Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Весна идёт. Комплексное занятие «Как народ весну встречал» (подготовительная группа)
Цель: рассказать детям о пробуждении природы весной; воспитывать любовь к природе.
Зал украшен репродукциями на тему «Весна»: А. К. Саврасов, «Грачи прилетели»; И. И. Левитан, «Март», «Весна. Большая вода», «Первая зелень»; Ф. А. Васильев, «Оттепель»; И. И. Шишкин, «Апрель»; А. А. Вялое, «Зеленый шум».
Ход занятия
I. Вводная часть занятия.
Ведущий. Ребята! Обратите внимание на репродукции. В них отражены три периода весны: весна света, весна воды и весна травы.
1-й ребенок.
Март - первый месяц весны:
Природа гонит зимние сны,
Солнышко светит ярче, теплее,
И день становится длиннее.
Ведущий . 22 марта солнце светит целых 12 часов. Это день весеннего равноденствия. День равен ночи.
II. Отгадывание загадок.
2-й ребенок . Минутка загадок пришла,
Нам про весну задачу задала.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март.)
3-й ребенок . Ходит по земле девица,
Все поет и веселится.
Взмах рукой - в цветах поляна,
Взмах другой - закат румяный. (Весна.)
III. Стихами и песнями встретим весну.
Ведущий . Чтобы побыстрее пришла весна, споем песню. Дети поют песню о весне.
Весна
(сл. Вышеславцевой, муз. В. Герчик)
Скоро снова зашумят
Листья молодые,
Загудят, заговорят
Пчелки золотые.
Затрепещет мотылек,
Желтый, как цветочек,
И пушком коснется щек
Теплый ветерочек.
Окропит поля дождем
Тучка голубая.
Загрохочет первый гром,
Землю облетая.
В нежной зелени кустов
Ручеек проснется.
Звонкой песней в небесах
Птичка отзовется.
Ведущий.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей речки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Подснежник».
4-й ребенок.
В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу: погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?».
5-й ребенок.
Возвращаются певцы
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей.
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка, и дрозд
Занялись устройством гнезд.
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Дети исполняют песню.
Птичий дом
(сл. О. Высотской, муз. И. Дунаевского)
Чуть растопит солнце вешнее
На дворе у нас снежок.
Птичьи домики - скворечники
Мы построим из досок.
Припев:
Тук-тук молотком,
Строим, строим птичий дом!
На дворе тепло и весело,
Лед ломается в реке.
Птичий домик мы повесили
На березовом сучке.
Припев:
Ждем, ждем, птички, ждем,
Прилетайте в новый дом.
Ведущий. Мы ведем разговор о весне, а где же она сама? Надо ее обязательно позвать.
Дети .
Выйди к нам, Весна-красна!
Мы давно ждем тебя.
Выходи скорее,
Будет веселее!
Весна (вбегает на сцену в ярком платье, украшенном цветами, на голове — венок из цветов).
А вот и я, Весна-красна!
Кому я здесь была нужна?
Дети . Нам! Нам!
Весна .
Я - Весна-красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход.
Всюду - в поле и в лесу -
Людям радость я несу.
Кто друг весне, спеши ко мне!
Чтобы заслужить одобрение,
6-й ребенок.
Пришла весна, пришла красна,
Цветы пестреют в поле,
И неба ширь светла, ясна,
И все живет на воле.
7-й ребенок.
Ручей бежит, бежит, шумит,
И шепчет лес листвою;
От птичьих песен лес звенит.
Как хорошо весною!
Ведущий.
Апрель - замечательный месяц
В наряде весенних цветов,
И пахнет пушистая зелень
Зеленых и круглых кустов.
Весна под музыку вальса кружит по сцене.
Весна.
Приметы весны
С неба солнце светит ярко,
Верба ранняя цветет.
Прилетели трясогузки,
Скоро будет ледоход.
Кукушка стала куковать -
Морозам больше не бывать.
Цветы черемухи цветут -
Похолоданье тут как тут.
Дым из труб и от костра
Кверху поднимается -
Значит, ясная погода
Завтра ожидается.
Ведущий . Последний месяц весны - май. В мае бывают грозы. В конце мая весна дарит людям праздник - бело-розовое душистое море цветущих яблонь, вишен, груш, черемухи.
8-й ребенок.
Все пышней и кудрявей
Березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей
В чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах
Теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
IV. Заключение.
Ведущий . Много было сказано о весне. Теперь предлагаю вам посмотреть видеофильм «Природа весной».
1. Воспитатель читает детям стихотворение :
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
Это стихотворение написал Афанасий Фет.
Воспитатель: Дети, какое это стихотворение - веселое, грустное, торжественное? Почему всем радостно и весело? (Потому что солнце поднимается все выше, светит ярче. С крыш свисают сосульки. Солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручьи. Появляются проталины. На деревьях и кустарниках набухают почки. Раскрываются весенние цветы. Просыпаются насекомые. Возвращаются перелетные птицы).
Посмотрите на карточки, расскажите, какие явления природы на них изображены (Называют явления природы).
Какие времена года вы знаете? Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние).
Сколько месяцев в году? (12)
Наши братья-месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время. Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).
2. Март - первый месяц весны . В народе его называют «парник», «капель». Почему?
Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Как еще называют месяц март? «Утром весны», «утром года», «солнечником». Почему?(Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы).
Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»? (Март - месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры - и начинается оттепель).
Что происходит в марте месяце с лесными обитателями? (Медведь все еще спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц - под кустами.) Как ведут себя птицы в марте? Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят «Грач; зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе».
Какой праздник мы отмечаем в марте? (Женский день.)
3. Физкультминутка
Вот стоит изба –
Может, в ней весна?
Тук-тук-тук!
Разбудил весну этот стук.
Распахнулись ворота,
И пришла весна-красна!
Разбудила лес весенний,
Землю солнышком согрела.
4. Апрель - средний месяц весны . В народе его называют «месяце живой воды». Почему? (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи).
Почему говорят, что «апрель почками красен»? (Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком)
Какие цветы расцветают в апреле? (Мать-и-мачеха, подснежники.)
Что делают в апреле лесные обитатели? (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы)
Какие насекомые появляются в апреле? (В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые).
Какие птицы прилетают в апреле? (В апреле возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север)
Что делают в апреле люди? (Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук)
5. Пальчиковая игра
Сидят две птички,
маленькие синички,
Сидят, прижавшись тесно в гнезде,
Тепло в гнезде на высоте.
Вот первая проснулась,
Проснулась, встрепенулась -
И к солнышку взлетела,
И песенку запела.
Вторая проснулась,
Проснулась, встрепенулась -
И к солнышку взлетела,
И песенку запела.
И вот две птички вместе
Под солнышком летают,
И солнышко лучами
Птичек согревает.
Май - сердце весны.
Месяц май - пой да гуляй!
6. Вот когда в лесу начался весенний месяц - месяц песен и плясок ! Победа, полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы! Отчего наш месяц май прозывают «месяц Ай!»? Оттого, что и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает ай! - какой морозец...
Расскажите о погоде в мае. (Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверка молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга).
Почему май в народе называют «цветень»? (В мае распускаются лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья - яблони, вишни, сливы.)
Как еще называют май? (Песенником.) Почему? (Прилетели к нам птицы и поют-заливаются. Самый лучший певец - соловей. Кукует лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами).
Какие праздники мы отмечаем в мае? 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество.
Какие у людей весенние работы: в поле, в саду, в огороде? В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в сад деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 «Ладушки»
Воспитатель: Попова Е.Ю.
Программные задачи:
I часть
Приобщать детей к истокам народной культуры;
расширять и углублять знания о традициях русского народного календаря с весенним циклом праздников;
закреплять знания детей о народных играх;
формировать желание использовать в речи фольклор;
продолжать формировать уважение к традициям русского народа;
Воспитывать устойчивый интерес детей к устному народному творчеству, как к русскому национальному богатству;
воспитывать патриотов.
Закреплять умение делать птиц по принципу оригами;
совершенствовать навыки работы с бумагой;
воспитывать аккуратность в процессе деятельности.
Предварительная работа:
Беседы о праздниках и традициях русского народа;
чтение художественных произведений;
заучивание пословиц, поговорок, народных примет, закличек;
рассматривание иллюстраций;
разучивание хороводов, подвижных игр;
прослушивание музыкальных произведений о природе;
занятия по конструированию из бумаги;
проведение праздников и досугов.
Словарная работа:
Протальник, водотек, водолей, травень, березень, солнечник, розоцвет, Благовещение, Пасха, Вербное воскресение, Сретение, закликать, традиции.
Оборудование:
Видеопрезентация с иллюстрациями весны, птиц, музыкальный центр, аудиозаписи, цветная бумага, ножницы, фломастер.
Ход занятия:
1 часть занятия.
Звучит музыка.
Дети рассаживаются на стульчики.
Слайд 2.
Воспитатель: «Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет»
Воспитатель: - Кто догадался? О чем эта загадка? (о весне)
Воспитатель: - Весна... Пожалуй, самое любимое время года у большинства людей. Символ тепла, пробуждения природы, надежд на будущий урожай и
хорошую погоду.
Народ на Руси почитал традиции и подмечал все изменения в природе. И до сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами.
Постановка цели занятия: - Вот сегодня мы с вами поговорим о весенних народных праздниках и обычаях, вспомним произведения русского народного фольклора.
Воспитатель: - Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)
Воспитатель: - «Март, март пришел
Белый снег сошел.
А за ним апрель,
Отворил окно и дверь.
А за ним пришел и май
Солнце в терем приглашай!»
Воспитатель: Матушка весна, всем красна!
Слайд 3.
Воспитатель: - Назовите первый месяц весны? (Март)
Слайд 4.
Воспитатель: - Какие названия имел месяц март в народном календаре?
Дети: Протальник, водотек, капельник, весновей, огородник, утро года.
Воспитатель: - Бывало и так, что март наступил, а погода не всегда радовала людей, часто зима не хотела уходить. Вот и приходилось людям весну в гости зазывать. Давайте и мы вспомним заклички весны.
Дети: « Ой, весна моя
Ты, весняночка!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!»
***
Весна, весна красна,
Тепло солнышко,
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом богатым!
Воспитатель: - Весну на Руси встречали трижды, когда?
Дети: 15 февраля - на Сретение (зима с летом встречается);
22 марта - в день весеннего равноденствия (день с ночью равняется);
7 апреля - в Благовещенье.
Воспитатель: - Не смотря на капризы переменчивой весенней погоды и непростые трудовые будни, народ находил время для творчества, сочиняя о весне загадки о весне, стихи, пословицы. А также прилежно записывал весенние приметы.
Воспитатель: - Назовите какие вы знаете приметы марта?
Слайд 5.
Дети:
увидал грача- весну встречай;
сухой март- плодородие, дождливый - неурожай;
сухой март, а май мокрый, делают хлеб добрый.
Воспитатель: - Молодцы! Назовите второй весенний месяц (Апрель).
Воспитатель: - Какие названия имел апрель в народном календаре?
Слайд 6.
Дети: - Водогон, водолей, цветень, березень, парильник, солнечник.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему его так называли? (Ответы детей).
Воспитатель: - Хорошо, правильно. Какой праздник отмечал народ в апреле?
Дети: - Благовещение- третья встреча весны.
Воспитатель: - Что интересного вы знаете об этом празднике?
Слайд 7.
Дети:
- На Благовещенье весна зиму победила.
- Птиц, находящихся в неволе, на Благовещенье выпускали. Слайд 6.
Слайд 8.
- Существовал обычай выпекать на Благовещенье «жаворонков», домашнее печенье в виде птиц с расправленными крыльями, словно летящих. Пекли их для всех членов семьи, в них запекали орехи и изюм.
- Люди примечали:
гроза на Благовещенье - к урожаю грибов;
как Благовещенье проведешь - так и весь год будет.
- Люди пели заклички, закликали птиц.
Слайд 9.
Воспитатель: - Можете ли вы сейчас закликать птиц?
Дети: «Жаворонки прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела:
Весь хлеб у нас проела!»
***
Жаворонки, перепелушки,
Птички, ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам!
Воспитатель: - Какие еще отмечали люди праздники в апреле?
Дети: - Вербное воскресенье отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой.
Слайд 10.
Воспитатель: - Какие вы знаете приметы, связанные с вербой?
Дети:
без вербы - не весна;
верба распутицу ведет, гонит с реки лед;
если верба хорошо цветет - будет удачная пашня.
Воспитатель: - Дети, о каком еще народном весеннем празднике, который будем отмечать в воскресенье, мы не поговорили? (О Пасхе.)
Воспитатель: - Пасха - великий праздник православного календаря, торжественный и радостный. Расскажите, что вы знаете о нем!
Слайд 11.
Дети:
- Обязательной принадлежностью пасхального стола были крашенные яйца и кулич.
- Яйцо - это символ зарождения новой жизни.
- По старой традиции люди на праздник обменивались крашенными яйцами в знак любви и единства. Их дарили знакомым и соседям, поздравляя с праздником.
Слайд12.
- Развлечение деревенской молодежи были игры с яйцами на Пасхальной неделе. Играющие спускали яйца с бугорков или специальных деревянных лоточков.
- Была игра «битки». Один из играющих зажимал яйцо в руке, другой бил по нему своим. Выигрывал тот, чье яйцо осталось целым.
Воспитатель: - Молодцы, дети! Как много вы знаете о народных праздниках!
Назовите последний месяц весны? (Май) Как в старину называли май?
Слайд 13.
Дети: - Травень, розоцвет, цветень.
Воспитатель: - Что говорил народ про месяц май?
Дети:
май леса наряжает, лето в гости ожидает;
май холодный - год хлебородный;
много майских жуков - к засухе;
запел соловей - весна пошла на убыль, а лето - на прибыль.
Воспитатель: - Хорошо, дети. Вы правильно вспомнили приметы весны, назвали народные весенние праздники. А сейчас я хочу, чтобы вы поиграли в русскую народную игру «Заря, заряница».
Слайд 14.
Физминутка:
Проводится п/и «Заря, заряница» (2 раза)
2 часть занятия.
Слайд 15.
Дети садятся за столы:
Воспитатель: - Мы с вами поговорили о том, как люди встречали весну, как закликали весну, птиц, вы сказали, что в семьях пекли печенье «жаворонки».
Мы сегодня с вами таких птиц сделаем из бумаги. Вы умеете делать поделки способом оригами.
Я предлагаю каждому сделать свою птичку.
Не спешите, подумайте, какую птицу вы хотите делать, выберете для этого такую по цвету бумагу, которая вам будет нужна.
Вспомните, с чего вы начнете работу, в каких направлениях будете складывать бумагу, постарайтесь работать аккуратно.
Самостоятельная работа детей. Помощь воспитателя.
Слайд 16.
Воспитатель: - Молодцы, дети! Посмотрите, какие замечательные птицы у нас получились. Ты какую птицу сделал? А ты? Назови свою птицу? (Дети называют свою птицу). Птицы у всех получились разные.
Воспитатель: - А теперь давайте своих птиц «выпустим на волю» - подарим нашим гостям, с наилучшими пожеланиями весны и тепла. (Дети дарят птиц гостям).
Воспитатель: - Наше занятие законченно.
Слайд 17.
Cветлана Гористова
Конспект НОД «Весна пришла» в подготовительной группе
Конспект НОД
в подготовительной к школе группе
Тема : «Весна пришла »
Образовательная область «Познание»
Направление – «Познавательно-речевое развитие»
Интеграция образовательных областей :
«Познание» ,
«Коммуникация» ,
«Чтение художественной литературы» ,
«Музыка» .
Цель : способствовать обобщению представлений о весне как времени года , о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.
Задачи :
1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т. д.) .
2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне ; развивать логическое мышление, разговорную речь : обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
3. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Планируемые результаты :
Дети имеют представления о характерных признаках весны (сильнее греет солнце, увеличивается день, тает снег, возвращаются перелетные птицы);
умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.
Материалы :
Картинки с изображением примет весны .
«Солнышко» .
Предварительная работа :
1. Рассматривание с детьми иллюстраций о весне , весенних изменениях в природе.
2. Беседы с детьми о бережном отношении к природе.
3. Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны , почему наступает весна .
4. Чтение художественной литературы.
5. Заучивание стихов о весне , о весенних месяцах, загадывание загадок, поговорок и пословиц.
Ход НОД:
Воспитатель : Дети, подойдите ко мне, пожалуйста, давайте посмотрим в окно, что вы там увидели.
Красиво как кругом.
Сегодня мы с вами будем говорить о замечательном времени года. О каком - вы догадайтесь сами.
Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.
Прослушивание мелодии «Весенняя капель» .
Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?
Почему вы так думаете?
Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.
Дидактическая игра «Составь слово»
Из названий картинок вы должны выделить первый звук и составить из них слово.
Дети выполняют задание.
: Какое слово получилось? /Весна/
Она приходит ласково.
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
И как мы уже сказали - говорить мы сегодня будем о весне .
: Ответьте на мои вопросы, пожалуйста :
После какого времени года наступает весна ?
А перед каким временем года?
Все времена года идут друг за другом, а сколько их всего?
Дети, давайте вспомним приметы весны , а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова «Весной… » .
(Дети выполняют задание) .
Как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи?
Наступит ли весна , если солнце не будет светить и пригревать?
Что-то загрустило наше солнышко.
Давайте придумаем красивые слова к солнышку и будем расправлять его лучики.
Дидактическая игра «Подбери слово»
Солнышко, какое? (ласковое, желтое, теплое, яркое, лучистое, золотое, красивое, доброе, светлое)
- Есть такая пословица : «При матушке добро, а при солнышке тепло»
Какое красивое солнышко получилось, оно улыбается нам, а мы улыбнемся ему.
Физкультминутка «Веснянка »
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
(Идут по кругу.)
Побежал в саду ручей,
(Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей,
(Машут руками.)
А сугробы тают, тают,
(Приседают.)
А цветочки подрастают.
(Поднимают руки вверх.)
Ребята, ответьте на вопросы :
Какая погода бывает весной ?
Какие облака весной ?
Какая весной капель ?
Какое небо весной ?
В какую одежду одеваются весной люди ?
Какая весной вырастает травка ?
Дидактическое упражнение.
Продолжите словосочетание «Весенний»
/ день, погода, настроение, гроза, солнце, трава, месяцы. /
- Послушайте загадки :
Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (МАРТ)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел ? (АПРЕЛЬ)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Птицы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Что за месяц это? (МАЙ)
А сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.
Викторина.
1. Какие деревья ранней весной украшают себя первыми? (ива или верба)
2. А какие деревья ранней весной остаются зелёными ? (ель и сосна)
3. Где лежит прошлогодний снег? (на земле, под новым снегом)
4. Где быстрее тает снег-в поле или в лесу?
5. Почему вокруг деревьев весной образуются воронки ?
6. Где гнездятся скворцы, если нет скворечников (под крышами домов, в дуплах птиц)
7. Для чего скворцы садятся на животных весной (коров, лошадей?
8. Почему птицы летят за тракторами и садятся на вспаханную землю?
Игра «Исправь ошибку»
Весенние месяцы – декабрь, январь, февраль?
-Весной идет листопад ?
Звери делают запасы весной ?
- Весной на юг улетают птицы .
Дети весной надевают весеннюю одежду
Подведение итогов.
Молодцы! О чем мы сегодня говорили на занятии? (о весне , о приметах весны , отгадывали загадки и т. д.)
Что было легко, а что трудно?
Публикации по теме:
Тема: Пришла весна – красна. Путешествие на луг, где много насекомых вокруг. (Познавательное развитие, развитие речи, коллективное рисование).
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе (с использованием нетрадиционных техник рисования – рисование.
Овладение детьми основными логическими приемами по теме "Весна"
Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, обобщила методические разработки по проблеме «Развитие логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи». Разработки были представлены систематизированным лексическим и иллюстративным материалом по всем лексическим темам, который предназначался для работы с детьми, как логопеда, так и воспитателей. Данное занятие проводила с детьми (7-го года жизни), которые посещали мой кружок "Занимательная логика". Русскую народную сказку "Как Весна Зиму поборола" переделала, представленные игры разработала и оформила картинным материалом сама.
Цель
: овладение детьми основными логическими приемами: умозаключение, систематизация, ограничение.
Задачи:
- обогащать и активизировать словарь по теме «Весна»;
- закреплять продуктивную и двигательную деятельность;
- развивать умение раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности; вычленять предметы из множества разнообразных объектов по характерному общему признаку, качеству, свойству; формировать навыки последовательных действий.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
Педагог: «Ребята, я знаю, что вы все любите слушать сказки. И сегодня я расскажу вам новую сказку. Усаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно.Сказка «Как Весна Зиму поборола»
Жила-была в одном селе Машенька. Однажды ранним весенним утром сидела она у окошка и о весне думала.
Ждёт Маша Весну тёплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и
уходить не собирается, всё Морозы куёт. Надоела она всем, холодная, да студёная. Что тут делать? Беда!
Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, и зовёт Солнце:
Солнышко, Солнышко, Золотое вёдрышко,
Выгляни из-за горы, Всё в округе озари!
Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:
- Видело ли ты, Солнышко, Весну красную?
Солнце говорит:
- Видела и тебе скажу, где Весну искать, только выполни сначала моё задание, тогда и скажу.
Педагог:
- Дети, а Машеньке одной никак не справиться. Давайте ей поможем?
Я буду начинать фразу, а вы будете её заканчивать, нужными по смыслу словами.
Д/и «Закончи фразу» - умозаключение.
Педагог:
- Молодцы ребята, помогли Машеньке. А теперь слушайте, что же было дальше.
Говорит солнце:
- А теперь, Машенька, иди дальше, как увидишь перед собой лес зеленый, там и ищи Весну. Да зови её в края свои.
- Пошла Маша искать Весну. Долго ли коротко ли шла Машенька. Вдруг предстал перед ней лес зеленый.
Ходила, ходила Маша по лесу, совсем заблудилась. Только присела на пенёк отдохнуть, как видит:
Валежник зашевелился. От зимнего сна, Медведь – батюшка пробудился.
И пред Машенькой появился.
- Здравствуй, девица, зачем ко мне в лес пожаловала?
- Ищу, я, Медведь – батюшка, Весну красную. Хочу ее в наши края пригласить.
- Хорошо, Машенька, я тебе помогу, но и ты мне сослужи службу верную:
- Разложи фишки в пустые клетки так, чтобы одинаковые друг с другом не стояли.
Д/и «Заполни пустые клетки» - систематизация.
Молодцы, ребята! А сказка наша продолжается. Поблагодарил медведь Машеньку и дал ей волшебный клубочек.
- Куда он покатится, говорит мишка, туда и ты ступай.
Долго ли коротко ли шла Машенька совсем устала, только хотела отдохнуть...
Как видит, летит лебедь красавица: выпускает по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает мелкие ручейки в быстрые реки.
Та лебедь и была - Весна.
Стала тут Маша Весну звать:
- Ой, Весна-Весна, добра - матушка! Ты иди в края наши, прогони Зиму лютую.
Педагог:
- Давайте и мы вместе с Машей позовем Весну красную.
Речь с движением «Веснянка»
Педагог:
- Услышала Весна Машин голос и говорит:
Выполни мою просьбу, тогда я и в ваши края приду, зиму лютую прогоню.
- Закройте фишкой «лишнюю» картинку.
Закройте то, чего весной никогда не бывает.
Д/и «Четвертый лишний» - ограничение.