Как многодетной маме успевать все делать по дому и работать
Развелась с мужем пять лет назад. От брака двое детей 9 и 11 лет. Надоело решать и тащить на себе все семейные проблемы, да ещё к тому же муж начал гулять. Ушла от него как говорится "с одним узелком"... Всё это время с нуля обустраивала дом, выплачивала три кредита, растила детей, было не легко. Слава Богу повезло и я поменяла работу, стала больше зарабатывать. Более менее жизнь начала налаживаться. Год назад познакомилась с мужчиной... И О Боже... Это тот мужчина о котором я мечтала. Полная противоположность моему бывшему мужу. И забота и внимание. Одно Но... Он отец одиночка... Его с ребёнком бросила жена, ушла к его лучшему другу. В принципе меня эта ситуация не испугнула и я думала ну где два ребёнка там и третий не помехой будет... Но оказалось всё не так то просто... Я как мудрая женщина сразу стала искать подход к ребёнку, купила ей игрушки, полностью заменили её гардероб, у бедного ребёнка не было даже приличных вещей, всё было на столько застирано.... Напокупала ей кучу красивых резиночек в сад. Пыталась всячески угодить. Девочке 5 лет... Ребёнок проблемный, ничего не понимает, в саду на неё жалуются, что не слушается, не хочет заниматься.... Дома творит что попало, не реагирует на замечания. Говорит что поняла и тут же творит опять!!!
Мама никак не участвует в воспитании ребёнка, алименты не платит, ссылаясь на то что она выплачивает совместный кредит... Ну да ладно, Бог с ней...
Прожили мы все вместе год... Я думала что она изменится и мы заживём счастливо... Но ничего не менялось...
Меня бесило её поведение и на почве этого у меня постоянно не было настроения, поэтому с Алексеем мы начали ругаться. Я не могла сказать ему что меня бесит его дочь... Я понимаю что он её любит больше жизни... Думала расстаться, но я его люблю и он меня очень любит....и с моими детьми он хорошо общается, с сыном ходит на шахматы.... Не знаю что делать.. Мне кажется что его дочь никогда не изменится и я никогда не смогу её полюбить....
Ольга Морозова
Здравствуйте. Я тут уже как то создавала тему про соседских псов, как их отвадить. Осенью, в сентябре, соседский пес загрыз котенка нашего, посреди дня, можно сказать, на глазах у соседа(хозяина пса) и наших(я и сын видели). Просто напросто не успели ничего сделать, много ли надо 3 месячному котенку. Я тогда на нервах соседям много чего высказала из-за их собак. Они извинялись, обещали присматривать за ними, но при этом прозвучала фраза: собаки охотничьи(обычные дворняги при этом) и на кошек будут все равно нападать, обрадовали называется(((
Честно говоря, не хотела больше кошек заводить, но в октябре на день рождения дочери принесли ей подарок-котенка..Лоток дома есть и кошка туда ходит, но только по маленькому, а по большому привыкла на улицу. Выпускали, всё время присматривали за ней. И вот на той неделе соседская псина перескочила по сугробам к нам во двор и прихватила кошку прямо у крыльца. Я под навесом в это время развешивала белье на просушку, он меня не видел, но и я его сразу не увидела/не услышала-без звука напал. Выскочила я на визг кошки. Отбила, при этом он полоснул зубами по рукаву куртки и порвал рукав мне. Когда немного успокоила и обработала кошку и сама успокоилась, пошла к соседям, сказала буду жаловаться. Выходные прошли, они никаких мер не приняли(пес как бегал по улице, так и продолжает бегать). Сегодня написала жалобу участковому, но поразили слова его, мол, никаких мер принять по отношению к хозяину пса не можем, наказания или штрафа за это нет. Только если вы дальше пойдете и в суд на них подадите, на материальный и моральный ущерб. Но с судом связываться из-за кошки и порванного рукава не хочется. Неужели действительно нет никаких законов, чтобы участковый, опираясь на них, мог как то воздействовать на хозяев собак, которые на самовыгуле и по чужим дворам душат кошек? В общем много написала, просто если уж начинать войну с соседями, то опираясь на законы...Может кто что подскажет...
Катерина
Тема поболтать. А вы додумываете умелки своих детей? Объясню. У подруги сын младше моего на пару месяцев, и вот она мне гордо присылает видео, где ее малыш как червяк елозит по полу. Она радостно пишет, что он начинает ползать. А по мне так это просто возня на ковре))) Или он попу назад отклячивает, а она думает, что он на четвереньки встает. Я просто либо слишком критична к сыну, либо реалист. Но пока он конкретно не пополз хотя бы сантиметров 30 - я как-то и не говорила, что он начинает ползать. И если он сидит с опорой на одну руку - это еще не сидит. А вы к какому лагерю примкнете и почему?
211Аноним
Устроилась на работу пол года назад. Ребёнку 3,5 . Ходит в сад. Осенью нормально ходил. Я вышла на полный день. И вот уже почти весь февраль и половину марта сижу дома. Устраивалась по знакомству, никто мне ничего не говорил за пропуски, но крайний раз уже намекнули, что надо бы что то решать с больничными. Нашла няню через агенство, но моя мама подняла панику, что няню не надо (у меня мама командир тот ещё) , она сама его встречает из сада, но больничные говорит будем сидеть по очереди, 2 дня она, три я. Но часто она то улетает куда-то, то театр у неё, то вообще не хочет и ненадёжно все. И ничего хорошего с этого не вышло. Няня в итоге нашла ещё какую то работу посменную и теперь не может приезжать по щелчку, только в выходные свои. Мама ещё подкалывает,что я половину зарплаты отдам на няню. Нормально работать у меня не получается. Уходить я не хочу, так как муж сейчас зарабатывает недостаточно для всего, я себе покупаю одежду, в е женские необходимости, плюс оплачиваю отпуск, могу отложить на ипотеку, мы копим. Мама поняла, что мы просто так не может накопить на квартиру, перестала попрекать купленной квартирой, до этого мужа тюкала постоянно, что о чем он думал когда семью создавал. Муж хоть и считает себя добытчиком, но на все не хватает. И я не хочу терять работу, стаж,квалификацию. А ещё это очень тяжело морально по 2 недели сидеть с ребёнком. Мне на работе лучше, но я не могу туда попасть. Только сходит в сад 5 дней и снова на 2 недели дома. Я постоянно нервничаю. Как же и работать и ребёнка при этом смотреть. Как женщины это делают?
171LTA LTA
Добрый день, уважаемые форумчанки. Нужен коллективный разум, у меня уже мозг не работает. Дано:есть небольшая студия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ: русский, англ, общество и матем. Планирую расширение-открыть вторую в другом районе, и изменить название обеих студий. Так называемый, ребрендинг произвести. Сейчас название -АбвЕГЭ. Хочется что-то интересное и по делу. Муж предлагает "студия подготовки к ЕГЭ фамилия имя". Мне не нравится, слишком пафосно. Помещение-небольшое, три класса и стойка админа, за которой я и стою, если урока нет. Курсами не назовешь. Буду благодарна за советы: как можно назвать интереснее.
82Дата: Июль 22, 2015
Мама, папа и семеро детей!
Как все успеть многодетной маме? Отвечу шепотом: «НИКАК. ВСЕ успеть НИКАК, да и не нужно». Это было моим открытием после тренинга по тайм-менеджменту. Вообще-то, многодетная жизнь отличается многочисленными внутренними открытиями, большими и маленькими, но необходимыми для выживания. Вот некоторыми своими последними открытиями я и поделюсь.
Неудовлетворенность собственным днем
Я все время удивлялась, почему я не испытываю удовлетворения от прожитого дня, точнее от выполненных дел, хоть их список огромен, но мне все кажется, что я что-то важное не успела сделать и завтра нужно бегать быстрее и прыгать выше.
Одним из заданий тренинга по тайм-менеджменту было составить список дел по каждой из сфер жизни, которые мне кажутся необходимыми для моего личного удовлетворения этим днем. Когда я выписала дела по каждой из сфер моей жизни: «Домоведение», «Семья» и «Творчество», то очень забавно оказалось, что список дел, которые мне необходимо выполнить, чтоб удовлетвориться на сегодня, очень длинный и явно не осуществимый даже за 3 дня. Это было для меня открытием! Я не могу сделать ВСЕ, что считаю необходимым для удачно прожитого дня… физически это не возможно☺.
Разделитель по сферам деятельности
«Самая решительная»
Даже одно осознание загадочного «ВСЕГО», которое нужно успеть, существенно облегчило мне жизнь. Например, для удовлетворения моего кулинарного «ВСЕГО» совершенно необходимы суп, салат и выпечка. И я теперь понимаю, почему мне неудовлетворительно, если нет супа, хотя стол ломится от разной еды. «Нужен суп» — встроенная программа. Иногда проще его все-таки сварить (я очень люблю суп, кстати) и с удовольствием съесть, но иногда можно и поспорить с программой.
Я очень люблю готовить и часто зависаю на кухне, особенно если ждет какое-то не особо приятное другое дело. В таких ситуациях меня выручает вопрос «Зачем?». «Зачем я сейчас готовлю еще и булочки?» — Для своего удовольствия, это – хорошо, а если я так пытаюсь убежать от мытья окна, то… убегай с удовольствием, а не поджав хвост.
Организованное делегирование дел
«Другие сделают хуже». Обычно это касается привлечения детей. Ну, и пусть, зато, может, научатся делать лучше и, во всяком случае, будут заняты полезным делом и узнают цену свободному личному времени. Чтобы снизить конфликтность раздачи, а главное, сдачи☺ заданий, я каждый вечер печатаю список из 5-ти «хороших дел» для каждого ребенка на следующий день и вывешиваю на холодильник. занимают в среднем 30-40 минут, но существенно облегчают мою жизнь, поскольку это получается 2,5 часа полезного труда! Вот, например, два варианта для школьника:
Как многодетные мамы все успевают организовать? Хитрые решения, многоканальное восприятие, чужой полезный опыт, самостоятельные дети, быстрое переключение внимания, разнообразная бытовая техника. Со стороны кажется, что все работает само, но это тяжелый ежедневный труд.
Фокусировка на слабом звене
«Самый главный»
Из советов многодетных мам мне запомнился один интересный принцип: не стоит стараться поделить свое внимание на всех детей одинаково, отметь себе наиболее нуждающегося в текущий момент ребенка и адресно с ним взаимодействуй несколько дней. Это удобно, когда я быстро (а в многодетной жизни все происходит быстро) решаю, с кем пойти поливать теплицу, кого мне взять с собой в магазин для компании или кого пригласить раскладывать пиццу: заодно и пообщаемся побольше.
Интересный факт мне попался, что больше всего испытывают недостаток внимания в многодетной семье вовсе не старшие дети, с которыми интересно что-то затеять или пообщаться уже по-взрослому, и не младенец, который рядышком с мамой, а предпоследний ребенок, еще недостаточно большой, но уже слишком везде бегающий, да еще и с «кризисом трех лет» в придачу. Так что особое внимание Титину – мне на заметку.
Принятие действительности
Упаковка нарезанной тоненькими кружочками колбасы – хороший символ многодетной жизни☺. Вот так же мой день нарезан на отрезки по 5, хорошо, если целых 7 минут, когда ничего срочного не случается и никто из детишек не приносит мне своих радостей или бед. Значит, и мне нужно настроиться делать маленькие дела или маленькие кусочки больших дел и научиться получать удовлетворение от такой мельтешной жизни.
Мамочки с первенцами часто жалуются: времени нет, я ничего не успеваю, иногда даже поесть толком или сходить в душ нет времени, а что уж там говорить о том, чтобы выйти куда-то с мужем или заняться английским, о котором так давно мечтала.
А как же те, у кого не один малыш, не два, а трое, четверо, пятеро — как же им удается найти время и на детей, и на мужа, и на себя? Так, чтобы и в семье все были сыты, довольны, обласканы, и самой было не стыдно на улице показаться? Удается ли им это?
Основные ключи, помогающие мамам успевать так много:
Организация времени и режим дня
Как ни странно для многих это прозвучит, но дети любят порядок. Размеренная жизнь изо дня в день, когда подъем сменяется умыванием, завтраком, прогулкой, нравится детям — они меньше капризничают и беспокоятся, зная, чего именно и когда от них ждут, и выполнят свои ежедневные нехитрые ритуалы с радостью.
Ирина (Mama Iriska): «В воспитании помогает свой же опыт. Сложнее всего было с первым, сейчас легче. Уже по-другому расставляешь приоритеты».
Наталья (Натусятка): «И готовлю, и убираю, и деток по кружкам вожу, но замученной себя абсолютно не считаю, у нас всё по графику и распланировано».
Анна (): «Много детей — это 45 подростков в вагоне, который трое суток едет на Байкал в экспедицию. А трое — это всего трое».
Анна (solnca): «С тремя детьми подход к вопросам организации времени становится совсем другим. Поэтому и время есть на всё. Самый главный помощник — распорядок дня. Мы не устанавливали его специально, он как-то сам организовался. Дети легко подлаживаются под размеренный ритм жизни семьи. И тогда не возникает вопросов, что они спят в разное время или едят».
Екатерина (басята): «Да, день расписан практически по часам, вечером бывает усталость, но если все правильно распланировать, то время найдется на все».
Елена (elena-boldova23): «Дети учат правильно организовывать своё время, ответственно относиться к своему здоровью и своей физической форме, вести активный образ жизни и вообще скучать с ним мне уж точно не приходится»
Открытие нового
Большинство наших героинь с увеличением количества детей в семье стали более организованными и целеустремленными, открыли в себе новый источник сил, вдохновения и творчества.
Ирина (Mama Iriska): «Я открыла в себе массу возможностей! Сейчас успеваю всегда приготовить еду, поддерживать порядок в доме»
Елена (elena-boldova23): «Поход в салон красоты — редкое явление в моей жизни. Но зато я выработала свой собственный комплекс упражнений, который позволяет быстро возвращаться в форму после родов, после кормления грудью».
Распределение обязанностей и взаимопомощь
Большая ошибка многих мам — пытаться быть во всем «отличницей». Помните, как в фильме «Белое солнце пустыни»? «Готовит, убирает, за детьми смотрит — и всё одна? Тяжелоо!» Не нужно пытаться все дела взвалить на себя, стремясь стать супер-мамой. Истощение и разочарование наступят очень быстро. Для мамы и хозяйки важно уметь делегировать обязанности (мужу, детям, родителям, няне), уметь привлекать помощников и не стесняться использовать вещи, которые могут облегчить быт.
Анна (): «Необходимо умение видеть главное, а не только пыль на полках».
Наталья (Натусятка): «Мои помощники: старшие дети, моя мама, муж — мы одна большая семья, и все всегда готовы прийти на помощь. В любой момент я могу положиться на них, особенно на маму — она главная моя палочка-выручалочка. С уборкой старшие дети помогают, с покупками — муж».
Екатерина (✰Катюня✰): «Мой главный помощник (и практически единственный) это супруг, с таким папой можно и еще троих родить».
Вообще приятно было узнать, что больше всех помогают мамам именно любимые мужчины, а уж потом бабушки, тетушки и няни.
Вот что наши мамы могут им доверить:
Ирина (Mama Iriska): «Муж иногда помогает в приготовление пищи. Может забрать всех троих гулять или в какую-нибудь небольшую поездку и дать мне время отдохнуть».
Елена (elena-boldova23): «Муж мне помогает в домашних делах всегда, когда может».
Анастасия (ЁНОЧКА): «Купает детей, покупает продукты по списку, отводит старшего в школу и забирает, варит кофе только папа, ну и классика — мусорное ведро выносит папа! Ах да, еще дочь спать укладывал до недавних пор — она только под папины песни засыпала, а теперь сама стала в тишине».
Маленькие помощники
Яркой отличительной особенностью большинства семей наших героинь является то, что даже младшие члены семьи уже активно помогают старшим и имеют свои обязанности.
Елена (elena-boldova23): «Старшие дети помогают, они всё умеют: готовить, стирать, гладить, убирать. И за маленькими детьми присмотреть могут. Дети знают, что дома должно быть чисто. В их обязанности входит: следить за своей одеждой, собирать портфель, наводить порядок на письменном столе и в комнате. Если поели, они всё убирают сами. И мусор, конечно, выносится ими регулярно. За учебные дела каждый отвечает сам, а домашняя уборка проводится вместе. Не важно, кто насорил или испачкал — убираем всё равно все вместе. В мои обязанности входит проверка домашних заданий и подготовка к школе. Я всех детей готовила к школе сама. Еще дополнительно занимаюсь с ними языками, когда есть свободное время. Если назревает праздник (дни рождения, Пасха, новый год, Рождество), готовим все вместе. Это уже традиция-печь куличи, красить яички, резать салаты. На дни рождения мы торты никогда не покупаем, всегда печём сами. Дети сами придумывают, каким будет торт».
Ирина (Mama Iriska): «Маленький сам очень аккуратный ребенок, никогда мусор не бросит, несет в ведро. Старшие моют посуду, поливают цветы, подметают, убирают игрушки».
Анастасия (ЁНОЧКА): «Дети сами очень помогают мне. Если один ребенок начинает что-то делать, то остальные дружно подхватывают, так что главное правильно организовать. Опять же, старшие учат младших, помогают им».
Ирина (): «Нужно учить детей быть самостоятельными, а не делать все за них».
Анна (solnca): «Мы всё делаем вместе и привлекаем детей и к уборке, и к готовке, и к стирке, и к огороду, и к строительству, и к уходу за собакой, и т. д.».
Вещи-помощники
Наши мамы считают, что самые лучшие вещи-помощники — это:
- Стиральная машина: на первом месте, поскольку стирать многим приходится каждый день, а иногда и по нескольку раз
- Автомобиль: в семье, где есть несколько детей, без машины обойтись трудно. Часто именно после рождения 2 или 3 ребенка женщина садится за руль, а часто и увеличивается размер автомобиля)
- Посудомоечная машина: есть не во всех семьях, но вещь, безусловно, облегчающая быт
- Мультиварка: признана многими мамами лучшим помощником на кухне
- Еще в ответах были: планшет (обучающие и развивающие программы, мозаики, «рисовалки») для дороги и ожидании, коляска-трость, манеж, рюкзак/слинг, детский стульчик, хлебопечка и даже робот-уборщик.
Ну а самое важное в любой семье всё-таки любовь. И пусть на что-то другое и не хватит времени, главное - успевать любить.
Помню, когда моя старшая дочка пошла в первый класс, я сидела в вестибюле музыкальной школы и рассказывала одной беременной мамочке о том, как тяжело управляться с двумя детьми. Одного в садик надо с утра отвести, другого в школу, потом бежать на работу, бассейн, кружки, уроки по вечерам, а еще ведь и домашние дела. Я, как мама двоих детей делилась опытом….. Мамочка молча сидела и в согласие лишь тихо кивала головой. Тогда я даже не догадывалась, что передо мной многодетная мама, ожидающая появления на свет пятого (!) ребенка…. Такая она была тихая, спокойная, умиротворенная какая-то, а пять детей тогда в моем сознании просто не помещались….
Но прошло всего каких-то 9 лет, и вот я веду в музыкальную школу уже четвертого из шести наших детей. И понимаю, что тогда, со старшими детьми, мне действительно было очень сложно. Во-первых, все в первый раз, а во-вторых, у меня не было того, что спасает многодетную маму - не было системы.
У каждой многодетной мамы с годами выстраивается своя модель. Молодая мамочка похожа на человека, поднимающего без подготовки штангу весом 150кг. - она может или надорваться, или ее не поднять. Многодетная мама - это спортсмен с многолетней подготовкой, она в одном рывке поднимает снаряд, удерживает его на высоте по максимуму и может проделывать это неоднократно.
Вот уже 10 месяцев, как мы стали больше, чем семь-я, теперь нас восемь: я, муж и дети - Дарина (16 лет), Федор (13 лет), Георгий (8 лет), Ксения (5 лет), Григорию 2 года и Богдане 10 месяцев.
Я стала очень хорошим «спортсменом», «мастером спорта». И у меня появилась своя модель жизни большой семьи. На самом деле все оказалось очень просто.
Вот мои помощники:
1. Порядок, режим, минимум вещей. И это все работает только в связке одно с другим.
2. «Творческий ящик», который хранится высоко-высоко, на холодильнике. Там есть все для рукоделия, чтобы занять ребенка любого возраста. Дети знают, что играть во все это можно только на кухне под присмотром мамы. К ним в руки «ящичек» не попадает, достаю и раздаю все сама.
3.Очень помогают старшие дети и фраза: «Вы помогаете мне, я помогаю вам».
4. Мои предметы-помощники — это стиральная машинка, мультиварка, слинг, записная книжка и магнитная доска.
1. Игрушки.
Все игрушки лежат в коробках. Дети просят коробку, играют, собирают все назад, коробку убираем. Коробки все подписаны.
Оказалось, чтобы ребенок убирал за собой игрушки, надо просто делать это самой после каждой игры — малыш быстро впитывает это и вскоре сам начинает повторять мои действия.
Жаль, что я не знала этого с первыми двумя детьми, столько скандалов было по этому поводу…
Игрушек у нас не много:
- качественное LEGO (начали покупать еще старшей дочке, а теперь продолжаем, я и сама могу поиграть с ними);
- пара кукол, одежка для них, посудка, колясочка/тележка, деревянная кроватка;
- немного машинок;
- деревянная «железная дорога»;
- и по 2-3 мягких игрушки у каждого.
Сейчас у нас меньше игрушек, чем в те времена, когда было двое детей. Тогда наша квартира выглядела как филиал «Детского мира».
Оказывается, детям не нужно много игрушек - они прекрасно играют в какие-то подручные средства и при этом развивают воображение.
Детей надо было просто научить играть в то, что у них есть, а не покупать все новые и новые игрушки в надежде, что «ну вот в это он уж точно будет играть».
Коробки с паззлами, с настольными играми и мелким ЛЕГО находятся очень высоко и даются теперь строго по выдаче.
2. Так же, дома есть турник, мольберт для рисования, пианино.
3. Одежда и обувь.
Их мало — но всё функциональное и качественное. В школе - форма, в саду главное удобство, дома опять же удобство. Многое передается детьми друг другу по наследству.
Система распределения времени.
1. Приготовление пищи.
В будние дни все предельно просто:
Кашу на завтрак «варит» нам мультиварка.
Бульон для супа и овощи для салата или винегрета я варю с вечера. На следующий день бульон остается только заправить, а овощи для салата порезать.
Поджарку делаю сразу на 5-6 порций, беру нужное количество, а остальное замораживаю на потом.
На ужин готовим что-то простенькое типа салат (который с удовольствием режут малыши) плюс картошечка.
2. Поликлиники-магазины-собес.
Раньше у нас много времени уходило на походы по поликлиникам, собесам, паспортным столам, магазинам.
Мне все надо было сделать самой, я считала, что без моего присутствия ничего не будет сделано, или будет сделано не так, как надо.
Теперь я поняла, что и муж, и старшие дети с этим прекрасно справляются. Просто надо было научиться им доверять.…
К тому же, поход старшего ребенка в магазин уберегает меня от покупки лишнего — он покупает только то, что я указала в списке. Когда я иду в магазин с этим же списком, то всякий раз возвращаюсь с массой того, что не планировала купить, при этом иногда позабыв о запланированной покупке.
3. Когда дети балуются.
Еще теперь я точно знаю, что если дети балуются, то здесь два варианта:
либо им заняться нечем,
либо они устали сами от себя (а т.к. у детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, во всем должна быть мера, им потом физически трудно остановиться). Мы с мужем стараемся не давать детям дурачиться, то есть баловаться от нечего делать.
Вот и сегодня вечером мой шестилетний ребенок начал дурачиться. Я взяла его за руку, отвела к мольберту, написала примеры по его возрасту и он их с удовольствием начал решать (отвлекся, переключился), а потом рисовал орнаменты по образцу. Так зарисовался, что самому понравилось — в этот момент напоминаю ему, что время дано человеку для дела, а не для баловства.
4. Грудное кормление.
Можно прекрасно совмещать с чтением и себе и детям, с едой, с разговором по телефону и написанием писем в Интернете.
5. Прогулки.
Можно превращать в познавательные уроки, изучая кору на деревьях, рассматривая следы птиц и провожая лед на Неве.
Прогулки — это вообще спасение:
во-первых, это общение, которого порой не хватает нашим детям,
а во-вторых, чем дольше мы гуляем, тем меньше беспорядка дома.
Пришли с улицы, разделись, руки помыли, поели и — «Тихая игра»: одного в ванну играть в кораблики, другого в комнату, строить из ЛЕГО, третьего на кухню, рисовать или лепить. И все при деле.
Наш обычный день выглядит примерно так.
Утро.
Подъем, будим детей. Пока старшие собираются и завтракают, мы со средним делаем логопедические задания, которые задали в садике. В это же время снимаю высушенное белье, вешаю сушить то, что постиралось за ночь, что-то глажу…
Теперь надо разбудить и собрать самых маленьких.
Все готовы - выходим. Старших сажаем на автобус (гимназия далеко, но она того стоит). Первые года то папа, то я отвозили и забирали детей — теперь пришло время, и в школу они ездят сами, маршрут знают наизусть.
Машем им ручками и с малышами продолжаем наш путь к садикам. По пути обсуждаем планы на вечер, повторяем логопедические рифмовки или заданные стихи, дружно решаем в уме примеры, поем песенки. Сдаем первого ребенка в сад - я только заглядываю в группу, чтобы сказать о том, что я сдаю им ребенка (в саду все удивляются, какие дети у нас самостоятельные). Потом ведем второго в другой, логопедический сад.
Все, утренняя «развозка» закончена, и можно погулять с теми, кто пока еще при маме.
Гуляем в основном туда, куда ноги малыша идут, не торчим на детских площадках - это сужает кругозор ребенка. Мы с ним изучаем окружающий мир: жучков, песочек, камушки, стоим и подолгу смотрим на трактор, на машины, он что-то спрашивает, я отвечаю - вот считай и на «развивалки» сходили….
После прогулки заходим в магазин, покупаем продукты, иногда забегаем в библиотеку, чтобы обменять книги.
Дома - завтрак для малышей.
Потом, через некоторое время, — домашнее плавание в большой ванне. Так как плавание это активный процесс, во время которого малыш бурно себя ведет, мы перенесли его с вечера на утро.
После плавания младшая дочка легко засыпает.
В это время я читаю что-то сыну или проверяю электронную почту.
Потом мы с ним занимаемся домашними делами: сыну надо чинить его машинки и строить гаражи, а мне нужно по максимуму успеть сделать домашнюю работу.
День.
Когда школьники возвращаются из гимназии, мы все вместе обедаем. За столом все наперебой делятся своими новостями за день, я слушаю их внимательно, что-то комментирую, делаю какие-то замечания.
Затем час на уроки.
И начало вечерней «развозки»: идем в один садик, потом в другой. В какие-то дни идем в ДТЮ на дополнительные занятия, в какие-то - в музыкальную школу. У старших есть музыка, рисование, бассейн, у малышей — музыка, рисование, игровой танец. Два раза в неделю приходит репетитор по английскому. Всё, все пристроены, и мы всех ждем, гуляя рядом по парку.
Если нам повезло, и папа вернулся с работы рано, то обратно едем домой на машине. Если нет, то веселой толпой сами идем домой.
Раз в неделю нам надо ездить на Садовую к логопеду. Поэтому мы заезжаем в школу за сыном, погружаемся в подземку, едем в центр — вот и экскурсия по городу для детей.
Вечер.
Дома, пока я разогреваю ужин, младшие дети здесь же заняты со мной «творческим ящичком». В это время папа общается со старшими.
Семейный ужин, и опять разговоры, шутки, смех…. Посуду после ужина моют поочередно старшие ребята, я в это время укладываю спать малышку, а папа купает всю младшую компанию в ванной.
Затем доделываем уроки, т.е. то, с чем наши школьники не справились самостоятельно.
Потом — сбор с вечера всего на завтра, и — долгожданное вечернее чтение. Сначала читаю для младших про «репки-колобки», потом для старших. Слушают с интересом все дети.
Часто по вечерам старшие, если не задано много уроков, сами читают малышам, укладывают их спать — а это значит, что мы с мужем можем сходить прогуляться перед сном, выпить в кафе чай-кофе, а можем просто вдвоем посмотреть какой-нибудь фильм.
В выходные дни
Обычно мы ездим в гости, в музеи или на длительные прогулки.
В воскресенье у старших — воскресная школа.
Старшая дочка (по собственной инициативе) занимается с малышами музыкой, а по моей просьбе — помогает братьям с английским.
Еще мы вместе готовим, печем пироги….
Но главное — даже не в режиме и не в системе.
Самое главное, что я поняла уже как многодетная мама:В этом мире можно прожить без супа, без выученных уроков — но нельзя жить без любви. Все, что ты делаешь, надо делать с любовью — и тогда любое дело дается легче.
Дети. Время. Как все успеть
Быть полноценным фрилансером при детях очень даже реально. Вопрос стоит только за тем, чтобы правильно организовывать свое время и грамотно занимать - отвлекать детей. Конечно, полноценный восьми часовой день устроить все же не возможно. Но опытным путем я выяснила, что четыре - пять часов в день уделить работе вполне могу. Дело еще в том, насколько сильно мне нужно работать и как много времени я хочу уделять детям. Мой оптимальный вариант - это те самые четыре - пять часов в день. Бывает даже что я работаю не каждый день, а несколько раз в неделю. Все опять упирается в "насколько сильно нужно".
Расскажу в общих чертах (вкратце, чтобы не было трудно читать большой текст) о трех моих китах и о том, как я с ними справляюсь - ведении домашнего хозяйства, работе и времени на себя и отдых.
Ведение домашнего хозяйства.
Система "Флай леди" здесь подойдет как нельзя лучше. Это на заметку для тех, кто хочет упорядочить все это дело. Сейчас я о том, как можно "летать" с детьми.
Уборка вполне возможна и при грудном ребенке. Уложить дитятко в кроватку или на диван, в коляску, словом, так чтобы ребенок мог видеть маму. (Отмечу, что слингом я не пользовалась, мне было жаль свою спину. Но, конечно же, каждая мама выбирает для себя оптимальный вариант). Едем дальше. В ручки можно дать что - нибудь шуршаще - отвлекающее. А можно и не давать. Даже лучше не давать. Потому что здесь главное для ребенка - это поддерживать контакт с мамой. Тогда он не успеет опомниться и не начнет жаловаться на свое одиночество. Я, например, когда развешивала сушиться белье, устраивала перед ребенком спектакль. Пряталась за тряпочки, подкидывала их в воздух, или помахивала перед носом карапуза. Потом давала какие - нибудь колготочки и ребенок был занят тем, что пытался их надеть на голову и спрятаться от меня. Белье можно давать позже, когда драгоценное чадо научиться держать в руках предметы. А до этого времени спектакля вполне достаточно.
Если речь идет о каких - то вещах, где представление невозможно (например, вам нужно срочно почистить раковину или нарезать овощи для супа), то нужно просто постоянно разговаривать с малышом или петь песни. Человек будет знать, что обращаются к нему и не будет испытывать одиночества.
После четырех - пяти месяцев можно использовать шезлонг или авто - кресло. Невероятно удобная штуковина. Огромная благодарность тем, кто ее придумал. Тут уже можно разгуляться по полной программе. Например, ребенку можно дать и кусочек сухаря помусолить, и блестящую ложку, и крышку от банки, и прозрачный бутылек. Дети, как выяснилось, больше любят предметы домашнего обихода, чем свои игрушки. Сидящему ребенку можно дать кастрюлю с ложкой. Правда придется какое - то время послушать нечто громкое на подобие барабанной дроби, выдаваемое радостным чадом. Но зато можно успеть полдела сделать.
А вообще здорово давать ребенку совсем неожиданные вещи. Чуть - чуть творожка на тарелке и ложку. Можно еще на самое дно миски или небольшого тазика воды наливать и пускать в плавание легкие предметы. Конечно, вымажется. Но лучше не полениться и помыть - протереть. Зато полчаса карапуз будет занят. И ведь еще это отличнейшее развивающее занятие.
Во всех этих завлекалках есть один нюанс. В самом начале занятия ребенку нужно уделить время. То есть не сунуть ему просто кастрюлю и уйти. А лучше всего показать что можно сделать - постучать по ней ложкой, порадоваться с ребенком возникшему громкому звуку. Потому что на первом месте для малыша не познание окружающего мира, а общение с мамой. И если эту потребность удовлетворить, то дальше он сможет спокойно заниматься своими делами.
Работа. Или мама - Юлий Цезарь
Тут принцип тот же, что и при уборке дома или приготовлении обеда - ужина. Проявить творчество, применить фантазию. Более старших детей можно усадить рядом с собой и дать в руки карандаши, мелки или пластилин. Мой сын, например, любит резать на кусочки бумагу. Для этой цели я купила ему детские практически тупые ножницы.
Важно еще поддерживать постоянный контакт, тогда чадо не будет чувствовать себя брошенным. Я всегда болтаю о погоде за окном - обращаю внимание на то, что солнышко светит или капает дождик. Или комментирую то, чем дети занимаются: "Какая высокая башня получилась!", "И куда это поезд поехал?" и т.п. Таким образом у нас непрерывный диалог и всем хорошо. При этом можно набрасывать план будущей статьи или реферата, думать над мыслями - тезисами, заполнять таблицу данными или набрасывать эскиз на бумагу. Можно читать.
Только все это касается тех частей работы, которые не требуют полного сосредоточения. Все, что нужно делать в тишине делается тогда, когда носики сопят, т.е. спят. Это касается последних этапов - подсчетов, проверки, доработки, дорисовки и проч.
Теперь вопрос времени. Как долго работать? После изучения различной литературы по организации труда, я согласилась с Яной Франк, что хорошо работается 45 минут. Прямо вот как в школе. Полной концентрации внимания хватает ровно на этот отрезок времени. После уже человек устает и начинает отвлекается. Дальше лучше сделать перерыв минут на 15 - 20 и и снова приниматься за работу. Однако, дети не выдерживают столько. Обычно их хватает на минут 20 - 30. Ничего страшного. Можно поработать и 30 минут, это время тоже позволяет сделать многое. А во время перемены можно пообщаться с ребенком. Пообедать. Поиграть. Или сделать вместе с ним что - нибудь по дому. Пыль, например, вытереть. Всучить в маленькие ручонки тряпочку и они будут с удовольствием вам помогать. Только вот, дети есть дети и перерыв частенько приравнивается по времени к количеству минут, проведенных за работой. Тут уж ничего не попишешь:) Но для женщины сидящей дома с детьми, дорога каждая минута. Даже за несколько получасовых подходов в день можно просто горы свернуть.
Теперь пару слов о списках. Выполнять содержащиеся в них пункты можно также в перерывах между работой. Так сказать, на ходу. Сами списки могут состоять из разных - разных вещей. Тут можно записать все то, что нужно выполнить сегодня. Куда - то позвонить, что - то надо отправить или оплатить счет.
Кроме этого, в списках можно обозначить и хозяйственные дела выполнение которых позволяет поддерживать в доме оптимальную чистоту. По системе летающей леди предлагается разделить квартиру на зоны. Кухня, гостиная, спальня, детская, ванная комната и т.п. Прогуляйтесь по своим зонам и раскиньте что в них нужно делать. Ванну, допустим, чистить раз в неделю. Унитаз раз в три дня. Зеркало мыть через день. Кухонную плиту желательно протирать тоже через день. Полы подметать каждый день. Записать. А потом все эти пункты можно раскидать по дням. В понедельник, например, можно загружать стирку, протирать пыль с подоконников во всей квартире и пробегать с мочалкой по рабочим поверхностям в кухне. И так всю неделю кроме воскресенья. Отдыхать ведь тоже надо.
Вот и получается, что за день мы успеваем практически все.
Работа - перерыв: протерли пыль - работа - перерыв: поиграли с ребенком - снова работа - перерыв: хорошо помогает стиральная машина bosch встраиваемая , а дальше - загрузили посудомоечную машину - работа - и т.д. .....
Главное, составить список всего, что нужно сделать. Хотя бы на день. А лучше на неделю. И так можно будет охватить предстоящий фронт дел. Останется только оптимизировать время.
Отдых и время для себя.
Все свое время для работы и отдыха я строю на основании одного и самого главного принципа: для здоровья человеку необходимо спать 7 - 8 часов в сутки. Поэтому до 23 я стараюсь со всем покончить. Врачи говорят, что после длительных недосыпов организм просто - напросто может не выдержать. Наружу полезут болячки. Более или менее серьезные. Зависит от многих факторов. Но дело в том, что они все равно полезут. Вопрос в другом - а нужны ли они?
Многие женщины после рождения ребенка жалуются на то, что им буквально некогда голову помыть. Голову можно мыть и при детях. Им это будет интересней вдвойне. Я имею в виду не полное погружение в ванну. А именно мытье головы. Когда наклоняешься над ванной, берешь в руки душ и... Словом, мама будет с чистыми волосами и дети не останутся без ее внимания.
Все рутины, по уходу за собой точно также можно разбить по дням, как и уборку дома. И выполнять во время перемен от работы. И при детях опять - таки. По крайней мере манипуляции с лицом в виде скрабов и масок точно можно. Все остальное, когда они спят. То же касается и "принять ванну, выпить чашечку кофе". На дневной сон уложили и ай да в ванную на восстановительную релаксацию. И все отдохнули. Бодрые и веселые.
Этот детский дневной сон настолько дорог и даже бесценен, что я порой теряюсь в сомнениях - как бы мне его потратить. Поработать? Поспать? Принять ванную? Или фильм посмотреть? На помощь вновь придет список "График использования детского сна на неделю" :)
Троемамское счастье
Мне часто задают вопрос: сложно с тремя детьми? Словом "просто" это вряд ли назовешь, зато жизнь с тремя детьми может быть веселой и радостной, и сложности не будут занимать в ней так уж много места.
Вот мои маленькие секреты счастливого мамства.
Максимально разгрузить себя с помощью бытовой техники. Мой хит в этом плане - мультиварка. Хочешь - выискиваешь рецепты и создаешь шедевры в несколько этапов, а не хочешь - готовишь что-то в стиле «порезать-побросать-кнопочку нажать». Например, с вечера ставлю кашу на таймере, на завтрак она готова, перед прогулкой закидываю продукты на суп, заливаю бульон, и после прогулки нас с малышней ждет горячий обед. Ужин - можно по такому же принципу.
И снова про еду:) Делаю себе сборник простых рецептов, в смысле, с минимумом трудозатрат. А также держу в доме разную простую еду, по принципу «взял и съел»: творог, фрукты, домашний йогурт, изюм, сушеные яблочки-грушки.
Привлекаю детей к домашним делам. Для моих огромное удовольствие готовить, мыть посуду, убирать вместе с мамой. Конечно, не с любым возрастом это проходит:) Но совсем малышам на время, например, работ по кухне можно найти какое-нибудь интересно кухонное занятие. У нас обычно, если нет желания у малого чего-нить в это время пожевать, в ход идут ложки, миски, крышки, в общем, все, что не бьется, не режется, не колется и пригодно для игры.
Мы со старшими доцями взяли себе за правило - осваиваем по одному новому блюду в неделю.
Еще малыши очень увлеченно занимаются уборкой при выполнении двух условий:
а) мама тоже этим УВЛЕЧЕННО занимается
б) у них есть конкретное задание: например, сложить кубики вот в этот ящик, сложить свои вещи в шкаф (средней дочке, трех с половиной лет - с детализацией, что где лежит, старшая уже сама справляется), собрать весь мусор после занятий аппликацией.
При отсутствии желания убирать за собой несмотря ни на что, объясняю им подробно, что мы не успеем сделать, если я потрачу время на уборку за ними, например, не пойдем гулять, не успеем поиграть в игру или сделать поделку и т. д.
Старшая доця добровольно взяла на себя ряд обязанностей, например, мыть раковину в ванной, подметать в большой комнате, где они проводят большую часть времени.
Режим дня. Он у нас не строгий, в плане точного обозначения времени, но последовательность действий в будние дни одинакова. Это помогает и мне планировать свои дела, и детям - спокойно относиться к не очень любимым делам в силу привычки.
Помощь папы, бабушек-дедушек, старших детей и прочих друзей и родственников. Не стесняйтесь просить о помощи с детьми или по дому, я лично не вижу смысла из последних сил кидаться на амбразуру под названием «я все смогу сама». Сможете, не вопрос, но зачем? И сколько сил на это уйдет? Получите ли удовольствие от процесса? Понравится ли результат? Правда, во избежание обид и проблем в будущем, стоит оговорить с добровольными помощниками, в каких объемах они это готовы делать.
Нахожу время для взрослого времяпрепровождения, то есть время сделать что-то самой или для себя, и вдвоем с мужем пойти куда-нибудь, поехать. Ребенок (или ребенки) даже грудного возраста вполне способны пережить 2-3 часа без мамы, если они здоровы, накормлены и обласканы:) Опять же, скажу о себе. Когда длительное время все вертится только вокруг детей, я начинаю остро чувствовать неполноценность жизни, хандрить, и на причину хандры (то есть детей) дуться, хоть и понимаю, что в этом не их вина. поэтому для меня 2-3 часа в неделю «чайлдфри» - это просто аксиома, без которой никуда.
По возможности много гуляем на улице. Выгулянные и набегавшиеся дети ложатся спать без предварительного скандала на тему, как они не хотят этого делать:), да и вообще более довольны жизнью.
В планировании отпуска и поездок принимают участие все члены семьи, умеющие разговаривать:) Ведь если дети предвкушают что-то интересное для себя, то капризов и проблем с ними будет минимум, а вот удовольствия - море. И еще о поездках. Хорошо бы иметь список необходимых вещей для поездки/похода с детьми (вот как раз в планах у меня такой составить).
Тоже из запланированного: хочу свести воедино все интересности города, которые когда-то находила и отмечала себе, и составить список этих интересностей. В случае появления свободного времени значительно упрощается проблема выбора, куда пойти, и времени на этот выбор тратится меньше.
С года младшего ребенка синхронизировала по возможности режимы детей: спать днем, например, ложу в одно время.
Обязательно каждый день посвящаю хотя бы по полчаса каждому ребенку по отдельности. Со старшей это, как правило, путь из школы домой/на кружки, плюс занятия музыкой дома (домашних заданий в школе у них нет). Со средней - всякоразные занятия (она их называет заданиями), т.к. в садик мы ходим максимум неделю в месяц. С младшим - его незатейливые игры, пока девчонки занимаются своими "взрослыми" делами - играют с мелкими игрушками, в ролевые игры, рукодельничают, плюс укладывание на вечерний сон (он ложится раньше барышень).
Еще очень помогает машина Я даже научилась получать удовольствие от вождения.
И самое главное - настраиваемся на хороший результат, но при этом обязательно получаем удовольствие от процесса.