План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: конспект нод по познанию(фцкм)в средней группе на тему «пять ключей. О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий
Цель : Обобщить полученные знания.
Задачи:
Образовательные:
— продолжать учить уравнивать неравные группы двумя способами.
— закрепить представление детей о геометрических фигурах: квадрат, прямоугольник, круг.
— закреплять представления детей о частях суток.
— закреплять знания детей о фруктах и овощах.
— закрепить знания детей об общественном транспорте
Развивающие:
— развивать наглядно – образное мышление, внимание, память.
Воспитательные:
— Воспитывать интерес к математике, и желание работать в коллективе.
Виды детской деятельности и приемы работы:
Форма организации детей:
фронтально, индивидуально.
Место проведения:
группа
Материалы и оборудование:
Демонстрационный:
Письмо
Заяц Крош
2 монетки
книга
Раздаточный:
картинки с предметами похожие на геометрические фигуры, страницы с геометрическими фигурами фрукты: яблоко, банан, груша, апельсин, лимон; овощи: томат, огурец, лук, морковь, кукуруза, раскраски зайчика
Билеты с геометрическими фигурами разного цвета
Ход
Воспитатель:
Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу и, скажем, здравствуйте!
Дети:
здравствуйте!
Воспитатель:
Ребята к нам в группу пришло сегодня письмо. Хотите узнать что там?
Дети:
ДА!
Воспитатель:
Тогда открываю!
Ребята, я приглашаю вас в гости сегодня днем. Ваш заяц Крош.
Ну, что ребята, пойдем в гости?
Дети:
ДА!
Воспитатель:
Только Наш зайчик далеко в другом городе живет. На чем к нему можно добраться?
Дети:
на автобусе, на машине, на поезде.
Воспитатель:
а какой еще транспорт вы знаете?
Дети:
корабль, самолет
Воспитатель:
Я вам предлагаю поехать на автобусе. Возьмите, пожалуйста, свой билет.
(билеты лежат на полу)
Внимательно посмотрите, какая у вас геометрическая фигура на билете.
И найдите свое место в автобусе. Кто у нас будет водителем автобуса?
Ребенок:
я
Воспитатель:
Скажите, а что делает водитель автобуса.
Дети:
водит, управляет автобусом, возит людей.
Воспитатель:
Молодцы. А я буду кондуктором и буду проверять ваши билеты.
(одеваю фуражку
)
Воспитатель:
граждане пассажиры, предъявите ваши билеты за проезд. Даша, объясни, как ты нашла свое место?
Ребенок:
у меня желтый круг и на стульчике желтый круг.
Воспитатель:
хорошо, ваш билетик Рома. Как вы нашли свое место?
Ребенок:
у меня синий треугольник и на стульчике синий треугольник.
(собираю билеты в сумку и снимаю фуражку
)
Воспитатель:
Ребята мы не опоздали в гости?
Дети:
нет
Воспитатель:
какая часть суток сейчас?
Дети:
утро
Воспитатель:
какие еще части суток вы знаете?
Дети:
вечер, день, ночь.
Воспитатель:
ой я совсем забыла про подарки. В гости с пустыми руками не ходят. Что делать?
Дети:
купить подарки
Воспитатель:
а что любят зайцы.
Дети:
морковь, капусту, кору.
Воспитатель:
ребята давайте зайдем в магазин и купим зайчику Крошу морковки.
В каком магазине мы сможем купить морковь?
Дети:
продуктовом, овощном?
Воспитатель:
хорошо, сейчас мы остановимся и зайдем в продуктовый магазин. Скажите как надо вести себя в магазине?
Дети:
нельзя бегать, кричать, плакать.
Воспитатель:
молодцы. Водитель, остановите возле магазина, пожалуйста.
(проходят к магазину возле прилавка стоит стол на нем фрукты и овощи)
Какой беспорядок. Все фрукты и овощи перемешались. Давайте поможем продавцу навести здесь порядок
Положите на верхнюю полку витрины все овощи., на нижнюю полку все фрукты.
(дети раскладывают продукты)
Воспитатель:
Миша, перечисли, что лежит на верхней полке?
Ребенок:
лук, капуста, огурец, помидор, морковь
Воспитатель:
Дети:
овощи
Воспитатель:
Сережа, перечисли, что лежит на нижней полке.
Ребенок:
апельсин, груша, банан, яблоко, лимон
Воспитатель:
а как можно назвать одним словом?
Дети:
фрукты
Воспитатель:
Ребята, скажите, а сколько здесь морковок?
Дети:
одна
Воспитатель:
давайте купим морковку. Как думаете за одну морковку, сколько мы отдадим монеток (если дети затрудняются подсказываю одну или много)
Дети:
одну.
(оставляем одну монетку берем морковку)
Воспитатель:
Зайчик еще очень любит читать книги. А в каком магазине мы сможем купит книгу.
Дети:
в книжном
\подходят к столам\
Лежат страницы «книг». На каждой странице нарисован квадрат, на треугольник, круг, прямоугольник. На столе разбросаны картинки с изображением предметов похожих на геометрические фигуры.
Воспитатель:
посмотрите…. Ветер растрепал книги, а картинки, которые похожи на геометрические фигуры, все выпали со своих страниц. Может быть, мы поможем книгам?
Дети:
поможем
Воспитатель: отгадайте загадки.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Дети:Круг
Воспитатель:
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, —
Ну, пожалуй, и довольно! —
Что ты видишь? — …
(треугольник)
Дети:
Треугольник.
Воспитатель:
фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…
Дети:
Квадрат.
Воспитатель:
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник —
Стал квадрат
Дети:
Прямоугольник.
Воспитатель:
А теперь найдите картинки, похожие на геометрические фигуры и положите на свои места.
Ребята, какие же вы молодцы, все страницы поставили правильно!
За это мы можем купить книгу. Сколько книг?
Дети:
одна.
Воспитатель:
сколько монеток оставим за нее.
Дети:
одну
Воспитатель:
А вот ребята и дом Кроша.
Вы помните как надо себя вести в гостях?
Дети:
да нельзя баловаться, кричать, бегать. Надо здороваться.
Воспитатель:
Молодцы.
(подходят к столам около доски и стучатся)
Заяц:
Здравствуйте, ребята. Молодцы, что пришли вы как раз вовремя.
Дети:
здравствуй
Воспитатель:
Крош, а мы тебе подарки принесли. Что мы принесли?
Дети:
Книгу и морковку.
Заяц: спасибо. А теперь я предлагаю вам сесть за стол. Я приготовил для вас угощение, только не успел разложить грибочки и ягодки по тарелочкам. Перед вами мои необычные тарелки. Выложите на верхнюю полоску все грибочки.
Воспитатель:
Начинаем раскладывать слева направо. Яна, сколько у тебя грибочков.
Ребенок:
пять грибочков
Заяц:
а теперь выложите все ягодки на нижнюю полоску.
Воспитатель:
Андрей, сколько у тебя ягодок на тарелочке?
Ребенок: четыре
Воспитатель:
Чего же больше, грибов или ягод?
Дети:
грибов
Воспитатель:
А на сколько?
Дети:
На один.
Воспитатель:
А как сделать, чтобы грибов и ягод было поровну?
Дети:
убрать гриб.
Воспитатель:
а что еще можно сделать, чтобы грибов и ягод было поровну (одинаковое количество)
Дети:
добавить еще одну ягоду.
(ребята выполняют)
Заяц:
Молодцы! Я вас тоже хочу порадовать. И подарить вам подарки.
(дарит раскраски)
Дети:
спасибо.
Воспитатель:
ребята, слышите. Автобус гудит нам пора отправляться. До свидания Крош.
Заяц:
до свидания ребята.
Дети:
до свидания.
Воспитатель:
ребята, вы помните на каких местах вы сидели.
Занимайте свои места в транспорте и поехали…
Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось?
Дети:
Да
Воспитатель:
что было трудным для вас?
А что было легко?
Молодцы. Мне было тоже очень интересно с вами. Вот мы и приехали обратно в наш город. В каком городе мы живем?
Дети:
Советский.
Воспитатель:
конечно, и теперь вы можете отправиться путешествовать куда угодно.
Название: Конспект занятия по ФЭМП и ФЦКМ в средней группе «В гости к Крошу»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, 4-5 лет
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ детский сад «Аленка»
Месторасположение: ХМАО, г. Советский
Наталья Каримова
Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе «Волшебная водица»
Цель : Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель) .
Сформировать у детей значение воды в жизни человека.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов, воспитывать усидчивость аккуратность.
Предварительная работа : проведение мини – беседы «Если б не было воды» , рассматривание глобуса, карты мира, отгадывание загадок о воде.
Ход занятия
Воспитатель : Для того чтобы узнать, о чём сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку :
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
чтоб росли колосья хлеба,
чтобы плыли корабли,
чтоб варились кисели,
чтобы не было беды –
жить нельзя нам без…. (воды)
итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.
Игра «Мама тучка»
Воспитатель : Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы мои дети – капельки. Делайте всё, что я скажу.
Капельки, вам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю.
Попрыгали, попрыгали (дети прыгают) . Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки) .
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) . Плывут капельки плывут, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) .
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчики)
Воспитатель : Скажите, а всегда ли вода в природе одинаковая. Нет. она умеет превращаться и быть разной. отгадайте загадки.
1. Скатерть белая
Всю землю одела (снег)
2. Меня ждут не дождутся
А как завидят разбегутся. (дождь)
3. растёт она вниз головой
Не летом – а зимой
Чуть солнце припечёт
Растает и умрёт (сосулька)
Воспитатель : вот видите вода бывает разной.
Стук в дверь. Я Капитошка пришёл к свои сестрицам – капелькам.
Покажите где они живут у вас в группе ?
Воспитатель : Где в группе нам нужна вода ?
Дети : В природном уголке (поливать цветы)
В мойке (мыть посуду)
В игровом уголке (мыть игрушки)
Туалетной комнате (мыть руки, ноги)
Кувшин с водой (пить)
Дети обходят эти места и приклеивают капельки.
Воспитатель : сколько в нашей группе живёт капелек , которые приносят нам большую пользу.
Воспитатель : вода из большой речки течёт по специальным трубам и попадает к нам домой, в детский сад.
Эти трубы называются – водопроводные.
Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться – нужно воду беречь! Не тратить зря воду. Когда вы помыли руки, лицо не забывайте закрывать кран.
Воспитатель : И все же что такое вода? какими свойствами она обладает. Всё это мы выясним в нашей лаборатории.
1. Опыт на текучесть. Из большого бокала налить воду в стакан.
Что делает вода? – льётся
Почему льётся вода? – она жидкая
Вода имеет форму? – нет она принимает форму того сосуда куда её наливают.
2. Опыт на определение цвета, прозрачности. В одном стакане – молоко, а в другом – вода. В оба стакана положить камешки.
Где видно? – в стакане с водой, а в молоке – не видно. Значит вода прозрачная.
3. Опыт на определение запаха. Понюхать воду, и чесночный настой.
Чем пахнет вода? – нет запаха.
4. Опыт на определение вкуса. Попробовать воду и чесночный настой.
У воды нет вкуса.
5. Опыт на определение растворимых свойств. В стакан с водой положить сахар, и размешать, что произойдёт с сахаром?
Сахар в воде растворится.
Воспитатель : и так мы с вами в результате нашего эксперимента узнали, что вода – это жидкость,
у неё нет цвета,
нет запаха
нет вкуса
она является растворителем.
Воспитатель : К воде которую мы используем каждый день нужно относится бережно, экономить, не оставлять открытый кран без нужды. Так как в природе пресной воды очень мало, а мы используем только пресную воду.
Публикации по теме:
Конспект НОД по ФЦКМ «Мебель для куклы Кати и ее друзей» в средней группе Задачи: - формировать представления детей о мебели (кресла, диван, кровать, стол, стулья шкаф и др., ее функциях и свойствах; качестве.
Итоговая образовательная деятельность по проекту «Волшебница водица» в средней группе (видеоотчёт) Итоговая образовательная деятельность в средней группе к проекту " Волшебница - водица". Данная образовательная деятельность направлена.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Волшебная водица» Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой. Задачи: Формировать представления детей о свойствах.
Конспект НОД в средней группе «Волшебная вода» Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию «Волшебная вода» Цель: Систематизировать.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Царица Водица» Программные задачи: Образовательные: закрепить знания детей о состоянии воды; знакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, прозрачность.
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей разновозрастной группе «Царица - Водица» Конспект открытого интегрированного занятия в старшей разновозрастной группе «Царица – Водица» Тайшет, 2012г. Цель:.
Управление образования Администрации Юргинского муниципального района
Кемеровской области
МБДОУ «Детский сад Юрга – 2 «Солнышко»
« Пять ключей »
(итоговое НОД по Познанию ФЦКМ в средней группе)
Составила: Карамышева Н.В,
Воспитатель средней группы
Юргинский район 2014
Конспект НОД по Познанию ФЦКМ в средней группе на тему «Пять ключей»
Цель: выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области «Познание» ФЦКМ на конец учебного года.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания о частях суток;
Закреплять умение различать и называть времена года;
Закреплять в памяти названия весенних месяцев;
Продолжать развивать конструктивные навыки (складывать разрезные картинки по сказкам);
Закреплять знания о цифрах от 1 до 5;
Закреплять знание о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник);
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;
Закреплять цвета (розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, светло-зелёный);
Развивающие:
Развивать внимание и память;
Развивать логическое мышление (продолжать учить отгадывать загадки описательного характера).
Речевые:
Продолжать расширять словарь за счёт имён существительных (повадки, дупло, берлога, логово, нора); имён прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, пушистый, голодный и др.); глаголов (прятаться, охотиться, и т.д.);
Закреплять в речи относительные прилагательные (резиновый, пластмассовый, стеклянный, бумажная и т.д.);
Закреплять умение правильно пользоваться обобщающими понятиями (классификация).
Воспитательные:
Воспитывать у детей эмпатию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.
Демонстрационный материал:
Сундучок, пять ключей разного размера, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, ребристая дорожка (мостик), дорожка «Цветочная поляна», голубая ткань (озеро), пять рыбок разного цвета с цифрами от 1 до 5, телефон, ТСО.
Раздаточный материал:
Альбомные листы по количеству детей, набор геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), разрезные картинки по сказкам.
Методические приёмы:
Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, конструктивная деятельность, эксперимент с водой в баночке, анализ, подведение итогов.
Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того, как вы встряхнёте или поболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».
Ход НОД:
В группу входит доктор Айболит. Дети стоят полукругом.
Айболит. Ребята, помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель. А что случилось?
Айболит. Представляете, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал. В Африке заболели все зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную воду! Они закрыли её в сундук, а ключ бросили в глубокое озеро.
Воспитатель. Как мы можем помочь? Что нужно делать?
Айболит. Вам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбки получите ключ. Если наберёте пять ключей, то сможете открыть ларец с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут другие больные звери.
Воспитатель. Поможем, ребята? Надо отправляться в путь. Но сначала мы проверим, сможете ли вы помочь Айболиту. Доктор Айболит задай им какой-нибудь вопрос.
Игра «Части суток» («Закончи предложение»)
Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)
Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)
Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)
Сколько частей в сутках? (4). Назовите их. Скажите, а когда начинается наше путешествие, в какое время суток?
А какое сейчас время года? (Весна) Назовите весенние месяцы (март, апрель и май – их не забывай).
Айболит. Молодцы! Я думаю, что вы справитесь и достанете все ключи.
Айболит уходит.
Воспитатель. Тогда отправляемся в путь к озеру. Идём по цветочной дорожке ребята назовите, какие растения и цветы нас окружаю? (дети отвечают) А теперь идем по мостику.
Посмотрите, в озере плавают рыбки. Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т.д., нам нужно рыбок расположить по порядку. (Каждый ребёнок раскладывает в обруче рыбок с цифрами от 1 до 5). Найдите рыбку с цифрой 1.
Молодцы! Вот первая рыбка и задание 1.
1 ЗАДАНИЕ Игра «В какое время года?»
В какое время года все купаются и загорают?
В какое время года птички улетают на юг?
В какое время года расцветают подснежники?
В какое время года играют в снежки?
В какое время года тает снег?
В какое время года с деревьев опадают листья?
В какое время года появляются проталины?
Воспитатель. Молодцы! Вот от рыбки ключик за правильные ответы. Найдите рыбку с цифрой 2. Молодцы.
2 ЗАДАНИЕ - Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.
Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).
Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).
Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).
Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья).
Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).
Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).
Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).
Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт).
Игра «Из чего сделаны предметы?»
Мяч из резины – … резиновый.
Мяч из пластмассы – … пластмассовый.
Стакан из стекла – … стеклянный.
Матрёшка из дерева – … деревянная.
Утка из резины – … резиновая.
Игрушка из меха – … меховая.
Поделка из бумаги – … бумажная.
Гвоздь из железа – … железный.
Воспитатель. Молодцы! Вот от рыбки ключик за правильные ответы. Найдите рыбку с цифрой 3. Молодцы.
Задание 3.
Дети садятся полукругом возле экрана мультимидийного оборудования.
3 ЗАДАНИЕ - Игра «Описываем животное».
Воспитатель . Если отгадаете животное, то на экране появится этот зверь.
У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется под кустом (заяц).
Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков (ёж).
Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мёд и малину (медведь).
Она рыжая и хитрая. У неё пушистый хвост. Живёт в норе. Ловит мышей и зайцев (лиса).
Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живёт в логове (волк).
Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живёт в дупле. Грызёт шишки и орешки (белка).
Воспитатель. Ребята, а как называются эти животные? Правильно, дикие животные. За правильные ответы рыбка даёт нам второй ключ. А где четвертая рыбка? (Дети находят рыбку с цифрой 4).
Задание 4. Она предлагает нам просто отдохнуть.
4 ЗАДАНИЕ - Физминутка «Вот какие шишки мы подарим мишке».
Воспитатель совместно с детьми выполняют соответствующее движение.
Воспитатель. Хорошо. Рыбка даёт нам четвёртый ключ. И посмотрим последнее задание. Осталась одна рыбка. Какая цифра? Правильно, 5.
5 ЗАДАНИЕ - Разрезные картинки по сказкам.
Дети собирают разрезные картинки и называют сказку.
Воспитатель. Молодцы! Рыбка даёт нам ещё один ключ. Итак, сколько у нас ключей? (Пять). Пора звонить доктору Айболиту.
Звонят доктору. Заходит Айболит.
Айболит. У вас 5 ключей, а значит, мы сможем открыть ларец и достать волшебную воду.
Дети с воспитателем открывают ларец и достают волшебную воду. (Она прозрачная).
Воспитатель. По-моему, это обыкновенная вода.
Айболит. А вот и нет! Смотрите. (Айболит накрывает банку тканью, болтает, получается цветная вода.) Самая настоящая волшебная вода!
Спасибо за помощь! Скорее отправляюсь в Африку лечить зверей. А вам от меня сюрприз в ларце, чтобы вы не болели. До свидания.
Воспитатель и дети находят в ларце витамины.
Воспитатель и дети . Спасибо. До свидания! Ребята, а вам понравилось наше Волшебное путешествие? Если понравилось – возьмите себе солнышко. А если кому то не понравилось – возьмите тучку.
(обратная связь, рефлексия)
Конспект НОД по познанию (ФЦКМ) "Путешествие в лесу". Средняя группа
Задачи по образовательным областям:1. Познавательное развитие: расширить и уточнить представления детей о лесных животных, расширить знания детей об особенностях внешнего вида и их повадок.
2. Социально-коммуникативное развитие: совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия, формировать гуманное отношение к живой природе и лесным жителям.
3. Речевое развитие: расширить и активизировать словарный запас детей.
4. Физическое развитие: развивать крупную моторику.
Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Обогащение словаря: берлога, логово, дупло, заяц-беляк, заяц-русак.
Оборудование: магнитофон, магнитная доска, письмо от Лунтика. Опорные картинки на закрепление правил поведения в лесу, картинки с изображением животных (зайца, белки, медведя, волка, лисы.) Панно: «Что перепутал художник» (с изображением животных.) Картинки с изображением животных на каждого ребёнка, плакаты с изображением жилища животных. Музыка весеннего леса. Карточки: «Интересные факты из жизни животных».
Планируемый результат:
знает правила поведения в природе, узнаёт и называет диких животных (лиса, заяц, медведь, белка);
умеет находить жилища диких животных по описанию (лиса, заяц, медведь, белка), умеет находить способы решения проблемной ситуации.
сформировано эмоционально-положительное отношение к живой природе, уважительное отношение к другим детям, желание работать в группе;
переживает положительные эмоции, умеет слушать друг друга;
проявление познавательной инициативы, навыки самооценки правильности выполнения задания, умение удерживать цель деятельности до получения её результата;
умеет излагать свои мысли, умение искать оптимальные пути решения проблемной (игровой мотивации).
Предварительная работа: чтение художественной литературы: рассказы о животных В. Бианки, русские народные сказки о животных, «Зимовье зверей», рассматривание энциклопедий. Д/и «Назови детенышей», «Чей хвост, лапы, морда?»
Ход занимательной деятельности
Воспитатель вносит в группу письмо от Лунтика:«Здравствуйте ребята! Пишет Вам Лунтик. Я на луне. И вот однажды мама мне прочитала стихотворение «Что такое лес?»
Что такое лес? Сосны до небес,
Берёзы да дубы, ягоды, грибы…
Звериные тропинки, тропинки да низинки,
Мягкая трава, на суку сова.
Ландыш серебристый, воздух чистый – чистый,
И родник с живой ключевой водой.
Ребята, мне очень понравилось стихотворение, но я, к сожалению, не знаю, что такое лес и кто там живёт. Расскажите мне, пожалуйста, про обитателей леса. Буду с нетерпением ждать вашего ответа».
Воспитатель: Ребята, как нам поступить? (ответы детей)
А давайте мы с вами отправимся в путешествие на лесную полянку. А всё что мы там увидим, мы будем записывать на видеокамеру, и потом запись отправим Лунтику. Но прежде чем мы отправимся с вами в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу. Я вам буду показывать картинки, а вы должны подумать и ответить хорошо это, или плохо.
Воспитатель показывает картинки и сопровождает их словами:
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (хорошо)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (хорошо)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (плохо)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (Плохо)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (хорошо)
Я вижу, что правила вы знаете, тогда в путь. (Звучит музыка)
Закройте, пожалуйста, глазки и представьте, что вы попали в лес.
Представьте, что на деревьях набухли почки, цветет верба, пробивается первая нежная травка.
- Какое это время года? А что происходит в это время года в лесу? (просыпается природа, появляется травка, птицы поют, просыпается медведь и т.д.).
А вот на лесной полянке спрятались разные животные, но всё ли художник нарисовал правильно. (Дети находят ошибки художника.)
Теперь Лунтик будет знать, как выглядят разные животные.
Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
А знаете ли вы что: В наших лесах живут заяц-русак и заяц-беляк. Заяц-русак немного крупнее зайца-беляка. Уши и хвост у зайца-русака более длинные, зимой и летом он серого цвета, а хвост всегда черный. Правда, к зиме бока светлеют, а спинка остается русой.
У зайца-беляка летом цвет меха на спине рыжевато-серый, с черной рябью, бока более светлые, а брюхо белое.
На зиму беляк надевает белоснежную теплую шубку, только кончики ушей остаются черными.
Живут зайцы в норках.
Летом зайцы любят кушать злаки и бобовые, а зимой обгладывают кору с молодых осинок и ив. Иногда кормятся сеном и корой фруктовых деревьев.
А этот зверь самый крупный и большой в наших лесах. А ещё он бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
В нашей стране живут два вида медведей – бурый и белый. А в наших лесах живет бурый медведь. Шуба у него густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог – мишка в берлогу и спит там до самой весны. Спит он долго. Зимой в берлоге рождается 2-3 медвежонка. Новорожденные питаются молоком матери. А молока немного, так как медведица зимой ничего не ест и живет за счет жира, скопленного летом и особенно осенью.
А вот почему медвежата рождаются зимой? Потому что только в это время у медведя есть свой «дом» - берлога. Ведь летом он бродит по лесу и ночует, где придется. Питается медведь разными ягодами, корешками, насекомыми, мелкими животными. А ещё он очень любит мёд.
Проворная, запасливая, рыжая или серая, любит орешки. (Белка.)
А вот и белка на дереве притаилась. Белка грызет все, что ей по зубам: грибы, шишки, разные корешки. Поэтому белку относят к грызунам. Дом белки – дупло на дереве.
Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
Лиса отличается поразительным умением приспосабливаться к самым разным условиям жизни и переменам в среде обитания. Некоторые даже научились жить в больших городах. Удивительная хитрость лисицы сделала ее героиней многих сказок и. Лисы питаются грызунами, червями, насекомыми, птицами и всеми типами меньших животных.
Лисы - в основном ночные животные и предпочитают охотиться ночью. Живёт лиса в норе, которую роет под камнем или кустом.
А про это животное говорят, что его ноги кормят. У него серая шерсть, острые зубы. И живут они в стаях.
Волк – хищное дикое животное. Он любит мясо, поэтому охотится на других животных.
Волчий «дом» называется – логово.
Послушайте, как живет маленький волчонок.
В волчьем логове глубоком
У волчицы спит под боком
Маленький волчонок,
Просит, есть спросонок.
Не опасен он пока,
Просит только молока.
А напьется – и опять
Будет очень крепко спать.
Поскорее подрастай,
Будешь бегать по кустам,
Логово устроишь сам
И волчаток заведешь,
За ягненком в хлев придешь.
Сколько нового узнает теперь Лунтик.
А сейчас давайте немного поиграем.
Как- то раз лесной тропой, звери шли на водопой
(идут по кругу)
- за мамой лосихой, топал лосёнок
(топают, высоко поднимая ноги)
- за мамой лисицей, крался лисёнок
(крадутся)
- за мамой ежихой, катился ежонок
(имитируют наматывание клубка)
- за мамой медведицей, шёл медвежонок
(шагают вразвалочку)
- за мамой белкой, скакали бельчата,
(прыжки вперёд)
- за мамой зайчихой, косые зайчата
(показывают руками длинные ушки)
- волчица вела за собою волчат
(маршируют)
Все мамы и дети напиться хотят.
А теперь, я хочу проверить, много ли вы узнали и запомнили о животных. Мы поиграем в игру «А что не так?»
Я буду читать описания животных, а вы будьте внимательнее, найдите ошибки, догадайтесь, о ком я говорю.
Этот заяц большой-большой, шуба у него густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог – прыг в берлогу и спит там до самой весны.
Я правильно про зайца рассказала? (Ответы детей) А про кого это рассказ? (ответы детей) Это рассказ про медведя. (выставляется картинка медведя)
Уши и хвост у волка более длинные, зимой и летом он серого цвета, а хвост всегда черный. Правда, к зиме бока светлеют, а спинка остается русой.
Волк любит кушать злаки и бобовые, а зимой обгладывает кору с молодых осинок и ив. Иногда кормится сеном и корой фруктовых деревьев.
Я правильно про волка рассказала? А про кого это рассказ? (выставляется картинка зайца).
Лиса - проворная, запасливая, рыжая или серая, грызет все, что ей по зубам: грибы, шишки, разные корешки. Поэтому лису относят к грызунам.
Я правильно про лису рассказала? А про кого это рассказ?
(выставляется картинка белки).
Это рыженькое животное, сильное, похоже на собаку, живёт в дупле.
Про кого я рассказала? А что перепутала? (выставляется картинка лисы).
Но вот наступает вечер, и всем животным пора отправляться по домам. Но кто где живёт. Давайте посмотрим и поможем животным добраться домой.
Воспитатель предлагает каждому ребёнку взять картинку с изображением животного и «поселить» каждого в свой домик.
Ну, что ж, я думаю, что Лунтик, посмотрев наш фильм, узнает много нового про обитателей леса. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза. Послушаем голоса
леса на прощение. Раз, два, три музыка нас в детский сад верни.
Ребята, вам понравилось путешествие по лесу. Кого вы видели в лесу? Что вам удавалось во время нашего путешествия, а что нет? Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы внимательные, добрые дети. Что бы вы рассказали Лунтику? Как бы вы ему помогли? После прогулки можно нарисовать животных, и мы отправим рисунки и фильм Лунтику в подарок.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад « Росинка»
Конспект итогового занятия по ФЦКМ с детьми средней группы
Подготовила: воспитатель
Т.Н. Никитина
П. Пионерский 2014г.
Тема: « Путешествие с мудрым сомиком».
Задачи:
1.Образовательные задачи: Расширение и уточнение естественнонаучных представлений. Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме « Аквариумные рыбки» (рыбка, туловище, голова, плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый). Употребление простых предлогов.
2.Коррекционно развивающие задачи: Развитие речи, зрительного и слухового внимания, наблюдательности, мышления, тонкой моторики.
3.Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: аквариум с сомиком, предметные картинки с изображением рыбок, д/и « Узнай времена года», « Что изменилось», « Что лишнее» , пазлы «аквариумные рыбки»
Ход организованной образовательной деятельности:
Сюрпризный момент (Развитие мыслительной деятельности. Создание положительного эмоционального фона .)
Я приготовила для Вас сюрприз. Хотите узнать, что это? Но чтобы узнать что за сюрприз я вам приготовила Вы должны мне помочь. Поможете мне?
(Дети: Поможем)
Скажите а какое сейчас время года. (Дети: сейчас весна).
Правильно. А как мы узнаем что пришла весна?
(Дети на улице появляются лужи, снег тает, солнышко ярко светит.)
Молодцы. Д/И « Узнай время года» (развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи).
Найдите на доске картины где художник изобразил весну.
Молодцы. А какие времена года еще изображены на кртинах. Как Вы догодались?
Молодцы. Ну раз вы справились с моим заданием и ответили на мои вопрос, смотрите, что за сюрприз я приготовила (Показывает сомика в аквариуме). Ребята это мудрый сомик. Он пришёл к нам с вами в гости.
Наблюдение за сомиком. Беседа. (Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.)
Ребята посмотрите на него какой он?
(Дети большой, черный, красивый и.тд.)
Ребята, а для того чтобы узнать где живет рыбка, послушайте загадку:
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом,
Он прозрачный, он стеклянный,
Нету номера на нем.
И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы-
Знаменитые пловцы.
Что это? (Дети: Аквариум);
Правильно. Она плавает в аквариуме. Так называется её домик. Умный сомик большая или маленькая? Сравните её с улиткой, которая тоже живет в аквариуме. (Дети: Рыбка большая, а улитка маленькая);
Что еще можно сказать о сомике? (Дети: он красивый, проворный.)
Правильно как быстро она плавает. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, хвост, плавники. На голове глазки, ротик. Тело покрыто чашуей. Чашуйки похожи на золотые монетки. Как Вы думаете, а для чего рыбке хвостик, плавники? (Дети: Чтобы плавать.)
Правильно, для того чтобы плавать. Послушайте как похожи слова плавать и плавники. Значит плавники помогают плавать.
А что еще рыбка делает в аквариуме? (Дети: плещется, ныряет, дышит, кушает.
А как вы думаете чем питается рыбка? (Дети: Травкой)
Правильно назвать – водоросли, питается водорослями, а еще мы её кормим сухим кормом. Давайте угостим нашу рыбку кормом.
А пока она кушает поиграем в игру « Родственные слова»
Как можно называть маленькую рыбы? (Дети: рыбка)
Назовите рыбу ласково (Дети рыбка, рыбонька и.т.д.)
А как можно назвать большую рыбу? (Дети: рыбина)
Молодцы, а как называется суп из рыбы? (Дети: рыбный)
А Вы знаете как называют человека который ловит рыбу? (Дети:рыбак)
Какие Вы молодцы. Устали, давайте отдохнем.
Физкультурная пауза « Аквариум» (Развитие координации речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.)
Улитки ползут, Передвигаются по кругу в полуприсяде
Свои домики везут. сложив руки за спиной.
Рогами шевелят, Останавливаются делают рожки из пальчиков,
На рыбок глядят. наклоняют голову вправо, влево.
Рыбки плывут, Передвигаются по кругу, опустив руки
Плавничками гребут и выполняя движения ладонями вперед –
назад.
Влево. Вправо поворот, повороты туловища влево- вправо.
А теперь наоборот.
Молодцы! А так как наша рыбка не простая, а мудрая, то сегодня она нам много покажет, и много расскажет. А Вы ей будете помогать?
(Дети: Будем.)
Сейчас вам мудрый сомик хочет показать, кто еще в аквариуме живет.
(Показ презентации!.)
Ребята кто еще живет в аквариуме? (улитки, рыбки – гупи, меченосцы, сомики, водоросли.)
Правильно. Вот сколько обитателей в аквариуме.
4. П/и « Что изменилось» Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов )).
Мудрый сомик предлагает поиграть в игру: «Что изменилось? » (
Посмотрите какой красивый аквариум есть у меня. Кого Вы видите в нём?. (Дети: Золотая рыбка, улика, гупи, меченосец.)
Что делает улитка? (ползет по листочку)
Что делает гупи? (плывет под корягой.)
Что делает меченосец? (плавает на поверхности)
Что делает золотая рыбка? (роется в песке)
А сейчас закройте глазки, я кое – что изменю в аквариуме. Вы должны будете рассказать что изменилось в аквариуме.
(Улитка ползет по коряге, золотая рыбка плавает на поверхности, меченосец плывет под корягой, гуппи роется в песке.)
5. Д/и « Что лишнее» ? ( активизация словаря, классификация предметов)
Молодцы!. Все изменения увидели. А рыбка нам еще приготовила одну игру « Что лишнее?»
Карточки: «гупи, сомик, собака» (Дети: лишняя собака – это домашнее животное.
А каких домашних животных Вы еще знаете? (Дети: корова, лошадь, свинья.)
- « золотая рыбка, ласточка, сомик » (Дети: лишняя ласточка – это перелетная птица. А каких перелетных птиц Вы еще знаете? (Дети грачи, сворец, кукушка.)
- « гупи, золотая рыбка, лиса» (Дети: лишняя лиса – это дикое животное.)
А каких диких животных Вы еще знаете? (заяц, волк, медведь)
7. Д/и « Собери пазлы» (совершенствование умений из частей составлять целое)
Посмотрите пока мудрый сомик плыл к нам в гости у него фотографии его друзей все перепутались. Ребята помогите сомику собрать фотографии.
Кто на фото у Вас ….(Дети: Сомик, золотая рыбка, гупи).
7. Итог занятия:
Молодцы ребята. Что нового Вы сегодня узнали. С кем познакомились?
(Дети: познакомились с аквариумными рыбками.)
Кто живет в аквариуме? (Дети: сомики, гупи, и.т.д,)
Чем можно кормить аквариумных рыбок. (Дети: сухим кормом)
Вы очень хорошо сегодня работали и мудрый сомик приготовил вам в подарок волшебные морские камушки.
Самоанализ
совместной образовательной деятельности взрослого и детей в средней группе
компенсирующей направленности №14 « Солнышко»
на тему: «Путешествие с мудрым сомиком»
Конспект совместной образовательной деятельности взрослого и детей в средней группе компенсирующей направленности разработан с учётом программы коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР Н.В. Нищевой, возрастных особенностей детей, индивидуального, системно-деятельного подхода.
Данный конспект итогового занятия представлен в рамках систематической работы с воспитанниками средней группы компенсирующей направленности, в составе 5 человек.
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).
Интеграция образовательных областей на занятии осуществлялась по следующим задачам:
Образовательные задачи:
Расширение и уточнение естественнонаучных представлений.
Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме « Аквариумные рыбки» (рыбка, туловище, голова, плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый).
Употребление простых предлогов.
Закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы.
Коррекционно- развивающие задачи:
Развитие мыслительной деятельности
Развитие речи, зрительного и слухового внимания, наблюдательности, мышления, тонкой моторики.
Воспитательные задачи:
Воспитание положительного отношения к учебной деятельности.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Воспитание бережного отношения к природе.
В процессе занятия использовались следующие методы:
Словесный мет од осуществлялся через совместную речевую деятельность: диалог, пояснение, беседа, ответы детей.
Наглядный метод представлен использованием: аквариум с сомиком, предметные картинки с изображением рыбок, д/и « Узнай времена года», « Что изменилось», « Что лишнее» , пазлы «аквариумные рыбки».
Игровой метод осуществлялся через: воображаемую ситуацию, игровые приёмы. Применяя практический метод, использовала: динамические упражнения, выполнение упражнений.
Оборудование и учебные материалы : компьютер, картины, иллюстрации.
Предварительная работа : Чтение отрывка из произведения А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание альбома « Аквариумные рыбки» .
Словарная работа : рыбка, туловище, голова, плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый.
Индивидуальная работа : с Ваней
Тип занятия : обучающее, с элементами итогового.
Вид занятия : занятие - экскурсия
Конспект составлен по принципу интеграции нескольких образовательных областей (коммуникация, социализация, здоровье), что соответствует федеральным государственным образовательным стандартам к построению современной системы дошкольного образования.
Образовательные задачи соответствуют образовательным требованиям данного возраста.
Считаю что, подобранный мною материал способствовал развитию интереса к изучению новой темы. Выбранные мною упражнения способствовали формированию у воспитанников представления о жизни аквариумных рыбок. Представленный детям материал новым, ранее не изученным.
Мотивация к деятельности детей была определена тем, что к детям в гости пришел «мудрый сомик»
Целеполагание: дети выдвинули несколько предположений, для чего нужно сомику плавники, хвостик, жабры.
Совместная деятельность взрослого и детей, осуществлялись в процессе организации различных видов детской деятельности: игровая (« Узнай времена года», « Что изменилось», « Что лишнее»), двигательная (динамическая пауза « Аквариум»), коммуникативная (Отгадывание загадки, беседа о рыбах), продуктивная (пазлы « Рыбка»).
Самостоятельная деятельность прослеживалась при выполнении задания на развитие тонкой моторики (упражнение « Рыбки»).
Деятельность воспитанников на занятии:
Считаю что представленный мною материал, очень заинтересовал воспитанников. Предлагаемые упражнения, материал легко усвоились детьми. Дети были активны, при необходимости действовали коллективно, помогая друг- другу. Так как материал был интересным дисциплина на занятии была хорошая, отношения между детьми и педагогом доброжелательные.
Старалась оказывать индивидуальную помощь: Роберту, Алине при выполнении упражнения « Рыбки».
Старалась взаимодействовать с детьми в зоне ближайшего развития ребёнка: выслушивала мнение каждого ребёнка, поддерживала их рассуждения положительной оценкой, таким образом, создавая ситуацию успеха для каждого их них.
Речевая инициатива детей стимулировалась через поощрения, похвалу, вопросы, выслушивание ответов.
При подведении итогов, воспитанники формулировали свои ответы применяя знания данные на занятии.
Отбор содержания занятия основывался на личном, эмоциональном, игровом, познавательном опыте детей.
На занятии дети были активны. Каждый ребенок был включен в работу.
Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и перенасыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались от одного вида деятельности к другому.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.
Я считаю, что занятие было результативным. План занятия выполнен в полном объеме. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи раскрыты в полном объеме. Образовательная нагрузка не превышает допустимых норм. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания . Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.
Деятельностью детей и своей деятельностью удовлетворена.