Фазы развития семьи. О психологии брака и семьи
Начиная любые отношения с партнером, оба человека, составляющие пару, испытывают огромный спектр чувств, переживая при этом целую радугу эмоций. При этом, проведя научные исследования, учеными были выведены основные стадии или этапы отношений, которые зарождаются и развиваются между влюбленными.
Общая численность стадий создания союза мужчины и женщины равняется пяти. Именно столько этапов необходимо отношениям в паре, чтобы «созреть». Нужно чтобы мужчина и женщина в унисон преодолевали эти этапы. Если одна из стадий будет пропущена – пару неминуемо ждут межличностные проблемы и придется вновь возвращаться назад.
Первая и, пожалуй, наиболее важная стадия в развитии отношений имеет название «взаимное влечение». Базовой эта стадия считается по тем причинам, что без основы, чем является начальное влечение, ничего не построить.
Что привлекает мужчину в женщине? Внешность. А что привлекает женщину в мужчине? Развитый интеллект. Хочется также огорчить барышень, которым постоянно внушали, что «мужикам нужно только одно». Да, это так. Просто данный тезис не отражает истинный смысл происходящего. Испытывая влечение к одной женщине, мужчина просто не перестает испытывать аналогичное физическое влечение к другим привлекательным особям женского пола. Именно осознание красоты женского тела и его физиологии дает мужчине энергию для построения действительно серьезных отношений.
При этом женщины не так высоко ценят внешность своего партнера. Наибольший интерес у нее вызывает интеллект, ум, волевые качества партнера. Поскольку женщина очень эмоциональна, испытывая дефицит информации об объекте своего пристального внимания, она идет самым легким путем – просто придумывает партнеру качества, которые желала бы в нем видеть. По факту, женщина просто подключает к работе свое воображение. При этом при минимальном общении с партнером она будет настаивать, что встретила именно того «единственного». Вот вам и результат пропуска стадий в отношении пары. А впоследствии, когда пройдет достаточно времени, у женщины наступает разочарование и чувство, что ее обманули.
Стоит отметить, что нужно торопиться в отношениях. Это не место догадкам и фантазиям. Если вы настроены на создание крепкого, гармоничного союза – не торопите события, а просто наслаждайтесь ими.
Функции семьи - сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов.
1. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу она обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
2. Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении социальных и материальных потребностей членов семьи (в пище, крове), содействует сохранению их здоровья.
3. Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействуя сохранению их психологического здоровья.
4. Функция духовная (культурная) общественная - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимное духовное обогащение.
5. Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членов семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.
6. Сексуально-эротические функции - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, как семья при этом регулирует сексуально-эротическое поведение членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизведение общества.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная, воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.
В современном мире семья, кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, стала выполнять функцию психологического убежища - места снятия напряжения и создания эмоционального комфорта. Особенно это касается молодых пар, ведь создание благополучного психологического климата в семье является залогом дальнейшей успешной семейной жизни.
Стадии развития семьи
В первый "медовый" год супружества, как показывают исследования психологов, 37% супружеских пар утверждают: отношение к спутнику (спутнице) жизни стало более строгим, 29% отмечают возросшее число разногласий. Изменяется восприятие друг друга, происходит переоценка. Супружество представляет собой динамическую картину, начинается с идеализации своего партнера, отношений с ним. На смену этому приходит разочарование (тем больше, чем большим было очарование), затем только наступает улаживание отношений. Почти половина обследованных заявила, что подобная динамика оказалась для них неожиданной и намного сложнее, чем они предполагали.
Итак, жизнь семьи естественным образом распадается, по мнению Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич - Куземкиной и Т.Ф. Веленты , на несколько стадий. На каждой из них перед семьей встают специфические задачи, а их решение требует объединенных, согласованных усилий.
1. А-стадия. Молодая семья без детей в период становления взаимоотношений. Она начинается в день заключения брака и оканчивается, когда жена известит мужа о том, что готовиться стать матерью. Основная задача семьи сформировать образ "МЫ", научиться жить как нечто единое целое, приспособиться друг к другу в условиях ограниченной свободы, уметь выражать свои чувства на языке семейного бытия.
Б-стадия. Молодая супружеская пара в период ожидания первенца. Главное здесь приспособиться к новым обязанностям и чувствам, связанным с беременностью.
2 стадия. Формирование семьи.
Основная задача - приспособление супругов к роли родителей, реорганизация семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника.
3 стадия. Стабилизация или воспитание детей.
Задача супругов - воспитание детей дошкольного и подросткового возраста, подготовка их к самостоятельной жизни.
4 стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.
Начало её - отъезд из родительского дома последнего из детей, а окончание - смерть одного из супругов. В этот день данная семья заканчивает свой жизненный цикл.
Естественно описание стадии является лишь схемой, так как разделение возможно лишь в однодетной семье. При наличии двух и более детей происходит наложение стадий.
В.А. Сысенко сгруппировал все браки следующим образом:
1. Совсем молодые: от 0 до 4 лет.
2. Молодые: 5-9 лет.
3. Средние: 10-19 лет.
4. Пожилые: 20 и более.
Для совсем молодых браков характерны первоначальные вхождения в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение финансовых, жилищных и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождения в роли мужа и жены, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.
Молодым бракам присущи проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей напряженность бюджета времени, резкое ограничение досуга, возрастание физической и нервной усталости. Все это накладывается на любовь и формирование супружеской дружбы.
В психологическом плане сущность этих двух стадий сводится к сложному и многообразному процессу адаптации супругов друг к другу и к совместному образу жизни. Известно, к сожалению, что 65% разводов приходятся на первые 10 лет супружества. А согласно классификации В.А. Сысенко, это характерно для "совсем молодых" браков.
Поэтому особенно важна адаптация супругов в нравственном плане, это предполагает обсуждение и осмысление взаимных действий супругов в плане "для семьи - против семьи", а также последовательное и целеустремленное слияние двух "я" в одно "мы", слияние, при качественном улучшении "мы" идет на пользу каждому из "я".
Кризисы жизни семьи
Э.Г. Эйдемиллер считает, что через этапы жизни проходят, так называемые, «нормативные стрессоры», т.е. обычные трудности, которые в острой форме переживаются всеми семьями, например, труд взаимного приспособления, формирование взаимоотношений с родственниками, воспитание и уход за ребенком, ведение домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла приводит к семейным кризисам. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших два «критических» момента в семейной жизни.
А). Между 3-м и 7-м годами развития семьи.
Критический момент наибольшей остроты достигает в периоде между 4-м и 6-м годами. Ведущую роль приобретают изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявления трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других трудностей).
Б). Между 17-м и 25-м годами.
Ведущую роль играет нарастание соматических жалоб, тревожности, пустоты жизни, связанных с отделением от семьи детей.
Выявление кризисных периодов в жизни семьи имеет важное значение, особенно для того, чтобы предупреждать появления кризиса.
Этапы развития семьи
Как и человек, взрослея претерпевает определённый жизненный цикл, так и отношения человеческие претерпевают определённый жизненный цикл.
И семья проходит определённые этапы развития.
Человек никогда не может вдруг создать семью. Это невозможно также, как невозможно из новорождённого ребёнка вдруг превратиться во взрослого человека.
С ростом и развитием человека одновременно меняется и его положение в обществе и затем в семье. А, соответственно, в ногу с этими изменениями семья развивается и меняется также.
Наш сайт love-911 рассмотрит с Вами этапы развития семьи для того, чтобы Вы понимали: какие этапы развития семьи существуют, как они проходят и формируются, перетекая из одного в другой.
Этапы развития семьи
1. Уровень развития взрослого человека
Имеется ввиду одинокий человек, ещё без своей новой семьи.
Смотря на сколько этот человек развит, на сколько психологически готов к новым независимым от родителей отношениям, он имеет те или иные шансы создать свою счастливую семью.
Психологическая готовность проявляется в таких личностных качествах, как уверенность в себе, самостоятельность, понимание добра и зла, сформированность внутренних правил жизни, её построении, о ценностях и приоритетах в жизни. Всё это формировалось в процессе его роста и развития в собственной семье на собственном опыте.
В зависимости от того, что он почерпнул из своей семьи, какой пример был у него перед глазами, он сможет построить те или иные отношения. Например, если отец бил мать, то, вероятнее всего, мальчик будет вести себя также. Если он был маменькиным сынком, то и в семье он не проявит особой самостоятельности.
Также и женщина: если её мать били, она будет провоцировать мужа и терпеть побои. Если же её родители правильно строили отношения, то и она будет со своей стороны строить их по их образу и подобию.
2. Момент встречи будущего партнёра или партнёрши
Начинается с влюблённости, затем - страстный роман, который приводит к мысли о браке и создании семьи. Если на этой стадии всё проходит благополучно, то влюблённые обмениваются общими представлениями о браке, вместе представляют свои отношения и свою семейную жизнь.
3. Регистрация брака
После успешного протекания предыдущего цикла, пара заключает брак и начинает вести совместное хозяйство, а, соответственно, формируется и общая жизнь.
В этот период развития пара пытается наладить жизнь, которая теперь зависит от них, они должны: научиться вести совместное хозяйство и распределить обязанности: кто будет главным в семье, когда необходимо завести ребёнка, как кто должен выглядеть, как одеваться, как вести себя каждый из новоиспечённых супругов.
В зависимости от того, насколько у них разные или одинаковые представления об этом, этот период будет проходить легче, либо сложнее для них обоих.
Если жизнь молодых начинается вместе с их родителями, то здесь большую роль играют их родители, которые могут оказывать на своих детей сильное влияние. И, от того, будет ли оно положительным или отрицательным, будет создаваться и фон их молодой семьи.
Здесь как раз и отразится зрелость супругов, которая проявится в способности решать конфликты, умении общаться и договариваться друг с другом и родителями. А также проявятся их настоящие чувства друг к другу.
4. Появление первого ребёнка
Это ещё один кризис в семье. Особенно, если ребёнок появился в первый же год брака супругов, то им тяжелей вдвойне, так как они ещё между собой толком не разобрались, а теперь надо ещё разбираться и распределять дела и обязанности, учитывая появление третьего члена семьи. Когда появляется ребёнок, неизбежны усталость и психологическое напряжение. Причём в большей степени матери, а не отца, что сказывается на климате в семье. Решать спокойно возникающие ежедневно проблемы с ребёнком и с домом становится невозможно, обстановка накалена до предела. Именно поэтому часто в этот период супруги не выдерживают и разводятся.
Немного облегчить ситуацию можно, если собственные отношения супругов устаканились. Они решили все внутрисемейные конфликты по максимуму. После этого можно думать о ребёнке.
Заранее оговорите все обязанности, которые каждый из вас будет выполнять. Подготовьтесь к появлению ребёнка основательно. Это не значит только чтение литературы о том, как он развивается и всё в этом духе, а о том, с какими сложностями приходится сталкиваться молодым при появлении ребёнка. Понятно, что ко всему не подготовишься, и всё не продумаешь, но вы будете иметь оба представление о жизни с третьим маленьким членом вашей новой семьи. И это не будет шоком для Вас, что облегчит период адаптации в этот период.
5. Рождение второго ребёнка
Если предыдущие стадии проходят благополучно, и вы решили завести второго ребёнка, то эта стадия не будет тяжёлой, так как каждый из супругов уже знает что их ждёт. Мало того, у них уже есть опыт и практика. Зачастую мужья намного лучше готовы к отцовству и чувствуют себя уверенней и спокойней. От этого и жене легче.
Единственное но: часто, если первой была девочка, то она для младшего братика или сестрёнки становится няней. Таким образом, её детство резко прекращается, и все члены семьи относятся к ней, как ко взрослой, требуя от неё взрослого поведения, тогда как она взрослая лишь на фоне только что рождённого ребёнка. По сравнению же с реально взрослыми людьми, она ещё ребёнок. И это важно помнить.
Также необходимо знать, что между детьми часто возникает ревность, и каждый из них борется за любовь родителей, как может. Обычно этой любви достаётся больше младшим детям, старшие же лишены этой любви. Этого нельзя допускать, иначе могут быть серьёзные последствия в виде психических расстройств со всеми вытекающими…
6. Школьный возраст детей
В этот период очень большую роль играет то, насколько родители или мама, будет участвовать в жизни и обучении ребёнка: чем больше родители вложат в ребёнка в этот период, тем больше ребёнок сможет достичь.
Это понимает не каждый, считая, что как только ребёнок начал ходить в школу, значит, он стал взрослым и самостоятельным.
Предоставляют жизнь ребёнка ему самому, лишь изредка проверяя: «Как дела в школе?»
На самом же деле в этот период ребёнок сталкивается с новыми правилами и законами, испытывает удачи и неудачи, у ребёнка начинается становление личности.
Поэтому необходимо помочь в этом ребёнку, поддерживать его, участвовать в его школьной жизни, только тогда ребёнок сможет адаптироваться к новым условиям и требованиям жизни, в которых от него ждут более серьёзных успехов и решений.
7. Половое созревание и кризис середины жизни
Это период начала полового созревания первого ребёнка. Это когда ребёнок определяет своё «я» в жизни, как отдельной ячейки общества, не зависящей от родителей. Осложняется дело тем, что он лишь хочет быть независимым от родителей, но в реальности всё ещё зависим от них.
Так начинаются проблемы «отцов и детей», потому что ребёнок пытается быть самостоятельным, как правило, прибегая лишь к внешним проявлениям взрослости (агрессия, непослушание, вредные привычки и т.д.), так как быть по-настоящему взрослым - это не то, что думает себе подросток. Ваша же задача - подготовить его к этой взрослой жизни: объяснить, что быть взрослым - это нести ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих людей.
В этот период подросток нуждается в вашей поддержке, но всеми силами её отталкивает. Поэтому здесь родители должны проявлять изобретательность и смекалку, чтобы оказывать эту поддержку незаметно.
Чаще всего, конец полового созревания юношей совпадает с кризисом среднего возраста у родителей, поэтому период этот не из лёгких. Когда на глазах родителей ребёнок вырывается из под их крыла, родители понимают, что добрая половина их жизни прожита, и надо подводить итоги и делать выводы из того, что им удалось, а что нет.
Времени уже исправлять свою жизнь не так много, а итоги могут оказаться неутешительными. И, в зависимости от того, насколько супруги будут довольны результатом, сделанного анализа о своей жизни, будет зависеть их дальнейшее поведение.
Часто супруги недовольны тем, что добились. И тогда их целью становится - продлить свою жизнь, чтобы успеть исправить и изменить то, что им кажется неправильным. Именно в этот период нередки связи с молодыми партнёрами, которые как бы делают их моложе. Они чувствуют себя более энергичными и кажется что всё ещё впереди. Это приводит к разрушению столь долго строящейся семьи.
Тем же супругам, которым удалось осуществить совместно свои желания и мечты, легче переживают этот кризис, находя силы поддержать друг друга и продолжать совместную жизнь, продолжая строить отношения, отталкиваясь от возрастных особенностей.
Семья, являясь культурно-историческим феноменом, по мере усложнения общественных отношений переходила от одной формы своего устройства к другой и все больше дифференцировалась от других социальных институтов. Брак как основа семьи и форма регулирования отношений между людьми эволюционировал от промискуитета (беспорядочных половых связей как внутри рода, так и вне его) до моногамии (парный, дуальный брак) на протяжении тысячелетий.
В начале процесса становления человеческого общества отношения между людьми, в том числе и между полами, регулировались не столько нормами, запретами и договоренностями, сколько биологическими потребностями. «Семейная» и «социальная» жизни были слиты, неотделимы друг от друга. В половое общение друг с другом могли вступать все члены данного рода, т.е. кровные родственники.
Форма отношений между полами в виде беспорядочных связей называется промискуитетом (от лат. promiscuis - смешанный, всеобщий).
Следующая форма брачных отношений - кровнородственная семья - возникла как результат первых табу. Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью , включающей людей одного поколения из одного рода или племени.
Затем в результате запрета половых связей внутри своих родов стала формироваться экзогамная семья - на первых этапах пока еще как групповой брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Брачными партнерами в нем являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого. Постепенно эндогамные связи были вытеснены за границы принятого, «нормального», оставаясь еще длительное время на правах исключения из правил в дни праздничных оргий, когда разрешалось все то, что запрещалось в обычные дни. Табу на инцест приобретало устойчивый характер.
Введенные табу, полный и безусловный запрет на сексуальные связи между людьми внутри данного рода имели огромное значение: впервые в человеческом обществе зародилось проходящее через человеческую психику жесткое противоречие между социальным и биологическим, между «хочется» и «нельзя».
Постепенно экзогамные связи стабилизировались, закреплялись обычаями, создавая первую форму социального регулирования отношений между полами - брак. Первой его формой фактически был групповой дуально-родовой брак, в котором все мужчины одного рода имели право на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. В его рамках могли складываться предпочтительные, избирательные отношения между той или иной женщиной данного рода и мужчиной из другого рода, которые впоследствии привели к новой форме брака - парному браку.
Вследствие развития культуры, а именно трудовой, гендерной, возрастной и других дифференциаций, половые и семейные связи все более упорядочивались и становились более избирательными. В результате социальных дифференциаций появляются отношения «свой - чужой», актуальными становятся вопросы наследования ресурсов, прежде всего людских. Постепенно формируется полигамный брак в форме полиандрии (многомужества), в котором женщина как мать занимает главенствующее положение. Так как установить отца не представлялось возможным, родство определялось по женской линии, что вело к доминированию женщин во всех социальных отношениях - гинекократии , или матриархату. В 1861 г. швейцарский этнограф, юрист, антиковед И. Я. Бахофен в работе «Материнское право. Исследование гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы» показал, что через главенство женщины в устройстве семьи прошли все народы. У большинства народов древние сказания возвеличивают богинь плодородия. До сих пор полиандрия встречается в некоторых племенах Индии, Тибета, Южной Америки.
С развитием культуры у людей начали появляться «богатства» и разнообразные ресурсы. Многоженство (полигения ) возникало в период распространения войн как способа обогащения и разрешения конфликтов. Невозможность для женщины участвовать в них наравне с мужчиной - в связи с почти постоянным присутствием рядом с ней маленьких детей, особенно грудных, или беременностью - привела к тому, что ведущая роль в семье перешла от женщины {матриархат) к мужчине {патриархат). Распространение вопросов наследования на самые разные богатства и ресурсы (не только людские) поставило проблему биологического отцовства. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. Поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство - нет, от женщины стали требоваться сохранение девственности до вступления в брак и верность мужу, а ее измена рассматривалась как тяжелейший грех. Появились новые законы, регулирующие брак и семейные отношения.
Патриархатная семья существовала и существует в форме моногамного или полигамного брака, который и сейчас распространен в некоторых мусульманских странах.
С ростом производительности труда, появлением монотеизма постепенно складывается новая форма семьи - моногамная (единобрачная). Еще в кодексе вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) была описана моногамия и закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках наследников. Девушки принадлежали отцам до тех пор, пока не были куплены будущим мужем. От женщины требовалась строжайшая супружеская верность, прелюбодеяние жестоко каралось. Брак становился экономической сделкой.
Монотеизм стал основой соответствующих ценностно-идеологических норм семьи. Одной из наиболее распространенных в мире моделей семьи стала христианская модель , насчитывающая несколько тысячелетий своей истории.
В этой модели муж признается главой семьи: господство мужа над женой естественно, он старше жены по сотворению, она получает свою жизнь из его ребра. Жена сотворена из мужа (ребро Адама) и для мужа (чтобы ему быть в сообществе с себе подобным). Христианская модель семьи и общества в целом имеет патриархатный характер : в семье ценен мужчина, а общество основано на мужских ценностях. Женщины, подчиняясь мужчине и завися от него, конкурируют между собой за его внимание. Например, институты красоты и моды ориентированы прежде всего на женщин, а мужчина ценен сам по себе и может не ухаживать за собой. Высшая точка в карьере женщины - замужество и материнство. Подчиненное положение женщины проявляется и в гендерной дискриминации, которая на протяжении многих столетий расценивалась как некоторая социальная норма. При этом в семейной иерархии главенство и над женой, и над самим мужем принадлежит прародителю - предыдущим поколениям, старшим, традиции.
Иерархическая и ценностная организация моногамной, патриархатной семьи отразилась и закрепилась в правовых нормах. Семья как социальный институт стала интересовать общественное мнение в XVIII в. Толчком к этому послужила Великая французская революция (1789-1799): провозгласив свободу собственности центральной среди всех прав и свобод человека, Декларация прав человека и гражданина (1789) отразила централизацию семейного имущества в руках главы семьи, которым законодательно был объявлен муж. От него зависело, разрешить ли жене работать по найму или нет, именно он становился собственником заработанного женой, распределителем денег и имущества, входивших в приданое жены или полученных ею в наследство.
Брак рассматривался как особый вид контракта, согласно которому муж и жена составляли некое правовое единство. Вступая в брак, женщина теряла статус самостоятельной личности, а функция защиты ее прав и ответственность за ее действия переходили к мужу (status of covered woman). Такая концепция брака ставила женщину в полную зависимость от мужа и признавала ее недееспособной с правовой точки зрения.
Е. А. Флейшиц (первая женщина-адвокат в России) вспоминала, как в начале XX в., будучи молодой замужней женщиной, она с подругой поехала из Петрограда на юг отдохнуть. Однако отдых не состоялся: Екатерину Абрамовну отправили домой с полицией, но этапу, так как у нее не было документов, официально подтверждающих согласие мужа на временную смену его женой места жительства .
История моногамной семьи тесно связана с эмоциональным , личностным развитием человека , а также нравственным прогрессом человечества в целом. Вместе с моногамией, как психологическое новообразование, возникшее в определенной системе отношений между людьми, появляются соответствующие ей ценности и характеристики человека, связанные с любовью, верностью, доверием, которые и до настоящего времени ассоциируются преимущественно с семейной организацией человеческих отношений.
Таким образом, исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамии: через введение новых табу (запретов и норм) стадо превращалось в племя, племя - в род, род - в семью.
Индивидуальная (брачная, супружеская) семья является сегодня наиболее распространенным в мире типом семьи. В нее входят супруги и дети, не достигшие социальной и экономической самостоятельности. Такой состав получил название нуклеарной (ядерной) семьи. Сама же нуклеар- ная семья входит в состав многопоколенной, расширенной, семьи, включающей родственников из других поколений (прапрародители, прародители, внуки, правнуки) и параллельных семейных веток (двоюродные братья и сестры, дяди и тети и др.).
- Зацепин В. И. Брак и семья // Психология семьи: хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2002. С. 3-35.