"музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников". Экскурсии в военно-патриотические музеи Мини музей патриотического воспитания доу
Актуальность «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».
Д. Лессинг. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. Патриотическое воспитание является важным условием всестороннего развития личности. Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма. Одним из методов работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание в ДОУ мини-музея . Мини -музей в условиях ДОУ позволяют реализовывать образовательную программу, являются действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. А также расширяют кругозор, открывают возможности для творческой и самостоятельной исследовательской деятельности. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины . Поэтому в своей группе мы решили создать мини-музей , который назвали «Русский национальный костюм» .
Цель. Формирование патриотических чувств к традициям своего народа через создание и использование материалов мини-музея .
Задачи. 1. Образовательные
Формировать чувство патриотизма, любовь к традициям своего народа, интерес к его прошлому, одежде в разные исторические времена.
- Познакомить с предметами одежды в разные исторические времена.
Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой, а также в конструировании, экспериментировании, ручном труде и т. д.)
Учить детей приемам музейной деятельности экскурсовода.
2. Развивающие :
Развивать познавательную активность детей посредством музейной деятельности с привлечением родителей
Развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, читать наизусть стихи и прочее.
Развивать творческое воображение через ознакомление с русским национальным костюмом.
3. Воспитательные :
Прививать детям чувство гордости за свой народ.
Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования чувства патриотизма дошкольников учитывались следующие педагогические средства,
Педагогические средства, используемые в мини-музее
Форма проведения : занятия, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, дидактические игры, продуктивная деятельность детей, самостоятельная игровая деятельность.
Форма организации : коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы :
Словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание. - наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;
Практические – дидактические игры, оформление альбомов, изготовление поделок.
Приемы : исследовательские действия, игровые приемы.
Особенность мини - музея
Важная особенность мини -музеев - участие в их создании детей и родителей . Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею . Они могут : участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини -музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини -музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Оформление мини-музея :
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини -музея располагаются на стене и на полках шкафа в групповой комнате, поэтому всегда доступны для рассматривания, детских игр, и др. деятельности ребенка
Использование музея в интеграции образовательных областей :
1. Социально - коммуникативное развитие.
Первоначально была проведена предварительная подготовка детей к общению с музейной культуры. Совместно с детьми мы разработали определенные правила поведения в мини- музее .
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В НАШЕМ МИНИ-МУЗЕЕ
1. В нашем музее нельзя шуметь «Слушай сам и дай слушать другому» ;
2. Многие экспонаты разрешено трогать рука
3. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
«Сохрани историю для других» ;
4. Экспонаты нельзя ломать.
5. Можно и даже нужно задавать вопросы.
6. В нашем музее можно играть, рисовать, создавать и творить.
7. Музей можно посещать каждый день, пополнять новыми экспонатами, самому менять, переставлять экспонаты.
8. Будь доброжелателен по отношению к другим
«Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой» ;
Познакомила детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например, «время» , «культура» , «история» , «экспонат» , «исследователь» .
«Экспонат» - предмет, выставляемый на выставке, в музее.
«История» – изучение прошлого
В процессе создания мини -музеев мы уделяли особое внимание становлению самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в нашем мини -музее устроен уголок «игротека» . Дети могут использовать игры самостоятельно в процессе самостоятельной деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
настольная игра «Наряди куклу в национальный костюм» , дети одевают кукол и называют элементы национальной одежды.
Цель : закреплять знания о национальных костюмах народов проживающих на территории России.
Диалог с музеем также, обогащает самостоятельную деятельность детей, позволяет им удовлетворить свою потребность в самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения. Дети с удовольствием выступают в роли экскурсовода перед младшими детьми, перед сверстниками, проводя экскурсию по мини-музею (показывая и рассказывая об экспонатах музея) .
Наши дети становятся «экскурсоводами» , увлечёно рассказывая о том, что знают сами.
ролевая игра «школа маленького экскурсовода» детям дается понятие,
что экскурсии можно проводить везде, в том числе и по детскому саду.
Цель : способствовать усвоению опыта социальных взаимоотношений, умению выражать личное отношение к событиям и фактам, учить детей оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, учить считаться с интересами других, развивать речь, творческие способности.
2. Познавательное развитие
Первым экспонатом нашего музея стал сарафан и кокошник (сшитый родителями),
Беседа «Женский народный костюм»
Цель. Продолжить знакомить детей с женским национальным костюмом Воспитывать в детях патриотические чувства.
Благодаря собранным экспонатам дети могут заглянуть в историческое прошлое национального костюма
Рассматривание альбома «Одежда народов проживающих на территории России» . Дети имеют возможность рассмотреть одежду народов проживающих на территории России.
Нельзя не вспомнить замечательные слова Д. С. Лихачева
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине , её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
3. Речевое развитие
Каждый мини -музей – средство общения.
В нашем мини -музее есть много способов знакомства ребенка с культурой, и средств по развитию речи детей, владению ею как средством общения, обогащению активного словаря, развитию связной, диалогической и монологической речи, развитию речевого творчества.
4. Художественно-эстетическое развитие.
Учитывая специфику организации работы с детьми, в наших экспозициях в качестве экспонатов выступают творческие работы детей. Самостоятельная работа в уголке изобразительной деятельности
раскрашивание раскрасок «национальный костюм» ,
5. Физическое развитие.
Разучивание с детьми народных игр, в которые играли наши дедушки и бабушки.
Цель : привлекать детей к участию в народных играх,
развитие двигательной активности детей и способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Работа с родителями
Пополнение экспозиции мини -музея новыми экспонатами
Рекомендации родителям «Как познакомить ребенка с русским костюмом» .
Привлечь к изготовлению новых народных костюмов.
Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместную с детьми деятельность.
Вывод :
Полученные знания оказывают положительное влияние на патриотическое воспитание детей. Дети углубили свои знания об истории русского народного костюма, его достопримечательностях. Учатся проявлять уважение к традициям своего народа.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания.
Статья по педагогике "Музей в ДОУ - средство воспитания и образования детей дошкольного возраста".
Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно-нравственного воспитания.
Статья может быть полезна воспитателям и родителям, так как рассказывает о том, как использовать мини-музеи в качестве стимулятора творческой деятельности дошкольников
Основная задача
:
- Раскрыть способности каждого ребенка;
- воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире.
Основной целью
:
- приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери
С какого возраста начинать приобщение ребенка к музею?
На этот вопрос можно ответить по-разному.
В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Музей- это хранилище истории,
где хранится большой накопленный опыт поколений, это один из способов познания ребенком окружающего мира.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, центральным направлением работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитание. Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Любовь к родному краю, к городу не возможно воспитать без определенных знаний.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с разными знаменитыми людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями».
Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Оптимальным решением построения целостного пространства выступает музейная педагогика. Известно, что приобщение к культурно-историческому наследию является средством формирования у детей патриотических чувств и развитие нравственности.
Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов.
Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, развлечениях, рисуя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети тем самым усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами и мнением других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром..
Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения данного раздела, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения и именно здесь нам на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Мини-музеи позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музея можно организовать кратковременные выставки. Дошкольники разных групп могут знакомиться с мини-музеями своих «коллег». При этом в старшей и подготовительной к школе группах экскурсии могут проводить сами ребята.
Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, принимают активное участие, задают вопросы, предлагают помощь.
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Так давайте же воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Занятие в музее, как элемент патриотического воспитания дошкольников.
В процессе воспитания и развития дошкольников большую роль играет патриотическое воспитание. В нашем Центре развития ребёнка детском саду №1 этому фактору уделяется большое значение. Много лет назад все сотрудники детского сада приняли решение в необходимости создания общего проекта по патриотическому воспитанию дошкольников. Каждый выбрал себе тему, а вместе разработали и опробировали в процессе проведения развивающих занятий с детьми эту непростую, но интересную работу. Собрав воедино весь материал, мы получили большую базу для работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию и ознакомлению с Донским краем.
Большую помощь в деле воспитания подрастающего поколения оказывает работа с социумом. Нам помогает коллектив музыкальной школы, педколеджа, библиотеки, Центра внешкольной работы и конечно музей имени М.А.Шолохова.
Так на прошлой неделе мы провели занятие в музее по теме «Проводы казака на службу». Воспитанники старшей группы в простой доступной форме узнали о ритуале сбора казака, о необходимых вещах, которые каждый казак должен был иметь с собой при прохождении службы на защите отечества.
Воспитанники детского сада в интерактивной форме смогли не только узнать, увидеть и запомнить названия одежды казаков-воинов, но и принять активное участие в сборе сумы для проводов на службу.
Кроме того, дошкольники узнали и о самом верном друге казака - коне. О том, почему казак сам не поест, пока не покормит коня. Как лошади тяжело переносят разлуку с хозяином, как верны ему, и казаки очень любили и берегли своих верных помощников в трудное время.
Работники музея показали конскую сбрую, её составляющие и назначение. С большим любопытством дети наблюдали за элементами джигитовки на лошади.
В завершении занятия воспитанники детского сада смогли с помощью работников музея оседлать импровизированного коня. Столько восторга и гордости было в их глазах!
В завершении занятия мы с воспитанниками поблагодарили сотрудников музея и пожелали новых интересных встреч.
Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания
Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ детский сад № 2 «Солнышко» Кузнецовой Надежды Геннадьевны.«Музейная педагогика»
… сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Под мини-музеем в детском саду «Солнышко» понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Что же побудило нас к созданию мини-музея в ДОУ?
В детском саду «Солнышко» разработан проект программы развития ДОУ духовно-нравственного направления «Родники души» на 2015-2020 гг. Для реализации программы развития необходимо создания духовно-нравственной, патриотической системы, обновления материально-технической базы учреждения, создание микро – среды, отбор эффективных технологий для ведения образовательной деятельности мини – музей в ДОУ просто необходим.
Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не, только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей.
Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра.
Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Интерес к народным традициям может отражаться и в детских рисунках, лепке, другой изобразительной деятельности. Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседа, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями. Родители и дети пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов.
Цель мини-музея
показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Задачи:
воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
усвоение элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Свою работу строю в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
"позитивный центризм" (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка. Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Особое внимание обращаю на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации.
Исключительно важное место в работе мини-музея занимают занятия-экскурсии. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старшей дошкольной группы. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
В настоящее время является актуальным региональный подход в воспитании и обучении детей. Это обусловливается социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики. Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам (куклам Барби, роботам и др.).
Наше желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующий мини-музеи «Народная кукла» детского сада продолжает обновляться своими экспозициями. Я ищу новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатываю дидактические и развивающие игры по тематике мини-музей.
Таким образом, мини-музей, созданный руками педагога, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Основная цель данной статьи показать читателям, как педагогический коллектив детского сада, пытается через создание мини-музея повлиять на воспитание патриотических чувств у дошкольников. В статье уделено внимание идее возникновения мини-музея, подробно описано его содержание. Данная статья может стать интересной и полезной для воспитателей детского сада, а также всем воспитывающим взрослым.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мини-музей в детском саду,
Как средство патриотического воспитания дошкольников
Как у маленького деревца, еле появившегося над землей,
Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности
Которого зависит жизнь растения на протяжении
Нескольких десятилетий, так педагог должен
Заботиться о воспитании у своих детей чувства
Безграничной любви к Родине.
В.А.Сухомлинский
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Встает вопрос: чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться педагог?
Изначально, нам важно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства нам необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению с родным краем.
Наш детский сад находится расположен в одном из живописных и уникальных по красоте уголков приволжской природы, на левом берегу Волги. Поселок, который славится как поселок речников.
Наша задача состоит в том, чтобы научить воспитанников испытывать чувства гордости, радости, от того, что они живут в такой замечательной местности.
Мы понимаем, что такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
На протяжении многих лет, организуя работу по патриотическому воспитанию, педагоги детского сада использовали и используют различные формы и методы работы:
- целевые прогулки и экскурсии по территории поселка;
- наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике поселка;
- беседы о родном поселке;
- использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок);
- слушание песен о родном крае;
- привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
- поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, правильно вести себя в общественных местах;
- воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.
Мы заметили, что познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает посещение краеведческого музея в Доме культуры поселка. В процессе посещения музея дети знакомятся с историей поселения, которое началось более 150 лет назад. Привлекательным экспонатом являлись модели водного транспорта: дети с восторгом рассматривали пароходы, баржи, различные судна. Они внимательно слушали рассказы о них. Это и подтолкнуло педагогов к идее создать в стенах детского сада свой мини-музей о речном флоте, назвав его «Речничок».
Остановимся подробнее на создании в методическом кабинете мини- музея «Речничок». Посредством мини-музея воспитанники детского сада глубже знакомятся с речным флотом, на котором добросовестно трудятся жители поселка- занимаются судоремонтом, перевозками пассажиров и грузов по водным магистралям.
Назначение мини-музея является патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родному краю, истории своего поселка, ко всему, что создано трудом взрослых и близких людей. Мы считаем, что без знаний собственных корней, традиции и истории своего родного края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.
Задачи, поставленные педагогическим коллективом, следующие:
1.Содействие укреплению гордости за исторические и современные достижения поселка и ее граждан.
2. Активизация интереса к изучению истории своего родного края и формирования чувства уважения к прошлому своей малой Родины, ее героическим страницам.
3.Воспитание патриотических чувств и гражданственности.
Какого же содержание мини-музея «Речничок»?
Во-первых, это макет реки Волга со всеми видами речного транспорта (пассажирский теплоход, грузовой, ракета и т.д.).
Во-вторых, макеты: бакена, морских узлов, штурвала, якоря, кнехта, бинокля, а так же настоящая фуражка капитана и матросский воротник.
В-третьих, альбомы: «Все для фронта, все для победы», отражающая жизнь судостроительно-судоремонтного завода имени 40-ой годовщины Октября в годы войны, «Речной транспорт» с фотографиями и описанием каждого лайнера. Содержательный материал о судоремонтном заводе и его тружениках можно черпать из красочной юбилейной газеты «Борская правда», книги автора А.П.Моисеева «Верные традициям волгарей», что помогает воспитателям вводить детей в представленную тему.
Украшением мини-музея является говорящая кукла «Морячок». Особенностью мини-музея является то, что все его экспонаты можно не только посмотреть, но и потрогать, примерить и даже поиграть.
В создании мини-музея приняли участие работники детского сада, родители.
Одним из интересных приемов стало предложение ребенку в старшей дошкольной группе взять на себя роль экскурсовода во время посещения музея детьми. Дети, побывавшие неоднократно в музее с воспитателем уже достаточно хорошо знакомы с экспонатами и могут рассказать
Организация процесса формирования патриотических чувств воспитанников посредством мини-музея наших воспитанников строится на основных принципах:
- от близкого к отдаленному;
- опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, поселке, стране;
- взаимодействие с семьей;
- систематичность;
- передавая знания учитывать их воспитательную ценность.
Таким образом, педагогический коллектив старается уделить большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников и организует процесс формирования гражданских и патриотических чувств.