Познавательное занятие дома виды в старшей группе. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила жизни. Дома мы понастроили
ЗанятиеСЛОВАРНАЯ РАБОТА
Дом и его части
Цели: познакомить детей с разными типами домов и частями дома; закрепить знание домашнего адреса; учить детей образовывать множественное число существительных; подбирать синонимы; развивать слуховое внимание и речевой слух.
Оборудование :предметные картинки.
Речевой материал :этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, двери, лифт, звонок, крыша, труба, чердак, подвал, ступеньки, каменный, деревянный, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высотный, современный, блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый и др.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Чтениес т и х о т в о р е н и я«Новый дом».
Против школы новый дом. В новом доме мы живем.
Мы по лестнице бежим и считаем этажи:
Раз – этаж,
Два – этаж,
Три, четыре – мы в квартире.
3. Работа с картинками.
Педагог выставляет картинкиразных видов домов.
И г р а«Назови, какой дом» (одноэтажный, двухэтажный... многоэтажный).
– Что такое высотный дом?
4. Беседа «Что есть в доме?»
5. Дидактические игры.
И г р а«Добавь слово».
В доме большое... (окно).
В доме нет... (окон).
Я подошёл к... (окну).
У меня растут цветы под... (окном).
Физкультминутка
И г р а«Один – много».
6. Закрепление знаний.
– В каком доме вы живете? На каком этаже? Какая у вас квартира? Что в ней есть?
7. Подбор синонимов к слову крыша – кровля, кров.
8. Закрепление знаний о доме.
– Назвать свой домашний адрес.
9. Итог занятия.
ЗанятиеФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ РЕЧИ. Словообразование
Дом и его части
Цели: учить образовывать множественное число слов, обозначающих предметы и действия (глаголы настоящего времени 3-го лица множественного числа) и слова с уменьшительно-ласка-тельными суффиксами; согласовывать существительные с числительными один–два ; развивать слуховое внимание и речевой слух.
Оборудование :предметные и сюжетные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Сядет тот, кто назовет, в каком доме он живет.
(Я живу в пятиэтажном кирпичном доме. И т. д.)
2. Развитие слухового внимания.
Педагог вызывает к доске мальчика (Колю) и девочку (Лену) или использует картинки.
– Внимательно слушайте, я буду говорить о Коле или о
Лене,
а вы должны сказать то же самое о них вместе или наоборот.
– Коля катает Лялю.
– Лена и Коля катают Лялю.
– Лена купает куклу.
– Лена пьёт молоко.
– Коля гуляет по аллее.
3. Самостоятельное составление предложений по картинкам.
Мальчик катается на коньках.
Мальчики катаются на коньках. И т. д.
Физкультминутка
И г р а«Улиточка».
Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза (или закрывает их ладонями). Дети водят хоровод и произносят слова: «Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога. Угадай, кто я?» – спрашивает один из играющих детей, изменяя голос. Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.
4. Дидактические игры.
И г р а«Назови ласково».
И г р а«Один – два».
Один дом – два дома, одна комната – две комнаты и т. д.
5. Итог занятия.
ЗанятиеОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ
Дом и его части
Цель: учить детей сравнивать одноэтажные и многоэтажные дома; развивать наблюдательность и память.
Оборудование :предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Сядет тот, кто назовет свой домашний адрес.
2. Повторение.
– В каком доме вы живете?
– Что в нем есть?
3. Составление рассказа по предметным картинкам.
Педагог выставляет картинку одноэтажного дома.
– Расскажите все, что вы знаете об одноэтажном доме.
Педагог выставляет картинку многоэтажного дома.
– Расскажите все, что вы знаете о многоэтажном доме.
4. Сравнение предметов.
Многоэтажный домОдноэтажный дом
высокийнизкий
кирпичныйдеревянный
подъездынет подъездов
балконынет балконов
лифтнет лифта
живет много семейживет одна семья
и т. д.
Физкультминутка
5. Рассказы-сравнения детей о домах и их частях по плану:
- Что это?
- Какие дома по высоте?
- Из какого материала сделаны?
- Какие части есть у этих домов?
- Кто живет в этих домах?
6. Итог занятия.
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Как все живое растет»
Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ "Детский сад№4",гогода Лиски Воронежской области.Описание. Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности "Как все живое растет". Этот материал направлен на знакомство детей с эпапами роста и развития живых организмов с помощью опыта. Данный конспект будет очень полезен педагогам работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Надеюсь, что занятие понравится многим педагогам и поможет познакомить детей с развитием всего живого.
Интеграция: Познавательно - исследовательская деятельность, речевое развитие, коммуникативное развитие.
Цель: Знакомство детей с этапами роста человека, животных и растений путем экспериментирования.
Задачи:
1. Формировать у детей интерес к окружающему через эксперимент.
2. Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов.
3. Подвести детей к выводу о том, что для роста живых объектов требуется одно и тоже: вода, свет, воздух, питание, забота и любовь окружающих.
4. Воспитывать интерес к окружающей действительности.
Технологии, методы и приемы: использование схемы - модели, психогимнастика, создание проблемно - поисковых ситуаций, игровая, наглядная, практическая деятельность, вопросы к детям
Материалы и оборудование: фото с изображением детей, схемы - картинки, фасоль в банке, ящик с землей.
Ход совместной деятельности
Дети рассматривают фотографии, на которых изображены маленькие дети.
Воспитатель.
Ребята, скажите, кого вы видите на фотографии?
Дети. Мы видим маленьких детей похожих на нас, когда мы били маленькими.
Воспитатель.
А сейчас вы похожи на них?
Дети: Похожи, но не совсем.
Воспитатель.
Как вы изменились?
Дети: Мы выросли, стали здоровее, красивее.
Воспитатель.
Что изменилось в вас?
Дети: Стали выше ростом, волосы отросли, глаза изменились.
Воспитатель.
А какими вы были, когда были маленькими?
Дети: Забавные, смешные, неуклюжие.
Воспитатель.
Какие чувства у вас вызывают эти малыши?
Дети: Их хочется погладить, поиграть с ними, подержать на руках, поцеловать.
Воспитатель.
Скажите, кто о вас заботится? Что вам нужно было, чтобы вы выросли?
Дети: О нас заботятся родители, бабушки и дедушки. Они нас кормят, гуляют с нами, купают, летом загораем вместе, лечат болезни, жалеют, целуют, говорят ласковые слова.
Воспитатель.
Да, вам нужно было питание, вода, воздух, тепло, любовь ваших близких. А теперь, ребята, давайте посмотрим, как растет человек.
Посмотрите на схему, где показано, какими вы были, какие есть, какими будете.
-
Грудной ребенок - ребенок дошкольник - подросток - дядя, тетя
Воспитатель.
У кого из вас дома живет кошка или собачка? Что нужно, для того, чтобы котенок вырос в большую красивую кошку?
Дети: Нужно правильно кормить, давать мясо, рыбу, молоко. Гулять на свежем воздухе, ухаживать, играть.
Воспитатель.
Посмотрите на схему:
Слепой котенок - котенок играет - взрослая кошка
А теперь отгадайте загадку:
Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок, кто же это? (Петушок)
А вы видели, кем был петушок до того, как стал взрослым петухом? Правильно - цыпленком. Давайте выложим схему:
Цыпленок в скарлупе - цыпленок подросток - взрослый петух
А что нужно было цыпленку, чтобы стать петухом?
Дети: Зернышки, солнышко, чтобы мама курица оберегала его, любила.
(Проводится игра «Курица и цыплята»)
Воспитатель.
У меня в волшебной баночке что - то находится. Определите на звук, что это? (Дети высказывают свои соображения)
- Давайте определим на ощупь, закройте глаза, я дам это каждому в руку, а вы скажите, что это.
Дети: Оно гладкое, твердое, маленькое, овальное.
Воспитатель.
Посмотрите, что у вас в руке. Да, это фасоль. Что надо сделать, чтобы зернышко стало живым?
Дети: Нужно много света, тепла, влаги, нужен дождь, сырость.
Воспитатель.
И что с ним станет?
Дети: Зерно прорастет, набухнет, оживет.
Психогимнастика «Зернышко»
Представь себе, что ты маленькое зернышко. Ты лежишь глубоко в земле и тебе очень одиноко. Вот ты почувствовал, что земля стала теплой, и тебе захотелось посмотреть, откуда идет свет и тепло. Ты потянулся вверх, и вдруг земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Теплые лучи коснулись твоего тонкого и еще очень слабого стебелька, ветерок качнул тебя, то в одну сторону, то в другую, тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки.
Солнышко нежно подхватило тебя за листики и потянуло вверх. Ты стал расти. Становишься крепче, сильнее, выше. Вдруг пошел дождь и теплые, крупные капли дождя стали стекать по твоим листочкам, стебельку, бутону. Ты стал пить дождевую воду и расти, расти, расти.
Влага напоила твой бутон, и он стал раскрываться, превращаясь в прекрасный цветок. Ты понял, что ты растешь, живешь, ты счастлив, что вдыхаешь свежий воздух, пьешь чистую дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца…
- Ну, что ребята, понравилось вам быть зернышком? А что помогло вам пробиться сквозь землю и превратиться в прекрасное растение?
Дети: Это дождь, тепло, солнце, влага.
Воспитатель. У
нас в баночке зернышки фасоли, давайте посадим их в землю и будем за ними ухаживать. (Дети сажают семена).
Подводится итог.
- Мы посадили зернышки - фасолинки, а когда появятся ростки, мы будем наблюдать за их ростом и развитием.
(Дети рассматривают схему развития фасоли)
Зерно - росток - с листьями - с цветами - со стрючком.
Программное содержание: Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Чтение художественной литературы».
Цели занятия: закрепить знания о безопасности, правила поведения в быту и на улице, умение правильно вести себя в экстремальной ситуации; учить сопереживать героям сказки; вызывать желание помочь им; развивать мышление, сообразительность, фантазию.
Задачи:
Образовательная задача :
– закреплять знания опасных ситуаций, которые могут возникнуть в быту;
– обучать основам личной безопасности;
– учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
– учить детей пользоваться номерами телефонов: 01, 02, 03.
– уточнить знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах.
Развивающая задача:
– развивать навыки безопасного поведения на проезжей части и перекрестке,
– развивать речь, память, мышление, внимание;
– развивать умение выслушать друг друга;
– формировать понятие «можно – нельзя» к различным ситуациям на улице и дома;
Воспитательная задача:
– воспитывать культуру поведения на улице, в лесу, сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения;
– воспитывать бережное отношение к природе.
– воспитывать ответственность за себя и за других.
Активация словаря: съедобное, несъедобное, названия грибов и ягод, названия дорожных знаков.
Предварительная работа:
– рассматривание альбомов по безопасности.
– беседы по безопасности в быту, в детском саду, на улице.
– дидактические игры: «Азбука безопасности», «Опасно-не опасно», «Кто быстрей потушит дом».
– чтение русских народных сказок «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Колобок». «Три поросенка» и др.
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Упражнение «Здравствуйте»
Дети.
Здравствуй утро нежное,
Здравствуй детский сад,
Здравствуй добрый друг,
Здравствуй все вокруг.
Очень рады мы гостям,
Теплоту мы дарим вам.
Воспитатель:
– Ребята, вы хотите побывать в стране безопасности?
Ответы детей:
Да!!
В:
Вы готовы?
О:
Да!
В:
А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?
О:
На поезде, на самолете, на машине, на пароходе.
В:
Какие вы молодцы, все вы знаете. А я вас сегодня приглашаю в путешествие в страну безопасности отправиться на ракете. Вы готовы?
О:
Да!
В:
Замечательно! Садимся на стульчики, закрываем глаза.
Наше путешествие начинается. (Звучит звукозапись взлетающей ракеты и игра начинается…)
В: Ребята, откройте глаза, мы прибываем с вами на первую планету, которая называется «Светофория».
Посмотрите, на этой планете нас встречает инспектор ГИБДД Свистулькина.
(Входит инспектор Свистулькина.)
Свистулькина: Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы прилетели на мою планету. Я очень хочу узнать, знаете ли вы как нужно себя вести около проезжей части, потому что даже у нас в космосе нужно соблюдать правила дорожного движения. Я для вас приготовила интересные задания, попробуйте их выполнить.
Свистулькина:
Давайте сначала поиграем с вами в такую игру: «Будь внимателен на дороге»
.
А теперь я все проверю,
И игру для вас затею.
Вам задам сейчас вопросы –
Отвечать на них не просто.
Мне позвольте на разминке
Вам загадки загадать.
Вы должны, ребята, прочно
Правила движенья знать,
Дружно все мне отвечать,
Или, затаясь, молчать.
– Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если какое-либо из правил не соответствует норме, тогда молчите, значит, оно попало к нам в игру ошибочно, случайно.
– Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой? (Дети молчат).
– Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
– Кто бежит вперед так скоро,
Что не видит светофора? (Дети молчат).
– Знает кто, что свет зеленый –
Означает: путь открыт? (Это я, это я, это все мои друзья!)
– А что желтый свет всегда нам –
О внимании говорит? (Это я, это я, это все мои друзья!)
– Кто, пусть честно говорит,
На трамвае не висит? (Это я, это я, это все мои друзья!)
– Знает кто, что красный свет –
Это значит: хода нет? (Это я, это я, это все мои друзья!)
– Кто из вас в вагоне тесном,
Уступил старушке место? (Это я, это я, это все мои друзья!)
– Кто торопится, бежит,
Перед знаком «Путь закрыт!»? (Дети молчат).
Свистулькина: Я уверена, что вы на и дороге такие же внимательные. Молодцы!
Свистулькина: А теперь, ребята, слушаем задание – внимательно рассмотрите картинку. Вам нужно найти и отметить красным значком случаи нарушения ПДД и объяснить, почему вы так считаете.
Задание «Отгадайте, что нарушили дети?» (Работа по картине).
Свистулькина: Молодцы! А кто из детей ведет себя правильно на дороге? Почему вы так думаете? Отметьте их зеленым значком.
(Дети должны отметить красным кружком случаи нарушения правил дорожного движения. А затем объяснить, почему они так считают. А так же рассказать о тех случаях, где дети правильно себя ведут.).
Свистулькина: Молодцы, ребята. Справились с этим заданием. Теперь второе задание. Называется оно «Собери и узнай, какой знак».
Задание «Собери и узнай, какой знак»
(Дети собирают пазлы-картинки, на которых нарисованы дорожные знаки. Затем каждый ребенок объясняет, что за знак у него получился и что он обозначает.)
Свистулькина: Молодцы, ребята, вы справились с заданиями. Я вам дарю настольную игру «Дорожные знаки».
В: Спасибо вам, Свистулькина, но нам пора продолжать свое путешествие.
В: Теперь наша ракета отправляется дальше. ( Звучит звукозапись взлетающей ракеты)
На нашем пути планета «Сказочная».
В: Ребята, на этой планете нас встречают герои разных сказок.
Вот посмотрите, героев каких сказок вы видите?
Д: Это кот, петух и лиса, три медведя, колобок, три поросенка.
В: Кто из героев сказки «Кот, лиса и петух» нарушил правило безопасности?
Д: Петушок.
В: Назовите это правило?
Д: Нельзя доверять незнакомцам.
В: Как петушок привлекал внимание кота, когда оказывался в лапах лисы?
Д: Громким криком.
В:
В: А колобок, что сделал неправильно?
Д: Он ушел от бабушки и дедушки.
В: Чем же заканчивается сказка? (Ответы детей)
В: А Машенька из сказки «Три медведя» какое правило нарушила?
Д:
– Она пошла в лес одна и заблудилась. Нельзя уходить одной из дома.
– Маша зашла в чужой дом. Там могли быть разбойники.
– Машенька съела кашу. Она могла быть отравлена. Нельзя брать чужие вещи.
– Качалась на стульчике Мишутки, он сломался. Она могла удариться головой.
– Легла спать, не зная даже, кто живет в доме.
В: Чем же заканчивается сказка? (Ответы детей )
В: Ребята, почему герои сказки «Три поросенка» попали в беду?
Д: Нет, не все. Двое из братьев были ленивыми, и только благодаря третьему брату, который построил крепкий дом, они смогли спастись от волка. Волк не смог пробраться к ним в дом.
В: Ребята, а куда нужно звонить, если к вам в дом хочет залезть незнакомец?
Д: Звонить нужно в милицию по номеру – 02.
В: А куда нужно обращаться, если случился пожар?
Д: Пожарная- 01.
В: Ребята, назовите мне номер службы, в которую нужно обратиться, если кому то стало плохо.
Д: Скорая помощь – 03.
В: Ребята, а вот с этого года ввели ещё новые номера этих служб. Теперь можно позвонить по новым номерам. Скорая помощь – 103, пожарная служба – 101, полиция – 102 .
В: Молодцы. Ребята, встаньте около стульчиков.
Физминутка
По дорожке, по дорожке Подскоки на правой ноге
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке . Подскоки на левой ноге
По тропинке побежим, Бег на месте.
До полянки добежим.
На полянке, на полянке Прыжки на месте на обеих ногах.
Мы попрыгаем как зайки .
Стоп. Немного отдохнем,
И теперь пешком пойдем. Ходьба на месте.
В: А теперь занимаем свои места — наша ракета отправляется дальше. Следующая планета – «Лесная». (Звучит звукозапись взлетающей ракеты)
В: Вот мы с вами и прибыли на полянку . (По тропинке проходим на полянку). Ребята, эта планета необитаема, здесь вокруг только дикая природа. А мы с вами уже давно путешествуем и нам пора подкрепиться. Что же мы с вами можем съесть в лесу.
Д: Ягоды, грибы, корешки растений.
В: Вот сейчас мы проверим, как вы знаете съедобные грибы и ягоды. Задание « Узнай грибы и ягоды».
(Детям предлагается назвать ягоды и грибы, а затем объяснить съедобные это грибы и ягоды или нет.)
В: Но запомните, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Все грибы в лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами в лесу лоси лечатся.
В: Ребята, а как мы можем утолить жажду?
Д: Мы можем выпить росу, найти родник, речку, ручеек, пожевать листья растений и травы.
В: Ребята, но ведь на этой планете могут быть дикие животные. Что же мы будем делать если поблизости будут какие то звери, чтобы отпугнуть их?
Д: Шуметь, свистеть, стучать палкой по дереву, кричать.
В: Пребывание на этой планете подошло к концу. Летим дальше. (Играет музыка, дети спокойно садятся в ракету)
В: И на нашем пути планета «Здоровья». (Звучит звукозапись взлетающей ракеты).
В: Здесь нас ждёт новое задание. В центре вы должны соединить точки по порядку. (Дети выполняют задание)
В: Что у вас получилось?
Д: Ключ.
В: Правильно. А ключ этот к здоровью. Вокруг ключа изображены картинки, вы должны соединить стрелками ключ и те картинки, которые помогут быть здоровыми (на картинках изображены различные продукты, виды спорта.)
В: Что же мы должны делать, чтобы быть здоровыми.
Д: Заниматься спортом, есть фрукты, правильно питаться, обязательно гулять на улице.
В: Молодцы, ребята! Пора нам отправляться дальше (стук в дверь).
В гости приходит Маша Заболейкина
.
В:
Здравствуйте! А вы кто?
Маша:
Заболейкина Маша я,
Только больна я, друзья.
У меня унылый вид,.
Очень голова болит.
Ломит спину, колет бок,
Нужен врач, он б мне помог.
В: Какая у тебя странная фамилия, Заболейкина!
Маша: А мне нравится моя фамилия, она как раз мне подходит, потому что я постоянно болею.
В: И вид у тебя какой-то бледный. Что-то непонятное с тобой творится?
Чем же ты питаешься? Занимаешься ли ты физкультурой?
М: У меня в пакете торт, конфеты, печенье, кока-кола, лимонад, жвачки, чипсы. (Показывает содержимое пакета) .
В: Это все вкусно, дети? А полезно ли?
Д: Нет!
В: А какие продукты полезны для нашего организма?
Д: Фрукты, овощи, молоко, творог, лук, чеснок.
В: А чем они полезны?
Д: Они содержат много витаминов.
В: А что такое витамины?
Д : Полезные вещества, которые необходимы нашему организму. Они помогают детям расти.
В : Что случается, если человек ест пищу, в которой мало витаминов?
Д : Он часто болеет, становится вялым, грустным, быстро устает.
В : Теперь, Заболейкина, ты поняла, какие продукты полезны, а какие нет?
В : Ребята, давайте расскажем Маше, как можно укрепить свое здоровье.
1-й реб. Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать.
Как здоровым стать.
2-й реб. В мире нет рецепта лучше,
Будь со спортом неразлучен.
Проживешь сто лет,
Вот и весь секрет.
3-й реб. Приучай себя к порядку,
Делай каждый день зарядку,
Смейся веселее,
Будешь здоровей.
4-й реб. Чтоб здоровым быть,
Учтите вы заранее,
Что всем необходимо
Полезное питание.
5-й реб. И помните об этом,
Идя по магазинам,
Не сладости ищите –
Ищите витамины.
В : Ребята, у нас есть «Ключ здоровья», давайте мы подарим его Маше. И ещё раз напомним, что же мы должны делать, чтобы быть здоровыми.
Д : Заниматься спортом, есть фрукты, правильно питаться, обязательно гулять на улице.
М : Спасибо, вам, ребята. Мне стало намного лучше. Я пойду домой. (Дети прощаются с Машей).
В : Ну вот, ребята, наше путешествие закончилось. Вам понравилось наше путешествие? Сколько нового мы узнали и закрепили сегодня. На каких планетах мы с вами побывали?
Д : Светофория, Сказочная, Лесная, планета Здоровья.
В : Ребята, вставайте, тихонько задвигайте стульчики.
А теперь давайте прощаться с гостями. (Все берутся за руки и проговаривают):
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть все будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Это занятие направлено на ознакомление детей с окружающим миром. Подходит для детей 5 – 6 лет. Подготовка к занятию требует как от воспитателей, так и от детей большой предварительной работы. Можно изготовить декорации или макеты, которые можно после занятия оставить в группе для режиссёрских игр.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Домашние животные
Цель занятия: закреплять понятие детей о домашних животных. Познакомить с одним из них – собакой. Развивать логическое мышление, умение классифицировать. Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование, необходимое для занятия: картинки с изображением домашних животных (коза, овца, лошадь, корова, свинья, кошка, собака) + картинки с изображением диких животных (волк, лиса, заяц, олень, кабан, медведь); кукла «Незнайка»; игрушка – собака.
Словарная работа: домашние животные, дикие животные, собака, польза.
Предварительная работа: Рассматривание картин и иллюстраций с домашними животными, беседа о диких и домашних животных; беседа о пользе домашних животных; рисование и лепка домашних животных; дидактические игры на классификацию диких и домашних животных.
Ход занятия:
I часть.
В гости к детям пришёл Незнайка с волшебной коробочкой, в которой находятся картинки с изображением диких и домашних животных.
Воспитатель (за Незнайку): Ребята, посмотрите на картинки, и скажите, на какие две группы можно разделить этих животных? (дикие и домашние).
II часть.
Воспитатель (за Незнайку): Ребята, у меня случилось такое горе: все животные перемешались, и я не знаю, кого поселить в лес, а кого поближе к человеку, помогите мне, пожалуйста! (дети раскладывают картинки с животными на две группы ).
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Незнайке, какие животные считаются домашними? (ответы детей: домашние жив отные – это те, которые живут рядом с человеком и не могут выжить без заботы человека, те, которых человек разводит для своих нужд, и которые приносят пользу человеку ).
Воспитатель: А какую пользу приносят домашние животные человеку? (ответы детей: они дают продукты питания, шерсть, шкуру, охраняют жилище и т.д. )
Воспитатель: А вы знаете, что животные были одомашнены очень давно, много тысячелетий назад и все они имели когда-то диких предков. Человек приручил лошадь более шести тысяч лет назад, а корову – ещё раньше. Воспитатель предлагает детям поиграть с Незнайкой в дидактическую игру «Дикие и домашние животные».
После игры показывает собаку.
Воспитатель: Посмотрите, кто ещё пришел к нам в гости вместе с Незнайкой! (собака). Собака была первым домашним животным. Сначала они были предназначены только для охоты.
А сейчас для чего нужны собаки? (ответы детей: они охраняют дома, пастбища и стада, ловят преступников, спасают утопающих и т.д. )
Воспитатель: Действительно, много веков собаки живут рядом с человеком, и часто мы держим дома собаку, не зависимо от её породы и предназначения, просто для того, чтобы иметь рядом верного четвероногого друга.
А у вас есть дома собака? (2 – 3 ребёнка рассказывают про своего питомца )
III часть
Незнайка достаёт из своей коробочки листы бумаги с точками: а теперь соедините точки по порядку и посмотрим, какие подарки для собачки прислали жители Цветочного города.
Цель. Расширить представления детей о профессии строителя.
Задачи. Познакомить детей с разными строительными материалами (учитывая региональный компонент); воспитывать желание оказать помощь и уделять внимание нуждающимся в этом; обогащать познавательные знания (знакомство с бетоном, его свойствами и качествами, способом его изготовления). Обобщить знания о строительных профессиях: показать значимость профессии строителя, воспитывать уважительное отношение к человеку труда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №37
Познавательное занятие
“Из чего построен дом?”
Для детей старшего дошкольного возраста
Иванова Елена Александровна
Воспитатель старшей группы
Цель. Расширить представления детей о профессии строителя.
Задачи. Познакомить детей с разными строительными материалами (учитывая региональный компонент); воспитывать желание оказать помощь и уделять внимание нуждающимся в этом; обогащать познавательные знания (знакомство с бетоном, его свойствами и качествами, способом его изготовления). Обобщить знания о строительных профессиях: показать значимость профессии строителя, воспитывать уважительное отношение к человеку труда.
Демонстрационный материал. Игрушка лиса, картинки с изображением домиков из сказки “Три поросенка”, других домов и фотографии с изображением красивых зданий и домов. Материал для проведения игры – эксперимента: песок, щебень, цемент, глина, вода, солома. Фотографии с изображением красивых домов.
Методические приемы. Игровая мотивация, загадывание и отгадывание загадок, беседа, дидактические игры, игра – эксперимент, рассматривание иллюстраций, картинок и фотографий, поэтическое слово взрослого.
Ход занятия
Воспитатель. Давайте представим, что нас пригласили в телестудию на детскую передачу “ Будущие строители”. Вы согласны быть участниками передачи? (Ответы.) А кем я буду ?
Дети. Телеведущей.
Воспитатель. А те, кто придет к нам в гости?
Дети. Телезрителями.
Воспитатель. Участники передачи, займите, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали! Добрый день, уважаемые телезрители! Свою передачу я хочу начать со знакомства участников с разнообразием строительных материалов. Дорогие друзья (обращается к детям), к нам на передачу пришло письмо, в котором спрятана загадка. Мы должны отгадать, кто сегодня придет к нам в гости.
Посмотрите – ка какая –
Вся горит, как золотая!
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Дети. Лиса.
Воспитатель. Правильно, это лисичка – сестричка (появляется лиса).
Лиса. Здравствуйте, я Лиса – Патрикеевна. Мне нужна ваша помощь: – у меня была избушка, но весной она растаяла, летом я как – то обходилась, было тепло, но наступает осень, скоро будет холодно, а избушки у меня нет.
Воспитатель. Из какой сказки к нам пришла лиса?
Дети. Из сказки “Заюшкина избушка”.
Воспитатель. Почему растаял домик лисы? Из чего он был сделан?
Дети. У лисы домик был сделан изо льда, поэтому он и начал таять с наступлением весны.
Лиса. Вы не думайте, я зайчика выгонять из его домика не собираюсь. Он мой друг и обещал мне помочь в строительстве нового, красивого и большого дома. Но я не знаю, какой материал использовать, чтобы он получился крепким и надежным…
Воспитатель. Лисичка, ты правильно сделала, что к нам на передачу обратилась. Мы тебе обязательно поможем, правда, ребята?
Дети. Правда.
Лиса. Я слышала, что у нас в сказочном мире три поросенка живут. Говорят, они красивые дома строят из различных материалов.
Воспитатель. Да, действительно, есть такая замечательная сказка про трех поросят. Я ее с собой на передачу захватила. Мы сейчас с вами посмотрим, какие поросята строители. Только Лиса, запомни: в строительстве красота не главное. Ребята, скажите Лисичке, какими должны быть дома.
Дети. Крепкими, прочными, надежными.
Воспитатель. Правильно, молодцы! Давайте совершим небольшое путешествие по сказке “Три поросенка”. Взгляните, вот первый домик, который построил себе Ниф – Ниф. Из чего он построен?
Дети. Из соломы.
Воспитатель. Как вы думаете, солома подойдет для строительства домика лисы? Почему?
Дети. Нет, солома ломкая и непрочная.
Воспитатель. Верно, солома непрочный материал, и в этом мы сейчас убедимся. Один ребенок ломает ее, другой дует. Поэтому, когда волк дунул на домик Ниф – Нифа, он разлетелся в разные стороны. А вот этот домик построил себе второй поросенок – Нуф – Нуф (выставляет следующую картинку).
Лиса. А из какого материала он построен, кто мне скажет?
Дети. Из веточек, прутиков.
Воспитатель. Веточки и прутики прочный материал?
Дети. Нет.
Воспитатель. Давайте в этом убедимся. (Один ребенок ломает прутики, гнет веточки, другой дует на них). Можно использовать этот материал для строительства? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, может, вы мне подскажете, чей это домик? (Выставляет картинку с изображением домика Наф – Нафа). Что можно рассказать про него лисе? Из чего он построен? Предлагает детям потрогать камушки, испытать их на прочность. Какой же домик получился у Наф –Нафа?
Дети. Прочный и надежный.
Воспитатель. Правильно. Наф – Наф оказался самым сообразительным, поэтому его домик получился надежным и крепким. Вот такая увлекательная и познавательная сказка “Три поросенка”!
Лиса. Теперь я узнала, какие строители три поросенка. А можно узнать из какого строительного материала строят свои дома люди?
(Проводится дидактическая игра “Подбери строительный материал”).
Воспитатель. Конечно можно. Люди давно научились возводить самые разнообразные дома из различных строительных материалов. покажем лисе. У меня есть картинки домов. Ваша задача - сказать, из чего построен каждый дом, и подобрать картинку с изображением этого строительного материала. Дети подбирают картинки, называют – этот дом - из кирпича, это – из бревен и т. Д.
Воспитатель. А теперь, ребята, посмотрите, это панельный дом, его строят из бетонных плит. Для вас это новое слово. Давайте проговорим: бетон, бетонный (дети повторяют). А какие дома получаются из этих строительных материалов?
Дети. Крепкие, надежные.
Думаю, тебе лисичка, будет интересно узнать, как получается этот и другой строительный материал. Но вначале я хочу вам рассказать, из чего строили на Кубани свои дома когда-то давно местные жители. Тогда еще не везде могли использовать кирпичи и бетон, и люди своими руками делали из глины и соломы - саман, строительный материал и строили теплые, уютные дома, крыши таких домов были из камыша. Но прошло время и теперь современные дома строят из более прочного и надежного строительного материала, такие дома не только красивые, но и крепкие, надежные, им не страшен, ни дождь, ни ветер, ни землетрясение. Мы сейчас с вами ребята, отправимся на импровизированную строительную площадку, чтобы самим изготовить бетон и саман, а потом сравнить их по прочности.
Дети подходят к столу рассматривают материалы, называют, то что уже знают, описывают: песок - сыпучий, щебень- похож на камушки, глина, солома и т. д. смешивают все вместе и готовят бетон и саман, раскладывают по формочкам. Затем сравнивают уже готовые цементные и саманные блоки.
Воспитатель. Чтобы бетон стал прочным (и саман тоже) необходимо время для застывания. В наше время бетон изготавливают на бетонном заводе, а потом привозят на стройку. Пока все будет застывать, проводится игра “ Назови какой”
Воспитатель. У меня в руках небольшая бетонная плитка бетона, мы будем передавать его из рук в руки и называть свойства бетона (твердый, прочный, качественный, надежный, крепкий, холодный, тяжелый и т д.
(дети садятся на свои места).
Лиса. Молодцы! Много свойств бетона назвали, теперь я знаю, из какого материала нужно построить домик, чтобы он был надежным и прочным.
Воспитатель. Чтобы настоящий дом построить, много мастеров должно потрудиться. А каких – мы сейчас вспомним.
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом,
С каждым днем
Все выше, выше новый дом.
(Каменьщик)
Топором, рубанком
Выстругает планки,
Сделает подоконники
Без сучка – задоринки.
(Плотник)
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
(Маляр)
Воспитатель. Ребята, а какие еще строительные специальности вы знаете? Фундамент для дома закладывает – бетонщик, на кране кирпичи поднимает вверх – крановщик, отделывает стены и потолки – штукатур, а красит их – маляр. Все эти профессии нужны, чтобы строить прочные, надежные дома.
Воспитатель. Вот в нашей станице очень много красивых современных зданий, которые построили строители, может даже чьи –то мамы и папы.
Лиса. Спасибо вам ребята, теперь я знаю, какая это нужная и важная профессия – строитель. А еще спасибо вам за помощь.
Вот, ребята мы узнали сегодня о том, из чего строят дома, помогли лисичке и узнали о профессии строителя. На этом наша передача заканчивается. До новых встреч!