Занятие по ознакомлению с окружающим и самопознанию для детей старшей группы. Конспект занятия с детьми по ознакомлению с окружающим миром «Наши помощники
План-конспект занятия
« Помоги Зайке сберечь здоровье »
Программное содержание:
Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья;
На основе ситуационных моментов формировать умения детей делать выводы о безопасности жизнедеятельности;
Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на то, как они подросли за лето, стали быстрыми, ловкими, и предлагает поговорить о здоровье, выясняет, как дети понимают слово «здоровье», приводит по словицы:
Здоровье - лучшее богатство.
Здоровому все здорово.
Здоровье - всему голова.
Раз даётся сту к в дверь, появляю тся два мальчика , одетые в костюмы Знайки и Зайки. Зайка одет небрежно: пальто расстегнуто, шнурки развязаны, шарф размотан.
Они здоровают ся с детьми. Зайка зовет детей гулять. Знайка предлагает остаться на занятии и послушать. Он обращает внимание детей на внешний вид Зайки и говорит , что, одеваясь таким образ ом, Зайка вредит своему здоровью. Знайка предлагает детям объяснить Зайке, что он, торопясь, сделал неправильно и почему, предлагает помочь Зайке.
Воспитатель хвалит детей за помощь Зайке, уточняет ответы детей: развязаны шнурки - можно наступить на них и упасть; рас стегнуто пальто - можно простудиться; не завязан шарф - он может зацепиться за что- нибудь, и ребенок упадёт .
Как пройти по мокрому полу, чтобы не поскользнуться;
- как спускаться по лестнице;
Как одеваться, собираясь на прогулку.
Зайка предлагает неправильные варианты, воспитатель побуждает детей объяснить ему правила, затем предлагает детям показать все это, собираясь на прогулку.
Сказочные герои читают стихотворение-совет и провожают детей на прогулку.
Надеваете пальто, Неприятностей не ждите.
Нужно сразу сделать что? Лучше в зеркало смотрите!
Пуговицы застегнуть, И тогда не упадёте,
А потом уже
и в путь
.
Ничего не разорвёте.
Вы надели
башмаки -
Завяжите все шнурки!
Чтоб в дороге не упаст ь
Чтобы
в
лужу
не попасть.
Можно использовать персонажи
кукольного театра
.
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
« Доктор Айболит »
Программное содержание:
Через игру познакомить детей с профессией врача и инструментами, необходимыми ему для работы, уточнить представления детей о личной гигиене;
Формировать навыки здорового образа жизни;
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
Развивать речь, воображение.
Оборудование:
игрушечное медицинское оборудование (термометр, микстура, бинт, шпатель), ширма, набор «Кукольный доктор», костюм врача, картинки с изображением продуктов,
шапочки с изображением животных.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.)
Воспитатель : Ребята, давайте с вами поиграем. Я придумала игру-шутку. Называется она «И я тоже». Если я буду говорить, что делаю что-то хорошее, вы добавляйте: «И я тоже»: если плохое - молчите, ничего не говорите, ладно? Запомнили. Начинаем. Только будьте внимательны!
Игра «И я тоже»
Я умею аккуратно ее есть.
Я не слушаю старших.
Я с ребятами дружу.
Хорошо себя веду!
Я на улице гуляю!
Я ребят всех обижаю!
В случае если кт о-нибудь ошибся и сказал: «И я тоже», воспитатель говорит: "Кто это там сказал «И я тоже»? Дайте-ка
я посмотрю на детей, которые обижают своих товарищей!.. Что?..
Не обижаете, просто ошиблись? Это хорошо, надо быть дружными!».
Воспитатель: Ой, ребята, совсем забыла, заигралась с вами... Ведь к нам пришел гость. Подождите здесь, а я посмотрю, пришёл ли он к нам.
Воспитатель уходит за ширму и переодевается : Нет, лучше сами отгадайте, кто к вам пришел... Добрый - добрый, в белом халате, в очках... Догадал ис ь? Всех излечит, исцелит, добрый доктор... (Айболит). Прав ильно, а вот и он! (Появляется доктор Айболит.)
Айболит : Након ец-то, я к вам добралс я. Трудно было идти: и ветер, и с нег на пути. Где наши зверята больные? А вот они.
Воспитатель (Доктор Айболит) одевает детям шапочки с изобра-жением животных: зайки, мишки, бегемота, волка и т.д.
Айболит обращается к ребёнку в шапочке с изображением зайки: З айчонок, что у тебя болит ? (Наклоняется к зай чику, слушает его трубкой) Вот оно что! Простудился зайка! Ну-ка зайка расс кажи, как ты мог так прос-тудиться.
Ребёнок рассказывает: Зайку бросила хозяйка.
Под дождем остался з айка!
Со скамейки слезть не мог.
Весь до нит оч к и про мок! (А.Барто)
Айболит
:
Ай-я-яй! Нехорошо бросать
свои
игрушки. Ложись-ка, заинька, в постель, поставим тебе градусник. А ребята тебе принесут и покажут картинки с изображением полезных продуктов, в них много витаминов, которые тебе помогут выздороветь и больше не заболеть.
Игра «Полезное – неполезное»
Айболит: Вот, ребята – молодцы: вы помогли выздороветь зайке.
Айболит: А у тебя, мишенька, что болит?
Ребёнок читает: Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший. (А.Барто)
Айболит: Лапка? Мы ее сейчас перевяжем. А вот игрушки свои нельзя так обижать (открывает чемоданчик, а он пустой) Какой я забывчивый! Я забыл свои инструменты. Вижу у вас имеются предметы, необходимые мне для работы (под-ходит к столу, где размещены предметы, которые необходимы для работы врачу, повару, продавцу) . Выберите мне из всех предметов те, которые нужны мне для работы.
Игра «Кому что нужно»
Айболит: Молодцы! Теперь можно лечить мишеньку. Возьмем бинт и забинтуем ему лапку. Все, мишенька! Есть еще больные.
Айболит: Ой, бегемотики! Они схватились за животики, у бедных бегемотиков животики болят. И почему же у них животики могли заболеть? (ответы детей)
Айболит: Они плохо руки мыли. Ребята, давайте расскажем им, как надо руки мыть.
Надо, надо нам помыться! шагаем
Где тут чистая водица? разводят руками
Кран откроем – ш-ш-ш, вращение кистями рук
Руки моем – ш-ш-ш, имитируем мытьё рук
Щёчки, шейку мы потрём и водичкой обольём.
имитируем мытьё щёк, шейки
Буль – буль – буль – журчит водица, надуваем щёки
Все ребята любят мыться.
Руки с мылом мы помыли, имитируем мытьё рук
Нос и щёки не забыли. показываем на щёки и нос
Не ленились вымыть уши показываем уши
И вытерли всё посуше.
Айболит: Какие вы молодцы, научили бегемотиков мыть руки. Ребята, вы очень добрые и заботливые. А мне пора идти других деток и зверюшек лечить. До свидания, ребята ! (собирается уходить, но вдруг что-то вспоминает)
Айболит: Какой же я забывчивый ! Ведь я вам хотел сделать подарок, отдать вам свой чемоданчик. Вы рассмотрите всё и будете сами лечить. Надеюсь, он вам очень поможет. Вот теперь до свидания! (Отдает чемоданчик и уходит за ширму, снимает костюм и выходит)
Воспитатель : Ну, ребята, расскажите, что за гость к вам приходил? (ответы детей) И что доктор Айболит вас лечил? (ответы детей, обращает внимание на подарок). Вы доктору Айболиту спасибо сказали? Молодцы, какие вы хорошие!
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
« Чтобы быть здоровым »
Программное содержание:
Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
Оборудование:
Иллюстрации с изображениями: мальчик, чистящий зубы, и грязный мальчик, книга со
стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр»
Ход занятия
:
Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения
В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», последователь-но демонстрируя иллюстрации:
Этот мальчик любит мыло и зубной порошок.
Этот мальчик очень милый, поступает хорошо.
Этот в грязь залез и рад, что грязна рубаха.
Про такого говорят: «Он плохой. Неряха!».
Вопросы:
Какой из мальчиков вам больше нравится?
Почему вам понравился опрятный, аккуратный мальчик?
А другой мальчик кому-нибудь понравился?
Почему не понравился?
Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым?
Что, кроме мыла и губки , необходимо для мытья?
Давайте же мыться, купаться,
Плескаться, нырять, кувыркаться
В лохани, в корыте,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане.
Всегда и везде
Вечная слава воде!
Педагог предлагает выучить чистоговорку:
Мама Милу
С мылом мыла.
В глаз попало
Миле мыло.
Мама Миле говорил а:
Не сердись, дочу рка М ила .
Не сержусь, - сказала Мила,
Я выплакиваю мыло.
Затем воспитатель читает стихотворение К. Чуковского «Мойдо-дыр» полностью, выясняет, почему от мальчика убежали все вещи, и напоминает о правилах гигиены.
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
» 4-ый год жизни
« Экскурсия в прачечную
Программное содержание:
Познакомить с работой мастера по стирке белья,
Уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца и постельное белье;
-
воспитыв
ать уважение
к
труду людей, работающих в прачечной
.
Ход
экскурсии:
До начала экскурсии воспитатель предлагает послушать отрывок из знакомого стихотворения и назвать его.
Одеяло убежало.
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Воспитатель уточняет, почему от мальчика убежали все вещи, говорит, что хотя среди ребят в группе нет грязнуль, но полотенца иногда бывают грязными; задаёт вопросы, кто стирает полотенца и постельное белье, предлагает познакомиться с мастером по стирке белья, повторяет ее имя и отчество, закрепляет слова: «прачечная», «белье», «постельные принадлеж-ности».
В прачечной после осмотра помещения и знакомства с мастером по стирке белья предложить послушать её рассказ, сопровождаемый показом действий: белье замачивается, загружается в стиральную машину, засыпает-ся стиральный порошок. По ходу рассказа взрослые задают вопросы, пред-лагая сравнить стиральные машины в детском саду и дома, демонстрируют грязные полотенца, объясняя, что дети недостаточно чисто мыли руки и теперь полотенца придется кипятить или дополнительно отстирывать руками. Затем показывают, как сушат и гладят белье, предлагают сложить несколько выглаженных вещей.
Подводя итог, воспитатель обращает внимание, как много белья нужно выстирать и отгладить, как трудно отстирывать грязные вещи , объясняет, что дети могут помочь работникам прачечной, если будут тщательно мыть руки.
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
» 4-ый год жизни
« Тел о человека»
Программное содержание:
Уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека,
Рассказать о роли органов чувств.
Оборудование:
кукла, картинки с изображением разных кукол, фотографии (картинки) детей разного возраста.
Ход занятия:
В гости к детям пришла кукла Маша, принесла картинки с изображением своих подруг, предлагает рассмотреть их. Воспитатель обращает внимание, что все куклы разные (рост, цвет волос и глаз), предлагает найти различия. Затем побуждает дет
ей определить, чем похожи все куклы, подводя к выводу: у всех однии те же части тела, предлагает показать их на себе.
Далее воспитатель выясняет с детьми:
что можно делать ногами, в какие игры играть;
что делают руками;
почему руки называют первыми помощниками;
для чего нужны уши;
от чего нужно беречь глаза.
Затем воспитатель предлагает рассмотреть фотографии детей разного возраста, обращает внимание на изменение их роста, побуждая прийти к выводу: чтобы вырасти большим, сильным и здоровым, нужно хорошо кушать, заниматься спортом и заботиться о своем здоровье.
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя и рисование (комплексное)
4-ый год жизни
« Витамины и
полезные продукты»
Программное содержание:
- рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека,
Закрепит умение детей передавать в рисунке полезные продукты, используя различные методы изображения (пальчиком, кисточкой, карандашом);
Воспитывать интерес и желание рисовать полезные продукты.
Оборудование:
Картинка или фотография с изображением крепких , здоровых людей, картинки с изображением полезных продуктов (мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, орехи, мед), загадки, гуашь, листы бумаги.
Ход
занятия:
Показать картинку или фотографию с изображением крепких, здоровых людей, подвести детей к пониманию того, что для хорошего здоровья необходимо правильное питание, побеседовать о любимых блюдах детей.
Рассказать о витаминах, оказывающих влияние на работу организма, назвать некоторые витамины, рассказать, работе каких органов они помогают и в каких продуктах содержатся:
витамин А важен для зрения, содержится в моркови, луке, петрушке, яйцах;
витамин В способствует хорошей работе сердца, содержится в молоке, мясе, хлебе;
витамин
С
укрепляет весь организм, помогает не
болеть,
Вспомнить, как выглядят знакомые овощи, назвать их по картинкам, подобрать картинки-отгадки к загадкам.
Показать картинки с изображением полезных продуктов (мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, орехи, мед). Объяснить: для того чтобы быть здоровым, крепким и сильным, нужно ку шать только полезные продукты. Рассказать, что некоторые про ду кты не очень полезны, особенно если употреблять их в большом количестве (шоколад, конфеты). Предложить нарисовать любимые продукты.
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
« Безопасность на дорогах»
Программное содержание:
- познакомить детей с элементарными правилами
поведения на улице, правилами дорожного движения,
Рассказать о светофоре.
Оборудование:
Картинка «Машины на улицах города», манишки с изображением участников дорожного движения, картинка с изображением милиционера
Ход занятия:
Воспитатель напоминает детям, что они научились играть с машинка-ми, а на настоящих дорогах машин много, предлагает рассмотреть картинку «Машины на улицах города». Объясняет, что для того, чтобы управлять ими, нужно много знат ь и уметь, задает вопросы, подводя детей к тому, что водители дол жны знать правила дорожного движения.
Воспитатель предлагает подумать, почему машины не сталкиваются друг с другом, кто помогает им двигаться без аварий, загадывает загадку:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь
Зеленый, желтый,
красный.
Педагог уточняет значение сигналов светофора, действия пешеходов и водителей и предлагает поупражняться
в
движении в
соответ
ствии с сигналами светофора. Дети надевают манишки с изображением участ-ников дорожного движения
и и
митируют движение машин и пешеходов на улице. Воспитатель напоминает правила: не спешить, следить за движением других и сигналами светофора , переходить улицу в указан-ном месте.
Затем воспитатель показывает картинку с изображением милиционе-ра, предлагает рассмотреть ее, объясняет его роль в управлении движением на улице.
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
« Здоровье в порядке,
спасибо зарядке!»
Программное содержание:
Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;
Закрепить название некоторых видов спорта.
Оборудование:
Кукла в спортивной одежде, картинки с изображением разных видов спорта, спортивный инвентарь (мячи, скакалки и т.п.), мыльные пузыри.
Ход занятия:
На занятие приходит кукла в спортивной одежде - тренер Гантель-кин, показывает детям картинки с изображением разных видов спорта, уточняет, знают ли дети их название, задает вопросы:
какие виды спорта нравятся и почему;
каким видом хотели бы заниматься;
какими видами спорта можно заниматься зимой, летом.
Гантелькин объясняет, почему полезен каждый вид спорта и спорт вообще, и предлагает детям позаниматься физкультурой:
Состязание, ребятки.
Мы начнем сейчас с зарядки!
Для чего нужна зарядка?
Это вовсе не загадка –
Чтобы силу развивать
И весь день не уставать!
Если кто-то от зарядки
Убегает без огляд к и –
Он не станет нипочём
Настоящим силач
ом!
Каждый день у
нас,
ребятки,
Начинается с зарядки!
Руки в стороны и вниз ,
Все присели, подняли сь,
И девчонки, и мальчишки
Побежали все вприпрыжку!
Провели разминку ловко.
Приступаем к тренировке.
Выполняются упражнения с мячом:
Эстафета «Кто быстрее передаст мяч».
«Перебрось, поймай, упасть не давай!».
«Мыльные пузыри».
Гантелькин предлагает еще позаниматься:
Чтобы сильным быть и ловким,
Продолжаем тренировку.
Выполняются знакомые упражнения с предметами. После упражнений Гантелькин предлагает поиграть:
Чур-чура, чур-чура,
Начинается игра.
Проводится подвижная игра по желанию детей.
Прощаясь, Гантелькин еще раз напоминает, что нужно заниматься физкультурой и спортом, чтобы быть сильными и здоровыми:
Спорт, ребята, очень нужен,
Мы со спортом крепко дружим.
Спорт - здоровье, спорт – помощник,
Спорт - игра, физкульт-ура!
Гантелькин дарит детям спортивный инвентарь (мячи, скакалки и т.п.).
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
« Айболит в гостях
у детей»
Программное содержание:
Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми,
Закрепить знания о витаминах,
Уточнить представления об овощах,
Учить сажать лук
.
Материал для занятия:
Машина, кукла Доктор Айболит , овощи, фрукты, плоды шипов-ника, термос с настоем шиповника,
репчатый лу
к
и инвентарь для посадки и полива.
Ход занятия
:
В группу приезжает автомашина, в которой лежат мешочки с ши повником, овощами и фруктами и доктор Айболит.
Проводятся игры:
«Чудесный мешочек» - дети на ощупь определяют овощи (огу-рец, помидор, картофель, свекла, морковь), называют их и дают небольшое описание.
«Угадай на вкус» - после рассматривания и уточнения названия фруктов детям предлагается с закрытыми глазами определить их на вкус (яблоко, груша, апельсин, лимон, банан).
Затем Айболит показывает плоды шиповника, предлагает их по-трогать, понюхать, объясняет, что это та кое. Плоды шиповника очень полезны, их надо собирать, сушить, а зимой заваривать вкусный витаминный чай. Объясняет, что после занятия угостит детей таким чаем.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в автомашине лежит мешочек с луком, объясняет, что в зелёном луке много витаминов, и предлагает вырастить лук самим и есть его за обедом.
После показа проводится посадка лука в ящики. Доктор Айболит напоминает, что после работы нужно помыть руки, чтобы не занес-ти микробы, быть здоровыми и не болеть, и угощает детей витамин-ным чаем.
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
«Экскурсия в парк (лес)»
Программное содержание:
Учить детей отмечать характерные признаки лета, учить находить и узнавать лекарственные растения,
Формировать бережное отношение к природе.
Ход экскурсии:
Воспитатель предлагает детям осмотреться в парке и загадывает загадку:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем
(Лес)
Воспитатель приглашает детей отправиться в путешествие по чудесному зелёному до
му, полюбоваться,
рассмотреть и запомнить все, что покажется
интересным.
Дети с воспитателемрассматривают деревья, растущие в парке, сравнивают листья, ствол, кору, отмечают характерные черты, высоту, крону.
Зате м проводится игра «Найди дерево»: воспитатель называет знакомое детям дерево, они должны найти его, добежать и обхватить руками ствол.
Затем воспитатель предлагает вспомнить, что растет в лесу интересное и полезное, уточняет название лекарственных растений, показы-вает иллюстрации и предлагает найти, но не рвать знакомые лекарствен-ные растения. Воспитатель подходит к каждому ребенку, нашедшему растение, напоминает его название и полезные свойства, предлагает сорвать по одному лекарственному растению каждого вида для гербария как чудесный подарок и воспоминание о лесе.
Цель: используя социально-педагогический потенциал окружающей среды; давать детям элементарные знания и понятия о развитии часовых механизмов. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Коррекционная задача: развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение. Совершенствовать-словесно логическое мышление.
Словарь: солнечные, водяные, природные, настенные, Кремлевские куранты, механические, электрические, электронные, карманные, свеча.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, открыток, картинок, каталог часов, заучивание стихотворений, загадывание загадок, подбор экспонатов.
Оборудование: различные виды часовых механизмов, шнур, обруч, мяч, смайлики, фишки, витамины, конфеты.
Организационный момент: игра с мячом «Назови часы».
Ход занятия:
Воспитатель: загадывает загадку:
Стучат, стучат
Не велят скучать
Идут, идут-
А все тут да тут. (часы)
Мы сегодня отправимся в мир часов. Хотите увидеть и побольше узнать о часах?
Дети : да.
Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужны часы?
Дети : во время приходить в детский сад, не опаздывать на транспорт, в магазин и т.д.
Воспитатель : - Умеете пользоваться часами?
Дети: нет.
Воспитатель : - Не огорчайтесь - скоро и вы научитесь узнавать время, а я вам в этом помогу. А стихотворение кто - то знает о часах? (Читает стихотворение.)
Часы ведут секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
За часом час за годом год
Часы всегда идут вперед.
Все надо делать по часам,
Тогда доволен будешь сам.
Кто жить умеет по часам,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз
Почему необходимо беречь время?
В какое время вы встаете утром?
Приходиться ли вас долго будить?
Зарядку дома все успеваете сделать? (нет)
(Сейчас все вместе сделаем «Зверобика » под музыкальное сопровождение.)
Воспитатель – Давным-давно, когда часов еще не было, люди время узнавали по солнцу: вкопали в землю столб, а вокруг столба чертили круг, делили его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Всходило солнце, и тень от столба медленно двигалось по кругу, отмечался час за часом. Вот так были изобретены первые часы (показ с объяснением) и назвали их солнечными.
Как называли первые часы? Дети - (солнечные) (справка более 4000 лет назад в древнем Египте).
(Практическая работа с детьми: выкладывается круг и делятся на части с помощью (шнура либо каната.)
Мало подвижная игра:
Тик-так, тик-так,
Мы всегда привыкли так,
Шаг налево, шаг направо
Остановимся вот так. (дети выполняют действия)
Воспитатель : - В темное время суток, и пасмурные дни люди не могли пользоваться солнечными часами, и поэтому придумали водяные часы.
(С детьми рассмотреть, объяснить устройство водяных часов.)
Почему люди придумали водяные часы? (ответы детей).
Воспитатель : - Дети, посмотрите, что у меня в руках? (правильно свечка).
- Оказывается это тоже часы, сгорает свеча показывает сколько прошло времени. Они появились1000 лет тому назад (демонстрирует).
- Это песочные часы. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний.
Высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут, от количества песка зависит и время. часы переворачивают и свет времени продолжается (их используют в медицине).
- В нашем детском саду где вы видели такие часы? (провести демонстрацию часов)
Воспитатель : - Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями, и взлетев на забор, кричат «ку-ка-ре-ку!». Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло… Скоро утро! Довольно спать! Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест. (Демонстрация с помощью фонограммы.)
Часы цветы. Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая. Шиповник, лен и др. Цветы которые рано раскрыли свои лепестки, днем начинают засыпать… В пасмурную погоду цветочные часы не «работают» совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб. (Демонстрация с использованием цветов.)
Пальцевая гимнастика:
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье,
Дружно дают под землей корешки.
А еще есть самые главные часы России – это Кремлевские куранты (воспитатель выставляет иллюстрацию, либо макет). Они установлены на Спасской башне в Москве. Торжественный бой курантов разносится над Красной площадью и проникает во все уголки нашей Родины. (Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение.)
И в столице, и в станице
И в поселке слышат нас;
В облаках – на самолетах,
И в морях – на пароходах,
В рудниках и на заводах,
Всюду, всюду слышат нас.
С. Погорельский.
Человек не остановился на природных часах и изобрел самые первые механические часы с маятником. Внутрь их поставил пружинку, закрутил ее, а чтобы она раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесо. Оно цепляется за другое колесико и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. (Объяснить важность стрелок.)
- Здесь вот часы без пружин – работают от батарейки.
Мы посмотрели часы со стрелками, но есть и другие – в таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть.
Эти часы электронные, они работают на батарейках или от электросети.
Дети, а вы знаете какие самые точные часы в мире (атомные)
- Их используют для особо точных измерений времени.
(Созданы в 1948 году. Ошибка в точности этих часов – 1 секунда в 300 0000 лет – справка для взрослых.)
- Каких только часов не придумал человек – настенные, напольные, башенные, каминные, будильники, наручные, карманные, настольные, часы-кулон, часы-кольцо, часы-игрушка и много других часов.
- Воспитатель: - А сейчас игра «Кто больше знает о часах»
1. При помощи какого прибора измеряется время?
2. Всегда ли были часы?
3. Как люди измеряли время до появления часов?
4. Назовите виды часов?
5. Как называются главные часы нашей Родины и где они находятся?
6. Какую пользу человеку приносят часы?
7. Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?
8. Какая стрелка на часах важнее?
Итог занятия: - Чем сегодня занимались? Что больше всего понравилось?
(Отметить активных детей смайликами, витаминами, конфетой и т. д.)
Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]
Ольга Витальевна Дыбина
Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий
Введение
Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.
Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).
Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.
Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.
В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.
В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.
В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.
Распределение материала на учебный год
Продолжение таблицы.
Продолжение таблицы.
Продолжение таблицы.
Примерные конспекты занятий
Сентябрь
1. Предметы, облегчающие труд человека в быту
Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.
Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.
Ход занятия
Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».
Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.
Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?
Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.
Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)
То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)
Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.
Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.
Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)
Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».
Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.
2. Моя семья
Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Ход занятия
Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:
Очень мудрые дедули,
Две бабули – красотули.
Папа, мамочка моя -
Это все моя…
(Семья)
Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.
Посмотрите на меня -
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!
Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.
Физкультминутка
У меня есть семья -
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем – (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.
Проводится игра «Назови отчество».
Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыночков:
Александр – Александровна – Александрович;
Олег – Олеговна – Олегович;
Иван – Ивановна – Иванович;
Василий – Васильевна – Васильевич.
После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.
Далее воспитатель беседует с детьми о занятиях и профессиях взрослых членов семьи. Обращает внимание ребят на то, что все взрослые заботятся о своих детях. Сначала бабушки и дедушки заботились об их мамах и папах, растили их, а теперь мамы и папы заботятся о своих детях и родителях. Обязательно отмечает, что когда дети подрастут, то тоже будут заботиться о своих родителях.
Проводится игра «Профессии моих родителей».
Дети встают в круг. Воспитатель кидает в руки игроку мяч и задает вопрос «Кем работает твоя мама?». Игрок отвечает полным ответом: «Моя мама работает продавцом» – и возвращает мяч педагогу.
Далее воспитатель читает словосочетания, написанные на доске: «Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья» – и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают.
Подводя итог, воспитатель говорит, что дети вырастут и у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.
3. Что предмет расскажет о себе
Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.
Материал. Фишки (не менее 10 шт.); предметные картинки: электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. п.; алгоритм описания предмета.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что предмет расскажет о себе». Задание: описать предмет, изображенный на картинке, по алгоритму.
Дети выбирают ведущего, определяют очередность, в случае необходимости повторяют значения условных символов алгоритма.
Ведущий выбирает любую картинку с изображением предмета и показывает ее детям. Первый участник берет алгоритм, называет одну из особенностей показанного предмета, получает от ведущего в случае правильного высказывания фишку и передает карточку с алгоритмом следующему участнику. Тот действует аналогично. В случае неправильного высказывания ведущий говорит: «Ошибка» – и передает право хода следующему участнику. Если участник, получив карточку с алгоритмом, делает длительную паузу, то после трех хлопков ведущего он теряет право хода и отдает карточку с алгоритмом следующему участнику. Игра заканчивается, когда перечислены все особенности предмета по алгоритму и больше нет вопросов у ведущего или закончились фишки. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек.
Ведущий имеет право в процессе игры задавать вопросы, уточняющие или дополняющие какую-либо особенность предмета.
Примерные вопросы:
– Как правильно пользоваться предметом?
– Какие части предмета самые главные? (Без чего предмет не смог бы работать?)
– Кто участвовал в создании предмета?
– Что использовали люди, когда этого предмета не было?
– Что произошло бы, если б этот предмет сейчас исчез из жизни людей?
– Для людей каких профессий нужен этот предмет?
В случае продолжения игры ведущим становится участник, набравший наибольшее количество фишек.
Затем воспитатель предлагает детям «превратиться» в разные предметы рукотворного мира. Дети по очереди описывают «себя», то есть предметы, в которые они превратились: какой формы, цвета, размера, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит. Остальные ребята отгадывают предмет. Воспитатель предлагает детям вспомнить все, что они еще знают об этом предмете: о его прошлом, где можно увидеть этот предмет и т. д. Детям, которые затрудняются описать предмет, нужно предложить воспользоваться алгоритмом.
4. О дружбе и друзьях
Программное содержание. Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай.
Материал. Конверт, в котором лежат письмо и карта.
Ход занятия
В начале занятия звучит аудиозапись: «Ребята, помогите!» (3 раза). Воспитатель предлагает детям определить, кто же зовет их на помощь. Обращает их внимание на зеркало; снова звучит аудиозапись: «Да, это я зеркало. В нашем королевстве случилась беда. Злой король перессорил всех взрослых и детей нашего королевства. И теперь оно называется „Королевство Кривых зеркал“. Но это еще половина беды – сегодня король решил казнить самого честного, храброго, доброго мальчика, на которого не подействовало его колдовство. Его зовут Гурд. Ему нужна ваша помощь. Если вы дружные и смелые ребята, то торопитесь – времени осталось очень мало».
Воспитатель, стимулируя интерес детей, выясняет, что же они поняли из сообщения зеркала. Выслушав ребят, обращает их внимание на конверт-подсказку, в котором находятся карта и письмо. На карте указан маршрут, состоящий из пяти заданий. В письме расшифрованы задания.
Задание 1. Исполнить песню о дружбе.
Дети предлагают варианты и исполняют «Песню о дружбе».
Задание 2. Назвать пять пословиц о дружбе, друзьях.
Дети называют: «Старый друг лучше новых двух», «Один за всех и все за одного», «Сам погибай, а товарища выручай», «Дружба делами крепка», «Друзья познаются в беде». Если ребята испытывают трудности, воспитатель оказывает помощь.
Физкультминутка
Дети, стоя в парах, имитируют повадки животных в соответствии с текстом стихотворения.
Дружат все на белом свете.
Дружат взрослые и дети,
Дружат птицы меж собой.
Дружат змейки под горой.
Дружат зайцы на лужайке,
Мишки, волки дружат в стайке.
Дружат рыбы под водой.
Ты со мной, а я с тобой! (Обнять стоящего рядом ребенка.)
Задание 3. Игра «Кто такой друг?».
Воспитатель читает стихотворные строки, а дети, если так поступает настоящий друг, хлопают в ладоши и произносят: «Да!», а если так поступать не должен, то молчат. (Обязательно следует проиграть первую ситуацию, чтобы ребятам поняли правила игры.)
Он в беде всегда со мной,
Я за ним как за горой.Он утешит, если плачу,
Он решит со мной задачу.Никогда не ест украдкой -
Сливы, груши, шоколадки.Он не будет задираться,
И дразнить, и обзываться.Он всегда грязнее ночи.
Он цветы на клумбе топчет.Он не затевает драк
И не мучает собак.Он у малышей забрал -
Куклу, мишку, самосвал.Он цветы полить поможет
И убрать игрушки тоже.Он поделится игрушкой,
Книжкой, куклой, погремушкой.Он дружбой нашей дорожит,
Всегда на помощь мне спешит.
Задание 4. Детям предлагается нарисовать солнце, которое разгонит тучи над башней, в которой заточен Гурд.
Обязательные условия:
– рисовать нужно всем вместе одновременно;
– на рисование отводится 5 секунд.
Воспитатель предлагает детям обсудить главное условие – рисовать всем вместе, да еще на время. Подводит их к выводу: рисовать должны сразу все, распределив работу; один ребенок рисует круг, и лишь затем все дети одновременно рисуют по лучику.
Дети встают вокруг стола, на котором лежит лист ватмана. Воспитатель дает команду и ведет отсчет времени.
Задание 5. Педагог пишет на листе бумаги слово Гурд, затем берет зеркало, ставит его на лист бумаги и просит ребят прочитать полученное слово. Именно это слово и будет ключом к башне. Дети хором читают: «Друг». Как только дети произносят это слово, раздается звон разбитого стекла, а затем звучит голос мальчика Гурда: «Спасибо, ребята, это я – Гурд. Вы спасли меня, и теперь я обязательно научу детей своей страны дружить так же, как дружите вы. И когда мы все подружимся, то обязательно приедем к вам в гости. Спасибо вам! До свидания, друзья!»
Воспитатель и дети прощаются с Гурдом. В заключение педагог говорит, что дети справились с заданиями благодаря дружбе. Они сегодня показали всем, как нужно дружить, какими должны быть друзья и как нужно беречь дружбу.
5. Коллекционер бумаги
Программное содержание. Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.
Материал. Образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).
Ход занятия
Воспитатель заранее раскладывает образцы разных видов бумаги на столах. Дети рассматривают бумагу, а педагог побуждает их к выделению качественных ее характеристик, задавая вопросы о том, какая она, как это можно определить – гладкая или шершавая, толстая или тонкая. Ребята гладят листы, ощупывают, отвечают на вопросы.
Затем воспитатель предлагает детям смять лист бумаги (мнется), разорвать его на кусочки (рвется), потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа, следовательно, материал непрочный), положить лист бумаги в емкость с водой (намокает). Педагог демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. Дети вместе с воспитателем составляют алгоритм описания свойств бумаги.
Затем воспитатель зачитывает телеграмму от коллекционера, который собирает различные виды бумаги. Он путешествует по городам и селам и всем рассказывает о своей коллекции. Но в нашем городе у него случилась неприятность: подул сильный ветер, и его коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в группу. Воспитатель предлагает детям искать образцы бумаги (их педагог заранее прячет в помещении группы). Дети приносят найденные образцы.
Раздается стук в дверь, входит коллекционер (взрослый), знакомится с детьми, рассказывает о своем увлечении и сообщает, что все виды бумаги у него записаны. Предлагает детям организовать работу следующим образом: он называет вид бумаги, а дети показывают образец. По ходу занятия коллекционер объясняет назначение каждого вида бумаги. Далее каждый ребенок описывает свойства найденного вида бумаги на основе составленного алгоритма.
В заключение проводится дидактическая игра «Найди сходство и различия».
Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (картонная коробка, газета, альбом, цветок из гофрированной бумаги и т. д.). Таким образом воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.
6. Детский сад
Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.
Материал. Картинки с изображением работников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, повар, прачка и др.).
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
На деревьях груши, вишни,
Абрикосов целый ряд,
Яблоням конца не видно,
Это наш фруктовый… (сад).
Демонстрирует иллюстрацию с изображением фруктового сада и закрепляет ее на доске.
Задает детям вопросы: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за деревьями, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.
В нем и розы, и тюльпаны,
И ромашки шелестят.
Гладиолусы, пионы -
Это наш цветочный… (сад).
Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию с изображением цветочного сада и закрепляет ее на доске.
Задает детям вопросы: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за цветами, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.
Воспитатель загадывает третью загадку:
Что за дом такой чудесный,
Много в доме том ребят.
В нем играют, поют песни.
Этот дом – наш детский… (сад).
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением детского сада и закрепляет ее на доске. Акцентирует внимание детей на повторяющемся слове «сад».
Задает вопросы: «Кто работает в детском саду? В чем заключается их работа?» Выслушивая ответы детей, вывешивает на доску картинки с изображением представителей тех профессий, которые называют дети. Располагает картинки в виде лепестков ромашки по кругу, оставляя середину свободной.
Педагог подводит ребят к выводу: все эти люди работают для детей. В центр ромашки крепится серединка с изображением детей.
Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.
Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".
Ольга Витальевна Дыбина
Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий
Введение
Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.
Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).
Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.
Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.
В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.
В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.
В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.
Распределение материала на учебный год
Продолжение таблицы.
Продолжение таблицы.
Продолжение таблицы.
Примерные конспекты занятий
Сентябрь
1. Предметы, облегчающие труд человека в быту
Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.
Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.
Ход занятия
Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».
Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.
Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?
Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.
Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)
То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)
Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.
Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.
Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)
Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».
Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.
2. Моя семья
Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Ход занятия
Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:
Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.
Посмотрите на меня -
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!
Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.
Физкультминутка
У меня есть семья -
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
(для детей старшего дошкольного возраста)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» Г. НАДЫМА»
Подготовила старший воспитатель Чиданова И.В. г. Надым
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- закрепить: представление детей о разнообразии предметного мира; умение правильно называть предметы рукотворного мира; представление о том, что каждый предмет имеет свое назначение и функцию
- учить описывать предмет, вычленяя его особенности с помощью алгоритма описания
- расширять познания детей о предметах-изобретениях, облегчающих труд человека в быту, делающих жизнь удобной и комфортной; обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен беречь их
- учить устанавливать причинно- следственные связи между явлениями окружающей жизни и предметом, который помогает человеку легче переносить неудобства, связанные с этим явлением
- развивать любознательность, находчивость, смекалку.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Ребята, у меня для вас невероятная новость. Сегодня совершил успешную посадку воздушный корабль – дирижабль. У нас в гостях Мастер Самоделкин и его друг Незнайка. Их визит к нам не случаен. Мастер Самоделкин очень надеется на нашу помощь. Он просит помочь объяснить Незнайке, что такое рукотворный мир. Сможем помочь? (да!) Ну, а отправимся мы в страну «Рукотворный мир» на дирижабле.
Посадочным талоном будет слово, которое относится к рукотворному миру.
(дети называют слово и проходят на стульчики)
А Незнайке мы дадим ручку и блокнот, пусть записывает все самое важное.
Приготовиться к полету!
Пристегнуть ремни!
Внимание!
5,4, 3, 2, 1!
Вжик – вжик – вжик!
(дети по показу взрослого выполняют пальчиковую разминку)
Движется воздушный корабль от направления и силы ветра.
«Подули низко, подули близко, подули высоко, подули далеко»
(дети выполняют дыхательную гимнастику, звучит музыка)
Наш полет прошел в штатном режиме, у экипажа хорошее настроение? Мы прибыли в заданные координаты. Большая или маленькая страна «Рукотворный мир» ? Как вы это поняли? (картинка большого города) Много разных зданий.
Какие вы видите дома? Покажите и назовите их правильно (одноэтажные, многоэтажные) .
Из чего построены дома? (из кирпича – кирпичные, из дерева – деревянные и т.д.) Покажите.
Без чего нельзя представить дома? (без крыши, стен, окон, дверей)
Кто строит здания? Для кого? (назначение – жилой дом, школа, детский сад, цирк, дворец спорта и т.д.) Зачем?
Где мы можем увидеть такие дома? (в деревне, городе)
Итак, к какому миру принадлежат дома? Почему?
Посмотрите, какой поток машин движется по улицам города. Посчитаем, сколько машин едет направо, налево (ориентировка в пространстве)
Каждая машина выполняет свою работу. Одни отвечают за перевозку людей. Это такси, автобусы, троллейбусы, трамваи (дети называют и показывают) Другие перевозят грузы.
Д/И «Назови одним словом»
- Назовите одним словом машину, которая:
Возит молоко - …, мешает бетон -…, возит воду - …, дробит камни - …, возит хлеб - …
Ребята, скажите, а есть машины, которым все уступают дорогу? Назовите их правильно. Спецмашины – скорая помощь, милицейская, пожарная машина.
Давайте узнаем, что Незнайка записал в блокнот.
Д/И «Исправь предложения»
Дом подъехал к машине.
Бензин кончился, потому что остановилась машина.
Машина ехать по городской улица.
Пассажир брать билет у кондуктор в автобус.
Кто придумал и сделал все эти машины? Для чего? К какому миру относится техника?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Спасибо, Незнайка за веселую разминку! Мы и не заметили, как оказались у витрины магазина. Посмотрите внимательно и скажите, как он называется (одежда – обувь) .
Скажите, что мы называем одеждой? Обувью?
Д/И «Догадайся о чем говорю»
Спинка, рукава, полочки, манжеты, воротничок, карманы, пуговицы – рубашка
Штанины, карманы, пуговица, замок, ремень – брюки
Рукава, карманы, молния, меховая подстежка, воротник – пальто, шуба
Как можно рассказать про обувь?
Давайте вспомним материалы из которых шьют одежду, обувь (ситец, трикотаж, драп, хлопок; кожа, шерсть, мех) .
Назовите одежду, которую вяжут, шьют.
Кто шьет одежду. Для чего? Одежда и обувь предметы какого мира?
Что за странный рисунок перед нами? Посмотрите внимательно, может, догадаетесь.
Мастер Самоделкин привел нас к аллее инструментов и материалов (картинка)
Ребята, кто из вас знает, зачем людям нужны эти и многие другие инструменты? (чтобы совершать трудовые действия и сделать много нужных и полезных предметов) .
Д/И «Что чем делаем?» (игра с мячом)
Копаем землю – лопатой
Рубим дрова – топором
Забиваем гвозди – молотком
Откручиваем или закручиваем болт – отверткой
Пилим доски – пилой
Режем бумагу – ножницами
Прокалываем отверстие – шилом
Пишем в тетради – ручкой
Чертим таблицу – линейкой
Красим забор – кистью
Шьем платье - иголкой
Если предмет сделан из резины – он резиновый (приводят пример) , из пластмассы – пластмассовый, из бумаги – бумажный, из металла – металлический, из дерева – деревянный, из полиэтилена – полиэтиленовый, из стекла – стеклянный.
Мы и не заметили, как оказались на Площади Изобретений.
Есть предметы, с помощью которых человек трудится, а еще есть предметы, облегчающие труд человека. Отгадайте их вместе с Незнайкой.
Дом на ножках, посреди окошко.
Засветится окно – появится кино (телевизор)
Ходит, бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошел – там пыли нет.
Пыль и сор его обед.
Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает (пылесос)
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То взад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать (утюг)
Стучат, стучат –
Не велят скучать,
Идут, идут –
А все тут да тут (часы)
Полюбуйся, посмотри –
Полюс Северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет,
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина (холодильник
Назовите, какие вы еще знаете изобретения человека. Для чего они (посудомоечная машинка, стиральная машина, микроволновая печь, фен, миксер, кухонный комбайн, обогреватель и др.) ?
Мы возвращаемся к дирижаблю по Улице Сравнений
Д/И «Похоже – непохоже»
Конь – велосипед
Дерево – стул
Самолет – птица
Часы – петух
Путешествие по стране Рукотворный мир подходит к концу. Нам пора возвращаться. Как вы думаете, сейчас Незнайка понял, что такое рукотворный мир? Как вы сами это понимаете? (ответы детей) Верно, то, что человек сделал своими руками или с помощью инструментов, то, что улучшает, облегчает или делает его жизнь комфортной называется рукотворный мир.
Мы еще не раз побываем в стране «Рукотворный мир» .
Итог занятия. Оценка деятельности детей.
На память о путешествии ребята получают раскраски с предметами рукотворного мира.
Список используемой литературы
- Дыбина О.В. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников. Творческий центр «Сфера» . Москва, 2002
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. ТЦ «Учитель» . Воронеж, 2005
- Кибитина И.И. Дошкольникам о технике. Москва «Просвещение» , 1991.