Ребенок стоит в 3 месяца. Что должен уметь ребенок в три месяца: особенности развития младенца
Ребенку 3 месяца: что умеет малыш, развивающие игры, советы специалистов
Ребенку 3 месяца : как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев. Обо всем, что важно для развития ребенка в 3 месяца, Вы узнаете из этой статьи.
Ребенку 3 месяца: что важно знать о развитии малыша в этом возрасте
Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.
Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?
На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.
Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:
- эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
- овладение хватательными движениями;
- развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
- развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
- совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.
С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.
Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев и как их проводить?
Задача 1. Учимся произносить звуки
Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.
Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).
Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.
Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.
Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:
Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.
Часть 1. Перекличка с мамой.
Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.
После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!
Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.
При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.
Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.
В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)
Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)
Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.
Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.
Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.
Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.
Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.
Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.
На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.
Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .
Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.
Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.
Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.
Задача 2. Учим ребенка различать свое имя
Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.
Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.
Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!
Задача 3. Развиваем хватательные движения ребенка
У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)
Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.
Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки
Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.
Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.
Как провести игру:
Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.
Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»
Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.
Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.
Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.
Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.
Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!
Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.
Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!
Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми.
Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!
Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.
Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!
В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!
Упражнение «Ладошки»
Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).
Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.
Игрушки для ребенка 3 месяцев
Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:
- Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
- Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
- Неваляшка
- Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
- Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
- Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
- Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.
Задача 4. Развитие движений у ребенка в возрасте 3 месяцев
В три месяца малыш приобретает новое умение — умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!
Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.
Какие упражнения помогут маме и малышу
Упражнение «Неваляшка»
Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.
Упражнение «Кто поет?»
Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.
Для упражнения Вам понадобится помощник.
- Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
- Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
- Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
- Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.
При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.
Упражнение «Уголок подушки»
Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.
К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.
Упражнения для развития вестибулятного аппарата.
Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.
Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.
Упражнение «Подтанцовывание»
В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.
Задача 5. Развитие слухового сосредоточения
Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.
Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)
Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.
Упражнение «Колокольчик на ленточке»
Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.
Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)
- Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
- Начните ей шуршать справа от малыша.
- Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
- Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.
Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.
Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!
Упражнение «Колокольчик»
- Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
- Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
- Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
- Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.
Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)
- Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
- Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
- Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
- Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
- Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.
В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)
Задача 6. Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка
В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.
Упражнение «Знакомое и незнакомое»
- Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
- Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
- Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
- Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
- Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.
Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.
Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.
В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.
К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.
К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрение – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.
В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.
Что нужно знать о физическом развитии ребенка 3 месяцев
Что важное происходит в физическом развитии ребенка 3 месяцев? Как связан массаж и развитие мозга ребенка?
Как делать ребенку 3 месяцев дома массаж? Рекомендации врача. Пошаговая инструкция общеукрепляющего массажа.
Трехмесячный ребенок к концу этого месяца развития умеет:
- Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
- Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
- Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
- Узнавать близких людей, радоваться им.
- Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
- Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
- По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
- Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» — переклички с мамой.
- Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
- Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
- Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.
Вот и закончилась наша встреча! Впереди – целый месяц удивительных открытий и радостного общения с малышом!
Основные показатели развития ребенка от рождения до 3 лет Вы найдете в статье Из нее Вы узнаете о научно-обоснованных и длительно апробированных в практике нормах развития ребенка по каждому возрастному этапу.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
В первый год кроха развивается стремительно быстро, радуя родителей новыми умениями каждый месяц. Трехмесячный карапуз меняется внешне и в эмоциональном плане. Давайте узнаем, какие именно новые навыки приобретает кроха в этом возрасте и как родители могут помочь карапузу развиваться.
С ребенком становится все интереснее, он осознанно реагирует на ваши действия
Физиологические изменения
- Подкожно-жировая ткань ребенка развивается, поэтому к трехмесячному возрасту у крохи появляются пухлые щечки, а также складочки на ручках-ножках.
- Мышечная система карапуза развивается сверху вниз. Кроха уже освоил удержание головы и начал владеть своими ручками. Гипертонус ручек уже полностью прошел, что позволяет младенцу активнее изучать свое тело и игрушки, трогая все руками.
- Многие рефлексы новорожденных уже угасают. К примеру, поискового рефлекса (поворота головы при поглаживании в уголке рта), хоботкового рефлекса (вытягивания губ при прикосновении к ним), а также рефлекса Бабкина (открывание рта при надавливании на ладошку) у трехмесячного ребенка быть не должно. Такие же рефлексы, как ползания, сосания или Моро, в 3 месяца еще очень выражены.
- Пищеварительная система малютки развивается. Желудок увеличивает свою емкость и может вмещать уже больше молочка, но другое питание кроме грудного молока либо адаптированной смеси, ребенок воспринимать пока еще не готов. Единственным добавлением в детский рацион может быть дополнительный витамин Д, который часто предписывают 3-месячным детям, как профилактическое средство против рахита.
- Стул трехмесячного ребенка более однородный и регулярный. У получающего лишь грудное молоко карапуза периодичность стула бывает от 1 раза в 2-5 дней до 5 раз в сутки. Если стула у ребенка исключительно на грудном вскармливании не было несколько суток, при этом ребенок ведет себя нормально, а стул после такой длительной паузы мягкий, никаких дополнительных стимуляций для испражнения ребенка не требуется.
О том, как можно поиграть с трехмесячным малышом, смотрите в следующем видео с экспертом по интеллектуальному развитию О. Н. Тепляковой.
Физическое развитие
В среднем за третий месяц жизни младенец увеличивает свой вес на 750-800 грамм, а его рост становится на 2,5 сантиметра больше, чем был в 2 месяца. Увеличение окружности головы происходит примерно на 1 см, а окружности груди – на 1-1,5 см (к четырехмесячному возрасту эти два параметра становятся одинаковыми).
Рост, масса тела и другие показатели физического развития ребенка определяются многими факторами – наследственностью, наличием заболеваний, типом вскармливания и другими.
Чтобы быть уверенным в нормальном развитии ребенка, следите за его динамикой
Медиками определены средние показатели, а также границы нормы, по которым родители могут определить, нормально ли развивается физически их трехмесячный ребенок. Они представлены в таблице:
Что малыш умеет?
- Лежа на животе и пребывая в вертикальном положении, младенец уже научился удерживать голову. Если поддерживать малютку в вертикальной позе под мышками и поставить на прочную поверхность, ребенок будет опираться ножками. Кроме того, лежа на спине, кроха уже научился поворачивать на бочок.
- Зрение крохи активно развивается. Малыш длительное время рассматривает предметы вокруг, обращая внимание и на неподвижные, и на быстро движущиеся объекты. Чтобы лучше видеть все в позе лежа на животике, кроха приподнимается на предплечьях.
- Звуки, издаваемые трехмесячным младенцем, стали разнообразнее. К гласным добавляются согласные. Пребывая в хорошем настроении, малыш подолгу гулит.
- Ребенок в 3 месяца очень эмоциональный. Малыш бурно радуется появлению мамы и общению с ней. Комплекс оживления возникает также при пении взрослого, звуках музыкальных инструментов и виде игрушек. Если кроха чем-то недоволен, вы услышите громкий плач. Отрицательные эмоции возникают у 3-месячного ребенка, когда прекращается общение с мамой, внезапно исчезает игрушка, резко меняется окружающая температура, появляется ограничение движения или боль.
- К трем месяцам малыш начинает более активно осваивать мир на вкус, посасывая все, что сможет взять ручками. В первую очередь младенец сосет свои кулачки или пальцы.
Способствуйте развитию малыша посредством различных игр, от которых получите удовольствие и вы, и ваш малыш
Занятия для развития
Теперь кроха бодрствует дольше, чем в первые два месяца жизни, и время, когда малютка готов воспринимать новую информацию и общаться, нужно использовать продуманно.
- В утреннее время выполняйте с малюткой небольшую зарядку. Мягко сгибайте и разгибайте ножки и ручки, чтобы улучшить состояние связок. Также можно заниматься с малюткой на фитболе – укладывая на мяч ребенка на животик или на спинку, держите ребенка за ножки и осторожно катайте.
- Регулярно выполняйте массаж всего тела малютки, так как он будет стимулировать мышцы крохи и другие органы, а также улучшать самочувствие крохи. Начните с поглаживаний спинки и шеи, а в завершение массажа легко разомните суставы коленей и локтей.
- К ежедневной гимнастике, которую мама выполняет с младенцем, в 3-месячном возрасте стоит добавить упражнения, которые будут готовить малютку к переворотам. Правую ногу лежащего на спине малыша поверните налево так, чтобы она стала перекинутой через тело. Именно это движение дается малышам сложнее всего и именно оно дает импульс для переворота.
- Для стимуляции умения поднимания головы и плеч в позе лежа на животе (когда малыш опирается на предплечья) чаще выкладывайте ребенка на живот с одновременным раскладыванием вокруг младенца ярких игрушек. С этой целью также часто используются специальные развивающие коврики .
- Вкладывайте в ручки ребенка погремушки, чтобы кроха учился держать игрушки самостоятельно и изучал их. Также подвесьте над кроваткой младенца мягкие игрушки так, чтобы малыш мог доставать их руками. Будет здорово, если внутри таких игрушек будут колокольчики и после удара по ним карапуз будет слышать звенящие звуки.
- Пойте песенки крохе, а также чаще разговаривайте с малюткой. При этом в разговоре стоит делать небольшие паузы, давая карапузу возможность «отвечать» вам своим гулением. Чаще называйте кроху по имени, а также сопровождайте объяснениями любые свои действия.
- Показывайте ребенку его отражение в зеркале. Также стоит познакомить малыша с изображениями животных и разных предметов.
- Для стимуляции тактильной чувствительности давайте малышу щупать предметы с разной текстурой, например, скрученный из ниток мячик, кухонную прихватку, плюшевого медведя, мягкий кубик с колокольчиком внутри.
- Включайте ребенку музыку разных стилей. Когда младенец бодрствует, включите что-то ритмичное и веселое, а перед сном стоит послушать с малюткой какие-то спокойные мелодии. Слушая с крохой ритмичную музыку, хлопайте в ладоши в такт.
- Если у вас есть домашнее животное, наблюдайте за ним вместе с малышом. Также показывайте крохе животных во время прогулки.
- Во время купания бросьте в воду несколько ярких мячиков или резиновых игрушек. Пусть кроха попробует их ловить в воде.
Потешки сделают массаж веселее.
Посмотрите следующее упражнение Татьяны Лазаревой, вы сможете делать его в любое свободное время.
Уход
Начинайте утро малютки с гигиенических процедур, протирая младенцу лицо и глазки, а при необходимости – носик и ушки. После дефекации и нескольких мочеиспусканий подмывайте малыша под проточной водой. Если с кожей крохи все в порядке, злоупотреблять применением детской косметики не стоит.
Ноготки крохи нужно проверять ежедневно, а срезать их лучше всего после купания, когда ногтевые пластинки более мягкие. Если младенец протестует против такой процедуры, можно подстригать ногти у спящего ребенка. Пользуйтесь для этой цели специальными ножницами для малышей и обязательно проверьте ногти после стрижки (проведите по ним пальцем), чтобы убедиться в отсутствии острых краев.
Для закаливания крохи используйте воздушные ванны (их длительность – до 10 минут), прогулки, во время которых малыш будет спать на свежем воздухе, умывание, обтирания. Купайте кроху ежедневно, лучше всего перед ночным сном, но можно и в другое удобное для вас время. Например, если купание возбуждает кроху, его стоит перенести на более раннее время.
Налаживайте режим дня: вам будет легче, а кроха станет спокойнее
Режим дня
К трехмесячному возрасту у большинства деток появляется собственный режим дня. Малютки бодрствуют и спят примерно в одно время каждый день, что позволяет маме планировать свои дела. Как и раньше, большая часть суток ребенка отведена под сон и кормление. Ребенок трех месяцев спит в сутки примерно 17 часов. Около 10 часов занимает ночной сон, а остальное время распределяется на три-четыре сна в дневное время. Обычно один-два дневных сна длятся дольше (1-2 часа), а остальные – более короткие (до 40 минут).
Гулять с 3-месячным ребенком рекомендуют дважды в день. Наиболее подходящим временем выйти на прогулку считают утро (10-11 часов) и время после обеда (16-17 часов). Длительность прогулок определяется температурой на улице и другими погодными условиями. Летом с 3-месячным малышом можно проводить на улице до 6 часов. Не выходить на прогулку стоит лишь при сильном морозе, порывистом ветре или ливне.
Кормление грудничков, получающих лишь мамино молоко, как и прежде, проводится по требованию. Большинство малышей просит мамину грудь перед сном и сразу после него. Среднее количество грудных кормлений в этом возрасте – 10-12 днем и 2-4 в ночное время. При этом кроха часто отрывается от маминой груди в процессе кормления. Средний перерыв между длительными кормлениями – от 2,5 до 3,5 часов.
Если ребенок получает молочную смесь, то у него будет более строгий режим кормлений, предусматривающий шесть приемов пищи с промежутками 3,5 часа. Для определения суточного объема смеси для ребенка его вес следует разделить на 6. Далее эту цифру делят на количество кормлений в сутки. В среднем младенец 3 месяцев съедает 800-900 мл смеси в сутки и до 180 мл за одно кормление. Вводить прикорм в этом возрасте даже деткам-искусственникам еще рано.
Разнообразьте день следующим упражнением от Татьяны Лазаревой.
Обычный день
С трехмесячным карапузом общаться становится все интереснее, а утро многих мам начинается с очаровательной улыбки от младенца. Ваш день с ребенком 3 месяцев может выглядеть так:
Пробуждение для первого кормления, утренний туалет. |
|
Первый дневной сон. |
|
Пробуждение для второго кормления, период бодрствования. |
|
Прогулка и сон на свежем воздухе. |
|
Возвращение домой, пробуждение для третьего кормления, период бодрствования. |
|
Третий дневной сон. |
|
Пробуждение, развивающие игры. |
|
Четвертое кормление, после чего прогулка и сон на свежем воздухе. |
|
Возвращение домой, пробуждение и период бодрствования. |
|
Купание, пятое кормление, укладывание на ночной сон. |
|
Пробуждение для шестого кормления и сразу после него засыпание. |
Следует отметить, что темперамент у разных деток отличается, поэтому все рекомендации в отношении режима лишь приблизительные. Родителям в первую очередь следует учесть особенности их ребенка и подстроить предлагаемые педиатром схемы под потребности малыша, то есть следовать режиму, который будет приспособлен под биоритмы конкретного ребенка.
Рекомендации по развитию являются лишь ориентиром, выполнять их нужно только в том случае, если ваш ребенок и вы получаете от них удовольствие
Частые проблемы
- Недостаточная прибавка массы тела. В норме кроха на грудном вскармливании прибавляет в месяц 500-2000 грамм. Если цифра прибавки меньше, возникает вопрос о докорме адаптированной смесью. Многие мамы подозревают малое количество молока из-за более беспокойного поведения крохи у груди и уменьшения чувств приливов молока, однако эти признаки вовсе не указывают на гипогалактию. Малыши 3 месяцев действительно чаще отвлекаются во время кормления из-за их желания постоянно изучать окружающий мир, а чувство прилива молока может пропасть вследствие того, что лактация уже установилась и молоко приходит во время кормления в нужном ребенку количестве. Объективными причинами докармливать ребенка являются малая прибавка массы за 2 недели и сниженное количество мочеиспусканий в сутки.
- Беспокойный дневной сон. Нервная система многих трехмесячных деток еще недостаточно устойчива и довольно быстро утомляется. Это становится причиной плохого сна, который в дневное время длится 20-30 минут или даже меньше. Улучшить работу нервной системы малютки помогает правильная организация режима дня – сна и бодрствования. Родители должны проследить, чтобы кроха не бодрствовал дольше 1,5-2 часов, а имел возможность поспать.
- Побочные реакции на прививки. В 3-месячном возрасте ребенку вводят первую вакцину АКДС, которая часто оказывает побочное действие на детский организм. У каждого четвертого младенца в первые сутки после введения данной вакцины повышается температура и наблюдаются местные изменения (краснота, отек, болезненность, уплотнение). У 10% малышей могут быть такие побочные эффекты, как снижение аппетита, понос, сонливость, рвота и другие. При повышенной температуре ребенку дают жаропонижающий препарат, а изменения в месте введения вакцины никакого лечения не требуют. Если же состояние ребенка сильно ухудшилось, местная реакция очень выраженная или появились другие настораживающие симптомы, кроху следует немедленно показать врачу.
На что необходимо обратить внимание в 3 месяца, посмотрите в видео Ларисы Свиридовой. Если вы заметили у ребенка данные проблемы, сообщите об этом доктору.
Рассчитайте свою таблицу введения прикорма
1. РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В 3 МЕСЯЦА
Из этой статьи вы узнаете, что умеет делать ребенок в 3 месячном возрасте самостоятельно, какой режим дня наиболее подходящий для малышей этого возраста,как и когда вводить прикорм , вес и рост трёхмесячного крохи.
Поведение маленького ребенка в три месяца более осмысленное, чем у двухмесячного крохи. Движения становятся более отточенными и целенаправленными, а взгляд может фокусироваться на объекте, находящимся в его поле зрения. К середине 3 месяца ребёнок может немного повернуть корпус на бок, чтобы попытаться
достать любимую игрушку ручкой . Лучшие игрушки для трёхмесячного крохи - погремушки и крутящиеся над кроваткой разноцветные
мягкие игрушки (например -
мобиль ).
В этом возрасте кроха без труда понимает,в каком настроении пребывает находящийся рядом взрослый. Если мама или папа в благодушном настроении,то оно тут же передается маленькому человеку и он улыбается во весь ротик. А если родители ругаются, выясняют отношения или чем-то раздражены, то маленький ребенок плачет и демонстрирует беспокойное поведение.
В 3 месяца активно развиваются разговорные навыки крохи и поэтому надо как можно чаще общаться с ним, играть в развивающие игры, отчетливо сопровождая свои действия репликами. В ответ малыш будет радостно гулить и даже пытаться воспроизводить звуки, похожие на лепет и на слоги - агу, гу-гу, та-та.
Трехмесячный карапуз постепенно превращается в маленького исследователя и с удовольствием разглядывает яркие игрушки, элементы одежды, свои ручки. Тонус мышц уже не такой напряженный и кулачки не сжаты так крепко, как в первые месяцы после рождения . Он часто касается пальчиками до окружающих вещей, иногда даже хватает их ручкой и удерживает. Развиваются тактильные ощущения и моторика рук.
Чтобы получше разглядеть объекты, находящиеся неподалеку, ребенок может поднять головку и верхнюю часть корпуса, опираясь ручками о поверхность. Но долго находиться в таком положении он пока не может. В этом возрасте кроха требует повышенного внимания к себе и начинает капризничать, если мама или папа долго не общаются с ним.
Какой внешний вид и что умеет делать ребенок в 3 месяца:
ВАЖНО!
Почему малыш плачет?
кроха хочет спать.
Он сильно утомился или пришло время отправляться ко сну. Малыш начинает тереть глазки обеими ручками, интенсивно крутить головкой из стороны в сторону,а если укладывание задерживается, то начинает плакать;
проголодался.
Пришло время кормления, если малыш начинает понемногу всхлипывать, а через некоторое время пронзительно и громко плакать;
плачет от боли.
Если у ребенка что-то болит (головка во время повышенной температуры, животик от колик или вздутия), то он внезапно начинает сильно плакать, причем сразу на повышенной ноте.
Почему у 3 месячного крохи обильно выделяются слюни?
√
в трехмесячном возрасте у многих деток наблюдается
повышенное слюноотделение , так как слюнные железы начинают активнее развиваться и функционировать. Это нормальное явление и родителям не стоит беспокоиться по этому поводу;
√
кроме этого, в этом возрасте кроха активно интересуется вкусовыми качествами окружающих его предметов и пробует всё "на зуб". А еще он частенько засовывает пальчики глубоко в ротик. Слюни при этом обильно выделяются;
√
у некоторых деток во рту появляется молочница. Если вы обнаружили
симптомы молочницы у ребенка , обязательно посетите детского врача;
√
в очень редких случаях у трехмесячных деток начинают
прорезаться первые зубки . Это приводит к повышенному слюноотделению.
Повышение температуры у 3 месячного ребенка.
Причины:
√
ребенок очень активен и много двигается;
√
перегревается на улице в жаркую погоду или из-за чрезмерного укутывания;
√
появляются первые резцы;
√
ребенок перенапрягается во время продолжительного крика;
√
некорректный питьевой режим;
√
простудные или инфекционные заболевания .
Немедленно обратитесь к врачу, если на фоне повышенной температуры у малыша наблюдаются:
Сильный насморк и шумное, аритмичное дыхание;
Судороги с закатыванием глаз и побледневшей кожей;
Апатия и вялость (или же наоборот - чрезмерное перевозбуждение);
Мышцы шеи сильно напряжены, головку не пригнуть к туловищу;
На кожном покрове появилась мелкая сыпь;
- жидкий стул и рвотные позывы ;
Цвет мочи заметно изменился. Малыш долго не мочится;
В течение 5-6 часов отказывается от кормления.
2. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕЛАТЬ РЕБЕНОК В 3 МЕСЯЦА
1)
стоять на ножках,не поджимая пальчики стопы (взрослый при этом держит ребенка);
2)
провожать взглядом предмет, медленно движущийся рядом;
3) должен уметь поворачивать голову в сторону доносящегося звука;
4)
удерживать в тонусе корпус и головку, когда его берут на руки;
5)
умеет приподнимать туловище и голову, когда лежит на животике;
6)
отличать разговорную речь от других звуков;
7)
плавать в ванной в специальном круге ;
8)
в 3 с половиной месяца внимательно слушает произносимые слова и старается гулить в ответ;
9)
умеет не только улыбаться, но и продолжительно смеяться;
10)
кушать,
обхватывая ладошками бутылочку или грудь мамы .
3. РЕЖИМ ДНЯ ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО РЕБЁНКА - СОН И ПИТАНИЕ
Ниже - пример распорядка дня для малыша:
◘ Сон ◘
Сколько спит малыш в 3 месяца? Трехмесячный малыш должен спать в общей сложности 17 часов ежедневно.
На свежем воздухе ребенок лучше засыпает и крепче спит здоровым сном. В холодное время года больше часа гулять не желательно. Если температура воздуха - 3 градуса и ниже, то сократите прогулки до 40 минут, одевая ребенка потеплее.
В летний период можно гулять с ребенком около двух часов, закрыв коляску тканью, не пропускающей прямые солнечные лучи и мелких насекомых.
В дневное время маленький ребенок спит примерно по два часа 2-3 раза. Ночью - длинный сон 10-12 часов с перерывом на кормление.
◘ Питание ◘
В 3 месячном возрасте кроха продолжает питаться материнским молоком. Не желательно до 4-5 месяцев вводить прикорм, так как пищеварительная система малыша недостаточно сформировалась и высока вероятность появления аллергии,а также расстройства желудочно-кишечного тракта. В таблице приведен пример 6 разового кормления грудного ребенка в три месяца:
Сколько съедает маленький ребенок в три месяца?
Ежедневный объем съеденной детской смеси (если малыш находится на искусственном вскармливании) или грудного молока увеличился на 60-70 мл. Всего за день 3 месячный малыш съедает 860-870 мл, а на каждое кормление приходится примерно 120-130 мл пищи.
Если полноценное грудное кормление по тем или иным причинам прекратилось и малыш находится на искусственном или смешанном вскармливании,то можно вводить прикорм в 3,5 месяца.
Перерыв между кормлениями ослабленного малыша, находящегося на искусственном кормлении, составляет примерно три часа днем и 6 часов ночью.
Переход от жидкого питания к более густому надо осуществлять очень постепенно. Лучше начинать вводить прикорм в рацион питания не с фруктового или овощного пюре, а с наполовину разведенного водичкой сока с кисло -сладким вкусом.
Можно выбрать яблочный сок и начать давать его в разведенном виде по пол чайной ложечке. В течение 3 недель увеличиваем ежедневную норму до 5 чайных ложек. Водичку или отвар шиповника тоже надо давать понемногу - несколько чайных ложек между кормлениями.
4. НОРМЫ РОСТА И ВЕСА ТРЕХМЕСЯЧНОГО МАЛЫША
Мальчики весят от 4,8 до 6,9 кг,
А девочки - от 4,6 до 6,4 кг.
Рост:
Рост мальчиков в этом возрасте от 57 до 63 см,
А рост девочек - от 56,4 до 62 см.
Желательно
приобрести специальные весы для взвешивания грудничков или раз в месяц взвешивать кроху в медицинском учреждении.
Вес малыша должен равномерно увеличиваться без резких колебаний. Если масса тела внезапно начинает уменьшаться, то незамедлительно обратитесь к педиатру за консультацией.
За 3 месяц вес крохи увеличится примерно на 850 граммов,а рост - на 3-4 см.
5. МОЖНО ЛИ 3 МЕСЯЧНОМУ РЕБЁНКУ ПРОСМАТРИВАТЬ МУЛЬТФИЛЬМЫ?
По мнению большинства детских психологов, нежелательно смотреть мультфильмы и любые другие анимационные картинки детям до 1 года.
Просматривать совсем маленькому ребенку мультики более 2-3 минут категорически запрещено,так как анимация может вызвать отклонения в психическом развитии и проблемы со зрением!
Картинки в мультфильме не должны быть яркими, с насыщенными красками кислотного оттенка. Анимация должна быть не быстрой, спокойной, без резких переходов с одного сюжета на другой. Звук, сопровождающий сюжет - не громкий и не резкий. Персонажи в мультике должны быть положительными. Ребенок не должен просматривать мультфильм в одиночестве.
Постоянно комментируйте сюжет, общайтесь с малышом. Очень желательно приобрести или сделать своими руками игрушечных персонажей мультика. Во время игры разыгрывайте перед глазами малыша сценки с игрушками по просмотренному накануне сюжету.
Сейчас в интернете можно найти разные развивающие мультики для детей 3 месяцев. Ниже - видео ролик с красочным и познавательным мультфильмом для совсем маленьких деток:
Минул ещё один месяц, и теперь вашему ребёнку 3 месяца от рождения! Ваш малыш сильно изменился, он уже не такой беспомощный как раньше. Тело окрепло, лицо приобрело более осмысленное выражение. Разница в развитии и умениях просто потрясающая! К этому времени детский организм освоился к внеутробному существованию, активно растёт и развивается головной мозг, происходят изменения в пищеварительной системе. Если раньше ребёнка мучили кишечные колики, к трём месяцам он должны полностью пройти. Некоторые мамы на этом этапе начинают вводить искусственный прикорм, однако лучше этого не делать. До шестимесячного возраста малышу достаточно молока матери. Единственное, что можно добавить в рацион ребёнка – витамин Д, поскольку в материнском молоке его мало, а дополнительная профилактика рахита не повредит, особенно зимой.
Что умеет ребёнок в 3 месяца?
- Уверенно держит головку, если положить его на животик.
- Узнаёт лица близких людей, смеётся при их появлении.
- Лёжа на спине, переворачивается на бок.
- Поворачивает головку на звук.
- Гулит, пытается таким образом «разговаривать».
- Выражает недовольство криком, капризничает.
- Хорошо управляет собственными ручками, хватает игрушки и пытается взять их в рот.
Одним из самых существенных достижений ребёнка в 3 месяца является смех. Малыш смеётся открыто и заливисто. Если чем-то недоволен – громко кричит. Может начать капризничать, хныкать, плакать «в пол силы». Чаше всего это происходит тогда, когда ему скучно. Достаточно обратить на него внимание, поиграть или ласково поговорить, рассказать какую-нибудь сказку и вот детское личико снова озаряет улыбка.
Малышу нравится, когда его берут на руки, теперь он усвоил, что на руках намного интереснее и комфортнее, нежели в детской кроватке. С удовольствием слушает музыку. Для ребёнка в 3 месяца над кроваткой рекомендуется повесить крутящуюся музыкальную игрушку, чтобы он научился проводить связь между тем, что видит и тем, что слышит.
В 3 месяца ребёнок спит 16–17 часов в сутки, на ночной сон приходится от 10 до 11 часов, остальное время поделено порциями примерно по 2 часа, приходящимися на сон днём. Режим дня зависит от индивидуальных особенностей конкретного малыша, кто-то встаёт раньше, кто-то позже. Подстраивайтесь под его режим, однако старайтесь кормить и укладывать спать в одно и то же время. Таким образом, формируется правильный распорядок дня и удаётся избежать ряда проблем с пищеварением и сном.
Развитие в 3 месяца
Ребёнок в 3 месяца не только умеет поднимать и удерживать голову на весу, но он также управляет ею, поворачивает из стороны в сторону, на голос мамы, может следить за перемещающимися предметами.
Родничок на головке ещё не зарос костяной тканью и мягкий, поэтому при обращении с карапузом нужно проявлять осторожность. В этом возрасте детки учатся перекатываться с бока на бок. Поэтому, чтобы кроха не получил травму, ударившись головкой о спинку кроватки, следует использовать специальные мягкие накладки или подушки. Ни в коем случае нельзя оставлять малыша без присмотра на кроватке или пеленальном столике без бортиков – иначе он может упасть с края.
С каждым днём координация движений становится всё лучше, ребёнок 3 месяца изучал возможности своего тела и уже неплохо управляет движениями рук. Он пытается схватить всё, что оказывается в его непосредственной близости и сразу же засовывает в рот. Дорогие мамы и папы, помните: около детей не должно быть ничего, представляющего опасность при попадании в рот. Следует убрать все острые предметы, а также мелкие предметы, опасные тем, что маленький исследователь их проглотит или они попадут в дыхательные пути. Это же относится ко всем токсичным и грязным вещам.
Продолжает формироваться речь, появляются новые звуки, которыми малыш пытается выразить свои эмоции. Когда вы обращаетесь к нему, он прислушивается к словам, пытается по-своему «отвечать», двигает ручками, меняет выражение лица, по-иному проявляет желание общаться. Хотя ребёнок в 3 месяца и не понимает сказанных ему слов, он уже чувствует эмоциональное состояние говорящего, поэтому всегда говорите с ним как можно ласковее.
Уход в 3 месяца
Ребёнок всё больше старается «разговаривать» с мамой, активно гулит, использует мимику, улыбается, размахивает ручонками. В 3 месяца у него вряд ли получится произнести хотя бы одно слово, однако крайне важно поддерживать стремление к общению. Разговаривайте с ним при любой возможности, когда меняете подгузник, переодеваете или просто берёте на руки. Таким образом вы формируете у трёхмесячного малыша пассивный запас слов. Чем чаще и больше разговаривать с ребёнком, тем быстрее и легче он заговорит сам.
Будет лучше, если питание ребёнка в 3 месяца будет состоять исключительно и только из материнского молока. При отсутствии медицинских показаний и наличии у мамы достаточного количества молока, лучше не начинать прикорм в этом возрасте. Во время кормления трёхлетний ребёнок отвлекается и перестаёт кушать чаще, чем в предыдущем месяце. Не нужно нервничать из-за этого или тем белее отнимать его от груди – проявите терпение, немного подождите, пока он снова не начнёт сосать.
Купать ребёнка можно каждый день, лучше всего перед сном. Тогда ваш малыш будет знать, что сперва будут приятные водные процедуры, потом его покормят, а затем он отойдёт к ночному сну. В 3 месяца кроха спит по-прежнему достаточно долго, до 17 часов за сутки, однако на ночной сон приходится всё больше времени. Как правило, за ночь детки просыпаются 2–3 раза для кормления и почти сразу же засыпают опять.
Не забывайте про прогулки – гулять с трёхмесячным малышом нужно ежедневно, не менее 2 часов. При хорошей погоде можно увеличивать время пребывания на улице до 6 часов. Не беспокойтесь, если ваш кроха уснул во время гуляния – сон на свежем воздухе очень полезен. Только следите за тем, чтобы он не замёрз зимой – время от времени трогайте нос. Теплый нос – показатель того, что с ребёнком всё в порядке.
Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.
В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.
В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.
Учимся понимать друг друга
К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, - приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.
В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.
Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить» , и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.
Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.
Двигательные навыки ребенка в 3 месяца
На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.
Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.
Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.
В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.
Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.
Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.
Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову , сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.
Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.
Вижу, слышу, ощущаю…
Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.
В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.
C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.
Занятия с ребенком 3 месяцев
Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.
Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.
Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.
Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.
Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.
Физическое развитие детей 3 месяцев
Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.
Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.
Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.