День машиностроения: значение, история, празднование. День машиностроителя — все о празднике
В эти дни чествуют людей, которые занимаются тем или иным видом деятельности, например, День геолога, День строителя, День металлурга и многие другие. Одним из таких праздников является . О нем пойдет речь в статье.
Важная отрасль промышленности
является важным событием. Это объясняется огромным значением для экономики этой отрасли промышленности. Что же представляет собой это важнейшее производство?
Машиностроение - это направление промышленности. Оно производит орудия труда, предметы потребления и продукцию для оборонного комплекса. Это производство является материальной основой всей хозяйственной деятельности любой страны. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависит производительность общественного труда, технический прогресс, материальное благосостояние народа и обороноспособность в целом.
Главная задача машиностроения - обеспечивать все отрасли и производства высокоэффективным оборудованием. Именно поэтому это производство является базовой составляющей экономики. Это направление хозяйственной деятельности признано одним из важнейших. От него зависит уровень развития любой страны.
Немного истории
Машиностроение как отрасль промышленности возникло в XVIII веке. Оно получило бурное развитие в XIX веке сначала в Великобритании и некоторых других странах Западной Европы, а позже и в США. В России первые машиностроительные заводы появились в XVIII веке. Поэтому День машиностроения имеет внушительную историю.
Значение отрасли
Машиностроение является одной из важнейших отраслей мировой промышленности. Оно занимает первое место по количеству персонала, занятого в этом производстве. Также отрасль лидирует по стоимости продукции.
Машиностроение подразделяется на несколько подотраслей. В них входят энергетическое, сельскохозяйственное, транспортное машиностроение. Также сюда относится станкостроение, производство различного оборудования и др.
Продукция представленной отрасли применяется повсеместно. Ее задействуют в промышленности, в сельском хозяйстве, в быту… Научно-технический прогресс входит в нашу жизнь именно через представленную продукцию. Особенно это справедливо для станкостроения, электронного производства, приборостроения, а также компьютерной техники. Чем лучше развито машиностроение, тем быстрее осуществляется перевооружение отраслей экономики страны. Поэтому дата Дня тяжелого машиностроения является праздником в нашей стране.
Мировое машиностроение
Следует отметить, что празднуют не только в России. Многие страны также выказывают свое уважение труду миллионов сотрудников, работающих в этой отрасли.
Уровень развития любой страны определяется в первую очередь машиностроительной отраслью. Именно поэтому более 92% всей подобной продукции изготовлено в развитых государствах. Собственно, они и приобрели такой статус благодаря своему машиностроению.
Эти страны производят практически все виды металлопродукции, «от скрепок до самолётов». Остальные страны Западной и Восточной Европы и некоторые развивающиеся страны обычно производят некоторые определённые виды изделий, которые и продвигают на мировом рынке.
Свидетельствует о развития той или иной страны доля продукции машиностроения в общей структуре производства. Чем она выше, тем развитее, цивилизованнее является страна. Именно по этой причине становится так важно развивать максимально это направление.
Машиностроение в России
День машиностроения, дата которого отмечается ежегодно, важен для нашего общества. Машиностроение в России включает в себя три основных сегмента. Это электроника, транспорт и тяжёлая промышленность.
Электроника является на данный момент наиболее развитой отраслью. Она стала первой подотраслью представленного направления хозяйствования, куда пришли зарубежные, инновационные технологии. Отечественная электротехническая подотрасль, сохранив старые названия прошлого века, практически полностью стала производить готовые изделия по зарубежным методикам. Это значительно повысило спрос продукции отечественного изготовления на мировом рынке.
Транспортная подотрасль включает в себя разнородные по своей сути предприятия. Они выпускают автомобили, космическое оборудование, плавательные средства и прочее. Это направление машиностроения, пожалуй, можно считать одним из самых перспективных и динамично развивающихся. Авиация военного назначения традиционно относится к категории ключевых производств нашей страны. Эту продукцию Россия поставляет на экспорт. Именно военная авиация является главным потребителем I Т-технологий.
В судостроении ситуация несколько сложнее. А отечественное автомобилестроение почти полностью переориентировано на сборку иностранных моделей автомобилей с высокими требованиями к автоматизации производства и управления.
Самой кризисной отраслью отечественного машиностроения является тяжёлое машиностроение. Часть предприятий в ней медленно, но верно «умирает». Это касается, прежде всего, станкостроительной и инструментальной промышленности. Другая часть «держится на плаву», ориентируясь на производство продукции для сырьевых, металлургических отраслей и предприятий энергетики. Несмотря на эти сложности, День тяжёлого машиностроения, который совпадает с общим праздником, отмечается не менее торжественно.
День машиностроителя
Учитывая важность машиностроительной отрасли для экономики страны, был учреждён праздник - День машиностроителя. Он ведёт свою историю ещё со времён советской государственности. В начале прошлого столетия был учрежден этот праздник. И поныне его отмечают в установленную дату.
Празднуют эту дату ежегодно в России, Беларуси, Украине и Кыргызстане в последнее сентябрьское воскресенье. Дата праздника не является постоянной. Например, какого числа День машиностроения будет в следующем году? Эта дата в 2018 году будет праздноваться 30 сентября. Все зависит от календарных особенностей года.
Как празднуют День машиностроителя?
Представленный праздник в нашей стране отмечают на всех фабриках, заводах, цехах, работа которых связана с машиностроением и сопутствующими производствами. В День машиностроения поздравлени я принимают работники этой профессии разного уровня и профиля, а также ветераны отрасли. Различные поздравления, теплые слова и пожелания адресованы всем причастным к отрасли машиностроения.
Это праздник настоящего труда и мощи. Это дата, к которой причастны сильные духом и телом, морально и физически крепкие, трудолюбивые люди. Они создают шедевры современной техники. Это день творцов научно-технического прогресса, создателей экономической мощи нашей страны.
Отмечаемый в России ежегодно в последнее воскресенье сентября, установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях".
Машиностроительный комплекс — базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики (топливно‑энергетический комплекс, транспорт, связь, агропромышленный комплекс, оборонно‑промышленный комплекс, строительство), обеспечивающая их устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, являющаяся основой развития технологического ядра промышленности. В структуре промышленного производства страны удельный вес машиностроения составляет около 20% (второе место, после топливно-энергетического комплекса).
От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т.д.), производительность труда в других отраслях хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.
Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40% от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении — около четырех миллионов человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности.
Современное машиностроение является сложной и дифференцированной отраслью промышленности. Машиностроительный комплекс РФ объединяет 12 крупных комплексных отраслей, образованных сотнями высоко дифференцированных подотраслей. К комплексным отраслям машиностроения относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электрическая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи.
Продукцию предприятий машиностроения принято подразделять на предназначенную для гражданских потребителей и идущую на нужды военно-промышленного комплекса (ВПК).
Согласно оценке экспертов Рейтингового агентства "РИА Рейтинг", с ноября 2014 года российский машиностроительный сектор стал демонстрировать непрерывную тенденцию спада . Согласно оценке, суммарное производство в трех машиностроительных отраслях снизилось в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 8,9%, что стало худшим показателем за последние шесть лет. В последний раз более глубокий спад наблюдался в 2009 году, но тогда он был значительно сильнее — на 31,2%. Положительная динамика производства отмечена лишь в трех машиностроительных подотраслях из двенадцати. В то же время в шести подотраслях спад превысил 10%, а в двух — более 20%.
Основной причиной спада эксперты называют сокращение внутреннего спроса на оборудование инвестиционного назначения, а также на технику, предназначенную для потребительского рынка. Сильнее всего снизилось производство автомобильной техники, грузовых вагонов и турбин.
В начале 2016 года темпы спада производства в машиностроении были значительно меньше, чем в 2015 году, затем отрицательная динамика сменилась положительной. В январе-августе 2016 года индекс производства машин и оборудования составил 112,3% к уровню января-августа 2015 года.
Эксперты отмечают, что в различных секторах машиностроения ситуация складывается не одинаково. Существенный рост производства по итогам полугодия 2016 года зафиксирован в сельскохозяйственном машиностроении, в производстве крупного энергетического оборудования и железнодорожной техники, что отчасти стало возможным благодаря прямым и косвенным мерам господдержки.
Вместе с тем глубокий спад сохраняется в станкостроении, в производстве металлургической и строительной техники, что обусловлено недостаточным инвестиционным спросом со стороны корпоративного сектора, высокими процентными ставками.
Также четвертый год подряд наблюдается спад производства в автомобилестроении, однако в некоторых его секторах в 2016 году динамика улучшается — в частности, в производстве грузовых автомобилей и автобусов.
Важность труда машиностроителей по достоинству оценивается государством . В списке почетных званий Российской Федерации есть звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации", которое присваивается высокопрофессиональным рабочим, инженерно-техническим и научным работникам организаций машиностроения, в том числе научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций, за личные заслуги.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
День машиностроителя - это торжественный и праздничный день для всех рабочих и инженеров данной отрасли экономики. Его отмечают в последнее воскресенье сентября. В 2018 году праздник выпал на 30 число. В этот день организуются праздничные мероприятия на заводах, застолья, чествование ветеранов, концерты, конкурсы, торжественные выступления.
Машиностроение это основа промышленности любой страны мира, ее интеллектуальный потенциал. Жизнь всего человечества тесно связана с этой отраслью промышленности. Это все то, что связано с технической стороной жизнедеятельности человека, например, транспорт личный и общественный, холодильники и телевизоры.
Та продукция, на которой базируется промышленность, то есть станки и прочее оборудование для производства новых товаров, и продукция, обеспечивающая обороноспособность страны, то есть ракеты и самолеты, космические спутники и морские корабли. Эти люди достойны самых искренних слов поздравлений в свой профессиональный праздник.
Есть один хороший праздник,
Он для тех, кто не дурак,
Кто в машинах всяких разных
Знает что, и где, и как.
Он для тех, кто вмиг построит
Самый сложный агрегат,
Кто свою удачу словит,
Не заметив всех преград.
Пусть тебе, машин строитель,
Светит звезд путеводитель,
Будет счастье на века,
И зарплата высока!
***
Надежные станки, машины
Работают порою век.
Их вышел срок, но нет причины
Забыть о том, что человек,
Который создал их когда-то,
На радость людям сотворил,
Работал он не за зарплату
И от работы не косил.
Да и сегодня, чья обитель -
Цеха, конвейеры, завод,
Все так же тверд машин строитель,
Не выдаст брак, не подведёт.
Он знает, что зависят жизни
От его тяжкого труда,
И как лентяй, он не зависнет
На своем месте никогда.
Восславим гордого строителя,
Что был основою всему,
И не утратил и поныне он
Своих позиций потому.
Здоровья крепкого желаем
И счастья в жизни и любви,
Удача пусть сопровождает
Его на жизненном пути!
***
Специалист машинного строения
Сегодня все слова звучат для вас.
Ведь без расчетов, вашего умения,
Ничто бы и не сдвинулось без вас!
Такая отрасль важная и мощность,
Сегмент огромный силы и труда.
И вся активность автопроизводста
И процветает, держится на вас!
Желаем счастья и рабочих вам успехов,
Пусть все свершится в жизненном пути.
Здоровья, радости, побед и много смеха
И лишь вперед уверенно идти!
История праздника День машиностроителя
Впервые он упоминается в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1966 года №139-VII об установлении ежегодного праздника «Дня машиностроителя». Затем праздник был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года №3018-Х «О праздничных и памятных днях», а позже в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года №9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».
Позднее праздник машиностроения закрепили и соответствующими указами и постановлениями суверенных национальных государств. Это традиционный профессиональный праздник рабочих и инженеров машиностроительной отрасли.
Так как к машиностроению относится широкий комплекс отраслей промышленности, изготавливающих орудия труда для народного хозяйства, транспортные средства, а также предметы потребления и оборонную продукцию, то этот праздничный день отмечается широко и торжественно из года в год.
Интересные факты о машиностроении
Первые автомобили не могли похвастаться наличием рулевых колес, поворот машины был возможен только с помощью специального рычага. Скорость подушки безопасности достигает 5 тыс. километров в час, причем, максимальная скорость развивается за одну секунду.
Все сделано для того, чтобы подушка открывалась не позже, чем за 40 миллисекунд после аварии или столкновения. Ежедневно Ferrari производит около 14 автомобилей. Самым дешевым автомобилем в мире считается Tata Nano.
Самым первым самоходным автомобилем является машина, которая была создана Николасом Кагнотом в далеком 1769 году, причем развивал этот «автомобиль» скорость в 6 км/ч., а преимущественно использовался оный для перемещения орудий.
В 1898 году для того, чтобы преследовать автомобильного хулигана, использовался велосипед. Спустя 31 год было изобретено автомобильное радио, которое радует нас до сих пор;
Еще через 9 лет (1938 год) было представлено другое усовершенствование автомобиля – электрический сигнал поворота. Что же касается первого автомобиля с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, то он был создан в 1885 году, за изобретением стоит Карл Бенц.
День машиностроителя в 2019 году какого числа отмечается – 25 сентября 2019 года
История этого российского профессионального праздника начинается в 1980 году, когда специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР было введено ежегодное празднование Дня Машиностроителя в последнее воскресенье сентября. Понятно, что наиболее широко День Машиностроителя отмечается в тех городах и поселках нашей страны, где предприятия данной отрасли преобладают или же являются градообразующими. Здесь проводятся различные праздничные мероприятия, турниры, слеты концерты и конкурсы. Хотя, вероятно, это не совсем правильно, ведь от развития машиностроения, от его работы зависят и все другие отрасли экономики. Можно без преувеличения сказать, что продукция машиностроения напрямую касается каждого человека. Поэтому если у вас есть знакомые, работающие над выпуском автомобилей, станков или даже обычных дверных замков – обязательно поздравьте их в последнее воскресенье первого осеннего месяца. В 2019 году День Машиностроителя в России будет отмечаться 25 сентября.
Что такое машиностроение
Давайте сначала определимся с тем, а что же это, собственно, такое – машиностроение. Впрочем, ответ на этот вопрос заложен уже в самом названии этой отрасли. Машиностроение, это - отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.
Но, поскольку машиностроение – это чрезвычайно емкое и обширное понятие, его, в свою очередь, тоже принято подразделять на отдельные группы: машиностроение общее среднее, тяжелое, точное, ремонт машин и оборудования, а также производство металлических изделий и заготовок.
Но и это еще не все. Каждая группа, относящаяся к машиностроению, также делится на различные подгруппы. К общему машиностроению относятся следующие виды машиностроения:
- транспортное – железнодорожное, авиационное, судостроение, ракеты и космические корабли;
- сельскохозяйственное;
- химическое;
- лесопромышленное
- строительное и коммунальное;
- производство технологического оборудования.
К тяжелому машиностроению относятся:
- Горно-шахтное машиностроение
- Металлургическое машиностроение
- Энергетическое машиностроение
Среднее машиностроение, это:
- автомобилестроение;
- производство тракторов;
- производство станков;
- робототехника;
- производство оборудования для легкой промышленности;
- производство инструмента;
- производство оборудования для пищевой промышленности;
- производство бытовых машин и приборов.
Точное машиностроение включает в себя:
- производство радиотехники и электроники;
- приборостроение;
- производство электротехнического оборудования.
Производство металлических изделий и заготовок:
- производство метизов – металлических изделий для массового потребления: гвозди, металлические канаты, проволока, крепеж и проч.;
- производство скобяных изделий и столовых приборов из металла, фурнитуры, замков и ключей.
Представители всех этих профессий также имеют право отмечать День Машиностроителя в 2019 году.
Развитие машиностроения в России
Впервые машиностроение было выделено в отдельную отрасль промышленности еще в 18-м столетии. Хотя фактически оно существовало всегда. Действительно, ведь изготовление любого орудия производства, даже каменного топора, тоже фактически является машиностроением. А что уж говорить о временах, когда появились более точные приборы и инструменты, например, солнечные или песочные часы, не говоря уже о часах механических? Человек всегда стремился облегчить свой труд и свою жизнь при помощи различных приспособлений, и по сути, это тоже было машиностроением. Но именно в 18-м веке, в Англии начали производить «машины для производства машин», что и вывело машиностроение на совершенно иной уровень. Именно развитие машиностроения дало толчок к зарождению промышленного капитализма, что полностью перестраивало все общественные и производственные отношения.
К сожалению, в России в 18-м столетии машиностроение было выражено довольно слабо, оно очень зависело от импорта оборудования и работали на нем, главным образом иностранные специалисты. Российское машиностроение было ориентировано, в основном, на сельское хозяйство, оно выпускало для него несложный инвентарь. Да и по своему техническому уровню, вплоть до начала 20-го века российское машиностроение сильно уступало своим западным конкурентам. В России выпускалось небольшое количество автомобилей и металлорежущих станков, а любое более сложное оборудование приходилось завозить из-за границы.
В наши дни, в 2019 году, машиностроительная отрасль России является базовым элементом экономики страны, она находится в тесном взаимодействии с другими отраслями – топливно-энергетическим, оборонно-промышленным и агропромышленным комплексом, транспортом, связью, строительством. Если говорить о структуре промышленного производства, то машиностроение в России находится на втором месте после топливно-энергетического комплекса и занимает более 20% по своему удельному весу. Это и не удивительно ведь именно от развития машиностроения зависят не только объем валового внутреннего продукта любой страны, но и ее обороноспособность. Поэтому развитие машиностроения в 2019 году остается одним из главных и приоритетных направлений в социально-экономической политике, которую проводят Президент и Правительство Российской Федерации.
Три основных сегмента российского машиностроения – транспортный, электронный и сегмент тяжелой промышленности находятся не совсем в равном положении. Наиболее благополучно обстоят дела в транспортном машиностроении, которое объединяет автомобилестроение, судостроение и промышленность, относящуюся к авиакосмической отрасли. Хотя нужно сказать о том, что российское автомобилестроение занимается сейчас, главным образом, сборкой автомашин западных марок. А вот тяжелое машиностроение переживает серьезный кризис: станкостроительная и инструментальная отрасль находятся в почти умирающем состоянии, хотя заводы и предприятия ориентированные на сырьевую, энергетическую или металлургическую отрасль, по-прежнему могут нормально существовать.
1 октября 1980 года Президиум Верховного Совета Союза ССР издал Указ за № 3018-Х, называющийся «О праздничных и памятных днях». Среди этих праздничных и памятных дат имелась одна, которая выпадала на последнее воскресенье сентября. Именно этот день было решено отмечать ежегодно, как День машиностроителя. Что и происходит вот уже в течение почти трети века.
Данный праздник рабочие, служащие и инженеры отрасли машиностроения вполне заслужили. Ведь машиностроение, это не только комплекс, который производит весьма широкий круг товаров, транспортных средств, орудий труда, необходимых для народного хозяйства, но и предприятия, выпускающие оборонную продукцию и потребительские товары бытового и культурного назначений.
Машиностроение призвано постоянно облегчать и совершенствовать труд людей и повышать его производительность, – и это его основное экономическое предназначение.
Машиностроению, как отрасли – более двухсот лет. Именно машиностроение определяет развитие остальных промышленных структур во всем мире, именно машиностроение является важнейшим показателем общего развития страны. Не случайно, по количеству занятых в машиностроении людей и перечня выпускаемой продукции, эта отрасль экономики занимает первое место среди прочих отраслей мировой промышленности. А уровень развития машиностроения определяет общий уровень развития экономики отдельно взятой страны.
Машиностроение – отрасль сложная в плане своей структуры. Продукция, выпускаемая этой отраслью, делится на транспортную, сельскохозяйственную, станкостроительную, энергетическую. Машиностроение также поставляет оборудование для многих иных отраслей промышленности, без которой им попросту не обойтись. Кроме того, через машиностроение материализуются научная мысль и технический прогресс многих областей народного хозяйства. Таким образом, машиностроение выступает катализатором научно-технического прогресса, на достижениях которого осуществляется техническое перевооружение всех, «завязанных» на машиностроении отраслей.
Машиностроение является базовой отраслью экономики в любой экономически развитой стране; это двигатель индустрии и очень важная ветвь промышленности, имеющая лучший технический и интеллектуальный потенциал в стране.
Это отрасль, от благополучного и постоянного развития которой зависит благополучие и развитие остальных отраслей промышленности. Поэтому не случайно появился такой праздник, и не случайно он отмечается торжественно и широко. Так же не случайно в перечне почетных российских званий имеется и такое: «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».
Всякий профессиональный праздник – это признание заслуг и необходимости как самой отрасли, так и труда, в ней используемого. А труд – удел людей. Это для них был учрежден этот праздник. И, как и положено большому празднику, в День машиностроителя в последнее воскресенье сентября происходят торжественные собрания и следующие за ними мероприятия: концерты, праздничные поздравления, награждения особо выдающихся работников и чествование ветеранов.