Здоровье подростков в современных условиях. Современные проблемы науки и образования. Проблемы здорового питания
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Система охраны здоровья, ее функциональный состав. Методики оценки экологического риска. Расчет коэффициентов относительной важности первичных показателей. Стандарт благополучия, оценочные шкалы индекса здоровья. Индекс качества системы жизнеобеспечения.
презентация , добавлен 14.10.2013
Психофизиологические особенности и состояние здоровья подростков, проблемы здоровья подростков: статистика. Минздрав предупреждает…Распространение наркомании среди подростков. Признаки в поведении, указывающие на потребление наркотиков.
курсовая работа , добавлен 27.01.2004
Комплексная гигиеническая оценка состояния здоровья подростков. Влияние наркотиков на организм подростков. Преимущества естественного вскармливания. Влияние диеты кормящей матери на состав грудного молока. Противопоказания к грудному вскармливанию.
контрольная работа , добавлен 03.09.2014
Анализ структуры общей заболеваемости по обращаемости в поликлинику детей, подростков и взрослых, оценивание состояния здоровья населения города. Исследование здоровья детей первого года жизни. Изучение структуры населения, демографических показателей.
курсовая работа , добавлен 09.07.2008
Общественное здоровье как один из самых важных индикаторов благополучия общества. Понятие качества жизни населения, его связь с определением здоровья, данным Всемирной Организацией Здравоохранения. Влияние качества жизни на состояние здоровья населения.
реферат , добавлен 23.03.2016
Курсовая работа посвящена анализу особенностей подросткового возраста с точки зрения медицины. Психофизиологические особенности и состояние здоровья подростков. Проблемы здоровья подростков: статистика.
курсовая работа , добавлен 13.03.2003
Здоровье населения и окружающая среда. Основы экологии человека. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Гигиена труда и охрана здоровья работающих, лечебно-профилактических учреждений, детей и подростков. Закаливание детей и подростков.
контрольная работа , добавлен 09.04.2016
Проведен анализ зарубежных и отечественных исследований, посвященных состоянию здоровья детского населения в разных возрастных группах. Выявлены общие тенденции в заболеваемости детей и ведущие нозологии (болезни костно-мышечной системы, органов дыхания и пищеварения, болезни нервной системы, ЛОР-патология). Во многих исследованиях отмечается сокращение числа здоровых детей до 7,0-10,0% и увеличение функциональных нарушений среди детей уже на ранних этапах развития. Европейское бюро ВОЗ разработало стратегию профилактики, являющуюся, по мнению экспертов, самой эффективной инвестицией в здоровье детей и всего общества в целом. Обзор отечественных исследований показал, что в современных условиях необходим междисциплинарный и интегративный подход с введением новых дисциплин в образовательный процесс по профилактической педиатрии.
здоровье
группа здоровья
заболеваемость
профилактика.
2. Междисциплинарный анализ социально детерминированных рисков здоровья детского населения / Н.Н. Шигаев [и др.] // Современные проблемы науки и образования. – 2016. - № 2.?id=24246 (дата обращения: 17.05.2017).
3. Инвестируя в будущее детей: Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков, 2015–2020 гг. // Европейский региональный комитет ВОЗ, шестьдесят четвертая сессия (Копенгаген, Дания 15–18 сентября 2014). – Копенгаген, 2014. – 25 с.
4. Меренкова В.С. Влияние анамнеза матери на здоровье детей первого и второго года жизни / В.С. Меренкова, Е.И. Николаева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2010. – Т. 3, № 3. – С. 53-80.
5. Мазур Л.И. Мониторинг показателей физического развития заболеваемости детей первого года жизни / Л.И. Мазур, В.А. Жирнов, М.В. Дмитриева // Современные проблемы науки и образования. – 2016. - № 2.?id=24318 (дата обращения: 17.05.2017).
6. Богданова Л.В. Состояние здоровья детей в критический период развития / Л.В. Богданова, В.И. Шилко // Уральский медицинский журнал. – 2011. - № 7. – С. 39-42.
7. Параничева Т.М. Здоровье и физическое развитие. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.М. Панаричева, Е.В. Тюрина // Новые исследования. – 2012. - № 4 (33). – С. 68-78.
8. Лучанинова В.Н. О системе формирования здоровья у детей и подростков / В.Н. Лучанинова, М.М. Цветкова, И.Д. Мостовая // Современные проблемы науки и образования. – 2016. - № 4.?id=24969 (дата обращения: 17.05.2017).
9. Связь тяжести течения болезни в перинатальном периоде и состояния здоровья детей в школьном периоде / Е.А. Курзина [и др.] // Трансляционная медицина. – 2013. - № 2 (19). – С. 38-44.
10. Заболеваемость детей в возрасте от 5 до 15 лет в Российской Федерации / Л.С. Намазова-Баранова [и др.] // Медицинский совет. – 2014. - № 1. – С. 6-10.
11. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков) / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.С. Намазова-Баранова и др. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. – 54 с.
12. Баранов А.А. Профилактическая педиатрия – новые вызовы / А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, В.Ю. Альбицкий // Вопросы современной педиатрии. – 2012. – Т. 11, № 2. – С. 7-10.
13. Сабанов В.И. Возрастно-половые градации состояния здоровья детей по результатам профилактических осмотров как первый этап диспансеризации детского населения / В.И. Сабанов, О.Ф. Девляшова, Е.В. Пелих // Вестник Росздравнадзора. – 2016. - № 1. – С. 56-62.
14. Кильдиярова Р.Р. Основы формирования здоровья детей – новая дисциплина в обучении студентов медицинских вузов / Р.Р. Кильдиярова, М.Ю. Денисов // Вестник НГУ. Серия: Биология, клиническая медицина. – 2013. – Т. 11, вып. 2. – С. 175-177.
15. Глазкова И.Б. К вопросу об учебной дисциплине «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2012. - № 3. – С. 29-33.
По мнению Европейского сообщества, профилактика на всех этапах жизни является самым эффективным подходом (с экономической и медицинской точек зрения) к инвестиции в здоровье и развитие гармоничного общества . Безусловно, индивидуальные характеристики ребенка во многом определяют степень воздействия на него факторов риска (гендерная и этническая принадлежности; генетическая предрасположенность; эмоциональная устойчивость), на первое место среди которых в дальнейшем выходят социальные, экономические и экологические детерминанты (уровень доходов и образования семьи, условия жизни и труда) .
Именно социальные детерминанты, по мнению экспертов ВОЗ, играют ведущую роль в формировании популяционного здоровья. При снижении адаптационно-компенсаторных возможностей организма на фоне высокой агрессивности факторов окружающей среды и неблагополучного социального портрета матери (алкоголизм, табакокурение, бедность) социальные предикторы способствуют увеличению заболеваемости и инвалидизации детей в критические периоды роста и развития .
В перинатальном периоде закладывается фундамент здоровья взрослого населения, определяя дальнейшее развитие организма. Согласно исследованиям ВОЗ, у юных матерей с неблагополучным социальным статусом чаще рождаются дети с низкой массой тела, которая, в свою очередь, является предиктором многих возрастных патологий и напрямую связана с повышенным риском развития ишемической болезни сердца, инсульта, артериальной гипертензии и инсулинозависимого сахарного диабета. На самых ранних этапах жизни важная роль в формировании физического и психического здоровья ребенка принадлежит семье. Так, по данным Европейского сообщества, у лиц, испытавших в детстве жестокое обращение, в последующей жизни наблюдается более высокий риск табакокурения, абдоминального ожирения и алкоголизма на более поздних стадиях жизни .
Современное состояние здоровья детей в Европейском регионе характеризуется высокой детской смертностью в возрасте до пяти лет, особенно в первый месяц жизни, на долю которого приходится 50,0% случаев. Ведущими причинами при этом являются неонатальные патологические состояния (недоношенность, сепсис, асфиксия при рождении), травмы, пневмония и диарея. В возрасте 5-19 лет на первое место выходит дорожно-транспортный травматизм. В структуре непреднамеренных травм дорожные аварии занимают 39,0%, утопления - 14,0%, отравления - 7,0%, пожары и падения - по 4,0%. Непреднамеренные травмы являются причиной 42 000 смертей в возрасте от 0 до 19 лет. Наряду с этим более 10,0% подростков имеют психические нарушения, нервно-психические расстройства являются доминирующей причиной инвалидности среди данной возрастной группы. По частоте распространения среди детей 0-17 лет на первой позиции находятся тяжелые депрессивные расстройства, затем по нисходящей - тревожные расстройства, поведенческие расстройства и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ .
Проведенное исследование показало, что каждый третий ребенок в возрасте 6-9 лет страдает от избыточной массы тела или от ожирения. В группе 11-13-летних детей аналогичные показатели составляют от 5,0 до 25,0%. Согласно прогнозам, более 60,0% детей, имеющих излишнюю массу тела до наступления пубертатного периода, сохраняют подобную тенденцию и в раннем трудоспособном возрасте, что способствует развитию опосредованных взаимозависимых патологий - сердечно-сосудистых заболеваний и инсулинозависимого сахарного диабета .
Состояние здоровья детей разных возрастных групп и факторы, его определяющие, являются предметом изучения и отечественных авторов. Так, В.С. Меренковой с соавт. исследовались 50 пар «мать-ребенок первого года жизни» со средним возрастом матери 24,46±5,57 года и 50 пар «мать-ребенок второго года жизни» со средним возрастом матери 25,54±4,9 года. В ходе работы выявлено, что ухудшение здоровья детей напрямую связано с материнскими факторами: на первом году жизни - с фетоплацентарной недостаточностью, угрозой прерывания беременности и наличием гестоза (r = 0,44; 0,38 и 0,35 при p<0,01, соответственно); на первом-втором годе - с преждевременными родами (r = 00,63 при p<0,001), и на 2 году жизни - с анемией, венозными осложнениями и болезнями почек у матери (r = 0,51 при p<0,01; 0,48 при p<0,01, соответственно) .
Изучение здоровья детей первого года жизни в г. Самара за период 2012-2014 гг. показало, что в структуре заболеваемости лидируют болезни органов дыхания, отмечается высокий уровень распространения кишечных инфекций, болезней нервной системы и алиментарно-зависимых патологий (анемия, рахит) .
Экспертная оценка состояния здоровья детей в возрасте 3-7 лет, посещающих дошкольное учебное учреждение г. Екатеринбурга (n = 322), выявила, что ни один из них не принадлежал к I группе здоровья, во II группу было отнесено 58,7±2,7%, и в III группе насчитывалось 41,3±2,7%. В целом заболеваемость данной возрастной группы характеризовалась мультиморбидностью, при этом на первом ранговом месте находились болезни органов дыхания, на втором - опорно-двигательного аппарата и на третьем - болезни органов пищеварения. Достаточно высокий процент составляли дети, имеющие хронические заболевания - 41,3±2,7%, из которых на долю мультисистемных поражений приходилось 52,8±4,3% .
Мониторинг здоровья детей 5-9 лет (n = 738, из которых 418 мальчиков и 320 девочек) обнаружил, что уже на дошкольном этапе здоровых детей не более 10,0%; у 70,0% обследованных регистрируются множественные функциональные нарушения. Среди нозологий превалируют болезни костно-мышечной системы (46,1%); болезни органов пищеварения и системы кровообращения (16,7%); ЛОР-патология (17,8%) .
Аналогичные данные были получены при двухэтапном изучении здоровья детей и здоровья взаимозависимых последовательных групп в Приморском крае и Владивостоке. В исследовании приняли участие 626 детей 4-17 лет; 226 детей 4-6 лет; 224 учащихся 5 класса и 176 старшеклассников. Одновременно анализировались семьи, ожидающие ребенка (n = 54), дети грудного возраста (n = 60), дошкольники (n = 126) и подростки (n = 123). Результаты исследования позволили выработать эффективные профилактические мероприятия на каждом этапе онтогенеза: семья-новорожденный-дошкольник-школьник-подросток-семья. Итогом проводимой работы стало увеличение числа физиологически протекающих беременностей с 38 до 90,0%; реже регистрировались острые респираторные заболевания среди детей первого года жизни - с 50 до 75,0%; отмечалось улучшение состояния здоровья детей во всех возрастных группах .
Как уже отмечалось выше, течение перинатального периода во многом определяет ресурсы здоровья. Катамнез 136 детей в возрасте 4 лет (n = 48; для детей 1994 года рождения) и 11 лет (n = 88; дети 1991 г.р.), находящихся на начальном этапе жизни в отделениях реанимации и интенсивной терапии, выявил тесную связь между тяжестью болезни новорожденного и состоянием здоровья в целом, определяемую по шкале NTISS (Neonatal Therapeutic Intervention Scoring System, Gray J.E. et al., 1992). Также было установлено, что степень функциональной дезинтеграции в период новорожденности и в катамнезе напрямую коррелируют друг с другом. Следовательно, перекрёстное взаимодействие совокупности параметров состояния здоровья и перинатальных факторов на индивидуальную характеристику конституции и реактивности определяют особенности течения патологии в перинатальном и последующих периодах онтогенеза .
Большое исследование на основе профилактических осмотров проводил НИИ ГиОЗДиП «НЦЗД» РАМН в 6 дошкольных учреждениях г. Москвы (n = 383 детей, из которых 200 мальчиков и 183 девочки) и в школах среди учащихся с 1 по 9 класс (n = 426 детей; 216 мальчиков и 210 девочек). Итоговые данные показали, что к I группе здоровья относятся 5,0-7,0% детей, ко II - 40,0-45,0% и к III - 50,0-55,0% дошкольников. В данной возрастной группе регистрируются функциональные нарушения костно-мышечной системы, патология ротоносоглотки и функциональные психические расстройства и расстройства поведения. Среди школьников отмечается прогрессивное ухудшение здоровья: в 1 классе I группа здоровья составляет 4,3%, а в 9 классе только 0,7%. По гендерному распределению более подвержены функциональным расстройствам и заболеваниям мальчики. Хронизация заболеваний происходит уже к 7-9 классу. Лидирующие позиции среди функциональных расстройств занимают сердечно-сосудистые, бронхолегочная патология и нарушения со стороны пищеварительного тракта .
Здоровье подростков, обеспечение их нормального роста и развития определяет уровень благосостояния и региональную стабильность страны на десятилетия вперед. Многоаспектное исследование А.А. Баранова с соавт. констатирует, что на протяжении 20-летнего периода сохраняется тенденция к росту заболеваемости по обращаемости среди детской популяции на 2,0-4,0% в год, регистрируется рост хронической патологии, снижается число здоровых детей во всех гендерно-возрастных группах. Как отмечают авторы, согласно государственной статистике, общая заболеваемость детей в возрасте от 0 до 15 лет превышает 2400‰, а общая заболеваемость детей 15-17 лет приближается к 2000‰. Отмечается увеличение первичной заболеваемости среди детей 15-17 лет по всем классам болезней на 66,0-64,6%. При этом наиболее значительный рост показателя выявлен у новообразований (+97,7%), болезней крови (+99,2%), системы кровообращения (+103,1%), органов пищеварения (+80,7%), костно-мышечной системы и соединительной ткани (+96,9%), мочеполовой системы (+77,2%), последствий воздействия внешних причин (+71,8%). Как отмечают авторы, неблагоприятной тенденцией является ухудшение репродуктивного здоровья детей, особенно в старших возрастных группах. Так, более чем у 30,0% юношей и девушек выявляется задержка полового созревания, растет частота расстройств менструальной функции у девочек в возрасте 15-17 лет (+ 96,5% за период 2001-2008 гг.); воспалительных заболеваний половых органов (+46,2%); около 40,0% мальчиков и юношей 15-17 лет страдают заболеваниями, способными нарушить реализацию репродуктивной функции. Еще одним тревожным моментом, по мнению авторов, является то, что одно из ведущих ранговых мест в структуре заболеваемости подростков занимают психические расстройства и расстройства поведения, показатель которых за период 2001-2008 гг. вырос на 43,4% и 25,3% (соответственно, общей и впервые выявленной заболеваемости). В их структуре превалируют поведенческие синдромы, непсихотические и невротические расстройства, связанные со стрессом; соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы. На этом фоне не имеет тенденции к снижению заболеваемость детей психическими расстройствами органического генеза и умственной отсталостью .
Сохранение и укрепление здоровья детей является многоаспектной проблемой. Согласно основным принципам профилактики Европейского регионального бюро ВОЗ, 2006 г., расходы на профилактику болезней в детском возрасте являются инвестицией в здоровье и развитие страны. Для достижения поставленных целей необходимо создание благоприятной среды обитания для здоровья детей с воспитанием потребности к здоровому образу жизни; обеспечить всеобщую доступность услуг здравоохранения и государственную поддержку в реализации профилактических программ. Также следует проводить мониторинг подверженности поведенческим, социальным и экологическим рискам детей с целью использования этих данных для определения социальных детерминант здоровья детей и мер воздействия на них .
По мнению ряда отечественных авторов, прежде всего необходимо укреплять законодательную базу в отношении охраны здоровья детей; осуществлять профилактику и мониторинг младенческой смертности, детской заболеваемости и инвалидности; создать протоколы по профилактической деятельности медицинских организаций на всех уровнях с междисциплинарным и интегративным подходом; решить кадровые вопросы с введением специальности «социальный педиатр»; внедрить новые форм реабилитации; привлечь СМИ для информирования населения по основным элементам здорового образа жизни .
Кроме этого, требуется усовершенствование образования, для чего предусматривается дополнительная профессиональная программа повышения квалификации врачей-педиатров и организаторов здравоохранения «Актуальные вопросы профилактической и социальной педиатрии»; введение в учебный процесс раздела «Основы формирования здоровья детей» (где даются базовые знания по профилактической медицине, включая понятие ЗОЖ, и по профилактике аддиктивного поведения; рекомендации по сохранению здоровья дошкольников и школьников; детей, занимающихся спортом; понятия психического здоровья) и дисциплины «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей», осуществляемой в соответствии с Концепцией медицинского образования педагогических работников на основе учебных программ для студентов .
Таким образом, анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что на сегодняшний момент остаются неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей. Решение данной проблемы требует междисциплинарного подхода, направленного на внедрение комплекса профилактических мероприятий на протяжении всего онтогенеза, но специфичных для каждой возрастной группы и с учетом имеющихся функциональных резервов организма ребенка. Немаловажную роль в достижении поставленной цели также играет внедрение новых профессиональных программ обучения педиатров основам охраны здоровья детей с позиций профилактической и социальной педиатрии.
Библиографическая ссылка
Соколовская Т.А. ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕГО СОХРАНЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;URL: http://сайт/ru/article/view?id=26572 (дата обращения: 15.06.2019).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Пользовательский поиск
Ухудшение здоровья детей - проблема современного общества
Добавлено: 2014-10-15
Ухудшение здоровья детей - проблема современного общества
Cостояние здоровья Россиян в настоящий момент далеко от благополучного, растет заболеваемость, остаются стабильно низкими демографические показатели.
Но особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков.
Из-за низкой рождаемости их численность в общей массе населения уменьшилась на 4,2 млн и составляет к сегодняшнему дню 35 млн. Около 75% детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения в уровне здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10-12%, а среди старших - всего 5%. Более чем у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипертонии юношей-подростков.
Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад, в росте, окружности грудной клетки, динамометрии.
Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью и дефицитом витаминов, минералов, нутриентов.
Около 50% юношей и девушек выходят из школы уже имея 2-3 диагноза болезней, а в целом лишь 5% выпускников можно считать практически здоровыми.
За последние 3 года число граждан, освобожденных от призыва в ряды Российской Армии в связи с психическими расстройствами, возросло в 1,5 раза, а в связи с алкоголизмом и наркоманией - в 2 раза.
В последние годы резко возросло заболевание детей гастритом. Если раньше эта болезнь диагностировалась в основном у людей пожилого и среднего возраста, то в настоящее время она нередко диагностируется у школьников.
Проблемы с желудком, гастриты – результат торопливой еды, больших перерывов между приемами пищи. Лимонады и жевательные резинки, консервы и полуфабрикаты, ничтожно малое количество свежих овощей и фруктов, витаминов и белковой пищи - все это на фоне непреходящего стресса и больших психических нагрузок приводит к появлению «бреши» в желудке.
Дети постоянно растут, а значит, нуждаются в полноценном, горячем питании. В первую очередь в блюдах должны содержаться белки (мясо, рыба, яйца), сложные углеводы (черный хлеб, злаки), жиры. Поэтому если в течение дня вы позволяете ребенку питаться самостоятельно, придумайте традицию каждый вечер собираться всей семьей за столом. На ужин ребенок обязательно должен получать горячее, питательное блюдо из мяса, рыбы или птицы.
Кроме того, желательно использовать специальные средства, способные защитить желудочно-кишечный тракт ребенка от агрессивных воздействий и обогатить рацион необходимыми нутриентами.
Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание... Но на долю так называемого «школьного фактора» приходится 25 процентов всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка! Медики всерьез считают, что образование стало деятельностью, потенциально опасной для здоровья детей и подростков.
Нагрузка на школьников многократно увеличилась, а их возможности воспринимать знания изменяются далеко не так быстро.
Отсюда – перегрузки, которые колеблются от трехкратного превышения возможностей ребенка (иностранный язык) до 20-кратного (математика)!
Нормы, предусмотренные для учебных нагрузок, в школах практически не соблюдаются.
От первого класса к десятому в два раза увеличивается число детей с заболеваниями сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, зрения и слуха. В 8 раз возрастают эндокринные заболевания, ожирение.
Среди заболеваний у первоклассников на первом месте кариес, на втором и третьем местах - болезни уха-горла-носа и нарушения опорно-двигательного аппарата. У десятиклассников на первом месте - заболевания опорно-двигательного аппарата, а далее идут нарушение зрения и та же лор-патология. Отмечен высокий уровень аллергических заболеваний.
Вызывает опасение психическое здоровье школьников: исследования показали, что у 20% первоклассников в начале учебного года налицо напряжение адаптации. Высокий уровень психической напряженности обнаружен у пятой части десятиклассников.
Негативно влияют на здоровье детей нарушение основных требований режима дня. Школьники мало спят: у первоклассников, например, в 48-64% случаев дефицит ночного сна составляет полтора часа и более.
Самое главное, о чем нужно помнить родителям: среди детей, которые отстают от своих сверстников по успеваемости, 85-90% делают это не из-за того, что они «недоразвиты» и даже не от лени - а из-за плохого состояния здоровья.
В настоящее время назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья детей и школьников. Здоровые дети сегодня-это наше здоровое будущее.
Будем Здоровы!
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% - от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе».
- Введение. . . . . . . . . 3
- Заболеваемость детей и подростков. . . . . 5
- Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков10
- Проблемы и решения. . . . . . . 13
- Заключение. . . . . . . . 15
- Список использованной литературы. . . . 16
Введение.
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% - от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству необходимо уделять как можно больше внимания в образовательном учреждении. Кроме того, нужно учитывать, что сейчас идеально здоровых детей практически нет. Не следует также забывать, что только в детском возрасте самое благоприятное время для выработки здоровых привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Поэтому проблема оздоровления детей не кампания одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
К актуальным проблемам современной медицины и здравоохранения относится поиск путей улучшения здоровья детей и подростков. Сохранение и укрепление здоровья ребенка и женщины-матери, роль различных факторов в его оптимизации определяют одно из ведущих направлений развития социальной политики государства и являются важнейшей стратегической задачей современного детского здравоохранения, поскольку от уровня здоровья этих групп населения зависит здоровье нации в целом, увеличение продолжительности активной жизни и творческое долголетие жителей нашей страны.
Здоровье детского населения определяется рядом факторов, среди которых ведущими являются образ жизни и наследственность, течение беременности и родов, место проживания и состояние внешней среды, качество оказания медицинской помощи и другие факторы. Современные социально-экономические условия, несмотря на осуществление мероприятий по модернизации системы здравоохранения, оказывают неблагоприятное влияние на здоровье некоторой части населения, в первую очередь детей, поэтому первоочередной задачей здравоохранения является разработка лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на позитивное изменение показателей здоровья детей и подростков.
Анализ опубликованных материалов свидетельствует, что за период с 1990 по 2000г. рождаемость сократилась в 2 раза, достигнув минимальной величины в 2000г. последовавший за этим умеренный рост числа родившихся отчасти был связан с тем, что в фертильный возраст стали вступать более многочисленные поколения женщин, родившихся в 1980-е гг.
Несмотря на положительную динамику роста числа новорожденных начиная с 2005г., отмечено снижение удельного веса в общей структуре населения детского населения уже с 1990.: с 23,1% в 1990г до 15,3% в 2012г.
Заболеваемость детей и подростков.
Изучение и анализ заболеваемости детского населения приобретают большое значение, поскольку, зная уровень и структуру заболеваемости, можно не только объективизировать степень утраты здоровья, но и определить величину медико-социального и экономического ущерба, разработать приоритетные направления по улучшению здоровья анализируемой группы населения. Учитывая, что родители при заболевании ребенка почти всегда обращаются к врачу, изучение показателей заболеваемости позволяет получить наиболее полную информацию о здоровье прикрепленного контингента. В связи с этим при оценке здоровья детей и подростков внимание уделяется в первую очередь анализу показателей заболеваемости.
Установлено, что за период с 1995г по настоящее время на 25,7% увеличилось частота рождения детей, родившихся больными или заболевших в первые дни жизни, в 1,9 раза возросла частота рождения детей, у которых выявлена патология, возникающая в перинатальном периоде. При этом отмечено, что частота рождения детей с врожденными аномалиями и пороками развития сохраняется практически на одном уровне.
Анализ уровня заболеваемости детей на первом году жизни показал, что за период с 1990г по настоящее время наиболее высокий уровень отмечался в 2000г, который к 2011г снизился на 8,1%.
Структура заболеваемости является качественной характеристикой заболеваемости и позволяет определить лидирующую патологию для изучаемой группы населения, характер изменения патологии в динамике и нацелить внимание на выявление факторов риска возникновения той или иной патологии.
В структуре заболеваемости детей первого года лидируют болезни органов дыхания, на долю которых приходится 43,7% всей выявленной патологии. В целом на заболевания, занимающие первые пять мест, приходится 76,0% всей выявленной патологии.
Детальный анализ структуры заболеваемости детей первого года жизни в динамике показал, что первые три места на протяжении последних 20 лет стабильно занимают болезни органов дыхания, состояния, возникающие в перинатальном периоде, и заболевания нервной системы. Однако если уровень болезней органов дыхания имеет тенденцию к сокращению, то уровень состояний, возникающих в перинатальном периоде увеличился в два раза.
В число прочих заболеваний вошли болезни глаза и его придаточного аппарата, травмы и отравления, болезни мочеполовой системы, уха и сосцевидного отростка.
Изучение заболеваемости детей и подростков показало, что ее уровень имеет стойкую тенденцию к росту. В целом за последние 20 лет уровень заболеваемости детского населения увеличился на 68,4%, а подростков – на 98,4%.
Структура заболеваемости подростков практически идентична структуре заболеваемости детей. Первые четыре места занимают соответственно болезни органов дыхания, травмы и отправления, болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни органов пищеварения. На 5-м месте вместо инфекционных заболеваний находятся болезни мочеполовой системы. На первые пять мест приходится 75,8% всей выявленной патологии.
Уровень всех перечисленных классов болезней имеет стойкую тенденцию роста на протяжении последних 10 лет. Обращает на себя внимание рост среди детей и подростков уровня травматизма в 1,5 раза, болезней костно-мышечной системы в 4,8 раза, мочеполовой системы в 3,9 раза, органов пищеварения в 2,1 раза, кожи и подкожной клетчатки в 1,9 раза, глаза и его придаточного аппарата на 28,3%. Благоприятным моментом является снижение уровня заболеваемости инфекционными заболеваниями на 22,6%.
Наиболее ранимой группой являются длительно и часто болеющие дети и подростки. Установлено, что удельный вес этой группы в зависимости от возраста колеблется от 15 до 30% от общего числа детей. За счет данной группы сохраняется высокий уровень заболеваемости детского населения и подростков. У таких детей чаще формируются хронические заболевания и поддерживается высокая распространенность хронической патологии. Наличие хронического процесса часто приводит к инвалидности, которая сохраняется на высоком уровне. Число детей-инвалидов возросло со 156 тыс. в 1990г. до 541 тыс. в настоящее время. По экспертным оценкам, число детей-инвалдов в ближайшие 5 лет удвоится. Число здоровых детей, по данным разных исследований, в настоящее время не превышает 4-9%.
Перечисленные тенденции в состоянии здоровья детей связаны с комплексом факторов, неблагоприятно влияющих на растущий организм. Наиболее значимыми из них можно считать:
Ухудшение социального статуса большинства детей;
Изменение качества питания;
Воздействие экологических факторов: бесспорна роль экопатогенных факторов в ухудшении состояния здоровья современных детей. Это обусловлено постоянно возрастающей техногенной нагрузкой на растущий организм. Промышленное загрязнение мест проживания повышает уровень хронической патологии на 60%, в том числе болезней органов дыхания на 67%, пищеварения – на 77,6%, опорно-двигательного аппарата – на 21%, новообразований – на 15%;
Нарастание тяжести зобной эндемии: прекращение йодной профилактики в России привело не только к распространенности эндемического зоба, но и к увеличению до 9-12% числа детей с отставанием роста, до 14% школьников, имеющих трудности обучения, до 5-12% доли подростков с нарушениями полового созревания;
Медикаментозную «агрессию»: все еще широкая практика необоснованного включения в терапию сильнодействующих антибиотиков и высокая лекарственная нагрузка на детей приводит ко многим негативным изменениям в детском организме, в первую очередь к снижению естественных защитных механизмов и развитию полиорганной патологии;
Введение новых форм обучения: реформирование школьного образования без учета состояния здоровья детей существенно повысило заболеваемость. С введением новых форм обучения, когда сотни новых программ буквально обрушились на учащихся, ежедневные школьные занятия по длительности на 3-5ч превысили допустимые нормы. С этой «антидетской» реформой школа превратилась в фактор, разрушающий здоровье. Об этом свидетельствуют тот факт, что число здоровых детей в современных общеобразовательных учреждениях с первого до одиннадцатого класса школы уменьшается, как минимум, на треть.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей и подростков РФ характеризуется ростом уровня заболеваемости в целом и по отдельным класса болезней; увеличением удельного веса детей, страдающих хроническими заболеваниями; снижением количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах.
Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков
В процессе онтогенеза детской и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого социальных условий и частотой их смены (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).
Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют три группы факторов:
- Факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);
- Образ жизни;
- Состояние окружающей среды.
Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном воздействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обуславливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40%, факторов загрязнения окружающей среды – 30% (в том числе собственно природно-климатических условий – 10%), биологических факторов – 20%, медицинского обслуживания – 10%. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума. На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:
- Медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;
- Факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;
- Факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий.
При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.
В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1-4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком дошкольного учреждения. Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1-4 года. В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5% в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7%, т.е. возрастают почти в 2 раза. В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5% при поступлении в школу до 13,9% в конце обучения.
Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности. Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, подовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их факторы риска.
Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенический правильный уход за ребенком.
Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.
Объективно исследовать факторы, влияющие на здоровье детей и подростков, наиболее целесообразно с помощью специальных формализованных карт, анкет и т.д.
Проблемы и решения
Уже сегодня качество здоровья детей и подростков значительно снизило социальные возможности подростков и молодежи. 30% из них имеют ограничения в получении достойного образования, 26% - к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Каждый четвертый имеет высокий риск нарушения репродуктивной функции. Значительная часть детей и подростков имеет низкий уровень физической активности, не выполняет рекомендации врача, имеет недостаточный сон и нарушения питания, своевременно не обращается к врачу, пробовали курить, употреблять алкогольные напитки и имеет другие негативные факторы медицинской активности. В среднем на 1 ребенка приходится 4-6 негативных факторов.
Опрос детей школьного возраста о факторах, сохраняющих здоровье, показал, что большинство опрошенных (73,4%) считают здоровье главной ценностью в жизни, поэтому убеждены в необходимости правильного питания, высокой двигательной активности, отсутствия вредных привычек.
В то же время желаемое поведение не всегда осуществляется в повседневной жизни. К сожалению, сведения о здоровом образе жизни и факторах, оказывающих влияние на здоровье, дети получают в основном не от медицинских работников (29,6%) и родителей (18,9%), а от друзей и товарищей (49,6%), а также из собственного, не всегда удачного опыта (45,7%). Обращает на себя внимание, что подавляющее большинство детей и подростков (86,3%) не всегда доверяют рекламе здорового образа жизни и более половины из них (63,6%) хотели бы выполнять рекомендации врача-специалиста по здоровому образу жизни. При этом семья играет ведущую роль в формировании элементов здорового образа жизни.
Совершенно очевидно, что сохранение и восстановление здоровья детей в современных условиях требует внедрения массовых профилактических программ, создания оптимальных условий воспитания и обучения, с одной стороны, гармоничного развития и грамотной терапии болезней – с другой.
К числу первоочередных научных задач следует отнести:
Оценку адаптационных возможностей детей разного возраста к воздействию факторов среды: особенностей вскармливания, неадекватных физических нагрузок, ксенобиотиков, стрессов, повышенных школьных нагрузок и др.;
Разработку новых технологий сохранения и укрепления здоровья, основанных на повозрастном прогнозе адаптации, повышении функциональных резервов организма на воздействие факторов риска;
Обоснование и оценку качества здоровья детей;
Разработку новых алгоритмов терапии различных заболеваний периода новорожденности, предусматривающих снижение медикаментозной нагрузки на незрелых (недоношенных) детей;
Изучение современной этиологической структуры инфекционной патологии у новорожденных детей и разработку эффективных методов их профилактики и лечения.
Для успешного внедрения результатов научных исследований и эффективных профилактических технологий надо немного: сделать охрану здоровья детей и подростков национальным приоритетом государства. При этом только четкое взаимодействие и преемственность среди образовательных и лечебно-профилактических учреждений сможет обеспечить улучшение показателей здоровья детей.
Заключение.
При решении важнейших вопросов профилактики заболеваний необходимо учитывать психологические закономерности развития личности в коллективе, рассматривая его влияние на личность как важнейшее условие, объясняющее причину, природу и характер патогенеза многих видов соматических расстройств. Специалисты неоднократно обращали внимание на необходимость борьбы с факторами риска не только на индивидуальном уровне, но и на общественном. Участие правительственных и общественных организаций в массовых кампаниях по созданию условий для здоровья россиян.
Следовательно, среди ценностных ориентаций забота о здоровом образе жизни должна быть на одном из первых мест и реализоваться через соответствующее поведение. Вероятно, прав был мудрец, сказавший однажды, что со временем болезни будут рассматриваться как следствие извращенного образа мышления, как признак бескультурья, недостатка знаний, и потому болеть будет позорно.
Список использованной литературы:
1. Бадалов О. Ю., Козловский И. З. Концепция деятельности учреждения, благоприятствую-щего подросткам молодёжи // Сб. трудов. Проблемы территориального здравоохранения. – М., 2005. – С. 105–110.
2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Состояние здоровья современных детей и под-ростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник РАМН. – 2009. – № 5. – С. 6–11.
3. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. – М., 2006. – 505 с.
4. Дети в России, 2009: стат. сб. / Юнисеф, Росстат. – М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. 121 с.
5. Онищенко Г. Г. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения России // Гигиена и санитария. – 2008. – № 2. – С. 72–78.
6. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2009 году. Госу-дарственный доклад. – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнад-зора, 2010. – 456 с.
ГЛАВА 1. Современное состояние здоровья подростков России как актуальная медико-социальная проблема (обзор литературы)
ГЛАВА 2. Объем и методы исследования
ГЛАВА 3. Результаты комплексного медико-статистического исследования заболеваемости российских подростков
3.1. Характеристика заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью
3.1.1. Динамика заболеваемости с диагнозом, установленным впервые
3.1.2. Динамика общей заболеваемости
3.2. Региональные особенности заболеваемости
3.2.1. Первичная заболеваемость
3.2.2. Общая заболеваемость
3.3. Заболеваемость по данным углубленного медицинского осмотра
3.4. Общая накопленная и исчерпанная заболеваемость
ГЛАВА 4. Тенденции инвалидности и смертности подростков в
Российской Федерации
4.1. Инвалидность
4.2. Смертность
4.2.1. Тенденции смертности
4.2.2. Региональные особенности
4.3. Предотвратимость смертности и инвалидности
ГЛАВА 5. Результаты исследования самосохранительного поведения подростков
ГЛАВА 6. Состояние медицинского обеспечения детей подросткового возраста, его эффективность и качество
6.1. Система медицинского обеспечения и здоровье подростков
6.2. Результаты анкетирования врачей
6.3. Результаты анкетирования родителей детей подросткового возраста
ГЛАВА 7. Научное обоснование и основные направления программы сохранения и укрепления здоровья подростков России 7.1. Характеристика проблемы и основные направления ее решения
7.2. Цель и задачи программы
7.3. Принципы построения программы
7.4. Основные разделы и мероприятия программы
7.5. Основные индикаторы эффективности программы 260 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 265 ВЫВОДЫ 281 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 284 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 286 ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций
Роль медико-социальных факторов в формировании здоровья детей подросткового возраста и пути совершенствования профилактической помощи 2008 год, доктор медицинских наук Романова, Татьяна Алексеевна
Медико-социальное исследование здоровья подростков на региональном уровне (на примере Краснодарского края) 2008 год, кандидат медицинских наук Терзиева, Екатерина Демьяновна
Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения 2005 год, доктор медицинских наук Ильин, Александр Геннадьевич
Комплексная медико-социальная характеристика состояния здоровья подростков (по материалам Астраханской обл.) 2006 год, кандидат медицинских наук Супрун, Светлана Владимировна
Состояние здоровья детей и совершенствование медицинской помощи в условиях первичного звена здравоохранения 2007 год, доктор медицинских наук Конова, Светлана Романовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Здоровье российских подростков 15-17 лет: состояние, тенденции и научное обоснование программы его сохранения и укрепления»
Актуальность исследования. Решение демографической проблемы -одно из первостепенных направлений государственной политики Российской Федерации. Хотя по сравнению с 2005 годом рождаемость в стране увеличилась более чем на 21 процент, младенческая смертность сократилась на четверть, численность населения России в 2009 году впервые за много лет не уменьшилась, однако, в ближайшие 15 лет будут сказываться последствия демографического спада 90-х годов (Д.А.Медведев, 2010).
Выделение приоритетных направлений и их целевое финансирование стали эффективными методами решения самых острых социальных задач и проблем, в том числе и в охране здоровья детей, как, например, углубленная диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, увеличение объемов высокотехнологичной медицинской помощи детям.
Вместе с тем, многие показатели остаются очень тревожными. Продолжает сокращаться число детей в возрасте от рождения до 17 лет включительно: с 31,6 млн. в 2002 году до 25,4 млн. человек в 2009 году.
За период с 2000 года по 2008 год численность детей в возрасте 15-17 лет сократилась почти на 30% - с 7543 тыс. человек до 5274 тыс. человек в 2008 году (Росстат, 2009).
Особое беспокойство вызывает состояние здоровья подростков, которые представляют собой ближайший репродуктивный, социальный, экономический, военный, интеллектуальный и культурный резерв общества (Баранов A.A. и др., 2006; Потапов А.И. и др., 2008).
От уровня здоровья в подростковом периоде жизни зависит реализация жизненных планов, в том числе профессиональная подготовка, стремление к социальному развитию, создание семьи и рождение детей, то есть именно те факторы, которые предопределяют развитие страны в целом (Баранов A.A. и др., 2003, 2006; Кучма В.Р. и др., 2003; Щепин В.О., 2004; Альбицкий В.Ю., 2006; Сухарева Л.М. и др., 2009; Чичерин Л.П., 2010).
В резолюции XIV Конгресса педиатров России (2010) отмечено, что если заболеваемость детей в возрасте до 14 лет с 2000 г. увеличилась на 8,5%, то среди детей в возрасте 15-17 лет ее рост составил 69,5%. Среди детей всех возрастов отмечается преимущественный рост хронической патологии, доля которой в структуре всех нарушений здоровья в настоящее время превышает 30%.
Официальные статистические данные за последние 5 лет свидетельствуют о том, что общая заболеваемость детей старшего подросткового возраста (15-17 лет) увеличилась на 25%, а первичная - на 24%. После окончания школы только 15% детей являются абсолютно здоровыми, до 60% детей имеют хронические заболевания и 25% подростков -различные функциональные или пограничные расстройства (Баранов A.A. и др., 2008; Ильин А.Г., 2008; Конова С.Р., 2008; Модестов A.A. и др., 2008; Кучма В.Р. и др., 2009).
Детская инвалидность является одной из важнейших проблем современности во всех странах, так как охватывает сотни тысяч детей, которые нуждаются во внимании и поддержке общества, социальной, медицинской и другой помощи. Динамика детской инвалидности в нашей стране характеризуется ростом как абсолютного числа детей, получивших статус ребенка-инвалида, так и показателей ее распространенности (Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н., 2001, 2008).
Особую тревогу вызывает детская и юношеская смертность. Увеличение внешних причин смертности отмечается среди подростков в возрастной группе 15-19 лет. Анализ подростковой смертности показал, что 75% от общего числа смертей можно было предотвратить, поскольку они были обусловлены несчастными случаями (34%) и самоубийствами (30%), злоупотреблением или отравлением психоактивными веществами (6%), алкогольной интоксикацией (5%) (Альбицкий В.Ю., 2010).
Прямое влияние на демографические процессы оказывает состояние репродуктивного здоровья детей и подростков, вступающих в фертильный возраст. Имеются многочисленные данные о том, что около 60% заболеваний детского и подросткового возраста могут представлять угрозу фертильности. За последние 5 лет частота гинекологических и андрологических болезней среди детей всех возрастов увеличилась на 50%. Более половины детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции (Мирский В.Е., Рищук C.B., 2008, Уварова Е.В., 2010). Возникает замкнутый круг: «больные дети - больная молодежь - больные родители - больные дети» (Юрьев В.К., 2000).
То, как впоследствии будет развиваться демографическая ситуация в России, в очень большой степени зависит от социологических и психологических характеристик, ценностных ориентаций и предпочтений современных подростков. Эксперты ВОЗ считают, что причины 70% случаев преждевременных смертей среди взрослых связаны с поведенческими факторами, приобщение к которым происходит в подростковом возрасте (ВОЗ, 2005). Отмечаемое во многих исследованиях рискованное поведение детей, подростков и молодежи, усугубляемое возросшим потреблением табака, алкоголя и наркотиков, подтверждает это предположение (Стародубов В.И. и др., 2003; Камаев И.А., 2005; Баранов A.A. и др., 2007, 2009; Макеев Н.И., 2010; Онищенко Г.Г., 2010).
Таким образом, обеспечение и сохранение здоровья, в том числе, репродуктивного, детей, особенно подросткового возраста, - самый перспективный вклад, который российские общество и государство могут сделать в настоящий момент, чтобы иметь гарантированные перспективы своего развития в самом ближайшем будущем. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что многие вопросы формирования здоровьесберегающего поведения, заболеваемости, инвалидности, смертности у детей подросткового возраста в Российской Федерации требуют более углубленного изучения и разработки программы по сохранению и укреплению здоровья подростков.
Цель работы - разработать систему мероприятий по совершенствованию медико-социального обеспечения подростков в возрасте 15-17 лет в Российской Федерации на основе комплексного социально-гигиенического и медико-организационного исследования. Задачи исследования:
1. Выявить особенности заболеваемости детей подросткового возраста в
Российской Федерации
2. Проанализировать структуру, уровень, региональные особенности и тенденции инвалидности и смертности подростков в Российской Федерации.
3. Изучить параметры самосохранительного поведения подростков.
4. Провести анализ состояния медицинского обеспечения подростков в
Российской Федерации.
5. Оценить качество медицинской помощи по данным анкетирования подростков, родителей, врачей.
6. Разработать методологические подходы к построению комплексной целевой программы сохранения и укрепления здоровья подростков Российской Федерации.
7. Предложить рекомендации по совершенствованию медицинской помощи подросткам. Научная новизна. В результате проведенного комплексного социально-гигиенического и медико-организационного исследования впервые получена следующая научная информация:
Выявлены основные медико-статистические закономерности первичной и общей заболеваемости подростков в Российской Федерации;
Впервые получены данные о накопленной и исчерпанной заболеваемости детей подросткового возраста;
Представлены региональные особенности заболеваемости, инвалидности и смертности подростков России;
Оценены резервы снижения смертности и инвалидности подростков РФ с позиции их предотвратимости;
Выявлены особенности самосохранительного поведения подростков с учетом их психологических характеристик;
Установлены основные проблемы медицинского обеспечения подростков на разных этапах оказания медицинской помощи;
Проведена оценка качества оказания медицинской помощи детям подросткового возраста с позиции самих подростков, родителей и врачей.
Данные, положенные в основу настоящего исследования, позволили впервые разработать методологические подходы к составлению федеральной программы «Сохранение и укрепление здоровья детей старшего подросткового возраста».
Практическая значимость полученных в ходе исследования данных и выводов заключается в том, что:
1) результаты исследования позволили определить ведущие направления сохранения и укрепления здоровья подростков Российской Федерации, которые были взяты за основу при разработке проекта федеральной программы «Сохранение и укрепление здоровья детей старшего подросткового возраста на 2011 - 2014 годы», утвержденного Президиумом Российской академии медицинских наук;
2) проведенная интегральная оценка и анализ медико-статистических закономерностей в изменении состояния здоровья российских подростков позволяют планировать и реализовать комплекс мероприятий и приоритетных направлений по оздоровлению и воспитанию подростков, рациональному и эффективному использованию медико-социальных ресурсов как на федеральном, так и на региональных уровнях;
3) использование медико-статистических данных для изучения динамики и структуры заболеваемости, инвалидности и смертности подросткового населения Российской Федерации позволяет выделять территориальные образования с максимальными и минимальными значениями показателей и разрабатывать дифференцированные профилактические программы на региональном уровне;
4) предложен научно-обоснованный подход к проведению региональной политики в области охраны здоровья подросткового населения России на основе учета разнородности уровней и структур причин подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности в территориальных образованиях страны и выявлении их предотвратимых причин в Российской Федерации;
5) разработанная методика изучения исчерпанной заболеваемости (свидетельство о регистрации программного обеспечения « КА1Ш8» № 2009614573) может быть использована для проведения информационного скрининга заболеваемости детей в регионах.
Внедрение результатов исследования в практику.
Основные результаты исследования нашли применение в учебно-педагогическом процессе кафедр: поликлииической и социальной педиатрии ФУВ ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, кафедры медицинской экспертизы факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, кафедры педиатрии и детской ревматологии педиатрического факультета Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова, отдела постдипломного профессионального образования НЦЗД РАМН. Результаты диссертационного исследования использованы: Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации при подготовке материалов в Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации за 20082009 годы, а также при разработке приказа Минздравсоцразвития России от 19 августа 2009 года №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 08.06.2010г. №430н); в работе парламентских слушаний на тему: «Законодательное регулирование сокращения потребления алкогольной продукции в Российской Федерации», проведенных Комитетом по охране здоровья Государственной Думы 10 ноября 2009 года; Российской академией медицинских наук при разработке проекта федеральной целевой программы «Сохранение и укрепление здоровья детей старшего подросткового возраста на 2011-2014 годы». Получено свидетельство о регистрации программного обеспечения «КАЯиБ» № 2009614573 для изучения и сбора информации о заболеваемости.
Апробация работы. Диссертационная работа апробирована на совместном заседании проблемных комиссий «Медико-организационные проблемы педиатрии» и «Новые технологии в педиатрии» Учреждения Российской академии медицинских наук Научного центра здоровья детей РАМН.
Основные положения и результаты исследования доложены на Научно-практической конференции «Фармакотерапия и диетология в педиатрии» (Иваново, 2008), на XVI Съезде педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2009), на 4-ом Европейском Конгрессе педиатров (Москва, 2009), на Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 140-летию образования первой гигиенической кафедры в России, «Профилактическая медицина в России: истоки и современность» (Казань, 2009), на XIV Конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2010), на Научно-практической конференции «Фармакотерапия и диетология в педиатрии» (Ставрополь, 2010), на XV Конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2011). и
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 35 печатных работ, из них 15 в журналах, включенных в «Перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ».
Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, обзора литературы, главы, отражающей методы и объем исследования, 5 глав с результатами собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы, содержащего 179 отечественных и 52 зарубежных источника, приложения. Диссертация изложена на 333 страницах, иллюстрирована 81 таблицей и 52 рисунками.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение», 14.00.33 шифр ВАК
Совершенствование медико-социальной помощи учащимся в системе начального профессионального образования 2011 год, кандидат медицинских наук Чернышева, Наталия Витальевна
Инвалидность и смертность детского населения России: региональные особенности и законодательное обеспечение путей снижения 2005 год, доктор медицинских наук Яковлева, Татьяна Владимировна
Научное обоснование системы мер по формированию здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи 2013 год, доктор медицинских наук Иванова, Анна Аркадьевна
Совершенствование медико-социальной помощи детям подросткового возраста крупного индустриального центра 2005 год, доктор медицинских наук Рзянкина, Марина Федоровна
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ) 2011 год, кандидат медицинских наук Вологдина, Елена Леонидовна
Заключение диссертации по теме «Общественное здоровье и здравоохранение», Антонова, Елена Вадимовна
1. Разработанная методология исследования состояния здоровья подростков позволила установить основные закономерности заболеваемости, инвалидности и смертности детей 15-17 лет в Российской Федерации и научно обосновать комплекс мер по совершенствованию системы оказания медицинской помощи данной возрастной группе.
2. Анализ первичной и общей заболеваемости по обращаемости за семилетний период (2002-2008) выявил негативный их тренд среди российских подростков, соответственно, на 22,1% и 24,8%. Наивысший рост показателей отмечен по классам новообразований, болезням системы кровообращения, симптомам, признакам и отклонениям от нормы. За все исследуемые годы первые три ранговых места устойчиво занимают класс болезней органов дыхания, травмы и отравления, болезни кожи и подкожной клетчатки. Исчерпанная заболеваемость подростков (по материалам г. Красноярска - 1732,2%о) превышала общую на 8,6 - 17,3% по отдельным классам болезней, а в ее структуре первые ранговые места занимали болезни органов дыхания (35,6%), костно-мышечной системы (10,5%), кровообращения (9,4%), глаза и его придаточного аппарата (8,0%). Сложившаяся ситуация дает возможность выявить основные детерминанты и предикторы наиболее распространенной патологии и обозначить приоритеты профилактического и клинико-организационного характера.
3. Выявлены региональные особенности уровня и структуры заболеваемости подростков. Низкие уровни первичной и общей заболеваемости отмечены в Южном федеральном округе, промежуточное положение занимают Уральский, Сибирский, Дальневосточный округа, более высокая заболеваемость фиксируется в Северо-Западном, Центральном и Приволжском округах. В структуре заболеваемости превалируют в СЗФО и ДВФО травмы и отравления, в Северо-Западном - болезни кожи и подкожной клетчатки, в Южном - болезни органов пищеварения, в Приволжском -болезни мочеполовых органов и костно-мышечной системы.
4. В Российской Федерации распространенность инвалидности у подростков 15-17 лет увеличилась (с 202,3%оов 2001г. до253,7%оо в 2008 г.) за счет новообразований, психических расстройств и расстройств поведения, болезней нервной системы, уха и сосцевидного отростка, системы кровообращения и врожденных аномалий. В ее структуре первые ранговые места занимают психические расстройства и расстройства поведения (32%), болезни нервной системы (16,7%) и врожденные аномалии (11,8%). Главные нарушения в состоянии здоровья и ведущие ограничения жизнедеятельности у подростков характеризуются ростом показателей при всех ее видах. Наиболее распространены умственные (76,1%оо), висцерально-метаболические (56,8%оо), двигательные нарушения (50%оо), ограничение способности адекватно вести себя (111,1%оо), передвигаться (58,9%оо) и общаться с окружающими (44,8%оо). Уровень предотвратимой инвалидности у подростков низкий - менее 15%.
5. В XXI веке смертность российских подростков имеет выраженную тенденцию к снижению. В 2009 г. смертность подростков 15 - 19 лет составила 93,6%ооо и регистрировалась у юношей (127,7%ооо) в 2,2 раза выше, чем у девушек (58%ооо). Смертность сельских подростков значительно превышала показатели среди их городских сверстников (у юношей этот разрыв больше, чем у девушек). В структуре подростковой смертности основное место занимают травмы и отравления (до 72%), за счет которых, в основном, произошло ее снижение. Смертность подростков снизилась от неточно обозначенных состояний, новообразований и прочих причин, а повысилась - от болезней системы кровообращения. Уровень предотвратимой смертности у юношей в три раза выше, чем у девушек; у последних ее доля в общей подростковой смертности увеличивается интенсивнее.
Региональные особенности смертности российских подростков характеризуются нарастанием ее уровня в северо-восточном направлении. Неблагополучие определяется внешними причинами смерти, прежде всего, самоубийствами, убийствами и другими формами насилия. Наименьший удельный вес предотвратимой смертности регистрируется в Южном ФО, наибольший - у юношей в Уральском ФО и у девушек в Сибирском ФО.
6. В образе жизни подростков продолжают оставаться значимыми такие факторы риска как низкая физическая и медицинская активность, употребление психоактивных веществ, рискованное сексуальное поведение. Кроме того, у многих подростков отмечается предрасположенность к проявлению таких форм девиантности, как склонность к аддикции (18,1% девушек и 35,4% юношей), реализации саморазрушительного поведения (21,9% и 40,0% соответственно), агрессивные тенденции (29,6% и 16,8%).
7. Проводимые в учреждениях здравоохранения профилактические медицинские осмотры, а также работа по раннему выявлению нарушений здоровья недостаточно эффективны. На фоне роста распространённости большинства классов и групп болезней практически не увеличился процент охвата диспансерным" наблюдением подростков с тяжелой хронической патологией. Причиной такой ситуации является недостаточная диагностическая база осмотров, устаревший протокол их проведения, а также низкая доступность современного лабораторного и инструментального обследования и консультирования некоторых врачей-специалистов амбулаторно-поликлинического звена.
8. При разработке региональных целевых программ по охране здоровья подростков следует учитывать: сведения о накопленной и исчерпанной заболеваемости; региональные особенности показателей здоровья детей; поведенческий фактор; состояние и качество медицинской помощи контингенту. Ведущими принципами построения и реализации целевой программы должны быть: а) межсекторальный подход, прежде всего, тесное взаимодействие систем здравоохранения и образования; б) профилактическая направленность; в) создание инфраструктуры и внедрение технологий по формированию здорового образа жизни; г) непрерывность и преемственность оказания всех видов медицинской, медико-социальной и медико-психологической помощи.
1. Расширить программу углубленных профилактических осмотров детей в возрасте 15, 16 и 17 лет за счет введения дополнительных осмотров врачей-специалистов, лабораторного и инструментального обследования и распространить их на возрастные группы 15, 16 и 17 лет.
2. Органам управления здравоохранением и образованием субъектов Российской Федерации разработать региональные программы по формированию устойчивых стереотипов здорового образа жизни, предупреждению поведенческих факторов риска у детей, в том числе подросткового возраста, с учётом социально-экономических особенностей региона.
3. Органам местного самоуправления и управления здравоохранением муниципальных образований:
Обеспечить развитие «Центров здоровья» для детского населения на базе муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений;
Привести структуру детских амбулаторно-поликлинических учреждений в соответствие с действующими нормативными документами, укомплектовать их квалифицированными медицинскими кадрами, в первую очередь, для дальнейшего развития отделений восстановительного лечения, медико-социальной помощи, организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях;
Создать условия для постоянного повышения квалификации врачей,
Работающих в педиатрических учреждениях первичного звена здравоохранения с учетом автоматизации рабочих мест, внедрения в детские поликлиники новых современных диагностических и лечебных технологий, а также необходимости знания врачом законодательной и нормативной правовой базы работы учреждений первичного звена; для повышения доступности и качества медицинской помощи подросткам обеспечить приоритетное оснащение детских амбулаторно-поликлинических учреждений современным оборудованием; обеспечить выполнение медико-экономических стандартов оказания амбулаторно-поликлинической помощи подросткам; целесообразно развитие сети многопрофильных реабилитационных центров для организации медико-психологической помощи подросткам.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.