План классного часа тему дружба. План-конспект на классный час: Тема “Дружба”. V, Обсуждение ситуации
Т ема : Дружба
Ц ель :
С пособствовать развитию дружеских отношений детей в классе.
З адачи :
С формировать понятие о дружбе .
П ознакомиться с пословицами, поговорками о дружбе.
П оиграть в игры для сплочения коллектива.
П омочь сформировать у детей умения дружить и ценить дружбу.
О борудование :
У учителя: компьютер, мультимедийная установка, ватман, клей .
У учащихся: деревья, цветные карандаши или фломастеры .
Организационный момент. Ввод в тему.
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнем сейчас урок.
Сегодня мы с вами на классном часе затронем одну из самых важных и интересных тем. А о чём мы будем говорить на нашем классном часе вы узнаете, когда отгадаете кроссворд.
1.Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке ледяной. (Медведь).
2. Одной ручкой всех встречает, а другой провожает. (Дверь)
3. В лесу у пня с утра беготня, народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи).
4. С неба – звездой, в ладошку водой. (Снежинка).
5.Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб).
6. Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник).
Какое слово получилось из выделенных букв? (Дружба).
Правильно - о дружбе . Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое дружба, узнаем какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудную минуту, брать часть трудностей на себя, познакомимся с законами дружбы.
Давайте для начала поразмышляем, а что же такое дружба. (Дети предлагают свои варианты) Когда люди дружат, они хотят быть вместе. Они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и помогают тебе.
Да, ребята, дружба - это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
А Сергей Иванович Ожигов считает, что Дружба - это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Толковый словарь Ожегова).
С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.
А как вы думаете, с чего же всё началось? Как возникло слово «друг»? Послушайте стихотворение, которое так и называется «Слово- друг».
Когда ещё никто не знал ни слова,
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и тоже).
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленнее лицо, умение руки,
И человек придумал слово « друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Не для того наш предок шёл сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал:
«Дурак!» Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же)
К сожалению, грубые слова можно слышать от ребят нашего класса, а иногда бывает так, как в стихотворении «Друзья»
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, но все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я -
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе… отстаем!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
Я как тресну!
Он как даст!
А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Кто кого обидел первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Кто кого ударил первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Вы же раньше так дружили!
Я дружил!
И я дружил!
Что же вы не поделили?
Я забыл!
И я забыл!
Из-за чего поссорились два друга?
Ребята, а вам хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом?
Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!
Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А с чего же начинается дружба?
Дети. С улыбки.
Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песенке поется. Песня про улыбку
Лучики этого красивого солнышка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на большом лучике по одному главному на ваш взгляд качеству, которое бы вы хотели видеть в своем друге, а на маленьком какое бы не хотели.
Работа в паре(на большом луче дети пишут доброта, верность, отзывчивость, честность, внимательность, откровенность, любознательность, общительность, рассудительность, искренность
(на маленьком) А какие бы не хотели (равнодушие, эгоизм, хвастовство, жадность, лень, зависть. черствость, враждебность, лживость)
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий от нас всех таящее.
И любая беда, не беда.
Если рядом друзья настоящие .
В стихотворении прозвучали такие слова, «если рядом друзья настоящие».
А кто такие настоящие друзья?
3. Послушайте рассказ “Друзья”.
Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.
Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
И меня примите.
Нет, не примем, - сказал Максим.
Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому. Что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.
Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы.дружбы
Законы дружбы (на экране)
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет.
6. Не обманывай друга.
7. Не предавай друга.
8. Относись к другу как к себе.
9. Умей признавать свои ошибки.
Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!
Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
А теперь, мы с вами поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья» и посмотрим какие вы внимательные и дружные. Внимательно послушайте вопрос, и если согласны, что это относиться к вам, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». Если же не согласны, то молчите.
-Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?
- Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?
- Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?
- Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
-Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?
- Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?
- Кто из вас, скажите вслух, на уроках ловит мух?
Молодцы ребята, вы настоящие друзья.
Учитель:Какое прекрасное слово –дружба. Произнесешь его и сразу вспомнишь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или посекретничать о своем.
– О дружбе есть много пословиц. Я предлагаю вам поработать в группах.
У каждой группы лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.
1 группа
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2 группа
Один за всех, и все за одного.
3группа
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
4группа
Человек без друзей, что дерево без корней.
5 группа
Старый друг –лучше новых двух
Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе и в семье, но всё- таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья- это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем.
Со Светкой соседкой
Не буду водиться –
Она то смеётся, то плачет,
То злится.
Но мама сказала
Что так не годиться,
Что с девочкой нужно
Уметь подружится.
Что с папой они
Ещё с детства дружили,
И вместе играли,
И рыбу удили.
С такою девчонкой,
Как мама моя,
Конечно бы мог
Подружиться и я.
Сейчас мы с вами поиграем в игру « Кто с кем дружит» и вспомним кто из сказочных героев с кем дружит
Зеленый крокодил Гена и Чебурашка
Доверч и вый Буратино и... Мальвина
Смешной мишка Винни-пух и..ослик ИА..
Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена?
Малыш и Карлсон
Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно всё, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер.
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших, славных дел.
Песня «Если с другом вышел в путь»
Рефлексия.Подведение итогов.
Есть пословица " Дерево сильно корнями, а человек - друзьями". У вас на партах лежат деревья, вам надо будет их раскрасить, но по особенному, если у вас больше 7 друзей, то дерево раскрасьте в зеленый цвет, если от 4-7 то в желтый, а если от 1-4 то в красный, а если у вас вообще нет друзей, то в коричневый. Затем эти деревья мы приклеим на этот большой лист,и у нас получится маленькая роща, по которой будет видно, какие вы дружные ребята.
Вот и подходит к концу наш классный час.
Перед тем как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам, чтоб добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтоб добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаемся мы сейчас,
Добрый путь вам! В добрый час!
Хороших и верных друзей всем нам! Пожелаю, чтобы вас всегда окружали только надежные и верные друзья!
Ребята, давайте жить дружно!
Песня кота Леопольда
Конспект классного часа на тему:
«Что такое настоящая дружба?» для 2 классов
Форма проведения – деловая игра.
Цель - воспитание добрых качеств детей,
Умение дружить и бережно относиться друг к другу.
Задачи:
Сформировать у детей понятие «ДРУЖБА»;
Практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
Приобретут навыки работы в сотрудничестве;
Научатся доверять друг другу;
Материалы:
Белые листы бумаги- А4
Скотч и 3 ножниц
Цветные карандаши или фломастеры
30 человечков, вырезанных из цветной бумаги одинакового размера.
6 маленьких рисунков солнышка, 6 рисунков облако, 6 рисунков цветов, 6 рисунков сердец и один рисунок грозовой тучи.
Ход занятия
Введение в тему «Займи позицию» (9мин.) С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката.
Дружба в классе не нужна
Дружба в классе нужна
Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.
Объявление темы и ожидаемых результатов.(1мин.)
Мозговой штурм «Дружба-это…»(5мин.) работа над понятием дружба. Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и нужна ли она людям.(учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате, учитель подводит итог определению значения «Дружба»
Работа над понятием «Зачем дружба нужна людям?»
Игровое упражнение. (5мин.)
Ученики встают в круг(лицом в центр), закрывают глаза и не разговаривают друг с другом;
Учитель приклеивает скотчем на спину маленькие рисунки;
Учитель просит найти «себе подобного» и занять свои места за столом, разговаривать при этом нельзя;
Дети определяют за какой стол они сядут;
Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ребятами вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей?»
6. обсуждение игрового момента.
Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
Какой рисунок у вас на спине?
7. Моделирование дружбы в классе. (20мин.)
Участникам предлагается смоделировать дружный коллектив класса.
Каждой группе выдаются по 10 человечков, ножницы, скотч, лист бумаги А4.
Критерии оценки:
Участники должны смоделировать дружбу в классе
Использовать всех человечков
Работать дружно
(Если команда работала шумно, ребята постоянно ругались между собой, то это повлечет за собой снятие с команды баллов.)
8. Каждая команда должна:
Изложить логику дружбы в их коллективе
Объяснить правила, по которым они работали, а так же поощрить активных и сообразительных детей;
(Листы с человечками наклеиваются или вывешиваются на доску).
Осмотр проектов .
Командам задают следующие вопросы:
Понравилось работать в этой команде?
У какой команды не получилось сразу работать дружно? Почему?
Какая группа хорошо справилась с задачей?
Какая группа не справилась с заданием? Почему?
Какая группа более всех довольна своим созданным коллективом?
Что важнее,работать сообща или врозь?
9. Подведение итогов. (5мин.)
Что вы сегодня делали на уроке?
Каковы результаты работы?
Как вы чувствовали себя во время работы?
Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?
Что нового о дружбе узнали в процессе работы?
Можно ли наш класс назвать дружным?
Конспект классного часа для 4 класса на тему «Нет друга - ищи, а нашел - береги»
Цель: способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и взаимовыручки.
Подготовительная работа : попросить 4 учащихся разыграть сценку из школьной жизни (см. материал сценария).
Оборудование: диск с песней «Если с другом вышел в путь»; листы бумаги с фразой «Друг - это тот...»; бумажные сердечки по количеству учащихся.
План классного часа
I. Вступительное слово.
II. Работа с пословицами.
III. Творческая работа «Друг - это...».
IV. Беседа «Зорко одно лишь сердце».
V. Обсуждение ситуации.
VI. Заключительное слово.
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Интересно, о чем мы сегодня будем говорить? Точнее, о ком?
(Звучат 1 -й куплет и припев песни «Если с другом вышел в путь». Муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.)
Теперь можете определить тему нашего классного часа? (Ответы детей.)
Конечно же, сегодня мы поговорим о друзьях и дружбе. Действительно, если с другом вышел в путь, то любой путь будет легче и веселее. Как вы думаете, можно человеческую жизнь сравнить с дорогой? (Ответы детей.)
Сегодня мы пройдем небольшой отрезок нашего жизненного пути вместе.
II. Работа с пословицами
Классный руководитель. Трудно представить жизнь без друзей. Еще в XII в. великий грузинский поэт Шота Руставели писал: «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг».
У каждого народа есть легенды, пословицы, поговорки о дружбе. Может быть, вы вспомните некоторые из них? (Ответы детей.)
Есть еще такая пословица: «Нет друга - ищи, а нашел - береги». Как вы думаете, легко ли найти настоящего друга? (Ответы детей.)
На жизненном пути человек встречается с разными людьми: добрыми и злыми, щедрыми и жадными, мужественными и трусливыми, веселыми и угрюмыми. Как же среди них найти друга? Нужно знать, кого искать.
III. Творческая работа «Друг - это...»
Классный руководитель. Давайте вместе подумаем, кто такой друг. Какого человека мы можем назвать другом?
(Делит класс на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает лист, на котором написано начало фразы «Друг - это тот...». Дети дописывают фразу и читают, что у них получилось, учитель записывает на доске.)
Что же у нас получилось? Получился коллективный портрет друга. (Подытоживает ответы детей, затем читает стихотворение У. Шекспира.)
Настоящий друг везде Верен, в счастье и беде; Грусть твоя его тревожит, Ты не спишь - он спать не может, И во всем без дальних слов Он помочь тебе готов.
IV. Беседа «Зорко одно лишь сердце»
Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, друзей у человека может быть много? (Ответы детей.)
Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг - это более личное, дорогое, близкое, чем товарищ или одноклассник.
Наверное, многие из вас читали книгу Антуана де Сент-Экзю-пери «Маленький принц». Давайте вспомним один из самых важных эпизодов книги. Маленький принц в поисках друзей прилетел на Землю с крошечной планеты, где у него только и были, что три вулкана, достававшие ему до колена, которые он чистил каждый День, баобабы, которые он уничтожал, чтобы они не разрушили его планету, и роза, которую он поливал, оберегал и считал самой лучшей и единственной во всей Вселенной. Но на Земле он увидел огромный сад, полный роз, похожих на его цветок. Маленький принц почувствовал себя очень-очень несчастным: ведь его красавица роза говорила, что подобных ей нет нигде. От обиды он заплакал. Но мудрый Лис ему объяснил, что его роза для него действительно единственная в мире. «Поди взгляни еще раз на розы, а когда вернешься, я открою тебе один секрет». Маленький принц пошел взглянуть на розы.
«Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Вас никто не приручил. Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы, но мне она дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас защищал и оберегал я каждый день». Когда Маленький принц вернулся к Лису, тот сказал, что секрет его очень прост: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». - «Самого главного глазами не увидишь», - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
А как вы понимаете слова мудрого Лиса? (Ответы детей.)
Нужно уметь разглядеть редкие душевные качества человека,
внутреннюю красоту. Это можно почувствовать сердцем. Я хочу рассказать вам одну историю о том, как бабушка помогла девочке поверить в себя, а окружающих заставила задуматься над собственными словами и поступками.
Во дворе играли дети, а в отдалении от них стояла косоглазенькая девочка в очках. Она ковыряла землю носком ботинка, упрямо поглядывала на других детей. И тут подошла к ней старушка и говорит:
Да ты пошто, дева, отделилась ото всех? Видно, плохо тебе, дак ты поплачься.
Девочка ответила:
Дразнятся: «косая», «уродина».
Вот оно как! Дак это они еще глупые. А ты вот послушай-ка. Красота-то всем поровну дана, у всех она есть. И у тебя тоже она есть! Только у всех по-разному. У той вон кудри какие - в кудрях краса. А вот у этой смех какой, краса, значит, в смехе. А вон та - в лице у нее краса. А у тебя самая главная краса в душе, в сердечке, вот тут!
И старушка положила руку девочке на сердце.
Вот тут, в сердце, главная красота и есть! Ты полюбуйся на чужую красу, и тебе красы прибавится. И тебя будут любить, к сердцу твоему льнуть будут. Иди-ка к ним. Гляди на всех без зла, без обиды!
И повела она девочку к детям.
Деточки, а я вашу потерю нашла. Вы подружку свою боле не теряйте. Глазки у нее слабенькие, так ей одной и вовсе нельзя. Вот и доглядайте, чтоб с вами была. Она вас всех любит, сердце у нее доброе, красивое. А что глазик косой, так и дождик косой, а без него трава не растет! И солнышко, бывает, косо смотрит, а с ним нам радость! И косы плетут косо, а хорошо. Если кто про это не знает, начнут дразнить вашу подружку, вы не давайте ее в обиду, растолкуйте тому. Вот и берегите ее. Ведь вы тоже добрые*.
На какие мысли натолкнул вас этот рассказ? О чем заставил задуматься? (Ответы детей.)
V, Обсуждение ситуации
Классный руководитель. Научиться выбирать сердцем не так уж просто, но, пожалуй, еще сложнее - смотреть на себя со стороны. Мы знаем, какие качества нам не нравятся в других людях, мы не готовы с ними мириться. А ведь не зря говорят: если вы хотите иметь настоящего друга, прежде всего сами станьте таким другом!
Давайте попробуем взглянуть на себя со стороны.
Сценка из школьной жизни
Наташа (подбегая к Косте). Костя! Ты мой друг! Выручай. Я не выучила басню Крылова «Стрекоза и Муравей». Скажи учительнице, что и ты не выучил.
Учительница (заходит в класс). Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодняшний урок начнем с басни «Стрекоза и Муравей». Ее нам расскажет Костя.
Учительница. Ставлю тебе «пять»!
Наташа (шепотом). Как тебе не стыдно!
(Классный руководитель делит класс на две группы. Члены первой группы отвечают на вопрос «Как бы вы оценили поведение Кости?». Члены второй группы отвечают на вопрос «Как вы оцениваете поступок Наташи?».)
Классный руководитель. А вот что сказано в стихотворении А. Дементьева. (Читает.)
Друг познается в удаче
Друг познается в удаче
Так же порой, как в беде,
Если он душу не прячет,
Чувства не держит в узде.
Друг познается в удаче.
Если удача твоя
Друга не радует, - значит,
Друг твой лукав, как змея.
Или же горькая зависть
Разум затмила его,
И, на успех твой позарясь,
Он не простит ничего.
Он не простит... Но иначе
Скажет об этом тебе.
Друг познается в удаче
Больше порой, чем в беде.
А теперь давайте разыграем эту сценку еще раз так, как если бы эта ситуация произошла между настоящими друзьями. Как бы поступила Наташа?
(Дети придумывают другое окончание сценки, разыгрывают.)
VI. Заключительное слово
Классный руководитель. Впереди у вас длинная дорога жизни. Пусть на вашем жизненном пути встречаются хорошие, благородные люди, которые станут вашими друзьями.
А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки - это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент.
В память о нашей встрече мне хотелось бы подарить вам маленькие сердечки, которые будут напоминать вам совет мудрого Лиса: «Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Спасибо!
Дополнительный материал
Монолог о дружбе
Что такое дружба? Каждый знает?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?» -
Оба дружно начинают врать.
Ну а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну и все же что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба - это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит,
А тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей - и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба - это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Л. Измайлов
Беседа по рассказу В. Осеевой «До первого дождя»
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.
Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня.
Я не могу, я промокну! - нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Вопросы для обсуждения:
О настоящей дружбе этот рассказ или нет?
Как вам кажется, осознала Маша свой проступок?
Можно ли спасти их дружбу?
Если да, то как?
Практическая работа «Настоящий друг»
На доске прикреплено солнышко, но у него нет лучиков. Я прошу вас подумать, какими качествами должен обладать настоящий друг. Назовите качество, и если мы его одобрим, то напишем на лучике и прикрепим к солнышку.
(Дети по очереди выполняют эту работу. На доске вокруг солнышка появляются слова: верный, честный, добрый, заботливый, внимательный, веселый, справедливый и др.)
Решение проблемных ситуаций
Настоящей дружбе, как и всему на свете, надо учиться. Давайте попробуем разрешить несколько житейских проблем и поразмыслим, как бы поступил в этих случаях настоящий друг.
Твой друг не смог решить домашнее задание и просит у тебя списать.
Во время «Веселых стартов» твой друг упал на бегу и подвел команду.
Твой друг предлагает тебе прогулять урок. И предупреждает, что если ты не согласишься, то он с тобой дружить не будет.
Родители узнали, что твой друг плохо учится, и запрещают тебе дружить с ним.
Твой друг плохо относится к остальным ребятам.
Случаи из жизни
Друга потерять очень легко, если его не ценить. Разрешите проблемы, которые могут случиться в жизни. Как бы в каждой из них поступил настоящий друг?
Ситуация 1
Привет! Что нам задали по математике?
Задачку. Ты решила?
Нет, я не смогла ее решить.
Ситуация 2
Заходи, Коля!
Пошли на речку купаться. Водичка - прелесть!
Мне некогда, картошку нужно дочистить.
Ситуация 3
Ты почему на велосипеде не катаешься?
А ты никому не скажешь? -Нет.
Ирина Евгеньевна Свистушкина
Конспект классного часа в начальной школе «Жить без дружбы невозможно…»
Конспект классного часа
«Жить без дружбы невозможно… »
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
Цель : показать ценность и необходимость дружбы , формирование доброжелательных взаимоотношений между одноклассниками и развитие нравственной культуры у учеников : умение дружить , беречь дружбу .
Задачи :
уточнить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
воспитывать вежливое отношение друг к другу;
содействовать формированию дружного коллектива класса ,
вовлечение всех учащихся класса в игровое взаимодействие и формирование сплоченного классного коллектива ,
развитие коммуникативных навыков и формирование игровой культуры учащихся : умение работать сообща в командах, согласовывать свои действия,
создание положительной эмоциональной атмосферы в классе .
Оборудование :
Мультимедийное устройство и ноутбук
Карточки с заданиями каждой команде
Книги о дружбе
Модели дома дружбы , облаков, цветка друзей, дерева дружбы .
Ход классного часа
Классный час начинается с фрагмента «Песенки друзей» . Группа детей играет во дворе в разные игры, постепенно к ним присоединяются новые и новые друзья.
Звенит звонок, дети рассаживаются по группам за столы. Учитель здоровается с детьми и с гостями праздника.
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на наш классный час пришли гости . Дети приветствуют гостей, садятся на места.
Давайте определим тему нашего занятия. На столе у вас конверт с заданием «Составьте слово» . Вы должны составить слово и прикрепить его на «облако» .
Что за слово у вас получилось? (дружба )
Давайте все вместе произнесём его. Молодцы! Вы хорошо справились с 1-м заданием.
(дети прикрепляют слова на «облако» и на доску)
Учитель :
Тема нашего занятия - «Жить без дружбы невозможно… » (Презентация, слайд № 1)
Дети читают стихи C.Михалкова
1. В каждой школе , в каждом классе есть ученики .
В каждом классе , в каждом классе верные дружки ,
Всюду вместе, всюду вместе видят их всегда,
В час веселья, в час безделья и труда.
2. Дружба ! Какое чудесное слово.
Кто не дружил , тот его не поймёт!
Чистая дружба на подвиг готова ,
Дружбе конец , если друг подведёт.
3. Делят радость, делят горе верные друзья.
Только жалко, что пятёрку поделить нельзя.
И девчонки, и мальчишки дружат меж собой ,
“Жить без дружбы невозможно” , - скажет вам любой!
-Учитель :
Какое чудесное слово “дружба” . Произнесите это слово. Что вы представляете?
Дети : (отвечают)
Пока мы с вами будем высказывать свои предположения, один ученик будет искать значение этого слова в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова
(Один ученик ищет значение слово в словаре Ожегова.)
Ведущий : Как вы думаете, что такое дружба ?
Дети : (отвечают) .
-Учитель :
Когда люди дружат , они хотят быть вместе, они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.
Давайте послушаем, что же прочитал…. (ученик читает)
Итак, что же такое дружба ? <Слайд 2>
-Дружба – близкие отношения , основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова .
Все ли слова вам понятны? (ответы учеников)
Теперь вам предстоит выполнить следующее задание.
(Задание командам в конвертах № 1- название и речёвка)
Вам надо сложить слова в предложение и дружно прочитать его . Потренируйтесь шепотом.
Команда 1. «Одуванчики»
«Держаться вместе, чтоб не сдуло!»
Команда 2. «Светлячки»
«Хоть свет наш мал и мы малы,
Но мы дружны и тем сильны !»
Команда 3. «Чебурашка»
«Чебурашка – верный друг,
Помогает всем вокруг!»
Команда 4. «Улыбка»
«Жизнь без улыбки ошибка,
Да здравствует смех и улыбка!»
Каждая команда показывает выполненное задание, звучат аплодисменты всем командам.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
-Учитель :
-Дружба греет сердца . Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А где же учат дружить и дорожить дружбой ?
Дети :
Крепко-накрепко дружить ,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе , учат в школе , учат в школе .
-Учитель :
А с чего начинается дружба ?
Дети : С улыбки. <Слайд 3>
-Учитель :
Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песне поётся.
Звучит песня “Улыбка”.
-Ведущий :
Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните лёгкие до отказа и улыбнитесь на выдохе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? А что ощутили, когда улыбались вам? (Ребята делятся своими впечатлениями.) Запомните эти ощущения. Вам было, несомненно, приятно, ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
А теперь послушайте и догадайтесь, о чем идет речь.
Она бесплатна, но стоит многого.
Она обогащает тех, кому предназначена, но не обедняет тех, кто ее дарит.
Она появляется на мгновение, но иногда остается в памяти навсегда.
Никто не богат так, чтобы прожить без нее , но даже самый бедный человек станет с ней богаче.
Она – отдых уставшим, луч света для потерявших надежду, радость для опечаленных и лучшее средство от неприятностей, дарованное нам природой.
Но ее нельзя купить, вымолить, одолжить , украсть, потому что она сама по себе ничего не стоит, пока ее не подарят другому! Так что же это?
Дети : Улыбка.
Учитель :
Задание № 2. Достаньте из конвертов жёлтые круги, завершите рисунок.
(дети дорисовывают улыбки на листе) .
Слайд № 3.
Учитель :
А какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга?
Дети : (отвечают) . Радость.
-Учитель :
Вам предстоит выполнить ещё одно задание. (В конверте- карточки- лепестки цветка.)
- Учитель :
Выберите те качества, которые вы хотите видеть в своем друге (верность, вежливость, отзывчивость, честность, сердечность, откровенность, доброта)
Дети : выбирают карточки.
Учитель :
Остались те качества, которые вы бы не хотели видеть в своем друге (равнодушие, пустословие, эгоизм, хвастовство, жадность, лень, зависть) .
(Дети собирают цветок и прикрепляют на доску.)
Учитель :
Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним , цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. А если нашел, то береги.
-Учитель :
Какое надежное и емкое слово… Дружба ! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все-таки самая главная дружба начинается в семье . Ведь семья – это начало нашей жизни , мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна пословиц гласит : нет лучше дружка , чем родная матушка. Как вы ее понимаете?
Дети : (отвечают) .
-Учитель :
А какие еще пословицы о дружбе вы знаете ?
(дети называют пословицы)
-Учитель :
Игра “Закончи пословицу” <Слайд 5>
Пословицы и поговорки о дружбе .
Не имей сто рублей, а имей (сто друзей) .
Человек без друзей, что дерево (без корней) .
Друга ищи, а найдешь (береги) .
Дерево живет корнями, а человек (друзьями) .
Дружба , как стекло : разобьешь – (не сложишь) .
Друг познается… (в несчастье) .
Без друга в жизни… (туго) .
Учитель :
Ребята, недаром я сказала, что главная дружба начинается в семье . Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе . Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали ?
Дети : (отвечают) . Показывают книги.
Учитель :
Сейчас мы проведем викторину.
Викторина “Кто с кем дружит ?” Задание каждой команде.
Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка.)
Доверчивый Буратино и … (Мальвина.)
Смешной мишка Винни - Пух и … (Пятачок.)
Собрались однажды четыре музыканта, подружились . Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили-не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты : петух, кот, пес, осел.)
Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда.)
Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес : “я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал : “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье.)
Герои Эдуарда Успенского : Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться . Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы , а пока его строили – все подружились .)
Учитель :
Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить в Доме Дружбы .
(Дети отвечают.)
Вам надо построить дом. Вы можете в каждой группе построить дом? (нет)
Что для этого нужно?
Дети :
Быть вместе!
(у каждой команды 1 фрагмент будущего дома и заготовки для украшения)
На доске собираем из заготовок Дом Дружбы .
Звучит песня “Когда мои друзья со мной”.
Учитель :
Предлагаю вам послушать правила общения, сформулированные известным психологом Д. Карнеги. <Слайд 6>
Правила общения :
Искренне интересуйтесь другими людьми;
Улыбайтесь;
Помните, что имя человека – это самое чудесное и важное слово;
Будьте хорошим слушателем;
Говорите о том, что интересует вашего собеседника;
Помогайте вашему собеседнику обрести чувство собственной значительности и делайте это искренне.
Ведущий : Выполняя все эти правила, вы приобретете множество друзей.
Звучит песня “Все мы делим пополам”.
-Учитель :
Настоящие друзья все делят пополам. (Дети исполняют парный танец) .
Ничто так не сближает друзей, как музыка.
Заключительная часть :
На доске-4 фрагмента дома, окно и крыша, 4 веселых цветочка, на небе – облака.
Учитель :
Что надо сделать вокруг дома, чтобы появился сад?
Дети :
Надо посадить дерево. Мы это сделаем все вместе.
Кому понравилось наше занятие - прикрепляет зелёные листочки
У кого не все получилось- желтые
Не понравилось, как он работал- красные.
(Дети прикрепляют листочки на дерево.)
-Учитель :
Ребята, нам часто в жизни приходится делать выбор : с кем дружить , с кем не дружить ; кто настоящий друг, а кто нет. Чтобы встретить в жизни верного отзывчивого друга, нужно идти дорогою добра.
Звучит песня “Дорога добра”. <Слайд 13>
По окончании праздника - праздничный салют.
Аплодисменты девочек.
Мальчики.
Все вместе.
Спасибо вам, дорогие ребята, за хорошую работу. Теперь вы знаете, что такое дружба и как она важна в жизни каждого человека.
Список литературы
1. Михалков С. В. Стихи о дружбе
2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта. Пособие для учителя 1 класса . М. Баласс,2011
3. Попова Г. П. Классные часы в начальной школе . Волгоград : Учитель,2008
4. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов