Типовые причины супружеских измен
6. Наказание:
а) действует также, как отрицательное подкреп
б) способствует развитию других форм поведения;
в) препятствует определенным формам поведения;
г) все ответы неверны.
I I. Супружеские конфликты, их причины и врофилактика
Заполнить пробелы
1. Типовой причиной нарушения супружеских от
ношений является жены.
Умение понимать свои эмоции связана с развити
ем способности к
Верно или нет
3. Отрицательные эмоции появляются чаще всего,
когда субъект располагает недостаточной информацией.
4. Чувство неполноценности делает человека не
способным преодолевать жизненные трудности.
Выбрать правильный ответ
5. Формирование семейного договора (распреде
ление ролей) должно учитывать:
а) состояние здоровья;
б) степень занятости на производстве;
в) интересы, склонности и умения каждого парт
г) все ответы верны.
6. Основные причины деструктивного характера
разрешения противоречий:
а) эгоцентризм;
б) блокировка удовлетворения базовых потребно
стей партнера;
снижение возможностей самоактуализации и
уровня самоуважения партнера;
г) все ответы верны.
11. ПОЛОВОЙ диморфизм
Заполнить пробелы
1. В России самый большой в мире разрыв между
продолжительностью жизни мужчин и женщин, кото
рый составляет
2. По-видимому, у женщин творческие потенции
у мужчин.
|
Верно или нет
3. Многие женщины должны быть готовы к конф
ликту между большой потребностью в самоуважении
и боязнью успеха.
4. Процент никогда не состоявших в браке в Рос
сии выше среди мужчин.
Выбрать правильный ответ
5. Мужчины, если сравнивать их с женщинами:
а) не проходят те же фазы при половом акте;
б) тоже способны неоднократно испытывать до
эякуляции оргазм;
в) становятся сексуально неактивными после 50 лет;
г) все ответы верны.
6. Только женщина (в отличие от самок животных)
а) знакома с оргазмом;
б) сексуальна активна на протяжении всего года;
в) может оставаться сексуально активной после
прекращения менструации;
г) все ответы верны.
■ Часть 2. Семейное консультирование
Тема 1. Современная семья и тины нарушений в ее
развитии
Заполнить пробелы
1. Семейная терапия - особый вид, на
правленный на межличностных отношений и
имеющий целью эмоциональных расстройств
2. Под семейным диагнозом понимается типизация
с учетом индивидуально-личностных
свойств семьи.
Верно или нет
3. Коэффициент разводимости в России увеличил
ся за последние 20 лет.
4. У большинства брачных пар удовлетворенность
браком растет вместе с увеличением его «стажа»: от
первого года через время, когда рождаются дети и
когда они растут, к периоду «пустого гнезда» и выходу
на пенсию.
Текст взят с психологического сайта http://psylib. myword. ru
Выбрать правильный ответ
5. Базисные для семьи психологические составля
ющие: самооценка, коммуникации, семейная система,
социальные связи выделены
а) К. Роджерсом;
б) В. Сатир;
в) 3. Фрейдом;
г) все ответы верны.
6. Ведущая роль семьи в возникновении патоген
ных ситуаций и психотравмирующих переживаний
обусловливается рядом обстоятельств:
а) ведущей ролью семейных отношений в систе
ме взаимоотношений личности;
б) многосторонностью семейных отношений и их
тесной взаимосвязью;
в) особой открытостью и, следовательно, уязви
мостью члена семьи по отношению к различ
ным внутрисемейным влияниям, в том числе и
травматизирующим;
г) все ответы верны.
Тема 2. Работа с семейными проблемами в семейном
консультировании и терапии
Заполнить пробелы
1. Нарушения, связанные с тревогой, включают
И расстройства.
2. Эффективное использование молчания, умение
слушать, обучение с помощью вопросов, повторение
(резюмирование), уточнение и отражение аффекта,
конфронтация, проигрывание ролей, создание «живых
скульптур», анализ видеомагнитофонных записей от
носятся к наиболее часто применя
емым в семейной психотерапии.
Определить тип защиты
3. Некая мать чрезмерно заботится о своем ребен
ке, о котором во время беременности она даже думать
не хотела.
4. Агрессивность одной женщины по отношению к
мужу выражается в том, что она непроизвольно пря
чет принадлежащие ему вещи.
Выбрать правильный ответ
5. Мысль, что «все, с кем ты контактируешь, не
пременно должны тебя любить»:
Текст взят с психологического сайта http://psylib. myword. ru
а) иррациональна;
б) лежит в основе многих неадекватных форм
поведения;
в) базируется на фундаментальной потребности
человека;
г) все ответы верны.
6. Часто в семейной терапии выделяются следую
щие этапы:
а) диагностический;
б) ликвидация семейного конфликта;
в) реконструктивный;
г) поддерживающий;
д) все ответы верны.
Тема 3. Виды семье,
Психотерапевтическаи модель
Заполнить пробелы
1. Исторически первым в семейной психотерапии
было направление, выросшее из анализа
случая «маленького Ганса».
2. Представители направления соеди
няют в психотерапевтической работе с семьями раз
личные методы: гипноз, аутогенную тренировку, меди
тацию, домашние задания по модификации поведения,
анализ и интерпретацию взаимоотношений, групповые
дискуссии.
Верно или нет
3. Семейное консультирование ставит своей целью
совместное с консультантом изучение запроса члена
семьи для изменения ролевого взаимодействия в ней и
обеспечения возможностей личностного роста.
4. Предметом динамического подхода является
открытое общение.
Выбрать правильный ответ
5. Эмпатичность, доброжелательное внимание, не
нанесение вреда, ориентация на нормы и ценности
клиента, конфиденциальность - это:
а) приемы консультирования;
б) техники консультирования;
в) принципы консультирования;
г) все ответы верны.
Текст взят с психологического сайта http://psylib. myword. ru
|
6. Если исходят из того, что природа страданий
На протяжении своего жизненного цикла семья постоянно встречается с самыми различными трудностями, неблагоприятными условиями, проблемами. Болезнь одного из ее членов, жилищно-бытовые трудности, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, социальные кризисы и т. п.)- далеко не полный их перечень. В связи с этим перед семьей часто возникают непростые проблемы, которые могут отрицательно сказаться на ее жизни.
Не удивительно, что как трудности, с которыми сталкивается семья, так и последствия их для нее вызывают значительный интерес социологов, психологов, психиатров. Исследования в этой области отчетливо сосредотачиваются на двух направлениях. Первое - исследование семьи в условиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного действия широких социальных процессов: войн, экономических кризисов, стихийных бедствий и т. п.. Эти вопросы наиболее широко представлены в предвоенных и послевоенных работах американских исследователей. Второе - изучение «нормативных стрессов», т. е. трудностей, встречающихся в жизни части семей в обычных условиях. Это трудности, связанные с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также проблемы, возникающие в случае, если что-то нарушает жизнь семьи: длительная разлука, развод, смерть одного из членов семьи, тяжелое заболевание и др..
Все эти обстоятельства приводят к сложным и многочисленным последствиям и проявлениям нарушений в жизни семьи. Это, с одной стороны, нарастание конфликтности взаимоотношений, снижение удовлетворенности семейной жизнью, ослабление сплоченности семьи; с другой - нарастание усилий семьи, направленных на ее сохранение, и возрастание сопротивления трудностям. Определены сложно опосредованные связи между истинными источниками трудностей и их осмыслением членами семьи; выявилось относительно самостоятельное воздействие на жизнь семьи как объективных трудностей и связанных с ними нарушений, так и субъективного представления о них. Среди видов субъективного осознания нарушений в жизнедеятельности семьи ее членами наиболее изучены в настоящее время мотивы семейных конфликтов и разводов, проблемы и поводы обращения в семейную консультацию.
В целом семейные нарушения представляют собой сложное образование, включающее факторы, его обусловливающие (трудность, с которой столкнулась семья), неблагоприятные последствия для семьи, ее реакция на трудность, в частности осмысление нарушения членами семьи.
Рассмотрим основные моменты, участвующие в возникновении и проявлении семейного нарушения.
Факторы, обусловливающие семейное нарушение. В литературе встречаются также иные обозначения: «проблема», «семейная трудность», «события и обстоятельства, обусловливающие стресс».
Речь идет о весьма широком круге обстоятельств, особенностей внешней социальной среды, условиях жизни семьи, изменениях в личности ее членов, которые затрудняют функционирование семьи или ставят ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям.
Все многочисленные трудности, которые возникают перед семьей и угрожают ее жизнедеятельности, можно подразделить прежде всего по силе и длительности их действия. Особое значение имеют при этом две группы семейных трудностей: сверхсильные и длительные (хронические) раздражители. Примером первых может служить смерть одного из членов семьи, известие о супружеской измене, внезапное изменение в судьбе и социальном статусе, например арест в связи с преступлением одного из членов семьи, внезапное и сильное заболевание.
К хроническим трудностям относятся чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту и на производстве, трудности в связи с решением жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи и т. п.
Среди трудностей, с которыми сталкивается семья, можно выделить также два следующих их типа: связанные с резкой сменой образа жизни семьи (жизненного стереотипа) и с суммированием трудностей, их «наложением» друг на друга. Пример первого типа - психические трудности, возникающие при переходе от этапа к этапу жизненного цикла. Такие переходы в семье, как правило, сопровождаются довольно резким изменением образа жизни (заключение брака и начало совместной жизни, появление ребенка, прекращение семьей воспитательной деятельности).
Пример трудностей второго типа - необходимость практически одновременного решения ряда проблем в начале второго этапа (сразу после появления в семье первого ребенка), а именно - завершения образования и освоения профессии, решения жилищной проблемы, первичного обзаведения имуществом, ухода за ребенком.
По источнику возникновения семейные трудности можно подразделить иа: связанные с этапами жизненного цикла семьи; обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла; ситуационные воздействия иа семью.
Через этапы жизненного цикла проходят так называемые «нормативные стрессоры», т. е. трудности, достаточно обычные, которые в более или менее острой форме переживаются всеми семьями: трудности взаимного психологического приспособления; проблемы, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками при решении жилищной проблемы на первом этапе жизни семьи; проблемы воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого домашнего хозяйства - на втором.
Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам.
Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших и описавших два «критических периода» в жизни семьи. Первый из них, более интенсивный, наблюдается между 3-м и 7-м годами существования семьи и достигает наибольшей остроты в период между 4-м и 6-м годами. Второй кризис назревает между 17-м и 25-м годами. В обоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности. Ведущую роль в случае первого кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявление трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других проблем); второго кризиса -- нарастание соматических жалоб, тревожности, ощущение пустоты жизни, связанное с отделением от семьи детей.
Выявление кризисных периодов в жизни семьи может иметь немаловажное прогностическое значение и способствовать их смягчению или предупреждать неблагоприятные кризисные проявления.
Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла,- это те, что возникают при отсутствии в семье одного из ее членов (супруга, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребенка, смерть одного из членов семьи, бездетность супругов. При всем разнообразии этих вариантов развития семьи отмечается ряд общих источников нарушений. Это, во-первых,- так называемая функциональная пустота, т. е. ситуация, когда одна из ролей, необходимых для успешного существования семьи, не выполняется. С уходом, например, из семьи отца определенная часть его «доли» в воспитании уже не восполнима. Во-вторых, могут быть трудности адаптации к факту, событию, породившему, неблагоприятный вариант развития семьи (развод, смерть одного из членов семьи, необходимость воспитывать ребенка вне брака и др.)- В случае развода противоречивость и «миогослойность» возникающих в связи с этим процессов хорошо показаны на материале социологических исследований восприятия разведенными послеразводной ситуации.
К ситуационным нарушениям относятся трудности, относительно краткие по длительности, создающие значительную угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери и т.. п.). Значительную роль в психологическом эффекте данных трудностей играет фактор внезапности (неподготовленность семьи к событию), исключительности (более легко переживается трудность, затрагивающая многие семьи), ощущение беспомощности (уверенность членов семьи, что они ничего не могут сделать, чтобы обезопасить себя в будущем).
Неблагоприятные последствия трудности. Семейное нарушение. Значимость той или иной трудности для семьи зависит прежде всего от того, сколь далеко идущие неблагоприятные последствия для жизни семьи она имеет. Так, утрата определенной суммы денег для одной семьи - тяжелое нарушение ее жизнедеятельности, для другой - нет, в зависимости от того, какими средствами эти семьи располагают.
Разнообразные последствия воздействия трудностей на семью можно подразделить по тому, на какие сферы жизни семьи они прежде всего оказывают неблагоприятное влияние: нарушение воспитательных функций семьи, супружеских отношений и т. п. При рассмотрении нарушений семьи учитывается также, как они действуют на ее членов. Как правило, нарушение жизнедеятельности семьи ведет к неудовлетворению потребностей, в том или ином отношении тормозит развитие личности, обусловливает возникновение состояний неудовлетворенности, нервнопсихического напряжения, тревоги. Одно из важных, с точки зрения семейной психотерапии, последствий нарушений - это их неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивида (психотравмирующее действие).
Усилия семьи по противодействию нарушениям. Семья, столкнувшаяся с трудностью, более или менее активно противодействует ей, стремится предотвратить неблагопрятные последствия. Исследования показывают довольно значительные различия в том, как семьи реагируют на трудности. В одних случаях трудности оказывают явно мобилизующее, интегрирующее воздействие; в других, напротив, ослабляют семью, ведут к нарастанию ее противоречий. Эта особенность реагирования различных семей особенно отчетливо прослеживается в случае «нормативного стресса», т. е. столкновения семьи с обычными для определенного этапа трудностями.
Неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Ссылаются на определенный механизм, обеспечивающий успешное противодействие нарушению. Чаще всего говорится о механизме «решения проблем», о семьях, умеющих решать проблемы (опознавать их, выдвигать версии решения, выбирать из них наиболее удачную). Выделяют также определенные группы особенностей семьи, в силу которых она легче приспосабливается к неблагоприятным условиям. Среди таких особенностей указываются гибкость взаимоотношений, средняя (не слишком жесткая и не слишком «расплывчатая») степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченность, «открытость» в восприятии окружающего мира, т. е. отсутствие тенденции игнорировать какую-то часть информации об этом мире.
И тот, и другой подходы имеют определенные недостатки. Действительно, способность семьи противостоять трудностям и нарушениям в немалой степени зависит от умения ее членов осознавать и решать проблемы, которые обусловлены этой трудностью. Психологические исследования и психотерапевтический опыт подтвердили, что повышение способности семьи к решению проблем, с которыми она сталкивается, подготовка к ним повышают стрессоустойчивость семьи. В то же время при таком подходе недостаточно учитывается то обстоятельство, что проблемы, с которыми сталкивается семья, имеют особый характер. Решение их определяется не только интеллектуальным принятием какого-то варианта действий. Нередко решение семейной проблемы - это определенное самоограничение каждого из ее членов, уменьшение уровня потребления, взятие на себя большей нагрузки, большее напряжение воли, улучшение взаимопонимания и т. д.
Эти процессы относятся уже не к одному семейному механизму решения проблемы, а охватывают самые различные стороны ее жизнедеятельности. Семья реагирует на трудность как целое, как единая система.
Что касается второго подхода, то его отличает определенная тавтолгичность. В«рно, что гибкость, «открытость» и другие перечисленные выше характеристики содействуют приспособлению семьи к новым трудным условиям, преодолению их. Беда лишь в том, что само наличие у семьи этих качеств нередко устанавливается путем выяснения того, сколь гибко, «открыто» и т. д. ведет себя семья, столкнувшись с разными трудностями. Получается замкнутый круг: почему семья хорошо справляется с неблагоприятными условиями? Потому, что ей присущи гибкость, «открытость». Откуда мы знаем, что ей присущи эти черты? Из наблюдений над тем, как она приспосабливается к трудным условиям.
В центре подхода, предлагаемого нами, понятие латентного нарушения функционирования семьи. Под латентным нарушением мы будем понимать такое, которое в обычных, нормальных условиях не оказывает сколько-нибудь значительного негативного воздействия на ее жизнь. Однако при попадании семьи в трудные условия именно оно играет значительную роль, определяя неспособность семьи противостоять таким условиям. Как в обычных, так и необычных условиях члены семьи общаются, испытывая друг к другу определенные чувства, распределяют между собой права и обязанности и т. д. Но в обычных (благоприятных, а тем более «тепличных») условиях оказываются вполне допустимыми определенные нарушения во всех этих сферах. Не слишком значительные нарушения взаимопонимания, умеренно выраженные конфликтность, пониженная способность членов семьи регулировать уровень своих требований друг к другу в этих условиях могут не оказывать весомого влияния на жизнь семьи. Иное дело - условия трудные. Той степени взаимопонимания, взаимной привязанности, которая существовала в семье в благоприятных условиях, теперь уже оказывается недостаточно. Вот здесь-то и возникает разница в реакции семей па трудности. В семьях, где латентных нарушений нет или они минимальны, оказываются возможными мобилизация семьи, усиление ее сплочения, активизация совместных действий. В семьях, имеющих такие нарушения, это трудноосуществимо. Именно так и возникает описанная выше столь различная реакция разных семей на трудные условия. Семьи без латентных нарушений в этих условиях начинают функционировать лучше, а имеющие их - хуже.
Представление о латентных нарушениях, по нашему мнению, дает возможность более точно и многосторонне понять взаимодействие между семьей и самыми различными трудностями, которым она противостоит. В соответствии с этим трудные условия не просто выступают как фактор, нарушающий те или иные стороны жизнедеятельности семья. Они прежде всего выявляют латентные нарушения ее жизнедеятельности, «обнажают» ее «слабые места», а эти нарушения, в свою очередь, определяют реакцию на трудности.
1. Сущность, причины, виды супружеских конфликтов
2. Типичные проблемы супружеских олтношений
3. Кризисные периоды супружеских отношений
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия.
Специфика семейных конфликтов состоит в том, что их участники, как правило, не являются противоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неадекватного видения ситуации.
Структура конфликта характеризуется конфликтной ситуацией (участники и объект конфликта) и инцидентом (открытое столкновение участников конфликта).
Характеристики семейного конфликта включают инициатора (потенциального инициатора) конфликта, участников конфликта, состав которых может выходить за пределы нуклеарной семьи, способ разрешения (переработки) конфликта, динамику его протекания и результаты.
В динамике конфликта выделяются этапы: возникновение объективной предконфликтной ситуации; осознание этой ситуации как конфликтной; инцидент; разрешение (завершение конфликта); послеконфликтная ситуация.
Можно говорить о позитивной (конструктивной) и негативной (деструктивной) функциях конфликта.
В зависимости от динамикиразличают конфликты актуальные, т.е. реализуемые в настоящее время и непосредственно связанные с определенной проблемой, и прогрессирующие, в которых масштаб и интенсивность противостояния участников все более нарастает; привычные конфликты, возникающие по любому поводу и характеризующиеся эмоциональной усталостью партнеров, не прилагающих реальных усилий для их разрешения. За привычными конфликтами, как правило, скрыты глубинные противоречия, подавленные и вытесненные из сознания.
По степени выраженностиконфликты могут быть открытыми, явно проявляющимися в поведении и неявными, скрытыми.
В основе возникновения конфликта лежат причины, определяющие его зону:
Неадекватная мотивация брака;
Нарушение ролевой структуры семьи вследствие несогласованности представлений ее членов о семейном укладе, семейных ценностях;
Неразрешенность проблемы семейного лидерства;
Несогласованность и противоречивость представлений о ценностях, целях и методах воспитания детей;
Дисгармоничность сексуальных отношений;
Нарушения и искажения чувства любви;
Ограничение возможностей личностного роста;
Осложнение межличностной коммуникации;
Низкий уровень материального благополучия;
Стесненные жилищные условия;
Неэффективное планирование и исполнение бюджета;
Финансовые разногласия, связанные с преувеличенными материальными потребностями одного из членов семьи, с решением вопроса о вкладе каждого из супругов в семейный бюджет;
Низкий уровень кооперации, взаимопомощи и взаимоподдержки в решении хозяйственно-бытовых проблем семьи, разделении домашнего труда, уходе за детьми и стариками;
Неэффективная система отношений нуклеарной семьи с расширенной,
семьей вследствие чрезмерной размытости или жесткости границ;
Неспособность нуклеарной семьи к гибкой реконструкции границ семейной системы, особенно на переходных стадиях ее жизненного цикла;
Неэффективная система взаимодействия между родительской и детской подсистемами, чрезмерная жесткость их границ;
Ревность, супружеская измена;
Отклоняющееся поведение одного из членов семьи (алкоголизм, агрессия и насилие, использование психоактивных веществ, склонность к азартным играм и т.д.);
Несогласованность супружеских представлений об оптимальном режиме проведения досуга, отдыхе, характере отношений и общения с друзьями.
Указанные причины определяют зоны конфликта, которые могут быть соотнесены с основными функциями семьи.
Типичные проблемы, лежащие в основе супружеских конфликтов:
Отсутствие взаимопонимания между супругами:
Неспособность одного или обоих супругов понять друг друга, принять точку зрения
Неспособность одного или обоих супругов до- казать св. правоту в каком-либо вопросе внутрисемейной жизни
Затруднения супругов в достижении согласия по какому-либо вопросу семейной жизни
Отсутствие желания одного или обоих супругов идти на встречу др. др. при обсуждении и принятии решения по какому-либо вопросу семейной жизни.
Несовместимостьхарактеров:
Один или оба супруга обладают такими черта ми характера, которые неприемлемы в общении с людьми;
Действия со стороны супруга вызывают противодействие, отрицательную реакцию со стороны другого супруга;
Один или оба супруга не в состоянии спокойно разговаривать др. с др., часто раздражаются без достаточной на то причины.
Несовместимость привычек, поступков, действий:
привычки одного из супругов неприемлемы для другого, раздражают его;
Один или оба супруга в различных жизненных ситуациях ведут себя так, что их поведение не устраивает другого;
Действия, предпринимаемые одним из супругов, создают проблемы для др., препятствуют в достижении им собственных целей;
У одного или обоих супругов одновремен но есть какие-либо дурные привычки, психологически неприемлемые для др. людей.
Расхождение во взглядах по внутрисемейным вопросам, требующим единства мнений:
Распределения ролей и обязанностей в семье;
Распределения внутри семейного бюджета;
Оборудования кварти ры;
Режима внутрисемейной жизни;
Питания;
Обучения и воспитания детей;
Организации семейного отдыха;
Взаимоотношений с родственниками.
Проблемы сексуальных отношений:
Низкая культура сексуальных отношений супругов;
Проблемы психофизиологического характера;
Несовместимость супругов;
Издержки воспитания одного или обоих супругов
Конфликты и разногласия в отношениях супругов могут быть обусловлены возникновением нормативных и ненормативных кризисов совместной жизни.
Нормативные кризисы в развитии семейной системы связаны с переходом со стадии на стадию жизненного цикла семьи и заключаются в разрешении противоречий между новыми задачами, встающими перед семьей, и характером взаимодействия и общения между членами семьи. П. Босс называет трудности, испытываемые большинством семей в момент изменения их функций и структуры, нормативными стрессорами. Каждый переход ставит перед семьей новые цели и задачи и требует структурно-функциональной перестройки, включая изменение в иерархии функций семьи, решение вопроса о главенстве и лидерстве и распределение ролей. Успешность разрешения кризисов перехода обеспечивает эффективное функционирование семьи и ее гармоничное развитие.
Ненормативные кризисы семьи, вызваны такими событиями, как развод, супружеская измена, изменение состава семьи, не связанное с рождением ребенка, усыновление приемных детей, невозможность совместного проживания супругов в силу различных причин, подростковая беременность, финансовые трудности.
С. Кратохвил выделяет «стандартное» время наступления таких кризисов в зависимости от стажа брака: в интервалах 3-7 и 17-25 лет стажа.
Кризис 3-7 лет продолжается около года. Он проявляется в утрате романтических настроений, снижении (утрате) взаимопонимания, росте конфликтов, эмоциональной напряженности, чувстве неудовлетворенности браком, супружеских изменах.
Его возникновению способствуют такие факторы:
Исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;
Рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;
Более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.
Если принять во внимание, что рождение ребенка происходит в семье примерно на 3-4-м году брака, то нетрудно увидеть, что хронологический интервал 3-7 лет брака увязан со стадией семьи с маленькими детьми (младенческого и раннего возраста), т.е. с периодом наиболее жесткой перестройки семейной системы - началом родительства, вынужденным отчуждением молодой матери от профессиональной и учебной деятельности, ограничением супругов в привычном образе жизни, общении, досуге, снижением (как правило) уровня материального благосостояния семьи. Таким образом, эти повторяющиеся кризисы семьи обусловлены изменениями ее функций и структуры.
Кризис 17-25 лет выражен не столь ярко, но более продолжителен (до нескольких лет). Его симптомы - нарастание эмоциональной неустойчивости, возникновение чувства одиночества, связанного с уходом взрослых детей из семьи, переживание старения.
Его возникновение часто совпадает:
С приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб;
С возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей;
Второй «стандартный» временной интервал наступления кризиса охватывает период «семья с детьми-подростками», об особой уязвимости которого мы уже говорили выше, и период отделения взрослых детей, связанный с завершением выполнения функции их воспитания.
Таким образом, наиболее яркие проявления кризисов в жизненном цикле семьи связаны с началом осуществления супругами функции родительства и воспитания детей и с ее прекращением.
Литература:
1.
2.
3.
4.
Тема 9 Развод как социально-психологический феномен
1. Социально-психологическая сущность развода. Причины и мотивы разводов
2. Динамика развода
3. Последствия развода
· Развод – это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы.
Причины разводов:
Э. Тийт (1980) выделяет три группы факторов риска развода:
1. Личностные факторы риска: индивидуально-психологические особенности супругов, опыт семейной жизни прародительской семьи, состояние нервно-психического и соматического здоровья супругов, социально-демографические характеристики.
2. Факторы риска, обусловленные историей создания семьи: условия знакомства; особенности предбрачного периода, мотивация брака, первичная совместимость супружеской пары.
3. Неблагоприятные условия функционирования семьи: неблагоприятные жилищные и материально-экономические условия, низкая эффективность ролевого поведения членов семьи, депривация значимых потребностей членов семьи, девиантное поведение супругов, высокая конфликтность, сексуальная дисгармония.
Развод – результат дестабилизации супружеских отношений, которому предшествует достаточно длительный процесс, в котором могут быть выделены стадии и периоды.
Концепция распада эмоциональных отношений Дж. Ли:
1. Осознание неудовлетворенности.
2. Выражение неудовлетворенности.
3. Переговоры.
4. Принятие решений.
5. Трансформация отношений.
Стивен Дак выделил 4 фазы распада эмоциональных отношений:
1. Интрапсихическая (внутренняя) У одного или обоих супругов появляется ощущение внутренней неудовлетворенности. Возможные исходы данной фазы:
· смириться с этим и на поверхности выражать удовольствие или никак не проявлять свою неудовлетворенность;
· решиться на то, чтобы высказывать партнеру свое неудовольствие.
2. Интерпсихическя (между супругами), или диадическая – партнеры обсуждают свои отношения. На этой фазе повышается самораскрытие, супруги пробуют экспериментировать. Это может длиться годами. Исход возможен также в двух вариантах:
· перестройка отношений – их стабилизация;
· принятие распада (если эксперимент закончился неудачно)
3. Социальная фаза – в процесс распада семьи вовлекаются другие люди (родственники, друзья), Факт распада должен стать «всеобщим достоянием», должен «санкционироваться другими». Окружение и перестает воспринимать супругов как пару. Исход этой фазы: прекращение социальных отношений, распад семьи.
4. Фаза отделки (как бы вновь интрапсихическая): бывшие супруги перерабатывают полученный опыт внутри себя и остаются со своими переживаниями, воспоминаниями. Исход этой фазы возможен в двух вариантах:
· примирение с ситуацией, с собой;
· извлечение позитивных моментов, уроков, приобретение личного опыта;
· произошедшее воспринимается как неудача, приписываемая себе. Это влечет за собой срывы, истерики, неврозы.
А. Маслоу предложил диалектическую модель процесса развода, которая включает в себя семь стадий и соотвтествующие им терапевтические методы помощи его участникам:
1. Эмоциональный развод. Уместна парная терапия или участие пары в групповой терапии.
2. Время размышлений отчаяние перед разводом. Возможна парная терапия, терапия в ситуации развода, или какой-либо вариант групповой терапии.
3. Юридический развод. На этом этапе в психологической помощи особенно нуждаются дети. Терапевтическое вмешательство может быть полезно как для всей семь, так и для каждого индивидуально.
4. Экономический развод Терапевтическое вмешательство может носить индивидуальный характер для взрослых и групповой для детей.
5. Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку.
6. Время самоисследования и возврат к равновесию после развода. Возможна индивидуальная терапия для взрослых и детей и групповая для одиноких.
7. Психологический развод. Возможны различные виды терапии.
Стратегии поведения в предразводной ситуации:
1. Воинственно- ненавидящая (вернуть супруга любой ценой).
2. Обострение любви – поиск каких-либо вариантов как удержать, привлечь партнера.
3. Принять реальность такой, какой она есть.
Постразводная ситуация
Характер реагирования на прекращение отношений зависит от самого события развода (его формы, глубины, длительности, количества вовлеченных участников), отношения к нему со стороны супругов, имеющихся в наличии ресурсов.
Окончание супружеских отношений – это непросто изменение семейного статуса человека, а изменение всего уклада его жизни – экономического, социального, сексуального. Депрессия, переживаемая супругом после развода, может быть боле тяжелой и долгой, чем после смерти супруга. Окружающие редко оказывают поддержку разведенному супругу. Развод порождает множество проблем, как осознаваемых (где жить? как жить?), так и неосознаваемых (глубина кризиса после распада супружеских отношений).
Социально-психологические последствия развода:
1. Снижение рождаемости;
2. Ухудшение условий семейного воспитания;
3. Снижение работоспособности человека;
4. Ухудшение показателей здоровья, увеличение заболеваемости и смертности (у разведенных в течении года после развода увеличивается риск заболеваний на 30%);
5. Рост алкоголизации;
6. Увеличение количества суицидальных исходов;
7. Увеличение риска психических заболваний.
Литература:
5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
6. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004
7. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007.
8. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002
Заполнить пробелы
1. Типовой причиной нарушения супружеских отношений является ……………. ……….. жены.
2. Умение понимать свои эмоции связана с развитием способности к..........
Верно или нет
3. Отрицательные эмоции появляются чаще всего, когда субъект располагает недостаточной информацией.
4. Чувство неполноценности делает человека неспособным преодолевать жизненные трудности.
Выбрать правильный ответ
5. Формирование семейного договора (распределение ролей) должно, учитывать:
а) состояние здоровья;
б) степень занятости на производстве;
в) интересы, склонности и умения каждого партнера;
г) все ответы верны.
6. Основные причины деструктивного характера разрешения противоречий
а) эгоцентризм;
б) блокировка удовлетворения базовых потребностей партнера;
в) снижение возможностей самоактуализации и уровня самоуважения партнера;
г) все ответы верны.
Половой диморфизм
Заполнить пробелы
1. В России самый большой в мире разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин, который составляет …………. ………. .
2. По-видимому, у женщин творческие потенции ……….., ……….. у мужчин.
Верно или нет
3. Многие женщины должны быть готовы к конфликту между большой потребностью в самоуважении и боязнью успеха.
4. Процент никогда не состоявших в браке в России выше среди мужчин.
Выбрать правильный ответ
5. Мужчины, если сравнивать их с женщинами:
а) не проходят те же фазы при половом акте;
б) тоже способны неоднократно испытывать до эякуляции оргазм;
в) становятся сексуально неактивными после 50 лет;
г) все ответы верны.
6. Только женщина (в отличие от самок животных)
а) знакома с оргазмом;
б) сексуальна активна на протяжении всего года;
в) может оставаться сексуально активной после прекращения менструации;
г) все ответы верны.
Тема: Основы семейного консультирования
Тема 1. Современная семья и типы нарушений в её развитии
Заполнить пробелы
1. Семейная терапия - особый вид................. , направленный на............. межличностных отношений и имеющий целью.................... эмоциональных расстройств в семье.
2. Под семейным диагнозом понимается типизация ……………….. ……………. с учетом индивидуально-личностных свойств................ семьи.
Верно или нет
3. Коэффициент разводимости в России увеличился за последние 20 лет.
4. У большинства брачных пар удовлетворенность браком растет вместе с увеличением его «стажа»: от первого года через время, когда рождаются дети и когда они растут, к периоду «пустого гнезда» и выходу на пенсию.
Выбрать правильный ответ
5. Базисные для семьи психологические составляющие: самооценка, коммуникации, семейная система, социальные связи выделены
а) К. Роджерсом;
б) В. Сатир;
в) 3. Фрейдом;
г) все ответы верны.
6. Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний обусловливается рядом обстоятельств:
а) ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности;
б) многосторонностью семейных отношений и их тесной взаимосвязью;
в) особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и травматизирующим;
г) все ответы верны.
Тема 2. Работа с семейными проблемами в семейном консультировании и терапии
Заполнить пробелы
1. Нарушения, связанные с тревогой, включают ……………… , …………… и ……………… расстройства.
2. Эффективное использование молчания, умение слушать, обучение с помощью вопросов, повторение (резюмирование), уточнение и отражение аффекта, конфронтация, проигрывание ролей, создание «живых скульптур», анализ
видеомагнитофонных записей относятся к....................
Наиболее часто применяемым в семейной психотерапии.
Определить тип защиты
3. Некая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время беременности она даже думать не хотела.
4. Агрессивность одной женщины по отношению к мужу выражается в том, что она непроизвольно прячет принадлежащие ему вещи.
Выбрать правильный ответ
5. Мысль, что «все, с кем ты контактируешь, непременно должны тебя любить»:
а) иррациональна;
б) лежит в основе многих неадекватных форм поведения;
в) базируется на фундаментальной потребности человека;
г) все ответы верны.
6. Часто в семейной терапии выделяются следующие этапы:
а) диагностический;
б) ликвидация семейного конфликта;
в) реконструктивный;
г) поддерживающий;
д) все ответы верны.
Редкий развод не вытекает из супружеского конфликта, возникающего по различным причинам. Конфликт - это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы).
Супружеский конфликт представляет собой достаточно сложное явление, охватывающее разные уровни взаимодействия супругов. Сам по себе конфликт не может оцениваться однозначно только как отрицательное явление в жизни в семье. Роль конфликта во многом определяется семейным микроклиматом, общим фоном общения, взаимной удовлетворённостью, степенью эмоциональной привязанности супругов.
Семейные конфликты подразделяются на конструктивные и деструктивные. При конструктивном конфликте в результате столкновения разных мнений, оценок возникает взаимоприемлемое решение вопроса, рождается ощущение удовлетворённости, снижается напряжение, раздражение. В случае деструктивного конфликта возникает недовольство исходом взаимодействия, которое обычно не связано с нахождением взаимоприемлемого решения проблемы, остаются ощущение неизбежности новых подобных столкновений, эмоциональное напряжение, раздражение, досада.
Существенное значение в возникновении конфликта имеют те ожидания, которые сформировались у людей к моменту вступления в брак по отношению к своей будущей семье, склонности, личностные особенности, специфика социокультурной среде их воспитания.
Специалисты по проблемам психологии семьи указывают на следующие сферы семейной жизни, чаще всего выступающие источниками супружеских конфликтов: 1) проблемы отношений с родственниками и друзьями; 2) вопросы, связанные с воспитанием детей; 3) проявление супругами стремления к автономии; 4) ситуации нарушения ролевых ожиданий; 5) ситуации рассогласования норм поведения; 6) проявление стремления к доминированию, власти; 7) проявление ревности; 8) расхождения в отношении к деньгам.
В исследовании О. Э. Зуськовой и В. П. Левкович (1987) были выявлены следующие источники конфликтов в супружеском взаимодействии:
1) Систематическое нарушение супругами этики семейного общения, низкая культура общения (невнимательность, грубость, сарказм и т. п.)
2) Недостаточная удовлетворённость потребности в защите «Я-концепции» в процессе супружеского взаимодействия. Устойчивость «Я-концепции» поддерживается, в частности, постоянством форм общения, ожидаемых со стороны социального окружения. Поддержка, взаимопонимание, эмоциональный комфорт способствует осознанию значимости и ценности своего «Я», сохранению собственного достоинства;
3) Расхождения в представлении супругов о распределении семейных ролей, об их выполнении. Особо остро конфликт может протекать из-за расхождения в представлении о семейном лидерстве;
4) Особенности взаимодействия, связанные со взаимной информированностью о различных сторонах жизни и личностных особенностях супругов. Нежелание супругов информировать друг друга о своих делах, намерениях, стремление к утаиванию каких-то сведений порождают подозрительность, взаимное недоверие, эмоциональное напряжение;
5) Конфликтность в семье связана с особенностями моральной мотивации супругов: чем выше уровень моральной мотивации супругов, тем ниже уровень конфликтности в семье. Мотивационная структура высшего типа характеризуется преобладанием у человека ориентации на самооценку как ведущего мотива поведения (вместо ориентации на оценку окружающих). Супруги с высоким уровнем моральной мотивации в значительной степени осознают себя субъектами собственной деятельности, руководствуются в своих действиях совестью, как главным регулятором поведения.
Стабильность брака зависит не только от удовлетворения материальных потребностей супругов, но и от удовлетворения эмоционально-психологических потребностей. Каждый из супругов должен удовлетворять свою потребность в положительных эмоциональных чувствах. Брак стабилен лишь в том случае, когда не один из супругов не испытывает чувства отчуждения и психического одиночества.
В качестве факторов, предотвращающих возникновение и развитие деструктивных конфликтов в брачно-семейных отношениях, прежде всего можно назвать повышение уровня коммуникативной компетентности супругов, связанное, в первую очередь, с изменением отношения к окружающему миру, к людям, к себе. Не менее важно и овладение супругами специальной системой практических приёмов бесконфликтного общения. Успешность семейных отношений во многом определяется также и сформированностью индивидуально стиля супружеского взаимодействия, включающего характер общения, способы контактов с окружающими, пути преодоления разногласий, психологический микроклимат семьи.
Исследователи семейных отношений пришли к выводу, что бескризисное развитие семьи невозможно, однако не все причины ведут к разрушению. К факторам, которые могут разрушить брак, относят:
1. Перегрузки и физическое истощение. В этом кроется серьёзная опасность. Особенно это касается тех молодых людей, которые только начали свою профессиональную или академическую карьеру. Опасно пытаться уделить внимание всему сразу: учиться в институте, работать полную рабочую неделю, воспитывать детей, обустраивать быт и заниматься бизнесом. Зачастую молодые пары так и поступают. Вследствие моральных и физических сил начинает недоставать. Ситуация наиболее чревата конфликтами в случае, если супруг занят на работе, а супруга посвящает себя воспитанию детей и ведению дома. Первоначально накапливаются обида и горечь, что в последствии ведёт к конфликтам.
2. Злоупотребление кредитом и ссоры по поводу денежных трат.
3. Эгоистичность.
4. Вмешательство родителей. Некоторые родители с трудом представляют, что их дети - взрослые, самостоятельные люди, и они, если живут поблизости, часто вмешиваются в жизнь молодых, подрывая их отношения.
5. Нереальные ожидания. Некоторые люди на пороге брака ожидают чего-то поистине необыкновенного: ничем не нарушаемой идиллии. Неизбежное разочарование - это эмоциональная ловушка.
6. Пьянство и наркотики. Они убивают не только браки, но и людей.
7. Всё, что как бы «незаконно» внедряется в отношения супругов, способно встать между супругами (например, ревность, низкая самооценка и др.).
8. Порнография, азартные игры, все дурные пристрастия вообще.
Кроме этого существуют следующие факторы:
· укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщин;
· либерализация взглядов на развод;
· освобождение от классовых, расовых и национальных предрассудков;
· рост продолжительности жизни;
· снижение влияния родителей на выбор супругов;
· неадекватная мотивация вступления в брак одного или обоих партнёров.
Процесс распада семьи начинается задолго до официального расторжения брака. Этот период получил название предразводной ситуации. Взаимоотношения в семье в этот период характеризуются высокой психологической напряжённостью и дисфункциональностью, которые могут сопровождать бывших супругов и их детей очень длительное время.
Шнейдер выделяет следующие основные причины разводов (в процентах к числу опрошенных людей разного возраста):
· материальные, бытовые проблемы - 55;
· пьянство одного из супругов - 39;
· ослабление ценности семьи для нынешнего поколения - 27;
· супружеская неверность - 19;
· психологическая несовместимость - 17;
· однообразие и скука семейной жизни - 12;
· новая любовь - 11;
· отсутствие детей - 7;
· другое - 2;
· затрудняюсь ответить - 6.
Важным условием исследования является принцип нетождественности мотивов развода его причинам. Чаще всего выделяются следующие мотивы разводов: отсутствие общих взглядов и интересов (в том числе и религиозные разногласия), несоответствие (несовместимость) характеров, нарушение супружеской верности, отсутствие или утрата чувства любви, любовь к другому, легкомысленное отношение к супружеским обязанностям, плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников), пьянство (алкоголизм) супруга, отсутствие нормальных жилищных условий, половая неудовлетворенность.
Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном брачном союзе.
На уровне обыденного сознания сложно оценить совокупность всех причин, приведших к разводу, внимание зачастую фиксируется на наиболее очевидных, таких как пьянство или нарушение супружеской неверности. Часто используемые мотивы дают возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохие жилищные условия). Бывшие супруги по-разному обосновывают решение расторгнуть брак. Мотив «нарушение супружеской неверности» выдвигают 51 % мужчин и только 28 % женщин, это подтверждает известное наблюдение о том, что мужчины резко отрицательно относятся к факту женской измены; 44,3 % женщин и только 10,6% мужчин объясняют развод «пьянством супруга».
Выбор направлений работы по предупреждению разводов напрямую зависит от причин, приводящих к этому явлению. Ведь именно искореняя причины и мотивы, разрушающие семью, мы можем говорить об укреплении брака.