Лучшие игры для мелкой моторики. Игры для развития мелкой моторики рук картотека на тему. Возрастные особенности развития мелкой моторики рук
Игры для развития мелкой моторики из нетрадиционных материалов
Игры для развития мелкой моторики рук из нетрадиционных материалов "Наши руки не для скуки!"
"Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок." В.А.Сухомлинский
Современные реалии диктуют свои порой высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Для наиболее успешной адаптации ребенка в обществе необходимо обеспечить такое развите его речи, которое бы отвечало современным стандартам. М.М.Кольцова в своей работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, «что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук» . Это значит, что чем больше ребенок понимает, хочет и пытается делать руками, тем он умнее и находчивей. Ведь на кончиках пальцев – стимулятор умственной деятельности, кладезь творческой мысли, «который питает мозг ребенка, расширяет словарный запас, способствует положительному эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает их к осознанным, точным, целенаправленным движениям, облегчает овладение навыком письма» . И если активно воздействовать на центр головного мозга, отвечающий за движение пальцев, то в свою очередь область мозга отвечающая за речь будет активизироваться. Таким образом, функция руки и речь развиваются параллельно.
Но вот, что интересно: при всей важности игры для детского развития, она уходит из нашей жизни. Сегодня в нашем обществе игра все меньше и меньше заполняет жизнь ребенка. В наши дни, к сожалению, при стремительном темпе жизни взрослых, согласно статистике, у многих детей наблюдается переизбыток современных игрушек и тв-мультиков и, как следствие, отставание в моторном развитии. Дети не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы, поэтому родители покупают обувь и одежду на липучках или молнии - потому что так быстрее. Именно такой факт отодвинул далеко назад приучение к самостоятельности. Но взрослые зачастую забывают, что детей следует с ранних лет приучать к самостоятельной деятельности, ведь стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, может стать важным моментом в становлении юной личности. Если не так давно дети вместе со взрослыми больше делали руками: перебирали крупу, вязали и вышивали, мастерили кукол, то сейчас мало кто на это обращает внимание. И об этом из своего детства могут вспомнить не многие взрослые. Поэтому у наших современных детей слабо развита мелкая моторика, то есть способность выполнять мелкие движения кистями и пальцами. Итог большинство дошкольников неготовы к школе - плохо пишут, плохо говорят и, как следствие, не успешность во взрослой жизни.
Многие современные родители начали задумываться над тем, как же лучше развивать своего малыша. Они покупают разные сортировщики, пальчиковые лабиринты, шнурочки и аналогичные игры тратя на их приобретение много денег и личного времени.
В данной статье предлагаются вашему вниманию игры с использованием предметов и материалов которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для развития игры, а игра в свою очередь способствует формированию ситуации успеха для каждого ребенка.
Идея создания игр из нестандартного оборудования пришла не сразу. Необходимость отойти от традиционного понимания натолкнула на поиски чего-то необычного. Хотелось найти нечто такое, что могло доставлять ребенку больше радости, а взрослым меньше хлопот,при этом интересное, развивающее, а главное, доступное. Помимо этого, данные разработки могут использовать как воспитатели в ходе своей ежедневной работы, так и родители.
Данная техника хороша тем, что она вносит определенную новизну в деятельности малышей, делает ее более увлекательной и интересной. Детям безумно нравится играть с вещами которые вроде бы не предназначены для игр, с предметами которыми пользуются такие взрослые папа и мама. Родителям только остается проявить фантазию и все превратить в веселую сказочную игру. Совместная игра детей и взрослых в непринужденной обстановке позволит сблизиться, установить базу доверительных отношений. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенка у взрослого есть уникальная возможность стать значимым. Стать для своего ребенка тем человеком, к которому, став взрослым (особенно в подростковом возрасте), ребенок сможет обратиться за поддержкой.
Итак. Предлагаем вашему вниманию несколько примеров творческих разработок для развития мелкой моторики малыша.
Игра «Облака»
Оборудование: пена для ванн (средство для мытья посуды), губка для мытья посуды, глубокая тарелка
Описание: Предложить сделать облака и наполнить ими тарелку. Капнуть средства для ванн (для мытья посуды) на губку. Ребенок должен сжимать влажную губку, таким образом создавать пену (облака). Можно чередовать руки.
Игра «Сплети коврик»
Оборудование: решёточка для раковины, разноцветные ленты шириной2,5 см, пришитые одним концом к краю решётки.
Описание: воспитатель просит детей сплести красивый коврик, вдевая ленту в окошки «сверху - вниз», «слева - направо». На начальном этапе воспитатель показывает, как нужно вдевать ленту в окошко.
Игра «Ежик»
Оборудование: дуршлаг, ватные палочки.
Описание:предложить ребенку вставить ватные палочки в отверстия дуршлага.
Игра «Конструктор из палочек»
Оборудование: Пластилин, спички(шпажки, зубочистки со срезанными концами, можно разной длины).
Описание: Предложить ребенку сконструировать какой -нибудь объект. Детям младшего возраста можно предложить картинку. Помочь скатать шарики из пластилина. Более взрослым детям можно самим пофантазировать, что они сделают. Модели постройки можно сделать как двухмерные, так объемные.
Игра «Паутина»
Оборудование: корзина, резинка,маленькие игрушки.
Описание: натянуть резинку в корзине по типу «паутина». На дно положить игрушки. Попросить ребенка достать(спасти) игрушки. Более сложный вариант, достать игрушки с помощью предмета, например ложки.
Игра «Башенки»
Оборудование: деревянные шпажки, трубочки для коктейля разных цветов.
Описание: Нарезать трубочки. На шпажки наклеить разноцветный скотч, можно покрасить краской. Шпажки закрепить с помощью пластилина на доске. Предложить ребенку построить башню(насадить нарезанные трубочки) согласно цвету шпажки.
Игра «Спрячь - найди»
Оборудование: фольга или бумага, маленькие игрушки.
Описание: предложить сыграть ребенку в прятки с игрушками. Завернуть игрушку в бумагу или наоборот развернуть аккуратно не порвав бумагу.
Игра «Поймай»
Оборудование: Плотный пакет с зажимом (zip-lock), гидрогель (орбизы).
Описание: Данную игру можно начать как опыт, поместив орбизы в воду и наблюдать как они набухают (растут). После поместить набухший гидрогель в пакет. Плотно закрыть. Предложить ребенку поймать пальчиками шарик и раздавить его. Можно усложнить игру, попросив поймать шарики определенного цвета (при наличии разноцветных орбизов).
Орбизы очень универсальный материал для игр с детьми. Он красивый, доступный, приятный на ощупь. Минус состоит только в том при прямом доступе играть необходимо только под присмотром взрослого.
Гидрогель можно раскладывать по цветам в разные сосуды, тарелочки. Можно просто наполнять им баночки, бутылочки. Как вариант игры можно отметить вылавливание из воды руками или ложкой. Возможность использования орбизов ограничивается только фантазией.
И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда.
Будьте мудрыми и внимательными!
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества»
В.А.Сухомлинский
Список использованной литературы.
1. Кольцова М.М., Рузина М. С. «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.» -Екатеренбург: У- Фактория, 2004.
Игры для развития мелкой моторики своими руками
Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко, поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Условия эффективного развития мелкой моторики.
Необходимо задействовать все пальцы обеих рук. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца. Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.
Значение игр для развития мелкой моторики.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.
Игры, которые родители могут изготовить из подручных материалов.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:
1. Скручивание лент, ниток, наматывание клубочков.
2. Шнурование . Потребуется кусок линолеума с проделанными отверстиями и шнурок, или готовые формы с отверстиями, планшеты со штырями. (игра "Шнуровки").
3. Застегивание пуговиц . Потребуется ткань, пуговицы и нитки. (игра "Застежки").
4. Выкладывание, перебирание косточек, фасоли, крупных семян, фигурных макарон.
5. Игры с прищепками . Потребуются прищепки и картон, крышки, кольца.
6. Откручивание и закручивание крышек. Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, плотная основа (линолеум, картон), всевозможные баночки с резьбовой закруткой.
Можно попутно учить детей порядковому счету, ориентированию в цвете.
7. Угадывание на ощупь предметов. (игра "Волшебный мешочек"). Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами или «муфточка» с кармашком на дне.
8. Перекатывание карандаша или ручки, шишки или сенсорного шарика с шипами в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.
9. Обводка трафаретов , лекал, любых форм, вырезанных из пластиковых бутылок или линолеума.
10. Нанизывание бусин , колечек, пуговиц и любых форм с отверстиями.
11. Выкладывание картин из геометрической мозаики или палочек. (потребуются геометрические фигуры из пластика, картона, линолеума или готовые магнитные фигуры, формы, спички без серных головок или счетные палочки, коктейльные трубочки, трубочки от использованных фломастеров и пр.)
12. Выкладывание и выбирание пинцетом бусин, пуговиц, камушков, мелких фигур, складывание их в ёмкость с отверстием.
13. Плетение косичек .
14. Проталкивание мягких шероховатых предметов, кусочков ткани, ленточек в различные отверстия и тоннели пальчиками.
Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.
Здравствуйте, дорогие друзья, читатели блога !
Как вы, наверное, уже знаете, мы очень много внимания уделяем развитию мелкой моторики рук . , и не раз, а вот о том, зачем мы это делаем – нет.
Спешу исправиться и в этой статье описать, зачем же нужно развивать пресловутую мелкую моторику и расписать занятия , нацеленные на ее тренировку, с ребенком разного возраста.
Зачем мы развиваем мелкую моторику ?
Существует неоспоримая связь между развитием мелкой моторики рук малыша и развитием его речи. Чем лучше развита моторика – тем лучше малыш говорит.
Дело в том, что импульсы, исходящие от рецепторов, находящихся в пальчиках, способны активировать участки головного мозга, отвечающие за артикуляцию звуков и формирование речи в целом.
Развиваем мелкую моторику
То есть, чем лучше работают маленькие пальчики, тем больше импульсов поступает в кору головного мозга, и тем, соответственно, лучше и быстрее развивается речь ребенка, обогащается словарный запас, совершенствуется артикуляция звуков.
Помимо непосредственного развития речи, мелкая моторика также помогает совершенствовать еще и память, внимание.
Игры для развития мелкой моторики рук очень увлекательны и полезны, а играть в них очень весело и забавно, так что всем рекомендую!
Игры для развития мелкой моторики
Приведу игры, ориентированы на разный возраст. Во все мы с удовольствием играли.
0-6 месяцев
Ребенок еще совсем маленький, но это вовсе не означает, что с ним нельзя заниматься и развивать мелкую моторику. Дело в том, что в таком возрасте у малыша очень развит хватательный рефлекс, вот на этом и можно построить свои занятия.
Хватаем, тащим, пробуем
Покажите малышу игрушку. Она должна быть яркой и большой, способной заинтересовать маленького исследователя. Аккуратно вложите ее в маленькую ручку (например, хвостик мишки или ушко зайчика), пускай малыш ее хорошенько обследует, покажите ему, что игрушечку можно дергать и хватать.
Например, вот такого зайчика 🙂
В следующий раз, предложите малышу уже самому схватить игрушку (в этом плане удобно будет, если игрушка будет или специальной развивающей, например, подушечка с ленточками – за них удобно дергать, или с деталями, за которые удобно хватать).
Со временем предложите малышу игрушку другой фактуры и цвета. Так вы будете помогать ребенку познавать мир и за одно .
Слингобусы и вязанные игрушки
Слингобусы можно купить или сделать самому. Помимо развития внимания и зрения малыша, они также помогут развить и мелкую моторику.
Слингобусы
Во время кормления кроху обязательно заинтересуют яркие бусины у мамы на шее, ему захочется их схватить и потрогать. Поверхность бусин – шершавая и будет оказывать массаж маленьким пальчикам. Тот же самый эффект можно ожидать и от вязанных игрушек.
Пальчиковая гимнастика и потешки
Начиная с трех месяцев с ребенком можно заниматься пальчиковой гимнастикой . В начале это будет иметь форму простого тактильного общения: маме следует поглаживать пальчики и ладошки ребенка, приговаривая при этом текст веселых потешек и стишков. Такой массаж обеспечит малышу первое знакомство с окружающим миром, а также даст психоэмоциональную поддержку.
Мешочки с крупами
В возрасте 6 месяцев уже можно начинать играть с крупами. Пока в спрятанном виде – в специально сшитых мешочках. Детальнее об этом я писала здесь.
6-12 месяцев
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика выходит на новый уровень. С малышом уже можно играть, сгибая и разгибая пальчики, делая круговые движения, осуществляя массаж ладошек и кистей рук.
Легкие надавливания в направлении от кончиков пальцев к запястью поглаживание пальчиков будет намного веселее и превратится в целую игру, если мама в это время будет приговаривать: «Этот пальчик в лес пошел…», «Этот пальчик дедушка…», «Мальчик-пальчик, где ты был…». Всем известная «Сорока — белобока», Продолжительность занятий – 2-3 минуты каждый день.
Вот наши любимые потешки:
Пальчики в лесу
Поочерёдно загибайте все пальчики, поглаживая их от основания к кончикам, приговаривая:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Это пальчик жарить стал,
Ну а этот взял и съел,
Потому и потолстел!
Тише, тише…
Сначала загибаем поочередно пальчики:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
А потом разгибаем:
Тише! Тише! Не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
Прищепки
Учимся играть с прищепками. Делаем аппликации – крепим прищепки к предварительно вырезанным из картона фигуркам и получаем – готовую картинку (солнышко, ежика, цветочек). Наши аппликации –
Цепляем прищепки на одежду, а потом снимаем.
Развиваем мелкую моторику подручными средствами
Крутим крышки на бутылочках и баночках, складываем карандаши, открываем пакетики с чаем.
КарандашиРвем бумагу на мелкие кусочки. Детальнее о наших играх прочесть можно –
Ладушки, «пока-пока»!
Всем известные ладушки, учимся хлопать в ладоши и махать пока-пока!
Нажимать на кнопки игрушечного мобильного телефона
Малышу обязательно понравится нажимать (чтоб не заинтересовался вашим, лучше купите ребенку его персональный игрушечный 🙂)
Игры с крупами
Ну, и, конечно же, начинаем играть с крупами. О наших играх я детально писала , так что не буду повторяться.
А в какие игры вы играете со своими малышами? Буду рада, если поделитесь опытом!
Продолжение следует…
Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко, поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Условия эффективного развития мелкой моторики.
Необходимо задействовать все пальцы обеих рук. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца. Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.
Значение игр для развития мелкой моторики.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.
Игры, которые родители могут изготовить из подручных материалов.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:
1. Скручивание лент.
2. Шнурование. Потребуется кусок линолиума с проделанными отверстиями и шнурок. (игра «Шнуровки») .
Так же можно дома найти какой-то предмет не тяжелый, на котором будет много дырочек.
Еще вариант..
Понадобится:
За основу можно взять любой плотный несыпучий материал, например фетр, флис, а лучше всего вспененный полимер разных цветов. В магазине химии или в супермаркете купить тряпочки для уборки.
шнурки и ограничители для шнурков;
пуговицы крупные, желательно на ножке;
маркер, карандаш или ручка;
ножницы с заостренными концами;
Шнуровка «Ёжик»
Нарисуйте на изнаночной стороне материала фигурку ежика и вырежьте её по контуру. На лицевой стороне маркером или фломастером обозначьте носик, глазик и ротик.
Из того же материала вырежьте разнообразные плоды, грибы, листья, которые ребенок будет пришнуровывать к спинке ежика. Если у вас тоже возникнет проблема с нужной цветовой гаммой, воспользуйтесь цветной бумагой, приклейте её с помощью клея ПВА. Дайте клею хорошо высохнуть, а то когда будете делать отверстия, бумага может деформироваться.
Шнуровка готова. Возьмите шнурок, сделайте узелок на одном конце или оденьте ограничитель, чтобы он не проскочил сквозь отверстие, и покажите ребенку, как прикрепить плоды к спинке ежика. При этом можно даже придумать какую-нибудь сказку, как ежик собирал себе на обед фрукты и грибы.
Можно просто взять фигурки и сделать еще: кораблики, машинки, бабочки, цветочки и т.д. можно приобрести яркие шнурки и играть вместе с ребенком)))
Теперь мы можем предложить малышу разложить листья по цвету. Не забудьте подуть, как ветер, перемешав все листья. Включать дыхательные упражнения в занятия очень полезно!
Есть еще одна замечательная игра: с какого дерева листочек. Мы собираем листья одного вида, например, только кленовые.
Если с листочками наигрались, то убирать их в шкаф не нужно, они прекрасно украсят дом! Берем веревку и нанизываем листочки. Для малышей последовательность может быть любая, а деткам постарше можно предложить нанизывать в определенной последовательности. Соблюдая последовательность ребенок тренирует не только мелкую моторику, но и внимание, память, мышление. Это отличное упражнение для подготовки к школе.
Делаем ствол дерева из фетра, пористой резины или толстого картона.
Прелесть такой шнуровки в том, что чем беспорядочнее нашнурованы листья, тем дерево пышнее и красивее. К порядку в подобных играх мы приучаем постепенно, немного тренировки и будет получаться красиво и ровно. Дерево детям понравится, тут можно шнуровать от души:) и никто не скажет, что так неправильно.
И последний на сегодня вариант игры – венок. Нужно ли говорить, как дети любят украшать себя и маму, дарить подарки? Такой венок из осенних листьев может стать частью костюма осени на празднике в детском саду. Можно не ограничиваться венком, а сделать бусы, браслет и даже колечко из крошечного листочка.
Выбираем шнурок или ленту и собираем листья. Можно брать сразу несколько листьев, чтобы венок был богаче.
3. Застегивание пуговиц. Потребуется ткань, пуговицы и нитки. (игра «Застежки») .
Змейка, липучки, пуговицы, кнопки...
4. Выкладывание по узору, перебирание косточек, крупы, разноцветные камушки,
5. Игры с прищепками. Потребуются прищепки и картон.
6. Откручивание и закручивание крышек. Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, коробка из-под обуви, клей.