Национальный ханты праздник "вороний день". Вороний день (Вурна хатл) - праздник встречи весны у народов Севера
«К нам ворона весну приносит»
На Руси ворону не очень любили – считалось, что эти птицы нечистые и зловещие, питаются падалью, громко и пронзительно каркают. Предвестником смерти у многих народов слыла эта черная птица. Однако, у коренных народов Севера ворона считается птицей, несущей на хвосте весну и жизнь.
Как известно привычный для нас Новый год ханты и манси не отмечают. Для них начало года – это весна, время, когда природа пробуждается от криков первой птицы – вороны.
Ворона – первая птица, которая прилетает на Север. Она начинает вить гнезда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу. Более того, ворона считается покровительницей матерей и младенцев. Актриса Любовь Рочева: «Женщины – продолжатели рода, поэтому я считаю, что это – очень важный для нас праздник».
В этот день из детских люлек выгребали старые древесные опилки (так называемый мокрый цап, который использовался для впитывания влаги), заменяли свежими. Использованную стружку высыпали все в одно место на окраине селения под пеньком. Считалось, что ворона, прилетев с юга, садится на теплые стружки и греет лапка. Мох, на котором видели птицу, стелют в люльки под младенца.
В вороньей песне, записанной на р. Северной Сосьве есть слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!»
Легенды о вороне
О воронах складывались легенды. Одна из которых гласила о том, что ворона раньше имела белый окрас, но провинилась и стала угольно-черной. Ворона жила с людьми в чуме как домашняя птица. Но наступили тяжелые времена, людям самим нечего было есть. Они выгнали ворону, и та полетела искать пропитание. Птица покружила и увидела падаль. Наклевалась вдоволь и полетела обратно к людям. Но оперение вороны поменялось и стало черным. Люди прогнали птицу, потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости опускаться нельзя.
Погнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере.
Другая хантыйская легенда рассказывает о том, что ворона является прародительницей ханты. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста. Ун кер тылыщ 7 – мет хатл».
Обычаи и традиции
По традиции в Вороний день ханты и манси на священных местах готовят пищу на костре, молятся духам, кланяются березе. Береза – это символ женщины (как мы уже упоминали ранее, ворона считается покровительницей женщин). На деревья повязывали разноцветные лоскутки, монеты, кукол и бублики, которые символизировали солнце. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.
Сургутянка Пелагея Хлобыстова рассказала, что ленточка на дереве – это подарок богу Торуму. По поверьям, бог обязательно исполнит одно желание. «Раньше ведь не интересовались нашей культурой: “Ой, это хантыйское не интересно, пошли дальше”, а теперь вот более стали чувствовать за последние годы. Лет 10 с уважением относится к нам уже, какая у нас интересная культура», – рассказывает женщина.
Ханты и манси заботились и о будущем доме пернатой гостьи. В этот день малыши делали своими руками гнезда из веток, камышей, украшенные яркими лентами. Считалось, что чем больше гнезд, тем добрее будет священная ворона.
Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. На стол обязательно подавались уха и мясной суп. Также неотъемлемой частью праздничного стола считался суп из тетерева. Эта птица в отличие от вороны не считалась у аборигенов священной. Кроме супа на стол подавали уху из трёх рыб: щуки, окуня и муксуна. Саламат и печеных птичек.
Затем у мужского дерева закалывают оленя, и в момент смерти жертвенного животного три раза кричат «туруму», как бы провожая оленя из этого мира в мир иной. Шкуру и череп оленя вешают на святое дерево. Вкусив свежую оленину, празднующие должны выпить по две чарки и свежей оленьей крови.
После пиршества устраивали игры и танцы. Молодые люди могли показать свою удаль и силу в национальных видах спорта: бег с палкой, тройной национальный прыжок, борьба, метание тынзяна на хорей. Всего 7 дисциплин. На Вороньем празднике исполнялись традиционные мансийские танцы «Куринька», «Акань, акань», «Ойкаикв».
Вороний день по-хантыйски «Вурна Хатл», принято отмечать вторую субботу апреля. С 2013 года в Югре этот праздник стал официальным и за несколько лет завоевал популярность в Югре. Посмотреть на шоу, отведать национальной кухни, прикоснуться к таинству древнего народа найдется много желающих.
На Руси ворону не очень любили - считалось, что эти птицы нечистые и зловещие, питаются падалью, громко и пронзительно каркают. Предвестником смерти у многих народов слыла эта черная птица. Однако, у коренных народов Севера ворона считается птицей, несущей на хвосте весну и жизнь.
Как известно привычный для нас ханты и манси не отмечают. Для них начало года - это весна, время, когда природа пробуждается от криков первой птицы - вороны.
Ворона - первая птица, которая прилетает на Север. Она начинает вить гнезда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу. Более того, ворона считается покровительницей матерей и младенцев. Актриса Любовь Рочева: «Женщины - продолжатели рода, поэтому я считаю, что это - очень важный для нас праздник».
Девушка в национальной одежде Фото: АиФ / Денис Вторушин
В этот день из детских люлек выгребали старые древесные опилки (так называемый мокрый цап, который использовался для впитывания влаги), заменяли свежими. Использованную стружку высыпали все в одно место на окраине селения под пеньком. Считалось, что ворона, прилетев с юга, садится на теплые стружки и греет лапка. Мох, на котором видели птицу, стелют в люльки под младенца.
В вороньей песне, записанной на р. Северной Сосьве есть слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!»
Легенды о вороне
О воронах складывались легенды. Одна из которых гласила о том, что ворона раньше имела белый окрас, но провинилась и стала угольно-черной. Ворона жила с людьми в чуме как домашняя птица. Но наступили тяжелые времена, людям самим нечего было есть. Они выгнали ворону, и та полетела искать пропитание. Птица покружила и увидела падаль. Наклевалась вдоволь и полетела обратно к людям. Но оперение вороны поменялось и стало черным. Люди прогнали птицу, потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости опускаться нельзя.
Погнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона - первая вестница весны на Севере.
Древние божества ханты Фото: АиФ / Екатерина Лосецкая
Другая хантыйская легенда рассказывает о том, что ворона является прародительницей ханты. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста. Ун кер тылыщ 7 - мет хатл».
Обычаи и традиции
По традиции в Вороний день ханты и манси на священных местах готовят пищу на костре, молятся духам, кланяются березе. Береза - это символ женщины (как мы уже упоминали ранее, ворона считается покровительницей женщин). На деревья повязывали разноцветные лоскутки, монеты, кукол и бублики, которые символизировали солнце. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.
Бублики на кедре - мужском дереве Фото: АиФ / Екатерина Лосецкая
Сургутянка Пелагея Хлобыстова рассказала, что ленточка на дереве - это подарок богу Торуму. По поверьям, бог обязательно исполнит одно желание. «Раньше ведь не интересовались нашей культурой: «Ой, это хантыйское не интересно, пошли дальше», а теперь вот более стали чувствовать за последние годы. Лет 10 с уважением относится к нам уже, какая у нас интересная культура», - рассказывает женщина.
Ханты и манси заботились и о будущем доме пернатой гостьи. В этот день малыши делали своими руками гнезда из веток, камышей, украшенные яркими лентами. Считалось, что чем больше гнезд, тем добрее будет священная ворона.
Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. На стол обязательно подавались уха и мясной суп. Также неотъемлемой частью праздничного стола считался суп из тетерева. Эта птица в отличие от вороны не считалась у аборигенов священной. Кроме супа на стол подавали уху из трёх рыб: щуки, окуня и муксуна. Саламат и печеных птичек.
Затем у мужского дерева закалывают оленя, и в момент смерти жертвенного животного три раза кричат «туруму», как бы провожая оленя из этого мира в мир иной. Шкуру и череп оленя вешают на святое дерево. Вкусив свежую оленину, празднующие должны выпить по две чарки и свежей оленьей крови.
После пиршества устраивали игры и танцы. Молодые люди могли показать свою удаль и силу в национальных видах спорта: бег с палкой, тройной национальный прыжок, борьба, метание тынзяна на хорей. Всего 7 дисциплин. На Вороньем празднике исполнялись традиционные мансийские танцы «Куринька», «Акань, акань», «Ойкаикв».
Вороний день по-хантыйски «Вурна Хатл», принято отмечать вторую субботу апреля. С 2013 года в Югре этот праздник стал официальным и за несколько лет завоевал популярность в Югре. Посмотреть на шоу, отведать национальной кухни, прикоснуться к таинству древнего народа найдется много желающих.
В этом году праздничные мероприятия пройдут на территории гостиничного комплекса «Югорская долина». Старт 12 апреля в 13:00.
Фото: АиФ / Гузель Биктимирова
Таныгина Элвика
Вороний праздник (хант. - Ворнга хотал, Вурга хатль), ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (хант. - ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну.
Главная виновница торжества, конечно же, ворона. У народа ханты считается, что именно эта птица несет на своем хвосте тепло, пробуждение жизни.
Актуальность исследования заключается в том, что, мы живем в ХМАО- Югре, и должны знать культуру, традиции народа ханты, но к сожалению, не все знакомы с традициями, праздниками, одним из которых является «Вороний день».
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
V районный конкурс исследовательских работ
обучающихся 2-7 классов «ЮНИОР»
«Вороний день»
Направление «Изобразительное искусство»
Сургутский район
2017 год
«Вороний день»
Таныгина Элвика,
учащаяся объединения «Изобразительное искусство»
МБУДОД «Федоровский дом детского творчества»
Научный руководитель:
Васильева Наталья Владимировна,
Педагог дополнительного образования
МБУ ДОД «Федоровский дом детского творчества»
Аннотация
Вороний праздник (хант. - Ворнга хотал, Вурга хатль), ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (хант. - ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну.
Ворона – одна из первых птиц, прилетающих в Западную Сибирь в апреле. Новый год ханты отмечают с прилетом ворон. Ворона выступает в роли посредника между зимой и летом, она символизирует смену времени года.
Актуальность исследования заключается в том, что, мы живем в ХМАО- Югре, и должны знать культуру, традиции народа ханты, но к сожалению, не все знакомы с традициями, праздниками, одним из которых является «Вороний день».
Так родилась идея исследовательской работы «Вороний день». Материалы интернет- сайта, литература послужили основой для исследования и написания этой работы.
Объект исследования : история этого праздника и картина Таныгина Ю.И. «Вороний день».
Предметом нашего исследования является хантыйский праздник «Вороний день».
Цель работы : привить толерантное отношение к народу ханты через традиции, праздник «Вороний день.
Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующей гипотезы: если изучать хантыйские традиции, праздники, то сохраним бережное отношение к сво ей земле, в котором живем и толерантное, уважительное отношение к народу ханты.
Отсюда определились задачи:
- изучить историю праздника «Вороний день»;
- изучить хантыйскую легенду о вороне;
- ознакомиться с приметами, связанными с вороной .
- привлечь внимание наших сверстников к изучению хантыйского праздника и к картине художника Таныгина Ю.И.
Методы исследования:
Изучение и анализ документальных источников;
Опрос респондентов;
Поиск материала на сайте «Вороний день».
Проведено анкетирование, в котором приняли участие 20 учеников. Результаты показали, что дети мало знают об этом празднике.
Материалы данной работы способствуют толерантному воспитанию учащихся. Они могут быть использованы на уроках ИЗО при изучении темы «Традиции хантов», на уроках краеведения, во внеурочной деятельности при проведении урока ИЗО.
- История хантыйского праздника «Вороний день».
Вороний праздник (хант. - Ворнга хотал, Вурга хатль), ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (хант. - ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну.
Главная виновница торжества, конечно же, ворона. У народа ханты считается, что именно эта птица несет на своем хвосте тепло, пробуждение жизни.
Ворона – одна из первых птиц, прилетающих в Западную Сибирь в апреле. Новый год ханты отмечают с прилетом ворон. Ворона выступает в роли посредника между зимой и летом, она символизирует смену времени года.
Ворону считают также птицей, приносящей вести и детей.
В это день все жители поселка собирались в лесу, заранее выбрав специальное место для проведения праздника. Потом эта территория могла называться святилищем или жертвенным местом и одни из таких мест могли быть расположены рядом с поселением, другие- в отдалении. Некоторые священные места содержались в такой чистоте, что даже не все почитатели посещали их (причиной было стремление уберечь святыню от разорения. Чаще всего эти места были на возвышенностях, островах, высоких берегах. К священным местам относились с уважением, почитанием, со страхом. Здесь запрещалась любая хозяйственная деятельность, т.к. растения и животные считались собственностью местных духов. Всякий провожающий должен был оставить ему дар. Рассказ сторожилов: «На одном из таких мест застрелил охотник и убил 2 лосей. Ночью к его костру явились мертвец-медведь и покойник-человек. Охотник спасаясь от гостей, всю ночь просидел на болоте, держа в руке горящую головешку. Наутро убитые лоси встали, один их них даже без шкуры и ушли в лес. После того, как выбрано место, разводят огромных размеров костер. На огне готовят праздничное блюдо «соломат», готовили мясо оленей и других домашних животных. Каждый желающий мог изготовить обязательное для встречи Вороны гнездо. Взрослые и дети плели гнездо из хвороста, камыша и соломы, украшали его яркими подручными материалами .
Ходили друг к другу в гости, угощались, приглашали гостей, развешивали сушки на деревьях, совершали поклонения березе, подвязывали на ветви цветные ленточки и монеты, танцевали традиционную Куриньку, Акань-акань, Ойка икв, а также танцы, изображавшие весеннее поведение. Считается, что именно танец пробуждает солнышко внутри души, выражая заботу о своих близких. Именно весной люди, как никогда, хотят делиться этим чувством. Кроме танцев ханты играли в игры и прыгали в нарты.
В настоящее время стали ставить стол на краю деревни, а на него - жертвенную пищу для ворон (горячую кашу и чай). У северных ханты мужчины в день праздника доставали из священных амбаров или нарт изображения духов-покровителей, приносили им дары, угощение, убивали оленя. На берёзы вешали свежие калачи, символизировавшие солнце, которые с весёлыми криками собирали и съедали дети. На Казыме к этому дню готовили оленье мясо и выставляли его воронам с просьбой: «Не троньте наших оленей и оленят». На Северной Сосьве и Ляпине ещё зимой заготавливали мясо оленёнка, убитого на охоте, для приготовления праздничного блюда для детей .
В. п. отмечался 7 апреля и под влиянием христианства слился с Благовещением. В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а В. п. - с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. Обские угры связывали ворону с прародительницей Калтащ (Сянь), помогающей при родах, или Торум эви, Небесной Девой Матерью, принимающей облик вороны. Есть предположение, что первоначально в празднике участвовали только девочки и старухи.
1.2 Изучение хантыйской легенды.
Земля рождается из глубины вод, принесенной со дна малой птицей в клюве: «Вначале земли не было, была только одна вода. Бог решил сотворить землю и человека, для чего приказал большой птице (гагаре) нырнуть в воду и достать оттуда земли. Но большая птица земли достать не могла. Тогда Бог послал малую птицу. Та глубоко нырнула в воду и пробыла там три дня. Когда она вынырнула на поверхность воды, из клюва у нее показалась кровь, а вместе с кровью там оказалась и жидкая земля. Земля эта стала быстро расти, а через непродолжительное время из нее образовался остров, на котором с такою же быстротой стали расти деревья. Когда остров стал большим, Бог создал первых людей - мужчину (пырысь) и женщину (эква). По одному из преданий, вестница весны в далекие времена носила светлый окрас, а потом провинилась, стала угольно-черной. Но несмотря на древние птичьи прегрешения, коренные северяне ворону почитают и ее прилета ждут с нетерпением.
Кулик - тоже священная птица. В одном из мифов о происхождении земли говориться, что кулик по приказу Кон-ики-пах («Господин-старик», одно из имен седьмого сына Торума) достал землю после наводнения. Зачин этого мифа таков: «Всех зверей ханты убивают, только кулика не убивают».Принесенная птицей земля стала постепенно разрастаться, и старик тундрового холма послал белоснежного ворона осмотреть ее. В первый день ворон облетел землю - за полчаса, во второй - за полдня, в третий - за целый день. При этом в последний день вернулся черным, так как съел умершего человека. Старик проклял его и ворон стал жить в лесу. По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки - стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки» .
1.3.Хантыйские приметы
Сказки нельзя было рассказывать весной, с того момента, когда прилетала первая ворона, летом и осенью, до тех пор, пока вороны не улетят на зимовку из тех мест, где живут манси. Существовало поверье: если кто-либо нарушит этот запрет, то голова его покроется паршой. Говорили: «Ворона нагадит ему на голову». Связанно это с растущей продолжительностью дня и весенними работами. Песни и загадки можно было слушать в течение всего года, Так как они не велики по объёму и не отнимают много времени. Короткие детские сказочки тоже можно было рассказывать круглый год. В этот день ханты не занимались промыслами и не выполняли домашней работы. Зато внимательно следили за поведением ворон: любые действия в этот день являлись приметами. Считалось, что если женщина в этот день вымоет пол какой-либо детской вещью, она навредит своему ребенку. Если вороны сядут в кучку, то на следующий день будет сильный ветер. Причем, он будет дуть в ту сторону, в какую эти птицы повернули головы. Если же они, птицы, просто сидят возле дерева, опять же в кучке, -это, значит, к несчастью.
1.4 Картина «Вороний день». Таныгин Ю.И.
«Вороний день» можно рассмотреть на примере картины Таныгина Юрия. Картина делится на 2 части. 1 часть –это природа. В этой части преобладают холодные оттенки, потому что это природа Севера. Во 2 части преобладают теплые оттенки. Здесь домашний уют и люлька. Эта картина имеет большой смысл, т.к.прилет вороны связан с рождением ребенка. Прилетев на пенек, ворона садится на теплые влажные стружки, тем самым будто приговаривая: «Пусть здесь родится много детей, долгоживущих и здоровых мальчиков и девочек». Автор связывает картину с личными переживаниями, которые связаны с рождением своего первенца т.е. меня. Картина «Вороний день» была написана папой в 2003 году, когда родилась я, и она участвовала на многих выставках.
Опрос респондентов
- Знаете ли вы хантыйский праздник «Вороний день» ?
- Когда проводится этот праздник?
- Какие особенности праздника «Вороний день»?
- Знаете ли легенды, связанные с вороной?
Заключение
Из изученного можно сделать вывод, что из всех опрошенных респондентов знают этот праздник 45%, особенности праздника и время проведения знают одинаковое количество опрошенных- 20% и к сожалению, легенду о вороне знают совсем немногие- 15 %. Т.е очень мало людей знают об этом празднике. Изучение данной темы дает возможность приобщиться к культуре, традициям и праздникам народа ханты, что ведет к толерантному отношению между людьми.
Праздник Ворнга хатл
Вороний день
Праздник народа ханты Ворнга хатл (Вороний день) зародился еще в доисторические времена.
Ханты очень радуются прилету вороны. Она у народа ханты является вестницей весны, которая на своих крыльях «приносит» на Север тепло и солнце и начинает новый сезон.
Северные ханты считают, что весной в облике вороны Богиня Калтащ Анки (Небесная Богоматерь) спускается на землю. По поверьям народа, ворона не только приносит весну, но и выступает покровительницей женщин и детей. С лучом солнца она посылает душу новорожденного, и только благодаря ее стараниям происходит зачатие. Она и есть первая, самая главная, хотя и невидимая мать каждого человека, которая предсказывает ему жизнь в тот момент, когда младенец сощурится, впервые увидев солнце. Она отмеряет продолжительность жизни каждому человеку, её золотой посох весь увешан нитями с узелками. Расстояние от узелка до посоха – это и есть длина жизненного пути.
Ворона у народа ханты – символ материнства. Прилетая весной на северную землю, когда еще холодно, она садится греть свои озябшие лапки на проталинки и на кучки использованной березовой трухи, которую матери выкладывают из детских колыбелей. И в карканье вороны ханты слышат благодарность матери, которая родила ребенка. Как поется в одной из песен, ворона просит, чтобы к следующему ее прилету «женщина, родившая сына, родила еще сына, женщина, родившая дочь, родила еще дочь», чтобы было, где ей погреть озябшие лапки.
Ворона считается у народа ханты очень умной птицей. Издавна относились к ней с почтением, о ней слагали легенды, сказки. Ворона – птица священная, на нее никогда не охотились. Большим грехом считалось убить птицу. «Стреляешь в ворону – ружьё испортишь, больше дичи не добудешь», – говорят старики.
С образом вороны ханты связывают появление человека, о чем рассказывает одна из многочисленных легенд ханты:
«Давно это было. Прилетела как-то ворона на мертвую холодную землю с теплых краев. Летала – летала она по пустынному краю и утомилась. Опустилась на вершину самой высокой сосны и закаркала во все своё горло. Полетело ее звонкое «Варх-варх!» над широкой поймой Оби, откликнулось вдалеке в глухих кедровых урманах, эхом отозвалось в Уральских хребтах и затихло вдали над бескрайней тайгой. От этого крика очнулся и сел человек. И ожила Земля. Ярче засияло солнышко, потянули к теплу свои веточки деревья, зашевелились мелкие букашки, в дремучих лесах раздалось рычание диких зверей. Ожила земля. С этого дня повели свой род ханты. Были они признательны и благодарны вороне. И был этот день седьмым от начала Месяца твердого наста (апреля)».
Вот еще легенда о любимой птице вороне, которую хранит народ ханты в своей памяти: «Однажды говорит халей вороне: «Ха-ха-ха! Пусть умирает человек!» На что ворона отвечает: «Не быть по – твоему! Жить будет человек! Я буду прилетать каждую весну и приносить ему связки калачей! А мне многого не надо. Пусть он только использованную труху из детской колыбели в кучку собирает, а я буду весной прилетать и греть в них свои лапки».
В другом хантыйском предании повествуется о споре вороны с кукушкой. Кукушка и ворона собрались лететь на Север. Кукушка говорит: «Хоть бы кто помер, крест бы новый поставили, я бы на него села и куковала». А ворона говорит: «Хоть бы кто родился, я бы лапки свои погрела в гнилушках у пня».
Праздник Ворнга хатл начинается с раннего утра. Детей в этот день поднимают рано: «Вставайте, дети, бегите на улицу! Ворона прилетела, подарки принесла». А на деревья матери уже развесили связки калачей. Девочкам-подросткам ворона приносит в подарок обрезы красного сукна на летние ягушки нуй-сах, яркой ткани на платья.
В день празднования Вороньего дня обычно проводится обряд жертвоприношения духам. На праздник все приходят с лоскутками ткани, которые завязывают на ветки священного дерева: с пожеланиями родным и близким здоровья и добра, удачи и счастья, со своими сокровенными желаниями. Ханты верят, что пожелания обязательно сбываются. Люди на праздник надевают самую нарядную одежду. За зиму женщины и девушки успевают пошить новую красивую одежду, которую они демонстрируют во время праздника.
После проведения ритуального обряда жертвоприношения начинается веселье. Женщины поют песни о Матери-вороне, танцуют народные танцы с платками. Обычно танцы сопровождаются игрой на национальных инструментах: нарсъюх, торсапл, тумран. На этих инструментах играют только мужчины. Во время игры они исполняют фольклорные и современные песни.
Молодые устраивают состязания в различных видах единоборств, где показывают силу, ловкость, сноровку. Одна из самых любимых игр – «перетягивание палки». Мужчины усаживаются на оленью шкуру лицом друг к другу, берут в руки палку длиной до полуметра, упираются ногами и по команде начинают тянуть палку к себе. Побеждает тот, кто перетянул соперника на свою сторону.
В этот день принято хвалить успехи своих детей, свои удачи. Женщины рассказывают, какие у них дети хорошие, воспитанные, помощники во всех делах, что муж добрый, внимательный, сильный, трудолюбивый, удачливый. И, конечно, не забывает рассказать и о себе.
Ворона – очень чувствительная птица, которая тонко реагирует на изменения в погоде. Она как барометр, который помогает определить погоду на следующий день, на неделю или даже на месяц. Вот некоторые приметы:
1) раскаркались вороны зимой всей стаей – это к морозу, вьются в воздухе – к снегопаду, на земле сидят – к оттепели;
2) ворона купается – к ненастью;
3) ворона каркает на охотника – пути не будет;