Конспект занятия по математике в старшей группе «Неделя. Игры и игровые упражнения для знакомства детей с днями недели
Ольга Реммер
Конспект занятия по математике в старшей группе «Неделя»
Цель : познакомить и закрепить с детьми знания о днях недели . Закрепить в работе с цифрами последовательность дней недели ; учить связывать название каждого дня с его порядковым номером. Название дней недели с конкретным содержанием деятельности детей. Закрепить счет до 10 и обратно.
Планируемые результаты : дети проявляют интерес к новым знаниям. Активно взаимодействуют в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование : Картинка с изображением дней недели ; нарисованная матрешка с изображением цифр, нарисованные на листе кочки с цифрами; игрушечные гриб и ёлочки, раздаточный материал .
Организационно-образовательная деятельность : Коммуникативная : введение игровых моментов, драматизация. Итог занятия .
Познавательно-исследовательская : Уметь различать дни недели .
Игровая : Остров «Отдыхый-ка» , остров «Стройся правильно» , остров “Задачки», остров “Умелых», остров “Неделя », игра с “Матрешкой».
Продуктивная деятельность : дети рисуют острова.
Ход занятия
Ребята вы любите путешествовать? Приглашаю на острова в страну математики .
Мы осторожно входим в королевство
Дорога, лес знакомы нам давно,
Здесь все живет и дышит чудесами,
Загадками и тайнами полно.
Чтоб попасть на остров нужно пройти по кочкам, но кочки с цифрами от 1 дол 10. Нужно наступать на кочки по порядку.
Дети проходят препятствие.
Мы попали на остров «Неделя » .
Дети садятся за стол. У воспитателя на столе 7 елочек.
Сколько елочек?
Ставлю гриб между 1 и 3 елкой.
Между которыми елками вырос гриб?
Ставлю между 5 и 7 елками.
Где теперь вырос гриб? Кто помнит, в какое время года растут грибы? Да, и летом и осенью. А чего больше – времен года или дней недели ? Сколько дней в неделе ?
В неделе 7 дней .
Мы обозначим дни недели цифрами и точками . Первый день недели – цифра 1 , понедельник . Как называется второй день недели ?
Вторник.
Обозначим его цифрой 2. После вторника – среда, находится посередине недели , обозначим этот день недели цифрой 3 . После среды наступает 4. ?
Четверг
Почему он называется четвергом?
Потому что он 4 день недели .
Верно, мы обозначим его цифрой 4. После 4 дня недели наступает . ?
Он называется пятница. Мы его обозначим цифрой 5. Все все рабочие дни закончились, наступаютвыходные дни, кто скажет, какой день наступает после пятницы?
Суббота.
Правильно мы ее обозначим цифрой 6. Вот и наступило время последнего 7-го дня недели , его еще называют воскресным днем. Как называется этот день.
Воскресенье.
Молодцы, ребята. Это седьмой день недели мы обозначим его цифрой 7. А теперь поиграем с «Матрешкой» . Найдите цифру обозначающее самое большое (маленькое) число. Найдите цифру, которая часто встречается в сказках. Есть ли цифра, обозначающая лучшую отметку в школе? Найдите цифру, с которой начинается неделя . Найдите цифру, которой заканчивается неделя .
Физ. минутка.
Ребята, я приглашаю вас на остров «Отдыхай-ка» .
Раз-два, раз-два, раз-два-три.
Вслед за мною говори : в понедельник , вторник, среду в гости к бабушке я еду.
А в четверг и пятницу – машина к дому катится.
За субботой – воскресенье, в этот день пекут печенье.
Раз-два, раз-два, раз-два-три – кончалось стихотворение.
Пройдем на остров «Умелых» (дети садятся) . Скажите, есть ли среди дней недели середина ? Проверим. Я, напишу на доске, а вы выложите на своих карточках все дни недели по порядку .
Пишу от 1 до 7 по порядку. Дети выкладывают цифры от 1 до 7.
Все дни недели на месте ?
Считаем от 1 до 7, с указанием дней недели : 1-первый-понедельник , 2-второй-вторник и т. д. все дни недели на местах . Закройте глазки (убираю цифру 4) . Ребята, посмотрите, один день недели спрятался . Какой?
Проверяем, называем все цифры по порядку и дни недели , и находится пропавший день. Меняю цифры местами и предлагаю детям навести порядок.
Продолжим путешествие по стране математики . Остров «Задачки» (с мячом дети в кругу) .
Сегодня понедельник , а в лес мы пойдем через неделю . В какой день мы пойдем в лес? (понедельник ) .
День рождение у Марины в понедельник , а сегодня суббота. Сколько дней до дня рождения девочки? (2 дня) .
Мы пойдем на прем к врачу во вторник, а сегодня понедельник . Через сколько дней, мы пойдем к врачу? (1 день) .
Света уехала к бабушке в субботу. Мама обещала приехать за ней через 2 дня. Когда приедет мама? (в понедельник ) .
Женя пойдет в цирк через 1 день. Сегодня воскресенье. В какой день недели состоится цирковое представление? (понедельник ) .
- Понедельник после среды ?
Что вначале четверг или пятница?
Снова в путь, по кочкам, только наоборот цифры выложены от10 до 1. Мы на острове «Стройся правильно» .
Раздать круги определенного цвета по дням недели .
Первый день большой недели , трудовой день, не бездельник, как зовется?. (понедельник ) .
Встает первый ребенок у кого одна точка и соответствующий цвет.
- Прокричал усатый дворник : «День второй в неделе… (вторник) ».
Встает второй ребенок.
Третий день не ерунда, как зовется он? … (среда) .
Встает третий ребенок.
День четвертый лень отверг, как зовется он? … (четверг) .
Встает 4 ребенок.
Пятый день – опрятница, как зовется он? … (пятница) .
Встает 5 ребенок.
А шестой день выходной, как зовется он? … (суббота) .
Встает 6 ребенок.
А седьмой день всем веселье, как зовется? … (воскресенье) .
Встает 7 ребенок.
Молодцы, вы справились сегодня со всеми заданиями. На память о нашем путешествии нарисуйте острова.
Дети садятся рисовать (звучит музыка) .
Кто хочет, подарите рисунки гостям.
Тема занятия: «Деля-неделя»
Скороговорка дня: «Делю-неделю на семь дней разделим».
Цели занятия: помочь детям запомнить названия дней недели; обсудить вопросы, связанные с активным отдыхом, интересными делами, которые можно делать в выходной всей семьей.
Оборудование и материалы : кукла Почемучкин, этимологический словарь или компьютер, имеющий доступ в Интернет.
Предварительная работа
Готовясь к обобщению знаний детей по данной теме, в беседах с ними будем делать акцент на понятиях «выходной», «будний день», «рабочие дни», названиях дней недели. Это станет также органичной частью знакомства с календарем. Если настенный календарь снабжен передвижным указателем дат, дети обычно с интересом и ответственностью относятся к поручению отмечать текущий день.
Творческая работа «Мой выходной». Особое внимание будем уделять обсуждению с детьми впечатлений, полученных ими за выходные. Обучение детей различным видам творчества, организации игр, поддержка естественных процессов развития соответствующих способностей одной из задач имеют организацию накопления у детей опыта и формирование стремления продуктивно и интересно проводить досуг.
Предложим детям дома вместе с родителями или в детском саду (на занятии по рисованию или в свободное время) выполнить рисунок на тему «Мой выходной». На нем можно отобразить одно самое яркое впечатление или сделать серию картинок. Дети легко осваивают жанр комикса, отвечающий стремлению многих ребят собрать в одном рисунке несколько событий.
Важнейшее условие работы, которое должно стать для взрослых законом, — сюжет рисунка определяется ребенком.
Часть I. А какой сегодня день?
Цели: формирование умения выявлять смысловую основу слов; развитие навыков словотворчества; использование умения передавать понятия и настроение при помощи пантомимы.
В гости к детям приходит Почемучкин. Он подружился с Букой — героем книги А. Усачева. Почемучкина волнуют те же вопросы, что и любопытного инопланетянина с планеты Бук.
Почемучкин. Здравствуйте, ребята! Сегодня я снова был в гостях у своей подруги Ани и беседовал с нашим новым знакомым с планеты Бук. Ас Бука рассказал нам, как называются дни недели на его планете, объяснил, почему они носят такие названия. А вот мы с Аней не смогли рассказать Ас Буке о названиях дней недели, принятых у нас.
Педагог. Ребята, чем мы можем помочь Ане и Почемучкину?
Учебная задача (по результатам обсуждения): вместе с Почемучкиным выяснить, откуда произошли названия дней недели, которыми мы пользуемся.
Что нам для этого понадобится? Наше умение вслушиваться в звучание слов, выделять их смысловую основу. Также понадобятся словари, которые могут рассказать о смысле слов, их происхождении.
Педагог предлагает Почемучкину рассказать об их беседе с Букой.
Чтение . А. Усачев «Ас Бука, или Пособие для маленьких детей и пожилых инопланетян», глава «День Д»:
«— Какой у нас сегодня день? — спросила Аня.
— Хороший, — сказал Бука.
— Я имею в виду день недели.
— Какой НЕДЕЛИ? — не понял Бука.
— Понимаешь, неделя делится на семь дней: понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу и воскресенье.
— Неправильно, — сказал Бука. — Это ДЕЛЯ делится на семь дней. А НЕДЕЛЯ не делится!
Аня решила не спорить.
— А у вас в неделе, то есть в ДЕЛЕ, тоже семь дней? — спросила она.
— А как же, — сказал Бука. — ДЕЛЬНИК, НЕДЕЛЬНИК, СИЛА, ЧИТВЕРГ, (ПЯТНИЦА, СУП БОГА, ВЫТРЯСЕНЬЕ».
Предложим детям догадаться, что делают буки в каждый из дней недели. При необходимости подсказкой послужат рисунки.
Проверим свои догадки — послушаем, что рассказал о днях дели Ас Бука: «В ДЕЛЬНИК буки делают дела, в НЕДЕЛЬНИК никто дел не делает, в СИДУ буки сидят дома, в ЧИТВЕРГ — читают, в СП ЯШИНУ - спят, в СУП БОТУ - варят суп и ходят в гости, а в ВЫТРЯС ЕНЬЕ вытрясают ковры и гостей и убирают в доме.
— А когда же они ходят на работу? — удивилась Аня.
— В ДЕЛЬНИК. У нас всего один выходной день, — зевая, сказал Бука.
— А у нас пять дней на работу ходят! — с завистью вздохнула Аня и подумала, что хорошо бы было, если бы папа и мама, как буки, ходили на работу один день в неделю.
— А праздники у вас есть? — спросила Аня. Но в ответ ей послышалось тихое похрапывание.
Тут Аня и без календаря догадалась, что наступает С ПЯТНИЦА».
Игра-разминка «Деля-неделя». Постараемся вспомнить и показать при помощи пантомимы, что делают буки в каждый из дней. Затем предложим детям по очереди «превращаться» в Буку и показывать, что он делал в дельник. Остальным детям нужно угадать, что же делал этот Бука? Все дети берутся помочь ему — выполняют аналогичные движения.
Еще одно задание в этой игре — показать, что дети умеют делать по дому, как помогают старшим.
Дидактическая игра «Кто это делает» . Игроки получают карточки с изображениями людей, занятых различной деятельностью. По очереди они будут называть соответствующие действия, а остальные игроки говорить, кто обычно выполняет названное действие. Например: поет — певец, убирает снег — дворник, учит детей — воспитатель, учитель и т. д.
Часть II. Спроси слово
Цель: формирование умения выявлять смысловую основу слов, выделять в тексте необходимую информацию.
Выясняя, как и почему называются дни недели на планете Бук, мы научились работать со значением слов.
Педагог. Давайте вслушаемся в названия дней недели. Используя рисунки с изображением Буки в разные дни недели для ориентировки, будем рассуждать.
Понедельник — первый день недели, он ее начинает. Раньше говорили — «починает неделю», потому — понедельник. Есть и другое мнение о происхождении этого слова. Воскресенье раньше называли «неделя», а слово «понедельник» обозначало «после недели».
Вторник — второй день недели. Чтобы выяснить, откуда взялось название этого дня недели, достаточно посчитать дни по порядку.
Среда . Чтобы понять, что значит это слово в названии дней недели, подберем похожие слова: средний, средина (так раньше произносили слово «середина»). Среда — середина недели.
Четверг. Снова подберем похожие слова, ориентируясь на порядковый номер этого дня недели, получится «четвертый день».
Пятница . Рассуждаем по образцу — пятый день.
Суббота. Слово, обозначающее этот день недели, у многих народов звучит похоже и берет свое начало от слова «шаб- бат» — «отдых», «покой».
Воскресенье — седьмой день недели. Название имеет религиозное происхождение: день назван так в память о воскресении Христа.
Итог занятия . Общими усилиями составим рассказ о названиях дней недели. Почемучкин благодарит детей за помощь и отправляется к Ане, чтобы рассказать Ас Буке о том, как и почему называются дни недели у нас.
Последующая работа
Вслед за проектом «Наш календарь» может стартовать проект «Отличная неделя». Напротив названия дня недели вывешивается рисунок, фотография или записанная воспитателем информация о замечательных событиях, произошедших в этот день с детьми или в природе. В конце рабочей недели подводится итог.
Фестиваль идей «Мой выходной» и «Мы помогаем». С опорой на свои рисунки дети рассказывают о том, как они провели выходные. Почемучкин, воспитатель и дети обмениваются идеями о том, как интересно и с пользой для себя и других провести выходные дни.
Думаю, никто не будет спорить, что умение разбираться в днях недели очень полезно для ребенка. Когда малыш начинает посещать детский сад, кружки, секции, сталкиваться с работой различных муниципальных учреждений, у него появляется множество вопросов: почему сегодня в детский сад идти не нужно? почему в бассейн только завтра? Все эти учреждения работают по каким-то законам, о которых ребенок, конечно, тоже хочет быть в курсе. Если вы научите малыша определять дни недели, то он сможет примерно представлять, что его ждет в тот или иной день. А это уже первый шаг на пути к планированию собственного времени.
Не стоит приставать с распорядком недели к ребенку младше трех лет, для него это понятие еще слишком абстрактное. Его нельзя пощупать и хорошенько рассмотреть. Да и чувство времени еще не сформировано достаточно хорошо. Самое оптимальное время для знакомства с днями недели – это период, когда ребенок начинает на постоянной основе ходить в различные кружки, секции, детский сад. Здесь уже вторники и среды будут не пустым звуком, а днями, связанными с конкретными событиями.
Из этой статьи вы узнаете, как выучить дни недели с детьми так, чтобы процесс прошел легко и интересно.
Как известно, дети усваивают любую информацию лучше всего, когда она подается в игре. Поэтому не торопитесь сразу предъявлять малышу годовой календарь с несчетным количеством цифр, а лучше подготовьте доступное и наглядное игровое пособие – что-то вроде недельного календаря, на котором ребенку будет интересно в ежедневном режиме отслеживать дни недели. Пока что забудьте про числа и месяцы, обращайте внимание только на дни недели! Желательно сделать календарь так, чтобы каждый день ребенок мог что-нибудь откреплять / прикреплять / наклеивать / закрашивать и т.д. Таким образом, будет задействован не только зрительный канал восприятия, но и чувственный.
У нас с Таисией календарь представляет собой паровоз, где каждый вагон – это кармашек. Висит паровозик на самом видном и используемом месте – холодильнике . С утра Тася пересаживает Машеньку в тот вагончик, который соответствует наступившему дню недели, и заодно проверяет, что запланировано на этот день. В этом ей помогают картинки-напоминалки, закрепленные над вагончиками. Картинки могут напоминать как о регулярных секциях, так и о других интересных грядущих событиях (например, поход в цирк, день рождения бабушки). Вот пример наших напоминалок – танцы, бассейн и музыкальная школа.
Паровоз – это лишь один из множества вариантов оформления первого календаря. Календарь также можно сделать в виде лестницы со ступеньками, цветика-семицветика, у которого лепестки отстегиваются и пристегиваются на липучки, или просто в виде круга с семью секторами и вращающейся стрелкой, и т.д.
После того, как вы нашли на календаре наступивший день недели, полезно обсудить с ребенком, будний это день или выходной (если родители работают по пятидневке и ребенок посещает детский сад, эти понятия, как правило, запоминаются довольно легко). Кроме того, можно вспомнить один из стишков про дни недели (см. ниже).
Будьте готовы к тому, что интерес ребенка к календарю не будет вечен, скорее всего, через 3-4 недели энтузиазма у малыша поубавится, и он будет все чаще забывать подходить к календарю. В этом случае лучше просто отложить календарь на какое-то время и вернуться к нему позже. Либо можно попробовать отслеживать дни другим способом. Например, нам очень понравился пазл «Я учу дни недели» фирмы «Оксва» .
Собирать такой, пазл, конечно, можно и за один присест, но, на мой взгляд, гораздо интереснее и познавательнее, каждый день дополнять пазл новыми деталями (например, во вторник даем ребенку цифру «2», слово «вторник» и соответствующую деталь картинки). Так, по мере приближения недели к концу картинка будет становиться все больше. Вид недостроенной картинки прямо-таки интригует Таисию, она усердно старается вспомнить, какой же там день идет следующим номером, лишь бы только поскорее получить еще один кусочек пазла
Детям постарше также можно предложить закрашивать каждый день на обычном календаре или переставлять день на календаре с передвижным окошечком. Даже если ребенок еще плохо знает двузначные цифры, это будет хорошей подготовкой к знакомству с ними.
Ребенку лет от 4-5 также может понравиться что-то вроде календаря природы (Лабиринт , Ozon , My-shop ). Он дает возможность отмечать не только день недели, но и времена года, месяц, число, погоду.
2. Стихи про дни недели для детей
В стихотворной форме, как известно, все легче и быстрее запоминается, поэтому и сейчас можно прибегнуть к помощи веселых стихов про дни недели. Приведу несколько хороших стихотворений. Нам нравится их читать, поочередно указывая на каждый день недели в календаре (например, на вагончики в паровозе).
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали, плясали,
Дни недели посчитали.
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется понедельник.
Вторник- это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка среда
Третьим днем всегда была.
А четверг, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – пятница-сестрица,
Очень модная девица.
А в субботу, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний, — воскресенье,
Назначаем днем веселья.
Подскажите-ка нам, звери,
Первый-понедельник –
Зайка-рукодельник!
За ним приходит вторник –
Соловей-задорник.
За вторником – среда,
Лисичкина еда.
За средой четверг –
Волк глазами сверк.
За четвергом к нам пятница
Колобком прикатится.
За пятницей – суббота,
Баня у енота.
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье.
Муха – чистюха
Жила-была муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник — в вишневой наливке,
Во вторник — в томатной подливке,
В среду — в лимонном желе,
В четверг — в киселе и смоле.
В пятницу — в простокваше,
в компоте и в манной каше…
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: — Я больше не в силах!
Ужжжасно, ужжжасно устала,
Но, кажется, чище не стала.
Бежит, спешит неделя
Мелькают быстро дни
Так чем же, в самом деле,
Наполнены они?
— Да разными делами!
Ответил мне сынок. –
Ходил я в понедельник
С друзьями на каток
Во вторник с братом Ване
В лошадки я играл,
А в среду взял я сани
И с гор его катал.
В четверг вдвоем с братишкой
Рассматривали книжки.
А в пятницу сначала
Немного поскучали,
А после к дню рождения
Писали приглашения.
В субботу в хоре пели,
Старались, кто как мог.
А в воскресенье ели
С клубникою пирог.
3. Игры
Ну и чтобы все, что вы выучили, не забывалось, полезно иногда играть вот в такие игры:
- Взрослый называет дни недели в случайном порядке. Если ребенок слышит название буднего дня, то он делает вид, что занят какой-то деятельностью – рисует, строит из кубиков, читает книгу и т.д... Если же произносится название выходного дня, то ребенок делает вид, что отдыхает – спит, танцует, хлопает в ладоши – на ваш выбор.
- Взрослый перечисляет разные слова, в том числе и названия дней недели. Когда ребенок услышит среди ряда слов день недели, он должен хлопнуть в ладоши. Все остальные слова нужно оставлять без внимания.
- Во время игры в мяч с каждым броском называйте дни недели, в том порядке, как они стоят в календаре. Игра поможет запомнить последовательность дней.
Детям постарше можно время от времени задавать такие задачки: Какой день недели спрятался между вторником и четвергом? Какой день идет после пятницы? Перед средой? Какой день недели первый? А последний?
4. Мультфильмы про дни недели для детей
Среди мультфильмов, рассказывающих ребенку про дни недели, мне не удалось найти такие, которые действительно можно было бы от души порекомендовать. В основном попадаются мультики с весьма примитивными сюжетами и незапоминающимися героями. Но если уж выбирать из того, что есть, то самыми достойными мне показались мультики про паровозик Чух-чух «Учим дни недели с ребенком». Если вам попалось что-то поинтереснее, буду рада, если вы поделитесь в комментариях своими находками.
Напоследок как обычно упомяну одну полезную книжечку по теме, к моему удивлению, она оказалась очень хорошим подспорьем.
Конспект открытого урока
по развитию речи
по теме: «ДНИ НЕДЕЛИ.
ЧАСТИ СУТОК»
во 3 «Г» классе V вида.
Выполнила:
учитель-логопед
МОУСОШ № 20
Дата проведения:
ЦЕЛИ: КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
o Закреплять знания о последовательности дней недели;
o Закрепление понятий «сутки», «части суток» «режим дня»;
o Упражнять в употреблении глаголов с частицей «ся» («сь»);
o Упражнять в употреблении названий дней недели в косвенных падежах единственного числа .
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ :
o Совершенствовать общую моторику;
o Развивать пространственную ориентацию в отношении своего тела и предметов;
o Развивать творческие способности;
o Развитие интеллектуальных психофизических функций (мышления, памяти, воображения, внимания, ориентировки в пространстве)
КОРРЕКЦИОННО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
o воспитывать языковое чутьё;
o воспитывать умение внимательно слушать и слышать педагога;
o постоянно поддерживать интерес ребёнка на занятии;
o воспитывать любознательность.
Оборудование: картина с изображением режима дня, игра «Дни недели», индивидуальные карточки с заданиями.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Здравствуйте, сейчас я вам загадаю загадку.
Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Братья ходят друг за другом.
Попрощается последний,
Появляется передний.
(Дни недели) .
Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? Какой день недели будет после среды? Какой день недели между четвергом и субботой?
Посмотрите на монитор компьютера , какое сегодня число?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Ребята, скажите сколько всего дней в неделе?
С какого дня начинается неделя?
А заканчивается?
Сколько рабочих дней в неделе? Назовите.
А выходных? Назовите.
А вчера какой день недели был?
Молодцы! А теперь я хочу загадать задачу. Встретились две подружки. Одна говорит: «Я вчера, в воскресенье», ходила с мамой на мультики, - «А я пойду завтра», - ответила другая. В какой день недели встретились подружки. (В понедельник).
Ответьте на вопросы.
Если сегодня понедельник, то завтра будет… Если сегодня суббота, то завтра будет… Если сегодня пятница, то вчера была…
Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала….дня. Чиполлино копал грядку три дня. Начал работу в среду, а закончил её…
А теперь отгадайте мою загадку.
Друг за другом чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будет весь народ, -
А сестра наоборот, -
Спать немедленно зовет.
(День и ночь).
Ребята, день сразу после ночи наступает? Назовите все части суток.
(Вывешивается картина с изображением частей суток).
Ребята, давайте рассмотрим картину и скажем, что мы успеваем сделать за сутки. (дети рассказывают).
Игра «Четвертый – лишний»
а) час, суббота, секунда, минута; б) пятница, суббота, завтра, понедельник.
Заполните таблицу.
ЧТО ПЕРЕД? | ЧТО ПОСЛЕ? |
|
Утро | ||
Среда | ||
Ночь | ||
Воскресенье | ||
Вечер | ||
День | ||
Вторник |
«Когда это бывает?»
умывается день смотрит телевизор
обедает ночь делает уроки
учится утро чистит зубы
гуляет вечер завтракает
спит ужинает
ИГРА – УПРАЖНЕНИЕ «Мишина неделя».
Сейчас я прочитаем с вами предложения и задам я вопросы.
1. В понедельник Миша гуляет в парке. В понедельник Миша прогуливается в парке.
Какое слово изменилось? (Слово – действие «гуляет» поменялось на «прогуливается». В конце слова появилась частица «СЯ»).
2.Во вторник Миша ходит на тренировку в спортзал. Во вторник Миша тренируется в спортзале. Что изменилось?
3.В среду Миша ходит в бассейн. (В среду Миша купается в бассейне). Как вы думается как можно изменить предложение, чтобы появилась частица «ся».
4.В четверг Миша ходит в музыкальную школу. (В четверг Миша учится в музыкальной школе). Как можно изменить предложение?
5.В пятницу Миша убирает свою комнату. (В пятницу Миша убирается в комнате).
6.В субботу Миша моет себя в ванне. (В субботу Миша моется в ванне).
7.В воскресенье Миша встретил Сашу. (В воскресенье Миша встретился с Сашей).
Хорошо. А теперь вспомните, что делал Миша всю неделю, и расскажите всё, но изменяя слова, чтобы появилась частица - ся про себя. (Я в понедельник прогуливаюсь в парке. Во вторник я тренируюсь в спортзале. В среду..).
Ребята, что изменилось в словах – действиях, когда вы стали говорить о себе? (частица «ся» поменялась на частицу «сь»).
Прочитайте стихотворение. Его вам нужно будет выучить. (стих написан на листах). Вопросы по тексту стихотворения.
Слово для справок: делу гож – это значит он нравиться делать какие – то дела.
Кто родился в понедельник, Кто в четверг – лентяем вечным,
Будет беленький, как мельник. В пятницу – добросердечным,
Кто во вторник – справедливым, Кто в субботу – к делу гож,
А кто в среду – молчаливым. В воскресенье – всем хорош!
ФИЗМИНУТКА.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденье.
Я теперь задание кто больше придумает красивых, длинных предложений, которые будут начинаться со слов или в предложениях были эти слова:
Вечером…..
(дети учатся в школе, по телевизору идут «Спокойной ночи», все люди спят, родители идут на работу)
ИТОГ УРОКА.
Ребята, о чем сегодня мы говорили? О чём составили рассказ? Домашнее задание: составить свой режим дня в выходной день воскресенье, нарисовать и рассказать. Урок закончен.
991 " style="width:743.4pt;border-collapse:collapse;border:none"> ЧТО ПЕРЕД?
ЧТО ПОСЛЕ?
Утро
Среда
Ночь
Воскресенье
Вечер
День
Вторник
Заполните таблицу.
ЧТО ПЕРЕД? | ЧТО ПОСЛЕ? |
|
Утро | ||
Среда | ||
Ночь | ||
Воскресенье | ||
Вечер | ||
День | ||
Вторник |
В понедельник Миша гуляет в парке. В понедельник Миша прогуливается в парке.
Во вторник Миша ходит на тренировку в спортзал. В среду Миша ходит в бассейн
В четверг Миша ходит в музыкальную школу.
В пятницу Миша убирает свою комнату.
В субботу Миша моет себя в ванне.
В воскресенье Миша встретил Сашу.
Прочитайте. Выучите стихотворение наизусть.
Кто родился в понедельник,
Будет беленький, как мельник.
Кто во вторни к – справедливым,
А кто в среду – молчаливым.
Кто в четверг – лентяем вечным,
В пятницу – добросердечным,
Кто в субботу – к делу гож,
В воскресенье – всем хорош!
Задачи:
Образовательные:
Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах.
Продолжать учить называть дни недели.
Соотносить цифры с количеством предметов.
Упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек, формировать умение решать логические задачи.
Воспитательные:
Воспитывать навык культуры поведения (девочкам надо уступать).
Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.
Демонстрационный материал:
Куклы Маша и медведь, геометрические фигуры, цветные облака, образец домиков.
Раздаточный материал:
Геометрические фигуры, счетные палочки, карточки с цифрами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие №6.
Конспект занятия по математике в старшей группе « Дни недели».
Задачи:
Образовательные:
Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах.
Продолжать учить называть дни недели.
Соотносить цифры с количеством предметов.
Упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек, формировать умение решать логические задачи.
Воспитательные:
Воспитывать навык культуры поведения (девочкам надо уступать).
Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.
Демонстрационный материал:
Куклы Маша и медведь, геометрические фигуры, цветные облака, образец домиков.
Раздаточный материал:
Геометрические фигуры, счетные палочки, карточки с цифрами.
Ход занятия:
Часть 1
Воспитатель:
- Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные гости. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно:
Сидит в корзинке девочка
У Мишки за спиной
Он сам того не ведая
Несет ее домой.
Воспитаетель:
- Из какой сказки гости, ребята?
Ответы детей:
- Маша и Медведь.
Воспитаетель:
- Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. А вот и они. Маша и Медведь мне рассказали, что скучно им стало в лесу, и они решили прийти к ребятам в детский сад и поиграть с вами. Дело в том, что Маша и Медведь очень любят у себя в лесном домике заниматься математикой. Но есть у них и такие задания, с которыми они справиться не могут. Дети, давайте мы им поможем? Согласны?
Ответы детей:
- Да.
Воспитатель:
- У каждого из них есть конверты, в котором написаны задания. У кого мы сначала возьмем конверт: у Маши или у Медведя?
Медведь говорит, что надо взять конверт у Маши, т.к. она девочка, а девочкам надо уступать.
Берем конверт, открываем и читаем:
У вас на столах лежат геометрические фигуры. На листок надо выложить геометрической фигурой предметы, которые я буду называть, например, тарелка, какой формы? Круглая, значит выкладываем круг. А дальше думайте сами.
(Дверь, крыша дома, огурец, кубик).
- Какие геометрические фигуры выложил Дима?
- Какие фигуры выложил Максим, Ваня?
- Сколько всего фигур?
Молодцы, как быстро вы справились с заданием.
Часть 2
- А теперь возьмем конверт у Мишки. Открываем его (достаю цветные облака и размещаю на доске).
- Смотрите, что это за волшебные облака?
Ответы детей:
- Дни недели.
- Сколько дней в неделе? Давайте вместе назовем дни недели.
- Сегодня у нас третий день недели. Назовите и покажите какого он цвета.
(Третий день недели среда, он голубого цвета).
А какой будет завтра день недели, какого он цвета.
А вчера какой был день недели? Какого цвета?
Воспитатель:
- Очень хорошо, ребята. Медведю очень понравились ваши ответы.
Часть 3
Воспитатель:
- Возьмем еще конверт у Маши?
Открываю: Маша приглашает вас поиграть.
- Ребята, а сейчас вы все будете зайчиками. Согласны?
Зайчикам не будет скучно,
Сделаем зарядку дружно?
Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок-скок - скок.
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляйте детки шаг,
Шаг на месте, стой!
Вот так!
Воспитатель:
- Хорошо отдохнули.
Часть 4
Можно и у Медведя взять еще конвертик, да?
Читаю: Поиграйте в игру «Молчанка».
Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько носов у двух собак?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Все верно, показали. Молодцы.
Часть 5
- Я смотрю, у Маши еще один конвертик, откроем? Маша просит вас выложить из счетных палочек два домика: маленький для Маши и большой для Медведя. (Образец на доске).
- Что сделала Настя?
- Что сделала Даша?
- Что сделал Максим?
- Сколько палочек использовали для домика Маши?
- Сколько палочек использовал Илья для домика Медведя?
Какие красивые домики у вас получились.
Часть 6
Воспитатель:
- Сейчас я возьму последний конвертик у Медведя и прочитаю. «Сюрприз найдете, если Максим сделает 2 шага вперед, повернет налево и сделает 5 шагов вперед».
Анализ занятия:
Воспитатель:
- Ребята, а кто был у нас в гостях, из какой сказки?
Что мы делали сегодня на занятии? (играли в игру «Молчанка», строили домики из счетных палочек, считали дни недели по волшебным облакам, ходили по лабиринту и нашли сюрприз. Все вы сегодня молодцы, справились с заданиями и помогли Маше и Медведю понять, как надо делать задания.