Что делать кричит новорожденный. Страх, испуг, психологические причины. Почему новорожденный ребенок плачет во время кормления
Для каждой семьи новорожденный ребенок является необычайным сюрпризом и поводом для радости. Но кроме этого кроха является большой ответственностью, поэтому для новоиспеченных родителей естественно бить тревогу даже по малозначимым поводам, если это касается их чада. Одним из таких поводов является постоянный плач ребенка. На этом аспекте особенно рекомендовано заострить пристальное внимание.
Полезно знать: возможно, все опасения окажутся напрасными, но постоянный плач новорожденного может свидетельствовать и о ряде некоторых заболеваний, которые просто неприемлемо обходить стороной.
Все, что касается новорожденных, важно и пропускать нельзя. Поэтому для полного спокойствия лучше перестраховаться, проконсультировавшись со специалистом.
Причины плача новорожденного
Причин для плача новорожденного ребенка более чем достаточно. Поэтому молодым родителям настоятельно рекомендовано ознакомиться с самыми распространенными возможными причинами постоянного плача малыша.
Ниже приведены возможные причины постоянного плача у новорожденных и подсказки, как их устранить в домашних условиях:
- Одной из основных причин плача малыша является голод . Кормить новорожденного желательно по графику. Но каждый организм индивидуален и требует особого подхода. Чаще всего если малыш плачет из-за того что голоден, то он тянет ручки, может слегка покраснеть. В таких случаях следует просто накормить карапуза (несмотря на то, что время следующего кормлению еще не пришло).
- Новорожденный может плакать из-за грязных пеленок или подгузников . Это доставляет дискомфорт и раздражает его нежную кожу. В таком случае малыш плачет непрерывно, но со сменой интенсивности (то слабее, то сильнее). Выход из данной ситуации очень прост. Наведите чистоту, выполнив все необходимые процедуры по соблюдению гигиены. Замените подгузник или пеленки, предварительно протерев или ополоснув те участки кожи младенца, которые подвергались загрязнению. Проконтролируйте, чтобы у карапуза не появились раздражение или сыпь.
- Так же поводом для плача может быть обычный дискомфорт . Он может быть вызван чем угодно (неправильное пеленание, неудобная одежка, складки на одежке, неудобная кроватка и т.д.). Сюда же можно отнести и вероятность того, что ребенок просто залежался в одном положении и хочет сменить его. В таких случаях ребенок скорее хнычет, чем плачет. Хныканье постепенно перерастает в крик. Малыш может начать махать ручками и ножками, как будто пытаясь перевернутся или изменить свое положение.
- Температурный дискомфорт вполне может заставить новорожденного плакать. В данной ситуации два варианта.
Если ему жарко, то ребенок начинает хныкать, кожа может немного покраснеть, не исключено появление сыпи (потниц). Грудничок в таких случаях старается высвободить тело из одежды или пеленок.
Температура может подскочить до 37,5 (если выше немедленно отнесите ребенка к врачу). Изначально следует устранить возможный негативный фактор (к примеру, если это случилось во время прогулки, то отнесите малыша в тень). Не одевайте ребенка слишком тепло (особенно в жаркое время года), также в теплый период лучше не пользоваться многоразовыми подгузниками, а использовать тонкие пеленки. В ночное время не стоит укутывать малыша пятью одеялами (это излишне и может привести к дискомфорту для младенца). Если ситуация противоположна и ребенок замерз, то плач может быть пронзительным, после более тихим но продолжительным (может начаться икота). У ребенка, который замерз, могут похолодеть конечности спинка или животик. В таких случаях просто оденьте младенца теплее.
- Грудной ребенок может плакать во время кормления . Причин для плача в такой ситуации очень много. Если у малыша насморк и забит носик, то это может свидетельствовать о том, что ему просто трудновато дышать во время кормления. Но также плачь ребенка, во время кормления может возникнуть из-за более серьезных факторов. К примеру, различные воспалительные процессы (воспаление слизистых или среднего ушка). При отите грудничку больно глотать. Даже голодный ребенок, после первого глотка, сразу начнет отворачиваться от груди и плакать. В таких случаях следует обратиться к врачу. Кроме этого плачь во время кормления наблюдается у малышей, у которых зафиксировано повышенное внутричерепное давление, что является результатом родовой травмы. В этой ситуации срочно обратитесь к врачу.
- Очень часто новорожденный может плакать из-за колик .
В основном колики возникают по причине еще не полностью сформировавшейся пищеварительной системы у новорожденных. Также колики могут появиться из-за смены рациона кормящей мамы. это возрастная сложность, и со временем новорожденный ее просто перерастет.
Это естественный процесс в организме младенца и предотвратить его нельзя, но можно ослабить болезненные ощущения. Можно чуть нагреть животик малыша (к примеру, приложив его животик к своему). Еще можно проконсультироваться у врача по поводу приема некоторых медикаментов (сейчас в аптеках множество лекарств помогающих преодолеть кишечные колики).
- Малыш может плакать после кормления . Это связано с тем, что он захватил вместе с едой немного воздуха, что в свою очередь может вызывать боли в животике. В таких случаях ребенок может поджимать ножки или хмуриться. В данной ситуации следите за правильностью кормления. Если новорожденный вскармливается грудью, то необходимо следить, что бы он брал в ротик сосок вместе с его ореолом. После кормления походите с малышом (нося его в вертикальном положении) минут 10 или пока он не срыгнет.
- Новорожденный может плакать из-за опрелостей - кожное раздражение, которое чаще всего возникает из-за мокрых подгузников. Необходимо регулярно следить чтобы малыш находился в сухости и комфорте.
- Плач у ребенка, может возникать во время мочеиспускания . Это свидетельствует о воспалительных процессах в мочевой системе (может сопровождаться повышенной температурой). В таких случаях следует незамедлительно обратиться к врачу.
- Плач ребенка, может возникнуть при запоре . Лучше всего кормить малыша грудью, но если такой возможности нет и ребенок вскармливается смесями, то следует следить за его обильным питьем. Пусть он пьет водичку или специальные чаи. Следите за правильным приготовлением смесей, исключая приготовление их густых вариантов. Также запор может быть вызван раздражением заднего прохода. Следите за гигиеной малыша и подмывайте его (после каждого раза как он сделал свои дела).
- Усталость как одна из причин плача ребенка. Новорожденным тоже свойственно уставать. Помогите крохе уснуть (покачайте его на руках, тихонько спойте ему и т.д.).
Совет: желательно исключить раздражающие факторы (очень яркий свет, громко включенный телевизор и т.д.).
Иногда происходит наоборот. Малыш еще не хочет спать, хотя время уже пришло. В таком случае не стоит заставлять малыша спать, а лучше распеленать его и дать еще немного погулять (только не сильно долго, что бы не сильно выбиваться из графика).
- Скука тоже свойственна малышу. Ребенок может хотеть простого внимания или общения. Просто возьмите его на ручки, поговорите с ним, спойте ему и т.п.
- Если никаких видимых причин для беспокойства или плача малыша нет, то возможно у него легковозбудимая нервная система . В таком случае малышу необходимы частые прогулки. Также следует исключить раздражающие факторы (яркий свет, громкая музыка и т.д.).
Оберегайте своего малыша и следите за его здоровьем с самого начала жизни, что позволит Вам вырастить здорового и сильного крепыша.
Видео почему новорожденный ребенок плачет
Как понять, почему плачет недавно родившийся ребенок?
Срочно вызывать врача или удастся справиться своими силами?
Эти вопросы часто задают молодые мамы на форумах и в социальных сетях.
Причина — в незнании правил поведения. Младенец учится жить в новом пространстве. У родителей нет опыта общения с незнакомцем. Узнайте, как понять младенца, что предпринять для облегчения его страданий. Научитесь подстраиваться друг под друга.
Отчего может плакать малыш недельного возраста? Причины и рекомендации
Новорожденным детям свойственно привлекать внимание окружающих криком: по-иному выражать свои потребности они не умеют. Плач младенца — это проявление реакции организма на боль, голод или страх.
Сложнее определить причину крика у малыша до одного месяца. Это период активной адаптации организма к новой для новорожденного ребенка среде. Чем старше несмышленыш, тем легче определить источник беспокойства. После насыщения одномесячный ребенок засыпает на 1,5- 2 часа. У накормленного младенца меньшего возраста нередко появляются другие причины для плача (например, колики).
В зависимости от характера и темперамента, каждый малыш по-своему проявляет недовольство. Есть темпераментные дети, которые на незначительный дискомфорт реагируют десятками децибел крика. Иное дело — тихони. Терпеливые крохи сосредоточены на себе и не стремятся завладеть вниманием окружающих людей. Частая реакция интровертов — кряхтение и хныканье.
Дополнительная помощь — чтение «языка» тела младенца:
- сгибание и разгибание ног;
- размахивание руками;
- движения мышц лица.
Плач ребенка: что делать для преодоления истерики?
Многих мам волнует вопрос: «Надо ли брать малышей на руки?». Ответ зависит от приспособляемости младенца и причины недомогания. Если источник дискомфорта не устранен, бесполезно успокаивать ребенка.
Проверенная временем методика - взять младенца на руки, и покачивая, спеть колыбельную. Как вариант, поставить музыку в стиле “релакс”, мелодичную классику. Малыш быстро заснет. Обратная сторона проблемы - младенец учится манипулировать взрослыми людьми.
Обязательное условие для прекращения крика — ровный настрой. Родителям категорически запрещается кричать, грозить и размахивать руками. В этом случае естественная реакция крохи — усиление плача, повышение внутричерепного давления и температуры.
Неполный перечень мотивов для крика:
- голод;
- метеозависимость;
- переполнение впечатлениями или недостаточность;
- неподходящие условия для сна и бодрствования;
- халатное отношение к родительским обязанностям;
- невнимание, усталость и неуверенность молодых родителей;
- ощущения крохи, вызванные болезненными проявлениями:
- недоразвитостью некоторых органов: желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), крайней плоти;
- аллергическими реакциями на коже, порезами, вывихами, ранами;
- послеродовыми осложнениями;
- наследственностью.
Как понять причину по звукам плача младенца возрастом до одного месяца?
Существует несколько методик, изучающих плач новорожденных детей. Специалисты наблюдали за поведением малюток в домашних условиях. Крики исследовали на устойчивость, длительность, раздражительность, частоту звуков. Интересное наблюдение: у новорожденных мальчиков и девочек характерных отличий не обнаружено.
Типы плача младенца
- хныкающий: прерывистый, монотонный; сразу видно, что ребенок тужится, чтобы производить звуки;
- призывный: по характеру тонов похож на хныкающий, но плачет кроха без видимых усилий;
- жалобный: тихий, непрерывный, надрывный, кряхтящий звук;
- интенсивный: мощный, громкий, нередко начинается с низкого тембра, по нарастающей переходит к высоким звукам, нередко — с захлебываниями.
Характер крика зависит от причины.
- Плач от голода начинается с хныканья ребенка. При отсутствии реакции — увеличивается громкость и уменьшается по частотности. На последней стадии — крик переходят в непрерывный рев.
- Плач от боли — жалобный, если недомогание слабо выражено, — хныкающий. У внезапно начавшейся боли тембр и громкость — интенсивные. Иногда плач переходит в истеричную фазу. От родителей требуется немедленная реакция, если плач внезапно прекращается, — это тревожный сигнал, требующий реагирования родителей. Лучше — вызвать скорую помощь.
- Плач от страха начинается со звуков верхнего регистра: громких, нередко — сразу с захлебыванием.
- Плач от дискомфорта, не связанного с болью, — хныкающий.
Что делать, когда новорожденный малыш часто кричит?
В моде - рекомендации придерживаться строго режима: по часам вставать, кормить, гулять, купать. Этому учат в школах молодым мам, советуют при выписке из роддома, пишут в книгах и СМИ. Много руководств, объясняющих причины поведения малыша. На практике молодые родители сталкиваются с нерезультативностью рекомендаций.
Организм человека — сложная система, у каждого человека — со своими особенностями. Рекомендации педиатров составлены на основании статистики. Поведение конкретного ребенка отличается от действий сверстников. Родители должны учитывать наработки педиатров, но делать окончательные выводы — с учетом индивидуальности младенца.
Как большинство младенцев сообщают о голоде, несоответствии условий, опрелости, коликах?
Проявления голода у новорожденного младенца
Частая причина недоедания крохи — отсутствие опыта у родителей. Организм темпераментного ребенка с хорошей наследственностью требует много энергии. У болезненного и тихого младенца двигательная активность ниже, потребность в материнском молоке выражена слабее.
К причинам недоедания относят скудность молокоотделение. Мамам важно вовремя выявить причину плача, добавив в рацион питания искусственные смеси. Еще один источник плача - обильное срыгивание молока во время или после кормления.
Младенец проявляет голод поведением:
- издает звуки, напоминающие ворчание;
- начинает капризничать;
- переходит в громкому и практически непрерывному плачу.
Характерные признаки плача: новорожденная кроха открывает рот и слегка причмокивает губами.
Существует два метода проверки.
- Приложить к губам лежащего в коляске ребенка согнутый мизинец. Если малыш голоден, об этом сообщит его беспокойное поведение, поворачивание головы в разные стороны, вытягивание корпуса вслед за пальцем.
- Когда мать берет ребенка на руки, младенец беспокойно ищет грудь.
Климатические условия
У взрослых людей кожный покров — это барьер, который препятствует перегреву или переохлаждению. У младенцев функция теплообмен — в стадии формирования. Грудные дети остро реагируют на любое изменение температуры.
Одни малыши хорошо переносят жару, но чувствительны к прохладе, другие — наоборот. Один из «барометров» для определения температурных параметров — запястье новорожденного ребенка.
К характерным признакам переохлаждения относятся: сначала — жалобный плач, затем — возникновение икоты. Икота периодически переходит во всхлипывающий плач.
Внешний вид кожи — бледный. При прикладывании ладони — ощутимое охлаждение кожи ребенка.
У новорожденного младенца, который перегрелся, багровеет кожа. Инстинктивно новорожденный ребенок сучит ногами и машет руками. Если младенец спеленутый, — начнет изгибаться. Проявления перегрева — громкий захлебывающийся плач.
Некоторые грудные дети от рождения метеозависимые. Они остро реагируют на явления, к которым малыш, в силу малого жизненного опыта, не приспособился:
- оттепели на мороз;
- жары на прохладу.
Немаловажны показатели: сила ветра, давление, влажность воздуха.
Опрелости у новорожденного малыша
Частая причина плача — мокрые подгузники. Об опорожнении желудка (или мочевого пузыря) новорожденный ребенок сообщает кряхтением, который постепенно переходит в интенсивный крик. Если родители недостаточно быстро реагируют, возникают раздражения в промежности, на ягодицах и складках ног. Чтобы унять зуд, младенец тянет к попе и расчесывает половые органы.
Признак мокрых пеленок: ребенок изгибается, ерзает по постели, пытаясь переместиться на другое место. Если руки свободные, — хватает складки или края пеленки.
- вместо многоразовых подгузников использовать марлю, хлопчатобумажные пеленки, старые простыни;
- после каждого опорожнения мочевого пузыря (или желудка) — смазывать раны и опрелости специальным кремом или лечебным препаратом.
Если раздражения кожи заметны, но раны не появились, — применять специальные подгузники (с биопрепаратами), предназначенные для ночного отдыха.
Плач от коликов
Колики — это боли в виде спазм, на которые новорожденный ребенок реагирует плачем. Характерны для детей с рождения до 3-4 месяцев. При кормлении малыш заглатывает воздух. Младенец много ест: ферменты не успевают переварить всю поступающую в желудок пищу. Образуются газы. По мере адаптации организма, количество и качество ферментов начинает соответствовать массе пищи.
У каждого ребенка есть характерные признаки и период возникновения колик. У одних детей — это ранее утро, других — днем, третьих — в вечернее время При коликах большая часть младенцев бросает грудь и начинает кричать.
Внешние проявления беспокойства от колик: покраснение кожи, громкий захлебывающийся крик. Освобожденный от пеленки, младенец сильно энергично размахивает ногами и руками.
Способ успокоения — в нахождении положения, которое новорожденному ребенку приносит облегчение, Один ребенок успокаивается в классической позе: лежа в горизонтальном положении на руках у матери. Иные — предпочитают положение «столбиком» (когда головка младенца покоится на плече у родителя или опирается о подбородок).
Хороший результат: положить новорожденному ребенку на живот что-то теплое, например, поглаженную пеленку или теплую грелку. Как вариант, обвязать вокруг корпуса шерстяной платок.
Это наиболее вероятные причины, объясняющие постоянный плач детей в возрасте до 1-3 месяцев. Родителям необходимо:
- изучать наработки специалистов;
- наблюдать за состоянием новорожденного ребенка;
- регулярно советоваться со своим педиатром.
Ваш ребенок часто плачет, а вы не видите для этого никаких причин. Поверьте, такого не бывает. Причина для слез всегда есть. О том, почему малыш может плакать, как выяснить причину, как предотвратить слезливость, вы и узнаете из замечательной книги практикующего детского психиатра Алевтины Луговской. Воспользовавшись ее советами и рекомендациями, вы не только измените характер малыша, но и узнаете, как стать ему и мамой, и настоящим другом.
Глава 1. Почему малыш плачет?
Давайте для начала, дорогие родители, разберемся, что же такое детский плач и чем он может быть вызван. Выяснить это важно, потому что только зная корни слез, можно устранить и то и другое. И еще хочу сказать, что неверно думают родители, которые, не поняв, почему дитя бесконечно льет слезы, считают тем самым плач беспричинным. Поверьте, такого не бывает.
Плач – сигнал, рефлекторно возникающий у грудных детей из-за чувства голода, жажды, желания спать и позывов к естественным оправлениям. В последующем плач сигнализирует о любом неприятном, непереносимом чувстве, доходящем до степени аффекта: остром беспокойстве и страхе, печали и тоске, раздражении и возбуждении.
Разнообразные функции плача – каприз (истерика), протест, просьба, требование, жалоба (обида), плач-сигнал, плач-разрядка – составляют сложную психологическую структуру, то есть своеобразный язык.
Для постороннего слуха детский плач – неприятный раздражитель. Мама всегда умеет уловить в нем нотки, указывающие, чего хочет ее малыш. Если взрослые пытаются использовать любые средства, чтобы прекратить детский плач, они рискуют не просто увеличить дистанцию между собой и ним, но и воздвигнуть настоящую стену равнодушия и непонимания.
Однако есть дети, которые плачут явно больше других. Они проливают слезы по каждому поводу: сочувствуя любимым персонажам сказки или увидев мертвую бабочку, слыша крики и громкие голоса, испытав физическую боль или вступая с кем-то в конфликт.
Плач является сильным психическим переживанием, своего рода эмоциональной встряской, возникающей на фоне предшествующего напряжения, возбуждения или заторможенности.
Он может быть следствием разрядки напряжения, подобно переполненной грозовой туче, из которой проливается дождь. Облегчение, испытываемое после плача, в какой-то мере способствует улучшению настроения, представляя таким образом средство регуляции эмоционального тонуса.
Иногда плач говорит об ограничении жизненно важных интересов и потребностей, с которыми не может примириться ребенок, об унижении его чувства собственного достоинства, оскорблении и обиде. Часто он возникает как способ привлечения внимания родителей, как своеобразная просьба помочь, вмешаться, разрешить ту или иную волнующую проблему. У эмоционально безучастных родителей плач малыша в этом случае достигает градации крика отчаяния, как бы призывая их быть более отзывчивыми к нему. Он таким образом жалуется на того, кто его обидел, на плохое самочувствие, боль, неспособность реализовать свои желания.
Многие родители жалуются на неспокойное поведение детей: капризы, раздражительность, слезы из-за каждого пустяка, переходящие в истерики, когда ребенок падает на пол, начинает биться ногами или руками. Надо постараться выяснить причину такого поведения и попытаться ее устранить.
Особенно часто у матери вызывает тревогу ничем не объяснимый крик грудного младенца. В таких случаях, если вы убедились, что видимой причины для беспокойства нет, и врач, осмотрев его, сделал заключение, что он здоров, не следует по каждому его крику подбегать к нему, брать на руки и ублажать, невовремя кормить, только чтобы успокоить. Иначе грудничок привыкнет к тому, что криком он может добиться всего, чего хочет. Неправильные приемы успокоят его только на короткое время.
Начнем с того, что плачем в первые годы своей жизни малыш выражает естественные потребности, то есть хочет есть, пить, справить нужду или ему неуютно в мокрой одежде. Ребенок еще не умеет говорить и выражает все свои желания через плач, привлекая этим самым внимание родителей.
Позже, когда малыш научится произносить свои первые слова и, казалось бы, уже должен ими выражать свои желания, он все равно плачет и капризничает, если чего-то хочет. Это происходит рефлекторно, потому что в подсознании заложена информация о таком способе исполнения желаний.
Нервная раздражительность часто возникает у него в том случае, если он неотступно требует невозможного. Порой предмет этот ему совсем не нужен, просто криком и слезами он привык добиваться своего.
Возможна и ситуация, что уже в раннем возрасте ребенок приучен быть спокойным и веселым лишь в присутствии взрослых. Он чувствует себя комфортно лишь тогда, когда рядом кто-то находится, на него обращают внимание. А это нежелательно, так как чревато неприятными последствиями.
Если малыш не находит себе занятия и испытывает потребность в непосредственном контакте с родителями, он может выразить свое желание, чтобы привлечь внимание взрослых, слезами, хныканьем, жалобами на различные несчастья и таким образом достичь своей цели. Если он совсем маленький, его возьмут на руки и попытаются успокоить, то есть проявят какое-то внимание.
Общение очень много значит для малыша. Правильно поступают те родители, которые уделяют этому достаточное внимание. Но не стоит и потакать и исполнять все прихоти: давать все, что ни попросит, постоянно брать на руки и неотступно находиться рядом, отбросив все дела и заботы.
Примерно на шестой неделе жизни, часто при наступлении вечера, малыш начинает плакать, корчиться, проявлять признаки болезни. В то же время он чистый, выпил достаточно воды, ему не жарко… Это состояние называется «вечерним беспокойством». Не пугайтесь. Такое часто бывает, но проходит, так как соответствует фазе беспокойного пробуждения, которая исчезает к третьему месяцу жизни. У него нет другого способа разрядить напряжение, накопленное за день, и он разряжается таким вот способом. Считайте, что это – трудности приспособления новорожденного к ритмам дня и ночи.
Когда у малыша начинают резаться зубки, он становится очень раздражительным и плаксивым. Зубки – очень болезненный процесс: десны набухают, чешутся и болят, сильно бежит слюна, у него поднимается температура.
Плач может являться и следствием эмоционального расстройства, когда малыш боится или не в состоянии выразить вслух свои чувства и желания. Такое возможно при контакте с чужими, незнакомыми ему людьми. Часто на улице или в транспорте мы слышим такие выражения: «Прекрати верещать, а то отдам тебя дяде!» или « Будешь тетю ножками пинать, она заберет тебя с собой!»
Обычно такие угрозы дают отрицательный результат. Но есть дети с очень чувствительной и ранимой психикой, на них подобные предупреждения производят очень сильное впечатление, вызывают страх. А слова «Давайте, давайте, я ее к себе заберу!» могут вызвать панический ужас от перспективы провести всю жизнь в обществе чужих людей. Ведь малыш принимает все сказанное за чистую монету.
Такие угрозы развивают у детей стойкое неприятие посторонних людей, и в дальнейшем ведь свободно и непринужденно они чувствуют себя лишь в знакомой обстановке, в кругу близких и родственников.
Если малышу холодно или жарко, а он не знает, как об этом сказать, он, естественно, начинает плакать. Так же он выражает свои эмоции, когда оправится в штанишки. Конечно, кому понравится ходить в мокрой одежде! И малыш громким криком призывает исправить досадные недоразумения.
Раздражительность, слезы и капризы иногда являются следствием перегрузки впечатлениями, когда вы ведете его по магазинам, в гости, гуляете в парке, идете в зоопарк или катаетесь на каруселях, где много народа и шума. Малыши по-разному реагируют на шумы и большое скопление людей: кто-то быстро привыкает, а кто-то очень боится и даже может в результате заболеть.
Малыш не хочет ложиться спать, поэтому начинает капризничать и плакать. Всей вашей нежности может оказаться недостаточно при нежелании ребенка ложиться спать, его плач наполняет все уголки дома. Для разрешения этой ситуации потребуется много терпения. К такому плачу следует относиться, как к процессу постепенного перевоспитания, вроде отвыкания от вредной привычки.
Детям, как и взрослым, тоже снятся сны. Но так как ребенок не может пока найти объяснения многим предметам и явлениям, они, естественно, его пугают. Как известно, нам чаще всего снятся сны, связанные с предыдущими событиями. И если ему приснилось что-то незнакомое, непонятное, это вызывает его страх и – как следствие – слезы. Другими словами, малышу приснился кошмар.
Он может расплакаться не только из-за страшного сна. В мире существует очень много такого, чего ребенок еще не знает и не может объяснить, отсюда и сильный испуг, и малыш начинает плакать вплоть до истерики и болезненных спазмов.
Когда ребенок заболевает и не может объяснить, что у него болит, он начинает плакать от боли, капризничать, отказывается есть, беспокойно спит.
В первые годы жизни он находится под постоянным наблюдением участкового врача. Очень важно, чтобы он не боялся его посещения. Обычно дети связывают белый халат с болью, уколами, неприятным ощущением, когда его слушают или смотрят горлышко, и начинают плакать, вплоть до истерики, упираются, дерутся, не дают врачу сделать осмотр, отталкивают его руки.
Плач – естественная реакция, если малыш упал или ударился. Конечно, ему же больно. Дети вообще очень серьезно воспринимают свои неудачи. Даже если он несильно ударился, все равно сделает из этого целую трагедию, ведь ему важно, чтобы на него обратили внимание, посочувствовали и пожалели.
Иногда дети не хотят надевать то, что им предлагают родители, – и опять капризы, слезы и прочие действия вплоть до раскидывания одежды.
Не все ребятишки быстро привыкают к садику. Иногда для их адаптации к новой обстановке и привыканию к другим детишкам необходимо приложить очень много усилий и терпения. Ведь ребенок считал естественным, что с ним всегда должна быть мама. Попадая в незнакомую обстановку и теряя из вида родителей, малыш пугается и начинает искать их, выражая свое недовольство плачем.
Он может плакать, если его обидели другие дети. Например, его толкнули, не поделили игрушку, отобрали книжку с интересными картинками…
Плачем он выражает недовольство, когда у него что-нибудь не получается. Например, ребенок попытался самостоятельно, но безуспешно надеть носочки. Носочек переворачивается, ножка никак не хочет в него попадать. Малыш начинает нервничать и плакать, как бы привлекая внимание взрослых, чтобы ему помогли.
В первые годы детишки сильно потеют, оправляются на пеленки или в ползунки. Все это отрицательно сказывается на состоянии их кожи. Поэтому очень важно регулярно купать их. Но не все любят водные процедуры и выражают свое недовольство криками и плачем, устраивают «концерты», привлекая внимание не только родных и близких, но даже и соседей, которые с недоумением прислушиваются к громким крикам за стенкой и мучительно гадают, что же такого делают с ребенком, раз он так надрывно плачет.
Слезы могут быть результатом наказания. Они вообще очень влияют на психическое развитие ребенка. Он может замкнуться, озлобиться, так как видит связи между своим поведением и наказанием, оценивая его только как насилие со стороны взрослых.
Особенно обидным кажется малышу наказание без причины, когда он совсем не виноват. Например, на прогулке кто-то толкнул его в грязь, естественно, он испачкался, испугался и расплакался. Придя домой, он ищет сочувствия у мамы, а она начинает на него кричать, потому что ей опять придется стирать. Она ведь не разобралась в ситуации, не расспросила его о том, как это произошло. В результате дитя, зареванное и обиженное, стоит в углу, отбывая наказание.
Плачущий ребенок, будучи в состоянии аффекта, плохо воспринимает замечания, советы, приказы, значит, воспитывать при плаче бесполезно. Недопустимо наказывать его, плачущего, так как он легко может забыть, за что был наказан, да и само состояние плача по своей сути является наказанием для него.
Существует расхожее мнение, что детские слезы легко осушить. Действительно, продолжительность эмоционального состояния у малышей до пяти лет относительно невелика, но сила эмоций не уступает, а порой даже превосходит аналогичное состояние у взрослых.
Горе ребенка по поводу пропажи любимого котенка не менее велико, чем горе взрослого, потерявшего близкого человека. И отмахнуться от него в такой ситуации просто нельзя, даже если он забудет об этом через две недели. А страх быть брошенным в раздевалке детского садика? Взрослым кажется, что 15 минут ничего не изменят, и они ошибаются.
Переживания и эмоции требуют больших силовых затрат, поэтому не перенасыщайте день малыша комплексом событий, пусть даже и приятных. Это может вызвать неожиданную рвоту, капризы, слезливость и расстройство сна.
Глава 2. Что делать родителям?
Нельзя вообще не обращать внимания на плач сынишки или дочки. Этим можно нанести непоправимый урон доверию к взрослым. Когда плач носит явный характер истерики, самое лучшее – не подкреплять его повышенным вниманием, а предоставить возможность выходу нервного напряжения. В остальных случаях с плачем следует разобраться, что возможно только при доверительном контакте и гарантии отсутствия наказания.
Прежде всего малыш плачет, выражая естественные потребности. Это очень легко выяснить, предложив ему поесть или попить. Он плачем сообщает, что у него мокрая пеленка или одежда. Проверьте и смените их. Ребенок постарше, возможно, так просится на горшок. Действовать в такой ситуации проще простого: посадите его на горшок и побудьте с ним, отвлеките разговором или покажите игрушку.
Он может расплакаться, если ему жарко или, наоборот, холодно. Это вы определите по состоянию его кожи: кожа будет мокрой, потной, если ему жарко, и прохладной, пупырышками (гусиная кожа) – если малыш замерз. Выяснив причину, постарайтесь ее устранить. Вообще, детишкам очень нежелательно перегреваться, это для них страшнее холода. Не делайте из него неженку, не закутывайте его, превращая в капусту, это быстрее приведет к заболеваниям.
Плаксивость и капризы чаще всего являются следствием болезни. Он может раскричаться потому, что у него болит животик, отсутствует стул больше положенного времени. Для устранения дискомфорта используйте легкий массаж живота. Массаж выполняется по часовой стрелке, поглаживающими движениями. Следите, чтобы ваши руки были теплыми, используйте детский крем для лучшего скольжения рук по его телу.
Если эффект отсутствует, выведите газы. Для этого положите малыша на левый бочок и сгибайте его ножки, прижимая их к животику. Можно использовать другой метод – вставить газоотводную трубочку. Последним средством, если отсутствует положительный результат, является клизма. Положите малыша на левый бок и сделайте клизмочку теплой кипяченой водой.
При проявлении какого-то серьезного заболевания ни в коем случае не занимайтесь самолечением, ведь вы не знаете, чем болен ребенок. Вызовите участкового врача на дом. Первыми симптомами болезни, как правило, являются вялость, сонливость, отказ от еды. Обратите внимание на состояние кожных покровов, посмотрите горлышко, проверьте стул. Обязательно измерьте температуру тела.
Как известно, когда ребенок болен, у него снижается аппетит, поэтому не пичкайте его через силу, не давайте еды как можно больше. Еще один важный момент: даже если малыш болен, не удерживайте его насильно в постели. Поскольку постоянное пребывание в постели сопровождается плачем в связи с нежеланием лежать, знайте, что энергии на слезы малыш затратит не меньше, чем на ходьбу.
Оденьте его соответственно температурному режиму, но ни в коем случае не половину гардероба – перегрев очень опасен для детей, особенно когда они больны.
Нередко случается, что и после выздоровления сохраняется нервозное и плаксивое состояние. Наберитесь терпения. Не отвечаете ему своими раздражением и криками, а в первую очередь позаботьтесь о строгом соблюдении установленного режима в соответствии с состоянием и возрастом ребенка: вовремя укладывайте его спать, правильно кормите и почаще бывайте на свежем воздухе. Уделите своему ребенку как можно больше заботы и ласки, ведь даже взрослый человек, когда болен, требует к себе повышенного внимания. Постарайтесь отвлечь его от последствий, к которым привела болезнь (слабость, неуравновешенность), не нарушайте привычный режим, это может только навредить.
Ребенок плачет, капризничает, не хочет идти на прием к врачу. Прежде всего необходимо поговорить с ним, объяснить, почему вы идете в поликлинику и как будет проходить этот визит. Отношения ребенка и врача складываются через родителей, ведь это они приводят его на прием, объясняют причину прихода, симптомы заболевания. Поэтому очень важно объяснить ему, что в таком визите нет ничего страшного, что ему не сделают там больно. Ни в коем случае нельзя ребенка пугать уколами и больницей. Представьте себе, что вы можете на всю жизнь вселить в малыша страх и неприязнь к людям в белых халатах.
Ребенок капризничает, плачет, не хочет укладываться спать. Конечно, ведь с первых дней жизни он привык к вашему постоянному присутствию, не хочет расставаться, оставлять игрушки и идти в постель. Ему необходимо, чтобы вы какое-то время побыли рядом. Сядьте на край кровати, расскажите ему какую-нибудь добрую историю, сказку, почитайте книжку или просто посмотрите с ним картинки. Можете тихонько спеть песенку или просто поговорить о прошедшем дне.
Это позволит малышу спокойно завершить свой день. Расспросите его о том, что интересного произошло, поделитесь с ним своими делами, но сделайте это так, чтобы ему было понятно. Его любимая игрушка должна находиться рядом, чтобы он мог до нее дотянуться. Ведь дети очень любят спать с игрушками. В этот момент вы должны уделить малышу максимум внимания и ласки, так как это очень важно для него и для вас и способствует укреплению ваших отношений.
Иногда малыш, наоборот, капризничает потому, что хочет спать, но никак не уснет. Побаюкайте его, приласкайте, сделайте расслабляющий массаж. Побудьте с ним немножко, постарайтесь настроить его на сон.
Чтобы приучить малыша добровольно укладываться спать, первым делом необходимо успокоить его. Пусть он поплачет несколько минут, затем подойдите и приласкайте его. Постепенно увеличивайте разрыв времени перед приходом к нему, когда он начинает плакать. Со временем он поймет, что его не покинули, когда он спит, любящие родители рядом. Вы дадите ему понять, что любите его, что вы всегда с ним. Так он успокоится, привыкнет и будет засыпать без капризов.
Если малыш отказывается есть, не кормите его насильно, не кричите на него. Запаситесь терпением. Скажите, что есть надо, чтобы вырасти большим и здоровым, например как папа; посадите на стол игрушку и «покормите» ее, чередуя – одну ложку кукле, другую – ему. Есть еще один общеизвестный способ – это съедать по ложке за каждого из членов семьи: за папу, за маму, за бабушку…
Ваш малыш не любит и не хочет купаться. Что же делать в такой ситуации? Прежде всего постарайтесь объяснить ему, для чего это делается. Расскажите, как важно соблюдать чистоту тела. Вспомните сказку «Мойдодыр» про мальчика, от которого убежала вся одежда, потому что он был грязнулей. Напомните ему, как он болел в последнее время, и постарайтесь убедить, что если он будет купаться, никогда не заболеет.
Используйте самые различные игрушки, которые можно мыть. Сейчас существует множество заводных водоплавающих игрушек, способных отвлечь его при купании. Попускайте вместе мыльные пузыри. Самое главное – вы должны находиться рядом, ни в коем случае не оставляйте малыша одного в ванной, потому что он не только может захлебнуться, но и очень напугаться воды.
Иногда нежелание купаться связано с попаданием мыла или шампуня в глаза. У него сохраняются неприятные ощущения, поэтому он начинает плакать. Используйте специальные моющие средства для детей, которые не вызовут раздражения при попадании в глаза.
Малыш упрямится и не хочет одеваться, начинает нервничать, плакать, раскидывать одежду. Выясните, почему он протестует. Может, он хочет надеть свою любимую вещь, позвольте, если это возможно, сделать ему выбор самому. Или, показав вещь, заинтересуйте каким-нибудь узором, скажите, что кофточка или штанишки красивые, теплые и удобные.
Иногда малышу не нравится одежда, потому что ему в ней неудобно, но он не может выразить это словами. Если вы идете на улицу, а дитя возражает против теплой курточки, объясните, что на улице холодно, покажите, что вы тоже тепло оденетесь. Но ни в коем случае не переходите на крик, не одевайте ребенка силой. Это отрицательно скажется на ваших дальнейших отношениях.
Малыш растет, развивается, учится, приобретает какие-то навыки. Когда у него что-то не получается, он может расплакаться, раскидать предметы, игрушки. Плачем в данном случае он призывает вас на помощь, так как сам не может справиться. Выясните, чего он хочет. Помогите ему это сделать, но не кричите на него, и уж тем более не стоит помогать ему молча. Примерно это может выглядеть так: «Давай я тебе помогу. Я покажу тебе, как это сделать, а ты повторишь» или «Давай сделаем вместе».
Ребенок не хочет идти в ясли или детский садик. Учтите, что он попадает в незнакомую ему обстановку и период адаптации может быть самым различным – кто-то привыкает очень быстро, а другому потребуется больше времени. Ведь малыш лишается вашего присутствия и очень боится остаться в незнакомой обстановке без вас.
Объясните ему, зачем вы отдаете его в садик. Постарайтесь внушить, что вы это делаете не для того, чтобы избавиться от него, не потому, что он вам надоел, вы устали или у вас есть более важные дела, а чтобы помочь ему интересней и насыщенней проводить время.
Чтобы малыш быстрее адаптировался, нужны усилия и терпение. Ни в коем случае нельзя силой тащить ребенка в садик, кричать на него и пугать тем, что вы его не заберете домой, если он не перестанет плакать. Постарайтесь, чтобы хождение в детсад не стало для него психологической травмой, а, напротив, оказалось радостным событием. Следует его заранее подготовить к этому.
Придя в садик, малыш уже должен иметь навыки умывания, самостоятельного одевания, садиться на горшок. Следовательно, заранее прививайте ему необходимые бытовые навыки, чтобы у него оставалось побольше времени для игр и не было обидных проблем, связанных с неумением что-то делать самостоятельно.
Подробнее расскажите о детском садике, о том, чем ребенок там будет заниматься. Обязательно скажите, что он уже большой и вы гордитесь им, ведь он может теперь ходить в садик, как вы – на работу.
Постарайтесь убедить его, что в садике не обидят, что там есть другие ребятишки, игрушки. Можете взять с собой его любимую игрушку, чтобы ему было спокойнее, так как кусочек дома и всего того, к чему он привык, находится с ним. Не убегайте сразу же, как приведете малыша. Не спеша разденьте его и за руку проведите в группу, заинтересуйте его чем-нибудь, чтобы малыш отвлекся.
Есть дети, которые очень долго не могут привыкнуть к садику, боятся туда ходить, сопротивляются, плачут. В группе они забиваются в угол, ни с кем не играют, избегают воспитателей. Прежде всего попытайтесь поговорить с ребенком, установите причину, может быть, к нему плохо относятся воспитатели или обижают другие дети?
В садике в ходе общения у малышей, как и взрослых, могут возникать конфликтные ситуации. Чаще всего это происходит из-за игрушек. Его могут толкнуть, обидеть, отобрать игрушку, с которой он хотел поиграть. Поговорите с ним и, выяснив причину, попытайтесь ее устранить, но это не значит, что вы срочно должны перевести малыша в другие ясли или садик. Наберитесь терпения, действуйте постепенно, подробно расспрашивайте его о том, чем он занимался, с кем играл. Все это поможет ему поверить, что в садике ему будет хорошо, и он прекрасно может играть до прихода мамы с другими детьми.
Как известно, дети очень любят подвижные игры, любят побегать и очень часто падают, пачкаются. Нельзя за это наказывать, кричать. Это ведь естественно для его возраста и очень полезно для его развития. Представьте, что получится из ребенка, если он будет смирно сидеть на стульчике, лишившись привычной подвижности? Может развиться мышечная слабость, он будет больше предрасположен к заболеваниям, отстант от сверстников.
Если малыш упал, сильно стукнулся, содрал коленки, не кричите на него, он и без того напуган. Постарайтесь успокоить, отвлечь, осторожно обработайте ранки. Объясните, что это не так страшно и скоро заживет.
Если малыш «перегрузился» впечатлениями, ему трудно понять и воспринять большой объем полученной информации «переварить» ее, он начинает капризничать, плакать. Надо поговорить с ним о его впечатлениях, постараться выяснить, что его раздражает или, наоборот, заинтересовало. Если ему что-то непонятно, не отмахивайтесь, постарайтесь объяснить ему так, чтобы он понял.
Ни в коем случае нельзя пугать и обманывать ребенка. Потрясение, вызванное испугом, может пагубно сказаться на его психике, он может начать заикаться, подергиваться, будет бояться темноты, громких звуков, комнаты, в которой никого нет. Если малыш капризничает, плачет, ни в коем случае не пугайте его волками, ведьмами и другими страшными персонажами, это может привести к развитию психических заболеваний.
Иногда малыш может расплакаться, потому что ему просто скучно. Попытайтесь развеселить его. Предложите ему какое-нибудь занятие, займитесь чем-нибудь вместе. Заинтересуйте ребенка. Посмотрите книжку с картинками, поиграйте во что-нибудь, в конце концов, просто пообщайтесь с ним. Очень часто родители отмахиваются от детей, мотивируя это своей усталостью, занятостью. Все это может достаточно плачевно закончиться. Он замкнется в себе, затаит обиду, и вы рискуете потерять не только его доверие, но и вообще ребенка как личность.
Простого и универсального рецепта здесь нет. Однако можно с уверенностью сказать, что чувствительность и ранимость являются признаками психического склада таких детей, свойствами их нервной системы. Изменить эти врожденные особенности по своему желанию нельзя. Тем более здесь не помогут, а скорее даже принесут отрицательный результат такие средства воспитательного воздействия, как уговоры, упреки, наказания, крики, насмешки. Любые насильственные меры вызовут увеличение напряжения и волнения, еще сильнее ослабят нервную систему малыша, отнимут силы и уверенность в себе.
Даже самые любящие родители не смогут оградить свое чадо от жизненных неприятностей, ведь нельзя же все время держать ребенка под стеклянным колпаком. Поэтому самая простая тактика в общении с такими детьми – не раздражаться на их плач. А вот побыть с ними рядом – лучшее средство для их успокоения. Дайте почувствовать ему, что вы готовы прийти ему на помощь, ведь это так важно для него.
Попробуйте переключить его внимание на что-то другое, дать какое-то конкретное задание, чтобы оно заинтересовало малыша и, конечно, было ему под силу.
Словом, самое главное, что требуется от родителей, – это терпение. Не забывайте, что высокая эмоциональная чувствительность тесно связана с отзывчивостью, добротой, сердечностью, готовностью прийти на помощь, встать на защиту слабого, а это очень ценные человеческие качества!
Поэтому, как ни странно это звучит, прислушайтесь к детскому плачу, вникните в его смысл, а не пытайтесь как можно быстрее прервать его, осушить ребячьи слезы. Плач и слезы – язык детского общения, так не будьте глухи к нему лишь потому, что разучились говорить на нем сами.
Если ребенок боится посторонних людей, конечно же, он выражает это при помощи слез. Боязнь чужих – типичная форма дезадаптированного поведения малыша. Именно в это время он очень остро нуждается в вашей поддержке, понимании, защите. Спокойная, доброжелательная семейная атмосфера способствует снятию напряжения и позволяет достаточно легко справиться с проблемой.
Мир ребенка пока еще в основном ограничен стенами дома, двориком или детским садом, поэтому появление незнакомого лица вызывает настороженность малыша. Если посторонний человек ведет себя безобидно с его точки зрения, например не трогает его игрушки, не хватает в охапку его родителей, настороженность постепенно проходит. В противном случае, это может перерасти в панический страх и даже стойкую фобию.
Хорошо, когда родители с пониманием относятся к этой проблеме. Значит, они не позволят себе совершить насилие над ребенком только ради того, чтобы продемонстрировать перед знакомыми свои достижения в области воспитания подрастающего поколения.
Если ваш малыш плачет, не торопитесь вызывать врача или напичкивать его таблетками и микстурами, просто погладьте его по головке. Теплые мягкие руки матери коснулись малыша, погладили спинку, животик, грудку, чуть дольше задержались на лбу, и малыш успокоился.
Потрясающий эффект, правда? Но в этом нет ничего необычного. С давних времен известно, что массаж имеет успокаивающий эффект, тем более если его делает мама. Она как бы передает малышу свое тепло, спокойствие, и он перестает плакать и капризничать. Проявив максимум терпения и внимания, в будущем вы будете вознаграждены за это здоровьем и благополучием своего ребенка.
Глава 3. Мама + малыш = дружба
Как же завоевать доверие ребенка? Как вызвать его на откровенность? Родители очень часто задают себе этот вопрос, но иногда, к сожалению, слишком поздно, когда очень трудно вернуть потерянное доверие, уважение и авторитет.
Прежде всего не надо этого доверия терять. Ведь с первых же дней своего существования малыш видит в вас свою защиту и всегда бежит к маме, когда его кто-то обидит или у него что-то не получается. Так что не спешите нарушить физическое и эмоциональное единство, возникающее между вами и ребенком. Улыбнитесь, поговорите с малышом, и неважно, что он не понимает смысла ваших слов, для него главно, что с ним общаются, имеет значение интонация, с которой вы произносите слова.
Единство, установившееся между вами и малышом с первых же дней его существования, со временем, конечно же, изменится, но все равно останется единством матери и ребенка, только перешедшим в новое, осмысленное качество. Вы избавитесь от множества проблем, если станете для него не только матерью, но и другом.
Ребенок способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением. Значит, мало говорить ему, что его любят, он должен в полной мере находить этому подтверждение, чтобы не получилось так, что вы говорите ему о своей любви, а на самом деле он чувствует себя очень одиноким.
Обман приводит к тому, что ребенок постепенно утрачивает доверие к взрослым, потому что в любую минуту ожидает опасности. Постоянная настороженность нервирует его, делает пугливым и плаксивым. Ни в коем случае нельзя обманным путем добиваться чего-либо от него.
Например, если мама ушла в магазин, а папа говорит, что мама скоро вернется и принесет чего-нибудь сладенького, малыш начинает в ожидании бегать от окна к окну. А когда мама наконец-то приходит и не приносит обещанных отцом сладостей, у него появляется разочарование, и от обиды он плачет. Если такое случается неоднократно, малыш перестанет вам доверять.
Недостаток материнской любви и внимания приводит к тому, что малыш замыкается в себе, становится одиноким рядом с близкими людьми. А ведь детское одиночество – вещь довольно страшная. Родители занимаются решением своих проблем: карьерой, финансами, личной жизнью, – предоставляя ребенка самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним исключительно вопросами ухода.
Очень большое значение имеет общение со сверстниками. И если малыш стесняется сам пойти на контакт с другими детьми, ему необходимо помочь. Здесь неоценима помощь взрослых. Его нужно представить другим детям по имени, спросить, во что они играют и не примут ли еще одного участника. Обычно среди ребят всегда находится кто-то, кто берет новичка под свое покровительство, помогает ему освоиться в новой компании.
Но порой случается так, что его могут обидеть, обозвать, придумать ему обидное прозвище. После подобных инцидентов ребенок замыкается, предпочитая одиночество.
Может статься, что нелюдимым его сделал собственный проступок, вызвавший сильный эмоциональный стресс. Играя с другими детьми, малыш мог по неосторожности уронить своего товарища, попасть снежком… Вид крови и безутешные рыдания могут произвести сильнейшее воздействие на психику малыша. В результате он отказывается от привычных игр, не общается с друзьями, не выходит на улицу, часами просиживая дома, и на все уговоры отвечает потоком слез.
В этом случае нельзя его уговаривать или ругаться. Можно помочь ему восстановить душевное равновесие, поговорив, объяснив ситуацию так, чтобы у него рассеялся комплекс вины.
Занятость современных взрослых – один из признаков нашего времени, когда родители умудряются, кроме основной работы, бегать по подработкам, иметь две службы, брать дела на дом. А если ребенка воспитывает мать-одиночка? Здесь вопрос воспитания нормального, полноценного человека стоит очень остро.
Решение иметь ребенка связано с принятием взрослыми ответственности за его судьбу. Но считать себя первопричиной всего, происходящего с ним, отнюдь неправильно. Ребенок способен отвечать за свои поступки. Стоит его попросить что-то сделать самому, он поймет, что должен отвечать за свои действия. Бесконечные наставления и напутствия, а тем более сетования и причитания после его неблаговидного поступка, приведут его к агрессии.
Чтобы понять свое дитя, изменить его поведение, наладить контакт или вернуть потерянное доверие, вы прежде всего должны изменить себя. Откройте глаза. Ведь вы привыкли все ему запрещать и требовали безоговорочного подчинения. Это удобно для вас. Но постарайтесь понять, что у ребенка есть свое «я», собственные дела, стремления, потребности, самостоятельность. Осознав это, вы сможете трезво оценить ваши с ним отношения.
Проанализируйте свое поведение, свое отношение к малышу, каждый жест, слово, действие, поставьте себя на его место, и это позволит вам наладить взаимопонимание.
Важно понять, что воспитание – это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, нравственное, духовное, интеллектуальное) между взрослыми и ребенком.
Чтобы успешно воспитывать ребенка, родители непременно должны корректировать свое поведение, заниматься самовоспитанием, не подавать дурных примеров. Если же хотите добиться от него бесприкословного выполнения своих требований, которым на самом деле не следуете сами, это удастся только через меры принуждения: ребенок будет выполнять требования формально, из-за страха перед наказанием. Этот страх, в конечном счете, порождает обман, лицемерие, хитрость…
Понимаем ли мы своих детей? Понять человека значит увидеть причины его поступков, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Чтобы научиться понимать, необходимо снизить завышенные требования, которые он просто не в состоянии выполнять.
Объяснить поведение ребенка можно, проанализировав, в каких условиях происходит его развитие. Если на малыша постоянно кричали, применяли физическое наказание, у него, скорее всего, сложится потребность избегать подобных потрясений и, как следствие, проявятся такие отрицательные черты, как лживость, пугливость, недоверчивость, агрессивность…
Если малыша оберегали от труда и все за него выполняли взрослые, ребенок становится ленивым, безвольным, будет избегать любых дел, а значит – притворятся, заискивать, ловчить, обманывать.
Другой вариант, когда малыша просто избаловали: покупали дорогие вещи и игрушки, ни в чем ему не отказывали. У такого ребенка развиваются непомерные притязания, но вместе с тем и неумение беречь вещи и ценить вложенный в них труд. Запомните, что недостаток общения нельзя заполнить дорогими игрушками, вещами, беспрекословным выполнением всех его желаний.
У малыша будут слабо развиваться интеллект, мышление, способность переживать, интерес к знаниям, если вы не читали ему книжек, мало общались с ним. Ведь интеллектуальные задатки закладываются с раннего детства, поэтому общайтесь с ним, приучите его любить книги, но не заставляйте читать насильно – получите обратный, отрицательный эффект.
Иногда родители очень ревностно занимаются образованием детей. С раннего возраста нанимают репетиторов, отдают в престижные садики и учебные заведения со специальными уклонами, загружают музыкальными школами, танцами и т. д. Но как-то забывают спросить его самого о том, нравится ли ему все это. Заметьте, что очень малое число детей занимаются пением, танцами, музыкой с удовольствием.
Не загружайте малыша тем, что ему неинтересно. Попытайтесь выяснить его пристрастия и подобрать соответствующее занятие. Дайте ему право выбора, право решить самому, чем ему заняться.
С самого раннего детства развивайте способности у детишек. Пробудите в их душе внимание, возбудите представления и наблюдательность. Для этого используйте самые различные предметы, учите описывать их, рассказывать об их назначении. Развивайте умственные способности, которые помогут малышу найти себя в будущем.
Для развития у малыша чувства любви, сострадания можно завести какое-нибудь домашнее животное. Он с гордостью будет всем сообщать, что у него есть хомячок или котенок. Покажите ребенку, как правильно за ним ухаживать, чем кормить, как вообще нужно обращаться с ним. Если вы заметили, что он обижает зверька, объясните, что он тоже живой и ему больно. Расскажите, что зверек лишился своих родителей, ему очень одиноко, и необходимо, чтобы о нем кто-нибудь позаботился.
Приучите его самого заботиться о животном, и вы увидите, какой будет результат. Это воспитает в нем не только любовь к природе и животным, но поможет понять свою значимость, необходимость для кого-то, избавит от чувства одиночества. Ребенок другими глазами посмотрит на ваши с ним отношения, что поможет их укреплению.
Поймите, то, чем занят малыш, необычайно важно для него, даже если вам кажется, что это не так. Приведу такой пример из своей практики. Ко мне на прием пришла молодая мама и рассказала: «Однажды ко мне подошел сын и попросил с ним поиграть. Я в это время смотрела интересную передачу и объяснила малышу, что сейчас занята, а поиграю с ним позже. Через некоторое время, зайдя к ребенку в комнату, я увидела, что он засовывает под кровать игрушку, потом достает ее и снова засовывает. Я позвала ребенка обедать, на что получила такой ответ: „Я сейчас занят, приду попозже“.
Женщина не знала, как реагировать на такой ответ. Подобное повторялось неоднократно. Я объяснила молодой маме, что ребенок во всем подражает ей, и, на его взгляд, то, чем он занимается, очень важно для него. Поэтому ему непонятно возмущение мамы его поведением. Ведь он ждал, пока закончится важная для мамы передача. Так почему же она не хочет подождать?
Иногда, для того чтобы ребенок понял, что такое забота и уважение, ему самому необходимо о ком-то позаботиться. Например, вы пришли с работы, устали, у вас сильно болит голова, на работе неприятности. Малыш пытливо на вас посматривает, недоумевая, почему вы в таком состоянии. Попросите его принести вам попить. Расскажите ему, не вдаваясь в подробности, что вас обидели на работе, дайте малышу проявить сочувствие, пусть он вас пожалеет. Так он поймет, что вы нуждаетесь в нем, не можете без него.
Если вы заметили у своего малыша склонность ко лжи, постарайтесь открыть причину. Нередко ложь возникает от страха наказания. Не наказывайте его слишком строго, тем более следует избегать телесных жестоких наказаний. Постарайтесь выяснить, почему ребенок солгал, вникните в его проблему. Может быть, поговорив с ним, вы избавите его не только от этого порока, страха, но и от других комплексов.
Позвольте малышу проявить свою значимость, считайтесь с его желаниями (разумными, конечно!). Ведь самовыражение – главная, настоятельная потребность человеческой натуры.
Разрешайте малышу участвовать в ваших занятиях, независимо от того, чем вы занимаетесь, – моете пол или готовите завтрак. Ему очень важно ощущать, что ему доверяют что-то делать наравне со взрослыми. Ведь дети с раннего возраста начинают подражать родителям, очень быстро впитывая в себя все увиденное и услышанное. Привлечение ребенка к каким-то делам не только приучает его к труду, но и сближает с родителями. Такой ребенок будет с уважением и пониманием относиться к своим родителям, к тому, что они делают.
Необязательно поручать малышу что-то сложное, с чем он не в состоянии справиться. Дайте ему задание, которое он сможет выполнить: вымыть за собой чашку, протереть пыль со стола, наконец, сложить свои игрушки. Похвалите его, скажите, что он вам очень помог и без него вы бы не справились.
Ни в коем случае не кричите, если малыш пытается сделать то, с чем не в состоянии справиться. Посмотрите, как он пытается это сделать, помогите ему. Скажите, что он молодец.
Если вы, например, решили себе что-то сшить, а рядом крутится с куклой дочурка, привлеките ее к своему занятию. Дайте обрезки ткани, пусть тоже что-то делает. Если у нее что-то не получается, помогите ей. Не забывайте о похвале, ведь для ребенка она очень много значит.
Или другая ситуация: папа мастерит полочку в прихожую. Рядом крутится сынишка, хватает инструменты, гвозди, «путается» под ногами. Не прогоняйте его, не бойтесь, что он ударит себя по пальцам молотком или уронит инструмент на ногу. Пусть он помогает, скажите, что без него ничего не получится. Дайте такое задание, чтобы он его с радостью выполнил и чтобы оно было для него безопасным. Вы увидите потрясающий результат, когда сын с гордостью будет всем рассказывать, что он вместе с папой сделал полку.
Очень благоприятно влияют на отношения с ребенком совместные игры, которые несут не только удовольствие, но и образовательную информацию. Игры детей составляют их главное занятие, но их следует направлять таким образом, чтобы они возбуждали гармоничную деятельность всех душевных способностей малыша, не допуская односторонности.
Предложите ему игру на скорость, например кто быстрее соберет пирамидку. Конечно же, вам следует поддаться, а когда малыш с гордостью покажет, что он первым это сделал, похвалите его.
Играя с малышом или занимаясь каким-то делом, вы сближаетесь с ним. Ребенку интересно с вами, вы составляете одно целое.
Очень благоприятно влияют на отношения в семье прогулки. Вы, наверное, часто наблюдали картину, когда малыш, крепко держась за руки папы и мамы, с гордостью вышагивает на прогулке. Побегайте с ним, поиграйте в какие-нибудь игры, покачайте на качелях, поваляйтесь в снегу или покидайте в цель снежки. Совместные прогулки не только поднимают настроение, способствуют лучшему физическому развитию малыша, но и укрепляют взаимоотношения.
Маленькие дети, казалось бы, в таком несмышленом возрасте удивительно тонко воспринимают любые, в том числе самые сокровенные, чувства своих родителей. В обычных условиях именно гармоничное сочетание этих чувств создает у ребенка ощущение уверенности и счастья.
Чтобы между вами существовали взаимопонимание и доверие, вы должны всю свою любовь и внимание подарить малышу, с раннего детства приучать к труду, уважению взрослых, ценить дружбу. Уделяйте ему как можно больше внимания, не отмахивайтесь от его детских проблем, как от назойливой мухи.
Постарайтесь стать своему ребенку настоящим другом, и тогда вы увидите его сияющие глаза и поймете, что для него вы не просто мама, предмет обожания и преклонения, надежная защита и опора, вы – его самый верный и надежный друг.
Глава из учебного пособия для среднего медперсонала «Успешное грудное вскармливание и психологическое единство мать-дитя», написанного по заказу Минздрава РФ при поддержке ВОЗ/ЮНИСЕФ
В течение первых трех месяцев жизни все дети много плачут. Плач - это единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Чтобы у малыша сформировалось благо-приятное впечатление о мире, ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания. Более того, реакция матери должна быть молниеносной. Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает его нервная система и тем благоприятнее складывается его впечатление о новой среде обитания.
Интересно, что отношение матери к детскому плачу диктует ее интеллектуальный уровень и культурные корни. Дети американцев и уроженцев Западной Европы плачут значительно чаще и дольше и это связано с реакцией мамы на призывный плач младенца. Антрополог из Корнельского университета и автор книги «Наши дети, мы сами» Мередит Смолл говорит: «На Западе мать откликается на плач своего ребенка, в среднем, через одну минуту - она обычно берет его на руки и успокаивает. Дети, появившиеся на свет там, где еще сохранилась первобытная цивилизация охотников и собирателей (в Ботсване, например), плачут так же часто, но по времени - вдвое меньше. Отклик африканской матери происходит через 10 секунд и заключается в том, что младенца подносят к груди: там детей кормят около 4 раз в час, причем вне всякого расписания, как ни дико покажется это нашим помешанным на режиме мамашам… Сейчас во всем мире отношение к младенческому плачу меняется, - за ребенком стали признавать право требовать к себе внимания.
Полезно ли детям плакать?
Многие современные родители думают, что старая пословица, гласящая «чем бы дитя ни тешилось - лишь бы не плакало», предлагает им любыми средствами занимать хнычущего ребенка, чтобы он не мешал им спокойно делать свои дела. Однако в эту пословицу вкладывался другой смысл. Опытные родители хотели донести до молодых ту простую истину, что ребенок вообще не должен плакать. Считалось, что младенцу плакать вредно, поскольку это портит его характер и мешает его нормальному развитию. Это мнение абсолютно справедливо. Плакать постоянно может либо больное дитя, либо дитя при невнимательных родителях.
Мнение, что плача ребенок развивает легкие - это оправдание для тех, кто не может и, главное, не очень хочет грамотно ухаживать за малышом. Здоровый ухоженный младенец не станет плакать без причины. Если же малыш заплакал, значит, его что-то беспокоит и надо разобраться в причинах плача, чтобы как можно быстрее их устранить.
Причины плача новорожденного
Главными причинами плача младенца являются:
* необходимость в физическом контакте с матерью;
* желание взять грудь, удовлетворить голод и сосательный рефлекс;
* желание, чтобы его покачали;
* желание заснуть, чувство усталости и общего дискомфорта;
* необходимость в мочеиспускании или опорожнении кишечника;
* ощущение холода;
* недомогание ребенка (внутричерепное давление, расстройства нервной системы, повышенная возбудимость, гипертонус, гипотонус, патология развития, физиологические явления адаптационного периода, начало инфекционного или простудного заболевания, кожные заболевания или опрелости);
* повышенная чувствительность кожи;
* тревога или испуг, страх за свою целостность, неудовлетворенность контактом с мамой или окружением;
* последствия родового стресса, воспоминания внутриутробного периода;
* реакция на геомагнитные или атмосферные явления, фазу Луны.
Родителям следует знать, что плач и беспокойство новорожденного всегда связаны с какими-то серьезными причинами, которые необходимо выявить и как можно быстрее устранить. Как правило, дети, уход за которыми организован согласно принципам мягкой адаптации, очень мало плачут. Многие родители боятся, что, реагируя на каждый писк младенца и удовлетворяя все его потребности, они его избалуют. Эти опасения лишены каких бы то ни было оснований, поскольку малыша в возрасте до 1 года избаловать невозможно. В этом возрасте можно лишь или создать для него уверенность в надежности окружения или ее разрушить.
Каким бывает плач
По плачу новорожденного опытная мать может определить его причину. Плач голодного ребенка, отличается от плача, возникшего из-за боли или дискомфорта. Если мать внимательна к малышу, то она постепенно научится различать, о чем плачет ее ребенок и сможет отличать: голодный плач, призыв, дискомфорт или боль, желание заснуть. Рассмотрим, характерные признаки различных видов плача.
Призывный плач - ребенок кричит 5-6 секунд, затем делает паузу на 20-30 секунд, ожидая результата, затем вновь кричит примерно 10 секунд и снова затихает на 20-30 секунд. Этот цикл повторяется несколько раз, при этом период плача постепенно увеличивается, пока не переходит в сплошной.
Голодный плач - начинается с призывного плача. Если мать подошла и взяла на руки, но не предложила грудь, то плач переходит в сердитый крик, сочетающийся с поисковыми движениями головой, причем во время поисковых движений ребенок замолкает. Если мать и после этого не дает грудь, то плач переходит в истеричный, захлёбывающийся.
Плач при боли - это плач с оттенком страдания и безысходности. Это достаточно ровный непрекращающийся плач, в котором периодически возникают всплески отчаянного крика, которые, видимо, соответствуют усилению болевых ощущений.
Плач при экскреции - похож на писк или хныканье, которое может перейти в крик непосредственно перед моментом мочеиспускания, если мать не понимает ребенка и не оказывает ему помощь.
Плач при желании заснуть - довольно ровное хныканье-жалоба, сопровождающееся зевотой и частым закрыванием глаз.
Кроме этого в плаче младенец может отражать различные эмоциональные переживания - обиду, жалобу, тревогу, душевное страдание, безнадежность и т.д.
Правила поведения родителей при плаче ребенка. Приведем правила, которые необходимо знать родителям, у которых появился новорожденный.
1. Первое и самое главное правило: если малыш заплакал, его необходимо взять на руки и дать грудь. А если он заплакал, находясь на руках, надо предложить ему грудь и покачать.
2. Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь, а мать не может понять характер плача, следует выяснить его причину. Для этого нужно попробовать высадить ребенка, или поменять пеленки, если он уже все сделал самостоятельно; попробовать покачать малыша и уложить его спать. Если это не дает быстрого результата, необходимо проверить и устранить возможные причины раздражения кожи: проверить одежду, состояние коляски или спального места, проверить, не завернулось ли ушко малыша, нет ли опрелостей или высыпаний.
3. Пытаясь успокоить ребенка, мать сама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут реагируя на раздражение и нервозность матери или общую недоброжелательную обстановку в семье. Поэтому женщине необходимо успокоиться и устранить источник раздражения.
4. Если эти меры не дают результата, значит, причины плача либо являются результатом грубых ошибок в уходе и следует приглашать психолога-перинатолога, чтобы срочно его налаживать, либо кроются в недомогании ребенка и надо вызывать врача. Пока родители ожидают прихода специалистов нельзя бросать ребенка на произвол судьбы. Его следует постоянно носить на руках, часто прикладывать к груди, менять пеленки и следить за состоянием кожи, поскольку эти меры в любом случае улучшают состояние младенца.
Наши бабушки и прабабушки относились к младенческому плачу достаточно философски, считая, что во время плача ребенок «развивает легкие», а потому поплачет – и перестанет. Однако в настоящее время более популярна точка зрения, что плач – это просьба малыша о помощи, сообщение о том, что у него возникли проблемы, которые нужно как можно быстрее решить. Родителям не стоит бояться избаловать ребенка, реагируя на каждый его крик. По мнению детских психологов, избаловать малыша до года невозможно. В возрасте до одного года можно либо создать у малыша уверенность в безопасности и надежности новых для него среды и окружения, либо разрушить эту уверенность. Внимательная мама, прислушиваясь к своему малышу, постепенно начинает различать причины его плача. Эти причины могут быть разными, но объединяет их одно: дискомфорт, который в это время ощущает кроха и о котором он пытается, как умеет, рассказать взрослым.
Когда малышу чего-то не хватает…
Пожалуй, чаще всего ребенок плачет, когда хочет есть . Самым естественным, полезным и необходимым питанием для маленького ребенка является грудное молоко. Кроме того, при грудном вскармливании происходит контакт младенца с мамой. Сейчас все чаще врачи советуют кормить ребенка «по требованию» – считается, что правильный режим приема пищи природа подскажет сама. Потребность в физическом контакте с мамой – тоже одна из основных причин детского плача. Беря грудь, ребенок чувствует мамино тепло, мамины руки. В общем, ему хорошо, тепло, безопасно, комфортно. И он успокаивается. Недаром в первобытных цивилизациях, сохранившихся и до наших дней в некоторых странах Африки, матери при первых криках ребенка берут его на руки и сразу дают грудь. Дети американцев и жителей Западной Европы, по данным антропологии и социопсихологии, плачут значительно чаще и дольше, что связано с замедленной реакцией мамы на плач ребенка. Ребенок может плакать просто от скуки и одиночества . По мнению педагогов, большая ошибка родителей заключается в том, что они мало общаются с младенцем, когда он бодрствует. Малыш очень ждет вашего внимания. Поэтому не оставайтесь равнодушными, когда он зовет вас плачем. В каждом из трех описанных случаев мама услышит так называемый призывный плач , который состоит из чередующихся периодов крика и пауз. Причем если на ребенка не обращать внимания, паузы становятся все короче, а крик - продолжительней. Возьмите малыша на руки, погладьте его по спинке, поводите рукой по его животику (эти движения лучше совершать по часовой стрелке), затем по грудке, головке. Малыш успокоился? Значит, он нуждался в вашем внимании. Он продолжает плакать? Тогда возьмите его на руки, прижмите к груди, покачайте. Если ребенок вертит головой, открывает рот и причмокивает, то, скорее всего, он голоден. Голодный плач начинается с призывного. Но если кроха не получает пищи, плач становится сердитым, а затем переходит в захлебывающийся крик. Одно из главных правил поведения мамы в случае, когда ребенок плачет, – это взять его на руки и дать грудь. Если ребенок заплакал у вас на руках, дайте крохе грудь и покачайте его. Если малыш не успокаивается и отказывается брать грудь, следует поискать другие причины его недовольства.
Ребенок плачет, потому что кроху что-то беспокоит…
Чувство усталости, общего дискомфорта часто является причиной того, что малыш капризничает, хнычет. Плач при желании заснуть сопровождается зевотой, ребенок закрывает глазки, трет их ручками. Покачайте коляску или кроватку малыша , спойте ему колыбельную – ведь мамин голос успокаивает лучше всего. Если ребенку холодно или жарко , свое недовольство он также может выражать плачем. «Опознать» такую ситуацию можно несколькими способами. Потрогайте носик ребенка (дотрагиваться до кожи младенца в таких случаях нужно тыльной стороной кисти, так как кожа там чувствительней). Если носик теплый, то и его обладателю тепло и уютно. Если носик горячий, скорее всего, малышу жарко и необходимо снять с него один слой одежды. Если вы находитесь дома, разденьте малыша , дайте ему попить. Если нос малыша холодный, значит, ребенок мерзнет. Верным признаком того, что младенец замерз, является икота. Также можно потрогать ручки малыша , только не кисти, а чуть выше – предплечья, так как кисти рук могут быть прохладными, когда малышу в целом тепло. Замерзшего кроху надо потеплее укрыть или одеть. Еще одна обычная причина плача грудничка – мокрые и грязные пеленки . Обычно перед самим моментом мочеиспускания или дефекации ребенок издает звук, похожий на писк или хныканье, а после самого действия, если мама не оказывает помощь, такие звуки недовольства могут перейти в крик. Дискомфорт в этом случае может усугубляться раздражением кожи. Многие родители отмечают, что их малыш начинает плакать каждый день ближе к шести часам вечера. Плач в конце дня – своеобразное средство разрядки, дающее выход накопившейся усталости, нервозности. Возьмите кроху на руки, покачайте, спойте колыбельную, дайте ему попить, а когда он успокоится, уложите в кроватку. Негативные эмоциональные состояния возникают у детей из-за нарушения режима дня, изменений в привычном течении жизни . Малыш будет капризничать и в случае, когда плохо выспался, и тогда, когда перевозбудился и не может заснуть. Негативная, конфликтная семейная атмосфера пагубно воздействует на поведение малыша : нет ничего удивительного в том, что, когда взрослые ссорятся, ребенок плачет. Пытаясь успокоить ребенка, мать сама должна быть спокойной: ее тревожность, взволнованность передаются младенцу. Неправильный уход также может явиться причиной недовольства и плача ребенка, его плохого поведения во время кормления, купания, переодевания. Ребенок плачет при купании и даже при одном виде купальных принадлежностей, если приобрел негативный опыт при этом занятии – например, вода была слишком горячей или мыло щипало глаза. Если взрослые случайно прищемили кожицу ребенка, когда застегивали пуговицы или кнопки на одежде, дергали за ручки, кроха может сопротивляться и плакать при одевании. Потерю аппетита, плач и другие защитные реакции могут вызвать насильное кормление, очень горячая или холодная пища, ситуации, когда в ротик ребенка кладут переполненную ложечку, чересчур быстро подносят ко рту следующую порцию, в то время как малыш еще не проглотил предыдущую. Привычка сосать пустышку часто успокаивает ребенка, но это препятствует правильному росту и развитию челюстей, формированию правильного прикуса. Детям с повышенной возбудимостью можно дать пустышку перед засыпанием, но после наступления сна ее нужно осторожно вынуть изо рта ребенка.
Тревожные симптомы
Недомогания ребенка, боль – самые неприятные причины детского плача. Четкой локализации боли у младенцев, как правило, нет в связи с несовершенным развитием их нервной системы. Поэтому при боли в любой части тела маленький ребенок ведет себя одинаково: плачет, кричит, сучит ножками. По поведению младенца в ответ на болевой раздражитель нельзя с точностью сказать, что у него болит. Поэтому иногда даже специалисту сложно определить, что на самом деле является причиной беспокойства малыша . Плач при боли – это плач с оттенком безысходности и страдания. Он достаточно ровный, непрекращающийся, с периодическими всплесками крика, которые, вероятно, соответствуют ощущениям усиления боли. К наиболее общим и часто встречающимся недомоганиям, вызывающим плач ребенка, относятся боли в животике (колики), боли при прорезывании зубов, головная боль (так называемая грудничковая мигрень) и повышенная чувствительность кожи при ее раздражении, возникновении опрелости, «пеленочного дерматита». Вздутие живота и боли в животе (колики) обычно беспокоят малышей до трех – шести месяцев жизни. В этом возрасте процесс переваривания и передвижения пищи по кишечнику несовершенен из-за недостаточной сократительной способности мышечного слоя кишки, невысокой активности ферментов, не сформировавшейся или нарушенной по каким-либо причинам микрофлоры кишечника. Другими причинами могут быть погрешности в диете мамы, кормящей ребенка грудью; беспорядочное, необоснованно частое кормление малыша ; введение в рацион крохи пищи, не соответствующей его возрасту. Колики могут быть также одним из признаков заболеваний желудочно-кишечного тракта. Возникновение колик обусловлено тем, что пища не успевает усваиваться кишечником и в повышенном количестве образуются газы. С каждым кормлением этот процесс усиливается и достигает своего пика в вечерние часы. При этом дети плачут, сучат ножками и подтягивают их к животу, у них нарушается сон. В случае возникновения колик необходимо дать возможность отойти газам: массировать живот круговыми движениями по часовой стрелке; положить ребенка на живот, согнуть ножки в тазобедренных и коленных суставах (положение лягушки); можно поставить газоотводную трубку в анус, смазав его и кончик трубки маслом, легким вкручивающим движением ввести трубку в задний проход на 3 см. Можно также положить на живот малыша мягкую теплую ткань, взять его на руки и прижать животом к себе – тепло облегчит колики. Попробуйте предложить крохе специальный детский чай на основе укропа, способствующий отхождению газов. Если колики повторятся, следует проконсультироваться у врача. Он проведет обследование, назначит препараты, способствующие уменьшению излишнего газообразования, восстановлению нормальной микрофлоры кишечника, что также приведет к уменьшению газообразования, нормализации стула, а при необходимости - скорректирует питание. Головная боль, или «грудничковая мигрень» , возникает чаще всего у новорожденных с синдромом перинатальной энцефалопатии (ПЭП), включающим повышенное внутричерепное давление, повышение или снижение тонуса мышц, повышенную возбудимость. Такие дети часто реагируют на перепады атмосферного давления, изменение погоды. Они ведут себя беспокойно при ветреной, дождливой, пасмурной погоде. Как и у взрослого человека, у ребенка при головной боли может возникнуть общее недомогание: тошнота, рвота, расстройство желудка. В этом случае вам обязательно следует обратиться к специалисту, который подберет нужное лечение. Прорезывание зубов – всегда стресс для крохи. Ребенок может капризничать, плакать, у него может повыситься температура, появиться жидкий стул. В это время малыш очень восприимчив к инфекциям. Для облегчения прорезывания зубов существуют специальные кольца-прорезыватели с жидкостью внутри. Обычно их охлаждают (но не замораживают!) в холодильнике и дают малышу погрызть. Даже простое поглаживание десен пальцем уменьшит боль. Но если все это не помогает, и тем более - если данный процесс привел к повышению температуры и нарушению стула, посоветуйтесь с детским врачом. Возможно, вам понадобится обезболивающее средство (например, гель для десен). Раздражение кожи может вызывать у малыша значительное беспокойство, поэтому состоянию кожи ребенка следует уделять значительное внимание. Пеленочный дерматит проявляется покраснением, появлением воспалительной сыпи на коже ягодиц, промежности малыша , ребенок становится раздражительным, плачет, особенно при смене подгузников. Моча, кал при соприкосновении с кожей ребенка нарушают ее кислотно-щелочной баланс, вызывая раздражение и повреждение кожи. Для профилактики подобных осложнений необходимо тщательно очищать кожу ребенка, почаще менять подгузники (у новорожденных - не реже 8 раз в день). В случаях сильного раздражения или развития воспалительного процесса на коже следует обратиться к детскому врачу. По мере того как ваш малыш будет расти и взрослеть, он станет меньше плакать. А пока мамина ласка, мамины руки, мамин голос, мамино тепло будут постоянно нужны, чтобы успокоить младенца; их вашему малышу ничто и никто не заменит. Помните, что решить «воспитательные задачи» вы сможете только в том случае, если ваш ребенок окружен любовью, вниманием и находится в постоянном контакте с самыми близкими ему людьми.
|