После никаха можно жить вместе. Как происходит расторжение никаха. Приглашение гостей на свадьбу
Мусульман наподобие христианского венчания. Стоит отметить, что проводится он не только у татар, но и в других государствах, где почитают Законы Корана - в арабских странах, Казахстане, Индии, Узбекистане и во многих других.
Условия для совершения Никах
По Закону Ислама Никах - это очень важное мероприятие. Но в то же время такой обряд не имеет какой-либо юридической силы. Поэтому после него молодые обязательно должны зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе. Никах имеет очень продолжительную историю, еще с далеких времен мужчина, который изъявлял желание взять понравившуюся девушку в жены, должен был выйти на главную площадь (улицу) города или деревни и громко прокричать, что берет эту женщину в жены.
Никах по шариату - брак между женщиной мужчиной, который основан в первую очередь на принципах гласности. Ислам не одобряет намерения парня и девушки жить вместе не говоря об этом никому, это считается большим пороком. Важно, чтобы общество обязательно признало новую семью.
Никах в Исламе - это обычай, который может состояться только после выполнения нескольких условий:
1. Согласие на женитьбу должны дать как жених, так и невеста.
Между родственниками согласно Корану строго запрещен.
3. Со стороны девушки должен присутствовать как минимум один родственник мужского пола.
4. могут быть либо двое мужчин, либо мужчина и две голоса только двух женщин приравниваются к одному мужскому). Всеми свидетелями женщины не могут быть, в противном случае такой брак будет считаться недействительным.
5. Жених должен дать за невесту калым. В древности калым предполагал, что это должен быть очень щедрый дар, например табун лошадей или верблюдов. Сейчас же суммы подарков более скромные. Жених должен сделать подарок на сумму не менее 5 тысяч рублей. Чаще всего таким подарком бывает какое-то золотое украшение для девушки. Помимо этого, будущий муж обязуется выполнить любое в будущем. Это может быть просьба купить квартиру, машину, приобрести другое имущество, главное, чтобы подарок имел стоимость не менее 10 000 рублей.
Свадьба с лицами, не исповедующими ислам
Стоит отметить, что Никах - это обряд, который проводится не только между мусульманами. К примеру, брак между мусульманином и женщиной, что исповедует другую веру, разрешается. Но в таком случае дети, которые родятся в такой семье, должны воспитываться только согласно Корану.
Женщины, исповедующие ислам, как правило, не имеют возможности выходить замуж за представителей иных вероисповеданий. Проводить Никах и выходить замуж за «неверного» крайне нежелательно. При таких обстоятельствах девушке придется выбирать, что ей важнее - вера или любимый человек.
После брака у мужа и жены появляются 4 главных обязанности:
Жена не может покидать дом без разрешения мужа;
Супруга не должна отказывать мужу;
Муж, в свою очередь, полностью содержит жену и никогда не должен попрекать ее в этом;
Муж и жена должны вступать в интимную связь не менее чем раз на 4 месяца.
Ислам уделяет семье и браку достаточно большое внимание. Мусульмане считают, что крепкие семьи украшают и укрепляют общество, а пары, которые не имеют духовной гармонии, только разрушают социум. Никах - это великая основа союза мужчины и женщины, незаменимая для продления рода, сохранения семьи и защиты человеческого достоинства.
Мусульманский обряд бракосочетания (никях) состоит из нескольких частей.
1. Брачная проповедь.
Брачная проповедь читается имамом мечети (или муфтием, кадием), который ведет церемонию бракосочетания. Хотя проповедь может быть прочитана и самим женихом, целесообразно, исходя из сложившихся условий России и вообще современного мира, чтобы проповедь, как и саму церемонию бракосочетания, провел человек, имеющий религиозное образование.
Отсутствие брачной проповеди не влияет на правильность канонического оформления брака, однако несколько нарушает его полноту и завершенность .
Начинается проповедь с восхваления Господа, произнесения шахады (свидетельства веры в Единого Бога и пророческую миссию посланника Его Мухаммада), салавата (прошения благословения для пророка Мухаммада) и чтения аята, призывающего к богобоязненности.
Примерная последовательность брачной проповеди:
Вступительное слово: «Аль-хамду лил-ляяхи нахмэдуху ва наста‘инухь, ва на‘уузу бил-ляяхи мин шуруури анфусина ва сайиаати а‘маалина. Ман яхдихил-ляху фаляя мудылля ляхь, ва ман юдлиль фаляя хаадия ляхь. Ва ашхэду алля иляхэ илля ллаху ва анна мухаммадэн ‘абдуху ва расуулюхь».
Всевышний Творец в заключительном Писании обращается к нам:
«О люди, бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Всевышнего, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] много мужчин и женщин» (см. ).
«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых [морально, духовно, психологически, физически и материально] к браку» (см. ).
С известной долей уверенности можно сказать, что именно от религиозной грамотности и обязательности мужа и жены в определенной мере будет зависеть полноценность семейной жизни, включая достойное воспитание детей в духе исламской традиции. И именно при создании такой полноценной семьи удастся избежать различных недопониманий и раздоров .
Посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:
- «Кому Аллах (Бог, Господь) даст возможность найти благочестивую спутницу жизни [воспитанную и благонравную], тому поможет в половине его религиозности [на 50% облегчит человеку жизнь, в том числе и в духовной, религиозной ее составляющей]. Но пусть он страшится Бога во второй половине [обстоятельств и ситуаций, где семья не может помочь, где мужчина обязан будет проявить силу воли, стойкость характера, верность жене, набожность]» ;
Завершая проповедь, необходимо обобщить сказанное, сделав акцент на необходимости проявления чувства богобоязненности, верности друг другу, взаимоуважения и соблюдения религиозной практики в семье.
2. Ду‘а (молитва) о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.
Абу Хурайра передает: «Когда пророк Мухаммад поздравлял новобрачных, он говорил: «Бааракял-лааху лякь, ва бааракял-лааху ‘аляйкь, ва джама‘а байнакумаа фии хайр».
Перевод:
«Пусть Аллах (Бог, Господь) ниспошлет вам во всем Божью благодать (даст вам Свое благословение) и объединит вас в благом» .
«Аллаахумма, идж‘аль хаазэн-никяяхэ маймуунан мубааракя. Ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ ээдэмэ ва хавва, ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ мухаммадин ва хадиджатэль-кубра. Аллаахумма, хаб ляхум авляядан саалихийн, ва ризкан вааси‘ан ва ‘умран тавыйля. Аллаахумма, баарикь фийхим ва баарикь ‘аляйхим ва баарикь фи кулли тасарруфаатихим ва а‘маалихим ва амваалихим, энтэ ‘аляя кулли шайин кадийр».
Перевод:
«О Всевышний! Сделай этот брак счастливым и благословенным. Объедини сердца их, как объединил сердца Адама и Евы, пророка Мухаммада и супруги его Хадиджи. Господи, даруй им благочестивых, благонравных детей, изобилие благ и продолжительную жизнь. О Господи! Ниспошли им во всем Божественную благодать. Дай благословение Свое в их делах, богатствах. Ведь Ты в состоянии сделать все, что пожелаешь!»
3. Проведение бракосочетания в пятницу до захода солнца.
Церемонию бракосочетания можно проводить в промежутке между третьей молитвой (‘Аср) и четвертой (Магриб). В хадисе сказано: «Проводите бракосочетание вечером! Поистине, это лучше для баракята (благодати)» .
Что касается пятницы, то этот день недели является праздничным и благословенным, более того, в нем есть час, когда принимаются все молитвы (ду‘а) .
4. Упоминание свадебного подарка (махра).
Весьма желательным является оговаривание во время бракосочетания свадебного подарка, причем не только факта его наличия, но и его конкретного содержания. Жениху желательно передать невесте свадебный подарок (махр) сразу, не откладывая на более поздний срок. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, муфтием).
5. Приглашение гостей на свадьбу.
Когда посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) узнал о том, что ‘Абдурахман ибн ‘Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение [зарезав] хотя бы одного барана» . Бо льшая часть богословов считает, что свадебное угощение - обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма поощряемо, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафи‘и и Малик, настаивали на его необходимости (ваджиб) .
Приглашенным на свадьбу следует помнить о том, что говорится в хадисах:
- «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть непременно придет» ;
- «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть ответит [приходом]» ;
- «Если кто-то из вас приглашен на угощение, то пусть ответит на него [приходом]. Захочет - поест, не захочет - не будет есть» .
Однако все ученые подчеркивают, что если на свадьбе имеет место явно запретное (употребление спиртного), а приглашенный не может изменить такого порядка, то присутствие его на торжестве недопустимо. Данное мнение основывается на приводимых в своде хадисов Абу Дауда словах Ибн ‘Умара о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) запрещал сидеть за столом, за которым распивают спиртное (алкоголь)» . В реалиях нашего времени, если верующий сталкивается с подобной ситуацией, когда один из брачующихся его близкий родственник, следует все-таки прийти на мероприятие, щедро поздравить со столь знаменательным событием и незаметно покинуть застолье. Сохранению и развитию родственных отношений в Исламе придается огромное значение.
6. Чтение молитвы.
Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас женится, то пусть скажет: «Аллаахумма инни ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа ‘аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа ‘аляйхь» .
Перевод:
«Господи, прошу у Тебя блага ее [невесты] и лучшего из того, ради чего Ты сотворил ее [пусть оно проявится в нашей совместной семейной жизни]. И прошу у Тебя защиты от зла ее и зла, [возможно] заложенного при сотворении ее [пусть это не нанесет вреда счастью нашей с нею семейной жизни]».
Молитвы с такого рода смыслами на любом языке может проговаривать и девушка касательно своего жениха.
Ответы на вопросы по теме
Может ли мулла отказаться проводить никях, если считает, что у людей нет намерения создать семью? В одной из мечетей я видела, как пришел один человек с русской девушкой, немусульманкой, и попросил их поженить. Мулла хотел что-то им объяснить про Ислам, но этот парень грубо прервал его и сказал, что она русская и ей это все безразлично. Потом мулла стал рассказывать об обязанностях и правах супругов, а этот парень заявил, чтобы мулла побыстрее читал никях, а они там сами разберутся. О Господи, меня поразило спокойствие и терпение этого муллы, который ничего не возразил и просто прочел никях! Но с другой стороны, ведь явно, что люди пришли просто узаконить зина (сожительство). Аиша.
Конечно, имам может отказаться проводить никях, если имеются соответствующие причины, например те, что упомянуты вами.
Когда лучше проводить бракосочетание (никях)?
В году нет такого времени суток, дня или месяца, когда было бы запрещено проводить бракосочетание. Никях является одним из очень ответственных и похвальных мероприятий пред Всевышним, которое не ограничено временными рамками. Если вы всерьез решили стать мужем и женой, если есть родительское благословение и другие необходимые условия для заключения брака, то не откладывайте это дело в долгий ящик.
В Рамадан я собираюсь зарегистрировать свои отношения с человеком в загсе и сочетаться мусульманским браком. Разрешено ли это делать в месяц Рамадан?
В Рамадан сочетаться браком можно.
Я не так давно приняла Ислам и меня интересует: есть ли запрет или нежелательность совершения никяха в священные месяцы?
«Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных] . [Господь заложил во всем этом благо.]» (). Всевышний заложил в священные месяцы именно благо, а не запрет или нежелательность. Поэтому проблем с бракосочетанием в это время нет.
Четыре года назад я вышла замуж. Мой супруг женился на мне по-мусульмански: зарезали барана, было около сто пятидесяти человек гостей, мулла. У нас это называется хатми-куръон. Объявили, что это свадьба. Он подарил мне много золотых украшений, все как положено. Сейчас у нас в семье полное взаимопонимание, мы любим друг друга, недавно родилась дочь. Но у нас не было никяха. Муж считает, что это необязательно и что никях нужен, чтобы просто были свидетели, а у нас их было целых сто пятьдесят человек. Я никак не могу его переубедить и сделать никях. Как мне быть? Айшат, 32 года.
Ваш муж прав. Описанное вами событие, с присутствием муллы, гостей-свидетелей и вашим согласием на брак, и было никяхом. Вы таким образом соединили никях и свадьбу, устроив грандиозное мероприятие.
Имеет ли невеста право присутствовать на церемонии бракосочетания?
Она не просто имеет такое право, она должна там быть и публично озвучить свое согласие на замужество.
Отмечу, что у некоторых народов есть традиция ограничивать присутствие невесты на самой церемонии бракосочетания, вместо нее присутствует доверенное лицо. Это не относится к канонам Ислама.
Нет, не получится. Не игнорируйте мать, тем более в столь важных вопросах.
Решили провести никях, но, к сожалению, не знаем как. Будущий муж у меня русский. Он твердо решил стать мусульманином. Мы очень хотим провести мусульманский обряд бракосочетания, но жених по-татарски не понимает. Родители его христиане, и тоже хотят присутствовать. Меня воспитала мама. Отца, который выдавал бы меня замуж, нет. Кто должен присутствовать на никяхе? Что делать? Как нам быть? Муслима.
1. Нет никакой необходимости проводить никях именно на татарском языке. Пусть его проводят на том, который всем понятен.
2. Со становлением вашего жениха мусульманином нет никаких проблем.
3. Что касается опекуна, который выдавал бы замуж, то в этой роли может выступить один из следующих родственников: отец, дедушка, родные братья, племянники, дяди по отцу, двоюродные братья по отцовской линии . В крайнем случае в роли опекуна может выступить местный государственный или религиозный деятель (об этом упомянуто в хадисе).
4. Затем зарегистрируйте брак в государственных органах - загсе.
У меня есть девушка, я не хочу грешить. Потому спрашиваю вас: можно ли ограничиться бракосочетанием в мечети, а праздновать потом? Ислам.
Да, конечно, но только с присутствием ваших родителей и свидетелей. Параллельно с этим процессом (никяхом) запишитесь в загс для официальной регистрации вашего брака. А что касается многочисленных гостей и вкусных угощений, то это уже когда пожелаете.
Мой вопрос касается исламского бракосочетания. В данном случае бракосочетания с христианкой. Какие условия нужно соблюсти и как будет происходить обряд в таком случае? Иразхан.
Никаких специальных условий нет. Желательно, чтобы брачная проповедь была не столько продолжительной, сколько понятной и полезной для невесты.
Возможно ли присутствие родственников-христиан на никяхе?
Да, конечно.
Я слышала, что необходимо перечитывать никях (повторять процедуру бракосочетания) чуть ли не после каждой длительной разлуки мужа и жены.
Когда меня сочетали браком, мулла перепутал имя моего отца. Действительно ли мое замужество? Нужно ли вновь перечитывать никях?
1. Такая традиция кое-где встречается. Канонического обоснования в Исламе она не имеет.
2. Если он обращался именно к вам, а вы самостоятельно проговаривали свое согласие на брак, то не надо ничего перечитывать.
Две недели назад у меня был никях. Мы с женихом нашли муллу с улицы. На никяхе присутствовали я, мой жених, моя сестра, мулла и два свидетеля-мужчины, все мусульмане. Опекуна у меня не было, так как мой отец умер, а брату только 7 лет.
Мулла не поинтересовался даже, есть ли у меня опекун. И во время церемонии не спросил ни моего имени, ни согласия. То же касательно и жениха. Читал на таджикском языке, который я и моя сестра не понимаем. Если мулла взял на себя ответственность опекуна и не сообщил об этом ни мне, ни жениху, считается ли действительным такой никях? Женаты ли мы?
Не знаю. Как-то все очень не серьезно, по-детски. Бракосочетание - это не игра в песочнице, а важное мероприятие, проводимое один раз в жизни и на всю жизнь. Разве можно так легкомысленно к нему относиться?!
1. Можно ли заключить никях вдали от дома и без свидетелей? В данный момент мы находимся вдали от дома, то есть нет возможности пригласить друзей или родственников.
2. Также мне сказали, что после никяха нужно сразу же иметь интимные отношения с женой, а то никях аннулируется. Так ли это? Данис, 23 года.
1. Без свидетелей ваш никях будет недействительным. К тому же необходимо присутствие опекуна со стороны невесты, а лучше - и ваших, и ее родителей, и матери, и отца!
2. Вас неправильно проинформировали. Никях в таком случае не аннулируется, даже если интимных отношений не будет на протяжении месяца или двух. Аннулировать никях может только полноценный развод.
1. Нам с мужем прочитали никях, ни его родители, ни мои не знали об этом. Но позже я рассказала своей маме, и она ничего против нашего брака не имеет. Считается ли наш никях действительным?
2. Мои родители вообще не делали никяха, считаются ли они мужем и женой перед Аллахом? Амина, 18 лет.
1. Ваш никях (бракосочетание) действителен, если были выполнены все его условия, но как-то странно, что в свои 18 лет вы заблаговременно не оповестили родителей о столь важном мероприятии, не посоветовались с ними и не пригласили их на бракосочетание. Очень странно.
2. Если их отношения зарегистрированы в загсе и изначально присутствовали все условия брака, то они считаются мужем и женой пред Богом.
Мы с мужем поженились через загс, а через полгода приняли Ислам. Надо ли нам читать никях?
Каноническая необходимость, обязательность этого в вашем случае отсутствует. А в остальном - на ваше усмотрение.
Мой знакомый не так давно начал совершать намаз. Он женат. Насколько я знаю, брак официально зарегистрирован в загсе. Жена - немусульманка. Обязательно ли им прочитать никях сейчас?
Необязательно, достаточно того, что брак зарегистрирован в загсе.
Я и мой будущий муж - мусульмане. Я уже была замужем, овдовела. Отец погиб и родственников-мужчин у меня нет, за исключением пятилетнего сына. Могу ли я взять поручителем родного брата моего будущего мужа? И как в арабской мечети проходит обряд никяха? Альфия.
Являясь вдовою, вы можете сами решать, за кого вам выйти замуж, наличие опекуна в вашем случае - необязательное условие.
Традиции могут быть разными, но основные положения ранее были изложены.
На свадьбу мы с женой поехали к духовному деятелю небольшой мечети, однако в силу молодости мы не обратили внимания, был ли полноценен обряд никяха или нет. Я консультировался после, и мне сказали, что одним из условий принятия никяха является питье воды, а мы воду не пили. Можем ли мы пойти в Центральную мечеть и пройти никях снова для уверенности? Эльвир.
Питье воды условием никяха не является. Главное - вы намеревались стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь, имели двух свидетелей, согласие опекуна невесты и озвучили свое согласие на брак.
Уважаемый Шамиль, подскажите, пожалуйста, правильно ли был зарегистрирован брак. И для девушки, и для молодого человека этот брак был первым. Брак регистрировал дома мулла. Мулла с выкупом (денежным) приехал домой к родителям девушки вместе с несколькими мужчинами и женщинами, родственниками жениха. Он зашел в комнату к невесте (с ней была взрослая женщина), прочитал «аль-Фатиху», попросил невесту повторить за ним несколько аятов из Корана и ду‘а. Спросил, дает ли она разрешение своему отцу действовать от ее имени. Девушка дала согласие. Затем мулла прошел в другую комнату к отцу девушки, попросил его повторить за ним несколько аятов и спросил разрешения на брак дочери с таким-то. Девушку забрали из дома родителей. По приезду в ресторан, где проходила свадьба, мулла пересел в машину к жениху, прочитал ему короткую проповедь и спросил его, хочет ли он жениться на такой-то, дочери такого-то. Жених дал согласие.
Описание никяха, приведенное вами, отличается от описанного мною. Поясните, пожалуйста. Может, никях надо повторить?! Амина.
Никях повторять не надо. Единственное - лучше зарегистрировать брак и в загсе.
Если было обоюдное (жениха и невесты) согласие на брак, тогда в вашем случае все в порядке. Основные условия мусульманского бракосочетания соблюдены, судя по описанному вами, просто местами они обличены в национальные обряды, что никак не нарушает действительность брака.
Еще замечу, что такого понятия, как «выкуп невесты» в Исламе нет. Дарение подарков ее родителям - традиция, а вот дарение ценного подарка непосредственно невесте - важное условие, о чем сказано в Коране:
«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара» (см. ).
Я сейчас нахожусь вдали от дома и от родителей. Я нашел для себя девушку-мусульманку и хочу взять ее в жены. Можно ли провести обряд никяха с одной и той же девушкой два раза: один раз - здесь, а второй - у себя на родине. Бек.
Три месяца назад я познакомилась с мужчиной, который сразу же предложил мне прочитать никях. Через неделю мы прочитали никях у него дома, пригласив человека, который мог его прочесть. Считается ли все это действительным, так как через какое-то время он мне сказал, что бросает меня.
Он человек взрослый, ему 44 года. Я всегда считала, что взрослые мужчины не причинят боль женщине. Сейчас я в смятении, все родственники знают, что я вышла за него замуж, а тут такой резкий поворот событий. Являюсь ли я по шариату его женой? И накажет ли его Всевышний за это? Садия, 37 лет.
Советую вам припомнить, как все происходило.
1. Надеюсь, он передал вам ценный свадебный подарок (махр).
«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара!» (см. ).
В Исламе есть понятие махр - свадебный подарок, передаваемый невесте во время бракосочетания или после. Он должен быть ценным, дорогостоящим. Важно отметить, что во время заключения брака наименование подарка и его стоимость должны быть оговорены при свидетелях. Этот подарок не символизирует «приобретение жены», это - лишь безвозмездный дар жениха невесте. Размер махра может достигать и одного кантара (примерно 44,928 кг) золотом , о чем упомянуто в Священном Коране .
2. Бракосочетание (никях) лучше проводить в присутствии большого числа родственников со стороны невесты и жениха. Минимум в вопросе свидетельствования - двое мужчин либо мужчина и две женщины.
3. Важно присутствие опекуна невесты (например, отца или брата).
4. Для действительности брака с точки зрения мусульманских канонов брачующиеся должны иметь намерение стать мужем и женою на всю оставшуюся жизнь. Преднамеренная временность нарушает его действительность .
Упомянутые канонические требования, а также отдельные народные традиции способствуют в том числе и пробуждению в брачующихся глубокого чувства ответственности. А игнорирование канонических требований и определенных традиций больше похоже на заключение временного союза с целью животного удовлетворения плоти без каких-либо обязательств.
Что касается «он взрослый, ему 44 года », то напомню вам, что, сколько бы ни было человеку лет, он остается человеком, а в Коране сказано:
«Человек [ведь] сотворен слабым. [Ему трудно бывает противостоять сатанинским призывам к греху, устоять перед соблазнами и страстями своей души, но на то и существуют многие другие человеческие качества, способствующие росту личности и самосовершенствованию. Чтобы реанимировать их, пробудить и оживить, от человека требуются целенаправленные постоянные усилия и строгая самодисциплина.]» (см. ).
Порой грех не кажется таким уж грехом, он оправдываем и индивидуально интерпретируем. Например, один американский серийный убийца, когда его поймали после долгих лет поисков, искренне утверждал, что у него «очень доброе сердце». Хотя для лишения человека жизни ему достаточно было встретить не очень приветливый взгляд или услышать в свой адрес непонравившуюся ему реплику. Не стоит удивляться чьей-то подлости, но следует принять во внимание, зарубить себе на носу, что религиозные каноны (при верной объективной и грамотной их трактовке) и отдельные традиции помогают нам жить, если мы стараемся понять их суть и применить на практике.
А вот относительно «накажет ли » в Коране четко сказано:
«[Хотите вы того или нет] но кто совершает зло, тому непременно воздастся за это [соответствующим наказанием, которое может принять разные формы: болезнь, финансовые потери, сложности, затруднения, печаль и т. п., - причем в любое время и в любом месте]. И он не найдет для себя покровителя и помощника помимо Аллаха (Бога, Господа)» ().
Желают того люди или нет, но это закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвратится, если не в этой жизни, так в Судный День, в вечности.
Мы с будущим мужем запланировали никях на середину августа. Проблема в том, что у меня регулы приходятся как раз на середину месяца. Я, конечно, знаю способ передвинуть срок регул (с помощью оральных контрацептивов), хотя ни разу еще не пробовала. Допустимо ли это? Или я должна поставить в известность будущего мужа о том, что в брачную ночь интимных отношений не будет? Я знаю, что никях мы можем провести несмотря на это, но хотелось бы стать полноценной женой. Олеся, 28 лет.
Искуственно передвигать срок регул не советую. Если совпадет, подождете.
См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6616–6618.
Безусловно, наличие религиозности и набожности у каждого из супругов не исключает возможности возникновения недопонимания и раздоров. А порой, к огромному сожалению, и разводов.
Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 527, хадис №8704, «сахих».
С началом периода полового созревания человек становится ответственным пред Богом за свои слова и поступки - в Судный День ему держать ответ за них.
Здесь подразумевается в том числе руководитель любого ранга - качество и эффективность его деятельности, организация работы коллектива и отношения с подчиненными.
Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5188; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих».
См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 242, хадис № 2130, «сахих».
Хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Хафса. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6618.
В зависимости от обстоятельств никях можно провести и в любой другой день. Жестких канонических рамок и категорических требований на этот счет нет.
Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1659, хадис № 5153.
См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6619.
Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1664, хадис № 5173; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 96–(1429).
Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1665, хадис № 5179; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 97–(1429).
Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 567, хадис № 105–(1430); аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 188, хадисы № 2741.
См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 416, хадис № 3774, «сахих»; ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 558, хадис № 9343, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6621.
См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 245, хадис № 2160, «хасан».
За несколько лет в главной мечети Татарстана никах прочитали сотням пар. Конечно, желающих много, поэтому бракосочетание проводят по предварительной записи.
ТАЙНА ПЕРВАЯ. Наша дата попала на месяц поста. Оказалось, что мусульманское бракосочетание можно проводить и в Рамазан. Единственное но - в этом случае попить чай в мечети до захода солнца не удастся.
ТАЙНА ВТОРАЯ. В любой мечети никах читают бесплатно. Это правило действует и в Кул Шариф. Здесь браком могут сочетаться и ВИП-персоны (их в мечети было немало), и простые жители Казани и других городов. Перед Всевышним все равны. По желанию после церемонии хазрату или мечети брачующиеся могут преподнести денежное пожертвование. Его размер определяют сами молодые или их родители, а не мечеть.
После того как время было выбрано, нам дали листок, где перечислено все, что нам необходимо к самой церемонии. Правила, выданные в Кул Шариф, гласили: для вступления в брак нужны свидетели. Вопреки распространенному мнению совершить обряд вдали от посторонних глаз наедине со священнослужителем не удастся.
ТАЙНА ТРЕТЬЯ. Мусульманское бракосочетание требует наличия двух свидетелей-мужчин либо одного мужчины и двух женщин. Свидетели должны понимать, что говорит хазрат. На эту роль мы выбрали друзей, знающих татарский - никах решили провести на родном языке.
ТАЙНА ЧЕТВЕРТАЯ. Еще одно правило - у будущей жены должен присутствовать опекун. Им может быть отец, брат, дядя, дед или другой близкий родственник. Это символично - по сути, на церемонии он передаст ответственность за девушку мужу.
ТАЙНА ПЯТАЯ. Будущий супруг к никаху должен подготовить махр - подарок, который останется у женщины даже в случае развода. Обычно махром становятся ювелирные украшения. Жених не должен скупиться, выбирая подарок. Подготовка была недолгой - будущий супруг искал махр, а я - свадебный наряд. Еще 5 лет назад в столице Татарстана мусульманских магазинов одежды не было. Сегодня выбор женской одежды пусть невелик, но есть, свои услуги предлагают и мусульманские ателье.
ТАЙНА ШЕСТАЯ. К никаху стоит предусмотреть платки и шарфы - часто случается, что гости забывают одеться к церемонии надлежащим образом. А чтобы красиво завязать платок, нужны булавки, не забудьте. Если у вас запланировано чаепитие, то на столе должны быть халяльные продукты. Традиционные татарские блюда, подаваемые на никах, - гусь и выпечка: чак-чак, беляши. И еще одна приятная деталь: на никах в последние годы начали дарить цветы. Они добавляют церемонии торжественности.
ТАЙНА СЕДЬМАЯ. У никаха есть несколько ограничений, поэтому на всякий случай скажем и о них. Во-первых, это прямое родство будущих супругов. Кроме того, если женщина была замужем, она должна быть разведена. Еще одно важное правило: девушка не может выйти замуж за представителя другой веры, зато мужчинам такое право предоставляется. Честно говоря, стоя у дверей загса спустя несколько месяцев, я не испытывала такого волнения, как в этот день в мечети. Во Дворце бракосочетания зарегистрировали мой статус, в Кул Шариф дали ценные советы семейного счастья.
В соборной мечети происходило, без преувеличения, главное событие в моей жизни. Сначала у меня и будущего супруга спросили о принадлежности к мусульманской вере.
ТАЙНА ВОСЬМАЯ. Заучите формулу - шахаду - на арабском языке заранее, чтобы не пришлось вспоминать ее прямо на церемонии или повторять за хазратом. Родителям, бабушкам и дедушкам будет приятно услышать ее из ваших уст!
После того как мы произнесли шахаду, у меня и будущего супруга спросили согласие на вступление в брак. Жених вручил махр - золотое колечко с драгоценным камнем. Хазрат прочитал никах - специальную брачную формулу. Мы стали мужем и женой, о чем гласило и свидетельство, которое нам вручил имам. В нем значились наши имена и имена наших свидетелей.
На этом церемония не завершилась - имам рассказал нам о правах мужчины и женщины в браке. Оказалось, не только молодым, но и прожившим в браке немало лет есть что спросить у хазрата - родственники и друзья задали ему не один вопрос. Так торжественная церемония никаха плавно перетекла в содержательную беседу. Оказалось, на никахе можно договориться даже о том, что муж не возьмет себе вторую жену. Если читатель «КВ» улыбается, пробегая эти строки, и вспоминает известную песню из «Кавказской пленницы», то придется его немного огорчить: в Татарстане не один десяток мужчин имеют сразу нескольких жен… Так вот, девушки, запоминайте хитрость.
ТАЙНА ДЕВЯТАЯ. На никахе вы можете составить документ, в котором будет написано, что ваш благоверный вторую жену не возьмет. Он этот документ должен подписать. И если вдруг с возрастом ваша вполне светская жизнь перетечет в религиозное русло, по поводу второй жены вы можете больше не волноваться.
Вообще, если отойти от праздничной части мусульманского бракосочетания к правовой, можно узнать много нового. Представления о бесправном положении женщины неверны: и у нас прав достаточно. Во-первых, муж должен обеспечивать меня материально. Это правило работает, даже если я намного состоятельнее своего мужа. Во-вторых, собственные доходы я вправе тратить только на себя. В-третьих, муж обязан защищать честь и достоинство своей супруги. Самое главное - я имею право на доброе отношение к себе…
Конечно, после никаха мы, молодые, об этих правах и обязанностях немного подзабыли. Но если помнить их все и следовать религиозным предписаниям - поверьте, никакие брачные договоры не были бы нужны!
Нужно ли религиозное бракосочетание - каждая пара решает сама. Что греха таить, сегодня вступающие в брак относятся к этой процедуре не так серьезно, как наши бабушки и дедушки. Мы тоже создали вполне светскую пару. Религиозных правил придерживаемся лишь по праздникам… Но в глубине души и я, и мой супруг знаем и помним, что пообещали друг другу в тот солнечный день в соборной мечети Кул Шариф.
ТАЙНА ДЕСЯТАЯ, ГЛАВНАЯ. Поэтому семья стала ценностью, которую мы бережем изо дня в день, ответственность за ее сохранность чувствует каждый из нас. И это главное.
Вопрос: Ассаламу алейкум. Помогите мне разобраться. Я встречаюсь с молодым человеком два года. Мы хотели бы сделать никах. Но у нас возник спор. Для моего парня это серьезный поступок, как и для меня. Он хочет жить, соблюдая все правила никаха . Но в Коране написано, что жена должна быть обязательно в парандже, и не может многого позволить. Но я учусь, я хочу работать и не хочу отказываться от этого, хотя это не разрешено. Я понимаю, что грех встречаться без брака, и этот грех накладывается на наших родителей. Но, не соблюдая все правила жизни в браке, мы тоже грешим. Так стоит ли сделать никах, если при этом не получается соблюдать все? У нас встал вопрос: а стоит ли делать никах, если он мало что изменит? Подскажите, что делать? (Россия, Башкортостан)
Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Никах – это действительно то, к чему нужно относиться серьезным образом. Это большое большое богослужение, великая сунна пророка ﷺ, который говорил:
من تزوج فقد استكمل نصف الإيمان، فليتق الله في النصف الباقي
Кто вступит в брак, тот оформит половину веры, и ему останется лишь бояться Аллаха в другой половине. (Табарани. Муджам аусат. – Хадис 7647, передал Анас ибн Малик)
Эти слова означают, что посредством вступления в брак у человека появляется супруга (супруг), которая халяль (дозволена) для него, и ему становится легче удерживаться от грехов. Кроме того, теперь у него есть супруга (супруг), поддерживающая его в совершении добра, и ему становится легче практиковать ислам.
Это одна из самых больших выгод от никаха, и Вам нужно постараться заключить никах как можно быстрее. Мысли, которые Вам приходят в голову (о том, что никах – очень серьезный вопрос и что в никахе Вам нельзя делать ничего плохого, и что лучше остаться незамужней, пока не завершите свои дела, а уже потом выйти замуж и жить как истинная мусульманка), – это наущения от шайтана. Это его способ поймать Вас и держать в хараме (запретном).
То, что Вы не замужем, не означает, что Вы не должны одевать хиджаб или что Вы не обязаны следовать нормам ислама. Замужем Вы или не замужем, в любом случае Вы – мусульманка, и Вам нужно помнить об Аллахе и следовать законам ислама.
Проанализируйте сложившуюся ситуацию с точки зрения логики. Сейчас Вы не замужем. Вы встречаетесь с парнем и проводите время вместе с ним. Это разновидность блуда, и Вы тем самым совершаете харам. Если Вы выйдете замуж, отношения станут халяль (дозволенными). Почему же Вы выбираете оставаться в хараме, когда у Вас есть возможность жить халяльным и чистым образом?
Не следует бояться заключения никаха. Он не означает, что после брака на Вас будут возложены более строгие нормы хиджаба, чем до него. Нормы хиджаба уже действуют, независимо от того, замужем Вы или нет. Поэтому следует совершить никах как можно быстрее с согласия Ваших родителей.
Даже если Вы не сможете соблюдать все правила хиджаба после никаха, совершение никаха все равно лучший и даже необходимый вариант. Грех будет значительно меньше, чем в случае с наличием незаконных отношений с человеком, с кем Вы в браке не состоите. Вы по-прежнему можете учиться и работать после брака, но делать это следует в рамках шариата. Например, Вы можете учиться заочно, и Вы можете работать из дома, или можете работать там, где присутствуют только женщины или маленькие дети. Конечно, если Ваш муж запрещает Вам работать, то Вы должны послушаться его. Но если он это разрешает, то это дозволяется, если совершается в рамках шариата.
Женский хиджаб разъяснен в фетве «Как одеваться женщине» . Если Вам представляется трудным покрывать лицо, то Вы не обязаны это делать сразу же после свадьбы. Однако следует хотя бы одевать платок, покрывать волосы и одеваться скромным образом. Впоследствии, когда у Вас будет больше смелости и данная идея будет Вам по нутру, Вы можете покрыть лицо.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Семейные отношения согласно шариату – это на сегодняшний день очень эффективный институт демонстрации предпочтительности исламского образа жизни. Закон Всевышнего Аллаха, как это известно, придаёт браку огромное значение. При соответствующих намерениях супружеские отношения являются поклонением Всевышнему. Будут ли они таковыми, если началом этих отношений явится тайный никах?
Аллах говорит в Коране (смысл): «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (Сура «Римляне», аят 21). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «… и даже ваша близость с женой – это садака (милостыня)!» Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит свою страсть, он получит награду?!» Он ответил: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто сделает это запретным образом? Точно так же, если он сделает это дозволенным образом, ему достанется награда!» (Муслим).
Мусульманин и мусульманка, вступая в брак, знают, что соблюдение обязанностей и соответствующее отношение к супругу является частью модели их поведения, образа жизни, частью религии, за исполнение которой они получают награду у Аллаха. Поэтому мы можем наблюдать, как обычная исламская молодёжь, вступающая в брак без пышных торжеств и церемоний, не имея большого достатка, создаёт крепкие и дружные семьи, в то время как роскошные свадьбы многих молодожёнов, кортежи которых становятся причиной больших пробок на дорогах, не заканчиваются ничем, кроме скорого развода и неприятного процесса возвращения дорогих подарков.
Конечно, различного рода семейных проблем хватает и у исламской молодёжи. Во многом это связано с тем, что в ислам, как образ жизни, сегодня входит огромное количество людей, зачастую неспособных немедленно расстаться с понятиями, с которыми они жили всю жизнь. Или, проще говоря, это во многом связано с отсутствием общей исламской культуры.
К сожалению, сегодня и среди мусульман нередко можно увидеть довольно несерьёзное отношение к браку. Зачастую молодой человек хочет получить все прелести семейной жизни, сложив с себя обязательную при этом ответственность. Шариат во многих случаях в принципе допускает отказ от своих прав, однако люди должны чётко отдавать себе отчёт в том, на что они идут, и думать не только о формальной правовой оценке тех или иных действий, но и о том, что за ними может последовать.
Одной из проблем мусульман в окружающем нас обществе, касающихся семейных отношений, является тайный никах (скрытый брак). В большинстве случаев тайную женитьбу оправдывают сложной ситуацией, тогда как на самом деле проблема лишь в несерьёзном подходе мужчины.
Положение тайного брака в шариате
Под тайным браком понимаются разные явления, которые имеют разные шариатские оценки. Обязательным условием действительности брака является участие опекуна невесты, который выдаёт её замуж, и наличие двух свидетелей. Таким образом, «брак», скрытый от всех (то есть брак без опекуна и свидетелей), является обычным прелюбодеянием. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никаха (брака), кроме как при опекуне» (Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджа). Также передаётся, что он сказал: «Нет никаха, кроме как при опекуне и двух справедливых свидетелях, а если он был заключён без этого, то он является недействительным» (Ибн Хиббан). Также упоминание обязательности присутствия свидетелей передаётся от сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Вопрос же стоит относительно брака, в котором соблюдены упомянутые обязательные условия, однако он не предан огласке.
Относительно действительности такого брака у учёных есть разногласия. Маликиты и некоторые ханбалиты считают обнародование обязательным условием брака. Большинство же учёных считают действительным брак, в котором были соблюдены условия, связанные с опекуном и свидетелями, даже если он не был обнародован.
Реальность
Действительно, иногда могут возникать ситуации, в которых огласка брака может принести вред семье. Однако если мужчина вообще не собирается оглашать брак, противится заведению детей (на что не имеет права без согласия жены) и не соблюдает свои обязанности по отношению к жене, это должно наводить на определённые мысли.
Ситуация усложняется, когда посредством скрытого брака мужчина берёт вторую жену. Сегодня эта сунна для многих, к сожалению, стала лишь модой, за которой они забывают об ответственности.
Если раньше институт многожёнства в окружающем обществе был не так сильно распространён, по причине чего супруги опасались общественного порицания, то сегодня эта проблема потихоньку сходит на нет. Когда одного из обладающих шариатскими знаниями человека в Дагестане спросили о том, кто берёт вторую жену, скрывая свой брак от родителей и общества по причине страха перед их порицанием, он ответил, что такому человеку не стоит пока жениться второй раз. Ведь если мужчина не готов вынести порицание законного и даже желательного с точки зрения шариата поступка, то нет никаких гарантий, что он готов полноценным образом поддерживать новые семейные отношения. За подобными браками, как правило, следуют …
…неприятные последствия:
1. В первую очередь тайный никах противоречит Сунне. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оглашайте брак» (Ахмад, Ибн Хиббан).
2. Возможные сплетни и задевание чести женщины, к которой приходит посторонний ей, на взгляд соседей и общества, мужчина.
3. Проблемы с заведением детей, что является одной из главных целей брака.
4. Возможность попрания прав детей и жены, как установление родства, получение наследства (в случае смерти) и т. п.
5. По одному из мнений учёных, такой брак вообще не считается действительным.
Поэтому каждой мусульманке, которой предлагают тайный никах, следует серьёзно подумать, перед тем как ответить на это предложение. И если жених изначально говорит, что вообще не собирается оглашать брак и тем более не собирается заводить детей, то на это не следует соглашаться. Поскольку в таком случае есть опасения, что жить такой брак будет недолго.
Пусть Всевышний Аллах увеличит знания, понимание и ответственность мусульман. Амин.