Игры с 2 х летним ребенком. Как сделать игры для детей? Развиваем речь малыша
Совместные игры — это возможность оставить ребенку яркие воспоминаниях и укрепить моторику, логику и отношения! Предлагаем вам 40 идей для подвжиных от 2 до 5 лет.
Мы, родители, уже взрослые, однако у многих в памяти остались игры в которые играли в детстве. Сыграйте в эти игры вместе с вашим ребенком, чтобы его воспоминания о детстве были самыми радужными! В хорошую погоду играйте в эти игры с детьми на улице. Если же дождь или мороз не выпускают вас на прогулку, во многие игры с детьми из нашего списка можно .
Подвижные развивающие игры с детьми от 2 лет
1. Даем имена. Для каждого пальчика придумываем какое-нибудь смешное имя. От 2 лет.
2. Игра в ведьму. Из веревочки выкладываем круг. Это — дом ведьмы, в котором один из игроков — ведьма — подстерегает добычу. Остальные ползают вокруг ведьминого дома. Когда ведьма выходит наружу, все очень быстро удирают. От 2 лет.
3. Игра в собачку. Одного игрока выбирают собачкой. Другие водят его на поводке по всей квартире. Дают команды. От 2 лет.
4. Играем в дорожное движение. Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой. От 2 лет.
5. Играем в прятки. Один прячется в квартире, а другие должны его найти. От 2 лет.
6. Ищем картинки. Участник игры высматривает себе в иллюстрированной книжке какую-нибудь картинку. Другие должны ее угадать. От 2 лет.
7. Кегли. Кубики расставляем на ковре, как кегли, и сбиваем их теннисным мячиком. От 2 лет.
8. Лента из домино. Костяшки из домино составляем друг за другом в длинную ленту, ставя их на короткое ребро. Когда лента будет готова, первую костяшку подталкиваем. Все костяшки падают, опрокидываясь одна за другой. От 2 лет.
9. Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы делаем кораблики: приклеиваем из бумаги треугольные паруса. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях. От 2 лет.
10. Мать и ребенок (отец и ребенок). С переменой ролей: взрослые играют детей и наоборот. От 2 лет.
Подвижные развивающие игры с детьми от 3 лет
1. Бег с «яйцом». Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке. От 3 лет.
2. Болтуны. Быстро-быстро говорим. Кто сможет дольше? От 3 лет.
3. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д. От 3 лет.
4. Держим равновесие. С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец, по самому краешку ковра. От 3 лет.
5. Забиваем голы. Веревочкой обозначаем на ковре ворота. С некоторого удаления бросаем по воротам шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко. От 3 лет.
6. Игра в фанты. Собираем с игроков фанты. Других спрашиваем: «Что должен сделать игрок, которому принадлежит этот фант?» От 3 лет.
7. Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол. От 3 лет.
8. Изображаем змею. Чем больше игроков, тем лучше. Бегаем по квартире друг за другом. Направляющий говорит игрокам, что они должны делать, например ползти вокруг стола или кувыркаться по комнате. От 3 лет.
9. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку.От 3 лет.
10. Клеим коллаж. Газетные или журнальные страницы разрываем на кусочки. Из этого выклеиваем цветной коллаж. От 3 лет.
12. Напеваем. Один из играющих начинает напевать мелодию. Другие должны ее узнать. От 3 лет.
Подвижные развивающие игры с детьми от 4 лет
1. Быстро соображаем. Один игрок быстро называет какое-нибудь слово. Другой тут же должен сказать, что ему в связи с этим пришло на ум. Потом меняемся ролями. От 4 лет.
2. Гримируемся. Раскрашиваем лицо перед зеркалом в ванной. От 4 лет.
3. Загадываем про людей. Смотрим в окно. Придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории. От 4 лет.
4. Игра в привидение. Все закутываются в белые платки и кружат по квартире, как привидения, с ужасающими звуками. От 4 лет.
5. Игра с магнитом. Магнит кладем под бумагу, а на бумагу — монетку. Магнитом двигаем монетку по бумаге. От 4 лет.
6. Играем в разбойников. Прячем в комнате несколько предметов. Вернувшиеся в комнату игроки должны отыскать пропажу. От 4 лет.
7. Ищем колечко. Колечко незаметно перекладываем в кулак другого игрока. Нужно угадать, в какой руке спрятано колечко. От 4 лет.
8. Мастерим книжку с картинками. Вырезаем картинки из каталога или журнала. Вклеиваем в тетрадь и украшаем обложку. От 4 лет.
9. Мозаика. Из бумаги вырезать прямоугольник. Затем разрезать его на 10 частей разной формы. Кусочки перемешать. Снова составить прямоугольник из кусочков. От 5 лет.
10. Нанизываем сердца. Вырезаем сердечки из цветной бумаги. В каждом сердце проделываем отверстие и нанизываем на шнурок. Цепочку подвешиваем. От 5 лет.
11. Наряжаем кукол. Делаем из лоскутов наряды для кукол. От 4 лет.
В 2–3 года ребенок проходит неповторимый жизненный этап: он уже многое умеет, новые навыки и знания осваивает с космической скоростью, активно учится говорить. А к 3 годам он войдет в кризисный период – будет учиться осознавать себя как самостоятельную, взрослую, социальную личность. И родителям важно помогать ребенку в развитии важных сфер его деятельности. А лучший способ сделать это – игровой. Какие игры для детей 2–3 лет особенно полезны?
В чем их детский интерес?
Любая игровая деятельность должна учитывать интересы маленького человека. А что нравится детям в 2–3 года?
- Любые игры, подразумевающие двигательную активность (бегать, прыгать, лазать, скакать). Природа устроила это, чтобы малыши могли развивать и укреплять мышцы, связки, тренировать вестибулярный аппарат, ориентироваться и уверенно двигаться в пространстве.
- Изучение окружающей реальности – природы, космоса, социума, транспорта, семьи и т. д.
- Словотворчество. Ребенок упражняется в создании новых словечек, исследуя свои речевые возможности, развивая фантазию.
- Созидательная деятельность (строительство башен, крепостей, собирание картинок из частей).
- Творчество (пение, танцы, рисование, лепка, конструирование).
- Сюжетные игры (больничка, пожарный, дочки-матери), помогающие малышу изучать большой мир во всей полноте человеческих взаимоотношений.
- Подражание родителям. Сейчас дети бесконечно предлагают взрослым свои «хозяйственные услуги» (подметать, стирать, готовить). Это и ощущение собственной важности, и навык взаимодействия с членами первого в жизни ребенка социума – семьи, и получение новых бытовых навыков.
Не ругайте ребенка за то, что он не хочет выполнять какое-то ваше задание, пусть и игровое, или у него не получается сделать это правильно. Подбодрите, поддержите словами – скажите, что все получится, если проявить немножко упорства, что у всех деток с первого раза мало что получается.
Итак, подбирая развивающие игры для детей 2 – 3 лет, важно отталкиваться от этих интересов, стремясь привить ребенку нужные навыки.
О нужных игрушках замолвим мы слово
Для большинства развивающих игр требуется определенный реквизит. Это бытовые принадлежности, природные материалы, а также игрушки или их наборы. Они должны отвечать определенным требованиям:
- способствовать развитию физических навыков;
- развивать мелкую моторику, речь, интеллект;
- отражать личный мир ребенка, где он сможет примерить на себя интересующую профессию или социальную роль;
- развивать творческий потенциал ребенка;
- вырабатывать усидчивость, прилежность;
- давать возможность релаксации.
Понятно, что одна игрушка все эти функции не выполнит. Поэтому в 2–3 года у ребенка должны быть:
- предметы для физической активности (мячи, каталки, кегли, велосипеды);
- звуковые и музыкальные игрушки (барабан, пианино, дудочка, гитара, различные музыкальные модули, «говорящие» книги, плакаты, таблицы, говорящие игрушки и другие подобные развивашки);
- игры и игрушки для развития интеллекта, усидчивости, творческих способностей и мелкой моторики (конструкторы, кубики, лото, мозаики, пазлы, матрешки, сортеры, шнуровки, пластилин, карандаши, краски);
- игрушки и наборы для социально-бытовых игр.
Важно учесть, что к этому возрасту дети уже осознают свою гендерную принадлежность и вырабатывают соответствующее стереотипное поведение, поэтому развивающие комплекты игрушек будут отличаться в зависимости от пола ребенка.
Для девочек:
- игрушечная кухня и посудка;
- куклы, мебель, одежда и коляски для них;
- бытовые приборы (утюг, пылесос, духовка, стиральная машина);
- мягкие игрушки;
- набор «больничка».
Для мальчиков:
- набор мужских инструментов с мини-мастерской;
- машинки;
- пистолеты и автоматы;
- крепости, солдатики;
- роботы, трансформеры;
- наборы транспорта (пожарного, полицейского, военного, «скорой помощи»);
- игрушки на радиоуправлении.
Помогаем ребенку развиваться
Для разностороннего развития малышей этого возраста существует множество игровых упражнений и игр.
Подвижные игры
Активное физическое развитие ребенку обеспечивают такие игры:
- догонялки;
- жмурки;
- игры с мячом (ребенок бросает мяч об стенку, ловит, бросает родителям);
- прыжки на двух ногах;
- бег на носочках;
- имитация движений животных и птиц (заяц, медведь, цапля, воробей, слон, гусеница, коршун);
- ходьба по скамейке или бревну («переправа»);
- бег с огибанием препятствий (в доме – стулья, подушки, на улице – скамейки, столбы, деревья);
- ходьба с преодолением препятствий (ям, возвышений, ступенек, луж);
- ходьба по размеченной траектории (кривая, ломаная линия);
- прыжки на фитболе;
- ходьба на руках («тачка»).
Дома можно предложить ребенку игру в «меткого стрелка». Поставьте два пластиковых ведра и бросайте в них «снаряды», скрученные из мягкой бумаги: мама – в свое ведерко, малыш – в свое. Выберите для бросков расстояние, с которого кроха сможет попасть в цель. По окончании игры наградите юного «снайпера» игрушкой или сладким сюрпризом. Развивая меткость, ребенок учится координировать движения рук.
Старайтесь менять вид деятельности малыша каждые 10–15 минут: чередуйте двигательные развивающие занятия с занятиями за столом, чтением. В этом возрасте ребенок не сможет концентрировать внимание на чем-то дольше.
Познавательные игры
Это игры, направленные на изучение ребенком окружающего мира, предметов и их свойств, явлений, а также на развитие логики, внимания, памяти.
Можно предложить 2–3-летнему малышу:
- найти названный мамой предмет на картинке, в комнате или во дворе;
- найти пару из нескольких похожих предметов;
- найти вокруг предметы заданной формы (квадратные, круглые, прямоугольные);
- отыскать одинаковые рисунки на одежде, посуде;
- сортировать предметы по размеру или цвету (например, белье для стирки);
- разложить предметы по местам, используя понятия «право-лево», «позади-впереди», «выше-ниже»;
- собрать рисунок, разрезанный на 3–4 детали;
- складывать матрешки друг в друга;
- отгадывать рифмованные загадки;
- отыскать высокие и низкие предметы (шкафы, стулья, дома), узкие и широкие (дороги, коврики, коридоры), короткие и длинные (карандаши, шарфы, линейки);
- подобрать к нарисованной тени соответствующий предмет;
- найти, какой детали на картинке не хватает;
- найти предмет по двум указанным признакам (круглый и синий, квадратный и красный);
- поиграть во «что пропало» или «что появилось»;
- поиграть в прятки;
- поиграть на улице с тенью, солнечным зайчиком, снегом, ветками, шишками, песком;
- рассортировать предметы или картинки по обобщающим признакам (одежда, птицы, пища, мебель).
В этом возрасте малышей можно ненавязчиво знакомить с основами арифметики и счета. Подробнее об этом читайте в блоге.
Не передавайте малыша в «ведение» телевизора. Какой бы познавательной и развивающей вам ни казалась передача, длительное пребывание перед телеэкраном для растущего организма ребенка совсем не полезно.
Развитие сенсорных ощущений
Для развития сенсорики в 2–3 года можно позаниматься с ребенком:
- изучением запахов, вкусов (найти предмет по запаху, назвать вкус с закрытыми глазами, найти предмет такого же запаха или вкуса, как предложенный);
- изучением холодных, теплых, горячих поверхностей (например, регулируя температуру воды в кране);
- описанием тактильных ощущений от прикосновения разных предметов (твердый, мягкий, гладкий, шершавый, пушистый, колючий);
- поиском материала, который соответствует предложенному образцу (кусочку картона, шелка, ваты, шерсти).
Развиваем слух малыша
Для развития слуха – общего и музыкального – ребенку полезно:
- узнавать и называть различные звуки или шумы на прогулке и дома (ветер, машина, птица, животное, вода, чайник, фен и т. д.);
- находить источник звуков (саму птицу, чайник, ворох листьев, кота);
- играть на детских музыкальных инструментах;
- слушать пение мамы и подпевать;
- пританцовывать или отстукивать в такт музыке.
Что развивает речь?
Как уже было сказано, речевые навыки у ребенка с двухлетнего возраста развиваются стремительно. Какие игры в этом могут помочь? Все, которые развивают внимание, логику, мышление, память, мелкую моторику, координацию рук, дыхание, подвижность губ, щек и языка (артикуляцию), побуждают ребенка к высказываниям. Чем больше таких игр проводится с ребенком, тем более совершенной будет его речь.
Мышление, координацию, воображение, мелкую моторику развивают:
- рисование, раскрашивание (подойдут готовые альбомы для самых маленьких);
- рисование пальцами и ладонями по муке, манке, крупам;
- лепка из теста или пластилина;
- игры с песком – простым и кинетическом (о нем мы рассказали );
- аппликация;
- игры с мозаиками, пазлами, наклейками;
- занятия с сортерами, пирамидками, кубиками, вкладышами, конструкторами;
- шнуровки;
- пальчиковая гимнастика (о ней тоже есть ).
Артикуляцию задействуют такие занятия:
- проговаривание чистоговорок, скороговорок, считалок;
- рожицы перед зеркалом с показыванием зубов, языка, надуванием щек;
- игры-подражания (голосам птиц, животных, бытовых приборов или устройств);
- произнесение фраз громко, тихо, шепотом.
Дыхание развивается, когда ребенок задувает свечу, дует на одуванчик, сдувает мыльную пену с рук, пускает мыльные пузыри, «баламутит» воду в стакане через соломинку.
Можно предложить малышу игру в «снежки». Положите на столе несколько ватных комочков для каждого игрока (хорошо, если это будут все домашние). Пусть они сдувают эти «снежки» на пол. Конечно же, побеждает кроха!
Первый социум
Ребенок стремится разделить с мамой все бытовые хлопоты – это примета возраста. Пусть поможет, например, разложить салфетки, ложки, хлеб на столе, расставить тарелки, почистить вареные овощи, выбросить фантики или бумажки в урну, полить цветок, рассортировать белье для стирки по цветам – неважно, что потом мама все переделает заново! Пусть малыш развивает бытовые навыки, чтобы чувствовать себя полноценным, взрослым членом общества.
Подержите его устремления игрой в «сортировщика». Соберите в одну кучу чистую обувь и смешайте. Пусть ребенок разберет ее попарно, а затем расставит на места (либо разложит в несколько разных корзин по группам: тапочки, сапоги, туфли).
Игр для детишек этого возраста можно найти или придумать множество. Главное, чтобы они соответствовали уровню развития и интересам малыша, не утомляли длительностью процесса и не вызывали скуки.
Онлайн игры для детей 2 лет – серия флеш развлечений развивающе-обучающего характера. Разработчики постарались максимально упростить геймплей, чтобы малыши могли играть в них самостоятельно. По сути, прохождение представляет собой поочередную смену картинок и выполнение одного-двух простеньких действий. Картинки разделены по тематикам: есть подборка, посвященная временам года, погоде, животным, тому, кто из них что ест. Часть онлайн игр предлагает выполнить логические задания, специально рассчитанные на возраст около 2 лет. Например, из предметов на экране нужно выбрать все, окрашенные в красный цвет, или отыскать среди кучи несъедобных один съедобный. Для управления играми нужна только мышка. Все предметы в них изображены крупно, чтобы маленькие ручки могли дотянуть курсор и не промазать. Конечно, в идеале родителям лучше находиться рядом и помогать малышам в сложных моментах. Но даже если это невозможно, не беда – двухлетние геймеры постараются и справятся сами.
-
Легкие пазлы для малышей
Простые пазлы для развития мышления и интеллекта у малышей. Соберите из 5 частей 4 пазла: коровку, пчелку, льва и собаку.
Большой сборник развивающих игр с животными для малышей: меморина, поиск по форме, угадывание по звуку, сортировка объектов.
Сборник интересных развлечений для развития сенсорики. Угадывайте фигуры по тени, животных - по форме, складывайте простые пазлы.
Обширная коллекция детских пазлов на тему фермы, подводного мира, динозавров. Угадывайте по тени животное и складывайте по фрагментам пазл.
Интересные задания для развития пространственного и ассоциативного мышления, интеллекта. Угадывайте по тени машины, фигуры, зверей.
Коллекция html5 раскрасок с изображением различных животных. Делайте простую заливку или зарисовывайте зверушек кисточками.
Html5 сборник развивающих детских игр. Попробуйте справиться с тремя заданиями: найти одинаковые пары, определить животное по тени и очертаниям.
Упражнение по раскладыванию узора в правильной последовательности, рекомендованное педагогами для сенсорного развития.
Монстрик Элмо из программы «Улица Сезам» будет загадывать деткам загадки о животных, а девочкам и мальчикам нужно определять, чей это малыш.
Любите играть в прятки? Тогда веселые животные джунглей предлагают попытаться их найти. Забава полезна для развития внимательности малышей.
Детская меморина с игрушками, которая поспособствует развитию внимания и памяти у детей. Находите парные картинки игрушек, чтобы раскрыть все поле.
В этой игре малыши будут учиться различать сезоны года, время суток, погоду. Перемещайте картинки к соответствующей им надписи.
2 лет
Время быстро течет, ваш малыш уже совсем не тот крохотный комочек, который постоянно пищит в коляске. Ребенок уже открыто общается с вами, пытается вам подражать, даже помогать в чем-то. Ваша кроха становится самостоятельной личностью, особенной и неповторимой. Вы все больше общаетесь с малышом, начинаете лучше узнавать его характер, потребности психологического и эмоционального общения растут. Молодые мамочки часто сравнивают свое чадо с другими детьми : очень хочется, чтобы ребенок многое умел и не отставал в развитии от других детей.
Что должен знать и уметь ребенок в 2 года?
Речевые навыки двухлетнего малыша должны быть следующими:
1. Словарный запас ребенка 2 лет должен составлять 250-300 слов.
2. Малыш выговаривает слова полностью, постепенно заменяя упрощенные варианты слов полноценными.
3. Строит несколько простых предложений и задает вопросы.
4. Называет знакомые предметы по картинке.
5. Пользуется несколькими местоимениями (я, мы, ты), различает некоторые признаки и называет их (большой, маленький, тяжелый, легкий).
6. Иногда говорит о себе в третьем лице (он, она).
Кроме того, кроха 2-х лет должна уметь:
1. Собрать пирамидку из 4-6 колец по убыванию размера (или наоборот).
2. Знать несколько основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый).
3. Раскладывать различные по форме фигурки в соответствующие отверстия.
4. Может распознавать некоторые признаки предметов, животных и веществ (теплый - холодный, легкий - тяжелый, твердый - мягкий).
5. Аккуратно принимать пищу, иногда кушать с ложечки самостоятельно .
Если ваша кроха еще не умеет делать что-либо из перечисленного, то следует активизироваться в этом направлении. Но это не значит, что нужно напирать на ребенка, начинать "дрессировку" - так вы напрочь отобьете желание что-либо делать. Все должно быть гармоничным, и учить малыша следует постепенно и ежедневно, желательно в форме игры.
Развивающие игры для дома
Главный принцип грамотных родителей при общении с 2-летним крохой: "Учимся - играя". В игре время течет незаметно, и любой навык приобретается с легкостью и познается с интересом. По сути, весь день двухлетнего малыша построен на игре и общении с мамой, от которой ребенок и узнает максимум информации.
Ролевая игра
Помните, что ваше чадо не воспринимает абстракции. Но зато отлично понимает сравнения, при использовании которых развивается ассоциативное мышление. Используйте в игре игрушки - зверушек и кукол, которые станут участниками вашей беседы с ребенком. Создайте своеобразное маленькое "общество", где каждый предмет - одушевлен и может общаться. Следует отметить, что дети до 6-7 лет воспринимают мир одушевленным: все, что их окружает - живое. Поэтому ребенок не может понять, почему кошка, к примеру, живая, а камешек - нет. Вживитесь в мир ребенка - и вам будет легче общаться. Все вокруг живое, все дышит, умеет думать и говорить. Пусть вас и малыша постоянно окружает сказка.
Юный конструктор
Приобретите в магазине или сделайте собственными руками кубики, которые можно складывать, пирамидки или обычные коробки разных размеров. Последние - можно обклеить цветной бумагой, обычной и бархатной - для развития моторики малыша. Рекомендую не просто складывать домики из кубиков и строить башенки, но и складывать их в коробки. Интересно будет малышу складывать меньшие по объему коробки в большие. Посредством этого можно объяснить малышу размеры вещей - большие и маленькие, узкие и широкие, а также развить пространственное мышление - предмет снаружи и внутри, на коробке и возле коробки.
Начинающий художник
Позвольте вашей малютке рисовать. Можно создавать картины не просто карандашами, фломастерами или пальчиковыми красками. В ход пойдут любые подручные предметы и приспособления. Можно рисовать пальчиком по насыпанной на стол мелкой крупе или муке, создавать замечательные "рисунки" из длинного шнура или одинаковых бусин (только под присмотром родителей). В ход пойдут пуговицы, пластиковое домино и матрешки, а также другие предметы, которые можно расставлять друг за другом.
Аппликации
Для создания аппликаций прекрасно подойдет природный материал: листья, семена деревьев и кустарников, веточки и травы. Можно подготовить различные фигурки из цветной бумаги или картона, квиллинговые полоски, которые хорошо скручиваются в капельки и шарики. В ход пойдет также вата для изготовления фигурок снеговичков и зверушек, кусочки ткани, из которых можно вырезать фигурку кошки или щенка.
Учим буквы
Изготовьте алфавит из цветного картона и прикрепите каждую букву на магнитик. Такую магнитную азбуку можно повесить на холодильник . Пока мама занята домашними хлопотами, малыш может расставлять буквы на холодильнике. В магазинах игрушек вы можете найти готовую азбуку с магнитной доской и использовать для обучения вашего крохи. В детской комнате неплохо повесить плакат с азбукой, чтобы буквы были всегда "перед глазами" ребенка.
Тренажеры для развития мелкой моторики
Многие мамы и не догадываются, сколько самых обычных на первый взгляд предметов могут стать для двухлетнего малыша тренажерами, развивающими мелкую моторику. Соберите различные по форме баночки и пузырьки с закручивающимися крышками (все емкости необходимо предварительно тщательно вымыть). Покажите крохе, как именно открыть емкость и закрутить крышечку обратно. Во время игры малыш может попытаться закрутить крышку с одной емкости на другую. Помогите сыну или дочери найти нужную баночку и правильно закрутить крышку. Все свои действия сопровождайте комментариями о том, как именно нужно закручивать, что к чему присоединить, чтобы ребенок понимал, что вы делаете.
Растите большими и здоровыми!
Зачем ребенку играть?
Дорогие мамочки и папочки, не забывайте, что игра — это потребность растущего детского организма. В игре развиваются познавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь; развиваются любознательность и умственные способности; первичные интеллектуальные умения и навыки. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю».
У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов. Именно играя с ребенком, можно развить в нем все необходимые умения, навыки и знания.
Игры для детей 2-3 лет на развитие тактильных ощущений.
Первая игра «Отгадай, не глядя» или «Волшебный мешочек»
Необходимый инвентарь: самые разнообразные предметы, отличающиеся по величине, форме и материалу, из которого они изготовлены.
- Попросите ребенка закрыть глаза и отгадать, что лежит у него в руке. Пусть он прокомментирует свои ощущения.
- Глаза можно и не закрывать, а спрятать предмет в непрозрачный мешочек, попросить ребенка опустить туда руку, нащупать предмет и отгадать, что это.
- Пусть ребенок угадывает предмет, ощупывая его как правой, так и левой рукой. Это позволит развивать тактильную восприимчивость обеих рук одинаково.
Вторая игра «Чем отличаются?»
На прогулке соберите в ведерко самые разные предметы: камни, ветки, листья
деревьев, шишки. Дома высыпьте содержимое ведерка и все внимательно рассмотрите, сравнивая предметы друг с другом.
Рассматривая предметы, объясняйте ребенку, камень тяжелый, а лист - легкий.
Взвешивайте предметы в руках, ощупывайте их. Так ребенок сможет познакомиться с понятиями «тяжелый», «легкий», «горячий», «холодный», «гладкий», «шершавый», «колючий».
Третья игра «Угадай, что это?»
Необходимый инвентарь: банки с крупой.
- Задача ребенка опускать руки поочередно в емкости с различной крупой. Обязательно называйте крупу и сравнивайте ощущения.
- Через какое-то время, когда ребенок будет хорошо ориентироваться в крупах, предложите ему определять их наугад с закрытыми глазами.
Четвертая игра «Потрогай и скажи»
Необходимый инвентарь: плотная бумага, различные крупы, кусочки ткани разной фактуры, клей.
- Необходимо вырезать из бумаги небольшие квадраты (со стороной около 10 см). Приклеить на квадраты крупу, кусочки ткани или фактурную цветную бумагу.
- Необязательно вырезать только квадраты. Сделайте также круги и треугольники. Храните этот дидактический материал в отдельной коробке.
- Пусть ребенок возьмет карточку, потрогает ее и проговорит свои ощущения.
- Помогайте ему, используя как можно больше определений.
Также отличная игра рисование на крупе , для такой игры очень подходит манная крупа.
Опыты и эксперименты для детей от 2 до 3 лет.
«Превращения воды»
Игра знакомит со свойствами такого вещества как вода.
Необходимый инвентарь: фигурные формочки и формочки для льда.
- Сначала расскажите ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед.
- Затем продемонстрируйте это наглядно.
- Покажите ребенку ледяные фигуры, обратите его внимание, что льдинки повторяют форму сосудов, которые вы заполняли водой.
- Понаблюдайте за таянием льда.
- Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.
«Невидимое письмо»
Игра познакомит малыша со свойствами такого вещества как йод.
Необходимый инвентарь: бумага, лимон, йод.
- Напишите на бумаге лимонным соком имя ребенка или нарисуйте простую картинку и дайте высохнуть.
- Потом разведите в воде йод и кисточкой смочите лист бумаги - рисунок проявится.
«Налил-вылил»
Игра способствует развитию координации движения, расширяет представления о свойствах вещества — вода.
Необходимый инвентарь: емкость с водой, один большой и один маленький стакан.
- Поставьте перед ребенком тазик с водой. Покажите, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.
- Предоставьте ребенку свободу действий.
«Выжми мочалку»
Игра способствует развитию мелкой моторики.
Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая губка.
- Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.
- Предложите попробовать самому сделать то же самое.
«Водонос»
Игра познакомит с понятием объема, способствует развитию координации движений.
Необходимый инвентарь: тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.
- Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.
- Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.
- Сравните, в какой банке воды окажется больше.
- Измерять глубину воды в банках можно так, как это когда-то делали моряки: опуская в банку деревянную палочку.
«Сквозь сито»
Игра знакомит с назначением предметов и свойствами вещества — вода.
Необходимый инвентарь: стакан, сито.
- Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито.
- Объясните ему, почему вода утекает.
А для разнообразия, можно в воду положить разные предметы и при помощи сито выловить их.
«Поплывет или утонет»
Игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов.
Необходимый инвентарь: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы), и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки), емкость с водой, два пустых ведерка.
- Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.
- Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам - в одно, все, что не утонуло, в другое - то, что оказалось на дне.
Игры для детей своими руками.
Игры для детей своими руками делаются очень просто, их всегда можно изготовить из подручных средств, а представленные идеи помогут развитию вашего малышей.
Подборка игр для детей своими руками:
1.«Картинки со шнуровками»
Для этой игры можно использовать картинки — солнышко, туча, цветок, машинка.
Для того, чтобы сделать такую игрушку вам понадобятся: белый и разноцветный пластик; шило или саморезы; ножницы; леска; желтый шнурок.
Как только вы сделаете игру, покажите ребенку как правильно вплетать шнуровку. Малышу понравятся такие развивающие игры.
2. «Игры-моталочки»
Я думаю, все вы прекрасно понимаете, что полезно постоянно учить малыша новым навыкам, новым движениям ручек и пальчиков. Это благотворно влияет на формирование речи ребенка, да и на развитие в целом.
Следующая игра как раз призвана научить малыша еще лучше координировать движения обеих рук.
Во время такой игры ребенок учится обматывать веревку или ленту вокруг палки или клубка. Вообще говоря, наматывать на палочку существенно легче, поэтому начинать лучше именно с нее. Подойдет барабанная палочка, карандаш или даже палка с улицы. К ней нужно привязать небольшой кусок веревочки, толстой пряжи или ленты.
Для того, чтобы повысить интерес ребенка к игре на конце ленты можно закрепить небольшую мягкую игрушку. При каждом новом витке игрушка будет подползать все ближе и ближе к малышу. Это будет очень увлекательно!
3. «Игра делаем мыльную пену»
Для такой игры приготовьте венчик. Затем вместе с ребенком налейте в миску воды и капните немного шампуня. Покажите малышу, как можно получить пышную пену, энергично работая венчиком. Обычно малышей эта развивающая игра просто завораживает, это же почти как фокус – вода превращается в пену. Моя дочурка обожает эту игру. 🙂
А поиграв с венчиком, мы начинаем надувать мыльные пузыри через трубочку. Обычно в первый раз малышам тяжеловато уловить, что воду через трубочку нужно не пить, а наоборот выдувать, поэтому если раньше вы никогда не пробовали устраивать бурю в стакане, для начала поэкспериментируйте на обычной воде и убедитесь, что малыш не пьет воду. И лишь потом переходите к играм с мыльной водой. Пузыри в этом случае получаются еще эффектнее, чем с венчиком.
4 . «Перекладываем кусочки поролона с помощью прищепок»
Для этой игры заранее нарежьте небольшими кусочками поролоновую губку. Вместе с малышом представьте, что это пирожки, печеньки или картошка – в общем, что-то съестное. У Машеньки скоро обед, поэтому нужно переложить всю еду в ее тарелку. Правда, еда горячая, поэтому чтобы не обжечься, нужно воспользоваться прищепкой. Моя дочурка очень любит готовить и кормить свои игрушки, поэтому эта игра нас очень увлекает.
5. «Играем с пинцетом»
Данная игра аналогична предыдущей, только здесь вместо прищепки мы будем использовать пинцет. Сначала попробуйте поупражняться с кусочками губки. Когда это будет хорошо получаться, можно точно также перекладывать пинцетом маленькие бусины. Это задание, конечно, посложнее, но оно уже под силу двухлетнему ребенку.
Хочется отметить, что игры с прищепками и пинцетом замечательно развивают мелкую моторику, координацию движений, оттачивают орудийные навыки.
6. «Играем с орехами»
Для разнообразия тактильных ощущений, а также для обогащения знаний об окружающем мире интересно поиграть с орехами. Для этого купите 4-5 видов орехов в скорлупе (штук по 5 каждого вида). Мы играли с грецкими, кедровыми, фундуком, миндалем, арахисом.
Орехи можно использовать в сюжетно-ролевых играх, раздавая игрушкам орехи, одновременно проговаривая и запоминая их названия.
Также, можно сортировать орехи по видам, опять же повторяя названия (Кукла Катя любит грецкие орехи, а Оля – арахис).
И наконец, можно сложить орехи в небольшой непрозрачный мешок и на ощупь доставь их из мешка.
7. « Выкладываем макароны»
Предлагаю еще одну игру, которую можно сделать за 2 минуты из подручных средств. Такая игра способствует совершенствованию моторики и, конечно, аккуратности.
Итак, задача ребенка – по начерченным дорожкам аккуратно выкладывать макароны. Подойдут также пуговицы. Если вы используете материалы разных цветов, то для каждой дорожки можно определить свой цвет, тем самым добавится еще и цветная сортировка.
Совет: чтобы сделать занятие более интересным, поставьте по краям дорожек маленькие игрушки, и объясните, что ваша миссия – построить для игрушек мост из макарон, иначе им никак не встретиться.
8. «Играем с пипеткой»
Еще одна простая игрушка, которая всегда есть под рукой и которая способна надолго завладеть детским вниманием, - это пипетка. Если ваш малыш еще не знаком с этим приспособлением, то начать лучше с более крупных груш и дозаторов, и при этом просто переливать воду из одной посуды в другую. Ну а когда ребенок уже уловит последовательность действий (нажать – опустить пипетку в воду – разжать пальцы и т.д.), то можно уже и задачки посложнее предлагать. Например, разлить водичку по ячейкам при помощи маленькой пипетки.
В качестве ячеек идеально подходят детали лего или мини-коврики для купания. Водичку для этого развивающего занятия желательно подкрасить гуашью, так будет виднее, какие ячейки уже заполнены, а какие еще нет.
Для тех, кто уже совсем хорошо освоился, можно предложить продвинутый вариант – чередовать цвет водички при заполнении рядов ячеек.
9. «Играем с кинетическим песком»
С недавних пор кинетический песок стал довольно популярен и, в общем-то, вполне заслуженно: он представляет собой прекрасную альтернативу обычному песку в холодное время года, увлекает детей надолго, моторику и фантазию развивает на ура.
Несмотря на то, что кинетический песок внешне похож на мокрый речной песок, по своим свойствам он существенно отличается. Он менее рассыпчат и представляет собой что-то вроде связной массы (в то же время, он не такой пластичный как тесто для лепки или пластилин). Кроме того, кинетический песок обладает «текучестью». Так, башня, слепленная из него, простояв несколько минут, потихоньку начнет расползаться, в то время как башня из обычного песка может стоять хоть весь день, пока ее кто-нибудь не разрушит. Однако, все это не значит, что кинетический песок хуже или с ним неинтересно играть!
В игре мы используем обычные формочки для песка, строим замки для принцесс и зоопарки для животных, но больше всего, пожалуй, любим стряпать руками разные пироги и колбаски, украшать их, разрезать игрушечным ножиком и угощать всех подряд.
Развивающий мультфильм для малышей. Учим цвета.
Конечно, развивающих игр для детей, в которые можно поиграть с ребенком дома большое множество, я рассказала вам о тех, которые любит мой ребенок.
А еще, в перерывах между играми, мы наткнулись на один очень познавательный мультфильм «Малышарики», посмотрите, может и ваш малыш будет обучаться по нему. 😉
Пришло время заканчивать мою статью. Я была бы очень рада, если вы поделитесь в комментариях своими затеями занятий с нашими детками. И помните, все зависит от вас самих, от вашего желания, от вашей фантазии. Удачи вам!! Играя – развивайтесь!!
С уважением, Татьяна Кашицина.