Как отучить ребенка сосать палец? Ищем причины и находим альтернативы. Сосание языка. Классификация и лечение вредной привычки сосания языка. Этиология развития вредной привычки
Условно-сосательный рефлекс появляется у ребенка еще при рождении. Постоянная потребность в материнском молоке, чувство защищенности и близости с родным человеком ощущает малыш при грудном вскармливании.
Пытаясь успокоить или заменить потребность в пище между кормлениями, многие родители навязывают детям пустышку. В старшем возрасте сформировавшийся человек старается найти в привычке, выработанной в детстве, комфорт и удобство. А можно ли и почему нельзя сосать палец ребенку и взрослому?
Причины, почему ребенок берет пальцы в рот
Детские врачи категорически против того, чтобы ребенок сосал палец. Они дают множество рекомендаций, как отучить малыша от этого, советуют приобретать специальные напальчники и даже назначают посещение психолога. Так почему же дети сосут пальцы:
- изучение своего тела. Малыш с помощью сосательного рефлекса пытается познать мир через свои собственные ощущения;
- страх. Желание ребенка спрятаться от пугающих его событий;
- резкое прекращение грудного кормления. Недостаток ощущения материнского тепла заменяется сосанием пальцев;
- прорезывание зубов. Попытка прекратить неприятные ноющие боли в деснах.
Безобидный, как думают многие родители, врожденный рефлекс способствует нарушениям, которые во взрослой жизни приведут к психическим и физическим проблемам, неспособности адаптации в обществе.
Что значит, если взрослый человек сосет палец
В отличие от несмышлёного малыша, сформировавшиеся опытные мужчины и женщины могут испытывать потребность к детскому способу решения проблем. Попытка спрятаться от всего мира и побыть наедине с собой, почувствовать себя защищенным - одна из причин сосать пальцы в зрелом возрасте. Почему еще у взрослых людей наблюдается привычка совать пальцы в рот:
- эмоциональные нарушения. Заниженная самооценка, нерешенные проблемы, жизненные трудности. Естественный способ с детства успокаивать себя;
- болезни зубов и десен. Средство обезболивания;
- сексуальное возбуждение. Парень или мужчина, который засовывает палец в рот своей партнерше, в большинстве случаев, испытывает большое влечение.
Источниками активного сосания пальца у мужчин и женщин являются серьёзные психологические проблемы. Нормы поведения в обществе, которые объясняют, почему нельзя сосать палец во взрослой жизни, способствуют замкнутости, неуверенности в себе. Постепенно происходит разрушение личности. Могут наблюдаться неврозы, депрессии и даже попытки суицида.
Сосать пальцы вредно
Существующие нормы жизни не позволяют показывать окружающим свои слабости и недостатки. Тем более, если они вредят здоровью человека. Какие последствия могут возникнуть после постоянного сосания пальца:
- неправильный прикус. Нарушается строение зубов и челюсти;
- острый отит. Воспалительный процесс в области среднего уха;
- речевые проблемы. Трудности с произношением букв «з», «р», «д», вытягивание языка при разговоре, картавость;
- костные мозоли. Постоянное трение и давление провоцируют уплотнение кожного покрова и появление ороговевших участков на пальцах;
- глисты и бактерии, вирусы и инфекции. Проникают в организм через грязные или плохо вымытые руки.
Это основные и самые важные негативные осложнения, которые объясняют, почему нельзя сосать палец ни ребенку, ни взрослому. Бороться с этой проблемой необходимо самостоятельно или с помощью специалиста. Необходимо постоянно следить за собой, контролировать свои действия и научиться справляться с трудностями, вырабатывать силу воли и характер.
За этими издержками воспитания, в частности, в привитии культурных навыков, очевидна тенденция к росту числа вредных привычек, когда одна рождает другую, и они оказываются взаимосвязанными в комплексы. Поскольку становление вредных привычек происходит в самом раннем возрасте, воспитание, кроме всего прочего, это еще и привитие полезных привычек. В частности аккуратности, организованности, привычки доводить начатое дело до конца, и борьба буквально с колыбели с возникновением вредных привычек.
Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к врачу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постельке. Он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске. Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть, ему уделяли мало внимания, ласки. И все это - причины возникновения вредных привычек. Нередко вредные привычки возникают у ребенка в связи с тревожно-мнительным воспитанием.
Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой.
Произошла серьезная перестройка ориентации. Природно ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его развитию. Если рядом мать, он удовлетворен, спокоен и получает все необходимое - от утешения и ласки до развивающих стимулов. Но она отсутствовала, а жизнь продолжалась. И он как бы вернулся во внутриутробное состояние. Он утешает и успокаивает себя сам и ищет источники впечатлений в себе, замыкается на себе. Теперь он привык быть один и мать, вмешиваясь, только мешает ему.
Сосание пальца или одежды, ковыряние пупка и другие аналогичные действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития, инфантилизацией. Налицо вредная привычка. Она становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствие внимания, ласки, общения. Вредная привычка как ритуал утешает днем, успокаивает при засыпании. Грызение же ногтей, губы, щеки, кожи на пальцах еще и выражение глубокой неуверенности в себе, чувства вины, а также связанный со всем этим ритуал самонаказания. Ребенок грызет себя до крови и только тогда удовлетворен. Один из моих пациентов, подросток, так и заявил: "Я должен догрызть палец до боли".
Часто вредная привычка, выражающаяся в серии ритмичных движений, является вынужденным замещением необходимости ритмичных движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Ритмичные автоматизмы действий способствуют дозреванию соответствующего возрасту биоритма мозга. Для нормального развития ребенка необходим, например, сосательный рефлекс. Такой ритмичный акт, как сосание груди, не только акт кормления. Это сложный комплекс воздействий - пищевого, эндокринного, психологического и стимулирующего развитие мозга. Иногда плод сосет палец в утробе матери. Есть основание полагать, что у такого плода по каким-то причинам задерживается развитие систем и органов. Прикосновение к губам трех-пятимесячного плода (при выкидыше) вызывает у него сосательное движение.
Грудь матери сосут до года, но дети, нуждающиеся в продлении стимуляции сосут ее до полутора лет; лишенные же материнской груди до срока сосут соску или палец до трех-четырех лет, что в таких случаях нормально. Ритмичные автоматизмы действий способствуют синхронизации биоритма головного мозга, в сложной перестройке его от бодрствования ко сну. Поэтому ребенок нуждается в укачивании при засыпании. Укачивание успокаивает даже боль. До года сосание соски и укачивание, на мой взгляд, физиологичны и необходимы.
Ласковые прикосновения материнских рук, губ и тела предусмотрены природой в сложных механизмах психофизиологического созревания ребенка.
Сосание пальцев, языка, губы и т.д.- самостимуляция и после года нередко является свидетельством задержки созревания тех или иных функциональных систем в организме. Как эквивалент стимуляции оно возникает у детей, лишенных прикосновений любящих рук матери. Понятны и попытки ребенка заменить недостающую стимуляцию поглаживанием самого себя, прикосновением к себе. Однако это не руки матери, как и соска не материнская грудь. Ребенок, привыкший успокаивать, убаюкивать и укачивать себя сам, сосет или теребит что-то, вертит волосики, трет половые органы или пах, раскачивается в постели, чтобы уснуть. Все это самостимуляция, всегда растягивающаяся на годы, чтобы добрать недостающее естественное.
Вредная привычка, как ритуал самоуспокоения, самоутешения, самоободрения нередко приобретает сложные формы выражения. Ребенок сосет большой палец правой руки, а левой вертит волосы, прикрывает глаза. Если левую руку подвязать к туловищу, он перестает сосать правую. Нарушена целостность ритуала, и часть его не приносит удовлетворения. Испытывая тревогу, сосут язык, прикрыв рот ладонью правой руки, потягивая мочку уха левой. Эти ритуалы, равно как и грызение ногтей, надногтевых валиков, слизистой щеки, губ, кожи на пальцах, облизывание губ, кожи вокруг них до красноты, язвочек, нередко входят в клинику невроза навязчивых состояний или неврастении.
Иногда привычка образуется мгновенно, задаваясь по типу условнорефлекторной связи как замещение биологической потребности. Один из моих пациентов в десять месяцев был отлучен от груди. Для того чтобы этот акт прошел спокойно, родители отправили его на две недели к бабушке. Когда его вернули и он увидел мать, то тут же стал сосать язык. Вредная привычка образовалась на глазах у взрослых и закрепилась надолго: мальчик сосал язык и в 14 лет, когда родители обратились ко мне за помощью.
Более всего родителей волнует детский онанизм. До семи лет он отмечается у каждого десятого ребенка. Иногда уже в шесть - восемь месяцев дитя плотно сжимает бедра, не реагируя на окружающее, взгляд его устремлен в одну точку, личико краснеет, на лбу выступают капли пота. Если родители пытаются отвлечь ребенка или мешают иными способами, он бурно протестует. После года онанизм принимает иные формы. Малыш ерзает на стуле, засиживается на горшке сжимает или трет одеяло между ног. Иногда уже до года ребенок раздражает половые органы рукой.
Начинается отчаянная борьба родителей с ним. Иногда в эту борьбу вовлекается и воспитатель яслей, а потом и детского сада. Взрослые сурово осуждают эту привычку, рассматривая ее как свидетельство испорченности ребенка, чрезмерной его сексуальности. Однако дитя до трех лет по сути бесполо. Оно не выделило себя из окружающей среды. Оно только для нас мальчик иди девочка. Вдумайтесь - слово "дитя" - среднего рода. В этом есть свой смысл. Идентификация с мужским или женским полом произойдет после трех лет, в процессе формирования личности. Ребенок до трех лет и не ведает, что он раздражает именно половые органы. Это знаете вы. Для него нос, пупок, половой член - только части его тела.
Трехлетний понимает: родители недовольны им, осуждают действия, попадающие под определение "нельзя", но причины отрицательной их оценки ему не ведомы. Нельзя играть с огнем - это он усвоил в жестоком опыте, нельзя бить бабушку - он рожден человеком, и, при правильном воспитании, ему понятно: бабушке больно. Однако трехлетний не может понять, почему ковыряние в носу воспринимается относительно спокойно, а те же пальцы в области паха вызывают у родителей гнев. После трех-четырех лет ребенок начинает осознавать, что эти действия особо предосудительны в глазах взрослых, однако уже не в силах от них отказаться.
Привычка есть привычка. Ребенок начинает прятаться, скрывать мастурбацию. Не спит мать, караулит дочь, не спит дочь - караулит мать. Ребенок делает вид, что уснул, а сам ждет, когда уснут родители. Он стремится получать удовлетворение, переступив через запрет, и ни к чему хорошему запрет не приведет. Ощущение вины, испорченности, неполноценности расцветает на почве чрезмерного внимания родителей, в общем-то к безобидному акту. В результате ребенок стремится к уединению. Ощущение неполноценности, вины приводит к замкнутости.
Онанизм имеет ряд своих специфических причин: заболевания наружных половых органов, сопровождающиеся выделениями, зудом, острицы, раздражающие область промежности; рубчик трусиков, пижамки, штанишек; обыкновение закладывать одеяльце между ножками, ерзать на стуле; ласковые прикосновения к животику ниже пупка, к ягодичкам и т.п. Но каковы бы ни были причины онанизма, у детей это не столько сексуальность (прикосновение детей к своим половым органам, как интерес к ним, являются частью нормального психосексуального развития), сколько такая же обыкновенная вредная привычка, как и сосание пальца, не более.
Только в случае грубо выраженного онанизма у дошкольника, когда девочка пальчиком или предметом пытается проникнуть во влагалище, следует обратиться к детскому психиатру, поскольку возможно, в таком случае это может быть следствием ограниченного поражения мозга в родах. Во всех остальных случаях не оставляйте ребенка, имеющего привычку к мастурбации, в постели одного, если он не засыпает сразу, а постарайтесь сказкой, уговорами помочь ему уснуть или поднимите с постели. Ребенок не должен играть в постели. Кто-то когда-то рекомендовал держать больного ребенка в постели. Почему? Кто лежит, когда может сидеть, ходить, будет дольше болеть. Постель в таких случаях становится ложем для рождения вредных привычек. Если нужно, закутайте ребенку горлышко, оденьте его тепло, но свободно, и пусть сидит, ходит, играет, даже если он болен.
Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться на горшке. Не допускайте запоров - это нередко способствует появлению онанизма. Немедленно избавьте ребенка от остриц, если они у него есть. Следите, чтобы ребенок не загулялся и не задержал акт мочеиспускания. Такая задержка приводит к напряжению полового члена, ощущению тяжести внизу живота и в результате к онанизму. Тщательно следите за гигиеной промежности и ножек, чтобы не было зуда. Лучше, если малыш спит в рубашечке до пят, а не в пижаме. Ребенок не должен носить одежду, из которой он вырос, чтобы рубчики не врезались в тело, одежда не давила и не сжимала. Не злоупотребляйте шоколадом, острой и пряной пищей.
Малыша не рекомендуется качать верхом на колене; его не сажают, если он не устал, себе на шею; целуя, его не душат в объятиях. От попыток онанизма отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями. Полезны курсы приема успокаивающих лекарственных трав, рекомендуемые врачом. Пока ребенок не уснул, его поведение в постели контролируется. Ручки он должен держать поверх одеяла, как и свободную ручку, если спит на боку. Вредные привычки, зная причины их возникновения, легче предупредить, чем устранить.
Если вредная привычка имеет место, родители не начинают борьбу с малышом, а борются с его привычкой. На отказе от нее не настаивают, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей. Идя по такому пути, впору облить, занимающегося онанизмом, холодной водой (и это делают) или подключить страдающего энурезом к источнику тока, чтобы его ударило, как только моча замкнет электросеть. Все это неприемлемая жестокость по отношению к ребенку. Если такое и поможет, ребенок будет запуган, потрясен и психологические последствия окажутся тяжелее "излеченной" вредной привычки.
У ребенка с вредной привычкой не требуют честного слова в том, что он откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от привычки. Приходит вторая вредная привычка - нарушать честное слово. Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.
Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.
Есть и частные рекомендации. При грызении ногтей их коротко обрезают. Разрешают грызть кончик ручки, которой ребенок пишет, или предмет, находящийся в его руках, но обязательно чистый. Советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей. Побуждают ребенка самостоятельно бороться с этой привычкой, разъясняя ее вред и указывая на неэстетичность вида пальцев с обгрызенными ногтями, учат самоконтролю. Его ободряют, говоря: "Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся". Ему активно помогают в затруднительных ситуациях, потому что при них особенно часто прибегают к вредной привычке. И помнят: ногти грызут мучительно неуверенные в себе, а преодоление неуверенности - главное. Ногти грызут впавшие в депрессию, и такого ребенка стимулируют, ободряют.
При сосании пальца, вещей - рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибегают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой (в искоренении других вредных привычек скакалка в течении 10-15 минут перед сном обязательна). Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.
Рефлексами называют самопроизвольно совершаемые реакции на какой-либо внешний раздражающий фактор. Они свойственны всем многоклеточным, включая животных и людей. Рефлексы бывают безусловными и условными.
Первая группа всегда с человеком, способствуя его существованию во внешней среде — это врожденные рефлексы. Вторая группа представляет собой неврологические знаки, которые появляются и исчезают в течение человеческой жизни. Каждый ребенок появляется на свет с определенным количеством безусловных рефлексов, среди них сосательный рефлекс и другие автоматизмы, обеспечивающие новому человеку условия для выживания.
Что такое сосательный рефлекс?
Он формируется у ребенка в первые минуты жизни, а задатки его проявляются еще в утробе матери, на УЗИ часто бывает видно, как плод держит во рту свой пальчик. Если малыш родился здоровым и доношенным, его сразу прикладывают к материнской груди, и он успокаивается, получая несколько капелек молозива. Так в роддомах поддерживают врожденный инстинкт и способствуют правильному установлению сосательного рефлекса.
Любого рода прикасания к губкам младенца вызывают ответы в виде совершения сосательных движений. Врачи знают, до какого возраста сосательный рефлекс является нормой, осуществляя защитную функцию — это первые 12 месяцев жизни.
Сосательный рефлекс реализуется при участии ядер определенных нервов, находящихся в стволовой части продолговатого мозга. Это тройничный нерв, лицевой, вестибулярный, языкоглоточный, блуждающий и подъязычный.
Взаимосвязь этих пар нервов обеспечивает строгую координацию процесса сосания. После окончания кормления рефлекс сначала слабеет, а через час или полтора вновь оживает. При повреждении центральной нервной системы или любого вышеперечисленного нерва он снижается или совсем пропадает.
У деток, рано отлученных от материнского молока и вскармливаемых смесями, есть проблема не до конца реализованного сосательного рефлекса, что может приводить к развитию невроза навязчивых движений разной степени. Это выражается в частности в следующем:
- привычка сосать разные предметы (пальчик, ручка, карандаш, одеяло, куклы и т.д.);
- привычка грызть свои ногти;
- у взрослых стремление курить, подолгу удерживать во рту сигарету, при любом стрессе стараться быстрее закурить.
Таким образом, ребенок должен правильно пройти оральную стадию развития, чтобы не было формирования невротических реакций в дальнейшем. Люди, обделенные на ранней стадии развития материнским молоком, должны воспитываться с применением соски-пустышки как объекта сосания, иначе взрослый человек в течение жизни может проявлять оральную агрессию в активной форме (кусаться, огрызаться словесно, ехидничать) и пассивной (плохой аппетит, всякие болезненные состояния).
Пустышку ребенку дают между кормлениями, отучать от нее надо постепенно, во время игры, с разговорами и лаской, без наказания и криков. Когда угасает сосательный рефлекс — природа определила, что ребенку старше одного или полутора лет он ни к чему, хотя еще долго будут сохраняться посасывающие движения у малыша во сне и в последующие годы, примерно до 3 или 4 лет.
Почему он может отсутствовать?
При слабости данного действия малыш очень вяло сосет грудь или бутылочку, быстро засыпая при кормлении, а то и вовсе отказываясь от еды. Так бывает у ослабленных, травмированных в родах или недоношенных деток. Их выписывают из стационарного отделения тогда, когда ребенок привыкает хорошо сосать молоко. Снижение сосательного рефлекса может наблюдаться по следующим причинам:
- гипоксически-травматическое поражение центральной нервной системы ребенка в утробе матери или в родах;
- соматические болезни тяжелой стадии (из-за общей слабости и недомогания);
- парезы и параличи черепно-мозговых нервов, в частности лицевого;
- умственно отсталые дети;
- выраженный стоматит, респираторные вирусные инфекции, ринит;
- плоской формы соски у матери.
При сниженном сосательном рефлексе ребенок постоянно недоедает, поэтому его надо докармливать с ложечки или сцеженным молочком из бутылочки каждые 2 или 2.5 часа.
Любое отклонение в состоянии малыша — это повод обратиться к врачу, ведь это может быть сигналом развития серьезной патологии, требующей немедленного лечения. Снижение сосательного рефлекса требует динамического наблюдения с привлечением невролога.
Отсутствие сосательного рефлекса — это первый симптом повреждения ЦНС, а точнее стволовой части продолговатого мозга, прогностически неблагоприятный признак. У таких деток очень мало шансов на выживание, кормить их приходится только через зонд.
Причины полного отсутствия сосания у деток:
- травма продолговатого мозга в родах;
- слабость жевательной мускулатуры, круговой мышцы рта, языка;
- глубокая недоношенность.
Особенности сосательного рефлекса у недоношенных детей
У деток, рожденных раньше срока с маленьким весом, много разных проблем со здоровьем, свои особенности развития и выхаживания. В частности, сосательный рефлекс у недоношенных детей, как и глотательный часто отсутствуют, особенно при массе тела меньше полутора килограмм, когда есть и недоразвитие многих органов, малый их объем, нарушенная терморегуляция, затруднено дыхание и т.д.
Неполноценность рефлексов связана с недостаточным развитием механизмов нервной регуляции и неполным формированием сосательной мускулатуры. Таких детей нельзя сразу приложить к груди, но и делать большую отсрочку тоже страшно из-за возможной большой потери массы тела.
Длительную отсрочку дают при тяжелой травме или подозрении на наличие кровоизлияния в мозг. Если ребенка не прикладывали более 12 ч, то его переводят на парентеральное питание раствором глюкозы. Зондовое кормление недоношенных деток практикуют при значительном снижении сосания и глотания, при этом объем каждого кормления дозируется специальным шприцом. К бутылочному кормлению переходят после появления у малыша хороших рефлексов.
О кормлении грудью вопрос решается отдельно по каждому ребенку с учетом его состояния и устойчивости рефлекторных знаков. Обычно начинают с одного или двух раз в сутки, если ребенок при этом устает, то докармливают его из бутылочки, всего таких деток кормят до 10 раз в сутки. Главное в процессе выхаживания недоношенных деток — не форсировать события.
Процесс может быть длительным, но успех обеспечен при грамотном подходе врачей и матери малыша, такие детки догоняют своих сверстников к концу первого — максимум третьего года жизни.
Таким образом, сосательный рефлекс является одним из самых важных врожденных рефлексов, которым наделила природа человека для обеспечения наиболее комфортных условий выживания и дальнейшего развития. Его полное отсутствие — непоправимая беда, несовместимая с жизнью, а снижение — это грозный сигнал о серьезной неврологической проблеме, которую необходимо немедленно начинать искать и устранять всеми возможными способами с привлечением врачей невропатологов и других специалистов.
Почему же так происходит и что делать, если «палец во рту» вошел в привычку?
Вкусные пальчики
Впервые палец во рту оказывается у ребенка еще в те времена, когда он находится в утробе матери. Почему еще не рожденный малыш сосет палец, ученые могут только делать предположения. Одно из них – подготовка к грудному вскармливанию, развитие сосательного рефлекса. Второе – попытка успокоиться, ощущая материнскую тревогу. Какое из этих объяснений верно? Сам ребенок, конечно, не может ответить на этот вопрос, а достаточных научных данных пока нет.
В 3 месяца «палец во рту» становится достижением ребенка. Несмотря на всю внутриутробную тренировку, лишь в этот период координация движений становится достаточной, чтобы произвольно, т.е. по собственному желанию, а не случайно, донести до рта руку. Малыш еще несколько недель будет продолжать осваивать координированные движения «рука – рот», и мешать ему в этом было бы ошибкой.
Но вот ребенку уже около 1 года или больше. И родители замечают, что он снова сосет палец, чаще всего большой.
И чувствуют тревогу, ведь если привычка закрепится, проблем не избежать. Родителей пугают глисты, неправильное формирование прикуса, да и просто – это некрасиво!
И начинается борьба «с пальцем», часто столь жестокая, сколь и бессмысленная. Ведь сосание пальца имеет разные причины, и в каждом случае нужно действовать особо, чтобы помочь ребенку.
Мешает ли сосание пальца самому малышу? Скорее нет, чем да. Пока ему не исполнится 5–6 лет, сверстники вообще не обратят на это внимание, а предметом насмешек он станет не раньше чем в школе. Так значит, эта детская привычка мешает скорее нам, взрослым. Сосание пальца – достаточно яркий симптом, свидетельствующий о возможном психологическом неблагополучии малыша.
Помощь заключается не в том, чтобы избавиться от симптома, а чтобы выявить проблему, которая ведет к такому поведению. Именно поэтому запрещение сосать палец, битье по рукам, убеждения ни к чему не ведут. Они не решают той проблемы, которая привела к возникновению вредной привычки! Давайте попробуем разобраться с основными причинами сосания пальца.
Сосательный рефлекс
- Моему Костику 5 месяцев. Меня беспокоит то, что он часто сосет свои пальцы. К сожалению, у меня было мало молока, и уже к концу первого месяца жизни Костик получал питание из бутылочки. Проблема началась в 3 месяца, когда малыш «нашел» свои ручки. Он быстро натренировался, и пальчики теперь находятся во рту слишком часто. Костик долгожданный, любимый ребенок, и все в нашей семье относятся к нему с нежностью и вниманием. Но я не могу понять, чего же ему не хватает?
Младенцы до 1 года нередко сосут пальчики, если их сосательный рефлекс не удовлетворен в той мере, в которой необходимо. У некоторых детей рефлекс сильнее, чем у других, и даже в условиях грудного вскармливания они сосут все вокруг, включая собственные руки.
Речь о неудовлетворенном сосательном рефлексе может идти в следующих случаях:
- Вашему малышу не более 1,5 лет. В норме этот рефлекс начинает постепенно затухать в возрасте полугода и окончательно угасает около 1,5 лет.
- Ребенок слишком быстро ест, например проводит у груди или бутылочки 5–10 минут. Если вскармливание грудное, то причиной может быть «тугая» грудь при слабых мышцах рта у малыша. Или же наоборот – молока много, и малышу почти не нужно трудиться. При искусственном вскармливании причиной нередко становится слишком большая дырочка в бутылочке.
При отсутствии грудного вскармливания кроха не умеет пить из бутылочки – например, пьет только из ложки. Это может произойти и в той ситуации, когда мама сознательно не приучает малыша к бутылочке, надеясь вернуться к грудному вскармливанию после вынужденного перерыва – например, после приема лекарств, несовместимых с кормлением грудью.
Если вы предполагаете, что инстинкт сосания может быть не удовлетворен, можно предпринять следующее:
- Продлите время сосания груди. Если малыш находится на грудном вскармливании, не спешите заканчивать кормление. Позвольте крохе находиться у груди и 30, и 40 минут, даже если он лишь чуть-чуть ее подсасывает, уже заснув. Особенно актуальна эта рекомендация для малышей первых месяцев жизни.
- Если ваш малыш «искусственник», то следите за тем, как долго он сосет бутылочку. Хорошо, если отверстие в бутылочке подобрано так, чтобы ребенок сосал 15–20 и более минут. Соска к бутылочке должна быть подобрана по возрасту, о чем можно прочитать на упаковке.
- Купите пустышку. В настоящее время ведутся споры о том, нужна ли она ребенку. Конечно, выбор за вами, но если у малыша сильно развитый или недостаточно удовлетворенный рефлекс сосания, то пусть он лучше сосет качественную соску, чем у него сформируется привычка сосать палец или язык. В конце концов, от соски отказаться легче, после 1,5 лет «подарив» ее другому малышу, а вот палец или язык подарить не получится.
Стоит отметить, что у малышей до 1 года неудовлетворенный сосательный рефлекс – не единственная причина, чтобы сосать пальчики. Часто рука ребенка оказывается у него во рту в тот момент, когда он хочет есть. Тогда кроха с жадностью начинает ее сосать, раздражаясь и плача, что из нее не течет молоко. Такое сосание пальцев не перерастет в привычку, если мама будет своевременно реагировать на подаваемые сигналы, а еще лучше – предлагать грудь прежде, чем малыш будет слишком голоден.
Также уже в этом возрасте одной из причин может быть скука. Если мама проводит много времени с малышом, ласкает его, берет на руки, играет, то у ребенка остается не так уж много времени на сосание пальцев или других предметов. Кроха все равно будет «все тянуть в рот», но по-другому. Предмет или пальчики оказываются во рту на несколько секунд, затем ребенок вынимает их и рассматривает. Затем снова «пробует на вкус», уже чуть более длительное время, затем снова рассматривает. Эта последовательность может повторяться несколько раз. Также в нее включаются и другие действия: малыш может стучать предметом (или рукой по какой-то поверхности), трясти его, кидать. Все это – исследовательское поведение. Если же вы видите, что кроха «застыл», его взгляд стал отсутствующим и он сосет палец или что-то еще – пора отвлечь его, пока это не стало вредной привычкой.
Вредная привычка
- Моей дочке Лизе 2 года 5 месяцев. У нас проблема: малышка не может заснуть, не пососав большой палец на правой руке. Я замечаю, что палец также оказывается во рту, когда Лиза смотрит мультфильмы или когда она устает или расстраивается. Но я не хочу пока мазать пальцы чем-то горьким, мне жалко свою дочку. Как помочь малышке избавиться от этой привычки?
Давайте для начала разберемся, что же такое «привычка». Привычка – это любое повторяющееся поведение, сформировавшееся по принципу «стимул – реакция», с каждым разом возникающее все более автоматически. Иначе говоря, когда-то случилось так, что ребенок был слишком возбужден перед сном, в ротик ему случайно попал пальчик. Ощущения понравились малышу: пальчик теплый, и его посасывание было приятным. Кроха успокоился и заснул. Через несколько дней ситуация повторилась, ребенок повторил и действие: засунул палец в рот, чтобы заснуть. И постепенно это вошло в привычку: даже когда малыша ничего не тревожит, он должен взять палец в рот перед сном. Это стало «кнопкой», включающей засыпание.
Привычки, которые помогают успокоиться, распространяются и на другие ситуации, в которых ребенок испытывает негативные эмоции. Вечерняя усталость, пребывание в одиночестве в своей комнате, недовольство родителей поведением малыша, испуг – эти и другие похожие ситуации требуют успокоения. И на помощь приходит «сладкий пальчик», становясь универсальным средством!
Часто родители недоумевают: ребенок любимый, вниманием не обделен, стрессов не переживал, так откуда же привычка, похожая на невротическую? Родители начинают копаться в себе, выискивая тайные проблемы, влияющие на малыша. Возможно, эта «работа над собой» и небесполезна. Но все же сосание пальца, особенно в возрасте до 3 лет, далеко не всегда связано с чем-то очень серьезным. На втором-третьем году жизни кроха переживает целую эпоху стереотипных форм поведения (повторяя что-то вновь и вновь), которая затем сменяется новым этапом развития. И проблема «пальца» может сама бесследно исчезнуть.
Если разобраться, то мы все состоим из привычек. Наличие привычек оптимизирует нашу жизнь, иначе мы тратили бы массу времени, каждый раз перебирая варианты возможных действий в уже знакомых ситуациях. Вот и сосание пальца для ребенка – это «палочка-выручалочка», помогающая ему успокоиться и уравновесить внутреннее состояние. Нет, автор не утверждает, что сосать палец – это хорошо. Но нужно понимать, что эта привычка несет для ребенка ту же пользу, как для нас, взрослых, другие действия, помогающие успокоиться. Мы покусываем кончик ручки, обдумывая проблему, теребим кулон или прядь волос, потираем руки, дотрагиваемся до губ или висков. Каждому из нас требуются определенные привычки, помогающие в сложных ситуациях.
Все это означает только одно: если вас раздражает привычка ребенка сосать палец, то вы должны научить его другим способам успокаиваться или занимать себя. Нельзя просто искоренить привычку, не предложив ничего взамен. Она либо вернется в первоначальном виде, либо перейдет в другую, не менее раздражающую: обгрызание ногтей, посасывание губ или языка, сосание игрушки и т.д. Именно поэтому в случае устоявшихся привычек так неэффективны бывают запреты, воспитательные беседы, намазывание пальца чем-то невкусным. Все эти меры не предлагают ничего взамен.
Итак, если сосание пальца – это привычка, то вы можете действовать таким образом:
- «Поймайте» привычку в самом начале. Помните, чем дольше продолжается цикл «стимул – реакция», тем привычнее становятся нежелательные действия. Посмотрите, в какой ситуации малыш сосет палец – при скуке, тревоге, усталости? Предложите замену. Например, если ребенок сосет палец перед сном, вы можете сделать ему массаж пальчиков и всего тела, при этом что-то тихо напевая. До сна можете предложить крохе игры с водой, которые прекрасно стимулируют нервные окончания всего тела, в том числе и пальцев: те же тепло, вода, массирующее воздействие, как и при сосании. Создайте такой ритуал укладывания, который поможет малышу расслабиться без сосания пальца.
- Есть ли пример? Часто дети, приобретающие дурные привычки, неосознанно копируют важных для них людей. Например, ребенок может подсмотреть привычку сосать палец у брата или сестры (как младших, так и старших) и даже у взрослых, если кто-то из них в задумчивости может посасывать пусть не сам палец, а косточку на руке. Если примером стал кто-то из взрослых, ему нужно самому избавиться от данной привычки, иначе все остальные меры будут неэффективны. Если примером стали брат или сестра, подумайте, как вы организуете время, которое проводите с детьми? Достаточно ли уделяете каждому позитивного внимания? Если оба ребенка сосут пальцы – проблема серьезнее и глубже: лучше проанализировать ее с психологом.
- Отвлекайте, но с умом. Когда вы видите, что кроха сосет палец, лучшее, что вы можете сделать, – это мягко отвлечь малыша, не упоминая при этом, что он делает что-то не то. Вы можете пригласить его поиграть, потанцевать, заняться поделками, развивающими мелкую моторику, почитать книгу. В общем, заняться любым делом, чтобы кроха не сосал палец просто от скуки. Если ребенок сосет палец в состоянии усталости, нужно его обнять, приласкать, сделать общий массаж и массаж рук. Хорошо, если у вас в запасе будут веселые стихи, под которые можно заняться пальчиковой гимнастикой. Но при этом важно помнить следующее: если вы начинаете заниматься с ребенком только после того, как увидите «палец», то привычка сосать его никуда не исчезнет. Просто «палец» станет кнопкой включения общения с вами. Поэтому важно, чтобы вы предлагали игры и расслабление еще до того, как палец окажется во рту, поняв, что ребенок находится в том состоянии, когда ему нужна помощь.
- Не ругайте малыша и, если можете, поменьше обращайте на сосание пальца прямое внимание. Дело в том, что пока привычка неосознанна, она может уйти самостоятельно. В этом счастливое отличие детей от взрослых. Если же вы постоянно одергиваете ребенка: «Вынь палец изо рта!», бьете его по руке, заматываете бинтом, то привычка закрепляется уже на сознательном уровне. Более того, малыш получает инструмент для того, чтобы гарантированно привлечь ваше внимание, пусть и негативное.
Психологическая проблема
В 1 год 4 месяца Ваню пришлось отлучить от груди, так как его маме требовалась срочная операция. Малышу пришлось расстаться с мамой на две недели. Затем последовал развод родителей и оформление в детский сад. Ванечка интенсивно сосал палец. Мама старалась оградить ребенка от переживаний, делала все, чтобы он чувствовал ее любовь, понимание и поддержку. Она не применяла «радикальных» мер (пластыри, горькие жидкости), более того, Ване разрешалось «легально» сосать палец перед сном. Но мама объясняла, что это плохо влияет на зубки, да и микробы могут быть опасны, поэтому Ваня будет молодцом, если решит отказаться от этой привычки. В 4 года мальчик сам решил не сосать больше пальчик. Нужно ли говорить, что он получил самую горячую поддержку и восхищение своей мамы!
Не всегда проблемы в жизни ребенка настолько очевидны, как в случае с Ваней. От просто дурной привычки до симптома психологической проблемы – один шаг.
Вы можете предположить, что сосание пальца является показателем психологического неблагополучия в следующих случаях:
- Ребенок пережил какой-то стресс. Это может быть смерть кого-то из близких или домашнего любимца, перенесенное заболевание (особенно с госпитализацией), сильный испуг. Ребенок может начать сосать палец не сразу, а через некоторое время после травмирующего события. Будьте внимательны!
- Малыш живет в ситуации хронического семейного стресса. Если ваш быт сопровождают скандалы, выяснение отношений или «гнет молчания», то даже годовалый ребенок может реагировать на это невротическими проявлениями.
- «Радостные» стрессы. Рождение еще одного ребенка, переезд в новую квартиру, выезд на отдых радостны для взрослых, а вот для малыша могут стать настоящим испытанием.
- Ребенок не был желанным изначально. Чувство ненужности может сопровождать ребенка с самого рождения и приводить к глубоким проблемам в эмоциональном развитии. Если контакт между мамой и малышом нарушен, он не получает необходимого тепла и внимания, то реагирует множеством симптомов неблагополучия, включая сосание пальца.
- Все меры по борьбе с «плохой привычкой» оказываются неэффективными. Вы пытаетесь сделать все, чтобы отвлечь ребенка, уделяя ему много внимания, но палец все равно оказывается во рту. Упорная привычка, на которую не влияют ваши действия, говорит о том, что проблема, возможно, глубже, чем кажется.
Сосание пальца в ситуации, когда оно является психологической проблемой, редко бывает единственным тревожным симптомом. После пережитого стресса малыш может утратить некоторые уже сформированные навыки – перестать есть самостоятельно, «забыть», как пользоваться горшком, «растерять» речь. Это называется регрессом развития. Если ситуация для ребенка благоприятна и ему стараются помочь, то прежние навыки восстанавливаются, а невротические симптомы исчезают. Если малыш живет в «холодной» семье, не чувствует эмоциональной привязанности, а уход за ним формален (одеть, накормить, уложить спать), то к сосанию пальца могут присоединиться различные страхи, например нового пространства, новых людей. Ребенок может демонстрировать «неадекватные» реакции: панику, пронзительный визг, агрессивные действия и др. Сосание пальца – лишь верхушка айсберга, когда малыш испытывает психологический дискомфорт. И совершенно бесполезно бороться с самой привычкой – нужно искать проблему и работать над ней. Обдумайте возможность обратиться к психологу за профессиональной помощью, потому что в каждом конкретном случае рекомендации по преодолению проблемы будут иными.
Таким образом, сосание пальца – яркий симптом, указывающий на то, что ребенку нужна помощь. В возрасте до 1 года это меры, помогающие удовлетворить сосательный рефлекс. С 1 года до 3 лет малышу требуется поддержка в состоянии тревоги, усталости, скуки, чтобы «палец» не стал вредной привычкой. После 3 лет, если ребенок сосет палец часто, то есть повод задуматься, нет ли психологических проблем, ведущих к такому поведению.
"Не грызи ногти!", "Как тебе не стыдно, есть же ножницы!", "У тебя будет стоматит!", — доводилось ли вам слышать такие окрики на улице, в транспорте, в гостях? Проблема стара, как мир. Многие родители в практике воспитания, встречаются с вредной привычкой у детей, как удаление зубами кожицы на пальцах, отламывание ногтей, сосание пальца. Некоторые папы и мамы начинают прибегать к крайним мерам отучения чад от пагубного навыка, например, смазывают детские пальчики перцем или горчицей.
Как же бороться с опасной манерой поведения и откуда она взялась? На эти вопросы отвечает психолог — аромаконсультант Диана Дозмарова.
П о-научному, привычка навязчивого обкусывания ногтей называется — онихофагия.
"Онихофагия, произошла от греческого слова onychophagia. Онихо — означает ноготь, а phagein — есть."
Психологические исследования давно выявили, что для многих людей, как детей, так и взрослых, — навык грызть ногти, заусенцы, кусать или сосать пальцы, отслаивать ногтевую пластину — это попытка избавиться от душевного дискомфорта с помощью какого-то незначительного действия, когда индивид не задумывается об исходе принимаемого решения.
А, последствия автоматического решения могут быть плачевными, например — попадание инфекции внутрь организма; возможно — деформация ногтя, гнойное воспаление (панариция).
И это ещё не все.
С научной точки зрения, налицо все признаки зависимого поведения.
Оно проявляется следующим образом:
когда вы перестаёте контролировать привычку, она начинает контролировать вас, укореняясь, таким образом, в вашей жизни.
Как же избавиться от онихофагии? Кто подвержен ей? Когда родителям нужно бить тревогу и обращаться к специалистам?
Онихофагия и малыши
Как правило, дети до трёх лет не имеют навыка грызть ногти. В этот возрастной период — держать пальчик во рту, временами единственный способ успокоиться в критичной для малютки ситуации.
Такими ситуациями могут быть:
- Резкое или раннее отлучение от груди, и младенец замещает пальчиком — материнский сосок. В таком случае, психологи рекомендуют чаще давать соску — пустышку.
- Если по тем или иным причинам ребёнок остаётся один. Например, в больнице или в домашних условиях, когда малышу мало предоставляется ласки и нежности. Сосание пальчика компенсирует крохе отсутствие чувства защищённости и положительных эмоций.
- В ситуациях, когда родители не реагируют на детский плач. В этом случае, маленький чувствует страх, беспокойство, тревогу, — и начинает сосать пальчик, пытаясь успокоиться.
В раннем возрасте, пальчик во рту младенца — естественный процесс, возможно, режутся зубки или поиск защиты, спокойствия. Ещё совсем недавно, в мамином безопасном животике, кроха сосал пальчик, пребывая в мире и покое.
Онихофагии в период взросления
С 4 лет все больше малышей приобретают манеру тянуть пальчик в рот и производить с ним нежелательные действия.
По мнению большинства специалистов, онихофагия в детском и подростковом возрасте может возникнуть в результате пережитой психологической травмы.
Возможно, такой травмой или травмами стали:
- расставание родителей,
- частые ссоры в семье,
- стрессовая ситуация в детском саду/школе.
- Быть может, вы часто подгоняете, торопите одеваться или быстро делать уроки медлительного малыша, вызывая тем самым, чувство недовольства собой.
Итог — ваше чадо начинает грызть ногти.
Обкусывая ногти, дети пытаются скрыть свою агрессивность, направленную на окружающих людей или на себя. Это как бы выход задавленной враждебности.
Впоследствии такое поведение станет возникать автоматически при любой неприятной ситуации, в любом возрасте. Таким образом, путём обгрызания ногтей и заусенцев, происходит избавление от тревог, комплексов и страхов.
Как быть?
- Постарайтесь установить контакт с ребёнком, доброжелательно поговорить и выяснить причины злости.
- Проанализируйте ваше поведение, возможно, в воспитании преобладает суровая, требовательная, взыскательная система с нотками критики.
Если в вашей семье любящая и благоприятная атмосфера, а ребёнок все-равно грызёт ногти?
Не исключено, что прочитав нижеприведённые причины, вы обнаружите, почему так происходит.
- Гигиеническая причина. Может быть, вы упустили момент ухода за состоянием ногтей малыша, кожи вокруг них — ребёнок сам начнёт избавляться от мешающих ему раздражителей.
- Причина наслаждения. Не редки случаи, когда дети получают физическое удовольствие от откусывания ногтей.
- Причина взросления. Возможно, ваш любимый сыночек, дочка не хотят взрослеть. Например, появились дополнительные обязанности — нянчиться, убирать игрушки за младшим братом.
Посасывая пальчик, грызя ноготки, ребёнок возвращается в своё безопасное детство, где его все любили, ласкали и он был единственным и неповторимым. Таким образом, он показывает, что не готов к взрослой жизни.
- Причина образца . Если вы грызёте ногти, то и ваш малыш, беря образец с Вас, может начать грызть собственные ноготки.
Когда начинать бить тревогу и спасать от пагубной привычки вашего ребёнка? В случаях:
- Не выпускает палец изо рта;
- Получает заметное удовольствие от вредной привычки;
- Становясь старше, не задумываясь, на автомате, грызёт ногти прилюдно.
Психологический портрет подверженных онихофагии
Как правило, девочки, достигнув десятилетнего возраста, стараются себя контролировать, по причине возникновения комплекса в отношении внешнего вида собственных ногтей.
Доля мальчиков, наоборот, после 10 лет, резко увеличивается.
В соответствии с исследованиями в области онихофагии, наиболее предрасположены этой привычке, — люди с обострённым чувством долга, ответственности, с преобладанием холерически — меланхолического темперамента. Данный вид темперамента подразумевает:
- вспыльчивость,
- импульсивность,
- эмоциональную нестабильность,
- часто — необщительность,
- стеснительность,
- заниженную самооценку,
- подверженность унынию, тревожности, тоске.
Каким образом исправить ситуацию?
Перед обращением к специалистам, постарайтесь самостоятельно выявить моменты, когда возникает потребность в обгрызании ногтей.
Чаще всего хватает приёмов, предоставленных ниже.
- Самое важное понять, не испытывает ли ребёнок чувства страха, одиночества, скуки и неуверенности в себе.
- Недопустимо ругать, критиковать, стыдить, требуя идеального поведения, так как от этого ваш малыш может ещё глубже уйти в себя и начать/продолжить грызть ногти.
- В моменты повышенной нервозности постарайтесь отвлечь интересным занятием, игрой. Например — лепкой, работой с глиной, рисованием. Придумайте игру, направленную на гимнастику для пальчиков, с приятными на ощупь игрушками, для детей постарше подходят танцевальные упражнения, совместная игра в кукольный театр.
- При частых ссорах в семье, постарайтесь, улучшить атмосферу. В психологии, считается, что до 2-3-летнего возраста нужно лечить или перевоспитывать родителей, а не детей. Эфирные масла в аромалампе, о которых речь пойдёт ниже, несомненно, помогут в улучшение домашней обстановки.
- Ребёнку можно подарить детский безопасный маникюрный набор. Иногда помогает, вариант детского нейл-арта, который может восприниматься, как интересная забавная игрушка на ноготках.
- При засыпании малыша лучше быть рядом с ним, читать добрые сказки, например из лечебной серии — сказкотерапия.
- Рассказывая ласково сказки, делайте массаж ручек и пальчиков. Например, с лавандовым маслом, которое можно использовать не разбавленным и наносить непосредственно на кожу.
Капните 1-2 капельки масла на свои пальцы и нежно втирайте в кожу ребёнку, не касаясь его ногтей и кончиков пальцев.
Аромат лаванды снимет нервное напряжение у ребёнка, подарит безмятежный сон, уменьшит агрессию, вызовет состояние внутреннего покоя.
Для снятия тревожности и душевного равновесия, капните 1 к масла на подушку.
Иногда, используйте незаменимый инструмент аромаконсультанта — аромалампу (рис.1)
- Для беспокойных детей от 4-х до 12 лет, грызущих, сосущих пальцы прекрасно подходит, приём тёплой ванны, оказывающей успокаивающее воздействие.
В чашку налейте 20-40 мл молока, добавьте до 3-х капель масла ромашки или чайного дерева или лаванды, но не больше. Хорошо взболтайте, вылейте в тёплую воду ванны, перемешайте с водой.
Не используйте постоянно, а лишь по мере необходимости.
- После 12 лет — на ванну вы можете использовать 5 капель масла, разбавленного в стакане молока.
- При воспалении ногтевого валика поможет жирное масло Авокадо. Оно устранит воспаление, укрепит и улучшит рост ногтей. Вы можете использовать его в чистом виде.
Ежедневно наносите масло на ногти и легко массируйте ноготь и ногтевой валик в течение 15-20 мин.
- После 14 лет — масло Шалфея поможет справиться с вредными привычками, к которым относится пристрастия не только грызть ногти, но и избавление от курения, полифагии — чрезмерного потребления пищи, злоупотребления алкоголем.
Шалфей прекрасный антидепрессант, оказывающий баланс нервной системы: одновременно проявляя успокаивающее и общее тонизирующее действие.
Данное эфирное масло вы можете использовать в аромалампе.
3-5 капель эфирного масла Шалфея капаете в ёмкость с водой аромалампы и забываете о ней. Эфирное масло самостоятельно сделает всю работу.
При применении эфирного масла Шалфея, учитывайте противопоказания.
Противопоказания к применению Шалфея:
— лицам с индивидуальной непереносимостью к входящим в эфирное масло компонентам;
— не применять детям до 5 лет;
— не применять: перед сном, при беременности и в период кормления ребёнка грудью;
— при тяжёлых стадиях гипертонической болезни и эпилепсии; при острых гломерулонефритах;
— не сочетать с приёмом алкоголя и железосодержащих препаратов.
- Также, для улучшение семейной атмосферы, снятия перевозбуждения, устранение плаксивости, истерических реакций используйте в аромалампе — лавандовое масло.
Начиная с годика малыша — не больше 2 капель на аромаламу, по мере взросления ребёнка увеличивая до 5 капель на 15 м² комнаты.
Как применять эфирные масла в аромалампе?
Смесь из эфирных масел или одного масла должна быть не более 5 капель на 15 м² комнаты.
Правила по использованию аромалампы :
- Прежде, чем использовать аромалампу, нужно проветрить комнату. А саму процедуру лучше всего проводить при закрытых окнах. Время работы лампы: от 20 минут до 2 часов.
- Налейте горячую воду — градусов 50-60 в ёмкость для воды, капните в неё нужное количество эфирного масла и получайте удовольствие.
Психологи убеждены, что всем нам необходимо минимум получать в день не менее 7 осознанных удовольствий.
Например, послушать красивую песню, услышать приятный комплимент, услышать слова — "я тебя люблю", почувствовать объятия близкого человека…
Попробуйте начать жить с любовью и доставляйте чаще удовольствия друг другу, хотя бы семь раз в день. И, возможно, наши дети будут намного счастливее и менее зависимы от таких пагубных привычек, как компьюторомания, алкоголизм, переедание, наркомания, курение и, несомненно, онихофагия.