влекущим нарушение его конституционных прав на пенсионное обеспечение в соответствии с отработанным за весь период его жизни в профессии каменщика и соответствующими этому виду труда условиями, специфики и характера.
Отказ, также мотивируется формальными доводами, так как, факт его работы в качестве каменщика в вышеуказанные периоды пенсионный фонд считает не опровержимым, т.е. то, что он свою трудовую жизнь осуществлял укладку кирпичей на цементный раствор и строил стены. Соответственно, и наличие трудового стажа, выработанного непосредственно в качестве каменщика, пенсионный фонд также не оспаривает.
Отказывается ему в назначении льготной пенсии только в виду:
Отсутствия документов...,
Отсутствия данных подтверждающих.... какие-то обстоятельства,
Не подтверждения каких-то обстоятельств... и прочее.
Сам факт отсутствия документов, данных, или отсутствие подтверждающих сведений у пенсионного фонда, на предприятиях или в архивах и др., при реальном наличии специального стажа (признанного и не оспоренного характера и специфики деятельности) не может являться основанием к отказу в праве, так как, в этом случае пенсионным фондом прямо нарушаются Конституционные права граждан.
Заполнение и внесение записей в трудовые книжки осуществляет администрация предприятия. В период трудовой деятельности он не имел возможности оказывать влияние на выполнение администрацией своей работы по заполнению трудовых книжек, в том числе на простановку записей в его трудовой книжке, как и не имел возможности контролировать подготовку, подписание и доведение до сведения трудового коллектива соответствующих приказов, в частности - о переводе работников на другую работу, о создании комплексных бригад и др. Также, в его рабочие функции не входила обязанность сохранности документов предприятий (приказов, ведомостей и др.) и передача их в архивы на хранение при ликвидации предприятия. Указанную работу должны были выполнять соответствующие должностные лица, которые ее не выполнили, в связи с чем, документов в архиве в настоящее время не имеется, а в его трудовой книжке присутствует запись № от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении ему 3-го разряда каменщика, при этом, отсутствует запись о его переводе с должности «рабочего» на должность «каменщика».
Пенсионный фонд, в установленных законом случаях обладает полномочиями на проверку сведений, изложенных в трудовой книжке и получение в органах дополнительных данных о трудовой деятельности заявителя.
Как следует из материалов, фондом запрошены справки о наличии в архиве приказов, однако, не истребовались ведомости по выдаче заработных плат (в которых виден комплексный состав бригад), приказы о распределении (закреплении) строительных бригад по строительным объектам, приказы о назначении на должности бригадиров бригад, о назначении начальников стройучастков, приказы о поощрениях за трудовую деятельность, приказ (решение) о создании Лад-Балковского МПМК-3, позднее Лад-Балковской МПМК.
В настоящее время, факт осуществления трудовой деятельности в качестве каменщика в бригаде каменщиков или специализированном звене каменщиков комплексной бригады могут подтвердить жители села Ладовская Балка, также, работавшие вместе с ним в указанных бригадах.
Аналогичен довод пенсионного фонда, касающийся его трудовой деятельности в ООО «Полет» состоящий в следующем:
В индивидуальном лицевом счете за отчетные периоды 2002 г., 2003 г. и 2004 г. не указан код особых условий труда, соответствующий профессии «каменщик».
Работодателем ООО «Полет», профессия «каменщик» в Перечень льготных профессий не включена, по причине отсутствия в организации бригады каменщиков.
Работодатель, т.е. ООО «Полет» и он обязаны соблюдать Российские законы и трудовое законодательство, в связи с этим, между ним и работодателем заключен трудовой договор, согласно которому он принят работодателем на работу (запись в его трудовой книжке № от ДД.ММ.ГГГГ) каменщиком 3-го разряда (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, с его стороны закон соблюден. Со стороны ООО «Полет» закон по заключению с ним трудового договора, оформлению приказа и простановке записей в его трудовой книжке также соблюден. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он осуществлял трудовую деятельность в бригаде каменщиков ООО «Полет» в качестве каменщика, где они возводили из кирпича стены строящихся объектов.
Предоставление ООО «Полет» сведений пенсионному фонду о том, что в организации отсутствовала бригада каменщиков объяснить можно только нарушением работодателем законов в части соблюдения прав своих работников, очевидно, что с этим связано не включение работодателем своих каменщиков в перечень льготных профессий, а также отсутствие кода особых условий труда, соответствующей профессии «каменщик» в индивидуальном лицевом счете.
Положения Постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. предполагают: «Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсии, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19. части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны».
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П определено, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняется за указанной категорией лиц.
Место работы, условия и характер его трудовой деятельности в указанные выше временные периоды могут подтвердить свидетели.
Просит признать отказ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края, изложенный в «протоколе решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Прасолову С.В.» № от ДД.ММ.ГГГГ неправомерным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края зачесть периоды его трудовой деятельности:
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 г. 3 м. 27 д.) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 лет 26 д.) в качестве каменщика бригады каменщиков, в специализированном звене каменщиков комплексной бригады Ладбалковском МПМК.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 г. 4 м. 21 д.) в качестве каменщика бригады каменщиков, специализированном звене каменщиков комплексной бригады ООО «Полет».
В судебное заседание истцом Прасоловым С.В. представлено заявление об отказе от заявленных им требований в части включения его периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 4 месяца 21 день) в качестве каменщика бригады каменщиков в специализированном звене каменщиков комплексной бригады ООО «Полет», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 3 месяца 27 дней) в качестве каменщика бригады каменщиков в специализированном звене каменщиков комплексной бригады Ладбалковской МПМК, указав, что последствия отказа от иска в части, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны.
Заявление об отказе от части заявленных требований поддержанное заявителем в настоящем судебном заседание разрешено отдельным определением суда, с принятием отказа от части заявленных требований истцом.
На своих требованиях в части требований заявленного иска, относительно периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 лет 26 д.) в качестве каменщика бригады каменщиков, в специализированном звене каменщиков комплексной бригады Ладбалковском МПМК - 3, истец, подтвердив доводы иска в этой части, настаивает.
Представитель ответчика Рындина В.В., возражает против иска, подтвердив свои письменные возражения, из которых следует:
Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г.
Постановлением от 27.02.2002г. № 16/19, утвержденным Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ, утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «Государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Согласно п.2 указанного Перечня к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы:
Удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;
О страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ;
О среднемесячном заработке за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ в течение трудовой деятельности.
В дополнение к указанному перечню документов, гражданин, обратившийся за назначением трудовом пенсии по старости в соответствии со ст. 27,28 федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.20001г., должен представить документы подтверждающие стаж на соответствующих видах работ и другие документы имеющие юридическое значение для назначения трудовой пенсии.
В силу п.13 Постановления 16/19па от 27.12.2002г. Минтруда и соцразвития РФ и Пенсионного фонда РФ, в подтверждение права на трудовую пенсию предъявляются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники и копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
решил:
Иск Прасолова С.В. о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края (по протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ), в связи с тяжелыми условиями труда, удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края (по протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ) в части отказа зачесть период работы Прасолова С.В. , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего календарных – 14 лет 3 месяца 21 день) в Ладбалковской МПМК - 3 по профессии «каменщик, в бригаде каменщиков», постоянно, в течение полного рабочего дня, в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края, включить Прасолову С.В., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с тяжелыми условиями труда, период его работы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего календарных – 14 лет 3 месяца 21 день) в Ладбалковской МПМК - 3 по профессии «каменщик, в бригаде каменщиков», постоянно, в течение полного рабочего дня, в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края назначить Прасолову С.В. досрочную пенсию по старости как лицу осуществляющему деятельность в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с момента обращения - с ДД.ММ.ГГГГ;
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Красногвардейский районный суд Ставропольского края, в течение десяти дней, со дня принятия в окончательной форме, начиная с 16 сентября 2011 года.
Судья: Т.В.Самойлова
Министерство социальной защиты населения Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ЛЬГОТНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
[О льготном пенсионном обеспечении каменщиков]
Управление льготного пенсионного обеспечения направляет на Ваше рассмотрение письмо администрации и профсоюзного комитета АОЗТ "УНР-2" о льготном пенсионном обеспечении каменщиков.
О результатах рассмотрения просим сообщить АОЗТ "УНР-2".
Одновременно сообщаем, что в соответствии со сложившейся практикой назначения льготных пенсий по Списку N 2, разделу XXVII данной категории работников, в подтверждение факта работы каменщика в бригаде каменщиков или в специализированном звене каменщиков могут быть приняты любые документы, из которых можно сделать такой вывод.
Например, если в комплексной бригаде в числе других профессий имеются более 2-х каменщиков, то, хотя приказом звено каменщиков не оформлялось, руководствуясь сложившейся практикой, можно считать, что они выполняли в течение полного рабочего дня только работу каменщиков, т.е. фактически имело место специализированное звено каменщиков комплексной бригады.
С учетом изложенного и следует решать вопрос о праве на льготное пенсионное обеспечение каменщиков.
Начальник Управления льготного
пенсионного обеспечения
Е.Б.Аниканов
Приложение
к Письму МСЗН РФ от 06.06.95 N 40 586/72
на N 1/5/35 от 26.04.95
Департамент льготного пенсионного обеспечения, рассмотрев Ваш запрос, сообщает следующее.
1. При документальном подтверждении факта работы каменщиков в бригаде каменщиков или в специализированном звене каменщиков в льготный стаж включается весь период их работы, в т.ч. до 22.03.95.
Не подтвержденные любыми документами периоды работы каменщиков в бригаде или в звене каменщиков не подлежат включению в льготный стаж.
2. По мнению Управления льготного пенсионного обеспечения технология строительного процесса и другие косвенные доказательства также могут быть учтены при определении права каменщиков на льготную пенсию.
Запрос УСО от 26.04.95 N 1/5/35
В Управление социального обеспечения Мэрии Санкт-Петербурга поступило Ваше разъяснение по вопросу подтверждения факта работы каменщиков в бригаде каменщиков или в специализированном звене каменщиков, данное в связи с поступившем письмом администрации и профкома АОЗТ "УНР-2".
При применении данного разъяснения в органах соцзащиты Санкт-Петербурга возникли вопросы, требующие дополнительного разъяснения:
1. До 22.03.95 в назначении пенсий каменщикам, работавшим в общих комплексных бригадах, отказывалось. Следует ли данное разъяснение распространять на прошлое время? Или применять с даты его издания?
2. Администрация АОЗТ "УНР-2" подтверждает работу в бригадах только за период 1990-1995 гг., а за более ранний период архивы отсутствуют в связи с пожаром. Аналогичные ситуации и в других строительных организациях, где за прошлое время, по утверждению администрации, подобные приказы (о составе бригады) не издавались либо не сохранились по неизвестным причинам. Следует ли в стаж по специальности учитывать только тот период, за который имеются приказы о создании бригад, в составе которой будет 2 и более каменщика?
3. Большинство строительных организаций при представлении каменщиков к назначению пенсии на льготных основаниях по пункту "а" раздела XXVII Списка 2, в основании выдачи справок указывают технологию строительного процесса, т.е. как бы подтверждают работу в специализированном звене каменщиков, поскольку один каменщик по технологии не может выполнять эту работу. Следует ли нам руководствоваться техническим заключением о невозможности по техпроцессу выполнять эту работу одним каменщиком.
21. В каких случаях каменщики имеют право на пенсионные льготы?
В соответствии с дополнениями и изменениями в Список N 2, внесенными постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 года N 591, по разделу XXVII Списка N 2 право на льготное пенсионное обеспечение установлено каменщикам, постоянно работающим в бригадах каменщиков и специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
В каждом конкретном случае постоянная занятость каменщика в бригаде каменщиков или в специализированном звене каменщиков комплексной бригады должна подтверждаться документами. Такими документами могут быть приказы о создании бригады каменщиков, списочные составы бригад каменщиков.
При этом не имеет значения, что в состав бригады каменщиков входят также рабочие других профессий (плотники, штукатуры, подсобные рабочие и др.).
Численный и профессионально-квалификационный состав комплексной бригады определяется исходя из трудоемкости продукции (работ), установленной на основе межотраслевых, отраслевых и других прогрессивных нормативов по труду.
Расчет численности комплексных бригад, их профессионально-квалификационный и персональный состав утверждается приказом по предприятию (организации). Приказы (распоряжения) о создании комплексной бригады являются документами постоянного хранения. Их копии могут быть представлены для подтверждения специального трудового стажа конкретного работника или на них должна быть сделана ссылка в уточняющей справке.
Текст документа сверен по:
официальная рассылка
Гражданин в 1985-1995 работал прорабом в отделе капитального строительства (ОКС) предприятия, в котором наряду со строительством новых зданий осуществлялись ремонтные работы и реконструкция зданий. Зачтётся ли указанная работа в стаж для назначения досрочной пенсии по Списку № 2?
Должность «производитель работ» («прораб») предусмотрена в пункте «б» раздела XXVII Списка № 2, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. В соответствии с указанным разделом в льготный стаж для досрочного назначения пенсии включается работа в качестве прораба на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов.
Не имеет значения, в какой организации выполнялись эти работы. На предприятиях могут быть строительные либо ремонтно-строительные цехи и участки, как самостоятельные, так и в составе отделов и управлений капитального строительства (ОКСов и УКСов), выполняющих работы по новому строительству, а также по ремонту зданий. Работникам таких подразделений в соответствующих должностях и профессиях, указанных в разделе XXVII Списка № 2, пенсия назначается досрочно независимо от того, какие работы они выполняют (новое строительство или ремонтные работы).
Исходя из этого, работа в качестве прораба ОКСа может быть зачтена в спецстаж работы по Списку № 2 на основании записи в трудовой книжке или справки работодателя (или архивной организации), выданной на основании соответствующих документов, подтверждающих указанную работу.
Гражданин работает в строительной организации каменщиком. При каких условиях указанная работа может быть зачтена в стаж для назначения досрочной пенсии по Списку № 2?
Профессия «каменщик» предусмотрена в разделе «Строительство реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. При этом, право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено не всем «каменщикам», а только тем, кто постоянно работает: в бригадах каменщиков либо в специализированном звене каменщиков комплексных бригад.
Основным документом, подтверждающим такую работу в строительной организации, является приказ о создании той или иной бригады, т.к. в нем указывается списочный состав рабочих по профессиям. При определении права на досрочную страховую пенсию каменщикам комплексных бригад (в которых заняты рабочие различных профессий, например, каменщики, бетонщики, штукатуры, плотники) необходимо документальное подтверждение наличие в них специализированных звеньев каменщиков. Иногда сведения о том, что заявитель работал в бригаде каменщиков, имеются в трудовой книжке. В таком случае дополнительно представлять справку, уточняющую особый характер работы, не требуется.
Периоды работы после даты регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются сведениями на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, содержащими соответствующий код льготной работы.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктом 2 части 1 данной статьи (в соответствии с которым назначается досрочная страховая пенсия по Списку № 2), имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ при условии начисления и уплаты страхователем дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом, начиная с 01.01.2014 назначение досрочной страховой пенсии по старости, установленной названным пунктом, осуществляется в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях», соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Трудно сказать точно. Сам по себе непрерывный стаж для целей определения права на льготную пенсию не учитывается - только специальный, которого у Вас достаточно.
Но вот не все каменщики идут на льготную пенсию.
Верховный Суд РФ в составе:
Председательствующего судьи Верховного Суда РФ - Редченко Ю.Д.
при секретаре - Терентьевой С.В.
с участием прокурора - Поспелова И.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Миранова В.С. о признании незаконным "Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях", утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. (в редакции постановления от 9 августа 1991 г. N 591), в части содержащегося в главе 27 код N 2290000а-12680 указания о том, что такое право имеют только "каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад" (далее Список N 2), установил:
Миранов В.С. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что утвержденный Кабинетом Министров СССР Список N 2 нарушает его конституционные права в области пенсионного обеспечения.
Включение в Список N 2 только каменщиков, постоянно работающих в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, необоснованно нарушает права остальных каменщиков на получение пенсии по возрасту на льготных условиях.
Он работал каменщиком и выполнял ту же работу, что и каменщики, постоянно работающие в бригаде, и до утверждения Списка N 2 пользовался льготами наравне со всеми каменщиками, включая и работающих в бригадах и специализированных звеньях, что, по его мнению, дает основания для признания Списка N 2 в указанной части незаконным.
В судебное заседание заявитель Миранов В.С. не явился. Из имеющейся в деле телеграммы следует, что он не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие.
Представители Правительства РФ Васильева Т.Ю., Белякин В.Г., Субботина И.В. и Круглова О.В. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый заявителем Список N 2 не противоречит действующему пенсионному законодательству РФ и охраняемых законом прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Поспелова И.Р., полагавшего в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительству РФ предоставлено право при необходимости утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи.
Как установлено судом, постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 были утверждены Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Действие указанных Списков постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 было распространено на территорию РСФСР.
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 подтверждено действие на территории Российской Федерации указанных выше Списков.
Разделом 27 Списка N 2 (код 2290000а-12680) предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение по возрасту для каменщиков при условии их работы в бригадах каменщиков и специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
По утверждению представителей Правительства РФ, Список N 2 в указанной части требованиям Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" не противоречит.
Право утверждения такого рода Списков законом отнесено к компетенции Правительства РФ, что им и было фактически сделано при распространении действия Списка N 1 и Списка N 2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР, на территорию Российской Федерации.
Полагают, что в Список N 2 включены те работы, в том числе и в соответствующих профессиях, которые в связи с особенностями технологического процесса, а также характера и способа выполнения, характеризуются наиболее неблагоприятными условиями труда. У рабочих одной и той же профессии могут быть различные условия труда, поэтому им предоставляются различные льготы, в том числе и по пенсионному обеспечению.
С учетом особенностей технологического процесса работы каменщиков в бригадах каменщиков и специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад за лицами, постоянно работавшими в таких бригадах и звеньях, и было признано право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях (Список N 2).
Эти утверждения представителей Правительства РФ материалами дела не опровергнуты.
Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и самим заявителем.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что раздел 27 Списка N 2 в указанной заявителем части требованиям пенсионного законодательства РФ не противоречит и каких-либо правовых оснований для признания его незаконным в этой части не имеется.
Довод заявителя о том, что Список N 2 в указанной части противоречит ст. 3, п. 1 ст. 5 и ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", не может быть признан обоснованным, поскольку ст. 3 и п. 1 ст. 3 данного Закона предусматривают право граждан на пенсионное обеспечение на общих основаниях и не регулируют вопросы, связанные с назначением пенсий на льготных условиях .
Что же касается ссылки заявителя при этом на ст. 27 названного Закона, то ее также нельзя признать состоятельной, так как именно этой нормой Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия, при необходимости утверждаются Правительством РФ, что им фактически и было сделано при принятии постановления от 18 июля 2002 г. N 537.
То обстоятельство, что в Списке N 2 разделе 27 право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях предусмотрено только для каменщиков, постоянно работавших в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, и не предусмотрено такого права для других каменщиков, не может свидетельствовать о нарушении каких-либо установленных законом прав заявителя на получение пенсии на льготных условиях, поскольку закон таким правом его не наделяет, а относит решение этого вопроса к полномочиям Правительства РФ.
Не может являться основанием к удовлетворению заявленного требования и довод о том, что ранее ограничения и льготы у всех каменщиков в соответствии с некоторыми действующими правовыми актами (право на сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск) являлись одинаковыми, так как у рабочих одной и той же профессии могут быть различные условия труда, а поэтому им предоставляются различные льготы, в том числе и по пенсионному обеспечению. Предоставление дополнительных льгот (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск), которыми пользуется более широкий круг работников, не может являться основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по Списку N 2.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Миранова В.С. о признании незаконным "Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях", утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (в редакции постановления от 9 августа 1991 г. N 591), в части содержащегося в главе 27 код N 2290000а-12680 указания о том, что такое право имеют только "каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад", оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме".