Для чего нужен непрерывный трудовой стаж. Влияние прерывания трудового стажа: основания и последствия. В их число входят
Добрый день! В филиале иностранной компании создается подразделение, отдел, для этого вводятся новые должности. Создается группа для решения задач, стоящих перед этим подразделением и для этого принимаются работники на новые должности. Какие документы необходимо оформить, где прописать, в каком документе, что создается определённое подразделение в филиале, есть ли у вас формы таких документов? Спасибо!
Ответ
Структура организации устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых организацией, направленности и интенсивности, сложившихся в организации информационных и документационных потоков, и с учётом ее организационных и материальных возможностей.
По общему правилу работодатели свободны в определении организационной структуры в организации (названия подразделений, их состава и иерархии), штатного состава по должностям и профессиям и численности сотрудников, выполняющих ту или иную трудовую функцию. Следовательно, отделам может быть присвоено любое наименование, установленное локальными нормативными актами. В данном вопросе следует руководствоваться принципом разумности и целесообразности. Название конкретного отдела следует подбирать исходя из специфики деятельности организации и тех задач, которые стоят перед отделом.
Порядок оформления нового структурного подразделения во многом зависит от действующей в Вашей организации системы локальных нормативных актов, других внутренних документов и сложившейся практики, которая может отразиться и в регламенте создания внутренних структурных подразделений. Решение о создании нового структурного подразделения, как правило, оформляется приказом. Содержание приказа во многом зависит от того, в какие документы должны быть внесены изменения при создании нового структурного подразделения.
Таким образом, Вам необходимо:
1. Оформить приказ о создании нового структурного подразделения (образец см. ниже).
2. Внести изменения в организационную структуру .
Во многих организациях утверждается организационная структура как один из внутренних документов. Как правило, она составляется в виде схемы, что позволяет наглядно представить взаимосвязи и взаимодействие подразделений и отдельных должностных лиц, которые не входят ни в одно из подразделений, ключевых топ-менеджеров. Создание нового структурного подразделения в этом случае требует внесения изменений в действующую организационную структуру. Способ внесения изменений зависит от того, как была утверждена организационная структура. То есть, организационная структура может утверждаться:
Единоличным исполнительным органом -руководителем организации (т.е. грифом "Утверждаю" на организационной структуре);
Специально издаваемым документом (т.е. приказом об утверждении организационной структуры).
Изменения в организационную структуру вносятся аналогичным образом.
3. Внести изменения в штатное расписание .
Создание нового структурного подразделения предполагает наличие его внутренней структуры. Следовательно, создание нового структурного подразделения повлечет последующий набор персонала, для чего необходимо внести изменения в штатное расписание.
Внести изменения можно двумя способами:
- издать приказ о внесении изменений в штатное расписание (образец см. ниже);
- оформить штатное расписание в новой редакции и утвердить его соответствующим приказом (образец см. ниже).
Выбор того или иного варианта относится к компетенции работодателя. Порядок внесения изменений представлен ниже по тексту.
4. Разработать Положение о структурном подразделении .
Место вновь создаваемого структурного подразделения в организации в целом, задачи, которые ставит руководство перед конкретным подразделением, а также функции, выполнение которых требуется от подразделения, характер его взаимодействия с другими структурными единицами и другие вопросы, связанные с его функционированием, традиционно отражаются в положении о структурном подразделении. Оно не является обязательным в силу действующего законодательства. Тем не менее его роль трудно переоценить.
Положение о структурном подразделении - это локальный нормативный акт, определяющий статус структурного подразделения и его место в организации. Желательно, чтобы проект положения разрабатывал руководитель вышестоящего структурного подразделения или должностное лицо, в подчинении которого данное подразделение будет находиться. Таким образом, можно будет четко зафиксировать ожидания руководства от его введения в организационную структуру.
5. Разработать и утвердить должностные инструкции работников структурного подразделения
Разработка и утверждение должностных инструкций работников созданного структурного подразделения осуществляется в порядке, аналогичном разработке проекта и утверждения положения о структурном подразделении. Необходимо отметить, что ТК РФ не обязывает работодателя иметь должностные инструкции для работников. Тем не менее, их разработка, утверждение в установленном порядке и ознакомление с ними работников - в интересах работодателя. Ведь инструкции позволяют изначально минимизировать возможные конфликты между работниками и работодателями, связанные с тем, что точка зрения руководителя на определение обязанностей подчиненного может "разойтись" с точкой зрения работодателя. Кроме того, должностная инструкция дисциплинирует как работника, так и его руководителя.
После последовательного осуществления перечисленных действий можно приступать к оформлению приема на работу персонала в созданное структурное подразделение.
Образец приказа о создании нового структурного подразделения
ПРИКАЗ № 2
О СОЗДАНИИ ОТДЕЛА ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
г. Москва 01.02.2012
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать отдел внедрения новых технологий.
2. Назначить начальником отдела внедрения новых технологий Минченко С.Т.
3. Кадровой службе ООО "Техстройсервис" подготовить следующие документы:
– внести изменения в организационную структуру;
– внести изменения в штатное расписание;
– разработать Положение об отделе внедрения новых технологий совместно с Минченко С.Т.;
– разработать и утвердить должностные инструкции работников отдела внедрения новых технологий совместно с Минченко С.Т..
4. Юридической службе ООО "Техстройсервис" обеспечить соответствие Положения об отделе внедрения новых технологий и должностных инструкций сотрудников создаваемого отдела требованиям российского законодательства. Ответственный - Зимко У.Ю.
5. Начальнику отдела по охране труда обеспечить соответствие должностных инструкций работников отдела внедрения новых технологий требованиям по охране труда. Ответственный - Шурочкина А.Я.
Генеральный директор Гнедых А.Р. Гнедых
С приказом ознакомлены.
Копия получена для хранения и использования на рабочем месте.
Должность |
Фамилия, |
||
Инспектор отдела |
Крюков Р.А. |
||
Начальник отдела |
Минченко С.Т. |
Минченко |
|
Начальник юридической |
Зимко У.Ю. |
||
Начальник отдела по |
Шурочкина А.Я. |
Шурочкина |
|
Секретарь |
Воронина О.Л. |
Воронина |
Подробности в материалах Системы:
- Ответ: Как составить штатное расписание
Назначение штатного расписания
Обязанность составлять штатное расписание
В Трудовом кодексе РФ не сказано, что штатное расписание должно быть в каждой организации. Однако нет и документов, отменяющих практику его составления. При этом есть веские аргументы в пользу оформления штатного расписания:
- штатное расписание позволяет определиться с количеством сотрудников, необходимых организации, денежными суммами на их содержание и со структурой самой организации;
- штатное расписание может подтвердить обоснованность применения льгот по налогам и отнесения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг, затрат).
С 1 января 2013 года в связи с принятием применение унифицированных форм не является обязательным для большинства организаций. Исключение составляют . Они по-прежнему должны использовать в работе унифицированные формы в обязательном порядке.
Все остальные организации при составлении организационных и распорядительных документов вправе как продолжать использовать унифицированные формы, так и .
Такие выводы следуют из совокупности положений статей , Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждаются .
Составление штатного расписания
Штатное расписание – документ обезличенный. В нем указываются не конкретные сотрудники, а количество должностей в организации и оклады по ним. Сотрудники же назначаются на должности приказами руководителя уже после утверждения расписания.
Изменение штатного расписания
Изменения в штатное расписание можно вносить в любое время, когда в этом есть необходимость, поскольку частоту и периодичность изменения штатного расписания работодатель определяет самостоятельно (). Кроме переименования должностей, установления другого оклада и т. п., в трудовом законодательстве есть отдельные процедуры, которые также могут привести к трансформации штатного расписания. Например, (), организационные или технологические изменения () и т. д.
Переименование должности сотрудника и изменение размера его зарплаты в штатном расписании влечет за собой изменение существенных условий трудового договора. А значит, до внесения изменений в штатное расписание нужно издать приказ или сотрудника, а затем заключить с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. В случае переименования должности работодателю необходимо внести соответствующую запись в трудовую книжку сотрудника ( Правил, утвержденных ).
Если наименование должности или зарплата изменяются по инициативе администрации по организационным или технологическим причинам, процедура будет немного другой. Необходимо за два месяца уведомить сотрудника о предстоящих изменениях. Если сотрудник не согласится работать в изменившихся условиях, направьте ему письменное предложение другой работы, соответствующей его квалификации и состоянию здоровья. При отсутствии такой работы – предложите вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. Если сотрудник откажется от всех предложений или у вас нет подходящей работы, оформите увольнение по части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).
Такой порядок предусмотрен в Трудового кодекса РФ.
В завершение процедуры внесите соответствующие изменения в утвержденное в организации штатное расписание ( указаний, утвержденных ). Внести изменения можно двумя способами:
- издать ;
- оформить в новой редакции и утвердить его соответствующим .
Обязанность по составлению установлена только для государственных органов (). Оштрафовать организацию, не являющуюся госорганом, за отсутствие инструкций нельзя ().
Вместе с тем, есть веские аргументы в пользу оформления должностной инструкции. Ее наличие позволит организации:
- обосновать ;
- равномерно распределить обязанности между похожими должностями;
- доказать в суде правомерность наложения дисциплинарного взыскания на сотрудника;
- корректно провести аттестацию персонала и т. п.
Порядок составления должностной инструкции законодательством не урегулирован, поэтому работодатель самостоятельно решает, как ее оформлять. На практике должностная инструкция может быть оформлена как или как . Аналогичные разъяснения содержатся в .
Разделы должностной инструкции
Независимо от способа оформления должностная инструкция, как правило, состоит из следующих разделов:
В разделе «Общие положения» укажите:
- название должности в строгом соответствии со ;
- требования, предъявляемые к сотрудника;
- непосредственную подчиненность (например, бухгалтер подчиняется непосредственно главному бухгалтеру);
- порядок назначения и освобождения от должности;
- наличие и состав подчиненных;
- порядок замещения (кто замещает сотрудника во время его отсутствия и кого он может замещать);
- перечень документов, которыми сотрудник обязан руководствоваться в своей деятельности.
В разделе «Должностные обязанности» перечислите все обязанности, возлагаемые на сотрудника в соответствии с практикой распределения трудовых функций, сложившейся в структурном подразделении. При составлении раздела можете использовать , утвержденный , и , утвержденный . В них приведен примерный перечень обязанностей различных должностей.
В разделе «Права» пропишите перечень прав, которыми в пределах своей компетенции обладает сотрудник при исполнении должностных обязанностей.
В разделе «Ответственность» принято конкретизировать виды возложенной ответственности в соответствии с законодательством в зависимости от должностных обязанностей сотрудника.
Если должностная инструкция составлена как самостоятельный документ, утвердите ее руководителя организации и знакомьте с ней сотрудников, принимаемых на соответствующую должность, под подпись ( , ТК РФ).
Нина Ковязина
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
Положение о структурном подразделении является локальным нормативным актом организации, который определяет порядок создания подразделения, правовое и административное положение подразделения в структуре организации, задачи и функции подразделения, его права и взаимоотношения с другими подразделениями организации, ответственность подразделения в целом и его руководителя.
Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки законодательством не установлены, каждое предприятие самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах.
Начнем с того, что понимается под структурным подразделением и на какой тип подразделения разработаны приводимые ниже рекомендации.
Структурное подразделение
представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение. Подразделение может быть как обособленным (филиал, представительство), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним). Как раз для второго типа подразделений, то есть внутренних, подготовлены настоящие рекомендации.
Как следует из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (с изм. на 12.11.2003), разработкой положений о структурных подразделениях должен заниматься отдел организации и оплаты труда. Поскольку такое подразделение создается далеко не в каждой организации, то обычно эта работа поручается либо службе персонала, которая чаще всего является инициатором введения положений, либо кадровой службе (отделу кадров). К совместной работе может также подключаться юридический или правовой отдел.
В отдельных организациях принято, что каждое структурное подразделение самостоятельно разрабатывает для себя положение. Вряд ли такую практику можно назвать правильной, особенно, если компания не выработала единые правила и требования к этим локальным нормативным актам.
Общее руководство работами по составлению положений о структурных подразделениях, как правило, осуществляет заместитель руководителя организации (по персоналу, по административным и иным вопросам).
Виды структурных подразделений
Присваивая структурному подразделению наименование, в первую очередь, необходимо определиться с тем, какой вид подразделения создается. Наиболее распространенным является структурирование организации на следующие подразделения:
1) управления
. Это подразделения, образованные по отраслевому и функциональному признаку, и обеспечивающие реализацию отдельных направлений деятельности организации и осуществляющие управление организацией. Обычно они создаются в крупных компаниях, органах государственной власти и местного самоуправления и объединяют в своем составе более мелкие функциональные подразделения (например, департаменты, отделы);
2) отделения
. На отделения чаще всего структурируются лечебно-профилактические, медицинские учреждения и организации. Это обычно отраслевые или функциональные подразделения, так же как и управления, объединяющие в своем составе более мелкие функциональные подразделения.
На отделения также структурируются органы государственной власти (например, отделения создаются в региональных таможенных управлениях). Что касается банков и иных кредитных учреждений, то, как правило, отделения в них создаются по территориальному признаку и представляют собой обособленные структурные подразделения, регистрируемые в качестве филиалов;
3) департаменты
. Они также представляют собой подразделения, структурированные по отраслевому и функциональному признаку, которые, так же как и управления обеспечивают реализацию отдельных направлений деятельности организации. Обычно, такие подразделения создаются в органах государственной власти и органах местного самоуправления; они объединяют в своем составе более мелкие структурные единицы (чаще всего — отделы). Департаменты также создаются в представительствах иностранных компаний и в компаниях, в которых управление организуется по западным моделям;
4) отделы
. Под отделами понимаются функциональные структурные подразделения, отвечающие за конкретное направление деятельности организации или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности организации;
5) службы
. «Службой» чаще всего называют группу объединенных по функциональному признаку структурных единиц, имеющих родственные цели, задачи и функции. При этом управление или руководство этой группой осуществляется централизованно одним должностным лицом. Например, служба заместителя директора по персоналу, может объединять отдел кадров, отдел развития персонала, отдел организации и оплаты труда, другие структурные единицы, выполняющие функции, связанные с управлением персоналом. Она возглавляется заместителем директора по персоналу и создается для реализации единой кадровой политики в организации.
Служба также может быть создана как отдельное структурное подразделение, образованное по функциональному признаку и предназначенное для обеспечения деятельности всех структурных подразделений организации в рамках реализации одного направления. Так, служба безопасности является структурным подразделением, которое обеспечивает физическую, техническую и информационную безопасность всех структурных подразделений организации. Служба охраны труда также чаще всего создается как самостоятельное структурное подразделение и для реализации вполне конкретной задачи — для координации деятельности по охране труда во всех структурных подразделениях организации;
6) бюро
. Эта структурная единица создается либо в составе более крупного подразделения (например, отдела), либо как самостоятельное подразделение. В качестве самостоятельной структурной единицы бюро создается для ведения исполнительной деятельности и обслуживания деятельности иных структурных подразделений организации. В основном «бюро» традиционно называют структурные единицы, связанные с «бумажной» (от франц. bureau — письменный стол) и справочной работой.
Помимо вышеперечисленных в качестве самостоятельных структурных подразделений создаются производственные единицы (например, цеха
) или единицы, обслуживающие производство (например, мастерские, лаборатории
).
Обоснование создания того или иного самостоятельного структурного подразделения, как правило, увязывается с традициями организации (признанными или неформальными), методами и целями управления. Косвенно на выбор вида подразделения влияет численность персонала. Так, например, в организациях со среднесписочной численностью работников свыше 700 человек создаются бюро охраны труда при штатной численности работников 3 — 5 единиц (включая начальника). Если в штат структурного подразделения, отвечающего за обеспечение охраны труда, входит 6 единиц, то оно именуется отдел охраны труда.
Если обратиться к организационной структуре федеральных органов исполнительной власти, то можно обнаружить следующую зависимость: штатная численность управления составляет не менее 15 — 20 единиц, отдела в составе управления — не менее 5 единиц, самостоятельного отдела — не менее 10 единиц.
Правила и принципы структурирования коммерческой организации, нормативы штатной численности конкретного подразделения ее руководство определяет самостоятельно. Однако при этом следует учитывать тот факт, что дробление организационной структуры на самостоятельные подразделения, состоящих из 2 — 3 единиц, руководители которых не имеют права на принятие управленческих решений, приводит к «размыванию» ответственности и утрате контроля за деятельностью всех структурных единиц.
Как уже отмечалось, самостоятельные подразделения, в свою очередь, могут быть разделены на более мелкие структурные подразделения. К таковым относятся:
а) секторы
. Секторы (от лат. seco — разрезаю, разделяю) создаются в результате временного или постоянного деления более крупного структурного подразделения. Временное структурирование имеет место, когда в составе отдела для решения конкретной задачи или выполнения конкретного проекта выделяются два или более специалиста, возглавляемые главным или ведущим специалистом; после выполнения поставленной задачи сектор расформировывается. Основными функциями постоянного сектора является реализация конкретного направления деятельности основного подразделения или решение определенного круга вопросов. Например, в финансовом отделе в качестве постоянных могут создаваться сектор финансирования операционных расходов, сектор методологии и налогообложения, сектор финансирования инвестиций и кредитования, сектор бюро ценных бумаг и анализа; в качестве временного может быть создан сектор по реализации конкретного инвестиционного проекта;
б) участки
. Эти структурные подразделения создаются по тому же принципу, что и постоянные секторы. Обычно они строго ограничены «зонами» ответственности — каждый участок отвечает за конкретное направление работы. Обычно деление структурного подразделения на участки — условное и не закрепляется в штатном расписании (или в структуре организации);
в) группы
. Группы представляют собой структурные единицы, создаваемые по тем же принципам, что и секторы, участки — они объединяют специалистов для выполнения конкретной задачи или реализации конкретного проекта. Чаще всего группы носят временный характер, и их создание не отражается в общей структуре организации. Обычно группа действует в отрыве от других специалистов структурного подразделения, в составе которого она создана.
Конкретное наименование подразделения обозначает основное направление деятельности выделенной структурной единицы. Существует несколько подходов к установлению наименований подразделений.
Прежде всего — это наименования, которые в своем составе содержат указание на вид подразделения и на основную его функциональную специализацию, например: «финансовый отдел», «экономическое управление», «рентгенодиагностическое отделение». Наименование может быть производным от наименований должностей главных специалистов, возглавляющих эти подразделения или курирующих деятельность этих подразделений, например, «служба главного инженера», «отдел главного технолога».
Наименование может и не содержать указания на вид подразделения. Например, «канцелярия, «бухгалтерия», «архив», «склад».
Производственным подразделениям наименования присваиваются чаще всего по виду выпускаемой продукции или по характеру производства. В этом случае к обозначению вида подразделения присоединяется наименование производимой продукции (например, «колбасный цех», «литейный цех») или основная производственная операция (например, «цех по сборке кузовов автомобилей», «цех ремонта и реставрации»).
В том случае, если перед структурным подразделением ставятся задачи, соответствующие задачам двух или более подразделений, то это отражается в наименовании — например, «финансово-экономический отдел», «отдел маркетинга и сбыта», и т.д.
В законодательстве нет правил установления наименований структурных подразделений — как правило, организации присваивают их самостоятельно с учетом вышеизложенных правил. Ранее государственные предприятия руководствовались официально утверждаемыми штатными нормативами численности структурных подразделений, Единой номенклатурой должностей служащих (постановление Госкомтруда СССР от 09.09.1967 № 443) и Номенклатурой должностей управленческого персонала предприятий, учреждений и организаций (постановление Госкомтруда СССР, Госкомстата СССР и Минфина СССР от 03.06.1988).
В настоящее время для определения наименования структурного подразделения целесообразно воспользоваться уже упоминавшимся Квалификационным справочником должностей руководителей, служащих и других специалистов, содержащим наименования руководителей общих для всех отраслей экономики подразделений (начальников отделов, заведующих лабораториями, др.). Кроме того, при решении этого вопроса также следует руководствоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).
Состав реквизитов Положения
Основными реквизитами положения<*> о структурном подразделении как документа являются:
1) |
наименование организации; |
наименование документа (в данном случае — Положение); |
|
регистрационный номер; |
|
заголовок к тексту (в данном случае он формулируется как ответ на вопрос, о каком структурном подразделении это Положение, например: «О финансовом отделе», «Об отделе кадров»); |
|
гриф утверждения. Как правило, положения о структурных подразделениях утверждаются руководителем организации (непосредственно либо специальным распорядительным актом). Учредительными документами или локальными нормативными актами организации право утверждать положения о структурных подразделениях может быть предоставлено иным должностным лицам (например, заместителю руководителя организации по персоналу). В отдельных организациях принято, что положения о структурных подразделениях утверждаются органом, уполномоченным учредителями (участниками) юридического лица; |
|
отметки о согласовании (если Положение в соответствии с принятыми в организации правилами подлежит внешнему согласованию, то проставляется гриф согласования, если только внутреннему — то визы согласования). Обычно проект Положения проходит только внутреннее согласование. Перечень структурных подразделений, с которыми он согласовывается, определяется организацией самостоятельно. |
Проект Положения о структурном подразделении подлежит согласованию:
- |
с вышестоящим руководителем (если подразделение входит в состав более крупного подразделения); |
с заместителем руководителя организации, курирующим деятельность подразделения в соответствии с распределением обязанностей между руководящими работниками; |
|
с руководителем службы персонала или иного подразделения, осуществляющего управление персоналом; |
|
с начальником юридического или правового подразделения либо с юристом организации. |
Во избежание неточностей в формулировках взаимоотношений подразделения с другими структурными подразделениями, дубляжа функций в положениях о разных структурных подразделениях, желательно, чтобы проект Положения был согласован с руководителями тех структурных единиц, с которыми взаимодействует подразделение. Если количество подразделений, с которыми должен быть согласован проект Положения, свыше трех, то визы согласования желательно оформить в виде отдельного листа согласований.
Такой реквизит, как дата издания может не проставляться, поскольку датой Положения фактически будет считаться дата его утверждения. Также может не указываться и номер, поскольку для каждого структурного подразделения разрабатывается свое Положение.
Текст Положения может быть структурирован на разделы и подразделы. Наиболее простой является структуризация на разделы:
1. «Общие положения».
2. «Цели и задачи».
3. «Функции».
4. «Права».
Более сложной является структура, в которой к вышеперечисленным разделам добавляются разделы:
«Структура и штатная численность»;
«Руководство (управление)»;
«Взаимодействие»;
«Ответственность».
Еще более сложной является структура, в которую включаются специальные разделы, посвященные условиям работы подразделения (рабочему режиму), вопросам контроля и проверки деятельности структурного подразделения, оценки качества выполнения подразделением своих функций, имущества структурного подразделения.
Для того, чтобы показать, как проектируются положения о структурных подразделениях возьмем такое подразделение, как отдел кадров. Образец Положения по самой простой, но достаточной для технократической организации деятельности этого подразделения приводится в разделе «БУМАГИ» (стр. 91). Для разработки положений по этому образцу достаточно воспользоваться приводимыми ниже рекомендациями для первых четырех разделов. Что касается более сложных моделей положений о структурных подразделениях, то одна из них, подготовленная с учетом рекомендаций для всех разделов, будет опубликована в одном из следующих номеров журнала.
Раздел 1. «Общие положения»
В данном разделе Положения отражаются следующие вопросы:
1.1. Место подразделения в структуре организации
Если в организации существует такой документ, как «Структура организации», то место подразделения определяется на его основании. Если такого документа нет, то в Положении указывается место подразделения в системе управления организацией, а также описывается, что собой представляет это структурное подразделение — самостоятельную единицу или единицу, входящую в состав более крупного структурного подразделения. В том случае, если наименование подразделения не позволяет определить вид подразделения (например, архив, бухгалтерия), то в Положении желательно указать, на каких правах оно создано (на правах отдела, департамента, пр.).
1.2. Порядок создания и ликвидации подразделения
Как правило, структурное подразделение в коммерческой организации создается по приказу руководителя организации по его единоличному решению или во исполнение решения, принятого учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченного ими органа. Реквизиты документа, на основании которого создано подразделение, указываются при констатации факта создания структурного подразделения.
В этом же пункте определяется порядок ликвидации подразделения: кем принимается такое решение и каким документом оно оформляется. Если работодатель устанавливает в своей организации особые правила ликвидации подразделения, то здесь же целесообразно описать процедуру ликвидации (привести перечень ликвидационных мероприятий, сроки их проведения, порядок выплаты работникам компенсаций). Если в организации применяются общие правила сокращения штата работников организации, то в данном пункте Положения достаточно ограничиться отсылкой к соответствующим статьям Трудового кодекса РФ.
Крайне нежелательно использовать понятие «упразднение структурного подразделения», так как под упразднением понимается прекращение деятельности структурного подразделения не только в результате ликвидации подразделения, но и в результате его преобразования в иное. Однако, поскольку этот вопрос все же желательно урегулировать, то в Положении необходимо предусмотреть порядок изменения статуса структурного подразделения (его слияния с другим подразделением, преобразования в иной вид подразделения, выделения из его состава новых структурных подразделений, присоединения подразделения к иному подразделению).
1.3. Подчиненность структурного подразделения
В данном пункте указывается, кому подчиняется структурное подразделение, то есть какое должностное лицо осуществляет функциональное руководство деятельностью подразделения. Как правило, технические подразделения подчиняются техническому директору (главному инженеру); производственные — заместителю директора по производственным вопросам; планово-экономические, маркетинговые, сбытовые подразделения — заместителю директора по коммерческим вопросам. При таком распределении ответственности между руководящими работниками непосредственно руководителю организации может подчиняться канцелярия, юридический отдел, отдел по связям с общественностью и иные административные подразделения.
Если структурное подразделение входит в состав более крупного подразделения (например, отдел в составе управления), то в Положении указывается, кому (наименование должности) функционально подчиняется это подразделение.
1.4. Основополагающие документы, которыми руководствуется подразделение в своей деятельности
Помимо решений руководителя организации и общих локальных нормативных актов организации, в Положении перечисляются специальные локальные нормативные акты (например, для канцелярии — Инструкция по делопроизводству в организации, для отдела кадров — Положение о защите персональных данных работников), а также общеотраслевые и отраслевые законодательные акты (например, для бухгалтерии — Федеральный закон «О бухгалтерском учете», для отдела по защите информации — Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»).
Конструкция этого пункта Положения может быть следующей:
«1.4. Отдел осуществляет свою деятельность на основе: _____________________________»
(наименование документов)
или
«1.4. В своей деятельности отдел руководствуется:
1.4.1. ______________________________________________________________________.
1.4.2. ______________________________________________________________________»
или
«1.4. При решении своих задач и выполнении своих функций отдел руководствуется:
1.4.1. ________________________________________________________________________.
1.4.2. _______________________________________________________________________»
1.5. Иное
В Положении о структурном подразделении могут приводиться иные сведения, определяющие статус подразделения. Так, например, здесь может быть указано место нахождения структурного подразделения.
В этом же разделе Положения может приводиться перечень основных терминов и их определений. Целесообразно это делать в положениях о структурных подразделениях, выполняющих специфические функции, и в штат которых входят специалисты, выполняющие обязанности, не связанные с основными задачами подразделения (например, в Положении об отделе по защите информации желательно дать пояснения, что понимается под «утечкой информации», «объектом информации», «противодействием» и т.д.).
Кроме того, в раздел «Общие положения» можно вынести и иные вопросы, которые будут рассмотрены далее в составе других разделов Положения о структурном подразделении.
Также по этой теме.
Понятие «Непрерывный трудовой стаж» (НТС) возникло в прошлом веке, и определялось в КЗОТ Советского союза. В те времена непрерывная работа, особенно в одном и том же коллективе, позволяла получить дополнительные бонусы от государства и надбавочный коэффициент к стандартной пенсии.
После реформы 2006 года понятие НТС используется, но юридического строгого определения «непрерывного трудового стажа» в законодательстве РФ нет, государство его не учитывает, и льготы со стороны государства или общероссийских социальных фондов за непрерывность общего стажа не предусмотрены.
Страховой, общий и непрерывный стаж
В настоящее время (на начало 2018 года) в России учитывается только страховой стаж (СПС), который разделяется на две подкатегории: общий и специальный. Понятие «непрерывный страховой стаж» не используется, потому что страховой стаж подсчитывается простым суммированием периодов отчислений, а прерывающие их промежутки игнорируются.
Часто в разговорах опускают слово «страховой», и возникает путаница между терминами. В СПС входят только те периоды, когда в ПФР отчислялись взносы, и некоторые другие, указанные в законе. Годы и месяцы, во время которых производились отчисления, суммируют и получают итоговую цифру страхового стажа. На основе этой цифры рассчитывается пенсия. Непрерывный стаж для пенсии значения не имеет.
Годы, в которые человек работал, но отчисления в Пенсионный фонд не производились, в страховой стаж не входят, и для расчёта пенсий и пособий не используются. Понятие «общий стаж» без слова «страховой» потеряло своё былое значение, так же, как и понятие «непрерывный стаж», которое используется сейчас в другом смысле, чем раньше.
НТС до 2006 года
До 2006 года понятие непрерывного трудового стажа применялось для расчёта, и учитывалось так, как оно трактовалось постановлением Совмина СССР от 1973 года. Непрерывность трудовой деятельности влияло на размер пенсии, и учитывалось при некоторых других расчётах социальных выплат. Стаж считался непрерывным, даже если человек менял место работы, переходя с одного предприятия на другое, но период его безработицы был не больше определённого в законе.
В 2006 году Конституционный суд России признал норматив времён СССР не соответствующим новым реалиям и действующей Конституции, и отменил его применение.
НТС после 2006 года
Понятия глобального (общего) непрерывного трудового стажа более не существует, учитывается только время работы в одной организации. Период от начала трудоустройства в организацию считают как начало непрерывного стажа, и применяют только для учёта на последнем месте работы. На величину пенсии и размер оплаты больничного листа факт непрерывности стажа теперь не влияет, но его учитывают, например, при расчёте очередного отпуска.
Внутренними распоряжениями по предприятию руководство может определить дополнительные льготы и бонусы для сотрудников, исходя из непрерывности их работы. Эти нормы не являются обязательными по закону, и входят в поощрительную систему сохранения лояльности конкретного предприятия.
Отменённый термин НТС в действующей букве закона не прописали и не трактуют, но он сохранился, как понятие, применяется в некоторых отраслях промышленности и отдельных регионах страны, исходя из «духа закона» и подзаконных комментирующих пояснений к Трудовому законодательству.
Как считать непрерывный стаж
НТС - это промежуток времени, отработанный без существенных перерывов. Обычно несущественным перерывом считается один месяц. Подсчёт непрерывного стажа производится для вычисления надбавок к зарплате и выслуги лет определённых категорий работников.
Любой стаж выражают в целых годах, месяцах и днях. День приёма на работу и день увольнения с работы считается одним днём. Число месяцев больше 12 переводят в год, и плюсуют к годам, число дней больше 30 переводят в месяцы, и плюсуют к числу месяцев. Итог будет выглядеть примерно так: НТС = 5 лет, 8 месяцев, 12 дней.
Особый случай - подсчёт советского и постсоветского периода. За время трудовой деятельности до 2001 года применяют повышающий процент из расчёта 1% за каждый подтверждённый год стажа. Практика показывает, что при подсчёте НТС применяют методику «советского образца» и короткие перерывы в работе игнорируют.
Исключения из правил
В законах о труде предусмотрено несколько исключений для расчёта НТС. Исключения касаются сроков перерыва в работе и условий непрерывности стажа при смене предприятия. Непрерывный трудовой стаж сохраняется в следующих случаях:
Исключение для Крайнего севера
Для районов крайнего севера применяются надбавки к зарплате, как компенсация тяжёлых климатических условий. Величина надбавки зависит от общего времени, проработанного человеком в этих условиях. Для расчёта учитывают весь стаж работника в тяжёлом климате, независимо от предприятий, на которых он трудился. Список регионов, в которых действует эта норма учёта непрерывности стажа, определён Правительством России:
- юг Дальнего Востока и Красноярского края;
- Иркутская;
- Архангельская;
- Читинская;
Республики
- Карелия;
- Коми;
- Бурятия;
- Тува;
Для работающих в этих регионах непрерывный стаж после увольнения сохраняется, если после разрыва трудового договора с одним предприятием и трудоустройством на другое, прошло не более двух месяцев.
Исключение для врачей и учителей
Второе исключение относится к врачам и учителям. Их непрерывный стаж работы считается по факту трудоустройства в отрасли, независимо от того, сколько и каких школ сменил педагог, в каких больницах или поликлиниках трудился медик, даже если они в рамках своей специальности переводятся с одного места работы на другое.
Например, непрерывный медицинский стаж сохраняется, если медик между предыдущим и новым трудоустройством не превысил установленный срок в один месяц.
Исключение для иностранцев и при работе за рубежом
Иностранцы из государств, с которыми у РФ заключены соглашения, граждане России, работающие за рубежом, получают право на перерыв в работе равный 2 месяцам.
Исключение при вынужденной невозможности работать
При реструктуризации предприятия сокращённый работник получает три месяца на поиск новой работы.
При производственной травме время излечения не учитывается, а после реабилитации предоставляется три месяца на трудоустройство без потери НТС.
Исключения по семейным обстоятельствам
Непрерывность стажа сохраняется:
- При переводе супруга на другое место работы с переездом, а значит вынужденным увольнением.
- При восстановлении на работе после совершеннолетия ребёнка с ВИЧ.
- Беременным при увольнении по инициативе администрации.
Исключения для работающих пенсионеров
Для работающих пенсионеров НТС сохраняется при возвращении на прежнюю работу, без учёта длительности перерыва.
Непрерывный стаж работы до 2007 года был крайне важным показателем.
Он влиял на будущую пенсию и позволял получать существенные доплаты к зарплате. Сегодня это понятие практически утратило свою актуальность, но все же в некоторых сферах считается до сих пор не только важным, но и определяющим.
Многие граждане полагают, что работа внутри одной организации — это и есть непрерываемый стаж, но на самом деле это не так. Можно менять работодателей и даже профессии, а стаж будет сохраняться. Но для этого необходимо соблюсти несколько важных условий.
Трудовой стаж – это совокупная продолжительность рабочей деятельности, на протяжении которой гражданин выполнял какие-то обязанности. Все годы официального трудоустройства отражаются в трудовой книжке, которая и является основным доказательством их наличия. Стаж позволяет работнику получать пенсионное пособие при достижении определенного возраста или при выработке установленного количества лет. Кроме этого, официальная работа позволяет претендовать на получение дотаций, социальных пособий и иных государственных гарантий.
Понятие стажа сильно трансформировалось за последние годы, потому что была проведена пенсионная реформа, которая и повлекла перемены. Непрерывность рабочей деятельности больше не является показателем для начисления пенсий или иных пособий.
В настоящее время стаж подразделяется на такие виды:
- Общий, в который входят все периоды.
- Специальный, он предназначен для определенных профессий и должностей и позволяет рассчитывать на льготное начисление пенсионного пособия.
- Страховой, включающий в себя в том числе и не рабочие отрезки, в течение которых уплачивались взносы или производилось социальное обеспечение граждан.
Каждый из видов играет свою важную роль в жизни человека, поэтому требует более подробного рассмотрения.
Общий
Понятие общего трудового стажа сохранилось исключительно для определения периодов, которые были накоплены до 1 января 2002 года. Сегодня этот показатель не является актуальным в законодательных нормативах, но в обывательской среде используется повсеместно, отсюда и путаница.
Для граждан, которые начали свою рабочую деятельность до 2002 года, общий стаж позволяет подсчитать, сколько лет было ими наработано до начала данного периода. В него входят:
- Годы работы на государственной службе или в коммерческих структурах.
- Время работы в качестве индивидуального предпринимателя.
- Творческая деятельность членов различных коллективов.
- Прохождение военной службы.
- Временная нетрудоспособность, которая началась в момент работы.
- Освобождение от труда по причине инвалидности первой и второй группы, при условии, что получена она была на производстве.
- Время, когда начислялось пособие по безработице.
Все указанные отрезки плюсуются вместе, и получается совокупный общий стаж.
Страховой
Страховой стаж – это тот показатель, который принимается главным для исчисления отработанных периодов в настоящее время. Он представляет собой совокупность отрезков, в течение которых выплачивались страховые взносы в фонд социальной защиты населения.
В страховые периоды включаются:
- Все дни и годы работы, при условии, что трудоустройство было официальным по договору.
- Военная служба или приравненные к ней периоды.
- Время нетрудоспособности, когда начислялось денежное пособие.
- Уход за детьми в возрасте до трех лет, но не более 1,5 лет на одного малыша и 4,5 лет на всех в совокупности.
- Отрезки, когда гражданин числился на бирже труда и получал пособие по безработице.
- Моменты, когда человек принимал участие в общественных работах.
- Время тюремного заключения, при условии, что обвинение будет снято за необоснованностью.
- Уход за детьми-инвалидами, совершеннолетними инвалидами и пожилыми людьми, достигшими 80 лет.
- Не более пяти лет отсутствия работы, если супруг(а) военного не имеет возможности трудоустроиться в местности пребывания.
- Годы нахождения за рубежом без возможности работать, когда супруг(а) является консулом или дипломатом. Также не более пяти лет.
Все указанные сроки применяются, если непосредственно до их начала или сразу по их окончании гражданин работает.
Непрерывный
Непрерывный стаж, несмотря на ограниченность применения данного термина в настоящее время, ничуть не изменил своей сути.
Это понятие подразумевает, что гражданин трудится постоянно, не устраивая длительных перерывов между увольнением с одной работы и трудоустройством на другую. По законодательным нормам для сохранения непрерывности человеку следует не превышать допустимый предел при смене работодателя.
Отсутствие перерывов в трудовой деятельности не позволяет рассчитывать на добавочные коэффициенты к пенсии или получению иных льгот. Но существуют профессии, в которых крайне важно не иметь перерывов, например, врачи, учителя и т.д.
Перерывы в трудовой деятельности
Достигая совершеннолетия, гражданин входит в трудоспособный возраст и может начинать свою рабочую деятельность. У большинства людей она откладывается до того момента, как будет окончено учебное заведение и получена профессия. После того как факт первого трудоустройства свершился человек трудиться всю свою жизнь вплоть до достижения им пенсионного возраста. Однако в жизни случаются различные ситуации, которые могут прервать временно трудовую деятельность. Причины таких перерывов классифицируются следующим образом:
- Личные – необходимость в лечении или адаптации после болезни или травмы, сбор и оформление документов в связи со смертью родственников, учеба, поездка за рубеж, переезд в иную местность на территории РФ.
- Экономические – сокращение штата или полная ликвидация организации, при этом невозможность найти новое рабочее место ввиду общего кризиса или низкого спроса на имеющуюся у человека специализацию.
- Профессиональные – отсутствие официального трудоустройства ввиду временности выполняемых задач или невозможности заключить договор с нанимателем.
Каждая причина влечет увольнение, а в дальнейшем трудоустройство. Будет ли перерыв засчитан в общий стаж, зависит от многих критериев, в том числе и от их длительности.
Так ли важен непрерывный стаж
Укоренившись в подсознании людей еще в советские времена, понятие непрерывности труда не дает покоя многим гражданам и поныне. Разберемся, настолько ли актуально его значение в 2018 году.
Главным приоритетом работы без перерывов ранее считалась возможность получить повышенную пенсию. Граждане, которые непрерывно трудились в течение определенного количества лет, получали доплату. Новая пенсионная реформа упразднила данный вид начислений, поэтому относительно этого вида пособия о непрерывном стаже можно забыть. Однако многие государственные и муниципальные служащие имеют надбавки к окладу за выслугу лет, коей считается работа в рамках одной сферы деятельности без перерывов. Увольнение с одной организации и переход в иную, прерывает установленный отсчет выслуги лет.
Отсутствие перерывов важно для медицинских работников, педагогов, спасателей. Длительное отсутствие занятости по профессии влечет потерю квалификации, поэтому постоянная трудовая деятельность поощряется.
Сроки непрерывности после увольнения
Непрерывный стаж работы после увольнения сохраняется лишь при соблюдении установленных сроков. Они отличаются в зависимости от причины расторжения отношений, условий труда и иных аспектов.
Увольнение по собственному желанию без указания причины такого решения позволяет работнику находиться в поиске нового рабочего места не больше трех недель. А вот если в течение одного года он второй раз расторгнет договор по собственной инициативе, то и эта льгота с него будет снята. Если уволить сотрудника решил наниматель или производится перевод с одной организации в другую, то допускается разница в один месяц. Граждане, которые работали в районах Крайнего Севера или в других странах, с которыми заключены особые соглашения о трудоустройстве, то допускается перерыв максимум два месяца.
- Уволенным по сокращению или при реорганизации предприятия.
- Потерявшим работу вследствие нетрудоспособности временного характера.
- Оставшимся без рабочего места из-за полученной группы инвалидности.
- Ушедшим с должности из-за состояния здоровья или по причине несоответствия.
- Учителям начальных классов, которых сократили из-за уменьшения числа учащихся.
- Участникам боевых действий и бывшим военным.
Иногда увольнение автоматически прерывает стаж, это происходит, если инициатором расторжения стал работодатель, а причиной являются противоправные действия сотрудника.
Как подсчитать стаж
При расчете трудового стажа учитываются исключительно те периоды, которые были отработаны, а также те, что приравниваются к ним. Подсчитывать отрезки необходимо по данным официальных документов. В их список, кроме трудовой книжки, может входить военный билет, справки с центра занятости и фонда социальной защиты населения. Если данные по какой-то причине не внесены в книжку, то предоставляются копии приказов о приеме на работу и увольнении с нее.
Говоря о непрерывном стаже, необходимо учитывать причины прерывания рабочей деятельности. Если она позволяет присовокупить следующий период, то он расчет ведется с даты приема по дату увольнения, а сами перерыв, которые по закону не превышают положенных норм, конечно, не учитываются.
Последствия прерывания трудового стажа
Прерывания трудового стажа, несмотря на неактуальность понятия в данное время, все же имеют свои последствия для стороны трудоустройства. Как правило, последующий наниматель всегда интересуется причиной отсутствия работы в указанный период. Особенно актуально это для специалистов высокого уровня и руководителей. Длительные простои влекут выпадение из общего ритма, потерю квалификации и общую дезориентацию на рынке труда.
Наличие перерывов в работе, в общем, не влияют на иные показатели дальнейшего социального обеспечения работника. Хотя, к примеру, то же пособие по безработице сильно уменьшится, если человек длительное время не работал, и пошел на больничный в первые месяцы работы. В этом случае страховой стаж будет считаться, а вот доход за два последних года труда будет минимальным.
Влияет ли непрерывный стаж на размер пенсии
Апогеем трудовой жизни каждого гражданина является пенсия. Чаще всего она назначается по старости. В РФ приняты следующие возрастные ограничения:
- Для мужчин 60 лет.
- Для женщин 55 лет.
Работать после указанного срока можно, но при желании имеется возможность уйти на заслуженный отдых.
Некоторые профессии в связи с особыми условиями труда позволяют выйти на пенсию раньше указанного возраста. В них учитывается наличие наработанного стажа, а иногда достижение пенсионного периода является совокупностью наработанных лет и возрастных границ.
Ни в том, ни в другом случае непрерывность не играет никакой роли при начислении пособия.
Вам это будет интересно