Конспект логопедического занятия Новый год в старшей группе. Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зима. Праздник Новый год» план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему Логопедическое занятие новый год с
Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Формирование представлений о новогоднем празднике. Уточнение и расширение словаря по теме Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в единственном числе в косвенных падежах), слоговой структуры слова, элементарных математических представлений (навыки счета в пределах пяти).
Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, связной речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Формирование навыков сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий, эстетических чувств. Воспитание доброжелательности, желания быть справедливыми.
Оборудование. Картина «У елки», игра «Украсим елку», тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, цветные флажки по числу детей, предметные картинки с изображениями елочных игрушек для организационного момента, конфетти, разноцветные флажки, игрушка-пони, игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики, еловая ветка.
Предварительная работа. Рассматривание елочных игрушек и украшений. Участие в украшении елки в группе.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед. Скоро Новый год. Вы уже украсили елку в группе, рассмотрели елочные игрушки на ней. На карточках перед вами тоже елочные игрушки. Сейчас сядет тот, у кого на карточке два шара.
Ребенок садится.
Логопед. Теперь тот, у кого - три шара.
Ребенок садится.
Логопед. Можно сесть тому, у кого на карточке четыре шишки, а потом тому, у кого пять шишек.
Дети садятся.
2. Работа в тетради.
Логопед. А теперь мы украсим елочку у вас в тетради. Сначала обведите ее по точкам простым карандашом, а потом нарисуйте шары на ней.
Дети рисуют.
Логопед. Теперь раскрасьте шары разными карандашами. И наконец, раскрасьте елочку зеленым карандашом.
Логопед. На новогоднем празднике у елки всегда весело, звучит музыка, кружатся конфетти, разноцветный «снег». Сейчас я насыплю конфетти вам на ладошки, а вы подуете так, чтобы этот разноцветный снег закружился в воздухе. Помните, дуть нужно, вытянув губы трубочкой, не раздувая щек.
4. Рассматривание картины «У елки». Беседа по ней.
Логопед. Кого вы видите на картине?
Дети. Деда Мороза и детей.
Логопед. Какой праздник они отмечают?
Дети. Новый год.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. Они около елки.
Логопед. Какая елка?
Дети. Зеленая, пушистая, нарядная.
Логопед. Что вы видите на елке?
Дети. Шарики, бусы, рыбку, цыпленка.
Логопед. Какие игрушки?
Дети. Красивые, блестящие, стеклянные.
Логопед. Давайте попробуем повторить все, что говорилось о елочке. Елочка зеленая, пушистая, колючая. На ней висят разноцветные блестящие бусы и шары.
Логопед. Что делают дети на елке?
Дети. Поют и танцуют.
Логопед. Какое у них настроение? Им грустно или весело?
Дети. Им весело, они улыбаются.
Логопед. Посмотрите на Деда Мороза. Он высокий, в красной шубе с белым воротником. У него белые борода и усы, красные щеки и нос. Он принес детям подарки. Попробуйте повторить рассказ про Деда Мороза. Не забудьте описать, какой он, какие у него шуба, борода и усы, щеки и нос, рассказать, что он принес детям.
И. Демьянов
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им выполнить несколько упражнений артикуляционной гимнастики всем вместе. Например, выполняются упражнения «Мостик» и «Длинный язычок». Логопед может уже не напоминать, как выполняется каждое упражнение, а просто показывать соответствующую игрушку или картинку. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну. Затем педагог предлагает каждому из детей выполнить разные упражнения. Дети выполняют упражнения и оценивают работу друг друга.
1. Игра «Украсим елочку».
Логопед. Вот какая елочка. Что вы видите на ней?
1-й ребенок. Снеговика.
2-й ребенок. Лисичку.
3-й ребенок. Мишку.
4-й ребенок. Лягушку.
1-й ребенок. Рыбку.
2-й ребенок. Шишку.
3-й ребенок. Кораблик.
4-й ребенок. Шарик.
Логопед. Рядом с какой игрушкой висит лисичка?
Дети. Рядом с шишкой.
Логопед. Над чем висит снеговик?
Дети. Над корабликом.
Логопед. Где висит рыбка?
Дети. Под шариком.
Логопед. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу некоторые игрушки.
Логопед. Откройте глаза. Чего не стало?
Дети. Лисички и кораблика.
Логопед. Теперь вы снова закроете глаза, а я повешу на их место другие игрушки.
Логопед. Откройте глаза. Какие новые игрушки вы видите?
Дети. Грушу и кораблик.
Логопед. Вы знаете, как вкусно пахнет еловая веточка? Она пахнет зеленью, лесом, свежестью. Давайте понюхаем ее. Встаньте около стульчиков, опустите руки. Я буду подносить веточку к носу каждого из вас. По моей команде вы сделаете вдох, понюхаете веточку, а потом выдохнете и на выдохе скажете: «Ах, какой приятный запах!»
Логопед. Сегодня мы с вами познакомимся с новым гласным звуком. Посмотрите, это маленькая лошадка-пони (показывает игрушку). Она умеет тоненько ржать: и-и-и! Сделайте «Улыбку» и спойте этот звук вместе с пони и со мной.
Дети поют.
Логопед. А теперь я буду петь звуки, а вы будете поднимать флажки только тогда, когда услышите И.
Логопед. Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
10. Окончание занятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Здравствуй, здравствуй Новый год!»
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о новогоднем празднике. Уточнение и расширение словаря по теме (елка, подарок, Дед Мороз, Снегурочка, дарить, получать, петь, танцевать, украшать). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в единственном числе в косвенных падежах), слоговой структуры слова, элементарных математических представлений (навыки счета в пределах пяти).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, связной речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий, эстетических чувств. Воспитание доброжелательности, желания быть справедливыми.
Оборудование. Картина «У елки», игра «Украсим елку», тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, цветные флажки по числу детей, предметные картинки с изображениями елочных игрушек для организационного момента, конфетти, разноцветные флажки, игрушка-пони, игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики, еловая ветка.
Предварительная работа. Рассматривание елочных игрушек и украшений. Участие в украшении елки в группе.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед приглашает детей в кабинет к столику, на котором уже лежат предметные картинки.
Логопед. Скоро Новый год. Вы уже украсили елку в группе, рассмотрели елочные игрушки на ней. На карточках перед вами тоже елочные игрушки. Сейчас сядет тот, у кого на карточке два шара.
Ребенок садится.
Логопед. Теперь тот, у кого - три шара.
Ребенок садится.
Логопед. Можно сесть тому, у кого на карточке четыре шишки, а потом тому, у кого пять шишек.
Дети садятся.
2. Работа в тетради.
Логопед. А теперь мы украсим елочку у вас в тетради. Сначала обведите ее по точкам простым карандашом, а потом нарисуйте шары на ней.
Дети рисуют.
Логопед. Теперь раскрасьте шары разными карандашами. И наконец, раскрасьте елочку зеленым карандашом.
Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу и раздает мелкие наклейки, которые тоже можно наклеить на елку.
3. Дыхательное упражнение «Разноцветный снег».
Логопед приглашает детей выйти на ковер.
Логопед. На новогоднем празднике у елки всегда весело, звучит музыка, кружатся конфетти, разноцветный «снег». Сейчас я насыплю конфетти вам на ладошки, а вы подуете так, чтобы этот разноцветный снег закружился в воздухе. Помните, дуть нужно, вытянув губы трубочкой, не раздувая щек.
Упражнение выполняется 2-3 раза.
4. Рассматривание картины «У елки». Беседа по ней.
Логопед приглашает детей к мольберту, на котором стоит картина «У елки».
Логопед. Кого вы видите на картине?
Дети. Деда Мороза и детей.
Логопед. Какой праздник они отмечают?
Дети. Новый год.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. Они около елки.
Логопед. Какая елка?
Дети. Зеленая, пушистая, нарядная.
Логопед. Что вы видите на елке?
Дети. Шарики, бусы, рыбку, цыпленка.
Логопед. Какие игрушки?
Дети. Красивые, блестящие, стеклянные.
Логопед. Давайте попробуем повторить все, что говорилось о елочке. Елочка зеленая, пушистая, колючая. На ней висят разноцветные блестящие бусы и шары.
Дети по очереди повторяют рассказ о елочке.
Логопед. Что делают дети на елке?
Дети. Поют и танцуют.
Логопед. Какое у них настроение? Им грустно или весело?
Дети. Им весело, они улыбаются.
Логопед. Посмотрите на Деда Мороза. Он высокий, в красной шубе с белым воротником. У него белые борода и усы, красные щеки и нос. Он принес детям подарки. Попробуйте повторить рассказ про Деда Мороза. Не забудьте описать, какой он, какие у него шуба, борода и усы, щеки и нос, рассказать, что он принес детям.
Дети повторяют рассказ по очереди. Логопед предлагает им оценить работу друг друга и выбрать лучший рассказ.
5. Подвижная игра «Снежная баба».
Логопед приглашает детей выйти на ковер. Дети образуют круг. Логопед выполняет движения вместе с детьми, дети договаривают слова и фразы.
Сегодня из снежного мокрого кома Мы снежную бабу слепили у дома. | Идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком. |
Стоит наша баба у самых ворот, | «Рисуют» руками в воздухе три круга, начиная с маленького. |
Никто не проедет, никто не пройдет. | Грозят указательным пальцем сначала правой рукой, потом - левой. |
Знакома она уже всей детворе, А Жучка все лает: «Чужой на дворе!» | Идут по кругу, взявшись за руки, последние слова произносит один ребенок, сидящий в центре круга. |
И. Демьянов
6. Общая артикуляционная гимнастика.
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им выполнить несколько упражнений артикуляционной гимнастики всем вместе. Например, выполняются упражнения «Мостик» и «Длинный язычок». Логопед может уже не напоминать, как выполняется каждое упражнение, а просто показывать соответствующую игрушку или картинку. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну. Затем педагог предлагает каждому из детей выполнить разные упражнения. Дети выполняют упражнения и оценивают работу друг друга.
1. Игра «Украсим елочку».
Логопед приглашает детей сесть на стульчики перед мольбертом, на котором находится игровое поле - большое изображение неукрашенной елочки с произвольно наклеенными на ветки липучками. На липучках закреплены предметные картинки с изображением елочных игрушек.
Логопед. Вот какая елочка. Что вы видите на ней?
1-й ребенок. Снеговика.
2-й ребенок. Лисичку.
3-й ребенок. Мишку.
4-й ребенок. Лягушку.
1-й ребенок. Рыбку.
2-й ребенок. Шишку.
3-й ребенок. Кораблик.
4-й ребенок. Шарик.
Логопед. Рядом с какой игрушкой висит лисичка?
Дети. Рядом с шишкой.
Логопед. Над чем висит снеговик?
Дети. Над корабликом.
Логопед. Где висит рыбка?
Дети. Под шариком.
Логопед. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу некоторые игрушки.
Дети закрывают глаза, логопед убирает лисичку и кораблик.
Логопед. Откройте глаза. Чего не стало?
Дети. Лисички и кораблика.
Логопед. Теперь вы снова закроете глаза, а я повешу на их место другие игрушки.
Дети закрывают глаза, логопед вешает на елку грушу и кораблик.
Логопед. Откройте глаза. Какие новые игрушки вы видите?
Дети. Грушу и кораблик.
8. Упражнение «Приятный запах».
Логопед убирает игру и достает еловую веточку.
Логопед. Вы знаете, как вкусно пахнет еловая веточка? Она пахнет зеленью, лесом, свежестью. Давайте понюхаем ее. Встаньте около стульчиков, опустите руки. Я буду подносить веточку к носу каждого из вас. По моей команде вы сделаете вдох, понюхаете веточку, а потом выдохнете и на выдохе скажете: «Ах, какой приятный запах!»
Логопед выполняет упражнение с каждым из детей.
9. Упражнение «Подними флажок».
Логопед предлагает детям вновь сесть на стульчики и раздает им цветные флажки.
Логопед. Сегодня мы с вами познакомимся с новым гласным звуком. Посмотрите, это маленькая лошадка-пони (показывает игрушку). Она умеет тоненько ржать: и-и-и! Сделайте «Улыбку» и спойте этот звук вместе с пони и со мной.
Дети поют.
Логопед. А теперь я буду петь звуки, а вы будете поднимать флажки только тогда, когда услышите И.
Логопед поет ряд звуков: у, а, о, и, у, и, а, о, и, о.
Логопед. Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
10. Окончание занятия. Логопед предлагает детям вспомнить о том, где они побывали, чем занимались, рассказать, что им понравилось. Дети рассказывают, делятся самыми яркими впечатлениями от прошедшего занятия, объясняют, почему им одно понравилось больше другого. Обязательно положительно оценивается деятельность каждого ребенка.
Филатова В.А., учитель-логопед, ГБОУ ЦПМСС Пушкинского района.
Тема: Логопедическая - Cлогоритмические схемы слов.
Грамматическая – Ударный слог.
Лексическая – Новый год.
Цель: научить определять ударный слог в словах.
Коррекционные:
- совершенствовать навык слогового анализа;
- совершенствовать навык анализа и синтеза структуры предложения;
- актуализировать и обогащать словарный запас по теме “Новый год”;
- развивать зрительное внимание;
- развивать слуховое внимание;
- развивать образное и логическое мышление;
- развивать память.
Образовательные:
- закреплять навык работы с мнемотаблицей;
- учить умению определять ударный слог в словах.
- учить умению составлять слогоритмические схемы слов.
Воспитательные:
- воспитывать навык самоконтроля;
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: слайды, конверты с письмами от деда Мороза, предложения на карточках.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Приветствие детей.
Л. Здравствуйте, ребята. У. Здравствуйте!
Л. Откройте тетради и запишите число.
II. Определение темы занятия.
Л. Ребята, к нам на занятие пришла Снегурочка (слайд 2) и принесла разные задания. Если вы будете стараться, то в конце занятия вас ждёт сюрприз от деда Мороза. Первое задание, которое она вам приготовила перед вами. Прочитайте фразу, убирая слоги, которые повторяются, и вы узнаете тему нашего занятия. Слайд 3.
Фраза: ломоноловыймо когодко. Новый год. Л. Сегодня на занятии мы будем говорить о Новогоднем празднике.
III. Основная часть.
- Работа с мнемотаблицей на тему “Новый год”. Слайд 4.
- Зарисовка по памяти. Теперь посмотрите на таблицу и запомните картинки. Схематично зарисуйте картинки по памяти. После зарисовки показать мнемотаблицу для сравнения.
Л. Следующее задание, которое подготовила Снегурочка – это мнемотаблица на тему “Новый год”. Сегодня мы с вами поработаем с ней. Каждая картинка в таблице связана с праздником “Новый год”. Вы должны будете рассказать, почему здесь именно эти картинки. Посмотрите внимательно на первую картинку. Что это? У. Снеговик.
Л. Как этот рисунок связан с Новым годом? У. Снеговик – это помощник деда Мороза. В Новый год снеговика ставят под ёлку. Л. Посмотрите на следующий рисунок. Что это?
Л. Следующая картинка. У. Мешок с подарками. Л. А эта картинка как связана с Новым годом?
У. В Новый год дед Мороз дарит подарки детям. Мешок с подарками можно поставить под ёлку.
Л. Что изображено на следующей картинке? У. Ёлка. Перед Новым годом её приносят домой и наряжают, вокруг ёлки водят хороводы. Ёлка - это атрибут празднования Нового года.
Л. Что вы видите на следующей картинке? У. Это цифра 2. 2 слога в слове “новый”.
Л. Кого вы видите на следующей картинке? У. Это дед Мороз. Он главный сказочный персонаж на празднике Нового года. Дарит подарки людям.
Л. Что изображено на последней картинке? У. Новогодний шарик – это ёлочное украшение.
Л. Что изображено на этой картинке? У. Буква “Н”. Буква “Н” - это первая буква в слове “Новый”.
Л. Следующая картинка. У. Цифра 1. 1 слог в слове “год”.
Отхлопать ритм слов-отгадок. Записать в тетрадь слово и слогоритмическую схему.
Л. Сколько слогов в слове ёлка? У. 2 слога.
Л. Какой он по счёту. У. 1-ый.
Л. Отхлопай ритм слова.
И так же с остальными словами.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый Год я главная. Ёлка – Хх
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился... Снеговик – ххХ
Зимой, в часы веселья
Вишу на яркой ели я.
Стреляю, точно пушка,
Зовут меня... Хлопушка - хХх
Новогодние шары –
Лучший дар для детворы.
Хрупок, сказочен и ярок
Этот праздничный … Подарок – хХх
Слайд 5 (после записи слов в тетрадь, показать на слайде слова-отгадки со слогоритмическими схемами).
Слова. Шарик – Хх, хлопушка – хХх, звезда – хХ, мишура – ххХ.
Шарик. Произнесите слово, выделяя ударный слог голосом. Посмотрите, к какой схеме подойдёт это слово. Подобрали? Кто может сказать, к какой схеме подходит это слово? Сейчас посмотрим, правильно ли вы угадали.
Хлопушка. Произнесите слово, выделяя ударный слог голосом. Посмотрите, к какой схеме подойдёт это слово. Подобрали? Кто может сказать, к какой схеме подходит это слово? Сейчас посмотрим, правильно ли вы угадали.
Звезда. Произнесите слово, выделяя ударный слог голосом. Посмотрите, к какой схеме подойдёт это слово. Подобрали? Кто может сказать, к какой схеме подходит это слово? Сейчас посмотрим, правильно ли вы угадали.
Мишура. Произнесите слово, выделяя ударный слог голосом. Посмотрите, к какой схеме подойдёт это слово. Подобрали? Кто может сказать, к какой схеме подходит это слово? Сейчас посмотрим, правильно ли вы угадали.
Запишите предложения в тетрадь и поставьте в каждом слове ударение.
Хх хХх Хх Х. наступит год скоро новый.
хХх Х ххХх Ххх. ждут новогодних ребята праздников.
Л. Ребята, Снегурочка принесла вам письмо. Слайд 18. Прочитайте текст письма выразительно.
Снегурочка просит вас зашифровать вот эту фразу “Пока подарки спрятаны в лесу” , чтобы баба Яга не догадалась, где спрятаны подарки и не смогла помешать празднику.
Дорогие ребята! Дед Мороз приготовил вам подарки. Он привезёт их в школу. Пока подарки спрятаны в лесу. Их охраняет дед Лесовик.
хХ хХх Ххх в хХ.
Л. Как баба Яга может помешать новогоднему празднику?
У. Она может узнать, где подарки и тогда дед Мороз не сможет подарить их детям.
IV. Итог занятия.
1. Подведение итогов.
Л. Ребята, что мы сегодня делали на занятии? Ответы учеников.
2. Оценка деятельности детей. Л. Вы хорошо сегодня поработали. Вы очень старались! Дед Мороз приготовил вам сюрпризы. Каждый ученик достает из мешочка сюрпризы.
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы по теме «Новый год встречаем с Эльзой»
Катаева Тамара Сергеевна, учитель – логопед.Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №35».
Назначение работы: данный материал предназначен для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, детей дошкольного образования и их родителей.
Цель: Закрепление знаний об особенностях праздника.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизация и расширение словаря по теме “Новогодний праздник”.
- Совершенствование грамматического строя речи;
- Обогащение словаря прилагательными;
- Употребление существительных множественного числа.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие силы голоса;
- Развитие фонематического восприятия;
- Развитие внимания, мышления, памяти.
- Развитие общей, мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание усидчивости на занятиях;
- Формирование навыков сотрудничества;
- Формирование навыков самоконтроля.
- Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
Оборудование: картинки с изображением Эльзы, Свена и Олофа; посылка, письмо, картинки: Олоф, Эльза, подарки, ёлка, Дед Мороз; снежный ком (из ваты, украшенный мишурою); сюжетные картинки; Дед Мороз и Снегурочка.
Ход ООД:
1.Организационный момент:
Логопед: ребята, вы не поверите, к нам сегодня на занятие пришла «Сказочная героиня из страны Диснея Эльза!».- С какого мультфильма пришла к нам Эльза?
Логопед: - Ребята, Эльза приготовила нам загадки, давайте их отгадаем!
Пришел Яшка –
Белая рубашка,
Где он пробегает –
Ковром устилает (снег).
Без рук, без ног,
А рисовать умеет (мороз).
С неба звездочка упала,
Белая, хрустальная,
Я рукой её подняла,
А она растаяла (снежинка).
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали и в миг
Получился: (снеговик).
Колючие девчонки,
Зеленые юбчонки.
Их не обижают,
На праздник наряжают (ёлка).
Угадайте, что за гость:
В шубе серебристой,
Красный-красный нос его,
Борода пушистая,
Он волшебник детворы,
Отгадайте!
Раз, два, три… (Дед мороз).
Если лес укрыт снегами
Если пахнет пирогами,
Если ёлка в дом идет,
Что за праздник! (Новый год).
2.Вводная беседа:
Логопед: Ребята, как вы думаете, какой же праздник приближается к нам? Правильно, долгожданный Новый Год!
Логопед: Смотрите, Свен и Олоф к нам спешат, видно что подарить! (Логопед достает посылку).
Логопед: Давайте посмотрим скорей, что там внутри? Ребята, а здесь письмо от Деда Мороза! (Логопед открывает письмо).
Логопед: Дедушка Мороз приготовил вам интересные задания и просит вас выполнить!
– Ребята, как выдумаете, вы справитесь? (Да!). Логопед вместе с ребятами открывает первый конверт и читает первое задание.
2.Игра «Подбери признак/действие».
Логопед: Смотрите ребята, в конверт дедушка Мороз положил еще яркие картинки, чтобы нам было веселей играть!
Снеговик Олоф (какой?) – круглый, белый, снежный, веселый …;
Снегурочка Эльза (какая?) – добрая, красивая, нарядная…;
Подарки (какие?) – сладкие, долгожданные, яркие…;
Ёлочка (какая?) – колючая, зеленая, пушистая…;
Дед Мороз (какой?) – сказочный, волшебный, красный…;
3.Упражнение «Закончи предложение!». Логопед начинает читать предложение, а дети заканчивают соответствующей картинкой.
- На улице выпал белый… (снег);
- Наступила холодная … (зима);
- На окнах мороз рисует… (узоры);
- Мы катаемся с горы на… (санках);
- Мы нарядили новогоднюю … (ёлку);
- Под ёлкой мы нашли много… (подарков);
- На ёлке загораются разноцветные… (фонарики);
- Новый год чудесный… (праздник).
4.Развитие общей моторики «Снеговик Олоф».
Давай дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратился в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка -
Увы! – И нет снеговика.
Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.
Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.
«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.
Показывают улыбку.
Показывают глаза, прикрывают голову ладонью, показывают нос, встают прямо, держа воображаемую метлу.
Поднимают руки вверх, прижав основание ладошек, растопыривают пальцы.
Разводят руки, пожимают плечами.
5. Игра со снежком «Назови ласково».
Логопед: вот радость какая, еще Дед Мороз для игры отправил нам снежный ком!
– Ребята, давайте весело с играем в эту игру! (Давайте!). Логопед бросает детям снежный ком и называет слова, а дети обратно отправляют ласковые слова.
Слова: снег-снежок; мороз-морозик; снегурка-снегурочка; подарок-подарочек; ёлка-ёлочка; снеговик-снеговичок; игрушка-игрушки; снежинка-снежиночка; звезда-звездочка.
6.Развитие мелкой моторики «Дед Мороз».
Логопед: теперь Дед Мороз хочет, чтобы мы нашим гостям показали пальчиковую гимнастику.
Этот пальчик Дед Мороз,
У него есть красный нос.
Есть седая борода,
Очень ждем его всегда,
Со Снегуркой он придет,
И подарки принесет.
Показываю большой палец, затем нос.
Показывают бороду.
Зовут руками к себе.
Хлопают в ладоши.
Показывают воображаемые подарки.
7.Упражнение на развитие силы голоса «Вьюга».
Логопед сообщает детям о том, что начинается и постепенно усиливается вьюга. Дети на выдохе произносят звук (у) с повышением и понижением голоса.
8.Итог занятия: (Рефлексия, оценочная деятельность).
Логопед: Красавица Эльза, хочет нас поздравить с Наступающим Новым годом! И для любимых ребят она приготовила праздничное поздравление, вот послушайте!
Кто же скоро к нам придет?
Ну конечно – Новый год!
И тому, кто был послушным
Дед Мороз вручит игрушку.
С Новым годом, ребятишки,
Умнички и шалунишки!
Всем на радость вырастайте,
Маму с папой уважайте!
Логопед: - Ребята, давайте попрощаемся с нашими сказочными героями и пожелаем им праздничного настроения! До свидание!
Логопед: А вас ребята, я спросить хочу!
- Какая игра, больше всего вам понравилась?
- О каком празднике мы сегодня говорили на занятии?
- Из с какой страны приехали наши гости?
- Вам нравится мультфильм "Холодное Сердце?"
- Что пожелала нам Эльза?
Карпова Резеда Гулусовна
Учитель-логопед, МАДОУ «Детский сад №141 комбинированного вида», г. Казань, РТ
Карпова Р.Г. Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему: "Зима. Праздник Новый год" // Совушка. 2018. N1(11)..07.2019).
Заказ № 56694
ЦЕЛИ:
Коррекционно-образовательные:
Согласование числительных с существительными;
Подбор слов-признаков к предметам.
Коррекционно-развивающие:
Активизация и расширение словаря по теме;
Формирование правильного речевого дыхания;
Совершенствование мелкой и крупной моторики;
Развитие внимания, памяти.
Коррекционно-воспитательные:
Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
Оборудование:
Письмо в конверте, вырезанные снежинки из салфеток, небольшая искусственная ёлочка с различными игрушками, предметные картинки, счетные палочки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Загадки.
Л.: - Ребята, сегодня пришло письмо для вашей группы. Хотите узнать, что здесь написано? Интересно, кто его вам прислал?
Ответы детей.
«Здравствуйте ребята! Хотите узнать, кто вам написал письмо? Тогда вам нужно угадать, кто я.
Я к вам пришел издалека,
Устал дорогой вьюжной.
Теплей встречайте старика
Да отвечайте дружно!
Я люб девчонкам и мальчишкам,
Волчатам, белкам и зайчишкам,
Я вам подарки всем принес,
Так как зовусь я? ……… (Дед Мороз).
В следующей загадке будет про мое любимое время года:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла… (Зима).
Следующая загадка про мой любимый праздник:
Он приходит в зимний вечер,
Зажигать на елке свечи.
Он заводит хоровод -
Это праздник... (Новый год).
А как же в Новый год обойтись без главной красавицы?
Что за дерево такое -
Вся макушка в серебре?
Расцвело у нас зимою
В день морозный в декабре.
И орехи, и конфеты,
И шары на ней висят.
Есть на дереве на этом
Всё для радости ребят.
Созревают фрукты летом,
Летом яблок полон сад,
А на дереве на этом
И зимой они висят. (Новогодняя ёлка)».
Л.: - Ребята, ответив на загадки, догадались, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Ответы детей.
Развитие общей моторики (выполнение действий по тексту).
Развитие мелкой моторики.
Дыхательное упражнение.
Л.: - Ребята, Дед Мороз может прийти к нам по лужам? (Ответ детей).
А почему он не может ходить по лужам? (Ответ детей: «Потому что Дед Мороз в валенках, а они промокнут»).
Чем должна быть покрыта земля, чтобы Дед Мороз не промочил свои валенки? (Ответ детей: «Должен лежать снег»).
Давайте поможем Дед Морозу покрыть землю снегом. Снег из чего состоит? Ответ детей: «Из снежинок»).
Положите снежинки на ладошки, тихонько подуем на них, чтобы они покрыли нашу «землю».
Основная часть.
Развитие внимания и памяти
Игра «Чего не стало?» Логопед снимает любую игрушку с ёлочки, дети должны угадать, какой игрушки не стало.
Игра «Что изменилось?» Логопед меняет две игрушки местами. Дети отгадывают, какие игрушки поменялись местами.
Развитие лексико-грамматических категорий
Игра «Попробуй, сосчитай» (счёт до пяти)
Одна снежинка, две снежинки, …, пять снежинок.
Один шарик, ….
Одна сосулька, ….
Физкультминутка
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Л.: - Ребята, посмотрите внимательно на картинки, и скажите, как можно больше слов об этом предмете.
Снеговик (какой?) - большой, белый, круглый, веселый…
Гирлянда (какая?) - новая, красивая, блестящая, разноцветная…
Мишура (какая?) - блестящая, новогодняя, серебристая…
Игрушка (какая?) - красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…
Дед Мороз (какой?) - сказочный, огромный, добрый, веселый…
Снегурочка (какая?) - красивая, добрая, веселая…
Игра «Волшебные палочки»
Выкладывание ёлочки из счетных палочек по образцу.
Итог
Ребята, какой любимый праздник Деда Мороза? (Ответы детей).
В какое время года приходит к нам этот праздник? (Ответы детей).
Что вы пожелаете Деду Морозу в Новый год? (Ответы детей).
В царстве Снежной Королевы
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы;
- уточнение и расширение словаря по теме "Зима";
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение лексики родственными словами;
- подбор однородных определений;
- составление сложных предложений со значением противопоставления;
коррекционно-развивающие:
- развитие диалогической речи;
- совершенствование речевого дыхания;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие логического мышления;
- развитие координации речи с движением, навыков пространственной организации двигательного акта;
коррекционно-воспитательная:
- формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии; ответственного отношения к выполнению заданий;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа:
- беседы: "Зима", "Жизнь животных зимой", "Зимующие птицы";
- разучивание пальчиковой гимнастики "Поиграем";
- раскрашивание картин по теме "Зима";
- рассматривание иллюстраций по теме "Зима";
- рисование зимних пейзажей;
- экскурсии в парк, зимний лес.
Оборудование: материал для развития речевого дыхания (снежинки), картина-схема, таблицы, магнитофон, сундучок.
Ход занятия:
Как красиво у нас в группе! Она похожа на чудесную зимнюю сказку! Кто здесь занимался волшебством? Кажется, я знаю кто это... Снежная королева!! Окно было открыто, вот она и решила украсить группу.
В какое время года приходит Снежная королева?
Снежная королева приготовила много сюрпризов. Она оставила для вас рукавички, чтобы вы поиграли с ними.
(Дыхательная гимнастика "Сдуй снежинку")
Снежная королева оставила еще сундучок. Посмотрите как он крепко закрыт, сколько на нем замочков. Как же нам его открыть? А вот и подсказка: снежинки у нас не простые, а волшебные. Задание выполняем - замочек открываем!
Задание первое: (на доске таблицы: небо, солнце, ветер, снег, дерево)
Назовите как можно больше слов-признаков: Какой снег? Какое солнце? Какое небо? Какой ветер? Какие деревья?
Молодцы! Первое задание выполнено, замочек открывается.
Задание второе: загадки.
Разгадки вы найдете на зимних картинках. (Воспитатель загадывает загадки)
Молодцы! Второе задание выполнено, замочек открывается.
Задание третье : картинка-загадка.
Посмотрите и скажите, какого предмета не хватает в пустой клеточке?
Задание четвертое: игра "Чего на елке не бывает?"
Какой самый веселый праздник зимой? В Новый год мы украшаем елку игрушками. Я буду называть вам предметы, если это украшения для елки, то вы скажете: "Да!", если нет - будете молчать.
Звонкая хлопушка...
Красивая игрушка...
Старая подушка...
Веселый Петрушка...
Красивая Снегурка...
Горячая ватрушка...
Белые снежинки...
Яркие картинки...
Рваные ботинки...
Рыбки золоченые...
Шарики точеные...
Пирожки печеные...
Молодцы! Замочек открывается!
Отдохнем и поиграем. (Физминутка "Белая зима")
Пускай снегами все заносит,
Пускай лютуют холода,
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном.
А Дед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном.
Задание пятое: игра "Закончи предложение"
Зимой бывает снегопад, а осенью...
Зимой идет снег, а летом...
Зимой катаются на санках, а летом...
Зимой деревья белые, а осенью...
Зимой лес спит, а летом...
Зимой нет насекомых, а летом...
Зимой дети лепят снеговика, а летом...
Хорошо, замочек открывается.
Задание шестое: Снежная королева просит нарисовать дерево родственных слов. Из стихотворения "Снежная сказка" нужно выбрать родственные слова к слову "снег". Называете слово - на дереве появляется веточка.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки
Режут снег снегурки.
Замочек открывается!
Задание седьмое: найти "зимнее" слово, которое спряталось в группе.
Выполните инструкцию:
*встаньте спиной к входной двери,
*сделайте три шага вперед,
*повернитесь налево,
*сделайте восемь шагов вперед,
*повернитесь направо,
*сделайте три шага вперед,
*прочитайте слово... "Зима".
Молодцы! Замочек открывается. Вот и открыли мы с вами сундучок! Снежная королева приготовила для вас сладкий приз. Ей очень понравилось, как вы работали на занятии, помогали друг другу и показали хорошие знания.