Занятие по конструированию из бумаги. Теперь работать будем с ним
Цель: создание условий для воспитания нравственных качеств, чувства сопереживания, желания делать добрые поступки.
Задачи:
Обучающие: продолжать знакомить детей с одним из способов конструирования из бумаги: создавать поделку на основе бумажной гармошки, дополняя ее характерными деталями.
Развивающие: совершенствовать умение вырезать округлую форму из квадратного листа бумаги, технику симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое.
Воспитывающие: воспитывать навыки сотворчества, взаимопомощи, умение создавать коллективную композицию.
Материал: Ноутбук, экран, заготовка прямоугольной формы (улей). Презентация. Раздаточный материал по количеству детей: полоски черного и желтого цвета размером 2×15 см., бумага квадратной формы желтого цвета размером 2×2,бумага прямоугольной формы желтого цвета, сложенная пополам 3×6 см., клей, ножницы, салфетки, фломастеры.
Дети проходят в группу.
Воспитатель: Проходите, ребята, присаживайтесь. Все удобно сели? Ребята, а где Вася?
Ответы детей: Вася заболел.
Воспитатель: Как жаль, ребята, что Вася заболел. А как вы думаете, как себя чувствует больной человек?
Ответы детей: У него температура, жар. Ему плохо.
Воспитатель: Вы правы, наверное, ему грустно, одиноко одному. Ребята, хотела вам сегодня сказку рассказать, но сейчас у меня возникла другая идея. А давайте, мы все вместе сделаем Васе подарок. Он обрадуется, у него поднимется настроение и он быстрее поправиться.
Ответы детей: Давайте. Он очень обрадуется.
Воспитатель: А из чего можно сделать подарок?
Ответы детей: Из бумаги, из ткани, из коробок.
Воспитатель: Давайте сделаем из бумаги. А интересно, бумага всегда была?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Нет, ребята, бумага, на которой мы сегодня пишем, рисуем, появилась не сразу. А как все было, я вам сейчас покажу.
Рассказ воспитателя сопровождается презентацией.
В начале, были камень и глина. Глиной писали на камне. Затем появились деревянные дощечки, покрытые слоем воска. Позже появился папирус. Растение разрезали, складывали друг на друга, смазывали клеем, сушили на солнце и после сворачивали в трубочки. Время шло, люди стали использовать шкуры животных (телят и овец). Материал для письма назывался пергамент. И только потом появилась бумага – самый удобный материал для письма. Как вы думаете, для чего можно использовать бумагу?
Ответы детей: Для рисования, письма. В нее можно заворачивать игрушки, продукты. Делать из бумаги игрушки…
Итог беседы. Педагог подводит итог беседы.
Воспитатель: Мы с вами уже сказали, что из бумаги можно сделать красивые подарки. Посмотрите, пожалуйста, у меня есть вот такая заготовка (улей).
Как вы, думаете, чтобы это могло было быть? На что она похожа?
Ответы детей: На домик для пчел.
Воспитатель: Правильно. А как называется домик для пчел? Кто знает?
Ответы детей: Улей.
Воспитатель: Ребята, а давайте сделаем пчел из бумаги, посадим их в этот улей. У нас получится замечательный подарок для Васи?
Ответы детей: Давайте!
Воспитатель: А вы умеете делать пчел? Я вас сейчас научу.
Показ образца: Вот такую пчелу каждый из вас будет делать. Давайте ее рассмотрим. Что у нее есть? (туловище, голова, крылья).
Для того чтобы сделать туловище, необходимо изготовить вот такую гармошку. Для этого мы берем две полоски бумаги: черного и желтого цветов. Черная полоска бумаги лежит на столе вот так – горизонтально, а желтая – вертикально. Конец полоски черного цвета намазываем клеем и приклеиваем к нему к нему конец желтой полоски, совмещая при этом углы и стороны. Теперь нижнюю полоску заворачиваем на черную и проглаживаем линию сгиба. Затем желтую полоску заворачиваем на черную и проглаживаем линию сгиба. И так по очереди складываем полоски, пока не получится гармошка. Туловище готово.
— Аня, из какой фигуры будем вырезать голову?
Ответы детей: Их желтого квадрата.
Воспитатель: Хорошо. Расскажи ребятам, как это сделать (педагог привлекает детей к объяснению уже знакомых способов вырезания).
Воспитатель: А как крылья будем вырезать? Сколько крыльев должно получиться? Бумагу держим вместе, не разворачивая (вырезание из бумаги, сложенной пополам).
Ответы детей: Склеиваем детали вместе.
Воспитатель: Правильно. Голову приклеиваем к передней части туловища. Крылья где? По краям туловища с двух сторон. Ну что все понятно? У кого возникнут трудности, я обязательно помогу. Я думаю, что вы все прекрасно справитесь.
Физкультурная минутка:
Полетели наши пчелки
Собирать нектар с пыльцой.
Жу-жу, жу-жу.
Над цветами я кружу.
Хоть наша пчелка и мала,
Но велики ее дела.
Немного времени пройдет,
И будет самый сладкий мед.
Перед началом работы необходимо вспомнить правила работы с ножницами.
Дети приступают к выполнению задания. Педагог оказывает индивидуальную помощь, следит за осанкой.
Каждый закончивший работу, несет свою пчелку к улею, убирает рабочее место и оказывает помощь другим детям.
Итог: Дети сидят за столами.
Ну что, ребята, вам нравиться наша поделка? Как вы думаете, Васе она понравится?
Да, понравится.
Я думаю, она ему поднимет настроение, и он очень скоро поправится. Сегодня вечером я передам наш подарок Васе. Всем спасибо.
Список использованной литературы:
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из фольги: Методическое пособие для ДОУ и начальной школы. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 128с. – (Серия «Вместе с детьми»).
2. Козлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 64с. – (Серия «Библиотека воспитателя»).
3. Черныш И.В. Забавные поделки к праздникам. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 192с.: цв. ил. – (Внимание: дети!).
Видео занятия
Самоанализ педагога
При планировании непосредственно-образовательной деятельности, я определила решение следующих задач:
Обучающие: продолжать знакомить детей с одним из способов конструирования из бумаги: создавать поделку на основе бумажной гармошки, дополняя ее характерными деталями.
Развивающие: совершенствовать умение вырезать округлую форму из квадратного листа бумаги, технику симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое.
Воспитывающие: воспитывать навыки сотворчества, взаимопомощи, умение создавать коллективную композицию.
Но главная моя цель — создание условий для воспитания нравственных качеств, чувства сопереживания, желания делать добрые поступки. Сам сюжет занятия завязан на оказании помощи больному товарищу, что стало хорошей мотивацией к предстоящей деятельности. При подаче познавательного материала о бумаге, использовала презентацию. Думаю, что это был более эффективный метод, чем, допустим традиционная беседа с рассматриванием иллюстраций. Дети с интересом смотрели презентацию, и, что меня порадовало, без всякой предварительной работы ответили на все вопросы. Если взять во внимание, что это дети с ЗПР, тем отраднее. Значит, материал был воспринят и понятен.
При изготовлении пчелки я использовала схему — подсказку, гармошки из бумаги — частичный показ, т. к. здесь цель была закрепить ранее полученные знания. Как вырезать круг из квадратного листа бумаги, а также технику симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, рассказали сами дети. Эти способы вырезывания из бумаги им хорошо знакомы и моя цель была их закрепить.
Физминутка способствовала не только смене статического движения, но и доставила детям радость.
В ходе самостоятельной деятельности детей, я старалась создать ситуацию успеха тем детям, которые испытывали трудности. Ненавязчиво направляла, помогала, ведь главное – чтобы каждый сделал свою пчелку.
Дети хорошо справились с поставленной задачей. Каждый самостоятельно сделал свою поделку, и в общем получилась общая коллективная работа. Желание помочь больному другу, чувство сопереживания объединило ребят в общем порыве. При рассматривании общей композиции, дети эмоционально реагировали на поделку, каждый хотел рассказать о своей пчелке. Один ребенок не справился с заданием и приклеил своей пчелке квадратную голову. Этот мальчик изначально не желал участвовать в нашей общей деятельности. Причина в личном непринятии болеющего ребенка и в открытом конфликте между ними. Это открытая провокация, протест и желание привлечь к себе внимание, а ни незнание приемов вырезывания. Общими усилиями мы выяснили, что в природе не встречаются такие пчелы. И голова у нее все-таки должна быть круглой. Из ответов детей я выяснила, что занятие ребятам понравилось, предлагаемый материал усвоен.
Конспект занятия по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый снеговик»
Бородачева Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ №38 «Черемушки», город Междуреченск, Кемеровская область.Анонс: Данная разработка будет интересна воспитателям старшей группы, родителям детей старшего возраста, дети очень любят конструировать из бумаги, а особенно сказочных героев, таких снеговиков можно использовать в качестве игрушки и для украшения интерьера группы.
Цель: Изготовить с детьми снеговиков из цветной бумаги и картона.
Задачи;
Образовательные: Учить детей из прямоугольника, путем склеивания получать цилиндр, вырезать по шаблону части для снеговика, закрепить приемы работы с ножницами.
Развивающие: Развивать умения самостоятельно украшать изделие, соблюдать пропорции, конструктивные способности детей.
Воспитательные: Воспитывать любовь к зимней природе, интерес к новогодней тематике.
Материалы: Картон белый и цветной, цветная бумага, ножницы, фломастеры.
Предварительная работа: Чтение произведения В. Сутеева "Снеговик почтовик", рассматривание иллюстраций на тему зима, разгадывание загадок на зимнюю тематику.
Ход занятия: (Стук в дверь). Входит снеговик.
Снеговик: Здравствуйте ребята, вы узнали меня? (Снеговик показывает движения дети повторяют).
Загадка: Друг на друге три шара(показывают шары руками)
Их скатала детвора(Дети гладят себя по голове)
На последок очень ловко, прилепили нос морковку (поочередно дотрагиваются указательными пальцами до носа),
Не, почем ему мороз (грозят пальцем),
Аж, вспотел морковный нос,
И к метелям он привык (Дети выполняют круговые движения кистями рук),
Кто же это?
Да, все верно я снеговик. А, пришел я к вам за помощью, дед Мороз поручил мне приготовить для ребят подарки, а я один не справляюсь, мне нужны помощники. Вы, мне поможете? Хорошо, для начала мы с вами поиграем, чтобы вы не заскучали.
Дидактическая игра «Найди варежке пару».
Цель: Учить детей находить предметы по сходному признаку.
(Под музыку дети двигаются по группе, на слова раз, два три пару найди, дети должны найти пару рукавичке.)
Снеговик: Ребята, а как вы думаете из чего сделан снег? Все верно из разных снежинок, посмотрите у меня есть разные снежинки, и большие и маленькие, давайте найдем самых маленьких, а теперь самых больших, и средних, построим ряд от самой большой до самой маленькой, от самой маленькой до самой большой.
Дидактическая игра: «Снежинки»
Цель: Закрепить понятия большой и маленький, учить строить логические цепочки.
Снеговик: Ребята, вы молодцы, мы с вами поиграли а теперь за дело, помогите мне изготовить друзей снеговиков, чтобы мы могли помочь Деду Морозу вовремя собрать подарки для ребят.
Ход работы:
1. По шаблонам вырезаем голову, шляпу, метелку и прямоугольник для туловища.
2. На голову приклеиваем шапку.
3. Дорисуем фломастером глаза, рот и приклеим нос.
4 Из прямоугольник склеим цилиндр, и украсим его пуговицами.
5 На цилиндре с двух сторон сделаем надрезы по 2см, и вставим голову снеговика.
6 Наши помощники для снеговика готовы!
Снеговик: Ой, ребята спасибо вам большое, теперь мы обязательно успеем приготовить подарки для ребят. За ваши труды, я сыграю с вами в игру.
Физминутка «Снеговик»
Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком - (ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь)
Вот такой (показывают величину кома меньше)
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)
Вот и вышел снеговик.
(ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок! (Имитация ходьбы с боку на бок).
Снеговик прощается с ребятами и уходит.Воспитатель сообщает детям, что изготовленные снеговики волшебные и должны будут остаться в садике на ночь, ведь волшебство случается в новогоднюю ночь, а после праздников ребята смогут забрать снеговиков домой.
Цель: освоение детьми конструирования по типу оригами, используя графический язык оригами.
1. Развивать умение складывать лист бумаги в разных направлениях.
2. Учить ориентироваться в схеме, используемой в качестве дополнительной зрительной опоры.
3. Учить анализировать образец: вместе с воспитателем выделять:
Существенные признаки,
Сравнивать,
Обобщать,
Делать выводы.
4. Развивать моторику мелких мышц рук, глазомер.
5. Воспитывать аккуратность, точность выполнения, внимательность, эстетический вкус.
Оборудование:
Театр на ковролине “Теремок”, звери,
Композиция на столе “Теремок”, звери,
Схемы теремка.
а) для воспитателя – демонстрационные материалы: образец изделия теремка (выполнен в технике оригами из большого листа бумаги);
б) для детей – бумажные квадраты разного размера и цвета, толщины (заготовки теремков), фломастеры.
Индивидуальная работа:
а) совмещение сторон и углов листа;
б)проглаживание сгибов.
План расположения.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(“Сказка “Теремок” на ковролине нет зайца)
Цель: настрой детей на предстоящую работу.
Здравствуйте, ребята!
Поздоровайтесь с гостями.
Проходите, садитесь.
2. Введение в тему.
(Мотивация – игровой момент).
По дороге к вам мне встретился один лесной зверь.
Отгадайте загадку, и узнайте, кто это?
Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Рисунок, игрушка зайца)
Идет и плачет. Так ему стало жалко.
Я и спрашиваю у него “Чего, заинька, плачешь?”
А он и отвечает: “Да как же мне не плакать, пришел медведь и сломал теремок. Теперь друзьям – зверям негде жить…”.
Проблемный вопрос: (на флонелеграфе “Термеок”).
Дети, как же помочь горю зверей?
Все остались без дома (варианты ответов для детей).
Иди, зайка, успокой зверей.
Скажи, что ребята построят новые теремки для них.
Но, посмотрите, все звери разные.
Кто самый большой? (Медведь)
А кто поменьше? Еще поменьше?, и совсем маленький?
Значит, дома будут одинаковые или разные? (По размеру и цвету).
Чем они будут отличаться? (Размером)
3. Открытие нового знания (образцы бумаги на столе около воспитателя разные по цвету, размеру и толщине).
Игра “Волшебный мешочек”.
Физкультминутка.
Цель: самостоятельность мышления (выбор цвета, размера, толщины листа), развитие речи (составление предложений), активизация двигательной активности (общей моторики, мелкой моторики).
Давайте узнаем, кто какому зверю построит теремок.
Доставайте зверя из мешочка, а на столе берите квадрат нужной величины.
Обратите внимание на цвет и толщину листа (дети выбирают заготовки)
Беседа с детьми:
Для кого ты будешь строить теремок?
Какой лист ты выбрал? (По размеру, цвету, толщине)
Почему? (Медведь – большой, и лист большой коричневый и лист коричневый бумага тонкая, чтобы легче было сгибать).
4. Анализ результата изделия (вопросно-ответной форме).
Цель: выяснение конструкции и способа получения формы.
(Демонстрация образца изделия: поделка “теремок” из большого листа бумаги).
Что это? (Теремок)
Воспитатель медленно перед глазами детей разворачивает образец закладки).
Чтобы домик получился такой же красивый, необходимо правильно сгибать бумагу:
1 правило: совмещение углов точное.
2 правило: линии сгибов тщательно проглаживать.
Как вы думаете, зачем соблюдать эти правила? (Чтобы теремок получился аккуратным, прочным, красивым).
5. Практическая работа детей.
1. Перегните лист по горизонтальной линии.
А. Показ воспитателем:
Внимательно посмотрите, как это выполняется.
Какие правила соблюдаем?
Б. Работа по схеме:
Посмотрите, на схеме стрелочкой показано, как необходимо перегнуть лист.
Что необходимо сделать?
Какие соблюдаем правила при работе?
2. Перегните лист по вертикальной линии (повтор).
3. Согните края к линии перегиба.
А. Показ действий воспитателем:
Внимательно посмотрите, как это делается.
Какие правила соблюдаем?
Б. Работа по схеме:
Что показывает стрелочка? (Сначала сгибаем в правую сторону, а потом в левую).
Внимание: сгибаем точно к середине.
В. Самостоятельная работа детей:
Что необходимо сделать?
Какие правила соблюдаем при работе?
4. Верхние углы согните внутрь и расправьте.
А. Показа действий воспитателем:
Соблюдаем правила.
Б. Работа по схеме:
Посмотрите на схему.
Кто догадался, что показывает стрелочка?
В. Самостоятельная работа детей
Индивидуальная работа с детьми: расправление углов внутрь.
5. Украшение “Теремков”.
Цель: развитие воображение, творчества, мышления, навыков рисования, самостоятельности.
Кто уже построил теремок, может разукрасить его.
Разукрасьте так, чтобы вашему зверю захотелось в нем жить.
6. Оценка готовых работ.
Цель: умение анализировать, делать выводы.
(Воспитатель прикрепляет свой теремок на ковролин).
Ну, уж в этом теремке всем места хватит.
Какие замечательные теремки получились.
Тебе какой теремок понравился?
Как ты думаешь, нравится ли твоей лисичке в нем жить?
Почему? (Аккуратный, красивый, крепкий, нарядный)
Выставка детских работ.
Отмечаются качественные работы.
Вывод: Ну, как ребята, справились мы с постройкой теремка? (Да)
Оказывается добрые дела всегда приятно делать!
Звери хотят вас отблагодарить и угощают вас!
Занятие по конструированию «Собачка».
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей со способами бумажной скульптуры.
Продолжать учить делить лист бумаги на треугольники.
Активизировать воображение детей, развивать мелкую моторику рук.
Совершенствовать навыки работы с ножницами и бумагой.
Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. Развивать творчество и эстетический вкус.
Материал;
Квадратные листы цветной бумаги 20х20, квадратные листы цветной бумаги 10х10, обрезки белой и красной бумаги, ножницы, клей.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений и рассказов о собаках.
Беседы о домашних питомцах.
Составление рассказов о собаках по картинкам.
Д/И «Собери целое», «Отгадай, о ком говорю», «Четвертый лишний».
Раскраски с изображением собак.
Ход занятия:
Организационный момент.
Сейчас я загадаю загадку и вы узнаете, кто к нам сегодня пришел в гости.
Лежит у крылечка,
Хвост колечком,
Лает, кусает,
В дом не пускает. (ответы детей)
Правильно! К нам в гости пришла собачка. Ее зовут Шарик. Посмотрите какая она красивая!
Это дикое или домашнее животное?
Как называется детеныши собаки?
Назовите части тела собаки.
Как нужно ухаживать за собакой?
Шарик говорит, что ему скучно без друзей. Давайте порадуем собачку и сделаем для нее товарищей.
Из какого материала сделана собачка?
Какие фигуры лежат у вас на столе?
Правильно! Собачка сделана из квадратов, разделенных на треугольники. Давайте вспомним, как разделить лист на квадраты. Итак, берем маленький квадрат, складываем его по углам цветной стороной наружу, приглаживаем линию сгиба верхней частью ножниц. Теперь уголки получившегося треугольника загибаем вниз. Это ушки собачки. Подклеиваем их, Теперь вырезаем два кружка из белой бумаги- это глаза собачки. И красный овал- носик.
(Дети самостоятельно выполняют работу, воспитатель следит за ними и при необходимости оказывает помощь).
Мордочка готова! А сейчас мы немного отдохнем и продолжим свою работу.
Физминутка:
Дружные щенята весело бегут,
А потом передние показали лапки,
Ну а лапки задние ставят все на пятки.
Покружились дружно щенята-удальцы.
Вот так! Вот так! Какие молодцы!
Теперь мы сделаем туловище собаки: складываем квадрат по углам, загибаем уголки назад, чтобы спинка стояла. И приклеиваем головку к тельцу.
Посмотрите, какие красивые собачки у нас получились!
Оценка работы:
Шарик, посмотри сколько друзей мы для тебя сделали. Сейчас они пойдут охранять дом, который мы с вами построили на прошлом занятии.
Цели:
- Повысить интерес дошкольников к конструированию в технике оригами.
- Учить детей конструировать из бумаги воздушного змея, применяя пооперационную карту.
- Закрепить навыки декора готовой поделки.
- Развивать словарный запас и выразительность речи.
Оборудование: пооперационная карта, квадраты из цветной бумаги, бумажная обрезь, разноцветные нитки, ножницы, клей.
Занятие для подготовительной группы по конструированию в технике оригами (кружок оригами)
Тема: «Воздушный змей»
Ход занятия
1. Орг.момент
Ребята, мы сегодня пришли в нашу мастерскую для конструирования. А что же мы будем конструировать? Послушайте стихотворение Сергея Михалкова.
(детям зачитывается стихотворение С. Михалкова «Воздушный змей»)
(демонстрируются картинки с воздушным змеем)
— Итак ребята, так что же необходимо, чтобы смастерить воздушного змея? (бумага, щепки, клей).
А какая должна быть погода, чтобы змей взлетел в небо? (ветренная)
Правильно, сегодня мы с вами будем конструировать из бумаги воздушного змея и запустим его в облака.
(выставляется пооперационная карта и образец воздушного змея, приклеенного к изображенному облачному небу)
Перед вами пооперационная карта конструирования воздушного змея, давайте попробуем в ней разобраться. Какой формы нам понадобиться лист бумаги? (квадрат)
Что нужно сделать с ним вначале? (свернуть по диагонали).
А что потом? (завернуть к диагонали, стороны которые прилегают друг к другу).
— Молодцы! А чтобы украсить получившихся воздушных змеев возьмем цветные карандаши, цветную бумагу и разноцветные нитки для хвоста.
Физкультминутка
Мы бумагу режем, режем (движение по тесту стихоторения)
Мы бумагу мнем, мнем
Мы бумага клеем, клеем
И на выставку несем.
Дети самостоятельно конструируют воздушного змея, используя пооперационную карту.
— Ну, вот ребята, мы и закончили свои поделки. У вас получились замечательные воздушные змеи. А как мы их делали? Кто расскажет?
— А теперь давайте запустим их в облака, как мальчик из стихотворения.