Занятие по развитию речи во 2мл гр. Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Беседа о диких и домашних животных
Занятие по развитию речи во второй младшей группе
«Наши любимые игрушки»
Цели:
1. Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания.
2. Уточнять, расширять и обобщать представление детей об игрушках.
3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, развивать эмоциональную отзывчивость ребенка.
Стук в дверь, входит Машенька.
Машенька: Здравствуйте. Меня зовут Машенька. Я вам принесла красивую коробку.
Воспитатель : Здравствуй, Машенька! Спасибо! А где твоя коробка?
Машенькашепчет на ухо воспитателю.
Воспитатель : Что? Ты ее спрятала? А где? Нам нужно ее найти?
Воспитатель (обращается к детям): Ребята, хотите найти коробку?
Дети : Да!!!
Воспитатель : Тогда давайте ее поищем! А ты, Машенька, проходи к нам в гости.
Воспитатель с детьми находит коробку.
Воспитатель : Посмотрите, какая красивая коробка. А здесь написано «Детям, которые любят и берегут свои игрушки. (Подпись) Машенька».
Воспитатель : Спасибо тебе Машенька!
Машенька : Как вы думаете, что в ней?
Дети предлагают свои варианты.
Машенька: Можете посмотреть, что находится в ней.
Воспитатель : Сейчас открою коробку и достану то, что лежит в ней. Хотите увидеть? Тогда садитесь поудобнее на ковер.
Воспитатель : В коробке наши любимые игрушки! (показывает первую игрушку) Кто это?
Дети : Мишка.
Воспитатель : Вам нравится эта игрушка?
Дети : Да!
Воспитатель : Посмотрите, что есть у Мишки?
Дети : Глаза, уши, лапы…
Воспитатель : А вы знаете стихотворение про мишку?
Дети рассказывают стихотворения «Мишка косолапый», «Уронили Мишку на пол»
Воспитатель : Как вы думаете, если бы нашему Мишке и в правду оторвали лапу, он бы улыбался?
Дети : Нет.
Воспитатель : Конечно! Он бы обиделся. А случается, что вы обижаетесь?
Дети : Да.
Воспитатель : Покажите как вы обижаетесь.
Дети показывают как они обижаются
Воспитатель : Но мы не будем обижать Мишку?
Дети : Нет.
Воспитатель : Посмотрите, Мишка улыбнулся нам! Давайте улыбнемся ему в ответ.
Дети улыбаются Мишке.
Мишка: Я люблю играть в игру«Мишка по лесу гулял » .Хотите со мной поиграть?
Дети : Да!
Игра «Мишка по лесу гулял»
Мишка:Мишка по лесу гулял
Мишка деток все искал
Долго, долго он искал
Сел на стульчик, задремал
Детки тихо-тихо встали
И к Мишутке подбежали.
Дети:
Мишка – Мишенька вставай!
Ребятишек догоняй!
Воспитатель ( садит Мишку ): Садись, Мишка, отдохни.
Воспитатель : Интересно, какие еще есть игрушки в этой коробке.
Воспитатель показывает вторую игрушку.
Воспитатель : Кто это?
Дети : Зайка!
Воспитатель : А что есть у зайки?
Дети : Длинные уши, короткий хвост, пушистая шерстка…
Воспитатель : А про зайку знаете стихотворение?
Дети рассказывают стихотворения «Зайку бросила хозяйка».
Воспитатель : Ой, как не хорошо поступила его хозяйка. Он, наверное, совсем замерз под дождем. Покажите, как зайка сидел мокрый под дождем.
Дети показывают.
Воспитатель : Хотите развеселить зайку?
Дети : Да!
Воспитатель : Давайте мы сейчас все превратимся в зайцев и поиграем.
Игра «Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, нужно лапки погреть.
Вот так, вот так нужно лапки погреть.
Зайке холодно стоять, нужно ножки погреть.
Прыг скок, прыг скок, нужно ножки погреть.
Воспитатель : Ушки Зайке погрели?
Дети : Да.
Воспитатель : Лапки Зайке погрели?
Дети : Да.
Воспитатель : Зайка улыбнулся! Давайте пообещаем ему, что не бросим его и будем с ним дружить и играть.
Воспитатель (усаживает Зайку рядом с Мишкой): Садись Зайка рядом с Мишкой.
Звучит аудиозапись крика петуха.
Воспитатель : Кто это?
Дети : Петушок.
Воспитатель : А давайте похвалим петушка.
Дети : У тебя золотой гребешок. Маслина бородушка. У тебя красивый разноцветный хвост. У тебя есть ноги, а на ногах шпоры.
Воспитатель : Кто нам расскажет потешку про петушка?
Воспитатель : В своей семье петушок – папа. А кто мама?
Дети : Курица.
Воспитатель : А детки?
Дети : Цыплята.
Воспитатель : Давайте я буду мамой-курицей, а вы будите моими детками-цыплятами.
Логоритмика «Курица с цыплятами»
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки – желтые цыплятки.
Ко – ко –ко, ко – ко – ко
Не ходите далеко.
Лапками гребите, зернышки ищите
Съели толстого жука, дождевого червяка,
Выпили водицы полное корытце.
Куд – куда? Куд – куда?
Ну – ка, ну – ка все сюда!
Ну – ка к маме под крыло!
Куд – куда вас понесло?
Воспитатель : Пообещаем петушку, что будем его любить и беречь?
Дети : Да.
Воспитатель : Садись петушок рядом с другими игрушками.
Воспитатель : А вот еще одна игрушка!
Дети : Самолет.
Воспитатель : Совсем, как настоящий. У него есть (показываю, дети называют) крылья, нос, колеса.
А вы знаете, кто управляет самолетом? (ответы детей). Самолетом управляет пилот.
А как называются колеса у самолета? (ответы детей). Колеса самолета называются шасси.
Воспитатель : А хотите полетать как самолеты?
Дети : Да.
Физминутка «Руки ставим мы в разлет»
Руки ставим мы в разлет,
Получился самолет.
Самолет построим сами
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами
А потом вернемся к маме.
Воспитатель : А кто еще спрятался в коробке?
Дети : Слон.
Воспитатель : Он совсем не похож на других игрушек-зверят. Посмотрите, какие у него уши. Большие или маленькие? А как называют нос у слона?
Дети : Хобот.
Воспитатель : А теперь я хочу вам стихотворение прочитать. Хотите?
Дети : Да.
Спасть пора, уснул бычок,
Лег в коробку на бочек.
Сонный Мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает он –
Он слонихе шлет поклон.
Воспитатель : Покажите слонику как нужно спать.
Дети показывают, как нужно спать.
Воспитатель : Правильно, руки под щечку, глазки закрытые.
Воспитатель укладывает игрушки обратно в коробку.
Воспитатель : Наши игрушки немножко устали. Пусть они поспят немного в коробке, а потом мы будем с ними играть. А вы запомнили, какие игрушки лежат в этой коробке?
Дети : Мишка, Зайка, Петушок, Самолет, Слон.
Воспитатель : Игрушкам очень нравится играть с вами, если вы их не обижаете, не бросаете и не забываете. А как вы будите обращаться с игрушками?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель : А теперь скажем наши волшебные слова, как мы будем дружно играть.
Будем дружно мы играть,
Никого не обижать.
Машенька: Я верю, что вы будите любить игрушки и бережно с ними играть. Я хочу подарить вам свои игрушки.
Конец формы
Екатерина Рыбинская
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе
Конспект итоговой НОД по развитию речи во 2 младшей группе
Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Познание» , «Музыка» .
Образовательные задачи :
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы) .
Продолжать учить произносить звукосочетания : мяу-мяу, мур-мур, гав-гав, му-му.
Продолжать учить узнавать животных по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Правильно использовать в своей речи предлоги (за, перед, на, под) . Закрепить понятие “домашние животные”.
Закрепить название своего поселка, детского сада, классификацию овощей и фруктов.
Повторить сказку «Репка»
Развивающие задачи :
Развивать связную речь детей . Продолжать учить детей отвечать на разнообразные вопросы взрослого, используя все части речи . Развивать память , внимание детей.
Воспитательные задачи :
Воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается; интерес и желание к познанию окружающего мира.
Методические приёмы :
Словесный (беседа, диалог)
Наглядный (ИКТ, демонстрационный материал, резиновые игрушки домашних и диких животных, деревья, посуда);
Игровой (дидактические игры «Четвертый лишний» , «Подбери слово» , «Где сидит воробей» , «Разложи по корзинкам» , подвижная игра «Зайки скачут» ).
Использование здоровьесберегающих технологий;
Использование демонстрационного материала.
Оборудование : письмо в конверте, цветы, воробей, игрушка заяц, дерево, ИКТ, презентация, музыкальное сопровождение.
Ход НОД:
Заходите, ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Сюрпризный момент.
Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу, нашла у двери вот это письмо. Чужие письма читать нельзя, поэтому надо решить, нам ли оно адресовано. Вспомните, какой у нас адрес : в каком поселке мы живем, в какой сад ходим, как называется наша группа ? Читаю адрес : поселок Федоровский, д/с «Березка» , группа «Гуси-лебеди» . Значит? Письмо адресовано нам.
Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Репка» , и что же она пишет : «Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста».
Ребята вы хотите помочь дедушке вытащить репку из земли? (Да.)
Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А на чем мы можем отправиться?
Ответы детей (на машине, на поезде, на автобусе, на самолете, на корабле) .
Слышен гром издалека,
Тучек в небе нет пока.
Это разгоняя пух,
Поезд мчится : чух- чух -чух!
Мы поедем на поезде. Я буду паровозиком, а вы маленькими вагончиками. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем.
Игра «Подбери слово»
Зимой холодно, а летом (тепло)
Мама молодая, а бабушка (старенькая)
Днем светло, а ночью (темно)
Сахар сладкий, а лимон (кислый)
Кресло мягкое, а стул (жесткий)
Дорога широкая, а тропинка (узкая)
Снег белый, а земля (черная)
Суп горячий, а мороженное (холодное)
Волшебник добрый, а Баба Яга (злая)
Слон большой, а мышка - маленькая
Лук горький, а торт - сладкий
(дети по очереди становятся в паровозик)
Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.
-Поехали : «Ш-Ш-Ш» . Поезд набирает ход : «ЧУ-ЧУ-ЧУ» . Выпускаем пар : «С-С-С» . Тормозим : «З-З-З» . (Играет музыка про паровоз) .
Вот ребята мы и приехали на полянку. Посмотрите, чего на полянке много, а что одно? Правильно, на полянке много цветов, а дерево одно. Давайте понюхаем их аромат.
Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А - а! ”.
Игра «Где сидит воробей»
Ребята, кто это у нас тут сидит? (Воробей)
А где он сидит? (На дереве)
Как чирикает воробей (Чик-чирик)
Воробей не хочет сидеть на месте, с ветки на ветку перелетает. Посмотрите, воробей волнуется, крыльями машет. (Дети показывают движения птицы) .
Кто сидит под деревом? (заяц) . Где теперь он сидит? (на земле, перед деревом) . А теперь, где сидит? (на земле, за деревом) .
Вагончики, цепляйтесь к паровозику, едем дальше (Ш, ЧУ, С, З) . (Поезд подъезжает к стульчикам, дети садятся в полукруг) .
Игра «Четвертый лишний»
Интересно, ребята, а какие животные заблудились? Давайте попробуем отгадать.
1. Это домашнее животное, у которого пушистый хвост, оно умывается лапкой и ловит мышей. Кто это? (кошка)
Как она мурлычет? (мур-мур) . Как она разговаривает? (мяу-мяу)
А как она шипит? (ш-ш-ш) . Давайте назовем ее ласково (кошечка, киска)
А что любит делать кошка? (ловить мышей, пить молоко, спать, играть, царапаться)
А какая кошка? (мягкая, пушистая, ласковая)
2. Это большое домашнее животное с длинным хвостом, у нее есть рога? (Корова)
Давайте ласково назовем корову (Коровка, коровушка)
А что она делает? (Пасется на лугу) . Что корова кушает? (траву, сено)
А что дает корова? (Молоко) . Как мычит корова (Му - му)
3 - А это домашнее животное охраняет дом, а когда радуется, весело хвостом машет (собака)
Как ласково назовем? (собачка, песик)
Как собака разговаривает? (гав-гав) . А можете зарычать, как собачка?
Что умеет делать собачка? (сторожить дом, пасти стадо коров, приносить палочку, грызть косточки, выступать в цирке).
Молодцы, а как можно одним словом назвать этих животных? (домашние)
Почему их так называют? (живут рядом с человеком, приносят пользу)
А каких ещё домашних животных вы знаете? Коза, лошадь, свинья.
А кто здесь лишний? (заяц) Почему? (дикое животное, живет в лесу) .
Подвижная игра «Зайки скачут»
Рассказывают сказку 2-3 детей.
Ребятки, бабка благодарит вас за то, что помогли деду вытянуть репку. За это она угощает вас овощами и фруктами. Но их надо разложить по корзинам, в одну овощи, в другую фрукты.
Игра «Разложи по корзинкам»
Ребята, давайте поможем разложить овощи и фрукты.
Где растут овощи? (На земле, в земле, на огороде)
А где растут фрукты? (На дереве) .
(Дети раскладывают овощи и фрукты, рассказывая про свой овощ или фрукт) .
Молодцы ребята! А вот вам и мое угощение.
Бабушка передает корзину с угощениями.
Ребята, какие вы молодцы! Помогли дедушке и бабушке, ну а теперь пора возвращаться в детский сад. Вагончики, цепляйтесь к паровозику, едем дальше (Ш, ЧУ, С, З) . (Едут на поезде)
Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки)
А что мы делали по дороге к бабушке и дедушке? (Играли)
В какие игры мы играли? (перечисляют ) . А чем вас бабушка угостила? (Яблоками)
Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем : “Мы очень хорошие”. Сначала шепотом, обычным голосом и покричим.
Жукова Надежда
Цель:
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу.
Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав.
Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие “домашние животные”.
Закрепить знание сказки Репка.
Развивать связную речь детей.
Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность.
Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Оборудование: письмо в конверте, цветы, ворона, воробей, дерево, избушка, кот, собака, мышь, бабушка и дедушка, репка, музыкальное сопровождение, угощение для детей - пирожки.
Ход занятия:
Воспитатель: Заходите ребята, давайте поздороваемся с гостями.
В колыбели золотой, встало солнце над рекой. /ладошки лодочкой
Встало солнце поутру, разбудило детвору. /ручки вверх
Вышли дети поиграть, стали прыгать и скакать.
Здесь и …., и гости дорогие. Здравствуйте, здравствуйте!
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите что это? (на столе лежит письмо).
Дети: Письмо.
Воспитатель: Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Колобок». Она пишет: «Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста» .
Воспитатель: Ребята вы хотите помочь дедушке вытащить репку?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А поедем мы на паровозе-Букашка. Чтобы попасть на него необходимо слово отгадать. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем:
слон большой, а мышка - маленькая
Кубик квадратный а мяч- круглый
Лук горький, а торт - сладкий
Волк злой, а зайчик - добрый
Скамейка низкая, а забор - высокий
Зимой холодно, а летом - тепло
Днем светло, а ночью - темно
Мишка мягкий, а кирпич – твердый
(дети по очереди становятся в паровозик)
Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.
Воспитатель: Поехали.
(Играет музыка про паровоз. «Паровоз-букашка»)
Воспитатель: - Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов много. Давайте понюхаем их аромат.
Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А - ах!”.
Воспитатель: ребята кто это у нас тут?
Посмотрите, кто это сидит? (Ворона)
А ворона где сидит? (Под деревом)
А как кричит ворона? (Кар-кар)
Воспитатель: посмотрите, ворона волнуются. Она говорит, что у бабушки и дедушки пропали животные. Они убежали из избушки и заблудились в лесу, поэтому они не могут вытащить репку. Ребята, а как мы узнаем, кто пропал?
Нам дают подсказку. Нужно отгадать загадки:
Громко лает на дворе, отдыхает в конуре,
Сторожит хозяйский дом, и виляет мне хвостом.
Дети: собака .
Воспитатель: Назовем собаку ласково (Собачка) .
Что собака делает? (Лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом)
Как она лает? (Гав-гав). Загадку мы отгадали, о собачке поговорили, но ее мы не нашли. Где же она?
А я знаю, как ее найти, ее надо позвать. Скажите мы, в какой сказке с Вами?
Дети: (варианты ответов) Репка .
Воспитатель: А как звали собачку в сказке Репка?
Дети: (варианты ответов) Жучка. (дети зовут собачку )
Воспитатель: Ой, смотрите, а чей это хвостик? ()
У нас еще загадка:
В мягкой шубке ходит, песенки выводит,
Молоко из плошки пьет, возле норки мышку ждет.
Дети: кошка.
Воспитатель: А как она говорит? (мяу-мяу)
Давайте ласково назовем кошку? (Кошечка, кисонька ) А что любит делать кошка (Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет) А какая кошка? (Мягкая, пушистая ).
Давайте позовем кошку. Как нужно позвать кошечку?
Дети: кс-кс-кс.
Воспитатель: А вот и наша кошечка. Ребята, а какие это животные? Домашние или дикие? (Домашние) А почему? (Потому что они живут дома) Но в сказке Репка был еще один зверек. Кто это? Ребята давайте вспоминать.
Дети: (варианты ответа) мышка.
Воспитатель: А где же она? Давайте найдем ее. Вот она!
Как ласково мы назовем мышь? (мышка, мышенька )
А как пищит она?
Как хорошо, что мы всех нашли. Теперь можем идти дальше.
(звучит тревожная музыка, гром, молния)
Ой, посмотрите, набежали тучки, потемнело все вокруг и теперь не видно куда идти. А давайте поиграем с тучкой.
(звучит веселая шуточная песенка «Тучка»)
Вот и стало светло, выглянуло солнышко. Можно идти.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке и дедушке. (Приносят и ставят животных на стол около бабушки и дедушки).
Бабушка: Ой, спасибо ребята, нашли наших животных. Ребята помогите дедушке вытянуть репку. (дети садятся на стулья)
Воспитатель: Для того чтобы мы помогли дедушке, нам нужно рассказать сказку, а наши гости послушают. (рассказывают сказку 2-3 детей или все вместе.)
Бабушка: спасибо ребятки за помощь. Помогли вытянуть репку.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли дедушке и бабушке, ну а теперь пора возвращаться в детский сад. (становятся друг за другом, едут на поезде) Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки из сказки Репка). А что мы у них делали? (Помогали домашним животным найти дорогу домой). Спасибо вам. Вы молодцы. Ой, я совсем забыла: Бабушка приготовила для нас с вами угощение - вкусные пирожки. Угощайтесь!
Составитель: воспитатель Жукова Надежда Викторовна
Валентина Викторовна Гербова
Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий
Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.
Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.
Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).
Пособие «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).
Особенности развития речи детей четвертого года жизни
На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно .
Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.
К трем годам появляется способность к речевому анализу . Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова (Сашулька – сосулька). Однако о речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова).
В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные, вопросительные).
Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков , наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).
Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми.
Дефекты произношения затрудняют усвоение грамматического строя речи, препятствуют общению ребенка со сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим.
У детей 3–4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленный), поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса.
Проблема формирования словаря также много аспектна. Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т. д.), но не всегда правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними.
Понимание некоторых вопросов взрослого, касающихся знакомых предметов, может вызвать у детей затруднения, в частности, когда предмет выступает в качестве объекта действия. Дети, рассматривая картинку, безошибочно отвечают на вопрос «Кто (что) это?» (девочка, кукла, штанишки, иголка, нитка), но на вопрос «Кому девочка шьет штанишки?» некоторые из них отвечают «Мишке шьет» (совсем недавно воспитатель зашивал штанишки медвежонку).
В словаре детей четвертого года жизни фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития малышей.
К сожалению, до сих пор исследователи опираются на данные Е. Аркина о составе словарного запаса у детей четвертого года жизни, опубликованные в 1968 году. (Возможно, что у современного ребенка иные количественные характеристики.) Итак, по Е. Аркину в словаре ребенка: существительные и местоимения составляют 50,2 %, глаголы – 27,7 %, наречия – 5 %, прилагательные – 11,8 % .
Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться. Кроме того, необходимо помогать детям усваивать слова, обозначающие части и детали предметов, их качества. Следует вводить в словарь некоторые родовые понятия, иначе группировку предметов малыши осуществляют, ориентируясь на случайные, а не на существенные признаки.
В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов (основы для совершенствования синтаксиса).
Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т. д.).
Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришел – ушел – зашел, чашка – чашечка). Малыши осваивают согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные формы родительного и винительного падежей множественного числа имен существительных (сапог, варежек, лисят), притяжательных прилагательных (заячий, лисий); начинают пользоваться прилагательными и наречиями в сравнительной степени.
Известно, что освоение грамматического строя речи особенно быстро происходит во второй половине третьего года жизни. (По данным исследователей до трех с половиной лет, а по некоторым показателям и до четырех лет, речь существенно не меняется.)
На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения .
В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. («Это кролик. А как его фамилия?» «Ночью солнце превращается в луну?» «Ты какая моя родственница?» (Обращается к воспитателю.))
Во второй половине года возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.
Особенности работы с детьми на занятиях
С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.
Интегрируемые образовательные области:
Познание
Коммуникация
Социализация
Художественная литература
Программные задачи:
Образовательные - расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Закреплять умения описывать игрушку. Формировать правильное произношение звука «Б». Закреплять умения ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие - развивать умение использовать в беседе накопленные знания. Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук.
Воспитательные – воспитывать бережное отношение к игрушкам, отзывчивость, умение слушать друг друга.
Предварительная работа:
Чтение и разучивание стихов, беседа (моя любимая игрушка). Разгадывание загадок. Сюжетно-ролевые игры « Магазин игрушек, детский сад».
Оборудование:
Игрушки (куклы, машинки, мячи, конструктор, мягкие игрушки, музыкальные игрушки, солдатики, матрешка, паровоз и т. п.); корзина с привязанными к ее ручке воздушными шарами; карточки «Что лишнее»; раздаточные маленькие матрешки, разноцветные листы картона с наклеенными на них желтыми и синими кругами.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: К кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Но гостей надо уметь встречать. Вы слышите, звонок зазвонил, может быть к нам пришли гости (дети идут встречать гостей). Сегодня к нам в гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их. (Вносится большая корзина с игрушками и с прикрепленными к ручке корзины воздушными шарами). Воспитатель: Ребята, как нужно приветствовать гостей?
Дети: Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите, пожалуйста!
Дидактическое упражнение «Давай познакомимся».
Воспитатель: Ребята, давайте знакомиться. Нужно назвать свое имя и сказать, какими игрушками вы больше всего любите играть. Например: «Меня зовут Зоя Александровна. Я очень люблю играть с мячом и конструктором». А теперь вы представьтесь нашим гостям.
Дети называют себя и свои любимые игрушки.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сейчас встали все в круг.
Приветствие: Здравствуй, друг. (Установление эмоционального контакта.)
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы за руки все возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг. Здравствуй, друг. Здравствуй, весь наш дружный круг!
Дидактическое упражнение «Назови игрушку».
Воспитатель: Ребята, сейчас вы возьмите себе по одной игрушке. Только обязательно назовите, какую игрушку вы взяли. «Я взяла мягкую рыбку». Дети называют свои игрушки.
Воспитатель показывает картинки с изображением предметов.
Ребята, на этой картинке изображены предметы. Сосчитайте, сколько их. Четыре. Но один из них лишний. Какой? Почему? Все предметы – это игрушки, а один – не игрушка (предмет посуды, мебели, инструмент, продукт питания, растение и т. п.) Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Воспитатель: Вы знаете, что игрушки бывают и большие, и маленькие. Давайте поиграем. Каждый из вас расскажет о своей игрушке: «Большая – рыба, а маленькая – рыбка».
Большая кукла – маленькая куколка.
Большой мяч – маленький мячик.
Большая машина – маленькая машинка.
Большой заяц – маленький зайка.
Большой барабан – маленький барабанчик. Дидактическое упражнение «Большой - маленький»
Воспитатель: Ребята, что-то мы засиделись. Давайте поиграем, ручки-ножки потренируем.
Ребята, посмотрите на эти игрушки (5-6 штук) и постарайтесь запомнить. А теперь закройте глазки. (Воспитатель убирает одну игрушку). Откройте глазки, посмотрите и скажите, какой игрушки не хватает. (Проводится, а затем игрушка не убирается, а переставляется. Дети отвечают на вопрос: «Что изменилось»).
Дидактическое упражнение «Один - много»
Воспитатель: Хорошо, когда игрушек много: всем хватает, можно выбрать. Давайте поиграем в игру. Из одной игрушки словами будем делать много. Например: «Одна рыбка – много рыбок». (Дети называют единственное и множественное число своей игрушки).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием.
Дидактическая игра «Поставь матрешку в нужное место».
Воспитатель: Ребята, положите перед собой листы картона и возьмите в руки маленькую матрешку. (Пока дети готовятся к работе, воспитатель спрашивает у них, какого цвета их лист картона). Дети отвечают. А теперь слушайте внимательно и выполняйте задание.
Матрешка встала между двумя кругами.
Матрешка встала около желтого круга.
Матрешка спустилась вниз.
Матрешка встала посередине листа.
Матрешка пошла вверх.
Воспитатель: Ребята, в нашей корзине я вижу игрушки. Да не простые, а музыкальные.
Какие вы мне скажите. Слушайте внимательно.
Ой, звенит она, звенит
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Что такое? Отгадай ка!
Это наша …(Балалайка).
Воспитатель:
Очень весело поет, если дуется в нее
Ду-ду-ду, да-да-да. Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка, а что же это? (Дудочка).
Воспитатель: Все инструменты отгадали. У кого из вас есть какие музыкальные инструменты. Дети перечисляют.
Бум-бум, тра-та-та!
Барабан гремит с утра.
Приготовьте указательные пальчики – «барабанные палочки», сейчас будем барабанить ими по столу и говорить:
«Бам-бам-бам».
«Бим-бим-бим».
«Бум-бум-бум».
«Бем-бем-бем».
Дидактическое упражнение «Барабан».
Рефлексия
Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Сейчас вы можете поиграть с игрушками. Эти игрушки дали нам ребята из соседней группы, и они будут огорчены, если мы вернем им какие-то игрушки поломанными. Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.
Дети: Не бросать их на пол, на них могут наступить. Не кидаться игрушками. После игры класть на место.
Литература:
- Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в младшей группе детского сада» ТЦ Учитель. Воронеж 2009.
- Е. Е. Кравцова «Разбуди в ребенке волшебника» Москва, Просвещение 1996.
- Н. П. Аникеева «Воспитание игрой» Москва, Просвещение 1987.
- В. Н. Волчкова, Н. В.Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».