Игры в детском саду в подготовительной группе. «Надо сказать по-другому». «Что кому нравится?»
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
«Природа и человек».
Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.
«Наоборот».
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)
«Назови растение с нужным звуком».
Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А», «К»,…».
«Назови три предмета».
Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.
«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».
«Добавь слог».
Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.
«Скажи по-другому».
Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.
«Мое облако».
Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).
Ход игры. Дети удобно устраиваются на полянке, травке, успокаиваются и закрывают глаза.
Задание. Представить себе отдых на поляне. Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем.
«Найди листок, как на дереве».
Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.
Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.
Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.
«Закончи предложение».
Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…»
«Не ошибись».
Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.
Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.
«Летает – не летает».
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».
«Кто больше знает?».
Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.
Ход игры. Воспитатель, держа в руке стакан, спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл.
«Найди предмет той же формы».
Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.
«Отгадайте, что за растение».
Цель: описать предмет и узнать его по описанию.
Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.
Ход игры. Например: один ребенок загадывает, а другие дети должны отгадать: «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…»
«Что это за птица?».
Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
Ход игры. Воспитатель назначает водящего, который изображает повадки птицы или описывает характерные признаки ее, другие дети должны отгадать.
«Угадай, что в мешочке».
Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.
Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.
«Придумай сам».
Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.
Ход игры. Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.
«Отгадай-ка!».
Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.
Ход игры. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.
«Вершки и корешки».
Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно.
«Лесник».
Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена).
Ход игры. Выбирается один «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моем участке растет много … (берез, кленов, тополей), давайте наберем семян».
Он может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.
«Бывает – не бывает» с мячом.
Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.
Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Иней летом… (не бывает).
Снег зимой… (бывает).
Мороз летом… (не бывает).
Капель летом… (не бывает).
«Что это такое?».
Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.
Ход игры. Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети продолжают. Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.
«Узнай, чей лист».
Цель: учить узнавать растения по листу.
Ход игры. На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников, показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.
«Расскажи без слов».
Цели: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры. Дети в кругу, воспитатель предлагает им изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.
Показать, что стало холодно. Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.
Показать, что идет холодный дождь. Открывают зонтики, поднимают воротники.
«Найдите, что опишу».
Цель: развивать умение искать растение по описанию.
Ход игры. Педагог описывает растение, называя его самые характерные признаки. Кто первым определит растение, получает фишку.
«Отгадываем загадки».
Цель: расширять запас существительных в активном словаре.
Ход игры. Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки о насекомых. Отгадавший ребенок сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Дети могут сами придумать свою загадку.
«Когда это бывает?».
Цель: уточнить и углубить знания о временах года.
Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.
«Что вокруг нас?».
Цель: научить делить дву- и трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.
Ход игры. На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть (мяч, мак, шар, дом, сад), две части (забор, кусты, цветы, песок, трава), три части (качели, веранда, береза, машина). За каждый ответ ребенок получает фишку, по их количеству определяется победитель.
«Скажи, что ты слышишь».
Цели: учить употреблять в ответах полные предложения; развивать фразовую речь.
Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (шум дождя, сигналы машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить полным предложением. Выигрывает тот, кто больше назовет услышанных звуков.
«Кто же я?».
Цель: указать названное растение.
Ход игры. Воспитатель быстро указывает пальцем на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.
«Найди пару».
Цель: развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.
Ход игры. Воспитатель раздает детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, дети кружатся с листочками в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем деревом, лист от которого держит в руках».
«Исправь ошибку».
Цель: учить понимать смысл предложения.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в них допущены ошибки, вы их должны исправить. Слушайте внимательно:
Коза принесла корм девочке.
Мяч играет с Сашей.
Дорога идет по машине.
Гена разбил стеклом мяч и т. д.
«Вспомни разные слова».
Цели: продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять детей в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.
Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его следующему, как бы передать его, следующий говорит то же одно слово, повернувшись к третьему ребенку. По очереди все дети должны произнести по одному слову. Через 3 круга игра останавливается. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.
Правила игры. Нельзя повторять одно слово дважды.
«Стоп! Палочка, остановись».
Цели: продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.
Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное и каждый ребенок должен что-то сказать о нем. Например: воспитатель говорит: «Медведь» и передает палочку ребенку, тот говорит: «Бурый» и передает палочку следующему. Кто не сможет сказать, выходит из игры.
«Кто где живет?».
Цель: закреплять умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники).
Ход игры. Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один (водящий) – «лисой». «Белочки» прячутся за деревья, а «зайчики» – за кустики. «Зайчики» и «белочки» бегают по поляне. По сигналу «Опасность, лиса!» «белочки» бегут к дереву, «зайцы» – к кустам. Кто неправильно выполнил задание, «лиса» тех ловит.
«Назови птицу с нужным звуком».
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте птиц, в названии которых есть буквы А, К, …»
Кто больше назовет, тот и выиграл.
«Третий лишний» (птицы).
Цель: закреплять знания детей о многообразии птиц.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что птицы могут быть перелетными и зимующими. Я сейчас буду называть птиц вперемежку, кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».
«Птицы (звери, рыбы)».
Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, цветы) и передает маленький мячик соседу, тот называет следующую птицу и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга.
«Кому что нужно?».
Цели:упражнять в классификации предметов; вырабатывать умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии.
Ход игры. Воспитатель предлагает вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий. Он называет профессию, а дети отвечают, что нужно для работы в этой области. А во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.
«Какая? какой? какое?».
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая…
Пальто – теплое, зимнее, новое, старое…
Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая…
Дом – деревянный, каменный, новый, панельный…
«Где что можно делать?».
Цель: активизировать в речи глаголы, употребляющиеся в определенной ситуации.
Ход игры. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Игра в виде соревнования.
– Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать пение птиц, отдыхать.)
– Что делают в больнице?
– Что можно делать на реке?
«Какое время года?».
Цели: учить слушать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках разных времен года.
Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит, что писатель и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года, затем читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.
«Какое что бывает?».
Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.
Ход игры. Давайте расскажем, что бывает зеленым, – огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка…
Широкой – река, дорога, лента, улица… и т. д.
Выигрывает тот, кто больше назовет слов, за каждое правильно сказанное слово ребенок получает фишку.
«Ищи».
Цель: учить правильно употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.
Ход игры. Дети должны в течение 10–15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета, или одинаковой формы, или из одного материала. По сигналу воспитателя один начинает перечислять, другие его дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов.
«Кто больше слов придумает».
Цели: активизировать словарь; расширять кругозор.
Ход игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова на определенную тематику (например, «Осень»), в которых встречается этот звук. Дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший должен сказать слово с условным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, пропускает ход.
«Придумай другое слово».
Цель: расширять словарный запас детей.
Ход игры. Воспитатель говорит, что можно придумать из одного слова другое, похожее, например: бутылка из-под молока – молочная бутылка.
Кисель из клюквы – клюквенный кисель.
Суп из овощей – овощной суп.
Пюре из картофеля – картофельное пюре.
«Кто больше вспомнит».
Цель: обогащать словарь глаголами, обозначающими действия процесса.
Ход игры. Карлсон просит детей посмотреть на картинки и рассказать об увиденном.
Метель – метет, вьюжит, пуржит.
Дождь –
Ворона –
«О чем я сказала?».
Цель: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.
Ход игры. Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые употребляют часто и называют ими много разных предметов.
Воспитатель называет слово, дети перечисляют его значения.
Головка – голова ребенка, куклы, лука, чеснока.
Иголка – у шприца, елки, сосны, швейная, у ежа…
Нос – у человека, парохода, самолета, чайника…
Ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д.
«Как сказать по-другому?».
Цель: упражнять детей в названии одного из синонимов.
Ход игры. Как можно сказать про это же, но одним словом?
Сильный дождь – ливень.
Сильный ветер – ураган.
Сильная жара – зной.
Лживый мальчик – лжец.
Трусливый заяц – трус.
Сильный мужчина – силач …. и т. д.
51 «Что это значит?».
Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.
Ход игры. Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?
Свежий ветер – прохладный.
Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.
Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.
Свежая газета – новая, только что купленная.
Свежая краска – незасохшая.
Свежая голова – отдохнувшая.
Глухой старик – тот кто ничего не слышит.
Глухая ночь – тихая, безлюдная, темная.
Глухой лай собак – отдаленный, плохо слышный.
«Сколько предметов?».
Цели: учить предметному счету; развивать количественные представления; понимать и называть числительные.
Ход игры. Детям дается задание: найти на улице и назвать предметы, которые встречаются по одному. После выполнения найти по 2, 3.
Задание может быть изменено и так: найти как можно больше одинаковых предметов.
«Вчера, сегодня, завтра».
Цель: учить правильно употреблять наречия времени.
Ход игры. Дети встают в круг. Педагог говорит короткую фразу, например: «Мы лепили…» – и бросает ребенку мяч. Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечая на вопрос когда: «Вчера».
«Кто ты?».
Ход игры. Воспитатель придумывает рассказ, в котором все дети получают роли. Дети становятся в круг, и воспитатель начинает рассказ, и при упоминании своего персонажа ребенок должен встать и поклониться. Дети должны быть очень внимательны, и следить не только за своей ролью, но и ролями соседей. Кто два раза «проспит» свою роль, выходит из игры.
«Не зевай» (птицы зимующие, перелетные).
Цель: развивать слуховое внимание детей, быстроту реакции на слова.
Ход игры. Воспитатель дает всем детям названия перелетных птиц и просит внимательно следить за ним. Как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши, кто прозевал свое название, выходит из игры.
«И я».
Цель: развивать сообразительность, выдержку, чувство юмора.
Ход игры. Воспитатель говорит детям, что будет рассказывать историю. Когда он остановится, дети должны сказать: «И я», если эти слова подходят по смыслу. Если же они не подходят по смыслу, то говорить их не надо. Иду я однажды к реке… (и я).
Рву цветы и ягоды…
По дороге попадается мне наседка с цыплятами…
Они клюют зернышки…
Гуляют по зеленой травке…
Вдруг налетел коршун.
Цыплята и наседка испугались…
И убежали…
Когда дети поймут правила игры, они сами смогут придумывать короткие рассказы.
«Дополни предложение».
Цель: развивать речевую активность, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила…». «…Книжки, тетради, портфель», – продолжают дети.
«Где я был?».
Цель: образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.
Ход игры. Отгадайте, ребята, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? (На море.)
А теперь, вы загадайте мне загадки, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Только надо говорить, кого вы видели в большом количестве. Главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.
«Это правда или нет?».
Цель: находить неточности в тексте.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле».
Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «Га-га-га» пел соловей.
Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.
«Найди противоположное слово».
Цель: подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.
Ход игры. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то значит он какой?», «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не легкая, то она…» и т. д.
«Надо сказать по-другому».
Цель: подобрать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.
Ход игры. Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте попробуем заменить слова в других предложениях».
– Дождь идет – льет.
– Мальчик идет – шагает.
– Чистый воздух – свежий.
«Кто найдет короткое слово?».
Ход игры. Воспитатель говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит: «Суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так как это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто произнесет неверно, выходит из игры.
«Говори, не задерживай».
«Отгадай слово».
Цель: развивать речевую активность.
Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры: ведущий загадывает слово, но говорит только первый слог: «Ли-». Дети подбирают слова: лисенок, лилия, липа и. т. д.
Как только кто-то угадает, он становится ведущим и игра начинается сначала.
«Говори, не задерживай».
Цель: развивать речевую активность, словарный запас.
Ход игры. Дети стоят, образуя круг. Один из них первым говорит слово по частям, стоящий рядом должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. Например: ва-за, за-ря, ря-би-на и т. д. Дети, которые ошиблись или не смогли назвать слово, становятся за круг.
«Стук да стук, найди слово, милый друг».
Цель: закрепить полученные навыки выделения слогов.
Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель в середине. В руках у него бубен. Воспитатель ударяет в бубен 2 раза, дети должны назвать растения (животных), в названии которых 2 слога, затем ударяет 3 раза (животные с тремя слогами и т. д.).
«Путешествие».
Цель: найти дорогу по названиям знакомых растений и других природных объектов.
Ход игры. Воспитатель выбирает одного-двух ведущих, которые по заметным ориентирам (деревья, кустарники, клумбам с определенными растениями), определяют дорогу, по которой должны пройти все дети к спрятанной игрушке.
«О чем еще так говорят?».
Цели: закреплять и уточнять значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.
Ход игры. Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:
Идет дождь – снег, зима, мальчик, собака, дым.
Играет – девочка, радио.
Горький – перец, лекарство.
«Да – нет».
Цель: учить мыслить, логично ставить вопросы; делать правильные умозаключения.
Ход игры. Один ребенок (водящий) отходит в сторону. Воспитатель с детьми выбирают животное, например кошку.
Водящий. Это птица?
Дети. Нет.
Водящий. Это зверь?
Водящий. Зверь дикий?
Дети. Нет.
Водящий. Он мяукает?
«Охотник».
Цель: упражнять в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.
Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка стульчик. Это «лес», «озеро», «пруд». Сюда отправляется один из играющих – «охотник». Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться на…» Здесь он делает шаг вперед и говорит: «…Зайцев», делает второй шаг… При каждом шаге ребенок называет одно животное. Нельзя повторяться. Победителем считается тот, кто дошел до указанного места первым или прошел дальше.
«Назови три предмета».
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Сапоги», – и бросает мяч ребенку, тот должен ответить, что это – одежда, обувь, головной убор и т. д.
«Найди предмет той же формы» (2-й вариант).
Цель: уточнить представление о форме предметов.
Ход игры. Воспитатель или один из играющих называет предметы живой или неживой природы и просит назвать геометрическую фигуру, на которую похож этот предмет. Например: гора – треугольник, дождевой червяк – кривая и т. д.
«Угадай, что в мешочке» (2-й вариант).
Цель: описать признаки предметов, воспринимаемые на ощупь.
Ход игры. Ребенок двумя словосочетаниями описывает взятый в мешочке предмет, а играющие дети должны определить, что же нащупал в мешочке ребенок.
«Что это за птица?» (2-й вариант).
Цель: учить описывать птиц по характерным признакам, привычкам и по описанию узнавать их.
Ход игры. Ведущий называет один яркий признак птицы, дети должны по нему угадать, что это за птица. Например: птица любит сало (синичка), у птицы красный берет (дятел) и т. д.
«Загадай, мы отгадаем».
Цели: уточнить и расширить знания о деревьях и кустарниках; назвать их признаки, описывать и находить их по описанию.
Ход игры. Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, количество стволов, рост, окраска. Водящий по описанию должен узнать растение. Фишки получает отгадавший и загадавший ребенок.
Если ребенок вспомнит или придумает свою загадку, он получает дополнительные фишки.
«Что это за насекомое?».
Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к природе.
Ход игры. Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают насекомое, а другой – должны угадать, что это.
«Помнишь ли ты эти стихи?».
Цель: развивать речь детей.
Ход игры. Педагог читает отрывки из стихотворений, знакомых детям. Дети должны произносить пропущенные слова. Например:
Где обедал воробей?
В зоопарке у... (зверей).
Вы не стойте слишком близко:
Я … (тигренок), а не … (киска).
Ветер по морю … (гуляет)
И … (кораблик) подгоняет. и т. д.
«Скажи, что ты слышишь?».
Цель: развивать фразовую речь.
Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигналы машины, шорох падающего листа, разговор прихожих и т. д.).
Правила игры. Дети должны ответить полным предложением.
Что происходит в природе?».
Цель: закреплять умения употреблять в речи глаголы, согласовывать слова в предложении.
Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен ответить на заданный вопрос. Игру желательно проводить по теме.
Пример: тема «Весна».
Взрослый. Солнце что делает? Дети. Светит, греет.
Ручьи что делают? Бегут, журчат.
Снег что делает? Темнеет, тает.
Птицы что делают? Прилетают, поют.
Капель что делает? Звенит.
«Хорошо – плохо».
Цель: продолжать закреплять знания о правилах поведения на природе.
Ход игры. Воспитатель показывает детям значки правил поведения на природе, дети должны как можно полнее рассказать о том, что там изображено, что можно и что нельзя делать и почему.
«Кто знает, пусть продолжит».
Цель: развивать умение обобщать и классифицировать.
Ход игры. Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие.
Воспитатель. Насекомое – это…
Дети. Муха, комар…
«Кто больше вспомнит».
Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса.
Ход игры. Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, какие действия там совершаются.
Метель – метет, вьюжит, пуржит.
Дождь – льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет…
Ворона – летает, каркает, сидит, ест, пьет, присаживается… и т. д.
«Что лишнее?» (1-й вариант).
Ход игры. Воспитатель называет четыре признака разных времен года:
Птицы улетают на юг.
Расцвели подснежники.
Пожелтели листья на деревьях.
Идет уборка урожая.
Дети внимательно слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний.
«Что лишнее?» (2-й вариант).
Цели: развивать слуховое внимание; закреплять знание признаков разных времен года.
Ход игры. Воспитатель называет четыре признака погоды разных времен года:
Идет снег (дети надели шубы).
Пасмурно (дети взяли зонтики).
Льет проливной, холодный дождь (дети сидят в группе).
Светит жаркое солнце (дети надели панамки, шорты и маечки).
Дети внимательно слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний, и называют, к какому времени года он относится.
«Магазин “Цветы”».
Цель: учить группировать растения по месту произрастания, описывать их внешний вид.
Ход игры. Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы купить, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, где оно растет. «Продавец» должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел, в котором он стоит (полевых, садовых, комнатных), затем выдать «покупку».
«Назови животное, насекомое с нужным звуком».
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель предлагает: придумать насекомых, в названии которых встречаются буквы А, К.
Кто больше назовет, тот и выиграл.
«Что я видел в лесу».
Цель: упражнять в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц, насекомых и т. д.
Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка стульчик. Это «лес», «озеро», «пруд». Сюда отправляется «путешественник» – один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду по лесу и вижу…» Здесь он делает шаг вперед и говорит: «...зайца». При каждом шаге ребенок называет одно животное. Нельзя повторяться. Идет второй ребенок и называет насекомых, третий птиц и т. д. Победитель считается тот, кто дошел до стульчика первым или прошел дальше.
«Что кому нравится?».
Цель: уточнить знания о том, чем питаются отдельные насекомые.
Ход игры. Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет насекомое, ребенок должен сказать, чем оно питается.
«Назови трех птиц».
Цель: упражнять детей в классификации птиц.
Ход игры. Воспитатель называет детям птиц. «Птицы перелетные», – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ласточка, стриж, жаворонок». «Птицы зимующие»… «Птицы леса»…
«Где что растет?».
Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут на участке детского сада. Если растут на участке, дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат. (Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.)
Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее: слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, сосна, алыча, тополь.
В конце игры подводят итог, кто назвал больше деревьев.
«Повторяйте друг за другом».
Цель: развивать внимание, память.
Ход игры. Играющий называет любое слово (животное, насекомое, птицу). Второй повторяет названное слово и добавляет свое. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
«Третий лишний» (насекомые).
Цель: закреплять знания детей о многообразии насекомых
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, кто такие насекомые. Я сейчас буду называть насекомых и других живых существ вперемежку, кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».
Дидактические игры в подготовительной группе важны для дошкольников. Благодаря им дети легко обучаются. Игры помогают развиваться, фантазировать и запоминать материал. Есть разнообразные виды дидактических игр. Каждая из них нужна для определённой цели. Подробнее читайте в статье.
Роль дидактических игр в развитии дошкольников
Дети в подготовительной группе готовятся к школе. Для более лёгкого обучения и воспитания дошкольникам предлагаются дидактические игры. Благодаря им ребёнок познаёт окружающий мир, развивает решает обучающие задачи.
Дидактические игры в подготовительной группе очень важны. Они учат детей вниманию, фантазии, мышлению. Даже инертных детей можно заинтересовать необходимым материалом.
Когда подбираются игры, взрослые должны помнить, что они должны всесторонне развивать дошкольников. Прививайте ребёнку интерес и формируйте у него навыки к разнообразным видам деятельности. Дети в этом возрасти должны учиться составлять рассказы и анализировать их.
Дидактические игры помогают детям развивать познавательные способности, пополнять словарный запас, развивать всесторонние способности (клеить, лепить, вырезать и т. д.). Перед занятием необходимо провести с детьми беседу, показать наглядный материал, объяснить правила игры.
Функции дидактических игр
Обучение - сложный процесс. Однако если заниматься в игровой форме, у детей появляется заинтересованность. Психологи и педагоги выделяют такие функции игры:
- Развлекательная. Ребёнок заинтересовывается, у него пробуждается интерес к занятию.
- Коммуникативная функция - это норма поведения, которая усваивается детьми.
- Самореализация. Ребёнок учится всему, что его окружает. Он с каждым днём всё больше реализовывается.
- Терапевтическая. Дети учатся преодолевать трудности, находить компромиссы со сверстниками, слушать более опытных людей.
- Диагностическая. Эта функция помогает воспитателям, психологам и родителям понять нормы и отклонения поведения.
- Коррекционная. Ребёнок ежедневно меняется в лучшую сторону. Он учится работать над собой и видеть свои ошибки.
- Социализация. Учит детей общаться в обществе.
Педагог А. Макаренко утверждал, что с помощью игр воспитывается воля, коллективизм и формируются практические навыки. Если детям интересно проводить время на занятиях, тогда они не устают, а поддерживается их трудоспособность.
Дидактические игры: цель
Подготовительная группа готовит детей к школе. Их нужно многому научтиь. Поэтому все дидактические игры в подготовительной группе предлагаются детям с определённой целью. Ведь они должны понимать и знать хотя бы самое необходимое. Воспитатели ставят перед собой цели:
- Познакомить детей с природным материалом.
- Познакомить с неживой природой.
- Научить дошкольника определять пищу для животного.
- Закреплять знания о природе.
- Вспомнить все времена года.
- Развивать внимание, память и логическое мышление.
- Учить характерные признаки домашних или диких животных.
- Закрепить хорошее отношение к окружающим и любовь к природе.
Все вышеперечисленные цели необходимы педагогам для равномерного и правильного обучения. В подготовительной группе часто предлагаются детям игры, связанные с театром. Благодаря им дошкольник раскрывает себя как личность. Он входит в роль и учится у своего героя перенимать положительные качества.
Дидактические игры, их картотека в подготовительной группе
Для того чтобы ребёнка развивать со всех сторон, пишется план. Его составляют воспитатели для более правильного воспитания. Картотека дидактических игр в подготовительной группе охватывает занятия разного рода. Это развитие речи, математика, экология, аппликация, музыка и многое другое.
Для каждого занятия определяется цель. Если нужно учить окружающий мир, воспитатель предлагает детям свободное рисование, где ребёнок развивает фантазию и память. С помощью занятия дети вспоминают увиденное накануне и пытаются воспроизвести на бумаге.
Для развития речи можно придумать любую игру, где нужно выражать свои мысли с помощью слов. Дети смогут придумать сказку, а по ней создать спектакль и распределить роли. Благодаря такой игре дети учатся не только разговаривать, но и общаться со сверстниками.
Для изучения математических представлений нужно учить цвета, ориентирование в пространстве, цифры, дину, ширину, высоту и другое. Ежедневное планирование воспитателями дидактических игр поможет детям в обучении материала.
Картотека дидактических игр в подготовительной группе помогает не только дошкольникам, но и воспитателям. Благодаря им педагоги занимаются с детьми, обучают, проверяют навыки и умения. Если не будет картотеки, воспитатели не смогут дать дошкольникам знания, которые им необходимы.
Изучение экологии с помощью дидактических игр
Воспитателям необходимо научить детей любить природу, содержать её в чистоте и ухаживать за растениями и животными. Поэтому дидактические игры в подготовительной группе по экологии составляются один раз в неделю.
Дидактическая игра: «Лесной поезд»
Цель: закреплять и систематизировать знание детей про зверей, птиц и насекомых.
Материал: карточки с животными, птицами и насекомыми; два картонных поезда (к каждому прикрепляется 3 вагона).
Воспитатель предлагает выбрать две команды по 3 человека. Дети должны в первый вагон посадить лесных зверей, во второй - птиц, в третий - насекомых. Какая команда справится быстрее — выиграет.
«Чем питаются животные?»
Цель: формировать представление о питании домашних и лесных животных.
Материал: карточки с изображением животных и едой для них.
Воспитатель проводит беседу про домашних и лесных животных, показывает картинки к ним. Выбирает две команды и раздаёт карточки с животными и едой для них. Например, картинки с белкой, зайцем, лисой, собакой, попугаем, орехами, морковью, куропаткой, косточкой, зерном. Все эти карточки должны быть перемешаны. Дети как можно быстрее должны найти подходящие картинки. Например, белка с орехами, заяц с морковью и т. д.
Каждая дидактическая игра формирует у ребёнка представление об окружающем мире. Необходимо закреплять умения и навыки у дошкольников. Тогда он пойдёт в первый класс подготовленным ребёнком.
Обучение развитию речи при помощи дидактических игр
Детям нужно давать не только представление об экологии. Необходимы дидактические игры по развитию речи. Подготовительная группа - это важный период ребёнка. Благодаря играм дети пополняют словарный запас, учатся правильно говорить, выражать и формулировать свои мысли.
Кукольный театр - это первая игра, благодаря которой у детей развивается фантазия и пополняется словарный запас.
Дидактическая игра «Найди лишнее слово»
Цель: развивать память, пополнять словарный запас, закреплять материал.
Воспитатель называет 4 слова. Например, пальто, шуба, куртка, платье. Задача дошкольника найти лишнее слово. Пальто, шуба и куртка - это верхняя одежда. Платье к ним не относится.
Игра: «кто знает больше?»
Цель: закреплять и учить слова, определять их значение.
Материал: карточки животных, цветов, мебель и т. д.
Воспитатель предлагает детям перечислять животных. Она называет: медведь, заяц. Дети по очереди продолжают. Потом переходят к цветам, овощам, фруктам и т. д. Для дошкольников задания по развитию речи довольно сложные. Поэтому не ругайте, а терпеливо ожидайте, когда ребёнок вспомнит название. Для детей интересны дидактические игры.
Подготовительная группа: математика
Дидактические игры помогают детям познакомиться с математическими представлениями. Очень интересная и занимательная игра «Лишняя картинка». Она предназначена для изучения цифр. Для игры возьмите лист бумаги А4 и поделите его на равные четыре части. В верхнем правом углу нарисуйте 3 ореха, а в нижнем 4 листика. Нарисуйте вверху слева три игрушки, а под ними 3 овоща. Ребёнок должен учиться думать логически. Он найдёт лишнюю картинку (4 листочка).
Чтобы дети стали более внимательными предложите игру «Паровозик». Благодаря ей дети смогут быстро выучить и запомнить геометрические фигуры.
Вырежьте из картона для дошкольников несколько овалов, кругов, квадратов, ромбов, треугольников и паровоз с пятью вагонами. Поделите детей на команды. К первому паровозу прикрепите овал. Дети поймут, для какой фигуры этот домик. Также квадрат, круг, ромб и треугольник. Какая команда быстрее разберёт фигуры по нужным домикам, та и выиграла.
Заключение
Как говорилось ранее, нужно детей развивать всесторонне. Тем более дошкольников. Поэтому нужно проводить дидактические игры Только тогда есть вероятность научить детей всему, что необходимо знать в первом классе.
Дидактические игры - ведущие виды деятельности. Только благодаря им дошкольники учатся и познают окружающий мир. Занимайтесь с детьми, старайтесь их заинтересовать, и у вас получится выпустить из садика развитого и умного ребёнка.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Программные задачи:
Образовательные .
- Актуализировать знания детей о числовом ряде от ноля до десяти.
- Дать возможность применить на практике полученные знания о составе чисел – три, четыре, пять. А так же умению сравнивать числа при помощи модели типа логического древа.
Развивающие .
- Продолжать развивать логическое мышление детей.
- Совершенствовать умения детей в составлении головоломок.
Воспитательные .
- Воспитывать у детей гостеприимство, доброжелательность, взаимопомощь.
- Формировать умение сообща работать в команде, умение договариваться.
Материал:
- Демонстрационный . Экран, проектор.
- Раздаточный . Цифровые карточки от 0 до 10 (в двух экземплярах на каждого ребенка), карточки с изображением логического древа, домики для состава числа, танграм, две карточки “найди закономерность”.
Предварительная работа.
- Чтение сказки Л.Васильевой-Гангус “Азбука вежливости”. Изготовление пригласительных и их раздача. Мотивация детей на ожидание игры от героев сказки.
Ход занятия
Воспитатель : Ребята, давайте расскажем нашим гостям по какому поводу мы их пригласили.
Просит детей самих рассказать о событии, которое произошло в их группе. Дети (с помощью наводящих вопросов воспитателя): Нам мудрые-премудрые Гномычи из сказочной страны “Вежливости” прислали по электронной почте игру, мы хотим, чтобы вы посмотрели, как играть в нее и показали ее детям своей группы.
Воспитатель : Ребята, вы готовы?
Дети : Да.
Воспитатель : Тогда, играем. Внимание на экран.
На экране появляется первый слайд с изображением героев сказки и название игры. Открывается третий слайд с изображением плана группы.
Воспитатель : Интересно, что же это изображено?
Дети : План.
Воспитатель : А как вы узнали, что это план, мне кажется, что это просто прямоугольник, нарисованный разным цветом.
Дети : объясняют, что на плане окна изображаются красным цветом, а двери синим.
Воспитатель : Хорошо, интересно, а какого помещения это план?
Дети : Нашей группы.
Воспитатель : По каким признакам вы это узнали?
Дети отвечают, по количеству окон и дверей.
Воспитатель : Хорошо, молодцы! Смотрим дальше.
На экране появляется знак, указывающий, где спрятана первая загадка. Дети, ориентируясь по плану, определяют место в группе, где спрятана загадка. Самостоятельно выбирают одного представителя, который ее приносит.
Воспитатель : Давайте разгадывать загадку.
В файловом пакете лежат карточки на каждого ребенка с изображением логического древа со знаком.
Дети объясняют, что им необходимо сделать и выполняют задание.
На столах предварительно расставлены коробочки с цифровыми карточками на каждого ребенка от 0 до 10. Дети работают за столами. После выполнения задания дети самостоятельно проверяют друг у друга правильность выполнения задания, и помогают затрудняющимся детям.
На экране появляется изображение плана группы и знак, указывающий на место второй загадки.
Дети, ориентируются по плану и определяют место, где спрятана вторая загадка, так же как и в первом случае, выбирают представителя. Загадка - “Состав числа”. В файловом пакете карточки с изображением многоэтажных домиков, в которых, на каждом этаже живут определенные числа. Дети сами догадываются, что им необходимо сделать – заселить домики числами. При затруднении воспитатель помогает наводящими вопросами. Например: Какое число живет в этом домике? На каком-нибудь одном этаже есть это число? Что можно сделать, что бы получилось нужное число? И так далее. После выполнения задания. Дети снова самостоятельно проверяют друг у друга правильность его выполнения.
На экране появляется план группы и знак, указывающий на место новой загадки. Загадка – игра в кругу с мячом “Назови соседей числа”. На экране появляются – три домика, в которых живут числа 3, 4, 5 и рядом с домиками мяч.
Детям снова надо самим догадаться, что делать. При затруднении воспитатель задает наводящие вопросы: Какие числа живут в этих домиках? Кем друг для друга являются эти числа? (соседи). А зачем мяч на картинке? Что надо с ним сделать? И так далее (игра “Числа – соседи” проводится в кругу с мячом).
После игры, дети, ориентируясь по плану, находят следующую загадку – “Танграм”. Количество Танграмов равно количеству детей. На экране появляется картинка с фигурой, которую можно сложить из танграма, дети сами объясняют, что они будут сейчас делать.
Во время работы с танграмом дети, помогают друг другу, сложив картинку, они взаимно проверяют правильность выполнения, убедившись, что у всех правильно, отправляются на поиски следующей загадки.
Ориентируясь по плану, дети находят следующую загадку - “Найди недостающую фигуру” или “Найди закономерность”.
Дети выполняют задание.
На экране появляется правильно выполненное задание. Дети самостоятельно проверяют правильность выполнения своего задания. И исправляют ошибки.
В течение всей игры воспитатель обязательно, после каждой разгаданной загадки хвалит детей.
Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску, на которой вразброс расположены карточки букв, с прикрепленными к ним цифрами.
Воспитатель : Посмотрите, какой беспорядок на доске, все цифры стоят не на своих местах, давайте расставим их правильно.
Дети расставляют цифры и из букв, складывается слово “МОЛОДЦЫ”.
Воспитатель : Ребята как вы думаете, кому адресовано это слово?
Конечно вам это вы сегодня – молодцы! Разгадали все загадки!
Рефлексия:
Воспитатель : Понравилась вам игра?
Дети : Да, понравилась.
Воспитатель : Интересно было играть в нее?
Дети : Да, интересно.
Воспитатель : Что для вас оказалось самым интересным моментом в игре?
Дети : Искать загадки.
Воспитатель : Какая загадка была самой сложной для вас?
Дети : заселить домики цифрами.
Воспитатель : А какая загадка оказалась самой легкой?
Дети : Сложить фигуру, провести цифры по дорожкам.
Воспитатель : Скажите, кто из вас сегодня очень потрудился?
Дети : Алиса, Илюша, Сережа, Ваня, Юля, Маша.
Воспитатель : Все верно они сегодня быстро справились с загадками и помогали другим. Но каждый из вас сегодня постарался и сумел внести свой вклад в нахождение и разгадывание загадок, а всем нам вместе помогла наша … дружба. С любым делом можно справиться сообща, т.е. вместе.
Давайте спросим у наших гостей, понравилась ли им наша игра?
Дети спрашивают:
Понравилось ли гостям у них в группе?
Интересная ли была игра?
Хотят они познакомить своих детей с игрой? И так далее.
В игровой форме закрепить знания детей о свойствах воды и воздуха.
Игры на ознакомление со свойствами воды и воздуха.
Тема: «Капелька»
Цель: закрепить знания детей о том, что вода это жидкость и может принимать разную форму.
Ход игры :
Педагог предлагает детям «превратиться» в капелек. Представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные (дети хаотично гуляют по залу).
Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек, (дети разбиваются на пары и берутся за руки, пары двигаются друг за другом).
А теперь ручеек течет и впадает в море, (дети берутся за руки и образуют большой круг).
Наш круг может менять форму, как и вода (дети берутся за руки и образуют большой круг).
Наш круг может менять форму, как и вода (круг из детей вытягивается в овал).
А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет?
(вода будет нагреваться)
Итак, каждый из вас – частичка воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара, (дети бегают по залу).
А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее, (дети обнимают друг друга).
Посмотрите, теперь вашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по – разному.
Педагог вместе с детьми делают выводы:
- В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая частица движется сама по себе.
- В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
- Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.
Тема: «Твердое - жидкое»
Цель : закрепить знания детей о воде, что она бывает в разных состояниях, (твердом, жидком, газообразном); развивать воображение, эмпатию; умение делать выводы.
Материал : карточки со схематическим изображением воды в твердом, жидком, газообразном состоянии по ТРИЗу., картинки.
Ход игры:
Педагог показывает детям картинки с водой в разных состояниях (снег, пар, лед и т.п.). В каких состояниях бывает вода? (твердых, жидких, газообразных). Педагог предлагает детям встать в круг и взяться за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал).
А теперь переставьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться, (дети бегают по группе). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делает? (становимся ближе друг к другу).
Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частица льда. Наша группа – это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по – разному. Расскажите мне, как связаны частицы друг с другом.
Педагог вместе с детьми делают выводы: (во время выводов педагог показывает схемы), когда вода нагревается, она превращается в пар. Связей между частицами воды нет, и каждая движется как – будто сама по себе. В жидком состоянии связи между частицами воды более сильные, но они очень гибкие эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет своей формы, а когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом. Вода в твердом состоянии – лед, имеющий свою форму.
Тема: «Тело, жидкость, газ»
Цель: развивать эмпатию, воображение, закрепить знания об агрегатных состояниях воды.
Материал: схемы по ТРИЗу
Ход игры:
Педагог предлагает поиграть в игру и выяснить, чем же отличаются друг то друга твердое вещество, жидкость и газ. Все, что есть вокруг нас, состоит из маленьких – маленьких частичек. Эти частички ведут себя по- разному в твердых телах, жидкости (воде) и газе (воздухе).
Дети и изображают частички в твердом веществе. Они соединяют свою ладошку с ладошкой соседа. При этом нужно стоять неподвижно: частички в твердых телах почти не движутся, они свободны.
Изображая жидкость, дети поодиночке медленно передвигаются по комнате, кружатся, некоторые из них могут взяться за руки (руки вытянутые) – жидкость течет.
Изображают газ, дети быстро бегают на расстоянии друг от друга. При этом им не будет хватать места в комнате, и они начнут сталкиваться друг с другом.
Тема: «Разрезные картинки»
Цель: развивать мыслительную деятельность, закрепить знания о разных водоемах,
воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: фотографии разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки.
Ход игры:
Педагог обращается к детям. Какие водоемы вы знаете? (моря, океаны, реки, озера и т.д.). Показ картин разных водоемов. Обращает внимание на стол, посмотрите, у меня все карточки перепутались, (показ разрезных картинок). Вы не поможете их сложить?
Возьмите по две карточки одного цвета. Дети с карточками синего цвета должны подойти, к столу с синим треугольником, желтого цвета к столу с желтым треугольником, фиолетового цвета к столу с фиолетовым треугольником и т. п.
А теперь самое интересное, переверните эти карточки и соедините их между собой. Дети выполняют задание. Педагог проверяет качество выполненного задания. Каждая группа рассказывает, что она сложила (озеро, море, реку и т. п.). Педагог предлагает посмотреть внимательно на все картинки и сказать что у них общее? (на всех картинках изображены водоемы).
Тема: «Мы - капельки»
Цель: закрепить представление о круговороте воды в природе, развивать эмпатию. воображение, мыслительную деятельность, связную речь (подбор эпитетов); умение делать выводы; воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: бумажные короны с рисунками капелек, шляпа мамы Тучи. Схема круговорота воды в природе.
Ход игры:
1-й вариант
Провести с детьми беседу и рассмотреть схему круговорота воды в природе. Объяснить детям, что капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках, поят растения, а затем, под лучами солнца, снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда - то пришли на землю в виде дождя. Педагог предлагает детям превратиться в капельки дождя.
Дети получают бумажные короны с рисунками капельки. Педагог, или ребенок, превращается в маму Тучку.
Педагог читает стихотворение Б. Заходер «Дождик»
Каждый раз после слов «кап- кап», дети прыгают и хлопают в ладоши.
Дождик песенку поет:
Кап, кап…
Только кто ее поймет-
Не поймем ни я, не ты.
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава.
Лучше всех поймет зерно:
Прорастать начнет оно!
Задание детям – капелькам: полететь на Землю, полить растения, напоить животных, людей (каждый ребенок сам выбирает свой вариант), а когда пригреет солнышко, вернуться к маме Тучке и рассказать о своем путешествии. Дети разбегаются в стороны, бегают по комнате, «поливая» комнатные цветы (звучит спокойная музыка), потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде педагога ручейки соединяются вместе, (дети берут друг друга за руки и образуют два ручейка). Ручейки соединяются в реку, речка впадает в море (дети образуют широкий круг). Тут пригревает солнышко, и мама Тучка просит, капелек вернуться домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к тучке. Круг замкнулся. Мама Тучка радуется их возвращению, а затем спрашивает, что они делали на земле, кому помогли. Дети фантазируют, например: наполнил речку водой, полила растение, напоил верблюда и т. п.
2-й вариант
педагог читает стихотворение А.Стойло «Капелька дождя»
Эта капелька дождя
В землю теплую упала.
Не пропала, не пропала
Эта капелька дождя:
Вышел гриб - дождевик,
Вышел гриб - боровик,
Их сестричка – гриб лисичка,
Их подружка - гриб волнушка,
Вышла тонкая травинка,
Вышла тонкая рябинка…
Обсуждение стихотворения. Кому помогла вырасти капелька дождя?
Педагог предлагает детям превратиться в капелек и рассказать, что они сделали в этой роли: кого напоили, спасли от засухи т. п. как они путешествовали по земле? Дайте образец начала рассказа «Я маленькая капелька дождя…?» (и дальше следует рассказ о ее путешествии и делах). В конце сделать выводы: всем живым существам на земле нужна вода, есть растения, животные, которым для жизни, развития нужно много воды, и есть такие, которые довольствуются небольшим количеством воды.
Тема: «Животные водоемов»
Цель : закрепить представление о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развивать мыслительную деятельность.
Материал: набор карточек жителей водоемов и суши, макет водоема.
Ход игры:
Предложите детям внимательно рассмотреть рисунки животных на карточках и отметить их приспособляемость к обитанию именно в воде. При рассматривание карточек выделите характерные признаки каждого животного. Например, у гуся, утки, лягушки, бобра - на лапках есть перепонки. Хвост у бобра- это и весло, и руль одновременно.
Предложить детям подумать, почему говорят: «Как с гуся вода?». Что это значит? Почему именно с гуся, а не с курицы?
Предложите детям набор карточек различных животных и рисунок водоема. Водные жители заблудилась и никак не найдут свою реку, а дети могут помочь им. Задание детям: выбрать из набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?
Тема: «Цепочки реки»
Цель: расширять представления об обитателях водоема. Познакомить с пищевыми связями обитателей водоема. Закрепить представления о приспособляемости животных к условиям жизни в воде.
Материал: карточки с изображением обитателей реки по типу «Домино».
Игровые действия: Игроки по очереди выкладывают пищевые цепочки. Например комар – лягушка – цапля; ряска – рыба – выдра – человек.
Тема: «Этажи реки»
Цель: закрепить представление об обитателях реки, их образе жизни. Дать элементарное представление о ярусах и нишах в экосистеме «река». Развивать любознательность, интерес к природе родного края.
Материал : цветная схема ярусов реки: желтый (дно), синий (вода), зеленый (берег); изображения обитателей реки (моллюски – беззубка, катушка, прудовик; насекомые – личинки ручейника, стрекозы, жук – плавунец, водомерка, комар, стрекоза; земноводные – лягушка; рыбы; млекопитающие – бобр, выхухоль; птицы - цапля, утка, чайка, крачка; растения – ива, тростник, кувшинка, кубышка, ряска).
Игроки из цветных полосок выкладывают «этажи реки» и размещают на них обитателей.
Тема: «Кому нужна вода»
Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому, развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: большие карты с изображением воды. маленькие карточки с изображение животных, человека, растений.
Ход игры:
Дети по очереди выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужна вода.
Тема: «Летающие семена»
Цель: закрепить представление детей о ветре и его ролью в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Развивать тактильную память, мышление; умение соблюдать правила игры.
Материал : семена растений: одуванчика, клена, ясеня, березы, сосны, и т.д. лупы, а также семена гороха, фасоли, подсолнечника. Ящик ощущений, комплект карточек «Одуванчик».
Ход игры:
1-й вариант
Игра начинается с «ящика ощущений». Положите в него семена с крылышками, шишки, ели, сосны. Предложите детям по очереди определить на ощупь семена растений. При этом никто не сообщает о своих открытиях до тех пор, пока последний участник не ознакомится с содержимым. Свой секрет каждый должен держать в тайне. Затем дети рассказывают, что они обнаружили в ящике и по каким признакам они это сделали. Покажите детям, что в действительности скрывалось внутри ящика.
2-й вариант
Педагог разлаживает перед детьми летающие семена в один ряд. Рассмотреть все семена с крылышками - клена, липы, березы, ели, сосны. Какие у них крылышки? У одних большие, у других- маленькие. Но все они тонкие прозрачные. Для чего нужны эти крылышки? Сравним их с крыльями бабочек, стрекоз, которые умеют летать. Значит и крылышки семян помогают им летать по воздуху, путешествовать. А для чего семенам нужно летать? Ведь не из любопытства же они отправляются на воздушные прогулки? Обсудите предположения детей, напомните им, для чего вообще нужны семена, как из них появляются маленькие растения.
Тема: «Дерево - семена»
Цель: закрепить знания детей о деревьях и их роли в окружающей жизни. Познакомить детей с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром. Развивать воображение, память, мышление.
Ход игры:
Педагог изображает дерево, дети – летающие семена. Сначала дети – семена растут на дереве,- стоят рядом с педагогом. Затем налетел ветер (звучит музыка), семена падают. Летят. Дети машут руками, разбегаются в стороны. Затем летающие семена падают на землею – дети приседают, закрыв голову руками. Звучит «весенняя» музыка (капель) – приходит весна, светит солнышко, идет дождик. Из семян вырастают маленькие деревца: дети медленно поднимаются, руками- ветками тянутся к солнцу, вырастают. В ответ дерево- мама, приветствуя их, тоже машет руками. Педагог комментирует происходящее.
Можно заучить песенку о дереве или использовать стихи.
Педагог:
Я - дерево-мама, а вы – мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время прошло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Дети:
На дереве - маме мы долго висели,
Но ветер примчался, и мы полетели,
Нас ветер подхватит, и мы улетим!
Нам крылышки наши летать помогают,
Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.
На землю родную мы все упадем,
Земля нас накормит, земля - это дом,
Весною нас солнце лучами согреет,
А дождик напоит водой, как сумеет.
Тогда прорастем мы зеленым листом.
Нам дерево - мама помашет в ответ.
Как стать нам большими, не дашь ли совет?
И дерево - мама, качаясь, шумит.
Советы, давая, листвой шевелит.
Тема: «Пищевые цепочки водоемов»
Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоема.
Материал: карточки животных и растений.
Ход игры:
Педагог предлагает картинки обитателей водоема и просит детей выложить, кто кому необходим для питания.
Дети выкладывают карточки.
Комар – лягушка - цапля
Червяк – рыба - чайка
Водоросли – улитка - рак
Ряска – малек - хищная рыба.
Тема: «Воздух, вода, ветер»
Цель: развивать мышление, память, воспитывать внимание, сообразительность, быстроту реакции. Соблюдать правила игры.
Играющие становятся в круг, водящий, стоит в середине. Подойдя к кому-нибудь из играющих, водящий говорит одно из четырех слов - «воздух», «вода», «земля», «ветер» - считает до пяти.
Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу. Зверя или покружиться на месте (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга, потом водящий обращается к другому и т. д. Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь «огонь» при том все играющие должны поменяться местами, а водящий становится на чье-нибудь место в кругу, последний, не успевший в круг, становится водящим.
Описание: Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру выполненную в программе фотошоп. Данный авторский материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы, среднего звена, педагогам дополнительного образования.Цель: ознакомление детей с понятием "сортировка мусора", "вторичная переработка".
Задачи:
1) дать представление о способах решения некоторых экологических проблем.
2) способствовать формированию экологической культуры, развивать умение классифицировать.
3) воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ответственность, аккуратность, принципиальность.
Ход работы:
Я сделала пять контейнеров в фотошопе на подобии мусорных корзинок для соответствующих групп. На каждом контейнере надпись того материала, который нужно в него разложить: стекло, пластик, бумага, металл, пищевые отходы.
Задача обучающихся:
определить материал, из чего он сделан предмет и рассортировать по категориям.
Ребенку предлагается экологическая ситуация: «Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор. Помоги разобрать его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы». Этот элемент в виде изображения с прорезями и кармашками.
Вот видите, как много мусора. Кучи мусора образуются очень быстро. Представьте, что получается в нашем городе каждый день …
А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что же с ними делать?
Какую вещь в какой контейнер выбросить? И что потом с ней станет, когда ее заберут на переработку?
Это для вырезания карточек в категорию для бумаги.
Вариант для категории бумага.
Для вырезания карточек в категорию для металла.
Для категории карточек в категорию "пищевые отходы".
Для категории пластик.
Для категории карточек в корзину "стекло".
Корзина для соответствующих категорий.