Детский фольклор и его классификация учебно-методический материал на тему. Детский фольклор – исток сохранения русских народных традиций Картотека малых фольклорных жанров
Детский фольклор это специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий, родовой признак детского фольклора - соотнесение художественного текста с игрой. В 1860-х серьезное внимание на детский фольклор обратил К. Д.Ушинский; тогда же началось его систематическое собирание (сборники П.Бессонова, Е. А.Покровского, П.В.Шейна). В 1920-х новые тексты были опубликованы в сборнике О.И.Капицы и появился сам термин «детский фольклор», предложенный Г.С.Виноградовым. Наиболее полные антологии детского фольклора составили В.П.Аникин (Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество. Детство.) и А.Н.Мартынова (Детский поэтический фольклор.). В конце 19 - начале 20 века в детском фольклоре изучались и классифицировались по жанрам вербальные тексты, выявлялись сохранившиеся в них в трансформированном виде реликтовые элементы фольклора взрослых (например, архаичные ритуальные корни детских игр). В современной науке нем обозначились новые проблемные аспекты: внутренний мир развивающейся личности ребенка; детский фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе.
Детский фольклор - часть народной педагогики , его жанры основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Художественная форма специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре, психологически необходимой для детей. Детский фольклор исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети. Материнский фольклор составляют произведения, созданные взрослыми для маленьких детей (до 5-6 лет). Его основные жанры - колыбельные песни, пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки, небылицы-перевёртыши - побуждают ребенка ко сну или к бодрствованию (определенным движениям, игре), в них важна роль успокаивающего или бодрящего ритма. Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедшие к детям, и произведения, сочиненные самими детьми. Поэзию подвижных игр составляют жеребьевки, считалки, игровые приговорки и припевки. К поэзии словесных игр относятся заклички, приговорки, скороговорки, молчанки, голосянки. К детским словесным играм можно отнести исполнявшиеся в их среде сказки, загадки. В фольклоре современных детей широко распространен новый жанр - страшилки. Поведение ребенка в детском коллективе регулирует детская сатира: дразнилки, насмешки, уловки, мирилки, отговорки. Границу между материнским и собственно детским фольклором провести не всегда возможно, так как с 4-5 лет дети начинают подражать взрослым, повторяя игровые тексты. Детский фольклор использовали писатели (детская поэзия К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др.).
Фольклор используемый при проведении режимных моментов с детьми раннего возраста.
Материал подготовила: Воспитатель ГБДОУ № 57, Санкт-Петербурга, Колпинского района, Козлова Оксана Владимировна.Данный материал будет полезен воспитателям в работе с детьми раннего возраста. Также рекомендуется использовать в период адаптации детей к дошкольному учреждению.
При кормлении:
Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
Травка – муравка со дна поднялась.
Птица – синица за зерно взялась.
Зайка – за капусту,
Мышка – за корку,
Дети – за молочко.
При умывании:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Часто умываемся,
Детям улыбаемся.
При одевании:
Вот они, сапожки:
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Если дождик пойдёт,
Наденем голошки:
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Вот как хорошо!
Валенки – валенки,
Невелички – маленьки.
Опушка бобровая,
Мама чернобровая,
Завяжу потуже шарф,
Будем делать снежный шар.
Шар покачу, гулять хочу.
Во время причесывания:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосынки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка маму слушайся.
При укладывании спать:
Ходит сон по горе,
Носит дрёму в рукаве.
Всем детишкам продает,
Нашей Гале не дает.
Баю – бай, баю – бай,
Ты, собачка, не лай.
Велолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки.
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать,
Стала Маша засыпать.
Спи, усни, дитя Сереженька,
Все ласточки спят,
Все касаточки спят,
Нашему Сереженьке
Спать велят.
Баю, бай, баюшок,
Кладу Машу на пушок –
На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать.
Вот и люди спят,
Вот и звери спят!
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Утки – на муравушке.
Детки все по люлечкам,
Спят – поспят, всему миру
Спать велят.
Родионова Вера Анатольевна
Детский фольклор. Малые фольклорные формы
Малые жанры фольклора - это небольшие по объёму фольклорные произведения .
Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери фольклорные произведения . Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей. И активных исполнителей, эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклорам .
Игры - забавы с маленькими детьми. ("Сорока", "Ладушки", "Коза" и другие) Потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой . Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторять его действие. Повторяя вместе с взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений . Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора , доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.
Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу . В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями - играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.
Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.
Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т. д.) . Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т. д. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.
Колыбельные песни- песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их - размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.
Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора , на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Преобладающие темы - убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни. Это как бы приспособление к интересам ребенка; эта стилизация под детскость , между прочим, очень отчетливо сказывается и в языке (уменьшительные, ласкательные слова, детские словообразования ).
Баю-баюшки-баю
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Сашу не буди.
Вот и люди спят
Вот и звери спят
Птицы спят на веточках,
Лисы на горочках
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке.
Детки все по люлечкам.
Спят - поспят, всему миру спать велят.
А котики серые,
А хвостики белые,
По улицам бегали,
По улицам бегали,
Сон да дрему собирали
Вы коты, коты, коты,
У вас желтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.
Уж ты, котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Нашу Лидочку качать.
Я тебе ли то, коту.
За работу заплачу,
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога,
Белей папыньки
В обе лапыньки.
Баю-баюшки, баю
Мою милую лю-лю
В няньки я к себе взяла
Ветра, солнце и орла.
Улетел орел домой
Солнце скрылось под горой,
После ветер трех ночей
Вернулся к матушке своей.
Ветра спрашивала мать
Где изволил пропадать?
Волны на море гонял,
Золоты звезды считал?
Я на море волн не гонял,
Золотых звезд не считал
Малых деточек улюлюкивал !
Ой-люли-люди-люли
Прилетели журавли
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги
Они сели на ворота
А ворота скрип-скрип
Не будите мою Ладу
Она спит-спит.
Пестушка - происходит от русского слова «пестовать» , то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме , какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.
Большие ноги
Шли по дороге :
Топ, Топ, Топ,
Топ, Топ, Топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке :
Топ, Топ, Топ,
Топ, Топ, Топ.
Травка-муравка
Со сна поднялася.
Птица - синица
За зерно принялася,
Зайки - за капусту,
Мышки - за корку,
Ребятки за молоко.
Потягуси, потягуси,
Пролетали низко гуси,
Потягуси, потягушечки,
Перья мягкие в подушечке,
Эти перья-потягусеньки
Подарили гуси Дусеньке.
Вода текучая,
Под горою баня топится
Кошка моется, торопится.
Там стоят 19 котят,
Все помыться в баньке теплой хотят!
Уходи с дороги кот,
Наша Танечка идет.
Топ-топ, топ-топ
Наша Танечка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Вот какая Танечка.
Каждому свое :
Печке - полено,
Корове - сено,
Трава - теленку,
Вода - ягненку,
А тебе, сыночек,
Сахару кусочек.
Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
На кисоньку потягушечки
На деточку порастушечки.
Потешка - это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме : они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой - физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу. Самые известные из них : Ладушки,Сорока.
Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька)
Попили, поели, ш-у-у-у.
Шуууу! (Домой) Полетели!
На головку сели! ("Ладушки" запели)
Сорока, сорока!
Где была?
Печку топила,
Кашку варила,
На порог скакала -
Гостей созывала.
Гости прилетели,
На крылечко сели.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому не дала :
Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Печаку не топил,
Кашку не варил…
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая :
Ножками – топ-топ!
Глазками – хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает.
Большаку дрова рубить (большой палец) .
А тебе воды носить (указательный,
А тебе пёча топить (безымянный,
А малышке песни петь (мизинец)
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Заклички- один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, тепла и солнца, на зиму сетуют и жалуются.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила.
Радуга-дуга,
Перебей дождя –
Опять в ночь
Льет во всю мочь;
Перебей гром,
Не попал бы в дом.
Водичка водичка,
Умой мое личко!
Чтоб глазенки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода :
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Буря - Баба Яга,
Иди с моря на луга!
Там лук, чеснок,
Киселя горшок,
Каша масляная,
Ложка крашеная.
Ты поешь, посиди,
А на море не ходи!
Свет-светлячок,
Посвети в кулачок.
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога.
Ягода клюква,
Покажись крупна,
Да подснежная,
Да валежная.
Мы тебя искали,
По кочкам скакали.
Считалки- в детстве перед началом какой-либо игры, мы с вами рассчитывались. В этом нам помогали считалки. Считалки - это одна из форм жеребьевки , небольшой стишок, с помощью которой определяют ведущего. Считалка - это очень важный элемент, который помогает детям избежать ссоры и установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалок очень важен ритм.
Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
У сороконожки заболели ножки :
Десять ноют и гудят,
Пять хромают и болят.
Я маленькая девочка
Я в школу не хожу.
Купите мне сандалики -
Я замуж выхожу!
На золотом крыльце сидели :
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной -
Кто ты будешь такой?
Вышел немец из тумана
Вынул ножик из кармана
Буду резать, буду бить -
С кем останешься дружить?
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить -
Всё равно тебе водить!
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит :
Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее вон!
Фраза, построенная на сочетании звуков, которая затрудняет произношение слов. Скороговорки еще называют чистоговорками. Очень часто их используют для развития дикции и речи. Скороговорки бывают рифмованными и не рифмованными.
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
У четырех черепашек четыре черепашонка.
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
Роль загадок трудно переоценить. Загадки заставляют детей задуматься, поискать ассоциации. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожести черт :
«Висит груша - нельзя скушать» .
Загадка может представить собой и простое описание предмета, например,
«Два конца-два кольца, а посередине гвоздик» .
Загадка сочетает в себе черты и народной забавы, и испытание на смекалку, и сообразительность.
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
может плавать и нырять,
как его родная мать.
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.
На чужой спине едет,
на своей груз везёт.
«Полная горенка гусей да лебедей»
«Два моря, два горя на крутых
горах на дуге висят»
«Конь бежит - земля дрожит»
Крепка, звонка да отточена.
Кого поцелует, тот и с ног долой.
Дразнилки - это короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени.
Дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли именно из прозвищ и кличек. Позднее к прозвищам добавлялись рифмованные строчки, так и сформировались дразнилки . Сейчас дразнилка может не только связываться с именем, но и высмеивать какие-либо отрицательные черты характера : трусость, лень, жадность, заносчивость. Впрочем, сохранились и беспричинные дразнилки.
Ванька-встанька карапуз,
Надевай большой картуз.
Каравай съешь хлеба,
Вырастешь до неба!
Володя-Володей –
Полна шапка сухарей.
Сухари горячие,
Три копейки сдачи.
Лешка-лепешка,
Голова с лукошко,
Шапка колышком,
Ноги бревнышком.
Ленчик-пончик,
Съел батончик,
Поросенка и быка,
Выпил кринку молока,
Еще клеть поел хлебов,
Три корзины пирогов.
Наша Паша тоненька,
Как ярова соломинка.
А в лапотки обуется –
Как пузырь надуется.
Николай-басурай,
Полезай на сарай,
Там комарика дерут,
Тебе лапку дадут.
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
Чисти картошку,
Ешь понемножку.
Дуня-пышка
На улицу вышла,
На кочку села,
Комарика съела.
Переклички - это стихи, призванные подражать какому-нибудь явлению природы или животному.
Тебе поклон послали.
Какая Маша?
Свинья наша!
Ты пирог съел?
Нет, не я!
А вкусный был?
Тит, а Тит?
Иди молотить.
Брюхо болит.
Ходи кашу есть.
А где моя большая ложка?
Куды, Фома, едешь,
Куды погоняешь?
Сено косить.
На что тебе сено?
Коровок кормить.
На что тебе коровы?
Молоко доить.
На что тебе молоко?
Ребяток поить.
Скажи : двести.
Голова в, тесте!
-Что лучше : вишня или слива?
Пуговица лишня.
Я буду рассказывать, а ты говори : «И я тоже.»
Пошли мы в лес.
И я тоже.
Вырубили корыто,
И я тоже.
Налили помои.
И я тоже.
Свиньи стали ись.
И я тоже.
А ты разве свинья?
«Чей нос?» –
«Мокеев» . –
«Куда едешь?» –
«В Киев» . –
«Что везешь?» –
«Рожь» . –
«Что возьмешь?» –
«Грош» . –
«Что купишь?» – «Калач» . –
«С кем съешь?» – «Один (а) ». –
«Не ешь один! Не ешь один!»
Небылицы - это короткие песенки или стихи, в которых реальные связи явлений и предметов специально нарушены, смещены. В центре внимания небылицы - какая-нибудь невозможная ситуация, за которой, однако, сообразительный человек угадает правильное положение вещей.
Снег идет! Жара такая! Птицы с юга прилетают! Все вокруг белым-бело - Лето красное пришло!
Лошадь ехала с рогами, Плыл козёл по мостовой, Семимильными шагами Червячок шёл с бородой!
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун!
Ёжик крыльями махал И как бабочка порхал.
Заяц сидя на заборе, Громко-громко хохотал!
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился!
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвостик потеряла. Ваня в лес пошел, Лисий хвост нашел. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила,
Ваню хвост отдать просила.
Вы послушайте, ребята, Моей сказки небогатой
От конька-горбунка и медведя-плясунка : Уж как пестрая свинья на дубу гнездо свила,
Гнездо свила, детей вывела. Шестьдесят поросят по сучочкам сидят. Поросята визжат, полетать хотят, полетели, полетели! Уж как по небу медведь летит,
Медведь летит, головой вертит! А несет-то он коровушку, Черно-пеструю, белохвостую! А коровушка летит да хвостищем-то вертит, знай медведю мычит : - Давай вправо! Давай влево! А теперь вот напрямик!
К общим признакам поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. Поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения.
"Свинья под дубом"
"Не из храброго десятка"
"Ни пава, ни ворона"
"Свистать себе в кулак"
"Отправился к чёрту на кулички"
"Не лезет за словом в карман"
«Свалился как снег на голову» .
«Бить баклуши»
«Собака на сене»
"Когда рак на горе свистнет"
"После дождичка в четверг"
"Семь вёрст до небес и всё лесом"
ПОСЛОВИЦА – представляет собой логически законченную фразу или образное афористическое изречение.
«Не красна изба углами - красна пирогами»
«Чем богаты - тем и рады»
«Какова хозяйка - таков и стол»
«Смелый там найдет, где робкий потеряет.»
«Не поклоняясь до земли и грибка не поднимешь»
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Береги нос в большой мороз»
«Под крепкими ногами [дорожные] камни мягкие"
Рассмотрим различные жанры народного детского фольклора. Голосянки и молчанки для детей. Сечки для детей. Игровые приговоры. Приговоры-мирилки. Скороговорки для детей.
Голосянки и молчанки
Еще одну и, пожалуй, самую большую группу составляют игровые жанры детского фольклора. Часть из них перешла из взрослого фольклора в детский, часть родилась непосредственно в процессе игры, но сегодня все они от игры неотделимы и имеют прежде всего прикладное значение.
Молчанки и голосянки связаны, вероятно, с одноименными святочными играми. На святки в голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Участники игры должны были тянуть этот звук как можно дольше, а дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим.
Эге-гей! Ве-се-ле-е-е-е-е-е-ей!..
На дворе уж месяц май!
Ай-ай! Май-май!
Сеять в поле помогай, помогай!
Ай-ай! Май-май!
Ты тяни, тяни -
По-мо-ги-и-и-и-и-и-и!..
А кто не дотянет,
За бублички!
Тянем-тянем до черты,
У того, кто не дотянет,
Животы будут пусты-ы-ы-ы-ы-ы-ы!.
Дождик, лей, лей, лей,
Ты водицы не жалей,
Землю нашу поливай,
Будет славным урожай!
Молчанки для детей
Играя в молчанку, нужно было, наоборот, как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: валялся в снегу, обливался водой...
Позже молчанки и голосянки перешли в детский фольклор, с их помощью взрослые учили детей кричать и молчать. Голосянки (от «голосить» — говорить, орать, петь громко, кричать нараспев) считались даже полезным физическим упражнением — развивали легкие.
Мы бежим,
Бежим, бежим,
Добежали и молчим!
Кто начнет говорить,
Тому и водить!
Первый скажет и молчит,
А второй - всё говорит!
Кто нарушит наказ,
Съест лягушек целый таз!
Летели три утки,
Молчи три минутки!
Раз, два, три!
Ничего не говори.
Рты закрыты на крючок,
Кто проговорится, тому щелчок!
Говорилка, говори,
Язычок не оторви!
Прижми язычок,
Рот закрой на крючок!
Кто не сможет замолчать,
С тем не будем мы играть!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы с тобой играть
Не три ночи, а три дня.
Заколдуй, колдун, меня!
Колдуну - колдовать,
А тебе - молчать!
Ты рыбак, и я рыбак.
Ловись, рыбка! Ловись, рак!
Тихо! Тишина! Молчок!
Кто слово скажет - тот червячок!
Сечки
Один из самых редких и древних жанров детского фольклора — сечки. У сечек очень интересное происхождение: они связаны с процессом обучения счету. Первоначально люди считали при помощи пальцев, затем стали использовать небольшие предметы (горошины, палочки), а потом появился новый способ счета — нанесение зарубок, меток. Вот тут-то и возникли сечки. Это своеобразные словесные игры, которыми сопровождался процесс нанесения зарубок, или «сечек», — отсюда и название. Суть игры такова: кто-нибудь из детей бросает другим вызов — не считая, высечь определенное количество таких зарубок. Тот, кто знает решение, начинает декламировать стих, сопровождая чтение ритмичными ударами ножа по дереву. Единицами счета при этом становятся ритмические единицы, их количество строго зафиксировано в каждом таком стихе. Поэтому, если ребенок случайно не ошибется, у него получится требуемое количество меток. Таким образом, сечки — это пример своеобразной переходной формы счета, предметно-словесной. Они были не просто детской забавой, а способом обучения словесному счету. Но сейчас эта форма вытеснена другими педагогическими приемами, и сечки встречаются всё реже, а возможно, вскоре и вовсе выйдут из употребления.
15 "сечек"
секУ - секУ - сЕч-кУ
нА пустОм местЕч-кЕ,
чЕсть - пЕре-чЕсть -
пЯт-нАд-цАть - Есть!
16 "сечек"
секУ - секУ - сеЕч-кУ
нА моЮ дощЕч-кУ:
пЯть - пЯть - пЯть - пЯть -
тЫ шестнАдцать мОжешь взЯть!
17 "сечек"
секУ - секУ - сЕч-кУ
И держУ словЕч-кО
чЕсть - пЕре-чЕсть - вОт нА!
всЕ семнАдцать спОл-нА!
18 "сечек"
секУ - секУ - пЯт-кУ,
вЫсекУ - десЯт-кУ,
кО мнЕ пОдхо-дИ
вОсем-нАдцать зАбе-рИ!
19 "сечек"
секУ - секУ - сЕч-кУ
чИсту-Ю дощЕч-кУ,
стАну - сЕчь - пОка-жУ
пО-смОт-рИ!
дЕвят-нАдцать пОло-жУ!
20 "сечек"
секУ - секУ - дЕ-сЯть -
в нЕбе - крУглый мЕ-сЯц,
стАну сЕчь-вЫсе-кАть,
счЕсть - двАд-цАть - Есть!
20 "сечек"
секУ - секУ - сО-рОк,
вЫсе-кУ не скО-рО,
нАдо - пОста-рАть-сЯ,
дЕ-сЯть - дЕ-сЯть -
бУ-дЕт двАд-цАть!
22 "сечки"
пО-лЕно - зАсе-кУ,
пО крУ-гу прОбе-гУ,
смО-гУ - смО-гУ.
У всЕх нА видУ:
ВсЕ двАд-цАть двА
25 "сечек"
секУ - секУ - пЯточ-кУ,
крУглу-Ю десЯточ-кУ,
крУглу-Ю пятЕроч-кУ
зАсе-кУ на дОсоч-кЕ,
пЯть - пЯть - пЯть - пЯть,
вОт и всЕ двАдцать пЯть!
30 "сечек"
секУ - секУ - сЕч-кИ,
зАсе-кУ дощЕч-кИ,
дОсоч-кИ считА-Ю,
забОрчик зАсекА-Ю,
считА-Ю - считА-Ю
ворОтА - до крА-Я,
тУк-тУк - трИд-цАть знА-Ю!
Игровые приговоры
Если считалки открывали детские игры, то игровые приговоры сопровождали другие стадии или события игры.
Например, если в игре кто-то обманывал, ему можно адресовать следующие стишки.
Рыба-рыба-колбаса,
Печеная картошка!
Будешь враки говорить -
Не получишь ложку!
Левая - не правая,
Не всегда ты правая!
Ты не можешь правой быть,
Всегда правду говорить!
Слушай, слушай, а не ври,
Только правду говори!
Не берем в игру врунов,
будешь знать - закон таков!
А это - приговоры, запрещающие менять решение:
Телега - не сани,
Переигрывать не станем!
Первое слово - уговор,
А второе - только спор!
Слово первое держать - испытание,
На второе поменять - наказание!
Первое слово - золотое,
А серебряное - второе!
Первого слова
Будь всегда достоин -
Оно, запомни,
Дорогого стоит!
Первое решение -
Наше соглашение!
Коль захочешь поменять,
Не возьмем с собой играть!
Приговоры - мирилки
Как и считалки, приговоры организуют процесс игры, регулируют все ее моменты. На случай ссоры придуманы приговоры-мирилки.
Раз поссорился - мирись,
Больше с другом не дерись!
Дай мне руку, дай мне пять -
Будем вместе мы опять!
Мирись, мирись!
Не ругайся, не дерись!
Мизинчик, мизинчик,
Пойдем в магазинчик,
Купим конфетки,
Чтоб не ругались детки!
Чтоб мириться пять на пять,
Нужно руки крепко сжать.
Пять на пять! Пять на пять!
Мы друзья с тобой опять!
Детки, помиритесь!
Больше не дразнитесь,
Не деритесь, не ругайтесь,
На друзей не обзывайтесь!
И тогда на белом свете
Дружно будут жить все дети!
Мирись, мирись!
Улыбайся, не дерись!
Руку дай! Мирись, мирись!
Больше с другом не дерись!
Дружбе - да! Драке - нет!
Это наш с тобой завет!
Эй, мирись, мирись, мирись!
Ну-ка, пальчик, покажись!
Помириться помоги,
Друга, пальчик, обними!
Вы, мизинчики, - друзья,
И ругаться вам нельзя!
Мы дрались и обзывались,
Обижались и ругались,
Но решили помириться,
Нам не трудно извиниться!
Руку дай, мирись, мирись,
Друг, прости и улыбнись!
Пальчик, пальчик - выручай,
Помирить нас обещай!
Мизинчик с мизинчиком, обнимитесь!
Девочки с мальчиками, помиритесь!
Скороговорки
Бытуют в детском фольклоре и собственно словесные игры, например, скороговорки — словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. В скороговорке сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет ее произнесение и делает ее незаменимым упражнением для развития речи. Как правило, скороговорка обыгрывает один или несколько звуков, она целиком построена на аллитерации, так рождается ее неповторимый звуковой облик. В. И. Даль дает такое определение скороговорки: это «род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения, например: "В один, Клим, клин колоти. У быка тупы губы, бык тупогуб. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком" и пр.».
Шла мышка, нашла шишку,
высушила, вышелушила, скушала!
Поговорка, поговорка
Поселилась у Егорки,
У Егорки на задворках
Поселилась поговорка!
Мыла Мила мылом пол,
Половину не домыла,
Мила мыло уронила,
И вторую половину
Мила вымыла без мыла!
Паренек-хлебопек
Пек в печке пирог.
Смотри, смотри! Часы мои
Идут вот так: тик-так, тик-так!
Зародишь Ь такт: тик-так, тик-так,
И так: тик-так! И так: тик-так!
Волк-волчище
Наточил зубищи,
В роще рыщет,
Пищу ищет!
Водица, водица
Пригодится напиться,
Умыться, политься
Девицам на лица!
Говорилку говорил Гавриил,
Выговор выговаривал, выговорил!
Д.Ф. как разновидность устного словесного искусства сохранил в себе отголоски, реалии жизни многих поколений людей.
Собирание и научное исследование началось поздно в 60-е гг. XIXв.(Бессонов-1ый публикатор; Шейн - осуществил научное издание большого кол-ва текстов; Виноградов и?….-внесли огромный влад)
1970- мельников «Русский детский фольклор Сибири».
В XX возрастное деление детского фольклора.
XX-XXI - серьезный интерес как к детскому фольклору вообще.
Большую роль играет:
Коммуникативная деятельность. Имеет свою среду обитания, пед. Направленность, психофизиологическое.
Расширение фольклорного поля, новые методологические принципы, касающиеся самого понятия «фольклор», достижения современной отечественной и мировой науки о детстве (Г.С. Виноградов, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин, Маргарет Мид, Жан Пиаже, Э. Эриксон, М.В. Осорина и др.) внесло свои коррективы в представление об объеме, содержании и границах категории «детский фольклор». Сегодня детский фольклор - обширная, специфическая, многосоставная область народного творчества, включающая в себя классический детский фольклор (это прежде всего «поэзия пестования», т.е. произведения, создававшиеся и исполнявшиеся взрослыми, фольклорные тексты, носители которых дети дошкольного возраста) и школьный фольклор в его устных и письменных формах, в том числе и речевые образования, вошедшие в детскую традицию.
Современное осмысление категории «детский фольклор» требует осознания его специфики, для выявления которой недостаточно рассмотрение детского фольклора лишь в русле народной традиции и народной педагогики. Для этого необходимо равноценное внимание к обоим словам (а за ними явлениям) понятия «детский фольклор».
Несомненно, детский фольклор - прежде всего фольклор, он принадлежит культуре традиции, в основе которой типологическая преемственность и типологическая повторяемость. Детский фольклор не может рассматриваться вне общей теории фольклора, теории жанров, генезиса и мифологии, исторической поэтики.
Вместе с тем в детском фольклоре, если говорить о нем в контексте народной традиции, есть свои особенности. Детский фольклор не знает сказителя в общепринятом фольклористикой смысле слова. Фольклорное знание, включающее не только исполнение текста, но и той ситуации, в которой он воспроизводится, определяется не особенностями памяти ребенка, а его игровой активностью. Именно в игровых формах поведения отражается опыт многих предшествующих поколений, соединяющийся с творчеством конкретного ребенка.
Детский фольклор не знает моножанров, требующих особой эпической памяти.
Изучение исполнительства в детском фольклоре в свете теории информации привело С.Лойтер к выводу об особенностях контактной связи, когда сам факт произнесения текста совершается не в обстановке исполнитель/слушатель, а в разнообразных формах игровой активности детей, повторяющих из поколения в поколение одни и те же формы творчества. В атмосфере живого, естественного общения детей каждый акт исполнения, произнесения текста благодаря «подхватыванию» (термин В.Е. Гусева), включенности в игру становится актом воспроизведения и передачи, когда возникает обратная связь. И тогда на основе традиционной модели происходит рождение=исполнение или воссоздание текста. Так специфически обнаруживают себя в детском фольклоре отдельные закономерности фольклорного творчества.
В постановке и подходах к проблеме специфики плодотворной и важной представляется получившая развитие в последние годы концепция о детях как субэтносе. Дети как самостоятельный субэтнос в рамках различных этносов мира оказываются носителями, хранителями и создателями своей субкультуры, которая определяется прежде всего наличием своей «картины мира». Детский фольклор, являющийся языком детской субкультуры, служит важнейшим средством формирования, сохранения и трансляции картины мира.
Тем самым важнейшим контекстом функционирования детского фольклора является детство как особый социокультурный феномен. Протяженность во времени, динамизм и интенсивность в развитии ребенка позволяют исследователям говорить о полистадиальности детства, выделяя три «эпохи» (Д.Б. Эльконин), три «этапа, периода» (М.И. Лисина, Филипп Арьес), три «фазы» (Э. Эриксон). Плодотворность такого дифференциального изучения дает возможность проследить, как происходит процесс развития ребенка, его мышления, речи, как складывается система его представлений, какие психологические константы, эмоциональные и «культурные» переживания предметов доминируют в разное время детства. И это имеет прямое отношение к обусловленности смены одних специфически возрастных форм фольклора другими, к процессу формирования и бытования жанров, которые принадлежат только детскому фольклору.
Самый ранний младенческий, «дофонемный» (Л.П. Якубинский) период жизни ребенка связан с бытованием колыбельной песни - одного из главных слагаемых поэзии пестования. Колыбельные песни, как и другие произведения лирики материнства, уже на досознательной (для ребенка) стадии выполняют очень важную задачу включения его в процесс «культурации», врастания в культуру. И оно происходит с помощью таких художественных форм, которые соответствуют психологическим особенностям каждого возрастного этапа детства.
«Доречевая фаза», «доречевая стадия» (Л.С. Выготский) младенчества - это период «фонетического монизма» (Л.П. Якубинский), время гуления и лепета, время повторений - «эхолалий» (Ж. Пиаже), которым принадлежит роль простой игры. Эти закономерности детского мышления и речи отражают такие первичные материнские жанры детского фольклора, как потешки, пестушки и прибаутки с их разнообразными ономатопеическими сочетаниями.
К концу третьего, на четвертом году жизни, когда ребенок овладевает речью, усваивая грамматический строй языка, все больше стирается грань между детской речью и стихами, из детского лепета происходят стихи, наступает период, когда «стихи - норма человеческой речи» (К.Чуковский). Это и начало того периода детства, который отличается особым проявлением воображения, «когда фантазия наиболее развита» (Л.С. Выготский). Именно в это время активно бытует собственно детский фольклор, творимый, исполняемый, передаваемый самими детьми. Он оказывается формой коллективного творчества, закрепленного и реализованного в целой системе устойчивых текстов, которые передаются из поколения к поколению детей и имеют важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности.
В сложившейся системе жанров детского фольклора то, что является продуктом творчества самих детей, - это большой пласт текстов. Их создал ребенок-художник, ребенок-стихо/языкотворец. Но еще большее место в собственно детском фольклоре занимают тексты, которые использованы детьми в более или менее измененном виде из фольклора взрослых. Из их традиционной культуры дети усвоили, адаптировали, сделали «своим» то, что наиболее соответствовало их запросам, возрастным интересам и особенностям, «их исканиям высокой радости». Они не просто механически использовали готовое, а трансформировали, преобразили его, внеся игровое начало. Отобранное из фольклора взрослых, ассимилированное детьми проходило длительную шлифовку, кристаллизацию формы, подчиняясь генетически заложенному в детях чувству ритма, речевой одаренности, потребности в игре и словотворчестве.
Характерный, конституирующий контекст функционирования детского фольклора - игра. Игровой характер, игровая природа - основополагающий его признак. Ребенок изначально - «человек играющий». Поэтому представляется искусственным деление на игровой и потешный. Семантически это одно и то же: играть, по Далю, «забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы». Как явление игрового речевого поведения детей, игровое словотворчество рассматривается детский сатирический фольклор.
Нередки случаи, когда литература становится источником для детского фольклора. Это обусловлено особенностями функционирования детского фольклора, когда носитель фольклора является одновременно читателем/слушателем литературных текстов. Многочисленны примеры фольклоризации литературы, когда части стихотворения или отдельные строчки известных детских поэтов превращаются в считалку или песенку-переделку. В самом процессе бытования происходит некое «перетекание» фольклора в литературу и наоборот.
Таким образом, специфика детского фольклора рассмотрена в свете: а) народной традиционной культуры, б) культуры детства, в) народной педагогики и материнской школы, г) современной теории детства, д) детской психологии как специфической области психологического знания, е) общей теории детской речи и речевого поведения, ж) «стихового периода» в жизни ребенка, з) теории общения и коммуникативного поведения, и) теории игры как одного из универсальных понятий антропологии, истории и культуры; к) в «зеркале» детской, а также автобиографической, мемуарной и дневниковой литературы. Совершенно очевидно, что изучение специфики детского фольклора сопряжено с вовлечением в орбиту исследования новых объектов, которые выводят его (детский фольклор) из сферы только традиционной культуры и народной педагогики. Коннотация термина, обусловленная принадлежностью детству, проясняет природу явления, имеющего междисциплинарный характер.
Подобно тому, как детский фольклор не просто фольклор, но - и это главное - детский, детская литература не просто литература, но детская литература. Их типологическую общность обусловливают релевантные, только им присущие свойства, объясняемые принадлежностью к одному психо-социо-культурному феномену - детству.
В отличие от детского фольклора, специфика которого изучалась недостаточно, исследование специфики детской литературы имеет свою немалую историю. В нашем обосновании специфика детской литературы «прочитывается» не только в рамках литературоведения (как искусство слова) и педагогики, но и в широких взаимосвязях с антропологией, психологией, теорией детской речи, культурологией.
Концептуализация, методологически новое обоснование специфики детского фольклора и детской литературы как родственных явлений междисциплинарной природы в главных контекстах их функционирования - предмет специального изучения в работах С.М. Лойтер.
Одна из важных тем исследования - детская мифология, мифологическая составляющая детской субкультуры. Изучение ритуально-мифологического генезиса детской поэтической классики позволило проследить, как формировалась поэтика детского фольклора как игровая по преимуществу. Поиски «начал», прототекста вопросо-ответной структуры детского фольклора осуществлены на материале прибаутки «Коза, коза, лубяные глаза» (в ее многовариантности) и имеют целью обосновать самоопределение игровой формы как итог длительных трансформаций, эволюции и «десемантизации», которые претерпел текст, прежде чем стать детской забавой. Как сделалось образом то, что «прежде было делом веры, знания», как формировалась одна из главных фигур поэтики - олицетворение, имеющая своим основанием типично мифологическое детское мышление с его «наивным очеловечиванием» и «всеобщей персонализацией», прослеживается при рассмотрении мифопоэтических мотивов вода, дождь в детской пестушке и закличке, обращенной к дождю. Изучение кумулятивной формы с ее многоразличными и многовариантными видами повторов свидетельствует, как обряд и миф, сохранившись лишь на глоттогенетическом уровне, определил стиль, структуру и тропику сложившегося игрового текста, стал первоисточником его поэтической образности. Акустический образ, акустическая характеристика как один из компонентов общей картины мира в детском фольклоре - это его звукоречь, которая впервые оказывается предметом изучения. Выделенные четыре группы словозвуков (ономатопы, междометные слова, заумь и тайный язык) позволяют проследить эволюционную древность этого образного слоя, свидетельствуют о присутствии мифа в качестве существенного элемента поэтического языка. Разновидности звукоречи исследуются не только как явления поэтики детского фольклора в рамках того или иного жанра, но и как явления его специфики, обусловленные психологическими особенностями развития детского мышления и речи.
Интерпретация ритуально-мифологического генезиса игровой поэтики детского фольклора обозначила тот архетипический слой, который явился арсеналом, истоком поэтической образности и изобразительности, предопределив первоэлементы поэтики детского авторского стиха. Детская поэзия в ее собственной форме, детская поэзия как отдельная область искусства и поэзии, как особый вид лирики, в котором специфика детской литературы проявляется с наибольшей полнотой и выраженностью, - самостоятельная тема в работах С.М. Лойтер. Автор утверждает, что именно с ХХ века, времени проникновения детского фольклора в книгу, детская поэзия стала пространством укоренения, воскрешения и обновления разнообразных форм фольклора в индивидуальном творчестве. Детская поэзия обрела свой голос, свой репертуар, свои ключевые экзистенциальные темы, свою предметную изобразительность, свою «графику» и ритмику, свой «формальный образ стиха», свой язык, которым говорят уже несколько поколений поэтов. Почти одновременно с поэтами, начавшими свой путь с «хождения в детвору», к детской поэзии обращаются писатели-фольклористы (О.И. Капица, Н.П. Колпакова, Т.Маврина), создавшие свою литературную поэзию пестования.
Основные принципы поэтики детского стиха исследуются не на уровне идиостиля, а на уровне системы с унаследованными и укорененными универсалиями поэтики. Они и дают основание говорить о детской поэзии как специфической области искусства и поэзии, в частности. Необходимо оговорить, что многие приемы поэтики характерны и репрезентируют во «взрослой» лирике, но в детском стихе они существуют в своем концентрированном, «сгущенном» виде.
Одним из наиболее продуктивных жанров детского фольклора, воспринятым литературным творчеством и сохранившимся в том же жанровом качестве в детской поэзии, является традиционная колыбельная песня. Многочисленны примеры усвоения поэтики праматери, обновленные и обогащенные индивидуальным видением. Тот же тип фольклорно-литературного взаимодействия - включение в жанровый ряд детской поэзии таких фольклорных жанров, как считалка, загадка, скороговорка, небылица. Более распространенным является иной тип фольклорной рецепции - усвоение, использование одного плана поэтики некоторых жанров в детской поэзии. Наиболее показательный пример - ритм считалки, ставший доминирующим свойством детского стиха.
С.М. Лойтер обозначены универсалии поэтики детского стиха, восходящие к детскому фольклору и дополняющие известные «Заповеди» К. Чуковского. Прежде всего они касаются одной из отличительных особенностей детского стиха - его словаря, преобладающими лексемами которого оказываются субстантивы, обладающие признаками конкретности. Словарь детских стихов - его универсуум, а это мир предметов, больших и «малых» вещей, которые поэтизируются, освобождаясь от статичности и косности, злободневности и грузности, вовлекаясь в атмосферу стремительных движений и действий. Словотворчество и игра словом, местоименная поэтика, отражающая эгоцентризм детской речи и выраженная «эгоцентрическими словами», особая функция указательного местоимения «это», диалогичность и вопросо-ответная форма, особая ритмическая организация и интонационная структура, звукообразы - эти основополагающие принципы детского стиха раскрываются и интерпретируются на большом художественном материале.
Иной синхронный характер взаимодействия детского фольклора и детской литературы, рассматриваемых С.М. Лойтер как два сообщающиеся сосуда с особым «механизмом» взаимосвязи, прослеживается при изучении современной детской мифологии (об одном из жанров - детских мифологических рассказах - речь шла выше).
Детский фольклор - это древнее искусство и следы его древности можно обнаружить в некоторых жанрах. Большинство жанров ДФ не знают угасания и активно бытуют в среде современных детей. Собирание и исследование ДФ в Россииначалось поздно: в 60е годы 19 века. Среди тех, кто одним из первых обратился к детскому фольклору, следует отметить П.А.Бессонова и П.В. Шейна. Шейн не только выделил ДФ в самостоятельный раздел, но и попробовал классифицировать его.
Интерес в ДФ не всегда был активным. Начиная с 30х и до 70х годов 20 века почти не появлялось значительных исследований. И только в 1970 вышла работа М.Н. Мельникова «Русский детский фольклор Сибири».
В последней трети 20 века стало ярко выраженным возрастное деление детского фольклора. В его массиве автономно выделился школьный фольклор.
Под термином ДФ обычно понимается самостоятельное детское творчество, произведения традиционной культуры взрослых, усвоенные детьми, творчество взрослых для детей.
Детский фольклор - специфическая область народного искусства. Его содержание, жанровый состав, выбор художественных средств и образов определяются детским мировосприятием. Функционирование ДФ тесно связано с игрой. Игра-действие помогают ребенку познавать мир. Игра словом, звуком, удачно найденным образом развивают речевую культуру ребенка. Большую роль фольклор играет в коммуникативной деятельности детей. ДФ имеет свою среду обитания (взрослый - ребенок, разновозрастные группы детей, группа детей сверстников). Г.С.Виноградов отметил педагогическую направленность детского фольклора. ДФ оказывает психофизическое воздействие на ребенка: вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, развивает речь, учит преодолевать страх. ДФ имеет специфический жанровый состав, соответствующий особенностям восприятия и развития ребенка. Для детей дошкольного возраста важными являются колыбельные песни, пестушки, потешки, считалки, дразнилки. Сами дети не являются носителями большого количества фольклорных жанров - ни объем памяти ребенка, ни подвижность детских интересов не способствует этому.
детский фольклор колыбельная песня