Новорожденный развитие. Развитие новорожденного малыша по неделям после родов
Новорожденный переживает шок, связанный с рождением и первым столкновением с внешним миром, теряет непосредственную физическую связь с матерью в момент перерезания пуповины (которая окончательно отпадает через несколько дней).
Приспособление к новым условиям требует возникновения и усовершенствования многих механизмов, управляющих правильным дыханием , кровообращением, пищеварением, поддерживанием постоянной температуры тела, увеличения массы, выделением продуктов жизнедеятельности.
7. Знание характерных особенностей воспитания ребенка и ухода за ним в первые недели жизни уменьшает чувство страха и бессилия перед новым незнакомым существом.Собственная оценка реакций и потребностей новорожденного помогает справляться с обязанностями, которые взваливают на себя родители с первых дней жизни маленького человека.
8. Здоровый новорожденный ребенок спит, плотно сомкнув веки, большую часть дня.Это неглубокий, поверхностный сон, во время которого ребенок совершает резкие нескоординированные движения конечностями, неосознанные мимические движения (гримасничает), иногда напоминающие улыбку, напрягает мышцы спины.
Открывает веки, совершает бессознательные, бесцельные движения глазками. Дети рождаются с согнутыми ручками и ножками, а затем долго учатся их разгибать самостоятельно. Поэтому не рекомендуется пеленать малыша с вытянутыми ручками и ножками, так как эта поза для него противоестественна.
9. Кожа здорового малыша сразу после рождения розовеет, у него недостаточно развиты потовые железы, поэтому кожа немного суховата и при плохом уходе могут образоваться опрелости.На 2-3-й день после рождения у ребенка может пожелтеть кожа. Это обусловлено функциональной незрелостью печени. Такая желтуха называется физиологической и, как правило. Исчезает бесследно через 1-2 недели.
10. В короткие периоды бодрствования, которые постепенно становятся все продолжительнее, здоровый ребенок энергично двигает ручками и ножками, временами громко кричит с гримасами плача на лице, но без слез, так как слезные железы еще «не дозрели».На неприятные раздражители новорожденный реагирует криком, общим возбуждением, напряжением тела, движением рук и ног. Подобные реакции наблюдаются при болезненном вздутии живота (газовых коликах).
11. Способность регулировать температуру (поддерживать температуру тела) у новорожденного также еще не развита.Он легко переохлаждается (кожа становится прохладной на ощупь) и перегревается, при этом наблюдаются беспокойство, обезвоживание и повышение температуры тела. В нормальном состоянии ладони и стопы ребенка должны быть прохладными, и не нужно их согревать, увеличивая температуру в комнате или тепло укутывая малыша.
Правильно вскармливаемый и не перегревающийся ребенок в первые дни теряет только 5-10% от массы тела при рождении и полностью восстанавливает ее между 7-10-м днем жизни. Физиологическое уменьшение массы тела наступает в результате потери жидкости с мочой и калом, а также при испарении через кожу и при дыхании.
В то же время количество поступающей жидкости не восполняет потерь (высосанного молока для этого недостаточно), а это приводит к уменьшению жировых запасов в тканях, что представляет собой нормальное явление.
12. Новорожденный выделяет кал несколько раз в сутки, а мочу – до нескольких десятков раз.Первые порции мочи у доношенного ребенка, покормленного в первые сутки жизни, выделяются в течение 24 часов после рождения. Отсутствие мочи в первые сутки может быть признаком болезней мочеполовой системы.
Первородный кал (меконий) – темный и липкий, на 3-4-е сутки кал становится зеленоватым и более жидким, стул более частым – до 10 раз в сутки. На второй неделе жизни число опорожнений кишечника уменьшается до 3-5 в сутки, а выделяемый кал уже желтый и кашицеобразный.
13. Период после рождения характеризуется наличием безусловных рефлексов, которые свидетельствуют о несовершенстве нервной системы новорожденного и исчезают в первые месяцы жизни.Ребенку нужно помочь пойти трудный период новорожденности, удовлетворяя все его потребности: регулярно кормить, поддерживать оптимальную температуру окружающей среды, регулярно проветривать помещение, создавать спокойную доброжелательную атмосферу в доме. Ребенку необходим тесный контакт с мамой, особенно во время кормления, ее ласковый голос и нежные прикосновения при пеленании.
19. К концу первого месяца жизни у ребенка вырабатываются простейшие механизмы осуществления основных жизненных функций, в том числе и прироста массы тела.Наступает следующий период – грудной возраст. Считается, что окончанием периода новорожденности является момент, когда ребенок сделал первое осознанное движение, требующее участия коры головного мозга.
Обычно это сосательное движение, которое делает малыш, когда его укладывают в позу для кормления , не раздражая при этом губ. Такое явление можно наблюдать уже на 3-й неделе жизни у детей, вскармливаемых грудью. Ребенок чмокает губами, когда мама кладет его на руки, прижимает к себе, собираясь кормить.
С актом сосания в этом случае соединились и другие раздражители – положение тела, тепло и запах матери. Это первое проявление участия коры головного мозга в процессах нервной деятельности. С этого момента числа таких проявлений быстро возрастает, обеспечивая психическое развитие ребенка и познание им мира.
20. Первый месяц жизни важен не только для самого ребенка, но и для его родителей.За это время они должны овладеть трудными приемами удовлетворения всех потребностей новорожденного, обеспечивающих развитие, не нарушая при этом покоя и равновесия в доме.
Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.
До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении
Калькулятор
Таблица физических параметров до года
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.
Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: )
Возраст, мес | Рост, см | Вес, кг | Окружность головки, см | Окружность груди, см |
---|---|---|---|---|
49,0 - 54,0 | 2,6 - 4,0 | 33,0 - 37,0 | 31,0 - 35,9 | |
1 | 52,0 - 55,0 | 3,0 - 4,3 | 35,8 - 37,2 | 34,0 - 36,0 |
2 | 55,0 - 57,0 | 4,5 - 5,0 | 37,5 - 38,5 | 36,0 - 38,0 |
3 | 58,0 - 60,0 | 4,0 - 6,0 | 38,0 - 40,0 | 36,0 - 39,0 |
4 | 60,0 - 63,0 | 4,5 - 6,5 | 38,0 - 40,0 | 36,0 - 40,0 |
5 | 63,0 - 67,0 | 6,5 - 7,5 | 37,5 - 42,2 | 37,0 - 42,0 |
6 | 65,0 - 69,0 | 7,5 - 7,8 | 42,0 - 43,8 | 42,0 - 45,0 |
7 | 67,0 - 71,0 | 8,0 - 8,8 | 43,8 - 44,2 | 45,0 - 46,0 |
8 | 71,0 - 72,0 | 8,4 - 9,4 | 44,2 - 45,2 | 46,0 - 47,0 |
9 | 72,0 - 73,0 | 9,4 - 10,0 | 45,2 - 46,3 | 46,5 - 47,5 |
10 | 73,0 - 74,0 | 9,6 - 10,5 | 46,0 - 47,0 | 47,0 - 48,0 |
11 | 74,0 - 75,0 | 10,0 - 11,0 | 46,2 - 47,2 | 47,5 - 48,5 |
12 | 75,0 - 76,0 | 10,5 - 11,5 | 47,0 - 47,5 | 48,0 - 49,0 |
Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.
От рождения до 3 месяцев
Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.
Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.
Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.
На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.
Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!
С трех месяцев начинается активная социализация малыша - он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей
Физические особенности
Месяц | Движения и навыки | Зрение | Слух |
---|---|---|---|
1 | Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. | Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). | Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке. |
2 | Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. | Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. | Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса. |
3 | В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. | Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). | Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет. |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
1 | К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» - реакция на близкого человека. | Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. | Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз. |
2 | Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. | В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. | Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции. |
3 | Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. | Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. | Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным. |
От 4 месяцев до полугода
Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: ).
Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.
На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.
В речи также происходят заметные изменения:
- начинает выражать первые просьбы;
- гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».
Физические особенности
Месяц | Движения и навыки | Зрение | Слух |
---|---|---|---|
4 | Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. | Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. | Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса. |
5 | В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. | Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. | Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука. |
6 | Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. | Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. | Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки. |
6-7 месяцев - время для первого прикорма
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
4 | По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. | Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. | Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое. |
5 | Хочет участвовать в общении - старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. | Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. | Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела. |
6 | Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. | Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. | Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую. |
От полугода до 9 месяцев
Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.
Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: ). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.
С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх - подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.
Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности - коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.
Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.
В 9 месяцев малыш уже «совсем большой», он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются
Физические особенности
Месяц | Движения | Навыки |
---|---|---|
7 | Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. | Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек. |
8 | Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. | Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку. |
9 | Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. | Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов. |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
7 | Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. | Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. | Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят). |
8 | Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. | Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. | Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует. |
9 | Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность. | В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.) | Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память. |
От 10 месяцев до 1 года
После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.
Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.
Начинается этап развития мелкой моторики пальцев, может двумя пальчиками порвать лист бумаги. Следует уделить большое внимание любознательности малыша, поощрять ее и обязательно разговаривать с ребенком как можно больше.
После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.
Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.
Физические особенности
Месяц | Движения | Навыки |
---|---|---|
10 | Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки. | |
11 | Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. | Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки. |
12 | Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. | Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке. |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
10 | У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. | Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». | Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие. |
11 | Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. | Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). | Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию. |
12 | Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). | Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». | Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание. |
Мнение доктора Комаровского
Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках. Конечно, основной акцент делается на педиатрических вопросах, однако помимо этого из книг и лекций можно узнать о:
- принципах ухода за карапузом;
Наконец свершилось то, чего вы так давно ждали: у вас родился малыш!
Для него в этом мире все новое и неизвестное. В течение первого месяца жизни , кроха будет тщательно изучать этот мир, привыкать к нему и, конечно, стремительно расти. В течение этого времени малышей называют новорожденными.
Наверное, каждый родитель хочет знать, как должен в период новорожденности , чему он должен научиться в течение месяца, на что должен реагировать, как должен кушать и спать.
Поэтому мы предлагаем вам сегодня узнать подробнее о развитии новорожденного по неделям .
Физиология новорожденного
Сразу после рождения организм ребенка начинает приспосабливаться к внеутробной жизни. Его организм напряженно работает: изменяется система кровообращения, по-другому начинает работать эндокринная и пищеварительная система , кожа, кишечник, дыхательные пути знакомятся с новыми бактериями, активизируется иммунная система.
Возможно, что в первую неделю жизни ребенок потеряет около 10% своего веса от рождения. Это вполне естественно, ведь маленький организм очень напрягается. Примерно через 10 дней после рождения, вес крохи начнет увеличиваться. За первый месяц жизни ребенок должен набрать около 500 г.
В период новорожденности (в первые 28 дней жизни) ребенок почти все время спит , около 20 часов в сутки он проводит во сне.
Рефлексы ребенка
Все, что делает малыш в период новорожденности , регулируется . Наличие основных рефлексов - это признак здоровья крохи.
Главными рефлексами считают сосательный и хватательный рефлексы.
Татьяна Константиновна Знаменская, доктор медицинских наук, профессор, президент Ассоциации неонатологов Украины: «В период новорожденности у малыша есть два основных рефлекса: хватательный и сосательный. Именно эти умения помогают ему расти и развиваться. Сразу после рождения малыша выкладывают на грудь мамы, и он прикладывается к груди - это сосательный рефлекс, благодаря которому ребенок насыщается. Если мы даем ребенку палец, он за него хватается - это хватательный рефлекс, благодаря которому он может подтянуться. Все остальные рефлексы тоже важны, мы на них также обращаем внимание».
Также среди основных рефлексов можно отметить:
- (если поставить ребенка в вертикальное положение так, чтобы стопы касались, например, стола, малыш начнет выпрямлять ножки, чтобы стать, если немного наклонить ребенка вперед, он начнет двигать ногами, имитируя ходьбу);
- рефлекс ползания (Баэра) (если кроху положить на животик и немного надавить на стопы, малыш начнет двигать ножками, имитируя ползание);
- хоботковый рефлекс (если легко дотронуться до губ ребенка, он вытянет губки в виде хоботка, этот рефлекс связан с процессом питания, как и сосательный);
- (если кроху положить на животик, он повернет голову в сторону, это движение дает возможность ребенку дышать, лежа на животе);
- ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина) (если легонько нажать пальцами на ладони ребенка, он откроет ротик и повернет головку к вам).
Есть множество других рефлексов новорожденных , которые так же важны: рефлекс Моро, Переза, рефлекс Галанта. Большинство из рефлексов новорожденных угасают или трансформируются к годику, когда кроха становится осознанным, а на смену рефлексам приходят вполне контролируемые движения.
Развитие новорожденного по неделям
1 неделя
- в первую неделю жизни кроха привыкает к новой обстановке , с каждым днем его лицо выражает все больше эмоций;
- кроха начинает прибавлять в весе;
- малыш мочится примерно 15 раз в сутки, справляет большую нужду около 8 раз;
- с каждым днем малыш ;
- пока ребенок двигает ручками и ножками спонтанно;
- поведение ребенка регулируется безусловными рефлексами .
2 неделя
- стул малыша становится кашицеобразным, обычно он имеет желтый или зеленоватый цвет;
- за вторую неделю ребенок набирает около 150 граммов;
- к концу этой недели у крохи обычно проходит , гормональные кризы и гематомы;
- в это время отпадает пуповинный остаток, теперь кроху можно купать в обычной водичке из-под крана ;
- на второй неделе ребенок начинает больше бодрствовать.
Первый год жизни ребенка очень важен для каждого малыша. Он определяет дальнейшее эмоциональное и психическое, умственное и физическое развитие детей. В этот период формируются иммунитет и нервная система, организм адаптируется к окружающему миру. Новорожденный быстро растет и развивается, прибавляет в весе и росте, осваивает новые навыки. Он постепенно учится ходить и говорить.
При этом для каждого возраста характерны новые знания и открытия. Норма веса, роста и других физических характеристик достаточно условна. Для каждого грудничка свойственны индивидуальное развитие, параметры и нормы, которые помогает определить и контролировать педиатр. В этой статье мы рассмотрим календарь развития ребенка по месяцам с рождения до года. И подробно узнаем, что должен уметь ребенок по месяцам.
Первый месяц
В первые недели жизни ребёнок спит 60-80% времени. На этом этапе для младенцев важно постоянное присутствие мамы рядом и своевременное кормление грудным молоком. Поэтому кормящей маме важно наладить лактацию . Особое внимание уделяется для недоношенного новорождённого, которому дополнительно назначают специальные молочные смеси.
Несмотря на то, что кроха практически все время спит, для нормального развития важно уделять внимание прогулкам на свежем воздухе. Во время бодрствования купайтесь и принимайте ванны, делайте массаж и гимнастику для новорожденных. Кроме того, нужно приучить малыша к режиму день-ночь.
В первый месяц жизни малыш умеет:
- Плакать и улыбаться;
- Узнавать голос, запах и прикосновения мамы;
- Совершать микродвижения, активно двигать руками и ногами;
- Различать яркие цвета, рисунок в полоску и в клетку;
- Фокусировать взгляд на лице взрослого человека или на ярком неподвижном предмете и следить за движущимся предметом. Для развития этого навыка можно повесить в коляску или над кроваткой подвесную игрушку;
- Произносить звуки в такт речи говорящего и различать особенности звуков;
- Приподнимать и удерживать головку несколько секунд, лежа на животике.
В первый месяц кроха набирает по 90-150 грамм в неделю. Таким образом к началу второго месяца жизни вес ребенка в среднем увеличивается на 0,4-0,7 кг по сравнению с массой при рождении. При этом днем он кушает каждые два часа, ночью грудничка прикладывают по три-пять раз.
Второй месяц
Второй месяц – стадия “оживления”, когда кроха уже начинает различать эмоции взрослых и становится активнее. Ближе к концу этого периода набор веса составляет примерно 800 грамм, а рост увеличивается на три сантиметра. В этом возрасте становится больше обхват груди и окружность головы ребенка. Кроме того, в два месяца малыш уже умеет следующее:
- Поднимать и недолго держать голову (10-20 секунд);
- Разводить руки в сторону и переворачиваться с бока на спину;
- Гулить и произносить звуки “а”, “о”, “у”, сочетания “агу”, “ага” и “бу”;
- Сосредотачивать и удерживать взгляд на неподвижном предмете, который находится на расстоянии до полутора метров;
- Следить взглядом за предметами и пытаться дотянуться до предмета;
- Поворачивать голову на источник звука и искать источник звука глазами;
- Хватать и удерживать легкий предмет до 30 секунд;
- Приподнимать грудь на несколько секунд, лежа на животе;
- Воспринимать красный, желтый, оранжевый, черный и белый цвета.
В два месяца у ребенка все больше развивается мимика интонации. У малыша улучшается координация движений, наблюдается речевое развитие, развитие слуха и зрения. Однако грудничок пока еще не слышит все звуки, не может фокусировать взгляд на быстро передвигающихся предметах и долго удерживать что-то руках.
Третий месяц
Для этого периода характерно осмысленное выражение эмоций, проявляются индивидуальные интонации голоса, начинает развиваться обоняние. Теперь грудничок может узнавать маму не только по прикосновениям, голосу или внешнему виду, но и по запаху. Кроме того, в этом возрасте формируется взаимосвязь между слухом и зрением.
Ребенок к трем месяцам должен научиться делать следующее:
- Управлять собственными руками;
- Брать и удерживать игрушки в руках, подносить предметы к собственному лицу, тянуться к подвешенным игрушкам руками;
- Переворачиваться со спины на бок, со спины на живот и с живота на спину;
- Приподниматься на локтях, лежа на животе;
- Уверенно держать голову , лежа на животе;
- Смеяться в голос;
- Фиксировать взгляд на игрушке, мелких предметах и крупном узоре, следить за движением крупных объектов;
- Замечать предмет в положении лежа на спине, на боку и на животе, на руках у взрослого человека;
- Вслушиваться в звук погремушки и поворачивать голову к источнику звука;
- Смотреть на говорящего человека и вслушиваться в музыку, пение и т.д..
Увеличиваются рост и вес ребенка. Наблюдается повышение массы тела на 700-800 грамм, рост увеличивается на 3-3,5 сантиметра. Движения рук и ног младенца становятся более координированными, а сами малыши – более подвижными. Они легко переворачиваются со спины на живот и обратно.
Четвертый месяц
Развитие ребенка в четыре месяца характеризуют активность и повышенная оживленность. Малыш хорошо реагирует на знакомые лица, голоса и игрушки, размахивает руками и ногами, смеется и улыбается в ответ человеку или предмету, которые узнал. Кроме того, он уже начинает узнавать и реагировать на свое имя.
Таким образом, кроха может:
- Узнавать знакомые лица и голоса людей, которые постоянно ухаживают за малышом;
- Узнавать предметы и игрушки, выделять любимые;
- Хватать и удерживать предметы, при этом хватание уже не рефлекторное, а целенаправленное;
- Самостоятельно трясти погремушку;
- Приподниматься на руках с опорой на ладони, лежа на животе. При этом малыш может недолго держать голову;
- Поддерживать бутылочку при кормлении;
- Произносить первые слоги и повторять за говорящим;
- Прислушиваться к музыке и качать головой в такт, выделять и предпочитать конкретные мелодии;
- Различать яркие цвета и чистые оттенки;
- Складывать ладошки и хлопать. Кстати, научить ребенка хлопать в ладоши поможет старая игра в ладушки.
Вес ребенка имеет прибавку в 700-750 грамм, рост увеличивается на 2-2,5 сантиметра.
В этом возрасте заметно прогрессирует развитие слуха и зрения. Для игр начинают использовать карточки с картинками. Кстати, дети в четыре месяца хорошо воспринимают звуки, которые имитируют звуки животных.
Пятый месяц
В пять месяцев многие родители перемещают кроху в манеж, практикуют игры и упражнения для развития мелкой моторики. Правильные занятия ускорят развитие речи, и малыш начнет скорее говорить. Для игр выбирайте яркие цветные погремушки и музыкальные игрушки, мешочки и мягкие игрушки со специальным наполнителем для развития моторики, коврики и лоскутные одеяла.
В этом возрасте ребенок может:
- Узнавать игрушки и мелодии, рассматривать картинки;
- Следить за движениями предметов и человека;
- Произносить звуки и некоторые слоги, пытаться повторять слова за взрослым;
- Хватать и удерживать предметы, тянуться к игрушке и трогать руками;
- Самостоятельно занимается игрушками до десяти минут;
- Пытаться сесть, подтягиваясь на руках;
- Поднимать руки и ноги, лежа на спине, и рассматривать собственные части тела;
- Различать и воспринимать до шести цветов одновременно.
Отметим, что после пяти месяцев увеличение веса и роста ребенка снижается. Дело в том, что ребенок начинает вести более активный и подвижный образ жизни. Кроме того, в том возрасте у некоторых малышей уже прорезываются первые зубки . Как правило, это происходит в шесть-семь месяцев. Но нет ничего страшного, если они появятся раньше.
Шесть месяцев
Полгода – переломный возраст для грудничка. Это период появления первых зубов и введения прикорма. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным, пытается сесть самостоятельно. Сейчас малыш может спокойно и крепко спать целую ночь. Крохе уже можно давать кубики и пирамидки для игры.
В шесть месяцев, кроме уже приобретенных навыков, малыш умеет следующее:
- Ищет и находит спрятанные игрушки или накрытые предметы;
- Самостоятельно ползает и подползает к игрушке, которую видит перед собой;
- Управляет двумя руками одновременно. Может хлопать в ладоши, брать и бросать предметы, перекладывать вещи из одной руки в другую и держать по игрушке в каждой руке;
- Знает и произносит до 40 различных звуков;
- Открывает и закрывает коробочки, складывает предметы;
- Садится при помощи взрослого и начинает садиться самостоятельно.
Для полугодовалого ребенка характерна подвижность и устойчивость рук, пальцев. Он легко распознает чувства и эмоции. В шесть месяцев начинают вводить первый прикорм. Это должны быть овощные пюре из натуральных гипоаллергенных продуктов. Подходящим вариантом является кабачок, брокколи и цветная капуста. Но это не значит, что нужно полностью отказываться от кормления грудью.
Специалисты ВОЗ рекомендуют продолжать грудное вскармливание, пока малыш нуждается в молоке, пока продолжается лактация, при этом кормление не доставляет дискомфорта маме. Рекомендуемый возраст для завершения ГВ достигает 1,5-2 лет. При введении прикорма количество прикладываний к груди постепенно сокращается и замещается взрослой пищей. Подробный график введения прикорма для грудничка, вы найдете .
Семь месяцев
В этом возрасте малыш становится настоящим непоседой. Он начинает различать предметы и может показать на них. В этом возрасте кроха начинает делать первые шаги, уверенно сидит и самостоятельно ползает, в том числе и назад. Малыши в этом возрасте любят купаться. Можно приучать ребенка к плаванию и купанию, делать специальные ванночки с морской солью, хвоей и травами.
Таким образом, в семь месяцев грудничок умеет:
- Уверенно сидеть с прямой спиной и ползать;
- Пить из кружки с поддержкой;
- Вставать и стоять у опоры;
- Ходить с поддержкой под мышки или за руки;
- Стучать и трясти, разбирать и ломать, бросать на пол предметы;
- Держать в каждой руке по игрушке и стучать друг о друга;
- Показывать, где находятся глаза, нос, рот и ушки.
К концу седьмого месяца вес ребенка увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. Старайтесь следить за чистотой пола и игрушек, регулярно стерилизуйте предметы, так как малыш в этом возрасте любит все пробовать и часто засовывает в рот разные детали.
Восемь месяцев
Малыш умеет самостоятельно и свободно передвигаться, садиться, лазить, поэтому не оставляйте ребенка на высоте. Он с интересом рассматривает новые игрушки, может узнать на фотографии папу и маму, помахать вслед рукой. В этом возрасте кроха уже пытается кушать самостоятельно и начинает понимать, о чем его просят.
Ребенок выполняет несложные поручения, может что-то принести и показать, легко собирает кубики и пирамидки, закрывает баночки крышками. Появляются первые осознанные слова. Как правило, это “папа”, “мама”, “дай”, “нет” и так далее. Восьмимесячные малыши любят слушать музыку, танцевать, топать ножками и хлопать в ладоши.
Вес младенца увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. В восемь месяцев в рацион грудничка должны обязательно входить мясо и творог. Они насыщают организм кальцием и укрепляют костный скелет, который еще слишком хрупкий у малыша. Не забывайте об овощах и фруктах, безмолочных кашах. Блюда для грудничка должны быть пресными, тушеными, вареными или приготовленными на пару без специй и приправ. Можно постепенно включать в рацион рыбу.
Девять-десять месяцев
Кроха может самостоятельно вставать и передвигаться, хватаясь и держась за стул, диван, кровать, манеж или другие крупные предметы. В этом возрасте ребенок учится ходить самостоятельно, повторяет слоги и несложные слова за взрослыми и может легко пить из чашки.
Таким образом, ребенок умеет следующее:
- Встает из положения сидя и садится из положения лежа;
- Стоит и ходит с поддержкой;
- Пытается залезть на диван или кресло, открывать ящики;
- Самостоятельно ползает и разворачивается;
- Знает, как собирать и куда класть игрушки;
- Пытается достать окружающие предметы;
- Активно проявляются эмоции и развивается речь;
- Пробует кушать ложкой;
- Берет мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки, рвет бумагу и мнет пластилин;
- Знает и понимает значения слов “иди”, “сиди”, “дай”, “ложись”, выполняет легкие команды.
В десять месяцев ребенок подражает взрослым и животным, самостоятельно играет с игрушками и уверенно держит в руках предметы, может пальцами перелистывать книжки и с помощью взрослых играть с другими детьми. Такие малыши очень любят танцевать, прыгать и хлопать в ладоши. Они понимают что нужно делать с игрушками: толкать неваляшку, катить машинку, строить башню из кубиков, нанизывать кольца на пирамидку и пр.
Дети могут класть и перекладывать игрушки, при этом больше интересуются мелкими предметами, чем крупными. Они показывают части лица у себя, у мамы и у куклы, могут произносить названия окружающих предметов и животных. Вес на девятый и десятый месяц увеличивается по 350-400 грамм, рост – по одному сантиметру.
Одиннадцать-двенадцать месяцев
В этом возрасте малыш уже совсем большой и взрослый. Он активно самостоятельно передвигается, садится, ползает и встает, может пройти небольшое расстояние без опоры. Ребенок понимает простые просьбы и строгую речь, называет большинство предметов, учится говорить первые слова.
Ребенок в год старается проявлять самостоятельность. Он сам кушает ложкой, пьет из кружки , надевает носки и обувь. Дети ярко реагируют на новую игрушку, незнакомую обстановку и чужого человека. Интересно, что малыши любят похвалу, при этом понимают, когда их ругают, и знают, что такое “нельзя”.
Ребенок умеет утвердительно или отрицательно качать головой, захватывать бусинки. Он любит музыкальные игрушки и книжки с яркими картинками. В год малыш встает из положения на корточках и самостоятельно ходит, пользуется ложкой и чашкой, умеет жевать твердую пищу. Поэтому рацион грудничка значительно расширяется. Крохе можно давать рыбу и мясо, молочные продукты и яйца, многие овощи и фрукты, печенье. Детям начинают готовить молочные каши и легкие блюда.
В год младенец может перешагивать препятствия и приседать, чтобы поднять предмет с пола. Он собирает и разбирает игрушки, знает, как пользоваться различными предметами (веником, молотком, телефоном). Любознательный малыш активно принимает участие в одевании, питании, чистке зубов, купании и других подобных процедурах.
Ребенок в год понимает, что ему говорят, повторяет звуки за телевизором, взрослыми. При этом собственный словарный запас малыша составляет уже 10-15 слов. В большинстве случаев детки уже самостоятельно ходят без опоры. У ребенка формируется вкус, и он может легко отказаться от еды, которая не нравится.
Мы рассмотрели основное развитие ребенка по месяцам до года. Оно достаточно условно, как и физические показатели. Многое зависит от воспитания, характера и темперамента ребенка. Давайте подробнее рассмотрим такие показатели, как охват головы и груди, вес и рост ребенка по месяцам.
Физическое развитие детей до года
Физическое развитие ребенка по месяцам до 1 года зависит от того, мальчик это или девочка, от условий питания, содержания и ухода за детьми. Для каждого свойственны персональные особенности развития. Поэтому показатели могут отличаться от нормы развития ребенка до года.
Отклонения не свидетельствуют о проблемах в здоровье крохи. Если малыш хорошо кушает и спит, хорошо себя чувствует и активно себя ведет, поводов для беспокойства нет. Однако ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает родителям примерные данные и характеристики. Рекомендуемые нормы указаны в таблице развития ребенка по месяцам для мальчика и для девочки.
Физические характеристики девочек до года
Возраст | Рост (см) | Вес (кг) | Окружность головы (см) | Окружность груди (см) |
1 месяц | 50,3 – 56,1 | 3,6 – 4,7 | 35 – 38,1 | 34 – 38,1 |
2 месяца | 53,5 – 59,3 | 4,2-5,5 | 36,7 – 39,8 | 35,6 – 39,9 |
3 месяца | 56,2 – 61,8 | 4,8 – 6,3 | 38 – 42,1 | 37,3 – 41,4 |
4 месяца | 58,4-64 | 5,4-7 | 39,1-42,2 | 38,9-43 |
5 месяцев | 60,8-66 | 5,9-7,7 | 40,3-43,2 | 40,3-44,5 |
полгода | 62,5-68,8 | 6,4-8,3 | 41,5 – 44,2 | 41,6-45,8 |
7 месяцев | 62,7-71,9 | 6-9 | 40,2-45,5 | 42-47 |
8 месяцев | 64-73,5 | 6,3-10,2 | 40,7-46 | 43-48 |
9 месяцев | 65,3-75 | 6,5-10,5 | 41,2-46,5 | 44,5-49,3 |
10 месяцев | 66,5-76,4 | 6,7-10,9 | 41,5-46,9 | 45-48 |
11 месяцев | 66,7-77,8 | 6,9-11,2 | 41,9-47,3 | 46-50,5 |
1 год | 68,9-79,2 | 7-11,5 | 42,2-47,6 | 46,3-51,4 |
Физические характеристики мальчиков до года
Возраст | Рост (см) | Вес (кг) | Окружность головы (см) | Окружность груди (см) |
1 месяц | 51,2 – 56,5 | 3,6 – 5,1 | 35,5 – 39,1 | 34,1 – 38,9 |
2 месяца | 53,8 – 59, 4 | 4,2 – 6 | 37,4-41 | 35,7 – 40,8 |
3 месяца | 56,5 – 62 | 4,9 – 7 | 39 – 42,5 | 36,5 – 41,6 |
4 месяца | 58,7-64,5 | 5,5-7,6 | 40,2-43,6 | 38,6-44,6 |
5 месяцев | 61,1-67 | 6,1-8,3 | 41,2-44,6 | 40,1-45,7 |
полгода | 63-69 | 6,6-9 | 42-45,5 | 41,4-47,6 |
7 месяцев | 64,8-73,5 | 6,7-10 | 41,5-46,4 | 42-48 |
8 месяцев | 66,2-75 | 6,9-10,7 | 42-47 | 43,4-49,1 |
Первый месяц жизни малыша волшебный и одновременно беспокойный. Необходимо в первый месяц жизни новорождённого научиться кормить, укладывать спать и понимать его постоянные требования. А начало жизни новорождённого ими насыщены особо плотно.
Первые дни новорождённого довольно просты. Всё, что для него в действительности важно, — это есть каждые несколько часов, спать спокойно и часто, иметь сухой подгузник и получать много любви. Но для вас, как для новоиспечённого родителя, уход за новорождённым ребёнком может казаться значительно сложнее. Поэтому сосредоточьтесь только на главных моментах и основных потребностях ребёнка.
Развитие ребёнка 1 месяц жизни
Ваш новорождённый делает немного больше, чем ест, спит, плачет. Вы обнаружите реакцию ребёнка на такие вещи, как свет, шум и прикосновения. Вы увидите, что органы чувств напряжённо работают.
Зрение в первый месяц жизни ребёнка
Ваш малыш лучше всего видит вещи на расстоянии 20 — 25 см. Это идеальное расстояние для пристального взгляда в глаза мамы или папы.
Их глаза к яркому свету особенно чувствительны, поэтому младенцы с большей вероятностью могут открыть глаза при слабом освещении.
Не волнуйтесь, если ребёнок иногда скашивает или закатывает глаза. Это нормально, пока зрение вашего ребёнка не улучшится, а мышцы глаз не усилятся.
Дайте ребёнку рассматривать много привлекательных вещей. Лица людей, контрастные узоры, яркие цвета, движения — это то, что новорождённым нравится больше всего. Чёрно-белые фотографии или игрушки будут интересовать вашего ребёнка дольше, чем объекты или картины с множеством похожих цветов.
Ребёнок должен уметь следить за небыстрыми движениями лица или объекта.
Что ребёнок может услышать до 1 месяца?
Ребёнок слышал звуки ещё в матке. Сердцебиение матери, журчание её системы пищеварения и даже звуки голоса — это часть мира ребёнка до рождения.
Когда малыш рождается, звуки окружающего мира звучат громко и ясно. Ребёнок может поразиться неожиданному лаю собаки поблизости или успокаиваться при нежном жужжании фена.
Обратите внимание, какова реакция новорождённого на голос. Голоса людей, особенно родителей — любимая «музыка» для ребёнка. Если кроха плачет в люльке, посмотрите, как быстро успокаивает его ваш приближающийся голос.
Вкусовые и обонятельные ощущения новорождённого в первый месяц
Младенцы ощущают вкус и запах и будут расположены к сладким вкусам, а не к горьким. Например, новорождённый предпочтет сосать бутылку с подслащённой водой, но отвернётся или заплачет, если ему дадут что-нибудь горькое или кислое по вкусу. Аналогично, новорождённые обратятся к запахам, которые они предпочитают, и отвернутся от неприятных им запахов.
Исследования показали, что рацион мамы влияет на вкус грудного молока. Эти первые ароматы помогут сформировать предпочтения вкуса позже. Например, ребёнок, мать которого ела острую пищу во время кормления, скорее всего, будет благосклонен к острой пище.
Прикосновение важно для новорождённого. С каждым прикосновением новорождённый познаёт жизнь и своё окружение.
В утробе матери младенцы содержатся в тепле и защищённости, но после рождения они впервые ощущают холод, жар, жёсткие швы одежды.
Убедитесь, что новорождённый находит внешний мир успокаивающим местом. Предоставляйте много удобной одежды и мягких одеял, нежных поцелуев, ласк и утешительных объятий.
С момента рождения младенцы начинают реагировать на окружающий их мир. Их реакции на объятия матери или громкий звук являются примерами нормального развития ребёнка.
Врачи используют эти факторы, чтобы определить, идет ли развитие так, как ожидалось. Существует большой спектр того, что считается нормой, поэтому некоторые дети обретают навыки раньше или позже других.
Что должен уметь делать ребёнок в 1 месяц жизни?
Поведение новорождённого
- Поворачивает голову в сторону голоса родителей или других звуков.
- Плачет, чтобы сообщить о необходимости взять его на руки или покормить, поменять пелёнки или уложить спать.
- Перестаёт плакать, когда его желание удовлетворено (ребёнка взяли на руки, покормили или уложили спать).
Двигательное и физическое развитие ребёнка в первый месяц
С самого начала у ребёнка есть набор рефлексов, призванных защитить его и обеспечить необходимую помощь, даже если родительские инстинкты ещё не вступили в силу.
Эти ранние рефлексы включают поисковый рефлекс, который помогает определить местонахождение груди или бутылочки для кормления, рефлекс сосания (помогает есть), хватательный рефлекс (тот, который заставляет сжимать ваш палец, когда он вложен в ладонь ребёнка) и рефлекс Моро (нервная реакция, которую он испытывает, когда напуган).
Вы можете попробовать проверить своего ребёнка на рефлексы, но помните, что ваши результаты могут отличаться и, вероятно, будут менее надёжными, чем результаты проверки врача.
Эмоциональное и социальное развитие ребёнка до 1 месяца жизни
- успокаивается от голоса и прикосновения родителей;
- может кратковременно сосредотачиваться.
Когнитивные навыки (мышление и обучение)
- Смотрит на лица.
- Следит за выражением лица родителей.
Уход за новорождённым в первый месяц жизни
Если вы не проводили много времени около новорождённых, их хрупкость может быть пугающей.
Правила ухода за ребёнком в первый месяц жизни
- обязательно вымойте руки, прежде чем брать младенца. Новорождённые ещё не имеют сильного иммунитета, поэтому они подвержены инфекции. Удостоверьтесь, что у всех, кто общается с ребёнком, чистые руки;
- будьте осторожны, поддерживайте голову и шею младенца, когда носите его или кладете в кроватку;
- не трясите новорождённого, будь то в игре или в расстройстве. Сильная встряска может вызвать внутричерепное кровотечение и даже смерть. Если нужно разбудить ребёнка, не делайте этого, встряхивая младенца. Вместо этого пощекочите ноги малышу или мягко погладьте по щеке;
- необходимо удостовериться, что младенец в переноске, коляске или автокресле хорошо пристегнут. Ограничьте любую активность, которая может быть слишком грубой или энергичной для крохи.
Помните, что новорождённый в 1 месяц не подготовлен к грубой игре, такой как тряска или подбрасывание.
Как ухаживать за новорождённым в первый месяц?
Уход за новорождённым дома включает кормление, смену подгузника, переодевание, уход за пупочной ранкой, подстригание ногтей, купание, укладывание спать.
Кормление новорождённого
Как кормить своего новорождённого в первый месяц, грудью или бутылкой, решает мама.
Вы можете быть в замешательстве относительно того, как часто это делать. Как правило, рекомендуется кормить детей по требованию, то есть каждый раз, когда он кажется голодным. Ребёнок может подавать знаки с помощью плача, посасывания кулачка или почмокивающих звуков.
Новорождённого ребёнка надо кормить каждые 2 — 3 часа. Если кормите грудью, дайте ребёнку возможность сосать грудь примерно 10 — 15 минут с каждой груди. Если вы кормите смесью, давайте около 60 — 90 миллилитров на каждое кормление. Для каждого отдельно взятого малыша можно индивидуально высчитать разовый объём смеси.
Когда кормите смесью, то можете легко контролировать количество еды. Но если вы даёте младенцу грудь, это будет немного сложнее. Если младенец кажется удовлетворённым, у него около шести влажных подгузников и стул несколько раз в сутки, малыш хорошо спит и отлично набирает вес, то недостатка в пище нет.
Перед сменой подгузника удостоверьтесь, что все принадлежности в пределах досягаемости и вам не придётся оставлять младенца одного на пеленальном столе.
Для смены подгузника нужны:
- чистый подгузник;
- мазь под подгузник, если у малыша сыпь;
- ёмкость, наполненная тёплой водой;
- чистая ткань, влажные салфетки или ватные диски.
После каждого акта дефекации, или если подгузник влажный, положите малыша на спинку и снимите грязный подгузник. С помощью воды, ватных дисков и салфеток аккуратно протрите половые органы ребёнка. Меняя подгузник у мальчика, делайте это с осторожностью, так как воздействие воздуха может спровоцировать мочеиспускание.
Вытирая девочку, протирайте промежность по направлению от половых губ к попе, чтобы избежать инфекции мочевыводящих путей. Для предотвращения и лечения сыпи нанесите мазь.
Всегда тщательно мойте руки до и после смены подгузника.
Сыпь в области подгузника — распространённая проблема. Как правило, она красная и выпуклая. Спустя несколько дней она исчезнет при купании в тёплой воде, использовании крема под подгузник и при небольшом количестве времени, проведённом без него. Большинство высыпаний возникает из-за чувствительности кожи, она раздражается мокрым подгузником.
Чтобы предотвратить или вылечить сыпь в области подгузника, попробуйте ряд способов:
- Почаще меняйте подгузник младенца и как можно быстрее после опорожнения кишечника.
- После подмывания нанесите «барьерный» крем. Цинковые кремы предпочтительнее, поскольку образуют барьер от влаги.
- Оставьте младенца без подгузника на некоторое время. Это дает коже возможность принять воздушную ванну.
Если сыпь в области подгузника продолжается более 3 дней или, по-видимому, ухудшается, обратитесь к доктору. Сыпь может быть вызвана грибковой инфекцией, требующей медикаментозного лечения.
Одежда
Вы будете переодевать ребёнка много раз за день.
Вот некоторые советы, которые помогут сделать работу приятнее — для крохи и для вас:
- начните с удобной одежды. Ищите эластичные ткани; широкие горлышки; свободные рукава, манжеты и лодыжки; кнопки, защёлки или молнии на лицевой стороне одежды, а не на спине. Кружево может выглядеть очаровательно на вашей маленькой девочке, но оно может быть колючим или даже запутать пальцы малыша, поэтому сохраните его для особых случаев;
- прикрепите нагрудник, если кроха регулярно срыгивает. Ведь его гораздо легче заменить, чем одежду.
Уход за пупочной ранкой и обрезанием
Ухаживать за пупочной ранкой очень важно. Специалисты предлагают протирать область спиртом, пока пупочный канатик не засохнет и не отпадёт.
Область пупка младенца нельзя погружать в воду, пока пупочный канатик не упадёт и область не заживёт.
Проконсультируйтесь с доктором, если область пупка покраснеет, чувствуется неприятный запах или появились выделения.
Если мальчику сделано обрезание, сразу после процедуры головку полового члена покрывают марлей, смазанной вазелином, чтобы рана не прилипла к подгузнику. Осторожно протрите головку после смены подгузника чистой тёплой водой, потом нанесите вазелин. Покраснение или раздражение пениса должно зажить через несколько дней, но если усилилось покраснение, припухлость или появились заполненные гноем волдыри, немедленно обратитесь к доктору.
Ногти росли ещё до рождения младенца, поэтому можно сделать маникюр в первую неделю жизни. Проводить эту процедуру следует каждые 2 — 3 дня в первый месяц, пока ногти не затвердеют и не перестанут расти так быстро.
При подстригании держите палец ребёнка, нажимая на кончик пальца вниз и в сторону от ногтя. Мягко отрежьте ногти, следуя естественной кривой ногтя. Следите, чтобы вы не состригли слишком низко и не делали резких движений. Придерживая крошечные пальцы на ногах, подстригайте ногти прямо, не закругляя к краям. Помните, что на ногах ногти медленнее растут и поэтому требуют меньше обслуживания.
Хотя вы почувствуете себя не очень хорошо, постарайтесь не беспокоиться, если пораните ребёнка. Это случается со всеми благонамеренными мамами. Зажмите ранку мягкой чистой тканью без ворса или марлевым тампоном, и кровотечение скоро прекратится.
Основы купания
Вы должны протирать ребёнка мягкой губкой до того, как пупочный канатик отпадет и пупок полностью заживет (1 — 4 недели).
Подготовьте следующие предметы перед купанием ребёнка:
- чистая мягкая мочалка;
- мягкое детское мыло и шампунь без запаха;
- мягкая щётка для массажа кожи головы;
- полотенце или одеяло;
- чистый подгузник;
- свежая одежда.
Обтирание
Для этого выберите плоскую безопасную поверхность в тёплой комнате. Заполните раковину, если она рядом, или чашу тёплой водой. Разденьте ребёнка и оберните его полотенцем. Протирайте глаза младенца чистыми ватными шариками, смоченной в воде. Движения должны быть направлены от внутреннего угла к внешнему.
Для каждого глазика используйте отдельный ватный шарик. Протрите уши и нос малыша влажной тканью. Затем снова промокните ткань и, используя чуть-чуть мыла, осторожно вымойте лицо и вытрите его насухо.
Затем вспените детский шампунь и осторожно вымойте голову малышу. Старайтесь смыть пену как можно тщательнее. Влажной тканью аккуратно протрите тело, особенно обращайте внимание на подмышечные складки, участки вокруг шеи, за ушами и в области гениталий. Затем необходимо высушить кожу, надеть подгузник и одежду.
Когда ваш ребёнок готов принять ванну, первые ванны должны быть кратковременными.
К перечисленным выше принадлежностям добавится младенческая ванна. Ванночка для младенцев — это пластиковая ванна, которая помещается в большой ванне. Это лучший размер для малышей, и купание с ней становится легче.
Удостоверьтесь, что в ванночке вода не более 5 — 7 см глубиной. Разденьте ребёнка в теплой комнате, затем сразу поместите его в воду, чтобы предотвратить озноб. Медленно опустите ребёнка по грудь в ванночку, придерживая одной рукой голову.
Мочалкой вымойте лицо и волосы. Аккуратно массируйте кожу головы кончиками пальцев или мягкой детской щеткой.
Когда вы ополаскиваете шампунь или мыло с головы малыша, положите руку на лоб, чтобы пена потекла по сторонам, и в глаза не попало мыло.
Осторожно вымойте остальную часть тела ребёнка водой.
В течение всего купания постоянно обливайте ребёнка водой, чтобы он не простудился. После купания немедленно оберните кроху полотенцем, удостоверьтесь, что оно закрывает его голову.
Детское полотенце с капюшоном отлично подходят для удержания свежевымытого ребёнка в тепле.
Купая ребёнка, никогда не оставляйте его одного. Если вам нужно покинуть ванную комнату, оберните малыша полотенцем и заберите с собой.
Основы сна
Новорождённый, который, кажется, нуждается в вас каждую минуту дня, фактически спит примерно 16 часов или больше. Новорождённые, как правило, спят в течение 2 — 4 часов. Не ждите, что он будет спать на протяжении всей ночи. Система пищеварения младенцев настолько мала, что им необходимо питание каждые несколько часов, и крохи должны пробуждаться, если их не кормили в течение 4 часов.
Положите ребёнка спать на спинку или на бочок, чтобы снизить риск синдрома внезапной детской смерти. Кроме того, удалите из постели все пушистые принадлежности, стёганые одеяла, овчинки, мягкие игрушки и подушки, чтобы удостовериться, что малыш не путается в них и не сможет задохнуться.
Также с целью предотвращения одностороннего уплощения головы не забудьте каждую ночь чередовать положение младенца.
У многих новорождённых дни и ночи «перепутаны». Они, как правило, бодрствуют ночью, а днём больше спят. Один из методов помочь им — свести ночное возбуждение до минимума. Держите свет на низком уровне, используя ночник. Разговаривайте и играйте с крохой на протяжении дня. Когда малыш просыпается днем, постарайтесь, чтобы он не спал ещё немного, разговаривая и играя.
Поощрение новорождённого к обучению
Поскольку родители заботятся о своем новорождённом, он учится распознавать прикосновение, звук голоса и вид лиц.
В первые недели вы можете завести несколько простых, адаптированных к возрасту игрушек, развивающие слух, зрение и тактильные ощущения.
- Погремушки.
- Детские игрушки.
- Музыкальные игрушки.
- Небьющиеся кроватные зеркала.
Попробуйте игрушки и мобили с контрастными цветами и узорами. Сильные контрасты (такие, как красный, белый и чёрный), изгибы и симметрия стимулируют развитие зрения ребёнка. Когда зрение улучшается и дети получают больше контроля над своими движениями, они будут всё больше взаимодействовать со своей средой.
Хотя внимание в эти дни, естественно, заключается в сохранении здоровья ребёнка, это становится намного сложнее, если мама не остается здоровой сама. Поэтому сделайте свое здоровье приоритетом в первый месяц после родов. Кратковременный пятнадцатиминутный сон позволит немного обновиться.
Храните запасы легкодоступных, но питательных продуктов, таких, как сырные палочки, яйца вкрутую, йогурт, творог, фрукты и готовые овощи, чтобы вы могли бы часто кушать. Знайте, что ваши потребности в питании будут выше, если вы даёте младенцу грудь.
Кормление
Когда исполнится 1 месяц ребёнку, его нужно кормить как минимум 6 раз в сутки. Старайтесь не слишком строго контролировать время кормления, дайте ребёнку определить, сколько и насколько часто он хочет есть.
Позвольте крохе в 1 месяц спать достаточно, будьте чувствительны к его сигналам.
Даже на этом раннем этапе старайтесь положить малыша в его кроватку, когда он устал, но ещё не спит. Большинство маленьких детей ложатся спать вскоре после кормления, и их «окно сна» может быть очень коротким.
Поведение
Возможно, вы будете наблюдать ранние улыбки, когда исполнится месяц новорождённому. Но вероятнее всего это будет связано с их рефлексами, а не с реакцией. Ближе к шести неделям ребёнок подарит истинную улыбку. У многих детей появляются колики в возрасте 1 месяца жизни.
Двигательные навыки ребёнка в 1 месяц
Ребёнок в 1 месяц будет сильнее, чем новорождённый. Он, возможно, сможет поднять голову на короткое время, когда держится прямо или лежит на животе. Возможно, он даже сможет поворачиваться её из стороны в сторону. Но вам всё ещё нужно будет оказать ему поддержку.
Ваш ребёнок также становится более выразительным и может начать агукать, когда видит родных. Обязательно откликнитесь на его усилия, чтобы поощрять эти коммуникационные навыки.
Как развивать ребёнка в 1 месяц?
- обеспечьте ребёнку ежедневное выкладывание на животик. Это поможет развить мышцы в области шеи и в верхней части туловища;
- включайте музыку и старайтесь не фильтровать мир своего ребёнка. Хотя может возникнуть соблазн ходить на цыпочках дома, когда ребёнок спит, это приведёт к тому, что малыш станет чувствительным к шуму окружающей среды. Младенцы, которые приходят в семьи, где уже много маленьких детей, не реагируют на домашний шум и учатся приспосабливаться, потому что они должны это делать.
Все дети уникальны и проходят этапы развития в своем собственном темпе. Рекомендации по развитию просто показывают, что кроха может реализовать. И если не в данный момент, то в самое ближайшее время.
Если у вас есть вопросы или проблемы, попросите врача подсказать возможные решения, которые помогут вам и вашему крохе расти вместе.