Как научить ребенка читать быстро? Техника скорочтения. Как научиться быстро читать. Методика обучения быстрому чтению
Чтение - это важнейший процесс обработки и восприятия графической информации, обучение которому начинается с раннего возраста.
От качества овладения этим навыком во многом определяется дальнейший успех человека в учебе, в творчестве и даже в житейских вопросах. Мы рассмотрим не только то, как научиться быстро читать, но и как улавливать важнейшую информацию в тексте. От последнего напрямую зависит качество и скорость будущей интеллектуальной работы.
Почему так важно уметь быстро читать?
Прежде чем осваивать искусство быстрого и вдумчивого чтения, имеет смысл задуматься о том, а нужно ли вам это?
Если нет, ознакомьтесь со статьей для общего развития и… все равно читайте! Только выбирайте тех авторов, которые вам действительно интересны и поднимают настроение. Обогащение мозга новой информацией - тоже важная задача, поддерживающая интеллект в тонусе.
Может быть, по прошествии пары-тройки лет вам захочется чего-то достичь. Тогда в вашем распоряжении будут все исходные данные. А именно более или менее тренированный мозг. Доказано, что даже чтение беллетристики заставляет его напрягаться.
Если же вы целеустремленный человек и хотите стать лучшим(ей) в сфере, требующей серьезной интеллектуальной работы, эта статья для вас (в ней будет подробно рассказано, как читать быстро и запоминать).
Читающий человек - какой он?
Мы живем в информационный век, в котором скорость овладения новыми знаниями играет решающую роль. Человек, умеющий быстро воспринять большой объем информации:
- Уверен в себе.
- Имеет адекватную самооценку.
- Добивается многого в жизни.
Как научиться быстро читать?
Сразу же перейдем к правилам, которые применимы на практике. Учимся читать быстро конкретный текст? Тогда поехали:
- Читайте только полезные книги. Например, если вы хотите стать успешным бизнесменом, изучите автобиографии талантливых предпринимателей. Вам будет полезна история Стива Джобса, рассказывающая о непростой судьбе человека, совершившего прорыв в области информационных технологий (он, кстати, не отличался дисциплиной и был бунтовщиком в молодости. Впрочем, осуществлению его идей это не помешало). Также имеет смысл прочитать Адама Смита, а именно его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». Там детально рассказывается о том, как функционирует капиталистическая система, в чем состоит ее основная проблема и уже предсказаны кризисы перепроизводства.
- Выбирайте книги, написанные интересным и живым языком.
- Перед чтением бумажного томика пролистайте его и ознакомьтесь с оглавлением. Таким образом вы будете ориентироваться в основных разделах книги.
- Прочитайте произведение быстро два раза. Даже если вы не поняли какую-то деталь, не заостряйте на этом внимание: ваша задача - уловить главную мысль.
- Изучайте книгу в комфортных для вас условиях. Тут имеется в виду тихое место, где вас никто не сможет отвлечь.
- Не читайте лишних книг: они забивают память ненужной информацией.
Качественное восприятие информации - залог успеха
В этом разделе мы расскажем, как читать быстро и запоминать полезную информацию. То есть как понимать суть изученного материала. Это и есть цель чтения - научиться извлекать важнейшую информацию из текста. Ну а потом применять ее на практике, если получится...
Ученые доказали, что прочитанный текст хорошо запоминается, когда человек следует пяти простым правилам:
- Делится прочитанным материалом со знакомыми. Когда человек пересказывает своими словами сюжет книги, вероятность отложения новой информации в памяти приближается к 100 %.
- Делает пометки по ходу чтения. Они должны отражать ключевые моменты книги.
- Точно знает лучшее время работы своего мозга. Доказано, что большая часть людей хорошо воспринимают информацию утром и днем. У других людей (их меньшинство) все наоборот: они усваивают информацию только вечером или ночью.
- Не проговаривает вслух прочитанное - это снижает концентрацию внимания.
- Сосредоточен только на чтении книги: ни одно внешнее событие не способно отвлечь его внимание от этого важнейшего дела.
Следуя этим простым правилам, индивид начинает быстрее читать и учится запоминать важную информацию. Просто отлично, если эти пять пунктов войдут в привычку целеустремленного человека.
В следующей главе мы расскажем, как научиться быстро читать вслух.
Нужно ли ораторское искусство сегодня?
О важности красивой и быстрой речи вслух знали еще древние греки. Философы и мыслители, которыми славилась Древняя Греция, отлично владели ораторскими навыками. Именно поэтому их ценные мысли и идеи легко воспринимали простые люди.
Важно ли современному человеку уметь быстро и без запинок читать вслух? Ответ будет определенно положительным.
И это касается не только актеров, филологов и научных работников. Даже обычному экономисту этот навык пригодится в жизни. Хотя бы потому, что по окончании вуза каждый студент защищает диплом перед многочисленной публикой. А в дальнейшей работе умение быстро и красиво говорить может стать решающим навыком: нередко от хорошо произнесенной речи зависит продвижение индивида по карьерной лестнице.
Теперь вы знаете, почему так важен этот навык. Далее мы расскажем, как можно быстро читать вслух.
Учиться этому лучше всего у компетентного преподавателя. Впрочем, самостоятельного образования тоже никто не отменял. Если вы избрали второй путь, вашими помощниками станут:
- аудио-курсы;
- орфоэпический словарь (в нем можно отыскать верное ударение для любого сомнительного слова);
- интересные аудиокниги и телепередачи (желательно выбирать те, в которых участвуют люди с филологическим или актерским образованием);
- диктофон - очень забавно слушать свою речь в записи и находить ошибки;
- постоянная практика - именно она определяет дальнейший успех в этом направлении.
Скорочтение - что это?
Итак, что же означает это интересное двухкоренное слово? Скорочтение - это способность человека быстро прочитывать текст и ориентироваться в нем на 100 %. Звучит, конечно, сильно… и не слишком правдоподобно для обыкновенного человека, помнящего, сколько времени уходило в школе на изучение сложного параграфа по истории. Конечно, если индивид оказывался любознательным, он непременно хорошо знал материал. Но на качественное изучение 10-15 страниц текста иногда уходил не один час времени…
Исторические личности, показывающие феноменальные результаты в скорочтении
Мы же попробуем убедить читателя в том, что вдумчиво прочесть книгу за один день вполне реально. Во всяком случае, истории известны личности, способные это сделать. Кто же эти удивительные люди?
- Ленин - читал со скоростью 2500 слов в минуту! Он был уникальным человеком во всех отношениях; а подобным личностям свойственны выдающиеся интеллектуальные способности.
- Наполеон.
- Пушкин.
- Кеннеди.
Список можно продолжать еще довольно долго... Что же способствует таким феноменальным результатам в скорочтении? Два аспекта - преданность человека идее (это касается политиков. Ленин - самый яркий пример) и природное желание создавать что-то новое (это относится к творческим людям).
Конкретные техники скорочтения
Мы все же пишем статью не про выдающихся людей, а про то, как научиться быстро читать простому человеку. Далее будут представлены научные методики.
- Сначала книга читается от начала до конца; потом - с конца до начала. Суть метода заключается в постепенном увеличении скорости чтения.
- Чтение по диагонали. Данный метод заключается в изучении информации наискосок, быстром пролистывании страниц. Эффективен при работе с художественными произведениями. Этот способ особенно любил Ленин.
- Вождение пальцем снизу строки. Данный метод, известный каждому человеку с детства, является действенным. Проведенные исследования доказывают это.
- Техника присвоения. Означает определение и запоминание ключевых слов.
- Техника сопереживания. Заключается в визуализации главного героя или происходящих в книге событий со стороны читателя. Данная техника эффективна при чтении художественной литературы.
- «Метод штурма». Использовался и используется разведчиками различных стран. Заключается в быстром усвоении определенного объема информации специально обученным человеком.
Быстрое чтение для детей
Интеллект следует развивать смолоду, то есть во время активного роста человека. В этот период мозг ребенка готов к усвоению новой информации на 100 %. А в дальнейшей жизни все приобретенные в школе навыки (в том числе и умение быстро читать) будут играть уже сформировавшемуся человеку на руку.
В предыдущих разделах мы рассмотрели, как научиться быстро читать взрослым людям. Далее мы расскажем о методиках скорочтения для детей. А именно о том, как очень быстро читать.
Сначала поговорим о не очень приятном (но довольно распространенном в наше время аспекте) - о причинах медленного чтения в детском возрасте. Потом - о том, как научить школьника быстро читать.
Причины медленного чтения
- Низкий словарный запас. Пополняется в ходе чтения новых книг, познания нового и общения с людьми.
- Слабая концентрация внимания на тексте.
- Слабый артикуляционный аппарат. Данная проблема устраняется специальными упражнениями, представленными в детских пособиях.
- Нетренированная память. Развивается постоянным чтением интересных текстов и выполнением смысловых упражнений к ним.
- Слишком сложное содержание книги. Не каждый школьник способен воспринять запутанный сюжет литературного произведения. Тут важным аспектом является знание родителя особенностей своего чада. Тогда проблемы с подбором книги для ребенка не возникнет.
- Возвращение к одному и тому же слову или словосочетанию (как правило, сложному). Ребенок не понимает его смысла и поэтому перечитывает вновь. Разумеется, это снижает скорость чтения. Отлично, если ребенок не стесняется спросить значение непонятного слова. А родитель, в свою очередь, способен сыграть роль толкового словаря - то есть на пальцах объяснить, что означает то или иное слово либо фразеологизм.
Как повысить скорость чтения ребенка (или как научить читать быстро) будет рассказано далее.
Для этого родителю потребуются:
- Интересный и небольшой по объему текст. Желательно, чтобы он подходил по возрасту ребенку.
- Таймер.
Засекаете время до начала чтения (например, 1 минуту). По истечении указанного времени останавливаете свое увлеченное чадо и пересчитываете все прочитанные слова.
Далее повторяете эту операцию по второму кругу и так далее. Если все идет правильно, то с каждым новым разом прочитанный отрывок текста будет становиться больше. Это говорит о том, что скорость чтения ребенка растет.
Данный раздел отвечает на вопрос о том, как научиться очень быстро читать.
Как приучить ребенка осмысливать информацию?
Как было сказано ранее, в чтении важна не только скорость, но и качество восприятия новой информации. Отлично, если привычку осмысленного чтения человек приобретает с детства.
Методики осмысленного чтения для детей
- Выделение основной информации. После прочтения определенного отрывка текста попросите ребенка рассказать в двух словах, в чем смысл прочитанного. Если возникнут трудности, повторите упражнение снова.
- Ролевое чтение. Подойдут тексты, в которых присутствуют диалоги между двумя персонажами. Предложите ребенку читать прямую речь того героя, который ему больше всего понравился. Вы озвучивайте реплики его оппонента.
- Чтение веселых скороговорок. Можно вспомнить те, которые вы читали в детстве. Самое главное, чтобы они были интересны для ребенка. Например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушки». Данная техника также отвечает на вопрос, как научиться быстро читать вслух.
- «Таблица Шульте». Представляет из себя расчерченный квадрат, рассчитанный на 25-30 ячеек. В каждую клетку записывается цифра от 1 до 30. Ребенка просят молча находить числа в процессе возрастания. Данное упражнение улучшает объем оперативного зрения.
- Регулярность занятий. Один из важнейших пунктов. Каким бы простым или сложным методикам быстрого чтения не обучался ребенок, толк будет только от регулярных занятий.
- Не забыть похвалить ребенка. По окончании занятия нужно сказать малышу, что он делает успехи, а все приобретенные навыки будут очень помогать ему в дальнейшей жизни.
Одним из важнейших школьных навыков является быстрое чтение. Как быстро читать и понимать суть изученного материала, мы рассмотрели выше.
Современные среднестатистические семьи сталкиваются с тем, что не знают, как научить ребенка читать по слогам, не говоря о быстром и осознанном чтении детских рассказов, стихов или скороговорок.
При обстоятельствах, когда ребенок плохо читает, детские специалисты советуют улучшать технику чтения такими способами :
- Стимулирование 6 летнего ребенка, к чтению при помощи записок или указателей местонахождения определенного предмета или подарка. Рекомендуется чаще обращаться с фразами: «письма для тебя, с помощью которых я научу тебя читать» будут незаменимым помощником. Игровая форма позволяет развить детскую фантазию, что благотворно влияет на формирование личности у малыша, памяти и абстрактного мышления.
- Во время поездки к врачу или похода за покупками можно вместе с малышом читать надписи на рекламных вывесках, бордах или уличных указателях.
- Дети очень любят читать стихи, и когда им их читают, особенно К.И. Чуковского, Агнию Барто, С.Я. Маршака и прочих детских поэтов, которые внесли вклад в развитие отечественной детской литературы.
- Не малая роль отведена и скороговоркам, которые улучшают дикцию, позволяют ускорить темп чтения и правильность произношения. Заучивая и проговаривая схожие между собой слова в ускоренном темпе, в большинстве случаев со стороны звучат забавно. Что очень нравится детям.
Если обучение будет выглядеть для малыша, как игра, то уже в скором времени результат оправдает все ожидания. Для каждого из родителей совет будет абсолютно простым, наберитесь терпения и упорства, и у вас все обязательно выйдет.
Результат не заставит долго ждать себя, и научить читать ребенка окажется вполне посильным заданием, а процесс будет легкий. И тогда решение вопроса, как научить первоклассника быстро читать, назреет само собой, как следствие ваших усилий.
Эффективные способы обучения детей чтению
К наиболее распространенным методам обучения чтению детей возраста 6-8 лет относится :
- Чтение, при помощи кубиков с буквами. Методика достаточно несложная, нужно составлять простые слова из 2, 3 букв, повторять и проговаривать каждый звук, позже более сложные и по ходу обучения объяснять их смысл. И так ребенок уже после 2-3 занятий сможет складывать простые предложения и понимать прочитанный материал.
- Параллельное чтение. Данная методика предусматривает участие в чтении и маленького слушателя, который должен следить по тексту рассказа, читаемого учителем. Учитель на определенном участке текста должен ускориться, или сменить интонацию, и попросить указать, на каком участке происходили изменения в манере чтения.
- После нескольких повторений, юнец сам может попробовать прочитать текст с различной скоростью и интонацией. Предложенный способ позволит поднять самооценку маленького начинающего читателя, что послужит определенным стимулом для дальнейшего обучения. Указанная методика позволит понять, как научить ребенка быстро читать, ведь при подобных упражнениях развивается внимание и слуховые качества.
- Вспомогательную роль в процессе обучения детей 6-7 лет чтению, могут сыграть и диафильмы, которые содержат в себе короткие фразы, и разнообразные изображения, что позволит превратить просмотр, в просто увлекательную игру и научит понимать, о чем идет речь.
- Следует отметить, что для того чтобы их посмотреть, не обязательно наличие фильмоскопа, достаточно иметь доступ к интернету и воспроизводящее устройство. Во время просмотра, читавший маленький зритель получает море эмоций.
- Пение и разучивание различных детских песен, можно из любимых мультфильмов, или сказок. Такие упражнения улучшают память, легче воспринимаются и развивают у деток музыкальный слух.
Необходимым условием эффективного обучения чтению детей, возрастом 6 лет в домашних условиях, это конечно регулярные занятия, настойчивость, и определение индивидуального подхода к ребенку в зависимости от модели его поведения и особенностей характера, ведь не каждый сорванец, может сам подойти и попросить: «Мама, научи поскорее меня читать».
Игра в слова
Рассматривая игровую форму решения проблемы, как научить ребенка быстро читать, игра в слова позволит увеличить его словарный запас и расширит кругозор.
Правила игры очень просты и заключаются в следующем :
- Выбирается любая буква из алфавита.
- Следует подобрать как можно больше слов на эту букву.
- Проигрывает тот, у кого заканчиваются варианты.
Из личного опыта, в свое время популярная игра: «Что влезет в 3 литровую банку», города, имена и прочие в подобном роде скоротали не один час. В форме игры, уроки для первоклашки всегда вызывают больший интерес и упрощают учебный процесс, делая его более увлекательным.
По слоговое чтение
Процесс обучения ребенка 6-7 лет чтению в большинстве случаев может представлять собой несколько этапов, где по слоговое чтение является переходным от составления букв, в слог, а слоги в слова. На этом этапе, дети дошкольного возраста еще не до конца улавливают смысл очень низкая.
Однако после того, как слова перестанут разделяться слогами и будут восприниматься, как единое целое, тогда техника чтения выйдет на новый, более высокий уровень потому что ребенок начинает понимать, о чем он читает. И соединение предложения целыми словами, будет нести смысловую нагрузку, что будет понятным для юного читателя.
Приемы, стимулирующие интерес к чтению
Современные дети возрастом от 6 лет в некоторой степени не всегда могут быть должным образом заинтересованы в чтении и поэтому необходимо подталкивать определенными хитростями.
В дошкольном возрасте неоценимый вклад в воспитание и обучение детей, вносят развивающие мультфильмы и детские видео, которые учат, как распознавать цвета, геометрические фигуры, считать по порядку, алфавит, английский алфавит и многое другое.
Благодаря таким чудесным мультикам, наши дети развиваются очень стремительно, что позволит без труда научиться читать до первого класса. Это самые любимые детьми занятия.
К наиболее эффективным приемам, побуждающим детский интерес к литературе у детей 6 летнего возраста, относится чтение вслух взрослыми, можно рассказывать сказки, которые учат добру, и, что зло всегда терпит поражение. Следует читать стихи детям, потешки, считалки и скороговорки. Заучивание коротких стихов детками, плодотворно влияет на развитие речи и памяти. Позже они сами желают прочесть стишок или рассказ.
Немаловажную роль играет то, знает ли ребенок алфавит наизусть, если он умеет различать буквы, то складывать их в слоги и слова будет достаточно просто. Очень важно чтобы ребенок научился воспринимать текст целыми словами. В таком случае, хорошо читать в 6 лет научится достаточно реально, и воспитание детей в таком случае не будет в тягость.
Для того, что бы процесс учебы культуре чтения у детей вызывал море позитива, просто рекомендуется выбрать несколько подходящих упражнений, желательно в игровой форме, регулярно проводить уроки, и вы не заметите, как с уверенностью будете утверждать что, «научу читать любого».
Главное просто набраться терпения и создать приятную атмосферу в процессе чтения волшебной сказки или захватывающей повести и оградить его от видео роликов или фильмов.
Современные способы обучения детей обязательно принесут свои плоды, и ваш малыш первый предложит, с чувством, толком и расстановкой прочитать сказку или рассказать стихотворение наизусть.
Наиболее подходящим решением проблемы, как ребенка можно научить читать быстро, разборчиво и правильно в 1 классе – это применение комплексного подхода на регулярной систематической основе, что позволит культурно и духовно обогащаться подростку. Интересная книга гораздо глубже и ярче, чем любое видео произведение.
Как научить ребенка читать по слогам,а затем - бегло
Многие из нас еще помнят тот самый синий букварь с большой яркой буквой «А» на обложке. Благодаря этой книжке миллионы детей быстро научились читать. Прошло время, и теперь эти дети повзрослели и сами стали родителями. Но теперь они уже не обращаются к той самой книжке , по которой сами когда-то научились читать. Нынче в моде столько методик по обучению детей чтению, что можно легко растеряться – на чем же остановить свой выбор,чтобы быстро научить ребенка читать и самое главное - правильно. Методика Тюленева предназначена для обучения малышей чуть ли не с пеленок, кубики Зайцева и шершавые буквы Марии Монтессори обещают чудеса в обучении. Молодые родители мечутся между всеми этими способами, а вместе с ними - и их ребенок.
И все же, как научить ребенка читать , какой методике отдать предпочтение, когда начинать обучение и с чего? Эти вопросы волнуют многих молодых пап и мам. Но мало кто из них задумывается над тем, что выучить буквы и уметь складывать их в слова и фразы с предложениями вовсе не самое главное.
Сейчас очень модно раннее развитие малышей . Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше – ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению , могут навредить своему малышу.
Давайте разберемся, как происходит формирование ребенка.
- С
ранних сроков беременности и вплоть до трех лет происходит формирование первого функционального блока мозга, который отвечает за эмоциональное, познавательное и телесное восприятие ребенка.
В трехлетнем возрасте и до пяти лет – восьми лет формируется второй функциональный блок мозга. Он управляет восприятием: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.
Как считают офтальмологи, раннее обучение ребенка чтению чревато последствиями для глаз – может развиться близорукость от преждевременных зрительных нагрузок. Специалисты не рекомендуют учить читать раньше, чем в пять-шесть лет. До этого возраста происходит формирование цилиарной мышцы, которая отвечает за остроту зрения.
Развитие сознательной психической деятельности ребенка происходит в возрасте от семи до пятнадцати лет.
Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей «перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов , которые происходят в организме ребенка в тот или иной период. Попросту происходит искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму: заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.
Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?
- у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;
У малыша отсутствуют логопедические нарушения . Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;
Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;
Фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.
Как правильно научить ребенка читать , чтобы не вызвать слез, упреков и обиды? Этим вопросом чаще других задаются родители будущих первоклашек. Конечно, можно остановиться на привычной для всех методике. Она сводится к ежедневным монотонным занятиям, в процессе которых ребенок учится писать крючки и палочки , а также читает букварь. Но все папы и мамы знают, что такие занятия несут в себе скуку, усталость и раздражение, ребенок не учится читать вдумчиво. Вследствие чего развивается нежелание к учебе. И хоть ребенок получит определенные знания и навыки, такое обучение вряд ли станет для него хорошей школой развития чувств и эмоций, а также средством познания окружающего мира и себя в нем. Чтобы обучение стало увлекательной игрой и превратило его в совместный творческий процесс детей и взрослых,чтобы ребенок научился читать правильно и быстро, выберите другой путь.
Так же как малыши учатся понимать устную речь , они должны учиться читать слова и предложения. Но самое главное – это вполне реально и факты это подтверждают.
Ученые доказали, что глаз видит, но не осознает того, что видит; ухо воспринимает звук, но не понимает того, что слышит. Весь процесс понимания этого происходит сугубо в мозгу.
Когда мы слышим произнесенное слово или предложение, звуки разделяются на несколько электрохимических импульсов, которые посылаются в мозг. Наш мозг соединяет все эти импульсы воедино и воспринимает их смысл и значение. Аналогичное действие происходит и со зрением. Наши глаза видят написанное, но не понимают его. Мозг не видит написанного, но понимает его.
Зрительное и слуховое окончания пропускаются через мозг, который обрабатывает полученную информацию. В том случае, если малыш должен был бы владеть только одним из многих навыков, то таким навыком, несомненно, стало бы умение читать . Именно оно является основой всех видов стандартного, формального и неформального обучения.
Как быстро научить ребенка читать , чтобы он не уставал и не терял интереса? Занимайтесь регулярно, но недолго. Для первых занятий будет достаточно пяти – десяти минут. Постепенно это время можно увеличить до тридцати минут. Проводите занятие в виде игры – ребенку должно быть легко, интересно и не скучно.
Прежде чем приступить к технике чтения, выучите с малышом все буквы. Очень хорошо помогут в этом кубики. Картинки, нарисованные на них, помогут узнать предмет и связать его с буквой. Научите малыша правильно называть буквы: арбуз – «А», дом – «Д» и т.д. Поиграйте с малышом в игру – попросите его найти букву «А». При этом не торопитесь делать подсказки. Ребенок должен научиться самостоятельно отыскивать нужный кубик. Если у него не получается –ему нужно помочь.
Вы можете ознакомиться с современными методиками обучению дошкольников правильному чтению , нажав на ссылку - РАЗВЕРНИТЕ СТРАНИЦУ . 10 важных советов, которые помогут вам обучить ребенка читать правильно:
СОВЕТ 1
Какой методики обучения чтению придерживаться ? Обучая своего ребенка читать по слогам,отдайте предпочтение обычному букварю, который составила К. Жукова. Эта книга является эффективным помощником для ребенка, который учится понимать, как складывать буквы в слоги, слоги – складывать в слова, а эти слова – в целые предложения. Картинок в книжке немного, но их вполне хватает, чтобы ребенку не было скучно.
СОВЕТ 2
В какой последовательности учить гласные и согласные . Сначала учим ребенка открытым гласным – А, О, У, Э, Ы. Теперь можно приступить к твердым согласным – М, Н. Но следите,чтобы ребенок произносил их правильно: не «эм», и не «мэ», а просто «м». Следующие на очереди – глухие и шипящие звуки: Ш, С и т.д.
СОВЕТ 3
Не забывайте на каждом занятии повторять с ребенком материал предыдущего урока. Вспоминайте вместе, какие звуки вы учили на прошлом занятии. Закрепляя пройденный материал, вы поможете выработать у ребенка грамотный механизм чтения.
СОВЕТ 4
Загляните в букварь. Покажите малышу как первая буква слога «м» спешит ко второй букве «а». Объясните ребенку, что так и надо это произносить: м-м-ма-а-а – м-м-ма-а-а. В такой доступной форме ребенок понимает, что одна буква бежит к другой. В итоге они проговариваются слитно, не отделяясь друг от друга.
СОВЕТ 5
Теперь приступаем к изучению несложных слогов. Чтобы легко научить ребенка чтению, нужно начинать с простых слогов, в которых всего две буквы: ма, ла, ра, му, мо. Малыш должен освоить и понять, как две буквы образуют слог. Ему важно освоить механизм чтения по слогам. После того, как он это поймет, он легко научится читать слоги посложней – с глухими и шипящими согласными: ши, да, во и т.д.
СОВЕТ 6
Можно начинать изучать более сложные слоги. Не спешите переходить к чтению слов или книг. Дайте малышу лучше усвоить механизм чтения по слогам. Просто усложните задание – читайте с ним слоги, которые начинаются с гласной буквы: ам, ав, он, уп.
СОВЕТ 7
После того, как освоены все слоги, приступаем к чтению самых простых слов: «ма – ма», «ра – ма», «мы - ло».
СОВЕТ 8
Как легко научить ребенка чтению по слогам? Обязательно учите ребенка правильно произносить слоги. Это залог того, что он хорошо научится читать. Обратите внимание. По одной из методик учителя и воспитатели в детских садах учат детей петь слоги. Малыши быстро к этому привыкают и поют слоги постоянно на одном дыхании. При этом они не делают никаких пауз между словами. Некоторые малыши так увлекаются, что поют весь абзац, не соблюдая знаков препинания – точек, восклицательного и вопросительного знака. Если вы решили обучать малыша чтению, делайте это хорошо. Не нужно позволять ребенку петь все подряд. Обращайте его внимания на паузы между словами , а особенно – между предложениями. Приучайте ребенка к такому порядку: спел слово – пауза, спел второе – пауза. В дальнейшем он сам научиться укорачивать паузы. Но в начале обучения их делать просто обязательно.
СОВЕТ 9
В каком возрасте лучше научить ребенка читать. Не стоит опережать события. В трех или четырехлетнем возрасте вряд ли вашему чаду будет интересно корпеть над книжками, учиться читать и складывать буквы в слоги. В таком возрасте определенно рановато начинать обучаться чтению. Исключение составляют только те случаи, когда ребенок сам недвусмысленно проявляет к этому стремление.
А вот в возрасте пяти и шести лет с детьми надо обязательно заниматься, чтобы они умели читать и писать слова печатными буквами. Тех детей, которые ходят в детский сад, обучают этому воспитатели. Если ваш малыш не посещает детский сад, заниматься с ребенком придется вам. Пусть эту обязанность хотя бы частично возьмут на себя бабушка или дедушка. В крайнем случае – наймите репетитора. Это необходимо потому, что современные методики предполагают, что ребенок придет в первый класс уже подготовленным и читающим по слогам. Это также важно и с точки зрения психологии. Если вы научите своего малыша читать до школы, в первом классе ему легко будет читать и первого стресса от школы удастся избежать .
СОВЕТ 10
Чтобы быстро и правильно научить ребенка читать по слогам, превратите учебу в игру . Не стоит заставлять ребенка выразительному или беглому чтению. Гораздо важнее, чтобы он самостоятельно мог складывать буквы в слоги, читать их в книжке, уметь составлять слова, фразы и предложения. Ему попросту нужно овладеть техникой чтения. Не важно, если поначалу это будет медленно и затруднительно для малыша. Сохраняя спокойствие, плавно и тихо помогайте исправлять ему ошибки во время чтения. Пусть это будет как игра. Ведь в игре можно расслабиться, не получив стресса. В процессе обучения чтению, добиться нужно именно того, чтобы малыш не напрягаясь понял, что хотят от него старшие.
Если вы будете придерживаться этих советов, вам удастся научить вашего малыша довольно сносно читать уже за месяц – полтора.
Если ваш ребенок уже умеет сносно читать по слогам целые фразы,постепенно переходим к обучению малыша беглому чтению. Ниже размещены 14 уроков, с помощью которых вы сможете научить своего малыша читать бегло,а самое главное - правильно. Заниматься обучением ребенка шести - семилетнего возраста беглому чтению желательно не более 30 минут один-два раза в день. Выполнять эти уроки можно в любой последовательности. В день - не более 4 уроков.
УРОК 1
Как правильно развить у ребенка зоркость
Попробуйте выполнить такое задание:
В ряде из пяти-шести гласных букв вставьте одну согласную. Предложите ребенку найти лишнюю букву. Можно варьировать данное задание.
Выпишите слова, в которых разная лишь одна буква: кит – кот; сок – сук; лес – вес и т.д. Ребенок должен ответить, чем слова отличаются друг от друга.
УРОК 2
Гимнастика, развивающая артикуляцию у ребенка
Эти занятия помогают усовершенствовать произношение, способствуют правильному дыханию и помогают сделать речь четче.
Игра «сложи слово из половинок»
Подберите простые слова, состоящие из двух слогов. На один урок потребуется не меньше десяти слов. Напишите эти слова на двух карточках и предложите ребенку правильно собрать слова. Карточки нужно постоянно менять.
УРОК 3
Как быстро натренировать внимание
Задание состоит в следующем. Ваш малыш читает текст в книге. По вашей команде «Стоп!» он отрывает глаза от книги, закрывает их и отдыхает. По команде «Читай!» ребенок должен найти тот фрагмент, где приостановил свое чтение.
УРОК 4
Смысловая догадка (антиципация)
Принцип антиципации – при чтении боковое зрение ребенка видит контур последующего слова. Из прочитанного делает вывод – какое слово должно быть следующим.
Чтобы развить смысловую догадку, можно сделать с ребенком следующее упражнение. Напишите слова, в которых пропущена или буква, или слог. Дайте возможность ребенку самому догадаться, какие буквы нужно вписать . Эти занятия существенно улучшают способность ребенка научиться читать бегло.
УРОК 5
Учите ребенка параллельному чтению
Вам понадобятся два одинаковых текста. Начинайте читать медленно, а ребенок пусть читает вслед за вами, следя пальцем по строчкам. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы малыш не отставал.
УРОК 6
Чтение на время
Подберите простой текст. Засеките время (например – минуту) и пусть ребенок читает. Когда время истечет, посчитайте, сколько слов ребенок успел прочесть за минуту. При повторном чтении ребенок прочитает уже больше слов.
Для развития . Сначала читайте их медленно и шепотом. Затем – уверенно и громко. Проследите, чтобы ребенок четко проговаривал окончания слов. Точно также почитайте с ребенком пословицы и поговорки.
Как научить ребенка хорошо читать? Малыш должен научиться читать про себя. Когда ребенок читает вслух, глаза видят текст и посылают сигнал в мозг. При этом подготавливаются органы речи, а уши воспринимают проговариваемый текст.
УРОК 7
Игра «сделай ударение»
Подберите слово с несколькими слогами и попробуйте с ребенком делать ударение на каждый из слогов. Ребенок должен определить – какое ударение правильное.
Старайтесь вовлечь своего ребенка в процесс чтения. Читая ему любимую сказку, остановитесь на самом интересном месте. Скажите, что устали читать и попросите ребенка прочитать небольшой отрывок текста.
УРОК 8
Смотрите диафильмы
Это занятие как нельзя лучше тренирует технику чтения .
УРОК 9
Как развить у ребенка поле зрения
а) Нарисуйте таблицу. Впишите в каждую клеточку одну букву. Предложите ребенку прочитать их все про себя, указывая на буквы карандашом. Читать нужно как можно скорее и запомнить последовательность букв.
б) Предложите ребенку прочитать незнакомый текст про себя . Делать это нужно максимально быстро и с сомкнутыми губами. Затем предложите пересказать прочитанное . Теперь можно прочесть текст снова, но уже вслух.
УРОК 10
Поиграйте в ролевое чтение.
УРОК 11
Чтобы научить ребенка бегло читать, занимайтесь чтением перевернутого текста.
Так развивается запоминание целостных образцов букв. Ребенок научится сочетать смысловое окончание слова с буквенным анализом. К этому упражнению переходите не сразу,а когда ребенок научится читать без ошибок. Благодаря этому
упражнению ребенок научится читать быстро и правильно .
УРОК 12
Игра «найди слово»
Проговорите любое слово и предложите ребенку быстро его найти в тексте. Так происходит формирование способности видеть целостный образ слова и развивается словесная память.
УРОК 13
Ритмическое упражнение
Во время чтения незнакомого текста, ребенок должен простучать карандашом определенный ритм, который выучен заранее.
УРОК 14
Игра с согласными буквами.
Предложите ребенку сделать вдох: а во время выдоха быстро прочитать любой набор из пятнадцати согласных букв. Например: р, т, д, к, ш, в, н, г, с, ч, х, б, ф, ж, п .
Теперь вы знаете, как научить ребенка хорошо и бегло читать. Но ни в коем случае не пытайтесь учить ребенка беглому чтению ,если ему не исполнилось 6 лет или он еще плохо подготовлен (знает не все буквы,часто произносит слова неправильно во время чтения простого текста,написанного большим шрифтом).
КАК МОЖНО ПРАВИЛЬНО НАУЧИТЬ ЧТЕНИЮ РЕБЕНКА 5 ЛЕТ
Этап разучивания алфавита с ребенком вы прошли. Он может легко отыскать в тексте заданную букву. Пора переходить к следующему этапу – учиться читать. Как же научить ребенка пяти лет читать?
Следующей вашей задачей будет научить 5-летнего ребенка читать слоги . Начните с соединения двух букв – согласной и гласной. Объясните ребенку, что они должны звучать слитно. Во время прогулок с ребенком, или занимаясь домашними делами, в игровой форме раскладывайте с малышом простые слова на слоги. Сделайте карточки с буквами, чтобы легче было составлять слоги и читать их.
На этом этапе необходимо, чтобы ребенок 5 лет освоил технику складывания слогов из букв. Если вы изучали буквы по азбуке или с помощью кубиков, теперь нужно чтобы картинок не было – они отвлекают внимание ребенка.
Как научить ребенка пятилетнего возраста читать?
Превратите процесс обучения в игру. Пишите буквы на листке, печатайте их на компьютере, рисуйте их красками на ватмане, который висит на стене. А можно писать буквы на крупе, насыпанной тонким слоем на подносе.
Очень хорошо помогают ассоциативные игры. Во время прогулки обратите внимание ребенка на окружающие предметы, своими очертаниями напоминающими буквы. Например: телевизионная антенна на крыше напоминает букву «т», спутниковая тарелка – букву «о», фонарный столб – букву «а» и т.д.
Начинать обучение чтению ребенка 5 лет лучше с коротких трехбуквенных слов – кот, нос, сад и т.д. Быстро научиться читать ребенку помогут слова с парными слогами: па – па, ма – ма, ба – ба. Очень хорошо читать слова нараспев. Когда ребенок прочтет слово, спросите его, из каких букв оно состоит. Помогите ему в том случае, если он сам этого пожелает.
Как правильно научить пятилетнего малыша чтению предложений из знакомых слов? Важно, чтобы предложения не были длинными и сложными. Если рядом с предложением будет картинка того, о чем в нем говорится – ребенку проще будет понять, что он не зря потрудился и правильно прочел предложение. Он испытает радость от того, что сделал это самостоятельно.
После того, как вы освоите с малышом чтение слогов, можно начинать читать простые слова и несложные предложения. Для этого вам понадобятся маленькие детские книжки со стишками и рассказами . Как быстро научить ребенка читать стишки?
Читая с ребенком 5 лет небольшие стишки, будет развиваться не только техника чтения. Такие занятия способствуют развитию памяти и логики мышления ребенка. Обязательным условием является наличие картинки возле каждого стишка . На ней должно изображаться событие, о котором говорится в стишке.
Вот пример такого стишка: «мы варили суп суп, из перловых круп круп, а получилась каша, то-то горе наше". Перед тем как вы приступите к чтению стишка , спросите у малыша, кто изображен на картинке, что он делает, а что рядом и т.д. Затем прочитав первую строчку, повторите ее вместе с ребенком. Прочитав вторую строчку, повторите уже две строки. Обычно малыши любят такие книжки и с удовольствием их читают. И даже з апоминают стишки наизусть . Большую гордость малыш испытает, прочитав стишки кому-то из ваших гостей. Подчас ребенок не может вспомнить какие-то непонятные или сложные для его восприятия слова. Не спешите в этом случае подсказывать. Напомните, что он уже большой и может сам с этим справиться. Это поможет ребенку 5 лет приободриться, и он с легкостью прочитает сложное слово и продолжение стишка . Читайте новые стишки с ребенком каждый день. Обязательно повторяйте старые. А когда к вам приходят гости, попросите малыша прочесть любимые стишки – он с большой радостью сделает это.
Когда ребенок достаточно хорошо знает буквы, смело переходите к составлению и чтению слогов. Нельзя недооценивать этот важный этап в развитии вашего ребенка. Доступно объясните ребенку, как нужно правильно соединять буквы. Превратите занятие в игру . Помогут вам в этом буквы-магнитики. Сдвигайте их вместе с ребенком и вслух читайте. В идеале этот этап должен пройти в четырехлетнем возрасте. В крайнем случае – в пятилетнем возрасте.
А если вы упустили этот момент – как научить ребенка читать в шесть лет ? Если вы видите, что ребенок не подготовлен к школе, не торопитесь. Пусть он еще посидит дома. А вы хорошенько позанимайтесь с ним. Ведь начинать учиться – никогда не поздно. Не стоит поддаваться панике. Далеко не все дети умеют читать в возрасте шести лет.
Как правильно научить 6-летнего малыша читать? Методика обучения довольна проста. Вам нужны книжки с красочными картинками, в которых все слова написаны по слогам. Но учитывайте, что времени на обучение у вас не так много. При правильном подходе к занятиям, вы сможете обучить дочку или сынишку хорошо читать за полгода, максимум – за год.
Тут важно понять, что чтение для ребенка 6 лет не должно быть нудным обязательством. Оно должно быть для него любимым занятием. Если ребенок будет сам стремиться к чтению – ваши занятия будут намного плодотворнее. Они станут проходить интересно и увлекательно. Поэтому вашей задачей является развить у ребенка интерес к чтению. Превращайте занятия в игру, придумывайте разнообразные способы обучения , научите ребенка читать игры онлайн. И ни в коем случае не нужно ругать ребенка, когда что-то не получается. Это может оттолкнуть ребенка от занятий, а чтение будет ассоциироваться у него с наказаниями.
Занятия чтением должны носить регулярный характер. Занимайтесь с малышом как минимум час в день. Но это должно происходить с его согласия. Первые книжки ребенка должны вызывать у него интерес, чтобы он стремился читать их каждый день. Научившись читать до школы, на фоне остальных учеников ваш ребенок будет чувствовать себя уверенно.
Начните читать с ребенком 6 лет маленькие стишки . К чтению сказок можно перейти позже. Ведь поначалу малышу будет трудно освоить большой объем информации. Обязательно просите малыша, чтобы он рассказал вам о том, что прочитал. Это полезно для развития памяти 6-летнего ребёнка. Плюс к этому, это положительно повлияет на развитие личностных качеств вашего малыша. Очень важно вовремя обучения хвалить ребенка за его достижения, какими бы маленькими они не были. Это будет способствовать не только быстрому освоению техники чтения – ваш ребенок почувствует себя увереннее и поверит в свои силы. Ведь ребенок так нуждается в вашей ласке и любви!
Переоценить значение знания английского языка в наше время практически невозможно. Многие родители прекрасно понимают, что научить ребенка читать по-английски – это просто необходимо. Во-первых, такие занятия помогут подготовить ребенка к школе. Во-вторых, они восполнят возможные пробелы школьной программы. А в-третьих, это обязательно пригодится ребенку при освоении компьютера.
Каждый из родителей имеет определенные знания в области английского языка . Но не каждый знает, как можно воспользоваться этими знаниями, чтобы передать их собственному ребенку.
Как легко научить чтению на английском языке вашего малыша? Не спешите учить с ребенком английский алфавит . Вы можете этим запутать ребенка. Но бывают ситуации, когда ребенок выучил название букв, а чтением не владеет – очень часто такое наблюдается у школьников. Это поправимо. Вам нужно доступно объяснить малышу разницу между названиями букв и их произношением.
Как быстро освоить малышу технику чтения на английском языке ? Этим вопросом задаются не только мамы, владеющие начальными знаниями языка, но и молодые преподаватели. Основным условием для этого является позитивный настрой на обучение и положительная мотивация. Важно убедить ребенка, что заниматься чтением очень интересно. Приобретите для ребенка книжки на английском языке с яркими и красочными иллюстрациями. Объясните ребенку, что если он научится читать, то сам сможет прочесть эти книжки, чем приятно удивит папу, маму, бабушку и дедушку.
Прежде чем перейти к обучению, посмотрите вместе с малышом фильмы на английском языке без перевода. Ребенок должен услышать, как звучит английская речь. Купите малышу книжку с выразительными картинками, которые помогут и облегчат изучение языка. Уже замечено, что английский язык дети осваивают достаточно быстро, даже не умея толком говорить на русском. Это объясняется тем, что дети легко воспринимают новую информацию.
Начните обучение английскому с чтения алфавита . Следите за правильным произношением. Подберите несколько простых слов и проговаривайте их вместе. Проводите занятия в форме игры – так ребенок лучше будет вовлечен в процесс обучения.
Как легко научить ребенка читать по английски по слогам? Когда малыш научится отличать буквы, начните складывать слоги. Очень хорошо обучать ребенка при помощи пластилиновых букв. Лепите их вместе с ребенком. Так он лучше запомнит не только их произношение, но и как они выглядят. Предложите малышу собрать из пластилиновых букв знакомое ему слово. Если он допустил ошибку, спокойно объясните ребенку, в чем она заключается. Не ругайте малыша, помогайте ему и постоянно хвалите. Он будет стараться еще больше. Ведь ему очень важно ваше мнение.
Очень хорошо поможет в освоении английского языка такая игра: возьмите листы чистой бумаги и напишите на них произношение букв маркерами. Разложите листки по всему дому. Научить ребенка читать по-английски поможет и игра с ассоциациями – подойдите к столу и назовите его английское название. Каждый раз, проходя мимо, ребенок будет вспоминать английское слово. Это значительно ускорит процесс освоения языка.
Вам обязательно понадобятся детские книжки на английском. Желательно, чтобы в них было много картинок, а тексты были просты для освоения их малышом. Прочитанные тексты нужно вместе переводить, чтобы ребенок быстрее запоминал значение слов.
Мало сказать: хочу научить ребенка читать по-английски. Важно знать последовательность обучения.
- приступая к занятиям по английскому языку, выучите алфавит;
Объясните малышу, что в английском языке одна буква может означать разные звуки;
Читайте с малышом слова с открытым слогом: bite, name, Pete и др.;
Затем можно осваивать чтение несложных английских слов с закрытым слогом: six, map, not, pen и др.;
Теперь попробуйте совместить английские слова открытого и закрытого слога; делайте это во время игры с кубиками или карточками с написанными буквами: вы называете малышу слово – он его складывает. Так вы будете тренировать зрительную и мышечную память;
Попробуйте составлять с малышом простые предложения;
Теперь можно составить с ребенком различные словосочетания;
На этом этапе можно переходить к чтению книг и прослушивать с ребенком аудиокниги;
Когда простые правила чтения по-английски ребенком освоены , переходите к более сложным текстам;
Если вы будете постоянно хвалить ребенка даже за самые маленькие достижения, чтение по-английски станет его любимым занятием и ребенок сможет быстро научиться читать по-английски любые тексты.
Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе. Уроки данной статьи помогут Вашему ребенку, значительно поднять уровень, и скорость чтения. Процесс чтения очень сложен для детей - в нем участвуют память, воображение, слуховые и звуковые катализаторы. Скорость чтения должна приближаться к скорости речи. В школе ребенку с низкой скоростью чтения будет тяжело усваивать новый материал, пока он будет читать условие задачи, быстро читающий ребенок уже все перепишет в тетрадь. Скорость чтения является важным фактором успеваемости. Существует понятие «оптимальное чтение», чтение в темпе 120-150 слов в минуту, считается, что именно в этом темпе достигается лучшее усвоение материала.
Основными причинами замедленного чтения у детей являются:
1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).
Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.
2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).
3. Маленький словарный запас.
4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.
5. Не развитый артикуляционный аппарат.
6. Не по возрасту подобранные произведения.
Научить ребенка складывать буквы в слова, а слова в предложения – задачка не из простых. На этом нелегком пути от родителей потребуются терпение, аккуратность и последовательность. Сегодня мы ответим на основные вопросы: как научить ребенка читать по слогам без помощи педагогов, и какие упражнения для обучения чтению дома наиболее эффективны.
Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?
По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.
Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:
- Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
- Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
- Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
- Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
- Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.
Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.
Известные методики обучения детей чтению
Методика | Как действует |
---|---|
Обучение по методу Домана | Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев. |
Метод чтения по слогам | Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс. |
Метод чтения по складам | В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение. |
Кубики Зайцева | Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте. |
Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, следует быть очень деликатными в подходе к этому важному вопросу. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению с первых занятий, мы предлагаем вам познакомиться с актуальными советами. Они помогут в процессе обучения привить малышу любовь к книге.
Алфавит с раннего возраста
Пусть ребенок с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губка, название букв в песенно-игровой форме. Короткие запоминающиеся стишки о буквах отложатся в детской памяти, и ближе к двум годам ребенок сможет вполне осознанно их рассказать. Включайте время от времени различные песенки и мини-мультфильмы про алфавит, тем более, что в такой подаче буквы запоминаются играючи.
Ненавязчивое обучение
Для дошкольника игра – это главный процесс, через который он познает окружающий мир, в том числе и при освоении навыков. Скучные занятия и зубрежка не принесут должного результата, более того, ребенок может напрочь разлюбить чтение. Преподносите информацию в теплой обстановке, терпеливо, и ребенок усвоит нужные знания в том темпе, который подходит конкретно ему.
Занимайтесь каждый день
Если вы начали делать первые шаги в чтении слогов, и они прошли безрезультатно, рано опускать руки. Можно сделать перерыв в 1-2 дня, и затем попробовать вновь. У ребенка получилось прочесть пару слогов из гласных букв? Здорово, значит первоначальные навыки чтения получены и их нужно развивать. Занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать.
Заинтересовывайте чтением
Часто трудности в обучении возникают с теми детьми, которым в детстве практически не читали, и родственники не подавали собственный пример чтения книг. Это можно исправить. В вашем доме должны появиться рассказы, сказки, детская художественная литература, интересная вашему ребенку. Сделайте семейную традицию – чтение маленького произведения перед сном. Малыш не откажется от родительского внимания, а интересная история побудит его интерес к книге.
От простого к сложному
Бывает, что ребенок знает названия букв, но не знает звуки. Ребенок не сможет освоить чтение до того момента, как он хорошо выучит произношение звуков. Занимайтесь в этом случае поэтапно:
- изучайте звуки;
- переходите к чтению по слогам;
- научите ребенка слитию слогов.
Только после прохождения данных трех этапов можно приступать к обучению чтения полноценных слов.
Подробное видео с советами от педагога – учимся читать:
Первые шаги к чтению: знакомство с буквами
Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста. Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту. Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство.
Визуализация
Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.
Осязание
Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О».
Чаепитие к буквами
Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.
Магнитные развлечения
С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»
По клавишам
Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.
Освоение принципа чтения по слогам
Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.
Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.
На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»
Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.
Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.
Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.
Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.
Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.
Игры, способствующие обучению ребенка чтению
Навык чтения требует усердия и регулярных занятий. Чтобы обучение проходило с легкостью, рассматривайте картинки в книгах, обсуждайте ситуации, изображенные на этих картинках, составляйте по ним истории. Больше общайтесь и разговаривайте с ребенком – это поможет ему развить мышление и связную речь.
Для открытия чудесного, интересного и огромного мира книг мы предлагаем вам игры на изучение слогов, их правильное произношение и запоминание. Упражнения в данных играх подойдут для детей от 3 до 7 лет.
Игры для изучения букв | Игры на умение складывать слоги | Игры на развитие навыка чтения |
---|---|---|
Создайте вместе с ребенком образы букв, с которыми он сможет поиграть. Они должны быть яркими и запоминающимися. Можно самостоятельно сделать карточки с буквами и изображенными на них животными/предметами (А – АИСТ, Б – БАРАБАН и т.д.). | Простая и в то же время интересная игра – «Составь слово». В основе: круги с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Например, картинка с изображением реки. Ребенок должен выбрать два круга. На первом круге слог РЕ, на втором – КА. Картинка с изображением каши: выбираем круги со слогами КА и ША. | Игра «Составь слово». Ребенку нужно составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – внучка Маша решила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел сильный ветер и все перемешал. Давай поможем Машеньке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, составив из перепутанных местами слогов и букв правильные слова. |
Для запоминания буквы и звука рассказывайте короткие стихи-ассоциации, например: А-ист А-збу-ку ли-стал, На А-вто-бус о-поз-дал. На Кар-тин-ку смо-трит Кот, На Кар-тин-ке Кит плы-вет. О-слик ви-дит О-бла-ка, О-тра-жа-ет их ре-ка. | Игра «Найди загаданное слово». Нужно выложить перед ребенком дорожку из разных слов. Задача читателя: выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «кошка, качели, стул, морковь», найти «живое» слово – животного, овощ, предмет мебели, детское развлечение. | Игровое упражнение «Прочти быстро». Ребенок должен с максимально быстрой скоростью произнести слова: – мыла, мыла, мыла, мила, мыла; – сыр, сыр, сыр, мир, сыр; – пила, пила, пила, липа, пила; – соль, соль, соль, сел, соль; – река, река, рука, река, рука. |
Конструируйте с малышом буквы из подручных материалов – карандашей, спичек, счетных палочек или соленого теста. | Игра «Слово в слове» очень интересна детям возраста 5-6 лет. Нужно найти слово поменьше в большом слове, например Э-ЛЕК-ТРО-СТАН-ЦИ-Я: КОТ, НОС, ТРОН и т.д. | Игра «Назови, что видишь». Смысл игры – ребенок должен назвать на определенную букву все то, что он видит вокруг себя. Также можно называть на определенную букву животных (КОТ, КРЫСА, КРОЛИК), игрушки (МЯЧ, МАШИНА), или имена героев мультфильмов (КАРЛСОН, КРОШ). |
Создайте альбом-раскраску, где на каждой страничке будет жить определенная буква. Для букв можно нарисовать домик, или украсить букву рисунком, начинающимся на неё (А- АСТРА, Б – БЕРЕГ и др.). | Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать различные слоги на карточках из картона, и разрезать их пополам по горизонтали, затем перемешать. Задача ребенка состоит в том, чтобы собрать карточки и прочитать написанные на них слоги. | Игровое упражнение «Догадайся, что неверно». Ребенку предлагается посмотреть на картинку, под которой написано слово с ошибкой. Задача состоит в том, чтобы прочитать слово по слогам, найти ошибку и заменить её нужной буквой (например, КО-РО-ВА и КО-РО-НА) |
Для изучения букв можно использовать настольные игры – домино, лото с алфавитом. Лото с буквами родитель может сделать самостоятельно. Для изготовления потребуются 8 картонных карточек с написанными буквами, а также маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет называть для поиска на карточках. | Игры-ходилки хорошо помогают понять принцип чтения слогов. Такие игры можно приобрести или сделать самим, взяв готовые игры-ходилки за основу. В пустые клеточки надо вписать различные слоги. По ним необходимо передвигать фишку. Во время игры ребенок кидает кубик. Малыш должен читать слоги, встречающиеся на его пути. В процессе могут получиться звуковые дорожки, состоящие из 4-6 слогов. Победит в игре тот, кто быстрее прочитает все слоги и доберется до финиша. | Игровое упражнение «Что в тарелке». Перед едой попросите ребенка по слогам произнести, что из продуктов находится перед ним. Помогайте произносить слова с большим количеством слогов, при этом задавайте темп произношения (КА-ША, МО-ЛО-КО, ПЮ-РЕ, ОВ-СЯН-КА). Одним из интересных вариантов данной игры может быть игра в «повара». Задача ребенка – составить меню на обед из слов на выбранную букву, например «М». Если на одну букву получается мало слов, то можно предложить найти в холодильнике продукты, начинающиеся на 2 буквы и т.д. |
Обратите внимание! Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал от процесса обучения и не терял интереса? Нужно заниматься с ним регулярно, но в то же время недолго. Для первых занятий будет достаточно 5-7 минут. Постепенно это время можно увеличить до 15-20 минут. Если вы будете проводить занятия в игровой форме, ребенку будет легко и не скучно познавать навык чтения.
Упражнения со словами: закрепляем навык
Как только ребенок научится сливать буквы в слоги, родителей можно поздравить с половиной пройденного пути. Теперь самое главное – закрепить полученный навык. В этом деле пойдут в ход веселые и интересные задания.
Во что играть | Что делать |
---|---|
Кто что ест? | Напишите в столбик названия животных: КОШ-КА, КО-РО-ВА, СО-БА-КА, БЕЛ-КА, КРО-ЛИК, МЫШ-КА. А справа и слева от слов нарисуйте картинки: рыбку, траву, кость, орех, морковь, сыр. Задача ребенка – прочитать слово и «накормить» с помощью стрелочек каждого питомца правильной едой. |
Кто лишний? | Напишите в столбик несколько слов: ГРУ-ША, ЯБ-ЛО-КО, А-НА-НАС, ПО-МИ-ДОР. Попросите ребенка зачеркнуть лишнее слово, причем обязательно объяснить свой выбор. Так можно поиграть с названиями овощей, одежды/обуви, цветов, деревьев, птиц и т.д. |
Большой и маленький | Напишите в верхней части листа слова ДЕ-РЕ-ВО, ГО-РА, ГРУ-ЗО-ВИК, ЖИ-РАФ, Я-ГО-ДА, КАП-ЛЯ, БУ-СИ-НА. Ниже нарисуйте две картинки – дом (большой) и цыпленка (маленький). Пусть ребенок прочитает слова, и определит, какие из них большие и маленькие, и соединит линиями с подходящими картинками (ягоду, каплю и бусину – к цыпленку, остальные слова – к дому). Подобным образом можно делить слова на сладкие и кислые, тяжелые и легкие и др. |
Кто где живет? | Вперемешку запишите названия дикий и домашних животных: ВОЛК, ЛОСЬ, ЛИ-СА, КА-БАН, КО-РО-ВА, КО-ЗА, КОШ-КА, СО-БА-КА, ЁЖ. Под словами изобразите с одной стороны лес, с другой – деревенскую избушку с забором. Пусть ребенок прочитает слова и стрелочками изобразит, где живет каждый из зверей. |
Формируем привычку читать книги с младенчества
В начале этой части советуем вам ознакомиться с опытом мамы. Как научить ребенка читать по слогам (видео):
Личный пример
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Известное выражение как нельзя кстати приходится к формированию у ребенка понятия о важности чтения. Если кроха будет часто видеть с книгой своих родителей, родственников, то для него чтение станет частью жизни. Пусть малыш с ранних лет знает, что чтение – это интересно, и хорошая книга вполне может заменить собой компьютерную игру или просмотр мультфильма.
Яркие иллюстрации
Выбирая книгу для начала чтения, не забывайте о том, что детям важны картинки. Благодаря выразительным, ярким рисункам следить за сюжетом ребенку будет легче и интереснее.
Регулярное чтение
Любовь к книгам формируется не в один момент. Если взрослый будет регулярно вслух читать ребенку небольшие сказки, уже спустя месяц-другой малыш будет сам проявлять больше интереса к произведениям. Первые прочитанные слова зачастую те, что изображены на обложке любимой книги.
Возможность выбора
Ребенку должно быть интересно то, что вы планируете с ним прочитать. Уже в 4 года маленький читатель способен определить, насколько ему интересна та или иная книга. В этом возрасте самое время для первого похода в библиотеку – позвольте малышу выбрать самому книгу в соответствии с собственным желанием.
Ограничение просмотра TV
Чтение, конечно же, требует от ребенка определенных интеллектуальных усилий. Чего не скажешь о телевидении – оно в прямом смысле отбирает возможность пофантазировать, предоставляя готовые образы. Совсем лишать просмотра мультфильмов не стоит, но ограничить время нахождения за экраном и строго подбирать разрешенные телепрограммы имеет смысл.