Подготовка ребенка к саду. Адаптация и подготовка ребенка к детскому саду. Плюсы и минусы
В жизни каждой семьи наступает момент, когда приходится малыша отдавать в детский садик. Тогда, особенно у молодых родителей, сразу возникает много вопросов. В каком возрасте это сделать? Какое дошкольное учреждение лучше выбрать? Как обеспечить крохе комфортный адаптационный период? Постараемся ответить на все эти вопросы.
Рано или поздно каждый ребенок вынужден будет сталкиваться с адаптацией в детском коллективеПервый этап адаптации
К данному этапу необходимо начать подготавливаться заранее, примерно за два месяца до начала зачисления в детский сад. Задачей подготовительного этапа является формирование умений и навыков в поведении ребенка, благодаря которым процесс адаптации у него к неизвестным условиям будет проходить проще и быстрее.
Собираем информацию
Во-первых, необходимо попытаться собрать как можно больше сведений о дошкольных учреждениях, расположенных в вашем районе. Для полноты информации старайтесь использовать несколько источников. Воспользовавшись интернетом, можете зайти на сайт каждого из дошкольных учреждений.
Стоит наведаться в понравившийся вам садик: можете посетить с ребенком детский праздник, сходить на консультацию к психологу, побывать на дне открытых дверей, посоветоваться с другими родителями, воспитателями и заведующей. В первую очередь от них и будет зависеть, насколько вашему крохе понравится ходить в детсад.
Определяемся с оптимальным возрастом
По мнению психологов, лучше всего отдавать кроху в детский садик, когда ему исполнится 3-4 года. В таком возрасте дети намного проще приспосабливаются к неизвестной обстановке в отличие от двухлетних малышей. Это происходит благодаря тому, что они уже научились разговаривать, умеют немного сами себя обслуживать, набрались опыта общения со взрослыми. Также в этом возрасте у малышей появляется потребность общения со сверстниками, они ведут себя спокойнее когда мама отсутствует достаточно долгое время.
Возраст 3 года отлично подходит для начала посещения дошкольного учреждения
Оцениваем степень готовности всех членов семьи
Конечно, нельзя точно сказать, в каком возрасте лучше всего отдать вашего малыша в детский сад – сначала решите для себя, действительно ли в настоящий момент вы не можете обойтись без детского сада. Дети хорошо чувствуют сомнение взрослых в необходимости данного воспитания. Процесс привыкания проходит легче у тех детей, семья которых не имеет другого выбора. Помните, что после первого посещения ребенком детского сада, ближайшие 2-3 месяца у вас должен быть большой запас свободного времени, так как необходимо будет подстраиваться под комфортный для него режим посещения. Есть дети, которые с самого начала хорошо себя ощущают в дошкольном учреждении, а некоторые не могут привыкнуть длительное время – в таком случае не стоит торопить события, необходимо дать возможность ребенку постепенно привыкнуть к неизвестной обстановке.
Часто в садах создаются группы кратковременного пребывания, чтобы малыш мог постепенно привыкнуть к группе полного дня. Если такая возможность есть, не упускайте ее. Дети, посещающие подобные группы, намного проще приспосабливаются к неизвестным условиям.
В том случае, если вы планируете в ближайшее время взять отпуск и поехать отдыхать всей семьей на 2-3 недели, лучше отложить посещение детского сада. Нервная система ребенка подвергнется серьезному испытанию, так как ему снова придется приспосабливаться к неизвестной обстановке.
Чтобы ребенок не успел сильно затосковать, в первые недели лучше оставлять его в садике не на целый день
Проходим физподготовку
Перед тем как кроха проведет свой первый день в детском саду, ему необходимо пройти медицинскую комиссию и сдать все анализы. Не стоит думать, что если вы получили от педиатра заключение о готовности вашего чада к посещению детсада, болезни ему не страшны. Тем не менее, вашего кроху смогут обойти стороной большинство простудных заболеваний, если правильно его. Данные процедуры необходимо начать проводить заранее, хотя бы за 3 месяца до зачисления в дошкольное учреждение. Воспитатели детских садов уже достаточно давно прибегают к такой методике во время летней оздоровительной работы.
Отличное настроение – постоянный спутник процедуры закаливания. Процедура не должна продолжаться больше 5 минут. Неплохо будет, если ваш малыш сможет регулярно ходить в бассейн или лучше всего отдадите предпочтение детскому садику с бассейном.
Начинаем жить по расписанию
Предварительно уточните, какой распорядок дня действует в дошкольном учреждении, которое вы выбрали: время прихода детей, кормления, дневной сон. Придется пересмотреть режим и дома. Корректировкой нужно заниматься за 2-3 месяца до того, как дитя пойдет в садик. Вам потребуется большое терпение и выдержка: одного желания не достаточно, чтобы кроха поменял свое расписание, так как он подвержен динамическому стереотипу. Этот вопрос требует серьезного, последовательного и систематического решения.
Необходимо разработать определенный режим и придерживаться его каждый день (каждый член семьи должен его соблюдать). Для начала надо организовать ранний подъем для крохи таким образом, чтобы он ощущал в этом необходимость: «Идем скорее гулять в парк, иначе твои любимые качели будут заняты» и т. п.
Чем раньше ребенок привыкнет к “садиковскому” расписанию, тем проще ему будет адаптироваться
Только не подавайте виду, что эти меры направлены на подготовку к детсаду, иначе у ребенка раньше времени выработается неприязнь к этому заведению. В процессе укладывания нужно использовать действия, которые нравятся карапузу: почитать книгу, послушать спокойную музыку. Дети отдают предпочтение постоянству: так они ощущают себя более комфортно и быстрее засыпают. Когда кроха пропускает дневной сон, старайтесь после обеда его просто уложить и почитать ему книжку. Если карапуз привык спать больше 3-х часов после обеда, пытайтесь сократить время сна до 2 часов.
Все сам!
Старайтесь обучать чадо самостоятельности в самообслуживании, игре, общении со взрослыми и сверстниками. Если к моменту зачисления в детский садик ребенок научится сам , пользоваться ложкой, ходить в горшок, одеваться, он будет ощущать себя в группе более комфортно.
Старайтесь . Можете дать ему в руки ложку и объяснить, для чего она предназначена. Давайте крохе возможность одеться самому. Покажите ему, как надо правильно надевать одежду и обувь. Как только малыш проявит самостоятельность, обязательно поощрите его. Помогайте лишь в случае, если это действительно необходимо. Развитие происходит благодаря преодолению трудностей. Разделите вместе с чадом радость за его успехи. Старайтесь научить кроху играть самостоятельно: кормить куклу, строить домик, управлять машинкой и т. д. Сначала примите участие в игре вместе с ним, покажите, как правильно это делать, а потом наблюдайте за игрой чада со стороны. В первое время как раз благодаря игрушке может быть налажен контакт крохи с педагогами. Игрушка станет хорошим поводом для общения с ребенком и поможет заполучить его доверие.
Самостоятельным детям в садике проще, ведь они меньше зависят от воспитателей
Чтобы у крохи появилось желание ходить в садик, нужно настроить его на правильный лад. Дайте ему понять, что он уже достаточно вырос для посещения сада. Пусть кроха думает, что это вознаграждение за его старания. Расскажите ему о своем положительном опыте. Пусть он посмотрит ваши фотографии в детском саду со сверстниками. Объясните, насколько интересно в детском саду: можно играть с друзьями, гулять, вместе кушать. Ни в коем случае не надо преувеличивать и лгать ребенку, он должен получить достоверную информацию. Выдумайте сказку, где герои вместе ходят в детский сад. Если в семье есть старший ребенок, которому нравится посещать садик, попросите, чтобы он рассказал малышу, как там хорошо.
Проводим время с другими детьми
До зачисления в детский сад кроха должен усвоить, как правильно вести себя в обществе. Его нужно научить понимать запреты, слушаться взрослых, общаться со сверстниками, не обижать других детей. Этому способствует частое времяпрепровождение на детской площадке, походы в гости к друзьям с маленькими детьми. Зовите их тоже в гости как можно чаще. Предоставьте крохе возможность общения! Опыт «песочницы» безусловно важен для всех детей – благодаря общению с другими малыш выделяет себя и раскрывает свои индивидуальные особенности.
Играя на детской площадке, расскажите ему, как правильно попросить игрушку, поменяться или предложить вместе поиграть со сверстниками. Чтобы малыш освоил навыки знакомства, сначала вы должны сами спросить, как зовут других деток, представить им своего кроху. Чадо будет подражать вам и со временем научится делать это сам.
Опыт взаимодействия с другими детьми нарабатывается еще в песочнице, поэтому мамочка должна своевременно объяснять малышу тонкости общения
Мама, не уходи!
По мнению многих психологов, то, как долго и насколько болезненно ваша кровинка будет приспосабливаться к детскому саду, зависит от отношений между детьми и родителями. Крохе будет намного проще, если до зачисления в садик он уже имел опыт расставания с мамой. Карапузу важно знать, что мама за ним обязательно вернется. Практикуйте иногда расставание с крохой, со временем увеличивая расстояние между вами. На начальном этапе можете постоять с ним песочнице, потом удалиться от него на метр, затем еще подальше, но чтобы он вас видел. Не стоит ругать дитя и торопить события, так вы можете спровоцировать еще большую тревогу.
Если есть возможность, оставляйте карапуза с родственниками или близкой подругой (кому вы полностью доверяете): вначале ненадолго, потом постепенно увеличивайте время расставания с ним на 2-3 часа, затем до восьми-девяти. До момента посещения крохой садика вам нужно постараться, чтобы он чувствовал необходимость общения с другими и активных самостоятельных действий.
Каждый раз говорите своей кровинке, во сколько вы его заберете – приходите вовремя. Если ребенок усвоит этот момент, он не станет волноваться в саду, что вы не заберете его.
Второй этап адаптации
Если на этапе подготовки вы сделали все правильно, то к моменту зачисления в детский сад кроха будет уже знать, для чего туда идет. Тем не менее, периода адаптации не избежать. Чтобы свести к минимуму возможные проблемы в это время, постарайтесь сделать следующее:
- Подумайте, действительно ли вы не можете обойтись без детского сада? Если у вас есть сомнения, вероятнее всего, процесс адаптации будет протекать трудно.
- Наберитесь терпения! В этот непростой период крохе свойственно плакать.
- Постарайтесь наладить контакт с воспитателями и другими родителями в группе.
- При входе в раздевалку всегда здоровайтесь со всеми, кто там присутствует: другими детьми, их родителями, воспитателями. Малыш почувствует, что здесь безопасно.
Мама должна всячески подчеркивать, что воспитатель и другие детки – это друзья, с которыми крохе будет интересно и безопасно
- Некоторые считают, что первый день в детском саду целесообразно провести вместе с крохой, однако делать этого не стоит: расставания все равно не избежать, а другим детям может показаться обидным, что их мамы рядом нет.
- Не стоит долго прощаться – уходя, лишний раз обнимите и приласкайте свое чадо, помашите ему в окошко рукой. Если карапузу тяжело с вами расставаться, кроху может отправить в садик папа или бабушка. На первых порах не оставляйте дитя надолго и оговорите с воспитателями время, в которое будете его забирать.
- Не забывайте похвалить ребенка за успехи в саду. Пусть он вам расскажет, как провел день. Не ленитесь как можно чаще обнять и приласкать свою кровинку.
- Можете вместе с крохой нарисовать на бумаге дом, детский сад, работу, магазин и т. д. С помощью стрелок нарисуйте маршрут и расскажите малышу, как вы отведете его в садик, сходите на работу, зайдете в магазин, а потом обязательно заберете его домой.
- Никогда не лгите крохе, говорите лишь правду. Проявляйте дома терпение к поведению своего чада в период акклиматизации, так как сначала в дошкольном учреждении он будет себя чувствовать неуверенно.
Детский сад безусловно необходим для полноценного воспитания и развития ребенка, так как для человека очень важно находиться в коллективе. Через процесс адаптации предстоит пройти каждому малышу, достигшему 2-х или 3-х лет. Комаровский дает несколько рекомендаций, чтобы этот процесс прошел менее болезненно:
- Начать посещать дошкольное учреждение лучше в то время, когда у мамы еще не закончился декретный отпуск. Как только кроха заболеет, мама сразу же его сможет забрать и посидеть с ним дома некоторое время.
- Нужно определиться со временем года, когда вы планируете отдать малыша в сад. Оптимальным вариантом является лето или зима. Весна и осень – не лучшее время, так как в этот период велика вероятность подхватить простудные заболевания.
- Заранее уточните, какую политику пропагандируют в дошкольном учреждении: не заставляют ли детей кушать насильно, не слишком ли тепло одевают на прогулки – это может серьезно препятствовать процессу адаптации.
По словам Комаровского, можно также попытаться ускорить адаптационный процесс, придерживаясь следующих советов:
- На начальном этапе посещения детсада проявляйте к своему чаду благосклонность, не ругайте его, поскольку он и так испытывает большой стресс.
- Еще на этапе подготовки следует подготовить малыша к большему общению: чаще выходить на детские площадки или заводите новые знакомства.
- Предварительно необходимо заняться укреплением иммунитета. В таком случае кроха меньше будет болеть, а следовательно и адаптация для него пройдет намного проще.
Комаровский не отрицает, что в процессе адаптации к дошкольному учреждению есть много трудностей, но это не повод от него отказываться. Просто семье необходимо подготовиться к процессу со всей ответственностью, тогда малышу будет намного легче пройти через этот трудный период в его жизни.
Татьяна Гераськина
Как подготовить ребенка к детскому саду.
Как подготовить ребенка к детскому саду.
Подготовить ребёнка к детскому саду - очень ответственное занятие. Готовить ребенка к детскому саду желательно за несколько месяцев до начало посещения садика. Итак, что же необходимо знать, готовя ребенка к детскому саду?
Начинаем адаптацию ребенка.
Детские сады начинают комплектацию ясельных групп осенью, в сентябре. А это период природного похолодания, когда и в помещениях достаточно зябко. На этот период приходится наибольшая заболеваемость гриппом и ОРВИ. Образовательные учреждения проводят занятия с сентября по май, поэтому желательно, чтобы до начала учебного года ребенок уже привык к садику. Тогда он сможет принимать активное участие первых дней. Ребенок, идущий в сад, конечно же, адаптируется к новым условиям, но это связано с большими психологическими нагрузками, которые снижают защитные силы организма. Поэтому начинать адаптацию к детскому саду лучше всего в теплое время года: в мае – июне. Это замечательное время для начала подготовки к детскому саду. На улице тепло, мы легко одеваем детей. Малышам легко одеваться самостоятельно, справляться с пуговичками и застежками, липучками и шнурками. Постепенно, по мере приближения осени, мы будем одевать детей теплее, увеличивать количество одежды, но это постепенная нагрузка. Очень важно, что в теплое время года дети много проводят на улице: играют в подвижные игры, возятся в песочке. Это снижает эмоциональную нагрузку от большого коллектива, раскрепощает ребенка. Намного сложнее адаптироваться сразу в группе, где в силу ограниченности пространства намного острее воспринимается общий шум.
Когда отдавать ребенка в детский сад?
Родителей волнует вопрос возраста, в котором лучше отдавать ребенка в детский сад. Декретный отпуск составляет три года. Многие мамы тянут с садом чуть ли не до последнего дня выхода на работу. Что из этого получается? А ничего хорошего! Мама сама после трех лет замкнутой жизни с трудом привыкает к работе. Причем, полный рабочий день – 8 часов, а домашней работы меньше не стало. Как же все успеть! А у ребенка – свои сложности. Трехлетний возраст очень неблагоприятен для начала адаптации, потому что накладываются дополнительные факторы всем известного «кризиса трех лет», что делает более проблематичным переход к детсадовской жизни. С психологической точки зрения, идеальный возраст для адаптации – 1год 8 месяцев, когда в развитии ребенка отмечается прогресс, и малыш настолько понятлив, что приступаем к его планомерному обучению и развитию. Кроме того, маме до выхода на работу еще больше года и у нее достаточно времени для спокойной адаптации ребенка к детскому саду. Самое главное - ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего - ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик - это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо - эти же чувства будут передаваться и ребенку. Он сразу «считает» ваше состояние и переработает его в ежедневную нервотрепку.
Готовим ребенка к общению.
После того, как вы приняли окончательное решение пойти в сад, сразу же начинайте готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми.. Постарайтесь расширить круг общения ребенка - чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Все время наблюдайте, как малыш себя ведет: стесняется или конфликтует, уединяется или дерется, или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Учите ребенка знакомиться - сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек - пусть это будет даже самая обычная игра в мяч - главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело. Запишитесь, если у вас есть такая возможность, в детский клуб или центр развития. Важно, чтобы начало посещений детского сада не было первым опытом общения со сверстниками и первого самостоятельного пребывания без родителей.
Готовим ребенка к режиму.
К детсадовскому режиму необходимо подготовиться также заблаговременно. Познакомитесь с режимом дня того детского садика, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Этот режим примерно одинаков для всех детских садов и может отличаться где-то на полчаса. Обычно в 8.30 в садиках дети завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до 11.30 дети гуляют, около 12 часов обед, в 12.30&-13.00 - сон до 15.00-15.30. После пробуждения детей ждет полдник, затем они опять выходят на прогулку (в теплое время года) или играют в группе.
Неработающей маме, конечно, дома довольно сложно организовать точно такой же режим, но приученному к нему ребенку будет действительно гораздо легче привыкать к саду. Особенно тяжело приходится малышам во время сна, если дома их днем не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13 до 15 малыш привыкал находиться в кровати. Если он не может заснуть - приучайте его просто спокойно лежать. Если ваш ребенок отказывается лежать в кроватке, то время, в течение которого вам придется забирать своего малыша до сна, может сильно затянутся.
Перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2 – 3 месяца. Отправляться ко сну лучше сразу после программы «Спокойной ночи, малыши!», в 21.00. Рекомендуем просмотры телепередач на ночь заменить чтением книг. Это должен быть постоянный ритуал, а малыши любят постоянство и к этому времени быстро заснут.
Практически для каждого ребенка начало посещения детского сада – большой стресс. Даже для того, кто, казалось бы, ходит в детский сад с удовольствием. Ведь как бы хорош ни был сад, пребывание в нем в корне меняет привычную жизнь малыша. Здесь все иначе: другие люди, другие требования, обстановка, занятия, еда, распорядок дня… И главное, мамы или другого близкого человека целый день нет рядом. Даже мы, такие уверенные в себе взрослые, порой теряемся и испытываем психологический дискомфорт, когда приходим на новую работу, в новый коллектив, куда нам предстоит влиться. Представляете, как непросто будет маленькому человечку! Ведь речь идет о его самой первой в жизни «работе» и самом первом коллективе.
Но если уже принято решение отдавать ребенка в детский сад, то задача взрослых – как следует подготовить кроху к новым условиям жизни, помочь ему как можно мягче и безболезненнее адаптироваться. Это работа не одного дня. Она потребует от родителей терпения, выдержки, понимания, внимания к сыну или дочке. Оптимально начать подготовку к детскому саду за несколько месяцев до планируемого начала посещения. Этого времени будет достаточно, чтобы малыш приобрел необходимые навыки, знания и умения, которые потребуются для нового этапа его жизни. Но даже месяц подготовки не пройдет для него даром и поможет значительно уменьшить психологическую перегрузку.
Малыш должен быть готов к детскому саду физически, психологически и эмоционально. Как правило, такая готовность наступает в возрасте около 3 лет. Но все малыши очень разные, у каждого свой график роста и развития. Кроме того, многое зависит от стиля воспитания: приучали ли родители малыша к самостоятельности или же предпочитали все делать за него, помогали ли крохе научиться общению со сверстниками, устраивая совместные игры, или обычно гуляли в стороне от детей… А ведь нельзя сбрасывать со счетов и кризис 3-летнего возраста! Кто-то из малышей уже благополучно через него перешагнул, а кому-то еще только-только предстоит испытать на прочность родительские нервы. Кризисный период – не лучшее время для новых начинаний…
Так что если ваш малыш отпраздновал свой третий день рождения, это не означает его автоматическую готовность к детскому саду. Постарайтесь оценить степень готовности заранее, чтобы вы смогли уделить внимание «слабым звеньям» и восполнить возможные пробелы в развитии и воспитании. А может, и вовсе повременить с детским садом.
Давайте разберемся, по каким критериям можно определить, готов ли ребенок к детскому саду.
Умение ребенка говорить
Прежде всего, ребенок должен уметь разговаривать. С одной стороны, это облегчит его общение с воспитателями, с другой, он сумеет рассказать вам о возможных проблемах, страхах, неуверенности, дискомфорте, которые может испытывать в первые дни и недели пребывания в детском коллективе . Такие сведения для мамы очень важны. Понимая, что именно тревожит малыша, гораздо легче рассеять его страхи и сомнения.
Еще малыш должен понимать слова «можно», «нужно», «нельзя». Как бы мы ни хотели вырастить своего ребенка свободной личностью, есть некие рамки и ограничения, которых, живя в обществе, необходимо придерживаться. Если ребенок не признает никаких запретов, если отказывается подчиняться разумным требованиям взрослых – проблем не избежать.
Как ребенок переживает разлуку с мамой
Следующий важный момент – это . Без этого навыка привыкание к детскому саду превратится и для малыша, и для вас в сплошной кошмар. Не стоит рассчитывать, что, поплакав первую неделю, кроха быстро адаптируется к разлуке и станет провожать маму, радостно махая ей рукой вслед. Да, есть небольшой процент очень общительных и «легких» ребятишек, с которыми именно так все и произойдет. Но, скорее всего, кроха будет негативно воспринимать даже самый замечательный садик, из-за которого ему приходится на целый день расставаться с любимой мамой. Поэтому к моменту поступления в детский сад вы должны приучить малыша какое-то время обходиться без вас. Для этого можно походить на какие-нибудь развивающие занятия, где ребятишки занимаются без родителей, периодически оставлять малыша с бабушкой, няней, кем-то из родственников. Если кроха уже не раз сталкивался с тем, что после ухода мама обязательно возвращается, если он спокойно ее отпускает, вероятнее всего, серьезных проблем с моментом расставания с мамой в детском саду у вас не будет.
Навыки самообслуживания у ребенка
И конечно, малыш должен обладать хотя бы минимальными навыками самообслуживания: самостоятельно одеваться и раздеваться, пользоваться ложкой и вилкой, уметь без помощи взрослого вымыть руки. Но, пожалуй, важнее всего прочего – это умение ребенка . К моменту поступления вдетский сад кроха должен научиться обходиться без одноразовых подгузников, суметь самостоятельно снять штанишки, сесть на горшок или унитаз, знать, как пользоваться туалетной бумагой. Без этого крохе в детском саду будет очень нелегко.
Обратите внимание на то, как малыш реагирует на рассказы о садике. Хочет ли он туда идти, положительно ли настроен? Это тоже один из важных показателей зрелости. Кроме того, малыш должен испытывать желание играть с другими детьми, тянуться к ним, уметь сотрудничать, пусть и на довольно примитивном уровне. Обычно подобный уровень социализации наступает как раз в возрасте около 3 лет.
Распорядок дня для ребенка
В каждой семье свои устои, свой распорядок дня. И, скорее всего, этот распорядок будет отличаться от того, который принят в детском саду. Перестроиться мгновенно малыш не сможет. И чтобы облегчить период адаптации, начните приучать ребенка к новому режиму заранее и очень постепенно.
Прежде всего узнайте точныйраспорядок дня в выбранном детском саду: когда начинается завтрак, обед и полдник, во сколько малышей выводят на прогулку и укладывают спать. А затем начинайте планомерно приучать к нему сына или дочурку. Обратите внимание на то, когда малыш укладывается спать вечером и во сколько поднимается утром. Если раньше вы могли позволить крохе отправиться в постель достаточно поздно, а утром спать сколько вздумается, то теперь привычки придется менять. Но делать это необходимо постепенно, сдвигая время отхода ко сну каждый день всего на несколько минут. Ведь для того, чтобы кроха смог без проблем подняться рано утром в сад и при этом достаточно отдохнуть за ночь, ему нужно будет ложиться спать гораздо раньше.
Старайтесь кормить малыша всякий раз в одно и то же время, которое должно совпадать с расписанием детского сада. Обедают дети в саду, как правило, достаточно рано, в 12 часов дня. И если малыш привык дома обедать, скажем, в 2 часа, то в 12 он может еще недостаточно проголодаться, а потому станет отказываться от еды. Конечно, сдвигать время приема пищи нужно тоже постепенно.
Если раньше вы не укладывали малыша днем спать, желательно приучить его к дневному отдыху. Сначала просто ложитесь вместе с ним после обеда. Не говорите ему, что спать – укладывайте «просто полежать». Почитайте книжку, спойте колыбельную – глядишь, кроха и заснет. Если вы не приучите малыша спокойно полежать часик после обеда, ему будет достаточно сложно выдерживать тихий час в садике.
Питание ребенка в детском саду не должно сильно отличаться от домашнего
Еще один важный момент – питание. Конечно, дома вы можете готовить любую пищу в угоду малышу, но в детском саду никто этим заниматься не будет. Дело не в том, что в саду готовят невкусно. Возможно, даже очень вкусно! Просто новые блюда и другая рецептура могут быть для ребенка непривычны. Многие дети очень консервативны и ко всему новому могут относиться негативно. Перепишите себе недельное меню детского сада, узнайте у воспитательницы, какие блюда здесь подают чаще других и, по возможности, старайтесь время от времени их готовить. Не беда, если ваша свекольная икра будет немного отличаться от «садиковой». Все равно малыш познакомится с этим блюдом, привыкнет к нему в вашем исполнении, и уже за обедом в саду оно не вызовет недовольства.
Что должен уметь ребенок перед детским садом?
Для того чтобы маленький человечек чувствовал себя комфортно в детском саду , чтобы адаптация прошла быстро и безболезненно, очень важно сформировать у ребенка важные навыки, которые будут ему необходимы там, где поблизости не будет мамы. И если ваш кроха по каким-то параметрам не дотягивает, постарайтесь в период подготовки к детскому саду уделить особое внимание «хромающим» умениям.
Итак, самое главное – это обученность определенным навыкам самообслуживания. Может ли ваш малыш без посторонней помощи вымыть руки с мылом и умыться? Умеет ли он самостоятельно одеваться? Сможет ли без труда сходить в туалет, сняв, а затем подтянув штанишки? Справляется ли с ложкой и вилкой за обедом? Если на все вопросы вы честно ответили «да», волноваться не стоит. Если кроха не всегда справляется с застежками на одежде или не слишком аккуратно ест – это не беда.
Воспитательница или нянечка ему обязательно помогут, а чуть позже, глядя на других ребят, он непременно всему этому научится. Главное, чтобы ребенок хоть как-то это делал! И делал сам. Если же малыш пока чего-то не умеет, самый простой способ его научить – это позволить все делать самому. И обязательно хвалить за успехи! Пусть сам натягивает носки и просовывает ручки в непослушные рукава, пусть старательно пытается донести ложку до рта, пусть воюет с выскальзывающим мылом. Конечно, это будет слишком долго, слишком медленно, слишком неумело и неаккуратно. Но в любом новом деле по-другому не бывает! Просто наберитесь терпения…
Приучайте ребенка убирать после себя игрушки, ставить книги на полку. Пусть складывает на стул вещи перед сном и помогает вам накрывать на стол и убирать посуду после ужина. Научите кроху пользоваться салфетками. Покажите, как правильно сложить кофточку и штанишки, чтобы получилось красиво и аккуратно, как повесить куртку на вешалку. Ребятишки этого возраста так часто повторяют: «Я сам!» Предоставьте им эту самостоятельность! Вот увидите, как быстро кроха всему научится!
Обязательно учите ребенка . И лучше делать это на собственном примере. Если мама, выходя из подъезда, будет здороваться с соседями, ребенок тоже будет ей подражать. Если в магазине вы всякий раз станете говорить продавцу «спасибо», кроха тоже будет легко произносить это доброе слово. Пусть в лексиконе вашего малыша обоснуются слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания», «извините».
Выходя на прогулку, проводите как можно больше времени среди детей на детской площадке , пусть малыш изучает здесь непростую науку общения, без которой ему будет очень трудно адаптироваться к детскому коллективу. Внимательно наблюдайте за тем, как ваш сын или дочурка строят отношения со сверстниками. И непременно обсуждайте с малышом возникающие споры и конфликты. Объясняйте ребенку, что нельзя толкаться, кусаться, обсыпаться песком. Рассказывайте, что необходимо помогать другим ребятам, что драка – не способ решения конфликта. Учите малыша решать споры мирным путем, договариваться, уметь объяснить свои чувства и эмоции. Кроха должен знать, что если он кого-то обидел, необходимо извиниться, попросить прощения. Объясняйте малышу, что нельзя брать без спроса чужие вещи… Все эти правила могут показаться вам простыми и понятными, но для маленького человечка многие привычные эталоны поведения – настоящее открытие! Может, он силой отобрал игрушку у мальчугана просто потому, что никто до сих пор не научил его делать это иначе? И если мы станем внимательно наблюдать за тем, как ведет себя малыш на детской площадке, то сможем легко заметить свои пробелы в воспитании и без труда их восполнить…
Психологическая подготовка ребенка к детскому саду
Светлые, радостные рассказы мамы о прелестях детского сада, пожалуй, самый лучший способ подготовить к нему малыша. Говорите об этом много, часто, буквально каждый день! Наполняйте рассказ интересными подробностями, описаниями игр и увлекательных занятий. Но, конечно, не обманывайте кроху, не обещайте того, что заведомо невыполнимо. Очень важно, чтобы мама говорила искренне, чтобы в ее голосе малыш не чувствовал сомнения, неуверенности. Просто сами настройтесь на лучшее и убедите в этом ребенка! А вот если мама будет переживать, нервничать и даже плакать, представляя себе ужасы разлуки с малышом, вряд ли она сможет убедить кроху в том, что детский сад – хорошее место.
Рассказывайте малышу о том, какие интересные праздники и веселые утренники проходят в детском саду. Пусть кроха узнает, что на утреннике дети поют и танцуют для мам и пап, а мамы и папы смотрят на них и хлопают в ладоши. Может, у кого-то из ваших друзей и близких отыщутся записи таких мероприятий? Посмотрите их вместе с малышом: какие красивые у ребят костюмы, как весело танцевать и играть с Дедом Морозом, какие замечательные подарки получают ребята! Если у вас сохранились фотографии с ваших собственных утренников, посмотрите их вместе с малышом, расскажите ему о своих детсадовских воспоминаниях. Понятно, что все истории должны быть только позитивными!
Обязательно расскажите крохе о распорядке дня в детском саду. Попадая первый раз в незнакомую обстановку, малыши теряются еще и оттого, что не знают, что нужно делать. Расскажите, что утром в садике завтрак, затем интересные занятия, потом ребятишки идут на прогулку, после нее моют ручки и обедают. Расскажите, что такое тихий час и как нужно себя вести. Поговорите о том, что такое музыкальные и спортивные занятия. И конечно, сообщите, когда именно вы придете за малышом. Этот пункт непременно должен присутствовать в его распорядке дня! Например: «Я заберу тебя сразу после обеда». Или: «Только ты проснешься, а я уже буду тебя ждать!» Почаще разговаривайте с крохой на тему распорядка дня, просите его повторять за вами, задавайте вопросы: «А что бывает в садике после тихого часа? Куда детки вешают свои вещи? Что делают детки после полдника?»
Сейчас в продаже можно отыскать книги для самых маленьких, направленные на подготовку к детскому саду. Обычно в таких книгах описываются разные ситуации, связанные с детским садом, даны яркие, понятные малышу картинки. Иногда в них действуют не дети, а зверята. Если отыщете подобную книгу, непременно приобретите. Она поможет доходчиво объяснить малышу, что же такое детский сад, научит правильно вести себя в разных ситуациях и, конечно, будет формировать у ребенка позитивный настрой.
Не забывайте и о мультиках на «садиковую» тему! Может, Петя Пяточкин из мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал» и не лучший пример для подражания, но зато, посмотрев мультик, кроха сможет сделать полезный вывод: ничего себе, как, оказывается, в садике весело! Можно и книги почитать. Например, «Про Веру и Анфису» Э. Успенского. Там тоже затрагивается тема детского сада .
На прогулку в детский сад
Узнайте, не проводится ли в выбранном детском саду день открытых дверей. Некоторые садики такие дни устраивают. Но можно и без этого организовать для малыша экскурсию в детский сад, предварительно договорившись с воспитателем. Походите вместе с ребенком по группам, побывайте на занятиях. Покажите малышу кроватки, в которых спят ребятишки, шкафчики, куда они складывают одежду, обратите его внимание на то, какие здесь удобные маленькие столики и стульчики, сколько интересных игрушек и игр. Загляните в спортивный зал, бассейн (если есть), зал для музыкальных занятий. Постарайтесь сформировать у ребенка положительный образ того места, где скоро ему предстоит проводить достаточно много времени. Пусть сам убедится: здесь совсем не страшно, а, напротив, хорошо, уютно и интересно.
Во время прогулок, если есть такая возможность, почаще проходите с крохой мимодетского сада. И не обязательно того, в который вы собираетесь идти. Останавливайтесь и наблюдайте за играющими детьми. Обязательно комментируйте происходящее: «Вот дети гуляют в детском саду. Посмотри, какая здесь интересная площадка: есть песочницы, качели, скамеечки, лесенки… Дети играют (делают зарядку, бегают), смеются, им весело! Они берут с собой игрушки для песка, строят гаражи для машинок. Ты пойдешь в садик, подружишься с ребятами, станешь с ними играть. Интересно будет, весело! А вечером мама придет за тобой и заберет домой!» Последняя фраза очень желательна, чтобы малыш не сомневался: хоть в садике и весело, но мама его ни за что не оставит здесь насовсем! Одним словом, побольше позитива.
Обязательно поговорите с воспитателем на тему необходимых навыков, которыми должен обладать ребенок. Опытный воспитатель обязательно даст вам несколько полезных советов, которые помогут эффективнее подготовить малыша к детскому саду и избежать возможных ошибок.
Сюжетные игры с ребенком
Ничто так здорово не учит малыша, не помогает решить всевозможные психологические проблемы, как игра! Именно игру используют психологи при работе с детьми, потому что это самый простой и действенный способ достучаться до маленького человечка. Почему бы и нам не воспользоваться игрой для адаптации крохи к детскому саду? Для того чтобы малыш лучше разобрался в устройстве внутреннего распорядка, устройте вместе с ним детский сад для кукол и игрушечных зверят. Пусть в вашем саду будет все, как в настоящем: спальня, игровая и обеденная зоны, зал для спортивных и музыкальных занятий, площадка для прогулок. Начните игру с того, что мамы утром приводят своих детей в сад. Что зверята говорят воспитательнице, что она им отвечает, как малыши прощаются с мамами, куда идут и что делают потом – вот далеко не полный перечень возможных сюжетов для игры.
Проигрывайте разные ситуации. Может, кто-то из ребят не хочет отпускать маму, но потом другие малыши предлагают ему интересную игру, и он соглашается остаться в саду? Или, может, во время тихого часа кто-то из зверят балуется и мешает отдыхать остальным? Проведите музыкальные занятия для игрушек, пусть поют и танцуют. Устройте для них утренник…
Очень важно, чтобы при возникновении каких-то трудностей малыш умел попросить помощи у взрослого. И эту ситуацию можно проигрывать с игрушками. Пусть у лисенка не получается сложить в коробку кубики. Он старается снова и снова, но боится сказать об этом воспитателю. Зато зайка сразу подошел к воспитателю и сказал: «Я не могу сложить кубики, помогите мне, пожалуйста». И кубики с помощью воспитателя быстро были собраны. И, конечно, воспитатель никого не ругал, а зайку даже похвалил. Пусть малыш сыграет роль смелого зайки, проговорит нужные слова. Такая простая игра сослужит крохе хорошую службу. Для многих ребятишек обратиться за помощью ой как непросто!
И напоследок хочется напомнить о том, что в период подготовки к саду – особенно в первые дни и недели в детском коллективе – очень важно окружить малыша повышенной любовью и заботой. Конечно, вы и так очень любите и поддерживаете его. Но сейчас поддержка должна быть особенно ощутимой. Поменьше ругайте, побольше хвалите, относитесь к малышу с терпением и пониманием, чутко реагируйте на возможные страхи и неуверенность. И обязательно настройтесь на хорошее! Тогда период привыкания к детскому саду пройдет и для малыша, и для вас легко и безболезненно.
Возможно, вам будут интересны статьи
Декрет – это волшебный период в жизни каждой мамы, когда она может полностью посвятить себя воспитанию малыша. Но этот период заканчивается, и родителям приходится задуматься о посещении детского сада.
1. С чего стоит начать подготовку к детскому саду?2. Психологическая подготовка к саду детей и родителей
3. Оптимальный возраст для начала посещения детского сада
3.1. Давайте более детально рассмотрим, как подготовить ребенка к детскому саду в 2.5 года.
3.2 Давайте же рассмотрим также с помощью практических советов, как подготовить ребенка к детскому саду в 1.5 года.
4. Мамочка, останься!
5. Закаливание ребенка перед садиком: основные принципы
6. Как подготовить ребенка к детскому саду Комаровский - ВИДЕО
Более того, данное учреждение выручает родителей не только в случае, если им необходимо заниматься зарабатыванием денег, но и играет большую роль в социализации ребенка, в становлении его как маленькой личности. Именно в детском саду у малыша зарождается понятие работы в коллективе, осознание ответственности за свои поступки, прививаются главные правила поведения в обществе и т.п.
С чего стоит начать подготовку к детскому саду?
Подготовку к детскому саду стоит начать непосредственно с выбора самого дошкольного учреждения и . При этом обязательно учитывайте такие моменты:
1. Близость детского сада к дому
2. Коллектив воспитателей и методистов
Профессионализм персонала садика – это один из важнейших факторов при его выборе. Только воспитатель, который любит детей всем сердцем и знает необходимые методики управления малышами в той или иной ситуации, сможет привить ребенку любовь к детсаду и поможет ему и родителям безболезненно пережить адаптационный период.
3. Условия в детском саду
4. Профиль детского сада
В наши дни государство заботится о своих маленьких гражданах, поэтому родителям нужно помнить о том, что существуют специализированные дошкольные учреждения. Что это обозначает? Если у вашего ребенка положительная реакция на туберкулиновые пробы, плохое зрение, проблемы со слухом или с желудочно-кишечным трактом, вам стоит определить его в детский сад, который как раз и специализируется на воспитании таких деток. В таком случае ваш ребенок будет обязательно под присмотром специально обученного персонала.
5. Узнайте заранее,
Только обязательные заключения специалистов, таких как ЛОР, окулист, эндокринолог, невролог, ортопед, смогут стать пропуском в детский сад. Без прохождения медкомиссии влиться в воспитательный процесс любого дошкольного учреждения будет невозможно. Врачи обязательно должны дать разрешение на посещение ребенком детского сада.
Психологическая подготовка к саду детей и родителей
Если непосредственно сам детский сад вы уже выбрали, то стоит обязательно обдумать, с какого возраста вы бы хотели отдать своего ребенка в подобное учреждение.
Как правило, ясельная группа (от 1,5 до 3 лет) – это первая ступенька воспитательного процесса в детском саду. Но все же многие родители переступают через нее и решают, что их чаду лучше идти сразу же в младшую группу (с 3 до 4 лет). Но даже если вы хотите, чтобы ваш ребенок посещал ясельную группу, ходить в нее можно в разном возрасте – как в 1,5 годика, так и в 2,5. Согласитесь, по развитию и мышлению дети эти две возрастные категории детей слишком отличаются.
Давайте сначала рассмотрим, как подготовить ребенка к детскому саду в общем, а потом попробуем проанализировать особенности и выбрать оптимальный возраст для начала его посещения.
- Во-первых , постарайтесь приучить ребенка к графику, по которому проводится воспитательный процесс в саду. Завтракайте, обедайте и ужинайте примерно в то же время, когда детей кормят в садике. Спать укладывайте ребенка в то же время, когда у детей тихий час. В таком случае, вашему малышу будет значительно легче адаптироваться к новому режиму. На самом деле он для него будет привычным, просто перенесенным в новые условия.
- Во-вторых, давайте больше шансов ребенку быть самостоятельным. Пусть он учится одеваться, обувать тапочки, мыть руки. Дело в том, что какими бы не были хорошими воспитатели, стоить помнить о том, что у них в группе порой не один десяток детей, и они физически не успевают каждому уделять максимум внимания. Будет очень хорошо, если ваш ребенок сможет сам переобуться после прогулки или же даже просто снять с себя шапку.
- В-третьих , старайтесь развивать речь ребенка, чтобы он мог выразить свои желания. Таким образом, ему будет намного проще говорить воспитателю или няне о том, что он, например, захотел в туалет или попить воды.
- Ну и еще один фактор – проводите как можно больше времени со своим чадом среди его сверстников. Это могут быть различные игровые комнаты, детские площадки и т.п. Пусть малыш привыкает к тому, что его окружают такие же дети, и он находится в обществе, а не один.
Кроме того, родителям, которые определяют ребенка в сад, чтобы выйти с декрета на работу, стоит помнить о том, что и вам, и малышу необходим период – приблизительно месяц-два – для привыкания. В редких случаях получается так: утром привели ребенка в сад, а вечером забрали.
Как правило, привыкание ребенка к коллективу и к воспитателям начинается сначала с прогулки или с пребывания в группе в течение минут 20-30, затем время постепенно увеличивают. Вы должны быть готовы к тому, что будете на подхвате у воспитателей в случае незапланированных истерик.
Дело в том, что для того чтобы найти подход к вашему малышу сотрудникам сада необходимо время. Через месяц-два они уже будут знать особенности его характера, темперамента, предпочтения в игрушках и т.п., поэтому смогут самостоятельно справиться со слезами ребенка.
Оптимальный возраст для начала посещения детского сада
Психологи рекомендуют родителям начинать водить детей в детский сад приблизительно в 2,5 – 3 года. Малыши в данном возрасте уже владеют речевыми навыками (а некоторые уже вообще отлично говорят), осознают разницу между взрослыми и детьми, принимают авторитет старших. Именно поэтому у таких детей легче всего проходит адаптационный период.
Давайте более детально рассмотрим, как подготовить ребенка к детскому саду в 2.5 года.
Сделаем мы это с помощью практических советов, которые пригодятся всем родителям.
Если вы испытываете боязнь или страх перед тем, как отвести ребенка в детский сад, постарайтесь в первую очередь от них избавиться. Ребенку передаются ваши чувства, как бы тщательно вы их не скрывали. Если малыш будет понимать, что его мама и папа спокойны, когда он находится в детском саду, то это гарантировано поможет ему быстрей адаптироваться в новом коллективе.
Запомните, что ситуации в детском саду бывают разные, порой возникают конфликты у родителей и с воспитателями, и с родителями других деток в группе по поводу различных организационных моментов.
Если вы столкнулись с чем-то подобным в жизни, старайтесь при ребенке не выяснять отношения с воспитателем и никогда не обсуждать его дома с негативной стороны. Иначе у вашего чада выработается на подсознательном уровне плохое отношение к воспитателю, и он просто не захочет оставаться с ним наедине в группе.
Наоборот уважительно говорите обо всем персонале садика, называйте всех по имени и отчеству, тогда и у ребенка будет уважительное отношение ко всем, да и чувствовать себя в их компании он будет уютно и безопасно.
В первые несколько недель, когда ребенок уже начинает оставаться в детском саду на целый день, по приходу домой он может вести себя излишне активно. Не пугайтесь, это вовсе не упущение в воспитании. Просто малышу приходится сдерживать свою энергию на протяжении дня, так как в новом коллективе он ее не может растратить привычным для него образом, чувствует себя скованно, вот и приходится выпускать пар только по приходу домой.
К сожалению, не у всех родителей есть возможность пребывать с ребенком дома до достижения им 2,5 лет. В некоторых случаях приходится уже в 1,5 годика задумываться о поиске дошкольного воспитательного заведения.
Давайте же рассмотрим также с помощью практических советов, как подготовить ребенка к детскому саду в 1.5 года.
Конечно, адаптация в этом возрасте происходит немного сложней, так как малыши еще очень нуждаются в родительском внимании и не настолько самостоятельны, как в 2,5 годика, но отчаиваться не стоит. Терпение родителей и их компетентный подход к делу помогут преодолеть проблему адаптации ребенка в детском саду за максимально короткий срок.
Стоит помнить, что в 1,5 годика малыш еще не умеет хорошо выражать свои мысли, но в то же время он является активным и любознательным слушателем. Обязательно много разговаривайте с ним, рассказывайте о том, что такое детский сад, как там деткам весело и дружно, как правильно себя вести в коллективе, с воспитателем, как выражать свои желания и потребности.
Ребенок обязательно запомнит ваши объяснения и применит их в будущем в группе.
Очень хорошо, если по окончанию рабочего дня в садике вы с ребенком будете заходить на площадку на его территории и проводить там хоть немного времени. В таком случае для малыша все будет уже знакомым и ему будет намного легче адаптироваться к пребыванию здесь без родителей.
И учтите, что в 1,5 годика для ребенка важна постепенность. Привыкание должно происходить с постепенным увеличением времени. Например, придите сначала на площадку на 5 минут, затем на 10, и так с каждым разом увеличивайте временной промежуток пребывания на территории детского сада.
Мамочка, останься!
Не отчаивайтесь, если в первое время посещения садика ребенок будет заходить в группу со слезами на глазах. Это абсолютно нормальная реакция в этом возрасте. Просто старайтесь подбодрить малыша. Расскажите, что в детском саду его ждут новые друзья, много интересных игрушек и занятий.
Если и это не помогает, и ребенок не успокаивается, попробуйте использовать следующий метод. Например, есть у вашего чада любимый сок или хлопья, или еще что-то, что вы с ним покупаете в супермаркете. Приведите его в сад и скажите, что сейчас сходите в магазин, купите его любимый сок и вернетесь.
Дети еще не ориентируются во времени, поэтому не смогут понять, что до магазина идти 10 минут, а вас нет 3 часа. Просто им необходимо быть уверенными, что родители обязательно вернуться за ними, а как приятный бонус – они получат любимые сок, конфетку и т.д.
Только не стоит так делать ежедневно, иначе вы рискуете разбаловать ребенка своими покупками, и в дальнейшем он начнет вас этим еще и шантажировать. Используйте этот метод раз в неделю – этого вполне достаточно.
Во все остальные дни просто говорите, что придете за малышом, когда он покушает/поспит/поиграет. В целом для моральной адаптации ребенка в возрасте 1,5-2,5 года понадобится 2-3 месяца. За этот период времени малыш уже узнает и запомнит весь рабочий персонал садика и своих одногруппников, будет уверенно чувствовать себя в коллективе.
Обязательно проконсультируйтесь с врачом по поводу готовности ребенка к посещению сада. В период адаптации все дети , так как в группе происходит постоянный обмен инфекциями между малышами, поэтому если ребенок и дома не отличается особым здоровьем, то, возможно, стоит все же предпринять меры и отложить посещение детского сада на год. За этот период специалисты рекомендуют осуществлять закаливание организма, тем самым повышая его опорные функции к острым вирусно-респираторным заболеваниям.
Закаливание ребенка перед садиком: основные принципы
Понятие «закаливание» для деток в возрасте 1-3 лет вовсе не обозначает ежедневное обтирание холодной водой. Для таких малышей существует целый ряд других эффективных процедур, которые действительно благоприятно влияют на состояние здоровья в целом.
Например, можно просто укладывать малыша спать днем дома с открытой форточкой при температуре от -15 до 0 градусов. Кроме того, разрешается снижать температуру воды во время утреннего умывания. Только процесс должен быть постепенным. Если ребенок привык к воде температурой 25 градусов, то следующим утром умойте его водой температурой 24 градуса, затем 23 и т.д. Специалисты утверждают, что оптимальное ежедневное снижение температуры воды составляет 1-3 градуса.
Точно также можно проводить закаливание ребенка и во время купания перед сном. Только это совсем не обозначает, что малыш должен все 15 минут плескаться в прохладной воде. Купать его нужно в теплой воде, а вот заканчивать процесс стоит обливанием прохладной водой.
Сначала эта вода должна быть холоднее привычной на 3 градуса, затем на 5. И так стоит довести снижение до 16-17 градусов. Т.е. купаете ребенка, как обычно, затем обливаете его ковшом прохладной воды и обтираете сухим полотенцем. Если после этого у вас получиться заставить ребенка еще и голышом пробежаться по дому к своей комнате, то это будет вообще замечательно.
Выполнение всех этих рекомендаций значительно повысит опорные свойства организма, и риск заболеть ОРВИ снизится на 50 %, соответственно готовность к посещению детсада повысится. Поэтому обязательно уделите внимание не только эмоциональной подготовке к садику, но и физической. В таком случае адаптация пройдет быстро и незаметно.
Как подготовить ребенка к детскому саду Комаровский
Для родителей естественно волноваться, когда они готовятся отдать малыша в детский сад. Быстро ли он адаптируется? Будет ли плакать при расставании с мамой или папой? Понравится ли ребенку воспитательница и сможет ли он подружиться с другими детишками? Эти и другие вопросы становятся поводом для множества переживаний и сомнений. Конечно, в вопросе адаптации к детскому саду все индивидуально, и нельзя с точностью дать ответ, как примет такие перемены в жизни именно Ваш ребенок. Но в силах каждого родителя помочь малышу легче привыкнуть к новым условиям и новому режиму. Именно поэтому правильная подготовка ребенка к детскому саду становится важной задачей для мамы и папы.
Когда и зачем начинать готовиться к детскому саду
Трудно назвать идеальный возраст для начала посещения детского сада. Многое зависит и от индивидуальных особенностей развития ребенка, и от возможностей конкретной семьи, и от наличия мест в государственных дошкольных образовательных учреждениях. Но вне зависимости от того, в 1,5 или 4 года Ваш малыш впервые отправится в детский сад, готовиться к этому событию нужно заранее. Начните подготовку за несколько недель, а лучше месяцев. Например, если ребенок должен пойти в садик с сентября, можно приступить к обсуждению этой темы с ним уже весной.
Стоит ли тратить время и действительно ли так нужно заранее настраивать малыша на перемены, учить его новым навыкам? Для поступления в детский сад от ребенка никаких особых умений не требуется. Малыши быстро учатся новому, а воспитатели всегда придут на помощь. Но все же ребенку будет более комфортно, если он будет хотя бы в общих чертах знать, что такое детский сад и как он там будет проводить время. А навыки социального взаимодействия и самообслуживания помогут избежать многих неприятных ситуаций. Важно, чтобы ребенок был позитивно настроен на посещение детского сада, не стеснялся обращаться за помощью к воспитателю и был готов к общению со сверстниками.
Создаем позитивный образ детского сада. На первом этапе подготовки просто и доступно расскажите малышу, что такое садик. Постарайтесь вести беседу в нейтральном ключе, не формируя отторжения или завышенных ожиданий. Начать можно с того, что детский сад - это место, где вместе проводят время много ребятишек. Расскажите, что малыши там играют, едят, гуляют, у каждого есть свой шкафчик и отдельная кроватка. Не забудьте упомянуть о воспитательницах, которые заботятся о детишках. Вы можете поиграть дома в детский сад с любимыми игрушками - так малышу будет проще понять, как там все устроено. Пусть он попробует себя в роли воспитательницы: покормит «детишек», поиграет с ними, уложит спать. За неделю или несколько дней до первого посещения пройдитесь по маршруту от дома до садика, посмотрите его территорию, по договоренности с воспитателем можно погулять по дворику вместе с группой.Придумываем ритуал прощания. Малышам, которые привыкли постоянно находиться рядом с родителями, бывает первое время сложно оставаться без мамы или папы. Такие дети тяжело переживают разлуку даже на несколько часов. Облегчить расставание часто помогает ритуал прощания. Придумать его несложно: обнимите и поцелуйте ребенка, помашите ему ручкой. Можно добавить и что-то особенное, например воздушный поцелуй или нежное поглаживание по ручке. Отработайте ритуал заранее: попробуйте хотя бы ненадолго оставлять малыша с бабушкой или другим близким родственником.
Развиваем навыки самообслуживания. Подготовка ребенка к детскому саду должна включать и развитие самостоятельности в простейших бытовых вопросах. Если ребенок будет проситься на горшок, сам справляться с надеванием сандалий и мытьем рук, то он будет чувствовать себя в группе более уверенно по сравнению со сверстниками, которым постоянно нужна помощь воспитателя. Начните приучать ребенка к горшку, если он еще не умеет проситься в туалет, и не ругайте его за «промахи» - на первых порах без них не обойтись. За столом дайте малышу ложку и вилку и покажите, как правильно пользоваться ими. Этот навык очень пригодится, ведь в детском саду воспитатели не всегда успевают докормить плохо кушающих малышей, тем более что время завтрака, обеда и полдника ограниченно. Учите ребенка также самостоятельно собираться на прогулку. Объясните, как правильно надевать футболку, колготки, кофточку, обувь. Не торопитесь помогать: пусть малыш потренируется справляться сам, даже если на первых порах это займет много времени.
Корректируем режим дня. Начните готовить ребенка к тому, что в детском саду нужно соблюдать общий для всех распорядок. Заранее узнайте, каким будет режим, и постарайтесь подстроиться под него, чтобы у малыша было время привыкнуть к новому расписанию в комфортных домашних условиях. Это помогает избежать стрессов в дальнейшем, ведь, например, если ребенок никогда не спал днем, в садике его будет очень сложно уложить. Почти во всех государственных детских садах распорядок одинаковый. В 7:45-8:00 начинается утренняя гимнастика, после нее дети завтракают. С 9:00 до 10:00 они занимаются рисованием, лепкой, музыкой или другими видами познавательной активности, затем выходят на получасовую прогулку. Обедают малыши в 12:00-12:30, а спят обычно с 13:00 до 15:00. После пробуждения дети получают уплотненный полдник. С 17:00 до 19:00 малыши играют в группе, а при хорошей погоде гуляют второй раз. Ориентируясь на такой режим, Вы можете выстроить распорядок дня дошкольника. Особенно важно, чтобы ребенок привык есть в одно и то же время. Важно приучать малыша к тихому часу после обеда. Если ему трудно заснуть, предложите хотя бы спокойно полежать в кровати, в детском саду такой компромиссный вариант тоже допускается (главное, чтобы малыш не мешал отдыхать другим деткам).
Учим малыша общаться с другими детьми. В процессе адаптации очень важно, чтобы у ребенка сложились доброжелательные отношения со сверстниками. Малышу нужно уметь вести себя так, чтобы быть принятым в игру. Он должен почувствовать себя полноценным членом коллектива. Заранее подумайте над тем, как подготовить ребенка к социальному взаимодействию. Малышу будет гораздо проще адаптироваться, если он не стесняется знакомиться с другими детьми, умеет попросить понравившуюся игрушку, может следовать общим для всех правилам. Конечно, эти навыки формируются не за один день. Чтобы приобрести их, малышу нужно постоянно взаимодействовать со сверстниками. Тут в помощь придут и группы раннего развития, и детские площадки, и игровые зоны в торговых центрах. Можно ходить с ребенком в гости к друзьям, у которых тоже есть дети. Поддерживайте инициативу малыша в общении и учите его, как знакомиться, приглашать других в игру, договариваться о правилах, меняться игрушками. Все эти навыки очень пригодятся в детском саду и помогут избежать конфликтных ситуаций.
Подбираем гардероб для садика. Когда ребенок еще совсем мал, родители часто не задумываются о том, сможет ли он сам справиться с многочисленными застежками, пуговицами, завязочками, тугими молниями. Но нужно учитывать, что в детском саду собираться на прогулку, раздеваться перед сном и одеваться после пробуждения ему придется самому с минимальной помощью воспитателя, ведь детей в группе много. На этапе подготовки продумайте все мелочи: купите несколько комплектов одежды для садика. Пусть это будут удобные и практичные вещи, которые легко снимаются и надеваются. Обувь также должна просто застегиваться и, конечно, соответствовать размеру, чтобы малышу было комфортно ходить в ней весь день. Запасной комплект одежды удобно оставлять в шкафчике, он может понадобиться, если ребенок случайно испачкается и ему нужно будет переодеться.
Укрепляем иммунитет. В детском саду организм ребенка сталкивается со множеством новых вирусов, вот почему малыши на первых порах начинают часто болеть. Разновидностей респираторных инфекций очень много, и возбудители легко передаются в коллективе. Хорошая новость состоит в том, что каждая болезнь способствует естественному формированию иммунитета. Но у одних детей вирусная инфекция протекает легко, а у других вызывает осложнения: бронхит, отит, пневмонию и т. д. Все зависит от индивидуальных особенностей организма. Если у ребенка изначально крепкий иммунитет, шансы заболеть тяжело и надолго уменьшаются. Именно поэтому стоит заранее заняться закаливанием и общим оздоровлением. Одевайте малыша по погоде, поддерживайте в квартире комфортную температуру (20-22 °С) и не запрещайте ему дома ходить босиком. Не кутайте его, сразу раздевайте, если он жалуется, что ему жарко. Не стоит бояться сквозняков. Постарайтесь гулять каждый день и как можно больше времени проводить с ребенком на улице. Приучайте его умываться прохладной водой. Если есть возможность, запишите малыша в бассейн.
Первый день в саду: что делать родителям
Приводим ребенка в детский сад. Итак, Вы в первый раз оставляете малыша в группе. Постарайтесь сохранять спокойствие сами: Ваше волнение легко передастся ребенку. Не торопите его - дождитесь, пока малыш снимет одежду (при необходимости помогите ему), покажите ему личный шкафчик, уберите вместе с ним туда вещи. Пройдите в группу, познакомьте его с воспитателями. Не уходите сразу, подождите, пока малыш немного освоится. В некоторых детских садах в первый день родителям можно провести несколько часов в группе вместе с ребенком. Но если воспитатель просит Вас уйти, отнеситесь с пониманием - некоторым малышам проще освоиться в коллективе, когда мамы нет рядом.
Правильно прощаемся . Когда Вы будете готовы уйти, обязательно попрощайтесь с малышом. Не исчезайте внезапно - это может сильно напугать ребенка, и в дальнейшем он будет тяжело переживать расставание. Вспомните Ваш ритуал прощания. Обнимите и поцелуйте малыша, обязательно скажите, когда вернетесь за ним. После этого уверенно уходите. Даже если ребенок расплакался, не стоит сильно задерживаться. В первый день воспитатели приложат все усилия, чтобы успокоить малыша. У него впереди столько дел: помыть руки, позаниматься с педагогами, собраться на прогулку - на слезы часто просто не остается времени. Многие дети перестают плакать уже через 10-15 минут после ухода мамы или папы, хотя возможны и исключения - все зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.
Забираем малыша из детского сада. Будьте верны своему слову - заберите ребенка именно в то время, в которое Вы обещали прийти за ним. В первый день особенно важно не опаздывать. Встречайте малыша с улыбкой, обязательно расспросите его, чем он занимался. Остаток дня проведите с ребенком: можно вместе готовить еду, всей семьей поужинать, поиграть, почитать на ночь. Пусть вечер проходит в привычном для малыша режиме, а родители уделяют ему максимум внимания. Ребенок должен убедиться, что с началом посещения детского сада отношения в семье не изменились - его все так же любят.
Как может проходить адаптация
В детском саду. Первые дни и недели в садике малыш привыкает к новой обстановке, воспитателям, другим детишкам, режиму дня. Процесс адаптации может проходить очень по-разному. Одни детки сразу же плачут при расставании, но с каждым днем прощаются все легче и легче, быстрее успокаиваются. Другие с первого дня радостно бегут в группу, но спустя неделю внезапно начинают цепляться за маму и плакать. Это отложенная адаптация. Некоторые малыши ищут контакта с воспитателем, который заменяет им близкого взрослого, другим больше нравится играть со сверстниками. Бывает и так, что ребенок замыкается в себе, не идет на контакт или весь день находится в подавленном состоянии. Такое возможно при сложной адаптации, о которой мы поговорим ниже.
Дома. Когда ребенок только начинает ходить в детский сад, многие родители замечают изменения в его поведении. Послушный малыш может вдруг стать неуправляемым и капризным, начать драться, плакать из-за каждой мелочи. Дело здесь не в дурном влиянии сверстников, а все в той же адаптации. В саду малыш вынужден следовать общим правилам, а в комфортной домашней обстановке он расслабляется, дает выход накопившимся за день негативным эмоциям. Отсюда и приступы злости, и беспричинные, по мнению родителей, истерики. У некоторых малышей также наступает небольшой откат в развитии. Задача мамы и папы - отнестись с пониманием, как можно меньше ругать ребенка за плохое поведение, уменьшить количество запретов. Обычно через 1-2 месяца эмоциональное состояние малыша нормализуется. Однако сроки адаптации индивидуальны: кто-то привыкает к садику за пару недель, другим понадобится полгода или даже больше.
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду
Поговорите с воспитателями. Заранее предупредите их обо всех особенностях Вашего ребенка. Например, сразу скажите, что он терпеть не может манную кашу и не нужно заставлять его есть это блюдо. Пусть воспитатели знают, что Ваш малыш бывает шумным или, наоборот, очень скромным или стеснительным. Расскажите, что он любит больше всего: петь и танцевать, слушать сказки, помогать взрослым или играть в подвижные игры. Обязательно сообщите воспитателю и медсестре, которая есть в каждом детскому саду, о наличии у ребенка аллергии или хронических заболеваний. Если малыш еще неуверенно просится на горшок или его нужно обязательно отводить в туалет до и после сна, также скажите об этом. Информация от родителей поможет воспитателям найти правильный подход к ребенку и избежать множества проблем в период привыкания к новой обстановке.Увеличивайте время пребывания постепенно. С первого же дня оставлять ребенка до самого вечера в группе нежелательно, это может усложнить адаптацию. Вначале достаточно нескольких часов: начните с полутора-двух и постепенно увеличивайте время пребывания. Как вариант, в первые дни можно приводить ребенка только на прогулку, потом оставлять его в группе до обеда. Когда малыш немного освоится, начните приходить в садик пораньше - к завтраку или сразу после него. Первое время забирайте малыша до дневного сна. Через несколько недель, если адаптация идет успешно, можно оставить ребенка на тихий час. Только обязательно заранее предупреждайте малыша, что придете за ним позже обычного. Через несколько месяцев обычно большинство детей спокойно остаются в группе на целый день. То, как Вы будете увеличивать время пребывания, будет зависеть и от семейных обстоятельств, и от индивидуальных особенностей ребенка. Если он привыкает с трудом и у Вас есть возможность забирать его пораньше, воспользуйтесь ею.
Следите за настроением и самочувствием малыша. С первого дня обращайте внимание на физическое и эмоциональное состояние ребенка, когда забираете его из детского сада. Поинтересуйтесь у воспитателей, как малыш сегодня себя вел, все ли было в порядке. Поговорите с самим ребенком, спросите, какие занятия ему понравились, что подавали на обед, подружился ли он с кем-нибудь из деток. Вы можете узнать много полезного, просто общаясь с малышом и внимательно слушая его рассказы: что ему нравится и не нравится в детском саду, корректно ли ведут себя воспитатели по отношению к детям и многое другое.
Посещайте детский сад без перерывов. В период адаптации важно, чтобы новый график стал для ребенка привычным, поэтому постарайтесь не пропускать сад без особой причины. Конечно, в случае болезни, если малыш плохо себя чувствует, а не просто капризничает, необходимо остаться дома. Иногда родители устраивают ребенку выходной среди недели. Для некоторых детей это приемлемый вариант, но во многих случаях это не позволяет настроиться на новый график. Оптимально - ходить все 5 дней в неделю, но забирать ребенка пораньше, насколько позволяют возможности.
Ограничьте нагрузку на нервную систему. Провести целый день в группе среди шумящих ребятишек нелегко и взрослому, что же говорить о малыше в период адаптации. Чтобы компенсировать нагрузку на нервную систему, создайте дома спокойную обстановку, строго соблюдайте режим. Пока ребенок привыкает к детскому саду, желательно ограничить просмотр мультиков, вечером избегать излишней активности, в будни воздержаться от посещения многолюдных мероприятий (поход в цирк или зоопарк подождет до выходного). Постарайтесь проводить больше времени за чтением книг и спокойными играми.
Проводите больше времени с ребенком в выходные. Всю рабочую неделю малыш подолгу находится в саду, поэтому суббота и воскресенье должны стать семейными днями. В период адаптации проводите выходные с ребенком, а не отправляйте его к бабушке или дедушке. Заранее вместе стройте планы и придумывайте, чем будете заниматься эти два дня. Можно сходить в парк и покататься на аттракционах, поехать на природу, посетить кафе. Главное, чтобы рядом были любящие мама и папа. Делайте вместе все дела по дому, старайтесь чаще целовать и обнимать малыша: телесный контакт помогает снять накопившееся напряжение.
Посещайте утренники и другие мероприятия. Приходите в детский сад на праздники, чтобы посмотреть, как Ваш ребенок выступает вместе с другими детьми. Пусть малыш знает, что Вы им гордитесь. Посещение мероприятий в детском саду позволяет ребенку почувствовать, что родителям по-настоящему интересно, как идут у него дела вне дома. Это очень важно и во время адаптации, и в дальнейшем.
Поддерживайте контакт с воспитателями. Постарайтесь быть максимально тактичными, вежливыми и приветливыми с педагогами. Ребенок будет ориентироваться на Вас и усвоит такую же модель поведения. Не критикуйте воспитателей в присутствии малыша. Всегда предупреждайте педагогов о предстоящем пропуске дня по семейным обстоятельствам или из-за болезни. Заранее говорите, когда планируете забирать малыша раньше или позже, чем обычно. Если у ребенка проблемы с адаптацией или конфликты в группе, не стесняйтесь обратиться за помощью к воспитателю и попросите его уделить чуть больше внимания Вашему малышу.
Сложная адаптация: как помочь ребенку
Не все дети легко и быстро привыкают к детскому саду. Родители, чьи малыши каждое утро не хотят собираться в садик и при расставании плачут, часто не знают, какую стратегию поведения выбрать. Несколько советов могут помочь в случае сложной адаптации. Если эти простые методы не сработают, оптимальное решение - проконсультироваться с психологом.- Если ребенок очень привязан к маме и тяжело переживает расставание с ней, пусть в детский сад его отводит папа, бабушка или другой родственник.
- Если малыш сильно переживает, когда родителей нет рядом, дайте ему с собой в группу небольшую вещь, которая будет напоминать о Вас. Это может быть носовой платок с ароматом маминых духов, маленькая фотография или что-то еще.
- Если малыш сильно скучает по дому, позвольте ему взять в группу несколько игрушек, только не самых любимых и важных, ведь в садике их можно забыть или потерять, а это еще один повод для расстройства. Привычные вещи помогут создать в группе более комфортную обстановку для ребенка.
- Если ребенок с трудом засыпает во время тихого часа, дайте ему с собой мягкую игрушку, с которой он привык спать дома. Договоритесь с воспитателем: пусть он разрешит малышу просто спокойно полежать в кроватке, если никак не получается заснуть.
- Если ребенок уже с утра капризничает и не хочет идти в садик, попробуйте замотивировать его. Может быть, в шкафчике его ждет любимая машинка или кукла, скучают красивые сандалики или чешки для физкультуры? Пообещайте малышу что-то интересное, когда Вы его заберете, например долгую прогулку. Но в этом случае важно не разочаровать ребенка и исполнить обещанное.
- Если малыш никак не может адаптироваться в коллективе, поиграйте дома в детский сад. Пусть ребенок с помощью игрушек воспроизведет обычные ситуации: прогулку, обед, укладывание спать. Игра помогает родителям узнать больше о происходящем в саду, а самому малышу позволит отпустить негативные эмоции.
- Если прошло уже несколько недель, а ребенок безутешно плачет при расставании и при встрече вечером, подавлен в течение дня, стоит подумать над смягчением режима. Можно позже приходить в детский сад или пораньше забирать оттуда малыша.