ККонспект НОД в старшей группе «Опытно-экспериментальная деятельность» (экспериментирование с водой и воздухом). Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе доу
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №38»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования
«КОСМОС»
Подготовила:
Воспитатель разновозрастной группы от 5 до 7 лет
компенсирующей направленности
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Климанова А.А.
Новомосковск, 2015г
ВВЕДЕНИЕ
Цель: расширение представлений детей о Вселенной, о космическом пространстве, созвездиях, с использованием элементов исследовательской деятельности.
Задачи :
- Образовательные:
Уточнить представление детей о космосе, планетах, звездах и созвездиях;
Упражнять в составлении и чтении слов из букв;
Учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес;
- Развивающие :
Развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать, интерес к экспериментированию.
Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение
- Воспитательные:
Воспитывать активность, инициативность; умение работать в коллективе.
Оборудование:
Проектор, экран, мяч, журнал о космосе;
Для опытов - поднос с манкой и камешки, глобус, настольная лампа.
Раздаточный материал:
Листы бумаги, краски, кисточки, стаканчики - непроливайки.
Предварительная работа:
Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Далеко ли до звезд», «Почему солнце светит и греет», «Созвездия». Разгадывание загадок о космосе. Продуктивная деятельность «Космос» - рисование. Просмотр презентаций о космосе.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационный момент
Звучит музыка. Дети стоят возле стульев.
Воспитатель: Ребята давайте поприветствуем друг друга улыбкой: я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Сделаем глубокий вдох и вдохнем хорошее настроение, настроимся на рабочий лад.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Сегодня предлагаю отправиться в новое путешествие. Сначала нужно расшифровать шифровку.
Слайд 1
На слайде вразброс буквы: К, О, С, М, О, С.
Задание «Составь из букв слово»
Слайд 2
После того, как дети составили слово, буквы на экране передвигаются, и получается слово «Космос».
Основная часть
Звучит музыка на экране появляется персонаж Клепа.
Слайд 3
Воспитатель: Ребята это же наша давняя знакомая. Клепа для своего журнала собирает информацию о космосе и просит нас помочь в этом. Согласны?
Слайд 4
Что такое космос? Космос – это пространство вне Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, частицами. Это планеты, которые вращаются вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты - все это космос! Космос – это Вселенная!
Давайте вспомним, что вы уже знаете о космосе.
Игра с мячом «ВОПРОС – ОТВЕТ»
1. Солнце – это планета или звезда? (звезда)
2. Какая планета самая большая? (Юпитер)
3. У какой планеты есть кольца? (Сатурн)
4. Первый космонавт планеты? (Ю. Гагарин)
5. Назовите первую женщину – космонавта? (В. Терешкова)
6. Сколько планет в Солнечной системе? (9)
7. Какое состояние испытывают космонавты в космосе? (невесомость)
8. Специальный костюм космонавта (скафандр)
Воспитатель: Замечательно, вы показали хорошие знания можно лететь к звездам. На чём мы отправимся в полет? (на ракете)
Слайд 5
Чтобы ракета оторвалась от Земли и взлетела, надо произнести волшебные слова:
Артикуляционная гимнастика «Ракета»:
ЁТ-ЁТ-ЁТ - собираемся в Полет
Ета-ета-ета – вот наша ракета
ИМ-ИМ-ИМ - все мы вместе ПОЛЕТИМ
ТА-ТА-ТА- не страшна нам ВЫСОТА
Ор-ор-ор – заведем у ракеты мотор.
Ля-ля-ля – прощай планета Земля.
(Дети хором проговаривают и отхлопывают чистоговорки.)
Воспитатель: Вот мы и в космосе. Давайте посмотрим, что же здесь происходит, но сначала сделаем космическую гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз «Космические дали»
Глазки вверх поднимем дружно
Раз, два, три!
А потом опустим вниз
Раз, два, три!
Влево, вправо
Раз, два, три!
И немножко покружи
Раз, два, три!
Слайд 6
Фрагмент «Космос»
Слайд 7
Воспитатель: А теперь мы с вами летим на Луну. Что такое Луна? (спутник Земли)
Почему Луна не падает на Землю? (Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли по своей орбите).
Что вы видите на поверхности Луны? (ямы – кратеры) От чего они произошли? (от ударов о лунную поверхность метеоритов)
Хотите посмотреть как они образуются?
Опыт “Метеоритные кратеры”
Воспитатель: Представьте, что манка – это поверхность Луны, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность Луны. Посмотрите, что образовалось – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Ответы детей).
Дети: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образуются кратеры.
Физминутка «Зарядка» (музыкальная)
Воспитатель: Наша новая остановка – Солнце.
Солнце – это планета или звезда? (звезда)
Почему же от солнца много света, а от звезд нет? (Солнце располагается близко к Земле, поэтому ее свет и тепло доходят до нее, а другие звезды очень далеко)
Можем мы приземлиться на Солнце? (нет, солнце раскаленное)
Какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле? (светит, греет, растут растения)
Что произойдет, если солнца не будет? (на земле не будет жизни, наступит ледниковый период)
Вы многое знаете о солнышке, а давайте теперь поиграем в игру «Солнышко какое?»
Словесная игра с элементами самомассажа «Солнышко какое?»
Воспитатель: Еще Солнце оказывает влияние на смену времен года и времени суток.
Опыт «День - ночь»
На столе стоит настольная лампа (Солнце), рядом – глобус. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус вокруг своей оси. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Солнце освещает то одну, то другую сторону.
Дети: Если Солнце вверху - то у нас день, если снизу - ночь.
Слайд 8
Опыт «Зима – лето»
На столе глобус, в руках воспитателя настольная лампа. Земля вращается не только вокруг своей оси, но и еще по своей орбите вокруг Солнца. Воспитатель водит глобус вокруг лампы.
Дети: Если Земля обращается к Солнцу одной стороной - Северным полушарием (у нас лето, то другой стороной – Южным полушарием (у нас зима, а между ними осень и весна.
Слайд 9
Воспитатель:
Ну, что ж нам пора возвращаться. Давайте встанем и скажем волшебные слова:
Вокруг себя вы обернитесь
И на Землю вновь вернитесь.
Дружно руки мы потянем
И на стульчики присядем.
Что вы видите? (карту звездного неба)
Слайд 10
Посмотрите, какие звезды прекрасные. Давайте нарисуем звездное небо на память о нашем путешествии. Но сначала подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Космонавты»
Раз, два, три, четыре, пять
В космос полетел отряд.
Командир в бинокль глядит,
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,
Большую желтую луну.
Задание «Нарисуйте звездное небо»
Заключительная часть
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Давайте расскажем Клепе что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего?
Слайд 11
Клёпа собрала много интересного материала о космосе и опубликовала его вот в таком журнале, который она оставляет для чтения. (Воспитатель дарит журнал о космосе)
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе по ОММ
Образовательная область: ПознаниеТема: «Чудо-яйцо»
Цель: вызвать желание самим провести несложный опыт, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
Задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.
- развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов.
- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
- развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
- воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
Оборудование: на каждого ребенка: 2 яйца, салфетки; два больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, столовая ложка, блюдца, пластиковая бутылка, бумажный шаблон яйца, цветные карандаши, картинки с изображением деда, бабки, курочки Рябы, цыпленка.
Ход занятия
1. Вводная- Ребята, к нам пришли гости. Давайте подарим им свое тепло.
Пусть наша добрая улыбка согреет всех своим теплом,
Напомнит нам, как важно в жизни делиться счастьем и добром! (дети рассаживаются по местам).
2. Основная часть
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
- Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о «Яйце». Хочу рассказать вам одну сказку.
Жили – были,
Дед и баба когда-то,
С ними курочка Ряба жила.
Ряба много гуляла,
Зерна-крошки клевала,
А вот яйца совсем не несла.
Но однажды, что за чудо,
Прибежала на крыльцо
И снесла им не простое,
А УДИВИТЕЛЬНОЕ яйцо!
А удивительное оно потому, что в нем, в таком маленьком содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают нам расти сильными и здоровыми. Бил дед не разбил, баба била не разбила.
Заплакала бабка: Ой, яйцо, яйцо
Как тебя разбить,
Как тебя разбить,
Как бы расщепить.
Бьем уже полдня
И полночи бьем
Сил у бабки нет,
Лучше спать пойду.
Задумался дед: «Если яйцо не разбить, так может его утопить?»
- Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? (рассуждение детей).
Опыт. У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Что происходит? Яйцо утонуло.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? В сильно - соленой воде яйцо всплывает.
Вывод: яйцо поддерживают растворенные в воде частички соли. А теперь, мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо плавает посередине.
Вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине. (на столах у детей: по два больших пластиковых стаканчика с водой,
стаканчик с солью, столовая ложка, яйцо).
Отдохнула бабка и предлагает деду: «Давай сильнее постучим, и разобьем это яйцо».
- Давайте тоже попробуем разбить яйцо и посмотрим, что находится внутри.
Эксперимент. Аккуратно, ложкой разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце. Смотрим из чего состоит: густая прозрачная масса это - белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка- желток бывает желтого или оранжевого цвета. Сырое яйцо - жидкое. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? Она хрупкая, ломкая, тонкая. Скорлупа, ребята, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях (как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе, вырезают из нее очень красивые поделки).
Устал дед и пошел отдыхать, а бабка задумалась: « Что бы такого с этим яйцом сделать?» И решила приготовить деду сладость под названием безе. Для приготовления такой сладости нужно белки яичные взбить с сахаром и запечь в печи. Но вот отделить белки от желтков совсем не просто. Я знаю один секрет, и сейчас вам его покажу.
Опыт. Сдавливаем пластиковую бутылку. Подносим горлышко бутылки к желтку. Ослабеваем нажим на бутылку. Желток в бутылке.
Физкультминутка!
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (круговые движения тазом)
Ой, яичко уронила (покачали головой, наклонились)
Посмотрите – ка разбила. (показали)
Проснулся дед, наелся сладостей и плачет. Заболели зубы…
Ребята, что нужно делать, чтобы зубы не болели! (чистить). Сейчас я вам покажу, что может случиться с нашими зубами, если этого не делать.
Рассказ опыта: Я взяла куриное яйцо, и залила уксусом. Оставила на несколько суток. Скорлупа полностью растворилась. Яйцо осталось внутри белой пленочки, которая находится под скорлупой. Яйцо стало скользким и противным. Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца …
И поняли дед с бабкой, что не надо яйцо не топить, не бить! А нужно его беречь и заботиться о нем! И тогда из яйца вылупится цыпленок! (показ рисунка цыпленка).
3. Интересный опыт.
На столе лежат два яйца, одно сырое, а другое вареное, как можно это определить? В вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.
4. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось наша сказка об удивительном яйце? Вы узнали что – то новое?
Курочка Ряба принесла вам по яичку. Если вам понравилось наше занятие, то нарисуйте улыбающееся личико, а если нет, то личико, которое вы нарисуете, будет грустным.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей:
« Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Форма проведения НОД: опытно-экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций.
Форма организации детей : групповая.
Цель: активизация познавательной активности детей, систематизация полученных знаний о круговороте воды в природе, её свойствах.
Образовательные:
Продолжать знакомить детей со свойствами воды;
Дать представление о роли воды в жизни человека, растений и животных;
Закрепить умение делать выводы по итогам экспериментирования;
Активизировать словарь детей; существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, способность делать выводы.
Коррекционные:
Развивать мышечно-двигательную активность пальцев и кистей рук; слуховое восприятие, внимание, тактильную чувствительность, обаяние и осязание.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
Желание работать в коллективе;
Бережное отношение к воде.
Оборудование: сюрпризный момент: приход куклы-Капельки (плоскостная фигура); прозрачные пластиковые стаканчики (по 3 на каждого ребёнка), чайные ложки, ёмкости разной формы, пипетка, воронка, салфетки, коктейльные трубочки, вода, молоко, апельсиновый сок, сахар, соль, мятные капли, картинка «Круговорот воды», аудиозапись «Шум воды ручейка», проектор, экран, слайд-шоу: «Вода бывает разной…», «Вода, вода, кругом вода» (по стихотворению Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»)
Словарная работа: глобус, эксперименты, круговорот воды, гейзер.
Предварительная работа: ООД по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Рассматривание иллюстраций, фотоматериалов о различных водоёмах;
беседа «Кому нужна вода», «Водоёмы нашего края»; опыты-эксперименты с водой; чтение художественной литературы по данной тематике, разучивание стихов, чистоговорок, отгадывание загадок; наблюдения в природе в разное время года; дидактические и развивающие игры; игры с водой.
Звучит запись «Шум воды ручейка».
Воспитатель: Я хочу вам загадать загадку: «В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, на землю падает опять» (ответы детей). Догадались, о чём у нас сегодня пойдёт разговор? Правильно, мы с вами поговорим о живой волшебнице-воде.
Игра-ассоциация. Ребята, а когда я произношу слово «вода», что вам представляется? (Ответы детей.)
Сегодня у нас необычная гостья-Капелька. Мы ведь с вами уже встречали её, когда рассматривали таблицу «Путешествие капельки». Ребята, Капелька принесла вам глобус-это макет нашей планеты земля. В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета земля и горы? А вода? (Ответы детей.) Молодцы, правильно: вода–голубого цвета, а суша (земля и горы) – зеленого и коричневого. А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? (Ответы детей.) Правильно, весь глобус как будто окрасился голубым цветом.
А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса (показ слайда). На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земле! Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей.) Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам. Капелька предлагает вам поиграть в игру. Речевая игра «Закончи предложение»: «Вода нужна людям (животным, птицам, растениям) для того, чтобы…».
Ребята, а вы хотите ещё больше узнать о воде, исследовать её? Капелька приглашает вас в нашу маленькую лабораторию. (Дети подходят к своим столам.) Напоминаю им о правилах обращения с водой.
Воспитатель: Вода всегда и всем нужна,
Вода тепла и холодна,
А также мокрая она.
И кто с водой неосторожен,
Намочит быстро их она.
Дети, в нашей лаборатории мы превращаемся в учёных-исследователей. Много свойств у воды можно обнаружить, если вооружиться терпением.
Опыт 1. Вода прозрачная». Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканов они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
Опыт 2. "У воды нет вкуса" Предлагаю детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: есть ли у нее вкус? Даю им для сравнения попробовать апельсиновый сок.
Вывод: у воды нет вкуса.
Опыт 3. "У воды нет запаха" Предлагаю детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет) Добавляю в стакан мятные капли. Вывод : Вода не имеет запаха.
Физкультминутка.
Мы плывём по тихой речке,
Тихо плещется вода (плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки, разбежались кто куда (потягивания-руки вверх и в стороны)
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой (движения руками как крыльями)
Наконец она садится на корягу над водой (присесть)
Мы из речки вылезаем.
Чтоб обсохнуть погуляем (ходьба на месте).
А теперь глубокий вдох
И садимся на песок.
Опыт 4. "Вода бывает теплой, холодной и горячей". Даю детям попробовать стаканчики с водой разной температуры. Дети определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая тёплая (показ слайдов ). В реках, озёрах, морях вода разной температуры. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в тёплой воде, другие - только в холодной. В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой тоже идет пар. В водоёмах вода бывает разной температуры, а, значит, в них живут разные растения и животные.
Опыт 5. "В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются"
Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Размешайте их. Что произошло? Сахар и соль растворились в воде. Добавьте в ваши стаканы с водой несколько капель масла. (Дети проводят опыт с помощью родителей.)
Что же произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде, оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками. Можно ли пить такую воду? А почему? (Ответы детей.)
Очистка воды с помощью фильтров (из ватных дисков, марли, салфеток, угля, песка, камешков).
Воспитатель: Куда же делось масло? Всё масло осталось на фильтре. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из речек или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого она попадает в водопровод. Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Всё живое на земле нуждается в воде, поэтому её надо беречь и охранять! Ребята, а как надо беречь, охранять её?
Ребенок читает отрывок из стихотворения Н. Рыжовой (показ слайдов).
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, океане и в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить: без воды нам не прожить!
Рефлексия.
Воспитатель : Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали о воде? Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? Что показалось самым интересным? (Ответы детей.)
Звучит запись «Шум воды ручейка»
Капелька благодарит детей за участие в опытно-экспериментальной деятельности и вручает им «значки» «Юный исследователь».
Название:
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Солнечная система»
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Подготовительная группа
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида № 46
Месторасположение: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Познавательно- исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Солнечная система».
Цель: Расширение знаний детей о солнечной системе.
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.
2.Уточнить представления о солнечной системе, о названии планет, их расположении. Формировать представление о Луне.
3. Развивать внимание, воображение, умение анализировать и сравнивать.
4.Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования.
В группу входит звездочёт здоровается.
Звездочёт: Ребята, в нашей вселенной случилась беда, злой ураган перепутал все планеты, и наша планета может погибнуть. Надо срочно отправляться в космическое путешествие. Но взять с собой в полёт я могу только смелых и отважных ребят, которые всё знают. Среди вас есть такие?
Дети: Да.
Звездочёт: Это мы сейчас проверим. Готовы? Тогда на вопросы отвечайте, правильный ответ давайте.
1.На какой планете мы живём? (Ответы детей)
2.Какая звезда ближе всех находится к Земле? (Ответы детей)
3. Солнце -это шар или круг? (Ответы детей)
4. Что может солнце? (Ответы детей)
5.Куда исчезает солнце ночью? ? (Ответы детей)
Как это можно доказать?
Опыт 1: Дети берут глобус и электролампочку, Земля вращается вокруг своей оси, поворачивает Солнцу то одну сторону, то другую.
Вывод: Солнце посылает свои лучи на Землю- на Земле день, если Солнце не освещает Землю, на Земле -ночь.
6. Что можно увидеть на небе ночью? (Ответы детей)
7. Что такое Луна? (Ответы детей)
8. Почему Луна не падает на Землю.
Также интересное занятие по опытно-экспериментальная деятельности:
Опыт 2: Дети проделывают опыт. Мячик на резинке — это Луна, а ребёнок — это Земля. Ребёнок бросает мячик, резинка натягивается и возвращается на место. Вот так и Луна не может отойти далеко от Земли, сила притяжения возвращает её.
9. Что произойдёт со следами на Земле и на Луне?
Опыт 3:
Звездочёт: Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю посмотреть на макет поверхности Луны и Земли. Дети делают углубления на макетах (на песочке). на земные следы дуют через соломинку -следы исчезают, на Луне нет ветра, что будет с лунными следами?(Предположения детей)
Вывод: На Луне следы останутся навсегда.
Звездочёт: Молодцы ребята! Можно отправиться в путь. Приглашаю всех пройти на посадку. Всем занять свои места, начинаем обратный отчёт (все вместе считают 10;9;8;7;6;5;4;3;2;1 -СТАРТ)
Звучит музыка.
Звездочёт: Ракета вошла в зону невесомости, можно отстегнуть ремни и полетать по ракете (Свободная двигательная активность под музыку.)
Звездочёт: Внимание! Всем надеть скафандры, приготовиться к выходу в открытый космос.
Дети выходят в»открытый космос». На полу расстелено панно с прорисованными орбитами. Все рассматривают карту «Солнечной системы». Дети возвращают планеты на свои орбиты, проверяют, правильно ли выполнили задание Звездочёта и видят, что в некоторых созвездиях ураган перемешал звёзды. Ребята находят созвездия на карте и восстанавливают их.
Звездочёт: Что вам понравилось больше всего?
Дети: Ответы детей
Звездочёт: Молодцы ребята. Вы спасли нашу планету. Занимайте места в ракете. Мы возвращаемся в детский сад.
Цель : познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.
Задачи :
- развивать наблюдательность, смекалку, мелкую моторику руки, логическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память,
- учить детей определять физические свойства песка и делать умозаключения по результатам обследования,
- воспитывать умение работать в паре, соблюдать меры безопасности.
Материалы и оборудование: Сухой чистый песок, вода чистая и грязная, трубочки, палочки, лупа, воронки, ватные диски, пластиковые ложечки, пластиковые тарелочки, стаканчики, клей ПВА, кисточки, цветной песок, картон, салфетки, мультимедийное оборудование, отрывок из мультфильма “Откуда берётся песок”.
Предварительная работа : рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегу морей, рек и озёр, изготовление цветного песка (измельчение цветного мела и смешивание с песком), изготовление заготовок для рисования. просмотр познавательных мультфильмов “Приключения Адибу”.
Словарная работа: исследователями, эрозия, песчинки
Ход занятия
Воспитатель : Сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем их.
Дети : Здравствуйте.
Воспитатель : У нас сегодня необычное занятие. Хотите быть исследователями?
Дети : Да.
Воспитатель : Кто такие исследователи?
Дети : Кто изучает, проводит исследования чего-либо.
Воспитатель : Что будем исследовать, узнаете, если отгадаете загадку
Петя замок строит ловко
Маша торт печет ведерком,
Здесь у моря на часок
Всех детей собрал... .
Дети : Песок.
Воспитатель : Хотите узнать, насколько удивителен песок.
Дети : Да.
В это время звонит мобильный телефон. Адибу (инопланетянин) приглашает всех детей в гости.
Дети дотрагиваются до шара и происходит телепортация в мультфильм “Приключения Адибу”.
Просмотр отрывка из мультфильма “Откуда берётся песок”.
Воспитатель : Вам понравилось в гостях?
Дети : Да.
Воспитатель : Что интересного увидели?
Ответы детей.
Воспитатель : Как появился песок?
Дети : Под воздействием окружающей среды воды, ветра, холода и жары горы разрушались и в течение многих лет камни превращались в песок.
Воспитатель : А как этот процесс называется, кто запомнил?
Дети : Эрозия.
Воспитатель : Песок остается лежать на том же месте, где образовался?
Дети : Нет. Реки, моря своим течением постоянно выносят песчинки или вымывают из почвы, поэтому большинство песка скапливается по берегам рек, озёр и морей.
Воспитатель : Кто был на море?
Ответы детей.
Воспитатель : Какого цвета песок был на пляже?
Ответы детей.
Просмотр слайдов.
Посмотрите на эти картинки. Здесь собраны фотографии разноцветных пляжей со всех концов мира. Сравните песок?
Дети: Фиолетовый, оранжевый, зелёный, розовый, красный, черный, серый, белый.
Воспитатель : Как вы думаете, почему песок на морских пляжах разный?
Ответы детей.
Воспитатель : Всё зависит, из каких горных пород образовался песок.
Есть уголок на нашей планете, где песок от природы раскрашен в семь цветов. Он находится в юго-западной части Индийского океана, на острове Маврикий.
Нам пора обратно в группу.
Дети дотрагиваются до шара.
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Приглашаю в нашу мини-лабораторию.
Какие правила надо соблюдать при работе с песком?
Дети :
- Не тереть грязными руками глаза.
- Не брать песок и грязные пальцы в рот.
- Не обсыпаться.
- Аккуратно работать за столом.
Воспитатель: Посмотрите на коллекцию из песка, привезённых с разных мест.
Какого цвета песок?
Ответы детей.
Воспитатель : Сели за стол.
Опыт 1. “Свойства и качества сухого песка”.
Воспитатель : Что на тарелочке?
Дети : Песок.
Воспитатель : Возьмите песок в ладошку, пересыпьте из одной ладошки в другую. Песок сыпется -значит он
Дети : Сыпучий.
Воспитатель : Потрите песок между пальчиками. Что ощущаете? Какой песок
Дети : Шершавый.
Воспитатель : Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Дети : Из песчинок.
Воспитатель : Как они выглядят, одинаковые или разные они?
Дети : Разные, маленькие или побольше, темные и светлые.
Воспитатель : Песчинки скреплены между собой?
Дети : Нет, поэтому песок рассыпается.
Воспитатель : Песок может двигаться?
Ответы детей.
Воспитатель : Давайте проверим.
Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что случилось с песком?
Дети : Песок сдувается, двигается.
Воспитатель : Где применяют движение, сыпучесть песка?
Дети : Песочных часах.
Воспитатель : Песочные часы люди использовали в древности. Сейчас, где можно увидеть их?
Ответы детей.
Воспитатель : Попробуйте слепить из сухого песка куличик.
Дети : Не лепится.
Опыт 2. “Свойства мокрого песка”
Воспитатель : Налейте немного воды и размешайте ложечкой. Рассмотрите через лупу. Какой стал песок?
Дети : Мокрый, липкий, темнее.
Воспитатель : Попробуйте слепить из мокрого песка куличик.
Почему сухой песок не лепится, мокрый – лепится?
Ответы детей, если дети затрудняются, объясняет воспитатель.
Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.
Воспитатель : Сравните мокрый и сухой песок.
Дети делают вывод: Сухой песок сыпучий. Мокрый песок нельзя сыпать, но принимает любую форму, становится более тёмным.
Появляется Кикимора, просит детей помочь, посоветовать, как очистить воду?
Предположения детей.
Воспитатель : Не волнуйся Кикимора, мы тебе поможем.
Опыт 3 “Фильтр из песка”.
Есть метод очистки воды песком. Возьмите воронку, вниз положите ватный диск и насыпьте песок до половины. Налейте медленно грязную воду.
Что происходит?
Дети : Вода очищается, течёт чистая вода.
Воспитатель : Где остаётся грязь и мусор?
Дети : Грязь и мусор остаётся на песке, а вод проходит сквозь песок.
Воспитатель : Но воду эту нельзя пить, надо прокипятить.
Вывод : Песок-это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.
Кикимора : Спасибо за помощь. У меня есть для вас сюрприз.
Физкультминутка.
Танцуют под песенку “Почемучка”.
Воспитатель : Где используют ещё песок, расскажут дети.
Просмотр слайдов и комментарии детей. (Песок используют для очистки воды, в строительстве, посыпают дороги зимой, входит в состав стекла, песочнице, песочных часах, делают сувениры, применяют в медицине для лечения).
Воспитатель : Песком можно ещё рисовать. Как можно получить цветной песок.
Дети : Смешать измельчённый цветной мел с песком.
Для рисования предлагается клей ПВА, кисточки, картон с нарисованным контуром предмета, цветной песок. Вместе с Кикиморой рисуют цветным песком.
Дети дарят Кикиморе картину. Кикимора благодарит и уход.
Дети выставляют готовые работы.