Почему мужчины не хотят брать на себя обязательства. Разница между обязательством и обязанностью
Если взять на себя ответственность за свою жизнь, постепенно всё начнёт меняться. Только для этого вы должны быть настроены серьёзно и решительно.
Нерешительность в данном случае, пожалуй, страшнее всего. Как часто мы плывём по течению, не распоряжаясь своей жизнью, позволяя внешним обстоятельствам определять нашу судьбу.
Вот что советует известный предприниматель и лайф-коуч Энтони Роббинс.
- Принимайте решение в момент прилива энтузиазма.
- Возьмите на себя обязательство довести дело до конца.
- Скажите себе, что ваше решение окончательное и всё произойдёт так, как вы запланировали.
К сожалению, большинство из нас постоянно нарушают данные себе обещания, то есть лгут сами себе. А если не доверять самому себе, просто не получится ничего изменить в своей жизни. Как же быть?
Бросьте себе вызов
Не отмахивайтесь от этой статьи. Не откладывайте всё на завтра. Примите решение сегодня . Пусть это будет то, что вы давно хотели или планировали сделать. Пообещайте себе, что на полпути. Скажите себе, что у вас уже есть все необходимые качества. Ведь иначе эта идея не мучила бы вас всё это время.
По данным исследователей, если мы берём на себя какие-то обязательства, особенно публично, само желание казаться последовательным побуждает нас действовать в соответствии с принятым решениемCan Commitment Change Behavior? A Case Study of Environmental Actions . .
Принимая какое-то решение, мы выстраиваем определённое представление о себе, соответствующее нашему новому поведению.
Мы начинаем воспринимать себя в соответствии с этим решением. Если в итоге наше поведение в течение достаточно длительного времени (около 4 месяцевCommitment, behavior, and attitude change: An analysis of voluntary recycling . ) соответствует принятому решению, меняются и наши установки.
Притворяться, пока это не станет правдой? Нет. Примите решение измениться и следуйте ему. Нужно не притворяться, а .
В заключение
Примите решение, возьмите на себя ответственность за его исполнение и сообщите об этом другим. Составьте примерный план действий. Подумайте, чего вы хотите достичь и что для этого понадобится сделать.
А затем создайте условия, в которых вы неизбежно выполните задуманное. Не оставляйте себе лазеек. Со временем ответственное отношение к жизни просто войдёт в привычку.
Соотношение терминов "обязательство" и "обязанность" хорошо описано в статье М.А. Рожковой "К вопросу об обязательствах и основаниях их возникновения"
Если кратко:
Понятие обязательства
употребляется в различных смысловых значениях. Обязательством
называют либо определенное правоотношение
(купля - продажа, подряд), либо отдельную обязанность в этом правоотношении
(уплатить стоимость выполненных работ), либо документ, устанавливающий эту обязанность
(обязательство об оплате вещи, купленной в кредит)"
Существо обязательства как гражданского правоотношения составляют единство субъективных прав (прав требования) и обязанностей. При этом каждому субъективному праву одного участника должна корреспондировать соответствующая обязанность другого участника.
Таким образом, обязанность, участвуя в формировании обязательства, представляет собой только часть последнего и не исчерпывает в полной мере его содержания. Поэтому сам собой напрашивается вывод, что в обязательственном правоотношении обязательство и обязанность соотносятся как целое и его часть
.
Соотношение терминов "обязательство" и "обязанность"
Прежде чем перейти к исследованию оснований возникновения обязательства, некоторое внимание хотелось бы уделить соотношению гражданско - правовых понятий "обязательство" и "обязанность", которые достаточно часто используют в качестве синонимов. Эпиграфом к этой части, возможно, послужили бы слова М.М. Агаркова: "Отчетливость в этом вопросе необходима для устранения попыток применять правила об обязательствах к случаям, когда обязательства нет
В современной юридической литературе, в том числе, к сожалению, и в учебной, можно встретить определения, которые привносят в юриспруденцию бытовое понимание отдельных правовых постулатов. Так, в учебнике гражданского права России можно прочесть следующее: "Понятие обязательства употребляется в различных смысловых значениях. Обязательством называют либо определенное правоотношение (купля - продажа, подряд), либо отдельную обязанность в этом правоотношении (уплатить стоимость выполненных работ), либо документ, устанавливающий эту обязанность (обязательство об оплате вещи, купленной в кредит)"
Возможно, для совершающих сделку лиц или причинителя вреда безразлична правильность терминологического обозначения отношения, в которое они вступили. Для построения же правильной правовой конструкции юрист должен оперировать терминами, единственно приемлемыми в таком случае.
Смешение понятий "обязанность" и "обязательство" имеет свою историю. "Повинны" в этом средневековые юристы (комментаторы), которым не был знаком термин "обязанность". А посему они оперировали только термином obligatio, обозначая им всякую юридическую обязанность.
Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона читаем следующее определение: "В широком смысле понятие обязательства совпадает с понятием обязанности, как составной части каждого юридического отношения. Каждому праву лица соответствует всегда обязательство (обязанность, наложенная законом) других лиц уважать это право, не вторгаться в его сферу, а в случае такого вторжения - отвечать по специальным постановлениям об этих правах, а также о деликтах. Такие обязательства налагаются законом на всех лиц по отношению к собственникам и к обладателям прав семейных, наследственных и личных. В более тесном смысле под обязательствами разумеются обязанности, принятые на себя членами гражданского общества или представителями различных общественных союзов по добровольному соглашению с другими членами или союзами, причем этим добровольным соглашением определяется не только самое вступление в юридические отношения (и для приобретения собственности, и для вступления в брак требуется добровольное решение лица), но и состав прав и обязанностей, принимаемых на себя лицами, вступающими в обязательство"
Бесспорно, что существо обязательства как гражданского правоотношения составляют единство субъективных прав (прав требования) и обязанностей. При этом каждому субъективному праву одного участника должна корреспондировать соответствующая обязанность другого участника.
Таким образом, обязанность, участвуя в формировании обязательства, представляет собой только часть последнего и не исчерпывает в полной мере его содержания. Поэтому сам собой напрашивается вывод, что в обязательственном правоотношении обязательство и обязанность соотносятся как целое и его часть.
Проиллюстрировать вышесказанное можно на примере обязательства по передаче имущества в пользование, возникающего из договора проката. Здесь арендодатель - сторона по договору, - принимая на себя общую обязанность по предоставлению арендатору движимого имущества (в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества), "обременяется" также рядом дополнительных обязанностей, обусловленных публичным характером договора (ст. 626 ГК РФ). К ним, в частности, относятся обязанности арендодателя в присутствии арендатора проверить исправность сдаваемого в аренду имущества, а также ознакомить арендатора с правилами эксплуатации имущества либо выдать ему письменные инструкции о пользовании этим имуществом (ст. 628 ГК РФ). При обнаружении арендатором недостатков сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующих пользованию им, обязанностью арендатора является устранение этих недостатков имущества на месте либо замена данного имущества другим аналогичным имуществом, находящимся в надлежащем состоянии (п. 1 ст. 629 ГК РФ). Обязанность по осуществлению капитального и текущего ремонта имущества, сданного в аренду по договору проката, в силу пункта 1 статьи 631 ГК РФ лежит на арендодателе.
Но этим обязательство не исчерпано: наряду с названными обязанностями арендодателю принадлежат определенные субъективные права (например, право требовать арендной платы, право требовать оплаты стоимости ремонта и транспортировки арендованного имущества в случае приведения его в негодность арендатором).
При этом, надо заметить, каждый из участников названного обязательства имеет права и обязанности, то есть они выступают одновременно и в роли должника, и в роли кредитора по отношению друг к другу. Такие обязательства принято называть взаимными (двусторонними), в отличие от обязательств односторонних, когда в обязательстве участвует один должник, имеющий обязанности, и кредитор, наделенный правами требования (как, например, в обязательстве по возмещению причиненного вреда).
К сожалению, иногда положения об обязательстве пытаются распространить на такие отношения, которые не являются обязательством в собственном смысле этого слова.
Можно рассмотреть такой пример. В абзаце первом статьи 1067 ГК РФ ("Причинение вреда в состоянии крайней необходимости") речь идет об отношениях между двумя сторонами - причинителем вреда и потерпевшим.
Когда такого рода действия производятся для устранения опасности, угрожающей не самому причинителю вреда, то, по существующему мнению, в отношении появляется некое третье лицо, которое "бесспорно является заинтересованным, поскольку оно терпело бы определенную убыль в имуществе или в неимущественных благах, если бы кто-то не устранил угрожающую ему опасность"
Действительно, абзац второй указанной статьи ГК РФ содержит правило, согласно которому обязанность по возмещению вреда, причиненного в состоянии крайней необходимости, может быть возложена судом на лицо, в интересах которого действовал причинивший вред. То есть закон говорит, что на третье лицо может налагаться обязанность совершить в отношении потерпевшего определенное действие.
Однако здесь нет обязательства в смысле статьи 307 ГК РФ, так как отсутствует активный элемент обязательственного правоотношения: потерпевший не обладает правом требования в отношении лица, в интересах которого был причинен вред. Хотя, конечно, вполне справедливо привлечение последнего к возмещению имущественных потерь потерпевшего.
Поэтому для данного случая законодатель предусмотрел специальную правовую конструкцию, в соответствии с которой на лицо, не участвующее в известном правоотношении, судом возлагается обязанность, вытекающая из этого правоотношения. Нельзя не отметить, что, учитывая отсутствие противоправности в поведении этого лица - его поведение никоим образом не заслуживает осуждения, - Кодекс не употребляет термин "ответственность".
В связи с тем, что названная обязанность не является обязанностью по обязательственному правоотношению, то к ней неприменимы правила, установленные для действия обязательств, последствий их неисполнения и их прекращения.
Почему некоторые мужчины не хотят брать на себя ? Многие считают, что стабильные и долгосрочные отношения должны привести к свадьбе. В настоящее время молодые люди не торопятся узаконивать свои отношения и остепеняться, понимая, что это довольно серьезные . Это означает, что для начала, все другие аспекты их жизни, прежде всего, должны быть в порядке, т.е.: окончив институт, получить хорошую работу с хорошей зарплатой, чтобы прокормить свою семью.
Мужчины в основном не хотят задумываться серьезно о совместном будущем, так что если женщины не воспитывают в отношениях совместное будущее, ничего не может случиться, и вот почему женщины, как правило .
Женщинам кажется, что обычно, как правило, серьезные знакомства должны привести к браку и признанию того, что она заслуживают того, чтобы быть женой и матерью. А вот когда мужчина отказывается от законных отношений, то она имеет тенденцию винить себя. Чувствуя свою вину или ущербность, не позволяя себе думать рационально, как это делает обычно мужчина.
Для мужчин брак является принятием важного по поддержке семьи и воспитанию детей. И в отличие от женщины, мужчина может понять то, что он не готов взять на себя обязательство к кому-либо и быть идеальным мужем. Если он сдается и успокаивается, когда он не готов к этому, женщина собирается и снова напоминает ему его . Брак неизбежно меняет отношения.
В браке обе стороны получают новые права и обязанности, в то время, когда у просто живущих вместе людей есть чувство свободы, беззаботности и никаких обязательств. А вот если мужчина и женщина находятся в официальном браке, покупки, сделанные в то время как они состоят в законном браке принадлежат обоим супругам, и если они захотят развестись, то бракоразводный процесс будет долгим и болезненным.
Для некоторых людей, женитьба является серьезной вехой жизни, и это может занять некоторое время, чтобы привыкнуть друг к другу. Для некоторых, прежде чем мужчина и женщина пойдут в ближайший ЗАГС, они должны пожить вместе в течение некоторого времени, чтобы увидеть, насколько совместимы они. Парень во-первых , а не жену. На начальном этапе их отношений, люди должны узнать, каковы их взаимные интересы и жизненные приоритеты.
Вы хотите просто проверить ваши отношения или выйти за него замуж? Люди, действительно любящие друг друга, рано или поздно ради своих детей. Будьте уверены, что ваш мужчина любит вас так, как вы и готов нести полную ответственность и выполнять определенные , даже если вы официально не женаты.
"Человек – это животное,
которое может давать обещания"
Фридрих Ницше
Ролло Мэй, комментируя приведенное в эпиграфе высказывание Ницше, подчеркивает, что под обещанием не следует понимать простую реакцию человека на социальное давление, „проявляющееся в выражении требований группы, толпы или большого сборища людей“, или простую ИНТРОЕКЦИЮ социальных требований.
Человек, согласно Мэю, „может сознавать тот факт, что он дал слово, может рассматривать себя как существо, которое приходит к соглашению; таким образом, обещание предполагает осознанное отношение к самому себе“. Поступок человека, опирающееся на осознанное обещание (соглашение), будет также осознанным и ответственным.
Некое соглашение (устное или письменное - неважно) с кем-то об осуществлении какого-либо действия является обязательством. Этим кто-то может быть и сам человек, берущий на себя обязательство. Однако в последнем случае часто оказывается, что человек обязывает себя в отношение кого-то другого, с кем он себя ОТОЖДЕСТВЛЯЕТ (см. ИДЕНТИЧНОСТЬ и СТРУКТУРА „Я“). Именно эта „другая“ сторона человеческого „Я“ требует от него принятия на себя определенных обязательств.
Результатом взятого обязательства является ответственность перед тем, в отношение кого взято обязательство (то есть в определенных случаях – перед самим собой).
Лиз Бурбо обращает наше внимание на то, что обязательство всегда находится в сфере «иметь» или «делать», то есть лежит в материальной сфере. Ответственность же (как и свобода) всегда находится в самой сердцевине бытия – потому и относится к духовной сфере. Поэтому обязательства можно перекладывать на другого (если он согласится их принять на себя) – ответственность же за свои поступки и выборы всегда лежит на самом человеке и ни при каких обстоятельствах не может быть ни на кого переложена.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что человек всегда свободен в своем выборе, решении и поступке. А значит и обязательства на себя может брать только он сам. Никто не в состоянии обязать человека делать что бы то ни было. Взятие на себя обязательств – такой же акт свободы, как и все другие поступки человека. Потому и ответственность возможна только за свободно взятые на себя обязательства.
Даже в организациях и общественных или политических структурах человек отвечает только за те обязательства, которые он добровольно взял на себя. Так, если человек соглашается играть по “установленным правилам”, то тем самым он берет на себя и ответственность за обязательства, из этого вытекающие, а также за последствия выполнения этих обязательств.
Конечно, другие люди могут пытаться заставить или принудить человека связать себя определенными обязательствами, за которые ему придется впоследствии отвечать. Либо же они могут хитростью или обманом склонить человека к нужному для себя решению, взывая к его чувству ответственности как к некой “обязанности” поступить определенным образом. В таком случае мы имеем дело с манипулятивным поведением: другой пытается навязать человеку нужные для себя схемы поведения или поступки.
Поэтому так важно различать истинную ответственность (ответственность перед собой и перед другими за последствия собственных свободных поступков) и чувство ответственности, которое навязывают человеку другие люди в своих корыстных интересах, “взваливая” на него обязательства.
В своих совместных действиях, направленных на достижение общей цели, на осуществление общих замыслов, люди могут распределять обязательства между собой. Один делает это, а другой то. И каждый отвечает за то, что делает именно он. Человек не может быть ответствен за обязательства другого (брать же обязательства за другого – безответственно). А для себя человек отвечает на вопросы типа: “выполнил ли я мое обязательство и насколько хорошо и полно? доволен ли я результатами моих поступков?”.
При распределении обязанностей (то есть при взятии на себя определенных обязательств) необходимо осознавать свои собственные интересы, потребности, внутренние возможности и собственные пределы, чтобы не взять на себя заведомо чрезмерные обязательства.
Важно не забывать, что любое обязательство имеет конкретные измерения (что, как и когда должно быть сделано, кто и какой вклад вносит в общее дело). Поэтому ответственный человек не просто берет на себя обязательства, но непременно конкретизирует для себя (и – если надо - для другого) детали этих обязательств.
И, конечно, ответственный человек всегда будет взвешенно подходить к распределению обязательств, чтобы потом у него не возникло чувство НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ от такого распределения задач.
„Учитесь делать паузу, прежде чем сказать кому-либо да или нет“, - советует Лиз Бурбо тем, кто стоит перед выбором – брать или не брать на себя какое-либо обязательство.
Важный момент стоит здесь обсудить – а именно то, что многие люди считают себя связанными обязательствами, что является причиной жестоких разочарований и психических срывов. Так, человек может находиться во власти своих внутренних “НАДО” и "НЕЛЬЗЯ” , как бы обязывающих его поступать или не поступать определенным образом. Еще один случай – человек хочет доказать себе что-то и потому берет на себя определенные обязательства.
Следующий вариант – человек считает себя “обязанным” вести себя определенным образом по отношению к другому человеку. Мы подробнее рассмотрим этот вариант ниже, когда будем говорить о невозможности быть ответственным за других людей (в особенности за их счастье) и о бессмысленности ограничения себя в своем развитии, чтобы “не обидеть” другого.
Ответственным поступком может быть и освобождение от своих обязательств, когда человек осознает что он не в состоянии их выполнить, либо они больше не соответствуеют его текущим потребносттям, или поймет, что они были ему навязаны, либо обстоятельства изменились настолько, что взятые обязательства уже не актуальны.
У меня в голове не укладывалось, что люди могут давать обещания без малейшего намерения выполнить их.
Генри Миллер. Тропик Козерога
Необязательность как качество личности – склонность по надуманным предлогам подводить других, не выполнив обещания, договоренности, не сдержав слово, данное людям; взять на себя обязательства и либо не выполнить, либо не сделать точно в срок.
После многих лет плодотворной работы плотник пришел к шефу сказать, что сбирается уйти на пенсию. Еще в юности поступая на работу, он дал обещание его отцу, а потом и самому шефу, что каждый дом будет строить на совесть. Шефу было жаль расставаться с плотником. «Не мог бы ты на прощание построить еще один дом? – попросил он. – Как построишь – иди куда хочешь». Плотник согласился. Однако теперь он впервые проявил необязательность — работал не так старательно, торопился, прикидывал размеры «на глазок», использовал тот материал, который первым попадался под руку, и спешил скорее покончить с домом. Через несколько недель дом был готов. «Благодарю, что выполнил мою просьбу, – с признательностью сказал шеф и вручил плотнику ключи от только что выстроенного дома. – Вот тебе подарок. Я дарю тебе этот дом за твою обязательность и верность слову». Плотник просто остолбенел. Он не верил своим ушам. Знай, он наперед, что дом будет его, – уж он бы вложил в него все свои силы и все старание. Один раз проявил необязательность и теперь придется прожить остаток своих дней в своем единственном некачественном доме.
Необязательность – это серная кислота, пролитая на человеческие отношения. Обманутая сторона в лучшем случае испытывает сильное раздражение и негодование, утрачивает к «Обещалкину» доверие, формирует мнение, что на него ни в чём нельзя положиться, нельзя планировать и распределять время в расчете на его поведение, а в худшем трактует необязательность как подлость и предательство. И совершенно права.
Необязательность – это простейшая форма предательства. Когда человек не выполняет своих обещаний, не держит слово, он стопроцентно попадает под «юрисдикцию» предательства. Отношение к необязательности как форме предательства зависит, с одной стороны, от культуры отношений и нравов на данный момент времени, а, с другой – мерой ответственности за «болтологию».
В девятнадцатом веке необязательный человек не смог бы выжить. Слово было превыше всего. Нарушил слово и стал навсегда изгоем общества, тебе больше никто руки не подаст. Человек знал, что нарушив слово, он теряет в глазах окружения честь. Лучше сразу застрелиться, чем проявить необязательность даже в мелочах.
Ответственность – пугало необязательности. Там, где есть сильный страх перед ответственностью за неисполнение своих обязательств, необязательность не водится. И наоборот, необязательность процветает, когда отсутствует механизм ответственности за неисполнение своих обещаний. Необязательность как качество личности формируется у человека не как результат забывчивости или несобранности, а как следствие уверенности, что эта забывчивость и несобранность сойдет с рук.
В криминальном мире быстро учат тщательнейшим образом относиться к каждому своему слову, иначе «за базар придется отвечать». Слово произнесено – это уже начало середины дела. Человек, не делающий то, что говорит, аннулирует себя как личность. Чтобы не подавать дурной пример остальным, общество заинтересовано в искоренении всех форм необязательности, будь то личные отношения или не вовремя оказанные услуги Жэка.
Необязательность – это неуважительное и несерьезное отношение к людям, это неумение и нежелание думать о других. Эгоист так озабочен реализацией своих желаний и намерений, что интересы остального мира остаются для него на заднем плане. В соревновании значимости всегда побеждают его корыстные интересы.
Зачастую необязательность становится следствием импульсивности. Человек, подчиняясь своим настроениям, сыплет, как из рога изобилия, обещания, и в этот момент он может искренне верить, что всё так и будет. Но фонтан обещаний, вызванный импульсивностью, перекрывается жесткими реалиями жизни, и в остатке остается необязательность, прячущаяся от общения, не берущая трубку и не отвечающая на сообщения. В знаменитом романе Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» герой говорит: «- Я намеревался, я действительно хотел отправить тебе заказ, и поэтому ты не вправе обвинять меня. Мои намерения были совершенно искренними!- Если мне придётся остановить одну из моих доменных печей, можно её будет загрузить твоими намерениями?» Необязательный человек иногда использует обещания как средство избавиться от нерешительности. Наобещал с три короба и выглядишь в собственных глазах в момент раздачи обещаний всесильным и уверенным в себе.
Молодой человек, сидя за прекрасным ужином в дорогом ресторане, уговаривает девушку стать его подружкой:- Я куплю для тебя дом в городе, у тебя будет свой счет в банке и кредит в самых лучших магазинах. Я буду навещать тебя пару раз в неделю, а мы будем вместе проводить уик-энды. А если окажется, что мы совершили ошибку, мы всегда сможем расстаться.- Это выглядит очень соблазнительно, — подумав, ответила она, — но как мы назовем нашу ошибку, и что я с ней потом буду делать?
Необязательность может стать следствием суесловия. С. В. Пролеев пишет: «Эх, суета суесловия… Так уж странно устроена наша цивилизация, что все только говорят. Никто не хочет слушать, и потому быть услышанным — редкая удача. Не приученный слушать, человек сам не слышит, что он болтает. А если он не слышит собственных слов, то было бы странно, если бы он их держал. Как держать, если толком не знаешь что? Или еще одна особенность нашей жизни: никто не ищет в словах то содержание, которое вложил в них говорящий. Все готовы откликаться лишь на расхожие, общеупотребительные значения слов, а значит, понимают их в самом плоском, истершемся, пошлом смысле. Оттого и получается, что даже сам перестаешь принимать собственную речь за свою. Никто уже не вкладывает в нее содержание собственной жизни; не стремится, напрягаясь и мучаясь, выразить в ней свои, только ему принадлежащие мысли, чувства, желания. Приученный всеобщим невниманием к небрежности, человек все чаще употребляет слова не в их собственном — своем личном, выношенном — смысле, а в обыденном, расхожем, общепринятом. Тогда ему сразу становится легко, слова сыпятся с его языка словно горох, он воспаряет на крыльях бойкой речи. Однако если слова существуют как бы между людьми, если их значения выражают не твой опыт, а нечто публичное, в реальности чего убедиться весьма трудно, то нужно быть величайшим глупцом, чтобы за этакие слова отвечать. С какой стати! Пусть отвечает тот, кто их выдумал! Из этого справедливого негодования и рождается неверность слову».
Петр Ковалев