Что должен уметь ребенок 9 10 месяцев. Хлеб и хлебобулочные изделия. Занятия для развития
Что должен уметь ребенок в 9 – 10 месяцев, чтобы родители убедились в том, что малыш имеет полноценное развитие и не отстает от норм и сроков, средних показателей нормального психического и физического развития? В нашей статье вы найдете ответ на этот вопрос.
Слух.
В этом возрасте детки пытаются танцевать (держать за какую-либо опору) под плясовую мелодию или песенку, спетую вами. Под колыбельную или другую медленную музыку, малыши стоят спокойно.
Эмоции и социализация.
Малыши в 9-10 месяцев очень любят играть с другими детьми, ползают за ними, пытаются догнать, подражают – если один бросит мяч, то и другой повторит это. Например, когда мой старший сын Ярик складывает игрушки в ящик, то младший (Ваня — ему 10 месяцев) также бросает игрушки в ящик, но иногда и выбрасывает уже собранные обратно на пол… Или когда Ярик играет в кубики, строит башни и прочее, Ванька не упускает возможности поучаствовать в строении (в основном разрушении) разных сооружений.
Действия с предметами.
Ребенок может открывать-закрывать кастрюльку крышкой, если вы учили малыша закручивать крышки на бутылках, то к этому возрасту он уже должен уметь это делать (хотя бы имитировать ваши движения — закручивание), бросать мяч, стучать молоточком, греметь погремушечкой. Мой Ваня иногда может собрать пирамидку (с небольшой моей помощью), любит складывать друг в друга колпачки от фломастеров, стучать ложками по перевернутой железной миске, складывает до 4х кубиков вверх. Ближе к концу 10-го месяца ребенок должен понимать некоторые указания. Можно учить ребенка так: положите в коробку несколько шаров, повторяйте и показывайте: «вынь шарик, вынь еще», потом: «положи обратно, положи еще».
Пытаются кушать ложкой, кормят вас (той же ложкой или руками).
Как ребенок понимает речь.
На вопрос «где (мяч)?» может найти взглядом этот предмет. Ваня любит играть в игру «где у мамы носик/ротик/глазки» и показывает все пальчиком – это уже к 10ти месяцам. Показывайте ребенку и называйте разные предметы в доме, игрушки. Кухонные принадлежности и другое, пополняя его словарный запас.
Ребенок с 9-ти месяцев четко реагирует на свое имя, каждый раз поворачиваясь к вам. Мой карапуз также реагирует на фразу «Ваня, иди кушать, ням-ням» — с радость ползет к еде. Еще Ваня понимает «дай-дай», и иногда даже отвечает «на».
Играйте с ребенком в «сороку-ворону», «ладушки», прятки («ку-ку»), «ой, догоню-догоню» и другие пальчиковые и подвижные игры – это невероятно полезно для умственного развития.
Развитие активной речи.
К 10 месяцам ребенок должен повторять за вами новые слоги. Смотря на ваши губы, подумав маленько, он будет произносить после вас новые, но не сложные слоги, до 3х.
Навыки и умения ребенка в 9 – 10 м.
Улучшаются навыки с ми месяцев. Пьет из чашки (вы придерживаете её за дно), не сопротивляется высаживанию , может переходить от одной опоры к другой (если они на расстоянии 40 см.).
Некоторые дети уже вовсю ходят без поддержки, Ваня начал делать шаги в конце 9-го месяца, а в 10 уже может пройти всю комнату от стены до меня или папы и братика (сам без опоры). Еще мой малыш просто обожает залезать на свою детскую кроватку, висит на боковой деревянной перекладине, держится так крепко, что не отодрать, может спрыгнуть с нее (от носочков до пола остается около 10 см.).
Вот примерные нормы для развития ребенка в 9 – 10 месяцев, делитесь с нами в комментариях умениями ваших детей и играми, в которые любят играть ваши малыши.
Далее
Популярные статьи:
С каких месяцев начинать прикорм. Основные правила питания детей до года.
Почему плачет малыш. Причины плача ребёнка.
Как успокоить плачущего малыша. Что делать когда плачут маленькие дети.
Развитие ребенка в 3 месяца. Игры и занятия с трехмесячным ребенком.
Раннее обучение и развитие ребенка. 10 правил: как избежать проблем.
Развитие моторики до года. Таблица - крупная и мелкая моторика.
Развитие ребенка в 5 месяцев. Игры и занятия с пятимесячным малышом.
Как развлечь детей или как поиграть с детьми дома. Игры «пятиминутки».
В этой статье:
Во втором полугодии развитие ребенка протекает еще более стремительно, чем в первом. Родители могут наблюдать за тем, как ребенок осваивает все новые и новые навыки и в 9-10 месяцев уже пробует делать первые шаги. Именно умение самостоятельно, без поддержки, стоять и ходить, пусть пока и вдоль стены, доставляет родителям особое удовольствие.
Дополнительной радостью становятся первые короткие слоги и слова, во время произношения которых ребенок старается полностью скопировать интонацию взрослых, окружающих его.
В 9-10 месяцев у ребенка можно наблюдать следующие навыки:
Познавая окружающий мир, кроха обнаруживает связи между предметами, пробует изучать их строение. Именно с этим можно связать потребность малыша постоянно ломать и раздирать игрушки, которые он хочет рассмотреть изнутри.
Ребенок в 9-10 месяцев крайне любознателен и наблюдателен. Разговаривая по телефону, он всматривается в трубку, чтобы понять, откуда идет голос. Кроха уже понимает, что человек, с которым он говорит, не присутствует рядом, тем не менее голос его слышится из трубки. Это забавляет и удивляет малыша, но в первую очередь способствует обогащению его воображения.
Рацион питания крохи
В 9-10 месяцев в рацион питания крохи все еще может входить грудное молоко, но оно не должно заменять собой все остальные продукты питания. Грудное вскармливание можно перенести на вечернее или ночное время, тогда как днем можно готовить ребенку блюда на основе богатых витаминами и микроэлементами продуктов.
В 9-10 месяцев развитие малыша позволяет включать в его рацион самые разнообразные продукты – конечно, при условии, что его не мучает аллергия. В рацион крохи могут входить нежирные сорта рыбы и мяса, фрукты, овощи, каши и молочные продукты домашнего приготовления.
Готовить для крохи нужно, используя безопасную посуду, которая не допустит разрушения витамина С при контакте его с металлом. Если это нож, то он обязательно должен быть изготовлен из нержавейки или керамики, если тарелка для крохи, то керамическая, пластиковая или эмалированная, но ни в коем случае не из алюминия.
Процесс воспитания малыша
В возрасте 9-10 месяцев малыш просто обожает быть в центре внимания. Он радуется, когда к нему обращаются, когда его смешат и, конечно, когда с ним играют. Родителям в этом возрасте важно дать понять ребенку, что не все его прихоти будут исполнены. Малыш должен понимать,
что существует слово «нет» и ему придется с ним смириться.
Запрещать что-либо ребенку нужно в твердой форме, уверенно и без тени шутки в голосе, чтобы он осознавал всю серьезность ситуации. Обратите внимание, что в этом возрасте запретов должно быть минимальное количество. Более правильным, чем все запрещать, будет обезопасить помещение, где малыш сможет передвигаться самостоятельно, убрать из поля его зрения опасные предметы.
Развитие слуха
Слух малышей в возрасте 9-10 месяцев переходит на новый уровень. Дети в этом возрасте с удовольствием слушают музыку, пробуют танцевать, удерживаясь за опору. Больше всего удовольствия детям доставляют ритмичные и подвижные мелодии, под которые можно танцевать. Слушая медленную музыку, малыш старается стоять спокойно.
Социализация и эмоциональный мир
В 9-10 месяцев у ребенка возникает огромное желание играть с кем-то кроме себя. Малыши визжат от восторга, если в игру включаются взрослые или дети, пробуют повторять за ними их движения, интонации.
В этот период кроха может совершать с
предметами целый ряд действий. Речь идет как об игрушках, так и о подручных предметах, используемых для игр. Малыши с удовольствием, например, будут играть с крышкой для кастрюли, бутылками, на которые можно накручивать пластиковые крышки, мячом, пирамидкой и даже погремушками. В 10 месяцев большая часть малышей уже в состоянии понимать и выполнять некоторые просьбы старших, особенно если будут видеть их пример.
Понимание речи ребенком
Развитие детей в 9-10 месяцев позволяет им отвечать на вопросы взглядом, даже не имея необходимого количества слов в активном словаре. На вопросы о том, где находится тот или иной предмет, ребенок может отвечать глазами либо попробовать показать на него рукой. Малыши в этом возрасте, все без исключения, с удовольствием играют, отгадывая части тела у себя, у родителей и игрушек.
Почти каждый кроха в 10 месяцев откликается на собственное имя, оборачивается на зов, проявляет эмоции, когда к нему обращаются. Играть с ребенком в этом возрасте можно в игры, развивающие мелкую моторику рук. Это может быть «сорока-ворона», ладушки и многое другое.
К 10-11 месяцам малыш уже сможет повторять за взрослыми простые слоги, наблюдая за их губами.
Как развивать кроху?
Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок рос активным и смышлёным. Специально для таких инициативных и целеустремленных родителей и были придуманы игровые занятия, в ходе которых можно обучить детей простым навыкам, ускорить развитие у них внимания, мышления, фантазии, памяти и, конечно же, речи.
В процессе таких занятий дети получают возможность научиться правильно управлять пальцами и кистями рук, что, в свою очередь, положительным образом отразится на развитии их речи. Ниже приведено несколько вариантов полезных и интересных игр.
«Варим кашу для мишки»
Отличная игра для малышей в возрасте 9-10 месяцев, улучшающая развитие мелкой моторики рук. Для нее понадобится подготовить две емкости среднего объема, одну из которых можно наполнить крупой. Ребенка можно усадить напротив емкостей, после чего попросить его покормить игрушку «кашей», которую нужно будет пересыпать из одной емкости в другую. Обычно у ребенка в 10 месяцев не будет проблем с пересыпанием крупы и удерживанием ложки. Он с радостью покормит игрушечного мишку кашей, а заодно и потренирует пальчики.
«Бабушкины бусы»
Для этой игры нужно будет запастись не крупой, а макаронными изделиями, причем желательно разноцветными, чтобы малышу было особенно интересно. Из макарон нужно будет сделать бусы.
В 10 месяцев пальчики у ребенка еще не слишком ловкие и податливые, поэтому для него нужно будет выбирать самые крупные макароны, через которые будет несложно провести нить. Если у крохи возникнут проблемы с нанизыванием, можно ему немного помочь. Создание таких чудо-бус - отличный вариант игры для развития мелкой моторики.
«Мини-зоопарк»
Отличная идея для активных родителей, которые не привыкли давать малышам скучать. Для ее воплощения потребуется большая коробка с несколькими заранее подготовленными отделениями. Коробку оклеивают яркой пленкой, устанавливают небольшие разделительные перегородки внутри нее. На дно коробки насыпают манку, которая в данном случае сыграет роль песка. В каждый из отделов в коробке устанавливают фигурки животных. Это и будет мини-зоопарк, в который малыш сможет играть дома. Ему будет интересно передвигать фигурки зверей по коробке, наблюдать за тем, какие следы они оставляют на манке-песке.
Пальчиковые развлечения
Отличная игра для ребенка в 9-10 месяцев, стимулирующая развитие мелкой моторики рук, - это мини-бассейн из крупы, на дне которого нужно будет искать пропавшие игрушки. Такой бассейн очень понравится малышу, в первую очередь за возможность повозиться руками в манке, пшенке,
гречке или рисе. Кроме того, дети получают огромное удовольствие от возможности найти спрятанные на дне рисового или гречневого бассейна игрушки.
Приготовить бассейн очень просто. Для этого будет достаточно подобрать крупную пластиковую емкость, в которую нужно насыпать любую из перечисленных выше круп, после чего в ней же «утопить» мелкие игрушки. Пусть малыш ищет пропажу, а в качестве приза, когда отыщет все сокровища, получит вознаграждение - любимое лакомство.
Мобильная песочница
В 9-10 месяцев у ребенка возникает особое желание повозиться с песком. Многие родители справедливо считают, что в таком раннем возрасте крохе нечего делать в песочнице, где играют более старшие малыши. Альтернативой далеко не безопасной песочнице на улице может стать домашняя портативная песочница на основе кинетического песка. Такой песок легко собирается, может быть разных цветов, отлично лепится. А самое главное, что кроха может играть с кинетическим песком в любое удобное время, даже когда на улице дождь и остальные детки лишены такой возможности.
Рисование на крупе
Детям в 9-10 месяцев очень понравится рисовать пальчиками на крупе, например на манке. Разложите манку на подносе и предложите малышу порисовать линии, круги, просто оставить отпечатки рук на крупе. Детям такой процесс рисования обычно приносит огромное удовольствие.
Все перечисленные игры с малышом могут проводиться исключительно в присутствии взрослых. Дети в 9-10 месяцев легко могут проглотить мелкие предметы либо же поместить их в ушной, носовой проход. Словом, ребенок в 10 месяцев совершенно непредсказуем и без присмотра его оставлять нельзя.
Как утверждают специалисты, «фундамент» личности закладывается в ребенке до 10 лет. После перехода данной черты воспитание родителей имеет характер, развивающий те аспекты, которые уже сформировались у их чада. По мнению психологов, возраст от 9 и до 12 лет считается препубертатным. Характер детей несколько меняется и имеет свои отличительные особенности. Все эти нюансы ответственные родители должны знать, чтобы не происходила так званая «имитация воспитательного процесса», когда мама и папа оставляют ребенка наедине с самим собой (включая ему мультики, разрешая бесконечно просиживать время за компьютером и так далее). Именно этот этап жизни маленького человека определяет направление его развития. В хорошую или плохую сторону - зависит от отца и матери. Должен определиться дальнейший курс. Ребёнок требует повышенного внимания.
Дети в 9-10 лет переходят на новый этап развития
9 - 10 лет - начало препубертатного периода
Препубертат, в основном, проходит для обоих родителей спокойно в равных долях. Чадо все так же сговорчиво, уступчиво. Однако, в этот самый момент запускается механизм отдаления ребенка от семьи. Все более авторитетными становятся сверстники, ребенок примыкает к определенной группе детей (будь то лидеры, аутсайдеры, неформалы, спортсмены и так далее).
Влияние родителей по маленьким каплям утекает. В возрасте 9 - 10 лет мальчик или девочка проходят путь, в течение которого они превращаются в подростков - сложных, нервных, беспокойных детей.
Общение со сверстниками выходит на первый план
Ребёнок утрачивает способность в полной мере контролировать свои эмоции. Этот критичный возраст - основа того, каким в дальнейшей жизни будет дитя. База уже заложена ранее, до 9 лет. Но, то направление, которое будет выбрано в данный период - решающее.
Развитие детей 9 - 10 лет
Как правило, дети такого возраста довольно эрудированны, любознательны, владеют чувством юмора, любят времяпровождение в больших компаниях ровесников, легко завязывают знакомства и находят общий язык с окружающими, отлично владеют мелкой моторикой (ребёнок хорошо пишет и рисует), ответственны в домашних делах (охотно выполняют бытовые задания, склонны к самостоятельному поддержанию чистоты и порядка). В таком возрасте, дети являются действительно образцовыми. Что мальчик, что девочка одинаково прилежны.
Школьные успехи становятся очень важными
Особенности воспитательного процесса
Ранее было оговорено, что в этом возрасте авторитет семейного круга постепенно снижается. На первый план выходят межличностные отношения в кругу сверстников.
В этот момент родителям важно поддерживать самооценку их чада и всячески придавать уверенность в собственных силах, отмечать его уникальность и индивидуальность. Данная позиция не имеет ничего общего с безосновательным поощрением любых действий дитя. Мать и отец должны хвалить ребенка за его полезные, хорошие действия. Родителям нужно найти сильные стороны чада, отмечать их в нем. И отец должен, и мать так же в равной степени должна активно заниматься воспитанием дитя.
Поддержка мамы более важна для дочки
Такая поддержка способствует нескольким позитивным тенденциям:
- ребенок комфортнее себя чувствует в обществе;
- ему легче выстоять в схватках с внешним давлением;
- ребёнок полон задора и уверенности в себе, а значит - его успехи приумножаются;
- связь с семьей не теряется: мальчик или девочка понимают, что родители - это его/ее друзья, его/ее надежный тыл;
- возрастает уровень доверия между членами семьи, родители всегда будут в курсе событий ребенка, тем самым, могут скорректировать ход событий и предупредить негативные последствия различных ситуаций.
Дети такого возраста стараются всячески слиться со своими сверстниками: по внешним параметрам, сфере интересов, манере поведения. Если папа и/или мама пытаются ограничить свободу выбора 9 - 10 летнего чада, то ребёнок такие попытки будет воспринимать в штыки. Поэтому так важно дать ту свободу, тот глоток независимости и самостоятельности, который позволит ребенку почувствовать себя почти взрослым, он должен дать крылья ему. Элементарно, возложив на ребенка некоторые обязанности по дому (самостоятельная уборка своей комнаты, мытье посуды или своевременный полив цветов), родители получат отдачу. Ребёнок будет искренне благодарно за такое доверие и всячески постарается оправдать ожидания, так как ему предоставили возможность быть равным в семейном кругу.
Поддержка отца - главное для мальчика 9-10 лет
Есть один немаловажный нюанс: нельзя ставить временные рамки и постоянно напоминать или, что еще хуже, упрекать дитя в несвоевременном или ненадлежащем выполнении своих обязанностей.
Такие замечания могут напрочь отбить желание и понизить самооценку.
В данный отрезок возраста дети большое внимание уделяют своей успеваемости в школе. Они переживают за свою учебу, возрастает конкуренция между учащимися. Младшие классы уже позади, нагрузка увеличивается. Родителям следует уделить особое внимание такому моменту.
Необходимо чаще общаться с учителями, помогать ребенку с уроками.
Детские шалости в этом возрасте не приносят вреда
И, пожалуй, последний аспект - это особенности воспитательного процесса при неблагоприятных ситуациях, когда чадо шалит. В предпубертатном возрасте характерны мелкие шалости, которые не приносят существенный вред окружающим. Чаще всего юнцы любят взбираться на заборы, деревья, бегать в парке без передышки. Даже если пакость произошла (например, хулиганские звонки в двери или что-то иное совершил ребенок), то не стоит ругать ребенка. Пусть даже его воспитание порицают чужие люди. Необходимо поддерживать с ним доверительные отношения. Лучший выход из ситуации - это дать активный всплеск юнцу через игры, в которых будет задействовано как можно большее количество человек (поиск сокровища в саду, к примеру). Мальчиков лучше всего приобщить к какому-то виду спорта.
Сексуальное воспитание
И пусть родители не думают, что 9 - 10 лет - это еще рано для объяснения чаду нюансов половой жизни. В современное, прогрессивное время технологий и сети Интернет дети получают большинство информации именно оттуда. Родители не могут отследить качество такой информации. В просторах всемирной паутины много «шлака», искажающего реальность и способного вырастить из здорового ребенка деградирующую особь, у которой практически вовсе воспитание отсутствует. Поэтому лучше нормальным языком поведать своему сыну и/или дочери о том, что такое секс. В таком возрасте ребёнок адекватно воспримет всю информацию (если ее грамотно подать).
Сексуальное воспитание - задача родителей
Для родителей важно вести разговор в серьезном тоне, не преподнося эту тему в смешном свете.
Мальчик и/или дочь должны четко понимать, что это такое и какие последствия могут наступить при преждевременном начале половой жизни. Сексуальное воспитание на сегодняшний день – это неотъемлемая часть самой программы воспитания в целом. Девочкам необходимо разъяснить, что такое менструации, как себя вести при первом дне. Для мальчиков нужна информация о поллюциях.
Нельзя пускать сексуальное воспитание на самотек - интернет научит лишнему
Культура поведения
9 - 10 лет - это возраст, когда ребёнок еще является податливым и может беспрекословно принять родительские наставления. Не нужно упускать шанс выработать в маленькой личности хорошие манеры, уметь вести себя в обществе. Воспитание, поведение в обществе - это визитная карта персоны. Неплохо было бы обучить ребенка правилам этикета (за столом, в общественных местах). Мальчиков этому обучить ничуть не сложнее, чем девочек. К этому относится и разъяснения о вреде никотина, алкоголя и наркотических веществ. Пропагандируя с детства ребенку здоровый образ жизни (а еще лучше - показывать и доказывать это на собственном примере), велика вероятность того, что он и будет его придерживаться. В 9 - 10 лет дети очень настойчивые и целеустремленные, поэтому, если они внушили себе, что пить и курить плохо - значит, вряд ли они пойдут против своих убеждений в дальнейшем. Ребенок усвоит для себя полезные советы, психология детей этого возраста именно такая.
Хорошие манеры родители должны прививать с детства
Подготовка к быту
В указанном возрасте (9 – 10 лет) дети уже владеют основными навыками обращения с бытовыми приборами, введены в курс дел домашних. Необходимо эту сферу расширять. Особое внимание заслуживают опасные бытовые приборы (газовые плиты, колонки, техника с высоким показателем Ватт). Правила безопасности в обязательном порядке должны быть изложены ребенку. Так же, нужно разъяснить правила поведения при экстренных ситуациях (куда звонить, какие дальнейшие действия предпринимать). Так, в отпрыске закладывается база ответственности и чувства долга, тем самым, ребенок становится ответственным и серьезным.
Полезный совет для родителей: психология чада такова, что восприятие требует серьезных разговоров на данную тему в этом возрасте.
В этом возрасте детей надо привлекать к домашним делам
Не нужно уподобляться изложению в виде игры, которое предлагается в книгах. Ребёнок должен понимать всю серьезность и опасность некоторых бытовых предметов.
Проблемные моменты
В препубертатном возрасте у мальчиков и девочек могут возникать определенные критические моменты, которые характерны для детей именно этого возраста. К ним можно отнести:
- низкую самооценку;
- застенчивость;
- чрезмерное подражание кумирам.
Такие проблемы могут превратиться в серьезный массив неразберих. Все три симптома тесно взаимосвязаны. Они говорят о том, что ребенок не верит в себя, не любит себя. Он отказывается от публичных выступлений, с нежеланием идет в школу, не хочет контактировать с окружающими, пребывает в нервозном состоянии. Робость проявляется при встрече с ровесниками, взрослыми.
Досуг в 9-10 лет должен контролироваться родителями
Ребенок отказывается делиться своими мыслями, говорить о том, что беспокоит. В таких ситуациях необходимо внушить малышу доверие и дать ту моральную поддержку, которая так необходима ему. Мальчик может сомневаться в своих физических способностях и силе, а девчонки могут комплексовать из-за внешности. Можно поработать над его имиджем, стилем, позаботиться о мелочах внешнего вида, устранить возможные барьеры при общении с окружающими (неприятный запах изо рта, неопрятную одежду). Любой из родителей должен уметь найти правильный подход и ребёнок снова войдет в нормальное русло жизни.
Совет для родителей: ребенок нуждается в одобрении своих действий, оценке своего внешнего вида, в признании в социуме.
Ему нужна похвала и, в то же время, объективный взгляд на себя.
Препубертатный возраст не сложный, по сравнению с пубертатным. Хоть и имеются некоторые нюансы и небольшие сложности, но они вполне решаемы. На данном этапе жизни мальчиков и девочек главной задачей родителей является верное направление отпрыска во взрослую жизнь социума, чтобы тот смог уметь адаптироваться.
Похожие материалы
Наступает период, которого так ждут родители: еда малыша с каждым днем становится разнообразнее и все более похожей на «взрослую». А матери могут порадовать себя и кроху, угощая его новыми для него деликатесами и любуясь, как удивление на его лице сменяется удовольствием. Как кормить и чем можно побаловать ребенка?
Режим питания ребенка 9-10 месяцев жизни
Независимо от того, грудное молоко или адаптированную смесь получает младенец, большинство детей в этом возрасте имеют 5 основных приемов пищи. Рекомендуется придерживаться такого режима кормлений:
- Ранний завтрак – мамино молочко или смесь.
- Плотный завтрак: или овощное пюре.
- Обед – мясное пюре с овощным или с кашей.
- Полдник: или каша.
- Ужин – молочный — как первый завтрак.
Между приемами пищи или непосредственно после кормления плотным блюдом обязательно предлагать кипяченую воду комнатной температуры или слегка (!) подогретую. Это необходимо для того, чтобы малютка мог нормально переварить и усвоить тяжелую пищу. Допускается давать детский чай после употребления мяса или сдобренного растительным маслом овощного пюре. Но важно помнить о риске развития аллергии, поэтому злоупотреблять травяными и ягодными отварами нельзя. Лучше ограничиться чистой водой.
Примерное меню на день для младенца 9-10 месяцев
Всего за сутки объем пищи приблизительно равен 1 литру. При этом дважды малютка получает только молоко, а три кормления – плотную пищу в виде обязательных (то есть ежедневно) и также по 200 мл. За сутки объем каши и овощного пюре должен в общем составлять по 180 мл на 9 месяце и по 190 мл – на 10-м, а мяса – 40 и 45 гр. соответственно. Недостающий до 200 мл объем дополняется молоком.
Если пищевые привычки в семье в корне отличаются от предложенного режима, то уже можно аккуратно, постепенно приучать ребенка к ним. Кроме того, в зависимости от особенностей состояния здоровья и аппетита крохи возможны другие варианты. Например:
- Карапуз предпочитает рано вечером ложиться спать, но за ночь несколько раз просит грудь или бутылочку . В таком случае можно перед сном накормить его кашей и дать запить молоком. Когда он ночью потребует еды, в первую очередь предлагать воду, а молоко – только если, напившись, все равно останется голодным. Так гораздо проще проходит постепенная отмена ночных кормлений. Дети в таких случаях встают утром рано, и первый завтрак у них молочный.
- Ребенок отказывается съедать полный объем прикорма в одно кормление . Тогда его можно разделить. К примеру, дать 100 гр. каши со 100 мл молока в первый завтрак, а еще 80-90 гр. каши – с 40 гр. мяса в обед (запить водой). Овощное пюре – 100 гр. с молоком во второй завтрак и 80-90 гр. с молоком – на ужин, а полдник оставить молочным.
Вводим новые продукты в рацион малыша
Основные прикормы – кашу, мясное и овощное пюре – можно разнообразить, добавляя в них при приготовлении или в готовое блюдо новые продукты. Вводить их необходимо по тем же , что и прикормы.
Масло растительное
Ежедневно в овощное пюре. Так как его начинают давать на 7-8 месяцах жизни, малыш успевает к нему привыкнуть. Остается постепенно увеличить его количество до 1 чайной ложки (это 45 ккал!).
Масло сливочное
Можно начинать добавлять его в кашу в объеме до 1 чайной ложки (от 20 до 35 ккал). Главное его назначение – увеличить энергетическую ценность блюда, потому при избыточной массе тела это не обязательный компонент. В любом случае масло должно быть из коровьих сливок без растительных добавок (не спред, не мягкое масло и не маргарин).
Хлеб и хлебобулочные изделия
В обед малышу предложите небольшой кусочек черного хлеба без корочки. Молочный прием пищи, например, полдник, можно усилить сухариком или кусочком «вчерашнего» слегка подсушенного батона. Разрешается давать «чесать десны» сушкой без вкусо-ароматических добавок. Можно развести в молоке детское печенье. Важно: жевать малютка должен только под присмотром взрослых, так как он может подавиться кусочком или вдохнуть крошки, и только во время еды. Между приемами пищи любые дополнительные перекусы, кроме допаивания чистой водой, сбивают ритмичную работу желудка, приводя к срывам пищеварения, угнетению аппетита, и нарушают формирование привычного режима кормления.
Каши из круп, содержащих глютен
По мере взросления ребенка и созревания его кишечных барьеров риск развития глютеновой энтеропатии (целиакии) уменьшается. Можно аккуратно, понемногу вводить глютеновые каши, следя за состоянием ребенка: его аппетитом, стулом, склонностью к срыгиванию и за появлением колик. Если все в порядке – такие крупы могут включаться в меню наравне с безглютеновыми.
Фруктовый сок и пюре
Если у ребенка (а лучше – и у его мамы) нет аллергической настроенности, допускается введение в рацион фруктовых соков и пюре. Их объем на день не должен превышать количество полных месяцев жизни, умноженное на 10, то есть 80 мл на 9-м месяце и 90 мл – на 10-м. В сезон плодоношения лучше использовать свежие фрукты, в зимний и весенний период – свежезамороженные или детские консервы.
Фруктовое пюре должно использоваться не как самостоятельное блюдо, а как добавка в основной прикорм (в кашу). Его назначение в питании младенца:
- приучение малыша к вкусовому разнообразию;
- источник клетчатки;
- снижение калорийности основного прикорма при избыточной массе тела ребенка;
- пополнение запасов аскорбиновой кислоты и других витаминов (меньше) из свежих фруктов.
- при легкой лактазной недостаточности;
- при неустойчивом стуле, особенно со склонностью к запорам;
- при рахите;
- при аллергической настроенности или детям-атопикам;
- после кишечных или респираторных вирусных инфекций.
На 9-10 месяцах жизни приветствуется комбинирование нескольких продуктов при приготовлении блюда или его оформлении перед подачей к столу . Полезны салаты из свежих овощей к мясу, молочный или фруктовый соус к каше, супы-пюре. Разрешается вводить каши из 2 и более круп, фруктовые или овощные пудинги.
В этом возрасте дети очень любят ловить и бросать предметы, поэтому родители вынуждены постоянно собирать игрушки вокруг коляски или кроватки. Ребенок не занимается вредительством, это элемент забавы, который можно направить в правильное русло.
Предложите ребенку с вашей помощью собрать игрушки, также пусть он участвует в сборе вывернутой им же на пол одежды из шкафа. Несколько таких уборок, научат его уважать труд мамы. Малыш уже может пить из кружки, выбирать себе одежду и самостоятельно кушать под присмотром взрослого. Кроме того, он с удовольствием примет участие в уборке дома с помощью маленького веника (если ходит без поддержки).
Развиваемся физически
С этого возраста можно приступать к первой гимнастике. Упражнение «велосипед», поочередное поднятие и опускание ручек и ножек, «самолетик» лежа на животике — все это ребенок будет выполнять самостоятельно уже через несколько недель после тренировок с вашей помощью. Также можно выполнять упражнение, укрепляющее мышцы рук и живота — когда ребенок лежит на спине, предложите ему схватиться за перекладину и слегка потяните на себя, приподнимите малыша примерно на 10 см в высоту так, чтобы поднималась только верхняя часть туловища и плавно опустите. Выполняйте упражнение один раз в день по 3-5 подходов.
Учимся спускаться с кровати
Дети до года ударяются головой не только о незамеченные объекты, но и после падения с дивана или кровати, чтобы этого избежать, научите малыша правильно с них спускаться. Это упражнение выполняется в том случае, если ребенок стоит с опорой. Когда малыш лежит на кровати, потихоньку сталкивайте его к краю, направляя ножки вниз. Первое время подхватывайте ребенка, чтобы он не испугался и не ударился. Через некоторое время он поймет, как управлять своим телом, чтобы слезть с кровати и не упасть.
Поощряем первые шаги
Если малыш стоит с поддержкой можно помочь ему сделать первый шаг. Предложите ребенку новую игрушку или большое яркое яблоко, так, чтобы он мог до него добраться, сделав несколько шагов вперед. Когда малышу трудно, и он начинает капризничать, приблизьте предмет, чтобы облегчить задачу.
Такое же действие можно выполнять, когда он стоит перед движущейся опорой, например, держится за стул или ходунки, в этом случае ребенок будет толкать опору перед собой, чтобы сделать первые шаги и приблизиться к предмету.
Развиваем музыкальный слух
Как развивать ребенка в 9 — 10 месяцев, чтобы он разбирался в музыке? Дети просто обожают пошуметь и голосом и погремушками. Воспользуйтесь этим уникальным шансом для развития чувство ритма и музыкального слуха. Возьмите два бубна — один дайте малышу, другой возьмите себе. Покажите, как им можно выстукивать ритм с помощью 3-5 ударов. Сначала ребенок будет ошибаться, но при первом правильном движении ручками, обязательно похвалите ребенка. Кроме бубна изучать музыку можно с помощью барабана, маракасов и металлофона.
Развиваем речь ребенка
Разрабатываем пассивную лексику, просматривая изображения в книгах. В этом возрасте ребенок показывает изображение животных по просьбе родителя. Спросите малыша «где котик?» и похвалите его, если он показал правильно. Не ругайте его, если он ошибся, покажите ему правильный ответ. Конечно, перед тем как просить ребенка показать животное, он должен быть с ним знаком и видеть его раньше — в жизни, на фотографии и рисунках в книге. После того, как ребенок показал выдающиеся способности по знанию животных, можно переходить к птицам, насекомым и даже эмблемам автомобилей. Это прекрасно развивает речь, слух, внимание и память.
Учимся строить
Покажите как из кубиков можно построить небольшую башню. Для этого можно использовать и другие предметы — книги, мягкие игрушки, пластиковые стаканчики. Первые попытки сложить башенку могут обернуться неудачей, но все приходит с опытом и в начале второго года жизни, малыш будет строить удачные прототипы Эйфелевой башни.