Адаптация в садике ребенок плачет. Что делать родителям, для быстрой адаптации ребенка в детском саду, если малышь плачет в садике и по дороге в детский сад? Что делать, если в садике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Что делать, если ребёнок плачет по утрам, приходя в детский сад.
Утренние истерики в детском саду, к сожалению, обычное явление во многих дошкольных учреждениях, при этом плакать при расставании с мамой могут не только новички, недавно начавшие посещать садик, но и детки «со стажем».
Почему ребенок закатывает истерики?
Самая основная и распространенная причина - это нежелание расставаться с мамой . Ведь при этом малыш чувствует себя одиноким и ему кажется, что он лишается чувства безопасности и защищенности. Ребенок дома и в саду - это совершенно разные вещи. Дома - все привычно и предсказуемо, его никто не обидит, можно заняться своим любимым делом, а еще лучше - ходить за мамой хвостиком, проводить все время с ней. в садике же - жесткий режим, необходимость подчиняться правилам, учиться взаимодействию с ребятами, находить приемлемые для остальных варианты игр, уступать, делиться игрушками. Согласитесь, даже для общительного ребенка жизнь в садике может требовать напряжения.
Если ребенок ходит в сад с большими перерывами (недельку ходит, затем болеет месяц), то адаптационный период растягивается довольно значительно . По статистике, он идет максимум год при условии регулярного посещения садика. Поэтому такому часто болеющему малышу каждый раз приходится привыкать к расставанию с мамой как будто в первые дни.
Другой причиной, почему ребенок плачет при расставании (особенно, когда стаж посещений садика уже больше года) - это установившийся ритуал прощания с мамой, который включает элементы истерики . В этом случае «поплакать» для малыша - это необходимое условие, чтобы получить дополнительную порцию внимания от мамы и, может быть, от воспитательницы - как правило, такая истерика проходит быстро после ухода мамы.
Если в течение дня ваш ребенок чувствует себя в саду хорошо, а дома с удовольствием рассказывает о садике - отнеситесь к таким истерикам, как к особой форме ритуалов . В этом случае могу посоветовать вам постараться изменить его.
1. Придумайте новый ритуал прощания . Например, вы договоритесь с ребенком заранее: «Чтобы ты не плакал, тебе поможет волшебная витаминка!» Ребенок заинтригован. А вы объясняете: «Как только мы придем с тобой в садик и переоденемся, я дам тебе волшебную витаминку, обниму тебя, поцелую на прощание и ты положишь ее в ротик и пойдешь в группу. Договорились?» В качестве витаминки можно дать какой-нибудь красивый и вкусный (но небольшой) леденец. который ребенок еще не пробовал, можно дать одну аскорбиновую дольку (продается в аптеке), содержащую витамин «С» или что-то другое на ваш выбор и вашу фантазию. Увлеченный тем, что у него вкуснятина во рту, он переключится на новый способ расставания с вами. Важно! Эту вкуснятину нельзя давать в другие дни вне садика, только утром при расставании с вами в саду. Иначе эффект ожидания и предвкушения пропадет и не получится никакой приятной для малыша ассоциации, связанной с приходом в группу и прощанием с мамой.
2. Договоритесь с воспитательницей, что она будет брать вашего ребенка за ручку и отводить в группу. Многие детки в этом случае охотно идут с ней и не плачут во время прощания с мамой. Даже машут ручкой: «Иди, мама, на работу!» Попробуйте.
3. Берите с собой любимую игрушку ребенка, когда идете в садик . Многие воспитатели разрешают деткам их приносить из дому. Эту игрушку можно таскать утром и забирать вечером. Можно придумать даже игру - будто ребенок в роли мамы или папы сам отводит игрушку в садик. Другой вариант - оставлять игрушку в шкафчике или на постельке ребенка в саду вечером, чтобы утром у малыша был стимул пойти поскорее туда и радостно встретить свою игрушку.
4. Если ребенок закатывает истерику с вами, попробуйте попросить папу или бабушку отводить его в садик . Обычно с иными близкими истерики возникают редко.
5. Если истерика началась, не теряйте спокойствия и терпения . Ваше состояние передается ребенку. Ведите себя с ним уверенно и ровно, обязательно заверяйте, что вы придете, как только он погуляет, поест, поспит и поиграет немного. И во время расставания прощайтесь, не исчезайте внезапно , чтобы он не боялся, что как только отвернется и все… мамы нет.
6. Забирая его из садика, будьте веселы и жизнерадостны, даже если день у вас выдался не ахти. Хорошо будет, если вы погуляете немного , дадите ему размяться, а не будете спешить домой. Естественно, вечерние дела нужно правильно распланировать.
7. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка отрицательные суждения в адрес воспитателей, нянечек, да и самого садика . Любые настораживающие вас моменты обязательно выясняйте в беседе с воспитателями, наблюдайте за поведением своего ребенка, его словами в процессе игры. Ведь играя, дети вслух могут вербализировать все, что происходит в садике, в котором они находятся большую часть времени.
Воспитатель может поиграть с ребёнком в игру:
Цель . Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой).
Ход игры . Предлагая вниманию детей игрушки, рассказать детям примерно такую историю: « В детский сад Машу приводила мама. Когда мама уходила, Маша иногда плакала.
Однажды к плачущей Маше подошёл Зайка – Длинное Ушко.
Ты любишь свою маму? – спросил Зайка.
Люблю.
А почему плачешь?
Не хочу, чтобы мама уходила.
Плохо! Очень плохо! – сказал Зайка.
Что плохо? Почему плохо? – удивилась Маша и перестала плакать.
Ты плачешь, мама огорчается. Она думает, что ты плачешь целый день. Мама нервничает, не может хорошо работать, всё о тебе думает. У неё начинает болеть голова, поднимается температура. И мама тоже начинает плакать.
Ой, - испугалась Маша. – Что же делать?
Завтра, прощаясь с мамой, скажи ей: «До свидания, мамочка. Я не буду плакать».
Появляется Медвежонок. Он плачет: « Э-э-э ». Дети спрашивают: « Что случилось? Почему ты плачешь? »
« Мама ушла на работу, - говорит Медвежонок. – Она не может остаться со мной. Мама лечит заболевших медвежат. Её ждут на работе.»
Дети, как умеют, объясняют Медвежонку, что нельзя плакать и огорчать маму. Учат его прощаться с мамой.
Далее дети помогают Зайке – Длинное Ушко «воспитывать» лисёнка, котёнка и тигрёнка, рассказывают о том, как прощаются утром с мамами дети, которые ещё недавно горько-горько плакали, боялись, что мамы забудут их забрать из детского сада. Теперь они не плачут, а при расставании говорят: « До свидания, мамочка. Мне некогда плакать. Меня ждут друзья и игрушки».
Дети, как могут, повторяют фразы. Некоторые малыши иногда называют имена своих друзей, любимые игрушки, хвалятся тем, что не плачут, расставаясь утром с близкими.
Среди молодых работающих родителей чрезвычайно распространена проблема, когда ребенок плачет в яслях и ни в какую не хочет туда идти. Ситуация усугубляется тем, что у мамы и папы часто нет выбора, и приходится все равно отводить малыша в группу. Как быть в таких ситуациях?
Каждое утро начинается с истерик, плача и криков. Малыш сопротивляется и ни в какую не хочет заходить в садик, раздеваться и доверять незнакомой тете-воспитательнице. Крики и вопли слышны даже на улице, но на работу идти надо все равно. И приходится вдыхать поглубже и уходить, несмотря на рев родной крохи.
Ситуация сложная для всех: с одной стороны, родители, которые переживают за свое чадо, не могут нормально работать и разрываются между необходимостью социально адаптировать ребенка и оградить его от нервных срывов. С другой - сам малыш, который испытывает колоссальный стресс, когда его отрывают от мамы и куда-то тянут, а с третьей - воспитательница, которой не всегда легко установить контакт с малышом, даже если она сама доброта и совершенство.
И все это понятно, но что делать родителям? Как бороться с проблемой?
Во-первых, если ребенок плачет в яслях, проанализируйте ситуацию. Выясните причину:
1. Некомфортная обстановка в группе (много или мало детей, холодно и т.п.).
2. Плохой воспитатель.
3. Особенности темперамента или характера малыша.
Если проблема кроется в первых двух пунктах - вам повезло: просто смените ясли или поменяйте воспитателя. С третьим пунктом все намного сложнее.
Психологи считают, что дети по-разному привыкают к новому в жизни, в зависимости от своей способности адаптироваться. Одни быстро привыкают и находят общий язык со сверстниками и взрослыми, другие проявляют агрессию или впадают в истерики, а третьи молча сидят в углу и дуются. При этом далеко не каждый ребенок способен полюбить садик в принципе: для некоторых он так и остается плохим детским воспоминанием.
Существует мягкая и жесткая методики приучения к яслям. Каждая имеет свои плюсы и минусы, и вы можете выбрать ту, которая будет комфортнее.
Когда ребенок плачет в яслях, лучше приучать его ходить в группу постепенно. Приходите сначала вдвоем, на полчаса-час, затем оставайтесь подольше, а потом можно оставлять его одного, руководствуясь этим же принципом.
Такой метод всегда предпочтительней, потому что ограждает от ненужного стресса, связанного с резким появлением в жизни малыша яселек. С другой стороны, он не всегда действует, некоторые дети продолжают плакать и упрямиться, несмотря ни на что.
Ребенок плачет в яслях. Жесткий метод
Его можно сравнить с закаливанием холодной водой: при первом погружении холодно и страшно, а потом становится тепло и весело. Однако его стоит применять в крайних случаях, когда понятно, что ребенок плачет в яслях не потому, что у него плохая воспитательница или недостаточно игрушек, а из-за того, что не в состоянии преодолеть страх или нежелание расстаться с матерью. Также этот метод нужно использовать, если у вас малыш-манипулятор, который привык добиваться желаемого с помощью слез.
Приведите малыша в ясли и оставьте сразу с воспитательницей, минуя период адаптации. Желательно на несколько часов. Не уговаривайте его и не прельщайте игрушками и друзьями, просто поставьте перед фактом. Отдавая, сообщайте ребенку, что уходите на работу, когда вернетесь, скажите, что любите его и верите в него. Не обманывайте малыша, пусть он знает, что остается в яслях надолго.
Такой способ - большая травма для ребенка и родителей, хотя он на 100% эффективен. Малыши, которые долго (больше часа) плачут, испытывают психологические проблемы в будущем, поэтому не забывайте радовать ребенка семейными играми, заботой и любовью. Показывайте, что не забыли о нем и не бросили.
Каким образом приучать малыша к яслям - это только ваш выбор. Поэтому относитесь к нему со всей ответственностью.
Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, со временем сталкиваются с его категорическим отказом посещать дошкольное учреждение. У кого-то это проявляется буквально после первого визита, кто-то начинает устраивать истерики по утрам, успешно отходив два-три месяца. Что же делать родителям, столкнувшимся с явным нежеланием любимого чада ходить в детский садик?
Причины, по которым ребенок не хочет ходить в детский сад
Если ребенок отказывается идти в садик, рекомендации психологов сводятся к обязательному выяснению причин, по которым малыш ведет себя подобным образом. Дети всегда ведут себя целесообразно, просто взрослые не могут понять, что они хотят сказать и чего добиться своими капризами. Взрослому кажется, что карапуз просто «чудит», однако к любому нехарактерному для крохи поступку следует отнестись со вниманием. И если он плачет и устраивает целые истерики, собираясь в садик, нужно выяснить каковы причины такого поведения.
Возможные причины, по которым ребенок не хочет посещать детский садик:
- резкая смена устоявшегося режима и ритма жизни. Дети отличаются консерватизмом и смена образа жизни, чужие люди, а также отсутствие мамы, которая ранее всегда была рядом, выбивают их из колеи. Если раньше малыш знал, какое событие последует дальше, то сейчас все по-другому. Нужно подчиняться новым, непонятным правилам, учиться поведению в коллективе, совместно играться игрушками и пр. Воспитатель воспринимается как чужой человек, к которому у малыша нет доверия. Шустрого, она одернет, спокойного или скромного по характеру постарается втянуть в активную игру. Как результат - оба останутся недовольны и утром выразят протест идти к этой тете снова;
- иная, отличная от домашней среда существования. Невкусная или непривычная еда, неудобная ложка, холодный горшок, тяжелое одеяло, шум в группе, множество детей, мультиков перед дневным сном - факторов способных вызвать неприятие садика масса. Адаптация к новым социальным условиям у детей протекает достаточно болезненно, нельзя слезы в детском саду списывать на капризы. Родители с помощью воспитателя должны выяснить, что именно вызывает у малыша дискомфорт и постараться максимально решить проблему;
- неприятие воспитателя. Если малышу в первый день не понравился воспитатель - это серьезная проблема. Активные, шумные дети часто имеют конфликт с воспитателем, поскольку удобнее приструнить шалуна, чем уделить ему достаточно внимания. К тому же в группе таких детей может быть сразу несколько, и их излишняя активность может привести к конфликту. У воспитателя просто не хватит времени разбираться в сути возникшего конфликта, проще поставить зачинщика в угол. Нередко воспитатели насильно закармливают детей с ложечки, мотивируя это тем, что голодный ребенок будет капризничать;
- не получается влиться в детский коллектив. Даже если с воспитателем установились доверительные отношения, и она малышу нравится, бывают ситуации, когда у ребенка не получается вписаться в коллектив и он предпочитает держаться особняком. Потребность общаться со сверстниками у каждого ребенка разная. Возможно, малыш просто устает от постоянно окружающих его детей. Но, если после полугода посещения садика, он по-прежнему не сблизился с товарищами в группе, предпочитая компании одиночество, это тревожный знак. Стоит проконсультироваться с психологом, возможно, у малыша есть психические отклонения.
Если родителям самостоятельно не удается разобраться в причинах отказа малыша ходить в детский садик, нужно обязательно посоветоваться со специалистом. В противном случае, ребенок, который по тем или иным причинам не убрал свой детский страх, вырастет неуверенным в себе человеком с кучей страхов и психологических зажимов. Тогда уже необходимо обращаться к специалисту, такому как психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.
Определить причину нежелания ходить в ясли родителям поможет конструктивный диалог с малышом. По дороге домой нужно расспрашивать, что больше всего понравилось сегодня, а что не понравилось. Дома в процессе игры в «детский сад» моделировать различные ситуации и внимательно наблюдать за реакцией крохи на одни или другие события. Это поможет выяснить, что вызывает негативное отношение к садику.
Как только родители начали водить кроху в ясли, они всячески должны помочь ему адаптироваться, чтобы период адаптации не затянулся. Дети по-разному реагируют к смене образа жизни, это напрямую зависит от характера и темперамента. Экстраверты привыкают к переменам, связанным с садиком, проще и быстрее, нежели интроверты, у которых адаптация может затянуться на полгода и более.
Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?
Польза сада неоспорима, ведь он является самой первой школой жизни и учит малыша как себя вести в социуме. Однако, что делать, если ребенок не хочет ходить в садик и постоянно там плачет? Психологи советуют попробовать сменить детское дошкольное учреждение. Иногда этого бывает достаточно. Желательно перед знакомством с новым садиком обратиться к психологу, который поработает с ребенком.
Если же и это не поможет, нужно искать возможности оставлять малыша дома под присмотром бабушек или нянь. Ведь живя в постоянном стрессе, кроха не сможет полноценно развиваться и усваивать информацию.
Зачем нам детский сад: 7 причин
Когда есть выбор, оставить ребенка с бабушками или отдать в сад, родители начинают задумываться, что будет лучше для малыша. С одной стороны, в саду дети больше болеют, подвергаются влиянию со стороны невоспитанных сверстников. С другой стороны, именно в саду ребенок учится правильно вести себя в социуме, потому сад детям все-таки нужен.
Семь причин посещать детское дошкольное учреждение:
- Социальная адаптация. Именно в саду малыш впервые сталкивается с социальными нормами поведения и учится себя правильно вести в социуме. Здесь у него больше чем дома возможностей наблюдать, анализировать и делать выводы.
- Всегда можно по поведению отличить ребенка, который до школы посещал сад. В саду дети приобретают нужные поведенческие навыки и в школе им проще влиться в коллектив.
- Приобретение знаний и опыта. Сидя дома у ребенка меньше способов получения информации, в саду же дети обмениваются знаниями, а также в процессе игры закрепляют полученную от воспитателя информацию.
- Развитие личностных качеств. Сидя дома малыш перенимает некоторые черты характера родителей и бабушек, а в общении со сверстниками у него четче проявляются индивидуальные черты характера.
- Самостоятельность. Детям, посещавшим дошкольное учреждение, легче пережить адаптационный период в школе.
- Приобретение иммунитета. Часто болевшие в саду дети, в школе уже практически не пропускают занятий, в отличие от тех, кто сидел дома.
- Обучение дисциплине. Это пригодится на протяжении всей жизни - как в школе и институте, так и на роботе.
Кроме того, отдавая ребенка в сад, у родителей появляется возможность отдохнуть от круговерти бытовых хлопот и заняться самореализацией.