Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр
Ведущий: Ребята второго класса подготовили нам сценки, вы все внимательно смотрите, а потом ответите на вопросы - все ли дети делали верно?
а) Ситуация 1: “Пешеход переходит дорогу”.
Три человека обыгрывают ситуацию, два из них исполняют роль машин, а один ребенок - пешеход.
Ведущий: Что неверно сделал пешеход? Кто может рассказать, как нужно переходить дорогу? (выслушиваются ответы детей)
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо,
Налево гляди, направо гляди,
И если машин не увидишь – иди!!! (рассказывает ребенок)
б). Ситуация 2 : “Пассажиры в автобусе”.
Четыре человека обыгрывают ситуацию: один водитель и три пассажира. При резком торможении автобуса пассажиры наступают друг другу на ноги. Что в этом случаи должны сделать пассажиры?
Ведущий: Как должен был поступить тот пассажир, который наступил первый на ногу другому пассажиру? Что ребята сделали верно, а что неверно? (выслушиваются ответы детей). Все мы знаем, что нельзя шуметь в транспорте, сорить, всегда нужно уступать место инвалидам, пожилым людям, женщинам с маленькими детьми.
в). Ситуация 3 : “Дети играют около проезжей части”.
Ведущий:
Чтобы правила движенья
Лучше вы могли узнать,
Эти вредные советы
Предлагаю прочитать.
Если ты на тротуаре
Вдруг решил в футбол сыграть,
Смело ты за мяч хватайся,
Не забудь друзей позвать.
Пусть водители увидят,
Как играешь ты умело,
Тормозят пусть восхищаясь
Мастерством твоей игры.
Дети обыгрывают дорожно-транспортное происшествие по вине детей, которые играли около дороги.
Ведущий: Что дети сделали неверно? Расскажите где можно играть,а где нет?
Мне, бесспорно, вывод ясен,
Что для жизни пас опасен,
Не дороги, а дворы –
Место для такой игры. (Рассказывает ребенок)
Игра – Водители”.
Ведущий : Правила таковы: Две команды стоят напротив друг друга. Между ними обручи, имитирующие дорожные кольца. Каждый игрок из команды движется навстречу друг другу, избегая столкновений. Для этого они должны объезжать по кольцам. Побеждает та команда, которая быстрее переедет на противоположную сторону.
3. Игра “Попробуй ответь!”
Ведущий: Сейчас вам ученица 2 класса задаст вопросы, а вы постарайтесь ответить. Слушайте внимательно.
Ученик: 1. Безбилетный пассажир. (Заяц)
2. Человек, пользующийся транспортом. (Пассажир)
3. Место для посадки и высадки пассажиров. (Остановка)
4. Подземный вид городского транспорта. (Метро)
5. Продавец билетов в транспорте. (Кондуктор)
6. Устройство в автомобиле для безопасности водителя и пассажиров. (Ремень)
7. Место вдоль улицы, где идут пешеходы. (Тротуар)
Собери дорожный знак”.
Ведущий: У нас будет три команды. Каждой команде дается дорожный знак в разобранном виде. Знак нужно склеить. Выигрывает тот, кто верно склеит дорожный знак.
Конкурс. “Кто больше назовет правил дорожного движения”.
Ведущий: Нужно три команды. Каждый из участников команд называет ПДД, выигрывает тот, кто больше назовет таких правил.
6. Игра “Быстрая машина”. Правила игры: Участвует 3 команды. Дети ставят ноги на ширине плеч. В каждой команде есть мяч, который дети по команде начинают передавать под ногами другому игроку. Мяч должен пройти два круга.
Игра “Автогонки”.
Правила игры: Играют 4 игрока. К веревке длиной 6-7 м привязывается машинка. По команде “Марш” дети начинают тянуть веревки. Выигрывает тот, чья машинка быстрей пересчет финишную линию.
8. Эстафета “Собери слово”
Правила игры: Участвует 3 команды. Собирают слова (водитель, пассажир, светофор). Каждый участник из команды должен допрыгать в мешке до стойки, взять карточку с одной буквой и вернуться назад, отдать мешок следующему игроку. Когда все буквы будут собраны, нужно составить слово.
9. “Несуществующий знак”
Ведущий: Вам нужно придумать и нарисовать свой дорожный знак, который не существует на самом деле, и придумать ему название. (Участвует три команды)
Ведущий:
Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Леша с Любой ходят парой.
Где идут? По тротуару.
Футбол – хорошая игра
На стадионе, детвора.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Подведение итогов.
КВН по ПДД “Наш светофор!”
Цель: Снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма; повторить основные правила дорожного движения.
Задачи: 1 . Формирование потребности в изучении и соблюдении ПДД,
2 . Развитие интереса к дорожной азбуке;
3 . Расширение и углубление знаний по ПДД;
4 . Воспитание навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Оборудование: Дорожные знаки, воздушные шары, ведро с водой, ложки, стакан; карточки с надписями “бинт, йод, вата, слабительное, лейкопластырь, резиновый жгут”, маркер, жетоны.
Ход праздника
Ведущий: Ребята, сегодня мы собрались в этом зале не просто так, а для того, чтобы повторить и вспомнить ПДД.
Для чего нужны знания ПДД?
У дорог и улиц есть свои строгие законы, своя азбука – это ПДД, которые необходимо соблюдать водителям и пешеходам. Незнание языка дорог может привести к беде, к дорожно-транспортным происшествиям. А для того чтобы с вами такого не случилось, мы вспомним ПДД.
Прочитайте надпись: Светофор – свет, который действительно помогает.
Объясните эту фразу. (Выслушиваются ответы детей).
Ребята, на дороге мы можем заметить не только светофор, но и другие различные дорожные знаки, которые мы с вами сегодня вспомним.
Дети рассказывают стихи:
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука – над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку дорог помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Ведущий: Сейчас мы с вами поиграем, будет две команды, каждая команда получит водительское удостоверение. Но, чтобы его получить каждая команда должна выбрать капитана и ответить на вопросы.
Вопросы: 1 команде:
1. Браслеты, но не украшения для рук? (наручники)
2. Сколько сигналов имеет светофор для пешеходов? (два).
3. Можно ли ходить группами по тротуару? (да)
Вопросы: 2 команде:
1. Волшебная палочка милиционера? (жезл)
2. Сколько сигналов имеет светофор для водителей? (три).
3. Какое колесо при движении автомобиля остается неподвижным? (запасное).
Просмотр иллюстраций на компьютере.
Конкурс: “Нарисуй дорожный знак”.
Все участники команды рисуют существующий дорожный знак, который им встречается по дороге в школу. (За верно нарисованный знак команда получает балл в виде жетона).
Конкурс: “Кто больше назовет марок автомобилей”.
Команды по очереди называют марки авто. Чья команда называет больше марок, получает балл.
Конкурс: “Заправщик бензина”.
Нужно из ведра (с водой) начерпать ложкой в стакан воды, чтобы стакан оказался полным. Игроки по очереди добегают до ведра и черпают по одной ложки воды в стакан. Выигрывает та команда, чей стакан быстрее окажется заполненным водой.
Ведущий: Молодцы, все садимся на места.
Ведущий: Ребята, посмотрите на воздушные шары, какого они цвета? С чем можно сравнить эти шары? (с сигналами светофора).
А сейчас мы с вами послушаем стихи про светофор.
Дети рассказывают стихи:
Светофора свет зеленый
Нам приветливо горит
Светофора свет зеленый
Означает: “Путь открыт!”
Вот однажды случай был,
Светофор заснуть решил.
Про работу он забыл
Много дел он натворил.
И повсюду тарарам,
Грохот здесь и скрежет там,
Ведь помощник нужен нам
По утрам и вечерам.
Ведущий: Ребята, нужно отремонтировать светофор. Давайте построим свой светофор.
Конкурс: “Светофор”.
Капитаны выбирают по три участника из каждой команды. С помощью своих тел, рук, ног дети должны изобразить светофор. Чей светофор окажется лучшим, та команда получает балл.
Ведущий: Ребята,а сейчася вызову по три участника из команд, дам им дорожный знак. На обратной стороне знака написано его название. Вы читаете название, а ваша команда исправляет, если это нужно.
1.“Ура, уроки отменили!” (Осторожно дети)
2.“Шарики без роликов” (Светофорное регулирование)
3.“По роялю не ходить!” (Пешеходный переход)
4.“Клад кота Леопольда” (Дорожные работы)
5.“Если видишь странный знак
Где внутри ползет “червяк” -
Погляди скорей вперед:
Там опасный поворот!”
6. “А когда “червяк” длинней -
Приготовься побыстрей,
Потому, что впереди
Поворот – да не один”.
Конкурс: “Собери аптечку”.
Командам выдаются карточки со словами “бинт, жгут, вата, анальгин, лейкопластырь, йод, жевательная резинка, конфеты, градусник, слабительное”.
Иногда родителям трудно найти общий язык со своими детьми, так что общение с ними превращается в бесконечные споры и конфликты. Психологи же утверждают, что если изменить поведение взрослого по отношению к отпрыску, то огромного количества проблем в воспитании может и не возникнуть. Как тогда взаимодействовать с ребенком, чтобы избежать многочисленных конфликтов с родителями и сверстниками?
Правила активного слушания
Не всегда даже школьник может точно выразить свои чувства, если он потерпел неудачу, поссорился с кем-то, обиделся, устал или когда с ним поступили несправедливо. Что уж говорить про дошкольника! Но подобные ситуации могут стать причиной конфликтов и трудностей во взаимодействии со сверстниками. Родителям в таком случае необходимо услышать свое чадо, показать, что они знают о его проблемах, помочь озвучить его переживания. В психологии этот способ называется «активное слушание».
Возвращать в разговоре то, что вам поведал ребенок, обозначая при этом его чувства, – это и есть активно его слушать. Есть несколько основных правил общения с детьми с помощью активного слушания.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Маленькие манипуляторы: как реагировать на уловки ребенка? 10 наиболее удачных детских фраз —
Как правильно обсуждать поведение ребенка?
Итак, вы выслушали ребенка, но это совершенно не означает, что вы добились решения конфликта. С помощью активного слушания вы всего лишь показали, что не безучастны к его проблемам. Теперь же нужно эти самые проблемы с поведением решить.
- Выберите подходящее время для разговора
Допустим, вам сообщили о конфликте вашего отпрыска с одноклассником (одногруппником). Не начинайте серьезный разговор, когда он расстроенный и уставший пришел из школы (детского сада). Пусть он сначала отдохнет, пообедает, а уже потом приступайте к беседе. Если вы сами вернулись накрученная (к примеру, с родительского собрания), отдохните немного и переключитесь на что-то другое.
- Находите плюсы
Вы любите, когда вас критикуют? Вот и дети чувствуют при замечаниях обиду и раздражение. И все же критиковать неправильные поступки ребенка необходимо. «Подсластите» свои не очень приятные слова небольшой, по возможности искренней похвалой. Например: «У тебя замечательный голос, но нельзя петь за обедом в детском саду», «Ты очень хорошо управляешься с мячом, но играй, пожалуйста, в футбол не в классе, а на поле» или «Я рада, что ты честна со мной. Однако когда в следующий раз пойдешь в гости, спроси у меня разрешения».
- Предложите выбор
Почему чадо так активно сопротивляется вашим указаниям? Психологи отвечают: это его естественная тактика отстаивания собственной независимости. Чтобы избежать конфликтов, предложите детям выбор. Например: «Что ты хочешь на обед: кашу или макароны?», «Ты помоешь посуду или погуляешь с собакой?» или «Ты сама наденешь платье, или тебе помочь с пуговицами?»
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Предоставляя ребенку выбор, вы позволяете ему думать и размышлять самостоятельно. Возможность альтернативы способствует повышению детской самооценки. При этом взрослые, с одной стороны, сохраняют контроль над поступками отпрыска, а с другой – удовлетворяют его потребность в независимости.
- Обратитесь за решением проблемы к детям
Эта необычная тактика особенно эффективна с детьми младшего школьного возраста, так как они хотят большей ответственности. Спросите у ребенка: «Милый, ты много времени тратишь на просыпание и одевание по утрам. Из-за этого ты почти каждый день опаздываешь к первым урокам. Да и я не успеваю на работу. Думаю, что необходимо с этим что-то делать. А ты какое решение этой проблемы можешь предложить?»
Подобный вопрос заставляет детей почувствовать себя ответственными и взрослыми людьми. Они понимают, что и у родителей не всегда есть готовые ответы на любую проблему. Ждите от них множество предложений!
- Расскажите о своих чувствах
Говорите с детьми о том, что чувствуете: «Меня категорически не устраивает, как ты разговариваешь со мной. А тебе бы хотелось, чтобы на тебя кричали?» Дети старше пяти лет буквально захвачены идеями справедливости, так что обязательно поймут вашу точку зрения, если, конечно, вы не скажете ее в пылу ссоры. Успокоившийся ребенок – самый ярый защитник и сторонник золотого принципа: «Поступай так, как желаешь, чтобы поступали с тобой».
- Не сравнивайте с другими детьми
И самое главное – никогда (тем более в расстроенных чувствах) не сравнивайте своего отпрыска с другими, воспитанными и примерными, по вашему мнению, сверстниками. В вашем ребенке есть то особенное качество, которое отличает его от всех остальных детей. А если уж назрела необходимость сравнения, делайте это, соотнося прошлое его поведение с настоящим.
Вы можете скачать с нашего Яндекс диска Памятку для родителей — 21 способ избежать конфликта и наладить отношения с ребенком —
ЭТИКЕТ
для дошкольников старшего возраста.
Решение проблемных игровых ситуаций детьми.
Отяшкина Валентина Павловна,
высшей
квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 363»
г. Перми
Цель: Формировать способы социального поведения дошкольников в различных ситуациях, через решение поведенческих проблемных игровых ситуаций,
Задачи:
Учить детей правильному поведению в социуме.
Развивать способности к самооценке, саморегуляции поведения и деятельности.
Формирование связной речи
Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.
На сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении, занижается самооценка человека. А это в дальнейшем мешает человеку быть успешным в жизни.
Решить эту проблему можно – уже с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни.
Таким образом, актуальность такого вопроса как этикет для детей дошкольного возраста вытекает из потребности современного общества в развитии поведенческой культуры человека
Этикет для детей не является формальным заучиванием каких-либо стандартных правил, принятых во взрослом обществе. В первую очередь, это игровая деятельность ребёнка в которой он познаёт правила этикета.
Для решения поставленных задач мною была создана программа «Правила хорошего тона для дошколят», из которой, вашему вниманию предлагается раздел: « Общение и взаимоотношения людей », в этом разделе имеются проблемные игровые ситуации. Дети разыгрывают предложенные проблемные ситуации, активно вступают в диалог, находят своё решение, и объясняют его.
Раздел. « Общение и взаимоотношения людей»
Правила хорошего тона”.Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения.
Занятия, беседы, экскурсии, викторины, анкеты, игры на развитие коммуникативных умений.
Карточки с этикетными формулами, таблицы по этикету, слайды.
Формировать у детей навык культурного обращения друг другу.
“В мире вежливости”. Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.
Занятия, беседы, экскурсии, викторины, инсценировки ситуаций по теме.
Карточки с этикетными формулами, видеофильмы, слайды по этикету.
Проблемные ситуации.
Воспитывать культуру этикета в общении с людьми.
«Эмоции и чувства»
Какие чувства и эмоции присуще человеку.
В какой форме они проявляются.
Инсценировки,
круглый стол, викторина, игровые действия.
Карточки с вопросами, иллюстрации по этикету, решение проблемных ситуаций.
Дать знания об эмоциональной сфере человека и умению владеть своим поведением.
“Беседа по телефону”.
Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.
Занятия, беседы, инсценировка ситуации по теме, викторина, игры по теме, конкурсы.
Видеозаписи, аудиозаписи, слайды по построению разговора по телефону. Карточки с заданьем. Проблемные ситуации.
Формирование у детей навыков общения по телефону.
Проблемные ситуации:
Мама утром разбудила тебя вовремя, но ты очень долго просыпался и вновь опоздал на зарядку в детский сад.
Что ты скажешь маме и воспитательнице? Каким тоном. Разыграй эту ситуацию.
Твой друг оскорбил тебя словом, сказав, что то плохое. Что ты ему скажешь и каким тоном?
Один мальчик у тебя на глазах обрывает лапки у насекомого.
Как ты поступишь, что ты ему скажешь, каким тоном?
Разыграй ситуацию.
У тебя в гостях случайно девочка пролила компот на скатерть.
Что ты станешь делать? Разыграем эту ситуацию.
Ты видел, что твой сверстник вытер свои грязные руки чужим полотенцем. Твои действия?
Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись.
Кто из них должен уступить дорогу другому, если одному мальчику 10 лет, а другому 8лет.
Так получилось, что на твой день рождения тебе вручили три одинаковых подарка. Как ты отреагируешь на это, что скажешь гостям, каким тоном? Изобрази это.
Одна девочка обозвала тебя плохими словами, твой друг её толкнул, заступаясь за тебя. Твои действия в этой ситуации? Разыграй эту ситуацию.
Во время игры твой товарищ наткнулся на тебя, и ты упал, ушибся.
Как ты поступишь, что скажешь? А теперь представь, что по твоей вине ушибся ребёнок. Твои действия, изобрази.
На твоих глазах кто- то сломал ветку дерева, наигравшись ею, бросает на землю. Что ты сделаешь в этом случае? Расскажи.
Дети должны усвоить, что быть культурным нужно всегда, а не по определенным дням или с определенными людьми.
Благодаря специально разработанным, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.
Этот материал может использоваться воспитателями непосредственно в образовательной деятельности и родителями в повседневной жизни.
Литература.
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2015.
Богуславская, Н. Е. Веселый этикет / Н.Е.Богуславская, Н. А. Купина. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2002.
Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками/ С.О.Николаева. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004.
Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 1997.
Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. - Екатеринбург, 1996.
Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. - М., 1998.
11 КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ
Наверно, многим из нас приходилось становиться свидетелем или участником неприятной ситуации на детской площадке. Для некоторых родителей такая ситуация является поводом для раздувания настоящего конфликта с целью выяснения кто «круче», а для других – возможностью показать своему ребенку пример поведения в обществе.
У маленьких детей пока нет никакого опыта общения. Они живут своими чувствами, эмоциями и желаниями и пока не в состоянии сознательно управлять своим поведением.
Поэтому, оказавшись в конфликтной ситуации, малыши не раздумывают, а действуют по инерции, в соответствии со своим темпераментом: кто-то уступает и молча отходит, кто-то плачет и бежит к маме, а кто-то дерется, толкается или кусается.
Задача родителей – помочь своему ребенку научиться разрешать затруднительные ситуации так, чтобы он мог отстаивать свою правоту и в тоже время не ущемлять интересы других детей. Т.е. научить его общаться: как вместе играть, как разрешать спор, как договариваться друг с другом, как играть по очереди, как меняться игрушками, как просить или предлагать что-то, как отказываться от совместной игры, как оказывать помощь.
Рассмотрим примеры возможных конфликтных ситуаций.
Конечно, лучше не доводить дело до конфликта, а попытаться вовремя отвлечь ребенка, переключить внимание, занять чем-то другим. Но если спорная ситуация возникла – очень важно оказать своему малышу максимум поддержки и быть на стороне ребенка, каким бы неправильным ни был его поступок.
Это не значит, что Вы должны говорить своему ребенку что-то типа того: «Правильно, не нужно давать никому свой паровозик!» или «Этот мальчик злой, он тебя стукнул, а ты хотел только взять его мяч!». Лучше выслушать ребенка, принять его чувства, озвучить их, объяснить, что чувствует другой ребенок, и показать, как можно исправить положение.
В любой ситуации малыш должен знать, что он всегда хороший, несмотря ни на что, хотя его поступки иногда оставляют желать лучшего. Помните, как говорил Наф-Наф: «Дом поросенка должен быть крепостью». Для Вашего ребенка крепостью являетесь Вы – его родители.
Ситуация 1. Делают замечание вам
Ваш малыш беззаботно шлепает по лужам или кувыркается в снегу. А на вас со всех сторон сыплются критические замечания о вашей родительской «профпригодности».
Скорее всего, Вы ощущаете внутренний протест: «Какое имеют право эти чужие люди меня критиковать! Да еще, в присутствии моего ребенка!». Иной раз бывает так тяжело сдержаться. Но бесполезно вступать в пререкания. Спор ни к чему не приведет, и каждый останется при своём мнении. Это всё равно, что спорить, в каком месте кому заходить в море – каждый выбирает там, где ему удобнее (пляж-то большой). Так что спор – это пустая трата времени и нервов.
Можно поступать так же, как кролик Кочерыжка (в сказке М.Пляцковского), который на грозные замечания и угрозы Медведя, Тигра и Льва отвечал очень вежливо: «Здравствуйте! Рад вас видеть». А всё дело в том, что у кролика уши были заткнуты ватой, и он ничего не слышал! Почему бы и нам не последовать примеру этого кролика?
Ситуация 2. Делают замечание вашему ребенку
Вы с малышом хорошо погуляли! Результат налицо: кроха с ног до головы облеплен грязью. По пути домой вам встречается вездесущая соседка и начинает причитать: «О-о-й! Какой ты грязный! Разве можно так пачкаться?! Теперь маме придется стирать всю твою одежду!»
Ребенок может очень болезненно воспринять замечание постороннего человека. И если мама вовремя не заступится за него, как не заступилась в прошлый раз и не заступится в следующий, это может сделать ребенка неуверенным в себе и привести к тому, что он начнет стесняться и бояться чужих людей. К тому же впредь, когда другие дети будут говорить о вашем крохе плохо, он будет принимать это как должное.
Ваши действия (или) Подсказка:
Переведите порицание соседки в более мирное русло. Дружелюбным тоном поведайте ей о положительной стороне вашей прогулки: «Да, мы замечательно погуляли! Теперь идем домой, счастливые, довольные и, конечно же, порядком испачканные. Но разве без этого можно хорошо погулять?! Хорошо быть маленьким!»
Ситуация 3. Ребенок пытается вернуть свою игрушку
Ваш малыш мирно копается в песочнице. К нему подходит другой малыш и забирает его игрушку. Ваш кроха разгневан и пытается силой вернуть свою собственность.
Для начала давайте подумаем, почему дети так бурно реагируют, когда берут их игрушки? Ответ прост: во первых им жаль расставаться со своей игрушкой, а во вторых, они пока не понимают, что игрушки берутся на время, и всегда возвращаются к своим хозяевам. И только после 3-х лет ребенок начнет понимать, что такое собственность.
Ваши действия (или) Подсказка:
Срочно разнимите «сцепившихся намертво» малышей.
Покажите своему ребенку, что вы на его стороне: «Ты хочешь, чтобы машинка осталась у тебя?»
Скажите о чувствах и желаниях другого ребенка: «Мальчику понравилась твоя игрушка, и он хотел бы с ней немного поиграть. Давай, дадим ему её ненадолго. Знаешь, как он обрадуется!». Обращаемся к мальчику: «Ты хочешь поменяться игрушками?»
Если ваш ребенок не соглашается расставаться со своей игрушкой ни при каких условиях, что ж, это его право. Вежливо откажите просителю: «Извини, (имя мальчика), (имя своего ребенка) хочет сам пока поиграть в свою машинку».
Но если конфликт продолжает нарастать, можно попробовать переключить внимание детей на какую-то общую игру: нагружать трактором песок в машинку или поиграть в салки-догонялки. И уж если игра совсем не налаживается – развести по разным «углам».
Таким образом, мы не «зациклившемся» на негативном поведении своего ребенка (в какой-то степени оно даже оправдано – он защищал свою собственность доступными ему способами), а показываем, как надо поступать в подобных ситуациях. Т.е. нужно не драться, а договариваться словами.
Ситуация 4. Ребенок плачет и не знает, как вернуть свою игрушку.
Ваш ребенок мирно копается в песочнице. К нему подходит другой малыш и забирает игрушку вашего чада. Ваш малыш с плачем бежит к вам….
Не стоит волноваться из-за того, что ваш малыш пасует перед «противником». Он наверняка научится отстаивать свою собственность, если вы будете учить его, как это делать. Только не всё сразу, скорее всего он прибегнет к вашей помощи ещё неоднократно.
Ваши действия (или) Подсказка:
Присядьте возле малыша, загляните ему в глаза и озвучьте его чувства и желания: «У тебя забрали игрушку? А ты хотел сам в нее поиграть? Тогда давай вместе попросим ее вернуть». Или: «Ты переживаешь, что мальчик тебе не вернет игрушку? Он в неё немного поиграет и отдаст тебе – это же твоя игрушка. А мы, давай, пока построим из песка крепость!».
Если ваш ребенок продолжает настаивать на возврате своей собственности, тогда возьмите своего малыша за руку, подойдите к «обидчику» и скажите: «Малыш, это наша игрушка. И (имя ребенка) сам хочет в нее поиграть. Отдай, пожалуйста».
Если малыш упрямится, опять же можно предложить поменяться игрушками, но если никто этого не хочет, просто мягко заберите игрушку из рук другого ребенка.
Ситуация 5. Ваш ребенок взял чужую игрушку
На детской площадке гуляет много малышей. Повсюду лежат игрушки: тут - каталка с ручкой, тут - машинка на веревочке, тут - детская колясочка, тут - мяч... Ваш ребенок подходит, берет мяч и предлагает вам в него поиграть.
Все дети очень любознательны, они активно исследуют мир, и нет ничего предосудительного в том, что их интересуют не только свои, но и чужие игрушки.
Ваши действия (или) Подсказка:
Если это игрушки ваших знакомых детей, нужно подойти к хозяину-ребенку, а еще лучше к его маме - она точно разрешит, и есть вероятность, что конфликт не возникнет - и попросить у неё. В конце игры важно обратить внимание своего ребенка на то, что игрушку нужно вернуть на место.
Если вы не знаете, чья эта игрушка, можно громко об этом спросить у присутствующих. Если найти хозяина игрушки мало шансов, нужно кратко разъяснить ребенку ситуацию: «Мы не знаем, чья это игрушка, а без разрешения – брать нельзя». Можно вместе помечтать, как вы хотели бы, чтобы у него была такая же игрушка или подобная, а затем постараться отвлечь малыша на что-то другое.
Бывает, что ваш ребенок, во что бы то ни стало, хочет поиграть именно в эту игрушку и уже трепетно прижимает её к груди, хотя хозяин так и остается неизвестным. Тогда (во избежание громкого плача) можно предложить ребенку такую альтернативу: «Мы берем игрушку и отправляемся на поиски её хозяина». Походите с игрушкой, поищите, может и найдете хозяина, а если и нет – так всё равно, ваш малыш, хоть немного, а поиграет с ней и вернет потом на место (и овцы целы, и волки сыты).
Ситуация 6. Ваш ребенок отнимает игрушку
Ваш малыш подходит к другому малышу и отбирает у него игрушку, тот плачет и пытается вернуть свою собственность обратно. Или вашему малышу дали поиграть во что-то, а теперь хозяин игрушки сам хочет в нее поиграть.
В подобных ситуациях важно научить кроху уважать чужую собственность, чтобы постепенно закладывалось и формировалось понятие «моё - твоё».
Ваши действия (или) Подсказка:
Скажите своему ребенку: «Я понимаю, что ты хочешь поиграть с этой игрушкой. Эта игрушка (имя ребенка), и он пока сам хочет с ней играть. (Эту фразу желательно строить без союза НО, так как ребенок может подумать, что его чувства неважны, потому что есть это «но…»). Ты можешь попросить ее попозже, когда (имя ребенка) захочет играть в другую игрушку, а пока давай … ». Возможно, что через некоторое время другой малыш действительно согласится на время расстаться со своим «сокровищем».
Другой вариант: Спрашиваем у своего ребенка, хочет ли он поменяться с мальчиком игрушками, и если он согласен, предлагаем хозяину игрушки совершить временный обмен игрушками с вашим ребенком (лучше предложить несколько игрушек на выбор).
Ситуация 7. Ваш малыш на дворовых качелях
Ваш малыш качается на качелях. Тут подходит другой ребенок с явным намерением тоже покачаться.
В принципе, раз ваш ребенок первым занял качели – они пока «его», но в разумных пределах, конечно.
Ваши действия (или) Подсказка:
С появлением ребенка, желающего покачаться на тех же самых качелях, нужно начать готовить ребенка к мысли о том, что качели скоро придется уступить: «Вот малыш тоже хочет покачаться, давай еще 20 раз качнемся и пойдем… (предложите достойную альтернативу: покатаемся с горки, покрутимся на каруселях, по раскачиваем на качелях этого самого малыша)».
Если Ваш малыш упрямится и не хочет уступать качели, предложите ему тогда дать поиграть в одну из его игрушек стоящему в очереди ребенку. Или придумайте способ отвлечь его.
Ситуация 8. Ваш малыш хочет качаться на качелях, а они заняты
Вы с малышом приходите на детскую площадку. Его внимание привлекают качели, которые конечно оказываются занятыми…
Теперь ситуация противоположная – качели оказались заняты. Вы и ваш малыш достаточно долго «стоите в очереди», ожидая, когда они освободятся, но качающийся на них ребенок и не думает с ними расставаться.
Ваши действия (или) Подсказка:
Для начала можно просто попросить качающегося малыша уступить вам качели;
Предложить качающемуся малышу интересный обмен: он вам качели, вы ему свой велосипедик;
Переключить внимание своего ребенка на альтернативное, но не менее интересное занятие.
Ситуация 9. Ваш малыш не может дать сдачи
Ваш малыш стоит возле вас, тут к нему подходит другой ребенок и ни с того ни с сего его бьет (толкает, кусает и т.п.). Ваш малыш теряется и не знает, что делать.
У Вас должна быть твердая установка: никто не смеет бить вашего ребенка, и ваш ребенок не должен сомневаться, что это действительно так. Поэтому все Ваши дальнейшие действия должны быть направлены на то, чтобы дать понять своему сыну или дочери, что делать, если его/её права нарушены.
Но, возможно, сначала он должен окрепнуть и морально дорасти до того, чтобы действовать так, как вы ему советуете. Поэтому нельзя насильно заставлять малыша следовать вашим советам, иначе ребенок будет переживать не только из-за того, что его обидели, но еще и из-за того, что он не может выполнить ваши рекомендации.
Ваши действия (или) Подсказка:
По возможности, предотвратите конфликт - перехватите руку замахивающегося ребенка, но если уже не успели, то:
Опуститесь перед своим ребенком на корточки, обнимите его, пожалейте, скажите: «Тебе больно…»;
Дети бояться всего непонятного; поэтому объясните своему ребенку поведение мальчика: «Наверно, мальчик хотел с тобой поиграть, но не знал, как тебе это сказать»;
Строго скажите обидчику: «Моего сына бить нельзя! Если ты хочешь с ним играть – так и скажи: «давай играть».
В данной ситуации Вы должны учить ребенка стоять за себя. Поначалу Вам придется выступать в роли защитницы своего малыша, чтобы показывать ему образец будущего самостоятельного поведения. Действуйте всегда по одному и тому же принципу, но не ждите, что после первых же «уроков» ваше чадо даст достойный отпор обидчику.
Ситуация 10. Ваш малыш бьет в ответ
Вашего малыша толкнули (ударили, обидели, обсыпали песком). Недолго думая, он дает сдачу.
Дети эмоциональны и, даже если они уже и знают, что драться нельзя и сами озвучивают это, то в критических ситуациях действуют так, как им подсказывает их первоначальный импульс: ударить, толкнуть, отобрать, не уступить.
Предпочтительнее не доводить дело до драки и разрешать ссоры путем мирных переговоров. Но бывают ситуации, когда действительно остается только одно - дать сдачи, ибо никакие увещевания не действуют. И все-таки, по возможности, предлагайте своему крохе более мирные альтернативы.
Ваши действия (или) Подсказка:
Скажите коротко обоим: «Драться нельзя!»
Скажите о том, какое действие вы считаете правильным: «Нужно довариваться, предлагать поменяться и играть вместе».
Дома обыграйте произошедшую ситуацию на игрушках, стараясь донести мысль о том, что давать сдачи можно только после предупреждения и не бить сильно.
Ситуация11. Ваш ребенок обижает другого малыша
Ваш малыш явно обижает другого ребенка (обсыпает песком, толкает, бьет или кусает).
Ваш малыш поступает так, по нескольким причинам: не умеет конструктивно общаться с детьми; экспериментирует подобным образом «а что будет, если….», привлекает к себе ваше внимание. При этом он следит за вашей реакцией. Если ваша реакция слишком бурная и всегда разная – он наверняка продолжит свои эксперименты. Поэтому надо выработать четкую схему реагирования на подобные проделки малыша. Необходимо учить ребенка контролировать свои агрессивные действия и переводить их в адекватные выражения своего гнева.
Ваши действия (или) Подсказка:
Уделите максимум внимания пострадавшему ребенку: «Тебе больно. Извини, пожалуйста … (имя вашего ребенка). Он пока не знает, что песком кидаться нельзя!»
Обратитесь к своему ребенку, сделайте ему короткое замечание и помогите исправить ситуацию: «Кидаться песком нельзя! Мальчику/девочке неприятно (больно). Давай теперь вместе отряхнем малыша (пожалеем, погладим...)».
Помогите детям наладить конструктивное взаимодействие: «Хотите, я научу вас копать глубокие колодцы? Тогда берите лопатки…»
В домашних играх с игрушками проигрывайте и проговаривайте, что драться нельзя
Очень часто дети реагируют на проигрыш бурными эмоциями – слезами, криками, устраивают истерики и полностью утрачивают интерес к тому, что у них не получилось. Если не предпринимать попытки изменить ситуацию, то по мере взросления реакция на проигрыш будет проявляться все сильнее. И это будет выглядеть некрасиво, например, когда шестнадцатилетний ребенок закатывает истерику по поводу любого отказа родителей.
Почему дети хотят всегда быть первыми?
Мы с раннего детства прививаем ребенку установку, что быть первым - важнее всего. “Кто первый до кровати?”, “Кто первый съест кашу?” и т.п. В этом нет ничего плохого. И желание побеждать - это важное качество, которое помогает добиваться успеха в жизни. Но мы не учим ребенка проигрывать… Мы поддаемся в игре, во всех состязаниях с папой или мамой побеждает ребенок. Но когда ребенок попадает в детский коллектив, он получает серьезное разочарование: некоторые дети быстрее бегают, едят, и строят более высокие башни. Поэтому нам, родителям, важно научить ребенка проживать поражение.
6 советов родителям, как научить ребенка проигрывать
- Разрешить ребенку сталкиваться с негативным опытом. В первую очередь, нам следует разрешить ребенку ошибаться. Пусть он сам столкнется с последствиями своих действий (конечно, если они не касаются жизни и здоровья ребенка и окружающих).
- Не стоит требовать всегда и во всем быть лучшим. Важно замечать склонности и особенности вашего ребенка и выделять их, хвалить, поощрять, поддерживать. Если все время ребенка стимулировать к получению первого места, любой провал он будет очень тяжело переносить.
- Хвалите ребенка за старания и успехи. Воспитывайте трудолюбие и упорство. Это больше пригодится в жизни, чем простые, ничем не подкрепленные амбиции быть первым. Не обманывайте ребенка. Если его рисунок вам не нравится, не стоит восклицать: “О! Как красиво!” Лучше скажите правду: “Мне нравится, как ты старался, как подобрал цвета. Но я знаю, что ты можешь аккуратнее нарисовать”.
- Следите за своими реакциями на ошибки и поражения ребенка. Сдержите свое разочарование. Поддержите ребенка и покажите, что важно то, что он старался победить и приложил много усилий. Для начала примите эмоции, покажите, что плакать и расстраиваться от поражения - вполне нормально. А когда эмоции утихнут, поговорите о проигрыше и его причинах. Может, стоит подобрать другой подход в занятиях или просто больше тренироваться, а может, это не то направление, в котором нужно совершать победы.
- Не стоит смеяться над проигрышем, ребенок не поймет такую поддержку и подумает, что смеются над ним.
- Также не стоит ругать ребенка и обижаться на него. Для вас это всего лишь слова, а для него – трагедия. Научите ребенка радоваться за победителя. Ведь и другие будут радоваться в случае его победы. И самое главное, что должен понять ребенок, – соревнования и игра тем и интересны, что никто не знает, кто станет победителем.