Методика Монтессори: особенности изготовления развивающих материалов своими руками. Дидактические игры по методике монтессори детям Инструкция по созданию монтессори материалов
В методике развития ребенка Марии Монтессори много внимания уделяется обучению малыша самостоятельности. Самостоятельности в отрывании и закрывании замков, дверей, застегивании пуговиц, шнуровке обуви и так далее. В центрах, работающих по методике Монтессори, есть разнообразные пособия по отработке этих навыков. Такие пособия можно приобрести в магазинах, а можно сделать самостоятельно. В этом нет ничего сложного, у нас с мужем получилось.
Для начала немного о досках Монтессори. Чаще всего пособия представляют собой доски, висящие на стенах, к которым прикреплены различные предметы: крючки, щеколды, счеты, приспособления для шнуровки, фонарики, выключатели и тому подобная бытовая мелочевка. Замечали, с каким удовольствием малыш нажимает на выключатель в ванной или на кнопку стиральной машины? Дайте ему «легальную» возможность нажимать на кнопки, открывать замки без вашего присмотра.
Отработка таких бытовых навыков, как шнуровка или отстегивание пуговиц, развивает мелкую моторику ребенка, а значит стимулирует его умственное развитие.
Доски можно делать разного размера и назначения. Делая пособие, ориентируйтесь на возраст ребенка. К примеру, доску, которую мы с мужем делали на годовщину дочке, мы уже хотим переделать. Валюша наигралась и почти не подходит к доске.
Мы хотим добавить некоторые новые элементы, чтобы у нее снова появился интерес. Например, я заметила, что дочка с удовольствием застегивает-отстегивает липучки на обуви, значит, нужно добавить «липучести» на доске. Еще в планах сделать так, чтобы игра с выключателем была не пустой, а при нажатии на него загоралась лампочка. Значит, мужу придется поработать с электрикой и спрятать провода.
Как сделать такую доску?
1. Для начала определитесь с местом, где эта доска будет висеть. В игровом уголке? Или, может быть, вы выделите место на кухне, чтобы ребенок был под присмотром, а у вас освободилось время для спокойной готовки обеда? Или место найдется только на стене в коридоре? У нас дома доска висит в комнате рядом с игрушками дочки.
2. Купите в строительном магазине доску, при необходимости обработайте ее, чтобы избежать заноз. Мы поступили иначе - нашли на даче столешницу старого стола и отпилили половину. Столешница была в непонятных разводах, поэтому мы обклеили ее специальной бумагой.
3. Не обязательно тратить много денег в строительном магазине. Для начала поройтесь в шкафах, у вас обязательно найдутся отрезы тканей (для создания игрушек из текстиля, ковриков для осязания), пуговицы, крупные замки-молнии, старые щеколды, крючки, выключатели. Для своей доски мы купили только бумагу для обклеивания, фонарик-выключатель (такие обычно продаются для стенных шкафов и кладовок), рамку для фотографии. Все остальное - поскребли по сусекам.
4. Творите! Мы провели несколько вечеров с мужем, тасуя на доске элементы. По прошествии времени стало понятно, что некоторые элементы (у нас это счеты, которые занимают довольно много места) не заинтересовали ребенка. Но чем хороши такие доски - при желании вы можете изменять их, добавлять или убирать элементы.
5. Обратите внимание на безопасность крепления элементов. Например, мы не знали, как лучше обезопасить ребенка от порезов об магнитную доску (доска вырезана из задней крышки системного блока старого компьютера). Острые края в итоге спрятали в рамку для фотографий, купленную в ИКЕА. На магнитную доску ребенок вешает магнитики, как обычные, так и тематические (например, подборка магнитов «овощи-фрукты»).
6. Надежно прикрепите доску к стене.
А теперь о главном «косяке»: Валюша почти не играла с доской. Как-то очень быстро остыла к ней, несмотря на все мои усилия использовать доску в играх. Видимо нам действительно нужно многое изменить в доске, потому что я и сама не слишком довольна первоначальным результатом: слишком пестрая, мало элементов, много неиспользуемого пространства.
Но время, которое мы потратили с мужем на изготовление доски, я вспоминаю с любовью. Мы хотим и к следующему дню рождения ребенка приготовить ей подарок, сделанный своими руками. Надеюсь, в нашем доме поселится новая традиция.
Говоря о создании развивающей среды дома, нельзя обойтись без примеров, поэтому сегодня я поделюсь с вами тем, как можно создавать материалы Монтессори своими руками для детской комнаты избегая существенных затрат.
Ребенок должен расти в подготовленной среде дома
Я заинтересовалась методикой Марии Монтессори очень давно, прочитав в ее работах о том, что ребенок с момента рождения стремится к самостоятельности, а взрослый выступает в роли помощника в «подготовленной среде» дома.
Что такое «подготовленная среда»? Это окружение ребенка подходящими ему предметами и игрушками, мебелью и посудой. И самое важное для многих родителей это то, что можно создавать все материалы Монтессори своими руками.
Разнообразие материалов и форм для использования
Когда родился мой сын, я серьезно подошла к вопросу его развития. Оборудовала детскую в соответствии с ведущими методиками раннего развития.
Но когда ребенок пополз, а потом пошел, я стала отмечать потерю интереса к заранее выверенным и профессионально созданным материалам и карточкам. Тогда я снова вспомнила о Монтесори. Оказывается, чтобы создать развивающую среду в доме совсем не обязательно тратить уйму денег. Достаточно навести ревизию в своих шкафах, на кухне, среди старой одежды.
Создание познавательной среды своими руками
Сегодня, оглядываясь на свой прошлый опыт изготовления материалов Монтессори своими руками, я могу посоветовать начинать с самого простого: с рамок – вкладышей Монтессори.
Делаются они легко, из подручного материала. Цветную бумагу делим на квадраты 10:1, и наклеиваем ее на плотный картон, когда клей основательно высохнет, с помощью канцелярского ножа вырезаем в полученных квадратах геометрические фигуры. Хорошенько зашкуриваем края, чтобы ребенку было удобно сопоставлять фигуры с выкройкой в квадрате.
Другой, простой развивающий предмет интерьера, который можно сделать самостоятельно: доска для шнуровки . Для этого в плотном картоне проделывают два отверстия, пропускают через них шнурок и на обратной стороне аккуратно приклеивают шнуровочную петлю к картону. Дальше на поверхности картона закрепляем шнуровочные петли, зашнуровываем длинный ряд, завязываем бант.
А такое чудо называется геометрик и его легко можно сделать из дощечки и канцелярских кнопок, создавая квадраты одинакового размера, но разного цвета. А затем используя резиночки для волос, канцелярские резинки или резиновые нити, ребенок может создавать всевозможные геометрические фигуры, изучать цвета и развивать комбинаторные способности.
В платяном шкафу обязательно найдется парочка вещей, которые уже не носятся, но выкинуть их еще жалко. Это отличный материал для сенсорного коврика . Разноцветные пуговицы из шкатулки прабабушки, нитки мулине с набора для вышивки – вот и предметы для создания разнообразных материалов монтессори своими руками.
С помощью все того же картона, цветной бумаги и обыкновенных прищепок для белья можно сделать Солнышко-тренажер цвета.
С помощью круп и капроновых колготок – змейку для знакомства и изучения состава числа, параллельно развивая тактильные способности ребенка.
Такую змейку можно сделать в течение пары часов! Для этого вам понадобится горсть гороха, гречки, фасоли, риса и шершавый полиэтиленовый пакет. Отрезаем от колготок отрезок нужной длины и начинаем формировать змейку, насыпая крупу в носок. Каждый вид бобов или крупы хорошенько отделяем от остального узлом, в последнем звене змейки вшиваем скомканный пакет, чтобы при ощупывание наш ребенок наравне с математическими умениями развивал слух и мелкую моторику.
В свое время мне очень понравилась идея с расписными матрешками из старых пластиковых бутылок. У бутылки срезается горлышко и хорошенько заклеивается старой материей (ситец или бязь отлично подойдут).
Затем вся бутылка основательно покрывается водоэмульсионной белой краской и откладывается до полного высыхания. Когда заготовка высохнет, с помощью акриловых красок рисуется лицо и одежда «матрешки». Я немного переделала технологию под себя, а именно заключительную разрисовку матрешки мы делали вместе с сыном.
Видя, как сложно сыну дается запоминать, а в последствии различать времена года, мы сделали с ним такой календарь : в центре глобус, вокруг него разноцветные стрелки (лучики); весна – три зеленые стрелки, лето – три красные, осень – три желтые, зима – три синие; а к каждую стрелочку дополняли фотографиями, сделанными в это время года, в этот месяц. Идею этого календаря я впервые увидела в японском мультсериале, а затем нашла его фото в интернете.
Но самой интересной и познавательной игрой для нас сыном стало создание стенда «Рождение Книги» .
Мой сын с раннего детства любит сочинять и придумывать, и по пути в детский сад я становилась слушателем необычайных историй. И вот однажды, наш папа предложил создать книгу. И не просто записать рассказ на бумагу, а именно проработать героев, вылепить их жилища. Написать синопсис, нарисовать характеры персонажей. И все это соединить в один большой стенд, назвав его «Рождение книги». Мне эта идея понравилась еще и тем, что я знала о сборке такой литературы коллективными усилиями, а вот индивидуальная работа этого плана мне была в новинку.
Вывод
В общем, при создании развивающей среды по методике Марии Монтессори, использовать можно практически все, что плохо лежит и будоражит ваше с ребенком воображение. Важно помнить о том, что все в детской должно соответствовать возрасту ребенка и, конечно, создавать материалы Монтессори своими руками, следуя за полетом творческой мысли!
Игрушки служат не просто развлечением и утешением маленького ребенка — это инструмент познания мира. Малыши до года во время игр активно тренируют органы чувств, подготавливаясь к полноценному взаимодействию с внешним миром. Сначала младенец изучает окружающий мир с помощью органов зрения и слуха, затем осваивает тактильные ощущения, а через определенное время учится владеть своим телом и ходить. Что такое игрушки Монтессори, и как они помогают в развитии малышей?
Развивающие игрушки и пособия Монтессори пользуются любовью у самых маленьких деток и их родителей. С помощью понятного и доступного материала ребенок упорядочивает свои знания о мире, учится основным навыкам взаимодействия с предметами и объектами. Все дидактические материалы — деревянные, и отличаются экологической безопасностью.
Занятия по системе Монтессори происходят в игровой форме и не навязывают малышу свои представления о чем-либо. Метод Монтессори основан на раскрытии собственного творческого потенциала малютки и активизирует его с помощью создания благоприятствующей среды. Взрослый лишь помогает реализовать ребенку свой потенциал через игрушки, но не вмешивается в самостоятельное освоение этого мира посредством развивающих игр.
С помощью развивающих игрушек малыши учатся:
- распознавать цветовые оттенки;
- различать форму предметов;
- познавать цифры и буквы;
- развивать логическое мышление;
- фантазировать и развивать воображение.
Так как одним из основных методов познания мира у самых маленьких является сенсорика, деревянные игрушки и пособия Монтессори направлены на развитие тактильных ощущений. В магазинах можно приобрести различные игровые развивающие игры Монтессори, но вполне возможно сделать все своими руками в домашних условиях из подручных материалов.
Рамка
Деревянные или картонные рамки-вкладыши Монтессори являются пособием для развития чувства формы и размера. Ребенок учится классифицировать предметы по цвету, содержанию и виду. Например, малыш обучается ориентации на плоскости, подбирая соответствующего размера рамки для предметов.
Методика Монтессори предполагает использование самых разнообразных по назначению рамок, с помощью которых малыш:
- познает основы логического мышления;
- учится раскрашивать картинки, не выходя за рамки;
- пытается распознавать и классифицировать предметы по видам (лисички, опята — грибы).
Как сделать рамки-вкладыши Монтессори в домашних условиях? Для этого потребуется лист ватмана, коробочка из-под конфет и цветная бумага. Сначала нужно сделать заготовку для рамки — вырезать прямоугольник. Затем на данном прямоугольнике необходимо нарисовать различные геометрические фигурки.
После этого следует аккуратно вырезать фигуры и наклеить на них разноцветную бумагу (по форме фигуры). Чтобы фигуры не выпадали из основы, с оборотной стороны картона наклеивают ватман. Развивающая задача — найти для каждой фигуры свое место в рамке.
Другим вариантом вкладыша может быть рамка с кармашком. Для этого необходимо взять рамку для фотографий или обычные деревянные пяльцы для вышивания дома. На рамку или деревянные пяльцы натягивается ткань, к которой пришиты пуговицы или молния. Задача — расстегнуть пуговицы (молнию) и положить в кармашек какой-либо предмет или карточки. Можно задачу изменить: достать из кармашка картинки, карточки или предмет.
Пирамидка из подушек
Игрушки-пирамидки Монтессори своими руками помогают различать цветовую гамму и величину предмета, а также совершенствуют тактильные ощущения. Внутренность подушечек можно
набивать различным содержимым — от синтепона до крупы. Метод хорошо развивает мелкую моторику и способствует формированию речевых навыков.
Чтобы сделать игрушки-подушки дома, не обязательно обладать навыками швеи. Сделайте из лоскуточков ткани заготовки для подушечек разной величины, сшейте из них мешочки и набейте разным содержимым:
- синтепоном;
- ватой;
- различной крупой;
- шуршащей слюдой.
Методика предполагает развитие навыка формирования пирамиды из подушек. Чтобы малыш смог правильно подобрать цвета, одна из сторон подушки должна быть одинакового оттенка со стороной другой подушки-игрушки. Цель — сложить пирамидку из подушек, сочетая одинаковые цвета.
Чтобы малыш хорошо справился с задачей, нужно шить подушечки, постепенно уменьшая размеры. В основании пирамидки должна быть самая большая подушка, далее выкладываются подушечки по мере уменьшения их размера. Чтобы подушечки не падали во время построения пирамидки, к ним пришивается липкая лента по центру (вверху — мягкие части липучки, внизу — жесткие). Пирамидка Монтессори своими руками готова.
Геометрическая плоскость
Данная развивающая методика формирует пространственное мышление у малыша после года. Цель пособия — создавать разные геометрические фигуры с помощью канцелярских резинок. Конечно, крохе до года будет тяжело справиться с данным упражнением — надеть на колышки резинку — однако, малыши более старшего возраста смогут справиться с поставленной задачей и проектировать различные предметы на доске (домик с крышей, машинку и т. д).
Как создать Монтессори материалы своими руками? Возьмите дома любой старый журнал, самоклеящуюся пленку и кнопки с наконечником из пластмассы. Обклейте обложку журнала пленкой и воткните кнопки на равном расстоянии. У вас получилась доска для развития навыков пространственного мышления.
Как используется доска? На кнопки сверху надевается канцелярская резинка, с помощью которой можно формировать геометрические фигуры различной формы. Малыш сначала должен представить фигуру, а потом обозначить ее с помощью надетой на кнопочки канцелярской резинки.
Одной из сложных для малюток задач является шнуровка обуви. Конечно, можно покупать обувь на липучках, однако, навык шнурования необходимо отработать. Из фанеры или плотного картона необходимо вырезать доску-заготовку в форме бабочки и проколоть отверстия, в которые можно вдевать шнурок. Можно сделать деревянные заготовки для шнурования.
Строим розовую башню
Методика направлена на развитие у крохи после года навыка работы с предметами большой и малой формы. Розовая башня состоит из десяти кубиков разного размера. Деревянные кубики нужно сложить в форме башни от основания (самый большой кубик) к вершине (самый маленький). Метод Башня обучает координации движений, умению упорядочивать предметы и гармонично располагать их в пространстве. Со временем розовая башня может принимать разные пространственные (архитектурные) формы.
Усложненный вариант: розовая башня строится на ощупь, с закрытыми глазками. Важный момент — ребенок учится восприятию форм различной величины. Сначала делается акцент на контрасте: самый большой и самый маленький кубик. Затем задача усложняется — между самым большим и самым маленьким кубиком располагаются кубики не очень большие и не очень маленькие.
Так словарный запас малыша пополняется новыми словами: не очень большой, не очень маленький, меньше, больше. Малыш выстраивает логическую цепочку: самый большой, меньше, маленький, самый маленький. Данный метод формирует навык сравнительного анализа на основе различия предметов разных объемов и форм.
Золотые бусины
Дидактический метод Золотая Бусина используется для ознакомления малыша с десятичной системой исчисления. Помимо освоения математических знаний игрушки-бусины совершенствуют мелкую моторику, а значит, и речевые навыки малыша. Методика Золотая Бусина рекомендуется к использованию, когда малышу исполнится 4 года.
Принцип данной системы состоит в следующем:
- одна золотая бусина — единица;
- стержень из бусин — десятки;
- квадрат из бусин — сотня;
- десять квадратов — тысяча.
В набор входят деревянные подносы, на которые выкладывают обучающий материал. Ребенок учится отличать единицы от десятков и сотен не только по количеству бусин (одна золотая бусина, десять бусин), но и по форме конструкции: квадрат, стержень. Абстрактное понятие счета приобретает конкретную форму, которую можно потрогать ручками. С помощью игры Золотая Бусина малыш легко усваивает счет и азы математической науки.
Домашнее обучение
Создать Монтессори материалы своими руками не сложно, важно — правильно применить их дома. Для этого следует создать развивающую среду (среду Монтессори):
- располагать игрушки дома в доступном для крохи месте;
- создать дома все условия для отработки основных хозяйственных навыков малыша — стирка кукольного белья в тазике, мытье кукольной посудки и т. д;
- создать дома зоны тематического развития: практическая отработка навыков, сенсорное развитие, языковая зона развития и т. д;
- предоставить малышу право выбора необходимой для него игры или игрушки;
- учить убирать игровые материалы на место (следить за порядком дома).
Малюткам до года нужно предлагать шуршащие, звенящие предметы — баночки, мешочки, коробочки с крышкой. Важно познакомить малыша с предметами-трансформерами, чтобы он смог его видоизменять.
Малыши после года любят возиться с сыпучими предметами (крупа, мука, горох) и льющейся водой. В этот период можно работать с пластилином, рисовать пальчиковыми красками.
Дети после двух лет склонны к конструированию, изменению пространства своими руками. Можно разрезать карточки и картинки, а потом собирать их вместе (типа пазла).
Анастасия Михайловна Федорова
Монтессори -материалы дороги и не всегда доступны. Поэтому в своей работе я стала использовать игры сделанные своими руками . Они доступны и в домашних условиях. Детям очень нравится играть с яркими материалами, узнавать новое применение для них.
Вот несколько игр, представляю вашему вниманию.
Для координации движений была придумана игра с нитками. В работе задействованы сразу две руки.
Планшет для закручивания пластмассовых крышек. Вариантов игры с ним очень много .
Очень полезны «Бассейны для пальчиков» - упражнения с сыпучими материалами, различными крупами развивающие точные движения рук – пересыпание камушков, песка, крупы, перебирание смеси разных круп, нащупывание в мелкой крупе более крупных предметов , игрушек, узнавание предметов на ощупь «Определи на ощупь» , «Найди такой же» , «Найди столько же» и т. д.
Игры с проталкиванием , изготовленные из баночки из-под шампуня и цветных макарон, развивают точность движений рук. Основное условие - работаем двумя руками .
Публикации по теме:
Дидактические игры с прищепками своими руками.
Хочу познакомить Вас с имеющимся у нас наглядным и дидактическим материалом, изготовленным совместно с детьми и родителями. Дидактические.
Дидактическая игра "Лото" Цели:Совершенствование знания чисел в пределах 20,обозначение их цифрами; развитие внимания,памяти. Ход игры:В.
В старшем дошкольном возрасте у детей возникает потребность во взаимодействии и общении со сверстниками. Детям свойственны наблюдательность,.
Согласно ФГОС ДО у детей должны формироваться предпосылки к возникновению универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать.
В нашем детском саду прошел семинар - практикум для педагогов всех возрастных групп по методике М. Монтессори. В начале педагогам было предложено.
О системе раннего развития Марии Монтессори сегодня наслышаны многие родители. Главный принцип методики - свобода выбора и самостоятельность ребёнка на пути его адаптации к окружающему миру. Достигаются эти цели в основном посредством создания для малыша специально подготовленной среды, наполненной множеством разнообразных материалов для игр и другой активности. Принципам системы Монтессори подчиняется всё - начиная от обстановки в комнате, где проживает ребёнок, до игрушек и предметов обихода. Созданные в соответствии с методикой вещи стоят в магазине немалых денег. Но изготовить большинство из них самостоятельно своими руками, значительно сократив растраты, родителям вполне под силу.
Материалы для самых маленьких - мобили Монтессори
Система Монтессори предполагает окружение малыша игровым материалом, соответствующим его возрастным возможностям. Так, специально разработанный дизайн первых игрушек каждого младенца - мобилей - позволяет задействовать и развивать визуальное наблюдение и концентрирование внимания на предметах.
Классический набор мобилей Монтессори включает в себя 4 модели.
- Мобиль Мунари - чёрно-белый - предназначен для самого раннего возраста (от 2–3 недель с момента появления на свет).
- Мобиль из разноцветных октаэдров - восьмигранников - подходит для малышей старше 1,5 месяцев.
- Мобиль Гобби, состоящий из подвешенных шаров, занимает ребёнка 2–3-месячного возраста.
- Мобиль «Танцующие человечки» - система из лёгких, переливающихся на свету фигурок - идеален для детей от 3–4 месяцев.
Особенность мобилей Монтессори состоит в незамысловатой форме элементов, отсутствии их интенсивного движения, простых и чётких цветах. Каждый из классических вариантов игрушки разработан в соответствии с возрастными возможностями малыша и позволяет ему развивать те навыки, которые необходимы в конкретный период взросления.
Мобиль Мунари для малыша своими руками
В возрасте нескольких недель от роду ребёнок ещё не в состоянии фокусировать зрение, однако вполне может различать контрастные оттенки, чёткие формы, его привлекает движение. Каждая деталь мобиля Мунари разработана в соответствии с особенностями восприятия малышом окружающего мира в этом возрасте, поэтому очень важно при его создании соблюсти верные пропорции.
Для создания первого мобиля (без учёта базовой конструкции для крепления игрушки) понадобится:
- прозрачный шар (пластиковый);
- прочная нить;
- чёрная и белая плотная бумага;
- три деревянных палочки (в диаметре около полусантиметра);
- краска чёрная и белая;
- клей;
- ножницы;
- инструмент для обрезки деревянных палочек.
В расчётах размера фигур и расстояний между ними отталкиваться следует от диаметра выбранного шара. Формула вычисления используемых при создании мобиля величин такова:
В = А+1/3 радиуса А, где А - это диаметр шара.
Рассчитав размеры и расстояния между элементами, изготовить мобиль Мунари достаточно просто.
- Первым делом обрезаются до нужной длины и раскрашиваются палочки - одна белая, одна чёрная и одна полосатая (от самой длиной до самой короткой).
- Затем из бумаги вырезаются фигуры, и на них в соответствии со схемой наклеивается контрастный рисунок.
- На последнем этапе отмеряется длина нитей, затем конструкция собирается путём подвешивания элементов в определённом схемой порядке.
Схемы для создания мобиля Мунари - фотогалерея
Длина палочек рассчитывается пропорционально диаметру прозрачного шара Расстояния между элементами мобиля должны быть чётко выверены Размеры фигур высчитываются с использованием формулы Мобиль включает в себя три палочки разной длины и расцветки Следует помнить, что рисунок на некоторых фигурах отличается по лицевой и изнаночной стороне
Как сделать мобиль Мунари своими руками - видео
Мобиль из октаэдров - инструкция по созданию своими руками
Мобиль из трёх разноцветных объёмных восьмигранников предлагают малышу с полуторамесячного возраста. Изготовить его очень просто, при этом совсем не тяжело разнообразить игрушку, периодически меняя октаэдры на такие же фигуры другого цвета и размера, сделанные из матовой, глянцевой или голографической бумаги.
Следует помнить, что тяжелее всего маленькие дети воспринимают синий цвет, а легче всего - жёлтый.
Для изготовления мобиля понадобится:
- плотная бумага разных цветов и фактур;
- клей;
- клейкая лента (скотч);
- прочная нить;
- деревянная планка для подвешивания фигур длиной около 25–30 см.
Порядок действий.
- Перевести схему восьмигранника на бумагу, вырезать, сложить.
- Отмерить нить, закрепить её внутри октаэдра при помощи скотча.
- Склеить восьмигранник.
- Подвесить фигуры на разной высоте за планку.
- Закрепить планку на базовой конструкции мобиля.
Мобиль из восьмигранников в действии - видео
Мобиль Гобби - мир оттенков и глубина пространства для маленького исследователя
Мобиль Гобби предлагают малышам 2–3 месяцев - они уже способны различать оттенки и воспринимать глубину пространства.
Мобиль Гобби представляет собой пять шаров разных оттенков одного цвета, подвешенных по восходящей линии в соответствии с плавным переходом одного оттенка в другой
Для изготовления Гобби потребуется:
- 5 одинаковых лёгких шаров (например, из пластика);
- нить мулине (предназначенная для вышивания) пяти оттенков одного цвета;
- иголка;
- ножницы;
- клейкая лента (скотч);
- деревянная планка для подвешивания шариков длиной около 25–30 см.
Порядок изготовления мобиля Гобби.
- При помощи иглы делаем в шарике сквозное отверстие.
- Вводим заправленную в иглу нить мулине в отверстие, закрепляем кончик нити при помощи скотча.
- Обматываем нитью всю внешнюю поверхность шара путём введения иглы с нитью в одном направлении в отверстие множество раз.
- Когда шар готов оставляем длинный свободный конец нити для подвешивания.
- Аналогично обматываем все 5 шаров.
- Подвешиваем шары за свободный конец нити к планке в соответствии со схемой.
- Закрепляем готовый мобиль на базовой конструкции.
Шарики для мобиля Гобби можно сделать любым другим удобным способом, например, обвязать основу крючком или изготовить в технике валяния.
Процесс создания мобиля Гобби - фотогалерея
За основу можно взять шарик для пинг-понга Нить должна полностью покрывать внешнюю поверхность шара без «проплешин» Необходимо изготовить пять шариков разных оттенков
Мобиль Гобби своими руками - видео
Мобиль «Танцующие человечки» - завораживающее движение
Мобиль «Танцующие человечки» предназначен для детей от 4 месяцев. Активное движение и переливы света привлекут внимание ребёнка в таком возрасте. Кроме того, он сам будет раскачивать игрушку, махая ручками.
Для создания мобиля понадобится:
- голографическая бумага;
- обычная бумага для шаблонов;
- фольга;
- крупные и достаточно тяжёлые бусины;
- ножницы;
- клей;
- прочная нить;
- планки (три штуки) для подвешивания элементов.
Порядок изготовления мобиля.
- Рисуем на обычной бумаге шаблон человечка (для каждого отдельного элемента можно сделать отдельный уникальный шаблон) из трёх частей: кружок (голова) и два полумесяца (руки и ноги).
- Вырезаем шаблон и переводим на голографическую бумагу. Необходимо сделать по две детали из каждого элемента шаблона для того, чтобы человечек получился двухсторонним.
- Вырезаем и склеиваем детали, пропуская между двумя половинками нить. Оставляем снизу свободный конец нити.
- Привязываем к нижнему концу нити бусину и обкладываем её фольгой.
- Человечков подвешиваем по обоим концам каждой из двух палочек, а их, в свою очередь, крепим за центральную часть к третьей палочке.
Как сделать мобиль Монтессори «Танцующие человечки» своими руками - видео
Крепление мобиля
Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, следует тщательно продумать её базовую конструкцию и способ крепления. Сложности на данном этапе могут возникнуть в связи с тем, что методика Монтессори подразумевает отказ от классической детской кроватки с высокими бортиками и «решёткой», за которые обычно и цепляют стандартные мобили.
Мобиль по Монтессори располагается над зоной активности ребёнка - это может быть матрас, разложенный на полу, плотный коврик т. д. В классическом варианте обустройства Монтессори-среды его подвешивают к потолку на вмонтированный там крючок. Однако в этом вопросе круг вариантов решения проблемы ограничивается лишь фантазией родителей. Можно закрепить игрушку на стене или при помощи опорной конструкции установить на полу .
В качестве базовой конструкции для мобиля Монтессори удобно использовать основу от обычных мобилей, убрав все ненужные элементы (игрушки, подвески и прочее).
Мобиль можно закрепить как за стену, так и подвесить на опорную конструкцию. Всё зависит от особенностей расположения и обустройства конкретной зоны активности малыша
Подвешивая мобиль, следует помнить о соблюдении двух правил его расположения:
- расстояние до глаз малыша должно колебаться в пределах 20–30 см;
- сам мобиль лучше сдвинуть немного в сторону ног - не стоит вешать его прямо над головой.
Монтессори-среда дома для ребёнка от года до трёх лет: принципы, зонирование
Вся методика воспитания ребёнка по Монтессори основана на формировании родителями вокруг крохи специального пространства, где он мог бы самостоятельно (с минимальной сторонней помощью) гармонично развиваться. Так как основное место пребывания малыша до трёх лет - это родительский дом, акцент в этом возрасте делается на преобразовании домашней обстановки согласно принципам системы.
Безусловно, идеальное поле для обустройства среды Монтессори - отдельная детская комната. Однако, зная и умея правильно применить принципы рассматриваемой методики, родители вполне могут создать нужную среду для гармоничного развития ребёнка даже в однокомнатной квартире. И этому есть множество практических примеров.
Основные принципы организации пространства по Монтессори
Основные принципы организации пространства для гармоничного развития личности ребёнка по Монтессори таковы.
- Стремление к использованию экологичных материалов, гармония в интерьере, преобладание пастельных тонов.
- Безопасность среды для малыша, который будет использовать пространство и предметы преимущественно самостоятельно и по собственному усмотрению.
- Соответствие размера мебели и других предметов интерьера возрасту ребёнка, и в то же время - максимальная их приближённость по функциональности к аналогичным взрослым вещам.
- Доступность всего игрового материала для крохи, удобство пользования.
- Соблюдение баланса: игрушек по количеству не должно быть слишком много или мало.
- Чёткое зонирование пространства.
- Соответствие созданной среды поставленным задачам развития ребёнка.
Зонирование пространства
Зонированию подлежит не только пространство детской. Отдельные уголки должны быть выделены малышу и в других общих комнатах: прихожей, ванной, на кухне. Они оборудуются таким образом, чтобы ребёнок мог самостоятельно выполнять функции по самообслуживанию (переодеванию в верхнюю одежду, умыванию, приёму пищи) или помогать взрослым (например, в приготовлении еды, уборке).
Основные зоны для малыша от года до трёх в детской комнате можно представить в следующем виде.
- Зона сна - кроватка.
- Игровая зона - коврик или матрас, рядом с которым расположены стеллажи с игровым материалом.
- Зона для занятий - столик и стульчик по росту ребёнка, стеллаж с материалами для творчества и обучения.
- Зона переодевания и ухода за собой - шкаф с доступными малышу полками, на которых лежит несколько комплектов одежды, стульчик, зеркало.
- Зона уборки - подобранные по росту и возрасту инструменты для уборки (тряпочки, швабра, веник, ведро - всё, как у мамы).
- Зона ванны и туалета (в соответствующих комнатах). В ванной для крохи должно висеть своё полотенце на удобном ему уровне, располагаться полочка со средствами для ежедневного туалета, стульчик или ступенька для того, чтобы он с удобством мог пользоваться рукомойником. В туалете должен стоять горшок малыша, в свободном доступе должна находиться туалетная бумага и другие необходимые предметы.
- Зона прихожей (находится в общей прихожей) - крючок или вешалка с верхней одеждой, полочка с обувью, расположенные в доступном для малыша месте, стульчик.
- Зона готовки и приёма пищи (как правило, на кухне) - отдельное место, приспособленное для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно сесть и подкрепиться, отельная (нижняя) полка с посудой малыша и другим предметами для сервировки стола и помощи маме в приготовлении еды.
Примеры зонирования пространства по методике Монтессори - фотогалерея
В зоне сна располагается только кровать Игровая зона занимает, как правило, самую значительную часть пространства комнаты, однако она должна быть визуально ограничена Зона переодевания - маленький шкаф или несколько полок, доступных малышу. Много одежды туда помещать не стоит, но порядок должен быть идеальный Учебная зона - столик и стульчик для занятий В зоне для уборки у малыша должны иметься собственные инструменты (пусть и простейшие) Зона ванной оборудуется, как правило, в общей ванной, но может быть и столик для умывания, расположенный в детской Туалет малыша включает в себя горшок и другие необходимые предметы Зона прихожей может включать маленькую вешалку для верхней одежды ребёнка, удобное место для того, чтобы обуться и т. д На кухне у ребёнка должен быть свой столик для приёма пищи и её приготовления Ребёнку дают настоящую (в том числе и бьющуюся) посуду
Детская кровать и другие элементы пространства по Монтессори своими руками
Кровать в соответствии с методикой Марии Монтессори - это просто матрас без бортиков, лесенок и прочих элементов. Высота спального места должна быть такой, чтобы ребёнок не был ограничен его пределами, мог спокойно залазить и слазить с неё, даже если он ещё не умеет ходить. Если говорить о конкретных размерах, то их можно представить следующим образом:
- высота матрасика колеблется от 10 до 20 см, или до середины голени малыша;
- ширина и длина спального места выбираются в зависимости от площади, которая отведена для этих целей, но кровать не должна быть маленькой для того, чтобы ребёнок мог спокойно переворачиваться во сне без опасности упасть.
Вокруг кровати по всему её свободному периметру, следует постелить мягкий ковёр.
Методика Монтессори не выдвигает особых требований к материалам, из которых должно быть изготовлено спальное место малыша. Тем не менее преимущественно используются натуральные материалы - хлопковая обивка, наполнитель из гречневой шелухи, кокосового волокна и т. д.
Как видно, каждая зона Монтессори-пространства - это объект, создаваемый и комплектуемый родителями самостоятельно на основании их представлений о тех бытовых моментах, которые доступны ребёнку в его возрасте, и собственной фантазии. Взрослые вовсе не обязаны строго следовать какому-то определённому списку зон и перечню предметов, располагать уголки для малыша в соответствии с придуманной кем-то схемой. Включив воображение, очень легко из имеющихся в наличии материалов и детской мебели соорудить, например, столик для стирки белья и мытья посуды, другие интересные игровые и в то даже время имеющие огромное практическое значение зоны.
Уголок для стирки белья и мытья посуды может быть скомплектован из обычного небольшого журнального столика, накрытого клеёнкой, и набора пластиковой посуды (тазик, кувшин и т. д.)
Большую часть игрового материала, используемого в соответствии с системой Монтессори, можно сделать своими руками из подручных предметов и вещей, ведь практически все эти игры в той или иной степени имитируют действия взрослых, производимые в быту ежедневно. Для создания игрушек пригодится всё от старых тканей и пуговиц до замков, задвижек и сломанного телефона.
Настенные модули: можно ли сделать своими руками?
Настенные модули по Монтессори - кладезь полезных идей для родителей, которые хотят изготовить развивающую игрушку собственными руками. Безусловно, деревянные модели промышленного производства в точности повторить сможет лишь профессионал. Однако, подключив немного фантазии, воссоздать заложенный в них принцип может каждая мама в обычной городской квартире. А уж ребёнок такую вещь, без сомнения, оценит по достоинству.
Настенные модули Монтессори - это группа элементов развивающего оборудования. Они представляют собой деревянные панели, закрепляемые на стене, и содержащие различного рода конструкции, выполняя требуемые действия с которыми ребёнок в игровой форме развивает определённый навык.
Модуль для прогона шаров своими руками
Модуль для прогона шаров - устройство из закреплённых в определённом порядке направляющих, по которым свободно сверху вниз скатывается шарик. Поначалу малыш просто будет следить за ним, затем попытается его ловить, а потом научится запускать самостоятельно.
Такой модуль будет интересен ребёнку начиная с 11-месячного возраста.
Воссоздать игру в домашних условиях можно несколькими способами, и самый простой из них - сделать направляющие из трубочек от бумажных полотенец. Для изготовления игрушки понадобятся:
- картонные трубки от бумажных полотенец;
- краски и кисть;
- клей;
- ножницы;
- основа для крепления модуля (вполне подойдёт и крышка от большой картонной коробки);
- крупные бусины (можно взять деревянные);
- корзина для сбора шариков внизу (можно использовать половинку капсулы от «Киндер-сюрприза», если шарики небольшие).
- Обрезаем и окрашиваем трубки - направляющие (можно вырезать в них желобки на концах, а можно и вовсе разрезать каждую трубку вдоль пополам).
- Приклеиваем направляющие к основе таким образом, чтобы катящийся шарик попадал из одной в другую (каждая деталь должна иметь уклон, чтобы шарик свободно по ней катился).
- Под нижним концом самой последней направляющей закрепляем корзину для сбора шариков.
- Закрепляем панель в вертикальном положении на стене или в другом удобном месте.
Для изготовления более крупного модуля берётся лист фанеры, а направляющие делаются из строительных уголков. По ним можно катать шарик от пинг-понга или шарикового дезодоранта.
Создание настенного модуля для прогона шаров из картонных трубок - фотогалерея
Для создания модуля прежде всего следует приготовить картонные основы от катушек бумажных полотенец В концах направляющих можно вырезать желобки для того чтобы было лучше видно движение шарика на смене траектории Направляющие можно окрасить в разные яркие цвета Направляющие закрепляются «зигзагом», угол наклона должен быть не слишком маленьким, но и не слишком большим, чтобы шарик спускался не очень быстро
Модуль с зубчатыми колёсами
Модуль с зубчатыми колёсами представляет собой две шестерёнки, крутя за ручку одну из которых ребёнок учится видеть причинно-следственную взаимосвязь. Кроме того, такая игрушка развивает вращательное движение руки в вертикальной плоскости. Она подойдёт детям от 1 года.
Воссоздать модуль с шестерёнками в домашних условиях можно из картона. Для изготовления понадобится:
- бумага, карандаш и линейка для чертежа;
- плотный картон;
- ножницы;
- клей;
- основа для модуля (можно взять крышку от картонной коробки);
- деревянные или пластиковые цилиндры для изготовления фиксированной основы шестерёнки и ручек.
Последовательность изготовления.
- Чертим схему шестерёнок, зубчики проще всего сделать треугольными. Их размер и форма должны совпадать у обеих деталей - это обязательное условие для того, чтобы система работала. Центр фигуры рисуется в соответствии с подобранной основой, на которую она будет крепиться.
- Вырезаем из картона переведённые по схеме шестерёнки - лучше сделать несколько слоёв и склеить их между собой.
- Закрепляем цилиндры-основы на панели при помощи клея, насаживаем на них шестерёнки (перед сборкой необходимо примерить детали и разметить места склеивания).
- Закрепляем на одной или обеих шестерёнках ручку для вращения.
Шестерёнки своими руками - фотогалерея
Шестерёнки необходимо предварительно расчертить на бумаге Если шестерёнки склеить из нескольких слоёв картона, они получаются достаточно плотными и толстыми Пример модуля с шестерёнками, сделанный своими руками
Модуль с замочками и задвижками
В классическом варианте доска с запорами и задвижками представляет собой панель с шестью маленькими дверцами, каждая из которых закрывается замком определённого вида (шпингалет, цепочка, ключик и т. д.). Предназначен такой модуль для развития мелкой моторики детей от полуторагодовалого возраста.
Безусловно, изготовить нечто подобное в домашних условиях под силу только папе или дедушке, с чем многие из них успешно справляются. Исполнение этой игрушки среди родителей очень разнообразно. Иногда в модуле совмещают сразу несколько идей Монтессори (шестерёнки, замочки, лабиринты, шнуровка и пр.). Варианты комбинирования и их воплощение можно найти на просторах всемирной сети под названием «Бизиборд».
Развивающие доски или бизиборды - фотогалерея
Пример бизиборда с разными элементами Монтессори Бизиборд совмещает в себе сразу несколько элементов или идей Монтессори-методики Модуль с замками и задвижками развивает мелкую моторику ребёнка
Пример модуля, созданного своими руками - видео
Игровые панели Монтессори
Игровые панели Монтессори представляют собой более мобильные, нежели модули конструкции. Придумано огромное количество таких развивающих материалов, некоторые из которых описаны ниже.
Шнуровка и панель для вышивания своими руками
Классический пример Монтессори-панелей - шнуровки. Изготовить своими руками простейшую шнуровку достаточно легко.
Пример шнуровки - фотогалерея
Игры-шнуровки представляют собой деревянные панели различной формы с дырочками для продевания шнурка Панели для вышивки имеют большее количество равномерно расположенных отверстий, нежели шнуровки
Шнуровка в виде сыра с дырочками - объёмная деревянная игрушка
Для изготовления шнуровки или вышивки из фанеры понадобится:
- фанера;
- ножовка по дереву;
- шуруповёрт;
- карандаш и линейка;
- наждачная бумага;
- шнурки или ленты.
Последовательность изготовления панели.
- Размечаем на фанере заготовки панелей. Вырезаем их при помощи ножовки.
- Отмечаем карандашом и сверлим шуруповёртом отверстия в полученных фигурах.
- Затираем наждачной бумагой края панелей и отверстий, сглаживаем шероховатости.
Изготовление шнуровки - фотогалерея
Из строительных инструментов для изготовления игрушки понадобятся шуруповёрт и ножовка по дереву Сначала необходимо разметить фигуры на фанере Фигуры вырезают ножовкой Шнуровка может быть любой формы - всё зависит от фантазии родителей Расположение отверстий необходимо отмерить и разметить карандашом Отверстия сверлим шуруповёртом Все шероховатости необходимо зачистить наждачной бумагой В шнуровки втягиваются шнурки Играя со шнуровкой, ребёнок тренирует мелкую моторику
Игра «Мышь в сыре» своими руками
Мышь в сыре - панель с множеством отверстий разного размера: 10 больших, 15 средних и 40 маленьких. В комплект входит мышка с шариком на шнурке, которую необходимо поднять вверх так, чтобы не уронить его в дырочки.
Сделать некоторое подобие игрушки можно и в домашних условиях. Для этого понадобится:
- картонная коробка;
- картонная трубочка (можно несколько) от бумажных полотенец или туалетной бумаги;
- клей;
- ножницы;
- краски;
- сами мышки - пластиковые или связанные крючком шарики и т. д. (лучше, если «мышки» будут с хвостиками).
Алгоритм изготовления.
- Прорезать в коробке отверстие, по диаметру равное картонной трубочке.
- Вставить трубочку в отверстие (можно сделать два отверстия в противоположных сторонах коробки и соединить их тоннелем из трубочки). Коробку следует раскрасить в жёлтый цвет, можно нарисовать «дырки» - получится сыр В отверстие, сделанное в коробке, вставляется картонная трубка - получается своеобразный тоннель Если отверстие в коробочке одно, доставать мышей придётся, открыв её
Материалы для обучающих занятий
Несмотря на то что любой игровой материал, созданный по принципам методики Монтессори, можно назвать обучающим, определённые игры в этой сфере всё же имеют особый вес. Стоит рассмотреть некоторые из них.
Золотой банк из бусин
Игра «Золотой банк из бусин» призвана обучить ребёнка основам математики.
Воссоздать такой банк дома также вполне реально: достаточно лишь запастись большим количеством бусин золотистого (как вариант жёлтого) цвета, проволокой и терпением. В качестве ёмкости для игрового материала можно использовать картонную коробку, разделённую на отсеки.
Карточки Монтессори
Карточки Монтессори - это целая группа материалов, направленных на развитие у ребёнка логики, внимания, памяти и моторики. Существует бесчисленное количество наборов - цветовые, ознакомительные в разнообразных категориях и прочие. А изготовить их самостоятельно очень просто: найдите на просторах всемирной сети понравившиеся и распечатайте на цветном принтере.
Конструктивные треугольники
Обучающее пособие «Конструктивные треугольники» представляет собой 5 деревянных ящиков различных геометрических форм с располагающимися в них разноцветными треугольниками, из которых эти формы и предлагается выложить ребёнку.
Воплотить идею этой игры в домашних условиях достаточно просто - треугольники можно вырезать из фетра или даже картона. А складывать фигуры можно и без использования коробок.
Следует обратить внимание, что в оригинальном пособии те стороны треугольников, которые должны прилегать к другим, выделены чёрной линией. Так ребёнку проще ориентироваться во время игры.
Как сделать конструктивные треугольники своими руками - видео
Игрушки
Методика развития детей по Монтессори изобилует идеями игрушек для любого возраста, которые вполне посильны для домашнего воплощения.
Сенсорные мешочки
Сенсорные мешочки предназначены для детей от полугода до 4 лет. Они представляют собой ёмкости из ткани или другого мягкого материала, наполненные крупами, бисером и другими предметами, которые ребёнку будет интересно пощупать и потрясти.
Варианты самостоятельного изготовления такой развивающей игрушки очень разнообразны: можно просто сшить полотняные мешочки, использовать воздушные шарики или прострочить кружочки из полиэтилена.
Сенсорные мешочки - фотогалерея
Сенсорные мешочки можно сделать, просто заполнив выбранным наполнителем воздушный шарик и плотно его завязав Ещё один вариант мешочков - кружочки из полиэтилена, простроченные на швейной машинке Сенсорные мешочки можно наполнить чем угодно - крупами, пластиковыми крышками, бисером, пуговицами Для изготовления сенсорных мешочков потребуется ткань, швейные принадлежности и наполнитель Полученный при кройке прямоугольник складывают вдвое и прошивают с трёх сторон, оставив небольшое отверстие для наполнения Мешочки по изнаночной стороне прошивают на швейной машинке Мешочки через оставшееся отверстие заполняют крупами или другим наполнителем После наполнения мешочки следует зашить
Сортер своими руками - видео
Рамки-вкладыши по Монтессори
Игрушка рамка-вкладыш в оригинале представляет собой деревянную панель с расположенным посередине вкладышем в виде геометрической фигуры, который малыш может достать и поставить обратно за прикреплённую к нему ручку-держатель.
Самостоятельно изготовить рамки-вкладыши можно из картона. Для этого потребуется:
- плотный картон;
- ножницы;
- линейка;
- клей;
- краски;
- крупные бусины для изготовления ручек-держателей.
Последовательность действий.
- Расчертить на картоне квадраты и вырезать их.
- В центре каждого квадрата начертит геометрическую фигуру.
- Вырезать фигуры, раскрасить разными цветами и приклеить к ним ручки-бусины.
Рамки-вкладыши из старого туристического коврика - видео
Создать Монтессори-среду для ребёнка у себя дома, не затрачивая больших денег на специализированные промышленно изготовленные пособия, вполне реально. Для этого необходимо лишь знать основные принципы методики и ознакомиться с классическими вариантами игровых и учебных материалов. Проявив немного фантазии, воплотить в жизнь собственными руками можно практически любую из идей.