Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать? Сенсорика – что это такое? Дидактические игры по сенсорике
Соответственно, все люди делятся на сенсориков и интуитов . Эти две группы людей различаются и по внешним признакам: сенсорики имеют более плотное телосложение, у них лучше развит мышечный корсет, они более склонны к полноте. Интуиты, напротив, более тонкокостные, худенькие, с тоненькой шеей. Яркий пример вы можете видеть на картинке: Винни-Пух - типичный сенсорик , гурман, думает только о том, где бы поесть меду. Пятачок, напротив, - интуит , его мысли витают в облаках.
Интуиция делится еще на два вида: интуиция возможностей - умение видеть уже заложенные в объекте свойства, его суть, и интуиция времени - видение последовательности процессов во времени, способность к предвидению будущих событий.
Человек с развитой интуицией возможностей видит людей и предметы в целом, без деталей, саму их суть. Он различает, что важно, а что нет, представляет, что может произойти, а что нет с этим объектом, то есть его возможность или невозможность его изменения .
Человек с развитой интуицией времени проявляет такие качества, как пунктуальность, стремление к планированию, он ощущает своевременность или несвоевременность какого-либо события или поступка, четко понимает, что все подвластно времени.
Аналогично интуиции различают два вида сенсорики: сенсорика ощущений (это способность ощущать органами чувств цвет, звук, вкус, запах, тактильные ощущения, эстетику предметов) и волевая сенсорика (это ориентация на измеряемые параметры объектов, их внешний вид, воля, целеустремленность, способность к доминированию, командованию).
Человек с выраженной сенсорикой ощущений умеет создавать комфорт, ощущает удобство и неудобство вещей, наслаждается произведениями искусства, чистоплотен и опрятен. Если же у человека преобладает волевая сенсорика, он всегда готов к действиям, мобилизован, часто напряжен, у него есть стремление к захвату территории и расширению своего влияния, он стремится «статусно», «круто» выглядеть.
Журавль или синица?
Вы уже поняли, на кого вы похожи? Еще нет? Тогда начнем более понятное и простое сравнение сенсорика и интуита.
Наверное, вы уже поняли, что у сенсорика более реалистичное мироощущение. Он живет по принципу "здесь и сейчас". Он практичен, хорошо ориентируется в материальном мире. Он склонен выбирать "синицу в руках". А вот интуит лучше разбирается в потенциальных возможностях человека. Его жизнь подчинена размышлениям о прошлом и будущем. Он отслеживает сделанные ранее ошибки, наблюдает ход истории. В целом его привлекает "журавль в небе".
Если мы сравним развитость органов чувств, то по этому критерию, безусловно, выиграет - сенсорик. У него отлично функционируют как внешние рецепторы, так и внутренние. Поэтому сенсорик хорошо ощущает физическое состояние другого человека, но особенно - свое собственное. А вот интуит не может похвастаться объективностью собственных ощущений, он даже больше поверит диагнозу врача, а если это касается эстетического вкуса - то мнению модельера, нежели своим собственным ощущениям. Это связано с тем, что порог его чувствительности ниже, чем у сенсорика, и поэтому на внутренние раздражители и раздражители среды интуит реагирует не сразу. Он, например, может долго не замечать физические неудобства и не чувствовать боль.
Продолжим определять признаки этих типов. У сенсорика хорошо развита способность к ручному труду. Он может длительное время заниматься рутинной работой и при этом получать удовольствие, особенно если это поощряется материально. У интуита руки не такие умелые, как у сенсорика. Ему в тягость «нетворческая» работа. Он может с удовольствием создавать те предметы, которые будут неповторимы и являются плодом его фантазии.
Форма или содержание?
Для сенсорика важнее физическая оболочка, то есть форма. Это проявляется в том, что внешний вид людей имеет для него большое значение - ведь он несет информацию о статусности и материальном состоянии партнера. Еще одним свойством сенсорика является его способность создавать комфортную атмосферу своему партнеру. Для сенсорика неприемлема любовь без телесного обладания объектом его чувств.
Для интуита гораздо более значимо содержание, потенциал развития человека или процесса, чем форма. Критерием хороших отношений для него является раскрытие потенциальных способностей и возможностей партнера. Для интуита немыслимы телесные отношения без любви.
Есть различия и в типе мышления: у сенсорика - конкретное мышление, он исходит из фактов, идет от конкретного к общему, воображение развито не сильно. У интуита - абстрактное мышление, он выдвигает гипотезу, а затем подтверждает или опровергает ее, он наделен большей фантазией.
Сферы деятельности тоже разные - у сенсорика хорошо получается себя реализовать в прикладном искусстве, танцах, спорте, интуиту же лучше даются абстрактные вещи - наука, математика, музыка, психология.
И наконец, по поводу времени. Сенсорик ориентируется на ближайшее прошлое, живет сегодняшним днем. Он "спринтер". Если цель отодвинута во времени, он теряет ориентиры. Интуит ориентирован на будущее, он формирует глобальные изменения, кардинальные повороты истории. Это "стайер".
Таким образом, если обобщить все вышесказанное, можно выделить несколько характерных признаков сенсорика и интуита.
Сенсорный тип:
- живет по принципу «здесь и сейчас»
- в пространстве ориентируется хорошо
- деятелен и практичен
- уверен в себе
- реалист, успешно работает руками
Интуитивный тип:
- размышляет о прошлом или будущем
- интересуется новым, даже если это не обещает практического результата
- проявляет беспокойство о будущем
- не уверен в себе
- теоретик, не любит работать руками
Но самое главное - понять, что ни одно их этих понятий не относится к категории «хорошо» или «плохо». Это два совершенно разных, но взаимодополняющих по своей сути типа восприятия действительности, у каждого их которых есть свои преимущества. Важно о них знать и учитывать их как в личной, так и в профессиональной жизни.
Ощущение - психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств объектов окружающей действительности, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств (соответствующие рецепторы). Ощущение есть простейшая чувственная форма отображения действительного мира, элементарная разновидность психических процессов. Физиологические и нервные процессы находятся за пределами психической сферы и потому сознанием не обнаруживаются. Представляя собой первооснову познавательной активности человека, ощущение олицетворяет собой рубеж между нервными и психическими процессами. В ощущении происходит первичный качественный переход от материального мира к миру психических явлений. Сенсорные эффекты, выражающиеся в ощущениях, образуют, таким образом, низший уровень психики. И поскольку сенсорная область располагается на границе, разделяющей допсихические и собственно психические эффекты, границу такого разделения в психофизике не случайно обозначают понятием «сенсорный порог». Уже на этом пороговом уровне проявляется парадоксальное свойство психики, которое состоит в том, что ощущения, как и нервные процессы, будучи связанными с соответствующими анализаторами, вместе с тем отнесены к внешнему раздражителю и могут быть описаны только в терминах предметных качеств отражаемой предметной реальности. Эта обращенность к стимульному объекту, отнесенность к внешнему миру роднит ощущения с высшими уровнями психической репрезентации.
Ощущение представляет собой единство сенсорного процесса и сенсорного образа. Сенсорные эффекты возникают на основе работы анализаторных систем, которые также называют "органы чувств" или "сенсорные модальности": зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Это те «каналы», через которые внешний мир проникает в сознание, поэтому
ощущение можно рассматривать как простейший, элементарный факт сознания.
Ощущения не просто низший уровень психического отражения, не только элементарная форма познавательной активности, но и базовая основа всей психической организации человека. Ощущения абсолютно необходимы для нормальной жизнедеятельности. Именно они дают возможность человеку ориентироваться в пространстве и времени, выполнять различные моторные действия. Если бы человек лишился чувствительности, произошло бы разрушение всех форм психической активности. Так, русский врач С.П.Боткин имел следующее наблюдение. Одна его пациентка была лишена всех видов чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания одним пальцем руки. Если она закрывала здоровый глаз, и никто к ее пальцу не прикасался, она сразу после этого погружалась в глубокий сон. Это лишний раз доказывает, что для того, чтобы сознание работало в нормальном режиме, нужен постоянный приток информации из окружающей мира. Потребность в получении новой информации является едва ли не самой важной для функционирования психики. Существенным является даже не сам по себе факт получения сенсорной информации. Должен существовать информационный баланс между человеком и внешней средой. Если взаимодействие между человеком и средой нарушается, то это может привести или к информационной перегрузке, или к информационному дефициту, что одинаково негативно сказывается на психофизиологическом состоянии человека.
Разнообразие сенсорной информации является важным условием нормального функционирования психики. Получены многочисленные свидетельства негативного влияния нахождения человека в условиях сенсорной депривации (недостатка) на протекание психических процессов. Эксперименты по сенсорной депривации показывают, что нахождение человека в стимульно - обедненной среде уже через непродолжительное время вызывает деструкцию психических функций. В ходе таких экспериментов, испытуемых помещают в специальные камеры, которые обеспечивают почти полную сенсорную изоляцию или же создают
условия, при которых действует однообразная стимуляция. Например, включают мерный монотонный звук, на глаза испытуемому надевают очки, пропускающие лишь слабый свет, а на ноги - специальные цилиндры, блокирующие тактильную чувствительность. По прошествии нескольких часов испытуемые, как правило, просят остановить эксперимент, т.к. переживают состояние прогрессирующей тревоги, внутреннего дискомфорта, теряют пространственную ориентацию. Отмечаются также нарушения способности концентрации внимания, нарушения памяти. Опыты по частичной изоляции показали, что изоляция отдельных участков тела от воздействий внешней среды приводит к нарушению тактильной, болевой и температурной чувствительности в этих местах. У тех испытуемых, которых подвергали длительное время воздействию монохроматического света, появлялись галлюцинации. Д.О.Хебб обнаружил, что сенсорная депривация отрицательно влияет на эффективность мыслительной деятельности. И.К.Эрик Гундерсон и Пол Д. Нельсон, занимавшиеся изучением физического и психического состояния людей, находящихся в условиях недостаточной стимуляции, пришли к выводу, что в условиях «ограниченной стимуляции... в течение длительного времени человек испытывает нарушение сна, депрессию, ранимость и возбудимость» А.Тоффлер, характеризуя психические изменения людей, находящихся на антарктических станциях, указывает на то, что с течением времени полярники обнаруживают все признаки психологического истощения, начиная от быстрого утомления, ухода в себя, заканчивая полной апатией. С данной позицией в полной мере согласуется мнение Б.Г.Ананьева, который указывал на то, что аффективная напряженность, являющаяся следствием сенсорного голода, есть не что иное, как «проявление потребности в информации». Нарушение восприятия временных промежутков вплоть до потери чувства времени, чувство одиночества, подавленность, немотивированная агрессия, ослабление самоконтроля - вот далеко не полный перечень тех негативных последствий, которые имеют место в условиях изоляции в стимульно- дефицитной среде. Видимо, не случайно одиночные заключения являются наиболее суровым наказанием в исправительной практике.
Ощущения субъективно переживаются только в процессе изменения состояния взаимодействия между раздражителем и рецепторным участком. Подтверждением значимой роли изменений в психической жизни человека могут являться факты утраты восприятия стабилизированных изображений на сетчатке глаза и стабилизированных предметов (кольцо, часы) относительно рецепторного участка тела. Монотонный звук уже через короткое время перестает субъектом осознаваться. В диапазоне сенсорно - перцептивных форм отражения к аналогичным феноменам следует отнести потерю вкусовой чувствительности к тем вкусовым агентам, что в течение какого-то времени вызывали свойственные им вкусовые ощущения; утрату обонятельной способности при различении запаха, который на протяжении некоторого времени окружает человека. Таким образом, чувственное отражение возможно благодаря изменению во взаимодействии субъекта отражения и отражаемой реальности. Изменение является своего рода априорным условием, делающим возможным эффекты сенсорно- перцептивного отражения. Б.Г.Ананьев подчеркивал, что продукты психического отражения в своих домыслительных разновидностях являются, фактически, производными по отношению к эффектам отображения изменений в субъектно-объектных взаимодействиях. Он отмечал, что все формы чувственного отражения, к которым он относил ощущение, восприятие, представление, нельзя отрывать от их содержания, то есть «отражения движущейся материи» . Иными словами, отражение строится на основе эффектов изменения состояния субъектно-объектного взаимодействия в процессе чувственного отражения. Потерю чувствительности вызывает не только дефицит информации, но, прежде всего, отсутствие изменения в характере взаимодействия между человеком и средой. Только через изменение возможно психическое отражение. Отсюда следует важный вывод: стабилизированные относительно психики явления сознанием не обнаруживаются. Органы чувств, тем самым, теснейшим образом связаны с органами движения. Неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука перестает быть орудием познания. Иначе говоря, моторные процессы непрерывно участвуют в ходе построения психической проекции объектов.
История знает различные взгляды относительно природы ощущений. Сторонники одной позиции трактуют ощущения как символы, знаки внешнего мира. Приверженцы другой точки зрения исходят из положения о специализации органов чувств в отношении определенных видов раздражителей, а также фактов, когда одни и те же раздражители, воздействуя на различные органы чувств вызывают характерные для этих органов чувств ощущения. Так, например, при воздействии на сетчатку глаза света, давления или тока возникают зрительные ощущения. А механический раздражитель может вызывать ощущение давления, звука или света в зависимости от того, на что он действует: кожу, ухо или глаз. На основании этого И.Мюллер выдвинул идею о «специфической энергии органов чувств». Однако необходимо отметить, что органы чувств, в эволюционном плане, - следствие приспособления к воздействиям среды и поэтому они функционально адекватны им. Объективные свойства внешнего мира определили специфичность органов чувств.
Эти теоретические воззрения отражают лишь часть всей многообразной феноменологии ощущений. Обобщив и вычленив основополагающее для понимания природы ощущений, можно констатировать, что ощущения - не просто сенсорные образы, наподобие фотографий внешнего мира, а именно субъективные образы, то есть для формирования ощущений недостаточно воздействия внешнего раздражителя, необходима работа сенсорных систем. Эта работа заключается как во внутренних процессах, так, зачастую, и во внешних действиях. Другими словами, ощущение возникает на основе процесса преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего на соответствующий рецептор в энергию нервных процессов. Ощущение, таким образом, можно понимать не только как чувственный образ, но и как саму деятельность по формированию этого образа. Поэтому говорят о единстве, необособимости сенсорного процесса и его интегрального продукта - сенсорного образа.
Ощущения можно также рассматривать как форму отражения адекватных раздражителей, например, слуховые ощущения - результат отражения воздействующих на рецепторы звуковых волн в диапазоне от 16
до 20 000 Гц., зрительные ощущения - результат отражения действия света, т. е. электромагнитных волн, имеющих длину от 380 до 800 миллимикронов. Тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей. Следует отметить, что острота тактильной чувствительности существенным образом различается при сравнении различных участков кожной поверхности. Самые низкие пороги абсолютной чувствительности имеют место на кончике языка, кончиках пальцев, тыльной стороне ладони, ладонной поверхности предплечья. Напротив, низкая абсолютная чувствительность, и, тем самым, наиболее высокие пороги установлены на тыльной поверхности предплечья, пояснице, плотной части подошвы.
Независимо от специфики все ощущения имеют общие эмпирические характеристики.
Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой — принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок — это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным.
Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными.
Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств — всеми цветами спектра, с геометрическими формами — круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич.
Развивать познавательные умения и речевые — определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.
Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы — устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
Татьяна Поникарова
Что такое сенсорика? Почему так важно ее развивать?
Подготовила воспитатель
Поникарова Татьяна Евгеньевна МДОУ "Детский сад №183" г. Ярославль 2016
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсомоторная координация – это согласование действий рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как-бы «обучает руку» , а с помощью движения рук, участвующих в манипуляции с предметами, открывается больше новой информации. Зрение и движение рук становятся источником познания ребенком окружающей действительности.
Сенсорное развитие , направленное на форматирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей . То есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно :
Является основой для интеллектуального развития ;
Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность ;
Готовит к реальной жизни;
Позитивно влияет на эстетическое чувство;
Является основой для развития воображения ;
- развивает внимание ;
Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов ;
Обеспечивает усвоение навыков учебной деятельности;
Влияет на расширение словарного запаса ребенка;
Влияет на развитие зрительной , слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Дидактические игры являются эффективным средством для развития сенсорного восприятия ребенка . С одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, способствуют самовыражению.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок. Это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Чуть позже его восприятие «дорастет» до возможности видеть и понимать произведения искусства – картины, скульптуры, слушать музыкальные произведения. Но, если усвоение этих знаний происходит стихийно, без разумного руководства взрослых – оно зачастую оказывается поверхностным. Поэтому так важно последовательное , планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества, с учетом возрастных особенностей и степени развития сенсорного аппарата детей .
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве формируются представления о цвете, форме, величине. Важно , чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми цветами спектра, разновидностями способов и приемов обследования (зрительного, осязательного и двигательного; сравнения) геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, геометрических тел (шар, куб, призма и пирамида (треугольные и четырехугольные, цилиндр, конус) ; понимать и использовать в речи слова –названия величин (большой – маленький; высокий – низкий; широкий – узкий, форм, цвета.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете (основные цвета спектра и их оттенки, форме, положении предмета в пространстве, отношениях по величине между несколькими предметами.
Одновременно с этим у детей происходит формирование навыков дифференциации предметов по названному признаку (цвет, форма, размер относительно образцов - эталонов) . В качестве особой задачи выступает развитие аналитического и логического мышления (умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму на возможные геометрические фигуры, выделять отдельные величины.
В старшем возрасте, при усвоении грамматического строя речи, большую роль играет фонематический слух, то есть – различение речевых звуков, восприятие начертания букв.
Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения в школе.
Публикации по теме:
Дидактическая игра по безопасности жизнедеятельности «Что такое хорошо, что такое плохо?» Дошкольный возраст – это важнейший период, когда.
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Что такое хорошо, что такое плохо» Цель: Речевое развитие:Развивать связную речь,память,интонационную выразительность речи. Учить детей употреблять в речи сложноподчинненые.
Детско-родительский образовательный проект «Что такое хорошо, что такое плохо». Детско-родительский образовательный проект Тема:"Что такое хорошо,что такое плохо" Рабочий план мероприятий на 2013-2014 учебный год.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и изодеятельности «Что такое светофор?» Конспект интегрированного занятия ребенок и окружающий мир с изо деятельностью. Тема: «Что такое светофор?» Возраст: Средняя группа. Цель:.
Конспект НОД во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 комбинированного вида» г. Новосибирска Конспект непосредственно.
Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» (старшая группа) Подготовила Литошко М. В., музыкальный.
Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в раннем возрасте?
Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
Является основой для интеллектуального развития
Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
Готовит к реальной жизни;
Развивает наблюдательность;
Развивает внимание;
Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Позитивно влияет на эстетическое чувство;
Является основой для развития воображения;
Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.
Игра - это ведущий вид деятельности маленького человека. Детство без игры и вне игры ненормально.
Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Лишь опытным путём способен ребёнок получить представление о мире. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно с ним просто поиграть. Игры на развитие сенсорики в раннем возрасте связаны с определением свойств различных предметов.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные особенности, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы, слышит разные звуки. Усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых и они часто оказывается поверхностным. Вот тогда и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Ребенка надо знакомить со многим: цветами спектра, с геометрическими формами и т. д. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм. Главное составляющее полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность в будущем успешное обучение ребенка в школе.
Организуя работу с маленькими детьми необходимо учитывать следующее:
Занятие с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;
Необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;
В совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;
Нужно многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;
Уровень сложности материала должен соответствовать возрасту, задания следует усложнять постепенно;
Длительность занятия должна быть в зависимости от возраста (от 5-10 до 15-20 минут);
Необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.
Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно.
1. Собери пирамидку. Конусная пирамидка — прекрасный тренажер, помогающий усвоить величину предметов. Сначала продемонстрируйте, как она собирается, сделав акцент на том, что нанизывание колец происходим в зависимости от их величины. Затем предложите повторить увиденное ранее действие самостоятельно. В случае ошибки обязательно объясните, что малыш сделал не так.
2. Разложи кубики. Предложите ребенку выбрать из большого количества кубиков одинаковые по размеру и цвету, сложив их в разные коробочки.
3. Найди твой цвет. Дайте ребенку 3 игрушки разных цветов. Попросите пройтись по квартире и найти предметы такого же цвета.
4. Угадай на вкус. Нарежьте небольшие кусочки фруктов и овощей. Малыш должен с закрытыми глазами попробовать на вкус и назвать продукт.
5. Угадай фрукт и овощ. В мешочек положите разные фрукты и овощи: яблоко, грушу, сливу, апельсин, огурец, помидор. Задача ребенка, опустив руку в мешочек, нащупать содержимое и угадать что это.
6. Чья рука? Игра довольно сложная, требующая чуткого восприятия. Пусть ребенок потрогает ладонь бабушки, мамы, папы, брата. После чего повторит задание с закрытыми глазами и попытается определить, чья ладонь к нему прикоснулась.
7. Вспомни-ка. Проведите по ручке малыша разными предметами: игрушкой, перышком, пушистой варежкой. Попросите его закрыть глаза, вспомнить ощущение и назвать предмет.
8. Дразнилки. Игра-подражание. Показывайте крохе разные гримасы: оскаленные зубы, нахмуренные брови, надутые щеки, округленные глаза, а он пусть повторяет.
Консультацию подготовила: воспитатель МБДОУ № 66 Шабурова Луиза Рафаиловна