От нуля до года: развитие ребенка по месяцам. Развитие ребенка по месяцам до года. Важные этапы психического и физического развития ребенка до года жизни
В этой статье мы расскажем, каким должно быть развитие ребенка до года. С самого начала предупредим читателей о том, что у детей развитие сугубо индивидуальное и этапы развития, которые мы опишем в этой статье, представлены для ознакомления и примерного понимания родителями того, как должны происходить рост и развитие деток.
Что должны уметь ребенок до года
Когда вашему малышу исполнится один месяц, вы должны будете понять, как он развивается, нормально или нет. Поэтому мы приведем то, какие умения уже должны быть у малыша в один месяц:
- Малыш должен лежать на животике и поднимать головку на некоторое время, хотя бы на несколько секунд.
- Кроха уже должен фиксировать взгляд на мамином лице.
- У ребенка должна быть реакция на общение с ним. Он может затихать при звучании маминого голоса
- Кроме плача у малыша должны проявляться и другие звуки – кряхтение, агуканье.
- Улыбка может быть ответом на вашу улыбку.
- Карапуз сжимает ручки и подносит их ко рту.
В возрасте одного месяца рост деток должен быть уже примерно 40-50 см, в вес около 3,2-4,8 кг.
Двухмесячные малыши уже умеют намного больше, к примеру, они уже могут:
- Отвечать улыбкой на улыбку родителей.
- Поднимать голову в положении на животике.
- Тянуть ручки к интересующим его предметам.
- Громко смеяться от восторга.
- Поворачивать голову к источникам шума.
В возрасте двух месяцев рост деток достигает уже 56 см, а вес будет около 4,6-7,5 кг.
В три месяца развитие ребенка будет идти намного интенсивнее, и малыш будет немного активнее, чем до этого:
- Кроха в положении на животе умеет вытягивать ручки и приподнимать грудь над поверхностью.
- Реагировать агуканьем на голоса взрослых.
- Улыбаться просто так.
- Если ребенка держать под мышками, он будет упираться ножками в твердую поверхность.
- Привлекать внимание мамы голосом или движениями.
- Реагировать на шум поворотом головы и искать его глазами.
- Следить взглядом за движущимся предметом.
Рост трехмесячного ребенка составляет 58-60 см, а вес около 5,2-8,5 кг.
В четыре месяца у ребенка должны быть следующие умения и навыки:
- Малыш поднимает голову в положение лежа на 90 градусов.
- Приподнимает плечики и голову в положении на спине.
- Заливисто смеется.
- Держась за руки взрослых подтягивается, сгибая ручки в локтях.
- Тянет все в рот.
- Наступает раннее речевое развитие – кроха говорит первые слоги.
Рост детей к четырем месяцам будет равен 62-63 см, а вес около 5,7-9, 3 кг.
В возрасте пяти месяцев малыш должен уже:
- Держать голову в вертикальном положении.
- Переворачиваться.
- Фокусироваться на маленьком предмете.
- Издавать звуки, меняя интонацию.
- Подгребать к себе маленькую игрушку и держать ее в кулачке.
- Держать бутылочку двумя руками.
Рост детей в 5 месяцев составляет 64-65 см, а вес около 6,1-10 кг.
К шести месяцам дети должны уметь:
- Произносить некоторые гласные.
- Присаживаться с поддержкой на несколько минут.
- Делать первые попытки ползти на животе.
- Легко переворачиваться.
- Знать свое имя и реагировать на него.
- Издавать разные звуки.
Рост ребенка в шесть месяцев равен 65-66 см, а вес около 6,5-10,6 кг.
В семь месяцев малыш уже может:
- Сидеть без опоры.
- Ползать на четвереньках.
- Понимать слово «нет» по тону голоса.
- Принимать участие в игре «ку-ку».
- Держать два предмета в обеих ручках и ударять из друг о друга.
- Уже произошло достаточное развитие мелкой моторики рук, малыш должен брать мелкие предметы большим и указательным пальцами.
Рост крохи – 67-68 см, вес около 6,8-11,1 кг.
Восьмимесячный малыш должен радовать родителей такими умениями:
- Играть в сидячем положении.
- Произносить «мама» и «папа», это дает о себе знать раннее речевое, которое также подразумевает, что ребенок может говорить и другие слова.
- Самостоятельно вставать держать за опору.
- Понимать что значит «нет», махать «пока» и хлопать в ладошки.
- Играть с одной игрушкой достаточно долго.
Рост малыша может составлять 69-70 см, а вес около 7,0-11,6 кг.
В девять месяцев дети уже могут:
- Листать толстые странички в небольшой книжке, это полезные упражнения для мелкой моторики рук.
- Катать мяч.
- Пить из чашки самостоятельно.
- Четко говорить «мама» и «папа».
- Находить игрушку, которую спрятали при нем под подушкой.
Рост малышей к девяти месяцам составляет 70-71 см, а вес – 7,3-12 кг.
Десятимесячные малыши уже умеют:
- Самостоятельно стоять без опоры.
- Ходить держать за опору.
- Возмущаться, если им что-то не нравиться.
- Сесть из стоячего положения.
- Реагировать на команду «дай это мне».
- Показывать части тела игрушки или человека, открывать или закрывать баночки, собирать игрушки по комнате.
В одиннадцать месяцев карапуз должен:
- Ходить самостоятельно, пусть и не твердо.
- В рамках развития мелкой моторики рук поднимать маленькие предметы любой частью большого и указательного пальца.
- Понимать, что такое нельзя, пусть и не всегда повиноваться запрету.
- Выражать свои эмоции не только смехом или плачем.
- Произносить больше трех слов.
- Знать названия многих предметов и показывать их.
В двенадцать месяцев у детей наблюдаются такие особенности развития:
- Малыш знает свое имя.
- Рисует карандашиком и мелками
- Выполняет простые просьбы.
- Произносит около 10-12 слов.
- Ходит, садиться и встает.
- Играет игрушками.
- Собирает пирамидку.
- Откусывает твердую пищу.
- Пользуется сам ложкой и вилкой.
Какие игры подходят для развития детей до года
В возрасте до года для развития детей очень важно в жизнь ребенка ввести упражнения для мелкой моторики рук, а также для того, чтобы психическое развитие детей проходило нормально.
Для детей до года будет интересна следующая игра, которая прекрасно подойдет для развития мелкой моторики рук ребенка. Детей забавляет возможность нажимать на кнопочки, открывать застежки и замочки. Подарите ребенку стенд, на котором будут прикреплены выключатели, кнопочки и пуговки.
Для развития моторики мелкой ребенка до года это будут самые лучшие упражнения. Детки смогут удовлетворить свое желание схватить все, что им попадается по пути, сжать, отпустить, и посмотреть, что из этого выйдет. Такие упражнения тренируют не только руки, но еще и развивают нормальное психическое самочувствие малыша и его индивидуальные физические особенности.
Очень хорошо подойдет для моторики мелкой рук использование мягкой книжки из ткани. Малыш до года может спокойно перелистывать странички и трогать пальчиками пришитые аппликации. Такие упражнения позволяют не только потренировать пальчики, но и рассказать малышу сказку про героев книжки, что положительно повлияет на психическое здоровье крохи. Такие упражнения до года лучше делать вечером, перед сном.
Деткам до года, конечно же, не желательно показывать мультики, в таком раннем возрасте они могут негативно повлиять на психическое здоровье. Ребенок может стать нервным, капризным и крикливым. Но у всех детей свои особенности, к примеру, есть дети, которые смотрят мультики по 3-4 минутки в день и радуют своих родителей только своим развитием. Выбирать, показывать своему ребенку мультики или нет до года, решать только вам, но вы бы рекомендовали это делать только в исключительных случаях в качестве поощрения.
Мультики желательно выбирать спокойные, не слишком яркие и очень кроткие. Только так они не повлияют на психическое здоровье деток и на желание выполнять упражнения. Возможно, будет лучше использовать мультики как награду после успешных занятий для развития малыша.
Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.
Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.
Календарь развития по месяцам
Первый месяц
Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.
Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.
Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.
При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:
- Сосательный (прикасания языка к предмету);
- Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
- Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
- Поисковый (поиск груди матери);
- Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.
Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.
Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .
А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.
В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().
- Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
- Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
- Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
- Действия пока рефлекторны.
- Движения хаотичны, кулачки сжаты.
- Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
- Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
- Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
- Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
- Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
- Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.
Второй месяц
Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.
- Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
- Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
- Способен поднимать и недолго держать головку.
- Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
- Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
- Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
- Успокаивается во время сосания и на руках.
- Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
- Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
- Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
- Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
- Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
- Угасают рефлексы новорожденного.
Третий месяц
На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.
В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.
К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.
- Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
- Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
- Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
- Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
- Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
- Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
- Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
- Легко распознает источник света и звука.
- Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
- Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
- Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
- Движения в целом приобретают произвольный характер.
Четвертый месяц
На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.
- Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
- Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
- Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
- Ползает на животе в кроватке или на коврике.
- Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
- У ребенка появляются любимые игрушки.
- Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
- При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
- На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
- Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
- Разглядывает свое отражение в зеркале.
- Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
- Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
- Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
- Реагирует, когда произносят его имя.
Пятый месяц
Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.
- Рост +2.5, вес + 700 гр.
- Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
- Может сидеть с опорой некоторое время.
- Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
- Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
- Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
- Играет во время еды.
- Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
- С интересом разглядывает лица на картинках.
- У большинства детей начинают прорезываться зубы.
Шестой месяц
В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.
- Рост +2.5 см, вес +700гр.
- Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
- Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
- Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
- Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
- Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
- Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
- С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
- Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
- Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
- Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
- С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
- Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».
Седьмой месяц
На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.
Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.
В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.
Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.
К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.
- Рост +2 см, вес + 600 гр.
- Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
- Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
- Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
- Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
- Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
- Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
- С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
- Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
- Начинает копировать поведение взрослых.
- Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
- С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
- Определяет по тону голоса, что значит «нет».
Восьмой месяц
В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.
- Рост +2 см, вес +600 гр.
- Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
- Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
- Свободно перемещается в знакомом пространстве.
- Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
- Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
- Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
- Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
- Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
- Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.
Девятый месяц
Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.
- Рост +2 см, вес +600 гр.
- Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
- Разворачивается во время ползания.
- Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
- Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
- Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
- Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
- Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
- Запоминает названия предметов, может показать их.
- Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
- Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
- Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.
Десятый месяц
В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».
- Рост +1 см, вес +350 гр.
- Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
- Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
- Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
- Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
- Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
- Пользуется преимущественно одной рукой.
- Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
- Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
- Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
- Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
- Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
- Может произносить названия окружающих предметов, животных.
Одиннадцатый месяц
Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.
- Рост +1 см, вес +350 гр.
- Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
- Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
- Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
- Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
- Любит похвалу.
- Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
- Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
- Машет рукой при прощании.
- Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
- Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
- Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.
Двенадцатый месяц
В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.
- Рост +1 см, вес +350 гр.
- Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
- Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
- Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
- Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
- Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
- Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
- Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
- Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
- Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
- Понимает все, о чем ему говорят.
- Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.
Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.
Обобщили:
Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!
Таблица прибавки роста и веса
Открыть таблицу
Возраст | Средняя прибавка в росте | Средняя прибавка в весе |
Месяц 1 | 3 — 3,5 см. | 750 г. |
Месяц 2 | 3 — 3,5 см. | 750 г. |
Месяц 3 | 3 — 3,5 см. | 750 г. |
Месяц 4 | 2,5 см. | 700 г. |
Месяц 5 | 2,5 см. | 700 г. |
Месяц 6 | 2,5 см. | 700 г. |
Месяц 7 | 1,5 — 2 см | 550 г. |
Месяц 8 | 1,5 — 2 см | 550 г. |
Месяц 9 | 1,5 — 2 см | 550 г. |
Месяц 10 | 1 см. | 350 г. |
Месяц 11 | 1 см. | 350 г. |
Месяц 12 | 1 см. | 350 г. | и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
За первый год своей жизни ребенок учится всему: сидеть, стоять, улыбаться, следить... Каждые родители радуются каждому успеху своего малыша! Есть определенный календарь развития ребенка, по которому вы сможете легче ориентироваться в его новых достижениях.. Но имейте ввиду, что это всё относительно, каждый ребенок индивидуален, развитие по календарю плюс/минус месяц - считается нормой.
За первый год жизни ребенок совершает неописуемо большой скачок в развитии: из совершенно беспомощного существа, новорожденного, он превращается в человека, умеющего самостоятельно ходить, есть, говорить. Давайте же вместе понаблюдаем за этими удивительными изменениями, которые каждый день происходят в жизни ребенка до года.
Развитие ребенка по месяцам
Развитие ребенка по месяцам
Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц
- Фиксирует взгляд на лице взрослого и ярких предметах;
- Первая улыбка в ответ на разговор взрослого;
- Пытается поднимать и удерживать голову, лежа на животе.
В первый месяц жизни у ребенка проходит период адаптации
В первый месяц жизни ребенок называется новорожденным. Этот период для малыша непростой, ведь он адаптируется к окружающему миру и его организм работает с большим напряжением.
Спит и растет
По сути, 70 % времени первого месяца своей жизни младенец спит, находясь в непрерывном полусонном состоянии, на границе сна и бодрствования, ощущая при этом, что происходит вокруг. Привыкает к новой обстановке В спокойном состоянии ручки и ножки малыша согнуты в суставах и прижаты к туловищу, а в минуты бодрствования беспорядочно двигаются. В это время ребенок плохо фокусирует взгляд, но слышит хорошо и при резком звуке вздрагивает и моргает. Постепенно зрение становится все лучше, и уже к третьей неделе малыш уже может задерживать взгляд на неподвижном предмете. Мышцы тоже укрепляются, и к концу первого месяца жизни кроха уже может приподнять головку в положении на животе, удерживать ее несколько секунд и даже поворачивать в стороны.
Врожденные рефлексы новорожденного
К моменту рождения у новорожденного малыша имеются врожденные рефлексы, которые помогают ему адаптироваться в новой среде. Многие из них исчезают в течение первых месяцев жизни (поисковый, сосательный, хватательный, плавательный, рефлекс ходьбы и другие), но некоторые, например рефлекс чихания, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы и некоторые другие, сохраняются на всю жизнь. Рефлекторная деятельность малыша позволяет врачам и детским психологам определить состояние развития ребенка и его нервной системы.
Нуждается в маминых тепле и заботе
Многие исследователи говорят о том, что в этот период жизни закладывается базовое доверие к миру, и строится оно на первичной эмоциональной и психологической связи с матерью. Все, что нужно новорожденному - пищу, тепло и безопасность, - малыш получает от мамы. Он питается ее молоком, слышит ее голос, стук ее сердца, чувствует родной запах. Благодаря маминой близости и поддержке малыш учится адаптироваться к внешнему миру.
Развитие ребенка до года по месяцам - Второй месяц
- Спокойно бодрствует, рассматривая висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см);
- Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой;
- Прислушивается к голосу или звучанию предмета - движения затормаживаются;
- Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.
Ребенок на втором месяце учится жить по ритмам
У малыша формируется суточный ритм жизни: сон - преимущественно ночью, бодрствование - днем. Дитя уже узнает мамины прикосновения, голос, эмоционально реагирует на „разговор" с ним. А мама научилась понимать своего кроху: почему он плачет, что хочет сказать писком...
Ребенок на втором месяце пытается управлять собственным телом
На втором месяце жизни ребенок, если не спит, практически все время размахивает рукам и ногами, еще не умея их контролировать. Но, если вы уложите его на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. На третьем месяце малыш уже неплохо держит голову, лежа на животе и опираясь на предплечья.
Постепенно ребенок учится владеть своими руками: к концу второго месяца начинает приближать их ко рту, сосать палец, а к трем месяцам - рассматривать пальчики, потирать глаза и т.д. На третьем месяце жизни этот навык совершенствуется: малыш уже в состоянии удерживать в руках предметы и манипулировать ими. Увидев яркую игрушку, тянется к ней и пытается схватить. Ощупывает предметы руками, настойчиво тянет их в рот.
В этом возрасте ребенку уже удается сосредоточить взор на предмете, рассматривая его. Он провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его.
Ребенок на втором месяце радуется маме и улыбается
На первом месяце жизни малыш все время был недоволен, плакал, улыбался редко и лишь во сне. Со второго месяца у него возникает положительная эмоциональная реакция на мать, первое проявление потребности в общении, так называемый комплекс оживления. Глядя на склоненное над ним мамино лицо, дитя затихает, внимательно всматривается, широко раскрывая глаза, а затем, радостно вскрикнув, размахивает ручками и ножками и... улыбается. Лучезарная, совершенно осознанная улыбка появляется с полутора-двух месяцев. Это означает, что ребенок окончательно адаптировался и начал получать удовольствие от жизни. Улыбнитесь крохе в ответ!
Развитие ребенка до года по месяцам - Третий месяц
- Сосредотачивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, находясь в вертикальном положении у него на руках;
- В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления);
- Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью;
- Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья, хорошо удерживает голову;
- Поддерживаемый под мышками, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, о твердую поверхность;
- В вертикальном положении на руках у взрослого хорошо удерживает голову.
Комплекс оживления ребенка на третьем месяце
На третьем месяце комплекс оживления возникает не только при виде близкого человека, но и при звуках его голоса, в моменты комфорта и удовольствия - при виде маминой груди или бутылочки с молоком, после еды, купания, на показ яркой игрушки, пение или звучание музыки.
В ответ на обращенную к нему речь или будучи в хорошем настроении малыш „гулит" - издает тихие короткие гласные звуки („э-а-о", „а-о-у").
Развитие ребенка до года по месяцам - Четвертый месяц
- По звуку отыскивает невидимый объект - поворачивает голову к источнику звука (к голосу взрослого или звучащей игрушке);
- Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается (комплекс оживления);
- Громко смеется, когда с ним заигрывают;
- Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки;
- Во время кормления придерживает руками бутылку или грудь матери.
На четвертом месяце ребенок изучает окружающий мир
Этот отрезок времени - яркий и эмоциональный. К концу 4-го месяца вы услышите смех вашего ребенка. Малыш подолгу пребывает в хорошем расположении духа, длительно, певуче и довольно громко гулит.
Ребенок на четвертом месяце хочет сидеть
Малышу надоело лежать, ему становится интересен „вертикальный" мир. В 4 месяца он делает первые попытки сесть (напрягая пресс, тянется вперед, просится на ручки), в конце пятого месяца уже сидит при поддержке за одну руку. При поддержке за ручки или под мышки „стоит", переступая ножками. Лежа на животе - приподнимается, опираясь на выпрямленные ручки. Будьте осторожны! На пятом месяце ребенок начинает переворачиваться со спины на живот. Не оставляйте его одного.
Ребенок на четвертом месяце все слышит и видит
На четвертом месяце жизни зрение ребенка постепенно приближается к зрению взрослого человека, и малыш приобретает способность рассматривать предметы на близком расстоянии, начинает различать основные цвета и формы. Внимательно следит за важными для него объектами (игрушками, родителями), неподвижными и движущимися. Быстро и безошибочно поворачивается к источнику звука, прислушивается. Различает голоса близких. С пятого месяца малыш уже узнает маму на расстоянии 2-3 метра.
Развитие ребенка до года по месяцам - Пятый месяц
- Отличает близких от чужих людей (по-разному реагирует);
- Различает тон, с которым к нему обращаются;
- Во время бодрствования подолгу певуче «гулит»;
- Четко берет погремушку, которую держат у него над грудью;
- Удерживает в руке погремушку;
- Подолгу лежит на животе, поднимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук;
- Поворачивается со спины на живот;
- Ровно устойчиво стоит при поддержке под мышками.
На пятом месяце ребенок учится первым слогам
Примерно в 5 месяцев ребенок начинает произносить первые слоги с губными согласными „м", „б", „п". Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесячного малыша долгожданное „мама", то, скорее всего, он произнесет его неосознанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба.
Ребенок на пятом месяце тренирует пальцы
Формируются первые хватательные движения руки, к пятому месяцу малыш уже может перехватывать игрушку из руки взрослого. Захватывая, притягивая и отталкивая погремушки, дитя учится определять цвет, форму, вес, звуковые свойства предметов.
На пятом месяце жизни ребенок переходит в вертикальное положение
Этот возраст можно считать переходным: организм ребенка приспосабливается к новому для него вертикальному положению. Новизна манит ребенка, в результате складывается умение ориентироваться в окружающем пространстве. Он открывает для себя новые предметы и учится обращаться с ними. В „исследовательскую" работу включаются все органы чувств: зрение, обоняние и вкус.
Развитие ребенка до года по месяцам - Шестой месяц
- Начинает произносить отдельные слоги;
- Свободно берет погремушку из разных положений, подолгу с ней занимается;
- Переворачивается с живота на спину;
- Передвигается по манежу, переставляя руки или немного подползая;
- Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
На шестом месяце жизни ребенок сидит и стоит
На шестом месяце малыш уже может сидеть в подушках, не заваливаясь набок, на седьмом - сидит самостоятельно, довольно продолжительное время, сохраняя при этом равновесие, и пытается самостоятельно сесть из положения лежа на спине. На восьмом месяце малыш осваивает и этот навык.
К концу восьмого месяца жизни он уже встает у опоры, приподнимаясь с колен, держась за решетку кроватки или манежа. Овладев этим навыком, все так же с помощью опоры, ребенок попробует сделать первые самостоятельные шаги.
Развитие ребенка до года по месяцам - Седьмой месяц
- Подолгу лепечет - повторно произносит одни и те же слоги;
- На вопрос «Где?» (часы, огонек и др.) ищет и находит взором предмет, неоднократно, называемый, постоянно находящийся в определенном месте;
- Играя погремушкой, стучит, размахивает ею;
- Хорошо и много ползает.
На седьмом месяце жизни ребенок ползает
С шестого месяца ребенок предпринимает первые попытки ползания, перемещаясь на четвереньках с опорой на ладони. На седьмом месяце он уже виртуозно ползает - быстро и во всех направлениях. Любопытству крохи нет предела! Так что заранее побеспокойтесь о его безопасности. Нужно сказать, что не все дети овладевают навыком ползания. Некоторые из них пропускают этот этап, сразу начиная ходить.
На седьмом месяце ребенок вертится
На 6-м месяце жизни ребенок овладел поворотами с живота на спину, и теперь он совершенно самостоятельно может перевернуться во все стороны, практически на 360°. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве
Ребенок на седьмом месяце берет игрушки
Еще одним достижением ребенка становится удивительная способность самостоятельно брать игрушки из любого положения. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет. На седьмом месяце ручки ребенка становятся все более умелыми, он учится перекладыванию из руки в руку, постукиванию, отбрасыванию, притягиванию.
Развитие ребенка до года по месяцам - Восьмой месяц
- Громко и повторно произносит различные слоги;
- По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения («ладушки», «до свиданья», «дай ручки» и т.д.);
- Во время бодрствования занимается с игрушками долго: рассматривает, постукивает игрушкой об игрушку и т.д;
- Сам садится и ложится (из сидячего положения);
- Придерживаясь руками за барьер сам встает, стоит и опускается;
- Переступает, держась за барьер;
- Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке;
- Пьет из чашки, которую держит взрослый.
Ребенок на восьмом месяце играет с пирамидкой
На восьмом месяце жизни малыш уже может совершать „прямые" и „обратные" действия с предметами. Например, складывать шарики в миску и рассыпать их; снимать и надевать кольца на пирамидку, складывать кубики „кучкой" и раскидывать их и т.д.
На восьмом месяце жизни ребенок лепечет по слогам
Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни является овладение слоговой речью (лепетом). Если к концу пятого месяца малыш гулил, радуя вас руладами гласных звуков типа „ауа", „уау", „ау", „иоа", то теперь вы четко слышите: „вау-вау-вау" или „бу-а-а", „бу-бу-б", „ва-ва-ва", „м-м-ма". Малыш подолгу и с азартом лепечет, повторяя в лепете одни и те же слоги.
Ребенок на восьмом месяце узнает предметы
Малыш уже может узнать свои игрушки с разного расстояния и под разным углом зрения, ориентируясь на их внешние признаки: величину, форму, цвет, положение в пространстве. На седьмом месяце жизни на вопрос „Где?" ребенок легко находил взглядом названный взрослым предмет. На тот же вопрос восьмимесячный малыш сможет указать на предмет пальчиком.
Ребенок на восьмом месяце играет с мамой
К концу восьмого месяца жизни у ребенка складывается сильная эмоциональная привязанность к маме. Малыш готов проводить с ней каждую секунду своей жизни, старается подражать простым действиям - играм в ладушки, до свидания, прятки, ку-ку и т.д. Такие действия можно назвать не только игрой, но и общением, даже деловым сотрудничеством, в котором оба партнера принимают равное участие.
Развитие ребенка до года по месяцам - Девятый месяц
- Подражает взрослому - повторяет за ним слоги, которые имелись в его лепете;
- На вопрос «Где?» отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения;
- Знает свое имя - оборачивается на зов;
- С предметами обращается по-разному, в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку;
- Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками;
- Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, слегка придерживая ее руками.
На девятом месяце ребенок становится крепче
Организм ребенка в целом уже подготовлен к передвижению „на своих двоих". Окреп его костно-мышечный скелет, сердечно-сосудистая и пищеварительная системы тоже приспособились к действующей вдоль оси тела силе тяжести.
На девятом месяце ребенок делает первые попытки ходить
На девятом месяце (у некоторых детей этот этап может случиться чуть позже) ребенок начинает интенсивно овладевать ходьбой. Движения при ходьбе у него пока неуверенные, он часто падает, но продолжает свои попытки вновь и вновь. Во время передвижения малыш держится за опору (стенку, бортик манежа, мебель), а если опоры нет - ползет.
Развитие ребенка до года по месяцам - Десятый месяц
- Подражает взрослому - повторяет за ним разнообразные звуки и слоги;
- По просьбе взрослого находит и дает знакомую игрушку;
- Отвечает на заигрывания «догоню- догоню», на слово «ку-ку» натягивает на лицо материю, «сорока-ворона» подставляет ладошку и т.д.;
- Играя самостоятельно, проделывает разученные действия с предметами, подсказанные их свойствами, например, вынимает и вкладывает, открывает и закрывает;
- Входит на горку 3-4 ступеньки, держась за перила.
Ребенок в десять месяцев учится играть и подражать
Ребенок готов общаться, наблюдать за взрослым, подражать его действиям. Ему интересно, как взрослые пользуются окружающими предметами и какие при этом испытывают чувства.Малыш начинает почти зеркально копировать взрослых и отражать бытовые ситуации и поступки. Подражательная способность ребенка помогает ему научиться пользоваться ложкой, пить из чашки, класть головку на подушку и т.д. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться.
У ребенка на десятом месяце развивается мелкая моторика
Ребенок может брать предметы двумя пальчиками, собирает разбросанные игрушки, достает игрушки из ящика. Разъединяет и соединяет отдельные части предмета, собирая пирамидки, кубики, кольца во что-то целое, или, наоборот, разбрасывает их.
На десятом месяце ребенок понимает обращенную к нему речь
Говорит отдельные слова: „папа", „мама", „дядя" и другие. Выполняет простые просьбы взрослых, хорошо понимает запрещающие слова, знает названия многих предметов, частей тела, выполняет несложные просьбы. Его активный словарный запас значительно увеличивается. Многие малыши с удовольствием и подолгу имитируют беглую речь, произнося бессмысленные слоги, интонированные на „взрослый" манер.
Развитие ребенка до года по месяцам - Одиннадцатый месяц
- Употребляет первые слова обозначения (ав-ав, кис-кис, дай);
- Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «Где киса?» приносит и дает разных - плющевую, меховую, резиновую;
- По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки);
- Овладевает новыми действиями с предметами, накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку.
На одиннадцатом месяце жизни ребенок - исследователь
Он стремится к самостоятельности. Значительно возрастает самостоятельность ребенка. Карапуз помогает при одевании, ходит, ест самостоятельно. Увеличивается время бодрствования малютки с 2 часов (как было в период от 6 до 9 месяцев) до 2,5-5 часов. Вы почувствуете, что у ребенка возникает потребность проявлять все большую и большую активность.
На одиннадцатом месяце ребенок совершенствует навыки ходьбы
К11 месяцам ребенок начинает самостоятельно ходить, хотя еще часто падает. От первых шагов до уверенной ходьбы обычно проходит месяц-два. В случае необходимости малыш приседает, чтобы поднять упавшую игрушку, а потом встает.
На 12-м месяце он уже будет ходить более уверенно, только слегка придерживаясь за опору, а затем и вовсе без нее, совершенно самостоятельно.
Ребенок на одиннадцатом месяце начинает играть куклой
В этом возрасте ребенок учится играть с образной игрушкой (куклой, собачкой, мишкой и т.д.). Кукла для малыша - его второе я. Игровые сценки передают не только действия ребенка (разговаривает, ест, пьет, спит), но и отражают его эмоциональный мир (плачет, смеется, радуется, сердится, боится, веселится, грустит). На 11-м месяце жизни меняется и роль картинки в развитии малыша. Теперь уже в плоскостном книжном изображении дитя узнает знакомые игрушки: собачку („гав-гав"), куклу („ляля"), уточку („га-га").
Развитие ребенка до года по месяцам - Двенадцатый месяц
- Легко подражает новым слогам;
- Употребляет около 10 слов;
- Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Маша? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.);
- Самостоятельно ходит (встает, идет, садится - все самостоятельно и не от предмета к предмету);
- Пьет из чашки, сам держит ее.
На двенадцатом месяце жизни ребенок говорит первые слова
Важнейшая линия развития ребенка в этот период - речь. Вы заметите, что малыш стал издавать такие голосовые рулады, которые раньше у него не получались. Дитя как будто экспериментирует, тренирует артикуляцию, явно получая удовольствие от этих повторений. Появляется способность к речевому подражанию.
Теперь ребенок вслед за взрослым с ходу повторяет наиболее легкие ле- петные слова-обозначения (например, „ав-ав" - собачка, „га-га" - уточка, „кис-кис" - кошка и т.п.). Вы заметите, что малыш готов запоминать название каждого интересующего его предмета. Вполне сознательно он говорит первые слова, иногда повторяет простые фразы типа „Баба, иди".
Почти годовалый ребенок понимает обращенную к нему речь и узнает предметы
Количество понимаемых слов в 5-6 раз больше, чем ребенок может употребить в активной речи. Дитя реагирует на просьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: найти, принести, дать, положить на место и т.п. Знает слово „нельзя". Запоминая названия предметов, малыш учится обобщать предметы, находя их среди знакомого множества (куклы, мячики, машинки и т.д.), узнает знакомые игрушки на картинке.
Годовалый малыш ориентируется среди предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбирает кольца из груды кирпичиков и т.п. Теперь, если кроха хочет, чтобы мама подала ему игрушку, он указывает рукой на желаемый предмет (раньше малыш просто разражался плачем, ведь мама не всегда могла понять, что именно нужно ребенку). Карапуз запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма).
Развитие ребенка до года по месяцам в картинках
Развитие ребенка до года по месяцам в таблицах
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
38.Вместо плача указывает на желаемый предмет | ОК | ОК | ||||||||||
37.Осознанно использует слова "мама" и "папа" | ОК | ОК | ОК | |||||||||
36.Идет самостоятельно | ОК | ОК | ||||||||||
35.Идет с поддержкой | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | |||||||
34. Начинает ползать | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | |||||||
33.Берет предмет большим и указательным пальцем | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | |||||||
32.Кладет кубик в коробку | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||
31.Стучит однимtext-align: justify; предметом о другой | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||
30.Ищет спрятанную игрушку | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||
29.Самостоятельно садится | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | |||||||
28.Играет в "прятки" | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||||
27.Различает чужих и близких | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||||
26.Пытается копировать речь взрослых | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||
25.Пытается встать на ноги | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | |||||
24.Произносит отдельные слоги (ба-ба, га-га) | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | |||||
23.Берет в руку крошечный предмет (напр. хлебную крошку) | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | |||||||
22.Устойчиво сидит (когда сажают) | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||||
21.Пытается дотянуться до удаленного предмета | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||||
20.Сопротивляется, когда забирают игрушку | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||
19.Сам ест печенье | ОК | ОК | ОК | |||||||||
18.Может держать 2 кубика из 3х | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||
17.Ищет выпавший из рук предмет | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||||
16.Перекладывает предмет из руки в руку | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||||
15.Хватает и удерживает в руке кубик | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||||
14.Пробует игрушки на "вкус" | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||||
13.Тянет ручку к погремушке | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||||
12.Поворачивает голову на звук | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||||
11.Поворачивает голову вслед движению предмета | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||||
10.Переводит взгляд с одногообъекта на другой | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||||
9.Раскачивается на руках, лежа на животе | ОК | ОК | ОК | ОК | ||||||||
8.Поднимает голову, лежа на животе | ОК | ОК | ОК | |||||||||
7.Отвечает улыбкой на обращение к нему | ОК | ОК | ОК | |||||||||
6.Гулит | ОК | ОК | ||||||||||
5.Следит за движущимся вертикально предметом | ОК | ОК | ||||||||||
4.Одновременно машет руками и ногами | ОК | ОК | ||||||||||
3.Рефлекторно хватает кольцо | ОК | ОК | ОК | |||||||||
2.Реагирует на звон колокольчика |
ОК | ОК | ОК | |||||||||
1.Следит за движущимся горизонтально предметом |
ОК | ОК |
Развитие ребенка до года по месяцам - Ежемесячная прибавка роста и веса
Возраст | Средняя прибавка в росте | Средняя прибавка в весе |
1 месяц | 3 - 3,5 см. | 750 г. |
2 месяца | 3 - 3,5 см. | 750 г. |
3 месяца | 3 - 3,5 см. | 750 г. |
4 месяца | 2,5 см. | 700 г. |
5 месяцев | 2,5 см. | 700 г. |
6 месяцев | 2,5 см | 700 г. |
7 месяцев | 1,5 - 2 см. | 550 г. |
8 месяцев | 1,5 - 2 см. | 550 г. |
9 месяцев | 1,5 - 2 см. | 550 г. |
10 месяцев | 1 см. | 350 г. |
11 месяцев | 1 см. | 350 г. |
12 месяцев | 1 см. | 350 г. |
Сразу же после рождения малыша организм крохи начинает активно расти, стабилизируется работа всех систем, появляются новые навыки и умения. Развитие ребенка по месяцам не обязательно будет проходить по шаблонной схеме, поскольку не бывает одинаковых людей и каждый отличается определенными особенностями, поэтому незначительные отклонения от стандартов не должны вас пугать.
Календарь развития ребенка с рождения до 3 месяцев
Первые три месяца первого года жизни малыша считаются самыми трудными, поскольку в это время только налаживается работа всех систем организма, а кроха адаптируется к окружающему миру.
Чтобы проследить за корректностью развития ребенка, можно воспользоваться таблицей основных навыков и показателей для деток первых месяцев жизни:
- с рождения до 1 месяца кроха очень слаб, поэтому большую часть времени проводит во сне. Мышцы тела еще не развиты, удерживать самостоятельно головку малыш не может, в то же время конечности большее время поджаты и находятся в пружинистом состоянии. Нормальный вес для ребенка этого возраста составляет от 2,5 до 4,5 кг, при росте от 45 до 54 см. Развитие органов зрения и слуха будет продолжаться на протяжении первых 90 дней, вначале ребенок не различает цвета, а громкие звуки его вовсе не пугают, что характеризует слабо развитый слух;
- с 1 до 2 месяцев явно проявляются внешние изменения – черты лица ярко выражены, отечность тела проходит, кожа приобретает нормальный оттенок. Проходит мышечный тонус, ребенок уже может разгибать кулачки, ненадолго приподнимает головку, активно размахивает конечностями. Проявляется развитие разговорных навыков, грудничок начинает агукать и осознанно улыбаться. В это время уже можно установить зрительный контакт с крохой, он внимательно рассматривает все вокруг и уже узнает знакомые лица, глазки еще могут немного косить, но это скоро пройдет. Развитие слуха проходит очень активно, поэтому остерегайтесь громких и резких звуков – они могут сильно испугать малыша;
- с 2 до 3 месяцев – активная стадия, проявляется умение брать игрушки и любые интересующие предметы. Уменьшается время дневного сна, при этом ночной отдых может быть непрерывным на протяжении 5-6 часов. Кроха стремится познавать окружающий мир, для чего своими силами пробует поднимать голову в положении на животе, упирается ножками, чтобы приподняться, и т.д. К 3 месяцу рост деток достигает 53-62 см, а вес может быть в пределах от 4 до 7 кг.
Окончание первого триместра года знаменуется относительно спокойным и планомерным развитием организма малыша. Все системы начинают работать без перебоев, психическое состояние ребенка нормализуется, устанавливается определенный режим бодрствования и сна, что позволяет маме планировать день.
Таблица развития ребенка от 3 месяцев до полугода
После 3 месяцев начинается период относительного спокойствия, ребенок уже адаптировался к обстановке, режим кормления и сна к этому времени уже стабилизируется, поэтому жизнь семьи входит в норму.
Правильность развития ребенка на данном этапе можно проследить по предлагаемой таблице:
- 4 месяца – кроха сам держит голову и внимательно следит за перемещением предметов и людей по комнате. Сейчас он может стоять на ножках с поддержкой под мышки. Начинается период прорезывания зубов, что может сопровождаться капризами и плачем, основной симптом – активное слюноотделение и привычка все тянуть в рот. Полностью развит навык общения – малыш подзывает родных при помощи звуков и жестов, долго рассматривает лица и выражает удовольствие смехом и улыбками;
- 5 месяцев – грудничок начинает сидеть (пока еще с опорой, в детском манеже, кресле), во время активных игр на кровати ребенок сам переворачивается со спины на живот и обратно, некоторые могут без посторонней помощи подниматься в манеже. Активизируется социальный фактор, кроха не может длительное время оставаться один, он постоянно требует общения, о чем сообщает активными движениями и громкими звуками. Хватательный рефлекс развит в полной мере, грудничок уверенно берет понравившийся предмет, может перекладывать его из руки в руку и выбрасывать;
- полгода – активизируется мышечная масса, ребенок уже владеет своим телом, поэтому способен приподниматься, переворачиваться, многие начинают ползать. К полугоду малыши могут вырасти до 60-70 см, при этом масса тела будет в пределах от 5,5 до 9 кг. Активно режутся зубки, что причиняет немало беспокойства, важно на данном этапе помочь крохе отвлечься от болезненных ощущений при помощи резиновых прорезывателей и гелей.
Первое полугодие знаменуется появлением такого важного навыка, как ползание, теперь грудничок может заниматься активными играми без вашего участия, главное – предоставить ребенку в квартире безопасную территорию для исследования.
Календарь развития ребенка с полугода до 9 месяцев
Период после первой половины года жизни отличается собой активностью ребенка, сейчас, когда кроха уже умеет ползать, ему интересно изучить и потрогать все, что он видит вокруг. Особое внимание сейчас следует уделить психологическому развитию грудничка.
- 7 месяцев – активное ползание входит в привычку, кроха с удовольствием проводит время на детском коврике с мягкими игрушками, любит гулять на улице, где с интересом все рассматривает. Теперь малыш точно узнает родные лица и голоса, различает свое имя и запоминает некоторые предметы по названиям. В это время вводят первый прикорм;
- 8 месяцев – проявляется пинцетный захват – кроха может брать предметы не всей ладошкой, а двумя пальцами. Рацион питания расширяется, при этом увеличение роста и массы тела несколько замедляется, вместо этого активно развиваются навыки общения и разговора;
- 9 месяцев – самые развитые малыши начинают вставать, держась за диван или стул, можно увидеть первые шаги, правда, пока с опорой. Это время для первого осознанного слова, «ма-ма, ба-ба т.д.».
Третий триместр года показывает, насколько социально адаптированным будет ваш малыш. Стремление познавать окружающий мир и общаться с родными у каждого ребенка проявляется по-своему, некоторые детки много времени проводят в самостоятельном изучении нового, а другие не могут остаться наедине и на пару минут. Подстраивайтесь под своего малыша, тогда его развитие будет проходить более успешно и быстро.
Календарь развития ребенка с 9 месяцев до года
Последний триместр первого года – самая активная стадия развития организма ребенка. Это время для первых шагов, выражения своих интересов и требований, а также для определения рамок дозволенного и запретного.
- 10 месяцев – ползание может сопровождаться преодолением препятствий, детки пробуют перелезать через мягкие валики, стулья, впервые спускаются по ступенькам. Первые шаги будут неуверенными, но попыток ходить малыш уже не прекратит, поэтому следует обезопасить комнату от острых углов и опасных предметов;
- 11 месяцев – рацион включает в себя овощи, молочные продукты, каши, фрукты и мясо, все эти компоненты необходимы для полноценного развития организма и восполнения энергии, которую ребенок тратит за день. С первым введением прикорма нужно начинать чистить зубки, это предотвратит развитие кариеса;
- 1 год – ребенок знает, что можно и нельзя, помнит, где находятся интересующие его предметы и понимает практически все, что вы ему говорите. Проявляется характер малыша – он часто протестует против неугодных ему занятий, важно в это время научить его правильно выражать протесты – не криками, а с помощью общения.
Календарь развития ребенка по месяцам показывает, как должен развиваться детский организм в первый год и какие навыки в определенное время могут проявиться. Зная стандарты, вы можете помочь своему чаду развивать новые умения, характерные для его возраста.
Физическая развитие детей и активность младенца от рождения до 1 года
Умение ребенка держать головку, садиться, вставать, ползать и ходить детские врачи называют двигательной активностью . Конечно же, сразу после рождения малыш еще мало что умеет. Но уже в возрасте одного месяца он начинает самостоятельно удерживать голову, двухмесячный ребенок способен сам перевернуться на спину. А к трем месяцам он уже может так активно «крутиться», что начинает упираться в стенки кроватки головой. И такой удобный и безопасный ранее пеленальный столик становится небезопасным, нельзя даже подумать о том, чтобы оставить на нем малыша одного! Он уже умеет поворачивать головку, следить глазами за движущимся предметом. Если положить малышу в руку соску или погремушку, то он начнет ее трясти, реагируя на новые звуки, или потянет в рот. Но самостоятельно что-нибудь взять он еще не может, это умение придет только к 5-6 месяцам. В трехмесячном возрасте ребенок, который не спит, находится в постоянном движении. Он двигает ручками и ножками, причем ноги совершают движения, напоминающие езду на велосипеде. А ручки, которые то появляются в его поле зрения, то исчезают, становятся едва ли не самыми главными его игрушками.
Лежа на животе, он активно поворачивает и удерживает голову, проползает некоторое расстояние назад, отталкиваясь ручками, как маленький рак, или вперед, если упереть свою ладонь в стопы малышу.
В положении на животе малыш уже достаточно хорошо удерживает голову в течение нескольких секунд. И как только ребенок научится этому, он сможет удерживать часть тела с помощью рук так, что при упоре на локти не только голова, но и плечи отрываются от поверхности.