Что умеет малыш в 9 месяцев. Развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни
- дети становятся активнее в общении с другими детьми. Увидев друг друга, стараются подползти поближе, познакомиться, подражают действиями.
Именно из-за этого чувства солидарности, услышав плач другого малыша, ваш ребёнок может тоже подхватить эту минорную ноту и поддержать надрывным криком;
- в 9 месяцев ребёнок с удовольствием копирует простые действия взрослых. Так, малыш с радостью научится играть в «Ладушки», «Ку-ку» и будет старательно показывать ручками, какой он большой.
Речь активная и понимаемая
- продолжает развиваться активная и понимаемая речь. Малышу уже знакомо собственное имя. Услышав его, ребёнок быстро оборачивается на звук или крутит головой в его поисках, демонстрирует оживление – улыбается и начинает махать ручками;
- при вопросе «Где?» пытается найти глазами названый предмет;
- услышав речь, ребёнок внимательно прислушивается, реагируя на интонации. Если тон угрожающий, громкий, это может серьёзно расстроить малыша;
- некоторые дети в этом возрасте уже вполне осознанно произносят свои первые «ма-ма» и «па-па», чем безгранично радуют своих родителей.
Физическое развитие
Темпы набора массы тела месяц от месяца продолжают своё закономерное снижение. Это связано с увеличением активности и двигательных возможностей ребёнка. Так, за девятый месяц жизни малыш в среднем набирает 450 — 500 граммов.
По сравнению с массой тела при рождении, 9 месячный малыш должен прибавить 6 килограмм. Этот критерий в 9 месяцев также зависит от конституции, характера питания, частоты заболеваний и пола. Мальчик по массе тела может значительно опережать девочку.
Прибавки роста тоже несколько уменьшаются. К 10 месяцам ребёнок подрастёт ещё на сантиметр — полтора.
Все эти цифры – лишь усреднённое цифровое выражение физического развития. Каждый ребёнок индивидуален и оценивается врачом не только на основании конкретных таблиц.
Ребёнок в девять месяцев весь свой сон делит на 2 дневных и один ночной. Общая продолжительность сна составляет примерно 13 часов. Некоторые дети любят поспать чуть больше, другие уже пытаются переходить на один дневной сон. Правда, последнее случается очень редко.
Многие младенцы спят всю ночь. В основном, это дети, которые вскармливаются смесью. Она более сытная и дольше находится в желудке. Грудничку же приходится просыпаться, чтобы удовлетворить своё чувство голода и потребность в акте сосания.
Питание ребёнка по большей части – практически взрослая пища. Если прикорм начат в 5 месяцев, к 10 месяцам младенец уже должен получать основные блюда прикорма – овощи, каши и мясо.
Каши
При нормальной переносимости глютена можно включать в рацион овсяную, пшенную каши. Ребёнку также должны понравиться мультизлаковые каши с кусочками фруктов. Их можно как приготовить самостоятельно, так и воспользоваться магазинными.
С традиционной манной кашей желательно подождать до года. Её переваривание будет тяжеловато для маленького желудка.
Если малыш хорошо переносит коровье молоко, питание молочными кашами только разнообразит привычное меню.
Овощи
Диапазон употребляемых в пищу овощей тоже расширяется. Можно практически всё – кабачки, брокколи, капуста, морковь, лук и свёкла. Очень вкусно получается при сочетании нескольких овощей с мясным пюре. Это блюдо – идеальное решение для обеда. Кто уже успел обзавестись зубами, может пробовать это сочетание продуктов в виде супов. Соль и пряности при приготовлении обеда класть не надо.
Мясо
Основные виды мяса, которые кушают дети до года, – это кролик, индейка, нежирная свинина. Если малыш не аллергичен, хорошо переносит белок коровьего молока, можно добавить телятину.
С куриным мясом стоит быть осторожнее. Велика вероятность, что оно насыщенно антибиотиками и гормонами роста. В крайнем случае, готовьте именно грудку. Там вредных веществ будет меньше.
Мясо лучше покупать парное, проверенное лабораторией – в магазине или у надежных поставщиков.
Покупать можно и пюре промышленного приготовления. Только там кроме мяса ещё пяток наименований, включая крахмал, соль, растительное масло. Выбор всегда за родителями.
Фрукты, ягоды и соки из них
Это будет прекрасным дополнением к основному рациону. Главное – обращать внимание на реакцию ребёнка при введении нового продукта. Предпочтение лучше отдавать сезонным фруктам и ягодам – яблокам, грушам, сливам, вишне, черешне и смородине. Заморскими вкусностями лучше лакомиться деткам уже после года.
Соками лучше не злоупотреблять. Избыток сахара в нём часто вызывает проблемы с пищеварением и кариес.
Варите компоты без сахара или давайте свежевыжатый разбавленный сок.
Молочные продукты
Детям с аллергией к белкам коровьего молока перед введением в рацион этих продуктов необходима консультация аллерголога.
Как развивать ребёнка в 9 месяцев?
Развитие ребёнка на 9 месяце во многом зависит от родителей. Впрочем, не только на девятом месяце. Самое главное правило – не ограничивать ребёнка в познании окружения, и это самое окружение обезопасить.
Хоть малыш уже подросший, носите его на руках столько, сколько можете себе позволить (или сколько может позволить ваша спина). Максимальный близкий контакт с младенцем до года и даже больше – залог прекрасных с ним отношений в будущем.
В развитии двигательных навыков основная задача – подготовить ребёнка к прямохождению. Укрепление мышц ног, спины – вот наши цели.
Занятия на фитболе, гимнастика, плаванье в ванной, стимуляция ползания – все эти занятия направлены на усиление мышечного корсета и развитие координации у малыша.
Учиться ползать – тоже немаловажное занятие. Это расширяет зону окружающего пространства, доступного для исследования. Ползая и перемещаясь, младенец учится определять положение своего тела, знакомится с более доскональным его управлением.
Впоследствии дети, которые много ползали в младенчестве, лучше ориентируются в незнакомых местах, им легче находить короткий путь и осваивать новые маршруты.
Чтобы побудить малыша ползать, чаще выкладывайте его на пол, кладите перед ребёнком любимые игрушки. Так, пытаясь их достать, младенец будет пытаться подползти поближе. С каждым разом отодвигайте игрушки всё дальше. С каждым днём ребёнок будет ползать лучше и лучше.
В развитии мелкой моторики поможет сенсорная коробка. Она представляет собой ёмкость, заполненную разными предметами.
Всё, что лежит в такой коробке, должно быть безопасным для ребёнка.
Большую часть пространства можно заполнить, например, сухой фасолью или крупными макаронами. Дополнить содержимое помогут небольшие игрушки. Малышу будет интересно копаться, перебирать всё это разнообразие и находить приятные сюрпризы.
Покажите ребёнку, как играть в «Ладушки», «Сороку-ворону» и «Ку-ку». Эти простые игры ещё из советского детства внесут ещё большее разнообразие в ваш совместный досуг.
Обязательно разговаривайте с малышом, читайте ему стишки, проговаривайте потешки, пойте перед сном. Сейчас ребёнок не сможет, конечно, повторить все эти слова за вами. Но позже, годам к двум, вы удивитесь его словарному запасу.
Приобретите небольшие книжки из плотного картона или ткани и дайте младенцу самому полистать страницами.
Когда стоит беспокоиться?
Есть определённый перечень того, что должен уметь ребёнок в 9 месяцев в обязательном порядке:
- сидит без поддержки до 10 минут;
- ползает или пытается ползать;
- встаёт на ножки у опоры или делает первые попытки это сделать;
- держит кружку двумя руками;
- отличает своих близких от чужих людей;
- реагирует на своё имя.
Если этих навыков и действий нет, обратитесь к врачу.
Развитие ребёнка в 9 месяцев также оценивает невролог. При наличии каких-либо проблем он обязательно подскажет вам пути их решения.
Девятимесячного ребенка уже нельзя назвать беспомощным. Кроха самостоятельно передвигается по комнате, выражает свое отношение к различным событиям, активно общается с родителями. Чему научился младенец к 9-месячному возрасту, как родителям определить, нормально ли он развивается и как помочь в дальнейшем развитии ?
Физиологические изменения
- Тело малыша активно готовится к ходьбе. Укрепляется мускулатура плеч и бедер, а также связочный аппарат, развивает нервно-мышечная координация.
- Органы чувств ребенка уже хорошо развиты. У карапуза улучшается слуховое восприятие, поэтому теперь ребенок может не только слышать звуки из соседней комнаты, но и сопоставлять услышанное со своими знаниями. Например, услышав звуки кастрюль и тарелок, малыш поймет, что скоро обед.
- Также активно развивается и эмоциональная сфера – кроха своим видом показывает такие эмоции, как радость, огорчение, удовольствие, обида и другие.
- У многих 9-месячных малышей начинается прорезывание вторых резцов. Сначала они появляются на верхней челюсти, а немного позже – и на нижней. Одновременно развиваются и челюсти малыша, поэтому крохе постоянно нужно предлагать что-то жевать.
Физическое развитие
В течение девятого месяца жизни малыш набирает около 500 грамм, его рост удлиняется на 1,5 сантиметра, а окружности головы и грудной клетки становятся больше на 0,5-1 сантиметр.
Все родители понимают, что детки развиваются по своему индивидуальному графику, но для определения, нормален ли темп развития крохи и нет ли отклонений, которые должны насторожить, медики ориентируются на средние данные физических показателей для детей одного возраста. Также для каждого возраста существуют граничные показатели – их превышение должно стать поводом для обследования ребенка. Основные параметры физического развития детей 9 месяцев мы собрали в эту таблицу:
Вы можете сделать массаж, технику которого в видео показывает Николай Никонов – ведущий врач и массажист России.
Что малыш умеет?
- Ребенок много двигается и с удовольствием закрепляет навыки, которые уже приобрел. Кроха быстро ползает в разном направлении и делает это в основном на четвереньках. Также малыш легко поднимается на ножки, ухватившись за что-то прочное, и даже может переступать ногами, держась за опору и совершая приставные шаги.
- Когда ребенок лежит, он может самостоятельно сесть, а когда сидит – лечь. Также малыш уже умеет садиться и из положения стоя. Некоторые детки в этом возрасте пробуют самостоятельно стоять и даже делать первые шажочки без поддержки.
- Девятимесячный карапуз ловко манипулирует своими руками. В обращении с предметами и играх малыш подражает другим деткам и близким взрослым. Младенец умеет доставать из коробок игрушки и прятать их обратно, вынимать одни игрушки из других, катать машинки, может разорвать или помять бумажный лист, показать части тела.
- Многие дети с 9 месяцев начинают брать предметы небольшого размера не целой ладошкой, а лишь двумя пальцами.
- Крохе очень нравится слушать музыку и подтанцовывать под нее, топать ножками и хлопать в ладошки.
- Услышав свое имя, ребенок повернется или подползет к маме. По просьбе карапуз может отыскивать знакомые предметы, вставать, ложиться, бросать игрушку, брать ее из рук взрослого и выполнять прочие действия, которые ему показывали ранее.
- Лепет ребенка в периоды бодрствования громкий и эмоциональный. Малыш часто повторяет слоги за взрослыми, стараясь им подражать.
- Кроха уже может хитрить и пробовать манипулировать мамой.
В 9 месяцев ребенок уже достаточно хорошо владеет своим телом
Кто-то из младенцев развивается быстрее сверстников, а у кого-то умения появляются позже, чем у детей того же возраста. При этом есть навыки, которые обязательно должны быть у девятимесячного малыша. Вам нужно показать кроху врачу, если ребенок этого возраста:
- Не удерживает равновесие в сидячем положении.
- Не переворачивается и не ползет вперед.
- Не пробует снять шапку и пить из чашки.
- Не стучит одной игрушкой о другую.
- Не повторяет слоги за взрослым.
- Не стесняется незнакомцев и не пугается чужих людей.
- Не сердится, если отобрать игрушку.
Проконсультируйтесь с врачом на тему беспокоящих вас симптомов
Занятия для развития
- Для развития пальчиков крохи предлагайте карапузу поиграть с фасолью, пуговицами, камешками, орехами. Пусть малыш трогает их и насыпает в емкость как ручками, так и ложкой или совочком. Не менее интересно ему будет переливать воду в разные емкости.
- Используйте для игр с 9-месячным малышом пальчиковые краски и соленое тесто. Также можно рисовать красками в ванной по кафелю. Слепите из теста лепешку и втисните в нее фасолины или камешки, предложив крохе их вытащить.
- Разложите перед крохой игрушки в перевернутом виде и подождите, чтобы ребенок понял, что с ними не так.
- Играйте с карапузом в «ладушки», катайте мячик, вместе собирайте пирамидку, делайте из кубиков башенки, прячьте игрушки под одеяло. Такие игры очень нравятся ребенку этого возраста.
- Показывайте ребенку, как он может раздеться. Пусть карапуз научится снимать носки и шапку, открывать молнию на курточке, вытягивать руки из рукавов.
- Поиграйте с малюткой, сымитировав ситуацию, будто зазвонил телефон. Берите трубку и проговаривайте короткие фразы «привет», «что делаешь?», «как дела?» и подобные. Затем дайте трубку ребенку и предложите тоже «поговорить». Вскоре малыш поймет, как разговаривать по телефону.
- Так как малышу в 9-месячном возрасте нравятся другие дети, создавайте ситуации, в которых кроха сможет наблюдать за ними и играть. Приглашайте в гости знакомых с детьми, подружитесь с другими детками и мамами на площадке.
Играйте с ребенком и игры, которые обучают малыша эмоциям
Об играх, актуальных в 9 месяцев, смотрите в видео Анны Нахлупиной.
Уход
Ежедневными процедурами для ребенка 9-месячного возраста остаются умывание, подмывание, купание, чистка зубов, высаживание на горшок, очистка ушей, стрижка ногтей, расчесывание и прочие гигиенические манипуляции. Чистить зубки малыша рекомендуют дважды в день, используя для этого специальную резиновую щеточку.
Ребенка девяти месяцев продолжают закаливать, не забывая о постепенности и систематичности процедур. Следует проветривать помещение перед сном ребенка, а если кроха спит при открытой форточке, ее следует закрывать за полчаса до пробуждения. По-прежнему актуальны такие виды закаливания , как солнечные ванны, обтирания, воздушные ванны и купание.
С 9-месячного возраста к закаляющим процедурам можно добавить обливание ног. Начинайте с температуры воды +30° и постепенно понижайте ее на градус в день, пока не дойдете до холодной воды (+20°+24°). Когда малыш привыкнет к прохладным обливаниям, можно начать проводить контрастную процедуру, используя сначала теплую воду (+36°), а потом холодную (+20°).
Режим дня
Ребенок уже может подолгу бодрствовать, изучая все вокруг. Ночью 9-месячный малыш уже часто спит без пробуждения. Общая длительность сна ребенка этого возраста составляет до 15 часов. Ночной сон длится в среднем 10 часов, а днем ребенок спит два раза по 1,5-2,5 часа.
Гулять с ребенком в возрасте девяти месяцев следует дважды в день – утром (примерно в 10-11 часов) и в послеобеденное время (примерно в 16-17 часов). Если погода хорошая, оба сна днем стоит организовать во время прогулки. Летом на улице рекомендуют проводить больше времени, используя выход на свежий воздух и для сна, и для изучения природы, и для закаливания.
Каждый ребенок индивидуален, приведенные нормы и режим дня являются лишь ориентиром
Когда ребенок бодрствует, предлагайте крохе деятельность в соответствии со временем суток и настроением карапуза. Гимнастика и веселые активные игры предпочтительнее утром, а чтение и рассматривание картинок стоит оставить на время перед сном.
Питание 9-месячного ребенка предусматривает 5 приемов пищи. Перерыв между ними составляет от 3,5 до 4 часов. Принимать пищу ребенок должен примерно в одинаковое время, при этом спешить и заставлять не следует. Детки на грудном вскармливании получают мамино молоко в первое кормление утром, перед дневным сном и после пробуждения, на ночь, а также в ночное время. Дети на искусственном вскармливании продолжают получать адаптированную смесь в первое и пятое кормление.
В меню грудничка уже достаточно много продуктов прикорма. В 9-месячном возрасте деткам, вскармливаемым грудью, начинают давать творог, кисломолочный прикорм, желток и молочные каши. Детки-искусственники уже знакомы с этими продуктами, поэтому их рацион в этом возрасте расширяют лишь за счет новых сочетаний уже введенных продуктов.
Общее количество пищи для девятимесячного ребенка, которое он съедает в сутки, определяют, разделив массу тела карапуза на 9. В среднем детки этого возраста съедают за день от 1000 до 1200 мл пищи, что составляет около 200-240 мл пищи в одно кормление.
По возможности сохраняйте кормление грудью как минимум до 1,5 лет
Рассчитайте свою таблицу введения прикорма
Девятый месяц жизни ребенка. Детские проблемы.
КОРМЛЕНИЕ РЕБЕНКА ЗА ОБЩИМ СТОЛОМ
Мы кормим нашего сына отдельно и сажаем его в манеж, пока едим сами. Когда он может начать питаться вместе с нами?
Кормить себя и ребенка одновременно - довольно трудное занятие, поэтому, пока ваш ребенок не научится есть самостоятельно, продолжайте кормить его отдельно. Но это не означает, что он вообще не должен сидеть за общим столом. Всякий раз, когда это возможно, пододвигайте к столу высокий детский стульчик, ставьте ему собственный столовый прибор (из небьющейся посуды и только с ложкой), предлагайте какую-нибудь еду, которую можно держать в руках, и включайте его в общую застольную беседу.
СЛИШКОМ РАННЕЕ ЖЕЛАНИЕ ХОДИТЬ
Наша дочь все время хочет ходить, держась за чьи-нибудь руки, но не вредно ли это для ее ног?
Как и раннее вставание, ранняя ходьба (с помощью или самостоятельно) не может стать причиной искривления ног (хотя это нормальное явление для детей младше двух лет) или любых других физиологических проблем, наоборот, это полезно, поскольку развивает и укрепляет мышцы ног. И если она ходит босиком, это также поможет укрепить ее ступни. Поэтому позволяйте своей дочери ходить столько, сколько ей хочется.
РЕБЕНОК ВСТАЛ НА НОГИ
Наш ребенок только что встал на ноги. Несколько минут ему это нравилось, а затем он начал кричать. Не могла ли нагрузка повредить его ноги?
Как и многие дети, которые только что научились вставать, он будет находиться в этом незнакомом для себя положении до тех пор, пока не упадет или пока ему не помогут опуститься. И именно здесь вы должны вмешаться. Как только вы заметили отчаяние в поведении ребенка, осторожно помогите ему вернуться в сидячее положение. Старайтесь не торопиться, чтобы он мог понять, как это делать самому, на что может потребоваться несколько дней, а иногда и несколько недель.
Мой ребенок пытается вставать, опираясь на все, что попадается ему в доме. Должна ли я для безопасности держать его в манеже?
Чем больше навыков осваивает ребенок, тем более нервными мы становимся, это совершенно оправданно. Как только ребенок научится вставать на ноги и самостоятельно ходить, он подвергается риску получить травму в результате несчастного случая. Но пребывание в манеже (за исключением тех случаев, когда за ребенком некому присмотреть) не является решением проблемы. Если вы будете постоянно держать ребенка, который уже почти ходит, в манеже, то это убережет его от несчастного случая, но будет сдерживать его развитие. Поэтому попытайтесь сделать свой дом как можно более безопасным для ребенка.
В первую очередь убедитесь в том, что предметы, за которые он может держаться, надежны и устойчивы. Шатающиеся столы, книжные полки, кресла, напольные лампы следует на время убрать за пределы досягаемости ребенка. Углы и острые края на мебели следует оклеить мягкими прокладками на тот случай, если ребенок ударится о них (а он, вероятно, сделает это не раз). Постарайтесь убрать подальше все бьющиеся и опасные тяжелые предметы, пока он до них не добрался. Если у вас есть посудомоечная машина, не оставляйте ее открытой. Чтобы предупредить возможные падения, убедитесь в том, что на пути ребенка не лежат электрические шнуры, на полу не валяется бумага и жидкость, пролившаяся на гладкий пол, вытирается без промедления. Для большей безопасности позволяйте ему ходить босиком или в носках, а не в ботиночках с гладкой подошвой.
СТРАХ ПЕРЕД НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ
Наша маленькая девочка всегда была дружелюбной и приветливой. Но когда мой свекор, с которым она всегда любила играть, вчера зашел к нам в гости, она залилась слезами, как только он к ней приблизился. Что с ней происходит?
Ребенок младше 6 месяцев обычно положительно реагирует почти на каждого взрослого. Независимо от того, знакомые это люди или совершенно посторонние, он автоматически относит их к людям, способным позаботиться о нем. Однако очень часто, когда ребенок приближается к возрасту 8-9 месяцев (хотя "боязнь незнакомцев" - официальное название этого феномена - может проявиться в 6 месяцев или даже раньше), он начинает понимать, что родители и, возможно, еще один-два знакомых ему человека являются его главными опекунами, следовательно, нужно держаться к ним поближе и сторониться тех, кто может с ними разлучить (незнакомцев). В это время может быть внезапно отвергнута даже еще недавно любимая бабушка или сиделка, и ребенок начнет отчаянно тянуться к родителям (особенно к тому, кто больше о нем заботится).
Настороженное отношение к незнакомцам может исчезнуть быстро или не проявляться вплоть до конца года; приблизительно у двоих из десяти младенцев оно вообще не проявляется (возможно, потому, что эти дети легко приспосабливаются к любым новым ситуациям) или проходит так быстро, что остается незамеченным. Если у вашего ребенка существует боязнь незнакомцев, не заставляйте его быть общительным - в конце концов этот страх пройдет, и будет лучше, если он справится с ним самостоятельно. Но предупредите друзей и родственников, что ребенок проходит через новую стадию развития, предложите им не брать его сразу на руки, а попытаться постепенно побороть его сопротивление, улыбнувшись и поговорив с ним, предложив игрушку, пока он сидит у вас на коленях.
Но может случиться и так, что ваш ребенок внезапно отказывается идти на руки к давно работающей у вас няне и начинает капризничать, но стоит вам выйти за дверь, как он сразу же успокаивается. Если у вас новая няня, то вам, вероятно, придется провести с ними вместе некоторое время, прежде чем ребенок согласится остаться с незнакомым человеком. Если ваш ребенок совершенно безутешен, когда остается с няней, то не исключено, что пришло время заново оценить ситуацию, связанную с уходом за ребенком. Может быть, няня не дает ребенку того внимания и любви, в которых он нуждается, даже если она хорошо за ним ухаживает в вашем присутствии. Или это просто экстремальный случай боязни незнакомых людей. Некоторые младенцы, особенно вскармливаемые грудью, могут плакать в течение нескольких часов после ухода матери, даже если с ними остаются папа или бабушка. В таком случае вам, возможно, придется ограничить время, которое вы проводите вдали от своего ребенка.
ПРЕДМЕТЫ, ДАЮЩИЕ ЧУВСТВО ЗАЩИЩЕННОСТИ
В течение последних месяцев наш ребенок все больше и больше привязывается к своему одеялу. Он даже таскает его за собой, когда ползает по дому. Означает ли это, что он чувствует себя незащищенным?
Он на самом деле испытывает некоторую незащищенность, и на это есть веская причина. За последние 2 месяца ваш ребенок обнаружил, что является отдельной личностью, а не продолжением своих родителей. Это открытие, несомненно, приносит радость (сколько всего интересного предстоит узнать!) и в то же время пугает (сколько опасностей вокруг!). Многие дети, когда они понимают, что родители теперь не могут постоянно находиться рядом, находят себе в качестве замены какой-нибудь предмет (мягкое одеяло, игрушку, бутылочку, пустышку), который дает им чувство покоя. Как и родители, этот предмет приносит утешение, но в отличие от родителей он находится под его собственным контролем. Если ребенок с трудом расстается с родителями, то, взяв с собой в кроватку предмет, дающий ему чувство защищенности, он сможет быстрее заснуть.
Порой привязанность к предмету, дающему чувство защищенности, внезапно появляется у ребенка, который не демонстрировал ее ранее, если он сталкивается с новой, непривычной для кего ситуацией (новая сиделка, дневные ясли, переезд в новый дом и т.д.). Потребность в предмете, служащем источником утешения, пропадает между двумя и пятью годами (примерно в то же время, когда ребенок бросает привычку сосать большой палец), но часто только тогда, когда он теряется, разрушается от времени или становится недоступен еще по какой-либо причине. Но в любом случае родители не должны смеяться над ребенком из-за его привязанности к какому-либо предмету или заставлять отказаться от него. Они должны убедиться, что ребенок не чувствует себя одиноким, что он получает с их стороны необходимую заботу и любовь.
ПЛОСКОСТОПИЕ
Ступни моего ребенка выглядят совершенно плоскими, когда он встает. Может ли у него быть плоскостопие?
Деформация стопы у ребенка очень часто беспокоит родителей. Поскольку стопа у маленьких детей пухлая сверху и снизу, поэтому, когда ребенок стоит босой, стопа под тяжестью тела соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, и создается впечатление плоскостопия, хотя в положении лежа изгиб свода стопы нормален.
У большинства детей внешние признаки плоскостопия с возрастом исчезают, и к тому времени, когда ребенок подрастет, свод стопы уже будет нормально сформирован. Только у небольшого процента детей стопы остаются плоскими (что все равно не является серьезной проблемой), но этого нельзя предсказать заранее.
ОТСУТСТВИЕ ЗУБОВ
Нашему ребенку уже почти 9 месяцев, а у него до сих пор нет ни одного зуба. Что мешает появлению зубов?
Наслаждайтесь этой беззубой улыбкой, пока у вас есть такая возможность, и успокаивайте себя мыслью, что многие девятимесячные дети имеют голые десны (некоторые дети заканчивают свой первый год жизни без единого зуба), но рано или поздно зубы появляются у каждого ребенка. Хотя у среднего ребенка первый зуб прорезывается в 7 месяцев, общий диапазон колеблется от 2 (порой и раньше) до 12 месяцев (порой позже). Позднее появление зубов обычно является наследственным признаком, и оно не оказывает никакого влияния на интеллект вашего ребенка и его общее развитие. (Вторая пара зубов у него также появится позже.) Отсутствие зубов не создает проблему, когда ребенка переводят на пищу кусками; до появления резцов в середине второго года дети с зубами и без них одинаково используют десны для пережевывания пищи.
ОТСУТСТВИЕ ВОЛОС
Наша дочь родилась безволосой, и у нее до сих пор на голове жиденький пушок. Когда у нее появятся настоящие волосы?
У матери, уставшей слышать от прохожих: "Ах, какой симпатичный маленький мальчик!" - всякий раз, когда она выходит на прогулку с дочкой, и желающей поскорее при помощи косичек и бантиков сделать более четкими признаки половой принадлежности, почти полное отсутствие волос у ребенка во второй половине первого года может вызвать отчаяние. Но так же, как и беззубость, отсутствие волос в этом возрасте - явление вполне обычное и недолговременное. Такая проблема наиболее распространена среди белых детей со светлыми волосами, и она не предвещает раннего облысения в более поздние годы. Волосы у вашей дочери появятся очень скоро (хотя в достаточном количестве, вероятно, только к концу второго года). А пока радуйтесь тому, что вам не приходится бороться со спутавшимися волосами во время мытья головы и причесываний.
ПОТЕРЯ ИНТЕРЕСА К ГРУДНОМУ ВСКАРМЛИВАНИЮ
Всякий раз, когда я устраиваюсь для того, чтобы начать кормить грудью своего сына, он готов заниматься чем угодно, но только не сосать грудь.
В первые несколько месяцев, когда весь мир у младенца словно бы вращался вокруг материнской груди, невозможно было себе представить, что придет такое время, когда он утратит к ней интерес. И все же, хотя некоторые дети проявляют большую заинтересованность к грудному вскармливанию, пока их не отнимут от груди, у многих проявляется потеря интереса и концентрации в районе девятого месяца. Некоторые просто начинают отказываться от груди, другие серьезно сосут грудь в течение 1-2 минут, затем перестают; третьи легко отвлекаются во время кормления либо тем, что происходит вокруг, либо желанием практиковать свои недавно приобретенные физические навыки. Иногда такой отказ носит временный характер. Ребенок может просто проходить через перестройку потребностей в питании, либо его оттолкнул необычный вкус вашего молока, вызванный гормональными изменениями в менструальный период или употреблением вами в пищу некоторых неприятных для ребенка продуктов, например чеснока. Кроме того, он может потерять аппетит из-за какой-либо болезни или режущихся зубов.
Но если ваш ребенок регулярно отказывается от груди, то, возможно, он готов отказаться от нее полностью. Однако прежде чем вы решили, что отнятие от груди уже неминуемо, вам следует рассмотреть и другие варианты, поскольку проблема может быть только в том, что окружающая обстановка во время кормлений отвлекает вашего ребенка. Чтобы исключить такую возможность, попробуйте кормить в тихой комнате с приглушенным освещением, но если ребенок по-прежнему не проявит большого интереса к сосанию, то он и в самом деле готов полностью отказаться от груди.
И все же вам следует отнимать от груди постепенно, это даст ребенку возможность привыкнуть к коровьему молоку или искусственной смеси, а вам постепенно сократить выработку молока, чтобы избежать болезненных ощущений.
Посоветуйтесь с врачом, можно ли давать ребенку коровье молоко (цельное), или вам следует пользоваться искусственной смесью, пока ему не исполнится год. Но если ребенок никогда раньше не питался из бутылочки или вы не хотите позднее решать задачу отрыва от бутылочки, молоко из чашки будет для вас альтернативным решением. Дети, которые рано начали пить из чашки, делают это сейчас достаточно умело; те, которые чашкой никогда не пользовались, быстро научатся.
ПРИВЕРЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЕДЕ
Когда в рацион моего сына вошла твердая пища, ему нравилось все, что я давала. Но в последнее время он не ест ничего, кроме хлеба.
Если послушать рассказы родителей, то некоторые дети (до подросткового возраста, когда недельный запас продуктов начинает исчезать за 3 дня) питаются исключительно воздухом, любовью, а порой еще и корочкой хлеба. Но, несмотря на беспокойство родителей, даже те дети, которые едят урывками, успевают за день получить необходимое количество питательных веществ. Дети запрограммированы есть то, что им нужно для жизни и роста, если только их программа не была каким-то образом изменена ранее.
На данной стадии развития большинство детей все еще получают основную часть необходимых для них питательных веществ из грудного молока, искусственной смеси или цельного коровьего молока и, кроме того, из тех кусочков твердой пищи, которые они успевают съесть за день. Витаминно-ми-неральные добавки, содержащие железо, обеспечивают дополнительную страховку. Но к 9 месяцам потребности в питании начинают возрастать, а потребность в грудном молоке уменьшается. Чтобы убедиться в том, что питание ребенка продолжает соответствовать его требованиям, внесите следующие изменения в ваши методы кормления.
Позвольте ему есть хлеб...
или кашу, бананы или любую другую пищу, которую он предпочитает. Многие дети придерживаются схемы "один-продукт-в-неделю (или в месяц)", отказываясь в течение этого времени есть что-либо еще, кроме выбранного ими продукта. Если предоставить ребенку возможность есть то, что ему хочется, он все равно в конце концов начнет потреблять и другие продукты.
...но позаботьтесь, чтобы это был хлеб из муки грубого помола
Разумеется, если ваш ребенок ест только 1-2 продукта (как, впрочем, и в том случае, если их много), следует убедиться в том, что они обеспечивают качественное питание. Так что, если он требует только хлеб, булочки или каши, давайте ему те разновидности, которые приготовлены из муки грубого помола. Если это фрукты или фруктовый сок, убедитесь в том, что сок не содержит сахара, и постарайтесь давать ему более питательные разновидности фруктов, такие, как абрикосы, желтые персики, дыни, манго и апельсины.
Делайте полезные добавки
Не кормите ребенка насильно; вместо этого вы можете попытаться незаметно добавлять в пищу продукты, которые считаете нужными, например, намажьте хлеб тонким слоем плавленого сыра (плавленый сыр с пониженным содержанием жира содержит больше протеина, чем обычные сорта, и поэтому более питателен для ребенка), размятых бананов; пюре из дыни с концентратом яблочного сока и корицей, творога или расплавьте на нем небольшое количество швейцарского сыра и т.д. Если ваш ребенок ест только кашу, добавляйте в нее проросшие зерна пшеницы, сухофрукты, содержащие железо, яблочное пюре. Если единственным пристрастием ребенка являются бананы, попробуйте окунать кусочки бананов в молоко и посыпать пророщенной пшеницей, а затем подавать вместе с небольшим количеством каши или творога либо намазывая их на хлеб.
Исключите протертую пищу
Возможно, недавний бунт вашего ребенка был связан с тем, что ему надоела протертая и размятая пища, и он уже готов для более серьезных блюд, например для пищи кусочками.
Разнообразьте меню
Возможно, ваш ребенок просто устал от однообразного питания и нужна перемена для возбуждения аппетита. Если он не проявляет интереса к каше во время завтрака, предложите вместо нее йогурт и тосты, вместо гороха и моркови на обед - лапшу с цветной капустой и спаржей, посыпанную тертым сыром, а на ужин вместо мяса с картофельным пюре - запеченную рыбу с отварным картофелем.
Предложите ему новую роль
Возможно, желание обрести независимость заставляет вашего ребенка упрямо сжимать рот во время кормлений. Позвольте ему действовать самостоятельно и попытаться есть самому.
Не притупляйте его аппетит
Многие малыши едят очень мало твердой пищи и потребляют большое количество жидкости (сока, искусственной смеси или грудного молока). Ваш ребенок должен получать в день не более 2 порций фруктового сока (желательно один раз давать сок, а другой - фрукты) и 3 порций искусственной смеси (а позднее молока). Сверх нормы можно дать воду или разбавленный водой сок, растягивая 1 порцию на весь день. Если вы кормите грудью и не знаете точно, сколько молока съедает ребенок, то можете быть уверены в том, что более 3 кормлений в день могут помешать ему принимать другую пищу.
Ограничьте закуски
Что делает мать, когда ребенок отказывается завтракать? Разумеется, все утро предлагает ему различные закуски, в результате чего ребенок отказывается обедать. А что происходит после того, как пропущен и обед? Ребенок в течение дня просит есть, закуски продолжаются, и в итоге не остается места для ужина. Старайтесь не попадать в этот замкнутый круг, снижающий аппетит ребенка и портящий ваше настроение, строго ограничив количество закусок: одну - утром и одну - во второй половине дня, независимо от того, сколько ребенок съел во время основных кормлений. Однако можно увеличить количество еды, которую вы предлагаете ребенку для закуски после легкого или пропущенного основного кормления, чтобы он мог продержаться до следующего приема пищи.
Не кормите ребенка насильно
Самый верный способ превратить кормление в проблему - это недовольно хмуриться, если ваш ребенок отворачивается от приближающейся к нему ложки, либо потратить полчаса, пытаясь засунуть в упрямо стиснутый рот пару ложек пищи, прибегая к уговорам, мольбам и различным трюкам. Ребенок должен знать, что он ест потому, что голоден, а не потому, что вы этого хотите. Поэтому любой ценой, даже ценой нескольких пропущенных кормлений, не превращайте еду (или отказ от нее) в самоцель. Если ребенок дает понять, что он не хочет больше есть или вообще не голоден, уберите тарелку и закончите на этом кормление без дальнейших уговоров.
Разумеется, кратковременная потеря аппетита может сопровождать простуду и другие заболевания, особенно если у ребенка повышенная температура. В редких случаях отсутствие аппетита наблюдается вследствие анемии, недоедания (и то, и другое редко встречается среди американских детей из средних слоев общества) или другой болезни. Если отсутствие аппетита у вашего ребенка сопровождается вялостью, потерей интереса ко всему, замедленным развитием, недостаточным набором веса или заметными изменениями в поведении (например, необъяснимой раздражительностью или нервозностью), обратитесь к доктору.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ
Всякий раз, когда к моему ребенку приближается ложка, он хватается за нее. Если тарелка стоит достаточно близко, он опускает туда палец и устраивает жуткий беспорядок, пытаясь себя накормить. Из-за этого он почтш ничего не ест, и я в полном отчаянии.
Ваш ребенок таким образом выражает свое желание получить независимость за столом, и такое желание следует поощрять. Но для того чтобы свести к минимуму беспорядок и не заставлять ребенка испытывать чувство голода до тех пор, пока он не овладеет застольными манерами, к самостоятельному кормлению нужно переходить постепенно.
Для начала позвольте ему держать в руках собственную ложку, пока вы его кормите. В первое время он будет лишь размахивать ею в воздухе, а когда в первый раз наполнит ложку и поднесет ко рту, то скорее всего повернет ее содержимым вниз. И все же владение ложкой в первое время может занять его настолько, что вы благополучно закончите кормление. Можно также дать ему что-нибудь в руки, чтобы он мог есть самостоятельно, пока вы кормите его с ложки. Комбинация из собственных рук и личной ложки (или закрытой чашки с носиком, из которой можно пить) обычно занимает ребенка и дает возможность матери накормить его, но не всегда. Некоторые дети настаивают на том, чтобы все делать самостоятельно, и если это единственный способ заставить ребенка есть, разрешите ему. Поначалу кормления будут продолжаться дольше и сопровождаться большим беспорядком, но практика вскоре позволит вашему ребенку приобрести опыт, необходимый для самостоятельного кормления. (Если вы постелите на пол под стульчиком газету, вам будет проще навести порядок.) Но если самостоятельное кормление переходит в игру и в рот ребенка перестает что-либо попадать (небольшой элемент игры - это нормально), вы можете забрать ложку и попробовать продолжить кормление своими силами. Если ребенок упрямится, значит, пришло время объявить перерыв до следующего кормления.
ИЗМЕНЕНИЯ В РЕЖИМЕ СНА
В последнее время моя дочь перестала спать по утрам. Будет ли для нее достаточно одного дневного сна?
Хотя одного дневного сна может быть недостаточно для усталых родителей, этого вполне хватает многим детям, когда они приближаются к своему первому дню рождения. В этом возрасте некоторые дети даже пытаются отказаться и от второго дневного сна. Дети некоторых счастливых родителей продолжают спать 2 раза в день и на втором году жизни, и это тоже совершенно нормально, если не мешает хорошему ночному сну. Если ночью ребенок спит беспокойно, то нужно оставить только один дневной сон.
Не столь важно, сколько спит ребенок, - важно его самочувствие после сна. Если ваш ребенок отказывается спать днем и к ужину становится переутомленным и капризным, то, возможно, ему требуется дополнительный отдых. Недостаток дневного сна приводит к тому, что ребенок с трудом укладывается в постель вечером и хуже спит ночью.
Если вам кажется, что ваш малыш мало спит днем, попытайтесь его уложить после кормления в тихой и темной комнате или попробуйте покачать его в коляске или повозить вокруг дома.
Мы думали, что все делаем правильно. Наш ребенок всегда ложился спать без малейшего каприза. Теперь он, по всей видимости, хочет оставаться на ногах всю ночь и играть.
Если ваш ребенок не проявляет готовности ложиться спать вечером, убедитесь в том, что он достаточно спит днем, чтобы не быть переутомленным и перевозбужденным к вечеру. Лучшему засыпанию ребенка вечером будут способствовать ежедневные вечерние купания в теплой воде, помогающие расслабиться, приглушенное освещение в комнате, где он спит, тихое чтение перед сном.
Я думаю, что у моего ребенка возникли проблемы со сном из-за того, что у него прорезываются зубы. Хотя я ничем не могу ему помочь, я все равно чувствую себя виноватой, если он плачет всю ночь.
К сожалению, вы ничем не можете утешить ребенка, испытывающего сильную боль от того, что у него прорезываются зубы, тем более пытаясь это делать ночью. Оставаясь со своим ребенком во время таких приступов боли, вы приучите его к своему присутствию по ночам, и он будет требовать вас к себе еще долгое время после того, как у него появятся зубы. Боль от прорезывающихся зубов обычно мешает ребенку спать лишь несколько ночей, в то время как уверенность в том, что родители приходят, отзываясь на его плач, может остаться с ним надолго. Поэтому не подходите к ребенку и позвольте ему успокоиться самостоятельно, хотя вы можете заглянуть в его комнату, чтобы убедиться, что с ним все в порядке.
Но если плач продолжается, посоветуйтесь с доктором, можно ли дать ребенку обезболивающее лекарство перед сном. Однако сначала убедитесь в том, что пробуждения ребенка по ночам не связаны с каким-либо заболеванием, например воспалением среднего уха, боль от которого усиливается по ночам, поскольку это лекарство может только на время снять боль, но не вылечить окончательно.
МЕДЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Мы беспокоимся из-за того, что наш ребенок только недавно начал уверенно сидеть без посторонней помощи - значительно позже, чем дети всех наших друзей.
Темп развития каждого ребенка в большой степени предопределен его генами, отвечающими за то, насколько быстро будет развиваться его нервная система. Он запрограммирован начать садиться, вставать, ходить, впервые улыбнуться и сказать свое первое слово в определенном возрасте. Лишь немногие дети развиваются одинаковыми темпами во всех областях; большинство хорошо преуспевают в одних областях и отстают в других. Например, один ребенок может рано начать улыбаться и разговаривать (социальное и языковое развитие), но не вставать на ноги до года (навыки основной моторики). Другой может начать ходить (навыки основной моторики) в 8 месяцев и в то же время не освоить пинцетный захват (навык малой моторики) до своего первого дня рождения. Темпы развития навыков моторики никак не связаны с интеллектом.
Даже если ребенок делает большинство вещей позднее своих сверстников, пока эта задержка в развитии попадает в широкий диапазон нормальности и ребенок шаг за шагом продолжает прогрессировать, то для беспокойства обычно нет ника-хих оснований. Однако если ребенок постоянно достигает основных показателей развития намного позднее других детей, следует проконсультироваться с доктором. В большинстве случаев подобная консультация позволит родителям избавиться от своих страхов. Некоторые дети медленно развиваются и при этом остаются совершенно нормальными. Порой необходимо дальнейшее наблюдение, чтобы решить, существует ли на самом деле какая-либо проблема, что, разумеется, иногда случается.
Бывает, что, несмотря на все заверения детского врача, родители все равно сомневаются. Наилучший для них выход - обратиться к специалисту по детскому развитию. Порой детский врач, осматривающий ребенка только во время коротких визитов, может не заметить симптомов отклонения в развитии, которые видят или чувствуют родители и которые сумеет выявить специалист. Консультация служит двум целям: во-первых, если опасения родителей окажутся совершенно необоснованными, они могут перестать беспокоиться из-за развития ребенка; во-вторых, если проблема на самом деле существует, раннее вмешательство может увеличить шансы ребенка полностью реализовать свой потенциал.
СТРАННЫЙ СТУЛ
Когда я сегодня меняла подгузник у своего ребенка, была по-настоящему озадачена: его стул был наполнен как бы песчинками. Но он никогда не играл в песочнице.
Именно тогда, когда вы начинаете скучать, меняя ребенку подгузники, он преподносит вам очередной сюрприз. Порой легко догадаться, из-за чего изменился цвет стула. Пугающий красный цвет? Скорее всего это лишь невинная свекла. Черные крапинки или полоски? Бананы. Маленькие черные вкрапления? Может быть, черника или изюм. Бледно-зеленые шарики? Наверное, горох. Желтые шарики? Кукуруза. Семена? Вероятно, помидоры или огурцы, из которых не полностью удалили косточки.
Поскольку ребенок пока не может тщательно пережевывать пищу, а его пищеварительный тракт еще окончательно не сформировался, то, что попадает в него, очень часто выходит наружу, почти не меняя цвет и текстуру (раздавленные, растолченные, разрезанные пополам ягоды, изюм, горох и зерна кукурузы не только легче перевариваются, но и безопаснее в таком виде для ребенка). Стул с похожими на песок вкраплениями достаточно распространен и появляется из-за того, что определенные продукты, особенно овсяная каша и груши, часто становятся похожими на песок, после того как они пройдут через пищеварительный тракт.
Странные изменения в стуле происходят не только из-за естественных компонентов рациона вашего ребенка, но и из-за тех, что синтезированы в пищевых лабораториях. Известно, что синтетические компоненты окрашивают стул в такие необычные цвета, как фосфорно-зеленый (от напитка со вкусом винограда) до шокирующего розовато-красного (от каши с ягодным запахом). Поэтому прежде чем паниковать, вспомните, что ел ваш ребенок. Если вы по-прежнему в недоумении, обратитесь к доктору.
РЕБЕНОК И ПРОГУЛКИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ
Мы с мужем страстные велосипедисты. Безопасно ли брать с собой ребенка?
Поездки на велосипедах могут показаться прекрасным способом сочетать прогулку всей семьей с физическим упражнением, но специалисты по детской безопасности считают, что поездка на велосипеде вместе с маленьким ребенком связана со слишком большим риском. Однако, если вы все-таки решили ехать вместе с ребенком, соблюдайте следующие меры предосторожности:
не берите с собой ребенка до тех пор, пока ему не исполнится год, даже если вы очень хорошо ездите на велосипеде и ваш велосипед находится в превосходном состоянии;
не отправляетесь в поездку без велосипедных шлемов, отвечающих всем требованиям безопасности;
возите ребенка на детском велосипедном сиденье, которое защищает его ноги и руки от попадания в спицы, а также гасит удар при падении и снижает риск получения травмы при столкновении. Прежде чем отправиться в путь, убедитесь в том, что сиденье правильно установлено и ваш ребенок надежно пристегнут;
ограничьте маршруты ваших велосипедных поездок такими безопасными местами, как парки, велосипедные дорожки, тихие улицы. Избегайте загруженных магистралей, мокрых или усыпанных влажной листвой дорог. Сойдите с велосипеда при спуске с холма, на склоне торможение становится крайне трудным.
Но все же будет лучше, если ребенок останется с няней, пока вы катаетесь на велосипеде, или подождите до тех пор, пока он не станет достаточно взрослым, чтобы ездить рядом с вами.
Первый год жизни малютки очень важен. В этот период интенсивно формируется характер, растет организм. Определенные особенности имеет и питание - темы, о которых проинформирует этот материал.
Время открытий
Малыш - это ежедневные улыбки, приколы и масса положительных эмоций. Почти годик - время обучений и новых открытий. Главная задача родителей в этот период - помогать малышу знакомиться со средой.
На таком этапе меняется мировосприятие крохи. Он с восторгом наблюдает за своим отражением в зеркале, воспринимает ваши слова и осознает себя как отдельную личность. Ребенку все сильнее нравится гулять и рассматривать предметы, больше и больше его интересуют игрушки. Следует отметить, что теперь он может самостоятельно и долго разбираться с новыми деталями.
Уроки хорошего поведения начинает воспринимать позже ребенок 8-9 месяцев. Развитие и питание в это время формируют его личность, предпочтения и вкусы, поэтому стоит контролировать свои слова, действия и эмоции при младенце. Конечно, повторить все, что вы сделали, малютка не сможет, но наиболее яркие картинки остаются в его памяти.
Маленький человек
Появляются выразительные эмоции. Ребенок может плакать не только от дискомфорта и боли, а и от обиды. Не чуждо ему и чувство ярости, если родители что-то категорически запрещают. Следует отметить, что и слово «нет» ваша радость понимает очень хорошо. Он сам пользуется им, усиливая свое нежелание, качая головой. Если крохе приятно, он улыбается.
Начинает показывать свой в 9 месяцев. Развитие, питание, уход - все это влияет на его вкусы. Какие-то блюда, игрушки и мелодии ему нравятся, к другим он равнодушен. Могут быть вещи, которые даже раздражают его.
Лексический запас увеличивается, и кроме обычных "мама" и "папа" малыш радует новыми словами. Часто даже не говоря, он все понимает и может выполнять такие простые команды, как принести машинку или показать кубики. Также ребенок умело имитирует голоса животных и звуки предметов, которые ему нравятся больше всего. Со временем лепет становится все более четким и приближается к нормальной осмысленной речи.
Уже полноценный, умный маленький человек - ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание, конечно, важны, но не меньше внимания нужно уделять нравственному аспекту.
Творческий подход - залог счастья
С такого возраста движения малыша становятся плавными. Ему проще держать игрушки и изучать их. На ручках могут лежать сразу два предмета. Если игрушка в одной ладони, то другой кроха может щупать вещь. Младенец будет не только рассматривать штуковину, а и делать с ней что-либо: складывать, стучать или разбирать.
Здесь важно показать чаду, как правильно пользоваться предметом, ведь в таком возрасте малыш не просто переставляет все с места на место, а работает умственно. В его маленькой голове уже есть свои схемы и планы.
Самое время учить складывать кубики и пирамидки. Такие забавы особенно любит ребенок (9 месяцев). Развитие и питание неразрывно связаны, поэтому родители могут попробовать даже к таким делам подойти творчески.
Малыш пытается поесть самостоятельно? Пусть попробует. Дайте ему ложечку. Если ему нравится использовать руки, а не столовые приборы, не настаивайте. Упражнение от руки в рот учит координировать движения. Единственный минус таких практик - грязная одежда.
От забав к учебе - один шаг
Как новые игры, так и самостоятельность за столом развивают моторику. Итак, самое время покупать сынишке или дочурке новые игрушки: конструкторы, кубики и мозаику. Это предметы, которые полюбит ребенок (9 месяцев). Развитие, питание, что умеет малыш - все это знают продавцы в магазинах. Но при выборе товара сами обращайте внимание на рекомендуемый возраст. И даже если на упаковке указано, что данные предметы не представляют угрозы для здоровья крохи, лучше подобрать только крупные детали, которые ваша радость не сможет полностью засунуть в рот и проглотить.
Такой возраст - период сценок. Малыш лучше запомнит информацию, если ее подавать как игру. Организуйте домашний театр. Его актерами станут котики, собачки и машинки. Очень важно подобрать яркие цвета. Все герои должны разговаривать и проявлять эмоции: радость, сострадание, дружелюбие. Такое представление оценит ребенок (9-10 месяцев). Развитие, питание, интерактивные игры - все это поможет сделать из вашего дитя здорового маленького гения, поэтому к каждой сфере следует отнестись серьезно.
Для того чтобы понять, что ваше чадо растет нормально, необязательно быть педиатром. Стандартно дети поправляются на 500 граммов. Объем грудной клетки и головы должны увеличиться на 0,5 см. Появляются новые жесты и слова. Достаточно просто сравнить прошлую неделю с нынешней.
Но есть определенный список физических навыков, которые должен выполнять ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание, конечно, напрямую отвечают за организм, но бывают проблемы, корень которых спрятан глубже.
Каждая малютка, достигшая этого возраста, должна уметь самостоятельно садиться. Если чадо до сих пор делает это с вашей помощью, следует обратиться к врачу, который установит причину. Возможно, это неврологическое заболевание, что ранее не проявлялось. Педиатры установят причину проблемы и дадут существенные советы по дальнейшему развитию.
Учимся ходить
Куколке, которая не умеет садиться, будет трудно встать на ноги. Для такого действия нужна не только физическая подготовка, но и моральный настрой. Ребенок должен осознать сам процесс, задействовать основные группы мышц. Если ваше чадо пока только ползает и боится вертикального положения, волноваться не стоит. Крошка в таком возрасте должна активно лазать или передвигаться в позе сидя.
Очень хорошо, когда малыш, держа вас за руку, может самостоятельно пройти несколько шагов. Если ни одна из этих задач карапузу не под силу - время идти в больницу, где вам назначат лечение. Чаще всего это массажи, которые мама может проводить самостоятельно дома. Нуждается в таких процедурах почти каждый ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание - еще два вопроса, ответ на которые может дать врач.
Обычно научить чадо садиться или стоять легко. Видите, что кроха тянет к вам руки - помогите ему. Ведь даже взрослый человек без тренировок не способен достичь результатов.
Расширяем меню
Основные правила очень просты. Сначала следует давать один продукт. Обычно стартуют с кабачка, цветной капусты или картофеля. Прежде чем перейти к чему-то новому, подождите неделю-две. Убедитесь, что кроха хорошо воспринимает еду. Начинают с чайной ложки и постепенно увеличивают до 150 грамм.
Овощные каши, нежирная свинина, телятина, гречка, рис, кукурузная крупа, творог - все это может смело есть ребенок (9 месяцев). Развитие и питание - процессы сугубо индивидуальные. Лучше давать новые блюда утром. Тогда мама может проследить, не вредит ли пища желудочку и не возникают ли аллергические реакции. Не забывайте и о фруктовых соках (начинают с яблок).
После каждого кормления следует давать грудное молоко.
Режим дня
Ест малыш 5 раз в день, через каждые 4 часа. Твердые блюда рекомендуют давать днем, а на ночь кормить грудным молоком. Ранее всю еду нужно было мелко перетирать. В этот период лучше положить на тарелку целые продукты. Фрукты и овощи стоит класть прямо в руки. Так будет развиваться жевательный рефлекс. Свои любимые блюда появляются, когда уже исполнилось девять месяцев ребенку. Развитие и питание ребенка - это его книга обучения. С каждой новинкой он познает мир.
Идеальное время для крохи, чтобы просыпаться с 6 до 7 часов утра. Если карапуз встает позже, то и уложить его вечером будет сложнее. Такие привычки младенец вырабатывает ранее, так что если ваш сбился, то изменить его будет непросто.
В общем сон должен занимать 14 часов в сутки. Из них 4 - в дневное время. Ночь для вашей куколки обязана продолжаться с 22 вечера до 6 утра. Дважды ребенок дремлет за день. Если сон в светлое время продолжается не более 30 минут, постарайтесь найти и устранить причины. Среди них могут быть громкие звуки или жара.
Покоряем новые трудности
Специалисты считают, оптимальный возраст, когда должен садиться на горшок ребенок - 9 месяцев. Развитие, питание, режим - все эти факторы влияют на данный процесс. Педиатры рекомендуют сажать дитя на туалет, как только проснется или через 20 минут после обеда. В этом возрасте формируется чувство гигиены. Мокрый и полный подгузник все больше раздражает младенца, зато нравятся сухость и комфорт. Как только ваша куколка поймет разницу и принцип действия, сразу же попросится на горшок. Но обычно такая наука затягивается до двух лет.
Задача мамы и папы сегодня - показать, что туалет ничем не страшен. Стоит посадить кроху на горшок, дать возможность познакомиться с новым объектом. Всего специалисты отмечают, что чем раньше и чаще приучать к гигиене, тем быстрее и качественнее будет результат.
Сейчас карапуз полностью зависит от вашей любви. Поэтому не ленитесь узнавать новую информацию и воплощать в жизнь практические советы специалистов.
Содержание:
Самым сложным периодом в развитии малыша считается первое полугодие жизни, по истечении этого срока устанавливается определенный режим, стабилизирующий ситуацию. Возраст 9 месяцев – это очень интересная пора, ведь малыш уже больше времени проводит вне сна, он осознанно лепечет и может жестами и звуками показать, что его интересует.
В возрасте 9 месяцев особых изменений в телосложении не будет. Все органы малыша уже практически полностью сформированы и функционируют в полном режиме. Этот месяц принесет прибавку в весе около 500 грамм, но если этот показатель несколько меньше или больше, не стоит волноваться, ведь каждый ребенок индивидуален. Чрезмерно активные малыши набирают меньше веса, а спокойные детки могут быть немного крупными. Однако слишком большой перебор веса может быть предвестником нарушения обмена веществ, поэтому регулярно следует проходить стандартный медицинский осмотр для предотвращения побочных явлений. Что касается роста, то норма — прибавка на 1-2 см.
На данном этапе мышцы конечностей уже довольно окрепли, поэтому кроха без труда способен самостоятельно приподниматься из положения на спине и укладываться обратно. Именно сейчас большинство малышей пытаются в первый раз без помощи встать на ножки. Опорой может служить манеж, спинка кресла или дивана, ребенок крепко держится за опору и понемногу встает. Довольно часто после первого поднятия ребенок может плакать, это вовсе не означает, что ему больно стоять на ногах, просто он не может сам присесть обратно, что вызывает у крохи панику. Важно своевременно помочь малышу усесться и успокоить его, еще пара попыток – и маленький исследователь научится все делать без вашей помощи.
Развитие мелкой моторики к 9 месяцу практически завершено. Ребенок уверенно берет игрушки обеими руками, способен выбирать из нескольких мелких предметов интересующую его вещь. Сейчас ребенок может ползать в разных направлениях, самостоятельно разворачивается, умеет складывать и раскладывать игрушки, а также любит прятаться.
Растущему организму в 9 месяцев уже недостаточно одного материнского молочка, поэтому в рационе малыша обязательно должны присутствовать такие продукты, как:
- каши – гречка, рис, овсянка, манка;
- овощи – капуста, кабачок, морковь, свекла, картофель;
- фрукты – яблоко, бананы, цитрусы (в небольшом количестве), абрикосы;
- мясо – говядина, кролик, курица;
- молочные продукты – кефир, йогурт, молочные коктейли.
Вообще, в 9 месяцев ограничений в плане продуктов уже немного: не стоит предлагать ребенку копченые, соленые и жареные блюда, также стоит ограничить прием аллергенных продуктов, все остальное можно пробовать понемногу.
Развитие нервной системы новорожденного еще не завершено, поэтому малыш может капризничать по поводу и без, но оставлять без внимания плач ребенка ни в коем случае нельзя, ведь таким образом кроха показывает вам свое недовольство, и очень расстраивается, когда вы не реагируете . Но, при этом чрезмерно баловать маленького капризулю тоже не следует, поскольку, привыкнув к рукам и бесконечному вниманию, его будет сложно приучить играть самостоятельно.
Для девятимесячного рубежа характерно активное развитие разговорных навыков, малыш произносит многочисленные слоги, а самые развитые уже могут говорить отдельные слова. Чтобы помочь крохе разговориться, в это время стоит больше читать, рассказывать крохе стихи, петь песенки и как можно чаще привлекать его к разговору, к примеру, спрашивать, какая кофточка ему нравится: красная или синяя, какую игрушку вы возьмете на улицу: медвежонка или зайчика и т.д.
9 месяцев – оптимальное время для знакомства ребенка с разными видами животных. Как правило, малыши быстро запоминают названия зверей, а также подражают им, повторяя соответствующие звуки. В этом помогут красочные книжки и электронные плакаты. К этому возрасту дети уже способны складывать несложные пазлы, поэтому можно предложить крохе детское лото или мягкие кубики с рисунками.
Так как большинство малышей в таком возрасте уже самостоятельно ползают по квартире, сейчас стоит объяснить крохе такие понятия, как «Горячо!» и «Опасно!». На кухне наглядно покажите ему, что дотрагиваться к плите и открывать двери самостоятельно нельзя. Дайте легонько попробовать прикоснуться к горячим и холодным предметам, чтобы кроха сам понял, насколько это неприятно. Внимательно отнеситесь к хранению химических веществ — спрячьте порошки и моющие средства в зоне, недосягаемой для ребенка, уберите косметику и парфюм из доступных мест.
В возрасте 9 месяцев малышу можно предложить самые разнообразные игрушки. Особым успехом пользуются:
- мягкие и твердые кубики, а также пирамидки – с их помощью ребенок начинает строить свои первые конструкции;
- музыкальные игрушки – телефон, микрофон, музыкальные инструменты;
- набор посуды: помимо игрушек сейчас у крохи уже должна быть своя тарелка, чашка и ложка – это поможет быстрее приучить ребенка кушать взрослую пищу;
- мячики: большие и маленькие, резиновые и поролоновые, однотонные и разноцветные – такие игрушки помогают не просто развивать моторику рук, но еще и позволят в игровой форме выучить цвета.
Выбирая новые в 9 месяцев, обратите внимание на их качество и внешний вид. Категорически запрещены предметы с мелкими и острыми деталями, поскольку ребенок старательно тянет все в рот и может подавиться или порезаться.
Активные игры с малышом такого возраста могут быть самыми разнообразными: детки любят подкидывания, перевороты, прыжки. Сейчас стоит разбавить обычные упражнения специальными гимнастическими снарядами – мячами, палками, кольцами и перекладинами. Это поможет развитию мышц и укрепит конечности. Поддерживая малыша под мышки, можно предложить ему подтянуться – вы удивитесь, но в большинстве случаев кроха в 9 месяцев без труда справится с этой задачей. Главное, при физических нагрузках не переусердствовать, пусть занятия физкультурой приносят вам и малышу только радостные моменты, тогда ваш ребенок и в дальнейшем будет с удовольствием заниматься спортом.