Новорождённый ребёнок. Развитие новорожденного ребенка по месяцам от рождения до года
Первые дни малыша после рождения – своеобразный этап испытаний для новоиспеченных родителей и для самого новорожденного. Малыш кардинально поменял свою среду обитания, световое и звуковое сопровождение, питание, тип дыхания и кровообращения и т.д.
Теперь ко всем этим изменениям нужно как можно быстрее адаптироваться. Задача адаптации к новым жизненным условиям и стоит в первые дни новорожденного.
Маме в уходе за новорожденным в первые дни активно помогает персонал роддома. А вот дома молодые родители могут растеряться от разнообразия новых обязанностей и часто противоречивых советов, которые щедро раздают окружающие родственники и не только.
Эта статья – для тех, кто хочет услышать мнение специалиста и опытного родителя, сформулированное доступным языком, четко и емко.
С чем мамы могут столкнуться в первые дни после рождения малыша в роддоме?
Повторим еще раз, что в первые семь дней у ребенка проходит ранний период адаптации. Адаптации к новым безводным условиям. Теперь у малыша нет поддержания извне постоянной температуры тела, бесперебойного питания через пуповину, привычного стука маминого сердечка рядом.
Сразу после родов вашего малыша забирают для осмотра педиатром-неонатологом, для обработки, изменения и взвешивания. Потом вам принесут ребеночка и приложат к груди.
Раннее прикладывание к груди матери – это и контакт матери и ребенка «кожа к коже», и начало невидимой эмоциональной связи матери и новорожденного. Это и иммунитет малыша, который запускают антитела и иммунные клетки, содержащиеся в молозиве. Это и заселение первой микрофлоры в кишечник малыша.
На счет кормления не беспокойтесь. Даже если малыш съест буквально две капли молозива или слижет их с соска. Ему сейчас много и не надо. А питательное молозиво способно удовлетворить все потребности крохи на данный момент.
Следующие два часа родильница проведет еще в родильном отделении под наблюдением врачей. Дальше пребывание мамочки и малыша может быть совместным или раздельным.
При совместном пребывании кроватка ребенка стоит у кровати матери, и они постоянно находятся рядом. При раздельном пребывании большую часть времени ребенок находится в детском отделении роддома. Маме его приносят на кормления.
Специалисты рекомендуют совместный режим пребывания после родов. Это хорошо и для мамы, и для малыша. Для мамы это способствует быстрейшему налаживанию лактации и сокращению матки. Для малыша более физиологично находиться в тесной взаимосвязи с мамой, как и раньше.
Если с мамой и малышом все в порядке, до встречи и близкого знакомства с вашим крохой проходит после родов мало времени. Как правило, за несколько дней пребывания в роддоме мамочки успевают вдоволь насладиться моментами знакомства и общения с малышом, кормления.
Но есть разные ситуации, когда совместное пребывание невозможно или нежелательно по причине особенностей состояния матери или ребенка после родов.
Стоит отдельно остановиться на состояниях новорожденного, которые родителей, особенно маму, могут напугать в первые дни. Особенно при совместном пребывании мамы и малыша.
Причем, в некоторых случаях мамочка постесняется расспросить об этом врача. А иногда, что греха таить, врач не сможет или не захочет подробно и доступно объяснить маме особенности ее ситуации с ребенком. А это еще больше взволнует и испугает родителей.
Пограничными, или транзиторными состояниями новорожденных называют временные симптомы, которые возникают в связи с адаптацией маленького организма. Эти состояния не нуждаются в специальном лечении. Как правило, к концу периода новорожденности, то есть к 28-му дню жизни малыша, все бесследно проходит.
К ним относятся:
1. Физиологическая потеря массы тела
Масса тела малыша уменьшается из-за перестройки ребеночка к новому типу питания. При выходе из водной среды «на сушу» наблюдается своего рода дефицит молока и воды в первые сутки. Также у малыша отходит первородный кал (меконий), подсыхает остаток пуповины.
Чтобы восполнить энергетические затраты, в первые дни организм новорожденного использует собственное депо специального бурого жира, который сосредоточен в районе шеи, почек, верхней части спины. Убыть массы тела не должна превышать 6-10% от первоначальной массы при рождении.
После 3-4-х суток жизни малыш начинает прибавлять в весе (от 10 до 50 г в день). К 12-му дню здоровый малыш должен добрать потерянный вес.
2. Токсическая эритема
Возникает чаще на 3-5 день после родов. Представляет собой розовую пятнистую сыпь с желтыми уплотнениями в центре. Элементы сыпи могут быть разного размера: от точечных до сантиметра, не чешутся.
Сыпь появляется чаще всего на груди, лице, на разгибательных поверхностях крупных суставов и вокруг них (локтевых, плечевых, коленных). При этом малыша ничего не беспокоит, его самочувствие не страдает.
Возникает данное состояние вследствие проникновения в кровь токсинов микроорганизмов, с которыми кроха столкнулся за это время. К ним относятся даже условно-патогенные бактерии, которые заселили кишечник малыша в первые дни жизни.
Как правило, токсическая эритема встречается чаще у малышей, у которых есть наследственная предрасположенность к аллергии.
Такое состояние обычно лечения не требует. При выраженном процессе рекомендуют увеличить питьевой режим малыша и иногда назначают антигистаминные (противоаллергические) средства. В норме сыпь исчезает через 2-3 дня.
3. Другие транзиторные проявления на коже
- Ярко красная окраска кожи новорожденного является своеобразной реакцией на раздражители (снятие родовой смазки, сухой воздух, непривычно низкую температуру окружающей среды).
- Крупнопластинчатое шелушение кожи у новорожденных наблюдается из-за смены среды обитания и чрезмерного испарения влаги из кожи. Проявляется практически на всех участках тела, но больше выражено на животе, голенях и стопах.
- Милии – маленькие точки белого цвета на спинке и крыльях носа, на подбородке новорожденного. Причиной данного состояния является закупорка сальных желез. Ко 2-3-й неделе жизни протоки сальных желез открываются, и милии постепенно проходят.
- Усиленная пигментация (потемнение) кожи вокруг сосков и мошонки у мальчиков является проявлением гормональных перестроек в организме малыша. Эти перестройки связаны с массовым выбросом женских половых гормонов во время родов у матери. Темная окраска кожи исчезает без всякого лечения к 3-й неделе жизни крохи.
- Телеангиоэктазии – это пятна малинового цвета в затылочной ямке, на лбу и в области переносицы малыша. Представляют собой расширенную сеть капилляров (сосудистые звездочки). В народе данное проявление получило название «метка аиста». Телеангиоэктазии постепенно тускнеют и проходят к году.
4. Половой (гормональный) криз
Причиной данного состояния является высокий уровень женских половых гормонов в последние дни беременности и в момент родов и их влияние на организм новорожденного.
Проявляется это:
- нагрубанием молочных желез, увеличением и уплотнением их на 3-5 сутки. Иногда даже из железы выделяется светлый липкий секрет (молозиво). В течение недели все проходит безо всякого лечения;
- увеличением из-за их отека больших и малых половых губ, клитора у девочек, мошонки у мальчиков;
- выделением обильного слизистого секрета серовато-беловатого цвета из половой щели у 60-70% девочек. Иногда появляются выделения кровянистого характера (метроррагии). Как правило, через несколько дней они исчезают.
5. Физиологическая желтуха
Желтушное окрашивание кожных покровов, склер и слизистых оболочек появляется на 2-3-е сутки жизни крохи. Интенсивность окраски достигает максимума на 4-6-е сутки, а исчезает – к 7-10-м суткам. Чувствует при этом малыш себя хорошо.
Причиной данного состояния является распад большого количества плодного (фетального) гемоглобина эритроцитов (красных кровяных клеток) новорожденного. Это естественный процесс замены плодного гемоглобина на новый «взрослый» гемоглобин. При этом в кровь выбрасывается продукт распада эритроцитов – свободный билирубин, который должен утилизироваться печенью.
Но низкая ферментативная активность незрелой печени новорожденного не позволяет это сделать в короткие сроки. Уровень билирубина в крови новорожденного колеблется от 26-34 до 130-170 мкмоль/л.
У недоношенных детей чаще развивается такое состояние и протекает более продолжительно. Также более выражены проявления желтухи у малышей, которых поздно начали кормить грудным молоком или при недостатке молока у мамы.
Следить за временем появления и нарастанием интенсивности желтушной окраски кожи нужно строго, так как желтуха быть и не физиологической. К примеру, при резус-конфликте крови мамы и ребеночка, когда у мамы резус-отрицательная кровь, а у малыша – резус-положительная.
6. Транзиторные нарушения терморегуляции (гипертермия и гипотермия)
Сразу после рождения происходит понижение температуры тела новорожденного компенсаторно в ответ на более низкую температуру окружающей среды, на испарение влаги с кожи.
Поэтому для профилактики еще больших потерь тепла в родильных залах поддерживают температуру не ниже 24°С, новорожденного для осмотра кладут на подогреваемый столик, затем заворачивают в теплые пеленки. В течение первого дня жизни температура ребенка устанавливается в пределах нормы.
К 3-5-му дню жизни малыша температура тела у него может повыситься до 38,5°С. Причиной всему незрелость центров терморегуляции головного мозга новорожденного, адаптация к сухому воздуху с непостоянной температурой. Ребенок несет большие потери жидкости с дыханием. К тому же, у мамы в первые дни лактации небольшое количество молока.
7. Транзиторная неврологическая симптоматика
Периодическое вздрагивание, непостоянное косоглазие, мелкое дрожание подбородка при крике, разница мышечного тонуса с левой и правой стороны, непостоянство мышечного тонуса и рефлексов, болезненный плач или крик – все это считается нормой в первые недели жизни малыша.
Всему виной незрелость головного мозга новорожденного. К тому же, в момент родов малыш испытывает острую нехватку кислорода.
Происходит так называемый сбой равновесия процессов возбуждения и торможения в нервной системе крохи. Поэтому ему нужно время, чтобы отстроиться и научиться воспринимать такой большой поток информации (звук, свет, тактильные ощущения).
8. Транзиторные нарушения работы почек
- Неонатальная олигурия – в первые три дня выделение мочи менее 15 мл на кг веса ребенка в сутки. Так организм младенца приспосабливается к новым условиям, где поступление жидкости из-за неустановившегося питания ограничен и есть потери жидкости с дыханием.
- Появление белка в моче у новорожденного в первые дни жизни считается нормой. Этот факт свидетельствует об активизации функции клубочков почек. И, как и многие системы, у новорожденного пока система фильтрации почечных клубочков и канальцев несовершенна. Поэтому эпителий почечных клубочков обладает повышенной проницаемостью, что и ведет к потере белка.
- Мочекислый инфаркт – это отложение кристаллов мочевой кислоты в просвете собирательных трубочек почек. Такое состояние встречается у каждого шестого новорожденного.
Так как продуктом распада многих клеток, например, клеток крови является мочевая кислота, то ее избыток не успевают утилизировать почки только что рожденного крохи.
В анализе мочи появляются мочевая кислота, эпителий, гиалиновые цилиндры, лейкоциты. При этом на пеленках или подгузнике появляются кирпично-желтоватые пятна от мочи.
9. Транзиторное расстройство стула новорожденного (диспепсия)
Только что родившемуся малышу понадобится время, чтобы желудочно-кишечный тракт перестроился к другому типу питания, заселился полезной микрофлорой. Это процесс адаптации практически у каждого малыша протекает по представленным ниже стадиям:
- Первые 2 дня у малыша отходит первородный кал скудными порциями (густой дегтеобразный меконий).
- С 3-их по 7-е сутки появляется переходный стул. Это частый (до 10-15 в сутки), негомогенным как по консистенции, так и по окраске стул. Присутствуют в нем примеси слизи, комочки, жидкая составляющая, что проявляется как пятно воды на пеленке вокруг кала. Цвет кала постепенно меняется от темно-оливкового до желтого.
- После 7-х – 8-х суток стул нормализуется. При естественном вскармливании стул представляет собой желтую густую гомогенную кашицу без примеси зелени. Могут появляться в небольшом количестве белесоватые комочки (створоженное материнское молоко).
При вскармливании адаптированной смесью стул у детей более плотный, с более резким запахом.
10. Транзиторный иммунодефицит
У только что родившегося малыша отмечается транзиторное снижение иммунных сил. Иммунитет – это защитные силы организма.
Причиной этого является пережитый стресс в родах, гормональные перестройки в момент рождения, смена стерильных условий на активную атаку чужеродных микроорганизмов, неустановившееся питание в первые дни жизни и так далее.
Самый опасный период в плане инфицирования – это первые трое суток. Поэтому так важно соблюдать в роддомах стерильные условия для новорожденных.
Все вышеописанные проявления исчезают самостоятельно и не требуют специфического лечения. Поэтому пугаться их не стоит, но следить за динамикой таких симптомов очень важно, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам.
Очевидно, что гораздо спокойнее и лучше, если мамочка будет знать о возможности развития таких состояний заранее.
Первые дни новорожденного дома
Теперь поговорим о первых днях малыша уже в домашних условиях. А точнее, с какими трудностями сталкиваются родители в уходе за малышом, оставаясь с ним один на один.
Ведь практически все гигиенические процедуры в роддоме выполнял медперсонал, а дома мамочка может растеряться от недостатка опыта в этих делах.
Утренний туалет (умывание, туалет носа, подмывание)
После пробуждения малыша нужно умыть. Для этого нужно взять несколько ватных шариков и смочить их теплой кипяченой водой. Протереть слегка влажными ватными шариками глазки малыша от наружного края глаза к внутреннему краю. Затем протереть все лицо.
Вытирать кожу малыша нужно промакивающими движениями мягкого полотенца или пеленки, ни в коем случае не тереть. Нужно следить, чтобы вода не затекала в шейные складочки и не оставалась там, а если такое произошло, то тщательно вытереть влагу насухо.
Как правило, после сна в носу малыша скапливаются корочки, которые мешают ему свободно дышать. Избавиться от них можно с помощью ватных жгутиков, смоченных вазелиновым маслом или кипяченой водой. Жгутики необходимо сделать самостоятельно.
Для этого можно взять небольшой кусочек ваты и скатать из него плотный жгутик длиной 3-4 см и толщиной 0,3-0,4 см. Таким образом, вам будет легко ввести его в полость носа. Прокрутив его, вы соберете и закрутите на ватный жгутик все корочки со стенок носика малыша.
Чистить ушки малышу часто не надо. Достаточно протирать насухо ушную раковину и кожу за ней после купания. Часто у малышей, особенно после сна в шапочке, кожа за ушком мокнет. Важно промывать этот участок и насухо вытирать. Нужно следить, чтобы эта зона хорошо вентилировалась и не мокла.
Существуют небольшие нюансы в подмывании малышей разного пола.
Девочку нужно подмывать спереди назад, так, чтобы остатки кала и все загрязнения не попадали в половую щель. Из-за близкого расположения выходных отверстий прямой кишки, мочеиспускательного канала и влагалища у девочек высокий риск проникновения инфекции в мочеполовой тракт.
При подмывании девочку нужно расположить лицом к себе, уложить затылок малышки в локтевой сгиб своей руки и предплечьем поддерживать туловище крошки. Широко расставленной кистью придерживать девочку за ягодицы, а свободной рукой обмывать кожу промежности.
Мальчиков можно подмывать по-разному. Со временем вы приноровитесь держать малыша при подмывании именно так, как вам удобно. Со временем это будет делать проще, ведь ребеночек совсем скоро будет пытаться поддерживать головушку.
Подмывать детей нужно под проточной водой. Подмывание малышей в тазике сильно нежелательно, так как высок риск занести инфекцию с загрязненной водой в мочевыводящие пути.
Менять подгузник малышу нужно регулярно, примерно каждые три часа и по мере загрязнения. Пока не заживет пупочная ранка верхнюю часть подгузника нужно подворачивать под нее.
В первые недели жизни (да и в последующие тоже) важно малышу давать отдохнуть от жаркого и тяжелого подгузника. Ведь количество мочеиспусканий и дефекаций может достигать до 20-и в день.
Проводить воздушные ванны без подгузника желательно несколько раз в день, следя за температурой кожи малыша и не допуская его переохлаждения.
Первое купание новорожденного
Практически сразу после приезда из роддома новорожденного нужно искупать, ведь ребенка в роддоме только подмывали. Кожа малыша в это время уже шелушится на груди и животе и требует обновления. Но так как пупочная ранка еще не зажила, высока возможность инфицирования, то воду для купания нужно кипятить.
Где вы будете купать ребенка – в ванночке или ванне – не имеет большого значения. Но я за то, чтобы хотя бы до заживления пупка у ребенка была своя индивидуальная ванночка.
Вы должны учитывать, что во время купания голову и шею новорожденного нужно поддерживать одной рукой постоянно, так чтобы вода не попадала в ушки малыша. Поэтому лучше на первое время купания малыша позвать помощника.
Помощнику лучше стоять с другой стороны ванночки. А подход с двух сторон возможен только к отдельно стоящей ванночке. Еще удобно, что маленькую ванночку вы можете поставить на любую удобную для вас высоту и в самое теплое помещение в доме (актуально в зимнее время).
В первые полгода купать ребенка нужно ежедневно. Температура воды должна составлять 37-38°С, температура воздуха в комнате 22-24°С. Купать лучше перед кормлением.
Первые пару дней купать малыша нужно в воде с добавлением марганцовки, а затем с отваром трав (лучше череды). Марганцовку следует развести в отдельной емкости, чтобы кристаллы калия перманганата (марганцовки) не попали в процессе купания на кожу малыша. Приготовленный концентрат марганцовки в отдельной емкости уже потом добавлять в ванночку с водой, так чтобы вода приобретала едва розовый цвет.
Ребенок может испугаться первого погружения в ванночку. Чтобы это погружение было плавным, чтобы не так чувствовался перепад температур, лучше малыша купать первое время в пеленке.
Пеленка еще предотвращает от резкого переохлаждения кожи ребенка, которое может быть при интенсивном испарении воды с кожи ребенка.
Для купания малыша, завернутого в пеленку, помещают плавно в воду, и поочередно обмывают сначала одну ручку, а затем прикрывают ее смоченной пеленкой. Только потом приступают к мытью следующего участка тела.
Пользоваться мылом можно не чаще одного раза в неделю.
Первый сеанс купания не должен затягиваться дольше 7-10 минут. Вот поэтому еще одна пара рук не помешает в этом деле.
При купании уделите особое внимание складочкам младенца. Тщательно промойте их, а потом промокните все участки кожи мягким полотенцем.
Для профилактики опрелостей в складочках после купания лучше воспользоваться присыпкой. Не всегда жирные кремы под подгузник подходят младенцу и предотвращают появление покраснений и опрелостей.
В современных подгузниках практически всегда применяется пропитка для того, чтобы защитить кожу малыша. И на практике не все кремы и мази хорошо взаимодействуют с компонентами этой пропитки. Поэтому множество слоев всяческих средств ухода может сыграть злую шутку с вами и с ребенком.
Проводить обработку пупочной ранки новорожденному нужно минимум один раз в день. При выраженном мокнутье пупка проводить туалет ранки можно дважды в день. Обычно это делают после купания.
В первые дни после снятия пуповинного остатка пупок прикрывает плотная кровянистая корка, которую нужно обязательно убирать. После купания, когда она подмокнет, это проще сделать.
Необходимо чистыми руками развести края пупочной ранки и обильно капнуть в нее несколько капель 3%-ной перекиси водорода. Оставить на 20-30 секунд, а затем просушить ранку, тушируя ее ватным тампоном на палочке. Потом обработать дно пупочной ранки с помощью ватного тампона на палочке 1%-ным раствором бриллиантовой зелени (зеленки).
Стрижка (подстригание) ногтей
Подстричь ногти можно малышу сразу после роддома. Как правило, в этот период это уже необходимо, так как доношенный малыш рождается с небольшим, но остреньким маникюром. Ноготки сильно царапаются и легко ломаются.
Обрезать ногти нужно по прямой линии ножницами с закругленными концами. Так будет меньший риск образования заусенцев и инфицирования ногтевого ложа.
Первая прогулка младенца
При хорошем самочувствии ребенка и благоприятной погоде гулять с ребенком на улице можно сразу после выписки из роддома. Продолжительность первой прогулки не должна превышать 15-20 минут.
Чтобы сборы на улицу не затянулись, ребенок не перегрелся и не вспотел во время сборов на прогулку, выбирайте просторную и легко закрывающуюся одежду.
При выраженном беспокойстве первую непродолжительную прогулку можно совершить на руках у мамы.
Выходить гулять стоит после кормления. Так больше вероятность, что ребенок хорошенько поспит на свежем воздухе.
В летнее время стоит избегать активного солнечного времени. То есть, гулять с ребенком лучше до 11 часов утра или после 16 часов дня. В зимнее время прогулки стоит отменить при понижении температуры ниже -10°С.
Надевать малышу летом нужно на одну одежку больше, чем на себя, а зимой – на две. Плюс учитывайте, что ребенок в таком возрасте чаще спит на улице, поэтому его нужно укрыть пледом.
Режим кормления в первые дни
Про кормление можно говорить бесконечно. Тему кормления можно развить еще на такой же объем статьи. Поэтому для новоиспеченных мамочек здесь затрону только режимные моменты.
Важный вопрос – кормить по требованию или по часам?
Ответ: кормить новорожденного малыша грудным молоком желательно по требованию. При желании после месяца жизни крохи постепенно переходить к режиму кормлений каждые два часа.
При кормлении заменителями молока необходим режим. Поэтому давать смесь раньше, чем через 3-3,5 часа после кормления, не нужно. Еда должна успевать перевариться. Иначе повышенного газообразования и колик вам не избежать.
Период первых недель жизни малыша состоит практически из кормлений, плавно перетекающих в сон. Новорожденный в первые дни может бодрствовать до 4 часов в сутки.
В заключении подведу итог. Первые дни малыша – самый ответственный момент, пройти который более ровно маме поможет нужная информация по теме. Эту информацию вы только что получили!
Здоровья вам и вашим детям!
Об особенностях первых дней новорожденного вам рассказала практикующий врач-педиатр, дважды мама Елена Борисова-Царенок.
Малыш появился на свет: он такой маленький и беззащитный! У молодой мамы сразу возникает множество вопросов: как правильно ухаживать, понимать, на что стоит обращать внимание. Каждый день приносит все новые вопросы, поэтому важно знать развитие новорожденного по неделям, чтобы не впадать в панику при проявлении тех или иных рефлексов и особенностей малыша.
Характеристика периода новорожденности
Первые 28 дней жизни малыша считаются периодом новорожденности. Этот месяц очень важен для маленького человечка, ведь развитие новорожденного по неделям идет семимильными шагами.
Все, что происходит вокруг ребенка - ново для него. Период новорожденности - время, когда главенствующую роль играет тот набор рефлексов, с которым малыш появился на свет.
Поисковый рефлекс. Выражается в том, что ребенок начинает искать источник пищи ртом и поворачивать головку, если коснуться его нижней или верхней губы.
Сосательный рефлекс. Малыш производит сосательные движения при касании его губ или языка каким-либо раздражителем.
Ладонно-ротовой рефлекс. Ребенок открывает рот, если надавить на его ладошку в области большого пальца.
Хватательный рефлекс. Малыш сжимает кулачок, если надавить на его ладошку.
Шаговый рефлекс и рефлекс опоры. Ребенок поджимает ножки, если взять его под мышки, а если почувствует опору, встанет полной ступней и даже сделает шажки, если наклонить его чуть вперед.
Защитный рефлекс. Необходим ребенку, чтобы не задохнуться в положении лежа на животике. Выражается в том, что малыш поворачивает головку набок, если лежит на животе.
Физиологические особенности новорожденного
Есть еще ряд особенностей только родившихся малышей: их не стоит бояться, это вполне нормальное состояние ребенка. К таким особенностям относятся, например, роднички - участки черепа, не прикрытые черепной костью.
У 60-70% новорожденных наблюдается желтушность кожи - это нисколько не связано с наличием гепатита, просто кровеносная система начинает функционировать в соответствии с новыми условиями в воздушной среде - отсюда наличие в крови билирубина, который и окрашивает кожу в желтый цвет.
Не стоит пугаться и небольших белых пятнышек на личике малыша - это результат наличия у него женских половых гормонов эстрогенов - он их получил от мамы.
Нормальная температура тела новорожденного - 37-37,5 градуса, он еще не научился регулировать этот показатель.
Следует помнить, что острота зрения у младенцев существенно отличается от взрослых. Это объясняется фокусным расстоянием, которое равно 50 см, постепенно малыш научится фокусировать глаза на предмете.
Основные тенденции в развитии малыша
Родившись на свет, ребенок испытывает тяжелейший стресс: ему приходится заново приспосабливаться к окружающим его условиям и образу жизни. Ново для него все, начиная от окружающей температуры и заканчивая необходимостью требовать пищу. Можно сказать, что малыш привыкает жить заново, это же происходит с его организмом: все системы начинают очень быстро развиваться и приспосабливаться.
Новая среда холоднее, светлее, шумнее той, в которой он обитал до этого. Чтобы помочь малышу, нужно чаще брать его на руки (не бойтесь приучить, избаловать ребенка - именно сейчас это просто необходимо). Намного лучше, если малыш будет слышать стук маминого сердца, ведь он сопровождал ребенка все 9 месяцев внутриутробного развития.
Первая неделя
Раскрывать развитие новорожденного по неделям начнем с первых 7 дней его жизни. Это время знакомства малыша с окружающим миром. Как правило, тяжелее всего дело обстоит с пищеварительной системой, ведь ребенок получал все необходимые вещества через плаценту, а теперь не просто должен сам добывать пищу, но и перерабатывать ее. Рождается малыш с полностью стерильным кишечником, лишенным какой-либо полезной микрофлоры, и должно пройти определенное время, чтобы пища стала хорошо перевариваться. Отсюда - частые проблемы с коликами и болями в животике. Нередко малыши первой недели теряют в весе из-за проблем с усвоением пищи.
Первородный стул темного цвета постепенно становится обычным для новорожденного ребенка, светлым, имеющим кашицевидную структуру.
Кожа малыша также приспосабливается к окружающей среде: возможны шелушение, краснота и пожелтение. О последнем мы уже говорили, а вот шелушение связано с тем, что малыш из водной среды попадает в воздушную. Тут важно следить за увлажненностью воздуха в комнате малыша, использовать детские крема или масло. Покраснение кожи ребенка первой недели жизни не следует воспринимать как патологию. Наоборот, это говорит о том, чтосделав первый вздох, он расправил легкие и максимально насытил кровь кислородом. Краснота будет проходить по мере того, как станет изменяться тонус сосудов и их приспособление к внеутробной жизни. Как правило, к концу первой недели она проходит вместе с шелушением.
Чтобы помочь малышу быстрее приспособиться к новым условиям, нужно знать, как происходит развитие новорожденного ребенка по неделям и месяцам, какие изменения должны произойти, а при наличии каких следует бить тревогу. Так, синюшняя кожа малыша говорит о неправильной работе систем жизнеобеспечения.
Сон недельного ребенка занимает большую часть его времени - 12-16 часов в сутки. Он просыпается, чтобы поесть, и опять засыпает. Перерыв между кормлениями - 2-3 часа.
Фокусировать взгляд на предметах малыш может недолго и на небольшом расстоянии (не больше 15 см).
Слух у недельного ребенка уже хорошо развит, однако различить, что это за звук, малыш не может. Громкие звуки вызывают у него боязнь (ребенок вздрагивает), а тихие, спокойные мотивы способны убаюкать.
Обоняние - еще одно чувство, которое весьма хорошо развито у недельного малыша. Так, маму он хорошо выделяет среди других по запаху грудного молока, исходящего от нее.
Вторая неделя
Какой новорожденный 2 недели? Развитие его быстро идет вперед. Желтушность, покраснения и прочие проблемы с кожей остаются позади, ребенок приобретает нормальные черты.
Процесс кормления постепенно налаживается, малыш сосет активно и с удовольствием. Вес начинает прибавляться, однако могут начаться проблемы колик и скопления газов в кишечнике. К сожалению, этому подвержен каждый четвертый новорожденный ребенок (2 недели). Развитие моторики кишечника продолжается - он опорожняется всего 3-4 раза за день. Проблема колик может сохраниться вплоть до 4-месячного возраста малыша.
Спит двухнедельный ребенок уже меньше, по 15 часов, периоды бодрствования увеличиваются. Он постепенно начинает фокусировать взгляд на лицах взрослых, разглядывая отдельные части их лиц: глаза, губи, брови. Малыш может заинтересованно разглядывать яркие или контрастные игрушки. Он начинает различать ласковые голоса окружающих: мамы, папы или того, кто ухаживает. Именно в этот период кроха одаряет окружающих своей первой улыбкой.
Третья неделя
Исполнилось 3 недели новорожденному. Развитие всех функций организма продолжается. В этот период ребенок активно познает то, что его окружает: он хорошо знает голос мамы, уже показывает плачем, когда его что-то беспокоит. Начинает проявлять характер: например, может заплакать, если ему не нравится надевать чепчик или переодевать подгузник.
Когда наступает 3 недели новорожденному, развитие зрения приносит свои плоды: ребенок подолгу разглядывает предметы, понимает положение своего тела, крутит головкой, смотрит по сторонам. Фокусное расстояние увеличивается до 20 см.
Врожденные рефлексы развиты очень активно, например, хватание и подергивание ножками при держании его на твердой поверхности.
Четвертая неделя
У ребенка первый юбилей - месяц, 4 недели новорожденному. Развитие его уже достигло весьма внушительных результатов. Маленький человечек - настоящий исследователь окружающего мира. Он не только активно крутит головкой на руках у взрослых, но и на какое-то время поднимает ее и пытается крутить из положения лежа.
Яркие, гремящие и шуршащие предметы могут надолго заинтересовать малыша, он даже сопровождает их взглядом.
Ребенок может лежать в кроватке один, бодрствуя, разглядывая игрушки. Однако присутствие взрослых и их тактильные контакты с малышом очень важны. С ребенком необходимо подолгу разговаривать, ведь он уже улавливает оттенки интонации, улыбается в ответ на улыбку. Завершение периода новорожденности - так называемый комплекс оживления, когда малыш начинает активно работать ручками и ножками, как только видит взрослого.
Основные выводы: таблица
Поможет проследить развитие новорожденного по неделям таблица, в которой отразим основные изменения в жизни крохи первого месяца жизни:
Пищеварительная система | Физиология, сон | Рефлексы | |||
В норме - потеря веса на 500-600 г; Формируется стул светлого цвета; До 12 испражнений в сутки. | Покраснения, шелушения, желтушность кожных покровов; Сон до 16 часов в сутки. | Не может долго фокусировать зрение на 10-15 сантиметрах | К концу первой недели проявляются основные рефлексы; Хорошо слышит, но звуки не различает. | Находит маму по запаху. |
|
Активно ест, набирает вес; 3-4 испражнения в сутки; У 20% детей начинаются колики. | Кожные проблемы проходят; Сон до 15 часов в сутки. | Фокусирует взгляд на отдельных частях лиц взрослых. | Начинает корректно работать вестибулярный аппарат. | Различает ласковые слова, улыбается в ответ. |
|
Изменений нет | Период бодрствования увеличивается, лежит в кроватке, разглядывает окружающие предметы | Фокусное расстояние увеличивается до 20 см, отдает предпочтение ярким, шуршащим предметам | Осматривается, поворачивает голову, когда его держат на руках. | Оповещает плачем родителей, когда ему что-либо нужно, четко различает интонацию: темпераментную и спокойную |
|
Четвертая | Пища переваривается лучше | Достаточное время может находиться один в кроватке | Осознанно рассматривает окружающие предметы, следит за движущимися игрушками. | Ненадолго поднимает и поворачивает голову из положения на животике; | «Комплекс оживления» - основное достижение новорожденности |
Как видим, развитие новорожденного по неделям - очень важные вехи первых дней его жизни, которые должны быть под особым контролем родителей и педиатров.
Кормление
Перед едой на 10-20мин класть ребёнка на животик для тренировки головки и улучшения пищеварения, выведения газов.
Во время кормления и после держать ребёнка в полувертикальном положении для предотвращения срыгивания и газов.
Кормить одной грудью для правильной лактации(кормим правой грудью головку укладываем на левую сторону(как кормили)), т.к. череп ребенка ещё не сформирован он мягкий и важно чтобы давление было более менее равномерное(к 2-3 месяцам разумно купить ортопедическую подушку! четкой фомы)
После еды подержать малыша «столбиком» 15-20мин до отрыжки.
Массаж или купание через 40мин-1,5часа после еды.
Колики: а) положить на стол или колени и погладить ладонью живот по часовой стрелке; затем осторожно согнуть ножки в коленях, приведя их к животику и распрямив(повторить несколько раз упр.)
б) можно прогреть животик детской грелкой.
в) пить маме укропную воду(заварить стаканом кипятка 1ч.л. семян укропа(продаются в аптеке)
В идеале малыш:
Срыгивает не чаще 1-2 раз в сутки.
Нет рвоты, не плачет после кормления, животик мягкий.
Стул
Столько же раз, сколько и кормлений(по большому 2-5 раз в сутки).
Кашица: не настолько жидкая чтобы впитаться в подгузник, но и не оформленный.
Могут присутствовать белые или желтые створоженные комочки молока.
Не чаще 1раза за 6-7 опорожнений может появляться зелень или слизь.
Без крови.
Прививки
В первые 24ч первая вакцина против гепатита В.
На 3-7день вакцина против туберкулёза (БЦЖ-М или БЦЖ).
Здоровье
На 4-й день в роддоме сделают неонатальный скрининг(кровь из пяточки для исследований на наследственные болезни, которые нужно лечить с первых дней жизни: 1гипотериоз, 2муковисцидоз, 3фенилкетонурию, 4адреногенитальный синдром, 5галактоземия) Результаты поступают в поликлинику.
Патронаж новорожденного
Уже на след.день после выписки может прийти участковый педиатр. В течении месяца придёт трижды.
Медсестра 5 раз(как приклаывать к груди, как купать, одевать, ухаживать за пупочной ранкой.
Купание до 3х недельного возраста
(до заживления пупочной ранки)
! В первый день-два после выписки купать нельзя (об этом вам должен сообщить педиатр в роддоме, т.к. сделана вакцина против туберкулёза)
Купать нужно обязательно до кормления, но пока он ещё не голоден. Например перед предпоследним кормлением (около 9 часов вечера). Со временем, ребенок привыкнет к вечернему моциону: ванная, еда, сон.
Для новорожденного продолжительность водных процедур должна быть максимум 5-7 минут. Постепенно, к двум-трем месяцам время можно увеличить до 10 минут, а затем увеличивать примерно на 1 минуту в неделю.
Руки купающего следует тщательно вымыть с мылом, ногти коротко остричь, на ухаживающем за ребенком не должно быть ничего, чем можно повредить кожу младенца: кольца, часы, булавки и т. д.
Перед купанием ванночку надо помыть с мылом и обдать кипятком. Подготовить все необходимые для купания предметы: кувшин и воду(на 1С холодней воды в ванне) для обливания ребенка после купания, термометр для измерения температуры воды, мягкую рукавичку из байки или марлевую салфетку для намыливания, детский крем или стерильное растительное масло для обработки складок кожи. Заранее должно быть приготовлено и разложено на столе чистое белье. Зимой его рекомендуется прогреть (завернутое в чистую пеленку белье кладут на батарею центрального отопления, на печку, прикладывают к нему грелку и т. д.).
Приготовить 5% раствор (на 5 гр порошка – 100 мл кипяченой воды, отфильтровать через три слоя марли). Этим раствором обрабатывать пупочную ранку. Для купания – добавлять несколько капель в воду, до слабо розового цвета!
Купать в кипяченой воде температуры 37-37,5 "С. В комнате, где купают ребенка, не должно быть сквозняков, оптимальная температура воздуха 24-26 "С (не ниже 22 "С). В ванночку наливают сначала холодную, а затем теплую воду. Даже если в ванной уже плавает термометр, все равно проверьте температуру воды, опустив в нее свой локоть. При температуре 37 градусов кожа локтя не ощущает ни тепла, ни холода. Уровень воды в ванночке должен быть не более 10- 15 см, чтобы после погружения в нее ребенка над поверхностью воды находилась верхняя часть груди и голова(по плечики в полусидящем положении) Очень важно правильно погружать ребенка в ванну. Левой рукой надо охватить левую подмышку ребенка. Затылок и голова в этом случае опираются на Ваше плечо. Правой рукой поддерживается ягодичная область малыша. После погружения ребенка в воду можно оставить ножки свободными, но голову и туловище ребенка обязательно поддерживать левой рукой и предплечьем. Опустив малыша в воду, не надо стразу начинать его мыть. Дайте ребенку привыкнуть к нахождению в ванной. Опускают ребенка в воду медленно, вначале ножки, затем туловище. Головка располагается на локтевом сгибе взрослого, пальцы этой же руки поддерживают ребенка под коленками. Можно не пользоваться мочалкой, а намыливать ребенка рукой. Мягкими круговыми движениями моется голова, шея, подмышки, верхние конечности, грудь, живот и нижние конечности. Намыленные участки тут же ополаскиваются. Область промежности обмываются последней. В воду при купании можно добавлять отвар череды или ромашки. Если же ребенок плохо засыпает, то подойдет ванна с пустырником или валерьяной. Но, делая любую травяную ванну (особенно с валерьяной), обращайте внимание на запах в ванной комнате. Если запах очень резкий, «бьющий» в носик ребенку, то в таком случае малыш может начать сильно плакать и отказаться от водных процедур еще на долго. Новорожденного не следует тереть, так как это может повредить кожу, осторожно промывают естественные складки кожи. Смыв мыло с ребенка, вынимают его из ванны и, повернув спинкой вверх, обливают из кувшина теплой чистой кипяченой водой (температура воды для обливания на 1 "С ниже, чем температура воды в ванне), заворачивают в заранее приготовленную теплую простыню. Обсушивают ребенка осторожным прикладыванием мягкой простыни к телу, во избежание травматизации кожи растирать ее не следует. Затем смазывают складки кожи детским кремом или стерильным растительным маслом, одевают в чистые теплые распашонки и укладывают в кроватку. После небольшого отдыха в 21 ч приступают к кормлению.
Массаж
На первом месяце под запретом! – младенец должен адаптироваться к новым условиям жизни. Позже курс должен длиться не больше 20дней, затем нужен перерыв на 2-3 недели.
Сон
Причины просыпания: колики, перевозбуждение перед сном, голод.
«Спокойная бессонница» - ночные бдения ребёнка. Когда он внезапно просыпается и начинает потихоньку лепетать, играть с тем, что попадёт под руку: краешком одеяла, пустышкой, собственными ручками и ножками, словом, сам себя развлекает и убаюкивает. Не вмешивайтесь! Малыш немного поворкует и уснёт.
Одевание (не кутать!)
Головку при постоянной температуре воздуха в комнате 22-24 "С не покрывают.
холодно (ниже 18 град.): боди + комбинезон слип + пинетки
нормально/тепло (18-23 град.): боди + штанишки
тепло/жарко (выше 23 град.): боди + носочки
на ночь: комбинезон слип
Когда Ваш малыш находится в пеленках, то его лучше одеть чуть теплее, потому как он лишен возможности двигаться и согреваться за счет своего движения. Ведь активные мышечные сокращения способствуют выделению тепла, а значит, согреванию. Поэтому, дети, которых не пеленают, подвергаются гораздо меньшему риску замерзнуть.
Во время сна ребенка нужно укрыть легким одеялом или пледом.
ПРОГУЛКА:
Собираясь с ребенком на прогулку, некоторые придерживаются следующего правила – одевать ребенка так, как оделись сами, но добавив один слой одежды.
лето (жарко) – боди с коротким рукавом + носочки, совсем маленькому -
легкий плед
лето (тепло/ветрено)- боди с длинным рукавом
лето (прохладно/сыро) – боди+штанишки+вязанный комбинезон, плед
осень/весна (вы уже в пальто или еще в пальто) – боди+штанишки+вязанный
комбинезон+теплый комбинезон, плед
осень/зима (мороз!) - боди+штанишки+вязанный комбинезон+теплый комбинезон, меховой конверт+ трикотажный чепчик и теплую шапка
Как проверить :
Чтобы определить, комфортно ли малышу, нужно пощупать кожу на шее и в верхней части спины. Если она горячая или, и что хуже, влажная, то малышу жарко и нужно срочно принимать меры во избежание сильного перегревания. Для этого снимите с ребенка часть одежды. В случае сильного перегревания, малыш кричит, беспокоится. Кожа приобретает красный оттенок, пульс учащен. Нередко повышается температура. Тогда нужно полностью раздеть ребенка, напоить его водой и спустя 10 -20 минут измерить температуру тела. Зачастую она опускается до нормальной или немного выше. Но если температура не пришла в норму, то можно протереть шею, подмышечные впадины, локтевые сгибы, паховые складочки, область под коленками салфеткой или ватой, смоченной прохладной водой – это усилит теплоотдачу.
Определить, не холодно ли ребенку, можно, пощупав его нос. Если нос холодный – ребенок замерз. Если кожа малыша становится бледной, то это также значит, ребенок мерзнет.
Расчесывание
Расчесывать малыша нужно примерно раз в два дня, используя специальную мягкую щеточку с натуральным ворсом аккуратно счесывая корочки.
Сон
Родители должны знать, что постоянное пребывание ребенка в коляске вредно (раздражение вестибулярного аппарата), что укладывать его рекомендуется без подушки, но с приподнятым головным концом кровати, либо с подголовником(ортопедической подушкой) высотой 2-3 см. Оптимальные размеры подкладываемой клеенки 15x20 см.
Одежда малыша
Одежда ребенка первого месяца жизни – из мягких, натуральных (хлопчатобумажных или льняных), легко стирающихся тканей, которые можно кипятить; просторная, обеспечивающая свободу движений растущему организму, должна защищать от переохлаждения и перегревания, создавать ровный микроклимат без резких температурных колебаний. Перед употреблением все предметы следует хорошо выстирать и прокипятить «детским» мылом. Белье ребенка 1-го месяца жизни проглаживается с обеих сторон.
Детская комната
В комнате, где стоит кроватка ребенка, необходимо дважды в день проводить влажную уборку и не менее 5-7 раз проветривать ее (по 15-20 минут). Температура воздуха должна быть постоянной, в пределах 20- 22 "С, освещение – умеренным. Очень важно поддержание в доме спокойной обстановки, тишины, так как ребенок с первых же дней жизни реагирует на громкий звук.
Детская кровать ставится в самом светлом месте комнаты, но так, чтобы ребенок не находился под прямыми солнечными лучами, на сквозняке или около отопительных приборов. Рядом с кроваткой рекомендуется поставить пеленальный столик, на котором в дальнейшем можно будет делать ребенку массаж и гимнастику.
Прогулка
Если ребёнок родился осенью или зимой на прогулку с ним выходят с 2-3-недельного возраста, в зависимости от погоды. На первую прогулку выносят при температуре воздуха не ниже – 5 "С, сначала на 10-15 минут, затем на 30-60 минут 2 раза в день. К месячному возрасту пребывание ребенка на свежем воздухе должно составлять не менее 1,5 часа. В холодные дни прогулки желательно совершать чаще, но продолжительность их сокращают до 20-30 минут. Детей нужно приучать к прогулкам в любое время года, ни в коем случае не кутать ребенка.
Ежедневный туалет
Он производится перед первым, или вторым кормлением в определенной последовательности. Начинают его с умывания лица теплой проточной кипяченой водой (чистой рукой или смоченным ватным тампоном). Глаза обрабатывают стерильным ватным тампоном, смоченным водой, по направлению снаружи кнутри, для каждого глаза отдельным тампоном. Туалет носа производят при помощи стерильных ватных фитильков, смоченных стерильным растительным или вазелиновым маслом. Ушные раковины обтирают влажной отжатой салфеткой. Часто за ушами ребенка образуются опрелости, корочки, поэтому после промывания и просушивания складки за ушами протирают вазелиновым маслом или детским кремом. Следует обратить внимание матери на места, где чаще всего образуются опрелости: складки за ушами, шейные, подмышечные и паховые области. Категорически запрещается в профилактических целях применение мазей с антибиотиками и гормонами. Кожу ребенка можно обработать растительным маслом, прокипяченным на водяной бане в течение 10 минут и охлажденным. Ягодицы и промежность моют детским мылом под проточной водой. Девочек подмывают в направлении спереди назад во избежание заноса инфекции в мочевые пути. Подмывать ребенка следует также после каждого мочеиспускания и дефекации.
Уход за пупочной ранкой
До полного заживления пупочной ранки патронажная сестра посещает ребенка ежедневно. Она должна иметь при себе набор следующих средств для обработки пупка: 5 % раствор марганцовокислого калия, 2-3 % раствор перекиси водорода, 70 % спирт, стерильный материал (ватные и марлевые тампоны, салфетки). При каждом посещении новорожденного сестра осматривает и производит обработку пупочной ранки 2-3 % раствором перекиси водорода, спиртом, а затем раствором марганцовокислого калия (можно использовать бриллиантовую зелень).
Уход за полостью рта новорожденного
Слизистая рта у младенца очень нежная, легко ранимая, она не требует обработки, если нет признаков молочницы. При появлении молочницы слизистую рта рекомендуют смачивать 2 % раствором питьевой соды (1 чайная ложка на 1 стакан кипяченой воды комнатной температуры). Мать нажимает большим пальцем на подбородок ребенка, чтобы он открыл рот, и обрабатывает слизистую рта тампоном, смоченным содовым раствором. Процедура повторяется каждые 2-3 часа перед кормлением ребенка. Элементы молочницы можно обрабатывать раствором буры в глицерине, порошком нистатина.
Соски, бутылочки следует тщательно кипятить. Стерильные пустышки (их должно быть 5-6) следует менять несколько раз в день, держать в стерильной баночке с закрытой крышкой.
С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.
Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.
Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.
Неделя первая, знакомимся
Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.
Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.
Грудное вскармливание
В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.
Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.
Первое купание
Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.
Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:
- Срыгивания. Многие мамы переживают, что малыш часто и много срыгивает и не наедается. Срыгивания — нормальное явление для младенца до 6 месяцев.
- Потеря веса. В первые дни после рождения малышам на грудном вскармливании свойственна потеря веса. Это нормальное и временное явление. Вес они нагонят, когда полностью наладится кормление грудью.
- Желтуха. Вы можете отметить, что спустя 2-3 суток после родов оттенок кожи новорожденного приобрел желтый цвет. Явление также нормальное, представляет собой адаптивный процесс, в результате которого в крови образуется избыток билирубина, окрашивающего кожу в желтый цвет. Если желтуха не носит патологический характер, то проходит самостоятельно за 7-14 дней.
- Косоглазие. Иногда может показаться, что глазки новорожденного косят. Это происходит из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд. Помогите малышу научиться пользоваться глазами — повесьте над кроваткой по центру крупную, яркую игрушку, и глазки станут двигаться синхронно через несколько дней или недель. В очень редких случаях косоглазие может затянуться до полугода, что еще не является поводом для беспокойства.
- Вздрагивания во сне. Ваш малыш резко вздрагивает во сне? Вовсе не обязательно, что у него проблемы с нервной системой. Запеленайте на время сна его потуже, чтобы создать похожие условия существования во время беременности и крохе станет спокойней. Такие вздрагивания проходят в среднем к 3-4 месяцам после рождения ребенка.
- Шелушение кожи. После родов у младенца не очень приглядный вид из-за специальной смазки, которая покрывает его тело для облегчения процесса родов и первоначальной защиты кожи от контакта с воздухом. Снимать ее первые 2-3 дня не надо. Потом она впитывается и кожа ребенка адаптируется к новым условиям, следствием чего становится шелушение.
Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.
Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.
Схема введения помесячного прикорма при грудном вскармливании, разработанная Союзом педиатров России
Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.
Неделя вторая, осваиваемся
Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.
Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.
Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.
Неделя третья, маленькие победы
Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.
Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.
Неделя четвертая, подводим итоги
Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.
Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.
Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.
По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.
Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:
- фокусировать взгляд на рассматриваемом предмете, поворачивать голову в сторону исходящего звука;
- узнавать родителей и оживляться при их появлении в поле зрения;
- пытаться непродолжительно удерживать голову в положении лежа на животе.
Рост и вес
Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.
Второй месяц
Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.
Что должен уметь делать малыш:
- фокусировать взгляд не только на движущихся, но и на неподвижных предметах;
- переворачиваться с бочка на спинку;
- непродолжительно удерживать головку из положения лежа на животике, пытаться приподниматься на ручках, выгибая спину, поворачивать голову на звук;
- демонстрировать рефлекс опоры: чувствовать опору под ножками и отталкиваться от нее;
- демонстрировать «комплекс оживления» при появлении взрослых: улыбаться, шевелить ручками и ножками, выгибаться, «гулить», издавая протяжные гласные звуки.
Ответы на самые важные вопросы о прикорме маленьких детей
Третий месяц
Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.
Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.
За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.
Умения и навыки:
- комплекс оживления получает дальнейшее развитие, ребенок пытается разговаривать с помощью «агуканья» и очень рад видеть маму или папу;
- переворот со спины на живот;
- упор на руки с поднятием корпуса лежа на животе и удерживание в таком положении.
Четвертый месяц
У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.
Умения и навыки:
- удерживание с легкостью небольших предметов;
- лепет, гуление, произнесение слогов «ба», «ма», «па» и других;
- реакция на свое имя;
- уверенное удерживание головки при вертикальном положении на руках у взрослого;
- захват, подтягивание к себе и проба на вкус заинтересовавших предметов;
- первые попытки приседания.
Пятый месяц
Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.
Что должен уметь делать ребенок:
- переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
- играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
- «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.
Шестой месяц
Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.
Навыки и умения:
- непродолжительное сидение в подушках, детском стульчике, коляске;
- ползание;
- смех, бормотания, и даже нечто похожее на пение;
- прыжки на руках взрослого при поддержке за ручки, которые становятся любимым занятием карапуза.
Седьмой месяц
Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.
Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.
Навыки и умения:
- ребенок встает с помощью опоры и передвигается стоя;
- уверенно ползает, но бывает и так, что период ползания малыш пропускает, и сразу начинает передвигаться, держась за опору.
Сколько раз в течение суток должен какать новорожденный ребенок
Восьмой месяц
Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.
Что умеет делать ребенок:
- самостоятельно садиться;
- кидаться игрушками и перекладывать их из одной руки в другую;
- делать первые шаги, держась за руки взрослого.
Девятый месяц
Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.
Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.
В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.
Что умеет ребенок:
- держит ложку в руках и пытается самостоятельно кушать, пьет из кружки или поильника;
- по просьбе взрослого берет предметы, которые ему называют;
- самостоятельно садится, сидит, ползает и ходит с опорой;
- трансформирует лепет в слова.
Десятый месяц
Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.
В этой статье:
Первый год – важнейший этап в жизни каждого ребенка. Малыш растет, развивается, знакомится с окружающим миром, приобретает необходимые навыки.
Чтобы родители были уверены, что их ребенок растет и развивается в соответствии с возрастом, они должны знать, как должно происходить развитие новорожденного по месяцам в норме. Именно об этом и пойдет речь в статье.
1 месяц
Первую неделю своей жизни младенец значительную часть времени проводит во сне. Таким образом, происходит адаптация к новым условиям жизни. Начиная со второй недели периоды бодрствования удлиняются.
К концу первого месяца грудничок уже фокусирует свой взгляд на яркой игрушке, прислушивается к разговорам и пытается произносить первые звуки. Различает голос мамы: услышав мамину речь, радуется, что проявляется активными движениями ножками и ручками.
2 месяц
Младенец уже относительно хорошо держит голову, а лежа на животике, опирается на предплечья. Лучезарно улыбается взрослым, поворачивает головку на звук, пытаясь найти его источник глазами.
В развитии речи начинается довербальный период или период «гуления», когда крошка начинает издавать звуки «агу», «абу» или «уа».
3 месяца
Малыш в этом возрасте уже не только уверенно держит голову, но и легко переворачивается со спины на бок и наоборот.
Грудничок узнает лица родных, улыбается им, при общении смеется, воркует, гулит и ведет диалог. Попадает ручками по игрушкам, висящим над кроваткой, пытается захватывать их и попробовать на вкус.
4 месяца
Грудничок делает попытки перевернуться со спины на животик, при поддержке взрослого может сидеть. Совершает осознанные действия с предметами: бросает, берет, стучит, облизывает. У него уже появляются первые любимые игрушки.
В речи появляются первые слоги, которые крошка неосознанно складывает в слова: «ма-ма-ма», «та-та-та» и «ба-ба-ба».
5 месяцев
Развитие ребенка 5 месяцев продолжается. Малыш уже быстро переворачивается со спины на животик и наоборот, делает попытки в самостоятельном сидении, подтягивании туловища при помощи рук. Его действия становятся более целенаправленными: он соединяет руки, отталкивает мяч, захватывает его и т.д.
Дифференцированно реагирует на взрослых: пугается и вздрагивает при виде незнакомых, лепечет и хохочет при общении с близкими.
6 месяцев
Шестимесячный ребенок делает попытки сесть без помощи взрослых, подползает к заинтересовавшему его предмету, делает попытки встать возле опоры. Активно занимается с игрушками: бросает их, перекладывает из руки в руку, из одного места в другое и т.д.
Речевое развитие ребенка 6 месяцев продолжается: появляются первые подражания типа «ав-ав», «би-би» и др. Малыш уже улавливает причинно-следственные связи: оттолкнул предмет – он упал, нажал на кнопочку – зазвучала музыка и т.п.
7 месяцев
Физическое развитие ребенка 7 месяцев: малыш самостоятельно сидит, держась за опору, становится и стоит, уверенно и быстро ползает в любых направлениях. Он уже пытается пить из чашки и есть с ложки, знает значение некоторых слов: можно, нет, нельзя, названия действий и игрушек.
Малыш проявляется привязанность к маме: плачет, когда мама уходит, радуется при ее появлении. Очень любит рассматривать книжки, переворачивать странички, у него появляются первые любимые картинки.
8 месяцев
Восьмимесячный малыш хорошо стоит, делает попытки сделать первые самостоятельные шаги возле опоры. Он хорошо ориентируется в пространстве, знает, где находятся его игрушки, показывает их месторасположение кивком головы или рукой. Может выполнить простые поручения: принеси, подай, открой и т.д.
Он уже умеет соединять части матрешки, нанизывать кольца пирамидки, накрывать крышками коробочки. Очень любит танцевать, топать ножками, хлопать в ладошки.
9 месяцев
Ребенок уверенно сидит, активно ползает, ходит, держась за опору. Активно проявляет свои эмоции, отношение к происходящему: плачет, если мама выходит из комнаты, смеется при виде новой игрушки, вырывается, если ему что-то не нравится, например, если мама чистит ему ушки.
Криком и плачем выражает свое возмущение, добивается желаемого, манипулирует взрослыми. Начинает проявлять самостоятельность в процессе принятия пищи и одевания. Речь малыша продолжает развиваться, однако его первые слова понятны пока только родителям.
10 месяцев
Ребенок продолжает познавать мир: прислушивается к звукам, присматривается к предметам и людям, пытается подражать их интонации и действия. Уверенно ходит, придерживаясь за опору, иногда отпускает опору и удаляется от нее на несколько шагов.
Любит танцевать, залазить на невысокие предметы и слазить с них. Ему нравиться играть с игрушками, этому занятию он может посвятить 10-15 минут. Знает, как использовать игрушки по назначению: куклу – качать, машинку – катать и т.д. В речи появляются новые слова: «ам-ам», «дай», «на» и т.д.
11 месяцев
Ребенок самостоятельно передвигается, старается все элементарные действия выполнять самостоятельно: пить из чашки, кушать ложкой и одеваться.
Выполняет просьбы взрослых, вроде, «дай», «положи», «возьми» и т.д. Понимает, когда поступает плохо, а когда хорошо. Знает, чего хочет, а чего нет, и выражает это кивком головы или ее качанием.
В речи появляются новые слова, которые соотносятся с людьми, животными, предметами, действиями: «пи-пи», «ням-ням» и др.
12 месяцев
Малыш уверенно ходит, сидит, ползает. Он научился бросать предметы и делает это с удовольствием. Перекладывает из руки в руку предметы, может удержать в одной ладошке сразу несколько мелких предметов. Он очень любопытен: везде лезет, все берет и до всего дотягивается.
Малыш с удовольствием познает мир, прислушивается к новым звукам, экспериментирует с предметами: стучит ложкой по тарелке, дергает за веревочку игрушку, высыпает содержимое из баночки и т.д.
В его речи появилось 10-15 слов, правда, произносит он их, коверкая, но члены семьи его прекрасно понимают.
Как видно, развитие новорожденного ребенка в первый год его жизни происходит стремительно. Кажется, совсем недавно это был крошечный беспомощный младенец, а теперь стал вполне самостоятельным человечком со своими желаниями и потребностями.
Не стоит расстраиваться, если развитие вашего младенца по месяцам не много не совпадает с общепринятыми нормами. Он обязательно наверстает упущенное, и главная задача родителей, помочь ему в этом.
Полезное видео о новорожденных детях