Ломаная саржа. Обзор саржевых тканей: виды, особенности, применение. Признаки сатинового переплетения
Ткань – это текстильное полотно, произведенное с использованием ткацких станков методом переплетения нитей. Они могут быть двух видов – основные (вдоль материи) и уточные (нить утка). Расположение нитей относительно друг друга перпендикулярное. Именно от того, как сосредоточены они, зависит внешний вид изнаночной и лицевой стороны. Также от типа переплета нитей зависят такие характеристики полотна, как прочность, толщина, растяжимость.
Простые переплеты
Простой переплет может иметь следующую классификацию:
- полотняный;
- саржевый;
- атласный;
- сатиновый.
Для простого переплета характерно следующее: основная пересекается с уточной всего лишь 1 раз. Для полотняного переплета характерно чередование основано и уточной нити через одну. А на внешней стороне материала выходит то основная, то уточная нить.
Для материй полотняного переплета свойственна ровная, матовая поверхность, которая ничем не отличается от изнаночной или наружной стороны. Полотно имеет максимальную прочность и плотность.
В результате полотняного переплета удается получить следующие виды материалов:
- мадаполам,
- майя,
- батист,
- ситец.
Материи саржевого переплетения характеризуются наличием рубчика на наружной стороне. Он рассоложен снизу вверх и справа налево. При последующей выкладке ткацкий станок смещается на одну нить. Саржевой переплет может быть основным и уточным. Для первого типа характерно, когда на наружной стороне материала больше основных нитей, а для уточного – больше уточных. Используя саржевое переплетение, получают такие виды материалов: полушелковые, полушерстяные ткани.
Материал, полученный способом саржевого переплета, отличается от остальных эластичностью. Полотно имеет малые показатели плотности, а также повышенную растяжимость по диагонали.
Полотна сатиновых и атласных переплетений можно отличить по блестящей и гладкой поверхности. На наружной стороне сатина имеются уточные нити, а на лицевой части атласа – основные.
При помощи сатинового и атласного переплета можно получить следующие варианты тканей:
- сатин (смотрите ),
- ластик,
- шелк,
- корсетные,
- штапельные ткани для пижам (по ссылке описан ).
К минусам представленных тканей можно отнести сыпучесть и скольжение при настиле и пошиве.
Мелкоузорчатые
этот вариант переплета можно поделить на две подгруппы: производственные и комбинированные. Первый вариант получают методом изменения или усложнения простых переплетений. А вот комбинированные – это материи, полученные методом чередования и совмещения простых переплетений.
Производные переплетения подразделяются на репсовые и рогожку. Репсовое переплетение получается в результате удлинения основных и уточных переплетений . Поперечный репс – это когда, направление каждой основной наблюдается через 2-3 и более уточных нитей. Таким способом можно получить фланель и репс.
Рогожка представляет собой двойное или тройное переплетение. В нем симметричное увеличение в основе и утке основные и уточных нитей. Таким образом, можно получить хлопчатобумажную, шелковую и шерстяную материю. описание ткани саржа.
Саржа может быть ломаной и обратной. Суть ее в том, что имеет елочное переплетение, а направление саржевой полосы меняется под наклоном 90 градусов.
Отличие обратной саржи от ломанной состоит в том, что на участке излома наблюдается сдвиг саржевой полоски. Задействуют ее при получении тканей для платья и пальто.
К производным сатинового переплетения стоит отнести усиленный сатин. Он включает в себя в каждом горизонтальном ряду два основных перекрытия, которые чередуются с шестью уточными. Таким способом, можно получить следующие материи: молескин, хлопчатобумажное сукно, замш, вельветон.
Сложные
Процесс образования сложных переплетений осуществляется из 3 и более систем нитей. В эту категорию можно отнести:
- двухлицевые,
- двухслойные,
- ворсовые,
- петельные,
- перевивочные.
Двухлицевые – это результат образования 3 систем нитей, которые имеют плотное переплетение относительно друг друга. Таким образом, получают сатин, байку и сукно. Двухслойные – это результат соединения 4 или 5 систем, соединенных между собой одной из составляющих 4 системы или вспомогательной 5 системой. В таких полотнах наружная и изнаночная части могут существенно различаться. При этом наружная будет гладкоокрашенная, а вот изнаночная – пестротканая. Пике является сложным переплетением . В отличие от сложного пике имеет вспомогательную систему нитей. Лицевая поверхность пике получается полотняным переплетом, а вот благодаря наличию вспомогательной системы оно стягивается, формируя выпуклый узор.
Полотна ворсовых переплетений на наружной части оснащены разрезным, вертикальным ворсом . Он формируется из 3 систем нитей: основной и 2 коренными. Могут быть полотняного или саржевого.
Ворсовое переплетение может быть двух видов: махровое и первичное. Для махрового характерен ворс в виде петель. Такие материи задействуют при производстве купальных полотенец и определенных декоративных деталей.
Для первичного (ажурное) переплетения характерно наличие прозрачных ячеек. Структура его представлена из 3 систем нитей: 2 основы и один уток. Отличить ажурное можно по наличию большой прозрачности. Используют материю при получении хлопчатобумажных, блузочных, шелковых и платьевых материй.
Крупноузорчатые
Этот вариант переплетения формируется путем комбинации различных простых переплетений нити утка и основы. А вот размеры и форма орнамента могут абсолютно различные. Крупноузорчатые переплетения подразделяют на два вида: простые и сложные.
Наши бабушки и прабабушки шили свой гардероб самостоятельно, и многое могли бы нам поведать о разнообразных тканях. Уж они знали толк в том, из каких материй лучше смастерить платье или блузу. Большинство дам в те времена отлично справлялись с изготовлением домашнего текстиля: постельных комплектов, занавесок и скатертей. Они не только прекрасно шили все эти предметы обихода, но и декорировали его вышивкой и другими украшениями.
Массовое увлечение шитьем осталось в прошлом. Сейчас это занятие можно отнести в разряд хобби - его встретишь нечасто. Далеко немногие женщины могут рассказать о том, какая ткань находится у них в руках.
Текстильная промышленность поражает современных модниц обилием новинок. Ткани становятся высокотехнологичными и многофункциональными. Однако в их основе, как правило, лежат схемы и методики, разработанные еще столетие назад.
Что представляет собой полотняное переплетение?
Переплетение полотняное относится к главным видам схем сочетания волокон. Именно с помощью данного текстильного приема вырабатывается большое количество наименований тканей из различных природных и Другие виды переплетений получаются путем различных вариаций или комбинаций основных их типов.
От характера переплетения зависит не только внешний вид ткани, но и ее механические, физические и технологические характеристики. Для того чтобы разобраться в вопросе образования ткани, сначала давайте разберем основные текстильные понятия.
Основные текстильные понятия
Продольные нити называются основой, а поперечные - утком. В структуре ткани они переплетаются и образуют перекрытие, обозначаемое в ткацких схемах символом n F . Основным перекрещиванием n FO называется то место на лицевой части ткани, в котором волокна основы расположены над утком. В уточном перекрытии n F Y наблюдается обратная картина. Здесь нити основы лежат под нитями утка.
Переплетения в текстильном деле принято обозначать в виде схемы, которая представляется в двух цветах. В вертикальных рядах расположены нити основы, а горизонтальных - уточные. Они располагаются в определенном порядке и образуют тот или иной тип перекрещивания. Клетками темного цвета принято обозначать основные перекрытия, а светлыми - уточные.
В разборе схемы существует определенный порядок. Нити основы считаются слева направо, а уточные - в направлении снизу вверх. В составлении и чтении схем пользуются понятием раппорт R. Это обозначает количество перекрытий волокон утка и основы, которые чередуются с определенным интервалом. Раппорты делают простым и понятным. Различают раппорты переплетения по нитям основы R o и по утку R Y .
Также в составлении ткацких схем имеется понятие сдвига S. Этим термином обозначается количество нитей, на которые одиночное перекрытие удалено от аналогичного. Различают вертикальный сдвиг S o по основе и S Y по утку.
Как производится полотняное переплетение?
Полотняное переплетение, схема которого является наиболее простой, характеризуется таким порядком, при котором нити утка и основы перекрещиваются друг с другом в каждом втором последовательном перекрытии. Это означает, что оно имеет самый наименьший из возможных раппортов.
Поэтому считается, что полотняное переплетение нитей является первоисточником всех модификаций ткацких схем. Именно по этим правилам изготавливались первые материи нашими предками.
Существует определенный раппорт, который характеризует полотняное переплетение. Схема его описывается в виде формул:
- R O = R Y = 2 нити;
- n FO = n FY = 1;
- S O = S Y = 1.
Ткань полотняного переплетения, в которой нить основы обладает значительно меньшей толщиной по отношению к аналогичному показателю утка, носит название ложный репс. В этом случае формируется поперечный рубчик. Специалисты относят его к разновидности переплетения, именуемого уточный репс. По данному типу ткацкого переплетения формируются такие виды тканей, как хлопчатобумажная тафта и поплин. Простое полотняное переплетение служит основой для создания многообразия текстильных продуктов на основе разнообразного природного сырья: хлопка, льна, шелка, шерсти и других источников волокна.
Хлопковые ткани
В которой переплетение полотняное, очень широко используется в текстильной промышленности. Различают несколько видов такого текстиля, которые подробнее рассматриваются ниже.
Бязь
Она именуется также бурметью или бумажным холстом. Данная ткань может выпускаться в виде суровой неотделанной ткани, бывает также беленой (полотно), гладкокрашеной или набивной. В составе бязи могут присутствовать как только хлопковые нити, так и искусственные волокна.
Холщовая ткань применяется в современной текстильной промышленности в изготовлении обладает хорошей износостойкостью, выдерживает большое количество стирок. Холщовая ткань имеет массу преимуществ:
- Отличные гигиенические качества.
- Гипоаллергенность.
- Экологичность.
- Легкость.
- Низкий показатель сминаемости.
- Длительное сохранение яркости рисунка.
- Доступная цена.
Именно эти качества позволяют изготавливать из бязи повседневные и люксовые комплекты постельного белья высоко качества.
Ситец
Относится к легким хлопчатобумажным тканям и бывает гладкокрашеной либо набивной. Ситец производится из миткаля путем красильно-отделочных манипуляций. Обычно плотность данной ткани равняется 80-100 г/м 2 . Ситец применяется в текстильной промышленности для пошива постельного белья, сорочек для мужчин, а также для легкой верхней одежды.
Батист
Эта ткань отличается особой тонкостью и прозрачностью. Сырьем для производства батиста служит как хлопок, так и лен. Данная ткань полотняного переплетения изготавливается из наиболее тонкого крученого волокна высоких номеров. Батист бывает гладкокрашеным, отбеленным, мерсеризированным и набивным. Обычно данный материал применяется для пошива нижнего белья, легких платьев или блузок. Также батист служит полуфабрикатом для производства кальки.
Миткаль
Эта суровая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения состоит их грубых неотбеленных волокон. Чаще всего миткаль имеет некий сероватый оттенок. Он служит полуфабрикатом для изготовления других тканей и материалов. Если миткали обработать необходимым способом, то можно получить бельевые изделия (муслин, мадаполам) или ситец. Также из этого сырья получают различные клеенки и дерматин.
Фланель
Данный вид ткани может быть изготовлен как их хлопка, так из шерсти либо из их комбинации. Фланель имеет редкий двусторонний или односторонний пушистый начес и поэтому неплохо сберегает тепло. Она мягкая и приятная на ощупь, может быть отбеленной, гладкокрашеной или набивной.
Фланель имеет свои недостатки: скатывается при длительной носке и ввиду высокой гигроскопичности долго сохнет. Данная ткань отлично подходит для демисезонной одежды и для детских пеленок.
Поплин
Данный вид ткани является двусторонним, одноцветным либо узорчатым. Поплин образует переплетение полотняное из тонкой основы и более грубого редкого поперечного утка. В результате получается мелкий рубчик, который характеризуется высокой плотностью основы, который в 1,5-2 раза превосходит аналогичный показатель по утку. Поплин может быть отбеленным, напечатанным, пестротканым или гладкоокрашенным. Он имеет массу достоинств:
- Хорошо держит форму.
- Его поверхность приятная на ощупь.
- Термостатичный и гигроскопичный.
- Высокая износостойкость.
- Доступная цена.
Благодаря таким качествам поплин широко применяется для создания постельного белья, а также для мужских и женских сорочек, полотенец и прочих изделий.
Тафта
Данная ткань, в которой используется переплетение полотняное, является тонкой, плотной и имеет глянцевую поверхность. Тафта изготавливается из туго скрученных волокон, причем применяется не только хлопок, но и шелк, а также синтетические нити. Традиционно этот вид ткани используется для пошива вечерних и свадебных туалетов, и различных товаров народного потребления.
Льняные ткани
Лен - ткань довольно твердая и плотная. Она имеет гладкую поверхность и матовый блеск. Ткань изо льна плохо растягивается, особенно в увлажненном виде, ее волокна переплетаются друг с другом плохо.
Этот материал мало загрязняется, не образует ворса и отличается большой гигроскопичностью. Лен - ткань, которая отлично поддерживают естественную теплоотдачу тела человека и поэтому отлично подходит для пошива одежды. В текстильной промышленности изготавливается несколько видов тканей из этого материала методом полотняного переплетения:
- Бортовка - плотная ткань, предназначенная для изготовления подкладочных элементов верхней одежды.
- Парусина - тяжелая ткань из толстой льняной нити, отличающаяся особой плотностью. Она отталкивает влагу и отличается повышенной износостойкостью. Она применялась для создания парусов, а также для пошива водоотталкивающей и специализированной одежды. Если данную ткань пропитать огнеупорным, водоотталкивающим и противогрибковым составом, то получится брезент.
- Полотно - гладкая льняная ткань, которая имеет блестящую поверхность и используется для изготовления платьев и костюмов.
Шелковые ткани
Шелк - материал очень дорогой и деликатный. Его издавна использовали для пошива туалетов знатных особ. Позже с изобретение одежда из этого материала стала доступной каждому. При изготовлении ткани из натуральной и синтетической применяется и полотняный тип переплетения. В основном таким способом изготавливают разнообразные крепы.
Данный вид ткани изготавливается из волокон с высокой круткой в левом и правом направлении с определенным чередованием. Такая обработка нитей придает им упругость и обеспечивает повышенную усадку материи. Ткань приобретает мелко-шероховатую структуру.
Главное достоинство креповых тканей - их отличная драпируемость в сочетании с небольшой сминаемостью, что делает их идеальными для изготовления вечерних туалетов для женщин и мужчин. Шелковая ткань полотняного переплетения бывает следующих видов:
- Крепдешин отличается умеренным блеском. Он относительно тонкий, но при этом достаточно плотный. Крепдешин изготовляется из волокон шелка в основе, а в качестве утка используются нити крепового кручения. Также в ткани могут применяться шерстяные и Крепдешин широко применяется для пошива вечерних и свадебных комплектов.
- Креп-шифон - воздушная тонкая полупрозрачная ткань, имеющая выраженную рельефную структуру. Может содержать как чисто шелковые, так и синтетические нити. Креп-шифон используется для изготовления летней одежды и аксессуаров.
- Креп-жоржет отличается не только тонкостью и прозрачностью, но и эластичностью. Текстура ткани ярко выражена. Креп-жоржет применяется для пошива легких туалетов, платков и шарфов.
- Креп-марокен отличается наличием нити сильного закручивания в основе. Он имеет выраженную рельефную структуру и изготовляется из нитей природного шелка, вискозы, а также шерсти. Креп-марокен в основном используется для пошива костюмов.
Ткани из шерсти
Шерстяные нити также подвергаются полотняному переплетению с образованием отдельных видов тканей, главной из которых является сукно. Эта ткань примечательна тем, что на ее поверхности нити настолько сбиты и переплетены, что перекрываются все просветы между волокнами.
Таким образом, ткань становится похожей на войлок. Шерстяное сукно бывает двух типов:
- Армейское изготовляется со строгим соблюдением технологии и применяется для создания одежды для военных, а также для некоторой спецодежды.
- Городское имеет некоторые отличия в технологии. Оно более мягкое и тонкое, имеет большое цветовое разнообразие.
Сукно хорошо настилается и не смещается при раскрое, не сыплется на срезах, хорошо выдерживает утюжку. Однако данный материал мнется при эксплуатации, может давать усадку и не выдерживает стирки.
Как видно, полотняное переплетение нитей в ткани породило огромное разнообразие уникальных и неповторимых материалов, которые современные хозяйки применяют для пошива одежды, постельного белья и прочих предметов быта. Проходят годы, сменяются эпохи, но многие основы, заложенные нашими предками, и по сей день не теряют своей актуальности.
Здравствуйте дорогие друзья. В постах про джинсовую ткань и твид мелькали термины "саржевое плетение" и "ломанная саржа". Я решила отдельный пост посвятить видам переплетения нитей в полотне.
Здесь мы рассметрим основные виды плетений, на основе которых ткутся самые разнообразные варианты.
Основные переплетения тканей: а — полотняное, б — саржевое, в — атласное, г — сатиновое
Итак, термины:
Нить основы и утка. Основа
это нить, которая натягивается стройными рядами на станок (1), а нить утка
— это нить, которая крепится к челноку и челнок туда-сюда ходит между нитями основы, создавая переплетение (2).
Место пересечения нитей называется перекрытие
.
Рисунок ткани через некоторое кремя повторяется, образуя орнамент, так вот самый маленький кусочек этого орнамента называется раппорт
.
На картинке показано самое простое, полотняное плетение, нитки пересекаются через одну. А если мы хотим сделать другой вид плетения, например две через две, или одну через две, то вот это количество нитей, на которое смещается пересечеие основы и утка, называется сдвиг
.
Вот и все, в принципе по-русски вполне названно)))
В зависимости от схемы пересечения нитей основы и утка выделяют следующие виды плетения:
1. Полотняное плетение.
Самое простое переплетение, одна нить через одну.
Ассортимент тканей:
Хлопчатобумажные: бязь, ситец, батист, миткаль, фланель, маркизет, поплин, тафта, зефир.
Льняные: бортовка, парусина, полотно.
Шёлковые: различные крепы (крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-марокен)
Шерстяные: сукно, некоторые костюмные и плательные ткани.
Другие: домотканное полотно.
Как вы наверное догадались, ткани с такми переплетением появились на этом свете самые первые, как правило сейчас их используют для домашнего текстиля. Это очень фактуристые ткани (даже шелковые), матовые, домашние и выглядящие не дорогими. Даже из шерсти такие ткани тонкие и легкие. Могут быть поплотнее (фланель) и менее плотные (тафта).
Крепдешин
Блузочный батист
2. Саржевое плетение
Саржевое переплетение образует на поверхности ткани видимый диагональный рубчик, потому что пересечение нитей происходит с ассиметричным сдвигом 1 через 2, или 1 чезез 3. Здесь я покажу самые просты саржевые плетения, а вообще на основе этого плетения есть множество разнообразных вариантов.
Ассортимент тканей: саржа, полушёлковые подкладочные ткани, полушерстяные ткани на хлопчатобумажной основе. Основным саржевым переплетением вырабатывают полушёлковые ткани с шёлковой основой и хлопчатобумажным утком, уточным саржевым переплетением — полушерстяные ткани с хлопчатобумажной основой и шерстяным утком.
Саржевое плетение само по себе очень плотное, и поэтому часто используется в технических тканях, в рабочей, верхней и военной. Наши любимые и (произошедшие как раз из верхней и рабочей одежды) как раз ткутся разнообразными видами саржевых плетений.
Карбон (углеткань) - как раз промышленная ткань
Историческая военная
Какая-то неизвестная саржевая ткань
Габардин. Шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной — для утка. Благодаря применению особого вида переплетения — сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60-70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.
3. Атласное плетение.
Атлас — (араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уток выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.
Атлас применяется для пошива одежды (например, смокингов) и обуви (в том числе пуантов), отделки праздничных церковных облачений, изготовления драпировок, обивки мебели, изготовления флагов и другого.Известна в русском быту со времён контактов Древней Руси с Византией. Визуально, это самая дорогая ткань.
4. Сатиновое плетение.
Ткань сатинового переплетения нитей из хлопчатобумажного или химического волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити, довольно плотен и блестит. Сатин изготавливается из крученой хлопковой нити двойного плетения. Давно было замечено, что чем больше скручена нить, тем ярче блеск. Так появился глянец — сатин, напоминающий шёлк.
Бельё из сатина долговечно и выдерживает большое число стирок — 200—300, и лишь спустя довольно долгое время материал начинает немного тускнеть. Он дешевле, чем шёлк, но дороже, чем другие хлопковые ткани. Из него делают бельё различного дизайна для повседневного применения.
Сатин люкс жаккард
Вот основные виды тканевых плетений. Все остальное — разновидности и компиляции этих видов.
С появлением ткацких станков текстиль стал разнообразнее, сложнее, красивее, приобрел много полезных свойств и качеств. Создаются специальные виды материи для верхней одежды, штор и занавесей, постельного белья и обивки мебели. Список бесконечен. Используется сырье натуральное, искусственное и их смесь. Наиболее известны среди натуральных – ситец, сатин, атлас, саржа.
Лучшие из натуральных
Ситец напоминает о детстве. Приятный на ощупь, мягкий, нежный ситец идеален для детской и домашней одежды, но станет неудачным выбором для офисной или праздничной. Ситец с обеих сторон одинаково гладкий. Качество нити определяет ткань:
- хлопчатобумажная – ситец, бязь, маркизет, батист.
- льняная – бортовка, парусина;
- шелковая – креп-дешин, креп-жоржет;
- шерстяная – сукно и костюмные ткани.
Сатин плотнее и прочнее ситца, он шелковистый на ощупь с лицевой стороны, долговечен, достаточно хорошо держит форму, как и все хлопчатобумажные ткани, хорошо пропускает воздух. Подходит для пошива мужской и женской одежды – платьев, блуз, рубашек. Идеален для изготовления постельного белья.
Саржа среди недорогих тканей стоит особняком, так как считается технической, хоть и применяется в пошиве одежды. Для улучшения ее качества и применения в различных сферах производства и авиации к натуральному сырью добавляют волокна синтетические, иногда в значительных количествах. Неизменным остается только диагональное саржевое переплетение. Добавление к сырью эластана дает прекрасно подходящую для пошива одежды ткань , в особенности хорошо сидят брюки современных моделей. Ткань комфортна в носке, хорошо держит форму, мало изнашивается, к тому же недорогая.
Определяющая роль переплетения нитей
Переплетение нитей в ткачестве является важнейшей характеристикой строения ткани, которая определяет не только ее внешний вид, но и свойства – физические, механические, технологические. Существуют различные виды ткацких переплетений, их классификация по сложности: простые и сложные, мелкоузорчатые и крупноузорчатые.
Самый простой — полотняный, сатиновый или атласный — сложнее, но в обоих случаях ткань получается тонкой, гладкой, даже немного шелковистой с лицевой стороны. Более интересное и сложное саржевое переплетение дает в результате прочную ткань с характерным диагональным рубчиком.
Комбинированное переплетение может быть креповым , орнаментным, рельефным, ажурным, каждое из них с характерным, узнаваемым лицевым рисунком.
Производное от этих видов плетение дает репс и рогожку. Репс нынче не в моде, а создают репсовое плетение удлинением на станке и основных, и уточных перекрытий по схеме 1 основная нить на 2 – 3 уточные.
Геометрия плетения нитей
Полотно
Первые ткацкие станки были способны соединять нити перпендикулярно друг другу, то есть выполнять простейшее полотняное переплетение. Основные или долевые, идущие вертикально (вдоль) и располагающиеся параллельно, образуют кромки полотна – это основа. Соответственно, поперечные, идущие под прямым углом к основе, называют уток, уточина. Обе нити чередуются через одну в ряду, полотно получается достаточно редким по структуре.
От уточной нити, как правило, не требуется прочности, они наполняют промежутки меж долевыми, создавая ткань.
Рис. 1 Схема полотняного переплетения
Сатин и атлас
Сатиновое и атласное плетение похожи: оба чуть поблескивают с лица, без шероховатости. В отличие от полотна, эти виды соединения нитей оставляют наверху преимущественно уток (сатин) или основу (атлас). Выход на лицо уточных нитей дает сатин, а основы – атлас.
Сырье для сатино-атласного используют как полностью натуральное, хлопчатобумажное, так и с добавлением волокон синтетики, придающей ткани прочность, блеск, упругость и другие полезные качества.
Рис. 2 Сатиновое и атласное переплетение, схема
Саржевое переплетение
Этот вид соединения нитей в ткань считается одним из главных и распространенных в ткачестве. Саржа узнаваема по фактуре – мелкому рубчику, блестящему на лицевой стороне. Диагональный узор идет по всей поверхности слева направо, а угол наклона его зависит от качества нитей утка и основы. Полушелк, используемый преимущественно как плательный или подкладочный, с блестящим рубчиком на матовом фоне, получается при шелковой нити основы и хлопковом утке. Если же основа – хлопчатобумажная, а уток шерстяной – материал будет полушерсть.
Рис. 3 Саржевая ткань с характерным рубчиком
Основа и уток переплетаются разными способами, что дает различие в толщине готовой материи, ее мягкости, способности облегать. Типичные примеры – подкладочная ткань и сукно, мягкие шерстяные или хлопковые обивочные материалы и твил.
Вертикальные и горизонтальные нити имеют меньше пересечений, чем при варианте полотна, при этом образуются удлиненные перекрытия. Современные ткацкие станки поддаются перенастройке, что позволяет изготавливать две группы саржи:
- разностороннюю, с четко выраженной лицевой и изнаночной сторонами;
- равностороннюю, с обеих сторон одинаковую.
Различие объясняется количеством перехлестов основы или уточной нити. Благодаря длинным перехлестам ткань эластичнее и мягче полотна, но менее плотная. Такие перехлесты получаются при помощи ремизок – устройств для продевания ниток. Ремизок может быть много, минимально – три, так что вариантов саржевой ткани также много. Чем больше ремизок имеет ткацкий станок, тем разнообразнее получается итог, например, многополосный.
Понять принцип нитяного переплетения удобнее на схеме саржевого плетения , см. рис. 4, где а) – трехремизочная уточная и б) – четырехремизочная основная саржа.
Виды саржи
Уникальность и универсальность саржевой ткани в том, что использовать ее можно не только в качестве незаметной подкладки, но и сшить из нее платья, костюмы. Этому способствуют виды саржи:
- Усиленная, с широкими диагональными полосками и отсутствием одиночных переплетов. Примеры усиленной плательной – шотландка, кашемир; костюмной – бостон, шевиот.
- Сложная, с чередованием диагоналей разной ширины;
- Ломаная или деним, где рубчик образует елочку. Вид «деним» предприимчивые руководители компании Wrangler использовали для пошива запатентованных моделей брюк и поэтому деним годами не сходит с модных подиумов.
Ручные поделки, вдохновленные саржей
Привлекательная фактура и относительная простота переплетения повторяется в ручном плетении из лозы, бумаги. Корзины, короба, шкатулки выглядят прекрасно, годами служат в хозяйстве, украшают туалетные столики модниц.
Саржевое плетение сделать из бумаги несложно, однако требует аккуратности и терпения. Бумага подходит любая, но лучше выбирать помягче, например, газетную, порезав ее на ленты для скручивания. Еще удобнее лента от кассового аппарата – ее можно оставлять белой, красить, она податлива, хорошо скручивается. Плотная бумага не требует скручивания, но из трубочек изделия получаются интереснее. Трубочки делают, плотно наматывая бумагу на обычную вязальную спицу.
Наиболее впечатляющи поделки в технике саржевого плетения, когда трубочки перемежают друг с другом не через одну, а через две-три. Для начала полезно разобрать создание раппорта, то есть повторяющегося участка узора. Если простое переплетение в шахматном порядке достаточно простое и не требует особенной подготовки, то саржевое сложнее.
В раппорте будет не более трех переплетений со сдвижкой на одну трубочку. Разложив трубочки рядышком на столе, переплетать каждые три горизонтальной трубочкой. Во втором ряду начинать со второй, то есть, сдвинуть рисунок на 1. В третьем – с третьей, захватывая всякий раз по три вертикальных трубочки. Это и будет раппорт, повторение которого в результате даст четкую диагональную полоску.
Таким рисунком можно плести практически любую вещицу вплоть до предметов мебели.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Класс: 6 технология
Дата: 28.11.2014
Тема:Виды ткацких переплетений .
Цели урока:
1. Ознакомить учащихся с классификацией ткацких переплетений
2. Изучить понятия “Раппорт”, “Раппорт по основе” “раппорт по утку”.
3. Научить определять вид переплетения по лицевой и изнаночной стороне ткани и выполнять их.
4. Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.
5. Развитие сенсорных и моторных навыков.
6. Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.
Методы обучения:
1. словесные: вопросы, объяснение, беседа
2. объяснительно-иллюстративный,
3. наглядные: слайды, таблицы, коллекции образцы тканей и переплетений, ИК.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
2. Сообщение темы урока:
«Виды ткацких переплетений»
Цель урока.
Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать? (Ответы написать на листах и прикрепить на доску, от каждой группы по одному ответу.)
Давайте поиграем и вспомним, что мы уже знаем из курса 5 класса и предыдущего урока о происхождении натуральных волокон, ткачестве, основе и утке, о долевой нити и правилах ее нахождения.
3. Актуализация знаний:
Вопросы к классу:
Какие волокна называются натуральными?
Перечислить животных, из шерсти которых получают волокно.
Какова последовательность первичной обработки шерсти?
Что называют натуральным шелком?
Перечислить стадии тутового шелкопряда.
Страна происхождения шелка? Какова цель первичной обработки шелка?
Как определить в ткани долевую и уточную нить?
Что такое основа и уток?
По образцу определить долевую нить в ткани.
4.Объяснение новой темы.
В зависимости от сложности ткацкие переплетения делятся:
1. Простые (гладкие)
2. Мелкоузорчатые
3. Сложные
4. Крупноузорчатые
Простые (гладкие) ткацкие переплетения:
- полотняное
- саржевое
- атласно-сатиновое
Полотняное переплетение:
основные и уточные нити чередуются через одну нить.
Схема полотняного переплетения.
Ткани полотняного переплетения имеют одинаковую поверхность.
Раппорт равен двум нитям.
Полотняное переплетение применяется для выработки:
Хлопчато-бумажных тканей: ситец, бязь, маркизет, батист.
Льняные ткани: бортовка, парусина.
Шелковые ткани: креп-дешин, креп-жоржет.
Шерстяные ткани: сукна и костюмные ткани.
Саржевое переплетение имеет отличительную особенность - "рубчик".
Схема саржевого переплетения.
На лицевой поверхности рубчик идет снизу вверх слева направо.
Характерные признаки: наименьшее число нитей в раппорте 3.
При прокладывании уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить.
Саржевое переплетение обозначается дробью: число основных перекрытий / число уточных перекрытий.
Саржа: 1/2, 1/3, 1/4 - уточная
Саржа: 2/1, 3/1, 4/1 - основная.
Саржевое переплетение обладает большей эластичностью, мягкостью, но меньшей плотностью, чем полотняное, т.к. перекрытия более удлиненные.
Атласное (сатиновое) переплетение
Ткани имеют на лицевой поверхности удлиненные перекрытия - поэтому лицевая поверхность гладкая и блестящая.
На поверхности сатина - уточные нити.
Схема сатинового переплетения.
На поверхности атласа - основные нити.
Схема атласного переплетения.
Раппорт не менее 5.
Сатиновым переплетением вырабатывают хлопчато-бумажную ткань - сатин.
У сатина высокая плотность по утку.
Атласным переплетением вырабатывают ткани:
Хлопчато-бумажные: сатин-дубль, ластик
Шелковые: креп-сатин, корсетные ткани, подкладочные.
У атласно-сатиновых тканей повышенное сопротивление к истиранию, но эти ткани очень сыпучи и скользят при раскрое.
Мелкоузорчатые переплетения
Производные
- комбинированные
Производные переплетения получаются путем усложнения или изменения простого переплетения.
Производные полотняного переплетения: репсовые переплетения и "рогожка".
Репсовое переплетение образуется путем удлинения основных или уточных нитей, т.е. основная нить может идти через 2-3 и более уточных нитей (или наоборотуточная нить может идти через 2-3 и более основных нитей). Репс бывает продольный или поперечный.
Схема продольного репсового переплетения.
Схема поперечного репсового переплетения.
"Рогожка" - двойное или или тройное полотняное переплетение.
Схема переплетения "рогожка".
Производные саржевого переплетения: усиленная саржа, сложная саржа, ломаная саржа.
Усиленная саржа
отличается от простой саржи тем, что в ее переплетении нет одиночных перекрытий.
Плательные ткани: шотландка, кашемир (2/2)
Костюмные: бостон, шевиот (3/3)
Сложная саржа
- чередование диагональных рубчиков.
Ломаная саржа
("Ёлочка")
Производные сатинового переплетения: усиленный сатин.
Комбинированные переплетения
::
- креповые
- орнаментные
- рельефные
- ажурные
Орнаментные переплетения создают на поверхности ткани узоры в виде полосок, клеток и контуров.
Креповые переплетения . На лицевой поверхности разбросаны удлиненные перекрытия, которые придают мелкозернистый вид ткани.
Рельефные переплетения - образуют на ткани рисунок с выступающими нитями: вафельные ткани.
Просвечивающие переплетения придают ткани ажурный вид. Нить основы или утка сдвигается с образованием просвета.
Сложные переплетения
образуются из трех и более систем нитей.
К сложным переплетениям относятся:
- двухлицевые
- двухслойные
- пике
- ворсовые
- петельные
- перевивочные
Двухлицевые и двухслойные применяются для байки и драпа.
Ворсовые переплетения
Ткани ворсовых переплетений имеют разрезной вертикально
стоящий ворс. Ворс может быть сплошным или рисунчатым.
Ворсовые перплетения образуются из трех систем нитей:
1 ворсовая
2-3 коренные
Хлопчатобумажные ворсовые ткани: вельвет, бархат
Шелковые: бархат, велюр, плюш, искусственный мех.
Петельные переплетения: мохровая ткань.
Крупноузорчатые переплетения
Размеры и формы рисунка очень разнообразны.
Бывают:
- простые
- сложные.
Ткани с крупноузорчатыми переплетениями: покрывала, гобелена, скатерти, салфетки.
5. Закрепление изученного.
Вопросы